«Элегия» Н. Некрасов

Н. А. Некрасов относится к числу тех русских поэтов, которые всем своим творчеством как бы вели спор с предшествующей литературной традицией и в то же время сами создавали традицию новую, характеризующую то время, в которое они творили. Н. А. Некрасов полностью переосмысливает представление о поэзии, о роли поэта в жизни общества. Но для того чтобы спорить с традицией, надо было установить с ней связь. А потому целый ряд стихотворений Н. А. Некрасова носят явно полемический характер. Таким становится и одно из лучших, на мой взгляд, стихотворений поэта – “Элегия”. Стихотворение “Элегия” было написано в 1874 году и стало ответом Н. А. Некрасова на высказывания в адрес поэта многих критиков. Один из них писал: “То, что составляло его (Некрасова) любимую тему – непосредственное описание страданий народа и вообще бедняков, – уже им исчерпано не потому, что подобная тема сама по себе когда-нибудь могла быть вполне исчерпана, а потому, что поэт наш стал как-то повторяться, когда принимается за эту тему”.

Другой критик высказал мысль, что после 1861 года сама тема кажется устаревшей и несостоятельной. Именно полемикой с такими высказываниями и можно, на мой взгляд, объяснить начало стихотворения: Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая – “страдания народа” И что поэзия забыть ее должна, – Не верьте, юноши! не стареет она. Для своего стихотворения Н. А. Некрасов избирает шестистопный ямб с парной рифмовкой, то есть александрийский стих – торжественный размер эпохи классицизма. Это сразу устанавливает ориентацию на высокий уровень стиха и, кроме того, связь с пушкинской “Деревней”. Между двумя стихотворениями существуют и лексические связи. Сравним у Н. А. Некрасова:

…Увы! пока народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам, Как тощие стада по скошенным лугам… И у Пушкина: Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, Здесь рабство тощее влачится по браздам…

Это сравнение призвано, лишний раз подчеркнуть важность темы и установить связь времен. Насущность обращения к этой теме Н. А. Некрасов доказывает тем, что вводит в “Элегию” описание жизни народа и показывает полнейшую несостоятельность реформы. И потому стихотворение становится своего рода декларацией отношения Н. А. Некрасова к теме поэзии и понимания роли поэта: поэт должен иметь одну цель – служение народу – до тех пор, пока народ не будет счастлив. Некрасов утверждает гражданскую поэзию, поэзию социальную.

Не случаен здесь и выбор жанра: элегия – это традиционный лирический жанр, содержание которого – любовные переживания лирического героя. Место возлюбленной у Н. А. Некрасова занимает народ, к нему обращены мысли поэта. Однако эта любовь остается неразделенной, и отсюда возникает трагичность, свойственная звучанию стихотворения: Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил – и сердцем я спокоен… В этих фразах опять проявляется связь с А. С. Пушкиным, на этот раз – со стихотворением “Эхо”:

На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг. Тебе ж нет отзыва… Таков и ты, поэт!

Разница лишь в том, что у Н. А. Некрасова эта тема связывается непосредственно с народом, конкретизируется и сам смысл сравнения: …Но тот, о ком пою в вечерней тишине, Кому посвящены мечтания поэта, – Увы! не внемлет он – и не дает ответа… “Не дает ответа” – это явная ориентация на лирическое отступление из финальной части поэмы Гоголя “Мертвые души”. Не только народ – но и вся Русь – вот та неизменная возлюбленная Н. А. Некрасова, которой посвящены лучшие произведения поэта.

(No Ratings Yet)

Анализ стихотворения Некрасова “Пускай нам говорит изменчивая мода”

Другие сочинения по теме:

  1. Вырос Н. А. Некрасов среди крестьянских детей. Никакие запреты родителей не могли удержать его от общения с сельскими мальчишками. Со...
  2. Из стихотворений Некрасова, надо назвать еще одно – “Накануне светлого праздника” (1873). Оно привлекает проникновенным изображением простого люда – кузнецов,...
  3. В стихотворении “Пчелы” (1867) поэт рассказал о пчелах спасенных догадливым прохожим: пчелы гибли в половодье, не долетали до улья –...
  4. Стихотворение “Смерть поэта” состоит из двух частей. Первая часть – элегия, а вторая – сатира. В этом стихотворении Лермонтов обвиняет...
  5. В основу его положен народный анекдотический рассказ о том, как смотритель почтовой станции принял медведя, случайно очутившегося на прискакавшей тройке,...
  6. Краткий анализ стихотворения Лермонтова “Смерть поэта”. При анализе первой строфы важно отметить, что судьба Пушкина осмысляется как судьба поэта вообще...
  7. “Я лиру посвятил народу своему”, – с полным правом сказал о себе Н. А. Некрасов. Поэт жил в эпоху великих...
  8. Сочинения по литературе: Поэма Кому на руси жить хорошо – вершина творчества Н. А. Некрасова Многие предшественники и современники Некрасова...
  9. В стихотворении есть “событийный” сюжет, показывающий процесс перерождения поэта, не удовлетворенного своей деятельностью, в поэта-пророка, способного “глаголом жечь сердца людей”;...
  10. Анализ стихотворения С. А. Есенина “Не жалею, не зову, не плачу” Из всей русской лирики ХХ века более ярко выделяется...
  11. Для достоверности поэт называет конкретное место действия. Солнце в стихотворении является метафорическим образом поэта (“Нас, товарищ, двое”). Поэт призывает “Светить...
  12. Сочинение по литературе 10 класс. Тема поэта и поэзии занимает одно из центральных мест в творчестве А. С. Пушкина. Такие...
  13. Сочинение по русскому языку 9 класс. Любовная лирика А. С. Пушкина составляет немалую часть всего поэтического наследия стихотворца. Есть в...
  14. Сочинение на тему роли крестьянства в произведениях Некрасова. С исчерпывающей полнотой и ясностью в картинах, поражающих своей правдивостью, отобразил Некрасов...

Стихотворение Н.А. Некрасова «Элегия»

Когда берёшь в руки незнакомое литературное произведение, первым делом обращаешь внимание на название. Что такое «Элегия»? Почему Николай Алексеевич Некрасов назвал своё творение именно так?

В «Словаре литературоведческих терминов» можно прочитать следующее: «Элегия -- жанровая форма лирики. Темы элегии многообразны: патриотизм, идеалы гражданской и воинской доблести, радость и горе любви. В новой европейской литературе элегия теряет чёткость формы, но приобретает определённость содержания, становясь выражением преимущественно философских размышлений, грустных раздумий, скорби».

Именно последнее нашло яркое отражение и в «Элегии» (1874) Некрасова. Тема скорбных размышлений о страданиях народа, тема повсеместного угнетения крепостных -- важнейшее направление в творчестве Некрасова.

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая -- «страдания народа»

И что поэзия забыть её должна, --

Не верьте, юноши! не стареет она.

Стихотворение написано спустя тринадцать лет после реформ 1861 года. Народ «освобождён», у него «есть земля», он «счастлив». О каких «страданиях народа» может идти речь?! Это уже пережитки прошлого. Но такое утверждение в корне неверно. И Некрасов это понимает, он «напоминает, что бедствует народ», он осознаёт значимость проблемы. Наше внимание привлекает устаревшая форма ударения в слове «стареет», которая была характерна для русской литературы XIX века (вспомните хотя бы высказывание Чацкого: «Что старее, то хуже»). При прочтении волей-неволей обращаешь внимание и на само слово, и на всё предложение, которое выражает одну из основных мыслей всего стихотворения.

Увы! пока народы

Влачатся в нищете, покорствуя бичам,

Как тощие стада по скошенным лугам…

Читая эти строки, невольно вспоминаешь «Деревню» А.С. Пушкина: «Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, // Здесь рабство тощее влачится по браздам».

Этим сходством Некрасов как бы соглашается с тезисом, «что тема старая -- «страдания народа»», но в то же время он показывает, что по прошествии пятидесяти пяти лет никаких существенных изменений в обществе не произошло, и подчёркивает, что тема не потеряла своей актуальности.

Примечательно сравнение народа со стадами. Что такое стадо? Как объяснить это понятие применительно к людям? Это большая масса людей, которая не способна думать, она повинуется только «пастухам». На роль «пастуха» могла бы претендовать дворянская интеллигенция, но она, подобно народу, не особо задумывается об этом и о жизни в целом, живёт по правилам, установленным не ею, и не может (или не хочет) вследствие своей слабости принимать какие-то кардинальные решения. Отсюда сравнение с толпой.

Но вернёмся опять к народу. Без пастуха стадо -- это «амёбоподобная» масса людей, неспособных на принятие самостоятельных решений, повинующихся воздействию каких-то внешних, не зависящих от неё факторов, но готовая с ними «уживаться». Это же определение применимо к крепостным, права которых повсеместно ущемляют, превращая их в рабов. Но крепостные полагают, что так и надо, они и не думают о свободе, считая, что ничего менять не надо -- так есть, значит, так и должно быть. Зачем думать, когда за тебя всё уже решил «добрый» барин Крайнев К. Стихотворение Н.А. Некрасова «Элегия»: Восприятие, истолкование, оценка. // Литература. - №17. - 2008..

Размышляя на эту тему, вспоминаешь стихотворение Пушкина «Свободы сеятель пустынный...»:

Паситесь, мирные народы!

Вас не разбудит чести клич.

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.

Народу можно посвятить свою лиру, свои мысли, стремления, жизнь... но он останется глух, подобно стаду...

«Элегия» обращена к неким юношам, но кто эти юноши? Вспомним «Железную дорогу» Некрасова, маленького Ваню, который узнал горькую правду о строительстве первой в России Николаевской железной дороги. Тогда, в 1864 году, лирический герой Некрасова пытался донести правду до мальчика, у которого ещё вся жизнь впереди, в надежде, что он, представитель нового поколения, облегчит участь крепостных, избавит народ от страданий. Спустя десять лет, в 1874 году, лирический герой Некрасова снова пытается сделать то же самое. В сущности, «юноши» представляют собой того же Ваню, только повзрослевшего на десять лет, и его ровесников. Но почему те же мысли обращены к «одному и тому же человеку»? Ведь прошло столько времени, народ «свободен», зачем повторяться, это ведь уже не в моде? Некрасов пытается «достучаться» до подрастающего поколения:

«Довольно ликовать в наивном увлеченье, --

Шепнула Муза мне: -- Пора идти вперёд:

Народ освобождён, но счастлив ли народ?..»

Лирический герой Некрасова упорно ищет ответ на вопрос:

«Свобода, наконец, внесла ли перемену

В народные судьбы? в напевы сельских дев?

Иль так же горестен нестройный их напев?..»

Он бродит по нивам, поглощённый думами о народном счастье. Он, подобно Гоголю в «Мёртвых душах», задаётся вопросом: «А куда мчится Русь теперь?» Но не даёт Она ответа. То же самое можно отнести к «предмету воспевания» Некрасова:

«И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы,

И эхо дальних гор ей шлёт свои отзывы,

И лес откликнулся... Природа внемлет мне...»

Здесь Некрасов не случайно использует метафору и олицетворение. Поэт как бы оживляет природу: долы, нивы понимают песнь лирического героя; «эхо дальних гор» даже отзывается на неё, по-видимому, пытаясь вступить в «обсуждение» песни; лес вообще откликнулся... природа внемлет лирическому герою... Всё замечательно: если природа «откликнулась», то люди и подавно должны понять героя, но следующие строчки неожиданны для лирического героя, автора, читателя:

Но тот, о ком пою в вечерней тишине,

Кому посвящены мечтания поэта, --

Увы! не внемлет он -- и не даёт ответа...

На этом ярком контрасте Некрасов показывает, насколько трудно помочь народу, когда тот, кому «посвящены мечтания поэта», остаётся пассивен и инертен по отношению к «народным заступникам». Увы, так уж исторически сложилось на Руси...

В конце своей жизни Пушкин написал стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». В этом произведении он подвёл итоги своей творческой деятельности, он оценил себя, как поэта, осознал свою миссию:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

«Элегию» Некрасов тоже написал в конце своей жизни и тоже подвёл итоги своему творчеству, тоже оценил себя, как поэта:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил -- и сердцем я спокоен...

Особенно хочется сказать и о композиции стихотворения. Начало «Элегии» очень полемично. Это ответ Некрасова на высказывание литературного критика О.Ф. Миллера, который считал, что «непосредственное описание страданий народа и вообще бедняков» уже поэтом «исчерпано» и что он «стал как-то повторяться, когда принимается за эту тему». Остальная же часть стихотворения завязана вокруг этого ответа и частично дополняет первоначальные суждения, адресованные О.Ф. Миллеру.

Итак, «Элегия» -- своеобразное зеркало творчества Некрасова. Здесь есть всё: и тема бедственного положения народа, и тема служения народу, и взгляд поэта на современную действительность... недаром в строках своего письма А.Н. Еракову поэт пишет: «Посылаю тебе стихи. Так как это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу...»

«Элегия» -- замечательнейший пример гражданской лирики Некрасова. Основной идеей данного стихотворения является доказательство того, что народ страдал и всё ещё страдает, несмотря на реформы. Также очень важно для Некрасова донести свои мысли о необходимости каких-то перемен в положении народа до молодёжи, на которую вся надежда у поэта.

народ родина поэзия некрасов


Стихотворение "Элегия" Н.А. Некрасов написал в 1874 году в ответ на критику со стороны литературных историков. Они считали творчество поэта однообразным и повторяющимся, потому что основная тема Некрасова - изображение жизни русского народа. Но в то время крепостного права уже не было, а значит, многие считали, что крестьяне стали жить счастливо, и что данная проблема не актуальна.

Стихотворение относится к теме народа, как и большинство произведений Некрасова. Но здесь поэт обращается прежде всего к неизвестным оппонентам, утверждая, что проблема счастья простых людей актуальна до сих пор.

Пока народы

Влачатся в нищете, покорствуя бичам,

Как тощие стада по скошенным лугам

Некрасов считает важным "к народу возбуждать вниманье сильных мира", потому что крестьяне, получив свободу, всё также бедствуют. И поэт полностью их понимает, ведь ему самому приходилось жить в полной нищете на улице.

"Я лиру посвятил народу своему", - он спокоен за то, что герои его произведений - крестьяне, а не знатные люди. Ему посчастливилось видеть красный день, когда отменили крепостное право, но в этот момент заговорила Муза, и появился вопрос: "Народ освобождён, но счастлив ли народ?" В поисках ответа поэт обращается к повседневной жизни крестьян, трудящихся на поле и полностью отдающихся своей работе.

Взволнованный, он не находит ответа на "тайные вопросы" о том, пришли ли перемены в народные судьбы, "в напевы сельских дев", или нет.

Завершая "Элегию", Некрасов отмечает, что он не знает, лучше или хуже стало житься русским крестьянам. Он только просит благословения сельским трудам, сулит проклятия народному врагу и молит у небес могущества другу.

Природа внемлет мне,

Но тот, о ком пою в вечерней тишине,

Не внемлет он - и не дает ответа...

Некрасов хотел выразить своё чувство любви и долга к народу, понимание проблем простых людей. Он обратил внимание на проблему счастья и показал, что отмена крепостного права вовсе не означает, что народ стал свободным и счастливым.

Поэт использует лексические и синтаксические средства выразительности: эпитеты («слезы сладкие», «красный день»), метафору («служить им будет муза»), олицетворение («И лес откликнулся…», "природа внемлет мне), анафору («И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы, И лес откликнулся…»), риторический вопрос («Чему достойнее служить могла бы лира?»), а также такой вид звукописи, как аллитерацию («Что тема старая – «страдания народа», «И слезы сладкие я пролил в умиленье…») Все эти стилистические фигуры передают настроение поэта, его волнующую мысль. Стихотворение написано в двухсложном размере - ямбе, используется парная рифмовка, она придаёт тексту ясность, и в то же время выразительность.

Элегия впечатляем своим настроением, простой и в то же время хорошей рифмовкой, выразительностью. Поэт выступает как страстный защитник народных интересов, и даже природа ему "внемлет".

"Важно только одно - любить народ, Родину, служить им сердцем и душой"

Обновлено: 2017-09-25

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.


Цели: продолжить ознакомление с тематикой лирики Н.А. Некрасова; показать значение элегии в творчестве поэта; совершенствовать навыки анализа поэтического текста. Словарная работа: элегия, синекдоха, пауза, эмоциональный тон, эпитет, синонимы, антонимы, сравнения. Методические приемы: групповая работа, сообщения учеников, выразительное чтение.


Некрасов – целое поэтическое государство, живущее по своим законам… Р. Гамзатов План: 1.Своеобразие лирики Н.А. Некрасова. 2. «Самые задушевные и любимые стихи» 3.Композиция стихотворения: а) эмоциональный тон первой части; б)вторая часть элегии; развитие темы поэта и поэзии; в)третья часть; размышления о жизни людей; г)четвертая часть; призыв поэта. 4. Элегия – живой жанр.


Н.А. Некрасов – один из гигантов русской поэзии XIX века. Продолжив традиции своих великих предшественников – А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, Некрасов в то же время открыл новую страницу в истории нашей поэзии. Он прокладывал свои пути в литературе как поэт – новатор. Его поэтические произведения вызывали бурные споры: его стихи называли приближенными к прозе, диссертациями на заданные темы, но, тем не менее, Некрасов сразу же нашел своего читателя.




«Элегия» (1874 год) Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая – «страдания народа» И что поэзия забыть ее должна,- Не верьте, юноши! не стареет она. О, если бы ее смогли состарить годы! Процвел бы божий мир!.. Увы! пока народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам, Как тощие стада по скошенным лугам, Оплакивать их рок, служить им будет муза, И в мире нет прочней, прекраснее союза!.. Толпе напоминать, что бедствует народ В то время, как она ликует и поет, К народу возбуждать вниманье сильных мира – Чему достойнее служить могла бы лира?..




Сообщение ученика Александр Николаевич Ераков (1817 – 1886) - инженер, друг Некрасова, муж его сестры. Был инженером – путейцем, человеком отзывчивым и добрым, с большим художественным вкусом. После смерти его первой жены сестра Некрасова – Анна Алексеевна – воспитывала детей Еракова, а позже вышла замуж за него. 29 августа 1874 года Некрасов писал: «Посылаю тебе стихи. Так как это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу».




«Словарь – справочник лингвистических терминов» Синекдоха (греч. synekdoche – соподразумевание) – перенос значения с одного явления на другое; употребление названия целого вместо названия части, общего вместо частного и наоборот, единственное число вместо множественного числа. Юноши – молодое поколение в целом. Молодежь -будущее страны.


«Элегия» - полемика с теми, кто считал, что «тема старая – страдания народа». Поэт не случайно употребил кавычки? «Не верьте, юноши! не стареет она» Для чего здесь пауза? «Словарь – справочник лингвистических терминов» Пауза (лат. pausa от греч. pausis – прекращение). Временная остановка звучания, разрывающая поток речи. Пауза – перерыв в звучании, служащий словоразделом.




II. Размышления о жизни людей, о жизни целых народов. …народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам, Как тощие стада по скошенным лугам. 1) «Влачатся» - в чем смысл глагола? – I группа. 2) Подберите синоним к эпитету ТОЩИЙ – II группа. «Словарь синонимов» ТОЩИЙ – отощалый, худущий, худой, мощи, одни кости, можно ребра пересчитать, худой, как щепка. ВЫВОД: точность, емкость, неожиданность эпитета – один из показателей мастерства художника.










Вывод: Толпа – действительно скопление людей, но живущих исключительно мелочными заботами, равнодушных ко всему, это не затрагивает их личного благополучия. «Толпа ликует и поет», не обращая внимания на страдания ближних. « Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей», - писал М.П.Мусоргский Тогда: народ толпа антонимы


II часть элегии Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил – и сердцем я спокоен… Пускай наносит вред врагу не каждый воин, Но каждый в бой иди! А бой решит судьба… Я видел красный день: в России нет раба! И слезы сладкие я пролил в умиленьи… «Довольно ликовать в наивном увлеченьи, - Шепнула муза мне. – Пора идти вперед: Народ освобожден, но счастлив ли народ?...»


Как развивается здесь тема поэта и поэзии? Воин враг поэзия для Некрасова – грозное оружие вред бой Что значит служить народу с точки зрения лирического героя «Элегии»? Пускай наносит вред врагу не каждый воин, Но каждый в бой иди! А бой решит судьба… Вывод: «Элегия» - обращенный к молодежи призыв бороться за подлинное счастье народа.


Как воспринял лирический герой реформу? ликует как и толпа Я видел красный день: в России нет раба! И слезы сладкие я пролил в умиленье.. Когда лирический герой перестал быть человеком толпы? Народ освобожден, но счастлив ли народ? - вопросительное предложение в конце второй части.


III часть элегии Размышление о жизни людей. Свобода, наконец, внесла ли перемену в народные судьбы? Лирический герой должен увидеть все: жизнь крестьянина от младенчества до старости, женскую долю, судьбу мужчин Есть ли в «Элегии» ответ на вопрос, поставленный в стихотворении?


Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою, Старик ли медленный шагает над сохою, Бежит ли по лугу, играя и свистя, С отцовским завтраком довольное дитя, Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы – Ответа я ищу на тайные вопросы, Кипящие в уме: «В последние года Сносней ли стала ты, крестьянская страда? И рабству долгому пришедшая на смену Свобода, наконец, внесла ли перемену В народные судьбы? в напевы сельских дев? Иль так же горестен нестройный их напев?...»


Парадокс «Элегии» Ответ содержится в самом начале стихотворения: Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая- «страдания народа» И что поэзия ее забыть должна, - Не верьте, юноши! не стареет она. О, если бы ее смогли состарить годы! Лирический герой уверен, что тема «страданий народа» не устарела обращено стихотворение к молодежи. Н.А.Некрасову важно было показать, как он пришел к выводу о необходимости продолжения борьбы за народное счастье, важно чтобы ему поверили!


Уж вечер настает. Волнуемый мечтами, По нивам, по лугам, уставленным стогами, Задумчиво брожу в прохладной полутьме, И песнь сама собой слагается в уме, Недавних, тайных дум живое воплощенье: На сельские труды зову благословенье, Народному врагу проклятия сулю, А другу у небес могущества молю, И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы, И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы, И лес откликнулся… Природа внемлет мне, Но тот, о ком пою в вечерней тишине, Кому посвящены мечтания поэта – Увы! не внемлет он – и не дает ответа…


IV часть Призыв поэта не услышан. Поиск ответов на «тайные вопросы» выливается в громкую, широкую песню: …И песнь сама собой слагается в уме …И песнь моя громка!. Услышан ли призыв поэта в последней части? Но! Тот, о ком пою в вечерней тишине Кому посвящены мечтания поэта- Увы! Не внемлет он - и не дает ответа.




Когда перестанет безмолвствовать, «покорствовать бичам», послушным стадом влачиться в нищете То есть перестанет быть толпой! Какой знак стоит в конце стихотворения? Каждая часть «Элегии» заканчивается этим знаком, напоминает отрывок, обозначает, что все еще может измениться. Каков он сам, поэт Н.А.Некрасов в стихотворении «Элегия»? Что можно сказать о поэте, прочитав «Элегию»?


Тезисы ответа Дайте доказательства: Н.А.Некрасов - Он человек, умеющий не обольщаться, смотреть и думать. - Поэт, создающий произведения не ради славы, а ради своей совести. - В главном он, человек и поэт, уверен: жить можно только в служении народу – не себе. Нельзя быть счастливым, пока «народ в беде» -Ему никогда не была безразлична судьба молодежи, ее пути в жизни. Вспомните признаки, присущие элегии, особенности жанра, позволившие автору лучше всего передать его «самые задушевные мысли»


Литература Русская литература 19 века.10класс. Учебник для ОУ в 2 ч. ч.2.(В.И.Коровин, Н.Л.Вершинина и др.),2006 «Просвещение» Русская литература 19 века. 10 класс Практикум. Учебное пособие для учащихся ОУ.(Г.И.Беленький, Э.А.Красновский), «Просвещение» Литература. 10 кл.Учебное пособие для ОУ. В 2 ч. (В.Г.Маранцман, М.А.Мирзоян), «Просвещение» Русская литература 19 века. 10 кл. Учебник для ОУ. В 2 ч. (Ю.В.Лебедев), «Просвещение» Скатов Н.Н. «Я лиру посвятил народу своему»: О творчестве Н.А.Некрасова Словарь – справочник лингвистических терминов. Пособие для учителей. М., «Просвещение» Литература в школе. 1, 2001 В.А.Морар – Стихотворение Н.А.Некрасова «Элегия» Поурочные разработки по литературе 19 в. : 10 класс – М.: ВАКО, 2007г.

Данное произведение является монологом, в нём отражается много личных слов, которые описывают внутренний мир героя. Поэтому образ лирического героя един с образом самого автора. В стихотворении поэт обращается к самому себе. Но дальше поэтическая исповедь превращается в некое своеобразное завещание, обращённое к друзьям и потомкам.

Элегия состоит из двух взаимосвязанных частей. В первой лирический герой представлен очень подавленным. Он задумывается о прошлом, создаёт тревожные образы – смутные предчувствия, горесть и пытается заглянуть в будущее, но оно для него уныло и мрачно.

Прошедшая юность, осознание своих ошибок и упущенное время, заставляет героя чувствовать грусть, тоску и душевную тяжесть. Но неизвестность будущего, в котором герой видит «труд и горе», также пугает его. Труд – это творчество поэта, горе – его вдохновение и воображение. Мыслить – вот, что важно для него, это стремление к развитию, а значит к совершенству. Но, несмотря на это, автор хочет передать нам, что жизнь прекрасна даже, если приходится сталкиваться с испытаниями и горестями.

Во второй части стихотворения герой испытывает гармонию и наслаждение, творческие порывы, любовь и его не покидает надежда, что он всё ещё может быть счастлив. Поэту хочется жить полной жизнью, ощущать и наслаждаться всем её многообразием.

Стихотворению придают контрастности и яркости эпитеты, которые использовал автор: «угасшее веселье», «безумных лет». На фонетическом уровне стихотворение плавное и сладкозвучное. Также автор использует славянские слова: «сулит», «грядущего». Это придаёт стихотворению изящества и лёгкости. Используется много слов, передающих движение души: «страдать», «мыслить», «жить», «умирать».

Стихи Александра Сергеевича Пушкина оставляют яркий свет в душе, заставляют задуматься и вдохновляют своим искусством, а данное произведение показывает нам хорошим и яркий пример того, что ничто, ни испытания, ни трудности, не должны сломить и повергнуть человека в уныние.

Анализ стихотворения Элегия Пушкина вариант 2

У поэта несколько стихотворений с таким названием. Ведь назвать элегия (лирическое стихотворение), почти как назвать «стихом».

Безумных лет…

Вероятно, самое популярное из этих стихотворений «Безумных лет…». Произведение понятно каждому. Здесь речь о жизни со всеми её волнениями, трудностями. Поэт ощущает как похмелье безумные года юности, а в будущем видит горе и труд. Печальные мысли не излечит время, они будут одолевать всё сильней. Но во второй строфе противопоставление этой печальной картине. Нет, не более радостной фантазией, а просто позитивным настроем. Несмотря на все беды, хочется жить. Хоть не избежать страданий, всё-таки поэт понимает, что не будет полоса вечно черной, появятся и просветы – радости. Для поэта, признается он, счастье во вдохновении и вымысле. И есть всегда возможность любви… Это произведение написано знаменитой Болдинской осенью.

Опять я ваш

Полна противоречивых чувств элегия «Опять я ваш», обращенная к друзьям молодости. Здесь не похмельем, а радостным балом представляется юность. В то время друзья были всего дороже поэту… Но прошли годы, он и друзья его изменились, повзрослели. Поэт тоскует по наивности тех лет, говорит, будто «ненавидит радость», отвергает лиру. Это момент грусти, ведь Пушкину кажется, что его забыла поэтическая муза.

Счастлив, кто…

В элегии «Счастлив, кто…», естественно, превалируют грустные мотивы. Повод для печали в том, что поэт понимает, что молодость ушла. С ней его покинули такие прекрасное чувство как любовь. А счастлив тот, у кого есть надежда. Жизнь кажется Пушкину унылой, её цветок увял. Но и в самых печальных строках поэт находит оттенок радости. Здесь он улыбается хотя бы слезам по былой любви.

Любовь погасла

«Любовь погасла» ещё одна из элегий Александра Сергеевича. Здесь любовь называет он злой страстью, грустным пленом, обманчивой мечтой, отравой и неволею. Пушкин надеется, что она в его сердце навеки погасла. Он гонит от себя крылатого Амура, требует вернуть свой покой… Теперь поэт предпочитая надёжность дружбы. А сам (без влюбленности), оказывается, не может играть на поэтической лире. Без любви человек не чувствует себя молодым, в нём нет вдохновения. Вывод парадоксален: в любви тяжело, но без неё хуже. Лучше мечтать в её оковах о свободе, чем быть свободным без любви.

Грусть, которая выражена в этих разнообразных элегиях Пушкина, очень светлое чувство, вдохновляющее. Не нужно стремиться к постоянной радости, ведь грусть возвышает, позволяет осмыслить… и оттеняет счастье.

Анализ стихотворения Элегия по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Тютчева Ещё томлюсь тоской желаний

    Глубокое лирическое произведение Ф. И. Тютчева «Ещё томлюсь тоской желаний…» посвящено Элеоноре Петерсон, первой жене поэта. Они встретились во времена его молодости.

    Произведение представляет собой признание крестьянского поэта самому себе и окружающим, ответ на один из ключевых вопросов, которые ставила в то время жизнь – вопрос об индустриализации.