Коммунальные отходы: все о новых правилах вывоза мусора. Отходное дело

Сегодня у жильцов многоквартирных домов возникает множество вопросов и споров в части расчета тарифов за вывоз мусора. Для устранения разногласий и понимания сущности платы за предоставляемую услугу достаточно прочитать последние изменения жилищного законодательства.

Общая информация о плате за вывоз мусора

По российскому законодательству организация вывоза бытовых отходов (ТБО) относится к категории услуг по ремонту и содержанию имущества. Согласно действующим правилам услуга не относится к области государственного регулирования и является конкурентной. Размер оплаты за вывоз мусора устанавливается и поступает в адрес организации, выполняющей работы на основании заключенного договора с потребителем. Оплата за вывоз мусора осуществляется следующим способом:

  • в управляющую организацию, которой может быть ТСЖ или УК;
  • региональному оператору, при принятии такого решения на собрании жильцов;
  • кассу регионального оператора.

Поступление денежных средств в кассу допустимо в следующих случаях:

  • многоквартирный дом имеет тип непосредственного управления;
  • УК многоквартирного дома не заключила договор с региональным оператором или он был расторгнут.

Расчет тарифа за вывоз мусора

Порядок определения тарифа зависит от размера оператора. Отнесение к конкретной категории производится на основании ежегодного расчета отходов субъекта Федерации:

  • если в зоне действия оператора образуется более 30% общего объема отходов, то он считается крупным;
  • если образуется менее 30% общего объема отходов, то он считается небольшим.

Для крупных операторов тариф устанавливается по результатам торгов, а для небольших расчет тарифа за вывоз мусора определяется уполномоченным органом субъекта.

Общая сумма для расчетного листа может формироваться одним из способов:

  • с учетом количества проживающих на территории квартир;
  • в зависимости от общей площади помещения.

Как измеряется тариф платы за мусор

При использовании первого способа стоимость вывоза мусора определится путем умножения норматива, тарифа, количества людей и делением полученного значения на 12. При применении второго способа показатель рассчитывается путем умножения норматива, тарифа, общей площади и делением произведения на 12.

Получив квитанцию для оплаты вывоза мусора, в расчетном листе можно увидеть общую сумму за услугу. Множество споров по незнанию возникает у жильцов, имеющих квартиры одинаковой площади, но с разным числом проживающих. Несмотря на разницу в количестве людей на аналогичной территории, получают квитанции с одинаковыми суммами. Расчет в этом случае не зависит от числа проживающих и рассчитывается с учетом общей площади жилого помещения.

На текущий момент стоимость работ зависит от общего числа людей в помещении только при заключении договора с региональным оператором. До 1 января 2019 года такие договоры должны быть заключены в обязательном порядке. При отсутствии такого соглашения, расчет производится исходя из общей площади.

Как уменьшить размер плат

В соответствии с Жилищным Кодексом РФ, владелец жилья в многоквартирном доме обязан платить, даже если он не проживал на этой территории. Плата за вывоз ТБО может быть снижена в следующих ситуациях:

  • человек не проживал в помещении более 5 суток и обратился за перерасчетом;
  • отходы вывозились несвоевременно и этот факт официально подтвержден в Акте.

Согласно действующим правилам периодичность уборки должна зависеть от погодных условий:

  • в холодный сезон при температуре ниже 5 С 0 - не менее 1 раза в течение 3-x суток;
  • в теплый сезон при температуре выше 5 С 0 - не менее 1 раза в сутки.

Сроки работ в графике регламентированы и отклонение не может превышать 24 часов в теплый период и 48 часов в холодное время года. Суммарное количество часов отклонений не должно превышать 72 часов. За превышение допустимых показателей в часах собственник жилья вправе требовать снижение суммы в квитанции на 3,3% за каждые 24 часа.

Снизить размер платы можно при организации раздельного складирования отходов и при заключении с региональным оператором соответствующего договора. В этом случае расчет будет производиться исходя из количества объема ТБО в контейнерах, разделенного пропорционально общей площади каждой квартиры.

При невозможности получения информации о количестве проживающих, стоимость рассчитывается исходя из количества владельцев. В случае жалоб и несогласия с рассчитанной платой, неудовлетворительном качестве работ собственник квартиры может обратиться в Государственную Жилищную инспекцию.

Ответственность потребителя и исполнителя

Региональный оператор отвечает за ТБО с момента принятия в мусоровоз и доставки в места накопления бытовых отходов. Управляющая компания вне зависимости от типа управления отвечает за должное содержание мест для сбора отходов и мусоропроводов. В обязанности УК также входит:

  • контроль правильности начисления платы за предоставляемые услуги;
  • учет жалоб жильцов и работа по решению проблемных вопросов;
  • заключение и ведение договоров.

Потребитель должен предоставить информацию о фактическом количестве проживающих и своевременно вносить плату за предоставляемые услуги. При складировании ТБО он обязан соблюдать правила обращения с мусором и выбрасывать его только в специально отведенные контейнеры, бункера, площадки. Жильцы обязаны уведомить исполнителя услуги если есть проблемы:

  • появление неисправностей мест сбора;
  • возникновение аварий или пожароопасных ситуаций.

Определение нормативов по накоплению и вывозу мусора

Нормативы рассчитываются согласно порядку, в установленном постановлении об определении нормативов накопления. Они определяются по нескольким категориям объектов, а также в части многоквартирных домов.

Замеры по объекту выполняются каждый сезон на протяжении 7 дней вне зависимости от периодичности вывоза отходов. Для определения норматива уполномоченный орган выполняет расчет исходя из фактических замеров объема мусора на территории субъекта.

2018 год принёс с собой коренные изменения в системе сбора и утилизации твёрдых коммунальных отходов (ТКО). В частности, теперь эти обязанности возложены на регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, которым в нашем городе и районе стал ООО «Эко-Сити». Реформа вызывает у людей много вопросов. На часть из них «Михайловским вестям» отвечает директор ООО «Эко-Сити» Андрей Фурсин.

Новый закон обязывает оплачивать утилизацию ТКО абсолютно каждого, раньше такая норма отсутствовала. Как вы собираетесь убеждать людей платить, если они не заключали договоры даже за более низкую цену?

Обязанность заключения договоров с региональным оператором по обращению с ТКО предусмотрена статьями 30, 154, 155, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Все граждане, проживающие в многоквартирных домах, частном секторе, а также индивидуальные предприниматели, юридические лица любой формы собственности и масштаба - от малого до крупного бизнеса - должны будут заключить договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором.

Услуга по обращению с ТКО оказывается с 1 января 2018 года на всей территории, входящей в зону деятельности регоператора, независимо от того, подписан договор с или нет. В связи с этим при заключении договора будет указываться дата начала оказания услуги - 01.01.2018 г. - и начисления также будут производиться с данной даты.

В многоквартирных домах договор на обращение с ТКО заключается между региональным оператором и управляющей компанией, товариществом собственников жилья, иным кооперативом. При непосредственном управлении и с жителями частного сектора региональный оператор заключает договоры индивидуально, с каждым собственником жилья отдельно.

Уклонение от заключения договора повлечёт за собой судебные процессы в соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации. В этом случае человеку придётся не только оплачивать фактическое оказание услуги, но и возмещать судебные издержки.

Если будут установлены факты размещения отходов в местах, не предназначенных для этих целей, виновные лица будут привлекаться к ответственности в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ.

- Оплачивать нужно по фактическому месту проживания или по прописке?

В соответствии с Федеральным законом от «Об отходах производства и потребления», Жилищным кодексом Российской Федерации, оплата за ТКО начисляется в зависимости от численности человек, проживающих в квартире (индивидуальном жилом доме). Размер платы за новую коммунальную услугу рассчитывается исходя из тарифа и норматива накопления ТКО на одного человека.

Если человек не проживает по адресу, то необходимо предоставить документ, подтверждающий, что прописанный человек фактически отсутствует по месту прописки и живёт в другом месте.

При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объём коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами рассчитывается с учётом количества собственников такого помещения (Пункт 148 (36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354).

Или, к примеру, дом зарегистрирован на несколько человек (два-три розовых свидетельства), но имеется одна домовая книга. В данном случае договор будет заключаться по одной домой книге, но с двумя лицами на стороне потребителя услуги (один договор с двумя собственниками).

- Установлены ли льготы инвалидам, малоимущим семьям и т. д.?

Услуга по обращению с ТКО является коммунальной и на неё распространяются все соответствующие льготы.

Компенсация расходов на оплату коммунальных услуг предоставляется инвалидам вследствие общего заболевания и семьям, имеющим детей-инвалидов; гражданам, подвергшимся воздействию радиации; инвалидам, участникам Великой Отечественной войны и приравненным к ним категориям; ветеранам боевых действий; жителям блокадного Ленинграда; членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.

Подробную информацию о льготах можно узнать, позвонив на «горячую линию» министерства труда и социальной защиты населения (8652) 71–34–78 или 8–800–7070–126

- В разных населённых пунктах разная стоимость оплаты, даже в пределах одного района. Чем это объясняется?

Региональный оператор ограничил предельный тариф, кроме того, тариф применён дифференцированно, по разным категориям муниципальных образований. Окончательная цена на услугу складывается из тарифа, помноженного на нормативы накопления ТКО, установленные министерством ЖКХ Ставропольского края.

При расчёте окончательной цены на вывоз ТКО учли цены, сложившиеся на данный период времени на территории муниципальных образований, в которых уже осуществлялся вывоз ТКО.

В Шпаковском районе применён предельный тариф в сельских поселениях, но цена при этом изменилась незначительно. В Михайловске и селе Надежда предельный тариф не применяется.

В тариф входят различные расходы. Раньше услуга на вывоз ТКО была не регулируемой, мусоровывозящий бизнес пользовался упрощённой системой налогообложения, а цены устанавливал договорные. С 2018 года сюда добавилось 18 процентов НДС. Добавилась и плата за негативное воздействие на окружающую среду. За каждую тонну 4 класса опасности, к которым относятся ТКО, регоператор должен перечислить в бюджет 663,20 рублей. Если смотреть по предельному тарифу, на оплату идёт до 20 процентов от суммы тарифа. Несмотря на то, что региональный оператор в большинстве населённых пунктов не применяет предельный тариф, платежи за негативное воздействие он всё равно должен заплатить в полном объёме.

Также в состав услуги входит стоимость услуг полигонов по захоронению отходов. Доля её составляет от 20 до 30 процентов. Кроме того, в тариф заложены транспортная составляющая и собственные расходы регионального оператора.

- Кто теперь должен устранять стихийные свалки?

В случае обнаружения региональным оператором места складирования твёрдых коммунальных отходов, объём которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении, региональный оператор обязан в течение пяти рабочих дней:

А) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО;

Б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения ТКО в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места.

Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО или заключить соответствующий договор с региональным оператором.

Если же этого не будет сделано, то регоператор сам уберёт свалку, а собственнику выставит счёт на погашение затрат.

В случае обнаружения места складирования ТКО, объём которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей, необходимо сообщить региональному оператору ТКО сведения о местоположении места несанкционированного складирования ТКО, а также направить необходимую информацию в органы контроля и надзора - Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (г. Ставрополь, ул. Голенева, 18), Департамент Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу (Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Шмидта, 74а).

С нового года тем жителям, которых раньше в Михайловске обслуживало МУП «ЖКХ», предлагается переоформить договоры с вашим предприятием. Для этого снова предлагается собирать целый комплект документов. Можно решить этот вопрос проще, путём межведомственного взаимодействия?

К сожалению, нет. В соответствии с законодательством необходимо заключить новые договоры. Добавились новые условия, что отражено в новых договорах с регоператором. Кроме того, за время, которое жителей обслуживало МУП «ЖКХ», могло многое измениться, к примеру, количество проживающих, собственники жилья и т. д. Необходимо соблюсти предельную прозрачность правоотношений.

- Будут ли приходить квитанции на оплату ТБО?

Платёжные документы будут приходить ко всем жителям населённых пунктов, входящих в зону деятельности регоператора.

Жильцы многоквартирных домов получат платёжные документы, в которых появится строка «Обращение с твёрдыми коммунальными отходами». Прежний платёж за сбор и вывоз ТКО, который в квитанциях мог или выделяться отдельной строкой, или включаться в строку «содержание жилья», должен быть исключён, так как услуга стала коммунальной. Собственникам индивидуальных жилых домов платёжные документы будут приходить в виде квитанций на оплату услуги по обращению с ТКО.

- Где взять контейнеры для мусора?

Контейнеры могут предоставляться управляющей организацией либо муниципалитетом (при наличии бюджетного финансирования). Соответственно, необходимо обратиться или в управляющую организацию, или в местную администрацию. Жители индивидуальных домов могут купить контейнер в собственность и обратиться в администрацию для определения места установки контейнера.

Содержать контейнерные площадки, специальные площадки для крупногабаритных отходов, территории, прилегающие к месту погрузки мусора, которые находятся на придомовой территории, входящей в состав общего имущества - должны собственники помещений в многоквартирных домах (УК, ТСЖ, ЖСК). Если перечисленные объекты не входят в состав общего имущества в МКД, то их содержат собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория. Ответственность регионального оператора возникает с момента погрузки мусора в мусоровоз.

- Все ли отходы будут вывозиться за эту плату, как быть со строительным мусором или со спиленными ветками?

Если отходы не относятся к ТКО, то на их вывоз необходимо заключать отдельный договор. На сайте регоператора размещены контакты для решения этого вопроса.

- Куда обращаться, если не вывозят мусор?

Если собственник проживает в многоквартирном доме, то ему надо обращаться в свою управляющую организацию (УК, ТСЖ, ЖСК, ЖК). Если в индивидуальном жилом доме, то в диспетчерскую регионального оператора.

На сайте ООО «Эко-Сити» ecocity26.ru в разделе «Телефоны и адреса регоператора» размещены контакты представительств по каждому району или городскому округу.

Сегодня мы рассмотрим тарифы на вывоз тбо для населения действующие в 2019 году.

Вопрос оплаты , их стоимость, увеличивающаяся с каждым годом, сегодня является одной из главных тем для любой семьи в России.

Планируя бюджет, каждый человек сталкивается с проблемой грамотного распределения своих доходов и расходов, коммунальные услуги занимают основное место в данном планировании – без них нельзя организовать комфортное существование человека.

Жилое помещение считается пригодным для проживания в ситуации присутствия его обслуживания коммунальными организациями. Водоснабжение, газ, электричество, вывоз тбо и тд. – данные статьи затрат требуют оплаты согласно установленных тарифов, определять их способны поставщики этих услуг, местные органы власти, разные специальные службы.

Следует различать тарифное образование на жилищные/коммунальные услуги.

Список коммунальной сферы услуг включает:

  • Водоснабжение – холодное/горячее;
  • Водоотведение – канализация;
  • Электроснабжение;
  • Подача тепловой энергии – отопление;
  • Газоснабжение.

В области жилищных услуг обычно подразумевают:

  • Содержание/ремонт дома;
  • Вывоз тбо;
  • Лифт.

В отдельный перечень услуг ЖКХ включается расчет за домофон, коллективную антенну.

Все вышеперечисленные категории объединяются в тарифную сеть на жилищно-коммунальные услуги, расценки у них разные — в зависимости от текущего временного периода (сезонность), региона, предоставляющего их, количественных характеристик (объема), также наличия или отсутствия льгот у потребителя данных услуг (пенсионеры, ветераны, инвалиды, многодетные семьи, матери-одиночки).

Тарифы на некоторые услуги устанавливаются законодательно – согласно определенным нормам потребления, высокие расценки применяются при повышенном потреблении. Также многие тарифы различаются вследствие ценообразования определенной коммунальной службы – централизованное горячее водоснабжение будет отличаться от функционала собственной котельной, созданной в целях обслуживания многоквартирного дома.

Многие регионы страдают от избытка мусора и хлама. Причинами данного явления выступают разнообразные факторы:

  • Создание новых производственных мощностей;
  • Недостаток соответствующей рабочей силы;
  • Высокая изношенность уборочной техники;
  • Плохая организация деятельности коммунальных служб.

По мнению представителей рынка недвижимости в российских городах давно уже сформировалась отрицательная ситуация в сфере вывоза тбо вследствие разных причин:

  • Отсутствие грамотной организации работы региональных операторов;
  • Недостаточное финансирование служб, отвечающих за утилизацию тбо.

С начала 2019 года начинает действовать новый порядок расчета в сфере услуг вывоза тбо. Правительство давно планировало выделить вывоз мусора в отдельную графу, обсуждались разные механизмы осуществления данной программы, но базу для ее осуществления смогли подготовить не все регионы, так как не были произведены конкурсные процедуры для поиска подрядных организаций, не определены графики вывоза тбо, не установлены максимальные расценки. В результате переходный период растянут до 1 января 2019 года, новый механизм расчета в области услуг вывоза тбо работает в 20 пилотных регионах, успевших подготовиться к нововведениям.

В 2019 году стоимость услуг по вывозу тбо устанавливалась управляющей компанией, занимающейся уборкой отходов. Расценки на данные услуги складывались исходя из затрат на бензин, транспортный трафик и тд., в среднем за месяц с 1 квадратного метра жилья составляли не более 2,5 рублей.

Новая программа осуществляет смену управленческих лиц, вводит деятельность операторов, закрепленных за каждый районом. Поэтому тариф на вывоз тбо по всей территории региона для каждого жильца многоквартирного дома должен быть одинаковым, без учета предыдущих вышеперечисленных факторов.

Процедура отбора регионального оператора зависит от населения, местных органов власти – подрядная организация, предложившая максимально выгодные для жильцов многоквартирных домов расценки за вывоз тбо, будет выбрана посредством конкурсных мероприятий, назначена официальным оператором, отвечающим за вывоз мусора в этом регионе.

Основные положения реформирования

В 2017г. введены новые правила, касающиеся тарифного регулирования:

  1. Услуга вывоза мусора относится к коммунальной сфере, она выделена отдельной строкой.
  2. Расценки на услугу вывоза отходов определяются без информации о площади жилого помещения — согласно нормативным данным мусора на одного жильца, тарифному регулированию услуг по обращению с отходами, нормативные/тарифные показатели устанавливаются уполномоченными организациями.
  3. На региональном уровне посредством специального тендерного процесса осуществляется выбор подрядной организации — оператора по обращению с ТКО, с данной службой УК, ТСЖ, ЖК, собственники жилых помещений оформляют договорные документы для выполнения услуг вывоза тбо, в дальнейшем жильцы оплачивают квитанции, направляя эти финансовые средства выбранной подрядной организации.
  4. Процедура отбора регионального оператора осуществляется 1 раз за 10 лет.
  5. Согласно принятому решению на собрании жильцов многоквартирного дома определяется механизм оплаты за вывоз тбо – жильцы дома имеют право перечислять деньги за оказанные услуги вывоза отходов без посредников, сразу региональному оператору.
  6. Некоторые дома на определенный период выводятся из рабочей сферы регионального оператора, договорные условия с выбранной организацией не заключаются – данный пункт относится к домам, где госконтрактом определен порядок выполнения услуг вывоза мусора. В ситуации оформления по определенному дому до 1 января 2019 года подобного госконтракта на временной отрезок более десяти лет — за услуги вывоза отходов отвечает подрядная служба по этим договорным обязательствам до конца их действия. В таком случае расчет за услугу вывоза отходов не будет выделен отдельной графой, находясь, как и всегда, в расценках по содержанию жилья.

Порядок тарифного регулирования

Программа определяет метод расчета стоимости за вывоз тбо согласно нормативным данным — мусора на одного жильца многоквартирного дома, установленного тарифа в сфере услуг по обращению с отходами. Оплата проходит на основании фактического количества/объема контейнеров с целью определения расчетной информации по вывозу мусора при раздельной его сортировке.

Формируется сортировочный механизм раздельного хранения отходов. Устанавливаются мусорные емкости разного оттенка для следующих видов тбо:

  1. Пищевой мусор.
  2. Бумага
  3. Стекло.
  4. Несортированный мусор.

За сортированные отходы может быть установлен низкий тариф для собственников, противоположный плате за несортированные. Новая программа предполагает возможность снижения расценок на вывоз тбо в имеющейся ситуации, когда жильцы многоквартирного дома способны создать отходы, без их переработки при сжигании, захоронении.

Региональный оператор имеет право перепродавать сортированный мусор выбранным переработчикам согласно рыночному ценовому регулированию. Как альтернативный вариант – образование специальной площадки для сбора отходов. Магазинные сети, торгующие бытовой техникой, могут принимать на утилизацию старые виды электроники, оформлять подобные договорные обязательства с региональными уполномоченными организациями.

Законодательные источники с новой схемой платы вывоза тбо

Новое тарифное регулирование сферы услуг вывоза тбо, работы региональных операторов прописаны в следующих документах:

  1. Жилищный кодекс РФ.
  2. Федеральный закон № 89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления».
  3. Федеральный закон от 29.12.2014г. № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления».

Поправки в тексте кодекса, внесенные согласно установленному порядку:

  1. Ч. 12 ст. 161.
  2. Ч. 5 ст. 30.

Данная информация подтверждает — управляющие компании, жилищные кооперативы, ТСЖ, собственники помещений обязуются оформить договорные отношения с выбранной организацией.

Достоинства и недостатки программы

Реформирование услуг вывоза мусора ставит определенные задачи:

  • Нормализация сферы сбора/вывоза отходов;
  • Доступная, простая ценовая политика в этой области.

Нововведения порядка оплаты за вывоз тбо устанавливаются не позже 1 января 2019 года, при исполнении 2 факторов:

  • Определение тарифных показателей на услуги вывоза отходов;
  • Создание процедуры выбора регионального оператора по вывозу отходов, оформление с этой службой договорных документов.

Достоинства реформирования платы вывоза тбо:

  • Устанавливается одинаковые расценки для граждан;
  • Устраняется активность посредников между жильцами дома и исполнителем, отвечающим за мусор.

Недостатки:

  • Окончательно не сформированы территориальные схемы.

Ожидается тарифный рост на вывоз тбо после переходного времени на новый порядок переработки отходов. Согласно утверждениям Минстроя расценки на данную услугу увеличатся для региональных территорий, ранее не плативших за вывоз мусора.

Эксперты полагают, что тарифы в ЦФО могут достичь 2 тыс. рублей за тонну, ситуация в регионах будет выглядеть следующим образом – до 10-12 тыс. рублей за тонну в год, если мусор будет направляться на мусоросжигательные заводы. Также после старта работы мусоросжигательных ТЭС возможно повышение цен для потребителей электроэнергии.

«В этом году на новую схему обращения с твёрдыми бытовыми отходами (ТБО) должны перейти 20 регионов. Первыми могут стать Ивановская и Архангельская области, Камчатка, Краснодарский край, Магнитогорск в Челябинской области и Крым, — говорит исполнительный директор ассоциации “Чистая страна” Руслан Губайдуллин . — Остальные субъекты будут подключаться по мере готовности, но с 1 января 2019 г. “мусорную реформу” должны начать все без исключения. Правительство отсрочило её на 2 года (первоначально изменения планировались с 1 января 2017 г.), так что все регионы должны успеть подготовиться».

Очистим страну?

Изменения нас ждут серьёзные. Сейчас вывозом мусора занимаются управляющие компании, а цена «спрятана» в общем платеже за жилищные услуги, который может быть от 10 до 100 руб. за 1 м2 в зависимости от дома и города. Никто из нас даже точно не знает, сколько сегодня платит за мусор. Но, как только вывоз ТБО перекочует в коммунальные услуги (там же свет, газ, вода, отопление), сумма будет известна, а платить мы начнём региональному оператору.

«Мусорный бизнес сейчас большей частью серый. Реформа должна навести порядок в этой сфере, очистить страну от мусора. Появятся новые современные безопасные мусороперерабатывающие предприятия и полигоны, — говорит Руслан Губайдуллин. — Все собранные средства за мусор будут аккумулироваться у регионального оператора: его будут выбирать на конкурсной основе на 10 лет, он станет отвечать за полный цикл обращения с твёрдыми бытовыми отходами — от вывоза до переработки. Это значит, государство сможет контролировать денежные потоки, проверять, точно ли средства идут на строительство нового мусороперерабатывающего завода или нет. Реформа поставит крест на теневом бизнесе. В регионе может быть несколько регоператоров. Например, в Московской области будет семь зон, во Владимирской — одна, в Кемеровской — три. В каждой будет действовать свой тариф. Скорее всего, в крупных городах он будет чуть меньше, чем в малонаселённых пунктах, где мусор придётся везти на более дальние расстояния. Это как с тарифом на воду, который в городах обычно в 2-3 раза ниже».

Цена вопроса

По новому закону платить за мусор придётся всем, в том числе живущим в частном секторе. Для деревенских это, конечно, станет неприятным сюрпризом, ведь многие из них никогда не платили за отходы — мусор сжигали, сваливали в овраги и т. д. Какую сумму надо будет отдать за чистоту, установит регоператор. В Ивановской области, которая собирается перейти на новую схему уже этим летом, предложен тариф 104,6 руб. в месяц с человека. «Взнос единый на всю область. Это значит, семье из 5 человек придётся отдать 523 руб. в месяц, а многодетной из десяти — 1046 руб. Откуда у людей на селе такие деньги! — говорит сопредседатель общественной организации Ивановской области Дмитрий Сафонов . — В феврале 2017 г. мы проанализировали платежи за мусор 600 домов в Иваново и райцентрах и пришли к выводу, что с введением нового тарифа они вырастут в 2-2,5 раза. Не хочется, чтобы эксперименты начинали ставить на нашей не слишком богатой области, поэтому попросили отсрочить реформу или снизить тариф. Губернатор сказал, что будет думать до конца июня. Тариф окончательно не утверждён».

В остальных регионах тоже пока думают над тарифом. Надо, чтобы цифра устроила и регоператора, и население было не слишком шокировано. Обсуждаются суммы от 50 до 150 руб. в месяц с человека. Впрочем, эксперты считают, что тариф поначалу задирать не станут, чтобы не провоцировать недовольство.