Гора афон почему нельзя женщинам. Женщины на Поместных соборах

Раздел сайта: - Паломничество по святым местам.
Греческая общественность возмущена недавним решением голландского суда и резолюцией Европарламента.

Напомним, в январе суд признал «противоречащим правам человека» закон Греции, который подтверждает право монахов Афонского монастыря не допускать женщин на Святую гору. Сразу же последовала официальная реакция: представитель правительства Христос Протопапас напомнил дотошным и сующим всюду свой нос европейским поборникам «прав человека», что право афонской монашеской республики запрещать женщинам посещать Святую Гору утверждено в договоре о присоединении Греции к ЕС и дискутировать здесь попросту не о чем.

«Тем не менее, как говорят китайцы, дорога в тысячу километров начинается с первого шага». Сейчас о правах женщин дискутируют во многих организациях ЕС; по юридической схеме, принятой в Евросоюзе, дело, рассмотренное голландским судом, вполне может дойти до европейского суда в Страсбурге.

Между тем, и в самой Греции встречаются полярные мнения. Есть и активные сторонники отмены упомянутого запрета. В частности, член европейского парламента от Греции Анна Караман у, которая убеждена, что «это решение было принято тысячу лет назад в эпоху черного средневековья в Европе», «отражает социальные реалии того времени» и «сегодня вместе с признанием равенства полов и прав женщин не может более быть действительным».

Особую позицию заняла первая греческая журналистка, которая занималась вопросами запрета посещения женщинами Афона, - Фотини Пипили:
«…Считаю, что причины ситуации, сложившейся на сегодняшний день, - в политике самой монашеской республики, в том, что Афон открыл свои двери всякого рода известным принцам, королям, актерам, кутюрье, парикмахерам и туристам со всего мира. Насколько мне известно, мистицизм и строгость Святой Горы были потеряны с того момента, как монахи начали ездить на джипах, пользоваться услугами и современными технологиями. Дорогу проторили сами монахи космополитической политикой последних десятилетий. Поэтому я считаю неприемлемым сохранение этой дискриминации, ведь монастыри финансируются в значительной мере из источников европейских граждан, мужчин и женщин. Я не могу принять того, что мне запрещают доступ к сокровищам Православия, малой частью которого я себя считаю».

О сохранении традиции в противовес всепроникающему модернизму напоминает, однако, известная певица София Воссу:
«…Несмотря, однако, на мое желание (отправиться с паломничеством на Афон - С.С.), мне кажется, что все надо оставить так, как это было определено традицией. Ведь не так уж плохо иметь какую-то традицию. Мне кажется, что все модернисты грозят дать нам некое общество, лишенное уважения и собственного «я»… Если, в конце концов, будет отменен запрет на посещение Афона, то это все равно, что отмена рождественской елки или самого Рождества. Я бы была первой, кто поехала на Афон, - если бы моя церковь согласилась. А пока я продолжаю хранить традиции моей церкви, поскольку я - православная христианка… Я уважаю церковь и ее законы».

Есть и более жесткие высказывания. Лианы Канелли - известной журналистки и телеведущей, сторонницы запрета на посещение женщинами Афона:
«Сегодня урбанизация и модернизм несут разрушение через развлечение. Часть Освенцима была превращена в дискотеку, таким образом, место величайшей трагедии стало местом отдыха. Есть компании, которые зарабатывают деньги на подводных туристических прогулках в места, где были проведены атомные подводные испытания… В этом мире вы считаете отмену традиционного запрета доступа женщин на Афон - прогрессом? В то время как доступ женщинам еще запрещен в Афинский клуб! В 1821 году Святая Гора приняла у себя женщин и детей, чтобы их спасти. В целом меня не очень интересует, имею ли я право пить кофе с кардиналами в Ватикане, или стоит ли создавать смешанные монастыри. Вера есть дело - сугубо личное. Но вот если кто-то захочет нарушить неприкосновенность Святой Горы, я приложу все усилия, или организую блокаду, чтобы им помешать…»

Министр культуры Греции Евангелос Венизелос на днях заявил, что греческое правительство не будет выполнять резолюцию Европарламента, призывающую снять запрет на посещение женщинами Афона (резолюция обязательного характера не носит). Министр, со своей стороны, подчеркнул, что Афон есть уникальная монашеская республика на севере Греции. Эта республика обладает особым правовым статусом. Тысячелетняя традиция, по которой вход женщинам на полуостров закрыт, - подтверждена конституционными актами Евросоюза и греческой конституцией.

Кроме того, добавил Венизелос, Афон - не единственное место в Европе, где сохраняются определенные запреты для женщин по религиозным соображениям. Министр прозрачно намекнул парламентариям на «двойные стандарты», заметив, что, по меньшей мере «странно - Европарламент занимается запретом женщинам посещать Афон и не обращает внимания, например, на тот факт, что в Ватикане в правительственных органах участвуют только мужчины, а глава государства избирается органом исключительно мужским по составу…»

Напомним, запрет посещать Афон женщинам существует более тысячи лет - еще с 9 века, когда византийские императоры постановили, что полуостров должен стать исключительным местопребыванием монахов.

На Афон допускаются только мужчины любого вероисповедания, которым для посещения необходимо получить специальное разрешение – дипмонитирион. За проникновение на территорию Афона для женщин предусмотрена уголовная ответственность – до 12 месяцев лишения свободы.

Монашеское государство Афон, расположенное на севере Греции, выступило с протестом против нарушения его границ женщинами. Священный кинот, управляющий орган двадцати афонских монастырей, направил официальное письмо протеста в адрес парламентской партии Леворадикальный союз (СИРИЗА). Депутат от этой партии Эвангелия Аманатиду-Пасхалиду была среди женщин, которые в январе демонстративно вошли на территорию Афона.

В послании с Афона говорится о "демонстративном и провокационном" нарушении аватона – векового запрета женщинам посещать Афон. Партия СИРИЗА пока не дала официального ответа на письмо.

Напомним, что 8 января 2008 года греческая полиция выдворила с границы монашеской республики Афон группу женщин, нарушивших тысячелетний запрет на посещение Святой Горы. Женщины тогда заявили, что совершили "символическое попрание" запрета на доступ к мужским монастырям Афона. Нарушительницы утверждали, что переступили границу монашеских владений, чтобы привлечь внимание к земельной тяжбе местных жителей с монахами.

Святая Гора Афон была провозглашена священным местом еще в указе византийского Императора Василия Первого в IX веке. Запрет на посещение Афона женщинам, так называемый "аватон", установлен в XI веке. Афон считается "уделом Пресвятой Богородицы", единственной из женщин, кто всегда незримо присутствует на Святой Горе. Вход на Афон закрыт не только женщинам, но даже животным женского пола, за исключением кур, несущих яйца, и кошек, которые ловят мышей в монастырях.

История сохранила ряд случаев, когда неприкосновенность афонских владений для женщин нарушалась. Здесь укрывались женщины, спасавшиеся от преследований турецких властей после неудачного восстания в 1821 году, а также коммунистки из партизанского движения, участвовавшего в греческой гражданской войне 1945-49 годов. Кроме того, границы Афона нарушили несколько искательниц приключений и феминисток, которые протестовали против дискриминационного, по их мнению, запрета.

Несколько лет назад греческие власти негативно отреагировали на резолюцию Европарламента, которая требовала отменить аватон для обеспечения равноправия между мужчинами и женщинами. Правительство Греции тогда заявило, что не будет отменять аватон.

Греческий уголовный кодекс прямо запрещает женщинам вход на Афон, нарушительницам грозит тюремное заключение. Несколько лет назад греческие власти негативно отреагировали на резолюцию Европарламента, которая требовала отменить аватон в порядке обеспечения равноправия между мужчинами и женщинами. Правительство заявило, что по-прежнему будет уважать древнюю традицию.

Ковчег с частью Креста Господня
Пояс Пресвятой Богородицы Десница Иоанна Крестителя


В солнечной и гостеприимной Греции есть много замечательных мест. Но, пожалуй, самое удивительное и таинственное - Святая гора Афон - часть полуострова Халкидики, которую занимает монашеское государство. Это именно государство - со своим правительством, законами и границами. Границу государства Афон, состоящего из двадцати мужских монастырей, не разрешается пересекать женщинам. Такая «дискриминация» вызывает много нареканий, споров и обид, но существует она уже много веков и свято соблюдается монахами.

Тем более странным кажется этот запрет, что Афон называют Уделом или Садом Пресвятой Богородицы - Девы, избранной Богом стать Матерью Спасителя мира. Богородица и апостол Иоанн Богослов стали первыми, кто проповедал здесь язычникам веру в Господа Иисуса Христа. На Афоне хранится большое число чудотворных икон Божией Матери, реликвии, связанные с Ее земной жизнью, в том числе Пояс, сплетенный Ею из верблюжьей шерсти. Монахи афонских монастырей ежедневно совершают сугубое моление Пресвятой Богородице. Почему же в Сад Пресвятой Девы не пускают женщин?..

Когда и почему появился этот обычай? В самом первом типиконе, своде законов Афона, нет упоминания о запрете женщинам посещать полуостров. Однако «аватона» (греч. αβατον - место, куда нет прохода) с глубокой древности придерживались многие мужские монастыри.

Православная энциклопедия объясняет: «Аватон - греческий термин, обозначающий свод правил, запрещающих вход определенных категорий лиц за стены монастыря во избежание соблазна. В монастырях Святой горы этот запрет действует без исключений (распространяясь также и на животных женского пола), а его нарушение карается тюремным заключением от двух месяцев до года».

Запрет для женского пола посещать Святую гору Афон законодательно принят в IX веке по указу византийского императора Михаила Палеолога. Но еще с V века женщины перестали совершать паломничество на Афон по причине, которую Предание описывает так. Византийская царевна Плакидия, дочь императора Феодосия, приехала на Афон и направилась к одному из храмов. Но перед входом услышала голос Пресвятой Богородицы, повелевший ей немедленно покинуть монашеский полуостров: «Отныне ни одна женщина не должна вступать на эту землю».

Спустя десять веков после царевны Плакидии еще одна женщина, привезшая богатые дары для монастырей, сербская царевна Маро, была остановлена ангелом с повелением вернуться на корабль.

Иными словами, женщины на Афон не допускаются не человеческим повелением, а велением свыше.

Однако в последние годы у «обделенного» пола появилась уникальная возможность не только увидеть запретный полуостров, но и прикоснуться к его святыням. Ее предоставляет паломнический круиз «К святыням Афона», который совершается по благословению старцев Святой горы.

Взглянуть и прикоснуться

В неповторимом храме природы, где небо соединяется с землей и куда направится паломнический корабль, хранятся великие святыни. Участники круиза смогут на расстоянии всего 500 метров от берега полюбоваться неземной красотой древних обителей и услышать рассказ об их истории. Пока корабль будет неспешно идти вдоль побережья, опытный православный гид проведет обзорную экскурсию, во время которой даже самый просвещенный человек сможет открыть для себя что-то новое.

Паломничество - это не только приятная морская прогулка и получение новых знаний. Во время круиза на корабле создается особая атмосфера. Здесь царят благоговение, общая молитва, духовный подъем. Исчезает земная суета, бытие человека обретает иное измерение - духовное. Когда монахи одного из афонских монастырей появляются на лодке далеко в море, у присутствующих захватывает дух. Душа радостно трепещет, ожидая встречи со святыней.

На борт корабля по очереди приезжают монахи двух из четырех афонских обителей: Ватопеда, Ксенофонта, Дионисиата и скита святой Анны. Каждый афонский монастырь - это сокровищница святынь и кладезь священных преданий.

Монастырь Ватопед, по преданию, был основан византийским императором Феодосием в благодарность за чудесное спасение его малолетнего сына. Во время шторма мальчика смыло за борт кораб­ля, но вынесло на берег, где слуги нашли его лежащим около колючего кустарника. С этим связывают и смысл названия монастыря: «вато» - куст, «педион» - ребенок.

В Ватопеде пребывают семь чудотворных икон Пресвятой Богородицы, а главное - он является хранителем Пояса Божией Матери. Этот Пояс Она изготовила Своими руками и носила в земной жизни, и сейчас, в наши дни, Богородица являет от него множество чудес. Пояс Пречистой Девы и икону «Всецарица», прославившуюся чудесами исцеления, особенно от раковых заболеваний, привозят на борт корабля монахи обители.

Монастырь Ксенофонт очень древний, он был основан в конце X века. В нем хранятся две чтимые мозаичные иконы XI века - великомученика Георгия Победоносца и великомученика Димитрия Солунского, а также множество святынь, некоторые из которых монахи привозят на борт корабля: частицу Животворящего Креста Господня, десницу великомученика Георгия Победоносца, часть главы великомученика и целителя Пантелеимона и мощи святой Марии Магдалины.

Монастырь Дионисиат был основан в XIV веке и посвящен святому Пророку и Предтече Иоанну Крестителю. Монахи обители привезут на корабль мощи Предтечи Господня Иоанна, а именно его десницу, ту самую правую руку, которую он возлагал во время Крещения на главу Господа Иисуса Христа. Вторая великая святыня Дионисиата, приносимая на корабль, - мощи святой Параскевы, покровительницы семьи.

Скит святой Анны - самый древний и большой скит Афона. Скитом обычно называют небольшой монашеский поселок, где живут отшельники. Но есть и общежительные скиты, где монахи живут не каждый сам по себе, а общиной. Общежительным является и скит святой Анны. Посвящен он святой праведной Анне, матери Пресвятой Богородицы, бабушке по плоти Господа Иисуса Христа. Святые Иоаким и Анна родили Дочь чудесным образом после долгих лет бездетного брака и потому особенно помогают бездетным супругам стать родителями, а также исцеляют больных детей. Монахи скита привозят на корабль нетленные чудотворные мощи - стопу святой Анны.

Нужно только верить

Круиз «К святыням Афона» начинается ранним утром – корабль отправляется с пристани поселка Ормос Панагиас полуострова Халкидики и возвращается туда же после четырех часов дня.

«Я вернулась совершенно другим человеком, - признается одна из участниц круиза, - у меня было тяжелое подавленное состояние, а сейчас просто летаю на крыльях».

По глазам, по выражению лиц тех, кто сходит с корабля, видно, что с ними что-то произошло. Какой-то внутренний свет снизошел на каждого. Люди стали иными.

После круиза «К святыням Афона» происходили и явные чудеса: исцеление от бесплодия, разрешение тяжелой жизненной ситуации, создание семьи. Конечно, чудо по молитвам - это не волшебство. Чудо происходит тогда, когда человек с болью сердца, горячей верой и глубоким смирением просит Бога, Богородицу и святых о своих нуждах. И помощь приходит.

Вот, например, рассказ Анны, гида греческого православного паломнического центра «Солунь», который по благословению старцев Святой горы Афон является организатором круиза «К святыням Афона».

«Мне выпало счастье сопровождать этот паломнический круиз, который проходит каждую неделю, по понедельникам. Почти всегда на борт корабля монахи обители Ватопед привозят Пояс Пресвятой Богородицы. Почти, но не всегда. Иногда погодные условия - сильный восточный ветер и волна - препятствуют им совершить долгий путь от Ватопеда.

Однажды ко мне подошла немолодая женщина с ребенком на руках и взволнованно спросила, привезут ли сегодня Пояс. Погода была хорошая, и я ответила, что, скорее всего, привезут. Потом я увидела эту женщину у Пояса Пресвятой Богородицы: все так же с ребенком на руках она стояла у святыни и не могла отойти - слезы текли по ее щекам, но в выражении лица не было страдания или горя.

На обратном пути я снова увидела эту женщину, которая играла со своим веселым мальчиком, и подошла к ней. Мы познакомились. Женщину звали Елена, она приехала из России. Всю жизнь у них с мужем не было детей, пока они не сподобились приложиться к Поясу Пресвятой Богородицы, который тогда привезли в Москву. После этого, почти в пятьдесят лет, как сказала Елена, у них родился сын Ванечка. Сейчас вместе с Ваней она приехала поблагодарить Пресвятую Богородицу и вновь приложиться к Ее всечестному Поясу. Действительно, великие чудеса происходят и в наши дни, - нужно только верить».

Сейчас в Евросоюзе много спорят о том, не ущемляет ли права женщин запрет посещать Афон. Но, оказывается, совсем не обязательно разрушать многовековые традиции, чтобы прикоснуться к тайне Афона. Достаточно просто отправиться в морской паломнический круиз к его берегам.

Анастасия Горюнова-Борисова

Фото предоставлены греческим православным паломническим центром «Солунь»

Некоторые церковные традиции, появившиеся много веков назад, сегодня могут вызвать вопрос – а почему должно быть именно так, а не иначе? Наиболее обсуждаемым в этом смысле является афонский обычай не пускать на территорию Святой горы Афон женщин. В наш век равноправия полов такое ограничение некоторые называют настоящей дискриминацией представительниц слабого пола. Однако же, это совсем не так.Действительно – вот уже более тысячи лет женщины не имеют права пересекать границы Афона, особого монашеского государства на севере Греции. Появление такого запрета связано с церковным преданием о том, что Святая гора Афон находится под особым покровительством Богородицы Марии. Еще в первом веке по Рождестве Христовом Богоматерь посетила Афон и пораженная красотой этих мест, попросила Бога сделать Афон Ее земным уделом. По завету Матери Божией ни одна женщина, кроме Нее, не может ступить на землю Афона. Официально традиция не допускать на территорию Афона женщин была закреплена в 1045 году указом византийского императора Константина IX Мономаха.Запрет на нахождение женщин на Афоне существовал и после падения Константинополя. Турецкие султаны подтвердили право афонитов жить в соответствии с их древними принципами. В новое время особый статус Афона был закреплен указом президента Греции от 1953 года. Согласно ему женщина, сознательно нарушившая древнюю традицию и проникшая на Афон, может быть подвержена тюремному заключению на срок от двух до двенадцати месяцев.Конечно же, запрет на посещение Афона женщинами – это никакая не дискриминация, а защита формы жизни, почти позабытой сегодня. Женщины не допускаются на Афон не потому, что в Церкви имеется желание их как-то ущемить. А потому, что Афон – место особого молитвенного подвига монахов-мужчин. И ничто, и никто не должны монахов от этого подвига отвлекать. Вот в чем смысл древнего обычая.О том, что никакого пренебрежения у афонитов к женщинам нет, свидетельствуют исторические факты. Например, во время турецкого пленения, а также во время гражданской войны в Греции 1946–1949 гг. монахи на время отменяли древний обычай и женщины-беженки находили себе пристанище на Святой Горе. Кроме того, раз в день от Уранополиса (так называется пристань, с которой на Афон ходят паромы) отплывает особый катер. На него садятся почти исключительно женщины. Этот катер поочередно подходит к каждой из монастырских пристаней. На причале в ожидании катера стоят монахи, держащие монастырские святыни (мощи и другие реликвии). И пассажирки особого катера могут выйти на причал и поклониться святыням.Когда в начале 2000-х годов Греция вступала в Евросоюз, Европарламент пытался добиться от властей страны, чтобы древний обычай Афона был отменен и туристки со всего света могли наконец-то посетить Святую Гору. Данная инициатива не осуществилась. Ведь Афон по всем документам лишь формально является частью Греции, его земли находятся во владении афонских монастырей. Потому изменение традиционного уклада жизни Святой горы в будущем вряд ли предвидится.

Некоторые церковные традиции, появившиеся много веков назад, сегодня могут вызвать вопрос – а почему должно быть именно так, а не иначе? Наиболее обсуждаемым в этом смысле является афонский обычай не пускать на территорию Святой горы Афон женщин. В наш век равноправия полов такое ограничение некоторые называют настоящей дискриминацией представительниц слабого пола. Однако же, это совсем не так.

Действительно – вот уже более тысячи лет женщины не имеют права пересекать границы Афона, особого монашеского государства на севере Греции. Появление такого запрета связано с церковным преданием о том, что Святая гора Афон находится под особым покровительством Богородицы Марии. Еще в первом веке по Рождестве Христовом Богоматерь посетила Афон и пораженная красотой этих мест, попросила Бога сделать Афон Ее земным уделом. По завету Матери Божией ни одна женщина, кроме Нее, не может ступить на землю Афона. Официально традиция не допускать на территорию Афона женщин была закреплена в 1045 году указом византийского императора Константина IX Мономаха.

Запрет на нахождение женщин на Афоне существовал и после падения Константинополя. Турецкие султаны подтвердили право афонитов жить в соответствии с их древними принципами. В новое время особый статус Афона был закреплен указом президента Греции от 1953 года. Согласно ему женщина, сознательно нарушившая древнюю традицию и проникшая на Афон, может быть подвержена тюремному заключению на срок от двух до двенадцати месяцев.

Конечно же, запрет на посещение Афона женщинами – это никакая не дискриминация, а защита формы жизни, почти позабытой сегодня. Женщины не допускаются на Афон не потому, что в Церкви имеется желание их как-то ущемить. А потому, что Афон – место особого молитвенного подвига монахов-мужчин. И ничто, и никто не должны монахов от этого подвига отвлекать. Вот в чем смысл древнего обычая.

О том, что никакого пренебрежения у афонитов к женщинам нет, свидетельствуют исторические факты. Например, во время турецкого пленения, а также во время гражданской войны в Греции 1946–1949 гг. монахи на время отменяли древний обычай и женщины-беженки находили себе пристанище на Святой Горе. Кроме того, раз в день от Уранополиса (так называется пристань, с которой на Афон ходят паромы) отплывает особый катер. На него садятся почти исключительно женщины. Этот катер поочередно подходит к каждой из монастырских пристаней. На причале в ожидании катера стоят монахи, держащие монастырские святыни (мощи и другие реликвии). И пассажирки особого катера могут выйти на причал и поклониться святыням.

Когда в начале 2000-х годов Греция вступала в Евросоюз, Европарламент пытался добиться от властей страны, чтобы древний обычай Афона был отменен и туристки со всего света могли наконец-то посетить Святую Гору. Данная инициатива не осуществилась. Ведь Афон по всем документам лишь формально является частью Греции, его земли находятся во владении афонских монастырей. Потому изменение традиционного уклада жизни Святой горы в будущем вряд ли предвидится.

Греческая пресса вновь пишет о том, что Евросоюз хочет отменить аватон - древнее правило, которое запрещает доступ женщин на Афон. Насколько снятие аватона возможно сегодня, на ваш взгляд?

У новости об отмене аватона не было информационного повода. Говоря об этом в очередной раз, в прессе не привели никакой конкретной информации - ни высказываний чиновников, ни каких-то решений Европарламента, ПАСЕ или других организаций. Разговор шел в том духе, что вслед за принятием закона о легализации однополых союзов, в Греции будет проводиться дальнейшая поэтапная дехристианизация - и, возможно, в перспективе одним из ее этапов станет отмена аватона.

Последняя история, связанная с попыткой отменить это древнее правило, датирована началом нулевых годов. Тогда в Европарламенте за отмену высказались 274 депутата, 269 были против и еще 14 человек воздержались. И еще где-то год назад ходили слухи, что якобы Всемирный совет церквей проголосовал за снятие аватона, но это оказалось информацией недостоверной.

Фактов, говорящих о том, что отмену аватона готовят в ближайшее время, сейчас нет. Более того, сейчас это невозможно, поскольку приведет к очень большому резонансу и протестам внутри Греции. Статус Афона защищен 105 статьей греческой конституции и целым рядом соглашений между Грецией и ЕС. Юридически земля Афона принадлежит двадцати монастырям - монахи имеют право ограничить право въезда на Святую Гору тем, для кого посчитают это нужным. Вопрос о снятии аватона можно сравнить со следующей ситуацией: у вас есть 3-комнатная квартира, и тут приходит постановление мэрии, что вам нужно подселить к себе еще трех человек.

- А если говорить о долгосрочной перспективе - какова она?

Конечно, вопрос о снятии аватона рано или поздно поставят на обсуждение. Но до этого нужно демонтировать еще много других вещей в Греции - например, в больницах и в зданиях судов в Греции висят иконы. Постепенно их уже начинают убирать: буквально на днях в богословском факультете университета в Салониках факультета сняли икону Христа со входа и унесли подальше от глаз, на четвертый этаж, несмотря на протесты ряда педагогов и студентов. Процесс секуляризации идет в Европе, и Афон, безусловно, станет целью атаки. Но не сейчас- позже.

Справка Р.А.

Аватон, это свод правил монастыря. На Святой горе Афон, существует множество правил, имеющих различия в зависимости от монастырей. но одним из самых известных аватонов является запрет допуска женщин на Святую гору.

Гора Афон была провозглашена священным местом еще в указе византийского императора Василия I в IX веке. Запрет на посещение Афона женщинам, так называемый "аватон», установлен в XI веке. Афон считается "уделом Пресвятой Богородицы», Единственной из женщин, Которая всегда незримо присутствует на Святой Горе.

Вход на Афон закрыт не только женщинам, но даже животным женского пола, за исключением кур, несущих яйца, и кошек, которые ловят мышей в монастырях.

История сохранила ряд случаев, когда неприкосновенность афонских владений для женщин нарушалась. Здесь укрывались женщины, спасавшиеся от преследований турецких властей после неудачного восстания в 1821 году, а также коммунистки из партизанского движения, участвовавшего в греческой гражданской войне 1945-49 годов.

Кроме того, границы Афона нарушили несколько искательниц приключений и феминисток, которые протестовали против дискриминационного, по их мнению, запрета.

Тема об отмене запрета периодически становилось предметом обсуждения с точки зрения прав человека, дискриминации по половому признаку, нарушения международных конвенций о недопущении дискриминации, Европейской конвенции по правам человека и законодательства ЕС, в частности, одного из четырех основополагающих принципов европейской интеграции - свободы передвижения.

Чтобы оценить ситуацию, необходим и полезен краткий экскурс в историю и религиозные аспекты запрета. Запрет был официально объявлен Императором Византии Константином Мономахом в Золотой булле, декрете 1046 года. Государство всего лишь подвело законодательную базу под уже существовавшую религиозную традицию, основанную на том, что гора Афон явилась даром Божьим Деве Марии. Сегодня эту традицию хранят и защищают тысячи православных монахов разных национальностей в 20 монастырях под юрисдикцией Вселенского Патриарха Константинопольского.

Конечно, запрет на вход в монастыри лицам противоположного пола (как мужчинам, так и женщинам) не является уникальной характеристикой горы Афон: такой запрет характерен как для православных, так и для католических монастырей. Поэтому, если мы рассмотрим все 20 монастырей горы Афон как общность, запрет на посещение женщинами мужского монастыря не будет казаться чем-то экстраординарным, а наоборот - общепринятым правилом. Так есть ли разница, распространяется ли запрет на один монастырь или на всю полуавтономную монашескую республику? Поскольку монашеская республика горы Афон состоит только из мужских монастырей, я не вижу причин для иного решения. Нет никаких оснований, чтобы заставить Афон снять запрет со всех монастырей только потому, что это - не одно учреждение, а совокупность из 20!

Одним из аргументов против Аватона стало включение горы Афон в список объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Весь ансамбль является уникальным художественным творением, в котором сочетается природная красота местности и архитектурное совершенство строений. Более того, монастыри Афона хранят множество шедевров. Поскольку женщинам не разрешено посещение этого художественного ансамбля, не является ли это нарушением международных обязательств Греции? Комитет по всемирному наследию ЮНЕСКО, естественно, знал о запрете на посещение женщинами (и детьми) горы Афон, когда включал Афон в перечень объектов наследия, но, очевидно, не счел это препятствием. В описании проекта на сайте ЮНЕСКО также содержатся ссылки на "Триптикон" (соглашение) 1046 года и на хартию, ратифицированную правительством Греции в 1926 году. Оба этих документа подтверждают Аватон. ЮНЕСКО не выдвигает предварительных требований для включения объектов в свой перечень, таких как обеспечение беспрепятственного доступа к объектам всемирного наследия. В частных коллекциях также существуют уникальные и ценнейшие произведения искусства, которые могут считаться объектами всемирного культурного наследия, но только их владелец может решить, кому их демонстрировать.

Хотя по указанным ранее причинам я считаю, что тысячелетняя традиция афонских монахов не является дискриминационной, я объясню, что значило бы принуждение монахов к отмене запрета на посещение женщинами горы Афон.

Для людей, которые не разделяют религиозных взглядов и не могут согласиться с традициями монахов, Аватон, если его рассматривать отдельно, может показаться дискриминацией. Это вполне может быть. Но означает ли это автоматически нарушение прав человека? Права человека основаны не только на формальных законодательных актах, они являются следствием существования человеческого достоинства, необходимого каждому, а также общих ценностей, что подтверждают участники Европейской Конвенции по правам человека, говоря, что "европейские страны придерживаются единых взглядов и имеют общее наследие политических традиций и идеалов, уважения свободы и верховенства права". И в особенности там, где возникает конфликт между различными правами человека, следует помнить об этих основных принципах системы гуманитарных прав!