Имажинизм и имажинисты - это литературно-художественное течение. Поэты-имажинисты

План-конспект урока по теме:

«Цветовая картина мира в лирике поэтов-имажинистов»

11 класс (1урок-обзор, 2 урок - практикум: 2 учебных часа)

Тема урока: «Имажинизм - литературное направление поэзии Серебряного века. Цветопись как художественный прием лирики имажинистов»

Цели урока:

Познакомить учащихся с художественными истоками имажинизма, представителями данного направления в литературе; выявить черты сходства и различия в произведениях писателей - имажинистов.

Актуализировать знания учащихся об основных положениях имажинизма, о важнейших художественных средствах образности поэтического текста (метафоричность, цветопись, стилистическая особенность).

Показать органическую взаимосвязь лирики имажинистов с эпохой ее расцвета - 19-20-е годы ХХ века.

Показать разнообразие индивидуальных стилей поэтов-имажинистов (на примере произведений С.А. Есенина, А.Б. Мариенгофа,
В.Г. Шершеневича, А.Б. Кусикова)

Используемый материал. Тексты и аудиозаписи С.А. Есенина: «Отговорила роща золотая», «Да! Теперь решено без возврата», «Я последний поэт деревни…», «Не жалею, не зову, не плачу», «Хулиган»;
А.Б. Мариенгофа: «Острым холодным прорежу килем…», «На каторгу пусть приведёт нас дружба…»; В.Г. Шершеневича: «Принцип басни» и «Рассказ про глаз Люси Кусиковой»; А.Б. Кусикова «Аль-Баррак» и др. Презентация «
Поэты-имажинисты Серебряного века».

Опережающее домашнее задание: повторить основные литературные направления начала ХХ века, подготовить индивидуальное сообщение по лирике поэтов-имажинистов

Методы и приемы:

эвристический (беседа, работа с материалами критических статей, дискуссия, систематизация признаков, проблемно-познавательные задания, самостоятельная работа);

творческого чтения (прослушивание аудиозаписей песен, чтение произведений);

репродуктивный (слово учителя, комментарий учителя).

Ход урока

I. Вступительное слово учителя : «Поэзия занимала одно из ведущих мест в литературе в начале ХХ века. Не случайно это время называют «Серебряным веком» поэзии по аналогии с «Золотым веком». Необычайно короткий промежуток времени, 20 с небольшим лет подарил литературе множество гениальных имён: А.А. Блок, М.А. Цветаева, С.А. Есенин,
В.В. Маяковский, А.А. Ахматова. Большинство из них были представителями различных направлений в литературе начала ХХ века. Назовите эти направления.

(Ответы учащихся) Последней школой в русской поэзии начала 20 века был имажинизм.

(Слайд 1, запись темы; слайд 2 Временные рамки имажинизма)

Безусловно, такие таланты не уходят бесследно, они не только оставляют «свою» поэзию, но и оказывают заметное влияние на творчество других писателей, на всю последующую литературу. Однако каждое новое время приносило с собой новую поэзию. Какие же особенные, не похожие на прежние и, в то же время, напоминающие о них новые произведения принесли поэты-имажинисты в начале ХХ века? Мы попробуем ответить на этот вопрос в течение всех 2-х уроков и в конце второго проверим наши выводы.

II Поэты-имажинисты. Рассказ о представителях течения (Слайд 3) Представители течения.

Имажинизм был последней нашумевшей школой в русской поэзии ХХ века. Одним из организаторов и признанным идейным лидером группы был В. Шершеневич, который начинал как футурист, отсюда зависимость поэтических и теоретических экспериментов В. Шершеневича от идей
М. Маринетти и творческих исканий других футуристов - В. Маяковского,
В. Хлебникова. Имажинисты подражали футуристическому эпатажу публики, но их давно уже не новые «дерзости» носили театрально-наивный, если не откровенно вторичный, характер.

Во многом повлияло на развитие течения поэтическое творчество
С. Есенина, который входил в костяк объединения. С. Есенин главными в своем творчестве считал «лирическое чувство» и «образность». Источник образного мышления он видел в фольклоре, народном языке. Вся метафорика Есенина построена на взаимоотношениях человека и природы. Лучшие его стихотворения ярко запечатлели духовную красоту русского человека. Тончайший лирик, волшебник русского пейзажа, Есенин был удивительно чутким к земным краскам, звукам и запахам.

После революции в трогательной и нежной есенинской лирике появляются новые «разбойно-разгульные» черты, сблизившие его с имажинистами.

(Слайд 4 Возглавляли имажинизм)

Мы уже сказали, что особенность данного периода в том, что в нем жили и творили поэты, часто диаметрально противоположные в своих художественных пристрастиях и творческих исканиях. Даже представители одного направления затевали споры, предлагая различные способы постижения бытия. Собираясь в кафе с колоритными названиями «Бродячая собака», «Розовый фонарь», «Стойло Пегаса», критиковали друг друга, доказывая лишь свою избранность в создании нового искусства. Я предлагаю вам организовать такую дискуссию (В ходе дискуссии и после неё учащиеся заполняют таблицу. Слайд 6).

Первый представитель - глава объединения В.Г. Шершеневич (рассказ Курьяновой Анастасии)

Второй представитель - А.Б. Мариенгоф (сообщение Тюрина В.)

Третий представитель - С.А. Есенин (сообщение Мелюкова А.)

(Слайд 5. А.Б. Кусиков и сборники имажинистов)

Четвёртый представитель - А.Б. Кусиков (сообщение Абросимовой А.)

III. Систематизация и обобщение особенностей лирики имажинистов. Самостоятельная работа (заполнение таблицы)

Мы выслушали сообщение о каждом поэте и теперь имеем более полное представление о них, закончим заполнение таблицы, слайд 6)

А) Пример работы учащегося Жданова А.

В.Г. Шершеневич

А.Б. Мариенгоф

А.Б. Кусиков

С.А. Есенин

Основой поэзии Шершеневича стал «образ ради образа». Он стремился воплотить в своём творчестве имажинистские постулаты. В лирике нет яркости, хотя герой стремиться уйти от искусственного ада города на природу. Чувствуется искусственность и сконструированность его поэзии. (С-я «Ритмический ландшафт», «Принцип басни»)

Целью его поэзии стало соединение высокого и низкого, желание вызвать у читателя удивление, вызванное напряжённостью поэзии. Образы необычны, близки к оксюморону, краски нетрадиционные для предметов, есть нарушенние рифмы. (С-е «Острым холодным прорежу килем…»

Внутренней проблемой, которую пытается решить Кусиков стало примирение Евангелия и Корана. Кавказ он считал одновременно и русским, и азиатским. Один из главных образов - кони, которые несут его в новую жизнь, в прекрасный божественный сад. Всё это противопоставлено жестокой реальности. (С-е «Аль-Барак».

Вложил в свою поэзию тончайшие эмоциональные отттенки. Произведения по яркости и смысловой многозначности сравнивают с картинами Пикассо. (С-е «Кобыльи корабли»)

Несмотря на противоречивые взляды имажинистов, в их лирике можно найти и общие черты. (Слайд 7. Выводы )

Сравним наши выводы

Б) Звучит отрывок из стихотворения С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…», положенного на музыку. Какие черты народной песни заметили? Что нового внёс Есенин в своё произведение? Какими цветами оно окрашено? Как называется данный художественный прием? (Цветопись - один из важнейших приемов лирики имажинистов.)

В ) Слово учителя .

Стихотворение окрашено нежными тонами и оттенками, на первый план в нём выходит чувство любви, глубокое, искреннее! Эти переживания становятся особенно проникновенными благодаря музыке. Мы ощущаем само дыхание природы. Поэт рассказывает нам о нас самих, о наших простых, естественных чувствах, и потому является одним из всенародно любимых и сейчас.

IV. Художественные особенности лирики поэтов - имажинистов . Цветопись - основной художественный приём имажинистов.

А.) Чтение стихотворений А.Б. Мариенгофа: «Острым холодным прорежу килем…», и «На каторгу пусть приведёт нас дружба…», В.Г. Шершеневича: «Принцип басни» и «Рассказ про глаз Люси Кусиковой», А.Б. Кусикова «Аль-Баррак»

Б) Прослушивание стихотворений С.А. Есенина «Отговорила роща золотая», «Да! Теперь решено без возврата», «Я последний поэт деревни…», «Эта улица мне знакома…», «Хулиган».

В) Определите цветовую картину стихотворения (по выбору)

Какие образы нарисованы поэтом?

Какова роль метафоры в произведении?

V. Творческая работа «Эта улица мне знакома…»

(Слайд 8. Название работы, примерное вступление)

А) Работа со вступлением к творческому заданию

Б) Несказанное, синее, нежное…. (Слайд 9)

Сопоставьте цветовую картину в стихотворении А. Кусикова и
С. Есенина, А. Мариенгофа и С. Есенина, В. Шершеневича и А. Кусикова
(С. Есенина)

Какие новые, непохожие образы созданы в стихах? (Образы коней, небесного простора, окрашены в контрастные и яркие цвета).

В) Работа с фрагментом статьи Л.В. Занковской «Характерные черты стиля Сергея Есенина», в ней она раскрывает характерные черты стиля поэта до революции и после (Фрагмент статьи распечатан для учащихся).

Сердце-вещун, мать-голубица, сокол-ветер, березка-невеста, де вица-вьюга, лес-хороводник, туча-борода, месяц-ягненок и др. - вот далеко не полный перечень излюбленных тропов поэта, попавших к нему из лаборатории народного творчества, секреты которого он знал досконально: «Это все есть у народа, - говорил он. - Мы тут только наследники народа. <... > Это только надо найти, услышать, прочитать, осмыслить».

«Уже в ранних стихах Есенина природа воспринимается как живое существо, способное во всем уподобляться человеку. В мировой и русской литературе метафора - явление едва ли обязательное, но в творчестве
С. Есенина - это особенность его стиля, унаследованная от народно -поэтических традиций.

Отличительная особенность есенинской цветописи - мажорность, четкость, импрессионистическая точность, осязаемость. Краски у него всегда живые, как все в природе; динамичные Соответствующие даже мгновению, времени суток и месяца; мелодичные, броские, звучащие, что кажется удивительным при почти элегической тональности его стихов.

Богатство есенинского радужного спектра возможно сравнить лишь с красками природы. Поэт оперирует всеми цветами, окружающими его: синим, голубым, золотым, желтым, зеленым, коричневым, черным, белым, розовым, малиновым, вишневым, алым, огненным и т.д. («О красном вечере задумалась дорога»; «Вечером синим, вечером лунным»; «Алый мрак в небесной черни / Начертил пожаром грань» и др.)».

В последующие годы (1919-1923) в стиле С. Есенина наблюдается своеобразный «взрыв образности», что не могло не сказаться на его цветовой гамме: она становится необычайно «объемной», еще далее расширяются ее границы, углубляется оттеночный эффект: желтый, златой, златохвойный, рыжий, ржавый, кровавый, окровавленный, красногривый, багряный, черный, вороний и т.д. («Заметался пожар голубой»; «Льется дней моих розовый купол / В сердце снов золотых сума»; «И мне в окошко постучал / Сентябрь багряной веткой ивы»). Природа у Есенина, по словам Л.В. Занковской, следует законам жизни: она поет, звенит, переливается всевозможными опенками звучания («В роще по березкам белый перезвон»; «А у низеньких околиц / Звонко чахнут тополя"; «Хвойной позолотой / Взвениеает лес»). Эпитет его многомерен и, интегрируя в себе живописное и музыкальное, имеет, как правило, полихромный и полифонический оттенок («звонкий мрамор», «белый перезвон», "звенящая рожь" и т.д.).

Разнообразие, красок и цветовых эпитетов, как и звуковых, способствует рождению новой внутренней формы, в которой смысловое органично сливается с живописным, симфоническим и собственно поэтическим.

Что Занковская говорит о цветописи как основном художественном приёме имажиниста Есенина?

Какие цитаты статьи кажутся вам самыми полезными, какие из них вы используете в своем творческом анализе?

В начале нашей работы мы совсем немного знали об основных литературных направлениях в поэзии 20 века. Теперь же настало время проявить свои знания. Своеобразным итогом будет творческая работа «Эта улица мне знакома….». Эта строчка из стихотворения Есенина, которую мы взяли в качестве названия, позволит узнать насколько серьёзной и полезной была работа, которую мы проводили, анализируя стихотворения поэтов - имажинистов.

В) Написание творческой работы по стихотворению одного из поэтов - имажинистов (по выбору).

Слово учителя

Краток был Серебряный век. Краток и ослепителен. Биографии почти всех творцов этого поэтического чуда сложились трагически. Время, отпущенное им судьбой, оказалось роковым. Но, как известно, «времена не выбирают - в них живут и умирают». Поэтам Серебряного века пришлось до дна испить чашу страданий: хаос и беспредел революционных лет и гражданской войны уничтожил духовную основу их существования. Многие из имен на долгие годы были преданы забвению. Но «ничто на земле не проходит бесследно». Явление культуры под названием «Серебряный век» вернулось к нам в стихах его создателей, для того чтобы еще раз напомнить, что только красота может спасти мир.

Домашнее задание.

Домашнее задание дается учителем в соответствии с тематическим планом изучения раздела «Имажинизм» в конкретном классе.

Первых лет после Октябрьской революции 1917 года отмежевалось от футуризма и стало называться имажинизмом - от французского слова image, что означает "образ". Самые знаменитые имажинисты - это Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев.

Происхождение

Термин заимствован у имажистов - была такая авангардистская английская поэтическая школа. Русские читатели впервые увидели это слово в статье, которую З. Венгерова опубликовала в 1915 году. Автор рассказывала о Эзре Паунд и Уиндеме Льюисе - лондонских поэтах-имажистах, которые пытались сосредоточиться на тех образах, которые составила сама первозданная стихия поэзии. Русские имажинисты ничего похожего на стихи имажистов не писали, преемниками их не собирались быть изначально, заимствован был только термин.

Это была самая последняя поэтическая школа из тех, которые сколько-нибудь нашумели в первой половине двадцатого века. Несмотря на то что организовались поэты-имажинисты через два года после революции, ничего революционного они в поэзию не принесли. Хотя считали, что у них свой путь. Русские имажинисты - это небольшая группа поэтов, отошедших от футуризма, причём некоторые продолжали писать в прежней направленности. Все поэты были абсолютно разноплановы, задекларированных принципов стихосложения никто из них не придерживался. Первый имажинистов прошёл 29 января 1919 года в помещении Всероссийского союза поэтов.

Декларация и состав

На следующий день, 30 января, имажинисты опубликовали свою первую Декларацию с творческими принципами, подписанную Есениным, Ивневым, Мариенгофом и Шершеневичем, а также художниками Эрдманом и Якуловым. Исследователи и литературоведы до сих пор не определились, нужно ли поместить имажинизм в ряд с акмеизмом, символизмом и футуризмом. интересное явление на ниве литературного творчества, но рассматривать его нужно скорее как один из этапов развития постсимволизма, поскольку однозначно новой нагрузки для теории литературы это течение дать не смогло. По идее, имажинисты - футуристов, поскольку ни одного нового пути для развития поэзии ими открыто не было.

Страна в течение всего пред- и постреволюционного периода переживала творческий бум, в том числе и теоретический. Велись поиски рациональных и научных методов, плюсуя ремесло и мастерство, чтобы генерировать новую поэтическую систему. Имажинизм - это одна из таких попыток, и она, безусловно, жизнеспособна, как и любое течение, которое способно повлиять на развитие поэтического языка. Теоретики имажинизма провозгласили образность основным принципом поэзии. Не слово-символ, которое имеет бесконечное число значений, как у символистов, не слово-звук, как у кубофутуристов, не слово-название, как проповедовал акмеизм, а слово-метафора, причём с единственным определённым значением. Имажинизм в литературе - это образ и только образ, единственное орудие на производстве у настоящего мастера искусства.

Какой имажинисты видели образность

Поэты-имажинисты назвали образ нафталином, пересыпающим произведение, спасая его от времени, которое они отождествили с молью. Они считали, что поэтическая строка словно бронью покрывается от наличия образа, и словно панцирем защищена вся картина стихотворения. Для театрального действия стиха образ - крепостная артиллерия.

Относительно содержания художественного произведения имажинисты 20 века слегка ошиблись, впоследствии Мариенгоф поправил сказанное в Декларации абсолютно противоположным утверждением. А сначала было заявлено, что содержание - бессмысленная глупость. Развитие языка они видели только посредством метафоры. Конечно же, в этих приёмах не было нового: образность - прерогатива символизма, а использовали эти принципы и футуристы. Подчинение формы и содержания образу - это было ново, но довольно-таки глупо.

Преодоление футуризма

Развитие русской поэзии двух первых десятилетий двадцатого века можно охарактеризовать как непримиримую борьбу и бесконечное соперничество каждого с остальными. Как футуристы и акмеисты с криками рождались из символизма, так и - это преодоление футуризма.

Хотя и странно это так же, как убийство ближайшего родственника: футуризму пожелать футурьей смерти, написать некролог о том, что скончался десятилетний горластый парень (1909-1919) - издох футуризм... "Добрый" имажинизм, родного брата не пожалел.

Вадим Шершеневич

Идейным лидером и главным организатором имажинисты Серебряного века единогласно признавали Вадима Шершеневича. Он был и теоретиком нового течения, и его пропагандистом. То, что он начинал (да и продолжал) как футурист, не помешало ему стать яростным критиком и ниспровергателем собственной поэтической колыбели.

Причины наверняка были не столько политические, сколько личные, поскольку Шершеневич выражался однозначно, что, принимая футуризм, никак не принимает футуристов. Однако его дальнейшие поэтические и теоретические эксперименты подтверждают кровную связь с идеями Маринетти и творчеством Хлебникова с Маяковским. При таких обстоятельствах трудно верить утверждениям, что имажинисты - это совсем другие поэты.

Анатолий Мариенгоф

Тоже весьма активный член группы имажинистов, Мариенгоф теоретически был более консервативен, хотя и отличался эстетическим нигилизмом, превосходившим довольно часто все авангардные опыты футуристического Шершеневича. Мариенгоф - довольно неоднозначная фигура. Исследователи имажинизма то определяют его в последователи Есенина, учитывая факт их близких дружеских отношений, то противопоставляют Есенину, объединяя с Шершеневичем.

Будучи таким же теоретиком имажинизма, как и Шершеневич, Мариенгоф образу как таковому не уделяет столь огромного внимания, более того, он сосредоточен на содержании. Искусство он обозначает формой, а содержание - наполнением этой формы, и целое будет прекрасным только в одном случае: когда прекрасна каждая из этих частей.

Рюрик Ивнев

Что-то общее должно было объединять абсолютно разных и не похожих друг на друга поэтов. Что это было - исследователи так и не могут внятно объяснить. Дело в том, что эстетические позиции и вся творческая деятельность отдельного имажиниста имели не столь важное значение для соратников, сколько дружеские привязанности, чисто бытовое общение и внелитературные связи.

Так и русские имажинисты считали абсолютно своим, хотя даже Брюсов отметил, что Ивнев не только не имажинист, он вообще на полпути от акмеизма к футуризму. Но всё это не значит, что у Рюрика Ивнева стихи нехороши. Напротив - хороши, и очень.

Сергей Есенин - имажинист

Очень сильное влияние на теорию имажинизма оказали теоретические изыскания и всё поэтическое который являлся стержнем этого объединения поэтов. Ещё до создания группы он написал трактат "Ключи Марии" с размышлениями о сути творчества и словесного искусства. Органическая фигуральность языка - так он назвал образность - должна опираться на фольклор и национальную стихию, считал Есенин. Народная мифология и её параллель относительно природы и человека всегда были основой поэтического мироощущения поэта.

Это совсем не состыковывается с принципами имажинизма, но в ряды эти Есенин всё-таки вступил и подписался под Декларацией, то есть под мировоззренческими постулатами Мариенгофа и Шершеневича. Вспомним, что первый духовно тяготел к футуризму, а второй был выходцем из футуристических кругов. Их безусловно раздражал есенинский "национализм", однако они мудро пользовались громким именем истинно русского певца и несли его знаменем перед набирающим силу движением. Надо признать, что долго это делать они не смогли. Есенин - имажинист только по названию - отошёл от группы, назвав их деятельность кривлянием, а ёрничество - недостаточностью чувства родины.

Деятельность

Стихи имажинистов публиковались много и практически непрерывно. Этому способствовало то, что им принадлежали несколько издательств, знаменитое кафе "Стойло Пегаса" и собственный журнал. Эксплуатируя скандалы как путь к успеху, как когда-то футуристы, они и в этом не преуспели. Проходили диспуты, где имажинисты пробовали бузить, однако всё это было и наигранно, и вторично. Не хватило таланта. Хотя были акции если не забавные, то уголовные: то стены Страстного монастыря распишут богохульственными словами, то Тверскую улицу переименуют в Есенинскую, сменив таблички, то государство от искусства отделят...

Но издательское дело шло замечательно. Несколько постоянных издательств, два книжных магазина, а также кинотеатр принадлежали верхушке имажинистов. Они издавали столько книг, что современники изумлялись, откуда имажинисты берут столько бумаги. Даже недоразумения случались. Шершеневич в 1920 году издал книгу стихов "Лошадь как лошадь". Название и подвело: весь тираж ушёл на склад Наркомзема, чтобы распространить книгу про лошадей среди крестьянства. Факт был настолько вопиющ, что даже Ленину доложили.

Разногласия и распад

В компании столь разных по форме, принадлежности и качеству поэтов неминуемо случаются творческие разногласия. Сначала группа делится на два крыла - в левом оказались Мариенгоф, Шершеневич и Эрдман, а в правом - Есенин, Кусиков, Ивнев, Ройзман, Грузинов. Взгляды на содержание и форму поэзии, а также на её задачи - и задачи образа в том числе, - оказались диаметрально противоположными. А в 1924 году Есенин открытым письмом в газете объявил группу имажинистов более не существующей.

Остальные имажинисты такого шага никак не ожидали, пытались опровергнуть слова поэта-провидца, но всё случилось так, как он предрёк. Журнал закрылся, издаваться с учреждением Главлита стало уже почти невозможно, "Стойло Пегаса" тоже реанимировать не удалось. Без Есенина имажинизм действительно существовать перестал. "Моль времени" всё-таки почикала почти всё, что сочинили имажинисты, вместе с "нафталином образов". Ни одна формальная поэтическая школа выжить не может - корней под ней нет. "Националист" Есенин хорошо это понимал.

История

Основные имажинистские издания

  • 1918 Альманах поэтов «Явь»
  • 1920 Сборник «Харчевня зорь»
  • 1920 Сборник «Плавильня слов»
  • 1920 Сборник «Конница бурь»
  • 1920 Сборник «Конница бурь. Сборник 2»
  • 1920 А. Мариенгоф. «Буян-остров»
  • 1920 C. Есенин «Ключи Марии»
  • 1921 В. Г. Шершеневич. «2х2=5: Листы имажиниста»
  • 1921 Львов-Рогачевский. «Имажинизм»
  • 1921 И. Грузинов. «Имажинизма основное»
  • 1921 А. М. Авраамов «Воплощение: Есенин - Мариенгоф»
  • 1921 Рюрик Ивнев. «Четыре выстрела в Есенина, Кусикова, Мариенгофа, Шершеневича»
  • 1922 Журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном», № 1
  • 1923 Журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном», № 3
  • 1924 Журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном», № 4
  • 1925 Сборник «Имажинисты»

Современные издания

Поэты-имажинисты /Сост., подг. текста, биограф. заметки и примечания Э.М.Шнейдермана. - СПб.: Пб. писатель, М., Аграф, 1997. - 536 с. (Б-ка поэта. Большая серия).

Литература

  • Архангельский В. Имажинисты /В. Архангельский// Саррабис. - 1921. - №3. - C. 3-4.
  • Васильев И. Е. Русский поэтический авангард XX века. Екатеринбург: изд-во Урал. ун-та, 1990. - 231с.
  • Захаров А. Н., Савченко Т.К. Есенин и имажинизм / А.Н. Захаров. Т.К. Савченко // Российский литературоведческий журнал. - 1997. - №11. С. 3 -40.
  • Крусанов А.В. Русский авангард. Т.2, книги 1, 2. - М.: Новое литературное обозрение, 2003.
  • Кудрявицкий А. И. «Трубами слов не воспеты…» / А. Кудрявицкий // Октябрь. - 1993. - № 9 - С. 15 - 20 .
  • Макарова И. А. Поэтика и теория русского имажинизма / И.А. Макарова // Русская литература XX века: Школы. Направления. Методы творческой работы. Учебник для студентов высших учебных заведений. - СПб., М.: Logos, Высшая школа, 2002. - С. 111 - 152.
  • Марков А. А. «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?» (Есенин и его окружение) / А.А. Марков // Диалог. - 1995. - № 9. - С. 86 - 91.
  • Мекш Э. Б. Кто основал имажинизм? / Э.Б. Мекш// Русская поэзия: год 1919-й. - Даугавпилс, 1998. - С. 103 - 115.
  • Савич О. Имажинист (1922) / О. Савич // Вопросы литературы. - 1989. - № 12. - С. 16 -23.
  • Хуттунен Т. Имажинист Мариенгоф: Денди. Монтаж. Циники. М.: Новое литературное обозрение, 2007.
  • Markov, Vladimir . Russian Imagism, 1919-1924. Bausteine zur Geschichte der Literatur bei den Slawen, 15/1. Giessen, 1980.
  • Nilsson N. The Russian imaginists. - Ann Arbor: Almgvist and Wiksell, 1970. - 75 p.
  • Ponomareff C. The image Seekers: Analysis of imaginists Poetic Theory, 1919-1924 / С. Ponomareff // The Slavic and East European journal. - 1986. -V. XII. - № 3.
  • Huttunen T. Word and Image in Russian Imaginism // The Gaze Unlimited. Helsinki, 2009.

Ссылки

Дополнительные материалы

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Имажинисты" в других словарях:

    - (от англ. imagism — образность), литературная группировка в 1919 — середине 1920 х гг., прокламировавшая примат слова образа над идеей; в Москве к «имажинистам» принадлежали, В.Г. Шершеневич, А.Б. Кусиков, и отчасти, который вместе с… … Москва (энциклопедия)

    Имажинисты - лит. группа, печатно объявившая о своем существовании в нач. 1919. Просуществовала 8 лет: до 1924 под покровительством анархистского толка ассоциации вольнодумцев, пред. к рой был С. А. Есенин, а с 1924 и до самороспуска, последовавшего в 1927,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    - (от французского image образ) направление в литературе и живописи. Возникло в Англии незадолго до войны 1914 1918 (основатели его Эзра Поунд и Уиндгэм Люис, отколовшиеся от футуристов), на русской почве развилось в первые годы революции. Русские… … Литературная энциклопедия

    - (от лат. imagо образ) литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов метафора, часто метафорические цепи … Википедия

    Александр Борисович Кусиков Имя при рождении: Александр Борисович Кусикян Дата рождения: 17 сентября 1896(1896 09 17) Место рождения: Армавир, Кубанская область Дата смерти … Википедия

    Кусиков, Александр Борисович Александр Борисович Кусиков Имя при рождении: Александр Борисович Кусикян Дата рождения: 17 сентября 1896(1896 09 17) Место рождения: Армавир Дата смерти: 20 и … Википедия

    Имажинизм - ИМАЖИНИЗМ. 10 го февраля 1919 года в «Советской Стране», издававшейся в Москве, был напечатан манифест «имажинистов». Поэты новой группы Вадим Шершеневич, Сергей Есенин, Александр Кусиков, А. Мариенгоф наименование свое позаимствовали из… … Словарь литературных терминов

    - (от лат. образ) лит. течение, возникшее в первые послереволюционные годы на основе худож. поисков рус. авангарда. Название восходит к англ. имажизму (1908) (Т.Э. Хьюм, Э. Паунд), знакомство с к рым в России произошло после статьи… … Энциклопедия культурологии

    Имажинизм литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные … Википедия

Литературное течение имажинизм {фр. imag - образ) официально оформилось в России в 1919 году и было вызвано, подобно другим новым явлениям в литературе рубежа веков, изменившейся культурной ситуацией. Основа имажинизма - слово-метафора с единственным определённым значением. Имажинисты - поэтическая группа, члены которой увлекались «теорией образа». Возглавляли течение В.Г. Шершеневич, С.А. Есенин и А.Б. Мариенгоф. Сторонники имажинизма утверждали, что стихи нужно писать так, чтобы читать их было можно и с начала, и с конца. По инициативе В. Шершеневича был утверждён Великий Орден Имажинистов, у которого было своё издательство, книжная лавка и кафе «Стойло Пегаса», где проводились литературные вечера и с большим успехом читал стихи С. Есенин. В 1919 году поэты выступили с изложением принципов нового течения. Декларировалась самоценность не связанного с реальностью слова-образа: «Единственным законом искусства, единственным и несравненным методом является выявление жизни через образ и ритмику образов» («Декларация»),

Наряду с образованием имажинизма этот год ознаменовался для С.А. новой стезей в поэзии. И он почти в порядке эксперимента написал стихи, которые впоследствии будут печататься с названьем «Хулиган».

В стихах 19-20 годов Есенин расширяет смысл каждого слова и заставляет читателя взглянуть на него по-новому. Но, несмотря на благополучно складывающуюся карьеру и жизнь, в его поэзию закрадываются печальные и даже в каком-то смысле философские ноты. Они начинают звучать еще в стихотворении «Ветры, ветры, о снежные ветры…» и продолжают в таких стихах, как «Я последний поэт деревни…», «Душа грустит о небесах…»…

Но уже в 1920-м в статье «Быт и искусство» Есенин отмечал: «Собратья мои увлеклись зрительной фигуральностью словесной формы, им кажется, что слово и образ - это уже всё.

Есенин: «такой подход к искусству слишком несерьёзный, так можно говорить об искусстве поверхностных впечатлений... но отнюдь не о том настоящем строгом искусстве, которое есть значное служение выявления внутренних потребностей разума». Через год Есенин признается, что в имажинизме он «чутьём стремился к тому, что нашёл более или менее осознанным». Для него сохраняли своё значение и традиционные поэтические образы - родины, природы и др. «

    Поэтика ОБЭРИУтов и творчество Н. Заболоцкого.

Ленинградская литературно-философская группа «Объедине­ние реального искусства» вошла в историю авангарда под сокра­щенным названием ОБЭРИУ (1927- 1930). Эта аббревиатура, по мнению авто­ров, должна восприниматься читателем как знак бессмыслицы и нелепицы. В своем манифесте от 24 ян­варя 1928 года обэриуты заявили, что они «люди реальные и кон­кретные до мозга костей», что необходимо отказаться от обиход­но-литературного понимания действительности ради «нового ощу­щения жизни и ее предметов»

Философская база кружка в целом представляла собой синтез идей «Критики чистого разума» И. Канта, философии интуити­визма и реального сознания (А.Бергсон и Н.О.Лосский), фено­менологии Г. Шпета и «техники поведения» древнекитайского муд­реца Лао-цзы.

Отличие обэриутов состояло в том, что они отказались от поис­ков в сферах мистико-религиозных, этико-философских или идеолого-эстетических мыслей. Их молодые умы обратились к мате­матике, геометрии, физике, логике, астрономии и естественным дисциплинам. Отвергли они поначалу и аристотелевскую теорию отражения, активно претворяя свои взгляды в реальной жизни.

Творчество Николая Заболоцкого не во всем совпадало с обэ- риутской концепцией поэзии. Поэт увлекался натурфилософски­ми идеями Лейбница, Тимирязева, Циолковского, народной аст­рономией, он верил в разум, свойственный всей живой и нежи­вой природе. В его стихах звери и растения - уже не литературные олицетворения и аллегории, а мыслящие существа Стихи поэта, на­писанные для детских изданий, показывают его понимание детс­кой психологии, знакомство с педагогикой.

Поко­лению детей и подростков 60-80-х годов Заболоцкий больше был знаком по «взрослым» стихам («Некрасивая девочка», 1955; «Не позволяй душе лениться», 1958), по стихотворному переложению «Слова о полку Игореве» (1938, 1945), вошедшему в школьную программу, по «детским» переложениям романов Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1934) и Ш. де Костера «Тиль Уленшпи­гель», по обработанному для юношества переводу поэмы Ш. Рус­тавели «Витязь в тигровой шкуре».

К созданию своего стиля обэриуты шли от «реального» пони­мания таких феноменов, как движение, мышление, память, во­ображение, речь, зрение и слух. В каждом явлении они обна­руживали некий сдвиг, неточность, ускользание от «правиль­ности», т.е. реальность открывалась обэриутам как царство аб­сурда. В стихах Хармса крутится забавный абсурдный мир, где все наоборот: кашу не ели, а пили, шли задом наперёд, а непонятное нечто «чирикало любезно…

Стихи обэриутов, в особенности детские, представляют собой разные игры. Излюбленный мотив «чинарей» - путаница (можно сравнить «Путаницу» Чуковского с «Ниночкиными покупками» и «Чудака­ми» Юрия Владимирова). Обэриуты нашли новые способы диалога с читателем, «заимст­вованные» из детских правил общения: веселый подвох, розыг­рыш, провокация. Особенно много таких примеров у Хармса (на­пример, «Храбрый ёж», «Ты был в зоологическом саду?», «При­ключения ежа», «Семь кошек», «Бульдог и таксик» и др.).

Огромное влияние на творчество Заболоцкого, на его философские взгляды, оказывали такие поэты, как Пушкин, к чьему поэтическому языку он всегда стремился, и Хлебников. В своем творчестве Заболоцкий обращается к природе в период вторжения в неё человека, когда человек возомнил себе, что растительный и животный мир подвластны ему. Поэт категорически не согласен с этим, он считает, что человек должен жить в гармонии с природой, она «тоже живая и тоже дышит». В стихотворении «Лодейников» Заболоцкий замечает каждую мелочь и воспевает её: …Над селеньем всходил туманный рог луны, и постепенно превращалось в пенье шуршанье трав и тишины. Однако не только природа интересует поэта, в своём творчестве он поднимает и другие философские вопросы. Один из них – тема человеческой красоты, как внутренней, так и внешней. Заболоцкого волнуют судьбы людей ничем не выдающихся, он умеет увидеть за внешней простотой обаяние духовности, опоэтизировать будничное. Так, в стихотворении «Некрасивая девочка» автор начинает с описания непривлекательной внешности своей героини: Среди других играющих детей Она напоминает лягушонка. Но затем неожиданно Заболоцкий переходит к размышлению о внутренних качествах девочки: Ни тени зависти, ни умысла худого Ещё не знает это существо. Так что же важнее? Красивый сосуд, в котором пустота, или «огонь, мерцающий в сосуде»? Конечно, яркая душа, а не внешность или известность. Эта мысль становится ведущей в стихотворении «Старая актриса». Капризная старуха, не имеющая уже ничего - ни былой славы, ни красоты - держит в подвале робкую девочку для «бытовых нужд»: «здесь она выбивает ковры у дверей, пыль и плесень стирает с ампира». А девочка в силу своей простоты, детской наивности и чистоты души ничего не понимает. И когда её старая тётка бранит, И считает и прячет монеты, - О, с каким удивленьем ребёнок глядит На прекрасные эти портреты! Философские взгляды на жизнь и смерть открываются в стихотворении Заболоцкого «Метаморфозы». Метаморфозы - значит, изменения, Поэта интересует вопрос вечной жизни, а вернее, перетекания из одного состояния в другое, более совершенное. Он уверен, например, что «мысль некогда была простым цветком». С религиозной точки зрения бессмертие - это возрождение в новом обличье. Заболоцкий поддерживает эту мысль, но он опирается и на научные открытия, философские и психологические теории. Мир изменяется с каждой секундой и человек меняется вместе с ним: Как мир меняется! И как я сам меняюсь! Лишь именем одним я называюсь, - На самом деле то, что именуют мной, - Не я один. Нас много. Я – живой. Человек у Заболоцкого одновременно развивается духовно и физически, на протяжении всей жизни он умирает и тут же предстаёт в новом обличье: А я всё жив! Всё чище и полней Объемлет дух скопленье чудных тварей. В творчестве Н. Заболоцкого в полной мере отразилось философское восприятие мира. Больше всего поэта волновали темы истинной человеческой красоты и совершенства природы – «поющего органа», в котором всё слажено, а также вопросы жизни и смерти.

    Неореализм в русской литературе начала ХХ в. Основные представители. Особенности направления.

«неореализм» – это искомый синтез, соединение лучших достижений реализма и символизма: «диалектически: реализм - тезис, символизм - антитезис, и сей час - новое, третье, синтез, где будет одновременно и микроскоп реализма, и телескопические, уводящие к бесконечностям, стекла символизма» 6 .

Главными чертами этой новой литературы (неореализма, или синтетизма), по Е. Замятину, являются:

    кажущаяся неправдоподобность действующих лиц и событий, раскрывающая подлинную реальность;

    передача образов и настроений одним каким-нибудь особенно характерным впечатлением, то есть пользование приемом импрессионизма;

    скульптурная определенность и резкая, часто преувеличенная яркость красок, экспрессионистичность;

    быт деревни, глуши, широкие отвлеченные обобщения, - путем изображения бытовых мелочей;

    сжатость языка, лаконизм;

    показывание, а не рассказывание, повышенная роль, динамизм сюжета;

    пользование народными, местными говорами, использование сказа;

    пользование музыкой слова.

Новое качество литературы, по Е. Замятину, является производным от реальной действительности, которая «сегодня перестает быть плоско реальной: она проектируется не на прежние неподвижные, но на динамические координаты Эйнштейна, революции. В этой новой проекции - сдвинутыми, фантастическими, незнакомо-знакомыми являются самые привычные формулы и вещи. Отсюда - так логична в сегодняшней литературе тяга именно к фантастическому сюжету или сплаву реальности и фантастики» 6 .

Неореализм – течение в русской лит-ре в 1910 гг. Термин возник в критике как результат переосмысления идей С.А. Венгерова. Он говорил о смене эстетической системы рус. лит-ры в конце 19 века (1890-1910 гг), назвал творчество разных стилей одним названием "неоромантизм". Сам говорил о спорности такого глобального объединения.

Проблематика в творчестве писателей-неореалистов – переход от социологизма к нравственно-философским темам, "вечным вопросам".

Поэтика у неореалистов – субъективация и лиризация прозы, усиление значения символа, использование мифологии как художественного средства, вообще обогащение поэтики неореалистов за счёт художественных открытий символизма.

Как отчетливая художественная тенденция неореализм складывается во второй половине 1900 – начале 1910-х годов. Особенно значительные явления, принадлежащие ему, – творчество И. С. Шмелева, А.Н.Толстого, С. Н.Сергеева-Ценского, М. М. Пришвина, Е. И.Замятина, И. А. Бунина.

Общественно-политическая проблематика Его особенно" привлекает теперь стихия быта. При этом бытовая тема сплошь и рядом связана с образом обширного российского захолустья, Руси, «загнанной на кулички» («На куличках» Замятина). Среди частых героев литературы – и безнадежно отживающие, и еще не начавшие или едва начавшие жить жизнью исторической. Это – и замкнутый мирок дворянских последышей, и патриархальные народные островки, рассеянные по просторам европейского Севера и Сибири, и косный уклад среднерусской деревни, и уездная глухомань, захлестнутая обывательской стихией, и убогая, обездоленная жизнь городских низов.

Однако ключевым явлением реалистического движения стало неореалистическое течение, обращенное к категориям значительно более широким и общим. Его основную особенность можно определить как «бытие через быт». Именно ему был прежде всего обязан явственно усилившийся в ту пору читательский интерес к реалистической литературе, побудивший критику говорить о «возрождении реализма».

Они перекликались друг с другом уже близостью ведущих тем, особенно темой российской «глубинки». У неореалистов в фундамент художественной постройки также ложился преимущественно бытовой материал. Видение «истории через быт», постоянное внимание к текущим социальным процессам было свойственно и им. Но разница состояла в том, что оно, это видение, не становилось в их произведениях во главу угла. И это имело объяснения. На смену болезненным настроениям предшествующих лет пришло ощущение исторического движения, лишенное однако, того предвкушения «неслыханных перемен» (вспоминая блоковские слова), которые испытывали многие литераторы перед первой революцией. Преобладающим в литературе (до начала мировой войны) стал особый тип восприятия исторического времени – восприятия, чуждого ощущению застоя и вместе с тем достаточно скептического по отношению к ближайшим историческим перспективам.

Имажинизм

На основе художественных поисков авангарда в первые послереволюционные годы возникло литературное течение имажинизм (от лат. imago – образ). Название восходит к английскому имажинизму, возникшему в начале XX в. и представленному творчеством Т. Хьюма и Э. Паунд, знакомство с которым в России произошло после статьи З. Венгеровой «Английские футуристы», опубликованной в 1915 г. в сборнике «Стрелец». От английского имажинизма было воспринято тяготение к конкретно-зримому образу, порожденному непривычным взглядом на вещи и оказывающему неожиданное и внезапное воздействие на читателя. Формальным началом имажинизма считается публикация в воронежском журнале «Сирена» (1919, № 4) и в газете «Советская страна» (1919, 10 февр.) литературной декларации нового движения, объединившего С. Есенина, И. Грузинова, А. Кусикова, Р. Ивнева, В. Шершеневича, А. Мариенгофа, Г. Якулова и Б. Эрдмана. Местом их встреч стал литературный клуб (имажинистское кафе) «Стойло Пегаса», а публикаций – журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном» (1922). Вышло четыре номера этого журнала. Имажинисты образовали свое издательство «Имажинисты», в котором печатались коллективные сборники: «Явь», «Конница бурь», «Плавильня слов», «Харчевня зорь», «Золотой кипяток», «Звездный бык». Вел. Хлебников написал ироничное стихотворение «Москвы колымага» (1920) по поводу новаций имажинизма:

Москвы колымага,

В ней два имаго.

Голгофа Мариенгофа.

Город распорот.

Воскресение Есенина.

Господи, отелись

В шубе из лис!

Эстетической (и главной) основой имажинизма было особое понимание роли эстетического воздействия или впечатления от художественного образа. Это впечатление должно было быть максимально насыщенным и ярким. В. Шершеневич утверждал: «Образ и только образ. Образ – ступени от аналогий, параллелизмов – сравнения, противоположения, эпитеты сжатые и раскрытые, приложения политематического, многоэтажного построения – вот орудия производства мастера искусства. <…> Только образ, как нафталин, пересыпающий произведение, спасает это последнее от моли времени» . Имажинисты отрицательно относились к социально-газетной тематике позднего футуризма, публицистическим стихотворениям и пропагандистским рифмованным произведениям. В программных статьях «Буян остров» (1920) А. Мариенгофа, «2x2 = 5. Листы имажиниста» (1920) В. Шершеневича и «Имажинизма основы» (1921) И. Грузинова была выдвинута идея возвращения поэзии ее образной основы, однако создание поэтических образов предполагало рациональную деятельность, конструирование, комбинирование, создание специальных каталогов.

Программа носила эклектичный характер. Футуристический опыт В. Шершеневича позволил ему включить в программу прежние лозунги о «самовитом слове» (принцип будетлян), о «беспроволочном воображении» (термин Маринеттк). Под «самовитым словом» он понимал лишь одну из основных составляющих триады, разработанной в языковедческих трудах А. Потебни, – «внутренняя форма» слова (содержание), само слово (форма) и его образность. Образность слова в прямолинейной интерпретации превращалась в самоцель, так как в жертву ей приносилось содержание. «Поедание образом смысла – вот путь развития поэтического слова», – утверждал Шершеневич. К «поеданию смысла» примыкает провозглашение неизбежности ломки «старой грамматики и перехода к неграмотным фразам». Подобная ломка позволила бы, по теории имажинизма, реализовать подлинную свободу образа, которую Шершеневич видел в изолированности образов друг от друга. Художественное произведение должно представлять собой некий «каталог образов». Он писал: «Стих – не организм, а толпа образов, из него без ущерба может быть вынут один образ или вставлено еще десять. Только в том случае, если единицы завершены, сумма прекрасна».

Подобную ограниченность образа изначально не принимал С. Есенин. В статье «Ключи Марии» (1918), воспринятой имажинистами как манифест, поэт утверждал, что не победа над смыслом, а лишь тесная связь образа с содержанием делает его органичным и полноценным. Связав последние годы своей жизни с имажинизмом, по мнению некоторых критиков, Есенин наиболее талантливо воплотил его отдельные черты. В «Москве кабацкой», «Кобыльих корабликах» отразились как элементы имажинистского эпатажа, так и «эстетики увядания» (мотивы одиночества, неудовлетворенность собственной судьбой).

Творческое содружество поэтов разных дарований распалось после споров между С. Есениным и В. Шершеневичем и возникших разногласий в понимании сущности и предназначении главного нерва имажинизма – художественного образа. С. Есенин, И. Грузинов и Р. Ивнев вышли из группы в 1924 г. Во второй половине 1920-х гг. под влиянием внутреннего кризиса и общей тенденции к нивелировке культуры имажинизм прекратил свое существование.

При всех крайностях в понимании природы творчества имажинисты, подобно другим авангардистским течениям (конструктивизм, ОБЭРИУ), обращаясь к потенциальным возможностям образа, указывали на новые пути поиска еще не использованных способов и средств поэтической выразительности, не случайно имажинисты называли себя «образоносцами».

Литература

Львов-Рогачевский ВЛ. Имажинисты и его образоносцы. Ревель, 1921.

Львов-Рогачевский ВЛ. Новейшая русская литература. М, 1927.

Поэты-имажинисты. М; СПб., 1997.

Соколов И.В. Имажинисты. [Б.м.], 1921.

Юшин П.Ф. С. Есенин: Идейно-творческая эволюция. М., 1969.