Что значит домашнее обучение в школе. В школу больше не пойдем! Или особенности домашнего обучения

Звонки, парты, суровые, но справедливые учителя, лучшие друзья-одноклассники – можно ли обойтись без этих атрибутов детства? Еще каких-то десять - пятнадцать лет назад, казалось, что нет альтернативы, школьное образование было обязательным и отвертеться от посещения классов удавалось немногим. По своему графику учились маленькие циркачи и спортсмены, актеры и музыканты, дети дипломатов. Все остальные исправно отсиживали уроки. В 1992 году вышел указ, согласно которому любой ребенок получал возможность учиться дома и сдавать экзамены экстерном. И семейное образование (или хоумскулинг) достаточно быстро вошло в моду. Выбирают его самые разные люди – продвинутые веганы и йоги, противники смешанного или светского обучения, фрилансеры и вольные путешественники, родители детей с ограниченными возможностями и даже самые обычные папы и мамы, у которых с детских лет осталось отвращение к традиционной школе. Хорошо это или плохо?


Плюсы домашнего обучения

Дети учатся тогда когда хотят и так, как им удобно.

Исключено давление со стороны педагогов и сверстников.

Нет необходимости соблюдать ненужные правила и ритуалы.

Возможность контролировать моральные, этические нормы.

Возможность жить по естественным биологическим часам.

Возможность изучать особые предметы – редкие языки, искусство, архитектуру и т.д. с детства.

Обучение проходит в щадящей домашней обстановке, снижен риск школьных травм, проблем с осанкой и зрением.

Индивидуальная программа помогает воспитать личность.

Сохраняется тесный контакт родителей и детей, исключено постороннее влияние.

Возможность освоить школьную программу меньше, чем за 10 лет.


Минусы домашнего обучения

Ребенок не получает социализацию, опыт взаимодействия с «типовым» коллективом.

Необходим постоянный контроль родителей за процессом учебы.

Нет жесткой дисциплины, необходимости постоянной работы «от звонка до звонка».

Не набирается опыт конфликтов со сверстниками и «старшими по званию».

Возникают трудности с получением дипломов, поступлением в высшие учебные заведения.

Родители не всегда в состоянии обучить точным предметам или искусствам, системному мышлению.

Гиперопека родителей может привести к инфантилизму или эгоцентризму у ребенка.

Житейская неопытность станет помехой при начале самостоятельной жизни.

Навязывание нетрадиционных взглядов, жизненных ценностей ограничивает ребенка.

Ребенок привыкает к образу «белой вороны», «не такого как все».


Классная комната

Необходимость домашнего обучения обуславливается несколькими факторами – образом жизни родителей и особенностями ребенка. Семье из мегаполиса, в которой и папа, и мама работают в офисах «с девяти до пяти», практически невозможно, да и бессмысленно переводить ребенка на экстернат – нанять ему педагога по всем предметам достаточно сложно. Для такой формы учебы нужен взрослый, который сможет выделять хотя бы несколько часов в день для занятий с ребенком, контакта с образовательным учреждением и контроля самостоятельных уроков.

Домашнее обучение – оптимальный вариант для семей, которые вынуждены много путешествовать, переезжать из города в город, жить за границей, в небольших удаленных поселках вдали от приличных школ. Индивидуальные занятия или неполное посещение школы необходимы тяжелобольным детям, при некоторых особенностях развития (аутизм, СДВГ) или ограниченных возможностях, усыновленным детям с тяжелой педагогической запущенностью. Временное домашнее обучение (на один учебный год) – часть реабилитации после тяжелых стрессов и психотравм, опасных заболеваний и т.д. В некоторых ситуациях на экстернат имеет смысл переводить одаренного ребенка с аутичными чертами личности. Индивидуальное обучение вряд ли подходит общительным, активным экстравертам, а также безынициативным, ленивым и неспособным к самодисциплине малышам.

Формы домашнего обучения

Анскулинг – отказ от школы и школьной программы вообще. Приверженцы анскулинга считают, что лучше знают, чему и как учить своих детей, сомневаются в необходимости среднего образования, ЕГЭ и т.д. Фатальное следствие анскулинга – к 16-17 годам ребенок уже не сможет освоить знания, необходимые для поступления в ВУЗ и приобретения сколь-нибудь сложной профессии. В России анскулинг формально запрещен.

Собственно домашнее обучение – индивидуальные занятия со школьными педагогами на дому, сдача контрольных, экзаменов и т.д. Оформляется по медицинской справке при невозможности посещать школу.

Частичное домашнее обучение – посещение нескольких уроков в день или в неделю. Часть инклюзивного образования для детей с особыми потребностями. Оформляется по медицинской справке.

Экстернат – самостоятельное обучение на дому со сдачей экзаменов и контрольных, без посещения школы. Оформляется по договоренности у руководства школой.

Дистанционное образование – обучение через Интернет, контакт с преподавателями по скайпу или на форумах, выполнение домашних заданий и контрольных в режиме он-лайн. Оформляется у руководства школой.

Массовая школа не зря называется «массовой», она рассчитана на усредненное большинство детей, домашнее обучение предполагает индивидуальный подход. Что лучше для вашего ребенка – решать только вам!

Все чаще родители, стараясь индивидуализировать образовательный процесс своих детей, обращаются к понятию «домашнее обучение». Особенно это характерно для начальной школы, когда малыш может быть морально и физически не готов к одновременному смену образа жизни, качественному усвоению потока новой информации, необходимости социализации и активной конкуренции в среде сверстников.

Некоторые родители еще только обдумывают возможные последствия принятия на себя роли педагогов, а другие уже активно включились в работу, составляя планы на следующий год.

Домашнее обучение - что это такое?

Не секрет, что десятилетняя программа школы может быть изучена значительно быстрее при индивидуальном подходе к образовательному процессу. Понимая это, родители выбирают домашнее обучение как реальную возможность помочь детям сэкономить время и приобрести более широкие и полезные в современном мире знания. Осваивая стандартные предметы, ребенок одновременно овладевает дополнительными навыками альтернативной направленности, поэтапно формируясь в разностороннюю личность.

Надомная подготовка временного или постоянного характера вызвана необходимостью: медицинскими противопоказаниями к посещению школы ребенком. В этом случае ученик официально закреплен за образовательным учреждением, и оно несет полную ответственность за его знания и успешную аттестацию.

А вот «семейное обучение» как раз является синонимом homeschooling, предусматривая открепление ребенка от школы и возложение ответственности за его подготовку целиком на родителей. Учебное учреждение может быть только одной из сторон контракта в случае организации аттестации - промежуточной или итоговой.

Правовые нормы подготовки учащихся по очно-заочной форме

В 2012 году вышел "Закон об образовании". Его суть в том, что дети теперь могут получать образование в организованном порядке: в школах и вне их. Обучение в школах делится на очное, заочное (система экстерната) и очно-заочное (надомное, домашнее). Подготовка учащихся вне учебного заведения определяется терминами «семейное образование» и «самообразование», с адекватно вкладываемым в них смыслом.

Ребенок по медицинским показаниям имеет право на индивидуально разработанные параметры преподавания ему предметов, в соответствии со статьей 34 Федерального закона "Об образовании".

Домашнее обучение законом предусмотрено в следующих случаях:

  • необходимость длительного лечения;
  • инвалидность;
  • операция и последующая длительная реабилитация;
  • психоневрологические нарушения (эпилепсия, неврозы, шизофрения).

Для больных детей могут быть созданы как условия для обучения на дому, так и облегчение требований к посещению школы: дополнительные выходные дни, освобождение от уроков.

Количество часов нагрузки определяется специальными стандартами в зависимости от класса (обычно от 8 до 12 уроков в неделю).

Закон также предусматривает:

  • заключение контракта родителей с учебным заведением;
  • предоставление ребенку необходимой техники для дистанционного формата получения знаний;

  • правила приема ребенка с ограниченными возможностями в школу;
  • смену учебного заведения;
  • нормы аттестации и выдачи документов об образовании.

Готовясь по индивидуальной программе, дети осваивают предметы в соответствии со школьным планом, а также пишут контрольные, самостоятельные, творческие работы, сдают промежуточные тестирования.

Чтобы перевести на домашнее обучение своего ребенка, родители предоставляют в школу заявление и справку, выданную медкомиссией, на основании которой дирекция издает приказ и составляет расписание уроков.

Подготовка больных детей

В соответствии с диагнозом педагоги разрабатывают рабочие программы домашнего обучения по всем предметам.

Подготовка по такой системе может происходить как персонально, через визит педагога к ребенку, так и дистанционно.

Программы учитывают:

  • достижение к концу процесса определенных поставленных задач;
  • количество часов по каждой теме;
  • формы контроля знаний.

Основное внимание при разработке индивидуальных схем подготовки больных детей уделяется следующим направлениям:

  • умению выражать собственные мысли;
  • освоению терминологии конкретного предмета;
  • тренировке памяти;
  • стимулированию творческого мышления.

Большую роль играет воспитательный процесс: развитие силы воли, коммуникабельности, ответственности, понимания значимости изучаемой дисциплины.

Семейное образование: пункты закона

Домашнее обучение в России реализовывается также формой получения знаний вне школы.

Родители обязаны в письменной форме уведомить местные органы самоуправления и дирекцию образовательного учреждения, что они берут на себя полную ответственность за дальнейшую подготовку своих детей. Для прохождения промежуточных и итоговой аттестации заключается также контракт со школой об экстернате. С этих необходимых процедур начинается процесс семейного образования.

Наличие просроченных академических задолженностей недопустимо. Это может быть прецедентом для перевода на очную систему обучения в школу без возможности выбора способа подготовки в дальнейшем.

"Закон об образовании" регламентирует правовые нормы семейного обучения в следующих статьях:

  • Статья 17 - о видах учебного процесса.
  • Статья 33 - о системе экстерната.
  • Статья 44 - о правах родителей и детей.
  • Статья 58 - о неудачной аттестации и ее последствиях.
  • Статья 63 - о необходимости извещения органов самоуправления.

Также имеется письмо Министерства образования с разъяснениями, как перейти на домашнее обучение. Homeschooling в России, таким образом, регламентирован законодательными актами и полностью реализует демократические права и свободы граждан.

Почему родители решают учить детей самостоятельно?

Подготовка детей вне школы - серьезный шаг семьи и требует понимания всего комплекса проблем, которые могут сопровождать процесс образования.

Причины, в связи с которыми выбирается домашнее обучение:

  • идеологические - нежелание воспитывать ребенка в рамках общей системы;
  • религиозные;
  • перегрузка ребенка в спортивных, музыкальных, художественных школах, вызванная основным увлечением и планируемой дальнейшей карьерой;
  • психологическая неготовность малыша к адаптации в большом коллективе;
  • желание родителей защитить ребенка от пагубного влияния школы (стрессов, плохих компаний);
  • возможность учиться далеко за пределами цивилизации - в глухих родовых поместьях, так популярных в последнее время;

  • ребенок может перемещаться вместе с родителями к их местам работы в разных концах мира;
  • недовольство семьи качеством школьного образования.

Плюсы домашнего обучения детей полностью зависят от причин перехода на него.

А вот к минусам следует отнести возлагаемую на семью ответственность не только за образовательный процесс ребенка, но и за его последующую адаптацию в обществе, возможный дефицит общения со сверстниками и отсутствие опыта выстраивания отношений с системой, существующей за пределами семейного мира. Стоимость необходимых частных услуг репетиторов также может быть весомым фактором.

Возможно, минусы носят субъективный характер и вполне преодолимы?

История семейного образования, или «Мы все учились понемногу...»

Домашняя подготовка по разным предметам - давняя традиция русского общества досоветского периода, пришедшая из Византии вместе с христианством. Штудировали тогда церковные книги: Псалтырь, Часослов, Евангелие.

В Петровскую эпоху широкое распространение академического образования инициировало стремление к просвещенности в разных кругах общества. В качестве учителей и гувернеров привлекались иностранцы. Целая серия сатирических произведений, высмеивающих принципы провинциального воспитания, раскрывает убожество и недалекость мелкопоместного дворянства и нанимаемых им «педагогов». Тем не менее в качестве учителей могли выступать и очень талантливые люди, как баснописец Крылов или поэт Жуковский (детский наставник императора Александра II).

В целом домашнее обучение детей имело задачей привить манеры, дать начальные знания в математике, письме и иностранных языках, научить выражению своих мыслей (устному и письменному), то есть подготовить к следующей ступени получения знаний - академической.

Образование в семье в свое время получили многие известные люди России: Пушкин, Бунин и даже более близкие к современной эпохе, например физик Гинзбург, основоположник космонавтики Циолковский, конструктор Королев, маршал Рокоссовский, создатель водородной бомбы Сахаров.

В советский период учить детей можно было только в школах. Это позволяло государству регулировать воспитательный процесс подрастающего поколения.

А как за рубежом?

Пожалуй, всем известна легенда о Томасе Эдисоне, которого школьные педагоги признали неспособным к наукам, вследствие чего его подготовкой занималась мать, причем весьма успешно.

Истории известны другие знаменитые иностранцы, получившие семейное образование (homeschooling): Франклин Рузвельт, Луи Армстронг, Чарльз Диккенс, Уолт Дисней, Агата Кристи, Авраам Линкольн, Пьер Кюри, Клод Моне, Чарли Чаплин.

Все эти прекрасные примеры лишь подтверждают, что хорошее домашнее обучение детей - залог их успешного будущего.

К сожалению, несмотря на то что homeschooling - термин англосаксонского происхождения, в большинстве европейских стран разрешенный законодательно процесс семейной подготовки детей по факту имеет много проблем. Среди них можно назвать навязчивый контроль со стороны инспекторов, особенности организации аттестации, умышленное занижение баллов при тестировании.

Наиболее демократичный подход к системе семейного образования в США. Для поступления в вуз ребенок может представить анкету, заполненную родителями, со списком изученных предметов и проходить испытания по необходимым наукам в общем потоке. Другими словами, государственный аттестат не нужен вообще.

Как выстроить процесс семейной подготовки

После прикрепления ребенка к школе, которая будет проводить промежуточные тестирования, надо переходить к обучению. Основные подготовительные этапы состоят в:

  • получении учебников;
  • выяснении у учителей списка необходимой дополнительной литературы по изучаемым темам;
  • определении возможных требований на экзаменах;
  • составлении программы домашнего обучения;
  • формировании расписания занятий с перечнем дисциплин к освоению.

Как может быть построен процесс:

  1. Чтение и пересказ параграфа в учебнике, ответы на вопросы.
  2. Просмотр видеоролика по теме урока.
  3. Выполнение теста или творческого задания по материалам Интернета.

В день обычно проводится 2-3 занятия по разным предметам. Свободное время можно посвятить спорту, развитию творческих навыков: музыке, танцам, рисованию, углубленному изучению интересного материала, иностранных языков, а также общению со сверстниками и прогулкам на свежем воздухе.

Плюсы налицо: не нужно покупать школьную форму, сдавать деньги на шторы, ремонт класса и подарки учителям. В условиях домашнего обучения занятия проходят в максимально комфортных условиях как по времени проведения, так и по выбору удобной позы, допустимости выражения любого мнения, с возможностью перекусов и отдыха.

Обязательные тесты проводятся в 9 и 11 классах, поскольку предполагают выдачу документов об образовании. Также может быть осуществлен контроль знаний за начальную школу (после 4-го класса). Остальные экзамены не являются обязательными.

Учиться дома - это просто!

Информационная среда предлагает в широком доступе возможности для овладения не только школьными предметами, но и серьезными академическими дициплинами.

Она также насыщена:

  • тематическими библиотеками;
  • фондами видеороликов;
  • on-line курсами;
  • ресурсами дистанционного обучения в образовательных учреждениях;
  • различными форматами широкого общения.

Поэтому домашнее обучение маникюру, парикмахерскому мастерству, вязанию, столярному делу, ремонту помещений - обычная практика интересующихся людей, которым нужны практические знания.

К сожалению, получить диплом пока можно только в аккредитованных учреждениях, оплатив им стоимость обучения или тестирования.

Будущее семейного образования

Современный мир требует большей поворотливости от школьной системы, которая десятилетиями остается практически неизменной - стандартный набор предметов с постоянным количеством учебных часов.

Между тем в некоторых странах для поступления в вузы требуется сдать тестирование по ограниченному кругу дисциплин: родному и иностранному языку, истории, математике, информатике. Получается, что остальные изучаемые в школе предметы могут оказаться нужными только в случае специализации абитуриента по какой-то тематике.

Семейное образование в настоящее время стремится к преодолению разрыва между школьной системой и требованиями, предъявляемыми быстро развивающимися технологиями с узкоспециализированной направленностью. Эти процессы происходят во всем мире.

Поэтому домашнее обучение будет набирать сторонников, по крайней мере в интеллектуальной среде, а объемы его с течением времени увеличатся, подталкиваемые процессами глобализации:

  • упрощением перемещения между странами;
  • возможностями быстрых коммуникаций;
  • снижением стоимости информационных ресурсов;
  • распространением системы freelance как наиболее удобной в ряде хозяйственных областей;
  • переходом торговли на основные обороты в Интернете;
  • развитием дистанционных форм обучения;
  • перестройкой мышления современных детей с процесса запоминания на умение находить и структурировать нужную информацию;
  • более высокими требованиями к специализации знаний в промышленности и народном хозяйстве;
  • растущим стремлением людей к независимости от государства и его институтов.

Семейное образование - перспективная система подготовки детей, обеспечивающая широкие горизонты для развития творческого потенциала, независимого мышления, одновременного прохождения программ российских и иностранных школ с параллельной аттестацией.

Главное, чтобы оно не походило на сатирический короткометражный фильм «Домашнее обучение», где родители выглядят сумасбродами с сумасшедшими идеями, а ребенок ограничен в общении со сверстниками, ведя навязанную ему жизнь отшельника.

Ни для кого не секрет, что качественное образование в наши дни играет очень большую роль. Люди с высоким уровнем квалификации востребованы всегда и везде, они нужны в профессиях как гуманитарной, так и сугубо научной сферы.

Школа и домашнее образование

Одним из первоначальных этапов получения базы систематизированных знаний является школа. Заканчивая ее, человек получает минимум тех навыков и качеств, которые необходимы ему в жизни. На протяжении многих лет не возникало даже и вопроса о том, нужно ли вообще посещать школу и является ли это обязательным, ведь данный факт считался непреложным, являлся обязанностью каждого ребенка и подростка. Сегодня люди все чаще слышат фразу "домашнее обучение в школе". Что это такое - миф или реальность?

Как оказалось, такой вид образования становится все более популярным в нашей стране. Все больше и больше детей совместно с родителями решают выбрать обучение на дому.

Причины перехода на домашнее обучение

Это происходит по большей части из-за несовпадения интересов школы и учеников: многие считают, что школа не дает действительно нужных знаний и полезных навыков, и предпочитают организовывать свое расписание самостоятельно. Другие - талантливые дети-спортсмены или художники и пр., которые не могут ежедневно посещать школу и тратить время на выполнение объемных домашних заданий, поскольку много работают над достижением поставленной цели. Иные вынуждены прибегнуть к индивидуальному обучению на дому по причине тяжелой болезни, инвалидности. Иногда возникают ситуации, когда ребенок категорически отказывается посещать учебное заведение из-за постоянных конфликтов с одноклассниками и учителями, и тогда выходом может служить семейное обучение. Но как перейти на домашнее обучение в школе, какие могут быть последствия? Домашнее обучение в школе - что это такое и чем отличается от других, эти и прочие вопросы лучше изучить заранее.

Виды и характеристики домашнего обучения

В мире приняты шесть разновидностей обучения на дому:

  • Семейное обучение. Оно предполагает организацию учебного процесса родителями, выступающими в роли учителей самостоятельно, либо приглашения преподавателей. В этом случае ученик прикрепляется к школе и имеет право посещать ее. Однако, по решению семьи ему будет лучше проходить Учеба проходит на основании официально установленной программы с ежегодной аттестацией. Также для того, чтобы получить настоящий диплом, подтверждающий окончание школы, ребенку нужно будет сдать экзамен.
  • Домашнее обучение с частичным посещением школы. Такой вариант подходит для детей, имеющих определенные медицинские показания, ограничивающие посещение учебного заведения. Ребятам с рядом болезней разрешается частично посещать занятия, чтобы не сильно отставать от своего коллектива.
  • Домашнее обучение в школе. Что это такое: по состоянию здоровья некоторым детям показано надомное обучение. В этом случае ребенок изучает общеобразовательную программу школы, в которой он зарегистрирован, с учителями, но также допустимы варианты самостоятельного обучения ребенка. Сдача контрольных и экзаменов тоже осуществляется на дому. Такой вариант разработан специально для ребят с ограниченными возможностями здоровья. Но получить разрешение на такую форму образования представляется возможным только при наличии соответствующего постановления медицинской комиссии.
  • Экстернат. Идеально для ребят с высоким уровнем знаний, которым намного легче дается среднестатистическая школьная программа. Ребенок сдает экзамены сразу (часто на два-три года вперед) без каких-либо промежуточных контрольных и прочих испытаний. Он может быть оформлен для детей любого возраста.
  • Дистанционный способ. В эпоху высоких технологий этот метод обучения отлично подойдет ученикам, проживающим далеко от школы или желающим получать знания от более квалифицированных педагогов. Это может стать как дополнением к посещению школы, так и полностью заменить его. Обучение и общение с преподавателями проходит дистанционно. Все необходимые материалы можно будет получать из своеобразной онлайн-системы. Но ребенок может и напрямую общаться с преподавателями (например, через такие приложения, как Skype), а все контрольные будут проходить в режиме онлайн. Все детали данного метода согласуются с администрацией школы.
  • Анскулинг. Он является самым радикальным вариантом обучения. Основывается на полном исключении школы из жизни. Родители самостоятельно обучают детей, без ориентации на какую бы то ни было программу. Из-за этого неизвестно, сможет ли ребенок полноценно развиваться и жить в обществе дальше. По вышеизложенной причине данный вид индивидуального обучения на дому запрещен во многих странах мира.

Законные основания перехода на домашнее обучение

Возможность перехода на домашнее обучение подтверждена га законодательном уровне. Данный вопрос регулируется в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 21.12.2012 года с изменениями и поправками 2016-2017 года.

Государственная помощь

Федеральный гласит, что государство оказывает помощь семьям, в которых дети перешли на домашнее обучение.

Можно узнать больше о государственной поддержке детей, состоящих на домашнем обучении, изучив разъяснительное письмо Министерства образования Российской Федерации "Об организации получения образования в семейной форме".

Переход на домашнее обучение

Как перейти на домашнее обучение правильно, без вреда для ребенка? Это один из первых вопросов, который задают родители, решив перевести детей на домашнее обучение. К теме хоумскулинга в России предвзятое отношение. На основании сложившихся традиций и методик образования, культуры в целом и устоев общества это считается не то чтобы неприемлемым и неправильным, а, скорее, непривычным. Хотя сейчас и происходит ориентация на Запад и формы преподавания "за бугром", российский народ еще не совсем готов к такому способу получения элементарных знаний. Однако, если решение принято, а тем более нужно домашнее обучение в школе по состоянию здоровья, то нужно неотложно приступать к действию.

Алгоритм действий

Обычно все одинаково, за исключением варианта, когда обучение на дому требуется детям с ОВЗ:

  • Нужно твердо знать, какой вид обучения в домашних условиях подходит ребенку.
  • Если причиной является инвалидность, необходимо собрать весь пакет документов, подтверждающих это (полный список справок и медицинских показаний можно взять в департаменте образования).
  • Получив удовлетворительный ответ комиссии, написать заявление на имя директора выбранной школы или в департамент образования, ссылаясь на Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 21.12.2012 года и приложив все медицинские документы.
  • Надо найти школу, в которой принято положение о надомном обучении.
  • Далее обязательно составление рабочей программы домашнего обучения, которая удобна и необходима конкретному ребенку. Будут отобраны учителя, которые смогут обучать его дома, а родители будут вести учет успеваемости.
  • Если же у детей нет каких-либо ограничений по здоровью, мешающих посещению школы, то достаточно решения родителей и заявление на имя школьного директора. Также будет собрана комиссия, куда, скорее всего, пригласят и самого ребенка с целью узнать его отношение к вышеизложенной идее. После заседания будет вынесен окончательный ответ, и тогда ученик будет прикреплен к школе, куда будет приходить для обязательной аттестации

Важные моменты

Родителям желательно знать некоторые тонкости перед тем, как устроить ребенка на домашнее обучение:

  • Дети, состоящие на семейном обучении, на основании договора, заключенного с администрацией выбранной школы, имеют право вернуться на очное школьное обучение в любое время.
  • Договор о семейном образовании, подписанный администрацией школы, может быть расторгнут ею в случае неудовлетворительных результатов пройденной аттестации.
  • Если ребенок, переходя на домашнее обучение, вынужден покинуть учебное заведение, в которое ходил ранее, его администрация может заставить написать заявление об исключении. Но это не подкреплено юридически, а значит, дает право не выполнять просьбу. Ведь иногда переход на хоумскулинг не дает ожидаемых результатов, и возникает потребность вернуть ребенка на очное обучение, а прежняя школа является самой удобной.

Преимущества и недостатки

  • Удобный, гибкий график учебы.
  • Отсутствие принуждения со стороны учителей и унижения, насилия со стороны учеников.
  • Более углубленное изучение любимых предметов.
  • Шанс предотвращения дурного влияния со стороны сверстников.
  • Снижение общего риска ухудшения здоровья (проблем со зрением, позвоночником, нервной системой);
  • Возможность ускоренного освоения школьной программы.
  • "Не-принадлежность" к серой, общей массе со стандартизацией знаний.
  • Отсутствие жесткой дисциплины.
  • Полный родительский контроль, большая ответственность.
  • Возможность развития комплексов неполноценности из-за обучения в одиночку.
  • Нет постоянной социализации со сверстниками, что делает ребенка менее опытным в жизни (хотя с этим можно поспорить, учитывая, что ребенок будет посещать различные кружки по интересам, мероприятия, если ему организуют развлекательную программу, а также дружеские и родственные встречи).
  • Знаний родителей не всегда бывает достаточно для полноценного образования ребенка.

Домашнее обучение – альтернатива школьному. Продуктивно ли оно и как правильно его организовать?

Для того, чтобы успешно организовать обучение ребенка на дому необходимо

  • Выбрать школу, к которой будет приписан ученик и в которой впоследствии будет проходить аттестацию.

С начала 90-х годов по закону любой человек, являющийся гражданином Российской Федерации, имеет право обучаться на дому, но для получения необходимых документов об образовании необходима аттестация в подходящем по уровню государственном образовательном учреждении.

Юридически родители имеют право приписать своего ребенка к любому учебному заведению по своему желанию, но на практике меньше вопросов и проблем возникает при выборе школы, которая уже имеет «штат» учеников на домашнем обучении.

  • Написать заявление на имя директора школы с просьбой перевести ребенка на домашнее обучение.

По сути, это единственный документ (кроме, конечно, копий паспортов родителей, свидетельства о рождении ребенка и фотографий), который требуется от родителей, решивших, что их ребенок будет обучаться дома. В устной беседе с директором в качестве причины такого выбора следует назвать особые семейные обстоятельства, например, частые командировки или любовь к путешествиям. В заявлении нужно обозначить, что всю ответственность за качество знаний ребенка родители берут на себя в силу того, что это их самостоятельное решение без особых объективных на то причин (как, например, состояние здоровья ребенка).

После того, как ребенок будет официально приписан к школе, нужно будет решить, как часто и по какой схеме его будут аттестовывать. Сдавать экзамены, практические и лабораторные работы он может как раз в неделю, так и один раз в полугодие опять же по согласованию с администрацией школы.

  • В случае необходимости следует предоставить медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка.

Для надомного обучения, когда школьные учителя приходят к ученику домой для проведения урока, необходима специальная медицинская справка, выданная клинико-экспертной комиссией (КЭК) медицинского учреждения. Если ребенок страдает заболеваниями, которые препятствуют его обучению в обычной школе, то по заключению КЭК он может рассчитывать на бесплатное обучение наравне со всеми гражданами России.

  • Получить программу и рекомендации по необходимому объему и качеству знаний, которые должен иметь ребенок по окончании отчетного периода.

Важно помнить о том, что выбирая домашнее обучение, родители серьезно должны быть озабочены качеством знаний, которые получит их ребенок. По истечении отчетного периода - недели, месяца, четверти или полугодия, в зависимости от договоренности со школой - ребенок должен будет успешно сдать положенные тесты и экзамены для того, чтобы быть аттестованным. В противном случае, будет рассматриваться вопрос о том, что домашнее обучение для него не эффективно и не представляется возможным.

Для того, чтобы не попасть впросак, определиться с тем, кто и как будет обучать ребенка на дому, родителям имеет смысл заранее получить программу обучения, обговорить с директором или завучем сложные моменты, пункты, на которые следует обратить особое внимание и т.д.

  • Определиться с формой домашнего обучения.

С появлением законодательно закрепленного права гражданина самому выбирать, и соответствующие документы об образовании, стали распространяться не только сети частных школ, но и домашнее обучение также получило свое развитие. В настоящее время существует три формы организации образования на дому.

Формы домашнего обучения

Надомное

Надомное обучение организуется силами школы, к которой приписан ученик, не способный из-за состояния здоровья обучаться на общих основаниях. Для тех, кто выбрал домашнее обучение без видимых на то причин, надомное обучение не может быть доступно.

Предоставив необходимые медицинские справки, ученик имеет право на то, чтобы учителя школы, к которой он приписан, проводили с ним индивидуальные занятия у него на дому. Данные уроки полностью дублируют школьную программу, а их качество полностью зависит от того, насколько добросовестно относятся к внеклассной работе.

Семейное

Семейное обучение организуется также после принятия заявления от родителей о домашнем обучении ребенка в одной из школ и согласования порядка аттестации ученика.

Классы семейного типа создаются при полной инициативе и , которые сами выступают в роли педагогов младших классов, а позже и учителей-предметников. Беря на себя ответственность за качество образования детей, родители вправе составить свою программу, дополнить необходимыми на их взгляд дисциплинами, скажем, начальную школу, изменить подход к изучению какого-то предмета по своему усмотрению. Но они должны помнить, что в конце четверти или полугодия в зависимости от договоренности со школой ребенок должен будет сдать экзамен, чтобы подтвердить, что он получил те же знания, что и его сверстники, находившиеся все это время за школьной партой. В остальном же родители вправе проявлять фантазию и творчество, изобретая новые формы и подходы для того, чтобы их детям было веселее и интереснее учиться.

Экстернат

Экстернат является самой известной формой индивидуального обучения и часто ассоциируется с одаренными детьми, такими, как Майкл Кевин Кирни, который окончил среднюю школу экстерном в 6 лет, а в десятилетнем возрасте попал в книгу рекордов Гинесса как самый молодой выпускник университета.

Для образования и получения аттестата по форме экстерната целесообразным является найти школу с опытом подобной работы, где есть ответственный (как правило, один из завучей) за организацию экстерната в данном учебном заведении. Как правило, в такой школе уже есть группа детей, с которой ведется работа по данной форме.

После заполнения соответствующих документов, родители получают на руки и зачетную книжку, и затем 2 раза в год ребенок сдает экзамены по предметам для того, чтобы переходить из класса в класс.

Если у ученика есть возможность и способности усваивать знания быстрее, чем это прописано в плане, он может переходить в следующий класс раз в полгода, а не раз в год, как все остальные дети. В этом и заключается суть экстерната.

Как правило, родители, нацеленные на экстернат, сразу же нанимают репетиторов, чтобы они смогли быстро и качественно обучить ребенка предмету.

По официальной статистике, имеющейся за 2007 год, из 100 тысяч детей, получавших образование на дому, 19 с половиной тысяч детей обучались на экстернате, почти 4 тысячи детей на семейном обучении, а остальные получали надомное образование по состоянию здоровья.

Родители в домашнем обучении

Оставляя ребенка на домашнем обучении, наставника и просветителя, которую в обществе призван нести учитель. Для того, чтобы успешно справиться с такими важными обязанностями, от родителей требуется определенный набор навыков.

  • Базовые знания и эрудиция, готовность отвечать на вопросы.

Необходимо воскресить собственные знания, полученные в школе и в течение жизни, для того, чтобы суметь отвечать на вопросы своего ребенка, удовлетворяя любознательность новоиспеченного ученика.

  • Организованность.

Родители должны уметь эффективно управлять собственным временем и правильно планировать время ребенка.

  • Разжигать и поддерживать познавательный интерес ребенка.

Нужно уметь нетривиально и с удовольствием преподносить новую информацию, тогда ребенок будет заинтересован в получении знаний.

  • Способствовать развитию самостоятельности.

Начиная с совместного изучения материала, со временем нужно увеличивать долю ребенком. Так, к концу седьмого класса ученик способен сам добыть необходимую информацию, выбрать нужное и отсечь лишнее, изучить и суметь рассказать о прочитанном, а затем сдать экзамен.

  • Развитие навыков целеполагания.

Родители должны уметь четко и ясно объяснить ребенку, почему они выбрали такую форму образования для него, какие она несет для него бонусы и как он должен их использовать. В противном случае, ребенок не будет видеть смысла в развитии самостоятельности и вообще получения знаний, не будучи ежедневно под контролем учителя.

Плюсы и минусы способа

Как и в любой ситуации, выбирая домашнее обучение, нужно трезво оценивать положительные и отрицательные моменты своего выбора.

Слабые сторона обучения на дому:

  • Отсутствие общения в коллективе сверстников или недостаточное его количество.
  • Родители должны перестать быть только мамой и папой, но стать еще и учителями, а это может быть болезненно для всех членов семьи.
  • Необходимость удаленной работы одного из родителей или вовсе .
  • Большие расходы на пособия и другие учебные материалы, а также на репетиторов, в случае если родители недостаточно компетентны в том или ином предмете.

Сильные стороны домашнего обучения:

  • Комфортные атмосфера и режим, привычная среда и отсутствие неприятных людей в окружении.
  • Индивидуальный темп и форма изучения предмета, а не рассчитанная на среднего ученика.
  • Возможность углубленного изучения действительно и ознакомления с другими предметами в рамках, необходимых для написания теста.
  • Более глубокие и близкие отношения с родителями, благодаря ежедневному контакту, изучению и обсуждению нового.

Мнение специалистов о целесообразности, преимуществах и недостатках домашнего обучения (видео)

Таким образом, перевести своего ребенка на домашнее обучение не представляет трудностей - достаточно найти подходящую школу с опытом такой работы и написать соответствующее заявление на имя директора. Далее необходимо согласовать план аттестации ребенка и получить на руки программу, которую он должен будет освоить за определенный отрезок времени. После этого нужно определиться с формой обучения на дому, в рамках которой ребенок будет получать знания. Соотнеся все позитивные и негативные стороны домашнего обучения, родители смогут определиться с тем, что действительно нужно их ребенку.

Если у вас возникли сложности или проблемы - вы можете обратиться к сертифицированному специалисту, который обязательно поможет!

Домашнее обучение (хоумскулинг, от англ. homeschooling – домашнее обучение) популярно в США и Канаде, имеет там многолетнюю практику. В России домашнее обучение, хотя и закреплено законодательно, вызывает пока скепсис со стороны образовательных учреждений. И родителям приходится быть в буквальном смысле первопроходцами. Педагог-психолог и мама обучающегося дома ребенка Анна Девятка рассказывает о плюсах, минусах и нюансах домашнего обучения.

Зачем?

Мы начнем с того, что каждому родителю, который заинтересовался домашним обучением, важно четко понимать свои мотивы – какие задачи в семье хотят решить при помощи домашнего образования. Кто-то хочет дать своему ребенку лучшее образование, чем в школе, сократив часы общеобразовательных предметов, таких как музыка и рисование, и увеличив часы профильных предметов – например, физики, истории, биологии. Для кого-то из родителей остро стоит вопрос сохранения здоровья ребенка. И обучая его дома, они надеются избежать перегрузки. Кто-то с помощью семейного образования совмещает начало спортивной карьеры ребенка и обучение.

Какие виды домашнего обучения бывают

Учить ребенка дома решаются далеко не все хоумскулеры. В настоящее время можно выбрать государственную или частную школу, которая поможет вам придерживаться плана обучения по предметам.
Существуют очно-заочный вид обучения , когда ребенок один-два раза в неделю учится в школе целый день, а остальное время занимается дома. За один-два дня дети изучают новый материал и отрабатывают его с родителями дома. При этом процесс обучения четко отслеживается и родителями и преподавателями.

Также можно перевести ребенка в обычной школе на заочное образование. В этом случае порядок обучения, предоставление домашнего задания и проверка выполненного, консультации с учителями – все эти нюансы проговариваются с администрацией выбранного учебного заведения, и в разных школах могут различаться.

Очная форма обучения в семейных школах подойдет для тех родителей, которые заинтересованы в более частом посещении школы детьми. Дети ходят в школу 3-4 раза в неделю. Такие школы позволяют получать образование в маленьких классах с тщательно сбалансированной учебной нагрузкой.

Правовая сторона

Домашнее обучение регламентируется законами. Закон «Об образовании» от 10 июля 1992 г. предоставил родителям право на выбор формы обучения - учить ребенка в школе или в семье. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» это право также подтвердил.

Чем привлекательно домашнее обучение

Индивидуальным подходом . Семейное образование позволяет выстроить такой график и систему обучения, которая подходит именно вашему ребенка. Также позволяет подойти к процессу обучения креативно, через игру, что особенно важно в начальной школе.

Учиться можно из любой точки мира . Так как основные участники образовательного процесса – родители и ребенок, это позволяет учиться из любой страны и совмещать путешествия, жизнь в других странах с образованием в России.

Можно выбирать окружение ребенка. Дети на домашнем обучении сдруживаются «по интересам». И если говорить про компанию «хоумскулят», среди них престижно много знать и соревноваться между собой на тему «кто больше знает» и «кто больше интересного расскажет». Для ребенка такое окружение – дополнительная мотивация учиться. Впрочем, этот плюс легко отнести и к минусам – ведь детям можно позволить и самим выбирать окружение, а не подбирать только «хороших мальчиков и девочек».

У вас появится круг единомышленников . Когда вы приступите к домашнему обучению ребенка, то встретите таких же заинтересованных в обучении родителей, которые готовы общаться, дружить семьями и помогать друг другу.

Ребенок учится выстраивать отношения с разными людьми и уважать непохожесть людей. С преподавателями, друзьями, родителями друзей – хоумскулята лучше понимают, что все люди разные, у каждого есть своя точка зрения, они лучше ориентируются в новых правилах и общении с новыми людьми и искренне не понимают, как это – быть «как все».

Что непривлекательно в домашнем обучении

Ребенку может стать скучно и одиноко . Как бы здорово ни был организован график жизни ребенка, бывают моменты когда компания не помешает – например, когда родители заняты работой, а ребенку тоскливо в соседней комнате. Родители-хоумскулеры нас поддержат – чтобы ребенок не скучал, можно позаботиться о дополнительных встречах с друзьями, например пригласить кого-то в гости.

Опасность гаджетов. Если ребенок остается дома один, важно поставить временные ограничители на компьютеры, планшеты и телефоны. Работаем на предупреждение компьютерной зависимости.

Один дома. Важно продумать, сколько времени ребенок может оставаться дома один, и может ли помочь кто-то из родственников и присмотреть за ним.

Платность образовательных услуг. Обычно в процессе домашнего образования родители привлекают репетиторов, а их работа стоит денег. Также прикрепление к школе может быть как платным, так и бесплатным. Если вы не хотите оставлять ребенка одного, придется платить за услуги няни.



К чему нужно быть готовыми родителям

Вообще, выбирая семейное образование, родители должны четко понимать свою мотивацию. Исходя из нее, важно прописать цели на год, и на все то время, когда ребенок будет учиться в семье. Кроме целей, важно обозначить критерии контроля качества образования – будут ли это сделанные задания для школы, или оценка преподавателя, или ЕГЭ.

Родители должны уделить внимание и воспитанию самомотивации ребенка. Это важно в любом обучении, но так как в школе ребенка дополнительно контролирует учитель, а дома ребенок иногда может делать уроки сам, пока мама рядом работает на компьютере – важно, чтобы ребенок сам хотел делать уроки качественно и самостоятельно. Самомотивация и самоконтроль — то чему могут научить родители. Спешить в этом вопросе не надо, на воспитание этих качеств следует потратить не меньше полугода и дальше поддерживать эти качества.

Ответственность за результат обучения делится на несколько частей. Первая и основная часть ответственности лежит на родителях – на том, как они организуют процесс обучения, пригласят ли репетиторов по профильным предметам, объяснят ли ребенку важность занятий и хорошего образования. Одним словом, сумеют ли родители создать у ребенка внешнюю мотивацию.
Ответственность ребенка – в том, что он искренне заинтересован в обучении и старается выполнять задания в срок и по возможности самостоятельно.

Будьте готовы, что на домашнем образовании ребенок станет чаще находиться рядом с вами, так что ваш график работы, занятий спортом, встреч с друзьями будет находиться в постоянной зависимости от графика жизни ребенка. Поймите для себя — готовы ли вы к этому.

Да и сам процесс домашнего обучения требует пристального внимания родителей . Например, ребенок может усиленно делать уроки всю неделю, а в субботу окажется, что он делал только английский, причем на полгода вперед. А в субботу пришел к родителям за помощью с математикой. То есть родителям придется постоянно держать руку на пульсе, выполнять в каком-то смысле роль завуча.

Важно выбрать адекватный для ребенка и его возраста темп изучения предметов. Так вы избежите перегрузки и сохраните интерес ребенка к обучению. А если ребенок сам захочет что-то дополнительно почитать, изучить более глубоко – у него всегда есть возможность сделать это самостоятельно или попросить родителей помочь.