Чем понравилось произведение принцесса на горошине. «Принцесса на горошине

Анекдот:

Сказка "Принцесса на горошине".
- Как вам спалось, милая девушка?
- Я всю ночь не сомкнула глаз. Сначала я съела горошину, а потом
со мной та-а-акое началось!

Прошло более полутора веков, а сказку до сих пор читают родители своим деткам, потому что история короткая, и с хорошим подтекстом: Андерсен высмеивает изнеженность принцев и принцесс. Действие происходит в королевстве,
в котором никто не мог поверить, что промокшая под дождем девушка - принцесса. И решили устроить проверку».

Сказка начинается с того, что принц решил жениться на принцессе. Но только на настоящей. Но, поскольку не было критериев настоящей принцессы, принц объездил весь свет, и логично предположить, что настоящую принцессу он так и не нашел. Принцесс было много, сколько угодно, но он никак не мог узнать, настоящие они или нет. Всем им чего-нибудь да не хватало. Что он в них искал - какие качества, что он у них спрашивал и что они ему отвечали, остались загадкой. Соответственно, принц вернулся домой удрученный, - уж так ему хотелось найти настоящую принцессу. Где уж тут не удручишься - конфликт налицо. На русский манер - иди туда, не зная куда, найди то, не зная что.

Как это часто бывает в сказках, должно было что-то произойти во внешних обстоятельствах, помогающих «разрулить» неразрешимую ситуацию, причем с волшебным словом «вдруг». На этот раз выручила природа - однажды вечером разыгралась непогода. Самая настоящая непогода с громом, сверканием молний, дождем как из ведра. И именно в этот момент кто-то постучал в дверь. Поскольку слуги или где-то отсутствовали, или не посчитали нужным выходить во двор во время непогоды (не царское это дело), или просто не допустили мысли, что кто-то может в это время гулять, король сам выполнил эту миссию. То ли старость не давала покоя, то ли божественное провидение погнало его к воротам, но благодаря этому родилась сказка, которой более полутора веков.

Конечно же, за воротами никого другого и не могло быть. Ни заплутавшего путника, ни пастуха со скотом, ни свинарки. За воротами стояла принцесса. Но, боже, в каком она была виде. Потоки дождевой воды стекали по ее волосам и платью на носки туфель и вытекали из - под каблуков. Старый король по выступающим из - под платья носкам туфель и догадался, что это была принцесса. Потому что свинарок и пастухов в туфлях он отродясь не видел, и про это его родители тоже ничего не рассказывали. Короля возможно и смутило, почему принцесса одна гуляет в такую погоду, еще и называет себя настоящей принцессой. Но, туфли! Туфли, выглядывающие из - под длинного платья, перевесили сомнения короля в ее настоящности, и он запустил ее во двор своего королевства, подумав про себя: «Ладно, щас королева разберется, что к чему».

Возможно, король как-то неумело представил принцессу королеве, возможно принцесса не смогла внятно аргументировать принадлежность
к королевскому роду, и в коммуникации произошла помеха. Принцесса не вызвала доверия. Чем занимался в это время принц, и мог ли он вообще участвовать в этом процессе и повлиять на него, история, как говорится, умалчивает.

«Ну, это уж мы проверим», - подумала старая королева, но ничего не сказала и пошла в спальню. По сравнению с датской королевой наша простая Баба - Яга вызывает восхищение и гордость. Она и спрос учинит и накормит и напоит и спать уложит. Но это - в русских сказках.

Слуг почему-то рядом не оказывалось. Да, и зачем они были нужны, если старая королева обладала недюжинной силой и была крайне активна на столь сложные действа. Она собственноручно сбросила с кровати одеяло
и простыни и на голые доски положила горошину. Потом прикрыла эту горошину двенадцатью тюфяками, а поверх тюфяков набросала еще двенадцать перинок из гагачьего пуха. Я изумляюсь, как королеве с такими недюжинными силами и мужицкими качествами можно было понять качества изнеженной принцессы. Наверное, старая королева надеялась, что ее задумку не сможет выполнить ни одна из женщин, и поэтому ее сынок так
и останется с ней до скончания веков.

На эту кровать уложили принцессу, и там она провела всю ночь. Что она думала про гостеприимство королей и про принца остается тоже загадкой. Наутро на вопросы хозяев, как она спала, принцесса ответила: «Ах, очень плохо. Я почти всю ночь не сомкнула глаз. Один Бог знает, что такое попало ко мне в постель. Я лежала на чем-то твердом, и теперь у меня все тело в синяках. Это просто ужасно».

Возможно, принцесса не уснула от того, что была голодной, что белье было мокрым, что постель была непривычной, что она не выпила на ночь снотворного. Возможно, она сильно хотела замуж, и горошина под слоем тюфяков ей казалась мелочью. В итоге, практически без разговоров
и культуры общения все поняли, что принцесса была настоящей. Потому что все думали о своем, своем представлении о качествах настоящей принцессы, которые совпали. Во всяком случае, тест на принцессность (профпригодность) она прошла,
и принц тут же женился на принцессе, минуя этапы развития отношений (ухаживания, конфеты-букеты-поцелуи, помолвку). Вот так горошина и мамино волевое решение повлияли на судьбы.

Мог ли принц без горошины узнать настоящая принцесса или нет? Если нет культуры общения, в котором есть открытость, доверие партнеров, остается положиться только на горошину. Да и то вряд ли, потому что неизвестно лежит она в музее или ее кто-то украл.

2002 года), я внезапно — и в этом давно нет ничего удивительного, — начал размышлять. Так бывает, когда в детстве смотришь, и даже мысли не возникает о подтексте и вменяемости сюжета. А тут видишь ли, задумался, в чём же смысл столь странной истории о принцессе, которая под перинами почувствовала сухую горошинку? Как оказалось, не я один задавался этим вопросом. Ниже представлены (от обстоятельных до кратких) мнения из комментариев, не все — но этих достаточно.

(1) Не всё золото, что блестит.
Встречают по одежке, провожают по уму.
Никогда не верь первому впечатлению, оно всегда обманчиво.

Только немного больше узнав о человеке, можно делать какие-либо выводы.
Так и в этой сказке: просто одетую девушку нельзя было сразу назвать принцессой, однако жизненные привычки в любой ситуации расскажут сами все о человеке, ведь то, к чему человек привык, как он сформировался умственно, трудно скрывать.

(2) Смысл сказки в том, что люди, оказывается, не все одинаковы, а отличаются друг от друга своим уровнем интеллигентности, развития нравственности, природной мудрости. Всего на одной странице, Андерсен определил всю философию нового времени. Принцесса пришла в рубищах, босая и замерзшая. За ней стелется шлейф необыкновенной истории, которую мы не знаем. Но она принцесса, и в этом ее суть. И достаточно всего одной горошины, чтобы понять это.

(3) Способ проверки подлинности принцессы всего лишь образ. Очарование принцессой происходит ещё до проверки горошиной. Если бы она не понравилась королевскому семейству, королева не пошла бы на такой риск — вручить судьбу сына и свою воле случая. То есть, мнение о незнакомке сперва таково: девушка хороша, но не обманулись ли мы? Чтобы удостовериться в том, что избранница действительно достойная, в жизни понадобились бы годы жизни с ней. В сказке же всё можно проверить горошиной. Сказочное свойство горошины — дать подтверждение — да, это именно та. А коль подтверждение получено, вот вам и доказательство, что и в лохмотьях может быть золотая, благородная, чистая душа.

(4) Принцесса не замуж шла, просто попросилась на ночлег, голодная и холодная, а коварная королева подсунула ей горошину в виде испытания. Принцесса утром разохалась от синяков, оставленных градинами (накануне она забегалась, промокла, разволновалась + твёрдые осадки побили), а потенциальная свекруха решила, что заполучила невестку голубых кровей. Сказка на внимательность.

(5) Способность почувствовать горошину дает право предполагать в человеке возможность почувствовать и состояние находящегося рядом человека, его боль, радость, сомнения. А там рядом и сочувствие, и соучастие. А еще и то, что принцесса сказала о том, что ей плохо спалось — это же ведь открытость!

(6) Главный смысл сказки состоит в том, что, если человек хочет что-то узнать, он обязательно придумает, как это сделать. Сказка учит быть сообразительным и находчивым, придумывать оригинальные решения для достижения цели.

(7) Смысл в том, что люди высшего общества привыкли к самому лучшему. Это стиль жизни принцессы не спят на тюфяках они не служанки. Поэтому и подвох чувствуют сразу. Без таких принцесс в реальной жизни не было бы класса люкс.

(8) Сказка учит нас не подразделять людей на нищих и богатых, то есть учит тому, что все люди равны. А встречать всегда людей лишь по одёжке — неправильно, нужно учиться доверять людям. Ведь суть человека в его внутреннем мире.

(9) Данная сказка — насмешка над королевскими кровями. Автор высмеивает знать, ржет над родителями принца и их критериями поиска жены своему сыну.

(10) Смысл в том, что сейчас принцесс настоящих не осталось. Спим на своих жестких кроватях с ортопедическим матрацем и ни одного синяка с утра.

(11 ) Горошина символизирует нечистую совесть.
Как ее не прикрывай, настоящая принцесса не сможет спать спокойно.

(12 ) Конечно же, всё может быть, но вот для меня мораль сказки такая: если чувствуешь себя принцессой, даже драные лохмотья тебе не будут помехой.

(13 ) Мне кажется... просто им нужна была "породистая" жена, а не какая-нить самозванка деревенская с улицы, вот в этом смысл, наверное.

(14 ) Мораль — оказаться в нужное время в нужном месте, подслушать и подсмотреть, как тебя будут испытывать. PS: Добавил не знаю зачем... а вдруг?

(15 ) У сказки нет морали. Мораль бывает у БАСНИ! Для этого данный жанр и создавался. А сказка — это отражение действительности, созданное творчеством. И Андерсен не морализирует, он показывает мир во всем его многообразии.

Такие дела, некоторые мнения в чём-то похожи, многие чисто домыслы — воображение рисует детали. Вы как думаете, какой номер близок к истине? Возможно, у кого-то включился СПГС. Что касается меня, то я склоняюсь к варианту 15 и 9.