Гдз по русскому языку описание животного. Сочинение-описание животных

Голова у кошки круглая. На голове торчат небольшие чуткие ушки. Глаза как будто расколоты посередине. Эта узкая щель расширяется в темноте, что помогает кошке лучше видеть.

Все тело кошки мягкое, гибкое. Хвост длинный и пушистый. Ноги короткие, но сильные. Каждый палец вооружен острым выгнутым когтем. Кошка умеет сделать свою лапу бархатной. Она ловко прячет когти, чтобы не притупились. Ходит на пальцах, но когтями по полу не стучит.

Кошка высоко прыгает и лазает по деревьям. Она аккуратная, не любит сырости и грязи. Она привязана к своим детям и отважно их защищает. Кошка больше привыкает к дому, чем к человеку.

Докажите, что тип речи в этом тексте — описание.

Составьте план.

Напишите подробное изложение с творческим продолжением на тему: «Рассказ о любимом животном» или «Мое любимое животное».

В тексте дается подробное описание кошки: ее внешнего вида (головы, глаз, тела, хвоста, лап), повадок (высоко прыгает и лазает по деревьям), природных особенностей (аккуратная, не любит сырости и грязи), характера (привязана к своим детям, привыкает к дому).

Сочинения по темам:

  1. Вот и наступила весна. А с приходом весны вся природа вокруг преображается. Сначала увеличиваются дни, и понемногу поднимается температура на...
  2. Хочу рассказать вам о своем друге, его зовут Саша. Мы знакомы с раннего возраста. Вместе ходили в детский сад, а...
  3. Парикмахер – это человек, который занимается уходом за волосами клиентов, и который запросто сделает любую стрижку и прическу. Парикмахер способен...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема : Описание животного

Цели :

Образовательные:

    повторение особенностей функционально-смысловых типов текстов

    подбор материала для описания животного

    подготовка к написанию сочинения

Воспитательные:

    вовлечение в активную практическую деятельность

    формирование умения работать в группе, взаимодействовать

Развивающие:

    развитие речи учащихся

    формирование умения сопоставлять предметы, строить аналогии

    повышение интереса к животному миру

Тип урока : урок развития речи

Оборудование : мультимедийное оборудование, раздаточный материал, магнитофон, запись «В мире животных»

Ход урока:

    Организационный момент

    Проверка д/з . Слайд 1 (задание), Слайд 2 (ответы)

    Повторение изученного + подготовка к усвоению нового материала:

    Какие типы текста вы знаете? (Слайд 3)

    Описание - это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков.

    Повествование - это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности.

    Рассуждение - это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли

    Определите тип каждого из текстов. Докажите.

    (Слайд 4) Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может потому, что человек их не боится? Или потому, что дрессировщик заботится о них? А как думаете вы? (текст-рассуждение)

***

    (Слайд 5) Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца. А в конце дрессировщик положил тигров в ряд и ходил по ним, как по ступенькам. Я смотрел на арену, затаив дыхание. (текст-повествование)

***

    (Слайд 6) Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки. (текст-описание)

    Сообщение темы (Описание животного) и цели урока (подбор материала для описания животного, подготовка к сочинению). (Слайд 7)

    Организация восприятия и осмысления новой информации. Животный мир очень интересен и многообразен. Каких необычных животных вы знаете? Или каких животных вы считаете необычными? Почему? Давайте заглянем в необычный, волшебный мир животных. (Слайды 8-10)

Мы же будем описывать кошку (Слайд 11) .

    Прием напряженного зрения (общая работа). В таблице № 1 указаны параметры для описания кошки. Найдите слова и словосочетания, описывающие кошку по каждому пункту, и запишите их в правый столбик. (Слайд 12, 13)

Кличка

Возраст

Окрас

Мордочка

Лапки

Хвост

Местообитание

Повадки, поведение

На кого или что похожа (ассоциации)

Мое отношение

    Орфографическая работа

Объяснить правописание: с черным кончиком, длинный хвост, вытянутая мордочка, пятнистая шёрстка, похожи на сапожки…

    Физминутка.

Не отступая от темы, немного расслабимся.

1 упр.: Кошка заглядывается на какой-нибудь предмет, наклоняя голову то вправо, то влево.(Наклоны головы вправо и влево.)

2упр.: Кошка ловит лапами мух. (Повороты туловища с хлопками.)

3 упр.: Кошка потягивается.

    Бином фантазии (работа в группах) . Найдите схожесть предметов (действия, признаки, качества). Запишите в таблицу. (Слайд 14)

Кошка – расческа

Кошка –тапочек

Кошка – компьютер

Кошка – удочка

Кошка – пианино

    Подведение итогов

    Оценки за урок

    Домашнее задание (Слайд 15)

Написать сочинение на тему (по выбору)

    «Моя кошка»

    «Кошка моей мечты»

    «Самая необыкновенная кошка»

    «Приключения кошки»

    «Кошка – друг человека»

Источники:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙОБЛАСТИ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9

ГОРОДА НОВОКУЙБЫШЕВСКА

ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОКУЙБЫШЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ

В 5 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ «ОПИСАНИЕ ЖИВОТНОГО»

и литературы

ГБОУ ООШ №9

г. Новокуйбышевска

Новокуйбышевск, 2013 г.

Тема урока: Описание животного.

Цели урока :

Научить правильно строить описание и использовать в своем сочинении изобразительно-выразительные средства языка. Выяснить, как строится описание животных. Сравнить описание в научном и художественном стилях.

Ход урока:

1. Организационный момент. (Объявить цели и задачи урока)

Ребята, сегодня у нас новая тема. Мы познакомимся с описанием животного. Вашим домашним заданием будет сочинение – описание. Чтобы хорошо подготовиться к нему, мы должны:

· определить идею сочинения и научиться четко подчинять ей материал;

· отработать элементы композиции;

· собрать материал для сочинения.

2. Запись в тетрадях числа, темы.

3. Повторение. Опрос.

· Какие стили речи вы знаете? (научный, разговорный, художественный)

· Какие типы речи вы знаете? (описание, рассуждение, повествование)

· Как вы думаете, в чем заключается основная идея описания? (в описаниях раскрываются признаки предмета, явления, лица).

· Что можно описать? (описать можно человека, природу, помещение, какой-либо предмет, животное)

4. Рассмотрение типа описания в различных стилях (научный, художественный), выявление особенностей каждого.


Я уверена, что вы любите животных. У многих из вас есть дома кролики, кошки, собаки, черепахи, голуби. Поэтому описать своего любимого питомца вам не составить особого труда.

· А как вы думаете, ваше сочинение - описание будет выдержано в каком стиле: научном, художественном или деловом? (в художественном)

Познакомимся с Текстом № 1. (Тексты заранее распечатаны на отдельных листах и заранее розданы учителем перед уроком). Читает сильный ученик.

· В каком стиле речи выдержано это описание собаки?

Познакомимся с Текстом № 2. (Тексты заранее распечатаны на отдельных листах и заранее розданы учителем перед уроком) Читает сильный ученик.

· Отличаются ли эти описания?

(Первое описание – научное. В нем дается перечень главных признаков предмета, явления, лица. Главное в научных описаниях – точность, логическая последовательность).

· Где мы можем встретить научное описание? (в учебниках, в энциклопедиях)

(Второе описание – художественном описание. Такое описание помогает нам увидеть предмет, явление, лицо во всех подробностях, представить его в своем воображении. Главное – дать яркое представление об описываемом предмете, явлении, лице, используя изобразительно-выразительные средства.)

· Где мы встречаем художественное описание? (в художественных произведениях)

· Какие художественные произведения с описанием животных вы читали? (Тургенева, Паустовского, Чехова)

5. Знакомство с композицией сочинения – описания животного в художественном стиле.

Вернемся к Тексту № 2.

· Что именно и в какой последовательности описывает автор? (вначале описан внешний вид животного, а потом уже его повадки).

Такова композиция (построение) художественного описания. Давайте эту композицию запишем.

1. Внешние, наиболее яркие признаки животного.

Работа с текстом.

- Выпишите себе в тетрадь слова или выражения для внешности животного . ЗАПОМНИТЕ: не столь важно, с чего вы начнете свое описание: с хвоста или с лапок. Важно выделить такие детали, которые помогли бы создать видимое, зримое впечатление (прочитал и будто увидел перед глазами)

· Интересным ли получилось описание? (описание получилось интересным потому, что автор хорошо знает животное, о котором пишет).

· Запишем в тетради:

2. Повадки, привычки . Ведь это тоже важно.

В описания животных могут включаться элементы повествования, рассказа. И это понятно: описывая животное, невозможно не рассказать о каком-нибудь случае, эпизоде из его жизни.

Запишем в тетради:

3. Случай, который раскрыл бы характер животного (добрый - злой, хитрый - простой, умный - глупый, ласковый - упрямый и пр.)

6. Предупреждение ошибок.

Послушайте предложения.

Что режет нам слух? Есть ли повторы слов?

«Один раз я увидела в подъезде на коврике маленького котенка. Он был весь черный, ни одного белого пятнышка. Хвостик у него был маленький, пушистый. Глазки у него были зеленые, большие, умные».


· Нельзя ли перестроить предложение, чтобы совсем избавиться от слова БЫЛ или использовать не три, а два раза?

Итак, при написании собственного текста необходимо избегать неоправданных повторов слов и выражений. Используйте синонимы. Особенно это касается клички вашего животного.

Найдите, в чем ошибка!

· Художник в знак благодарности погладил лобастый затылок собаки.

· Кот был среднего роста.

· У животных волосы или шерсть?

· Ногти или когти?

· Нос или клюв? (у птиц)

· Лицо или морда, мордочка, мордашка?

· Руки или лапы?

Ребята! Избегайте в описании животных фактических неточностей и ошибок.

7. Подведение итогов

Давайте подведем итоги урока.

· О чем мы говорил сегодня и к чему готовились?

8. Выставление оценок.

Домашнее задание : написать сочинение - описание животного «Мой любимый домашний питомец», «Любимое животное».

Текст № 1

Существуют разные породы собак. Их различают по величине, строению, окрасу, голосу. Болонку нельзя спутать с собакой другой породы.

Болонка Пушок - маленькая комнатная собака. Она красивая и лохматая. У нее белая, длинная, шелковистая шерсть. Мордочка у Пушка небольшая, с огромными глазами-пуговками и маленьким носом. Вьющаяся шерсть на морде как бы скрывает нос и глаза. Все болонки быстро улавливают различные запахи, у них хороший нюх. У Пушка слегка продолговатые уши, которые он приподнимает, когда насторожен или прислушивается.

Лапы у него небольшие, но очень сильные, причем передние лапы немного короче задних. Пушок хорошо бегает, звонко лает и откликается на свою кличку.

Впервые эта порода собак была выведена в итальянском городе Болонья. От названия этого города и произошло название породы собак “болонка”.

Текст № 2

Пушок - это маленький щенок, которого мне подарили в день рождения бабушка с дедушкой. Я давно мечтал иметь именно такую собаку.

Пушку было всего четыре недели, он недавно открыл глаза и выглядел очень забавно.

Как и все болонки, он был небольшой, с длинной белой шерсткой и короткими лапками.

У Пушка была очень смешная мордочка: маленький холодный носик, похожий на кнопку, и темные озорные глазки.

Он был очень беззащитный , поэтому я все время носил его на руках, чтобы согреть. Когда щенок засыпал, то мордочку прятал в мою рубашку. В это время я не мог играть, потому что оберегал сладкий сон своего нового друга.

Пушок был очень маленький, и когда бегал по комнате, казалось, что катится шерстяной клубок. Он с удовольствием пил молоко и ел специальный корм для маленьких собак. Мы очень дружили с Пушком, но сейчас, к сожалению, его у меня нет.

Я всегда вспоминаю о нем с радостью и болью, потому что очень тоскую.

Разделы: Русский язык

Тема: Р/р Описание животного по картине А.Н. Комарова «Наводнение».

Цели:

  • Обучающая: научить учащихся особенностям построения рассказа на основе картины.
  • Развивающая: Развитие творческих способностей, памяти и речи, обогащение словарного запаса учащихся.
  • Воспитательная: Воспитание любви к природе, к животным, патриотизм.

Оборудование: репродукция картины А.Н.Комарова «Наводнение», презентация (Приложение ), карточки.

Ход урока

I. Проверка домашней работы

Послушайте загадку и отгадайте:

Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает?

Конечно, это бывает весной. Вот сегодня мы и поговорим об этом времени года. Постараемся выяснить, как изменяется весной природа?

Итак, начнем. Дома вы должны были написать мини-сочинение «Весенние приметы». Послушаем сочинения.

Чтение сочинений, 2-3 сочинения.

Вопрос классу: Каким настроением проникнуты сочинения о весне?

Если бы вам дали кисточку и краски, то какие цвета вы бы выбрали?

II. Работа по картине

1. Вступительное слово учителя

Это время года бывает очень разным: солнечным и хмурым, ярким и серым, веселым и грозным. И художники изображают его по-разному. Сегодня мы познакомимся с картиной художника Алексея Никаноровича Комарова. (Слайд 1)

2. Рассказ о художнике (1 ученик, подготовленный рассказ)

Комаров Алексей Никанорович (1879–1977) родился в Тульской губернии. Раннее детство провел в деревне и еще в возрасте четырех-пяти лет рисовал и лепил из хлеба домашних животных. Закончил Школу живописи, ваяния и зодчества. Иллюстрировал детские журналы и книги.

Художник много путешествовал, участвовал в оформлении атласа «Промысловые птицы и звери СССР», проиллюстрировал большой труд «Птицы Советского Союза» и множество научных и популярных книг.

А. Н. Комаров известен как художник-анималист. Изучая животных, их поведение в природе, он делится с нами своими наблюдениями с помощью кисти и холста.

Вопросы:

  • Какие интересные моменты жизни художника вы запомнили больше?
  • Какое слово вы услышали впервые?

3. Словарная работа

Комаров – художник-анималист. Кто такой анималист? В словаре дается такое объяснение. (Слайд 2)

АНИМАЛИСТ - а, м. Художник или скульптор, изображающий в своих произведениях преимущественно животных. [От лат. animal - животное]… (Малый академический словарь)

Задание: Выпишем это слово и его лексическое значение в словарик и запомним.

Алексей Никанорович Комаров не просто изображал животных, а стремился показать, что они тоже, как и люди, испытывают разные чувства. Вот, например, перед вами рисунки художника. Что мы на них видим? (Слайд 2) (Лисичка, видимо, пытается добыть себе пропитание, раскапывая снег. (Слайд 3) Стайка птиц в тревоге вытянула шею, почувствовав какую-то опасность. Картина так и называется «Тревога».)

Сегодня мы познакомились с художником Комаровым, запишем главное о нем. (Слайд 4)

Задание: Спишите предложения, расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

4. Беседа по картине

Нам предстоит составить рассказ по картине Комарова «Наводнение». (Слайд 5)

1. Какое время года изображено на картине? (Ранняя весна)
2. Почему картина так называется?
3. Какие синонимы можно подобрать к слову "наводнение"? (Слайд 6)

НАВОДНЕНИЕ (ср. род) - затопление местности в результате подъема уровня воды в реке, озере или море, обычно являющееся стихийным бедствием.

НАВОДНЕНИЕ - половодье, разлив, паводок.

Работа в группах (Задания на карточках)

Карточка 1

Подумайте над данными вопросами и ответьте устно.

  1. Почему зайчик оказался на дереве?
  2. Как он туда попал?

Весна приносит лесным зверушкам не только радость теплых солнечных дней, но и неприятности, и даже настоящую беду.

Весеннее солнышко растопило снег, растаял и лед, сковывающий берега реки. Высоко поднялась вода, заливая кусты и корни высоких деревьев. Испуганные звери покидают затопленные норы и пытаются спастись от паводка на редких островках холмов, окруженных холодной водой. Но не все успевают добраться туда, не всем хватает места на земле. Вот заяц забрался на сучковатую ветку старого дерева. Ему очень страшно.

Карточка 2

Описание животного. (Слайд 7)

Каким художник изобразил зайчика? Опишите его: какие у него голова, глаза, уши, шерсть? Подберите полные прилагательные к данным словам и запишите их. Каким художник изобразил зайчика? Подберите полные прилагательные к этим словам и запишите их.

1. Голова у зайчика _______________ , _____________ . Вокруг глаз – ____________ пятна. Глаза _____________ _____________ , блестят от испуга.______________ уши торчком, на их кончиках видны______________ пятна. У зайца _____________ шерстка. На шее она ____________________ , сзади - _______________ . Спинка ______________ . _______________ хвостик поджат

(Голова у зайчика маленькая, коричневатая . Вокруг глаз – белые пятна. Глаза темные круглые , блестят от испуга. Длинные уши торчком, на их кончиках видны черные пятна . У зайца густая шерстка . На шее она желтовато-коричневая , сзади - серо-белая . Спинка темная . Маленький хвостик поджат.)

2. Какое состояние испытывает зайчик? (Слайд 8)

Из данных прилагательных выберите те, которые описывают состояние зверька. Запишите их в краткой форме, согласуя со словом зайчик .

Грустный, веселый, тревожный , беззаботный, радостный, испуганный , равнодушный, робкий.

3. Как ведет себя зайчик? Подберите и запишите глаголы, описывающие действия зайчика.

(Бедненький зайчонок сидит на толстом сучке дерева, поджал под себя маленькие лапки. Он прижался спиной к стволу и внимательно смотрит на прибывающую воду. Очень жаль зверька, попавшего в беду.) (Слайд 7)

Физкультминутка

Карточка 3

Подумайте и ответьте устно.

  1. Что произойдет с зайцем дальше?
  2. Как он может спастись?

Задание:

Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы. (Слайд 8)

Ка ртина А. Н. Комарова «Наводнение» про никнута любовь ю к жи вотному миру и всей при роде.

Задание: Устный рассказ по картине

А теперь вспомним все, о чем говорили. Вот вопросы, которые мы с вами обсуждали, рассматривая картину Комарова «Наводнение». (Слайд 9) Эти вопросы и будут планом сочинения.

План сочинения

  1. Кто такой А.Н. Комаров?
  2. Какое время года изображено на картине?
  3. Почему картина так называется?
  4. Как зайчик оказался на дереве?
  5. Каким художник изобразил зайчика?
  6. Какое состояние испытывает зверек?
  7. Как себя ведет?
  8. Как он может спастись?
  9. Какие чувства вызывает эта картина?

А теперь составим весь рассказ по картине.

Домашнее задание

Нам предстоит не просто описать картину, а рассказать о ней младшему братишке, например, первокласснику. Мы уже рассказывали о картине в письме к другу.

Подумайте, с чего можно начать. Нужно ли использовать обращение?

Сочинение-описание животного обычно пишется по личным впечатлениям и наблюдениям. В описание животного могут включаться и элементы повествования, рассказа. И это понятно: описывая животное, нельзя не говорить о его повадках, о веселых историях, связанных с ним. Тем не менее, в таких сочинениях главное - описать внешний вид животного или дать его характеристику, а не рассказать о каком-нибудь случае из жизни. В описании животного уместно использовать слова: порода, когти, клюв, туловище, морда (мордочка), лапы (лапки), грива, масть и т.д. Описывая животное нужно увидеть что-то особенное в его внешнем виде и повадках.

Вот как это сделал Джек Лондон в своей книге «Белый Клык» (гл. «Серый волчонок»):

«Он сильно отличался от своих братьев и сестер. Их шерсть уже принимала рыжеватый оттенок, унаследованный от матери-волчицы, а он пошел весь в Одноглазого. Он был единственным серым волчонком во всем помете. Он родился настоящим волком и очень напоминал отца, с той лишь разницей, что у него было два глаза, а у отца - один.

Глаза у серого волчонка только недавно открылись, а он уже хорошо видел. И даже когда глаза у него были еще закрыты, чувства обоняния, осязания и вкуса уже служили ему. Он прекрасно знал своих двух братьев и двух сестер. Он поднимал с ними неуклюжую возню, подчас уже переходившую в драку, и его горлышко начинало дрожать от хриплых звуков, предвестников рычания. Задолго до того, как у него открылись глаза, он научился по запаху, осязанию и вкусу узнавать волчицу - источник тепла, пищи и нежности. И когда она своим мягким, ласкающим языком касалась его нежного тельца, он успокаивался, прижимался к ней и мирно засыпал.

Первый месяц его жизни почти весь прошел во сне; но теперь он уже хорошо видел, спал меньше и мало-помалу начинал знакомиться с миром. Мир его был темен, хотя он не подозревал этого, так как не знал никакого другого мира. Волчонка окружала полутьма, но глазам его не приходилось приспосабливаться к иному освещению. Мир его был очень мал, он ограничивался стенами логовища; волчонок не имел никакого понятия о необъятности внешнего мира, и поэтому жизнь в таких тесных пределах не казалась ему тягостной.

С каждым днем серый волчонок становился все злее и злее. Рычание получалось у него более хриплым и громким, чем у братьев и сестер, припадки щенячьей ярости были страшнее. Он первый научился ловким ударом лапы опрокидывать их навзничь. И он же первый схватил другого волчонка за ухо и принялся теребить и таскать его из стороны в сторону, яростно рыча сквозь стиснутые челюсти».

Материалы, использованные при подготовке рубрики:

1. Комплексный словарь русского языка / Под ред. д-ра филол. наук А.Н. Тихонова. - М.: Русский язык, - Медиа, 2005. - 1228 с.
2. Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во "Пилигрим". Т.В. Жеребило. 2010.
3. Шевцова Л. Г. Как написать сочинение.