Экологическая викторина для детей подготовительной группы «Знатоки природы. Сценарий экологической викторины «Знатоки природы» для старшего дошкольного возраста Игры викторины по экологии в доу

Садыкова Лилия Нурисламовна, воспитатель МАДОУ «ЦРР - д/с №25» г.Казань

На праздник приглашаются все желающие жители микрорайона.

Предварительная работа: объявленияприглашения для жителей микрорайона, подготовка саженцев, цветочной рассады, оборудования для их высадки.

Задачи: Способствовать расширению круга общения с взрослыми и детьми. Развивать эмоции и мотивы, способствующие формированию коммуникативных умений и навыков; уважения к окружающим людям; воспитывать гуманного эмоциональноположительного, бережного отношения к миру природы и окружающего мира в целом.

Праздник проходит на летней спортивной площадке. Территория украшена цветными воздушными шарами, флажками, рисунками детей о природе. Звучит песня В. Шаинокого "Рассвет-чародей".

Ведущий:

В небе радуга-дуга

Опустилась на луга.

В небе солнышко играет,

Оживилось все кругом

И цветы в росе сияют

Тихим ласковым огнем.

Музыкальная композиция "Цветы" (исполняют воспитанники)

Здравствуйте, дети, здравствуйте уважаемые взрослые. Здравствуйте, все, кто сегодня с нами на нашем празднике.

Эту истину знаю от роду

И ее никогда не таю:

Кто не любит родную природу,

Тот не любит Отчизну свою.

А вы, дорогие гости, любите свою землю? Но землю мало любить, надо знать ее секреты, тайны, надо уметь жить с ней в дружбе и согласии. Поэтому сегодня мы объявляем конкурс "Знатоков природы". А участвовать в нем может каж­дый, кто ответит на вопrосы. (отвечающим раздаются карточки с правильным ответом зелёного и голубого цвета)

Вопросы:

Голубой шатер всю землю покрыл (небо)

Красная девушка по небу ходит (солнце)

Много рук, а нога одна (дерево)

Неизвестно где живет, налетит - деревья гнёт (ветер)

Кто в лесу без топора строит избу без угла (муравьи)

Летит орлица по синему небу, крылья расмастала, солнышко застала (туча)

Растут на ветке группками, покрытые скорлупками (орехи)

Похож я с виду на горах, где пройду -переполох (град)

Рос шар бел, ветер дунул - шар улетел (одуванчик)

Меня пьют, меня льют, всем я нужна. Кто я такая? (вода)

Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает (лес)

Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает (подснежник)

Ведущий: Теперь я попрошу участников, разделится на 2 команды по цвету ваших карточек. И сразу вам задание. Повторите ответы на загадки и поду­майте к объектам какой природы они относятся.

(карточки зеленого цвета к живой природе, карточки голубого цвета - к неживой природе)

Зрители приветствуют команды аплодисментами.

Конкурс 1. "Художники"

Нарисовать эмблему своей команды, рассказать о ней.

Конкурс 2. "Лесные Айболиты".

Какой цветок лечит сердце? (ландыш)

Какое растение богато витамином С? (шиповник)

Какое растение лечит" ссадины и раны? (подорожник)

Какое лекарственное растение определяют даже слепые? (крапива)

(после каждого ответа вывешиваются картинки названных растений)

Мы растенья эти знаем, бережем и охраняем.

Ведущий: Поговорили о цветах и растениях - как к нам слетелись жучки, паучки, бабочки. Как назвать их одним словом? (обращается к зрителям) . Правильно, насекомые.

Танец насекомых. В конце танца дети вносят два кроссворда.

Конкурс 3. Реши кроссворды:"Дары леса". "Явления природы".

Игра со зрителями: "как вести себя в природе"

Зачем в лесу комары?

Что делать, если ты нашел а лесу птенца?

Какие цветы нельзя рвать в лесу?

Куда деть консервную банку?

Почему в лесу нельзя шуметь?

Конкурс 4. "Сластена

На столе стаканчики с вареньем. Нужно отгадать с завязанными глазами, какое варенье лекарственное и от какой болезни.

Конкурс 5. "Экологическая цепочка".

Установить экологическую зависимость между объектами природы указанными на карточках противоположной команды.

(небо, ветер, солнце. туча, град, вода)

(дерево, муравьи. орехи, лес, подснежник, одуванчик)

Музыкальная пауза "Танец друзей".

Конкурс 6. Загадки-отгадки.

Командам поочередно предлагаются загадки о животных, ответ надо не называть, а показать.

Конкурс 7. Поющая природа.

Команды по очереди поют песни о лесе, птицах, животных, растениях, побеждает та команда, которая знает больше песен.

Подведение итогов. Награждение команд.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защищаться,

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

А сейчас мы приглашаем детей и взрослых украсить нашу 3емлю цветами. Посадить в нашем детском саду цветы и деревья. И летом они будут радовать нас, защищать от зноя и пыли.

Звучит музыка. Дети и взрослые участвуют в высадке цветочной рассады и саженцев.










Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.



























Назад Вперёд

Современный образовательный процесс в детском саду сегодня переживает существенные изменения. Игровая деятельность дошкольников тесно вошла в организацию режимных моментов и сопровождает непосредственно образовательный процесс, который раннее все называли занятиями. Игровые досуги – не новая форма в дошкольном образовании, а скорее традиционная. Дети всегда ожидают от них не только прилива чувства радости, но и щекочущего ощущения какого-то открытия, желания победы.

Задача педагога, организовать предварительную работу с детьми для поддержания детского интереса. Однако следует учитывать и направленность предстоящей досуговой деятельности. Предварительная работа к досугам познавательного характера в старшем дошкольном возрасте может включать такие формы работы, как:

  • дидактические игры,
  • рассматривание иллюстраций, атласов, альбомов, календарей, журналов,
  • просмотр научно – познавательных видеофильмов,
  • чтение художественных произведений,
  • наблюдения в природе,
  • проведение опытов - экспериментов,
  • коллекционирование,
  • продуктивная и изобретательская деятельность.
  • Говоря об экологическом образовании дошкольника, которое объединяет знания о природе, о жизни общества и ощущение ребёнка, как части природы и мира, в котором он живёт, познавательные досуги являются неотъемлемой частью педагогического процесса. Досуги в виде конкурса “Что? Где? Когда?”, экологической викторины или презентации детско – родительского исследовательского проекта могут быть стартом для изучения предмета и итогом по уже изученной теме.

Организованная итоговая экологическая викторина для дошкольников способна не только выявить уровень познаний детей в данной области, но и помочь ребёнку самому оценить свой уровень познаний. Соревновательный характер викторины стимулирует активность дошкольника. Для викторины дети распределяются на команды по несколько человек (5-7). Они обсуждают своё название и девиз, могут советоваться со взрослыми – родителями и педагогами.

Неотъемлемой частью викторины для детей дошкольного возраста является наглядность. Данную функцию выполняют ИКТ.

В сценарии мероприятия используются презентации, выполняющие разные цели.

В начале досуга демонстрируется небольшая презентация (Презентация 1.РРТ), которая погружает участников в тему и заставляет пронести возникшее чувство до его окончания, когда формулируется вывод.

Совсем другого плана презентация (Презентация 2. РРТ), сопровождающая задания конкурсов. В неё включены слайды для проведения дидактических игр разной тематики на анализ и обобщение, игры на внимание и сообразительность, а также слайды демонстрационного характера.

Владение ИКТ облегчает работу педагога и совершенствует образовательный процесс в детском саду.

Тема: Земля – живая планета

Возраст: дети старшего дошкольного возраста.

Задачи: обобщить представления детей о природе, развивать познавательную активность, воспитывать экологическое сознание через ценностную ориентацию в поведении и деятельности детей.

Предварительная работа: дидактические игры “Что лишнее”, “Экологические цепочки”; рассматривание иллюстраций блока “Живая природа”, “Неживая природа”, чтение рассказов о животных, просмотр видеофильмов о природе серии ВВС, наблюдения на прогулке.

Дети участвуют в сборе коллекций “Камни”, “Семена”.

Дети делятся на команды и сами дают команде название, девиз.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, наборы семян растений, муляжи животных, театральная ширма, персонажи театра би – ба – бо: Лиса, Заяц, Медведь, пластиковые бутылки с водой, иллюстрации Комара и Кузнечика, глобус.

Ведущий: Начинаем экологическую викторину для дошкольников. На учёный совет приглашаются команды: “Звёздные девчонки” и “Молодцы”

(представление команд, девиз).

Оглашение состава жюри конкурса.

Вступление.

Презентация 1.

Слайд 1. Наша викторина пройдёт под названием “Как прекрасен этот мир”.

Слайд 2. Наша планета как большой красивый дом.

Слайд 3. Она радует нас утренними, нежными восходами, разноцветными прощальными закатами, пейзажами родной природы;

Слайд 4. Завораживает нас огромными, глубокими и бескрайними океанами, просторами морей.

Слайд 5. Она удивляет высокими горами, крутыми скалами и холмами,

Слайд 6. Восхищает густыми, запашистыми рощами, сосновыми борами, могучими дубравами.

Слайд 7. Земля – планета гармонии. На ней всё соразмерно и взаимосвязано.

Слайд 8. Природа планеты совершенна.

Нашу Землю называли загадочной планетой и таинственной.

Слайд 9. Однако, для чутких сердец она раскрывает самые сокровенные свои тайны. Мы познаём и объясняем явления природы, секрет рождение нового дня, разнообразный мир живого и неживого на планете.

1 конкурс

Презентация 2.

Слайд 1. “Что в доме природы растёт?”

1 уровень:

Детей просят подойти к столам, на которых лежат семена.

1 комплект: каштан, сосна, огурец, яблоня;

2 комплект: дуб, ель, клён, слива.

Задание. Рассмотрите семена. Вы их конечно узнали.

Выберите одного участника команды, который назовёт все семена растений вашего комплекта.

2 уровень:

Задание. А теперь нужно ответить - Как называется место, где вырастут ваши семена растений?

Слайд 4,5,6,7. Ответы 1 команды

Слайд 8,9,10,11. Ответы 2 команды.

3 уровень:

Задание. Подумайте и скажите – Что, по - вашему мнению, будет лишним в вашей группе семян? Почему?

Слайд 12, 13. Ответы 1 команды.

Слайд 14,15. – ответы 2 команды.

(объявление итогов 1 конкурса)

Слайд 16. Игра “Изобрази животное”.

Цель: развитие воображения и умения показать образ животного средствами пантомимы.

Задание. Дети противоположных команд показывают движения животного, а соперники отгадывают его название.

Правильный ответ сопровождается хлопками.

2 конкурс.

Слайд 17. “Жители нашей планеты” .

Слайд 18. Наша планета как многоэтажный дом. И жителям этого дома нужно правильно занять свои этажи.

1 уровень:

Дети команды выбирают животное - муляж и ставит на свой этаж: подземный,

4 ярус – травянистые растения,

3 ярус – кусты,

2 ярус – крона молодых деревьев,

1 ярус – крона взрослого дерева.

Комплект насекомых, птиц, зверей.

2 уровень:

Какой вид населяет все этажи нашего дома?

(итоги жюри)

3 конкурс. “Лесной театр”

Слайд 19. - Встретились как-то раз заяц, лиса и медведь на лесной полянке. И начали рассказывать друг другу про жизнь свою звериную. Послушайте рассказ и скажите, что в нём, правда, а что - ложь.

Лиса: живётся мне в лесу хорошо, каждый кустик – мой дом. Люблю я есть только ягоды и корешки растений.

Заяц: А у меня домик маленький и уютный. Я держу его в чистоте и порядке. Целый день окошки мою, убираю и пыль выметаю.

Медведь: А я к муравейнику ходил, лапу засунул и начал её лизать – очень вкусно. А потом на речку пошёл – рыбу ловить.

Лиса: Да, Машенька, я сама рыбку люблю. У себя в пруду её развожу, выкармливаю да выращиваю.

Медведь: Весной то мне нелегко. Я за зиму-то похудел, аппетит у меня хороший сейчас. Вот сейчас пойду жёлуди собирать и первые грибочки на проталинах.

Заяц: Вот вы всё про себя да про себя разговор ведёте, а я весь день забочусь о своих зайчатах. Сижу и не отхожу от гнезда, грудью защищаю моих деток.

(итоги жюри)

Слайд 20. Танец Капитана корабля.

Дети повторяют движения за капитаном.

Я объехал много стран и островов. А сегодня мой корабль бросил якорь возле вашего детского сада. И я вам привёз с собой морские вопросы.

4 конкурс.

1 уровень.

(выходят к капитану по 3 участника из команды и встряхивают бутылки с водой, она окрашивается в жёлтый, красный, чёрный, синий, зелёный и белый цвета)

Слайд 21. – Назовите, какого цвета моря есть на нашей планете?

Проверьте себя.

2 уровень.

Сосчитайте, сколько рыб на экране.

3 уровень.

Слайд 23. Что изменилось?

(итоги объявляет капитан)

Молодцы, хорошо справились со всеми заданиями. А мне пора отплывать.

5 конкурс.

Слайд 24. “Сказочное королевство”

Как всем защитникам природы, вам дети придётся в жизни много доказывать. По почте в детский сад обратились лесные жители. Просят помощи, рассудить короля и животный мир леса.

“Однажды решил наш король навести порядок в своём королевстве. Он издал приказ об истреблении некоторых живых его обитателей. “Не нужные они существа!”, - воскликнул король. “А наше королевство будет самое чистое и красивое, они его засоряют”.

(демонстрация комар и кузнечик)

Как вы считаете, действительно нужно их истребить? Пусть один представитель от команды выскажет мнение и объяснит, почему этого делать нельзя.

Подведение итогов конкурса.

Общий вывод мероприятия.

На нашей планете нет живых лишних обитателей. Вы так много уже знаете о них и наверно постараетесь сохранить им жизнь на нашей Земле. Мы все хотим видеть планету здоровой и красивой.

Однако сегодня она выглядит в некоторых местах вот так.

(выкатывается глобус, обклеенный пакетами, бутылками).

Красива ли она? Хорошо ли обитателям жить в таком мусоре?

Что мы можем исправить?

Дети высказывают свои мнения.

Исполняется песня “Солнечный круг”.

Татьяна Калиниченко
Викторина по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы»

Цель : Систематизировать знания детей о природе .

Задачи :

1. Закрепить знания детей о животных , птицах, растениях.

2. Продолжать совершенствовать речь как средство общения.

4. Формировать умение работать в коллективе, оказывать друг другу помощь.

5. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе .

Ход викторины

Организационный момент (Дети стоят в кругу)

Воспитатель :

Давайте с вами поздороваемся.

Здравствуйте, ладошки . Хлоп - хлоп - хлоп.

Здравствуйте, ножки. Топ - топ - топ.

Здравствуйте, пухленькие щечки. Плюх - плюх - плюх.

Здравствуйте, губки. Чмок - чмок - чмок.

Здравствуйте, зубки. Щелк - щелк - щелк.

Здравствуй, мой носик. Бип - бип - бип.

А теперь дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся.

Воспитатель : Готовы мы сегодня поиграть?

Готовы вместе о природе рассуждать ?

Ответы детей .

Воспитатель : Сначала проведем разминку. Я задаю вопросы, а вы отвечаете.

1. Кого называют царем зверей? (лев)

2. Лошадь в тельняшке? (зебра)

3. Кто является санитаром леса? (дятел)

4. Сумчатый попрыгун. (кенгуру)

5. Самое упрямое животное. (осёл)

6. У какого животного самая длинная шея (жираф)

Воспитатель : Я вижу, настроение у всех замечательное, можно приступать к выполнению заданий. Проверить ваши знания нам помогут конкурсы.

1. Конкурс «Назови одним словом»

Волк, лиса, медведь, заяц – это …звери.

Берёза, сосна, дуб, липа – это …деревья.

Воробей, синица, дятел, ворона – это …птицы.

Щука, карась, сом, налим – это …. рыбы.

Клубника, малина, смородина, крыжовник – это ….ягода.

Опята, маслята, рыжики, грузди – это …грибы.

Бабочка, комар, стрекоза, муха – это …. насекомые.

Ромашка, роза, тюльпан, мак – это …цветы.

2. Конкурс «Найди дом для каждого животного» . (звучит музыка)

Командам раздаются конверты с рисунками зверей и их разных жилищ. Надо составить пары «зверек - его дом» .

3. А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «С какого дерева листочек?» (звучит музыка)

Листья разложены на полу, дети собирают их, определяют с какого дерева листочек и относят к тому дереву, к которому он относится.

Воспитатель : Ребята, а кого называют певцами леса, они же в лесу главные жители деревьев?

Ответы детей .

Поговорим о птицах. Много птиц живет в лесу. Какие бывают птицы?

Что значит – перелетные?

Что значит - зимующие?

Как мы можем помочь птицам зимой?

4. Конкурс «Отберите зимующих и перелетных птиц» .

На полу расположены картинки зимующие и перелетные птицы (картинки птиц надо разделить на 2 группы) .

5. Конкурс «Загадаю-отгадайте»

1. Какую птицу называют «лесным барабанщиком» ? (дятел)

2. Какие грибы растут на пнях? (опята)

3. Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (кукушка)

4. Какое животное называют «кораблём пустыни» ? (верблюд)

5. Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб)

6. Какое дерево называют «русской красавицей?» (берёза)

7. Что случится с пчелой, после того, как она ужалит? (умирает)

8. Какие цветы расцветают весной первыми? (подснежник, мать и мачеха)

А сейчас, чтобы вы, ребята, немного отдохнули, давайте поиграем в подвижную игру «Совушка» .

6. Конкурс «Отгадай загадки» .

а) Зимой спит – летом ульи ворошит.

б) Кто на себе свой дом носит?

в) Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.

г) Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу. В дупле на старом дубе , орешки я грызу.

д) Маленький, беленький по лесочку прыг – прыг! По снежочку тык – тык!

е) Кто зимой холодный, ходит злой, голодный?

7. Конкурс «Угадайте по описанию» .

“У этого зверя два основных способа защиты от врагов : маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень быстро и легко – так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают, ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами”.

Подсказка : Его считают большим трусишкой. Ответ : заяц.

«Это очень большой и сильный зверь, он умеет ходить на четырех лапах, иногда встает на задние лапы и ревет на весь лес. Многие звери его боятся, он хорошо лазает по деревьям и даже ловит рыбу».

Подсказка : Зимой впадает в спячку, очень любит мед и малину. Ответ : медведь.

Игра «Летает, не летает» Воспитатель произносит слова. Если он называет летающий предмет, игроки "летают" (поднимают руки) . Если назван нелетающий предмет, то игроки не поднимают руки.

8. Узнай время года по стихотворению.

а) Завтра утром в лес пойдём.

И опят, и маслят, все грибочки соберём. (осень)

б) Ходим в шубах и ушанках, с гор катаемся на санках. (зима)

в) И светла, и широка наша тихая река.

Побежим купаться, с рыбками плескаться. (лето)

г) Возвращаются скворцы – наши старые жильцы .

Воробьи у лужицы шумной стайкой кружатся. (весна)

Воспитатель : А теперь встаньте в круг и давайте поиграем в игру "Доброе животное". Возьмемся за руки и представим, что мы одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох и еще раз вдох-выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук - делаем шаг вперед, тук - шаг назад. И еще раз тук - шаг вперед, тук - шаг назад».

Воспитатель : Молодцы ребята, я хочу поблагодарить вас за отличную игру, в которой вы показали хорошие знания о природе и вручить вам медали «Знатоки природы » .

Игра закончена и всем хочу сказать на прощанье :

Любите родную природу – озёра , леса и поля.

Это наша с вами родная земля!

Сценарий игры – викторины по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему "Здравствуй, лес, здравствуй, матушка природа".

Ботякова Татьяна Александровна, воспитатель МБДОУ Красноборский д/с «Колосок» с. Красный Бор, Нижегородская обл.

Описание материала: материал будет полезен педагогам дошкольных образовательных учреждений при проведении экологических проектов, акций, развлечений. Данное мероприятие рекомендуется проводить с детьми старшей группы.

Цель: формирование экологических знаний, нравственно – ценностного отношения к природе.

Задачи:
Образовательные: расширять представления о лесе и его обитателях.
Развивающие: развивать познавательный интерес, любознательность, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, понимание необходимости сохранения его целостности, умение вести себя в лесу.

Предварительная работа:
экскурсия в лес, просмотр иллюстраций с изображением различных видов деревьев, просмотр альбомов "Дикие животные", "Птицы", "Насекомые", конкурс рисунков о природе, чтение произведений русских писателей и поэтов о природе.

Оборудование: круги зеленого и красного цвета, картинки с изображением животных, насекомых, птиц, грибов, цветов, "шапочки" ягод, цветы, вырезанные из картона по количеству детей, листья деревьев (клена, дуба, березы, осины), карточки с изображением следов животных, жетоны, корзинка с природным материалом.

Участники: ведущий, дети, Лесовичок, лиса.

Ход викторины.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Летний теплый ветерок принес в детский сад кленовый листок. На нем написано приглашение от старичка Лесовичка. Он приглашает нас в лес за загадками.

Хоровод: "В лес пошли мы гулять"("Лес поет" О. Фельцмана)
Ведущий: Вот и пришли мы на цветочную поляну. Правда, здесь очень красиво? Деревья стоят зеленые, на поляне цветы...Ах, как хорошо дышится!

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре?
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится:
Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты ведь знаешь - мы свои! (С. Погореловский)

(Появляется Лесовичок)


Лесовичок: Добрый день, ребята! Вы меня узнали? Я - Лесовичок, хозяин леса. Я рад, что вы пожаловали на лесную полянку. знаете ли вы, что лес - это ваш большой и настоящий друг? Лес - живой. И как всему живому, ему необходимо солнце, которое дарит тепло и свет, вода и почва для роста растений и жизни животных, чистый воздух, а еще покой и тишина. Люди часто не задумываются о том, как легко могут нанести вред лесу и его обитателям. А как вы себя ведете в лесу. Прежде чем отправиться по лесу искать загадки, давайте вспомним правила поведения в лесу.

Дидактическая игра: "Экологический светофор"
(Лесовичок перечисляет, что можно делать в лесу, а чего нельзя. Дети в соответствии с этим поднимают зеленый или красный кружок)
- Можно (нельзя) ломать ветки;
- оставлять после себя мусор;
- разорять гнезда и муравейники;
- кувыркаться в траве;
- собирать ягоды;
- уничтожать ядовитые грибы;
- разжигать костры;
- отдыхать на пне и т. д.
Лесовичок: Правильно. И запомните еще несколько правил:

Отправляясь в лес гулять,
Попрошу не забывать
Правила лесные,
Незатейливые, простые.

Деревья, ветки не ломай,
Мусора в лесу не оставляй,
Зря костров не разводи,
Очень громко не кричи.
Бабочек ты не лови,
Не для этого они.

Ты в лесу лишь гость,
Главные там дуб и лось.
Берегите зеленый лес
И он откроет много тайн и чудес!

Лесовичок: Итак, первая моя загадка будет о наших пернатых друзьях. Кого мы называем пернатыми?
Дети: Птиц.
(На мольберте дети выбирают из нескольких соответствующую картинку)
- Каких птиц вы знаете? (Ответы детей).
- Какие птицы зимуют в наших краях? (Ворона, воробей, сорока, дятел и т. д.)
- Какая птица подбрасывает своих птенцов в чужие гнезда? (Кукушка)
- Какая птица весь день стучит по дереву? (Дятел)


- Какая птица селится на крышах домов и, по преданию, приносит счастье в дом? (Аист)
- У какой птицы очень длинная шея и ноги? (Журавль)
- Какая птица охотится ночью? (Сова)


Подвижная игра «Совушка»
Обозначается «гнездо совы». В гнезде помещается водящий совушка. Остальные дети изображают птиц, бабочек, жуков - разлетаются по поляне.
На слова воспитателя: «Ночь наступает, все засыпает» - дети замирают в тех позах, в которых их застала ночь. Совушка в это время тихо вылетает на охоту - ходит, медленно размахивая руками, и забирает мотыльков и жучков, которые пошевелились. Отводит их в своё гнездо. Совушка ловит до тех пор, пока воспитатель не скажет: «День». Тогда она возвращается к гнезду, а мотыльки и жучки снова начинают летать. Совушка выходит на охоту два-три раза. Потом выбирают нового ведущего, и игра начинается сначала.

Лесовичок: Итак, следующая загадка.
Растет в траве Аленка
В красной рубашонке,
Кто не пройдет,
Всяк поклон отдает. (Ягода)
(Дети выбирают картинку с изображением ягод)


Земляника:
Ягодку сорвать легко -
Ведь растет невысоко.
Под листочки загляни-ка -
Там созрела... (земляника)


Ежевика:
Вкус ягоды хорош,
Но сорви ее пойди - ка:
Куст в колючках будто еж -
Вот и назван.... (ежевика)

Клюква:
Я красна, я кисла,
На болте я росла,
А дозрею под снежком,
Ну - ка, кто со мной знаком?

Черника:
Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки,
То, кто деток соберет,
Руки вымажет и рот.

Малина:
Бусы красные висят,
Из кустов на вас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.


Хоровод: "По малину в сад пойдем".

Лесовичок: Следующую загадку вам предстоит отыскать самим. Для этого вам нужно повернуться вправо, сделать три шага вперед и найти дубовый листок. На нем и будут написаны загадки.
(Дети выполняют задание, среди листьев разных деревьев находят лист дуба, на котором написаны загадки про насекомых) .

1.От цветка к цветку порхает,
а присядет, отдыхает. (Бабочка)

2.На ромашку у ворот
Опустился вертолет -
Золотистые глаза.
Кто же это?... (Стрекоза)

3.Я работаю в артели
У корней мохнатой ели,
По буграм тащу бревно -
Больше плотника оно. (Муравей)

4.По цветам летает,
Мед собирает. (Пчела)

5.Прыгает пружинка -
Зеленая спинка -
С травы на былинку,
С ветки на тропинку. (Кузнечик)


6.Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упусти,
Сядет и укусит. (Комар)

Игра малой подвижности: "Поймай комара".
Дети стоят в кругу. В центре круга- водящий. У водящего в руке палка с привязанной к ней веревочкой. На конце веревки - комар вырезанный из бумаги. Водящий крутит веревку с комаром над головами детей. Те в свою очередь стараются поймать руками комара.

Лесовичок: Слушайте внимательно и ищите следующую загадку.

Из нарядной яркой чашки
Угощаются букашки.
(Цветок)

Цветочные загадки
1.Белые горошки
На зелёной ножке. (Ландыш)

2.Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдёшь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василёк)

3.Стоят в лугах сестрички -
Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)

4.Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (Колокольчики)


5.Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок -
Остался стебелёк. (Одуванчик)

Танцевальный конкурс.
Детям кладут на голову картонные цветы и по сигналу ведущего они начинают танцевать под музыку, не касаясь цветов руками. Побеждает тот, кто протанцует дольше всех, не уронив цветка.

Лесовичок: Следующая загадка от старичка Лесовичка. (Показывает картинки с изображением следов животных) Как вы думаете, что это такое?
Дети: Следы животных.

Игра: «Чьи следы?»
Дети по очереди из «Волшебного мешочка» вытягивают карточки с изображением следов и отвечают, кому они принадлежат. За правильные ответы начисляются жетоны.(Ответы детей: лось, кабан, лиса, заяц и др.)

Загадки о животных
1.Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)


2.Когда я голодный меня не встречай,
Щелкну зубами, съем невзначай.(Волк)

3.Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

4.Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (Ёж)


5. Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала. (Лиса)

Лесовичок: А вот и жительница леса - Лисонька. (Выходит ребенок в костюме лисы)
Лисонька, ты не серчай,
Вместе с нами поиграй.

Подвижная игра: "Хитрая лиса"
Играющие стоят в кругу. В стороне, вне круга, обозначается дом лисы. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а педагог обходит их с внешней стороны круга и дотрагивается до одного из играющих, который становится водящим - хитрой лисой. Затем дети открывают глаза, хором три раза спрашивают: "Хитрая лиса, где ты?" После третьего вопроса хитрая лиса выбегает на середину круга, поднимает руки вверх и говорит"Я здесь!" Все играющие разбегаются, а лиса их ловит.

Лесовичок:
В лесу под елкой крошка,
Шапка да ножка. (Гриб).
(Дети выбирают соответствующую картинку)
Лесовичок: Молодцы, ребята, хорошо загадки ищете. Слушайте загадки грибные.

Бывают грибы съедобные, а бывают - ... (Несъедобные).
- Грибы, имеющие особый рыжеватый цвет. (Рыжики).
- Соседи березы. (Подберезовики).
- Чаще всего они растут под осиной, но встречаются под березами и дубами. (Подосиновики).
- Смертельно ядовитые грибы, «родственники» мухомора. (Бледные поганки).
- Быстро спасут от голода в лесу. (Сыроежки).
- Съедобные грибы, которые выращивают круглый год. (Шампиньоны) .
- Самые красивые ядовитые грибы. (Мухоморы).

Цель: обобщение и систематизация знаний детей о природе, о красоте леса и его богатствах, о лекарственных растениях.

Образовательные: Закрепить у детей знания о культуре поведения в природе и умение правильно оценивать поступки окружающих.

Развивающие: Развивать логическое мышление детей через решение проблемных ситуаций.

Воспитывающие: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение работать в команде.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно -эстетическое развитие, физическое развитие.

Материалы и оборудование: мультимедийная установка; эмблемы для участников команд; картинки с правилами поведения в лесу; пазлы «силуэты деревьев»; дидактическая игра «С какого дерева лист?»; плоды деревьев: грецкие орехи, сосновые шишки, каштаны; ягодный кроссворд; картинки с грибами съедобными несъедобными; зелёная и красная карточка; картинки с изображением перелётных и зимующих птиц.

Предварительная работа: разучивание стихов, песен; чтение произведений российских писателей; беседы о растениях, насекомых, птицах и животных, их повадках и особенностях; рассматривание иллюстраций и книг о природе.

Ход деятельности:

Дети заходят в зал и команды занимают свои места.

Воспитатель:

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению,

Паучок – терпению.

Пчёлы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Учит солнце – доброте.

Учит снег нас чистоте.

У природы круглый год

Обучаться нужно

Весь лесной народ

Учит крепкой дружбе.

Сегодня мы собрались в зале, чтобы показать свои знания о природе нашего края, о животных и растениях, об их особенностях. А называется наша викторина «Знатоки природы». Соревноваться будут три команды. Команда «Зайчата», «Лисята» и команда «Бельчата». Для каждой команды будут даваться задания. Правила проведения: выслушать вопрос, задание до конца; не подсказывать отвечающему; кто знает ответ, поднять руку; если дети одной команды не знают ответа на вопрос, то отвечают дети другой команды. Представляем вам жюри нашей викторины: …

Воспитатель: Девочки и мальчики, лес – это богатство нашей Земли! Это дом для животных, птиц и насекомых. В лесу они находят себе пищу, укрываются от врагов, растят своё потомство. Растения очищают воздух, радуют своей красотой. Из деревьев человек изготавливает мебель и строит дома. Лес кормит нас грибами, ягодами и орехами.

Воспитатель: Давайте для начала вспомним правила поведения в лесу.

(Воспитатель показывает картинки, а дети объясняют, что не правильно делают мальчики и девочки.)

Физкультминутка.

Воспитатель: Мы идем во лесок,

Будь внимателен, дружок. (Ходьба.)

Впереди ручеек,

Перейти – вот мосток. (На носочках.)

Пробирайся осторожно –

Промочить здесь ноги можно. (Высоко поднимать ноги.)

Мы попрыгаем немножко

По извилистой дорожке. (Прыжки.)

Как услышим в небе гром,

Спрячемся мы под кустом. (Приседание.)

Будем медленно идти –

Дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег.)

Мы пришли с тобой, дружок,

Во дремучий во лесок. (Ходьба.)

Ребёнок 1: Богатство лесов береги и храни,

Тебе благодарными будут они!

Ребёнок 2: Дерево, зверек, цветок и птица,

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!

Воспитатель: Вопросы для всех команд:

  1. Какие деревья называются хвойными?
  2. Почему деревья называются лиственными?
  3. Какие деревья не меняют цвет кроны?
  4. В какое время года деревья меняют окраску листьев?
  5. В какое время года на деревьях распускаются листочки?
  6. У какого дерева ствол белый?

Воспитатель: А сейчас вы должны собрать пазлы и по силуэту определить, что это за дерево и назвать его.

Воспитатель: Дидактическая игра «С какого дерева лист?» (Каждой команде даётся листов по количеству детей).

Воспитатель: Подвижная игра «Детки с ветки» (Собрать плоды деревьев, которые заданы: грецкие орехи, сосновые шишки, каштаны).

Воспитатель: В лесу растут не только деревья и кустарники, но и разные травы. Нужны ли нам они, расскажут ребята.

Ребёнок 3: Много трав растет полезных

На земле страны родной!

Помогают от болезней:

Липа, мята, зверобой!

Ребёнок 4: Мы растенья эти знаем,

Бережем и охраняем!

Соберем не на потеху,

Ты натер ногу в пути, какое растение может облегчить боль? (Подорожник.)

Каким лечебным свойством обладает мать-мачеха? (Лекарство от кашля.)

Название этого растения говорит само за себя – оно лечит многие кожные заболевания. (Чистотел.)

Какие растения помогут укрепить волосы? (Крапива, лопух, ромашка.)

Какое растение кроме мать-мачехи помогает от кашля? (Ромашка.)

Настой какого растения пьют для возбуждения аппетита? (Одуванчик.)

Чай из какого растения действует успокоительно? (Мята.)

Лекарственное растение от 99 болезней. (Зверобой.)

Какое растение применяют для полоскания при воспалительных процессах полости рта, зубной боли? (Тысячелистник.)

Воспитатель: А теперь предлагаю решить «Ягодный кроссворд».

  1. Я красна, я кисла,

На болоте я росла,

Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква.)

  1. На припеке у пеньков много тонких стебельков,

Каждый тонкий стебелек держит алый огонек,

Разгребаем стебельки - собираем огоньки. (Земляника.)

  1. На болоте уродилась,

В мягкой травке притаилась.

Желтенькая брошка -

Ягодка... (морошка)

  1. Что за ягодки на кочке?

Осень им румянит щечки

И морозить, и мочить, и варенье варить,

И в морс годится – не даст простудиться.

Наклонись-ка, погляди-ка не поспела ли… (Брусника.)

  1. Под листом на каждой ветке

Сидят маленькие детки.

Тот, кто деток соберёт,

Руки вымажет и рот. (Черника.)

  1. Эти ягоды, все знают,

Нам лекарство заменяют.

Если вы больны ангиной,

Пейте на ночь чай с... (Малиной.)

Воспитатель: Приглашаю вас совершить путешествие «По страницам сказок».

  1. Какое дерево растёт у лукоморья, в поэме Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила», по которому кот учёный ходит и сказки рассказывает? (Варианты: сосна, дуб, клён, тополь.)
  2. Из какого цветка, в сказке «Дюймовочка», Ганса Христиана Андерсена, появилась маленькая, маленькая девочка? (Варианты: из колокольчика, из лилии, из тюльпана, из пиона)
  3. Какое дерево, в русской народной сказке «Гуси-лебеди», спрятало и укрыло детей? (Варианты: слива, груша, яблоня, черёмуха.)
  4. За кустами каких цветов, ухаживали Кай и Герда в сказке Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева»? (Варианты: за кустами роз, за кустами пионов, за кустами хризантем, за кустами астр.)
  5. Под каким деревом белка грызёт орешки и песенки поёт, в сказке «О царе Салтане» Александра Сергеевича Пушкина? (Варианты: под сосной, под елью, под лиственницей, под дубом.)
  6. Из какой травы плела Элиза рубашки для своих братьев, в сказке Ганса Христиана Андерсена «Дикие лебеди»? (Варианты: из папоротника, из багульника, из медуницы, из крапивы.)

Воспитатель: Поиграем в игру «Съедобное – не съедобное» (называются грибы, а дети поднимают зелёную карточку, если гриб съедобный и красную, - если несъедобный).

Воспитатель: В лесу кроме деревьев и других растений, живут разные птицы и животные. Без них трудно представить лес. Все они наши верные помощники и друзья.

Ребёнок 5: Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо!

Ребёнок 6: Приучите птиц зимой

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

Воспитатель: А сейчас мы проверим, как вы хорошо знаете птиц. На столах лежат картинки с изображением перелётных и зимующих птиц, мальчики отбирают зимующих, а девочки перелётных.

Воспитатель: «Кто где живёт?» (посмотрев на экране изображение животных, дети называют их жилище).

Ребёнок 7: Милый лес, добрый лес!

Говорим тебе спасибо

За прекрасный воздух твой

За рябину и калину,

За ромашку, зверобой.

Ребёнок 8: На одной большой планете

Нам с тобою вместе жить.

Будем взрослые и дети

Дружбой этой дорожить!

Воспитатель: Где бы ни жил человек: в городе или в загородной местности, он всегда окружён растениями и животными. Но к сожалению, люди не всегда бережно относятся к природе. Вырубая леса и загрязняя воду в реках, люди невольно губят многих диких животных, для которых лес и река – дом. Из-за людей некоторые растения и животные навсегда исчезли, а многие стали редкими. А куда занесены редкие виды животных и растений?

Дети: В Красную книгу.

Воспитатель: Красная книга – это справочник об исчезающих животных и растениях. Почему именно красный цвет?

Дети: Сигнал, опасность…

Воспитатель: Да, действительно - красный цвет – сигнал тревоги и запрета, понятный людям всего мира. Всех животных и растения, которые занесены в эту книгу, необходимо охранять. Люди создают заповедники, парки, в которых охота запрещена.

Воспитатель: Наша экологическая викторина подходит к концу, просим жюри подвести итоги, и выявить победителей.

Ребёнок 9: Любите родную природу -

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша, с тобою

Навеки родная земля.

Ребёнок 10: На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.