Федеральный таможенный союз. Евразийский экономический союз

Таможенный союз – межгосударственное объединение между странами в рамках ЕАЭС. Основная цель создания – это упростить торговые операции между государствами, что являются участницами ассоциации. Также участники ТС приняли единые таможенные тарифы и остальные меры регулирования.

Задача создания подобного экономического объединения:

  • Формирование единой таможенной территории в пределах стран, что вошли в объединение.
  • На территории таможенного союза ЕАЭС действуют режимы тарифных и нетарифных ограничений при торговле между государствами участниками.
  • Отмена контроля на внутренних постах на границе стран, что входят в ТС.
  • Применение однотипных механизмов регулирования торговли, экономики. Для этого вводятся меры по гармонизации законодательства членов ТС.
  • Внедрение и функционирование единого органа управления.

Что касается торговых отношений со странами, которые не являются членами Таможенного Евразийского экономического союза, то с ними предполагается такое взаимодействие:

  1. Применение общего тарифа для тех или иных товаров, которые попадают на территорию ассоциации.
  2. Использование единых мер нетарифного регулирования.
  3. Проведение одинаковой таможенной политики.
  4. Использование единых тарифов.

На данный момент самым известным и давно функционирующим является Европейский таможенный экономический союз. Его формирование было начато в 1958 году.

Участники, территория и управление

На данный момент в объединении состоят такие страны:

  • Россия с июля 2010 г.
  • Казахстан с июля 2010 г.
  • Беларусь с июля 2010 г.
  • Армения с октября 2015 г.
  • Кыргызстан с мая 2015 г.

Озвучили желание вступить Сирия и Тунис, предложено стать участником Турции, но пока что решение о вступлении не принято. Явно заметно, что участие в блоке, дает странам Евразийского экономического союза укрепление экономических отношений.

Объединение границ государств, указанных выше стало основанием для образования рассматриваемого таможенного объединения. Границами ТС являются границы стран, которые являются членами союза.

Органы управления – едины, основных 2:

  1. Межгосударственный совет. Это высший орган, членами которого являются главы государств и руководители правительств стран ТС. Он является наднациональным.
  2. Комиссия ТС. Это ведомство решает все вопросы, касательно формирования таможенных правил, отвечает за регулировку торговой политики государств.

История создания

Формирования ТС стало процессом длительным и во многих аспектах сложным. Страны-участники Таможенного Союза 2019 это те государства, которые сумели пройти все этапы согласований и притирок.

Началом процесса стал январь 1997 года, когда президенты Белоруссии, Казахстана, России и Кыргызстана подписали соглашение «О мерах по реализации соглашений о Таможенном Союзе». Необходимость подобной консолидации возникала, когда стало ясно что СССР как структура отошел в небытие. Тогда страны Таможенного союза (список 2019 предложен выше) договорились сотрудничать с целью формирования и развития объединенного экономического пространства в рамках СНГ.

Интересно! Идею создания союза сформировал еще в начале 1994 года Нурсултан Назарбаев. Как основа ТС в его видении должна была стать общность интересов государств, что ранее входили в СССР.

Идея формирования союза предполагала беспрепятственное перемещение товаров и предоставление услуг всем странам участницам. При этом предполагаемый формат экономических контактов в полной мере защищал интересы стран Таможенного союза.

Как результат, создавалось единое таможенное пространство без внутренних таможенных пошлин. Границы как таковые переносились на внешние границы союза. В идеале значительно упрощалась торговля, но на самом деле все вышло не так легко. на первом этапе договоренности включали в том числе определение основных направлений деятельности каждой страны для подкрепления союза. Конкретней:

  1. Гарантирования равноправия на имущество ТС.
  2. Члены Евразийского экономического союза могли свободно распоряжаться имуществом ТС в пределах законодательства стран участниц.
  3. Создание единой нормативной базы госрегулирования экономики.

В том же 1997 году сформированы следующие управления интеграции: Межгосударственный совет, Интеграционный комитет.

В 1998 году участником союза стал Таджикистан и уже между 5 странами подписано соглашение «О Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве». Спустя несколько месяцев члены Таможенного союза подписали следующие важные документы:

  • «О формировании ТС».
  • «О международных автомобильных сообщениях».
  • «О единых условиях транзита через территории стран участниц ТС».
  • «О взаимодействии энергетических систем».

В феврале 1999 подписано соглашение «О Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве». За счет принятия указанных актов удалось в значительной мере упросить процедуры пограничного контроля между странами участниками Евразийского экономического союза.

Следующие важные этапы:

  1. 2007 год. Между Беларусю, Россией и Казахстаном заключается договор о единой таможенной территории.
  2. 2009 год. Соглашения, что были ранее подписаны, получают «физическую форму», то есть реализуются на практике.
  3. 2010 год. Принятый ранее вступает в силу, формируется и принимается Таможенный кодекс Таможенного союза.
  4. На протяжении 2011-2013 годов происходит разработка важных документов, которые регламентируют деятельность союза. Среди важнейших появляется единый технический регламент о безопасности продукции.

2014-2015 года ознаменовались пополнением списка стран Евразийского экономического союза (для 2017 он тоже актуальный) Арменией и Кыргызстаном. В перспективе союз будет расширятся, на данный момент желание присоединиться изъявили Тунис и Сирия, но пока дальше разговоров дело не зашло и состав остается прежним.

В 2019 году вступил в силу принятый ранее Таможенный кодекс ЕАЭС.

О новом Таможенном кодексе Таможенного союза 2019 года, Вы узнаете из нашей статьи. Переходите по .

Распределение таможенных пошлин

Единый Таможенный союз естественно получает пошлины за пересечение границ объединения, ввоз/вывоз товаров. В объединении принята схема распределения этих доходов между странами участницами. Структура такая:

  • Россия получает 85,33% от общих поступлений.
  • Казахстан – 7,11%.
  • Беларусь – 4,55%.
  • Кыргызстан – 1,9%.
  • Армения – 1,11%.

Как видно налоги распределяются по старшинству, то есть чем раньше страна стала участником объединения, тем на больший размер дохода от пошлин она может рассчитывать.

На данный момент происходит период формирования ТС, так таможенный союз ЕС прошел длительный период в 30 лет до момента абсолютного становления.

Цели, направления

При создании подробного экономического пространства, основной целью был социально-экономический прогресс. В результате одними из главных перспективных целей стали увеличение товарооборота услуг стран участниц. Этот момент для начала реализовывался между участниками за счет следующих действий:

  1. Внедрение общих требований и принятие стандартов безопасности для отечественных экономик и ассоциации в общем.
  2. Упразднение процедур на внутренних таможнях стран союза. За счет этого товары стран Таможенного союза ЕвраЗЭС стали более доступными и привлекательными.
  3. Наращивание товарооборота за счет указанных выше мер.

На данный момент того самого желанного увеличения товарооборота не происходит, хотя регулярно принимаются новые соглашения. Правда, упрощение товарооборота все же произошло не так существенно, улучшены конкурентные условия.

Техническое регулирование

Техническое регулирование в Таможенном союзе направлено на достижение следующих целей и задач:

  • Уменьшение давления на производителя – экономического и административного.
  • Формирование двухуровневой нормативной документации, что помогает сделать взаимоотношения на рынке более четкими и ясными.
  • Повышение уровня защиты рынков от опасной продукции.
  • Расширение возможностей компаний в выборе коммерческого решения. При этом исключается двойное сертифицирование и дублирование остальных процедур.
  • Исключение технических барьеров для участников Евразийского таможенного союза.
  • Стимулирование развития экономики разными способами.

Что касается принципов технического регулирования в таможенном объединении, то существуют такие основные принципы:

  1. Установление единого техрегламента для стран участниц, касательно продукции и товаров.
  2. Проведение политики, которая согласовывается с каждой страной касательно технического регулирования.
  3. До момента вступление ТР Евразийского Экономического союза ЕАЭС действие национального законодательства в этой сфере.

Преимущества участия в ТС

На данный момент не все страны союза ЕАЭС присоединились к ТС, причины у каждой свои. Но следует выделить основные преимущества участия в подобном объединении:

  • Существенное снижение расходов на: переработку, транспортировку товаров в пределах союза.
  • Уменьшение бюрократических процедур, а как результат и временных затрат при транспортировке товаров по территории ТС.
  • Сокращение числа , которые необходимо пройти для выезда с грузом в третьи страны.
  • Таможенный союз в 2019 году дает новые рынки сбыта.
  • Упрощение законодательства за счет его унификации.

Противоречия, проблемы или почему ТС не работает так как планировалось

Так как каждая страна стремиться сохранить и поддержать свою экономику, неудивительно, что часто возникают трения и трудности. Отдельные санкции «удобно» применять через методы нетарифного регулирования, что и происходит. Хотя страны таможенного союза с Россией в период 2018-2019 годов уже «сдружились», ранее было немало проблем.

Один из самых сложных конфликтов между РФ и Беларусю, когда в 2014 году Россия запретила практически в полном объеме экспорт мяса. На тот момент это было 400 тыс. тонн. В то же время произошло ужесточение контроля товаров, которые пересекают границу Белоруссии, хотя фактически по нормам ТК ТС усиление мер контроля невозможно.

Реакция президента страны участницы ТС не заставила себя долго ждать – Беларусь вернула пограничный контроль на границе с РФ. Конфликт стал настоящей проблемой, ведь Беларусь заявила о намерении отказаться от рубля в расчетах и вернуться к долларам. В результате идея таможенного союза сильном пошатнулась – государства члены Евразийского экономического союза почувствовали себя неуверенно в данном формате отношений.

Вывод

В перспективе экономическое объединение ТС – имеет шансы для активного развития и внедрения всех заявленных преимуществ. Пока происходит процесс становления, в общем виде самыми заинтересованными участниками являются соседи РФ, которые с вступлением получат более выгодные условия на приобретение газа и нефти. Заявленное упрощение товарооборота пока не наблюдается.

Видео: Таможенный Союз 2019

06.11.2018

Таможенный союз (ТС) - межгосударственное соглашение в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). ТС предполагает отмену таможенных пошлин и подобных платежей во взаимной торговле между странами-участницами союза. Кроме того в Таможенном союзе унифицируются методы оценки качества и сертификации, создается единая база данных по некоторым аспектам экономической деятельности.

Заключение Союза является основанием для создания единого таможенного пространства на территории его участников и переноса таможенных барьеров на внешние границы Союза. Исходя из этого, все страны таможенного пространства применяют единый, согласованный подход к таможенным процедурам и товарам, импортируемым и экспортируемым через границы ТС.

Также на всей территории ТС предполагаются равные права граждан стран-участниц при трудоустройстве.

Участниками Таможенного союза в настоящее время (2016 год) являются члены ЕАЭС:

  • Республика Армения;
  • Республика Беларусь;
  • Республика Казахстан;
  • Кыргызская Республика;
  • Российская Федерация.

О намерении вступить в ТС заявляли Сирия и Тунис, было озвучено предложение принять в состав Союза Турцию. Однако о конкретных действиях по реализации этих намерений ничего не известно.

Органами управления и координации в ЕАЭС выступают:

  • Высший евразийский экономический совет - наднациональный орган, состоящий из глав государств членов ЕАЭС;
  • Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) - постоянно действующий регулирующий орган ЕАЭС. В компетенцию ЕЭК входят, среди прочего, вопросы международной торговли и таможенного регулирования.

Справедливо будет утверждать, что Таможенный союз - один из этапов плана по укреплению экономических связей между некоторыми государствами на территории бывшего СССР. В определенном смысле это можно рассматривать как восстановление когда-то существовавших хозяйственных и технологических цепочек с учетом новых, политических и экономических реалий.

Важным аспектом деятельности Союза стала система централизованного распределения таможенных пошлин уплачиваемых при пересечении границ Единого экономического пространства.

  • На долю России приходится 85, 33% от общей суммы;
  • Казахстан получает - 7,11%;
  • Беларусь - 4,55%;
  • Кыргызстан - 1,9%;
  • Армения - 1,11%.

Кроме того в ТС действует механизм согласованного взимания и распределения косвенных налогов.

Таким образом, в своем нынешнем состоянии Таможенный союз представляет собой способ экономической интеграции государств входящих в ЕАЭС.

Официальную информацию о Таможенном союзе можно получить на сайте Евразийского экономического союза - eurasiancommission.org.

История создания ТС

Для лучшего понимания предпосылок и целей создания Таможенного союза, полезно будет рассмотреть эволюцию интеграционных процессов на постсоветском пространстве:

  • 1995 год - Беларусь, Казахстан и Россия подписывают первое соглашение о создании Таможенного союза. Впоследствии к соглашению присоединяются Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан;
  • 2007 год - Беларусь, Казахстан и Россия заключают Договор о единой таможенной территории и строительстве Таможенного союза;
  • 2009 год - ранее заключенные соглашения наполняются конкретным содержанием, подписывается порядка 40 международных договоров. Принимается решение о формировании с 1 января 2010 года единого таможенного пространства на территории Беларуси, России и Казахстана;
  • 2010 год - вступает в силу Единый таможенный тариф, принимается общий для трех государств Таможенный кодекс;
  • 2011 год - таможенный контроль снимается с границ между государствами ТС и переносится на их внешние границы с третьими странами;
  • 2011 - 2013 годы - продолжается разработка и принятие общих для стран Союза законодательных норм, появляется первый единый технический регламент о безопасности продукции;
  • 2015 год - в Таможенный союз вступает Армения и Кыргызстан.
  • 2016 год - Вступление в силу Соглашения о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом. Заявление президентов стран ЕАЭС «О цифровой повестке Евразийского экономического союза».
  • 2017 год - «Белая книга» барьеров, изъятий и ограничений. Подписание и ратификация Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС.
  • 2018 год - Вступление в силу Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС. Предоставление Республике Молдова статуса страны-наблюдателя при ЕАЭС. Подписание Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР. Подписание Временного соглашения, ведущего к созданию зоны свободной торговли между ЕАЭС и Ираном.

Нужно сказать, что интеграционные процессы, с разной скоростью и результатами, постоянно шли весь описываемый период. Постепенно приводилось к общим нормам законодательство и таможенные тарифы в торговле с третьими странами.

Цели Таможенного союза и их реализация

Ближайшей целью Таможенного союза было заявлено увеличение рынков сбыта товаров и услуг производимых его участниками. Расчет делался, в первую очередь, на рост продаж внутри Единого таможенного пространства Союза. Добиться этого предполагалось путем:

  • Отмены внутренних таможенных платежей, что должно способствовать ценовой привлекательности производимой в Союзе продукции;
  • Ускорения оборота товаров в связи с отменой таможенного контроля и оформления при их перемещении внутри ТС;
  • Принятия общих санитарно-эпидемиологических и ветеринарных требований, единых стандартов безопасности товаров и услуг, взаимного признания результатов испытаний.

Для унификации подходов к качеству и безопасности было заключено межгосударственное соглашение об обязательной сертификации продукции указанной в «Едином перечне продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов». На 2016 согласовано свыше трех десятков регламентов по требованиям к безопасности и качеству товаров, работ и услуг. Сертификаты, выданные любым государством, имеют силу во всех остальных.

Следующей целью Таможенного союза нужно назвать совместную защиту внутреннего рынка ТС, создание благоприятных условий для производства и реализации в первую очередь внутренней продукции стран-участниц Союза. В этом пункте программы взаимопонимания между государствами оказалось несколько меньше, чем в вопросах взаимной торговли. В каждой стране имелись собственные приоритеты в развитии производства, в то время как защита интересов соседей иногда не лучшим образом сказывалась на предприятиях-импортерах и населении.

Противоречия в ТС

Таможенный союз объединил государства с общим прошлым, в том числе экономическим, но разным настоящим, в первую очередь экономическим. У каждой из бывших советских республик и в советский период имелась своя специализация, а в годы независимости произошло множество других изменений, связанных с попытками найти свое место на мировом рынке и в региональном разделении труда. У Беларуси и Кыргызстана, государств равно далеких географически и по устройству , мало взаимных интересов. Но есть интересы одинаковые. Хозяйственная структура обоих стран еще с советских времен построена таким образом, что нуждается в российском рынке сбыта. Ситуация у Казахстана и Армении несколько отличается, но и для них связи с Россией чрезвычайно важны, в значительной степени по причинам геополитического характера.

В то же время российская экономика до конца 2014 года успешно росла за счет высоких , газ и прочие сырьевые ресурсы. Что давало Российской Федерации финансовые возможности для финансирования интеграционных процессов. Подобный образ действий, возможно, не обещал скорой экономической выгоды, но предполагал рост влияния России на мировой арене. Таким образом, настоящим локомотивом процессов евразийского объединения вообще и Таможенного союза в частности, всегда оставалась Российская Федерация.

История интеграционных процессов последних десятилетий выглядит как череда компромиссов между влиянием России и интересами ее соседей. Например, Беларусь неоднократно заявляла, что ей важен не Таможенный союз сам по себе, а единое экономическое пространство с равными ценами на нефть и газ и допуском предприятий Республики к российским госзакупкам. Ради этого Беларусь согласилась на повышение тарифов на ввоз легковых авто в 2010-2011 годах, не имея собственного производства подобной продукции. Подобная «жертва» также стала причиной объявления обязательной сертификации товаров легкой промышленности, что больно ударило по мелкорозничной торговле. Кроме того внутренние стандарты ТС пришлось привести в соответствие с нормами , хотя Россия является членом этой организации (и пользуется соответствующими возможностями в международной торговле), а Беларусь нет.

Пока Республика Беларусь не получила желаемых выгод в полной мере, т.к. вопросы о равных с внутрироссийскими ценах на энергоносители отложены до 2025 года. Также белорусские предприятия не получили возможностей для участия в российской программе импортозамещения.

Следует отметить, что соглашения Таможенного союза имеют множество исключений и уточнений, антидемпинговых, защитных и компенсационных мер, не позволяющих говорить об общей выгоде и равных условия для всех участников организации. Практически каждое из государств ТС в определенные моменты выражало свое недовольство договорными условиями.

Несмотря на ликвидацию таможенных постов внутри Союза, пограничный контроль между государствами сохраняется. Также на внутренних границах продолжаются проверки службами санитарного контроля. Практика их работы не демонстрирует ни взаимного доверия, ни объявленного единства подходов. Пример тому - периодически возникающие между Россией и Беларусью «продовольственные войны». Их обычный сценарий начинается с непризнания качества сертифицированных белорусской стороной продуктов и приводит к запрету поставки российским потребителям «до устранения недостатков».

Преимущества Таможенного союза

Говорить о достижении декларированных при заключении Таможенного союза целей на данный момент (2016 год) невозможно, внутренний товарооборот между участниками ТС падает. Особенных преимуществ для экономики по сравнению с периодом до заключения договоренностей также не наблюдается.

Вместе с тем есть основания считать, что без соглашения о Таможенном союзе ситуация выглядела бы еще более удручающей. Кризисные явления в каждой отдельно взятой экономике могли бы иметь больший масштаб и глубину. Присутствие в ТС дает многим предприятиям сравнительное преимущество на внутрисоюзном рынке.

Долевое распределение таможенных пошлин между государствами ТС тоже выглядит благоприятным для Беларуси и Казахстана (первоначально РФ претендовала на перечисление в собственный 93% от общего объема).

Действующие в ТС соглашения дают возможность беспошлинной реализации автомобилей произведенных на территории Союза в режиме промышленной сборки. Благодаря этому Беларусь получила иностранные инвестиции в строительство предприятий для производства легковых авто. До этого времени подобные проекты не имели успеха ввиду малого объема собственно белорусского рынка сбыта.

Практика применения таможенных соглашений

Изучая опубликованную информацию о создании и функционировании Таможенного союза легко заметить, что декларативная часть, т.е. ратифицированные межгосударственные соглашения и общие документы упоминаются значительно чаще, чем конкретные цифры по увеличению товарооборота.

Но относиться к Союзу как пиар-акции очевидно не следует. Заметно упрощение движения товаров, уменьшение числа административных процедур, некоторое улучшение конкурентных условий у предприятий стран-участниц ТС. Вероятно, для наполнения согласованных единых правил экономическим содержанием требуется время и взаимная заинтересованность не только государственных институтов, но и субъектов хозяйствования внутри ТС.

В современном мире многие страны объединяются в союзы - политические, экономические, религиозные и другие. Одним из самых крупных таких союзов был Советский. Сейчас мы видим появление Европейского, Евразийского, а также Таможенного союзов.

Таможенный союз позиционировался как форма торгово-экономической интеграции ряда стран, что предусматривает не только общую таможенную территорию для взаимовыгодной торговли с отсутствием пошлин и т. д., но и целого ряда моментов, регулирующих торговлю с третьими государствами. Данный договор был подписан 06.10.2007 в г. Душанбе, на момент его заключения в союз входили Российская Федерация, Казахстан и Беларусь.

Первая статья договора о перемещении товара в пределах этой территории говорит о следующем:

  • Таможенная пошлина не взимается. Причем не только на товары собственного производства, но и на груз из третьих стран.
  • Отсутствуют какие-либо экономические ограничения, кроме компенсационных, антидемпинговых.
  • Страны Таможенного союза применяют единый таможенный тариф.

Действующие страны и кандидаты

Существуют как постоянные страны-члены Таможенного союза, которые были его основателями или вступили позже, так и те, которые только изъявили желание присоединиться.

Участники:

  • Армения;
  • Казахстан;
  • Киргизия;
  • Россия;
  • Белоруссия.

Кандидаты на членство:

  • Тунис;
  • Сирия;
  • Таджикистан.

Руководители ТС

Существовала специальная комиссия ТС, которая была утверждена в момент подписания договора о Таможенном союзе. Ее правила являлись основой правовой деятельности организации. Структура работала и оставалась в этих правовых рамках вплоть до 1 июля 2012 года, то есть до создания ЕЭК. Высшим органом союза на тот момент явлалась группа из представителей глав государств (Владимир Владимирович Путин (Российская Федерация), Нурсултан Абишевич Назарбаев (Республика Казахстан) и (Республика Беларусь)).

На уровне глав правительств были представлены премьер-министры:

  • России - Дмитрий Анатольевич Медведев;
  • Казахстана - Карим Кажимканович Масимов;
  • Беларуси - Сергей Сергеевич Сидорский.

Цель Таможенного союза

Страны Таможенного союза под основной целью создания единого регулирующего органа подразумевали формирование общей территории, в которую будут входить несколько государств, и на их территории отменяются все пошлины на продукцию.

Второй целью являлась защита собственных интересов и рынков, в первую очередь - от вредной, недоброкачественной, а также и конкурентоспособной продукции, что дает возможность сгладить все недочеты в торгово-экономической сфере. Это очень актуально, так как защита интересов собственных государств с учетом мнений участников союза является приоритетной для любой страны.

Выгоды и перспективы

В первую очередь выгода очевидна для тех предприятий, которые могут без проблем осуществлять закупки в соседних странах. Скорее всего, это будут только крупные корпорации и компании. Что касается перспектив на будущее, то вопреки некоторым прогнозам экономистов о том, что Таможенный союз повлечет за собой понижение уровня заработной платы в странах-участницах, на официальном уровне премьер-министр Казахстана заявил о повешении зарплат в государстве в 2015 году.

Именно поэтому мировой опыт таких больших экономических образований нельзя отнести к этому случаю. Страны, вошедшие в Таможенный союз, ожидает пусть не быстрый, но стабильный рост экономических связей.

Договор

Окончательный вариант Договора о Таможенном кодексе ТС был принят только на десятом заседании, 26.10.2009. В этом пакте говорилось о создании специальных групп, которые будут следить за мероприятиями по введению в действие уточненного проекта договора.

Страны Таможенного союза должны были до 01.07.2010 внести изменения в свои законодательства для устранения противоречий между данным Кодексом и Конституцией. Таким образом, была создана еще одна контактная группа для разрешения проблем, связанных с различиями между национальными законодательными системами.

Также были доработаны все нюансы, связанные с территориями ТС.

Территория Таможенного союза

Страны Таможенного союза имеют общую таможенную территорию, которая определяется рамками границ государств, заключивших договор и являющихся членами организации. Таможенный кодекс, помимо всего прочего, определяет и дату окончания действия комиссии, которая наступила еще 1 июля 2012 года. Таким образом, была создана более серьезная организация, которая имеет намного больше полномочий и, соответственно, больше людей в своем штате, чтобы полностью контролировать все процессы. 1 января 2012 года официально начала свою работу Евразийская экономическая комиссия (ЕАЭС).

ЕАЭС

В состав Евразийского экономического союза входят страны-участники Таможенного союза: основатели - Россия, Белоруссия и Казахстан - и недавно вступившие государства, Киргизия и Армения.

Учреждение ЕАЭС подразумевает под собой более широкий спектр взаимоотношений в свободе передвижения рабочей силы, капитала, услуг и товаров. Также должна постоянно проводиться скоординированная экономическая политика всех стран, должен осуществиться переход к единому

Общий бюджет этого союза формируется исключительно в российских рублях, благодаря паевым взносам, которые делают все страны-участницы Таможенного союза. Их размер регламентирует высший совет, который состоит из глав этих государств.

Рабочим языком для регламента всех документов стал русский, а штаб-квартира располагаться будет в Москве. Финансовый регулятор ЕАЭС - в Алма-Ате, а суд - в столице Беларуси, Минске.

Органы Союза

Высшим регулирующим органом считается Высший совет, в который входят главы государств-участников.

Был создан и судебный орган, который отвечает за применение договоров в рамках Союза.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) - регулирующий орган, который обеспечивает все условия развития и функционирования Союза, а также разработку новых предложений в экономической сфере относительно формата ЕАЭС. В ее состав входят Министры Комиссии (заместители премьер-министров государств-членов Союза) и Председатель.

Главные положения Договора о ЕАЭС

Безусловно, ЕАЭС по сравнению с ТС имеет не только более широкие полномочия, но и намного более обширный и конкретный список запланированных работ. Этот документ уже не имеет никаких общих планов, а для каждой конкретной задачи определен путь ее выполнения и создана специальная рабочая группа, которая будет не только следить за выполнением, но и контролировать весь ее ход.

В полученном договоре страны единого Таможенного союза, а ныне ЕАЭС, закрепили договоренность о скоординированной работе и создании общих энергетических рынков. Работа по энергополитике достаточно масштабная и будет реализована в несколько этапов до 2025 года.

Регулируется в документе и создание общего рынка медицинских изделий и лекарственных средств к 1 января 2016 года.

Большое значение уделяется транспортной политике на территории государств ЕАЭС, без которой не будет возможно создание ни одного совместного плана действий. Предусмотрена разработка согласованной агропромышленной политики, которая включает в себя обязательное формирование ветеринарно- и фитосанитарных мер.

Согласованная предоставляет возможность воплотить в реальность все задуманные планы и договоренности. В таких условиях разрабатываются общие принципы взаимодействия и обеспечивается эффективное развитие стран.

Особенное место занимает труда, который регламентирует не только свободное передвижение рабочей силы, но и одинаковые условия работы. Гражданам, которые отправляются на заработок в страны ЕАЭС, теперь не надо будет заполнять миграционные карты (в том случае если срок их пребывания не превышает 30 суток). Такая же упрощенная система будет действовать и при медицинском обслуживании. Также решается вопрос об экспорте пенсий и зачете трудового стажа, который был накоплен в стране-участнике Союза.

Мнения экспертов

Список стран Таможенного союза в ближайшее время может пополниться еще несколькими государствами, но, как утверждают эксперты, чтобы был заметен полноценный рост и влияние на западные аналогичные союзы по типу необходима большая работа и расширение организации. В любом случае рубль не сможет стать альтернативой евро или доллару еще долгое время, а влияние недавних санкций наглядно показало, как может работать западная политика в угоду своим интересам, и что при этом ни сама Россия, ни целый Союз фактически ничего не могут с этим сделать. А что касается конкретно Казахстана и Белоруссии, то конфликт на Украине показал, что они не станут отказываться от своей выгоды в угоду России. Тенге, кстати, тоже сильно упал из-за падения рубля. А по многим вопросам Россия остается главным конкурентом Казахстана и Белоруссии. Впрочем, на данный момент создание Союза является адекватным и единственно правильным решением, способным помочь хоть как-то укрепить отношения между государствами в случае дальнейшего давления Запада на Россию.

Теперь известно, какие страны в Таможенном союзе больше заинтересованы в его создании. Несмотря на то что еще на этапе своего возникновения его постоянно преследовали всевозможные проблемы, совместные скоординированные действия всех членов Союза позволяют максимально быстро решать их, что дает возможность с оптимизмом смотреть в будущее и надеяться на скорое развитие экономик всех государств, участвующих в этом договоре.

Объединились в единую таможенную территорию, в рамках которой прекращают действовать все таможенные пошлины и любые экономические ограничения при взаимной торговле товарами. Исключение составляют только защитные, антидемпенговые и компенсационные меры. Страны, которые участвуют в этом союзе, используют единый таможенный тариф и единые меры, которые регулируют торговлю товарами со странами, не входящими в этот союз.

Запланировано, что от создания этого союза, Россия может получить до 2015 года прибыль в размере, примерно 400 млрд долларов, прибыль Казахстана и Белоруссии составит по 16 млрд. Экономическое развитие стран участниц получит мощный стимул в развитии и рост может составить до 15 %. Если потенциал союза будет использован полностью, то сократятся сроки перевозки товаров из Китая и , почти в 4 раза.

Кто входит в Таможенный союз

Республика Казахстан и Российская Федерация в составе союза с 2010 года, республика присоединилась 2010 года. С 2013 года является наблюдателем.

История создания Таможенного союза

История создания союза начинается в 1995 году. Первый договор был подписан Казахстаном, Россией и Белоруссией, к которым позже присоединились , и . Впоследствии этот договор был трансформирован в ЕврАзЭС.

В 2007 году, 6 октября Беларусь, Казахстан и Россия подписали Договор о создании единой таможенной территории и организации Таможенного союза. В течение 2009 года приняты и прошли ратификацию около 40 международных договоров, которые легли в основу Таможенного союза.

2011 года к ЕврАзЭС присоединилась Киргизия.

Чтобы обеспечить нормальную работу и развитие Таможенного союза, организована Евразийская экономическая комиссия. Председательствует в ней Виктор Христенко, промышленности и торговли России. Создание этой комиссии - шаг на пути образования Евразийского союза.

Общие сведения о Таможенном союзе

Экспорт. Экспорт, подтвержденный документально, освобождается от уплаты акцизов или ставка равняется нулю.

Импорт. За товары, импортируемые в Россию с территории и Казахстана, НДС и акцизный сбор взимают российские налоговые органы.

Высший евразийский экономический совет. Это основной орган Таможенного союза, состав которого включает глав и правительств стран-участниц. Совет собирается раз в год на уровне глав государств и два раза на уровне глав правительств. Решения, которые принимает совет, обязательны для выполнения всеми участниками.

Евразийская экономическая комиссия. ЕЭК - орган, регулирующий деятельность Таможенного союза и Единого экономического пространства. Комиссия работает с 1 января 2012 года. Основная задача ее обеспечить нормальную работу и развитие союза.

Деятельностью Комиссии руководит совет Комиссии, в составе которого есть представители каждой страны-участницы.

Решения принимаются путем консенсуса.

Комиссия имеет исполнительный орган - коллегию, в составе которой 9 членов, по три от каждой страны.

В основе деятельности ЕЭК Договоры, принятые 18 ноября 2011 года: «О Евразийской экономической комиссии» и решения Высшего совета о регламенте работы ЕЭК.

Возможное расширение Таможенного союза

Таможенный союз - открытая организация. В нее могут вступать другие страны.В начале 2013 года о своем намерении вступить в Таможенный союз заявила Сирия.

Либерализация торговли Таможенного союза с третьими странами

ЕЭК и страны, входящие в ТС, проводят переговоры по вопросам возможности организации свободной торговли с рядом стран: , Ираном, Вьетнамом и другими странами.

Действующие соглашения

Режим свободной торговли между Россией и Сербией действует с 2000 года. Такое же соглашение с Сербией заключил Казахстан в 2010 году. У РФ, Беларуси и Сербии подписаны протоколы об изменениях дополнениях к уже существующим соглашениям.

В октябре 2011 года подписан договор о зоне свободной торговли (кроме , Туркмении и Узбекистана). В сентябре 2012 года договор вступил в действие. Первыми его ратифицировали Россия, Беларусь и Украина.

Таможенный союз и ВТО

Реакция ВТО на создание ТС вначале была негативной из-за опасения, что правила союза не будут соответствовать правилам ВТО. Россия свои интересы отстояла. Казахстан и Беларусь самостоятельно решают вопрос вступления в ВТО. В 2012 году в августе, Россия стала членом ВТО.

о Таможенном союзе

Таможенный союз имеет свое информационное агентство - ЕврАзЭС ЕИА, в которое входит газета «ЕврАзЭС», и т.д. Планируется создать телеканал и радиостанцию

Популярность запроса "Таможенный союз" в поисковой системе

Как видим из данных поисковой системы Яндекс, запрос "Таможенный союз" популярен в русскоязычном сегменте интернета поисковой системы Яндекс:

10 203 758 запросов в поисковой системе Яндекс за месяц,
- 4 336 упоминаний "Таможенный союз" в СМИ и на сайтах новостных агенств Яндекс.Новости.

Вместе с запросом "Таможенный союз" пользователи Яндекс ищут:

Регламент таможенного союза 13 322 поисковых запросов за месяц в Яндекс
- технический регламент таможенного союза 12 034
- таможенный кодекс таможенного союза 8 673 поисковых запросов за месяц в Яндекс
- комиссия таможенного союза 7 989
- таможенный союз 2013 7 750
- решения таможенного союза 7 502 поисковых запросов за месяц в Яндекс
- единый таможенный союз 6 409
- решение комиссии таможенного союза 6 100 поисковых запросов за месяц в Яндекс
- таможенный союз россии 5 747
- сайт таможенного союза 4 274
- таможенная территория таможенного союза 4 003 поисковых запросов за месяц в Яндекс
- казахстан таможенный союз 3 902
- таможенный союз 2011 3 725
- страны таможенного союза 3 482 поисковых запросов за месяц в Яндекс
- таможенный союз официальный 2 861
- таможенный союз официальный сайт 2 808
- декларация таможенного союза 2 694 поисковых запросов за месяц в Яндекс
- таможенный союз 2010 2 690
- украина +и таможенный союз 2 676
- сертификат таможенного союза 2 630 поисковых запросов за месяц в Яндекс

Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России – форма торгово-экономической интеграции Белоруссии, Казахстана и России, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участники Таможенного союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами.

Решение о создании Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана было принято в августе 2006 г. на неформальном саммите Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). 6 октября 2007 г. в г. Душанбе (Таджикистан) на основе Договора об учреждении ЕврАзЭС был подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза. Формально союз начал свою работу с 1 января 2010 г., когда вступил в силу Единый таможенный тариф.

Через год, 6 октября 2007 г., на саммите ЕврАзЭС был одобрен и подписан пакет документов, положивших начало созданию правовой базы Таможенного союза (договоры о создании Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, о Комиссии таможенного союза, протоколы о внесении изменений в Договор об учреждении ЕврАзЭС, о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним). Кроме того, утвержден План действий по формированию таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

Можно сказать, что 6 октября 2007 г. главы трех стран впервые реализовали идею таможенного союза на территории СНГ, создав необходимую нормативную основу его функционирования, и тем самым перешли к практическому воплощению его в жизнь.

Следующий этап становления таможенного союза пришелся на 2010 год. С 1 января объединившиеся государства стали применять во внешней торговле с третьими странами единый таможенный тариф и единые меры нетарифного регулирования, а также упорядочили тарифные льготы и преференции для товаров из третьих стран. С 1 июля отменено таможенное оформление и таможенный контроль на территориях России и Казахстана, а с 6 июля – и на территории Белоруссии. Также с 6 июля для нашей страны начал действовать Таможенный кодекс таможенного союза.

1 июля 2011 г. был фактически отменен таможенный контроль на внутренних границах стран Таможенного союза. На российско-казахстанском участке границы таможенные органы прекращают совершение таможенных операций и всех функций по таможенному контролю в отношении товаров и транспортных средств, следующих через государственную границу России. На российско-белорусской границе в пунктах принятия уведомлений (ППУ) прекращается осуществление остававшихся до последнего времени отдельных операций по контролю транзита товаров третьих стран, сами же ППУ ликвидируются. Функции таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств, следующих на территорию Таможенного союза, отныне осуществляются таможенными службами России, Белоруссии и Казахстана в пунктах пропуска на внешней границе Таможенного союза.


С 1 января 2012 г. на территории трёх стран-участниц Таможенного союза ЕврАзЭС начало действовать Единое экономическое пространство (ЕЭП), сформированное для создания условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения. В полной мере интеграционные соглашения ЕЭП, принятые 18 ноября 2011 г., начали работать с июля 2012 г.

Основным органом Таможенного союза является Высший Евразийский экономический совет на уровне глав государств стран-участниц Таможенного союза и Единого экономического пространства. В совет входят главы государств и правительств Таможенного союза. Высший совет собирается на уровне глав государств не реже одного раза в год, на уровне глав правительств – не реже двух раз в год. Принятые решения становятся обязательными для выполнения во всех государствах-участниках.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) – постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Таможенного союза и Единого экономического пространства. Основной задачей ЕЭК является обеспечение условий функционирования и развития ТС и ЕЭП, выработка предложений в сфере интеграции в рамках этих объединений.

Создание таможенного союза по сравнению с зоной свободной торговли предоставляет субъектам хозяйствования, происходящим из государств-участников, следующие преимущества:

· снижение расходов на создание, переработку, перемещение, транспортировку товаров в пределах территории таможенного союза;

· уменьшение временных и финансовых затрат, связанных с административными ограничениями и барьерами;

· сокращение количества таможенных процедур, которые необходимо проходить для ввоза товаров из третьих стран;

· открытие новых рынков сбыта;

· упрощение таможенного законодательства в силу его унификации.

29 мая 2014 г. на основе Таможенного союза и Единого экономического пространства была создана более продвинутая форма интеграции – Евразийский экономический союз (ЕАЭС), который начнет свою работу 1 января 2015 г. ЕАЭС создаётся для укрепления экономик стран-участниц и «сближения друг с другом», для модернизации и повышения конкурентоспособности стран на мировом рынке. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза планируется утвердить в 2015 г. с тем, чтобы он вступил в действие уже с 1 января 2016 г. Новшества проекта Таможенного кодекса ЕАЭС касаются нескольких позиций. В частности, это взаимное признание уполномоченных экономических операторов, перспективы исключения представления при таможенном декларировании документов о подтверждении соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза, меры, направленные на развитие механизма единого окна и др.

Таким образом было завершено формирование общего рынка, усиливается интеграция по сравнению с интеграцией на уровне Таможенного союза. Союзные государства – Россия, Белоруссия и Казахстан – обязуются гарантировать свободное перемещение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, а также осуществлять согласованную политику в энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте.