Изменения в аудиторской деятельности с года. Критерии обязательного аудита

Согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность (аудит и сопутствующие аудиту услуги) осуществляется в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА), принимаемыми Международной федерацией бухгалтеров (МФБ) и признанными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации .

Минфином России завершено признание действующих в настоящее время МСА. Приказами Минфина России от 24 октября 2016 г. № 192н (в редакции приказа от 30 ноября 2016 г. № 220н) и от 9 ноября 2016 г. № 207н эти стандарты введены в действие на территории Российской Федерации.

МСА, признанные для применения в России

Группа
стандартов
Наименование стандарта
Международные стандарты контроля качества МСКК 1 «Контроль качества в аудиторских организациях, проводящих аудит и обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, и задания по оказанию сопутствующих услуг»
Международные стандарты аудита МСА 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита»
МСА 210 «Согласование условий аудиторских заданий»
МСА 220 «Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности»
МСА 230 «Аудиторская документация»
МСА 240 «Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действия при проведении аудита финансовой отчетности»
МСА 250 «Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности»
МСА 260 (пересмотренный) «Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление»
МСА 265 «Информирование лиц, отвечающих за корпоративное управление, и руководства о недостатках в системе внутреннего контроля»
МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности»
МСА 315 (пересмотренный) «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения»
МСА 320 «Существенность при планировании и проведении аудита»
МСА 330 «Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски»
МСА 402 «Особенности аудита организации, пользующейся услугами обслуживающей организации»
МСА 450 «Оценка искажений, выявленных в ходе аудита»
МСА 500 «Аудиторские доказательства»
МСА 501 «Особенности получения аудиторских доказательств в конкретных случаях»
МСА 505 «Внешние подтверждения»
МСА 510 «Аудиторские задания, выполняемые впервые: остатки на начало периода»
МСА 520 «Аналитические процедуры»
МСА 530 «Аудиторская выборка»
МСА 540 «Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации»
МСА 550 «Связанные стороны»
МСА 560 «События после отчетной даты»
МСА 570 (пересмотренный) «Непрерывность деятельности»
МСА 580 «Письменные заявления»
МСА 600 «Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)»
МСА 610 (пересмотренный, 2013 г.) «Использование работы внутренних аудиторов»
МСА 620 «Использование работы эксперта аудитора»
МСА 700 (пересмотренный) «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности»
МСА 701 «Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении»
МСА 705 (пересмотренный) «Модифицированное мнение в аудиторском заключении»
МСА 706 (пересмотренный) «Разделы «Важные обстоятельства» и «Прочие сведения» в аудиторском заключении»
МСА 710 «Сравнительная информация - сопоставимые показатели и сравнительная финансовая отчетность»
МСА 720 (пересмотренный) «Обязанности аудитора, относящиеся к прочей информации»
МСА 800 «Особенности аудита финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с концепцией специального назначения»
МСА 805 «Особенности аудита отдельных отчетов финансовой отчетности и отдельных элементов, групп статей или статей финансовой отчетности»
МСА 810 «Задания по предоставлению заключения об обобщенной финансовой отчетности»
Международные отчеты о практике аудита МОПА 1000 «Особенности аудита финансовых инструментов»
Международные стандарты обзорных проверок МСОП 2400 (пересмотренный) «Задания по обзорной проверке финансовой отчетности прошедших периодов»
МСОП 2410 «Обзорная проверка промежуточной финансовой информации, выполняемая независимым аудитором организации»
Международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность МСЗОУ 3000 (пересмотренный) «Задания, обеспечивающие уверенность, отличные от аудита и обзорной проверки финансовой информации прошедших периодов»
МСЗОУ 3400 «Проверка прогнозной финансовой информации»
МСЗОУ 3402 «Заключение аудитора обслуживающей организации, обеспечивающее уверенность, о средствах контроля обслуживающей организации»
МСЗОУ 3410 «Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении отчетности о выбросах парниковых газов»
МСЗОУ 3420 «Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении компиляции проформы финансовой информации, включаемой в проспект ценных бумаг»
Международные стандарты сопутствующих услуг МССУ 4400 «Задания по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации»
МССУ 4410 (пересмотренный) «Задания по компиляции»

Дополнительные документы МФБ, признанные для применения в России

При осуществлении аудиторской деятельности помимо перечисленных выше необходимо применять ряд документов МФБ, связанных с МСА, но ими не являющихся. Следующие документы необходимы для правильного применения МСА:

Концепция качества аудита: ключевые элементы, формирующие среду для обеспечения качества аудита;

Международная концепция заданий, обеспечивающих уверенность;

Словарь терминов;

Структура сборника стандартов, выпущенных Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность;

Предисловие к сборнику международных стандартов контроля качества, аудита и обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих услуг.

Вступление МСА в силу

МСА, введенные в действие приказами Минфина России, вступают в силу со дня их официального опубликования. При этом официальным опубликованием МСА считается первая публикация его текста в официальном печатном издании, определяемом Минфином России, или первое размещение (опубликование) на официальном Интернет-сайте Минфина России www.minfin.ru.

Тексты МСА, введенных в действие приказами Минфина России, опубликованы на официальном Интернет-сайте Минфина России www.minfin.ru 24-25 ноября 2016 г.

Применение МСА

Согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» МСА обязательны для аудиторских организаций и аудиторов (часть 1 статьи 7), а также аудируемых лиц и иных лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг (часть 2 статьи 14). Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с МСА начиная с года, следующего за годом, в котором МСА признаны для применения на территории Российской Федерации.

Исходя из этого МСА, введенные в действие приказами Минфина России, подлежат применению начиная с 1 января 2017 г.

Вместе с тем аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в 2017 г. вправе провести (закончить) аудит бухгалтерской отчетности за 2016 г. по заключенному до 1 января 2017 г. договору в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными Правительством Российской Федерации, и федеральными стандартами аудиторской деятельности, утвержденными Минфином России.

Информация на официальном Интернет-сайте Минфина России

На официальном Интернет-сайте Минфина России www.minfin.ru создан раздел «Аудиторская деятельность - Стандарты и правила аудита -Международные стандарты аудита». В нем можно ознакомиться с:

официальными текстами МСА, введенными в действие приказами Минфина России;

официальными текстами документов МФБ, связанных с МСА и необходимых для правильного применения последних, но ими не являющихся;

нормативными правовыми актами, регулирующими введение МСА в действие на территории Российской Федерации;

информацией о ходе признания МСА.

_____________________________

* О признании МСА подлежащими применению на территории Российской Федерации см. Информационный бюллетень от 1 декабря 2015 г. (www.minfin.ru раздел «Аудиторская деятельность - Общая информация - Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии»).

Обзор документа

Приведен обзор нововведений в аудиторской деятельности.

Так, с 1 января 2017 г. в нашей стране будут применяться Международные стандарты аудита (МСА). Изданы соответствующие приказы Минфина России.

При этом в 2017 г. допускается провести (закончить) аудит бухгалтерской отчетности за 2016 г. по заключенному до 1 января 2017 г. договору в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ и Минфином России.

Перечислены документы, которые помогут правильно применять МСА.

Что говорит законодательство про обязательный аудит для ООО в 2017 году? Какие установлены критерии? Есть ли шансы, что общество с ограниченной ответственностью вообще не подлежит обязательному аудиту? Об этом – в нашей консультации.

Вероятность есть всегда

Такая организационно-правовая структура, как общество с ограниченной ответственностью – на сегодня самая популярная форма ведения бизнеса в России. Обычно она подразумевает совсем небольшой уставный капитал и штат сотрудников. Однако бывает и ровно наоборот: это может быть крупная фирма с хорошими финансовыми оборотами. Разумеется, и в первом, и во втором случае необходимо знать про критерии обязательного аудита ООО в 2017 году.

Важно чётко понимать, что действующим законодательством напрямую не установлены критерии обязательного аудита для ООО в 2017 году. В том числе – Законом 2008 года «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ. Однако отсюда категорически нельзя делать вывод, что действующим законодательством не установлено требование проводить обязательный аудит в ООО.

Более того: наличие у общества с ограниченной ответственностью по закону статуса представителя малого бизнеса само по себе автоматически не освобождает данную фирму от прохождения обязательного аудита. Для ООО критерии такого рода законом не установлены.

Что говорит закон

Упомянутым нами Федеральным законом 2008 года «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ установлен ряд критериев, из которых можно понять, подлежит ли ООО обязательному аудиту. Но под данную организационно-правовую структуру ведения бизнеса подпадают совсем немногие из них.

Согласно статье 5 этого ФЗ, подлежащие обязательному аудиту ООО в году, который идёт перед отчётным, имеют:

  1. Выручку от продаж (продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг) свыше 400 млн рублей (без НДС);
  2. Размер активов по бухгалтерскому балансу на конец года перевалил за 60 млн рублей.

Санкции

Что будет, если не проводить обязательный аудит для ООО, когда в силу закона (см. выше) он необходим?

Дело в том, что действующими правовыми нормами не предусмотрены как таковые санкции за сам факт непроведения обязательного в силу закона аудита. Однако наказать могут за отсутствие аудиторского заключения. В основном за это предусмотрены санкции административного характера.

Так, ответственность ООО за непроведение обязательного аудита, а точнее, отсутствие заключения аудиторов по годовой отчетности, подпадает под:

  • статью 19.7 КоАП РФ – когда в местное подразделение Росстата вместе с экземпляром бухгалтерской отчетности вовремя не сдано либо вообще не сдано аудиторское заключение;
  • часть 1 статьи 15.11 КоАП РФ – за грубое нарушение требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Современные тенденции ведения бизнеса предусматривают все более тесное международного сотрудничество. Финансовая и бухгалтерская отчетность должна быть понятна контрагентам, прежде всего, по своему содержанию.

В 2017 году в Российской Федерации произошли масштабные изменения в отечественном аудите в сторону увеличения прозрачности, объективности и сближения с международными нормами и стандартами.

Рассмотрим особенности применения международных стандартов аудита (МСА) на отечественных предприятиях.

Что собой представляют МСА

Международные стандарты аудита (МСА), или в международной транскрипции (англ.) International Standards on Auditing (ISA) – свод документации, содержащей профессиональные требования и условия проведения аудиторской деятельности. Их издает Международная бухгалтерская ассоциация, проводя через Комитет по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации.

В Российской Федерации используется только часть этих стандартов, но постепенно свод их для применения в отечественном аудите расширяется, особенно масштабная динамика произошла в 2017 году.

ВАЖНО! Главное отличие МСА в приоритете содержания над формой: они основаны не на жестком регламенте, а на гибких принципах уместности, достоверности, полноты и нейтральности.

Классификация МСА

Свод международных аудиторских стандартов состоит из документов, освещающих такие аспекты аудита:

  • вводная часть – основы подхода к аудиту и другим мероприятиям по подтверждению качества услуг и достоверности информации, обзор терминологии;
  • общие принципы проведения контроля качества, обязанности аудитора, основная документация, информационный обмен с владельцем бизнеса;
  • стандарты, направленные на оценку рисков и противодействие обнаруженным рискам;
  • стандарты, направленные на доказательства и подтверждение аудиторских сведений;
  • стандарты, регламентирующие услуги привлеченных аудиторов;
  • стандарты, согласно которым формулируются итоги аудита;
  • особые аспекты аудита: анализ финансовой отчетности по принципам спецназначения.

Если сравнивать МСА с российскими аудиторскими стандартами, то можно их классифицировать следующим образом:

  1. Международные стандарты, применяемые в РФ или близкие к таковым.
  2. Международные стандарты, чьи аналоги в РФ значительно отличаются.
  3. МСА, совершенно не употребляемые в РФ.
  4. Отечественные стандарты, аналогов которым в МСА нет.

Основные цели Международных стандартов аудита

Следование международным стандартам в финансовой отчетности и ее проверке призвано унифицировать бухгалтерские процедуры, но вместе с тем позволяет сохранить национальные традиции ведения бизнеса, присущие отечественной экономике. С помощью результатов проведения аудита по МСА можно объективно сравнивать деятельность предприятий в разных государствах, что очень удобно для международного инвестирования.

Отдельные государства строго придерживаются МСА и даже принимают их как национальные, некоторые другие (Англия, США, Канада и Швеция) предпочитают пользоваться собственными стандартами, не отвергая и международных требований. Третья группа стран, в числе которых и Россия, разрабатывают собственные аудиторские стандарты, беря за основу принятые международным Комитетом.

Главная цель разработки международных стандартов:

объединение бизнес-деятельности государств со схожими экономическими принципами в рамках мировой экономики.

Она реализуется в двух основных направлениях:

  • гармонизация принятых в отдельных странах правил и требований для возможности лучшей интеграции в мировую экономику;
  • повышение уровня аудиторской деятельности до общеэкономического (если в том или ином государстве он снижен).

Изменения

В 2017 году вступили в силу приказы Министерства финансов РФ от 24 октября 2016 года № 192н и от 9 ноября 2016 года № 207н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации». Первый ввел в действие 30 международных аудиторских стандартов, а второй – еще 18.

Их необходимо применять, если договор на проведение аудиторской проверки заключался не раньше 1 января 2017 года (в таком случае можно проводить аудит еще по старым стандартам).

Применение аудита по МСА на предприятиях

Предприятия ведут финансовую отчетность, и если это происходит по требованиям МСФО (международной системы финансовой отчетности), то и проверка ее должна осуществляться по международным требованиям. Как правило, такую отчетность ведут, а значит, и будут являться объектами международного аудита, следующие организации:

  • компании, у которых есть активные зарубежные партнеры;
  • юрлица, планирующие свой выход на международную экономическую арену;
  • предприниматели, ищущие зарубежных инвесторов;
  • организации, кредитующиеся у иностранных банков;
  • предприятия, исповедующие корпоративные ценности международных финансовых объединений.

К СВЕДЕНИЮ! В рамках отечественного законодательства в этот перечень обязательно входят кредитные и страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, федеральные унитарные предприятия (по перечню, утвержденному Правительством), акционерные общества, чьи акции принадлежат государству, и любые предприятия, торгующие на международных фондовых биржах.

Зачем проводить аудит по МСА

Для обеспечения принципа достоверности финансовой отчетности законодательство требует проведение проверки не менее чем 1 раз в год. Если компания ведет и публикует отчетность по международным финансовым стандартам, то аудит также должен проводиться в соответствии с международным регламентом.

Этапы проведения аудита по МСА

Поскольку аудит является стандартизированной процедурой, он должен проводиться по определенному регламенту:

  1. Подготовительный этап аудита включает в себя:
    • оценку поля деятельности аудитора – количества и состава исследуемой отчетности;
    • согласование условий аудита (сроков, стоимости и др.);
    • заключение договора на проведение аудита;
    • оформление предварительного плана проверки;
    • подготовку ответов и документации в соответствии с аудиторскими запросами.
  2. Аудиторское исследование (сбор и оценка доказательств). Собственно проверка, включающая исследование отчетности за предыдущий год (для объективного сравнения показателей) и за отчетный. Изучению подлежат:
    • бухгалтерские отчеты;
    • финансовая документация;
    • управленческая информация.
  3. Процедура аудита предусматривает не только анализ документов, но и интервью с сотрудниками и руководством, наблюдение, обследование производственных помещений и складов и т.п.

    ВНИМАНИЕ! Обязательно фиксировать всю информацию, могущую повлиять на доказательность аудиторского мнения при формулировке выводов.

  4. Формулировка заключения . Корректируются данные, составляется отчет и формируется окончательное аудиторское заключение. Оно предоставляется заинтересованным в результате получателям: контрагентам, потенциальным инвесторам, высшему руководству, кредитным организациям и др.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Отчет о результатах аудита, проведенного по отечественным стандартам, может значительно отличаться от итогов аудита по МСА. Это объясняется несовпадением принципов и подходов к оценке.

Кто вправе провести аудит по МСА

На российских предприятиях аудит в соответствии с международными стандартами могут проводить только аудиторские компании. Требования к ним определены законодательно (Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»):

  • организация не должна иметь иной сферы деятельности, кроме аудиторской и сопутствующих услуг;
  • компания должна значиться в реестрах СРО (саморегулируемых организаций);
  • проводить аудит должны исключительно сертифицированные специалисты.

Важно выбирать для проведения аудита по МСА специалистов с учетом отраслевой специфики предприятия.

Аудит – проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности, проводимая независимым аудитором, цель которой – определить, насколько эта отчетность достоверна. В ряде случаев аудиторская проверка должна проводиться в обязательном порядке, а не только по желанию самих организаций. В этой статье мы рассмотрим, в каком случае аудит обязателен, каковы его критерии в 2017 году, и какие санкции могут последовать при игнорировании организацией обязательного аудита.

Обязательный аудит 2017

Обязательная аудиторская проверка проводится ежегодно. Ее результаты отражаются в аудиторском заключении – официальном документе, предназначенном для пользователей проверяемой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Крайние сроки обязательного аудита законом не устанавливаются, и определяются самой организацией. При этом следует учитывать, что аудиторское заключение должно быть подано в Росстат вместе с годовой бухотчетностью, либо не позже 10 рабочих дней после даты аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (ст. 18 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Аудитор выражает в заключении свое мнение о достоверности проверенной отчетности и указывает обстоятельства, которые могут существенно на эту достоверность повлиять. Закончив обязательный аудит, индивидуальный аудитор или аудиторская фирма передает свое заключение проверяемому лицу.

Получив аудиторское заключение на руки, организация через специального оператора размещает результаты, который получил обязательный аудит, в «Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юрлиц».

Обязательный аудит: критерии 2017

Критерии, определяющие необходимость проведения обязательного аудита – определенные условия, которым должна соответствовать организация. Перечислим, что же это за критерии:

  1. организационно-правовая форма юрлица (например, обязательному аудиту подлежат все акционерные общества);
  2. осуществление определенного вида деятельности (страхование, банковская деятельность и т.д.);
  3. определенные финансовые показатели (доход или стоимость активов юрлица превышают определенный лимит);
  4. юрлицо является конкретной госкорпорацией или организацией (Центробанк, РЖД и др.);
  5. необходимость представления консолидированной отчетности.

Организации, подлежащие обязательному аудиту

Закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ содержит перечень случаев обязательного аудита, но исчерпывающим он не является. Наиболее полно субъекты обязательного аудита перечислены в «Информации Минфина РФ» от 11.01.2017.

Указанные в «Информации» случаи обязательного аудита представляют собой таблицу из 69 пунктов, сгруппированных по основным критериям, с указанием норм законодательства, отчетности, которая должна при этом проверяться, а также требований к аудиторам, имеющим право на проведение таких проверок.

Так, исходя из критериев, обязательный аудит проводится следующими организациями:

  1. акционерными обществами, фондами, ФГУП, госкорпорациями, госкомпаниями, публично-правовыми компаниями (пункты 1-9 Информации);
  2. компаниями, чьи ценные бумаги допущены к торгам, кредитными организациями, бюро кредитных историй, страховыми компаниями, обществами взаимного страхования, профобъединениями страховщиков, профучастниками рынка ценных бумаг, клиринговыми организациями, организаторами торговли, депозитариями, также проведение обязательного аудита осуществляется акционерными инвестфондами, НПФ, микрофинансовыми организациями, организаторами лотерей и азартных игр, кредитными и жилищными накопительными кооперативами, саморегулируемыми организациями, политическими партиями, застройщиками и т.п. (пункты 10- 50 Информации);
  3. проводят обязательный аудит организации, чей объем выручки за предыдущий год более 400 млн рублей, либо сумма активов по балансу свыше 60 млн рублей (пункт 68 Информации);
  4. обязательный аудит отчетности проводят у себя ЦБ РФ, Агентство по страхованию вкладов, Внешэкономбанк, Фонд содействия реформированию ЖКХ, Госкорпорация «Роскосмос», АО РЖД, Фонд содействия кредитованию и другие (п. 11-67 Информации);
  5. обязательный аудит проводят все организации, представляющие и/или публикующие сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 69 Информации).

Обязательный аудит для ООО

Закон не требует от ООО представлять в составе отчетности аудиторское заключение. Тем не менее, для таких юрлиц обязательный бухгалтерский аудит возможен по финансовому критерию, при превышении допустимого размера выручки/активов. Это невозможно только в первый год деятельности, поскольку у них еще нет показателей периодов, предшествующих отчетному. При соответствии иным критериям ООО подлежит обязательному аудиту.

Аналогично будет проводиться и обязательный аудит малого предприятия – при соответствии юрлица приведенным выше критериям. Наличие статуса субъекта малого бизнеса значения не имеет.

Обязательный аудит: ответственность

При несдаче или нарушении срока сдачи в Росстат аудиторского заключения организацией, которой требуется обязательный аудит, штрафы могут составить (ст. 19.7 КоАП РФ):

  • от 3000 до 5000 руб. на организацию,
  • от 300 до 500 руб. на должностных лиц.

За непроведение обязательного аудита штрафы уже существеннее (ст. 15.11 КоАП РФ):

  • от 5000 до 10 000 руб. на руководство организации;
  • при повторном нарушении – до 20 000 руб., или дисквалификация должностного лица на 1-2 года.

Если обязательный аудит бухгалтерской отчетности отсутствует у АО, то размер штрафов многократно увеличивается (ст. п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ):

  • от 30 000 до 50 000 руб. – на руководство АО;
  • от 700 000 до 1 000 000 руб. – на организацию.

В последние годы государством взят курс на максимальную открытость и прозрачность информации об экономических субъектах. Изменения вносятся по всем направлениям. Не осталась в стороне и аудиторская отрасль. Основная цель поправок - повысить прозрачность бизнеса, снизить давление на добросовестные компании, вывести из тени налоговых правонарушителей для устранения недобросовестной конкуренции.

Изменения с 2017 года в сфере обязательного аудита бухгалтерской отчетности

1. Требование к подготовке аудиторских заключений по МСА с 2017 года. Чего нам ждать?

Наше государство стремится к европейским показателям в плане финансовой отчетности. Поэтому еще одним шагом к повышению ее публичности и прозрачности стало введение с 1 января 2017 года в РФ международных стандартов аудита (МСА) (Приказы Минфина России от 24.10.2016 N 192н, от 09.11.2016 № 207н).

Для аудиторских компаний это означает следующие изменения:

    увеличение количества аудиторских процедур

    увеличение объема данных, необходимы для анализа деятельности аудируемых компаний

    новые стандарты качества проведения обязательного аудита

    новые стандарты информирования в аудиторском заключении

    введение модифицированного мнения в заключении

Для аудируемых компаний это означает:

ПЛЮСЫ: повышение качества в оценке бизнес-рисков;заключение, которое будет содержать не только оценку финансовой отчетности компании, но и обращать внимание на существенные риски для бизнеса и т.п; расширенную информацию отчета для бухгалтерии и для внешних и внутренних заинтересованных пользователей: акционеров, совета директоров и др.

МИНУСЫ: увеличение стоимости обязательного аудита с 2017 года; увеличение сроков предоставления аудиторского заключения; удорожание банковских кредитов для компаний (по причине повышение уровня прозрачности деятельности компании и отражение в аудиторском заключении всех выявленных бизнес-рисков)

2. Информация о налогах, штрафах, доходах и расходах, численности появится на сайте ФНС

Информация об экономических субъектах становится более открытой. С 1 июня 2016 года налоговой тайной больше не являются (поправки в статью 102 НК РФ внесены Федеральным законом от 01.05.2016г. № 134-ФЗ):

  • сведения о среднесписочной численности работников организации;
  • суммы уплаченных организацией налогов и сборов, за исключением налогов, уплаченных при ввозе товаров в ЕАЭС и налоговыми агентами;
  • суммы доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности.

С 1 июля 2017 года положено начало размещения указанных сведений в открытом доступе на официальном сайте ФНС в сети «Интернет».

Кроме того, на сайте ФНС будет публиковаться информация о суммах недоимки, задолженности по пеням и штрафам, применяемых спецрежимах и об участии налогоплательщиков в консолидируемых группах.

Благодаря появлению дополнительных сведений о юридических лицах в открытом доступе налогоплательщики получают дополнительную возможность оценить риски при выборе контрагента, а также появится дополнительный аргумент доказать ИФНС в случае претензий, что при заключении сделки была проявлена должная осмотрительность.

3. Информация об обязательном аудите размещается на Федресурсе

С 1 октября 2016 года в России результаты обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности становятся публичными. Соответствующие поправки были внесены в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Организации, подлежащие обязательному аудиту, теперь должны вносить в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее — ЕФРС http://www.fedresurs.ru/) информацию о результатах аудита в течение 3-х рабочих дней после получения аудиторского заключения. К числу таких сведений относятся:

  • наименование, ИНН, ОГРН, СНИЛС аудируемого лица;
  • наименование (Ф.И.О.), ИНН, ОГРН (ОГРНИП), СНИЛС аудиторской организации (индивидуального аудитора);
  • перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит;
  • период составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит;
  • дата аудиторского заключения;
  • мнение аудиторской организации (индивидуального аудитора) о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности.

Нарушение должностным лицом аудируемой организации обязанности по раскрытию такой информации может повлечь административный штраф, предусмотренный частями 6-8 статьи 14.25 КоАП РФ, до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

4. С 2018 года аудиторскую тайну, вероятно, отменят

Соответствующий Законопроект № 96436-7 об изменениях в статьи 82 и 93.1 НК РФ уже внесен в Госдуму.

Напомним, что согласно действующей редакции статьи 82 НК РФ при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Однако, с 1 января 2018 года аудиторскую тайну предлагается исключить из данной статьи. Кроме того, предлагается установить право должностных лиц ИФНС истребовать у аудиторов документы (информацию), полученные ими о налогоплательщике в ходе аудиторской деятельности и при оказании прочих сопутствующих аудиту услуг. Истребуемые документы должны быть связаны с исчислением и уплатой (удержанием, перечислением) налога (сбора) и смогут запрашиваться у аудиторов, если налогоплательщик не представил их в ИФНС самостоятельно.

Итак, сфера бухгалтерского учета и отчетности, а также налоговых обязательств компаний становится более прозрачной.

Чтобы к марту 2018 года при закрытии 2017 финансового года и сдаче годовой финансовой отчетности не оказаться с аудиторским заключением, содержащим многочисленные оговорки, мы советуем компаниям:

Провести аудит в 2 этапа (1 этап - по итогам 9 м-в 2017 года в октябре-декабре 2017 года, 2 этап - по итогам 2017 года в первом квартале 2018 года).

В этом случае аудиторы выполнят практически весь объем работы до окончания отчетного года, что позволит организации учесть их выводы и рекомендации, чтобы подойти к годовому отчету без искажений и ошибок в учете В этом случае организация сможет исключить спешку и ошибки в отчетах, снизить нагрузку на бухгалтерию в конце года.

Не секрет, что бухгалтерский учет и составление налоговых деклараций — сфера деятельности главбуха. Однако руководителям, учредителям следует помнить, что ответственность за ошибки бухгалтера распространяется и на них тоже.

Как известно, при существенных искажениях учета, аудиторское заключение может быть и отрицательным, что потребует от организации дополнительных расходов, связанных с исправлением выявленных нарушений. За повторный аудит пересмотренной бухгалтерской отчетности -это дополнительная оплата времени работы аудиторов за проверку и также увеличатся сроки выдачи заключения. За аудит пересмотренной бухгалтерской отчётности Вам потребуется произвести доплату, так как объем работы аудитора увеличивается, соответственно и сроки тоже.

Проведение же основного объема работы по итогам отчетности за 9 месяцев поможет и бухгалтерии, и аудиторам избежать этих неприятностей. И даже получив на руки отчет с перечнем существенных ошибок, допущенных при составлении отчетности за 9 месяцев, организация успеет внести необходимые исправления в учет и получить по итогам года положительное аудиторское заключение

Если аудиторы впервые приходят в компанию в феврале-марте, у бухгалтерии остаётся слишком мало времени, чтобы внести изменения. Одновременно с этим бухгалтеры готовят годовой отчёт и испытывают при этом двойную нагрузку, что не отражается наилучшим образом на результатах.

- Разбить проведение аудита по годам.

При проведении аудита в два этапа его стоимость равномерно распределится на 2017-2018 годы и не потребует единовременного отвлечения средств из хозяйственной деятельности компании в 2018 году.

- Не относиться к аудиту, как к формальной процедуре только для сдачи бухгалтерской (фин.) отчетности. Формальный подход и формальное отношение к аудиту канули в лету. На сегодняшний день это не допустимо как со стороны аудируемых лиц, так и со стороны аудиторов.

Зачем лишать себя возможности получить качественную обратную связь по состоянию дел компании? Бухгалтеры организации исправят выявленные несоответствия вовремя, и не будут тратить на это много времени и усилий, как потратили бы, исправляя документы задним числом.

Если ошибки выявляются только в начале следующего года, бухгалтерия затрачивает время на уточнение деклараций, а компания тратит деньги на доплату недоимок и пеней.

Напомним, что с 1 октября 2017 года правила расчета пеней для организаций изменятся. Новшества касаются недоимки, которая возникнет с 1 октября 2017 года . Если просрочка превысит 30 календарных дней, пени будут рассчитываться следующим образом:

  • исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
  • исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период, начиная с 31-го календарного дня просрочки, что соразмерно процентам, уплачиваемыми по банковским кредитам.

- Серьезно подойти к выбору аудиторской компании.

Рынок насыщен множеством предложений, как от частных лиц, так и от различных компаний. Наша фирма «ФИН-АУДИТ» на рынке аудиторских услуг уже 17-ый год.

Деловая репутация и стандарты качества работы безупречны. Мы всегда готовы к конструктивному диалогу с аудируемыми лицами по вопросам, возникшим в ходе аудита.

Не забывать, что за отсутствие аудиторского заключения или не внесение соответствующей информации в ЕФРС можно получить крупный штраф.

Аудит финансовой (бухгалтерской) отчётности за 2017 год обязаны провести:

  • юридические лица, выручка которых в 2016 году превысила 400 млн. руб.
    или активы баланса на конец года превышают 60 млн. руб.
  • застройщики в рамках Федерального закона 214-ФЗ
  • компании, составляющие консолидированную бухгалтерскую отчётность
  • акционерные общества, в том числе и не публичные.
  • компании, публично размещающие ценные бумаги
  • банки, страховые компании и некоторые другие категории в случаях, установленных законами № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», 208 ФЗ «О консолидированной отчётности».

Напомним, что согласно Федеральному закону № 402-ФЗ компания должна предоставить аудиторское заключение в территориальное подразделение Росстата либо одновременно с подачей бухгалтерской отчетности, либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчётным.

Компания, попавшая под критерии обязательного аудита, не может выбирать — сдавать или не сдавать аудиторское заключение в органы статистики. Сдавать придется однозначно.

Желаем ВАМ успешного прохождения аудита за 2017 год. Наша компания «ФИН-АУДИТ» в свою очередь готова обеспечить качественный подход при осуществлении аудиторских процедур и подготовке аудиторского заключения.