Есенин письмо матери. Анализ стихотворения есенина "письмо матери", ключевые моменты

Предлагаю анализ стихотворения Сергей Есенина «Письмо матери», в котором поэт обращается к маме перед визитом в Константиново летом 1924 года.

Отношения Сергея Есенина с матерью всегда были тёплыми и искренними, что подтверждает откровенность и душевность этих строк, написанных перед поездкой в родное село Константиново.

«Письмо матери» – это откровение, которое поднимает в душе Сергея волны воспоминаний перед встречей с мамой после 8-летней разлуки. Это стихотворение одновременно исповедь и обращение, подготовка к реальной встрече, которая не могла не волновать поэта. За 8 лет, проведённых вне Константиново, в судьбе Есенина произошло немало событий. Теперь он известный поэт – это хорошо, но имеет не совсем лестную репутацию – это плохо. Он побывал уже в Америке и Европе – это хорошо, но растерял многих друзей в России – это плохо.

Сергей не может не знать, что мать переживает о нём и ждёт сына:

Загрустила шибко обо мне.

Обращение к матери

И до Константиново докатываются слухи о бесшабашной жизни поэта, его кабацких посиделках, ночных гуляниях, алкоголе и уголовных делах. Сергей этого ничего и не скрывает, но и не стыдится – это часть его жизни, остов, на котором пишутся стихи, почитаемые простыми читателями. Более для самого себя, чем для матери он пишет:

Чтоб, тебя не видя, умереть.

Есенин знает, что он не совсем оправдал ожидания матери, но стыдится ему нечего, ведь он:

Не расстреливал несчастных по темницам.

Показательны строки:

Что подразумевается под утратой и усталостью? Возможно, утрата – это понимание того, что добиться всего в жизни ему не удастся, ориентиры меняются и тут Есенин уже не романтик, ведь он научен горьким опытом предательств. Слишком много чувств уже брошено на плаху любви и неизвестно будет ли ещё возможность побывать во власти Амура.

В суете жизни

Усталость? Возможно, это просто усталость от того бешеного темпа жизни, который взял Сергей. Кабаки сменяются поэтическим вечерами, поездки снова приводят в кабак, любовь ведёт к разлуке и так по кругу. Есенин редко когда бывает один, он всегда в центре внимания, но оно уже не такое дружелюбное. От этого тоже усталость, ведь оправдываться желания нет, но и не хочется видеть, как чернят твоё имя.

Обращение Есенина к матери за год с хвостиком до смерти – это покаяние за неоправданные надежды и заверение в любви, которой не страшны жизненные переплёты, предательства и измены. Сергей ещё не знает, что это последняя встреча с мамой, поэтому сложно не поверить в искренность строк.

Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто xодишь на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.

я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечалось,
Не волнуй того, что не сбылось,-
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.

Стихотворение «Письмо матери» было написано С.А. Есениным в 1924 году. Жанр его обозначен в названии – письмо. Основная тема – тема материнства, родного дома, сыновней любви. Произведение носит исповедальный характер. В голосе лирического героя звучат грустные, покаянные ноты.
Открывается стихотворение риторическим вопросом, который плавно перетекает в искренний, откровенный разговор с матерью:


Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет…

Композиция здесь полностью соответствует жанру. В первой строфе мы видим своеобразное вступление. Во второй строфе мы имеем развитие темы, здесь возникает мотив дороги, переходящий затем в мотив жизненного пути героя, странничества:


Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

Странничество лирического героя, его бесприютность, греховная жизнь противопоставлены в стихотворении миру родного дома, всепрощающей материнской любви. В третьей строфе идет развитие темы материнской любви, беспокойства о сыне.


И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.

Лирический герой Есенина лишен душевной целостности. Он – хулиган, «московский озорной гуляка», повеса, кабацкий завсегдатай, полный «тоски мятежной». Внутреннее состояние его передано в стихотворении эпитетами «вечерний», «горький», «тягостная», режущим слух глаголом «саданул». Одновременно в душе его живет нежность, любовь к матери, грусть по родному дому. Исследователи отмечали в этом произведении развитие Есениным мотивов библейской притчи о блудном сыне. Один из таких мотивов – возращение домой из странствий. Он звучит в пятой, шестой, седьмой и восьмой строфах. И речь здесь идет не только о свидании с матерью, с родительским домом, но и о возвращении в прошлое, к себе самому прежнему:


Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной,
Воротиться в старенький наш дом.

В родительском доме лирический герой видит свое спасение от жизненных бурь и невзгод, от тоски неприкаянности, от несчастий, тягостных раздумий. Он вспоминает о прошлом, и это прошлое предстает как лучшая пора в жизни:


Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.

Затем герой размышляет о своей судьбе, о пережитом, о несбывшихся надеждах. В голосе его звучит горечь и усталость. Сюжет здесь внутренне углубляется:


Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось, -
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.

Чувства героя достигают своего апогея в предпоследней строфе. Он как будто подводит итог своей жизни, четко осознавая, что не может вернуть прошлое. Одновременно он обращается к материнской любви, надеясь обрести надежду, душевную гармонию, исцелиться от душевных ран. Обращение героя к матери носит здесь кульминационный характер:


И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

Развязка дана в последней строфе. Лирический герой здесь как будто забывает о себе, о своих невзгодах, усталости, тоске. В центре строфы здесь – образ матери. Закрывается тема беспокойством сына о ней. Мы видим его искреннюю любовь и заботу:


Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

Композиционно мы можем выделить в произведении три части. Первая часть – три начальные строфы. Здесь поэт обрисовывает образ родного человека, которому можно излить душу. Первая часть содержит вопрос, приветствие и развернутый ответ. Четвертая, пятая, шестая и седьмая строфы – вторая часть стихотворения. Здесь лирический герой предстает перед читателем. Две последние строфы вновь возвращают нас к образу матери.
Таким образом, мы имеем кольцевую композицию. В начале стихотворения и в финале его возникает образ матери, обрамляя мысли лирического героя о родном доме и его исповедь. Строчки «Что ты часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне» также окольцовывают основную часть письма.
Стихотворение написано пятистопным ямбом, катренами, рифмовка – перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («вечерний несказанный свет», «в…синем мраке», «горький я пропойца»), метафору («струится свет»), анафору («Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет»), риторический вопрос («Ты жива еще, моя старушка?»), инверсию («Не такой уж горький я пропойца»), просторечные выражения («саданул», «шибко») аллитерацию («Я по-прежнему такой же нежный»), ассонанс («Пусть струится над твоей избушкой»).
«Письмо матери» – одно из лучших произведений Есенина. Лирический герой поэта обретает в нем свои характерные черты. Стихи эти очень напевны, музыкальны, на их основе создан великолепный романс.

— писатель, который создавал милые сердцу простые произведения, где в каждой строке видна была его любовь к Родине. Однако не только русским просторам посвящал он свои работы. Имеется у него одно из прекрасных стихотворений, посвященных теме матери, теме родного дома, родительской любви и любви детей. Носит оно название Письмо к матери. Данное стихотворение похоже на исповедь перед матерью, которую сын не видел около восьми лет. Ровно столько Есенин не был в родных краях. И вот накануне своей поездки домой, рождается стихотворение Письмо к матери Есенина, которое мы проанализируем.

Письмо к матери краткий анализ

Создал свой очередной шедевр Есенин в 1924 году, используя такой жанр, как письмо. Вчитываясь в слова стихотворения, в каждую его строчку, слышим покаянные ноты, где риторический вопрос вначале произведения перетекает в разговор с матерью по душам.

Лирический герой обращается к родной матери, говоря о том что он жив. Пишет он потому что дошли до него слухи, что мать переживая за него, часто выходит на дорогу, вглядываясь вдаль чтобы увидеть там родного сына. Герой представляет, насколько сильно за него переживает мать, узнав о его разгульной жизни. Ей постоянно кажется, что кто-то в грудь сына рано или поздно всадит нож.

Но не все так плохо. Несмотря на разгульную и пьяную жизнь, душа его осталась такой, как и прежде. Она нежная, мечтающая воротится в родительский дом, где давно мама на рассвете будила сына и было это восемь лет назад. Герой Есенина пишет в письме к матери, что он не такой уже и пропойца, чтобы умирать не увидев родную мать.

Далее герой рассуждает о своей жизни. Он пишет, что рано испытал утрату, устал и просит не будить то, что не сбылось и уже не вернуть. Возврата все равно нет и не будет. Мать же для него отрада, надежда на лучшее, некий луч света.

Анализируя стихотворение, чувствуется огромная сыновья любовь, и пусть сын непутевый, он переживает за свою мать. Может поэтому автор и просит родного человека забыть тревоги, грусть и не ходить на дорогу в шушуне.

Послушать стихотворение. Исполняет К. Шульженко

Анализ стихотворения Есенина Письмо матери по плану

1. История создания . После переезда в Москву С. поначалу довольно часто приезжал в родное село. Постепенно эти поездки стали все более редкими.

Поэт был занят работой и не мог вырваться из шумной городской жизни. Тоска по родине содержится во многих произведениях Есенина, но одним из самых искренних и трогательных является стихотворение "Письмо матери" (1924 г.).

По некоторым свидетельствам, в основе произведения лежит реальный случай. Есенин уже собрался в родное село, но на вокзале под влиянием друзей изменил свое решение. На следующий день, чувствуя огромное раскаяние, поэт написал свое обращение к матери.

2. Жанр произведения - стихотворное послание.

3. Основная тема стихотворения - грустное покаяние автора. Есенин начинает свое послание полушутливым вопросом: "Ты жива еще, моя старушка?". Уточняя, что и он еще жив, поэт словно сравнивает себя с матерью. Ей угрожает старость, а главной опасностью для Есенина является его собственный беспокойный характер.

Односельчане упрекали поэта в том, что он давно не приезжал в Константиново. Наибольшую обиду чувствовала мать Есенина, которая никогда не забывала о нем. На селе прекрасно знали о скандальной славе деревенского поэта. Автор подозревает, что мать боится потерять сына "в кабацкой драке".

Есенин спешит успокоить измученную ужасными видениями женщину. Он заверяет ее в том, что в любом случае постарается увидеться с матерью ("не такой уж горький я пропойца"). Поэт предельно откровенен в своем покаянии. Ему нечего скрывать от матери, которая выносила его под своим сердцем.

Есенин признается, что за всем его буйным и скандальным поведением до сих пор скрывается добрая и нежная душа. Автор уже давно находился в глубоком душевном кризисе, называя это состояние "тоской мятежной". Он и сам мечтает покончить с разгульной жизнью и вернуться в скромный деревенский домик.

Есенин в ярких красках представляет себе это долгожданное возвращение к родному очагу. Он заранее просит мать не беспокоить его ненужными расспросами и не будить воспоминания о перенесенных утратах и лишениях. В финале Есенин вновь просит мать забыть о грусти, что можно считать твердым обещанием встретиться с ней не в мечтах, а наяву.

4. Композиция стихотворения частично кольцевая; повторяются словосочетания "несказанный свет" и "в старомодном ветхом шушуне".

5. Размер произведения - пятистопный хорей с перекрестной рифмовкой.

6. Выразительные средства . Есенин практически не прибегает к образным выразительным средствам. Стихотворение написано простым разговорным языком. Кровная связь поэта с деревней подчеркнута использованием простонародных слов ("шибко", "шушуне", "саданул").

7. Главная мысль произведения. Во многих стихотворениях Есенин предсказывал свою раннюю смерть. В "Письме матери" это предчувствие выражается в острой тоске по родному дому и единственному по настоящему близкому поэту человеку. Искреннее покаяние Есенина - одна из последних его попыток оправдаться перед матерью за всю свою бестолково сложившуюся жизнь.

Прежде, чем приступать к художественному анализу поэтического произведения «Письмо матери», следует узнать историю его создания . Это стихотворение было написано Сергеем Есениным в 1924 году, за год до его смерти. Позднее творчество Есенина насыщенное и яркое: автор словно набрался смелости и высказал все, что так долго носил тяжелым грузом в своей душе.

«Письмо матери» - одно из самых известных и трогательных стихотворений этого периода. Это произведение можно рассматривать двузначно обращение к матери Родине, или матери как женщине, которая дала жизнь.

Образ матери в стихотворении «Письмо матери»

Основными образами в стихотворении «Письмо матери» является сам лирический герой и его мама. Мать и родной дом для лирического героя это символ детства, легкой жизни и всепрощающей любви.

В начале произведения он спрашивает свою мать, жива ли она это говорит о том, что сын совсем нечастый гость в родных краях. Лирический герой также как и в детстве ищет у мамы защиты и понимания.

Всю затаенную печаль своей души, переживания, жизненные разочарования он выливает в своем письме и превращается из взрослого человека в маленького беззащитного ребенка, какими являемся все мы в глазах своих матерей.

Идея стихотворения заключается в том, что все мы должны ценить дорогих и таких близких женщин, подаривших нам жизнь. Ведь только они всегда безотказно придут на помощь нам в трудную минуту, они прощают своим детям самые тяжелые грехи и жертвуют своими жизнями ради благополучия чада.

Лирический герой стихотворения просит у своей матери прощение за то, что фактически забыл ее и очень долго не бывал в родном крае. У него даже нет сомнений в том, что его мама простит его, любовь матери воспринимается как должное.

Образ русской деревни и Российского государства

Сергей Есенин в « Письме матери» описывает красоту природы родного края. Русская деревня, в которой живет его старушка- мать это настоящий оазис для поэта, в котором он может спрятаться от жизненных невзгод.

Также образ матери можно трактовать как образ Российского государства. Ведь взаимосвязь Родины и человека такая же сильная, как матери и сына.

Россия олицетворение старой матери, которая прошла через многие потрясения и невзгоды, часто сталкивалась с неблагодарностью и предательством со стороны своих граждан. Но все равно она обладает материнским свойством всепрощения и с радостью принимает в свои объятья раскаявшихся детей.

Смысл стихотворения «Письмо матери»

Неважно, что именно олицетворял Сергей Есенин в образе матери. Главное состоит в том, что он учит нас любить и ценить то, что действительно имеет наибольшую ценность в жизни каждого человека матерь, Родину, родной дом.

Очень часто мы не уделяем должного внимания своим матерям, так как поглощены ежедневными заботами, но всегда следует помнить о том, что может настать тот роковой момент, когда мы попросту опоздаем сказать слова любви своему близкому и такому родному человеку.