Доклад: Черезвычайные ситуации в мире и России. Крупные техногенные катастрофы XXI века

1)Подводное землетрясение в Индийском океане , произошедшее 26 декабря 2004 года в 00:58:53 UTC (07:58:53 по местному времени), вызвало цунами, которое было признано самым смертоносным стихийным бедствием в современной истории. Магнитуда землетрясения составила, по разным оценкам, от 9,1 до 9,3. Это третье по силе землетрясение за всю историю наблюдения.

Эпицентр землетрясения находился в Индийском океане, к северу от острова Симёлуэ, расположенного возле северо-западного берега острова Суматры (Индонезия). Цунами достигло берегов Индонезии, Шри-Ланки, юга Индии, Таиланда и других стран. Высота волн превышала 15 метров. Цунами привело к огромным разрушениям и огромному количеству погибших людей, даже в Порт-Элизабет, в ЮАР, в 6900 км от эпицентра.

Погибло, по разным оценкам, от 225 тысяч до 300 тысяч человек. По данным Геологической службы США (USGS), число погибших - 227 898 . Истинное число погибших вряд ли когда-либо станет известно, так как множество людей было унесено водой в море.

2)Ураган «Катрина» (англ. Hurricane Katrina ) - самый разрушительный ураган в истории США . Это был ураган 5 категории по шкале ураганов Саффира-Симпсона, шестой по силе ураган Атлантического бассейна за всю историю наблюдений. Произошёл в конце августа 2005 года. Наиболее тяжёлый ущерб был причинён Новому Орлеану в Луизиане, где под водой оказалось около 80 % площади города. В результате стихийного бедствия погибли 1836 жителей, экономический ущерб составил $125 млрд (оценка, 2007)

3)Бхопальская катастрофа - крупнейшая по числу жертв техногенная катастрофа, произошедшая в результате аварии на химическом заводе Union Carbide в индийском городе Бхопал (столица штата Мадхья-Прадеш) ранним утром 3 декабря 1984 года, повлёкшая смерть, по крайней мере, 18 тысяч человек, из них 3 тысячи погибли непосредственно в день трагедии, и 15 тысяч - в последующие годы.

4)Тера́кт на мю́нхенской Олимпиа́де (Мюнхенские убийства , Олимпийский теракт ) - теракт, совершённый во время Олимпийских игр в Мюнхене в 1972 году членами террористической палестинской организации «Чёрный сентябрь», жертвами которого стали 11 членов израильской олимпийской сборной (4 тренера, 5 участников соревнований и двое судей), а также один западногерманский полицейский. Пятеро из восьми террористов были убиты полицейскими в ходе провалившейся попытки освобождения заложников. Трое уцелевших террористов были захвачены, но позднее освобождены Западной Германией после захвата «Чёрным сентябрём» авиалайнера компании «Люфтганза». Израиль ответил на освобождение террористов операциями «Весна молодости» и «Гнев Божий», в ходе которых израильские спецслужбы выследили и уничтожили подозреваемых в подготовке теракта.



5)Теракт на Дубро́вке, также упоминаемый как «Норд-Ост» - теракт на Дубровке в Москве, длившийся с 23 по 26 октября 2002 года, в ходе которого группа вооружённых боевиков во главе с Мовсаром Бараевым захватила и удерживала заложников из числа зрителей мюзикла «Норд-Ост» в здании Дома культуры ОАО «Московский подшипник» («1 ГПЗ») , расположенном по адресу: Москва, улица Мельникова, 7.

Боевики были вооружены огнестрельным оружием, боеприпасами и взрывными устройствами . Общее число захваченных заложников составило 916 человек . Целью террористической акции было нарушение общественной безопасности, устрашение населения и оказание воздействия на органы власти Российской Федерации по принятию решения о выводе войск с территории Чеченской Республики .

В результате операции по освобождению заложников были ликвидированы все террористы и освобождено большинство заложников. В общей сложности, по официальным данным, погибли 130 человек из числа заложников (по утверждению общественной организации «Норд-Ост», 174 человека ).

6)Террористический акт в Бесла́не - захват заложников в школе № 1 города Беслана (Северная Осетия), совершённый террористами утром 1 сентября 2004 года во время торжественной линейки, посвящённой началу учебного года. В течение двух с половиной дней террористы удерживали в заминированном здании более 1100 заложников (преимущественно детей, их родителей и сотрудников школы) в тяжелейших условиях, отказывая людям даже в минимальных естественных потребностях.

На третий день около 13:05 в школе произошли взрывы, и позже возник пожар, в результате чего произошло частичное обрушение здания. После первых взрывов заложники начали выбегать из школы, и федеральными силами был предпринят штурм. Во время хаотичной перестрелки, в том числе с участием гражданских лиц, пользовавшихся личным оружием, было убито 27 террористов (трое, включая одну из смертниц, погибли в период с 1 по 2 сентября). Единственный пойманный живым террорист, Нур-Паши Кулаев, был арестован и впоследствии приговорён судом к пожизненному заключению[.

Хотя большинство заложников были освобождены в ходе штурма, в результате теракта 334 человека, из них 186 детей, были убиты и свыше 800 ранены. Экономический ущерб от теракта превысил 34 миллиона рублей

Ответственность за теракт в Беслане публично взял на себя Шамиль Басаев, опубликовав заявление на сайте чеченских сепаратистов «Кавказ-центр» 17 сентября 2004 года

По состоянию на 2013 год, следствие по делу о теракте, начатое Генеральной прокуратурой 1 сентября 2004 года, оставалось открытым. Расследование обстоятельств теракта проводили несколько независимых друг от друга комиссий, экспертных групп и общественных организаций, однако многие обстоятельства, включая реальное количество террористов, возможный побег многих из них, действия правительства во время переговоров и штурма здания, а также причины ограниченного и противоречивого освещения в СМИ, оспариваются до сих пор. Некоторые комментаторы придерживаются мнения, что гибель некоторых заложников была вызвана операцией по их освобождению.

Теракт в Беслане стал заключительным в череде террористических атак России в 2004 году, после чего политическое руководство страны осуществило ряд серьёзных реформ в законодательстве. В частности, были отменены выборы губернаторов и созданы Общественная Палата, Национальный антитеррористический комитет и «Комиссия по вопросам улучшения социально-экономического положения в ЮФО».

7)Террористический акт 11 сентября 2001 года (иногда именуемый просто 9/11) - серия четырёх координированных самоубийственных террористических атак, произошедших в Соединённых Штатах Америки. Ответственность за эти атаки лежит на террористической организации «Аль-Каида» .

Утром того дня девятнадцать террористов, имеющих отношение к «Аль-Каиде», разделившись на четыре группы, захватили четыре рейсовых пассажирских авиалайнера. Каждая группа имела как минимум одного члена, прошедшего начальную лётную подготовку.

Захватчики направили два из этих лайнеров в башни Всемирного торгового центра, расположенные в южной части Манхэттена в Нью-Йорке. Рейс 11 American Airlines врезался в башню ВТЦ-1 (северную), а рейс 175 United Airlines - в башню ВТЦ-2 (южную). В результате этого обе башни обрушились, вызвав серьёзные разрушения прилегающих строений.. Третий самолёт (рейс 77 American Airlines) был направлен в здание Пентагона, расположенного недалеко от Вашингтона. Пассажиры и команда четвёртого авиалайнера (рейс 93 United Airlines) попытались перехватить управление самолётом у террористов, самолёт упал в поле около боро Шанксвилл в штате Пенсильвания.

Помимо 19 террористов, в результате атак погибли 2977 человек (см. раздел «Жертвы»), ещё 24 пропали без вести. Большинство погибших были гражданскими лицами.

Официальная версия случившегося подверглась критике со стороны ряда журналистов, учёных и свидетелей трагедии. Проводились независимые расследования, по некоторым из которых были сняты документальные фильмы.

8) Массовые беспорядки (Манежная площадь (2010 год), Сагра, Кондопога, Демьяново)

9)Ма́ссовое уби́йство в стани́це Кущёвской - убийство 12 человек (в том числе четырёх детей), произошедшее 4 ноября 2010 года в станице Кущёвской Краснодарского края и совершённое, по результатам расследования, членами ОПГ «Цапковские».

10)Авария на Чернобыльской АЭС , Катастрофа на Чернобыльской АЭС, Черно́быльская авария, в СМИ чаще всего употребляется термин Чернобыльская катастрофа - разрушение 26 апреля 1986 года четвёртого энергоблока Чернобыльской атомной электростанции, расположенной на территории Украинской ССР (ныне - Украина). Разрушение носило взрывной характер, реактор был полностью разрушен, и в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ. Авария расценивается как крупнейшая в своём роде за всю историю атомной энергетики, как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от её последствий людей, так и по экономическому ущербу. В течение первых трех месяцев после аварии погиб 31 человек; отдалённые последствия облучения, выявленные за последующие 15 лет, стали причиной гибели от 60 до 80 человек. 134 человека перенесли лучевую болезнь той или иной степени тяжести, более 115 тыс. человек из 30-километровой зоны были эвакуированы. Для ликвидации последствий были мобилизованы значительные ресурсы, более 600 тыс. человек участвовали в ликвидации последствий аварии.

В отличие от бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, взрыв напоминал очень мощную «грязную бомбу» - основным поражающим фактором стало радиоактивное заражение.

Облако, образовавшееся от горящего реактора, разнесло различные радиоактивные материалы, и прежде всего радионуклиды йода и цезия, по большей части территории Европы. Наибольшие выпадения отмечались на значительных территориях в Советском Союзе, расположенных вблизи реактора и относящихся теперь к территориям Белоруссии, Российской Федерации и Украины.

Чернобыльская авария стала событием большого общественно-политического значения для СССР. Всё это наложило определённый отпечаток на ход расследования её причин. Подход к интерпретации фактов и обстоятельств аварии менялся с течением времени, и полностью единого мнения нет до сих пор.

11)АО "МММ " - частная компания, организованная Сергеем Мавроди. До 1 февраля 1994 года вела только финансовую и торговую деятельность. С 1994 традиционно рассматривается как классическая и крупнейшая в истории России финансовая пирамида. По разным оценкам, в её деятельности участвовало 10-15 млн вкладчиков. По другим оценкам, число вкладчиков не превышало 2 млн человек.

По мнению Сергея Мавроди, компания МММ была целенаправленно разрушена соответствующими государственными органами.

Учредители компании: Сергей Мавроди, его брат Вячеслав Мавроди и Ольга Мельникова. Руководитель - Сергей Мавроди. Но Сергей Мавроди неоднократно заявлял, что два других учредителя были фигурами номинальными и необходимыми ему исключительно для регистрации компании.Названием компании стала аббревиатура начальных букв фамилий её основателей.

12)Взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon - авария (взрыв и пожар), произошедшая 20 апреля 2010 года в 80 километрах от побережья штата Луизиана в Мексиканском заливе на нефтяной платформеDeepwater Horizon на месторождении Макондо (англ.)русск..

Последовавший после аварии разлив нефти стал крупнейшим в истории США и превратил аварию в одну из крупнейших техногенных катастроф по негативному влиянию на экологическую обстановку.

В момент взрыва на платформе Deepwater Horizon погибло 11 человек и пострадало 17 из 126 человек, находившихся на платформе. В конце июня 2010 года появились сообщения о гибели ещё 2 человек при ликвидации последствий катастрофы.

Через повреждения труб скважины на глубине 1500 метров в Мексиканский залив за 152 дня вылилось около 5 миллионов баррелей нефти, нефтяное пятно достигло площади 75 тысяч квадратных километров.

13)Тунгу́сский метеороид , или Тунгусский метеорит (Тунгусский феномен) - гипотетическое тело, вероятно, кометного происхождения, которое, предположительно, послужило причиной воздушного взрыва, произошедшего в районе реки Подкаменной Тунгуски (примерно 60 км к северу и 20 км к западу от села Ванавара) 17 (30) июня 1908 года в 7 часов 14,5 ± 0,8 минут по местному времени (0 ч 14,5 мин по Гринвичу). Мощность взрыва оценивается в 40-50 мегатонн, что соответствует энергии самой мощной (из взорванных) водородной бомбы.

14) «Гибель „Титаника“» хронология гибели «Титаника» (RMS Titanic ) - британского парохода компании «Уайт Стар Лайн», крупнейшего пассажирского лайнера мира на момент своей постройки. Катастрофа произошла во время первого рейса лайнера в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года в северной части Атлантического океана в результате столкновения с айсбергом. Корабль затонул за 2 часа 20 минут. В момент катастрофы на борту находилось 1 316 пассажиров и 891 член экипажа, всего 2 207 человек. Из них спаслись 705 человек, 1 502 погибли. Крушение «Титаника» вызвало широчайший общественный резонанс, став самой крупной по числу жертв морской катастрофой своего времени. В настоящее время входит в пятёрку крупнейших по числу жертв морских катастроф мирного времени всех времён.

15) Ледяной дождь в Москве

16)Авария на Саяно-Шушенской ГЭС - индустриальная техногенная катастрофа, произошедшая 17 августа 2009 года. В результате аварии погибло 75 человек, оборудованию и помещениям станции нанесён серьёзный ущерб. Работа станции по производству электроэнергии была приостановлена. Последствия аварии отразились на экологической обстановке акватории, прилегающей к ГЭС, на социальной и экономической сферах региона. В результате проведённого расследования Ростехнадзор непосредственной причиной аварии назвал разрушение шпилек крепления крышки турбины гидроагрегата, вызванное дополнительными динамическими нагрузками переменного характера, которому предшествовало образование и развитие усталостных повреждений узлов крепления, что привело к срыву крышки и затоплению машинного зала станции.

Авария на данный момент является крупнейшей в истории катастрофой на гидроэнергетическом объекте России и одной из самых значительных в истории мировой гидроэнергетики.«Авария уникальна, - сказал, в частности,министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий С. К. Шойгу. - Ничего подобного в мировой практике не наблюдалось». Тем не менее, оценка последствий катастрофы в экспертном и политическом сообществе неоднозначна. Некоторые специалисты и организации, в том числе сам Сергей Шойгу, сравнивали Саяно-Шушенскую аварию по её значимости и влиянию на экономические и социологические аспекты жизни России с аварией на Чернобыльской АЭС. Другие эксперты утверждали, что эти аварии несравнимы по масштабам. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев высказывал мнение, что не следует излишне драматизировать ситуацию и делать «апокалиптические» комментарии. Авария вызвала большой общественный резонанс, став одним из самых обсуждаемых в средствах массовой информациисобытий 2009 года.

17)Авария на АЭС Фукусима-1 - крупная радиационная авария (по заявлению японских официальных лиц - 7-го уровня по шкале INES), произошедшая 11 марта 2011 года в результате сильнейшего в истории Японии землетрясения и последовавшего за ним цунами . Землетрясение и удар цунами вывели из строя внешние средства электроснабжения и резервные дизельные генераторы, что явилось причиной неработоспособности всех систем нормального и аварийного охлаждения и привело к расплавлению активной зоны реакторов на энергоблоках 1, 2 и 3 в первые дни развития аварии.

18)Крушение теплохода «Булгария» - кораблекрушение, произошедшее 10 июля 2011 года примерно в 13 часов 30 минут по московскому времени в Куйбышевском водохранилище в районе села СюкеевоКамско-Устьинского района Республики Татарстан.

По окончательным данным, из 201 человека, находившегося на борту, спаслось 79. Гибель остальных 122 человек подтверждена. Среди погибших и капитан теплохода «Булгария» Александр Островский.

19)К-141 «Курск» - российский атомный подводный ракетоносный крейсер проекта 949А «Антей». Заложен на «Севмаш» в 1992 году, принят в эксплуатацию 30 декабря 1994 года. С 1995 по 2000 годы - в составеСеверного флота России, пункт базирования Видяево.

Затонул в Баренцевом море, в 175 км от Североморска, (69°40′00″ с. ш. 37°35′00″ в. д. (G) (O) ) на глубине 108 метров в результате катастрофы, произошедшей 12 августа 2000 года. Все 118 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли. По количеству погибших авария стала второй в послевоенной истории отечественного подводного флота, после взрыва боезапаса на Б-37.

20)Авиакатастрофа в Смоленске 10 апреля 2010 года - авиационная катастрофа,произошедшая с президентским самолётом Ту-154 польских ВВС во время посадки на аэродром «Смоленск-Северный» в условиях сильного тумана. В катастрофе погибли все находившиеся на борту - 88 пассажиров и 8 членов экипажа , в их числе - президент Польши Лех Качиньский, его жена Мария Качиньская, известные польские политики, почти всё высшее военное командование, общественные и религиозные деятели . Это крупнейшая по числу жертв среди авиакатастроф, в которых погибали первые лица государства . Президент Качиньский направлялся в Россию с частным визитом во главе польской делегации на траурные мероприятия по случаю семидесятой годовщины расстрела польских офицеров в катынском лесу.

По результатам расследования МАК, все системы самолёта до столкновения с землёй работали нормально; из-за тумана видимость на аэродроме была ниже допустимой для посадки, о чём экипаж был извещён.

Чрезвычайные ситуации в мире и России

Чрезвычайные ситуации в мире.

Войны, циклоны, землетрясения, цунами, вспышки болезней, голод, радиационные аварии и разлив химических веществ - все это чрезвычайные ситуации, которые неизменно оказывают огромное воздействие на здоровье населения. Внутренние чрезвычайные происшествия в медицинских учреждениях, такие как пожары и прекращение подачи электроэнергии или воды, могут нанести ущерб зданиям и оборудованию и воздействовать на сотрудников и пациентов. Причины прекращения работы больниц во время конфликтов включают вынужденное решение персонала покинуть учреждение из-за отсутствия безопасности, а также мародерство и хищение оборудования и лекарств.

Сильное землетрясение, унесшее жизни десятков тысяч людей в Пакистане в 2005 г., также разрушило многие медицинские учреждения.

В 2005 году ураган «Катрина» привел к катастрофе, потребовавшей эвакуации и долгосрочного перемещения сотен тысяч лиц по всему американскому побережью Мексиканского залива. Землетрясение 2005 года в Пакистане вызвало оползни, которые похоронили под собой целые деревни, завалили дороги во многих районах и оставили без крова миллионы людей.

В 2008 г. 321 стихийное бедствие унесло жизни 235 816 человек, что почти в четыре раза выше, чем общее ежегодное среднее число жертв за предыдущие семь лет. Это увеличение вызвано только двумя явлениями: по данным Международной стратегии ООН по уменьшению опасности стихийных бедствий (МСУОСБ) циклон Наргис оставил после себя в Мьянме 138 366 погибших или пропавших без вести, а сильное землетрясение в китайской провинции Сычуань стало причиной смерти 87 476 человек.

В Азии, более всего пострадавшем континенте, находятся девять из 10 стран с наибольшим числом людей в мире, погибших в результате стихийных бедствий. Согласно МСУОСБ, наводнения, наряду с другими погодными явлениями, в прошлом году продолжали оставаться самыми частыми стихийными бедствиями. Конфликты во всем мире также стали причиной огромных людских страданий и увеличили до крайности напряженность для медицинских служб.

Стихийные бедствия имеют также огромные экономические последствия. Согласно оценкам, в 2008 г. стоимость разрушений в результате стихийных бедствий составила 181 млрд. долл. США - более чем в два раза больше ежегодной средней стоимости в размере 81 млрд. долл. США за 2000-2007 годы. Землетрясение в Сычуани, по оценкам, нанесло ущерб на сумму приблизительно 85 млрд. долл. США, а ураган Айк в Соединенных Штатах Америки - приблизительно 30 млрд. долл. США.

"Резкое увеличение людских и экономических потерь в результате стихийных бедствий в 2008 г. вызывает тревогу. Печально то, что эти потери можно было бы значительной мере избежать, если бы здания в Китае, особенно школы и больницы, были сделаны более сейсмоустойчивыми. Эффективная система раннего оповещения наряду с хорошей готовностью местного населения также спасли бы много жизней в Мьянме, если это было бы сделано до циклона Наргис", - сказал Salvano Briceno, директор Секретариата Стратегии Организации Объединенных Наций по уменьшению опасности стихийных бедствий.

Несмотря на то, что всего 11% людей, подвергающихся опасности стихийных бедствий, проживают в развивающихся странах, на них приходится более 55% случаев смерти в мире из-за стихийных бедствий. Различия в воздействии свидетельствуют о наличии значительных возможностей для сокращения числа случаев смерти людей в результате стихийных бедствий в развивающихся странах, причем главной составляющей в этих трагедиях является бездействие людей.

В данный момент Америке растёт число штатов на восточном побережье, где действует режим чрезвычайной ситуации из-за карибского урагана "Айрин". 65 миллионов человек в вероятной зоне бедствия.

В штате Северная Каролина сильнейшие дожди с порывами ветра до 140 километров в час подняли на Атлантике волны в несколько метров, в результате некоторые районы затоплены, 250 тысяч домов без света.

И это последствия урагана, который, по оценкам синоптиков, уже ослаб. 1 балл из 5 возможных по шкале опасности.

Тем не менее, принудительная эвакуация объявлена, в частности, в Нью-Йорке - в тех районах, которые находятся ближе к воде. В ближайшее время прекратит работу общественный транспорт. Не принимают самолёты все 3 аэропорта. Несколько рейсов из Москвы в Нью-Йорк отменены 27 и 28 августа 2011г.

Но это только часть картины. Происходит много событий меньших масштабов, которые вызывают еще больше людских страданий, например в случае автомобильных аварий и пожаров. В результате дорожных аварий ежегодно гибнут 1,2 миллиона человек, или более 3200 человек в день, и еще 20-50 миллионов человек ежегодно получают травмы или остаются инвалидами. По крайней мере 90% несчастных случаев со смертельным исходом в результате дорожных аварий и пожаров происходит в странах с низким и средним уровнями доходов. Только от пожаров ежегодно гибнут 300 000 человек.

Вспышки инфекционных болезней могут вызывать чрезвычайные ситуации со значительным числом случаев смерти и огромными страданиями. В течение 12-и месяцев до 31 мая 2008 г. ВОЗ подтвердила 162 вспышки инфекционных болезней в 75 странах во всем мире. Более трети всех вспышек произошли в Азии. Они включили холеру, другие диарейные болезни, корь, геморрагическую лихорадку и другие острые возникающие болезни.

"Риск вспышек часто предполагается очень высоким в условиях хаоса после стихийных бедствий, и страх, вероятно, возникает от ощущаемой связи между телами мертвых людей и эпидемиями. Однако факторы риска возникновения вспышек после стихийных бедствий связаны, главным образом, с перемещением населения (как правило, связанным с конфликтом)". Даже небольшое число случаев конкретной болезни может создать впечатление, что здоровье людей подвергается значительному риску, которое может привести к серьезным политическим, социальным и экономическим последствиям.

Инфекционные болезни являются главной причиной смерти и болезни детей в местах конфликтов, особенно среди беженцев и внутренне перемещенных лиц.

Больше всего в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий страдают люди в развивающихся странах, особенно в странах, где царит нищета и где отсутствуют ресурсы, необходимые для преодоления последствий голода, наводнений и землетрясений.

Во время бедствий и чрезвычайных ситуаций необходимы согласованные действия международного сообщества. ООН предпринимает срочные меры по оценке безотлагательных потребностей мужчин, женщин и детей. Управление по координации гуманитарных вопросов (УКГД) оказывает содействие учреждениям, отвечающим за доставку гуманитарной помощи. Совместно со своими ключевыми партнерами, включая Международный комитет Красного Креста (МККК), другие учреждения ООН и неправительственные организации (НПО), УКГД занимается распределением продуктов питания, обеспечением доступа к безопасной воде и санитарии, поддержанием инициатив в области здравоохранения, предпринимаемых на уровне общин, возобновлением работы школ с надлежащей инфраструктурой.

Всемирная продовольственная программа (ВПП) — учреждение ООН, которое занимается районами, охваченными гуманитарным кризисом — творчески подошла к решению сложной логистической задачи по доставке продовольственной помощи. В 2005 году МПП была на переднем крае всех чрезвычайных операций, от Дарфура и землетрясения в Пакистане до продовольственного кризиса в Нигере и мер в связи с последствиями цунами в Азии. В сотрудничестве с национальными правительствами, другими учреждениями ООН и НПО МПП проводит оценку неотложных потребностей (ОНП) для решения проблем, вызванных гуманитарным кризисом: сколько людей пострадало в результате чрезвычайной ситуации? Могут ли люди прокормить себя? Какие ответные меры будут наиболее адекватными?

Стихийные бедствия разрушительны для всех, кто их переживает, однако больше всех страдают дети. Они чаще, чем взрослые, пропадают без вести во время катастроф или умирают от недостаточного питания, травм и болезней. Они могут осиротеть или оказаться разлученными со своими семьями, лишиться школьного образования или подвергнуться различным видам жестокого обращения, включая насилие по признаку пола. Несмотря на то, что чрезвычайные ситуации становятся все более сложными, а их влияние все более разрушительным, Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) по-прежнему полон решимости предоставлять помощь ради спасения жизней детей, пострадавших в результате бедствий, и защищать их права при любых обстоятельствах.

Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ) координирует международную деятельность по защите беженцев и лиц, перемещенных внутри их собственных стран. Главной задачей данного учреждения является защита прав и обеспечение благополучия внутренне перемещенных лиц или тех, кто покинул свою страну, спасаясь от войны или насилия. Так, УВКБ оказывало поддержку сотням тысяч людей, которые покинули свои дома во время конфликта в западном Судане и восточном Чаде. Несмотря на то, что доставка беженцам таких вещей, как палатки, одеяла, полимерная пленка и мыло в стране, не имеющей выхода к морю, представляла сложнейшую логистическую задачу, в рамках программ УВКБ удалось обеспечить людей всем необходимым: от временного убежища для семей до уборных, пунктов оказания медицинской помощи, школ и колодцев.

Самые крупные операции, последовавшие за цунами в Азии и землетрясением в Пакистане, были организованы УВКБ. Тысячи перемещенных лиц получили временное жилье и помощь в организации жизни лагерей.

Последствия землетрясений, подъемов уровня воды или цунами носят серьезный и долгосрочный характер. Те, кому удалось выжить, сталкиваются с трудностями из-за разрушенных дорог, недостатка продовольствия и смерти родственников. Созданная ООН Международная стратегия уменьшения опасности бедствий оказывает помощь в реабилитации в период после бедствия. Стратегия, в основе которого лежит партнерство, использует глобальный подход при решении задачи снижения опасности стихийных бедствий. Это предусматривает привлечение индивидуумов и общин к ликвидации нанесенного природными катастрофами социально-экономического ущерба и ущерба окружающей среде.

Чрезвычайные ситуации в России.

  1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, их возможные последствия

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

На поверхности Земли и в прилегающих к ней слоях атмосферы происходит множество сложнейших физических, физико-химических, биохимических, геодинамических, гелиофизических, гидродинамических и других процессов, сопровождающихся обменом и взаимной трансформацией различных видов энергии. Эти процессы лежат в основе эволюции Земли, являясь источником постоянных преобразований в облике нашей планеты. Человек не в состоянии приостановить или изменить ход этих процессов, он может только прогнозировать их развитие и в некоторых случаях оказывать влияние на их динамику.

Россия, имеющая чрезвычайно большое разнообразие геологических, климатических и ландшафтных условий, подвержена воздействию более 30 видов опасных природных явлений. Наиболее разрушительными из них являются наводнения, подтопления, эрозия, землетрясения, оползни, сели, карсты, суффозии, горные удары, снежные лавины, ураганы, штормовые ветры, смерчи, сильные заморозки, различные мерзлотные явления. Наибольшую опасность представляют собой землетрясения. Только за последние годы на территории Российской Федерации произошло более 120 землетрясений. Два из них - на Курилах 4 октября 1994 г. и в пос. Нефтегорск 27 мая 1995 г. были очень сильными и привели к человеческим жертвам, сильным разрушениям объектов социальной и промышленной инфраструктуры в эпицентральных районах, а также к разрывам, трещинам, оползням и другим деформациям земной поверхности.

К другим опасностям геологического происхождения относятся оползни, обвалы, сели, абразия, переработка берегов водохранилищ, мерзлотные процессы. Возможность поражения оползнями и селевыми потоками территорий отдельных районов Северного Кавказа, Поволжья, Забайкалья и Сахалина достигает 70-80 % от их общей площади. В стране воздействию этих процессов подвержено более 700 городов. Суммарный ежегодный ущерб от них составляет десятки миллиардов рублей. Относительно менее опасными из-за меньших объемов и скоростей одновременного перемещения масс горных пород и воды являются процессы плоскостной и овражной эрозии, переработка берегов водохранилищ и морей, набухание грунтов. Они не приводят к гибели людей, но экономические потери от их развития могут быть сопоставимы (как правило, в связи с необратимой потерей земель) с природными катастрофами. В отдельные годы ущерб от этих процессов может составлять 8-9 млрд долл.

Из атмосферных процессов наиболее разорительными и опасными являются шквалы, ураганы, тайфуны, град, смерчи, сильные ливни, грозы, метели и снегопады, от которых часто страдают некоторые районы Дальнего Востока (Магаданская область и Сахалин), а в европейской части России - Брянская, Калужская, Владимирская, Нижегородская, Саратовская области и Республика Мордовия.

Из всех природных процессов и явлений самый большой экономический ущерб наносят наводнения, тропические штормы, засухи и землетрясения, они же являются наиболее опасными для жизни и здоровья людей.

Анализ развития природных опасностей сегодня позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на научно-технический прогресс, защищенность людей и материальной сферы от грозных явлений и процессов природы не повышается. Ежегодный прирост числа погибших от природных катастроф в мире составляет 4,3 %, пострадавших - 8,6 %, а величины материального ущерба - 10,4 %.

Техногенные опасности и угрозы человечество ощутило и осознало несколько позже, чем природные. Лишь с достижением определенного этапа развития техносферы в жизнь человека вторглись техногенные бедствия, источниками которых являются аварии и техногенные катастрофы. Опасность техносферы для населения и окружающей среды обусловлена наличием в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве большого количества радиационно, химически, биологически, пожаро-и взрывоопасных технологий и производств. Таких производств только в России насчитывается около 45 тыс. Возможность возникновения аварий на них в настоящее время усугубляется высокой степенью износа основных производственных фондов, невыполнением необходимых ремонтных и профилактических работ, падением производственной и технологической дисциплины.

1. Радиационно опасные объекты

В России действует 10 атомных электростанций (АЭС), 113 исследовательских ядерных установок, 12 промышленных предприятий топливного цикла, 8 научно-исследовательских организаций, работающих с ядерными материалами, 9 атомных судов с объектами их обеспечения, а также около 13 тыс. других предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность с использованием радиоактивных веществ и изделий на их основе. Практически все АЭС расположены в густонаселенной европейской части страны. В их 30-километровых зонах проживает более 4 млн человек. Кроме того, большую опасность для населения представляет система утилизации ядерных отходов, получаемых на этих объектах.

2. Химически опасные объекты

В Российской Федерации функционирует более 3,3 тыс. объектов экономики, располагающих значительными количествами аварийно химически опасных веществ (АХОВ). Более 50 % из них используют аммиак, около 35 % - хлор, 5 % - соляную кислоту. На отдельных объектах одновременно может находиться до нескольких тысяч АХОВ. Суммарный запас АХОВ на предприятиях страны достигает 700 тыс. т. Многие из этих предприятий располагаются в крупных городах с населением свыше 100 тыс. человек или вблизи них. Это прежде всего предприятия химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности.

3 Пожаро-и взрывоопасные объекты

В нашей стране насчитывается свыше 8 тыс. пожаро-и взрывоопасных объектов. Наиболее часто взрывы и пожары происходят на предприятиях химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности. Они приводят, как правило, к разрушению промышленных и жилых зданий, поражению производственного персонала и населения, значительному материальному ущербу.

4 Газо- и нефтепроводы

В настоящее время на предприятиях нефтяной и газовой промышленности, в геологоразведочных организациях находится в эксплуатации более 200 тыс. км магистральных нефтепроводов, около 350 тыс. км промысловых трубопроводов, 800 компрессорных и нефтеперекачивающих станций. Большая часть магистральных газопроводов, нефтепроводов и неф-тепродуктопроводов введена в строй в 60—70-е гг. прошлого века. Поэтому сегодня доля нефтепроводов со сроком эксплуатации более 20 лет составляет 73 %, из них значительная часть эксплуатируется более 30 лет. Из этого следует, что существующая сеть нефтепроводов в значительной степени выработала свой ресурс и требует серьезной реконструкции. Основными причинами аварий на трубопроводах являются подземная коррозия металла (21 %), брак строительно-монтажных работ (21), дефекты труб и оборудования (14), механические повреждения (19 %).

5 Транспорт

Ежегодно в Российской Федерации различными видами транспорта перевозится более 3,5 млрд т грузов, в том числе железнодорожным - около 50 %, автомобильным - 39, внутренним водным - 8, морским - 3 %. Ежесуточные перевозки людей превышают 100 млн человек: по железной дороге - 47 %, автотранспортом - 37, авиацией - 15, речными и морскими судами - 1 %. Наиболее опасен автомобильный транспорт, при эксплуатации которого погибает в среднем 33,415 чел. на 1 млрд пассажирокилометров. Для сравнения, в авиации этот показатель равен 1,065 чел. В железнодорожных авариях людские потери значительно ниже. Следует также отметить, что транспорт является серьезным источником опасности не только для пассажиров, но и для населения, проживающего в зонах транспортных магистралей, поскольку по ним перевозится большое количество легковоспламеняющихся, химических, радиоактивных, взрывчатых и других веществ, представляющих при аварии угрозу жизни и здоровью людей. Такие вещества составляют в общем объеме грузоперевозок около 12 %.

6 Гидротехнические сооружения

В настоящее время на территории Российской Федерации эксплуатируется более 30 тыс. водохранилищ (в том числе 60 крупных водохранилищ емкостью более 1 млрд м3) и несколько сотен накопителей промышленных стоков и отходов. Гидротехнические сооружения на 200 водохранилищах и 56 накопителях отходов находятся в аварийном состоянии (эксплуатируются без реконструкции более 50 лет), что может создать немало проблем. Они расположены, как правило, в черте или выше по течению крупных населенных пунктов и все являются объектами повышенного риска. Их разрушение может привести к катастрофическому затоплению обширных территорий, множества городов, сел и объектов экономики, к длительному прекращению судоходства, сельскохозяйственного и рыбопромыслового производства.

7 Объекты коммунального хозяйства

В жилищно-коммунальном хозяйстве нашей страны функционирует около 2370 водопроводных и 1050 канализационных насосных станций, примерно 138 тыс. трансформаторных подстанций, свыше 51 тыс. котельных. Протяженность водопроводных сетей составляет приблизительно 185 тыс. км, тепловых (в двухтрубном исчислении) - 101 тыс. км и канализационных - около 105 тыс. км.

На объектах коммунального хозяйства ежегодно происходит около 120 крупных аварий, материальный ущерб от которых исчисляется десятками миллиардов рублей. В последние годы каждая вторая авария происходила на сетях и объектах теплоснабжения, а каждая пятая - в системах водоснабжения и канализации.

Основные причины техногенных аварий и катастроф заключаются в следующем:

Возрастает сложность производств, часто это связано с применением новых технологий, требующих высоких концентраций энергии, опасных для жизни человека веществ и оказывающих сильное воздействие на компоненты окружающей среды;

Уменьшается надежность производственного оборудования и транспортных средств в связи с высокой степенью износа;

Нарушение технологической и трудовой дисциплины, низкий уровень подготовки работников в области безопасности.

Кроме того, иногда причинами ряда аварий и техногенных катастроф являются различные опасные природные процессы и явления

Мероприятия по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций

Предупреждение чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения (снижения вероятности возникновения), так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них (смягчения последствий) проводится по следующим направлениям:

.мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

Рациональное размещение производительных сил и поселений на территории страны с учетом природной и техногенной безопасности;

Предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения накапливающегося разрушительного потенциала;

Предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;

Разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение возникновения источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий, защиту населения и материальных средств;

.обучение производственного персонала и повышение технологической и трудовой дисциплины;

Подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;

. декларирование промышленной безопасности;

. лицензирование деятельности опасных производственных объектов;

.проведение государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;

.государственный надзор и контроль по вопросам природной и техногенной безопасности;

.страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;

.информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания;

.подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Список литературы:

Гражданская защита: понятийно-терминологический словарь / Под ред. Ю.Л.Воробьева. - М.: Одлайст, 2001.

Организация и ведение гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Под ред. Г. Н. Кириллова. - М.: Институт безопасности и риска, 2002.

Смирнов А. Т., Васнев В. А. Основы военной службы: учебное пособие. М.: Дрофа, 2004.

Катастрофы происходят зачастую из-за нелепого совпадения событий и приводят к непоправимым последствиям. Последнее время наиболее часто происходят экологические катастрофы, оставляя огромные шрамы на теле нашей планеты. Мы подготовили подборку самых крупных катастроф, которые обошлись человечеству в рекордные суммы. Итак, вашему вниманию 10 самых крупных и дорогих техногенных катастроф, большая часть из которых произошла в течение последнего столетия

На первом месте самая глобальная техногенная экологическая катастрофа – взрыв на Чернобыльской АЭС . Эта катастрофа обошлась миру в 200 млрд долларов, при том что работы по ликвидации не закончены даже наполовину. 26 апреля 1986 г. на Чернобыльской АЭС в бывшем СССР произошла самая страшная ядерная авария в истории. Более 135000 человек, проживавших в радиусе 30 километров (19 миль) от разрушенного реактора - и 35000 голов скота - были эвакуированы; вокруг станции, расположенной вблизи украинско-белорусской границы создали беспрецедентную по размеру зону отчуждения. На этой запретной территории природа должна была сама справляться с высоким уровнем радиации, вызванным катастрофой. В результате зона отчуждения по сути превратилась в гигантскую лабораторию, где ставился эксперимент - что происходит с растениями и животными в условиях катастрофического ядерного заражения местности? Сразу после катастрофы, когда всех волновали тяжелейшие последствия радиоактивных осадков для здоровья людей, мало кто думал о том, что произойдет с дикой природой внутри зоны - и уж тем более о мониторинге происходящего.

Чернобыльская катастрофа надолго останется самой крупной и дорогостоящей экологической катастрофой. На втором месте взрыв американского шаттла Колумбия, который обошелся в 13 миллиардов долларов, что в 20 раз меньше по стоимости, и в миллионы раз меньше по последствиям воздействия на окружающую среду.

Шаттл «Колумбия» был первым действующим многоразовым орбитальным аппаратом. Его изготовили в 1979 году и передали Космическому центру НАСА имени Кеннеди. Шаттл «Колумбия» был назван по имени парусника, на котором капитан Роберт Грей в мае 1792 года исследовал внутренние воды Британской Колумбии. Шаттл «Колумбия» погиб в результате катастрофы 1 февраля 2003 года, при входе в атмосферу Земли, перед посадкой. Это было 28-е космическое путешествие «Колумбии». Информацию с жесткого диска Колумбии удалось восстановить, были выявлены причины крушения, что позволило избежать таких катастроф в будущем.

На третьем месте снова экологическая катастрофа. 13 ноября 2002 года нефтяной танкер Prestige взорвался, 77000 тонн горючего ушло в океан, что стало крупнейшим в истории Европы разливом нефтепродуктов. Убытки в ходе работ по устранению нефтяного пятна составили 12 миллиардов долларов.

Четвертое место – гибель шаттла Челленджер. Ни что не предвещало трагедию во время старта космического шатла Челленджер 28 января 1986 года, но через 73 секунды после старта он взорвался. Американским налогоплательщикам эта авария обошлась в 5,5 миллиарда долларов.

На пятом месте Взрыв на нефтяной платформе Piper Alpha - произошел 6 июля 1988, который признан самой ужасной катастрофой за всю историю нефтедобывающей отрасли. Авария обошлась в 3,4 миллиарда долларов.


Piper Alpha - единственная в мире сгоревшая нефтедобывающая платформа. В результате утечки газа и последующего взрыва, а также в результате непродуманных и нерешительных действий персонала погибло 167 человек из 226 находившихся в тот момент на платформе, только 59 осталось в живых. Сразу же после взрыва на платформе была прекращена добыча нефти и газа, однако в связи с тем, что трубопроводы платформы были подключены к общей сети, по которым шли углеводороды с других платформ, а на тех добычу и подачу нефти и газа в трубопровод долгое время не решались остановить (ждали разрешение высшего руководства компании) огромное количество углеводородов продолжило поступать по трубопроводам, что поддерживало пожар.

На шестом месте снова экология. Разлив нефти из танкера компании Exxon Valdez - произошел 24 марта 1989Это самый масштабный разлив нефти за всю историю человечества. В воду попало более 11 млн. галлонов нефти. На ликвидацию последствий этой экологической катастрофы было потрачено 2,5 миллиарда долларов.



Седьмое место – взрыв бомбардировщика-невидимки B-2. Катастрофа произошла 23 февраля 2008, и стоила налогоплательщикам США полтора миллиона долларов. К счастью, никто не пострадал, последовали только финансовые затраты.

Восьмое место - Крушение пассажирского поезда Metrolink. Столкновение поездов, произошедшее 12 сентября 2008 года в Калифорнии, относится больше к халатности. Столкнулись два поезда, 25 человек погибло, компания MetroLink потеряла 500 миллионов долларов

На девятом месте столкновение топливной автоцистерны и легкового автомобиля - произошло 26 августа 2004 г. на мосту Wiehltal в Германии. Эту катастрофу, которая произошла 26 августа 2004 года, можно отнести к авариям на дорогах. Они часто происходят, но эта по масштабности превзошла все. Машина проезжая по мосту на всей скорости врезалась в едущий на встречу полный бензовоз, произошёл взрыв, который практически уничтожил мост. Кстати, на восстановительные работы моста ушло 358 миллионов долларов

Замыкает десятку самых дорогих катастров гибель Титаника. Трагедия произошла 15 апреля 1912 г. и унесла 1523 человеческие жизни. Расходы на строительство корабля составили 7 млн долларов (в пересчете на сегодняшний курс - 150 млн долларов).

11 марта 2011 года в результате сильнейшего в истории Японии землетрясения и последовавшего за ним цунами произошла крупная радиационная авария максимального, 7-го уровня по Международной шкале ядерных событий на АЭС «Фукусима-1». Финансовый ущерб, включая затраты на ликвидацию последствий, затраты на дезактивацию и компенсации, оценивается в 100 миллиардов долларов. Поскольку работы по устранению последствий займут годы, сумма увеличится.

Техногенная катастрофа (англ. Industrial disaster) - крупная авария на техногенном объекте, влекущая за собой массовую гибель людей и даже экологическую катастрофу.

Одной из особенностей техногенных катастроф является их случайность (этим они отличаются от терактов). Обычно техногенные противопоставляются природным катастрофам. Однако, подобно природным, техногенные катастрофы могут вызвать панику, транспортный коллапс, а также привести к подъему или потере авторитета власти.

Ежегодно в мире происходят десятки техногенных катастроф разного масштаба. В этом выпуске вы найдете перечень крупнейших катастроф, произошедших с начала века.

2000 год

«Петробрайс» - бразильская государственная нефтяная компания. Штаб-квартира компании расположена в Рио-де-Жанейро. В июле 2000 года в Бразилии в результате катастрофы на нефтеперерабатывающей платформе в реку Игуасу вытекло больше миллиона галлонов нефти (около 3180 тонн). Для сравнения: летом 2013 года около курортного острова в Таиланде вылилось 50 тонн сырой нефти.

Образовавшееся пятно продвигалось по течению, грозя отравить питьевую воду сразу для нескольких городов. Ликвидаторы аварии построили несколько заградительных барьеров, но остановить нефть удалось лишь на пятом. Одну часть нефти собрали с поверхности воды, другая ушла по специально построенным отводным протокам.

Компания «Петробрайс» выплатила 56 млн долларов штрафа в государственный бюджет и 30 миллионов - в бюджет штата.

2001 год

21 сентября 2001 года во французском городе Тулуза на химическом комбинате AZF произошел взрыв, последствия которого считаются одной из крупнейших техногенных катастроф. Взорвалось 300 тонн нитрата аммония (соль азотной кислоты), которые находились на складе готовой продукции. По официальной версии, виновато руководство комбината, которое не обеспечило безопасное хранение взрывоопасного вещества.

Последствия катастрофы были гигантские: погибли 30 человек, общее число раненых - более 3000, были разрушены или повреждены тысячи жилых домов и зданий, в том числе почти 80 школ, 2 университета, 185 детских садов, без крыши над головой остались 40 000 человек, более 130 предприятий фактически прекратили свою деятельность. Общая сумма ущерба - 3 млрд евро.

2002 год

13 ноября 2002 года около берегов Испании попал в сильный шторм нефтяной танкер Prestige, в трюмах которого находилось более 77 000 тонн мазута. В результате шторма в корпусе судна образовалась трещина длиной около 50 метров. 19 ноября танкер разломился пополам и затонул. В результате катастрофы в море попало 63 000 тонн мазута.

Очистка моря и берегов от мазута стоила 12 млрд долларов, полный ущерб, нанесенный экосистеме, оценить невозможно.

2004 год

26 августа 2004 года недалеко от Кельна на западе Германии с моста Wiehltal высотой 100 метров упал бензовоз, перевозивший 32 000 литров топлива. После падения бензовоз взорвался. Виновником аварии была спортивная машина, которую занесло на скользкой дороге, что и вызвало занос бензовоза.

Эта авария считается одной из самых дорогостоящих техногенных катастроф в истории - временный ремонт моста стоит 40 млн долларов, а полная реконструкция - 318 млн долларов.

2007 год

19 марта 2007 года из-за взрыва метана на шахте «Ульяновская» в Кемеровской области погибли 110 человек. Вслед за первым взрывом через 5-7 секунд последовало еще четыре, что вызвало обширные обвалы в выработках сразу в нескольких местах. Погибли главный инженер и почти все руководство шахты. Эта авария является крупнейшей в российской угледобыче за последние 75 лет.

2009 год

17 августа 2009 года произошла техногенная катастрофа на , расположенной на реке Енисей. Это случилось во время ремонта одного из гидроагрегатов ГЭС. В результате аварии были разрушены 3-й и 4-й водоводы, произошло разрушение стены и подтопление машинного зала. 9 из 10 гидротурбин полностью вышли из строя, ГЭС была остановлена.

Из-за аварии было нарушено энергоснабжение сибирских регионов, в том числе ограничена подача электричества в Томске, отключения коснулись нескольких сибирских алюминиевых заводов. В результате катастрофы погибли 75 человек, еще 13 было ранено.

Ущерб от аварии на Саяно-Шушенской ГЭС превысил 7,3 миллиарда рублей, включая ущерб, причиненный экологии.

2010 год

4 октября 2010 на западе Венгрии произошла . На заводе по производству алюминия взрыв разрушил плотину резервуара с ядовитыми отходами - так называемым красным шламом. Около 1,1 миллиона кубометров едкого вещества затопили 3-метровым потоком города Колонтар и Дечевер в 160 километрах к западу от Будапешта.

Красный шлам - это осадок, который образуется при производстве оксида алюминия. При попадании на кожу он воздействует на нее как щелочь. В результате катастрофы 10 человек погибли, около 150 получили различные травмы и ожоги.

22 апреля 2010 года в Мексиканском заливе у побережья американского штата Луизиана после взрыва, унесшего жизни 11 человек, и 36-часового пожара затонула управляемая буровая платформа .

Остановить утечку нефти удалось лишь 4 августа 2010 года. В воды Мексиканского залива вылилось около 5 млн баррелей сырой нефти. Платформа, на которой произошла авария, принадлежала швейцарской компании, а на момент техногенной катастрофы платформой управляла компания Вritish Petroleum.

2011 год

11 марта 2011 года на северо-востоке Японии на АЭС «Фукусима-1» после сильнейшего землетрясения произошла крупнейшая за последние 25 лет после катастрофы на Чернобыльской АЭС авария. Вслед за подземными толчками магнитудой 9,0 на побережье пришла огромная волна цунами, которая повредила четыре из шести реакторов атомной станции и вывела из строя систему охлаждения, что привело к серии взрывов водорода, расплавлению активной зоны.

Общий объем выбросов йода-131 и цезия-137 после аварии на АЭС «Фукусима-1» составил 900 000 терабеккерелей, что не превышает и 20% от выбросов после Чернобыльской аварии в 1986 году, которые составили тогда 5,2 млн терабеккерелей.

Суммарный ущерб от аварии на АЭС «Фукусима-1» эксперты оценили в 74 млрд долларов. Полная ликвидация аварии, в том числе демонтаж реакторов, займет около 40 лет.

АЭС «Фукусима-1».

11 июля 2011 года на военно-морской базе неподалеку от Лимасола на Кипре произошел взрыв, который унес 13 жизней и поставил островное государство на грань экономического кризиса, разрушив крупнейшую электростанцию острова.

Следователи обвинили президента республики Димитриса Христофиаса в том, что он халатно отнесся к проблеме складирования боеприпасов, конфискованных в 2009 году с судна «Мончегорск» по подозрению в контрабанде оружия Ирану. По факту боеприпасы хранились прямо на земле на территории военно-морской базы и сдетонировали из-за высокой температуры.

2012 год

28 февраля 2012 года на химическом предприятии в китайской провинции Хэбэй произошел взрыв, унесший жизни 25 человек. Взрыв прогремел в цехе по производству нитрогуанидина (его используют в качестве ракетного топлива) на химзаводе компании «Хэбэй Кээр» в городе Шицзячжуан.

2013 год

18 апреля 2013 года в американском городе Вест в штате Техас на заводе удобрений произошел мощный взрыв.

Почти 100 зданий в округе были разрушены, от 5 до 15 человек погибли, около 160 человек получили ранения, а сам городок стал похож на зону военных действий или на съемочную площадку очередного фильма про Терминатора.

2015 год

12 августа 2015 года в результате нарушения техники безопасности при хранении взрывчатых веществ в китайском порту прогремели два взрыва огромной силы, которые привели к большому количеству жертв, сотням разрушенных домов и тысячам уничтоженных автомобилей.

Авария - это повреждение машины, станка, оборудования, здания, сооружения. Производственная авария - это внезапная остановка работы или нарушение установленного процесса производства на промышленных предприятиях, транспорте и др. ОЭ, которые приводят к повреждению или уничтожению материальных ценностей, поражению или гибели людей.

Катастрофа - это крупная авария с большими человеческими жертвами, т.е. событие с весьма трагическими последствиями.

Главный критерий в различии аварий и катастроф заключается в тяжести последствий и наличии человеческих жертв. Как правило, следствием крупных аварий и катастроф являются пожары и взрывы, в результате которых разрушаются производственные и жилые здания, повреждаются техника и оборудование. В ряде случаев они вызывают загазованность атмосферы, разлив нефтепродуктов, а также агрессивных жидкостей. Причинами производственных аварий и катастроф могут быть стихийные бедствия, дефекты, допущенные при проектировании или строительстве сооружений и монтаже технических систем, нарушения технологии производства, правил эксплуатации транспорта, оборудования, машин, механизмов. Наиболее распространенными причинами аварий и катастроф на ОЭ являются нарушения технологического процесса производства и правил ТБ.

Причины техногенных аварий

Основными причинами крупных техногенных аварий и катастроф являются:

  • 1. отказ технических систем из-за дефектов изготовления и нарушения режимов эксплуатации. Многие современные потенциально опасные производства спроектированы так, что вероятность крупной аварии на них весьма высока и оценивается величиной риска 10 -4 и более (нерегламентированное хранение и транспортирование опасных химических веществ приводит к взрывам, разрушению систем повышенного давления, пожарам, проливам химически активных жидкостей, выбросам газовых смесей, и т.п.);
  • 2. человеческий фактор: ошибочные действия операторов технических систем. Статистические данные показывают, что более 60% аварий произошло в результате ошибок обслуживающего персонала;
  • 3. высокий энергетический уровень технических систем;
  • 4. внешние негативные воздействия на объекты энергетики, транспорта и др. (ударная волна и (или) взрывы приводят к разрушению конструкций).

Так, одной из распространенных причин пожаров и взрывов, особенно на объектах нефтегазового и химического производства и при эксплуатации транспортных средств, являются разряды статического электричества (совокупность явлений, связанных с образованием и сохранением свободного электрического заряда на поверхности и в объеме диэлектрических и полупроводниковых веществ), причиной возникновения которого являются процессы электризации. Анализ совокупности негативных факторов, действующих в настоящее время в техносфере, показывает, что основное влияние имеют антропогенные негативные воздействия, среди которых преобладают техногенные, сформировавшиеся в результате преобразующей деятельности человека и изменений в биосферных процессах, обусловленных этой деятельностью. При этом большинство факторов носит характер прямого воздействия (яды, шум, вибрация и т.п.). Но в последние годы широкое распространение получают вторичные факторы (фотохимический смог, кислотные дожди и др.), которые возникают в среде обитания в результате химических и энергетических взаимодействий первичных факторов между собой или с компонентами биосферы. Уровни и масштабы воздействий негативных факторов постоянно нарастают и в ряде регионов техносферы достигли таких значений, когда человеку и природной среде угрожает опасность необратимых деструктивных изменений .

Влияние на природу

По степени потенциальной опасности, приводящей к подобным катастрофам в техногенной сфере гражданского комплекса, можно выделить объекты ядерной, химической, металлургической и горнодобывающей промышленности, уникальные инженерные сооружения (плотины, эстакады, нефтегазохранилища), транспортные системы (аэрокосмические, надводные и подводные, наземные), перевозящие опасные грузы и большие массы людей, магистральные газо- и нефтепродуктопроводы. Сюда же относятся опасные объекты оборонного комплекса - ракетно-космические и самолетные системы с ядерными и обычными зарядами, атомные подводные лодки и надводные суда, крупные склады обычных и химических вооружений.

Аварии и катастрофы на указанных объектах могут инициироваться опасными природными явлениями - землетрясениями, ураганами, штормами. Сами техногенные аварии и катастрофы при этом могут сопровождаться радиационными и химическими повреждениями и заражениями, взрывами, пожарами, обрушениями.

Аварии на гидротехнических сооружениях (аварии на ГЭС). Опасность возникновения затопления низких близлежащих районов при разрушении плотин, дамб и гидроузлов. Стремительный и мощный поток воды может вымывать почвы со всей растительностью, смывать чернозем. Существует опасность возникновения селей. При достаточно высоких волнах животные на территории места затопления выбираются на возвышенности, могут провести там достаточно много времени.

Гипотетические тяжелые аварии на атомных электростанциях могут привести к образованию «черного столба», когда выбросы при аварии распространяются в атмосфере и больше всего от радиации страдают почвы, растения и животные. У животных, как и у людей, отмечаются случаи заболевания лучевой болезнью. Также последствиями радиации становятся торможение роста растительности, уменьшение популяций животных в близлежащих территориях аварии. К поражающим факторам можно отнести ударную волну, световое излучение, проникающую радиацию, радиоактивное загрязнение местности и электромагнитный импульс. Наибольшие косвенные поражения будут наблюдаться в населенных пунктах и в лесу. Световое излучение ядерного взрыва представляет поток лучистой энергии, включающий ультрафиолетовое, видимое и инфракрасное свечение.

По степени тяжести поражения людей от ударной волны делятся: на легкие при скоростном напоре = 20-40 кПа (вывихи, ушибы); средние при скоростном напоре = 40-60 кПа), (контузии, кровь из носа и ушей); тяжелые при скоростном напоре 60 кПа (тяжелые контузии, повреждения слуха и внутренних органов, потеря сознания, переломы); смертельные при скоростном напоре 100 кПа. Световое излучение ядерного взрыва может способствовать возникновению пожара и огневого шторма, который очень быстро перемещается в лесных сухих зонах .

Вид техногенных аварий

1) Транспортные аварии (катастрофы)

Аварии грузовых железнодорожных поездов, аварии пассажирских поездов, поездов метрополитена, аварии (катастрофы) на автомобильных дорогах (крупные автодорожные катастрофы), аварии транспорта на мостах, в туннелях и железнодорожных переездах, аварии на магистральных трубопроводах, аварии грузовых судов (на море и реках), аварии (катастрофы) пассажирских судов (на море и реках), аварии (катастрофы) подводных судов, авиационные катастрофы в аэропортах и населенных пунктах, авиационные катастрофы вне аэропортов и населенных пунктов, наземные аварии (катастрофы) ракетных космических комплексов, орбитальные аварии космических аппаратов

2) Пожары, взрывы, угроза взрывов

Пожары (взрывы) в зданиях, на коммуникациях и технологическом оборудовании промышленных объектов, пожары (взрывы) на объектах добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся, горючих и взрывчатых веществ, пожары (взрывы) в шахтах, подземных и горных выработках, метрополитенах, пожары (взрывы) в зданиях, сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения, пожары (взрывы) на химически опасных объектах, пожары (взрывы) на радиационно опасных объектах, обнаружение неразорвавшихся боеприпасов, утрата взрывчатых веществ (боеприпасов)

3) Аварии с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ

Аварии с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ при их производстве, переработке или хранении (захоронении), аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ, образование и распространение опасных химических веществ в процессе химических реакций, начавшихся в результате аварии, аварии с химическими боеприпасами, утрата источников химически опасных веществ

4) Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ

Аварии на АЭС, атомных энергетических установках производственного и исследовательского назначения с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ, аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ на предприятиях ядерно-топливного цикла

5) Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ

Аварии транспортных средств и космических аппаратов с ядерными установками или грузом радиоактивных веществ на борту, аварии при промышленных и испытательных ядерных взрывах с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ, аварии с ядерными боеприпасами в местах их хранения или установки, утрата радиоактивных источников

6) Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ

Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ на предприятиях промышленности и в научно-исследовательских учреждениях (лабораториях), аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) биологических веществ, утрата биологически опасных веществ

7) Гидродинамические аварии

Прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек) с образованием волн прорыва и катастрофических затоплений и повлекших смыв плодородных почв или отложение наносов на обширных территориях

8) Внезапное обрушение зданий, сооружений

Обрушение производственных зданий и сооружений, обрушение зданий и сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения, обрушение элементов транспортных коммуникаций

9) Аварии на электроэнергетических системах

Аварии на автономных электростанциях с долговременным перерывом электроснабжения всех потребителей, выход из строя транспортных электроконтактных сетей

10) Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения

Аварии в канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ, аварии на тепловых сетях (система горячего водоснабжения) в холодное время, аварии в системах снабжения населения питьевой водой, аварии на коммунальных газопроводах

11) Аварии на промышленных очистных сооружениях

Аварии на очистных сооружениях сточных вод промышленных предприятий с массовым выбросом загрязняющих веществ .