К формально негативным санкциям относятся. Санкции позитивные

В зависимости от природы санкций, которые применяются по отношению к девианту, выделяются стили формального социального социального контроля.

1. Карающий (моралистический) стиль социального контроля .

Этот стиль имеет целью наказать девиантов, которые нарушили устои общества. Причем, предусматривается максимальное наказание. Применяется к нарушителю, совершившему преднамеренный поступок (чаще всего – преступление).

Особенность этого стиля – он ничего не компенсирует жертве девиантного поведения. Правосудие вершится на основе моральной справедливости.

Общество имеет главные доминирующие ценности, нарушение которых ведет только к карающему действию (человеческая жизнь, собственность и т.д.). Но, в тех обществах, где нет четко зафиксированных основных ценностей, девиантные поступки не влекут карательных санкций. К примеру, в архаичных обществах центральные ценности – религиозные. Жесткие карательные санкции следуют за нарушения табу, семейных традиций. В то время, как за убийство за покушение на собственность карательных санкций не последует.

В высоко развитых обществах очень большая концентрация ценностей – их много.

Такой социальный институт, как государство, тяготеет к карающему стилю социального контроля. Самым страшным поступком в государстве считается предательство или государственная измена и влечет за собой смертную казнь или пожизненное заключение.

Интенсивность применения карающего стиля социального контроля противоположна социальной дистанции .

Социальная дистанция – степень близости между людьми. Главными характеристиками социальной дистанции являются: частота взаимоотношений, их тип (формальный или неформальный), интенсивность взаимоотношений (степень эмоционального включения) и их продолжительность, а также природа связи между людьми (отношения предписанные или непредписанные).

Чем больше социальная дистанция между девиантом и агентом социального контроля, тем большую роль играют моральные правила . Например, родственники убийцы склонны простить его поступок, при условии, что в будущем этого не повторится.

Карающий стиль социального контроля обратно пропорционален отношениям между жертвой преступления и агентом социального контроля . Если жертва близка по социальной дистанции агенту социального контроля, то ответ на преступление будет жесткий (например, в США, за убийство полицейского преступник, чаще всего, будет убит полицией при задержании).

Социальный контроль бывает обычно двух видов – нисходящий и восходящий.

Нисходящий социальный контроль сверху вниз, когда группа, занимающая более высокое социальное положение, контролирует группу, занимающую положение более низкое .

Восходящий социальный контроль снизу вверх – нижестоящие контролируют вышестоящих (система общественного мнения на Запа де).

Карающий стиль социального контроля всегда нисходящий . Проступки против вышестоящих на социальной лестнице наказываются жестче.

Карающий стиль социального контроли прямо пропорционален социальному неравенству. Чем беднее человек, тем жестче наказание.

Карающий стиль социального контроля подразделяется в свою очередь на несколько видов:

1) Открытое наказание – ответ уполномоченных органов на поступок девианта в соответствии с нормами права.

2) Скрытое наказание (неформальный контроль) – группа может сама наказать своего члена за какой-либо проступок (особенно распространено в криминальных культурах).

3) Непрямой ответ – психическое заболевание может быть ответом на нанесенную обиду.

4) Самоубийство – самонаказание (самоконтроль).

2. Компенсирующий стиль социального контроля.

Компенсирующий стиль – принудительный стиль социального контроля: нарушитель компенсирует ущерб, нанесенный жертве . Чаще всего – это материальная компенсация. После принесения компенсации за материальный ущерб ситуация считается урегулированной и девиант наказанным .

В этом стиле главное внимание уделяется результату проступка, и не имеет значение был умысел при совершении проступка или нет. В центре внимания этого стиля всегда стоит жертва и именно ей уделяется большее внимание .

В компенсирующем стиле обычно присутствует третья сторона , которая принуждает к компенсации (арбитр, адвокат, суд и т.д.).

Компенсирующий стиль не применяется при убийстве, государственной измене, терроризме – здесь всегда применяется карающий стиль. Иногда карающий стиль может сочетаться с компенсирующим (например, тюремный срок за совершенное преступление с дополнительной мерой наказания – с конфискацией имущества).

Компенсирующий стиль применяется при средней и дальней социальной дистанции . Всякие близкие отношения препятствуют компенсирующему стилю. Например, редко выплачивают компенсацию за нанесенный ущерб соседи, поскольку здесь могут разорваться близкие связи, существующие между людьми, а если близкие связи рвутся, то они уже никогда не возобновляются, особенно, если участвует третья сторона – суд. Между друзьями редко выплачивается компенсация.

При нисходящем контроле компенсирующий стиль очень редок, так как часто у нарушителя с более низким статусом не хватает средств на выплату компенсации, к тому же компенсация как бы уравнивает вышестоящего с нижестоящим, поэтому компенсации редки, или вообще невозможны (например, в феодальном обществе, если простолюдин убил феодала, то применялся карающий стиль, так как компенсация уравнивала феодала с простолюдином). При восходящем социальном контроле компенсация выплачивается. (Богатый и известный человек, садясь в тюрьму теряет свой социальный статус, поэтому он откупается).

Современный мир более склонен к компенсирующему стилю социального контроля, чем к карающему (адвокаты двух сторон судебного разбирательства склонны договориться до суда и ответственная сторона выплачивает ущерб жертве, если нет серьезного правонарушения, то до тюремного заключения дело редко доходит, что объясняет развитие института адвокатов на Западе).

В нашей стране этот стиль очень слабо действует ввиду правовой неграмотности граждан и высокой платы за адвокатские услуги.

3. Терапевтический стиль социального контроля.

Этот стиль направлен не на наказание, а на изменение личности девианта и состоит из процедуры психотерапии – это как бы символическое изменение личности девианта.

Действует этот стиль только при согласии девианта к терапии (насильственная терапия – это наказывающий стиль).

Здесь имеет место попытка психотерапевта (или аналитика) разрешить внутриличностные проблемы, помочь личности исправиться, переоценить свое поведение, вернуть человека в общество и научить его жить в соответствии с нормами.

Агенты терапевтического стиля – врачи-психотерапевты, психоаналитики, религиозные деятели. Например, в религии с индивида за проступки вина снимается полностью и это помогает человеку адаптироваться к ситуации.

В рамках данного стиля большое значение имеет поведение девианта . Если поведение человека невозможно объяснить, его считают не совсем нормальным и применяют к нему терапевтический стиль социального контроля. В Уголовном кодексе существует такое понятие, как вменяемость: психически невменяемый на момент преступления человек не несет уголовной ответственности.

Терапевтический социальный контроль обратно пропорционален социальной дистанции . Если отец изобьет свою семью, подумают, что он больной. Если родители бьют детей, им советуют обратиться к психиатру, а не приглашают органы охраны правопорядка. Чем больше социальная дистанция между девиантом и жертвой, тем больше склонны считать человека преступником, а не больным.

4. Регулирующий стиль социального контроля.

Цель регулирующего стиля – урегулировать отношения между девиантом и жертвой девиантного поведения и привести их к гармонии . Применяется при нарушении отношений между двумя сторонами: между двумя индивидами, между индивидом и организацией, между организациями. Потерпевшей стороне этот стиль не дает ни моральной, ни материальной компенсации.

В наше время регулирующий стиль распространен достаточно широко. Он действует в области семейных отношений; в случаях конфликтов между студентами и преподавателями; между школьниками и учителями; между работниками на предприятии и т.д. Применяется, когда обе стороны укоренены в группе, где существуют длительные и пересекающиеся отношения; когда обе стороны принадлежат к одной родственной группе (если нет корыстных интересов); при длительном проживании группы на одном месте (русская крестьянская община).

Действие регулирующего стиля прямо пропорционально равенству сторон. Две стороны должны быть равны по социальному статусу; допускается лишь позиционное «муж–жена, дети–родители». Практически невозможно урегулировать отношения между представителями различных социальных групп.

Регулирующий стиль широко распространен среди организаций. Организации очень трудно наказывать, т.к. у них множественные пересекающиеся связи. В начале ХХ века в Европе возникают профсоюзы. С их появлением регулирующий стиль среди организаций стал доминирующим. Владельцы предприятий могут вступать с профсоюзами в связь и не чувствовать себя при этом униженными.

САНКЦИИ ПОЗИТИВНЫЕ

- англ. sanctions, positive; нем. Sanctionen, positive. Меры воздействия, направленные на одобрение обществом или группой желательного поведения.

Antinazi. Энциклопедия социологии , 2009

Смотреть что такое "САНКЦИИ ПОЗИТИВНЫЕ" в других словарях:

    САНКЦИИ ПОЗИТИВНЫЕ - англ. sanctions, positive; нем. Sanctionen, positive. Меры воздействия, направленные на одобрение обществом или группой желательного поведения … Толковый словарь по социологии

    Реакции социальной группы (общества, трудового коллектива, общественной организации, дружеской компании и т. и.) на поведение индивида, отклоняющееся (как в позитивном, так и в негативном смысле) от социальных ожиданий, норм и ценностей.… … Философская энциклопедия

    Совокупность процессов в социальной системе (обществе, социальной группе, организации и т. п.), посредством которых обеспечивается следование определ. «образцам» деятельности, а также соблюдение ограничений в поведении, нарушение которых… … Философская энциклопедия

    Александр Лукашенко - (Alexander Lukashenko) Александр Лукашенко это известный политический деятель, первый и единственный президент Республики Беларусь Президент Беларуси Александр Григорьевич Лукашенко, биография Лукашенко, политическая карьера Александра Лукашенко … Энциклопедия инвестора

    И; ж. [от лат. sanctio (sanctionis) нерушимый закон, строжайшее постановление] Юрид. 1. Утверждение чего л. высшей инстанцией, разрешение. Получить санкцию на арест. Дать санкцию на выпуск номера в печать. Задержан с санкции прокурора. 2. Мера,… … Энциклопедический словарь

    - (К определению понятия). Политические ценности и нормы являются важнейшими регулятивами политической деятельности. Нормы (от лат. norma руководящее начало, правило, образец) в политике означают правила политического поведения, ожидания и… … Политология. Словарь.

    трансактный анализ - направление психотерапии, paзpабoтaннoe в 50 е годы американским психологом и психиатром Э. Берном, включающее: 1) структурный анализ (теория эго состояний): 2) собственно Т. а. деятельности и общения, основанный на понятии «трансакция» как… … Большая психологическая энциклопедия

    Для улучшения этой статьи желательно?: Добавить иллюстрации. Викифицировать статью. Половые с … Википедия

    Большой Энциклопедический словарь

    - (от лат. sanctio строжайшее постановление) 1) мера воздействия, важнейшее средство социального контроля. Различают негативные санкции, направленные против отступлений от социальных норм, и позитивные санкции, стимулирующие одобряемые обществом,… … Политология. Словарь.

- 124.50 Кб

Санкции - охранники норм. Социальные санкции - разветвленная система вознаграждений за выполнение норм, и наказаний за отклонение от них (т. е. девиантность).

Рис.1 Типы социальных санкций.

Различаются четыре типа санкций:

Формальные позитивные санкции - публичное одобрение со стороны официальных организаций, оформленное документами с подписями и печатями. К ним относятся, например, награждение орденами, званиями, премиями, допуск к высоким должностям и т. п.

Неформальные позитивные санкции - публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: комплимент, улыбка, слава, аплодисменты и т. д.

Формальные негативные санкции – наказания, предусмотренные законами, инструкциями, указами и прочее. Это арест, заключение в тюрьме, отлучение от церкви, штраф и т. д.

Неформальные негативные санкции - наказания, не предусмотренные законами - издевка, порицание, нотация, пренебрежение, распускание слухов, фельетон в газете, клевета и т. п.

Нормы и санкции соединены в одно целое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она теряет свою регулирующую функцию. Скажем, в XIX в. в странах Западной Европы нормой считалось рождение детей в законном браке. Незаконнорожденные исключались из наследования имущества родителей, они не могли заключить достойные браки, ими пренебрегали в повседневном общении. Постепенно общество по мере осовременивания исключало санкции за нарушение данной нормы, смягчалось общественное мнение. В итоге норма перестала существовать.

3. Механизмы действия социального контроля

Сами по себе социальные нормы ничего не контролируют. Поведение людей контролирует другие люди на основе норм, которые, как ожидается, будут соблюдаться всеми. Соблюдение норм, как и выполнение санкций, делает наше поведение предсказуемым. Каждый из нас знает, а за тяжкое преступление - тюремное заключение. Когда мы ожидаем от другого человека определенного поступка, то надеемся, что он знает не только норму, но и следующую за ним санкцию.

Таким образом, нормы и санкции соединены в единое целое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она перестает регулировать реальное поведение. Она становиться лозунгом, призывом, воззванием, но она перестает быть элементом социального контроля.

Применение социальных санкций в одних случаях требует присутствия посторонних лиц, а в других не требует. Увольнение оформляется отделом кадров учреждения и предполагает предварительное издание распоряжения или приказа. Тюремное заключение требует сложной процедуры судебного разбирательства, на основании которого выносится судебное решение. Привлечение к административной ответственности, скажем штрафование за безбилетный проезд, предполагает присутствие официального транспортного контролера, а иногда и милиционера. Присвоение ученой степени предполагает не менее сложную процедуру защиты научной диссертации и решения ученого совета. Санкции к нарушителям групповых привычек требуют наличия меньшего числа лиц, но, тем не менее, они никогда не применяются по отношению к самому себе. Если применение санкций совершается самим человеком, направленно на себя и происходит внутри, то такую форму контроля надо считать самоконтролем.

Социальный контроль – самый эффективный инструмент, при помощи которого мощные институты общества организуют жизнедеятельность простых граждан. Инструменты, или в данном случае методы, социального контроля отличается огромным разнообразием; они зависят от ситуации, целей и характера конкретной группы, где употребляются. Они простираются от выяснения отношений один на один до психологического давления, физического насилия, экономического принуждения. Необязательно, что механизмы контроля были направлены на то, чтобы исключить нежелательную персону и стимулировать к лояльности остальных. «Изолированию» чаще всего подвергается не сам индивид, а его поступки, высказывания, отношения с другими лицами.

В отличие от самоконтроля, внешний контроль - это совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Он подразделяется на неформальный (внутригрупповой) и формальный (институциональный).

Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации.

Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо средства массовой информации.

Традиционная сельская община контролировала все аспекты жизни своих членов: выбор невесты, методы разрешения спора и конфликта, способы ухаживания, выбор имени новорожденного и многое другое. Никаких писаных норм не существовало. В качестве контролера выступало общественное мнение, чаще всего выражаемое старейшими членами общины. В единую систему социального контроля органично вплеталась религия. Строгое соблюдение ритуалов и церемоний, связанных с традиционными праздниками и обрядами (например, бракосочетания, рождения ребенка, достижения зрелости, обручения, урожая), воспитывало чувство уважения к социальным нормам, прививало глубокое понимание их необходимости.

В компактных первичных группах для обуздания реальных и потенциальных девиантов постоянно действуют чрезвычайно эффективные и одновременно очень тонкие механизмы контроля, такие как убеждение, насмешка, сплетни и презрение. Насмешка и сплетня являются мощными инструментами социального контроля во всех типах первичных групп. В отличие от методов формального контроля, например выговора или понижения в должности, неформальные методы доступны практически всем. И насмешками, и сплетнями может манипулировать любой неглупый человек, имеющий доступ к каналам их передачи.

Не только коммерческие организации, но и университеты, и церковь с успехом используют экономические санкции, чтобы удержать свой персонал от девиантного поведения, т. е. такого поведения, которое расценивается как выходящее за рамки допустимого.

Кросби(1975) выделил четыре основных типа неформального контроля .

Социальные вознаграждения , проявляющиеся как улыбки, одобрительные кивки и меры, способствующие получению более реальных благ (например, повышение в должности), служат для поощрения конформизма и косвенного осуждения девиации.

Наказание , выражающееся как хмурый взгляд, критические замечания и даже угрозы физической расправы, непосредственно направлено против девиантных поступков и обусловлено стремлением к их искоренению.

Убеждение представляет собой другой способ воздействия на девиантов. Тренер может убедить игрока в бейсбол, пропускающего тренировки, в необходимости поддержать свою спортивную форму.

Окончательным, более сложным типом социального контроля является переоценка норм – при этом поведение, которое считалось девиантным, оценивается как нормальное. Например, в прошлом, если муж оставался дома, выполнял домашнюю работу и осуществлял заботу о детях, в то время как его жена ходила на работу, его поведение считалось необычным и даже девиантным. В настоящее время (главным образом в результате борьбы женщин за свои права) роли в семье постепенно пересматриваются, выполнение мужчиной домашней работой перестало считаться предосудительным и позорным.

Неформальный контроль могут выполнять также семья, круг родственников, друзей и знакомых. Их называют агентами неформального контроля. Если рассматривать семью как социальный институт, то следует говорить о ней как о важнейшем институте социального контроля.

Формальный контроль исторически возник позже неформального - в период зарождения сложных обществ и государств, в частности древневосточных империй.

Хотя, несомненно, его предвестников мы без труда обнаружим и в более ранний период - в так называемых тождествах, где четко обозначился круг формальных санкций, официально применяемых к нарушителям, например смертная казнь, изгнание из племени, отстранение от должности, а также всевозможные виды вознаграждений.

Однако в современном обществе значение формального контроля сильно возросло. Почему? Оказывается, в сложном обществе, особенно в многомиллионной стране, все труднее поддерживать порядок и стабильность. Неформальный контроль ограничен небольшой группой людей. В большой группе он неэффективен. Поэтому его называют Локальным (местным). Напротив, формальный контроль действует на всей территории страны. Он глобален.

Его осуществляют специальные люди - агенты формального контроля . Это лица, специально обученные и получающие зарплату за выполнение контрольных функций. Они носители социальных статусов и ролей. К ним причисляют судей, полицейских, врачей- психиатров, социальных работников, специальных должностных лиц церкви и т.д.

Если в традиционном обществе социальный контроль держался на неписаных правилах, то в современном его основой выступают писаные нормы: инструкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль приобрел институциональную поддержку.

Формальный контроль осуществляют такие институты современно го общества, как суды, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа контролирует благодаря экзаменационным оценкам, правительство - при помощи системы налогообложения и социальной помощи населению. Контроль государства осуществляется посредством полиции, секретной службы, государственных каналов радио, телевидения и органов печати.

Методы контроля в зависимости от применяемых санкций подразделяются на :

  • мягкие;
  • прямые;
  • косвенные.

Эти четыре метода контроля могут пересекаться.

Примеры:

  1. Средства массовой информации относятся к инструментам косвенного мягкого контроля.
  2. Политические репрессии, рэкет, организованная преступность - к инструментам прямого жесткого контроля.
  3. Действие конституции и уголовного кодекса - к инструментам прямого мягкого контроля.
  4. Экономические санкции международного сообщества - к инструментам косвенного жесткого контроля
Жесткие Мягкие
Прямые ПЖ ПМ
Косвенные КЖ КМ

    Рис.2. Типология методов формального контроля.

4. Функции социального контроля

Согласно А.И. Кравченко важную роль в укреплении институтов общества играет механизм социального контроля. Одни и те же элементы, а именно система правил и норм поведения, закрепляющих и стандартизирующих поведение людей, делающих его предсказуемым, входят и в социальный институт, и в социальный контроль. «Социальный контроль является одним из наиболее общепринятых понятий в социологии. Им обозначают самые различные средства, которые любое общество применяет для обуздания своих непокорных членов. Ни одно общество не может обойтись без социального контроля. Даже небольшой группе людей, случайно собравшихся вместе, придется выработать собственные механизмы контроля, дабы не распасться в самые кратчайшие сроки».

Таким образом, А.И. Кравченко выделяет следующие функции , которые выполняет социальный контроль по отношению к обществу:

  • охранительную функцию;
  • стабилизирующую функцию.

Описание

В современном мире под социальным контролем понимают надзор за поведением человека в обществе с целью предотвращения конфликтов, наведения порядка и поддержания существующего общественного строя. Наличие социального контроля – это одно из важнейших условий нормального функционирования государства, а также соблюдения его законов. Идеальным обществом считается такое общество, в котором каждый его член делает то, что хочет, но при этом это является тем, что от него ожидают и что требуется государству на данный момент. Конечно, не всегда просто заставить человека делать то, что от него хочет общество.

Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

Социология личности

С древнейших времен высоко ценились честь и достоинство семьи потому, что семья - основная ячейка общества и заботиться о ней общество обязано в первую очередь. Если мужчина может защитить честь и жизнь своих домочадцев, его статус повышается. Если не может - он теряет свой статус. В традиционном обществе мужчина, способный охранять семью, автоматически становится ее главой. Жена, дети играют вторые, третьи роли. Не возникает споров о том, кто главнее, умнее, изобретательнее, поэтому семьи - крепкие, единые в социально-психологическом отношении. В современном обществе мужчина в семье не имеет возможности продемонстрировать свои лидирующие функции. Вот почему семьи в настоящее время так нестабильны и конфликтны.

Санкции - охранники норм. Социальные санкции - разветвленная система вознаграждений за выполнение норм (конформность), и наказаний за отклонение от них (т. е. девиантность). Необходимо отметить, что конформность - представляет собой лишь внешнее согласие с общепринятым. Внутренне индивид может таить в себе несогласие с нормами, но никому не говорить о том. Конформность есть цель социального контроля.

Различаются четыре типа санкций:

Формальные позитивные санкции - публичное одобрение со стороны официальных организаций, оформленное документами с подписями и печатями. К ним относятся, например, награждение орденами, званиями, премиями, допуск к высоким должностям и т. п.

Неформальные позитивные санкции - публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: комплимент, улыбка, слава, аплодисменты и т. д.

Формальные негативные санкции : наказания, предусмотренные законами, инструкциями, указами и прочее. Это арест, заключение в тюрьме, отлучение от церкви, штраф и т. д.

Неформальные негативные санкции - наказания, не предусмотренные законами - издевка, порицание, нотация, пренебрежение, распускание слухов, фельетон в газете, клевета и т. п.

Нормы и санкции соединены в одно целое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она теряет свою регулирующую функцию. Скажем, в XIX в. в странах Западной Европы нормой считалось рождение детей в законном браке. Незаконнорожденные исключались из наследования имущества родителей, они не могли заключить достойные браки, ими пренебрегали в повседневном общении. Постепенно общество по мере осовременивания исключало санкции за нарушение данной нормы, смягчалось общественное мнение. В итоге норма перестала существовать.

1.3.2. Типы и формы социального контроля

Выделяется два типа социального контроля:

внутренний контроль или самоконтроль;

внешний контроль - совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение норм.

В процессе самоконтроля человек самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. Проявляется данный тип контроля в чувстве вины, совести. Дело в том, что общепринятые норы, рациональные предписания остаются в сфере сознания (помните, у З. Фрейда "Сверх-Я"), ниже которого расположена сфера бессознательного, состоящего из стихийных импульсов ("Оно" у З. Фрейда). В процессе социализации человеку приходится постоянно бороться со своим подсознанием, потому что самоконтроль является важнейшим условием коллективного поведения людей. Чем старше человек, тем по идее, у него должен быть сильнее самоконтроль. Однако его становлению может помешать жестокий внешний контроль. Чем плотнее опекает своих граждан государство через милицию, суд, органы безопасности, армию и т. п., тем слабее самоконтроль. Но чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Таким образом, возникает порочный круг, ведущий к деградации индивидов как социальных существ. Пример: Россию захлестнул вал тяжких преступлений против личности, в том числе убийств. До 90% убийств, совершаемых только в Приморском крае, являются бытовыми, т. е. совершаются в результате пьяных ссор на семейных празднествах, приятельских встречах и т. п. По мнению практиков, подспудной причиной трагедий является мощный контроль со стороны государства, общественных организаций, партий, церкви, крестьянской общины, очень жестко опекавших россиян практически все время существования российского общества - со времен Московского княжества и до конца СССР. Во время перестройки внешнее давление начало ослабевать, а возможностей внутреннего контроля оказалось недостаточно для поддержания стабильных социальных отношений. В итоге мы наблюдаем рост коррупции в правящем классе, нарушений конституционных прав и свобод личности. А население отвечает власти возрастанием преступности, наркомании, алкоголизма, проституции.

Внешний контроль существует в неформальной и формальной разновидностях.

Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении родственников, друзей коллег, знакомых, общественного мнения, которое выражается через традиции, обычаи, либо средства массовой информации. Агенты неформального контроля - семья, род, религия - важные социальные институты. Неформальный контроль неэффективен в большой группе.

Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации. Он действует на территории всей страны, основывается на писаных нормах - законах, указах, инструкциях, постановлениях. Осуществляют его образование, государство, партии, средства массовой информации.

Методы внешнего контроля в зависимости от применяемых санкций делятся на жесткие, мягкие, прямые, косвенные. Пример:

телевидение относится к инструментам мягкого косвенного контроля;

рэкет - инструмент прямого жесткого контроля;

уголовный кодекс - прямой мягкий контроль;

экономические санкции международного сообщества - косвенный жесткий метод.

1.3.3. Девиантное поведение, сущность, виды

В основе социализации личности находится усвоение норм. Соблюдение норм определяет культурный уровень общества. Отклонение от них называется в социологии девиацией.

Девиантное поведение относительно. То, что для одного человека или группы отклонение, то для другого может быть привычкой. Так, высший класс считает свое поведение нормой, а поведение нижних социальных групп отклонением. Следовательно, девиантное поведение относительно потому, что имеет отношение только к культурным нормам данной группы. Вымогательство, грабеж с позиций преступника считаются нормальными видами заработка. Однако большая часть населения считает такое поведение девиацией.

К формам девиантного поведения относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, гомосексуализм, азартные игры, психическое расстройство, самоубийство.

Каковы причины девиации? Можно выделить причины биопсихического характера: считается, что склонность к алкоголизму, наркомании, психические расстройства могут передаваться от родителей детям. Большое внимание выяснению факторов, влияющих на появление и рост девиации, уделяли Э. Дюркгейм, Р. Мертон, неомарксисты, конфликтологи, культурологи. Они сумели выделить социальные причины:

аномия, или разрегулированность общества, появляется во время социальных кризисов. Старые ценности исчезают, новых нет, и люди теряют жизненные ориентиры. Растет число самоубийств, преступлений, разрушаются семья, мораль (Э. Дюркгейм – социологический подход);

аномия, проявляющаяся в разрыве между культурными целями общества и социально одобряемыми способами их достижения (Р. Мертон - социологический подход);

конфликт между нормами культуры социальных групп (Э. Селлин – культурологический подход);

идентификация индивида с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры (В.Миллер – культурологический подход);

стремление влиятельных групп ставить "клеймо" девианта членам менее влиятельных групп. Так, в 30-х годах на Юге США негры априори считались насильниками только из-за расовой принадлежности (Г.Беккер – теория стигматизации);

законы и правоохранительные органы, которые правящие классы используют против тех, кто лишен власти (Р.Квинни – радикальная криминология) и т.д.

Типы девиантного поведения . Существует много классификаций девиации, но, на наш взгляд, одной из самых интересных является типология Р. Мертона. Автор использует свою концепцию - девиация возникает в результате аномии, разрыва между культурными целями и социально одобряемыми способами их достижения.

Мертон считает единственным типом недевиантного поведения конформность - согласие с целями и средствами их достижения. Он выделяет четыре возможных типа девиации:

инновация - предполагает согласие с целями общества и отрицание общепринятых способов их достижения. К "инноваторам" относятся проститутки, шантажисты, создатели "финансовых пирамид". Но к ним можно отнести и великих ученых;

ритуализм - связан с отрицанием целей данного общества и абсурдным преувеличением значения способов их достижения. Так, бюрократ требует, чтобы каждый документ был тщательно заполнен, дважды проверен, подшит в четырех экземплярах. Но при этом цель забывается - а для чего все это?

ретретизм (или бегство от действительности) выражается в отказе и от социально одобренных целей и от способов их достижения. К ретреатистам относятся пропойцы, наркоманы, бомжи, и т. п.

бунт - отрицает и цели и способы, но стремится к их замене на новые. Например, большевики стремились к уничтожению капитализма, частной собственности и замене их социализмом и общественной собственностью на средства производства. Отвергая эволюцию, они стремились к революции и т. д.

Концепция Мертона важна прежде всего потому, что она рассматривает конформность и девиацию как две чаши одних весов, а не как отдельные категории. В ней также сделан упор на то, что девиация не является продуктом абсолютно негативного отношения к общепринятым стандартам. Вор не отвергает социально одобряемую цель – материальное благополучие, а может стремиться к ней с таким же рвением, что и молодой человек, озабоченный служебной карьерой. Бюрократ не отказывается от общепринятых правил работы, но исполняет их слишком буквально, доходя до абсурда. Однако, и вор, и бюрократ – девианты.

В процессе наделения индивидуума клеймом «девианта» можно выделить первичную и вторичную стадии. Первичная девиация – начальное действие правонарушения. Оно даже не всегда замечается обществом, особенно, если нарушаются нормы-ожидания (скажем, за обедом употребляется не ложка, а вилка). Человека признают девиантом в результате своего рода обработки информации об его поведении, проводящейся другим человеком, группой или организацией. Вторичная девиация – процесс, в ходе которого после акта первичной девиации человек, под влиянием общественной реакции, принимает девиантную идентичность, то есть перестраивается как личность с позиций той группы, к которой его причислили. Социолог И.М.Шур назвал процесс «вживания» в образ девианта ролевым поглощением.

Девиация значительно более широко распространена, чем свидетельствуют официальные статистические данные. Общество, по сути, на 99% состоит из девиантов. Большая часть их - умеренные девианты. Но, по подсчетам социологов, 30% членов общества составляют ярко выраженные девианты с негативным или позитивным отклонением. Контроль над ними несимметричен. Максимально одобряются отклонения национальных героев, выдающихся ученых, артистов, спортсменов, художников, писателей, политических лидеров, передовиков труда, очень здоровых и красивых людей. Крайне не одобряется поведение террористов, предателей, преступников, циников, бродяг, наркоманов, политических эмигрантов и т. д.

В прежние времена общество считало нежелательными все резко отклоняющиеся формы поведения. Гениев преследовали как и злодеев, осуждали очень ленивых и сверхтрудолюбивых, нищих и сверхбогатых. Причина: резкие отклонения от средней нормы - положительные или отрицательные - угрожали нарушить стабильность общества, основанную на традициях, древних обычаях и малоэффективной экономике. В современном обществе с развитием промышленной и научно-технической революций, демократии, рынка, формированием нового типа модальной личности - человека-потребителя, позитивные девиации рассматриваются как важный фактор развития экономики, политической и социальной жизни.

Основная литература


Теории личности в американской и западноевропейской психологии. - М., 1996.

Смелзер Н. Социология. - М., 1994.

Социология / Под ред. акад. Г. В. Осипова. - М., 1995.

Кравченко А. И. Социология. - М., 1999.

Дополнительная литература


Аберкромби Н., Хилл С., Тернер С. Б. Социологический словарь. - М., 1999.

Западная социология. Словарь. - М., 1989.

Кравченко А. И. Социология. Хрестоматия. - Екатеринбург, 1997.

Кон И. Социология личности. М.,1967.

Шибутани Т. Социальная психология. М., 1967.

Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. В 2-х тт. М.,1999.

Похожие рефераты:

Основные элементы системы социального контроля. Социальный контроль как элемент социального управления. Право пользования общественными ресурсами от имени общества. Функция социального контроля по Т. Парсонсу. Сохранение существующих в обществе ценностей.

Тема №17 Понятия: «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Биологическое и социальное в человеке. Личность и социальная среда. Девиантное поведение личности.

Формы девиантного поведения. Законы социальной организации. Биологические и психологические трактовки причин девиации. Социологическое объяснение девиации. Состояние дезорганизации общества. Конфликтологический подход к девиации.

Определение причин девиантного поведения, в связи с функционированием и развитием общества. Выявления причин возникновения такого опасного социального явления, как преступность и методов его профилактики. Социология права и правоохранительных органов.

Понятие и структура социальной роли. Значение термина "статус". Разновидности социального статуса. Прирожденные и приписываемые статусы. Понятие и элементы, типы и формы социального контроля. Виды социальных норм. Различные классификации социальных норм.

Характеристика девиантного поведения как неодобрительного с точки зрения общественного мнения. Позитивная и негативная роль девиации. Причины и формы подростковой девиантности. Социологические теории девиантного поведения Э. Дюркгейма и Г. Беккера.

Практически вся жизнь любого общества характеризуется наличием отклонений. Социальные отклонения, то есть девиации присутствуют в каждой социальной системе. Определение причин девиаций, их форм и последствий - важный инструмент управления обществом.

Отношения общества и индивида. Понятие социального контроля. Элементы социального контроля. Социальные нормы и санкции. Механизм действия контроля.

Все процедуры, при помощи которых поведение инди­вида приводится к норме социальной группы, называются санкция­ми .

Социальная санкция - мера воздействия, важнейшее средство социального контроля.

Выделяют следующие виды санкций :

- негативные и позитивные ,

- формальные и неформальные .

Негативные санкции на­правлены против человека, отступившего от социальных норм.

По­зитивные санкции направлены на поддержку и одобрение человека, который следует данным нормам.

Формальные санкции налагаются официальным, общественным или государственным органом или их представителем.

Неформальные предполагают обычно реакцию членов группы, друзей, сослуживцев, родственников, знакомых и т.д.

Таким образом, можно выделить четыре типа санкций :

1. фор­мальные негативные,

2. формальные позитивные,

3. неформальные не­гативные,

4. неформальные позитивные.

Например , пятерка за ответ студента на занятии - формальная позитивная санкция. Примером отрицательной неформальной санкции может быть осу­ждение человека на уровне общественного мнения.

Позитивные санкции обычно влиятельнее негативных санкций .

Например , Для студента подкрепление учебных успехов положительными оценками является более стимулирующим, чем негативная оценка за плохо выполненное задание.

Санкции эффективны только тогда, когда су­ществует согласие относительно правильности их применения и авторитета тех, кто их применяет.

Например , взыскание медсестра может воспринять как должное, если считает его справедливым, и при взыскании, не соответствующем проступку, медсестра будет считать, что с неё поступили несправедливо, и не только не исправит по­ведения, но, напротив, может проявить реакцию негативизма.

Основные формы соци­ального контроля

Формы социального контроля - это способы регулирования жизнедеятельности человека в обществе, которые обусловлены различными общественными (групповыми) процессами и связаны с психологическими харак­теристиками больших и малых социальных групп.

Формы социаль­ного контроля предопределяют переход внешней социальной регу­ляции во внутриличностную.

Наи­более распространенными формами социального контроля являются :

Тра­диции,

Мораль и нравы,

Этикет, манеры, привычки.

Ø Закон - совокупность нормативных актов, обладающих юри­дической силой и регулирующих формальные отношения людей в масштабах государства .

Законы непосредственно связаны с конкретной властью в обществе и определяются ею, что, в свою очередь, ведет к установлению определенного образа жиз­ни. Многие важные события в жизни (вступление в брак, рождение ребенка, окончание университета и т.д.) непосредст­венно связаны с законами. Пренебрежение правовыми нормами может привести к негативным социально-психологическим последствиям.



Напри­мер , люди, проживающие в гражданском браке, при юридически неоформленных супружеских отношениях, могут столкнуться с не­гативными санкциями неформального характера.

Закон выступает как активная и действенная форма социального контро­ля.

Ø Табу система запретов на совершение каких-либо действий или мыслей человека.

Одной из наиболее древних форм социального контроля, предшествующих появлению законов, является табу. В первобытном обществе табу регулирова­ли важные стороны жизни. Считалось, что при нарушении запре­тов сверхъестественные силы должны покарать нарушителя. На уровне современного индивидуального сознания табу чаще всего связаны с суевериями - такими предрассудками, в силу которых многое из происходящего представляется проявлением сверхъес­тественных сил или предзнаменованием.

Например , студент, отправ­ляющийся сдавать экзамен, может изменить путь, если дорогу пе­ребегает черная кошка; молодая мать боится, что чужой взгляд причинит вред младенцу, и т.д. Человек боится, что если ритуал не будет им совершен, то обязательно возникнут неблагоприятные для него последствия. Внутренние табу - это (часто на уровне подсознания) социальные в прошлом запреты.

Ø Обычаи – повторяющиеся, привычные для большинства способы поведения людей, распространенные в данном обществе .

Обычаи усваиваются с детства и имеют характер общественной привычки. Главный признак обычая - распространенность. Обычай опреде­ляется условиями общества в данный момент времени и тем отли­чается от традиции.



Ø Традиции – носят вневременной характер и су­ществует достаточно долго, передаваясь из поколения в поколе­ние.

Под традициями понимают такие обычаи, которые:

Во-первых, сложились исторически в связи с культурой данного этноса;

Во-вторых, передаются из поколения в поколение;

В-третьих, определяются менталитетом (духовным складом) народа.

Можно сказать, что традиции - это одна из наиболее консервативных форм социального контроля. Но и традиции могут постепенно меняться и преобразовываться в соответствии с социально-экономическими и культурными изме­нениями, влияющими на социальные шаблоны поведения.

Например , традиция существования патриархальной семьи постепенно меня­ется во многих странах мира. Состав современной семьи, прожи­вающей под одной крышей, все чаще включает в себя лишь два поколения: родители - дети.

Обычаи и традиции охватывают массовые формы поведения и играют огромную роль в общества. Психологический смысл обычая или традиции солидарность людей . Солидарность объединяет людей одного общества, де­лает более сплоченными и, следовательно, более сильными. Нака­зание (негативные санкции), следующее за нарушением традиции, лишь способствует поддержанию единства группы. Невозможно понять сущность традиции вне культуры народа. Многие обычаи устраняются с изменением жизни в обществе.

Ø Мораль – особые обычаи, имеющие нравственное значение и связанные с пониманием добра и зла в данной социальной группе или обществе .

Мораль определяет то, что люди себе традиционно разрешают или запрещают в связи с их представлениями по поводу плохого и хорошего. Несмотря на разнообразие таких представлений, моральные нормы весьма схожи в большинстве человеческих культур вне зависимости от того, в каких формах они воплощаются.

Ø Совесть особое, уни­кальное качество человека, определяющее его сущность .

По В.Далю, совесть - это нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; не­вольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда в раз­личной степени развития (Толковый словарь живого великорус­ского языка. - СПб., 1997. - Т. 4).

В философии и психоло­гии совесть трактуется как способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и про изводить оценку совершаемых поступков(Философский эн­циклопедический словарь. - М., 1983; Психология: Словарь. - М., 1990).

Совесть несет в себе внутренние осо­бые контролирующие функции, она является абсолютным гаран­том реализации моральных принципов. В то же время нельзя не заметить, что, к сожалению, в современной жиз­ни не всегда способствуют развитию этого уни­кального человеческого свойства.

Ø Нравы – обозначение обычаев, имеющих нравственное зна­чение и характеризующих все те формы поведения людей в том или ином социальном слое, которые могут быть подвергнуты нравственной оценке.

В отличие от морали нравы связаны с опре­деленными социальными группами. То есть об­щепринятая мораль в обществе может быть одна, а нравы разные.

Например , нравы элиты и нравы рабочей части общества имеют существенные различия.

На индивидуальном уровне нравы проявляются в манерах человека, особенностях его поведения.

Ø Манеры совокупность привычек поведения именно данного человека или определенной социальной группы .

Это внешние формы поведения, способы делать что-либо, харак­теризующие определенный социальный тип. По манерам мы мо­жем определить, к какой социальной группе относится человек, какова его профессия или основной вид деятельности.

Ø Привычка – неосознаваемое действие, которое столько раз по­вторялось в жизни человека, что приобрело автоматизированный характер .

Привычки складываются под влиянием бли­жайшего окружения и прежде всего семейного воспитания. Осо­бое внимание следует обратить на то, что привычки приобретают характер потребности , если они сформированы и закреплены .

На первом этапе формирования привычки, в силу ее новизны, индивид испытывает определенные трудности усвое­ния. Но когда действие совершенно усвоено, оно становится не­обходимым. Мы не обращаем внимания на наши привычки, по­тому что это как бы часть нас самих, это нечто естественное и не­обходимое. Привычки других людей, не похожие на наши, могут стать весьма раздражающим фактором.

Например , молодожены могут испытывать некоторые бытовые трудности из-за разности привычек. А в семьях, которые существуют достаточно долго и благополучно, можно наблюдать единство привычек или, согласие по поводу их проявлений.

Известная пословица гласит:

«Посеешь поступок - пожнешь привычку,