Гештальттерапия. Гештальт-терапия в профилактике психических расстройств

1951. Немецкий психиатр и психоаналитик Фриц Перлз (Friedrich Perls, 1893–1970) формулирует основные положения гештальт-терапии. Эта теория долгое время остается в тени. В 1968 году Перлз, переехавший к тому времени в США, оказывается на первой странице журнала Life под заголовком «Фриц Перлз – человек, живущий в гармонии с собой, – служит иллюстрацией собственной теории». С этого момента гештальт-терапия становится всемирно известной. Сегодня студенты изучают этот метод терапии в более чем 200 вузах 50 стран мира.

Определение

Название метода происходит от немецкого gestalt – «форма», «структура». Термин «гештальт» понимается как единица анализа психики и обозначает цельные, несводимые к сумме своих частей образования сознания. Гештальт-терапия помогает обрести целостное представление о себе и начать жить не в мире прошлого и фантазий о будущем, а здесь и теперь. Метод сочетает элементы психоаналитического подхода (перевод неосознаваемых чувств в сознание) и гуманистического подхода (акцент на «согласии с собой»).

Принцип действия

Основная идея заключается в том, что наше восприятие мира зависит от нашего опыта и потребностей. Незавершенные в прошлом ситуации (гештальты) искажают наше восприятие и ограничивают возможности действия. Задача гештальт-терапевта – помочь клиенту сфокусироваться на своем состоянии «здесь и сейчас». В нем могут обнаружиться следы прошлых нерешенных проблем. Тогда терапевт помогает клиенту пережить их и завершить, чтобы перейти к максимально полному восприятию текущего момента. Практическая работа идет в трех направлениях.

Во-первых, внимательное отношение к эмоциональным и телесным ощущениям. С помощью техники «осознавания» гештальт-терапевт учит клиента вниманию к непрерывному потоку его телесных и эмоциональных ощущений. Во-вторых, укрепление здорового контакта с собой и окружающими. Гештальт-терапия позволяет определить, в каких ситуациях и на каком этапе нарушается наш так называемый «цикл контакта» (осознавание потребности – поиск удовлетворения – удовлетворение – усвоение полученного в результате опыта). Она также помогает понять, почему мы испытываем затруднения в общении и что заставляет нас избегать его. Наконец, осознание своих насущных потребностей позволяет сосредоточиться на проблемах, актуальных для настоящего момента времени, и взять на себя ответственность за свое состояние.

Ход работы

Гештальт-терапевт ведет беседу с клиентом, мягко задавая ей нужное направление. Обычно сеанс гештальт-терапии строится по следующей схеме:

1. Описание проблемы: сидя напротив терапевта, клиент рассказывает о том, что его волнует в данный момент.

2. Работа с опытом: пока клиент говорит, терапевт наблюдает за его жестами и мимикой. Затем он обращает внимание клиента на эти проявления, помогая ему осознать выраженные в них чувства и желания. Терапевт может предложить воспользоваться техникой «прямого обращения»: в этом случае клиент перестает говорить о ком-то в третьем лице («Он ревнив» или «Она слишком властная»...) и обращается к нему напрямую, как если бы он находился в том же пространстве. Такое общение становится возможным благодаря тому, что некий предмет (например, стул или подушка) символически представляют отсутствующего человека. Благодаря этой технике чувства клиента перестают быть рассказом о прошлом, вместо этого они переживаются и находят непосредственное выражение в словах и действиях «здесь и сейчас».

3. Тренировка: клиент может, при активном содействии терапевта, придумать и опробовать новые виды поведения, более эффективные, чем прежнее. Возможна также работа в гештальт-группах. Она активно задействует механизмы обратной связи: участники сообщают друг другу о чувствах, которые возникают у них в настоящий момент в ответ на слова и поступки других участников.

Показания к применению

Гештальт-терапия – не только индивидуальная практика, ей можно воспользоваться в паре, группе и даже в большом рабочем коллективе. Эта методика позволяет работать с самыми разными проблемами: от робости в общении до затруднений в интимной сфере, а также с психосоматическими расстройствами, с депрессиями и тревожными состояниями. Гештальт-терапия может быть полезной для супружеских пар и для тех, кто переживает сложный период (смерть близкого, развод, потерю работы). Противопоказана клиентам с серьезными нарушениями в структуре сознания, которым сложно провести границу между теоретическими моделями поведения и непосредственным переходом к действиям.

Как долго? Сколько стоит?

Продолжительность курса индивидуальной терапии составляет около двух лет, один сеанс (50 минут) в неделю. Однако не исключено, что глубинные изменения произойдут уже спустя несколько месяцев после начала терапии. Стоимость определяется терапевтом и зависит от его специализации и опыта работы. В среднем за одну встречу клиент платит от 2000 до 4000 рублей. Участие в терапевтической группе стоит от 1000 рублей за одну встречу.

Содержание статьи:

Гештальт-терапия - это самостоятельное направление в практической психологии, занимается изучением и корректировкой эмоций. Направлена на исцеление неврозов, психозов и других расстройств психики, вызывающих конфликт личности со своим внутренним «я» и внешним миром, изменяет поведение, сообразуя его с внешними обстоятельствами.

Особенности гештальт-терапии как нового направления в психиатрии

Гештальт-терапию разработал и внедрил в практику в середине прошлого века немецкий психоаналитик Фриц Перлз (1893-1970). Это самостоятельное направление психотерапии, включающее элементы биоэнергетики, психоанализа и психодрамы, ценностное своим гуманистическим, экзистенциальным подходом к личности пациента.

Его суть можно кратко охарактеризовать «гештальт-молитвой» основателя нового метода в лечении психических расстройств:

«Я делаю свое дело, и ты делаешь свое дело.
Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям,
И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим.
Ты - это ты, и я - это я,
И если нам случилось найти друг друга - это прекрасно».


То есть я могу помочь тебе, но ты сам должен этого хотеть и верить в свои силы. И тогда встреча пациента и гештальт-терапевта будет полезной.

Следует отличать от гештальт-психологии, последняя как научное направление оперирует таким понятием, как гештальт (нем. - представление, образ). Эта первая часть названия, пожалуй, только их и роднит, хотя некоторые идеи все же заимствованы.

Считается, что гештальт-терапия базируется на женском начале в психотерапии, когда не следует бороться с возникшими проблемами чисто по-мужски - силой воли, а принять их, осознать и постепенно менять свое отношение к ним, исходя из убеждения: «Я маленький, а мир большой». Все эмоции нельзя считать плохими, к ним нужно относиться уважительно, разбираться в причине их возникновения и постепенно, без чрезмерных усилий, гасить.

Гештальт-терапия базируется на таком понятии, как аутентичность - подлинность чувств и переживаний, позволяющих жить в гармонии со своим внутренним миром. «Гармония чувств» должна преобладать над «гармонией разума», иными словами, доверяй больше своим чувствам, чем своему сознанию. Опирайся на свой внутренний «барометр» поведения, но не игнорируй встающие на твоем пути реалии.

К ним стоит прислушиваться, чтобы не вступить в разлад с внешним миром, что неизбежно скажется на психическом здоровье. Аутентичность проявляется в конгруэнтности, это когда слова не расходятся с делом, человек живет в полной гармонии со своими личностными ценностными установками.

Принципы гештальт-терапии


В основе лежит биологический подход. Человек трактуется как живой организм, которому присущи потребности и своя среда обитания. Все, что мешает ему жить, это уже нарушения, они должны подлежать корректировке.

Такое понимание базируется на принципах гештальт-терапии:

  • Жизнью управляет не разум, а эмоции, главное - это энергия потребностей человека.
  • Цели только тогда вполне достижимы, если личность сама вполне осознанно стремится к их достижению, воспринимает их как свои, а не чужие, навязанные извне. Только энергия личных желаний может привести к положительному результату. Волевые усилия, не воспринимаемые чувственно, подпитываемые только пониманием, что так нужно, это пустая трата своих сил.
  • Живой организм всегда стремится к саморегуляции, все его системы должны находиться в динамическом равновесии. Человек тоже стремится к постоянству своего внутреннего мира.
  • У каждого своя жизнь и свои заботы. Чрезмерная забота о другом вызывает у гештальт-терапевта вопрос: «С чем это связано, почему это так для вас важно?» Если, допустим, уход за кем-то не связан с удовлетворением собственных потребностей, для психотерапевта это сигнал, что у клиента разлад со своим «я», проблема с самореализацией в обществе.
  • Личность живет в том окружении, которого достойна. Слабого среда «заедает», сильный сам выбирает условия своей жизни. Гештальт-терапия рассматривает поведение человека в той или иной ситуации как внутренний конфликт организма, который ведет к резкой смене поведенческих реакций на полярно противоположные.
  • Личность рассматривается как цельный организм, в ней все взаимосвязано: тело, ум и эмоции.

Обратите внимание! Гештальт-терапия исходит из того, что жизнью человека управляют эмоции (энергия потребностей). Энергия организма тратится только на удовлетворение своих личных надобностей. Разум тут только вторичен.

Основные задачи гештальт-терапевтической практики


Все их можно охарактеризовать как терапевтические. Гештальт-терапевт старается распознать причины душевного разлада пациента и, исходя из принципиальных установок своего метода, назначает ему курс лечения. Психолог не воспитывает и далек от проповеди смысла жизни. Изучая негативные эмоции, которые даже специально могут внушаться, он нащупывает противоречия, вызывающие серьезные беспокойства, и работает с ними.

Пациент в ходе сеанса должен не думать, а чувствовать, а через чувства осознавать, что с ним сейчас происходит. Нередко используются разговоры с воображаемым персонажем. Так при помощи гештальт-терапевта клиент «проигрывает» свои чувства, выходит на осознание и решение своих проблем, обретает уверенность в себе, верный контакт с окружающей средой.

К основным задачам гештальт-терапевтической практики следует отнести:

  1. Работа с эмоциями . Истинное здоровье - это когда выражаются подлинные чувства, их блокировка недопустима, различные умозаключения, то есть «работа головой», только тормозит проявление настоящего эмоционального настроения личности.
  2. В настоящем кроются следы прошлого . Необходимо их распознать и работать с ними.
  3. Анализ . Негативные эмоции трактуются как «эмоциональный гной», который следует возвратить тому, кто его вызвал. Происходит это в игровой форме.
  4. Внимание к телу . Кратко это можно охарактеризовать известной фразой: «В здоровом теле - здоровый дух». Гештальт-терапевт не склонен верить рассказам клиента о своих переживаниях, только расспрос о его телесных ощущениях может дать достоверную информацию, что же на самом деле с ним происходит.

Главные цели гештальт-терапии: лечение психических расстройств посредством эмоций, пациент при помощи врача, анализируя свои негативные чувства, должен найти свою внутреннюю опору; обретение положительной жизненной энергии, чтобы в дальнейшем жить в ладах со своей совестью и окружающим миром.

Кому подходит гештальт-терапия


Подходит всем, кто в разладе с самим собой и испытывает трудности в общении, желает изменить свою жизнь и положение в обществе к лучшему. Одним словом, она нужна тем людям, которые не зацикливаются на своих проблемах и хотят их решить. Однако существуют некоторые нюансы, которые следует знать.

К гештальт-терапевту чаще обращаются женщины. Они более чувственны, а потому лучше идут на контакт с психологом, охотнее участвуют в ролевых играх. Высока вероятность, что они прислушаются к совету врача и смогут изменить свой взгляд на волнующие их проблемы.

Мужчины в силу своего характера более скрытны, говорить о своих чувствах на групповых сеансах не склонны. Хотя все во многом зависит от личности гештальт-терапевта, если он сумеет найти ненавязчивый подход к своему клиенту, тогда к нему пойдут и сдержанные в проявлении эмоций люди, чувствующие острую необходимость в коррекции своего эмоционального состояния по тем или иным причинам.

К детям у гештальт-терапевта особый подход. Проблемным для него является ребенок, который никогда не обижается на своих родителей. Значит, он скрывает свои настоящие чувства, постоянно живет в страхе, что если их проявит, родители будут недовольны, отношения с ними испортятся.

Допустим, матери, которая жалуется на свое чадо, что девочка не всегда ровно разговаривает с ней, может даже надерзить, психолог может ответить, что это хорошо. У вас нормальные отношения, потому что ребенок не скрывает своих эмоций, он уверен, что вы его любите. А вот если с отцом она постоянно вежлива, значит, отношения с ним складываются не искренне, и это вызывает беспокойство, тут есть над чем задуматься.

Основные техники и приемы гештальт-терапии


Совокупность профессиональных приемов - это и есть техники, используемые в гештальт-терапевтическом подходе. Применяются они в играх, когда клиент имеет возможность экспериментировать со своими чувствами. К таким относится техника гештальт-терапии «горячий стул» или «пустой стул».

Тут главная цель - достичь нужного уровня эмоционального «просветления», который приводит к интеграции личности, когда организм человека работает слаженно.

Приведем наглядный пример. Красивая походка - хорошая осанка (тело). Уверенность в себе - это внутреннее спокойствие (ноль-состояние) или внутренняя целенаправленность (эмоции), подкрепленная знанием (интеллектом). Все это вместе составляет интеграцию личности.

Основная задача терапевта как в групповой, так и индивидуальной работе с клиентом - это сконцентрировать его внимание на осознании того, что сейчас происходит, фокусировка на этом своей энергии, выработка новой модели своих поведенческих реакций и принятие ответственности за их реализацию.

Приемов конкретной работы много, перечислим лишь основные. К ним относятся:

  • Осознание . Джон Энрайт в своей книге «Гештальт, ведущий к просветлению» сказал: «Мы не столько переносим свое чувство в мир, сколько всматриваемся или вслушиваемся в то, что там уже есть, и усиливаем это в восприятии». Однако необходимо, чтобы восприятие окружающего было вполне осознанным. На это настраивает своих клиентов гештальт-терапевт.
  • Концентрация энергии . Чтобы осознать свои проблемы, необходимо сфокусировать на них всю свою энергию, только тогда может прийти понимание, что же на самом деле происходит с тобой.
  • Принятие решения . Логически вытекает из предыдущего, когда нужно сделать необходимые выводы и сделать решающий шаг навстречу новым жизненным установкам.
  • Работа с полярностями . Имеются в виду крайности в поведении, совсем разные образы жизни, между которыми раздваивается душа клиента. Допустим, грубость и вежливость, следовать раз и навсегда установленному порядку или никакого режима, когда все допустимо. И тут важно понимать, что гештальт-терапия стремится к единству всех полярностей поведения, а не к отказу от одной в пользу другой. Поиск «золотой середины» тоже неприемлем, он считается слепком, неким подобием истинных чувств.
  • Монодрама . Суть монодрамы в том, что клиент разыгрывает роль всех персонажей, имеющих отношение к его проблеме, от которой он хочет избавиться.
  • Работа со снами . Перлз говорил, что в снах проявляется глубинная сущность человека. Расшифровав сновидение, можно узнать о личности многое.
  • Использование переноса . Когда клиент с помощью терапевта воспроизводит свой прошлый опыт общения и вновь переживает возникшие тогда чувства.
Что такое гештальт-терапия - смотрите на видео:


Гештальт-терапевтическая практика в лечении различных расстройств психики получила широкое распространение. Главное тут - целостный подход, который учитывает телесное, духовное и психическое состояние здоровья, социальную значимость личности. Обращаясь к чувствам и образам (гештальтам), психолог посредством игр помогает клиенту осознать, что же с ним происходит на самом деле, и принять верное решение, которое в корне должно изменить внутреннее состояние человека и его контакты с окружающей действительностью. В таком подходе заключается ценность метода гештальт-терапии.

Принципы и техники гештальт терапии от гештальт терапевта. Возможно Вас удивит, что автор этого блога на протяжении 10 лет изучал техники и подходы гештальт терапии, поскольку гештальт прекрасно справляется с изменением сценария жизни., который формировался в опыты и может быть изменен только в опыте.

Гештальт терапия: основополагающие принципы

Фридрих Пёрлз, основатель психотерапии в стиле гештальт, в основу своего подхода положил групповые формы работы, основанные на принципах Дзен-буддизма.

В своей биографической книге «Внутри и вне помойного ведра» он описывает свой опыт посещения Японии и прохождения там трудовой терапии с целью излечения депрессии, впоследствии принципы психотерапии, которую он проходил сам в стране восходящего солнца были положены в основания гештальт терапии.

Гештальт терапию лучше всего проходить в формате групповой психотерапии

Гештальт терапия принципиально отличалась от господствовавшего тогда психоанализа и быстро завоевала сердца и умы психотерапевтов своими методами, практичностью и целостностью.

Основные принципы гештальт терапевтического подхода

Теория и практика гештальт подхода основана на феноменологии, экзистенциализме и буддизме:

  • Принцип «здесь-и-сейчас». Важно то, что происходит здесь, теперь, в сейчас-моменте. В отличие от психоанализа и коучинга, которые сконцентрированы на прошлом и будущем человека.

  • Центрация на чувствах и ощущениях. Вопросы: Что ты чувствуешь? Какие ощущения в теле ты осознаешь? и Как ты дышишь? очень важные вопросы по мнению гештальт терапевтов в обретении целостности «Я».

  • Фокус на процессе. Гораздо важнее узнать «КАК ты это делаешь и КАК ты живешь?», чем узнать ответы на вопрос: «ПОЧЕМУ это происходит?».

  • Эксперимент. В гештальт терапии очень много техник, основанных на чувственном опыте. Таким образом утверждается основополагающий принцип гештальт подхода: «Гештальт терапии не существует без эксперимента».

  • Сновидение. Техники работы со сновидениями в гештальт-терапии основаны на . Каждый элемент и феномен сновидения человека — это не осознаваемая часть его личности, которую нужно присвоить, интегрировать и ввести в действие в реальной, дневной жизни человека.

  • Осознавание. вкупе с принятием своих восприятий, чувств, ощущений, фантазий и желаний, признание факта, что усиление осознания себя усиливает Эго.

  • Групповая психотерапия. Гештальт терапия лучше всего происходит в группе, групповые процессы изучил и внедрил в практику психологов впервые именно основатель гештальт подхода Фридрих Пёрлз.

  • Незавершенный гештальт. Каждый гештальт стремится к завершению. Совокупность незавершенных гештальтов человека — это основа для невроза. Этапы гештальт терапии представляют собой последовательное , открытых иной раз в раннем детстве Клиента.

  • Ответственность. Изменения невозможны без осознания и принятия ответственности. Взять ответственность за свои чувства, поступки и выборы одновременно больно и полезно.

  • Концентрация и усиление. Завершению гештальта и интеграции личности часто способствуют концентрация на происходящем и и феноменов жизни клиента в гештальтпсихологии.

Таким образом в гештальт терапии в здесь-и сейчас в поле клиента вводятся различные феномены происходящего с ним, усиливаются, что приводят к завершению гештальта и взятию большей ответственности человеком за свою жизнь.

КАК гештальт терапия приводит к просветлению

Энрайт, ученик Пёрлза написал книгу «Гештальт ведущий к просветлению» в котором описал принципы работы с противоположностями и нахождения позитивных коннотаций негативных качеств человека.

Например «скупость» он предлагал трансформировать в «экономичность», а «трусость» в «осторожность и предусмотрительность».

Сколько животных видите на картинке?

В дальнейшем принципы просветляющего гештальта были положены в основу работы бархатной терапии.

Предлагаю просветлить сознание и перейти от чтения о гештальте к эксперименту. Прямо сейчас сконцентрируйте сознание на последней незначительной конфликтной ситуации с кем-нибудь из Вашего окружения.

Необходимо завершить гештальт , для этого вспомните пиковый момент конфликта, как будто он происходит прямо сейчас. Сконцентрируйте внимание на том как Вы дышите, и что испытываете прямо сейчас по отношению к своему собеседнику-оппоненту.

Как только осознаете свои чувства, выберите любой предмет на Вашем рабочем столе, ассоциирующийся с собеседником и «глядя ему прямо в глаза» и выпрямив спину расскажите ему о своих чувствах от имени «Я». Например, «Я прихожу в бешенство, когда со мной разговаривают в таком тоне. Я болею душой. я начинаю поверхностно и прерывисто дышать». Почувствуйте как меняется дыхание и как течет энергия (тепло, мурашки, расслабление) в теле по мере высказывания.

Завершите технику принятием решения, чувствовать себя по другому в схожей ситуации. Например, «Теперь я спокойнее реагирую на агрессивное поведение собеседника. Я это я, а ты — это ты».

Напишите в комментариях, какого рода просветления Вам удалось достичь в процессе этого короткого гештальт эксперимента , и сразу переходим к другим техникам гештальт терапии.

Техники от гештальт терапевта для самотерапии

Приведу пару , к которым Вы сможете возвращаться опять и опять, когда чувствуете, что опять сознание зашло в тупик.

Строго говоря это не техники, а гештальт эксперименты, которые можно гибко применять к разным ситуациям и задачам.

Фоновое состояние сделайте фигурой: техника осознания в гештальт терапии

Предупреждаю, что эти очень мощные при их кажущейся простоте, как в принципе почти все методики гештальт терапии.

Гештальт техника работы с проекцией «Внимание младенца»

Поскольку работать в гештальт технике Вы будете самостоятельно, приготовьте бумагу и карандаш, чтобы записывать результаты всех важных этапов этой методы.

Возьмите набор фигурок Лего, игрушечек и всяческих «милых вещичек»: пуговиц, заколок, букетиков, куколок, зубных щеток, канцелярских принадлежностей и геометрических фигурок и разложите их в центре комнате на ковре или на полу.

Лягте в удобном для себя месте комнаты в позу эмбриона, поджав колени к подбородку и обхватив ноги руками. Примите максимально удобную позу и сосредоточьтесь на своем дыхании сделав его плавным и глубоким.

Затем переведите взгляд изнутри кнаружи и посмотрите на разбросанные на полу фигурки, поглазейте несколько секунд свободно отпуская взгляд и глаза, как это делают младенцы.

Обратите внимание, какая из вещичек «заигрывает» с Вашим вниманием и к которой Вы постоянно возвращаете взгляд. Подползите к этой фигурке и возьмите ее в руки.

Осознайте качества этой фигурки всеми доступными Вам инструментами восприятия: какая она на вид, какого цвета, какая на ощупь, как звучит, чем пахнет и каков а на вкус. Кого или что она напоминает — запишите ответы на эти в вопросы.

Как она живет в своем вещественном мире, где ее дом, кто ее друзья, какие у нее мечты и желания, с каким чувством она входит в контакт с миром — запишите историю жизни этой фигурки-вещички.

Теперь глядя на записи расскажите историю фигурки от имени «Я», опишите ее характеристики и свойства «от себя». В идеальном варианте записать свой рассказ на диктофон, чтобы была возможность прослушать несколько раз.

Какие чувства вызывает рассказ? Какое впечатление? Что с Вами происходит, когда Вы примеряете образ фигурки на себе?

Присвойте не осознаваемые до эксперимента свои «новые» свойства, качества и особенности личности и жизни, полученные в дар от данной вещички.

Что нового Вы узнали о себе и своей жизни, проделав этот эксперимент. Каково было быть в теле младенца? Какое решение или вывод Вы делаете после проживания техники гештальт терапии?

Гештальт техника и методика работы со сновидениями от Стенли Криппнера: видео

Я не буду приводить здесь гештальт технику работы по анализу сновидений, а предлагаю обратиться к видео записям семинара гештальт терапевта Стенли Криппнера во время его приезда в Москву в 1998 году.

Видео семинар Стенли Криппнер 1 часть

Видео семинар Стенли Криппнер 2 часть

Уверен, что Вы выберите время и посмотрите семинар, набравшись мудрости и опыта в анализе и работе со сновидениями от мастера гештальт терапии.

Эйнштейн и Ньютон как гештальтисты прошлого в книге Почему Е=mc 2 ?

Недавно ко мне на рецензию поступила книга от издательства МИФ, которая называется «Почему Е=mc 2 ? И почему это нас должно волновать?».

Эта книга как и гештальт терапия основана на экспериментах и задействует воображение, расширяет сознание и осознавание человека во Вселенной.

Экспериментальное освоение Вселенной

Приобрести бумажную версию книги в издательстве МИФ >>>

Это книга поможет понять теорию относительности Эйнштейна и проникнуть в смысл самого известного в мире уравнения. И в конце концов увидеть: наука не такая уж сложная штука.

Наука - это возможность устранить все наши предрассудки, чтобы мы могли видеть Вселенную такой, какая она есть.

Так же и гештальт подход в терапии — это возможность устранить наши предрассудки, чтобы мы могли осознать себя такими, кем мы на самом деле являемся.

Поделитесь техниками гештальт терапии в социальных сетях!

Черкните в комментариях несколько слов об осознаниях в результате экспериментальной техники гештальт терапии, приведенной в данной статье? Какое открытие себя и о себе самое ценное на сейчас?

Прочитайте лучшие материалы психолога счастья на эту тему!

  • Чувства при депрессии обычно спрятаны глубоко внутри. Внешне это ощущается как отсутствие всяких чувств. Однако чувства при депрессии просто […]
  • Конспект лекции XIV Коктебельского интенсива «Искусство пребывания в потоке»

    Преимущество методов феноменологического направления состоит в том, что мы можем работать совершенно без техник, на основании того, что мы создаем контакт (контакт – это встреча двух феноменологий, то есть того, что переживает терапевт и клиент в диалоге и ситуации «здесь и сейчас»). То есть, если мы находимся в диалоге, мы находимся в контакте с клиентом, разделяя переживания, исследуем проблемные зоны, с которыми клиент к нам обратился, и при этом следуем феноменологическому методу (который руководствуется принципом «эпохе» — вынесения за скобки знаний, представлений и исследование опыта переживаний в чистом виде, как они есть).

    Когда мы работаем в гештальт-методе, у нас есть три фокуса внимания:

    1) Процессы, происходящие с клиентом, в клиенте, так называемая наблюдаемая феноменология. То есть мы можем описывать переживания клиента, как они разворачиваются в настоящий момент времени и таким образом выполнять для него функцию отражения происходящих процессов, потому что обычно человек находится в слиянии с содержанием того, О ЧЕМ он говорит. А терапевт выделяет фоновые для клиента процессы – то, КАК он говорит, проживая свою непосредственную ситуацию «здесь и сейчас». Этот ПРОЦЕСС ПЕРЕЖИВАНИЯ, проявляется и в терапевтической сессии, и в ситуации жизни клиента.

    2) Процессы, происходящие в самом терапевте. Сам терапевт является средой, которая тоже реагирует на контекст происходящего, создается совместное интерсубъективное поле ситуации. Сам терапевт, предъявляя свои переживания выступает моделью среды, и, если терапевт достаточно чист от своих искажений (насколько это только возможно), он может дать более точную обратную связь относительно тех процессов, которые возбуждает в нем клиент. Обычно похожая реакция на предъявления клиента присутствует и других людей, но они могут не иметь возможности, да и желания дать полноценную обратную связь относительно поведения. И самораскрытие (адекватное, диалогическое) дает возможность клиенту понять и поисследовать повторяемость собственной реакции на некоторые события, своего собственного способа действия, своего способа поляризовать реакции другого при помощи переноса, проективной идентификации, то есть искажать поле взаимодействия определенным повторяющимся образом.

    3) Процессы, происходящие между клиентом и терапевтом. Или другими словами, события на границе контакта терапевта с клиентом. В фокусе внимания находятся процессы взаимодействия. Мы наблюдаем за тем, каким образом клиент предъявление собственной потребности во встрече с другим человеком. Допустим, степень вашей искренности может существенно различаться в контакте с враждебно настроенным или дружески расположенным человеком.

    Для того, чтобы эта работа была достаточно эффективной существуют некоторые технические приемы, которые не являются специфически гештальтистскими, а относятся к общим гуманистическим техникам:

    1) ФОКУСИРОВАНИЕ, фокусировка – если мы фокусируемся на преобладающей эмоциональной энергии, она нас обязательно приведет к актуальному в поле событию жизни клиента и к актуальной потребности

    Энергия нового переживания — это основной изменяющий механизм в гештальт-терапии, вследствие того, что происходит воссоединение когнитивной оценки и эмоциональной энергии в беспокоящей ситуации. Как любил отмечать Серж Гингер, гештальт-терапевт работает на уровне эмоционального мозга, на уровне лимбической системы. Происходит процесс переучивания эмоционального мозга, согласование эмоций и мышления. Таким образом наш фокус не на идеях о ситуации, а на переживании ситуации.

    Основная идея о терапии переживанием была заложена в структуре гештальт-подхода со времени его создания. И когда гештальт только зарождался его предлагали назвать терапией сосредоточения, терапией концентрации. На основе телесного фокусирования разработан и метод очень близкий по духу к гештальт-терапии, метод телесного фокусирования Юджина Джендлина, в основе которого лежит концентрация на чувствах и ощущениях, которые гораздо быстрее чем какие-то интеллектуальные механизмы и интерпретации приводят к распознаванию нереализуемой, хроническим образом фрустрируемой потребности, переживаемой в теле.

    Для исследования контекста возникновения переживаний важна максимальная конкретизация высказываний –на этом основано предписание Перлза: «…рассказывай о ситуации так, как если бы она происходила сейчас». В процессе рассказа клиентом конкретной ситуации в настоящем времени достигается полнота переживания отношения к ней. Это сопровождается телесным фокусированием: постоянным обращением внимания на жизнь тела и наблюдаемые невербальные компоненты переживания, которые сопровождают рассказ.

    2) ОТРАЖЕНИЕ, ВОЗВРАЩЕНИЕ НАБЛЮДАЕМОЙ ФЕНОМЕНОЛОГИИ — часто клиент, особенно находясь в ситуации высокой тревоги, не слышит своих собственных слов, они находятся в слиянии с ними, речь носит несколько автоматический компульсивный характер. И, конечно, каждый из нас, когда он высказывается каким-то образом о значимых для себя вещах, переживает некоторые элементы смущения, элементы какого-то колебания, сомнений в своей собственной позиции.

    Очень многие из нас имеют опыт (чем больше человек нарушен, тем больше он был когда-то не услышан в своей жизни, очень многие патологии связаны не с тем, что у клиента был какой-то конфликт, а с тем, что у него был дефицит того, чтобы его слышали, чтобы его отражали). Это старая роджерианская техника – возвращение слов. Часто в работе приходится наблюдать, как начианющий исследовать процесс клиента терапевт превращается в «какающего терапевта», задавая все время один и тот же вопрос – «а как это у тебя?», «а как ты это делаешь?», «а как ты это переживаешь?» и т.д. Но вопрос – это интервенция на психологическую территорию клиента. А клиенту иногда нужно просто отражение. То, что он правильно услышан, то, что он понят. Особенно важно отразить те слова, которые вы уже услышали, когда клиент говорит много и находится в тревоге – для того, чтобы сблизить понимание (т.к. если отражение не проведено, существует большая вероятность начать работать через проекцию).

    3) ЭМПАТИЧЕСКИЙ ОТКЛИК – принцип, которой встроен в структуру диалога: как бы я переживал то, что мне рассказывается, если бы я был в сходных обстоятельствах.

    4) ОТЗЕРКАЛИВАНИЕ – иногда это осуществляется при помощи невербального отражения того, что делает и переживает клиент. То есть Вы невербально (например, мимически отразили), клиент это заметил в фоне, не нарушается течение мысли и структура изложения содержания переживаний, но клиент также получил важное сообщение о том, что он услышан, отражен, и получает информацию «фона», неочевидного для него самого, но важного элемента интерсубъективного контекста.

    5) ВОЗВРАЩЕНИЕ ТРАЕКТОРИИ ФИГУРЫ — часто так бывает, что терапевт увлекается содержанием сессии, уходит за клиентом куда-то в содержание, в своеобразный межличностный транс, и вследствие этого теряет понимание, с чего клиент начал, в чем собственно состояла структура запроса. Запрос — это не какая-то ригидная формулировка (например, клиент заявляет, что хочет стать увереннее), мы следуем за фокусом внимания клиента и не теряем фокус, а удерживаем и суммируем основные контрапункты речи. Суммируя и фокусируя общую сюжетную линию.

    Техника челночного связывания в гештальт-подходе – это, в том числе и выслеживание траектории фигуры, то есть с чего человек начал, излагая проблему, на что он перешел и каким образом одно связано с другим. Мы не теряем запрос, мы все время возвращаемся к запросу как к путевому маяку, который изначально был озвучен клиентом. Если же клиент не может сформулировать запрос, то он скорее находится не в клиентской позиции, а в пациентской, он просто пассивно терпит какое-то страдание, сфокусирован на симптомах, и не видит их связь с текущей жизненной ситуацией. Мы ему в процессе работы помогаем этот запрос сформулировать за счет отражения, прояснения, эмпатического отклика, фокусирования, конкретизации.

    Перечисленные техники в большей степени нацелены на механизм слияния и являются диалогическими, общегуманистическими.

    Пытаясь классифицировать техники гештальт-терапии еще в 70-ом году Клаудио Наранхо издал книгу «Отношение и практика атеоретического эмпиризма», в которой он разделил техники гештальт-терапии на три основных группы:

    1) Супрессивные – техники, которые фрустрируют избегание чувственного опыта, не дают клиенту уйти от расфокусировки эмоциональной энергии, уйти от переживания при помощи слов. То есть терапевт обрывает, останавливает привычные невротические манипуляции содержанием, которые являются для клиентов способом избежать собственных переживаний. А путем избегания переживаний избежать принятия собственных решений в проблемной ситуации.

    К супрессивным техникам относятся — отказ от повествовательности, уход от разговора «О…» (уход от эбаутизмов): так как любая повествовательность является абстракцией, которая не привязан к непосредственному опыту переживаний. — отказ от интерпретации поведения: так как любая интерпретация является оценкой, и чем более человек нечувствителен к внешнему миру, тем большая вероятность иметь более упрощенные интерпретации. — отказ от долженствования — фокусирование на настоящем моменте, презентификация; — перевод вопроса в утверждение: как говорил Перлз, «знак вопроса – крючок запроса».

    2) Экспрессивные техники – техники, которые позволяют выразить трудно выразимый опыт, таким образом взаимодействовать с теми частями своей личности, которые обычно находятся в тени, не распознаются и их сложно разворачивать в межличностном пространстве.

    К экспрессивным техникам можно отнести:

    — инициализация действия , простое побуждение (работа с дефлексией)

    — выявление и передача эмоционального содержания (раскрытие ретрофлексивных механизмов, когда мы делаем себе то, что хотим сделать другому). Терапевт может использовать для этой техники переходные объекты – руку, подушку.

    — амплификация (усиление, преувеличение или развитие действия). За счет усиления происходит восстановление осознавания текущего эмоционального опыта в связи с ситуацией жизни: «что именно я делаю, сдерживаю и т.д.», кроме этого становится понятно расщепление между той частью, которая подавляет и той частью, которая переживает. И амплификация всегда усиливает противоположные тенденции, которые развиваются в ситуации настоящего позволяя их распознать и артикулировать, а возможно и прямо выйти на конфликт потребностей.

    Человек, который усилит напряжение, столкнется с энергией, которая этому противостоит, и таким образом тот конфликт, который он переживает, станет более очевидным. Сумма импульса и противоимпульса в психодинамической терапии описывается термином компромиссное образование и считается основным механизмом образования симптомов. В гештальт-подходе считается, что подобное суммирование приводит к слиянию и не различению потребностей, потере связи эмоции и вызвавшей ее ситуации, фрагментации гештальта целостной эмоции до уровня ощущений, и в конечном счете, также к соматизации переживаний .

    — вербализация эмоций: очень часто, например, на группах говорят – у меня раздражение по поводу тебя, или просто – у меня раздражение. Но это безобъектное послание, потому что любая эмоция, а особенно эмоция раздражения, гнева, агрессии, она имеет некоторый объект, а львиная доля усилий в терапии заключается в восстановлении вытесненной связи между объектом, ситуацией, которая вызвала эмоцию, и эмоцией непосредственно. Соответственно, мы ищем объект в настоящем, на который направлено раздражение, и раздражение «к кому» или «к чему». Например, мне грустно – не может быть просто так грустно, это чувство тоже привязано к каким-то внутренним событиям или внешним, поэтому требуется продолжение – «грустно от того, что…».

    Иногда эта вербализация даже не эмоции, а ощущения, то есть это уровень еще ДО собирания целостной эмоции, что делает со мной это ощущение – оно тянет, давит, крутит, ему можно «дать голос» — «что бы сказала твоя головная боль?». С одной стороны это аппеляция к симптому как к проекции на тело событий на границе контакта(символической функции симптома), а с другой стороны это непосредственно приближение к этой не очень выраженной IDовской зоне ощущений, проприо- и интероцептивной репрезентации опыта переживаний, которые человек испытывает. Соответственно при помощи экспрессивных техник, мы добиваемся наиболее полной мобилизации энергии Ид в настоящем времени. Именно блокада эмоциональной энергии при помощи обсессивных защит (изоляции аффекта, раздельного мышления, интеллектуализации и рационализации) способствует поддержанию хронической ситуации низкой интенсивности. В жизни мы это формулируем так: «я то все знаю, СДЕЛАТЬ НИЧЕГО НЕ МОГУ». Полное переживание отношения к ситуации в настоящем, в контакте с эмоциональной энергией, позволяет разблокировать процесс принятия решений(Эго-функцию).

    3) Техники интеграции, или внутриличностного столкновения. Частично название этой группы техник связано с представлением о внутриличностном конфликте как борьбе противоречий, если в гештальтистском применении – это о том, что любая ситуация, любая потребность существует в некоторой катектированной форме, в форме полярностей (изначально идея полярностей философски-диалектическая, затем психоаналитическая, но потом была переосмыслена в теории дифференциального мышления Фридландера и оттуда включена в теорию гештальта). То есть, когда я выбираю полярность силы, то я теряю те преимущества, которые дает слабость. В этом смысле мы все находимся в поляризованных выборах, и у нас есть части, в невротическом конфликте – одна часть отождествляется с требованиями, которые мы себе формулируем, а вторая часть отождествляется с нашими желаниями, с нашей частью Ид, которое, как известно побеждает.

    Отталкиваясь от этой Перлзовской идеи, Наранхо предложил эти техники столкновения.

    Например, техники ассимиляция , или присвоения проекций: когда человек о чем-то говорит «Ты», «Оно», «Это», терапевт предлагает – «Скажи это о себе…». Или так же одна из самых простых техник, когда человек возмущается кем-то или чем-то и описывает чем он возмущается, и мы возвращаем это – «попробуй скажи то же самое о себе». И выяснится, что в некоторых случаях, это на самом деле будет гораздо больше «о себе», чем о другом.

    Через проекцию мы выделяем все с чем взаимодействуем, в гештальт-психологии есть похожий концепт – закон прегнантности: то, что мы видим то, что каким-то образом отражает наши потребности. Кстати, на использование проекций строятся проективные психодиагностические методики, тот же метод портретных выборов Сонди. Тем не менее, проекция – это часть нашего прошлого опыта привнесенного в настоящее, поэтому его важно ассимилировать, чтобы яснее воспринимать текущую ситуацию и не приписывать ей собственных эмоциональных значений.

    Частным случаем возвращения (присвоения) проекции является техника отождествления с симптомом . Человек (клиент/пациент) говорит – «у меня вот это…» и формулируется запрос таким образом, как «избавьте меня от этого» (от страха, от тревоги, от панической атаки, от депрессии). Как будто бы это не то, что человек конструирует и переживает сам в своем организме, а некая чуждая часть. Соответственно отождествление с симптомом – «Что делает симптом, как он меняет жизнь, как он влияет на самого человека, чему он мешает и чему он способствует?» тоже в каком-то смысле можно считать частным применением техники ассимиляции проекции.

    Техники выявления и присвоения интроектов – техники, которые вы можете встретить и в аналитической литературе. Допустим, Нэнси Мак-Вильямс утверждает «… в самообвинении депрессивного пациента мы можем услышать прямо звучающий интроект, и спросить, кто так говорил?…». Наши суждения относящиеся к сфере Я, Я-концепция (по Роджерсу совокупность отраженных самооценок), когда то была Ты-концепцией кого то из наших близких. Интроецировав ее, мы формируем самооценку. Хорошо, если нам повезло с окружением, и мы слышали о себе только хорошее, а если нет? Тогда нам уже в терапии важно начать охоту на интроекты. Выявив их в форме долженствований и запретов, мы приступаем к их совместному критическому анализу на логическую обоснованность. Либо терапевт берет на себя роль интроектора, озвучивает интроецированное суждение,а клиент режиссирует, помогает добиться наиболее полной передачи эмоции, сопровождающей интроекцию, а затем пробует искать контраргументы, опровергающие абсолютизированное предписание.

    Аналитические техники в гештальте

    Техники проговаривания контрастных чувственных состояний .

    По сути мы это используем, когда описываем себя как среду – что с нами делает клиент. Одновременно конфронтируя и отражая процессы расщепления, с которыми клиент к нам приходит.

    Получение супервизии от клиента – очень часто в случае трудного застревания, клиент очень удачно сопротивляется, терапевт очень настроен затащить его в счастье (что свойственно проективным терапевтам, которые точно знают, как клиенту переживать это счастье). И естественно возникает тупик. Мы возвращаемся к фокусу «между нами» и обращаемся к клиенту (а пограничные клиенты очень любят демонстрировать терапевту их собственную неспособность, их способ действия часто направлен на то, чтоб сделать другого беспомощным, неспособным и т.д., сменив пассивную позицию на активную, и тем самым передать ему на бессознательном уровне собственные переживания детства). Терапевт может выйти из тупика, обратившись к клиенту с вопросом – «а как тебе кажется, куда мы сейчас пойдем?» или «я испытываю растерянность… как я должен поступить в этой ситуации?». И клиент прекрасно подскажет, очень важно вовремя отказаться от своего терапевтического всемогущества и остаться в диалоге. Иногда эта техника работает с погранично-организованными клиентами лучше других.

    Ну и конечно, раскрытие материала контрпереноса – то, что мы переживаем по сути дела, мы в диалоге раскрываем. Но только очень важно привязывать событие к конкретному моменту, то, чего мы добиваемся в феноменологической обратной связи. Не просто чувство раздражения, а когда и в какой момент и в ответ на что, потому что тогда это более полное сообщение, и позволяет клиенту связать опыт здесь и сейчас с опытом там и тогда, распознать воспроизводимую структуру объектных отношений в настоящем.

    Техники для проработки механизмов прерывания

    И, если о техниках применительно к механизмам прерывания (каждая техника нацелена на механизм прерывания):

    Механизм прерывания «конфлюенция» — он часто проявляется в неспособности выделить что-либо, эмоцию из поля (слияние с эмоцией), слияние с потребностью (непонимание, чего человек хочет). И во многом перевод из «пациентской» позиции в сотрудничество, взаимодействие – это работа с конфлюенцией. Формулировка, чего человек хочет, чего добивается, какие цели перед собой ставит, все это присутствует в начале любого курса терапии и любых терапевтических отношений – какую роль он хочет занимать, как он представляет роль терапевта, как будет устроена работа. Без этого не стоит начинать терапевтический процесс, лечить «без запроса». Альянс будет работать только тогда, когда запрос будет сам сформулирован клиентом на сознательном уровне.

    Для работы с конфлюенцией 1-го типа рекомендованы супрессивные техники – это фокусировка «фигуры сессии» через детализацию событий фона, фокусирование, вопросы, направленные на распознание актуальной потребности – что ты чувствуешь? (вопрос, выводящий из слияния с эмоцией, чего хочешь в настоящий момент времени?и Тут очень важно следить за этим на протяжении сессии, для того чтоб это была взаимной работой. Так же немаловажным является вышеописанная работа по челночному связыванию – мы начали с этого, пришли к этому и так далее, — это то, что помогает клиенту сфокусировать фигуру сессии (что то похожее есть в терапии Л.Люборски-центральная конфликтная тема отношений).

    При работе с проекцией мы используем направленное фантазирование (по сути дела любая фантазия является проекцией), мы следуем за ним (фантазированием) и рассматриваем ее до конца, так, чтобы выявить конечное эмоциональное содержание, обращение проекции (смена «ты» на «я», «оно» на «я»), присвоение проекции, отождествление с проекцией. Иногда мы можем делать управляемую проекцию, чтение мыслей, или, например, выделить кого-то из группы, кому приписываются те или иные мысли или чувства (кто здесь больше всего осуждает или чувствует что-то), разыгрывание роли, вопросы – «как ты об этом узнаешь…» и «что случится, если…».

    При работе с ретрофлексией – важны два вопроса: 1. Что останавливает человек? и 2. Как останавливает?. Для полного осознавания ретрофлексии в настоящем работают так называемые техники реверса, когда мы усиливаем противоположную роль, амплификации текущих телесных напряжений, эксперименты, побуждающие напрямую выражение экспрессии.

    При работе с интроекцией – это в первую очередь выявление интроектов (идей, проглоченных и неассмилированных), вопросы, которые побуждают критический анализ, при выявлении долженствования, убеждения. Необходимо, чтобы долженствование или предписание было сформулировано в довольно простой и ясной форме – на уровне «должен», «нельзя», «необходимо», тогда у человека больше возможностей выйти из слияния с интроецированным убеждением. Иногда полезно спросить историю интроекта – когда и кто так сказал? И проиграть вышеописанным способом, так человеку проще отделиться от интроецированного суждения, и выработать устойчивую защиту от «внутреннего преследующего объекта» в терминологии школы объектных отношений.

    При работе с дефлексией – это и побуждение к прямому действию, к прямому посланию, и вопросы, направленные на раскрытие смысла дефлексии – чего избегаешь и как избегаешь? и что чувствуешь перед тем, как сменить тему? Допустим, мы заметили, что человек уходит от основной темы сессии или снижает эмоциональный градус повествования при помощи шутки, либо смены темы, и фокусируем его на моменте, предшествующем уходу.

    При работе с девалидизацией мы проводим валидизацию результатов и переживаний – особенно на этапе завершения терапии. Особенно это важно для клиентов, у которых ассимиляция опыта нарушена (это нарциссические клиенты, пограничные клиенты, которые переходят от опыта к опыту, не присваивая его) – фиксировать присвоение. Когда клиент говорит, что ничего не произошло в сессии, ничего важного не было, ничего полезного не случилось – это всегда указывает на девалидизирующий процесс, так человек относится и к терапии, и так он может относится к себе. Особенно если это сопровождается генерализацией – никогда, нигде, ничего, всегда и пр.. Здесь важно, чтобы было найдено минимально ценное, даже что-то одно, «мышиные шаги», которые помогут в ассимиляции.

    Работа с профлексией состоит в присвоении и осознании желания сделать кому либо то, в чем остро нуждаешься сам. Это и анализ желания советовать и поддерживать участников группы, и осознание поведения заботы вне сессии. В индивидуальной работе это анализ и отражение различных беспокойств и заботливого участия по отношению к самому терапевту.

    https://www.facebook.com/notes/%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8-%D0%B3%D0%B5%D1%88%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%82-%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%BE%D0%B4/%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D0%B3%D0%B5%D1%88%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%82-%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D0%B8/1282939878440395

    Современная экзистенциальная психотерапия имеет множество направлений, одним из которых является Гештальт терапия.

    Целью данной терапии является осознанность личности в стремлении повышения самооценки, наполненности и осмысленности жизни, повышение действий, которые направлены на улучшение общения и взаимодействия с окружающими людьми.

    Жизненные ситуации

    Чтобы понять суть данной концепции, можно взять за пример жизненные ситуации, которые могут встречаться у каждого человека:

    • Женщина проводит все свое время на работе, и даже дома все разговоры связаны с ее деятельностью. Мужа обижает такая ситуация.
    • Мать, которая постоянно занята проблемами своих детей, отвлекаясь на посторонние мысли, допустила ошибку в рабочей документации.
    • В прогулке по улице ваша голова занята мыслями заняты о разбитых чувствах или упущенном романе, не заметив сигнала светофора, вы идете на красный свет.

    Таким образом человек, живя внутренним миром, думая о ненужном для него, проживает постороннюю жизнь. Его воспоминания и мысли не дают находиться в реальном времени, проживать настоящие эмоции.

    Или же наоборот повседневная суета отдаляет человека от его мечты или поставленной цели. Вместо того, чтобы сосредоточиться на этом, мы совершаем ненужные, суетные поступки.

    Мы живем либо в воспоминаниях, которые порой приносят нам страдания, либо гонимся за фантомом – мечтой, которая вряд ли осуществиться. Как итог — это приводит к разводам, инфарктам, болезням, язвам или увольнению с работы. Освоив технику гештальт терапии, вы сможете фильтровать ненужные для вас ситуации.

    Историческая справка

    Данное учение было разработано Фрицем Перлзом (1893-1970). Он был психиатром с большим стажем, разрабатывал методику лечения людей с психическими заболеваниями. Но уже при жизни ученого и по настоящее время гештальт терапия из психотерапевтического учения выросла во что-то большее. Сейчас данную терапию применяют во всех сферах жизни, так как она помогает разрешить тяжелые ситуации в жизни.

    Сам Фриц Перлз утверждал, что человек — это целостное создание, а не собранные его части. Физические, духовные и социальные аспекты должны сливаться в единую личность.

    Каждая проблема должна решаться исходя не из причины, а из ее осознания. Стоит задавать вопрос о том, что чувствует человек в данный момент и как это можно изменить, а не искать виноватых и не задумываться, почему так произошло. Терапия Перлза направлена на осознание жизни в данную минуту, здесь и сейчас, жить полноценной жизнью в настоящий момент, а не прошлым или будущим.

    В 1951 году Фриц Перлз с двумя своими коллегами Полом Гуденом и Ральфом Хефферлином пишет свой труд «Гештальттерапия, возбуждение и рост человеческой личности». В 1952 был учрежден Гештальт институт в американском городе Нью-Йорке. Еще в 1913 году ученый начинает изучать медицину с философской точки зрения. Настольной книгой у Фрица Перлза была «Психоалнализ» Фрейда.

    Что такое Гештальт терапия?

    Занимается ею гештальттерапевт. Путем внушения он фокусирует пациента на состояние «здесь и сейчас», обращая его в каждый момент настоящего. Человек начинает осознавать себя в реальном времени, у него появляется чувство ответственности, он начинает переживать чувства и эмоции сейчас и здесь.

    Основные методы Гештальт терапии при работе с клиентами:

    • Фокусировка энергии.
    • Осознание ответственности.
    • Арт-терапия. Применение творчества и искусства в данном лечении.
    • Монодрама. Здесь используются ролевые игры, постановки, что позволяет человеку прожить драматические ситуации по-новому.
    • Пересечение работы с другими видами психотерапии, например техника «горячий стул».
    • Гештальт-молитва и др.
    • Телесно-ориентированная терапия. Она позволяет познать свое тело и понять, что душа и тело — это единое целое.

    Существуют и другие способы работы с пациентами, но выше были представлены основные методы техники гештальт терапии.

    Принципы данной методики

    Основу данного учения составили следующие понятия и принципы:

    • Целостность. Стоит понимать, что человек — это целостное создание. Деление его на психику, душу и тело не способно помочь ему в осознании своего внутреннего мира.

    • Принцип создания и разрушения структур гештальт терапии. Он основан на потребностях и желаниях человека. Когда цель достигается, то происходит разрушение гештальта.
    • Смысл назакоченного гештальта, методы и техники терапии. Существуют в жизни людей и незавершенные жизненные ситуации, которые негативно сказываются на их психике. На сеансах гештальт терапевт помогает пациенту осознать свое незавершенное дело, мысленно его завершить или приблизить к завершению. Данный опыт человек переносит на повседневную жизнь, что позволяет ему справиться со множеством негативных ситуаций.
    • Контакт и его граница. У человека постоянно осуществляется контакт с видимыми вещами — окружающей средой, людьми, животными и т.д. Существуют и невидимые контакты — энергетические, биоэнергетические, психологические поля, наличие разной информации в жизни. Место соприкосновения человека со всеми этими видами называется границей контакта. Задача существующей терапии — создать благоприятные условия именно на границе таких контактов.
    • Осознание действительности. Здесь имеется в виду не то, что человек знает свою природу и окружающий мир. А осознание того, что он находится здесь и сейчас. Осознавать это не умом, а чувствами. Жить не с механическим сознанием, когда все ситуации и эмоции происходят неосознанно, а двигаться исходя из своего внутреннего содержания.
    • Нахождение здесь и сейчас. Понимать, что все важные моменты в жизни происходят именно сейчас. Находясь умом в прошедшем или будущем, мы упускаем настоящий момент. Прошлое уже далеко, а будущее еще не настало, поэтому человек пребывает в иллюзиях, забывая о настоящем.
    • Понятие ответственности. Это важное качество индивида, которое происходит из его осознанности. Если люди начнут осознавать настоящую действительность, то и чувство ответственности у них будет развито. Очень важно принять ответственность именно на себя, а не сваливать ее на других.