История про 300 спартанцев правда. "300 спартанцев" актеры и их роли: Джерард Батлер, Лина Хиди и другие

О подвиге спартанцев впервые я узнал в двенадцать лет, когда посмотрел американский фильм «300 спартанцев» режиссёра Рудольфа Мате.


Тогда все мальчишки были воодушевлены этим фильмом и смотрели его по нескольку раз. В каждом дворе играли в спартанцев. Мастерили копья, мечи, щиты с перевёрнутой литерой «V». Фраза «со щитом или на щите» стала для нас крылатой.

Но я никогда даже не мечтал увидеть место легендарной битвы спартанцев воочию.
И вот когда недавно я посетил Грецию, я побывал на месте сражения спартанцев с персами.
Правда, оно и не сохранилось. В 480 году до н.э., когда состоялась битва в Фермопильском ущелье, это был узкий отрезок суши шириной 20 метров на обрыве скалы. Сейчас море (Малианский залив) отошло, обнажив большой участок суши.

Недавно я в очередной раз с удовольствием посмотрел фильм «300 спартанцев» 1962 года. На мой взгляд, старый фильм несравнимо лучше нового – компьютерного комикса «300» на ту же тему, в котором лишь более точно воспроизведено место сражения.
В жизни всё было конечно гораздо сложнее, чем показано в фильме.

Единственный достоверный первоисточник о подвиге 300 спартанцев, на котором основываются позднейшие упоминания — VII книга Геродота.

В конце VI века до н.э. Персидская держава, завоевав к тому времени греческие города-государства Малой Азии (Ионию), направила свою экспансию на территорию Эллады. В 480 году до н. э. огромное войско персов во главе с Ксерксом совершило переход из Малой Азии в Европу через пролив Геллеспонт.
Геродот исчисляет войско персов и зависимых народов в 1 миллион 700 тысяч человек. Современные историки оценивают численность персов до 200 тысяч человек, хотя и эти цифры ставятся под сомнение как завышенные.

Представители независимых греческих городов-государств собрались на совет в Коринфе, чтобы решить, как вместе отразить нашествие персов.
Спартанцы не хотели отправлять большое войско в Фермопилы, потому что собирались защищать только свои земли. Афиняне предлагали послать войско как раз в Фермопилы. В то время Фермопильский проход был единственный путь из Северной Греции в Южную.

Греки почитали богов и потому даже во время нашествия персов не собирались прогневать богов отказом от празднеств. В Спарте отмечали праздник Карнеи, совпавший к тому же с 75-ми Олимпийскими играми 480 г. до н.э. А во время Олимпийских игр войны не велись.
Однако совсем отказаться от участия в войне против Ксеркса спартанцы не могли, и потому отправили маленькое войско во главе с царем Леонидом. Леонид отобрал из граждан 300 достойных мужей, уже имевших детей, чтобы не пресёкся род. Остальные спартанцы собирались присоединиться к войску сразу же по окончании празднеств.
Когда отряд выходил из Спарты, спартанское руководство обливалось крокодиловыми слезами: возьми, мол, Леонид, хоть тысячу, на что он резонно заметил: "Чтобы победить, тысячи не хватит, чтобы умереть, довольно и трехсот".

Объединённое войско греков в Фермопилах состояло из постоянных городских отрядов профессиональных тяжеловооружённых воинов-гоплитов, посланных как передовые отряды, пока города собирали ополчения.
Всего при Фермопилах собралось до 6 тысяч гоплитов. Спартанский отряд в 300 воинов возглавлял царь Леонид; тогда ему было около 40 лет.

На западе от Фермопил поднимается обрывистая и высокая гора. На востоке проход подходит непосредственно к морю и болотам. Там была проезжая дорога только для одной повозки 20 метров шириной и длиной 1 км.

В Фермопильском ущелье была построена стена, а в ней некогда были ворота. Стена представляла собой невысокую баррикаду, выложенную из тяжёлых камней. Греки решили теперь восстановить стену и таким образом преградить персам путь в Элладу. Они разбили лагерь за стеной, перекрывающей узкий Фермопильский проход.

Первые два дня греки успешно отражали атаки персов, благодаря тому, что были вооружены длинными копьями и действовали слаженно в фаланге, прикрываясь большими щитами. Персы не могли развернуться в узком проходе и погибали массами в давке или будучи сброшенными с обрывистого берега.

Ксеркс не знал, что предпринять, и послал гонцов объявить, что наградит того, кто укажет путь в обход Фермопильского ущелья.
И тогда к нему обратился некий местный житель Эфиальт, вызвавшийся за вознаграждение провести персов горной тропой в обход Фермопил. Тропу охранял отряд фокийцев (из Средней Греции) в 1000 воинов. Отборный персидский отряд в 20 тысяч под командованием Гидарна скрытно шёл всю ночь, а к утру неожиданно обрушился на греков. Фокийцы послали бегунов сообщить грекам об обходном манёвре персов; об этом же греков предупредил ещё ночью перебежчик по имени Тиррастиад из персидского лагеря.

Греки оказались в окружении. Что было делать?
Подчиняясь воле обстоятельств, большинство отрядов из объединённого греческого войска отправились по своим родным городам. Прикрывать отход остались только 300 спартанцев царя Леонида, 700 феспийцев и 400 фиванцев. Феспии и Фивы — города в Греции, через которые неизбежно должен был пролегать путь персидского войска, так что отряды этих городов защищали в Фермопилах родную землю.

Ксерокс предложил Леониду сдаться. На что царь Леонид ответил лаконично: «Приди и возьми»!

Фиванцев Леонид, якобы, заставил остаться насильно – чтобы не перебежали к врагам. По словам Геродота, во время отступления фиванцы отделились и сдались в плен, таким образом они спасли свои жизни ценой клеймения в рабство.

Не рассчитывая на победу, но лишь на славную смерть, спартанцы и феспийцы приняли бой. У спартанцев копья были сломаны, они разили врагов короткими мечами. К концу сражения у них не осталось даже оружия – затупилось, и тогда начался рукопашный бой.
Все спартанцы, конечно, погибли. В бою пал царь Леонид, у персов погибли братья царя Ксеркса.

Царь Ксеркс лично осмотрел поле битвы. Найдя тело Леонида, он приказал отрубить ему голову и посадить на кол. Под Фермопилами пало, по словам Геродота, до 20 тысяч персов и 4 тысячи греков, включая спартанских илотов (илоты – государственные рабы).

Из 300 спартанцев в живых остался лишь Аристодем, который больным был оставлен Леонидом в селении Альпены. По возвращении в Спарту Аристодема ожидало бесчестие и позор. Никто не разговаривал с ним, ему дали прозвание Аристодем-Трус. На следующий год в битве при Платеях он бился как иступлённый, стараясь искупить свою вину.

За голову предателя Эфиальта Спарта объявила награду. Но он был убит соплеменником в ссоре.

Павших эллинов похоронили на том же холме, где они приняли последний бой. Имена всех погибших в Фермопилах были высечены на плите. На могиле поставлен камень с эпитафией поэта Симонида Кеосского: «Странник, пойди возвести нашим гражданам в Лакедемоне, что, их заветы блюдя, здесь мы костьми полегли».

На месте гибели последних спартанцев поставили впоследствии пустой саркофаг – кенотаф (чтобы души обрели покой), на котором была статуя каменного льва (Леонид по-гречески Лев) На саркофаге было написано: "Из зверей я – сильнейший, из людей сильнее всех тот, кого стерегу я здесь в каменном гробе".

Останки царя Леонида были перезахоронены в Спарте спустя 40 лет после его гибели. Жители города через 600 лет после сражения, уже в римское время, ежегодно проводили состязания в честь национального героя.

В 1955 году на этом месте был построен мемориал. Каждый год 26 августа здесь проходит «Праздник Фермопилы» – в память о героизме 300 спартанцев и 700 феспийцев.

Гибель отряда под начальством царя Леонида в сентябре 480 до н. э. стала легендой. Хотя другой такой же отряд из 300 спартанцев был также полностью уничтожен в 3-й Мессенской войне (середина V века до н. э.).

История несправедлива. О подвиге 300 спартанцев надолго забыли, пока Наполеон в 19 веке не реанимировал эту историю для воодушевления своих солдат.

Попытки эксплуатировать историю ради своих политических целей делал и Муссолини, поставив историю древнего Рима на службу своему фашистскому режиму.
Также Гитлер использовал дух древних германцев для создания тысячелетнего третьего рейха.

Любой властитель насилует историю, превращая известные мифологемы в нужные ему идеологемы.
В России так использовалось известное изречение старца Филофея, которому якобы, принадлежат слова «Москва – третий Рим, и четвёртому не бывать». Теория «Москва – третий Рим», как известно, послужила смысловой основой мессианских представлений о роли России и оправдания политики собирания русских земель вокруг Московского княжества, а позднее и создания российской империи.

Когда-то думали, что история принадлежит королям. Потом полагали, что всё решают народные массы. Теперь мы видим, что поставить во главе государства своего человека означает разрулить политику в свою сторону, даже несмотря на протесты народных масс.

Почему люди постоянно воюют? Почему не могут все свои проблемы решать мирно?
Может быть, мешает врождённая агрессивность?
Представители ни одного биологического вида так не воюют между собой.

Что толкало Ксеркса на завоевание маленькой свободной Греции, тогда как персидская империя была в несколько раз больше и могущественней?
Честолюбие? месть за поражение отца Дария в битве при Марафоне? или жажда завоевания?

Что можно противопоставить парадигме завоевания?
Война – она в умах!

За последние пять тысяч лет только двести пятнадцать были без войн. Вся история человечества одна непрекращающаяся война. Одни сплошные убийства! Земля вся пропитана кровью.

Конечно, можно не вмешиваться, когда муравьи воюют между собой. Но когда они в пылу борьбы готовы взорвать планету…

Войны всё те же, только на смену луку и стрелам пришли атомная бомба и лазерное оружие.

А может быть, спартанцы погибли напрасно, если Ксеркс всё равно спалил и разграбил Афины?
Имело ли их самопожертвование смысл?

Почему спартанцы не сдались?
Зачем они погибли?

Не зачем, а почему!
Они не могли иначе!
Их лозунгом были слова: победа или смерть!

Конечно, можно говорить, что у спартанцев были жестокие нравы: они вели полувоенный образ жизни, сбрасывали в пропасть родившихся больными детей, изгоняли трусов и предателей. Известно, что мать убила своего сына спартанца, который вернулся с войны раненый в спину.
По слухам, в битве при Фермопилах в живых остался ещё один спартанец по имени Пантит, отправленный гонцом в Фессалию. По возвращении в Лакедемон (область, где находилась Спарта) его также ожидало бесчестие, и он повесился.

Можно ли пожертвовать одним, ради спасения многих?
Для военоначальников этот вопрос давно решён. Чтобы прикрыть отход главных сил, нужно оставить арьергард погибнуть ради спасения отступающих.

А был ли подвиг?
Или это просто погиб арьергард, как обычно бывает при отступлении?
Спартанцы, конечно, были в безвыходном положении. Кто-то должен был прикрывать отход основных сил и погибнуть, чтобы спаслись остальные.
Что же это, героизм по необходимости?

Могли ли спартанцы сдаться, как это сделали фиванцы?
Нет, не могли. Потому что «или со щитом, или на щите»!

Смерть была для них необходимостью. Они погибли, выполняя свой долг перед родными и близкими. Ведь они защищали своих любимых, они защищали свою любовь – Грецию!

Подобный подвиг совершили 28 героев-панфиловцев, преградивших фашистским танкам дорогу в Москву.
Они спасли нас – ныне живущих.

Погибающие ради других хотят, чтобы смерть их не была напрасной.
Вот почему так важно помнить погибших героев.
Это нужно не мёртвым, это нужно живым!


В настоящее время бытует выражение «300 спартанцев» как символ мужества и героизма. Откуда оно пошло? Чтобы ответить на этот вопрос, следует вспомнить греко-персидские войны, одним из эпизодов которых было сражение у Фермопил. Вот некоторые основные факты.

В 484 - 481 годах до н.э. персидский царь Ксеркс, готовясь к войне с греками, сосредоточил на ее границе армию, насчитывавшую около 200 000 человек. Афины и часть Пелопоннесских государств, под руководством Спарты, решили мужественно сопротивляться. Остальные греческие полисы, убежденные в могуществе персов, сохранили нейтралитет или прямо поддерживали Ксеркса.

Персидские войска переправились через Геллеспонт (Дарданеллы) и двинулись на запад вдоль побережья Фракии к Македонии, затем на юг в Фессалию. Главным, после Ксеркса, был опытный военачальник Мардоний. Вдоль берегов двигался персидский флот, который состоял по свидетельству историка Геродота из полутора тысяч боевых и трех тысяч транспортных кораблей.

Северную Грецию союзные эллинские (греческие) силы оставили без боя - оборона проходов южнее горы Олимп требовала слишком многочисленной армии. Следующей удобной оборонительной позицией стали Фермопилы. Проход в этом ущелье достигал не более нескольких метров в ширину и представляла собой идеальную позицию, где даже малый отряд тяжеловооруженных гоплитов мог долго удерживать целую армию.

К Фермопилам выступил спартанский царь Леонид во главе отряда из 7 000 гоплитов и 2 000 лучников. Практически все они были ополченцами греческих городов-полисов: фиванцы и феспейцы, кроме личной гвардии Леонида, состоящей из чистокровных спартанцев. Спартанцы славились по всей Греции как самые неустрашимые и сильные воины. «Вместе победить или вместе умереть!» - гласил их закон.

Леонид продуманно и тщательно приготовился к обороне. С главными силами, насчитывавшими около 6 000 человек, Леонид прикрыл Средние ворота прохода, а мощный сторожевой отряд в 1000 человек разместил на склоне, расположенной на левом фланге горы, чтобы перекрыть тропу, ведшую в обход.

Когда персы от имени своего царя Ксеркса предложили спартанцам сдать оружие, царь Леонид дерзко ответил: «Приди и возьми!»

Как он и ожидал, персы ударили прямо по центру прохода, стремясь силой удара и численным превосходством решить исход сражения, но греки выстояли. Сложилась парадоксальная ситуация: самая подготовленная и многочисленная армия мира оказалась бессильна против горстки эллинов. Так продолжалось три дня, до тех пор, пока фессалиец по имени Эфиальт, не рассказал персам о тропе, ведущей в обход Фермопил. Ксеркс сразу же отрядил отряд личной гвардии «бессмертных», которые быстро одолели фланг греков. Пытаясь помешать продвижению персов, Леонид направил часть своей маленькой армии в количестве 4500 человек, чтобы блокировать персидское окружение, но было уже поздно. Часть подкрепления пала в бою, часть отступила к обороняющимся.

К моменту последнего сражения у Леонида было около 5 000 воинов. Считая дальнейшую оборону бессмысленной и стремясь спасти большую часть отряда, Леонид приказал им отступить на соединение с главными эллинскими силами, а сам остался с личной охраной прикрывать их отход. Около 2 000 ушли по приказу спартанского царя на юг, чтобы соединиться с союзными эллинскими войсками. Однако отряды фиванского и феспийского ополчений общей численностью около 2 000 человек отказались отступать, остались у Фермопил и приняли бой вместе со спартанцами. В кровавой сече не уцелел никто.

Воздавая должное противнику, персы погребли павших с воинскими почестями. Впоследствии над их могилой был воздвигнут памятник.

К сожалению, в мировую историю попали только спартанцы, прочие герои-греки как-то выпали из людской памяти. Если сопоставить всех участников Фермопильской битвы: 300 погибших спартанцев, тысяча греков павших в боевом охранении на горном склоне, две тысячи из числа шедших им на выручку и две тысячи ополченцев из Фив и Феспия, то невольно возникает вопрос - а почему только триста спартанцев? Неужели 5000 не в счет? Дело в том, что первым, кто описал этот подвиг, был спартанский поэт Симонид Кеосский, который, естественно, старался превознести своих соотечественников. Он и прославил спартанцев, а об остальных как-то «забыл». В дальнейшем многие историки, исследуя Фермопильское сражение, часто приходили к неверному выводу об участи ополченцев. Имея данные об их участии в начале сражения и, благодаря Симониду Кеосскому, данные о смерти только 300 спартанцев, они превратно истолковывали их дальнейшую судьбу. Кто-то писал об их позорном бегстве с поля боя, кто-то вообще приписывал им поголовную сдачу в плен персам. Только почему-то никто не смог предположить героическую гибель на поле боя. А ведь погибшие ополченцы достойны не меньшей славы, чем спартанцы. Спартанские воины Леонида не могли отступить, согласно воинскому кодексу чести. Они были профессионалами и должны были до конца выполнить свой долг. А вот союзники их этим долгом не обладали. Более того, Леонид прямо приказал им уходить на соединение с основными силами греческой армии, но они отказались, сознательно обрекая себя на гибель.

Сражение у Фермопил стало одним из самых известных и «любимых» практически в любом исследовании по военной истории. Эту битву обязательно упоминали как в учебниках и хрестоматиях, так и во многих других изданиях, посвященных военной истории Древнего мира в дореволюционной России.

Вот такой рассказ о сражении у Фермопил можно найти в книге «Герои и битвы: общедоступная военно-историческая хрестоматия». Этой книге более ста лет, она была издана в 1887 году в Санкт-Петербурге. Составил ее известный в прошлом литератор и военный историк Константин Абаза. Его очерк я привожу в современной орфографии.

«Ксеркс, царь персидский, стал готовиться к походу в Грецию. Приготовления к походу делались небывалые; таких еще не видел древний мир: 56 народов, подвластных персидскому царю, подымались с места по его приказанию. Из самых отдаленных стран двигались ополчения на сборные пункты, на берега Тигра и Евфрата. Казалось, вся Азия пришла в движение. Тут были индийцы в своих бумажных полосатых одеждах; эфиопы в львиных шкурах; черные баллухи, кочевники Средней Азии, на своих легких как ветер конях; мидяне и бактрийцы в богатых ярких одеждах; ливийцы на четырехколесных военных колесницах и арабы на своих уродливых верблюдах. Набралось столько, что нельзя даже было сосчитать обычным способом. Тогда царь приказал отсчитать десять тысяч и обнести их оградой; потом выпустить их, загнать других, пока не наполнится вся ограда, и делать это до тех пор, пока не сочтут все войско. Царское приказание было исполнено. Сто семьдесят раз наполняли и очищали огороженное место. Тогда царь узнал, что с ним идет миллион семьсот тысяч войска. Самая надежная часть этой страшной по тому времени военной силы были персы. По старому обычаю, все знатные персы служили в коннице, отчего персидская конница считалась сильнее и лучше пехоты, хотя пехоты было больше. Все горские народы персидской монархии составляли легкую пехоту; она отлично стреляла из лука и метко кидала дротик или же пращу. Тяжелая пехота имела короткие мечи и копья, большой лук с длинными стрелами, носила в руках небольшие деревянные щиты и надевала на себя нагрудные и ножные латы. Так она выходила в бой. Вместе с войском выступали в поход военные колесницы: некоторые из них имели на колесах косы - косить людей, как косят траву. Эти колесницы обыкновенно и начинали бой, а конница старалась в то же время охватить неприятельские фланги. За колесницами двигался центр персидской армии. Тут обыкновенно находился сам царь, на коне или на колеснице, окруженный царедворцами и царской дружиной «бессмертных». В этой дружине считалось 10 тысяч самых знатных персов: не только они сами, но и кони их были покрыты блестящими латами. Все прочие войска, набранные из покоренных областей царства, не мели одинакового вооружения, не знали дисциплины, сражались по своим обычаям, как умели. Управлять таким войском всегда было очень трудно; в случае неудачи в одном месте они бежали все без оглядки, и тогда нельзя было ни остановить его, ни построить к новой битве. В местах открытых, стенных, да и то имея дело с дикими народами Азии, персы почти всегда побеждали, но зато в местах гористых или, имея дело с противником искусным, персы терпели поражения, несмотря на свою многочисленность. Так было лет за десять до этого похода, когда они в первый раз вторглись в Грецию. Греки разбили их при Марафоне, сражаясь один против десяти. Морские силы персидского царя так же были немалы; между народами, подвластными его державе, финикийцы и греки, поселенные в Малой Азии, считались всегда отличными мореходами. На этот раз было заготовлено 3 тысячи транспортных судов собственно для подвоза продовольствия и 1200 боевых судов, готовых принять бой. И во главе всех этих сил - и сухопутных, и морских - стоял один человек, Ксеркс, надменный повелитель, которому народы поклонялись, как богу.

За 480 лет до Рождества Христова, ранней весной, начался поход. Европу от Азии разделяет Геллеспонтский пролив; два деревянных моста были заранее перекинуты через этот пролив, но их снесло бурей. Тогда Ксеркс пришел в ярость. Он приказал обезглавить всех плотников, а в море побросать тяжелые цепи в знак того, что и море должно быть ему послушно. «Ты оскорбило своего господина. Хочешь или нет, злое море, а по твоей спине он все-таки перейдет на ту сторону». Царский приказ исполнили в точности. Скоро был готов новый мост и вместе с тем сделаны приготовления к торжественному переходу. На ранней заре, как только заалел восток, была принесена жертва. На середине моста зажгли в особом сосуде курение и посыпали его ветками мирта. Благовонный фимиам поднялся к небу. С восходом солнца наступила тишина: народы Азии, исполненные благоговения, пали на землю. Царь, взявши в руки золотую чашу, излил в море заранее приготовленную жертву и молился восходящему светилу, чтоб оно даровало победу персидскому оружию; потом он бросил чашу вместе с мечом туда же в море и подал знак к движению. Сотни тысяч устремились к мостам. Семь дней и семь ночей без перерыва войска переходили в Европу. Наконец, весь этот страшный поток хлынул на Фракию. На равнинах Фракии царь сделал смотр своему войску. С вершины высокого холма, на котором поставили золотой трон, он глядел на проходившие мимо пестрые толпы конных и пеших народов.

Как широкий поток всеистребляющей лавы, залили дикие азиаты северные страны Греции. Никто и не помышлял им сопротивляться; города один перед другим спешили выслать победителю землю и воду - знаки своей покорности. К войску персидского царя присоединялись новые народы, отчего оно становилось все больше и больше; персидский флот благополучно подвигался вдоль берега. Все предвещало удачу: Греции угрожала страшная опасность.

Греция в то время не была единою, а состояла из десятка или более того городов, и каждый из этих городов с принадлежавшей ему землей считался отдельным государством, то есть управлялся своими законами, имел отдельных правителей и собственное войско. Часто эти маленькие государства между собою ссорились, вели войны, но в случае опасности они вовремя соединяли войска и общими силами отбивались от общего врага. А таким постоянным врагом греков были персы. И войны-то их начались из-за того, что греческие города подали помощь своим братьям, грекам, поселенным на границах персидской монархии, в Малой Азии. Разумеется, греки, даже соединив все свои силы, не могли выставить такого большого войска, какое вел за собою Ксеркс. Но в греческом войске было больше порядка, соблюдалась строгая военная дисциплина, особенно у спартанцев, - что главное - они любили свое отечество, свою маленькую родину. Вот почему греки сражались с таким мужеством, с таким воодушевлением, какое не встречалось у персов, особенно в то время, когда персидские цари стали набирать ополчения с разных и далеких концов своей монархии. Греческие дружины состояли из природных греков; они сражались за близкое, каждому дорогое дело; все воины думали и чувствовали как один человек. Еще надо сказать, что греки, как народ умный, живой, улучшали военное дело: придумывали лучшие построения, отлично владели оружием, умели приспособляться в бою - у них было то, что называется военным искусством. Особенно любопытно устройство спартанского войска, которое считалось долгое время непобедимым. Война для спартанцев была порою желанною, временем отдыха, потому что в мирное время они недоедали, недосыпали, употребляя все время на трудные воинские упражнения и черные работы. С выступлением в поход к услугам воина являлись рабы для черной работы, мулы - для перевозки тяжестей, а ему оставалась одна забава: или сражаться с неприятелем, или же бегать с товарищами взапуски, да метать копье. Тяжелая спартанская пехота имела прекрасное вооружение; самое главное - это был большой щит. Покинуть свой щит и даже сражаться без щита считалось стыдом, бесчестьем для спартанца. Шлем, нагрудные латы и щит хорошо защищали тяжелую пехоту от стрел и копий противника; ручным оружием были дротик, копье и двусторонний меч. Собственно спартанцы не имели легкой пехоты, они презирали ее; но в тех греческих городах, где была легкая пехота, она имела такое же вооружение, как и персидская - лук и пращу. В бою легкая пехота греков сражалась врассыпную, впереди и на флангах тяжелой пехоты; а эта последняя уж производила натиск в сомкнутом и глубоком строю не менее как в двенадцать шеренг. Этот строй назывался фалангой. Прикрытые щитами, с копьями наперевес, воины подвигались фалангой тихим, мерным шагом под флейту. Одолеть такую фалангу, особенно когда она стояла на месте, считалось делом невозможным. Вот с каким народом - сметливым, единомышленным, искусным - приходилось сражаться персам.
Грузно и медленно приближались персы, направляясь через Фессалию к Фермопильскому проходу, который открывал путь в самое сердце Греции. Тут были ее самые многолюдные города, сочные пастбища, поля, покрытые оливковыми деревьями и виноградниками: здесь процветали торговля, промыслы; из здешних гаваней расходились отважные мореходы к берегам Малой Азии, Крыма, Кавказа, к дальним побережьям Африки, Италии и Испании - то для торгового дела, то для поселения в новых привольных местах. Между Фессалией и Локридой, на границе этих двух греческих областей, горный хребет Эты упирается в море, оставляя небольшой проход; в самом узком месте - не более семи сажен. С одной стороны плещет в скалистый берег Эгейское море, а с другой - возвышается круто, обрывисто гора Анопея. Прежде тут был перекоп, а спереди запруда, отчего и самый проход назывался Фермопилами, что значит по-русски «Врата теплых ключей». На общем совете греческих вождей положили занять это место, но греки выставили, далеко не по условию, всего 6 тысяч тяжелой пехоты под началом спартанского царя Леонида; собственно же спартанцев было только 300 человек. Леонид, узнавши, что персы вошли в Фессалию, возобновил древний вал; часть своего отряда поставил впереди, а тысячу фокеян выдвинул влево, на гору. Там была маленькая тропинка, которая вела в тыл греческого отряда. Персы приближались и, когда доложили Ксерксу, что проход занят, царь громко расхохотался: ничтожная кучка людей вздумала удержать его миллионы! Он отправил к Леониду послов с наказом немедленно выдать оружие. «Придите и возьмите», - сказал послам спартанский царь Леонид. Персы назвали безумной попытку сражаться с ними. «Персов так много, что они затмят солнце своими стрелами», - говорили послы. «Тем лучше, - отвечал спартанец, - будем сражаться в тени». Ксеркс медлил с нападением; он не хотел верить, чтобы греки решились защищать проход, и дал им четыре дня на размышление: пусть уйдут себе, думал царь, куда хотят, однако греки и не думали отступать. Прошел срок, и царь приказал штурмовать ущелье. «Неприятель приближается!» - крикнул кто-то из греческих стражей. «Отлично! - сказал Леонид. - И мы приближаемся к неприятелю». Затем он спокойно устроил к бою фалангу. Персы сразу наткнулись на высокую железную стену из плотно сомкнутых щитов, от которых со свистом отскакивали тучи выпущенных стрел, толпа за толпой кидались сломить эту стену, но она стояла, как и прежде, неуязвима, ощетинившись рядом длинных копий в твердых руках бойцов. Все выше и выше росла перед ними куча убитых, точно живой вал, накиданный спешно искусной рукой. Ксеркс послал храбрейших из своего войска, «бессмертных», но и те пали, не сломив спартанцев. Ни один перс не хотел больше идти на явную гибель, тогда царь вскочил с трона, с которого обозревал битву, и в страшном гневе приказал гнать свое войско бичами. Прошел день, другой, третий, и много тут погибло персов; их погибло бы гораздо больше, если бы не нашелся между греками изменник, житель ближнего городка. Его звали Эфиальтом. Он перебежал к персам и сказал, что знает горную тропу через Анопею. Отряд «бессмертных» скрытно стал подыматься на лесистую вершину горы. Бой в ущелье затих; греки чуяли не доброе и с тревогой поглядывали назад. На шестые сутки они увидели фокеян, которые дали знать, что скоро покажутся и персы. Оставалось на выбор - отступить или умереть. Спартанцам закон запрещал отступление, и они остались, а феспийцы не захотели их бросить: фивян Леонид удержал насильно. Всего насчитывали греки 1400 человек.

Наступило утро, последнее для защитников; это был седьмой день, когда горсть греков удерживала двухмиллионную армию. Мужественный царь Леонид облекся в царские одежды и, по обычаям своего народа, принес богам жертву. Этим обрядом он справлял тризну по себе и своим товарищам. Потом он принял вместе с ними пищу и изготовился к бою. У персов раздался военный клик; по этому клику они ударили с фронта. Дружно и стойко отбили спартанцы первый удар, и, сомкнувшись еще теснее, выдвинув еще дальше свои длинные пики, они двинулись грозным строем вперед. Персы тонули в море, карабкались на скалы, спасались бегством, ложились лоском - все мела фаланга, наступая обычным мерным шагом. В эту минуту показались персы сзади, тылу фаланги. Фиванцы сейчас же передались; но спартанцы и феспийцы поклялись перед царем умереть все до единого. С отвагой и страшной силой они кинулись теперь назад, очищая себе путь к небольшому холму. Много знатных персов свалилось в сокрушительной сече; два царских брата пали один за другим. Когда у греков поломались копья, они схватились за мечи. То там, то здесь в небольшой кучке бойцов подымается тяжелый меч и рассекает «бессмертного» со шлемом, с его латами. Но их все прибывает, а спартанцев убывает. На них наступают, топчут, давят; удары врагов учащаются, защитники ослабевают. Рванулся вперед царь Леонид, поднял свой грозный меч, сделал два-три шага и упал на землю сраженный. Вокруг его тела разгорелся бой пуще прежнего - то персы подавались, то греки отступали. Наконец, греки втащили тело царя в середину и продолжали отражать атаки персов, удивляя врагов своим мужеством. Но это был последний подвиг греков. Они погибли все до единого, легли среди куч поверженных врагов, среди обломков копий, стрел и мечей как своих победных трофеев.

Ни одна победа не прославляла бойцов так, как прославило это поражение. Павшим спартанским героям была сделана там же на камне такая надпись: «Прохожий, скажи в Спарте, что послушные ее законам, мы легли здесь мертвыми». Каменный лев долго указывал путникам то самое место, где пал мужественно царь Леонид».

Пишут о Фермопильском сражении и в наше время. Для сравнения приведу еще одно описание боя, найденное в книге Александра Торопцева «1000 великих битв: с древнейших времен до XI века»:

«Рано утром проснулись эллины, стали готовиться к бою. По обычаям тех веков прорицатель Мегистий, «рассмотрев внутренности жертвенного животного», предсказал отряду Леонида гибель. Не успели греки подготовиться к бою, как в лагерь прибежал воин, доложил царю о беде: отряд фокийцев, охранявший горную тропу, под первым же натиском персов бежал, открыв врагу дорогу в тыл грекам.

Леонид тут же собрал людей на совет и повелел всем, кроме спартанцев, покинуть ущелье. Вот теперь-то сопротивляться сильному врагу было бессмысленно. Нужно уходить. Чтобы бить персов. Царь Леонид приказал покинуть Фермопилы и Мегистию, пожилому уважаемому человеку. Мегистий не выполнил приказ, а лишь попросил Леонида отослать вместе с уходящими своего единственного сына, продолжателя рода. Царь понял старика, греки покинули ущелье, 300 спартанцев, прорицатель Мегистий и царь Леонид, небольшая группа феспийцев и группа фиванцев остались у стены прикрывать отход соотечественников.

Рано утром Ксеркс дал сигнал к атаке, разноцветная туча персидского воинства неохотно двинулась на штурм стены. Эллины смело вышли за укрепление, которое удержать теперь они не могли, и стали приближаться к врагу. Триста спартанцев, небольшая группа феспийцев, царь Леонид и прорицатель старик Мегистий вступили в рукопашный бой (фиванцы дрогнули, струсили, переметнулись на сторону персов, спасли свои шкуры). Греков это предательство не остановило, но лишь разозлило. Дрались они как никогда в жизни. Персидские воины готовы были податься назад, но за их спинами стояли начальники отрядов и били бичами всех, кто проявил малодушие. Горстка спартанцев и феспийцев выигрывала бой, который выиграть было нельзя. Сломав копья, греки взяли в руки мечи. Трупы и тела раненых валялись тут и там. Много «бессмертных» приняли смерть от царя Леонида, но и он пал, сраженный в неравном бою. Персы хотели взять его труп и поднести «в подарок» своему царю. Но грек и допустить этого не могли. Вокруг тела Леонида развернулось целое сражение. Побеждали греки! Они выигрывали время, необходимое соотечественникам, чтобы подальше, подальше уйти. Эллины узнали о том, что ведомые предателем персы спустились с горной тропы и вот-вот ударят им в тыл. Это известие они встретили мужественно, подняли на руки тело Леонида и отступили за стену. Там был их последний бой. Полегли они все как один над телом Леонида, не отдал и его врагу, закрыли его собою...

Когда шум боя утих, когда страх перестал волновать сердца персов и самого Ксеркса, он в окружении свиты пошел между мертвыми телами искать Леонида. Долго искал. Наконец нашел. И «повелел отрубить царю Лакедемона голову и посадить на кол». Никогда раньше и никогда позже Ксеркс не проявлял такой ненависти к своим врагам. Потому что никого так не боялся в жизни царь персов, как Леонида. И все персы, вторгшиеся в Грецию, боялись его, а в лице спартанского царя и всех греков. Но разве можно выиграть войну, боясь противника? И разве не прав был царь Леонид, оставшийся с союзным войском у Фермопильского ущелья, а затем с горсткой людей прикрывавший отход греков?

Прав. Именно поэтому чтили Леонида греки, и будут чтить царя Спарты и вспоминать его подвиг все преданные своей Родине воины».
300 спартанцев

Год выпуска: 2007
Страна: США
Жанр: Боевик, Драма, Военный, История
Продолжительность: 117 мин
Перевод: Профессиональный (полное дублирование)
Режиссер: Зак Снайдер / Zack Snyder
В ролях: Джерард Батлер /Gerard Butler/, Лена Хиди /Lena Headey/, Доминик Вэст /Dominic West/, Дэвид Вэнхем /David Wenham/, Винсент Реган /Vincent Regan/, Майкл Фассбендер /Michael Fassbender/
Описание: События картины повествуют о кровопролитной битве при Фермопилах в 480 году до н.э., в которой триста отважных спартанцев во главе со своим царем Леонидом преградили путь многотысячной армии персидского царя Ксеркса. Несмотря на численный перевес персов, спартанцы продолжали упорную оборону, проявив мужество и отвагу. Их бесстрашие и героизм вдохновили всю Грецию на объединение против непобедимого врага, переломив тем самым ход Греко-персидских войн...

Спарта — военное государство, полное загадок. Хотя у спартанцев есть лучшая для древних времен армия, они не хотят использовать свою огромную военную машину в военных целях. Для спартанцев достаточно восхищения и уважения, которыми народ Спарты щедро одаривает их. Но в 490г. до н.э. Спарте угрожает опасность с востока. Персидский царь Дарий отправил в Спарту посла, с заявлением о намерении захватить Грецию и присоединить её к своей гигантской империи.

Персия — самая сильная держава пятого века до нашей эры, а персидская армия — самая большая в своё время. Греческие города-государства, которые, как известно, принимали участие в небольших войнах, объединяют силы против могучего врага под руководством морской флотилии Афин. Только спартанцы не участвуют в объединении воинских сил, притворяясь, что праздник в честь Аполлона задерживает отъезд их армии. Король Ксеркс мобилизует сильную армию.

Вторжение персов

На равнине Марафона, недалеко от побережья, происходит первая битва. В жаркое августовское солнце обе армии бездействуют в течение нескольких дней. Напрасно греки ждут обещанного подкрепления от Спарты. Но затем генерал Мильтиад из Афин приказывает атаковать, и начинается массовая резня. Легко вооруженные персидские пехотинцы потерпели поражение от афинян. По окончании битвы со стороны Спарты насчитывается еще 2000 спартанских гоплитов, усиленно бронированных пехотинцев. Но больше нет противника. Афиняне с гордостью показывают спартанцам мертвых персов.

Персы поклялись отомстить Грекам. Несколько лет спустя, в 486 г. до н. Дарий назначает своего сына Ксеркса своим преемником. Его правление начинается сразу с подготовки к крупнейшему вторжению, ранее не виданному в истории. В течение четырех лет Ксеркс мобилизовал армию в 250 000 человек, чтобы .

Опять же, он осознаёт опасность объединения греков. Ксеркс, называющий себя «Великим королем», лично командует Персидской гигантской армией. Логистика этого прогресса — одно из великих достижений древности. Каждый день воины потребляют миллионы литров воды, миллионы фунтов зерна, продуктов питания и мяса. Только 300 спартанцев приходят на помощь.

Готовы к худшему

Греки, которые намного уступают персам, долгое время готовились к встрече с опасным противником, решая где им встретить его. Было принято решение сделать это на Фермопилах. Горный перевал на юге, известный своими горячими серными источниками. На узком перевале, длиной чуть более 20 метров, греки хотят остановить войско персидских солдат. Греческие войска в Фермопилах находятся под командованием спартанского короля Леонида. Он опытный командир и готов ко всему.

Дельфийский оракул предсказал: либо персидский царь победит всю Грецию, либо спартанский король должен умереть. Леонид знал об этом. И он также знал, что грекам нужна победа, чтобы продолжать сражаться после битвы в Фермопилах.

Число греков значительно увеличилось. В начале августа персидская армия медленно, но неумолимо приближается к Фермопилам. Сам царь Ксеркс возглавляет армию. Баланс сил смертелен. 200 000 персов противостоят 7 000 греков, включая 300 спартанцев. В том, что было послано так мало спартанских воинов — крылся определённый расчет. Спарта сознательно не посылала более крупную армию, они были уверены, что проиграют огромной персидской армии.

Они просто хотели впечатляющего зрелища. Поэтому пожертвовать 300 человек было идеальным решением. Однако если персов не задержать у Фермопилов, это угрожает оккупацией всей страны. Между тем, Дельфийский оракул заявляет, что греки должны молиться за «благоприятные ветры», что это «лучшие союзники». Сразу после этого на Эгейском море разбушевался сильный шторм. Флот Ксеркса теряет более 200 кораблей.

Непобедимая фаланга

18 августа, 480 г. до н. э. оба противника готовы к битве. Спартанцы образуют фалангу – тесную формацию тяжело вооруженных воинов. В узком просвете перевала тяжело вооруженные греки с их длинными копьями и большими щитами были намного эффективнее, чем персы, вооруженные короткими копьями. Таким образом, фаланга спартанцев становится непобедимой.

Только к вечеру Ксеркс приказал отступить. Узкий горный перевал наполнился трупами, персы не захватили ни метра земли. Первый бой закончился, но Леонид и его фаланга спартанцев остаются непоколебимы.

На следующее утро Ксеркс перестраивает свои войска. Теперь элитные воины штурмуют проход. Они называют себя «бессмертными». Персидский король обещает высокую награду за победу и угрожает смертью, если атакующие потерпят неудачу. Но снова персы терпят неудачу в фаланге спартанцев. Античные источники сообщают, что мертвые персы лежали вокруг целыми горами высотой в метр перед греческими линиями.

Ксеркс вынужден прекратить свою вторую атаку. Фактически, персидский король мог себе позволить и потери в соотношении 50 к 1, не ощущая этого, но если бы это сражение длилось несколько недель, его армия была бы деморализована. Поэтому Ксеркс выбирает другой путь к победе. Король Леонид заявляет, что будет бороться до последнего человека.

В ловушке

Грек по имени Эфиальт предлагает Ксерксу свои услуги. За высокую награду он обещает провести персов по тайным горным тропам вокруг Фермопилов. Элитные бойцы персидских «бессмертных» пробираются мимо греков ночью. Утром они оказываются на другой стороне перевала.Фермопилы становятся смертельной ловушкой. Скалы и море с одной стороны, крутые горы — с другой, а персы с фронта и тыла.

Тяжёлые последствия теперь ждут короля Леонида. Он приказывает греческому войску уйти из Фермопилов. Но спартанцы должны остаться с ним и сражаться до последнего человека, потому что он не сдастся в любом случае. Измученные и раненые, спартанцы надели свои доспехи. Король Леонид снова обращается к своим людям.

«Хорошо позавтракайте. К обеду мы все будем в аду».

Оценка и мораль

На восходе солнца начинается атака на спартанцев и их немногих союзников. Древние авторы сообщают, что обе стороны сражались с особой жестокостью. Когда король Леонид был смертельно ранен, его люди сражались, как сумасшедшие, как будто хотели воскресить своего государя. Около полудня 20 августа 480 г. начинается последний акт битвы в Фермопилах. В конце концов, все спартанское оружие сломано, а доспехи разбиты. Из последних сил они защищают себя зубами, руками, кулаками против превосходящей силы. Но персы не хотели никаких дальнейших собственных потерь и убивали всех оставшихся в живых.

Спартанцы и их союзники были похоронены под персидским градом стрел. Когда все было кончено, 300 спартанцев и их союзники погибли на вершине перевала. Потери в Персидском заливе оцениваются более чем в 20 000 человек. Ксеркс лично осматривает поле битвы. Когда он находит мертвого Леонида, он обезглавливает труп и насаживает голову на кол. Его солдаты должны видеть, что спартанцы — обычные смертные. Но моральный дух персидских воинов остается поколебленным. После битвы в Фермопилах, страх перед этими таинственными спартанцами растет в персидском лагере. И это несмотря на то, что победа была одержана персами. Для греков битва при Фермопилах показала, что не все потеряно и надежда есть. Они получили время, чтобы создать новую армию в Аттике. И теперь они преклоняются героизму 300 храбрых спартанцев. С другой стороны, персы не уверены в своих силах, потому что они не ожидали встретиться с таким сильным противником.

О подвиге спартанцев впервые я узнал в двенадцать лет, когда посмотрел американский фильм «300 спартанцев» режиссёра Рудольфа Мате.
Тогда все мальчишки были воодушевлены этим фильмом и смотрели его по нескольку раз. В каждом дворе играли в спартанцев. Мастерили копья, мечи, щиты с перевёрнутой литерой «V». Фраза «со щитом или на щите» стала для нас крылатой.
Но я никогда даже не мечтал увидеть место легендарной битвы спартанцев воочию.
И вот когда недавно я посетил Грецию, я побывал на месте сражения спартанцев с персами.
Правда, оно и не сохранилось. В 480 году до н.э., когда состоялась битва в Фермопильском ущелье, это был узкий отрезок суши шириной 20 метров на обрыве скалы. Сейчас море (Малианский залив) отошло, обнажив большой участок суши.

Недавно я в очередной раз с удовольствием посмотрел фильм «300 спартанцев» 1962 года. На мой взгляд, старый фильм несравнимо лучше нового – компьютерного комикса «300» на ту же тему, в котором лишь более точно воспроизведено место сражения.
В жизни всё было конечно гораздо сложнее, чем показано в фильме.

Единственный достоверный первоисточник о подвиге 300 спартанцев, на котором основываются позднейшие упоминания - VII книга Геродота.

В конце VI века до н.э. Персидская держава, завоевав к тому времени греческие города-государства Малой Азии (Ионию), направила свою экспансию на территорию Эллады. В 480 году до н. э. огромное войско персов во главе с Ксерксом совершило переход из Малой Азии в Европу через пролив Геллеспонт.
Геродот исчисляет войско персов и зависимых народов в 1 миллион 700 тысяч человек. Современные историки оценивают численность персов до 200 тысяч человек, хотя и эти цифры ставятся под сомнение как завышенные.

Представители независимых греческих городов-государств собрались на совет в Коринфе, чтобы решить, как вместе отразить нашествие персов.
Спартанцы не хотели отправлять большое войско в Фермопилы, потому что собирались защищать только свои земли. Афиняне предлагали послать войско как раз в Фермопилы. В то время Фермопильский проход был единственный путь из Северной Греции в Южную.

Греки почитали богов и потому даже во время нашествия персов не собирались прогневать богов отказом от празднеств. В Спарте отмечали праздник Карнеи, совпавший к тому же с 75-ми Олимпийскими играми 480 г. до н.э. А во время Олимпийских игр войны не велись.
Однако совсем отказаться от участия в войне против Ксеркса спартанцы не могли, и потому отправили маленькое войско во главе с царем Леонидом. Леонид отобрал из граждан 300 достойных мужей, уже имевших детей, чтобы не пресёкся род. Остальные спартанцы собирались присоединиться к войску сразу же по окончании празднеств.
Когда отряд выходил из Спарты, спартанское руководство обливалось крокодиловыми слезами: возьми, мол, Леонид, хоть тысячу, на что он резонно заметил: "Чтобы победить, тысячи не хватит, чтобы умереть, довольно и трехсот".

Объединённое войско греков в Фермопилах состояло из постоянных городских отрядов профессиональных тяжеловооружённых воинов-гоплитов, посланных как передовые отряды, пока города собирали ополчения.
Всего при Фермопилах собралось до 6 тысяч гоплитов. Спартанский отряд в 300 воинов возглавлял царь Леонид; тогда ему было около 40 лет.

На западе от Фермопил поднимается обрывистая и высокая гора. На востоке проход подходит непосредственно к морю и болотам. Там была проезжая дорога только для одной повозки 20 метров шириной и длиной 1 км.
В Фермопильском ущелье была построена стена, а в ней некогда были ворота. Стена представляла собой невысокую баррикаду, выложенную из тяжёлых камней. Греки решили теперь восстановить стену и таким образом преградить персам путь в Элладу. Они разбили лагерь за стеной, перекрывающей узкий Фермопильский проход.

Первые два дня греки успешно отражали атаки персов, благодаря тому, что были вооружены длинными копьями и действовали слаженно в фаланге, прикрываясь большими щитами. Персы не могли развернуться в узком проходе и погибали массами в давке или будучи сброшенными с обрывистого берега.

Ксеркс не знал, что предпринять, и послал гонцов объявить, что наградит того, кто укажет путь в обход Фермопильского ущелья.
И тогда к нему обратился некий местный житель Эфиальт, вызвавшийся за вознаграждение провести персов горной тропой в обход Фермопил. Тропу охранял отряд фокийцев (из Средней Греции) в 1000 воинов. Отборный персидский отряд в 20 тысяч под командованием Гидарна скрытно шёл всю ночь, а к утру неожиданно обрушился на греков. Фокийцы послали бегунов сообщить грекам об обходном манёвре персов; об этом же греков предупредил ещё ночью перебежчик по имени Тиррастиад из персидского лагеря.

Греки оказались в окружении. Что было делать?
Подчиняясь воле обстоятельств, большинство отрядов из объединённого греческого войска отправились по своим родным городам. Прикрывать отход остались только 300 спартанцев царя Леонида, 700 феспийцев и 400 фиванцев. Феспии и Фивы - города в Греции, через которые неизбежно должен был пролегать путь персидского войска, так что отряды этих городов защищали в Фермопилах родную землю.

Ксерокс предложил Леониду сдаться. На что царь Леонид ответил лаконично: «Приди и возьми»!

Фиванцев Леонид, якобы, заставил остаться насильно – чтобы не перебежали к врагам. По словам Геродота, во время отступления фиванцы отделились и сдались в плен, таким образом они спасли свои жизни ценой клеймения в рабство.

Не рассчитывая на победу, но лишь на славную смерть, спартанцы и феспийцы приняли бой. У спартанцев копья были сломаны, они разили врагов короткими мечами. К концу сражения у них не осталось даже оружия – затупилось, и тогда начался рукопашный бой.
Все спартанцы, конечно, погибли. В бою пал царь Леонид, у персов погибли братья царя Ксеркса.

Царь Ксеркс лично осмотрел поле битвы. Найдя тело Леонида, он приказал отрубить ему голову и посадить на кол. Под Фермопилами пало, по словам Геродота, до 20 тысяч персов и 4 тысячи греков, включая спартанских илотов (илоты – государственные рабы).

Из 300 спартанцев в живых остался лишь Аристодем, который больным был оставлен Леонидом в селении Альпены. По возвращении в Спарту Аристодема ожидало бесчестие и позор. Никто не разговаривал с ним, ему дали прозвание Аристодем-Трус. На следующий год в битве при Платеях он бился как иступлённый, стараясь искупить свою вину.

За голову предателя Эфиальта Спарта объявила награду. Но он был убит соплеменником в ссоре.

Павших эллинов похоронили на том же холме, где они приняли последний бой. Имена всех погибших в Фермопилах были высечены на плите. На могиле поставлен камень с эпитафией поэта Симонида Кеосского: «Странник, пойди возвести нашим гражданам в Лакедемоне, что, их заветы блюдя, здесь мы костьми полегли».

На месте гибели последних спартанцев поставили впоследствии пустой саркофаг – кенотаф (чтобы души обрели покой), на котором была статуя каменного льва (Леонид по-гречески Лев) На саркофаге было написано: "Из зверей я – сильнейший, из людей сильнее всех тот, кого стерегу я здесь в каменном гробе".

Останки царя Леонида были перезахоронены в Спарте спустя 40 лет после его гибели. Жители города через 600 лет после сражения, уже в римское время, ежегодно проводили состязания в честь национального героя.

В 1955 году на этом месте был построен мемориал. Каждый год 26 августа здесь проходит «Праздник Фермопилы» – в память о героизме 300 спартанцев и 700 феспийцев.

Гибель отряда под начальством царя Леонида в сентябре 480 до н. э. стала легендой. Хотя другой такой же отряд из 300 спартанцев был также полностью уничтожен в 3-й Мессенской войне (середина V века до н. э.).

История несправедлива. О подвиге 300 спартанцев надолго забыли, пока Наполеон в 19 веке не реанимировал эту историю для воодушевления своих солдат.

Попытки эксплуатировать историю ради своих политических целей делал и Муссолини, поставив историю древнего Рима на службу своему фашистскому режиму.
Также Гитлер использовал дух древних германцев для создания тысячелетнего третьего рейха.

Любой властитель насилует историю, превращая известные мифологемы в нужные ему идеологемы.
В России так использовалось известное изречение старца Филофея, которому якобы, принадлежат слова «Москва – третий Рим, и четвёртому не бывать». Теория «Москва – третий Рим», как известно, послужила смысловой основой мессианских представлений о роли России и оправдания политики собирания русских земель вокруг Московского княжества, а позднее и создания российской империи.

Когда-то думали, что история принадлежит королям. Потом полагали, что всё решают народные массы. Теперь мы видим, что поставить во главе государства своего человека означает разрулить политику в свою сторону, даже несмотря на протесты народных масс.

Почему люди постоянно воюют? Почему не могут все свои проблемы решать мирно?
Может быть, мешает врождённая агрессивность?
Представители ни одного биологического вида так не воюют между собой.

Что толкало Ксеркса на завоевание маленькой свободной Греции, тогда как персидская империя была в несколько раз больше и могущественней?
Честолюбие? месть за поражение отца Дария в битве при Марафоне? или жажда завоевания?

Что можно противопоставить парадигме завоевания?
Война – она в умах!

За последние пять тысяч лет только двести пятнадцать были без войн. Вся история человечества одна непрекращающаяся война. Одни сплошные убийства! Земля вся пропитана кровью.

Конечно, можно не вмешиваться, когда муравьи воюют между собой. Но когда они в пылу борьбы готовы взорвать планету…

Войны всё те же, только на смену луку и стрелам пришли атомная бомба и лазерное оружие.

А может быть, спартанцы погибли напрасно, если Ксеркс всё равно спалил и разграбил Афины?
Имело ли их самопожертвование смысл?

Почему спартанцы не сдались?
Зачем они погибли?

Не зачем, а почему!
Они не могли иначе!
Их лозунгом были слова: победа или смерть!

Конечно, можно говорить, что у спартанцев были жестокие нравы: они вели полувоенный образ жизни, сбрасывали в пропасть родившихся больными детей, изгоняли трусов и предателей. Известно, что мать убила своего сына спартанца, который вернулся с войны раненый в спину.
По слухам, в битве при Фермопилах в живых остался ещё один спартанец по имени Пантит, отправленный гонцом в Фессалию. По возвращении в Лакедемон (область, где находилась Спарта) его также ожидало бесчестие, и он повесился.

Можно ли пожертвовать одним, ради спасения многих?
Для военоначальников этот вопрос давно решён. Чтобы прикрыть отход главных сил, нужно оставить арьергард погибнуть ради спасения отступающих.

А был ли подвиг?
Или это просто погиб арьергард, как обычно бывает при отступлении?
Спартанцы, конечно, были в безвыходном положении. Кто-то должен был прикрывать отход основных сил и погибнуть, чтобы спаслись остальные.
Что же это, героизм по необходимости?

Могли ли спартанцы сдаться, как это сделали фиванцы?
Нет, не могли. Потому что «или со щитом, или на щите»!

Смерть была для них необходимостью. Они погибли, выполняя свой долг перед родными и близкими. Ведь они защищали своих любимых, они защищали свою любовь – Грецию!

Подобный подвиг совершили 28 героев-панфиловцев, преградивших фашистским танкам дорогу в Москву.
Они спасли нас – ныне живущих.

Погибающие ради других хотят, чтобы смерть их не была напрасной.
Вот почему так важно помнить погибших героев.
Это нужно не мёртвым, это нужно живым!

Историю создают герои! - воскликнул парень.
- Но что движет ими? - сказал мужчина. - Слава? Да, и это тоже, но главное - при всём различии мотивов, они осуществляли себя, они поступали, как диктовала им их внутренняя необходимость, - они были собой! Они поступали не ради выгоды, а потому что не могли иначе!
- Но разве они не подчинялись объективной необходимости?
- Да, ими управляла необходимость. Но не столько внешняя, сколько внутренняя - желание осуществить себя. Лучшее из того, на что способен индивид - это быть самим собой, то есть жить в соответствии со своим предназначением; в этом заключено его счастье и его удача.

Но почему люди, зная уроки истории, всё равно наступают на грабли? - спросил Дмитрий.
- Они не могут поступить иначе, эта необходимость предопределена всем предыдущим ходом событий. В качестве примера можно взять любую войну.
- История - это собрание мифов! - категорично заявил парень. - Сплошная мистификация! Она напоминает мне испорченный телефон. Мы знаем только то, что переписано неоднократно другими, и чему можно только верить. Но почему я должен верить? А вдруг они ошибаются? Может быть, всё было иначе. Мы ищем смысл в истории, опираясь на известные нам факты, но появление новых фактов заставляет по-новому взглянуть на закономерность исторического процесса. А ложь историков, демагогия, дезинформация?.. А эти бесконечные переписывания истории в угоду правителям?.. Уже трудно понять, где правда, а где ложь. Но главное мотивы, мотивы! А их-то и не знает история!
- Но история занимается фактами.
- А на деле их интерпретацией. Да, факты есть, но никто не может знать истинных причин, побудительных мотивов. Одним словом, историю сочиняют историки. И никакого смысла в истории нет!
- Просто ты его не видишь.
- А если бы видел, то в чём этот смысл? Что мы видим в прошлом: череду бессмысленных и неизбежных войн?
- Ты полагаешь, что в прошедшем нет никакого смысла?
- История идёт по неизбежному и необходимому пути, где случайность не меняет закономерности движения и направления.
- По-вашему, значит, история предопределена?
- По сути, да. В конечном итоге победа принадлежит тому, в ком жажда справедливости сильнее страха смерти!»
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература

P.S. Смотрите и читайте мои заметки с видеороликами о путешествии по Греции: «Древние Афины сегодня», «Из Греции с любовью», «У оракула в Дельфах», «Чудо света – Метеоры», «Святая гора Афон», «Апостол в Салониках», «Сократ мне друг», «Мистерии древней Греции», «Легенда о 300 спартанцах», «Лечебный театр Эпидавр» и другие.

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература –

О подвиге спартанцев впервые я узнал в двенадцать лет, когда посмотрел американский фильм «300 спартанцев» режиссёра Рудольфа Мате.

Тогда все мальчишки были воодушевлены этим фильмом и смотрели его по нескольку раз. В каждом дворе играли в спартанцев. Мастерили копья, мечи, щиты с перевёрнутой литерой «V». Фраза «со щитом или на щите» стала для нас крылатой.

Но я никогда даже не мечтал увидеть место легендарной битвы спартанцев воочию.

И вот когда недавно я посетил Грецию, я побывал на месте сражения спартанцев с персами.

Правда, оно и не сохранилось. В 480 году до н.э., когда состоялась битва в Фермопильском ущелье, это был узкий отрезок суши шириной 20 метров на обрыве скалы. Сейчас море (Малианский залив) отошло, обнажив большой участок суши.

Недавно я в очередной раз с удовольствием посмотрел фильм «300 спартанцев» 1962 года. На мой взгляд, старый фильм несравнимо лучше нового - компьютерного комикса «300» на ту же тему, в котором лишь более точно воспроизведено место сражения.

В жизни всё было конечно гораздо сложнее, чем показано в фильме.

Единственный достоверный первоисточник о подвиге 300 спартанцев, на котором основываются позднейшие упоминания — VII книга Геродота .

Первые два дня греки успешно отражали атаки персов, благодаря тому, что были вооружены длинными копьями и действовали слаженно в фаланге, прикрываясь большими щитами. Персы не могли развернуться в узком проходе и погибали массами в давке или будучи сброшенными с обрывистого берега.

Ксеркс не знал, что предпринять, и послал гонцов объявить, что наградит того, кто укажет путь в обход Фермопильского ущелья.

И тогда к нему обратился некий местный житель Эфиальт , вызвавшийся за вознаграждение провести персов горной тропой в обход Фермопил. Тропу охранял отряд фокийцев (из Средней Греции) в 1000 воинов. Отборный персидский отряд в 20 тысяч под командованием Гидарна скрытно шёл всю ночь, а к утру неожиданно обрушился на греков. Фокийцы послали бегунов сообщить грекам об обходном манёвре персов; об этом же греков предупредил ещё ночью перебежчик по имени Тиррастиад из персидского лагеря.

Греки оказались в окружении. Что было делать?

Подчиняясь воле обстоятельств, большинство отрядов из объединённого греческого войска отправились по своим родным городам. Прикрывать отход остались только 300 спартанцев царя Леонида, 700 феспийцев и 400 фиванцев. Феспии и Фивы — города в Греции, через которые неизбежно должен был пролегать путь персидского войска, так что отряды этих городов защищали в Фермопилах родную землю.

Ксеркс предложил Леониду сдаться. На что царь Леонид ответил лаконично: «Приди и возьми»!

Фиванцев Леонид, якобы, заставил остаться насильно - чтобы не перебежали к врагам. По словам Геродота, во время отступления фиванцы отделились и сдались в плен, таким образом они спасли свои жизни ценой клеймения в рабство.

Не рассчитывая на победу, но лишь на славную смерть, спартанцы и феспийцы приняли бой. У спартанцев копья были сломаны, они разили врагов короткими мечами. К концу сражения у них не осталось даже оружия - затупилось, и тогда начался рукопашный бой.

Все спартанцы, конечно, погибли. В бою пал царь Леонид, у персов погибли братья царя Ксеркса.

P.S. Смотрите и читайте мои заметки с видеороликами о путешествии по Греции: «Древние Афины сегодня», «Из Греции с любовью», «У оракула в Дельфах», «Чудо света - Метеоры», «Святая гора Афон», «Апостол в Салониках», «Сократ мне друг», «Мистерии древней Греции», «Легенда о 300 спартанцах», «Лечебный театр Эпидавр» и другие.

Николай Кофырин - Новая Русская Литература - http://www.nikolaykofyrin.narod.ru

Страницы 1

4,5 /5 (167 )