Как быть эффективным руководителем организации? Как распределять свое время. Как организовать процессы компании

На данный момент не существует точного описания идеального руководителя, да и универсального способа как им стать то же нет. Успешность любого предприятия зависит от человека, который стоит во главе, поэтому придется много времени уделять работе над собой.

Как стать эффективным руководителем?

Несмотря на многочисленность направлений, в общем, можно выделить несколько качеств, которыми должен обладать хороший руководитель:

  1. Нужно учиться ставить перед собой и реально оценивать собственные способности. Чтобы управлять деятельностью других людей, стоит уметь планировать, принимать решения и верно устанавливать приоритеты.
  2. Важная характеристика личности эффективного руководителя – самодисциплина. Человек должен сдерживать данные слова, идеально выполнять собственные обязанности, быть пунктуальным и ответственным.
  3. Руководитель должен понимать работу и принцип производства. Если начальник разбирается в документации, самостоятельно планирует работу, строит планы и организовывает работу, можно не сомневаться, что производство будет результативным.
  4. Эффективный руководитель умеет с совершенно разными людьми. На работе должна отсутствовать личная неприязнь и оценивать сотрудника нужно исключительно по его работе. Руководителю предприятия стоит учиться искусству убеждения, уверено выступать на публике и координировать совместную деятельность.

Хороший начальник никогда не стоит на месте, он постоянно развивается, изучает новую информацию и растет. Все дело в том, что он должен быть примером для всех.

Навыки эффективного руководителя, как управлять подчиненными

Чтобы деятельность давала результаты, отношения между начальством и работниками должны быть доверительными и правдивыми. Подчиненные не должны бояться руководства, в противном случае, хороших результатов можно не ждать. Важное качество эффективного руководителя – уметь правильно указать на ошибки и ни в коем случае не оскорблять, и не унижать людей. Никто не застрахован от ошибок и чтобы они больше не повторялись начальник должен в спокойной обстановке и доступно объяснить в чем причина проблемы. Важно не бояться избавляться от неэффективных и тормозящих развитие работников. Если человек изначально не хочет трудиться и проявлять себя, никакие вторые шансы не исправят ситуацию. Чтобы сотрудники выполняли свои обязанности без ошибок, нужно учиться правильно раздавать указания, ведь они должны быть четкими и недвусмысленными.

Эффективность, как и руководство, требует выполнения определённых и вполне простых вещей. Она состоит из небольшого количества практик. Эти привычки поведения не «врождённые». IX

Я не встретил ни одного «естественного» руководителя, который родился эффективным. Все эффективные руководители должны обучиться быть эффективными. Все они практиковали эффективность, пока она не стала их привычкой. IX

Эффективность может быть освоена, и она должна быть освоена. IX

Без эффективности нет никакой «производительности»: не важно сколько интеллекта и знаний включено в работу, не важно сколько часов это занимает. X

8 принципов эффективных руководителей

Эффективный руководитель не обязан быть лидером, в том смысле, как это принято понимать. XI

То, что сделало всех [эффективных руководителей] эффективными – это следование одним и тем же принципам:

  • Они задавались вопросом: «Что должно быть сделано?»
  • Они спрашивали себя: «Что хорошо для компании?»
  • Они разрабатывали планы.
  • Они брали ответственность за решения.
  • Они брали ответственность за коммуникации.
  • Они фокусировались на возможностях, а не проблемах.
  • Они проводили продуктивные заседания/встречи.
  • Они думали и говорили «мы» вместо «Я».

Первые две практики давали им необходимые знания. Следующие четыре помогали им превращать знание в эффективные действия. Последние две обеспечивали то, что вся организация чувствовала ответственность и подотчётность. XI

Знания

Первая принцип – спрашивать, что должно быть сделано. Заметьте, вопрос не «Что я хочу сделать?». Спрашивая себя, что требуется сделать, и серьёзно рассматривая этот вопрос – это критически важно для успешного менеджмента. Без этого вопроса даже самый талантливый руководитель станет неэффективным. XII

Я никогда не видел руководителя, который оставался бы эффективным и работал над двумя задачами одновременно. ЭР [Эффективные руководители] концентрируются только на одной задаче. XII

После вопроса «Что должно быть сделано?», ЭР устанавливают приоритеты и придерживаются их. Для гендира приоритетной задачей могло бы быть переопределение миссии компании. XII

После завершения первоначальной топ-задачи, ЭР пересматривает приоритеты, а не двигается к задаче №2 из первоначального списка. XIII

Каждый раз ЭР спрашивает себя «Что должно быть сделано сейчас ?». И каждый раз он устанавливает новые приоритеты. XIII

ЭР стремится фокусироваться на задачах, которые он может особенно хорошо выполнить. Он концентрируется на ней, а остальное делегирует. XIII

Вторая принцип ЭР – такой же важный, как и первый – спрашивать: «Это полезно для компании?». Они не спрашивают полезно ли это для владельцев, акционеров, сотрудников или руководителей. Они это учитывают, но так же и понимают, что решение, не полезное для компании, не будет полезным и для акционеров. XIII

План

Руководители – люди дела; они действуют. Для руководителей знания бесполезны, пока они не превращены в исполнение. XIV

Во-первых, руководители определяют желаемые результаты, спрашивая: «Какой вклад компания должна ожидать от меня в следующие 2 года? К каким результатам я прикладу усилия? Какие дедлайны?». Затем он рассматривает все варианты: этичны ли они, легальны; соотносятся ли с миссией, ценностями и политикой компании. Утвердительные ответы не гарантируют эффективность, но [задать их нужно]. XIV

План действий – это изложение намерений, а не обязательство. Это не должно стать смирительной рубашкой. Он должен постоянно пересматриваться, потому что каждый успех создаёт новые возможности. Так же как и каждый провал. XV

К тому же, план действий должен создать систему проверки результатов, а не ожиданий. XV

XVI Решение не принято, пока люди не знают:

  • Имя человека, ответственного за выполнение решения.
  • Конечный срок.
  • Имена людей, которых касается решение и о чём они должны знать, чтобы подтвердить решение.
  • Имена людей, которых нужно уведомить о решении, даже если их оно не касается.

Возможности

Хорошие руководители фокусируются на возможностях, а не на проблемах . Нужно заботиться о решении проблем, не нужно их избегать. Но решение проблем, как бы это не было необходимо, не производит результаты. Это предотвращает потери. Исследование возможностей – приносит результаты. XVIII

Руководители ищут возможности в таких ситуациях: XIX

  • Неожиданная удача или провал в их компании, конкурента или на их рынке.
  • Разрыв между тем, что есть, и тем, что может быть на рынке, в процессе, услуге, продукте.
  • Инновация в процессе, продукте или услуге внутри компании, или на рынке.
  • Изменения в структуре индустрии или рынка.
  • Демография.
  • Изменения в образе мышления клиентов, их ценностях, восприятии, настроении.
  • Новые знания или технология.

ЭР следят за тем, чтобы решение проблем не затмевало исследование возможностей. В большинстве компаний, первая страница административного отчёта содержит список ключевых проблем. XIX

Каждые 6 месяцев топ менеджмент должен составлять список лучших возможностей, и список лучших сотрудников. ЭР ставят лучших на позиции исследования возможностей, а не решение проблем. В Японии – это главная задача отдела кадров. XIX

Поставить лучших людей в правильные должности – критически важно. XVII

Освоение эффективности

Эффективность может быть изучена, но её нельзя обучить. Эффективность – это не предмет, а самодисциплина. 166

Первый шаг к эффективности – проведение хронометража . Анализ и удаление поглотителей времени требует действий: изменения своих привычек, отношений и круга забот. 167

Второй шаг – концентрироваться на получении результата. Не на производительности и часах работы, а на достижении результата. 167

Нужно учиться концентрироваться и ставить приоритеты, вместо того, чтобы пытаться сделать всё понемногу. 171

Эффективность должна быть освоена . 174

Источник: компания «Bizmanualz». Организация имеет членство в американской организации (American Society for Quality, - ред.), ставящей своей задачей продвижение современных методов качества в мире. Автор исходного материала на английском языке – Габриэле Вивиано.

Настоящие лидеры – не те, кто ходит по офису из года в год и только на словах ведет организацию к изменениям. Реальные лидеры обладают рядом качеств и лидерских характеристик, которые побуждают нас следовать за ними. Неважно, сознательно ли мы сочувствуем лидерам или признаем их руководство подсознательно, . Так что же делает лидера? Давайте попробуем разобраться.

  1. Философия

Лидеры способны транслировать привлекательное видение будущего, что увлекает людей и делает из них команду. Те руководители, у которых нет философии – не могут быть всеобщими лидерами. Таких руководителей называют менеджерами.

  1. Наличие стратегии

Настоящий лидер характеризуется тем, что знает, как использовать активы организации для реализации видения будущего, о котором мы тут говорим.

  1. Компетентность

Лидеры понимают дело, которым руководят. Им известен рынок и они знают своего клиента. Эти знания помогают им выработать философию и стратегию, которые основаны на знании, а не на предположениях.

  1. Восприимчивость

Восприимчив к деталям. Сопоставляя одни детали с другими, он может разработать эффективную стратегию. Лидер обращает внимание на «мелочи» и настолько объективно судит о них, что в его руках теоретические планы, хорошо выглядевшие на бумаге, не разбиваются о шероховатости реальной практики, когда планы обретают плоть и кровь.

  1. Лидер должен уметь донести свою мысль

Лидеру требуется не только разработать стратегию, но и донести ее, чтобы реализовать свою философию. Он должен уметь произносить речи, мотивировать группу на движение к результату, к своему видению будущего. Лидер вовлекает персонал и через это добивается результата.

  1. Искренность

Чтобы вести других человек должен сам искренне верить в свою философию и стратегию. Никто не захочет следовать за лицемерным лидером.

  1. Напористость

Лидер преодолевает множество затруднений и возражений, пытаясь повести за собой людей. Отстаивание своей позиции требует верности своей цели.

  1. Вести примером

Лидерство подразумевает приверженность делу. Эффективный лидер ведет людей примером, и первый бросается реализовывать стратегию, которую он наметил.

  1. Отсутствие косности и приспособляемость

Постоянное улучшение так же необходимо лидерам, как и процессам. Хороший лидер сам готов изменяться и приспосабливаться, чтобы побудить к тому других.

  1. Решительность

Способность принимать решения – это то, что отличает лидера. Решения, которые он принимает, могут не всегда нравиться, но лидер все равно делает свое дело и организация двигается вперед.

Откуда берутся все эти качества в человеке?

Существуют ли волшебные инновационные способы приобрести лидерские качества? Из каждого можно подготовить менеджера, но лидер сделан из другого теста. Что мы имеем в виду? Не то, чтобы лидерами рождались – нет. Им можно стать, просто не существует понятной системы воспроизводства , раз полученных одним человеком в другой личности. Нет рецепта с ингредиентами, из которых складывается лидер. Пожалуй, ближе всего к производству лидеров подошли военные училища, которые, вряд ли кто-нибудь с этим поспорит, добились в этом некоторого успеха. Они целенаправленно воспитывают и пестуют в курсантах дисциплину, самопожертвование и верность долгу, несокрушимую трудовую этику. В ходе подготовки лейтмотивом служат нотации о планировании, о том, что готовиться нужно к худшему, надеясь на лучшее. Но даже у военных нет ничего похожего на единую технологию гарантированного воспитания лидера. В истории можно припомнить огромное число примеров выдающихся лидеров, которые никогда не служили в армии.

Что насчет лидерства в кризисе?

Представьте себя исполнительным директором крепости, которая находится в осаде. Можно сдаться или сражаться. Отступление не выход, так как вы окружены. Все выглядит так, что в любом случае хорошего исхода дела для вашей группы не будет. Состояние вашей компании не всегда можно передать метафорой осады, но иногда это так. В такой ситуации вам нужно продемонстрировать высочайший класс лидерства.

10 качеств лидера в кризисной ситуации

  1. Не будьте боссом в плохом смысле этого слова. Если вы не будете близки к своим сотрудникам, если вы не будете демонстрировать людям лидерство, то кто захочет за вами последовать?
  2. Стойте на своих принципах. Существует удобный способ решать проблемы и существует правильный способ. Если вы уверены в себе, в своих людях и в своей продукции, то делайте правильно.
  3. Поддерживайте моральное состояние коллектива. Не бывает ничего невыполнимого, продемонстрируйте веру в свои убеждения сотрудникам.
  4. Будьте гибкими в вопросе делегирования полномочий и ответственности. Если вы видите, что определенные люди пользуются авторитетом у других сотрудников – не бойтесь опираться на них, давать им ответственность и полномочия. Не замыкайтесь на раз сложившейся иерархии.
  5. Определите свои возможности. Теперь, когда у вас стало гораздо больше людей, которым вы можете доверить что-либо, заново определите свои возможности в этой связи.
  6. Оценка возможностей. Реалистично оценивайте свои ресурсы, силы и слабые стороны.
  7. Планируйте наперед. Создавайте планы и на случай благоприятного развития событий, и на случай неудач.
  8. Рассказывайте о возможностях. Рассказывайте о возможных путях выбора курса компании всем сотрудникам и объясняйте, почему вы предпочитаете одну альтернативу и отвергаете другую.
  9. Предоставляйте сотрудникам выбор. Всегда предоставляйте возможность людям быть с вами или идти в другую сторону. Если вы втянете в свой сценарий развития событий тех, кто этого не хочет, такие люди будут тянуть вас назад.
  10. Следуйте плану. ОК, у вас есть отличный план, теперь осталось его придерживаться. Помните, каждый может стать лидером. Кризисные ситуации показывают, кто лидер, а кто – нет.

Перевод: сотрудник «Единый Стандарт» Валентин Рахманов.

Что значит быть эффективным руководителем?

Кто такой эффективный руководитель? Как добиться успеха в организации? Эффективными руководителями рождаются или становятся?

Все-таки эффективным руководителем можно стать! Да, некоторые качества закладываются самой природой, но главное – работать над собой. Так скажет любой целеустремленный Человек. Добившись определенного успеха, взлетев по карьерной лестнице до желаемой цели, важно не забывать в чем состоит эффективное руководство. "Руководство - это воздействие на людей, цель которого в том, чтобы они выполняли работу качественно, в соответствии со стандартом и сверх нормы. И делали это охотно» – напоминают нам многие учебники экономики.

Вас отметило начальство, Вам доверили руководить людьми, а может быть и целыми отделами. Теперь ваш задача – закрепить оказанное доверие, и всегда помнить, что эффективный руководитель – это, прежде всего человек, понимающий, что он должен служить примером, создавая соответствующий микроклимат в коллективе. Такой руководитель всегда увлекает примером, его слова не расходятся с делом. Этот человек должен быть еще и хорошим психологом – найти общий язык с подчиненными, объяснить и обосновать свои идеи и мысли так, чтобы не возникло конфликтов и разногласий в коллективе, удержать собственную репутацию. Дать задание одному сотруднику, не обидев другого, увидеть, кто является более компетентным в тех или иных вопросах – все это требует знаний не только в области экономики и юриспруденции. Эффективное руководство также заключается и в умении четко организовать работу всех подчиненных, без давления не на них, а наоборот, поощряя и показывая, что они не просто сотрудники, а очень ценные кадры, без которых данная организация вряд ли смогла бы достойно представляться на рынке. Конечно же, ведь всегда приятнее осознавать, что руководство видит в тебе не только «технического исполнителя» приказов и поручений. Здесь важную роль играет человеческий фактор – ведь если к сотрудникам относятся с уважением, значит, и работать они будут охотнее и эффективнее, они сделают все возможное для процветания своей компании. Помню себя, секретарем сразу двух начальников. Как было приятно и лестно, что со мной советуются по очень важным финансовым вопросам, спрашивают мнение о сотрудниках, предлагают принять участие в обсуждении других важных дел. Возможно, именно поэтому через пять лет мне удалось подняться по служебной лестнице до заместителя одного из начальников! То есть, стимулируя работника на самом начальном этапе, эффективный руководитель не только обеспечивает эффективную и качественную работу отдела, но и воодушевляет своих подчиненных на дальнейшие карьерные подвиги. В голове у эффективного начальника всегда есть свежие идеи, но он выслушает своих подчиненных с интересом. И всегда нужно помнить, что эффективный руководитель общается искренне и прямо со своими подчиненными, практически на равных, избегает строгого надзора – то есть не «играет в начальника», а действительно является эффективным руководителем. Именно такого общения не хватает во многих фирмах и организациях в наше время.

Умный начальник обязательно будет иметь много сторонников, постоянно поддерживающих его идеи и стиль руководства. Руководитель сможет грамотно распределить обязанности, распланирует работу так, что никто и не поймет, что ими руководят! Иными словами, эффективный руководитель в наши дни становится наставником своих подчиненных, их «учителем». Он готов простить ошибку, если она была совершена из желания принести пользу фирме. Такой руководитель старается быть «вместе» со своими подчиненными, а не «над ними». Как говорит Мераб Елашвили, президент «ГМР. Планета гостеприимства»: «Стиль стилем, но руководитель должен всегда оставаться самим собой, не превращаться в театрального актера, примеряющего маски. Скажем, если я по жизни человек требовательный, но справедливый, я таким останусь при любых обстоятельствах - причем не только на работе, но и дома, везде. Я всегда буду максимально выкладываться сам и призывать к активности и дисциплине других. Если вы остаетесь верным самому себе, люди вам верят. У них не возникает лишних сомнений и размышлений. У них горят глаза и появляется дополнительный стимул к тому, чтобы делать свою работу хорошо, - уважение к вам. Им просто хочется выполнить работу хорошо. Будьте открытым и искренним - и у вас будет больше кадровых и деловых удач, чем неуспехов». И с этим нельзя не согласиться.

Мастерство эффективного руководителя требует особых усилий и тренировок – для этого создаются специальные бизнес-тренинги. Все тренинги выполняют одну задачу и ставят перед собой аналогичные цели. Это – определить стили руководства, способствующие эффективному взаимодействию с сотрудниками; научиться координировать деятельность сотрудников, повышать эффективность взаимодействия между ними; научиться находить подход к каждому сотруднику и быть лидером для него; научиться анализировать и разумно использовать собственное время и время своих сотрудников; научиться распределять роли в команде, с учетом возможностей каждого участника. В ходе тренингов затрагиваются такие важные темы, как лидерство, формирование команды, развитие персонала, планирование, а также функции и качества руководителя.