Эмоции. Эмоциональные состояния

В ходе жизнедеятельности у каждого из нас возникают те или иные эмоциональные состояния. Они определяют как уровень информационного и энергетического обмена человека, так и направленность его поведения. Эмоции способны очень сильно управлять нами. Не является исключением и их отсутствие. Ведь это такое эмоциональное состояние, которое позволяет описать поведение человека как особенное.

Теоретическая основа

Термин «эмоции» был веден в конце XIX века. Появление этого понятия связывают с именами датского медика и анатома Г. Ланге и американского психолога и философа У. Джемса. Авторы знакомы не были. Однако независимо друг от друга они пришли к одним и тем же выводам.

Согласно разработанной концепции, эмоции человека могут быть вызваны следующим:

Трансформациями двигательной сферы;
- внешними воздействиями;
- изменениями в области непроизвольных актов.

Эмоциональные состояния - это те ощущения, которые при этом возникают. Согласно теории Джемса - Ланге, мы пугаемся потому, что начинаем дрожать, а причиной печали становятся наши слезы.

Физиологом У. Кенноном была выдвинута собственная теория эмоций. Критикуя концепцию Джемса - Ланге, он обратил внимание на тот факт, что эмоциональные переживания первичны. Только после их возникновения происходят изменения физического характера. Кроме того, при прерывании нервных связей человеческого организма исчезновение эмоций не происходит. По мнению Кеннона, физиологические явления призваны настроить человека на те ситуации, которые потребуют от него больших энергозатрат.

Существуют также теории, которые объясняют возникновение эмоций когнитивными факторами. Их разработали Л. Фестингер и В. Симонов. Согласно этим концепциям, человек, сознательно или нет, сравнивает полученную им информацию о том предмете, который нужен ему для удовлетворения потребностей, с той, которая имеется у него. При этом у него возникают те или иные эмоциональные состояния.

Самочувствие

Эмоциональные состояния личности находятся в прямой зависимости от характера ее психической деятельности. При этом существует и обратная связь. Человек, находящийся в хорошем состоянии, способен активизировать свою познавательную и волевую деятельность.

Однако эмоциональные состояния личности зависят не только от рода выполняемой ею деятельности. Они соразмерны самочувствию. И здесь также можно наблюдать обратную связь. Ведь даже больной, находящийся в очень тяжелом состоянии, во время душевного подъема способен ощутить себя абсолютно здоровым.

Классификация эмоций

Все, с чем человек сталкивается в своей повседневной жизни, вызывает у него определенное отношение. Одни явления или предметы способствуют появлению у него симпатии, а другие - отвращения. При этом у человека возникают самые различные реакции. Это может быть бурный порыв страсти и еле сдерживаемый гнев.

Под эмоциями подразумеваются психические процессы, которые отражают личную значимость человека и выражаются в виде переживаний. Они являются оценкой внутренних и внешних ситуаций, которые индивид дает в процессе своей жизнедеятельности. Исходя из этого, можно утверждать, что эмоции - понятие субъективное. Они представляют собой сложное психическое явление.

Существуют различные виды эмоциональных состояний по форме своего протекания. К ним относятся:

Аффекты;
- чувства;
- собственно эмоции;
- настроения;
- эмоциональный стресс.

Аффект

Это наиболее сильный вид реакции человека на то или иное событие. Под аффектом понимают бурно протекающее, интенсивное, но в то же время кратковременное эмоциональное состояние. К таким душевным вспышкам можно отнести ярость и сильный гнев, бурную радость и ужас, отчаяние и глубокое горе. Эти реакции, как правило, способны полностью охватить психику человека и определить его реакцию на ситуацию в целом.

Главная особенность аффекта состоит в том, что такое эмоциональное состояние буквально навязывает выполнение какого-либо действия. В такой ситуации люди теряют чувство реальности. Они утрачивают над собой контроль и не осознают своих действий. Данные эмоциональные процессы и состояния подвергают изменениям некоторые физиологические функции. Так, у человека снижается переключаемость внимания. В поле его восприятия попадает только тот объект, который непосредственно связан с переживаниями. Внимание на данном предмете концентрируется настолько, что переключиться на что-либо другое человек просто не в состоянии. Кроме того, в подобном эмоциональном состоянии невозможно прогнозировать последствия совершаемых поступков. Именно поэтому человек ведет себя неадекватно.

Эмоции

Их основное отличие от аффекта состоит в том, что данное явление может быть длительным. Кроме того, эмоции возникают не только как реакция на текущие события. Они появляются и во время воспоминаний.

Эмоциональные переживания имеют различную окраску. Это может быть неудовлетворение и удовольствие. Бывают ситуации, когда с одной стороны возникает ощущение напряженности, а с другой - облегчения в решении вопроса. Еще одним проявлением эмоциональных состояний является успокоение и возбуждение. Первое из них связывают со снижением активности. Возбуждение же носит, как правило, бурный характер, оно возникает при выполнении какой-либо работы или во время подготовки к ней.

Существует классификация эмоций, распределяющая их по воздействию на ту деятельность, которую ведет человек. Это две категории, включающие в себя:

1. Стенические эмоции. Их появление благотворно сказывается на деятельности человека. Стенические эмоции придают дополнительные силы и энергию. Также они способствуют появлению смелости, необходимой для совершения высказываний или поступков. Такое эмоциональное состояние человека побуждает его ко многим свершениям. Причем для выполнения задуманного он использует внутренние резервы организма.

2. Астенические эмоции. Они характерны скованностью и пассивностью.

Чувства

В перечне, который включает различные виды эмоциональных состояний, находятся и чувства. Главное их отличие от эмоций заключено в том, что они, как правило, конкретны и предметны. Иногда возникает такое явление, как «смутное чувство». В таком случае этот процесс рассматривается как переходный от эмоций. Кроме того, чувства непременно проявляются внешне. Эмоции, как правило, - явление скрытое.

Чувства отражают отношение к какому-либо конкретному объекту (реальному или воображаемому). Причем происходит это в течение длительного времени. У человека не будет чувств вообще, если они не относятся к определенному предмету. Например, нет любви, если отсутствует предмет привязанности.

Высшим проявлением чувства является страсть. Это весьма сложное эмоциональное состояние. Оно считается сплавом мотивов, эмоций и чувств, которые концентрируются вокруг определенного предмета или вида деятельности.

Настроение

Эмоциональные состояния бывают разными. Однако в них непременно находят отражения те индивидуальные особенности, которые присущи личности. Так, у меланхолика настроение чаще минорное, а у холерика - возбужденное. Однако основная масса людей, независимо от принадлежности к той или иной категории, обладает усредненными смешанными показателями активности. Эмоциональное состояние человека зависит от его самочувствия и настроения. Последний фактор придает переживаниям и деятельности людей определенную окраску. При этом настроение всегда имеет свою причину, хотя это не всегда осознается человеком. Оно может измениться под впечатлением, которое возникло в связи с различными событиями, фактами. Повлиять на настроение могут окружающие люди, природа, здоровье, выполняемая работа или учеба.

Эмоциональный стресс

Это особый вид состояния. Он характерен ярко выраженными психоэмоциональными переживаниями различных конфликтных ситуаций, несущих в себе длительное ограничение удовлетворения биологических и социальных потребностей.

Эмоциональные стрессы имеют в основном социальное происхождение. Причем их проявление учащается с развитием научно-технического прогресса. На человеке сказывается ускоренный темп жизни, информационные перегрузки, экологические проблемы и все нарастающая урбанизация. Стоит иметь в виду, что эмоциональный стресс негативно влияет на организм, вызывая в нем различные патологические изменения.

Эмоциональные состояния у детей

Нетрудно заметить, что малыши, как правило, импульсивны и непосредственны. Возникающее эмоциональное состояние ребенка носит изменчивый и неопределенный характер. Однако по мере роста малыша все меняется. Эмоции становятся более длительными, устойчивыми и сильными. Это связано с изменениями, которые претерпевает общий характер деятельности ребенка. Кроме того, немаловажную роль здесь играет все усложняющееся отношение дошкольника к окружающему миру. При этом обнаруживается определенная взаимозависимость и взаимосвязь между познавательными и эмоциональными процессами, которые представляют собой две наиболее важные стороны психического развития личности.

Эмоциям отводится существенная роль в формировании нравственного поведения личности. Но стоит иметь в виду, что любые мотивы приобретут побудительную силу только под влиянием эмоционального опыта, который ребенок может получить лишь при активном участии взрослого. Родители и педагоги должны знать о том, что отрицательные эмоциональные состояния, вызванные негативными переживаниями, способствуют появлению различных отклонений в поведении ребенка. Это необходимо учесть в процессе воспитания.

Эмоциональные состояния подростков

У детей с 13-14 лет возникает особая черта. Она характеризуется интенсивностью и остротой эмоциональных состояний. Подросток способен длительное время буквально купаться в собственном горе, чувстве вины или гневе. У детей этого возраста появляется повышенная потребность в ощущениях. Причем все переживаемые чувства должны быть не только сильными, но и новыми. Нередко это выражается в любви к громкой музыке или приводит к первому знакомству с наркотическими средствами.

То или иное эмоциональное состояние подростков характеризуется легкостью появления. Однако в процессе становления личности более сложными и многозначными становятся ее связи с окружающим миром. С все возрастающим уровнем организации человека повышается его эмоциональная чувствительность. И круг тех факторов, которые вызывали у подростка чувство возбуждения, с возрастом отнюдь не сужается, а, напротив, расширяется.

Проведение диагностики эмоциональных состояний

Различные реакции человека на те или иные явления тесно связаны с его физиологическими показателями. Именно поэтому диагностика эмоциональных состояний опирается на частоту сердечных сокращений, артериальное давление, кожно-гальванические реакции.

Разработаны и используются электромиографические способы диагностики эмоций. Они проводятся по измерению лицевой экспрессии (выражению лица).

Диагностика эмоционального состояния осуществляется и при помощи анализа речи. При этом учитывается частота тона говорящего за весь период и за выбранный отрезок; интервал, в котором изменяется частота тона; изрезанность линии тона. Анализ данных показателей позволит определить степень эмоциональной реакции человека.

Диагностика отношений личности к тем или иным событиям может быть проведена и психологическими методами. Среди них такие:

1. Опросник Шмишека (акцентуации характера).
2. Воспринимаемый человеком индекс вины.
3. Агрессивное поведение.
4. Диагностика враждебности.
5. Индекс жизненного стиля.
6. Диагностика самооценки.

Эмоциональные психические состояния определяются и при помощи многих других методик.

Саморегуляция при возбуждении

Напряженные эмоциональные состояния у всех людей приводят к изменению мимики, повышению тонуса скелетной мускулатуры и темпа речи. Человек становится суетливым, ошибается в ориентировании. У него изменяются не только дыхание и пульс, но и цвет лица.

Регуляция эмоциональных состояний позволяет успокоиться и взять под контроль свое состояние. Самым простым, но весьма эффективным способом является расслабление лицевых мышц. Такая саморегуляция эмоциональных состояний нужна для управления реакциями, возникающими в непредвиденных ситуациях.

Так, рефлекторно (автоматически) в момент гнева изменяется выражение лица, сжимаются зубы. Для устранения этого явления необходимо задать себе вопросы: «Сжаты ли мои зубы?», «Как со стороны выглядит мое лицо?». Это позволяет мимическим мышцам расслабиться.

Еще одним важным резервом саморегуляции считается совершенствование дыхания. Оно отличается в различных ситуациях. По-разному дышит человек спящий и работающий, развеселившийся и разгневанный, испугавшийся и загрустивший. Все зависит от нашего внутреннего состояния.

Влияние на дыхание считается одним из способов саморегуляции эмоционального состояния. В этом случае необходимо выполнять дыхательные упражнения, смысл которых кроется в контроле частоты, ритма и глубины вдохов и выдохов. Для этого придется с разной периодичностью задерживать дыхание.

Регулировать эмоциональное состояние можно и при помощи визуализации. Благодаря ей активизируется воображение, а также зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и осязательные ощущения. Это позволяет отвлечься от возникшей напряженной ситуации и восстановить душевное равновесие.

Которое возникает у человека в результате реакции на какой-либо объект или ситуацию. Они не статичны и имеют различную силу выраженности. Такие состояния определяют и зависят от данных его характера и психотипа.

Основные эмоциональные состояния: характеристика

Эмоции характеризуются по трем параметрам:

  1. Валентность. Это так называемый тон эмоций: они могут быть отрицательными и положительными. Интересен тот факт, что отрицательных эмоций выделяют гораздо больше, чем положительных.
  2. Интенсивность. Здесь оценивается сила эмоционального переживания. Внешние физиологические проявления имеют тем большую выраженность, чем сильнее эмоция. Этот параметр тесно связан с и ЦНС.
  3. параметр влияет на активность поведения человека. Он представлен двумя вариантами: стеническим и эмоции способствуют парализации действий: человек вял и апатичен. Стенические, наоборот, побуждают к действиям.

Виды

Эмоциональные состояния человека разделяют на 5 категорий, которые идентифицируются по силе, качеству и длительности проявления:

  1. Настроение. Одно из самых продолжительных эмоциональных состояний. Оно влияет на деятельность человека и может возникать как постепенно, так и внезапно. Настроения бывают положительными, отрицательными, временными и устойчивыми.
  2. Аффективные эмоциональные состояния. Это группа кратковременных эмоций, которые внезапно охватывают человека и характеризуются ярким проявлением в поведении. Несмотря на кратковременность, влияние аффектов на психику очень велико и имеет деструктивный характер, снижая ее способности к организованности и адекватной оценке действительности. Это состояние может контролироваться только личностями с развитой волей.
  3. Стрессовые эмоциональные состояния. Они возникают, когда человек попадает в с субъективной точки зрения. Сильный стресс может сопровождаться аффектом, если был понесен большой эмоциональный урон. С одной стороны, стресс - негативное явление, которое пагубно влияет на нервную систему, а с другой стороны, он мобилизует человека, что иногда позволяет сохранить ему свою жизнь.
  4. Фрустрация. Она характеризуется ощущением трудностей и препятствий, вводя человека в подавленное состояние. В поведении наблюдается озлобленность, иногда агрессивность, а также отрицательная реакция на происходящие события вне зависимости от их характера.
  5. Эмоциональные состояния страсти. Эта категория эмоций вызывается реакцией человека на материальные и духовные потребности: так, сильное желание чего-либо вызывает в нем стремление к объекту, которое трудно преодолеть. В поведении наблюдается активность, личность ощущает подъем сил и чаще всего становится более импульсивной и инициативной.

Вместе с этой классификацией существует и более детальная, которая разделяет все эмоции на 2 категории.

Психологи выделяют 7 основных эмоций:

  • радость;
  • гнев;
  • презрение;
  • удивление;
  • страх;
  • отвращение;
  • печаль.

Суть основных эмоций в том, что их испытывают все люди, которые имели гармоничное развитие без патологий со стороны нервной системы. Они одинаково проявляются (хоть и в различной степени и количестве) у представителей разных культур и социальной среды.

Это обусловлено наличием определенных мозговых структур, которые отвечают за ту или иную эмоцию. Таким образом, определенный набор вероятных эмоциональных переживаний заложен в человеке изначально.

Классификации эмоциональных состояний. Эмоциональные состояния имеют очень разнообразные проявления. По степени интенсивности и
продолжительности они могут быть длительными, но слабыми (печаль), или сильными, но кратковременными (радость).
По субъективному переживанию все многообразие эмоций можно разделить на 2 категории: на эмоции положительного порядка, связанные с удовлетворением жизненных потребностей человека и потому доставляющие удовольствие, и эмоции отрицательного порядка, связанные с неудовлетворением жизненных потребностей и потому доставляющие неудовольствие. По содержанию эмоции можно классифицировать на простые и сложные в зависимости от того, какого уровня потребности удовлетворяются у человека. К более простым относятся гнев, страх, радость, горе, зависть, ревность, к более сложным - моральное чувство, эстетическое чувство, чувство патриотизма и др.
Наконец, по форме протекания все эмоциональные состояния делятся на чувственный тон, настроение, эмоции, аффект, стресс, фрустрацию, страсть, высшие чувства.
Чувственный тон. Простейшая форма эмоционального переживания - это, так называемый чувственный, или эмоциональный, тон. Под чувственным тоном понимают эмоциональную окраску психического процесса, побуждающую субъекта к его сохранению или устранению. Хорошо известно, что некоторые цвета, звуки, запахи могут сами по себе, независимо от воспоминаний, связанных с ними, вызвать у нас приятное или неприятное чувство. Так, хорошая музыка, запах розы, вкус апельсина приятны, имеют положительный эмоциональный тон. Если отрицательный чувственный тон переход в болезненное отвращение, то говорят об идиосинкразии.
Чувственный тон как бы аккумулирует в себе отражение полезных и вредных факторов окружающей действительности. Благодаря своей обобщенности чувственный тон помогает принять предварительное и быстрое решение о значении нового раздражителя, вместо сравнения его со всей информацией, хранимой в памяти. Чувственный тон нередко носит субъективную окраску и зависит от того, как протекает деятельность: постоянно проигрывающий нам партнер кажется более симпатичным, чем тот, который все время выигрывает у нас. Несмотря на свою внешнюю незначительность, знание и целенаправленное использование чувственного тона позволяет воздействовать на настроение человека, улучшать производительность труда, интенсивность учебы и т.д.
Настроение. Под настроением понимают общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека. Настроение является эмоциональной реакцией не на непосредственные события, а на их значение для человека в контексте его общих жизненных планов. Это не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое, общее состояние.
Настроение очень разнообразно и может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или
раздраженным и т.д. Причины того или иного настроения не всегда ясны переживающему их человеку. Недаром говорят о безотчетной грусти, беспричинной радости, и в этом смысле настроение - это бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятно для нее складываются обстоятельства. Но эта причина всегда есть и может быть определена. Ею могут быть окружающая природа, события, выполняемая деятельность. Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и, особенно, от тонуса нервной системы.
Настроения могут различаться по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от многих причин: возраста человека, индивидуальных особенностей его характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения.
Длительное настроение может окрашивать поведение человека в течение нескольких дней и даже недель. Настроение может стать устойчивой чертой личности - на этой основе людей делят на оптимистов и пессимистов.
В то же время настроение может носить кратковременный характер, что особенно ярко выражено в детском возрасте. Не имея сложившейся иерархии мотивов, дети легко поддаются смене настроения: любое эмоциональное впечатление порождает неустойчивые, переменные, капризные настроения. С возрастом настроение становится более устойчивым - значимые для личностной сферы воздействия вызывают смену настроения.
Эмоции. Эмоции- это непосредственное, временное переживание какого- нибудь чувства. Так, например, чувство любви к футболу не является эмоцией. Эмоции будут представлены на стадионе состоянием восхищения, которое испытывает болельщик, наблюдая хорошую игру спортсменов или эмоцией возмущения, негодования при ленивой игре или неопытном судействе.
Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями, способны предвосхищать события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях.
С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. К числу стенических (или "гиперстенических") эмоций относятся эйфория, мания, гнев, тревога; к числу "астенических" - печаль, тоска, апатия, страх.
Стенические эмоции стимулируют деятельность человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. И, наоборот, астенические эмоции характеризуются скованностью, пассивностью. Поэтому в зависимости от индивидуальных особенностей человека эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, у испытывающего чувства страха человека возможно повышение мускульной силы и он может броситься навстречу опасности. То же самое чувство страха может вызвать полный упадок сил, от страха могут «подгибаться колени». Горе может
вызвать апатию, бездеятельность у человека слабого, в то время как сильный человек удваивает свою энергию, находя утешение в работе и творчестве.
Эмоциональные переживания могут носить неоднозначный, противоречивый характер. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Обычно амбивалентность вызвана неоднозначностью самого объекта (так, можно уважать кого-то за работоспособность и одновременно осуждать за вспыльчивость). Амбивалентность может быть порождена и противоречием между устойчивыми чувствами к предмету и ситуативными эмоциями (так, например, совмещаются любовь и ненависть при ревности).
К основным, фундаментальным эмоциям относится удовольствие, радость, страдание, удивление, отвращение, гнев, презрение, стыд, интерес, страх.
Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний - это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей (или неудовольствие, связанное с неудовлетворением органических потребностей). Практически все органические ощущения имеют свой эмоциональный тон. О тесной связи, которая существует между эмоциями и деятельностью организма, говорит тот факт, что всякое эмоциональное состояние сопровождается многими физиологическими изменениями организма.
Радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или неопределенна.
Страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.
Удивление - не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.
Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в противоречие с
идеологическими, нравственными или эстетическими принципами субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение.
Гнев - отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.
Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций субъекта с жизненными позициями объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.
Стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных поступков и внешности ожиданиям окружающих или собственным представлениям о подобающем поведении и внеш-нем облике.
Интерес (как эмоция) - положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.
Страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся под влиянием информации о возможной реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, эмоция страха вызывается лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия.
Каждая из указанных эмоций может проявляется целым спектром состояний, различающихся по степени выраженности (например, радость может проявляется удовлетворением, восторгом, ликованием, экстазом и т.д.).
Из соединения фундаментальных эмоций возникают такие комплексные эмоциональные состояния, как, например, тревожность, которая может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес.
Аффект. В критических условиях при неспособности субъекта найти быстрый выход из опасной ситуации возникает особый вид эмоциональных процессов - аффект. Это самая мощная из рассматриваемых эмоциональной реакцией. Аффект
- сильное и кратковременное эмоциональное состояние, сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением в функциях внутренних органов.
Любое чувство может переживаться в аффективной форме. Сюда относятся и случаи аффективного восторга на выступлении любимого ансамбля, и аффективный гнев болельщиков на стадионе, и религиозный экстаз и т.д. Иногда аффект проявляется в напряженной скованности движений, позы, речи. Такими могут быть ужас, отчаяние. Или, если человек неожиданно получает приятное известие, он теряется, не знает, что сказать.
Одна из существенных функций аффекта состоит в том, что он представляет собой закрепившиеся в эволюции стереотипные действия, способ «аварийного» разрешения ситуаций: бегство, оцепенение, агрессию и т. п.
Аффект возникает в результате уже совершенного действия и выражает собой его субъективную эмоциональную оценку с точки зрения достижения подставленной цели. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект.
Причиной аффекта может стать конфликт, противоречие между сильным стремлением человека к чему-либо и объективной невозможностью удовлетворить возникшее побуждение, причем человек не в состоянии осознать эту невозможность или не может с ней примириться (гнев, ярость). Конфликт может заключаться и в повышенных требованиях, предъявляемых к человеку в данный момент, и его переживаниях, неуверенности в своих силах, недооценке своих возможностей.
Отличительная черта аффекта - ослабление сознательного контроля, узость сознания. Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. При этом изменяется мышление, человек теряет способность предвидеть результаты своих поступков. В аффекте человек как бы теряет голову, его поступки неразумны, совершаются без учета обстановки. Теряя власть над собой, человек как бы весь отдается переживанию.
Кроме того, изменяются основные характеристики внимания, в поле восприятия удерживаются только те объекты, которые соответствуют переживаниям. Все остальные раздражители осознаются недостаточно, и это одна из причин практической неуправляемости этим состоянием.
Аффекты способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Аффект возникает резко, внезапно в виде вспышки, сопровождается сильной и беспорядочной двигательной активностью, происходит своего рода разрядка в действии. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может суммироваться и привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая напряжение, часто влечет за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии.
Эмоциональный стресс. Эмоциональный стресс представляет собой
состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при появлении и обострении таких заболевании, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.
Г.Селье выделил в развитии стресса 3 этапа. Первый этап - реакция тревоги - фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом происходит перераспределение резервов организма: решение главной задачи обеспечивается за счет второстепенных задач. Человек справляется с нагрузкой с помощью
функциональной мобилизации, без структурных перестроек. На втором этапе - этапе стабилизации все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. Внешнее поведение мало отличается от нормы, все как будто налаживается, но внутренне идет перерасход адаптационных резервов. Если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, наступает третий этап - истощение, что может привести к значительному ухудшению самочувствия, различным заболеваниям и даже смерти.
Показательны в этом отношении данные, полученные английскими исследователями. Они обнаружили высокую смертность от ишемической болезни сердца руководящих административных деятелей, летчиков-испытателей, врачей- хирургов, пилотов реактивных самолетов, водителей городских автобусов. Именно постоянное пребывание в условиях стрессовой ситуации сокращает жизнь людям этих профессий.
Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, прежде всего от психологических особенностей человека. Люди с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психологические нагрузки. У одних людей наблюдается повышение активности, мобилизация сил, повышение эффективности деятельности. Опасность как бы подстегивает человека, заставляет его действовать смело и мужественно. С другой стороны, стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение ее эффективности, пассивность и общее торможение.
Фрустрация. Фрустрация - психологическое состояние расстройства, подавленности, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели. Фрустрация сопровождается целой гаммой отрицательных эмоций, озлобленностью, подавленностью, внешней и внутренней агрессией.
Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности воздействующего фактора, состояния человека и сложившихся у него форм реагирования на жизненные трудности. Особенно часто источником фрустрации выступает отрицательная социальная оценка, затрагивающая значимые отношения личности. Устойчивость (толерантность) человека к фрустрирующим факторам зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами.
Страсть. Страсть - еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. По интенсивности эмоционального возбуждения страсть приближается к аффекту, а по длительности и устойчивости напоминает настроение. Страстью называют сильное, стойкое чувство, определяющее направление мыслей и поступки человека.
Причины формирования страсти достаточно разнообразны - они могут определяться осознанными убеждениями (например, страстность ученого в науке), могут исходить из телесных влечений или иметь патологическое происхождение (как бывает при паранойяльном развитии личности). Страсть органически связана с потребностями, избирательна и всегда предметна - направлена на определенный вид деятельности или предмет. Таковы, например, наблюдающиеся у людей страсть к знанию, страсть к музыке, страсть к коллекционированию и т.д.
Наиболее важной характеристикой страсти является ее связь с волевой сферой. Страсть выступает одним из существенных побуждений к деятельности. Оценка значения страсти достаточно субъективна. Страсть может быть принята, санкционирована личностью, а может осуждаться ею, переживаться как нечто нежелательное, навязчивое. Большую роль в оценке играет общественное мнение. Так, например, в рамках одной культуры страсть к накопительству осуждается как жадность, но может быть положительно оценена в рамках другой социальной группы как экономность.
Высшие чувства. Особую форму переживания представляют собой высшие чувства. Чувства - личностные образования. Они характеризуют человека социально-психологически. Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица. Они, сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются, хотя всякое поведение связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности. Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны.
В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, чувства подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные.
Нравственными (моральными) называются чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом. Нравственные нормы зависят от традиций, обычаев, религии, господствующей идеологии, принятых в обществе.
Действия и поступки людей, соответствующие взглядам на нравственность в данном обществе, считаются моральными, нравственными; поступки, не соответствующие этим взглядам, считаются аморальными, безнравственными. К нравственным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, патриотизм, сочувствие и т.д. К аморальным можно отнести жадность, эгоизм, жестокость, злорадство и пр.
Интеллектуальными чувствами называют переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. К интеллектуальным чувствам относятся удивление, любопытство, любознательность, чувство сомнения в правильности решения и пр. Успешность или неуспешность, легкость или трудность умственной деятельности вызывает в человеке целую гамму переживаний.
Наиболее типичной ситуацией, порождающей интеллектуальные чувства, является проблемная ситуация. Интеллектуальные чувства не только сопровождают познавательную деятельность человека, но и стимулируют, усиливают ее, влияют на скорость и продуктивность мышления, на содержательность и точность знания.
К интеллектуальным чувствам относят и обобщенное чувство нового. Оно
выражается в постоянном поиске нового как в области познания, так и в практической деятельности. Это чувство связано не просто с потребностью в получении любой новой информации, а с потребностью в «когнитивной гармонии», т.е. в том, чтобы в новом, неизвестном отыскать знакомое, привычное.
Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни и в искусстве. Человек испытывает эстетические чувства при восприятии произведений художественной литературы, музыкального, изобразительного, драматического и других видов искусства. Эстетические чувства представляют собой сплав моральных и интеллектуальных чувств. Сложность проблемы состоит также в том, что эстетическое отношение проявляется через другие чувства: восторг, радость, презрение, отвращение, страдание и пр.
Следует отметить, что рассмотренное деление чувств является достаточно условным. Обычно чувства, испытываемые человеком, так сложны, что их трудно отнести к какой-либо одной категории. Так, творчество ученого - это своеобразный сплав интеллектуальных, нравственных и эстетических чувств с преобладанием интеллектуальных, а творчество художника - это, по-видимому, тоже сплав этих чувств, но с преобладанием эстетических. Различия в чувственной сфере накладывают глубокий отпечаток на весь склад духовной жизни человека.

Эмоции – это особый вид психических процессов и состояний, сформированных естественным отбором, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами. Эмоции отражают в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха) значимость воздействующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Все, с чем мы сталкиваемся в жизни, вызывает у нас определенное отношение. Различные явления, объекты вызывают у нас симпатию или антипатию, удовольствие или отвращение, интерес или равнодушие. Таким образом, эмоции предупреждают нас о благоприятствующем или наоборот разрушающем характере каких-либо внешних факторов. Понуждая нас стремиться к приятному и избегать неприятное, пугающее или отвратительное, выделяя потенциально важную для нас информацию (к ней мы испытываем интерес ) от неважной, эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека.

Типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения.

1.Аффект – сильное и кратковременное эмоциональное переживание, развивающееся в критических ситуациях и имеющее ярко выраженное двигательное сопровождение. Это, например, ярость, ужас, сильная радость, глубокое горе, отчаяние. Аффект полностью захватывает психику человека, подавляя контроль сознания, и воздействует на двигательные центры коры головного мозга, что приводит к противоположным реакциям: человек либо совершает бурные, часто беспорядочные движения, либо напротив, цепенеет, становится неподвижным и безмолвным. Даже при самом сильном аффекте человек отдает себе отчет в том, что с ним происходит, но одни люди способны овладеть своими мыслями и поступками, а другие нет. Это зависит от уровня эмоционально-волевой устойчивости человека.

2.Эмоции – отличаются от аффектов большей длительностью, и представляют собой реакцию не только на текущие, но также на вспоминаемые или вероятные события. Эмоциональные процессы характеризуются проявлениями: I. удовольствия и неудовольствия. II. напряжения и облегчения. III. возбуждения и успокоения. С точки зрения влияния на деятельность эмоции делятся на стенические (стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека) и астенические (вызывают упадок сил, скованность, пассивность).

Несмотря на широчайший спектр эмоций, существуют фундаментальные , или базовые эмоции; все остальные являются вариантами их сочетаний или вариантами интенсивности их проявления (например, эмоция гнева проявляется от слабого гнева – раздражения, до максимально сильного – ярости.). Базовой называется эмоция, возникшая в результате эволюционно-биологических процессов, имеющая особый способ реагирования нервной системы, проявляющая себя при помощи мимики, оказывающая организующее и мотивирующее влияние на человека. Базовыми являются следующие эмоции:

Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.

Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.

Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.

Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (людьми, обстоятельствами, предметами и т.д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях, и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.

Страх – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации и реальной или воображаемой опасности.

Стыд – отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Сложным вопросом является критерий оценки эмоций . Положительными или отрицательными считаются эмоции, которые приятно (или соответственно, неприятно) испытывать. Однако при этом «положительные» эмоции могут приводить в нежелательным последствиям (употребление наркотиков доставляет удовольствие), и наоборот (страх побуждает избегать опасностей). Поэтому наилучшим критерием принято считать следующий: эмоция считается положительной или отрицательной зависимости от того, облегчает ли она конструктивное поведение или приводит к неоправданному расходу психической энергии.

3.Чувства – длительные психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Чувства всегда индивидуальны и обусловлены системой ценностей ориентаций конкретного человека.

Высшие чувства – особая форма переживания; в них заключено все богатство человеческих отношений. Высшие чувства делятся на нравственные (моральные) – переживаемые при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом; интеллектуальные – переживаемые в процессе познавательной деятельности человека. Эти чувства – удивление, любопытство, любознательность, радость от сделанного открытия, сомнение в правильности решения – свидетельствуют о взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных процессов; эстетические чувства – эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве. Эстетическое отношение проявляется через разные чувства – восторг, радость, отвращение, тоску, страдание и т.д.

4.Настроение – самое длительное, или «хроническое» эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение. Настроение отражает бессознательную обобщенную оценку того, как в данный момент складываются обстоятельства. Настроения могут различаться по продолжительности; их устойчивость зависит от возраста человека, индивидуальных особенностей характера и темперамента, силы воли и других факторов.

В переживании человеком сильной эмоции участвуют все нейрофизиологические и соматические системы организма. Слабые, неотчетливые эмоции не достигают порога сознания, не осознаются, но физиологические изменения, тем не менее, происходят. Эмоция может быть слабой, но подпороговая реакция – долгой. Именно под воздействием таких эмоций формируются настроения. Длительная негативная эмоция, даже слабая, может быть крайне опасной и привести в конце концов к нервно-психическим и соматическим расстройствам. Поэтому так важно осознавать свое настроение и состояние и анализировать его причины.

Функции эмоций : благодаря эмоциям мы:

отличаем полезное от вредного (отражательно-оценочная функция );

выбираем соответствующее поведение (регулятивная );

находим взаимопонимание с другими людьми (коммуникативная );

показываем свое состояние (сигнальная );

совершенствуемся в определенном виде деятельности (мотивационная ).

Закон Йеркса-Додсона : чрезмерная мотивация снижает эффективность деятельности . Это означает, что если человек слишком серьезно относится с какому-либо делу, если от определенного события, по мнению человека, зависит вся его жизнь (экзамен, собеседование, объяснение в любви, публичное выступление), скорее всего, он потерпит в этом деле неудачу, так как страх и осознание огромной ответственности, значимости каждого его действия дезорганизуют деятельность, провоцируют нерешительность и заторможенность мышления, ослабляют внимание. Поэтому рекомендуется иметь несколько значимых областей деятельности, не ставить свою самооценку в зависимость от своих достижений и тщательно продумывать свои дальнейшие действия после свершения данного события, как в случае удачного, так и в случае неудачного исхода.

Теория эмоций Джемса–Ланге : восприятие какого-либо факта рефлекторным путем вызывает телесные изменения (дыхания, мимики, кровообращения), а наше восприятие этих изменений и есть эмоция. Джемс: «Мы огорчены, потому что плачем, испуганы потому что дрожим». То есть то, что традиционно считается следствием эмоций (физиологические изменения), по мнению Джемса и Ланге, является их первопричиной. Эта теория подтверждается некоторыми фактами, но вызывает ряд возражений.

Психические состояния.

Психическое состояние – это отражение личностью ситуации в виде устойчивого целостного синдрома в динамике психической деятельности, выражающегося в единстве поведения и переживания. Психическое состояние – это способ организации психических процессов в определенный период времени. Живой организм, стремясь к достижению наиболее благоприятного для него состояния - внутреннего равновесия (гомеостаза), - должен приспосабливаться к условиям среды, в которой он находится. Это явление определяется понятием «адаптация». Адаптация – это 1) свойство организма, 2) процесс приспособления к изменяющимся условиям среды, 3) результат взаимодействия в системе «человек-среда», 4) цель, к которой стремится организм. Итак, адаптация – это многоуровневое явление; динамичное сочетание уровней обозначается понятием «функциональное состояние организма». Рассматривая его прежде всего, исходя из особенностей протекания психических процессов, мы определяем его как психическое состояние. Основные классы психических состояний :

личностные (проявляются индивидуальные свойства человека) и ситуативные (появляются особенности ситуации).

глубокие и поверхностные (по степени влияния на переживания и поведение).

положительные и отрицательные (облегчающие или затрудняющие деятельность).

продолжительные и кратковременные.

более или менее осознанные .

Психические состояния можно разделить на две большие группы по определяющей сфере психики: 1). Характеризующие аффективно-волевую сферу (аффективная сфера характеризуется понятиями «удовольствие-неудовольствие», волевая – «напряжение-разрешение») и 2). Характеризующие познавательную сферу (определяется состояниями сознания и внимания «сон-бодрствование».

Психическое состояние зависит от трех компонентов ситуации. Это:

1) потребности, желания и стремления человека и степень их осознания.

2) возможности человека (способности, физический тонус, ресурсы),

3) условия среды (объективное воздействие и субъективное восприятие и понимание текущей ситуации).

Соотношение этих детерминант и определяет главные характеристики состояния.

Отрицательные психические состояния

(негативно воздействующие на жизнедеятельность человека):

Стресс – неспецифическая ответ организма на изменение условий среды (автор теории стресса Ганс Селье, 1936 г.). Этот ответ заключается в биохимических изменениях – увеличении коркового слоя надпочечников, уменьшении вилочковой железы и лимфатических желез, точечных кровоизлияний в слизистой оболочке желудка и кишечника. Цель этих изменений – выработка необходимой энергии для приспособления. Селье постулировал, что есть два вида энергии: 1). Поверхностная – доступна по первому требованию, восполнима за счет энергии №2 – глубинной : ее истощение необратимо и ведет к старению и гибели организма.

Стадии стресса : тревога – мобилизация всех адаптационных возможностей организма, резистентная (она же стадия сопротивления ) – сбалансированный расход адаптационных резервов, истощение – без устранения стрессового фактора и\или поддержки извне особь гибнет.

Виды стресса по времени протекания :

кратковременный – бурный расход поверхностной энергии, начало мобилизации глубинной энергии. Если темп мобилизации недостаточен, особь гибнет.

длительный – расход и поверхностной, и глубинной энергии, развитие психических и соматических болезненных состояний.

Виды стресса по воздействию :

физиологический (нехватка воды, кислорода, пищи, рана, неподходящая температура среды и др.) и

психический, который делится на эмоциональный (связан с ситуациями угрозы, опасности, обиды) и информационный (в результате чрезмерного потока информации человек не может принять решение в нужном темпе, особенно при высокой ответственности).

Симптомы психического стресса: ощущение потери контроля надо собой, дезорганизация деятельности, апатия, вялость, повышенная утомляемость, расстройства сна и половой функции, увеличение употребления алкоголя, высококалорийной пищи, психоактивных веществ (кофе, крепкий чай, табак), раздражительность, сниженное настроение, боль в мышцах, изжога, головная боль.

Тревожность – индивидуальная психическая особенность, проявляется в склонности к частым и интенсивным переживаниям тревоги. Тревога – эмоциональный дискомфорт, ощущение неблагополучия, грозящей опасности.

Проявления тревоги : физиологические - учащение сердцебиения и дыхания, повышение давления, снижение порога чувствительности; психологические – напряжение, озабоченность, нервозность, чувство грозящей неудачи, невозможность принять решение. Тревожность – признак неблагополучия личности, ее недостаточной адаптации к окружающей среде. Личностная и ситуативная тревожность измеряется тестом Спилбергера-Ханина.

Фрустрация – (лат «frustratio» - обман, напрасные ожидания) – психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. При длительной фрустрации значимых потребностей развивается фрустрационное поведение. Его признаки: двигательное возбуждение – бесцельные и неупорядоченные реакции, апатия, агрессия и деструкция, стереотипия – слепое повторение поведения, регрессия – возврат в более примитивным формам поведения (для взрослого человека – к подростковым или детским, иногда даже младенческим). При длительном переживании отрицательных Психических состояний, таких как фрустрация или тревога, возможно развитие психологической защиты – это система регуляторных механизмов в психике, направленная на устранение или снижение травмирующих переживаний в ситуациях, угрожающих самооценке (Понятие введено З. Фрейдом). Основные виды психологических защит:

вытеснение – устранение из сознания неприемлемых влечений и переживаний.

идентификация – бессознательное уподобление угрожающему объекту.

рационализация – рациональное объяснение человеком своих действий или желаний, истинные причины которых иррациональны или неприемлемы.

сублимация – преобразование сексуальной энергии в социально приемлемые формы.

проекция – приписывание другим собственных вытесненных мотивов, желаний и черт характера.

Депрессия - болезненное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном и общей пассивностью поведения. Субъективно человек в этом состоянии испытывает тяжелые, мучительные переживания и эмоции - подавленность, тоску, отчаяние. Резко снижены влечения, волевая активность, самооценка. Характерно чувство вины за события прошлого и ощущение беспомощности, бесперспективности перед лицом жизненных трудностей. Также при депрессии наблюдаются изменения поведения, такие как: замедленность, безынициативность, быстрая утомляемость, что приводит к резкому падению продуктивности. Часто в состоянии депрессии человека посещают мысли о самоубийстве. Депрессия не проходит сама собой, и определить ее достаточно сложно. Главное - вовремя обратиться за помощью к специалисту (психотерпевту).

Любая, в том числе и познавательная потребность, дана человеку через эмоциональные переживания.

Эмоции - это элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей . Такое определение эмоций дано в большом психологическом словаре.

Иными словами, “эмоции - это субъективные психологические состояния, отражающие в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношение человека к миру и людям, к процессу и результату его практической деятельности” .

Ряд авторов придерживается следующего определения. Эмоции -- это психическое отражение в форме непосредственного, пристрастного переживания, жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

По мнению авторов, в этом определении содержится одна из основных особенностей эмоций, отличающая их, например, от познавательных процессов - непосредственная представленность в них субъекту отношения между потребностью и возможностью ее удовлетворения .

А.Л. Гройсман отмечает, что эмоции -- это форма психического отражения, стоящая на грани (к содержанию познаваемого) с физиологическим отражением и представляющая собой своеобразное личностное отношение человека и к окружающей действительности, и к самому себе .

Виды эмоций

В зависимости от длительности, интенсивности, предметности или неопределенности, а также качества эмоций, все эмоции можно разделить на эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (В.Н. Мясищев).

Эмоциональные реакции характеризуются высокой скоростью возникновения и быстротечностью. Они длятся минуты, характеризуются достаточно выраженным их качеством (модальностью) и знаком (положительная или отрицательная эмоция), интенсивностью и предметностью. Под предметностью эмоциональной реакции, понимается ее более или менее однозначная связь с вызвавшим ее событием или предметом. Эмоциональная реакция в норме всегда возникает по поводу событий, произведенных в конкретной ситуации чем-то или кем-то. Это может быть испуг от внезапного шума или крика, радость от услышанных слов или воспринятой мимики, гнев в связи с возникшим препятствием или по поводу чьего-то поступка и т.д. При этом следует помнить, что эти события -- лишь пусковой стимул для возникновения эмоции, причиной же является либо биологическая значимость либо субъективное значение этого события для субъекта. Интенсивность эмоциональных реакций может быть различной - от едва заметной, даже для самого субъекта, до чрезмерной - аффекта .

Эмоциональные реакции часто являются реакциями фрустрации каких-то выраженных потребностей. Фрустрацией (от лат. frustatio -- обман, разрушение планов) в психологии называют психическое состояние, возникающее в ответ на появление объективно или субъективно непреодолимого препятствия на пути удовлетворения какой-то потребности, достижения цели или решения задачи. Тип фрустрационной реакции зависит от многих обстоятельств, но очень часто является характеристикой личности данного человека. Это может быть гнев, досада, отчаяние, чувство вины.

Эмоциональные состояния характеризуются: большей длительностью, которая может измеряться часами и днями, в норме - меньшей интенсивностью, поскольку эмоции связаны со значительными энергетическими тратами из-за сопровождающих их физиологических реакций, в некоторых случаях беспредметностью, которая выражается в том, что от субъекта может быть скрыт повод и вызвавшая их причина, а также некоторой неопределенностью модальности эмоционального состояния. По своей модальности эмоциональные состояния могут представать в форме раздражительности, тревоги, благодушия, различных оттенков настроения -от депрессивных состояний до состояния эйфории. Однако чаще всего они представляют собой смешанные состояния. Поскольку эмоциональные состояния - это тоже эмоции, в них также отражаются отношения между потребностями субъекта и объективными или субъективными возможностями их удовлетворения, коренящимися в ситуации.

При отсутствии органических нарушений центральной нервной системы состояние раздражения является по сути дела высокой готовностью к реакциям гнева в длительно текущей ситуации фрустрации. У человека возникают вспышки гнева по малейшим и разнообразным поводам, но в основе их лежит неудовлетворенность какой-то личностно значимой потребности, о чем сам субъект может не знать.

Состояние тревоги означает наличие какой-то неопределенности исхода будущих событий, связанных с удовлетворением какой-то потребности. Часто состояние тревоги связано с чувством самоуважения (самооценкой), которое может пострадать при неблагоприятном исходе событий в ожидаемом будущем. Частое возникновение тревоги в повседневных делах может свидетельствовать о наличии неуверенности в себе как качестве личности, т.е. о неустойчивой или низкой самооценке, присущей данному человеку вообще.

Настроение человека часто отражает переживание уже достигнутого успеха или неудач, либо высокую или низкую вероятность успеха или неудачи в скором будущем. В плохом или хорошем настроении отражается удовлетворение или неудовлетворение какой-то потребности в прошлом, успех или неудача в достижении цели или решении задачи. Не случайно человека в плохом настроении спрашивают, не произошло ли что-нибудь. Длительно текущее сниженное или повышенное настроение (свыше двух недель), не характерное для данного человека, является патологическим признаком, при котором неудовлетворенная потребность либо действительно отсутствует, либо глубоко скрыта от сознания субъекта, и ее обнаружение требует специального психологического анализа. Человек чаще всего переживает смешанные состояния, например сниженное настроение с оттенком тревоги или радость с оттенком беспокойства или гнева.

Человек может переживать и более сложные состояния, примером чего является так называемая дисфория -- длящееся два-три дня патологическое состояние, в котором одновременно присутствует раздражение, тревога и плохое настроение. Меньшая степень выраженности дисфории может встречаться у некоторых людей и в норме.

Эмоциональные отношения иначе еще называют чувствами. Чувства - это устойчивые эмоциональные переживания, связанные с каким-то определенным объектом или категорией объектов, обладающих особым значением для человека. Чувства в широком смысле могут быть связаны с различными объектами или действиями, например, можно не любить данную кошку или кошек вообще, можно любить или не любить делать утреннюю зарядку и т. д. Некоторые авторы предлагают называть чувствами только устойчивые эмоциональные отношения к людям. Чувства отличаются от эмоциональных реакций и эмоциональных состояний длительностью -- они могут длиться годами, а иногда и всю жизнь, например чувство любви или ненависти. В отличие от состояний чувства предметны -- они всегда связаны с предметом или действием с ним.

Эмоциональность. Под эмоциональностью понимают устойчивые индивидуальные особенности эмоциональной сферы данного человека. В.Д. Небылицын предложил при описании эмоциональности учитывать три компонента: эмоциональную впечатлительность, эмоциональную лабильность и импульсивность.

Эмоциональная впечатлительность - это чувствительность человека к эмоциогенным ситуациям, т.е. ситуациям, способным вызвать эмоции. Поскольку у разных людей доминируют разные потребности, у каждого человека есть свои ситуации, которые могут вызвать эмоции. В то же время имеются определенные характеристики ситуации, которые делают их эмоциогенными для всех людей. Это: необычность, новизна и внезапность (П. Фресс). Необычность отличается от новизны тем, что имеются такие типы раздражителей, которые всегда будут для субъекта новыми, потому что для них нет «хороших ответов», это -- сильный шум, потеря опоры, темнота, одиночество, образы воображения, а также соединения знакомого и незнакомого. Имеются индивидуальные различия в степени чувствительности к эмоциогенным ситуациям, общим для всех, а также в количестве индивидуальных эмоциогенных ситуаций.

Эмоциональная лабильность характеризуется скоростью перехода от одного эмоционального состояния к другому. Люди отличаются друг от друга тем, как часто и насколько быстро у них изменяется состояние -- у одних людей, например, настроение обычно устойчивое и мало зависит от мелких текущих событий, у других, с высокой эмоциональной лабильностью, оно меняется по малейшим поводам несколько раз в день.

Импульсивность определяется быстротой, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания. Это качество личности еще называют самоконтролем. Различают два разных механизма самоконтроля -- внешний контроль и внутренний. При внешнем контроле контролируются не сами эмоции, а только их внешнее выражение, эмоции присутствуют, но они сдерживаются, человек «делает вид», что он не испытывает эмоций. Внутренний контроль связан с таким иерархическим распределением потребностей, при котором низшие потребности подчинены высшим, поэтому, находясь в таком подчиненном положении, они в соответствующих ситуациях просто не могут вызвать неподконтрольных эмоций. Примером внутреннего контроля может быть увлеченность человека делом, когда он долгое время не замечает голода («забывает» поесть) и поэтому к виду пищи остается равнодушным .

В психологической литературе распространено также деление эмоциональных состояний, которые испытывает человек, на собственно эмоции, чувства и аффекты .

Эмоции и чувства - личностные образования, социально-психологически характеризующие человека; связаны с кратковременной и оперативной памятью.

Аффект - это кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации или какой-либо иной, сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей. Аффект не предшествует поведению, а формирует на одном из конечных его этапов. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями. Аффекты способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения афетогенных ситуаций, может суммироваться и рано или поздно, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая напряжение, часто влечет за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии .

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс - состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации. Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стрессы представляют собой главные «факторы риска» при проявлении и обострении сердечно-сосудистых и заболеваний желудочно-кишечного тракта .

Таким образом, каждый из описанных видов эмоций внутри себя имеет подвиды, которые в свою очередь, могут оцениваться по разным параметрам - интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, происхождению, условиям возникновения и исчезновения, воздействию на организм, динамике развития, направленности (на себя, на других, на мир, на прошлое, настоящее или будущее), по способу их выражения во внешнем поведении (экспрессии) и по нейрофизиологической основе.

Роль эмоций в жизни человека

Для человека главное значение эмоций заключается в том, что, благодаря эмоциям, мы лучше понимаем окружающих, можем, не пользуясь речью, судить о состоянии друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение.

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, по мнению Ч. Дарвина, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека - мимика, жесты, пантомимика - выполняют функцию общения, т.е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия - оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений .

Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражение человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, такие, например, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Данный факт не только убедительно доказывает врождённый характер основных эмоций, но и “наличие генетически обусловленной способности к их пониманию у живых существ” . Это относится к общению живых существ не только одного вида друг с другом, но и разных видов между собой. Хорошо известно, что высшие животные и человек способны по выражению лица воспринимать и оценивать эмоциональные состояния друг друга.

Врождёнными являются далеко не все эмоционально - экспрессивные выражения. Некоторые из них, как было установлено, приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания .

Жизнь без эмоций так же невозможна, как без ощущений. Эмоции, по утверждению Ч. Дарвина, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей .

У высших животных, и особенно у человека, выразительные движения стали тонко дифференцированным языком, с помощью которого живые существа обмениваются информацией о своих состояниях и о том, что происходит вокруг. Это - экспрессивная и коммуникативная функции эмоций. Они же являются важнейшим фактором регуляции процессов познания.

Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнаёт о потребностной значимости происходящего. “Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отрицают отношения между мотивациями и реализацией, отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки её хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя её” .

В критических условиях, при неспособности субъекта найти быстрый и разумный выход из опасной ситуации, возникает особый вид эмоциональных процессов - аффект. Одно из существенных проявлений аффекта состоит в том, что он, как полагает В.К. Вилюнас, "навязывая субъекту стереотипные действия, представляет собой определённый закрепившийся в эволюции способ "аварийного" разрешения ситуаций: бегство, оцепенение, агрессию и т. д." .

На важную мобилизационную, интегративно-защитную роль эмоций указывал крупный отечественный психолог П.К. Анохин. Он писал: "Производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализация воздействий и конкретный механизм ответной реакции организма" .

Благодаря своевременно возникшей эмоции, организм имеет возможность чрезвычайно выгодно приспосабливаться к окружающим условиям. Он в состоянии быстро, с большой скоростью отреагировать на внешнее воздействие, не определив ещё его тип, форму, другие частные конкретные параметры.

Эмоциональные ощущения биологически, в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.

Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче гамма эмоциональных состояний, которые индивид способен переживать. Количество и качество потребностей человека соответствует числу и разнообразию характерных для него эмоциональных переживаний и чувств, причём, “чем выше потребность по своей социальной и нравственной значимости, тем возвышеннее связанное с ней чувство” .

Самая древняя по происхождению, простейшая и наиболее распространённая среди живых существ форма эмоциональных переживаний - это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.

Практически все элементарные органические ощущения имеют свой эмоциональный тон. О тесной связи, которая существует между эмоциями и деятельностью организма, говорит тот факт, что всякое эмоциональное состояние сопровождается многими физиологическими изменениями организма. (В данной работе мы частично пытаемся проследить эту зависимость.)

Чем ближе к центральной нервной системе расположен источник органических изменений, связанных с эмоциями, и чем меньше в нём чувствительных нервных окончаний, тем слабее возникающее при этом субъективное эмоциональное переживание. Кроме того, искусственное понижение органической чувствительности приводит к ослаблению силы эмоциональных переживаний.

Основное эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для её удовлетворения предстоящего действия или деятельности. “Эмоции,- полагает А.О. Прохоров,- могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются” .

Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо скрывать свои чувства. Они, сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются, хотя всякое поведение связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности. Эмоциональный опыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны.

Чувства носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая вашими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам. Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы укрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.