Личностное развитие (personal growth). Что такое личностное развитие? (максимально коротко о самом важном)

Сегодня во всем мире проводится большое количество семинаров и тренингов по личностному развитию. Но что такое - личностное развитие? Вроде бы, вопрос предельно прост. Действительно, если сегодня я знаю больше или умею делать что-то лучше, чем вчера, то я развиваюсь. Можно говорить об интеллектуальном, профессиональном, физическом или ином развитии.

Вряд ли кто-то усомнится в моем развитии, если я скажу, что за последние три года выучил суахили и географию Африки, научился профессионально стрелять из винтовки и получил черный пояс по дзюдо. В свою очередь, это помогло мне развиться материально. Я очень хорошо заработал за последний год, работая в спецслужбах, - живу в Африке и уничтожаю тех людей, на которых мне укажет моё начальство. Более того, я очень люблю свою работу - она позволяет мне реализовать все мои знания, умения и навыки!

Вы скажете, пример экстремальный и редкий? Приведу другие примеры: сотни тысяч чиновников делают карьеру в органах власти, что позволяет им брать все большие взятки и использовать должность в корыстных интересах. Программисты-хакеры осваивают все новые программы и взламывают банковские счета, создают и запускают разрушительные вирусы. Автомобилисты разрабатывают все более мощные модели машин, а в авариях погибает все больше людей. Открываются новые производства, и ухудшается экология. Перечень можно продолжать долго.

Это все примеры развития человека и общества. Не подумайте только, что я против экономического развития или технического прогресса. Но все же - согласитесь: что-то здесь не так, если развитие общества делает жизнь людей все опаснее. Что не так?

Чего не хватает, чтобы своим развитием не ставить под угрозу жизнь свою и других людей? По моему убеждению, не хватает самого главного - наличия понимания на клеточном уровне ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ людей друг от друга, людей и природы в целом. Медленный и сложный процесс осознания ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ по-другому называют нравственным или этическим развитием. Именно этическое развитие является стратегически и принципиально важным для человека и человечества в целом. Именно нравственный уровень человека в конечном итоге определяет уровень развития общества и всей цивилизации.

В то же время рациональную пользу от нравственного развития человеку увидеть трудно. Что такое вообще нравственное развитие? Доброта, терпение друг к другу, уважение чужих ценностей и мнений, сострадание, щедрость… Хорошо, но что мне это развитие дает? И как я могу развиваться нравственно? Я понимаю, как развиваться интеллектуально, физически, профессионально, но как развиваться нравственно - непонятно. Итак, два простых вопроса - какая практическая польза от нравственного развития и как это - развиваться нравственно? Вопросы простые, но ответить на них весьма непросто.

Поймет ли семилетний ребенок объяснения взрослых, зачем ему надо будет 10 лет учиться - развиваться? Вряд ли. Так вот, смею осторожно предположить, что уровень нравственного развития подавляющего большинства людей - в том числе и политиков, бизнесменов, ученых - тех, кто формирует современную общественную парадигму, находится где-то в двенадцатилетнем возрасте. Но согласитесь - и это огромный исторический прогресс! Будь мы нравственно на пару-тройку лет моложе - мы бы с нашим не по годам развитым интеллектом друг друга уже уничтожили.

Этика, как и сама жизнь, понятие не статическое, а динамическое. Так же, как физиологически, нравственно человек проходит три основные стадии развития:

  1. Зависимость - первые годы своей жизни человек физически зависим от родителей, своего окружения. Иначе он просто не выживет.
  2. Независимость - половая зрелость сопровождается желанием выделить свое Я из окружения, «обрести свободу». Теперь все, что мешает реализовывать свои желания, воспринимается как посягательство на свободу личности. (В этом периоде человечество сейчас и находится).
  3. Взаимозависимость - осознание единства людей, природы, космоса.

Когда осознание взаимозависимости и единства насыщает, как кислород, клетки тела человека, то служение людям как основной мотив деятельности по сути своей сравнивается со служением самому себе. И именно это начинает приносить радость и удовлетворение. Но если это осознание еще не пришло, человек видит и сознает себя отделенным от всех и всего, то естественно, его ценностная система сконцентрирована вокруг своих индивидуальных желаний; служение другим видится глупой блажью (собственно, как и эта статья). Таким образом, показателем нравственного развития являются наши ценности и желания. Чаще всего это очень конкретные желания: позвонить больному другу, уступить место в общественном транспорте, пропустить спешащую машину, подать милостыню, накормить голодного котенка, убрать с лужайки мусор и пр. Если это ваши искренние желания, то реализуя их, вы испытываете радость. Это ли не практическая польза от нравственного совершенствования?

Но не будем наивными. Мы с вами живем в эпоху тотальных свобод. Субъективные желания человека определяют для него ценность, а не некие общечеловеческие ценности определяют его желания. Желания получать удовольствия и пользу - вот основные стимулы, которые сегодня влияют на наш выбор. Что из этого мотивирует нравственное развитие? Субъективизм по своей природе плохо совместим с идеей универсальности этических норм. И любые разговоры и проповеди о том, что такое хорошо, а что такое плохо, - эффект имеют весьма незначительный, а порой и прямо противоположный.

Приведу другой пример. Как вы думаете - что нормальный двенадцатилетний ребенок выберет, будь он волен сам выбирать - новую электронную игрушку или поход в школу за новыми знаниями? Вопрос риторический. Только вот за детей пока все еще решают взрослые. Но за себя «взрослые» решают сами и поэтому… приобретают игрушки. Нравственная составляющая этих игрушек мало кого волнует, главное - чтобы было интересно. Фильмы, книги, шоу, компьютерные игры могут культивировать насилие, но при этом привлекать внимание миллионов людей. Почему? Потому что сняты, написаны, сделаны ярко и привлекательно, а порой и, чего греха таить, талантливо.

И все же - возможно ли, чтобы удовлетворение субъективных желаний приводило к развитию в человеке универсальных ценностей? Другими словами - что способно стимулировать нравственное развитие человека? Ответ логично вытекает из наших предыдущих рассуждений - это то, что:

  • а) выполнено талантливо и красиво;
  • б) людям интересно и привлекает их внимание;
  • в) может быть полезно.

Единственное, ко всему прочему это должно содержать глубокий нравственный смысл.

Есть такая сфера, которая живет параллельной с нами жизнью, в которую мы частенько мечтаем погрузиться глубже, потому как она нас привлекает, но времени чаще всего не находится. Зовется эта сфера Искусством. Во все времена рядом с обычными людьми жили и живут Творцы - талантливые люди, чей «нравственный возраст», говоря нашими терминами, был намного старше среднестатистического. Своими этически зрелыми и эстетически прекрасными творениями - прозой, стихами, картинами, музыкой, архитектурой, режиссурой, актерской игрой - они, сами того не сознавая, развивали человека нравственно. Думаю, в немалой степени человечество им обязано тем, что до сих пор себя не истребило. Изучение, постижение, проникновение вглубь признанных шедевров мирового искусства - верный путь развития эстетического и этического.

СТАТЬИ на эту же ТЕМУ

пн, 4 Марта, 2019 - 18:00
Киев
Тета хилинг. Базовый сертифицированный курс
8400 грн

Почему столько споров ходит вокруг такой темы, как личностное развитие человека? Люди живут в эпоху комфорта. Возвращаясь с работы домой, мы не рискуем, что на нас выльются помои с верхних этажей, как это происходило в Средневековой Франции. Кажется, сейчас достигнуты все удобства, которые только нужны человеку. Что же провоцирует людей на размышление о таком вопросе, как личностное развитие? Совесть? Желание реализовать себя? Сотворить нечто величественно или оставить след потомкам?

Этот вопрос далеко не абстрактный, несмотря на то, что он входит в категорию духовных исканий. Он имеет серьезную практическую базу. Каждый человек старается как можно лучше сориентироваться в постоянно меняющихся условиях. Он задается вопросом, что делать со своими способностями, так как если они не востребованы, то человек обречен чувствовать себя несчастным. Политические проблемы, семейные дрязги, бедность – все эти горы стоят на пути самореализации человека. Экономка даже обладает специальным термином – , который может с математической точностью предсказать, добьется ли успеха в самореализации житель той или иной страны. Но что, в конце концов, каждый из нас должен делать с собой? Существует кредо, которое, несмотря на свою известность, не теряет своего глубинного смысла. О нем должен помнить каждый, кто избрал тропу развития личности: человек – это то, что он сотворил из себя сам.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Мечтать о достижениях или оценивать себя реально?

«На что я способен?», «Каков максимум моего потенциала?» — задумывается менеджер по продажам дверных ручек за чашкой кофе с утра, возводя свои вопросы в общефилософский ранг. Но абстрактные, оторванные от действительности размышления бесплодны. Реально ли сделать личностное развитие объектом собственного научного мини-исследования? Изучить объем своего внимания, уровень эмоциональной устойчивости, время протекания разных психических реакций? Ведь без этих показателей невозможна объективная оценка индекса развития человеческого потенциала. Известный патофизиолог Ганс Селье, интересовавшийся вопросами влияния стресса на организм, на основании своих исследований выдвигал очень дерзкие утверждения. Он говорил, что в коре головного мозга человека находится такое же количество энергии мыслительной, сколько и физической энергии содержит кора планеты Земля. Однако его заявление не ново. Многие ученые хором гласят: возможности человека практически безграничны. Природой людям дан огромный кредит, которым, увы, они практически не пользуются, ленясь тренировать разум. Пристальное изучение своих личностных и физиологических показателей позволяет во многом расширить возможности личностного развития человека. В самых простых формах такая оценка – это обычный подсчет калорий, часов сна, времени, потраченного на изучение какой-либо дисциплины.

«Гуглить» самого себя – новый тренд

Для оценки факторов, непосредственно влияющих на личностное развитие, нелишним будет также и количественная оценка. Приведем пример. Вы замечаете, что наибольшая продуктивность в работе достигается после съедения на десерт определенного фрукта. А если бы можно было сказать с точностью, что самое лучшее время для «откровенных» разговоров с супругой или супругом – это ровно половина девятого утра? Умение правильно составить распорядок дня – ценнейший инструмент для личностного развития человека. Учеными было проведено занимательное исследование. Предметом его были решения относительно амнистии заключенных израильских тюрем. Исследователи решили заняться изучением принятия решений, которые «вызваны усталостью». Они получили потрясающие результаты: заключенные, которые подавали свои заявления на амнистию в утренние часы, в 70% случаев получали положительные ответы. Процент счастливчиков из тех, кто делал это вечером, едва достигал призрачных 10%. На самом деле, этот подход лег в основу одной из главных концепций, вокруг которых была построена поисковая система Google. Каждую секунду эта мега-корпорация собирает мельчайшие крупицы информации от пользователей всего мира. Какие сайты посещают люди, кому они пишут свои письма, и даже то, о чем в них идет речь – вся эта информация пропускается через сложные программы. Как результат – открывая очередную страницу, вы видите подходящее именно вам рекламное объявление. Почему бы не применить подобный подход и к самому себе? Ведь дьявол кроется в мелочах. Конечно, для многих такая жизнь может показаться странной. Что скажет ваша девушка, когда услышит: «О, я забыл включить шагомер, пока поднимался по лестнице!»? Но именно такой дотошный подход дает реальные результаты. Постепенно мы приходим к выводу о том, что личностное развитие сводится к умению управлять собой. Популярность психологического знания в 21 веке обрела немыслимые масштабы. Однако же при этом, например, довольно непросто определить значение всем известного слова «характер». Можно сказать: «у этого хороший характер», « у этого – плохой». Человек может отличаться сильным складом личности. Или же его могут называть бесхребетным.

Как развить характер: личностное развитие человека

Характер в общих чертах – это определенный способ реагировать на сигналы окружающей среды. Манера эта является устойчивой, поскольку формируется в раннем детстве. Сам же процесс формирования подвержен трем факторам. Это наследственность, окружающая среда, а также работа над собой. Характер непосредственным образом связан с человеческой волей, которая является сознательным и целенаправленным способом регулировать и свою деятельность, и восприятие окружающего мира. Воля же – это способность к напряжению сил при встрече с преградами. Когда нет борьбы, сопротивления – тогда и отсутствует необходимость проявлять волевое усилие. Известен пример великого скульптора и художника Микеланджело. Когда он расписывал потолок Сикстинской капеллы, ему приходилось работать, запрокинув голову. Итогом такой работы лично для Микеланджело стало то, что на определенное время он превратился в калеку. Гений не мог просто опустить голову, чтобы прочитать какое-нибудь письмо. Но, поговаривают, он ни на минуту не пожалел об этом увечье. К счастью, терпеть ему пришлось недолго. Сила его воли помогла противостоять физическим страданиям. Микеланджело закончил свою капеллу, так как созидательный процесс доставлял ему истинное счастье. Личностное развитие не должно переходить в фанатизм. Если человек ставит перед собой цель, совершает при этом волевые и физические усилия, и при этом не получает удовольствия от процесса, нужно заметить: при этом происходит пустое насилие над той природой, которой он наделен. Подобные случаи нередки, когда, к примеру, от проявляющего способности к математике ребенка требуют идеального знания иностранного языка. Так можно принести вред не только себе, но и другим. Сигналом о том, что личностное развитие происходит в правильном направлении, является чувство удовлетворенности от волевых усилий. Волей нельзя назвать упорное достижение цели, выбранной наобум. Важным моментом волевого усилия является борьба между пресловутыми «не хочу» и «надо». Некоторым задатки сильной воли даются по наследству. Большинству же приходится работать над развитием личности и воли самостоятельно. Это всегда происходит посредством небольших, но регулярных шагов по достижению нужной цели. Какие упражнения помогают развить волю?

Способы развития силы воли

Выделяют два типа силы воли – так называемая «короткая» и «длинная». Личностное развитие предполагает тренировку обоих типов волевых усилий. «Короткая» нужна для того, чтобы сдержаться и не съесть, на ночь глядя, кусок торта. Длинная сила воли необходима там, где перед нами стоят требующие больших временных и эмоциональных затрат проекты – построение бизнеса «с нуля», воспитание детей, умение управлять эмоциями. Для начала можно поставить перед собой простейшую цель – например, делать каждое утро зарядку. Потом можно расширить это упражнение до более сложного. В течение дня для этого нужно делать те дела, выполнять которые хочется меньше всего. На начальной стадии за день нужно совершать от пяти до десяти таких волевых актов. Эти упражнения развивают «короткую» силу воли. Некоторые специалисты дают и такое упражнение. Для его выполнения требуется коробок спичек и десять минут свободного времени. Смысл его состоит в том, что спички нужно рассыпать по поверхности в полном беспорядке, а затем снова собрать в коробок. Проделывать это нужно каждый день в течение двух недель. Первое, что напрашивается у любого здравомыслящего человека, слышащего об этом упражнении – зачем его вообще нужно выполнять? Каков смысл разбрасывать и затем снова собирать спички? Именно в вопросе и заключается ответ. Бессмысленность упражнения – это тот фактор, который провоцирует не заниматься «этой ерундой». Но если добросовестно продолжать делать эту работу, игнорируя внутреннее сопротивление, можно достаточно в короткий срок «накачать» волевую мышцу. Можно попробовать и такой способ, как намеренное поддержание хорошего настроения в течение определенного промежутка времени. Оптимальный отрезок для старта – два часа. В это время нельзя позволять себе никакого ворчания, жалоб, нытья. Этот способ хорош для тренировки «длинной» силы воли. Слово «воля» имеет двоякое значение в русском языке. Первый смысл в него вкладывают, когда говорят об усилиях по преодолению трудностей. Второе значение слова «воля» — свобода. Не добавляет ли тренированная сила воли у человека большую степень свободы в его жизни?

Узкая специализация или всестороннее развитие?

О том, что такое были написаны тонны трудов и исследований ученых. Но в большинстве своем они приводят читателя выводу: то, что ученые называют «способностями», на самом деле представляет собой не более, чем «обрывками» истинной мощности человеческого разума. Предполагает ли такой термин, как личностное развитие человека всестороннее развитие способностей? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к воспоминаниям русского кораблестроителя академика Алексей Крылова. Для начала приведем небольшую биографическую справку. А.Н. Крылов родился 3.08.1863 года в поселке Висяга. В 1787 г. он поступил в Морское училище, которое закончил с наградой в 1884г. Портрет Крылова был вынесен на доску почета. Охваченный желанием найти прикладное применение своим способностям, выпускник выбрал своей отраслью кораблестроение. В 1908 году он получил новую должность – инспектора по данной отрасли. А затем Крылов становится председателем Морского комитета. Его исследовательская деятельность, которая продолжалась порядка шести десятков лет, была посвящена самым разным отраслям физических и математических наук. Современные кораблестроители по праву считают Крылова отцом современного кораблестроения. Над какой бы проблемой не приходилось трудиться ученому, он всегда умел подойти к любым задачам просто. Даже трудности, которые его современники называли неразрешимыми, Крылов решал легко. Он решительно проливал свет истины на ошибки иностранных кораблестроителей. Вернемся к вопросу о том, возможно ли всестороннее развитие личности. Воспоминания кораблестроителя Крылова наглядно показывают, что оно не только возможно, но и нередко было обязательным условием в образовательной сфере прошлого. Ученый вспоминает, как проходили экзамены в Германии и Франции. Студенты сдавали их по принципу так называемого «конвейера», где они должны были переходить от одного экзаменатора к другому, которые принимали у них разные предметы. Если хотя бы на один вопрос у одного из экзаменаторов студент не мог ответить, он был лишен возможности продолжать сдавать свой экзамен. Такого студента гнали вон. Таким образом, выпускники кораблестроительных учебных заведений тех времен к своему выпуску должны были помнить все предметы, пройденные ими за четыре года, и плюс к этому уметь самостоятельно составлять проект корабля. Поэтому, специализироваться ли на одной сфере или быть разностороннее развитым специалистом – решать лишь вам. Оба пути имеют свои плюсы и минусы. Важно лишь одно – умение посвящать себя делу.

Вывод

Один из авторов как-то утверждал о том, что «Все люди – гении», поскольку каждый хотя бы в чем-то, но превосходит других. Пусть это утверждение слегка и преувеличено. Но в нем заложена изрядная доля истины. Существует огромное количество талантливых и одаренных людей, которые никогда не реализуют свой внутренний потенциал. Разница между неудачниками и теми, кто сможет выточить себя, как Пигмалиона, из камня – в реальном действии.


Развитие личности – основополагающая составляющая процесса формирования человека.Тесно связанное с физиологическим и психологическим ростом личностное развитие не является полностью зависимым от этих процессов направлением формирования человека. Нередко прекрасное личностное развитие сочетается с физической слабостью и неразвитой памятью.

Дополняя и сменяя друг друга, рост и развитие формируют человека, предоставляя ему множество возможностей для физического и личностного совершенствования. В отличие от развивающихся по жесткой программе растений процесс формирования человека гибко изменяется, позволяя вместе с ростом физических способностей развивать нравственные и духовные качества – стойкость, душевную глубину, логику мышления и другие.

Развитие качеств личности

Оставаясь самостоятельным направлением формирования человека, личностное развитие связано с физиологией и психикой, создающими условия для повышения его уровня. Успешно развивать можно только те личностные качества, для которых созданы соответствующие предпосылки.

Невозможно развить мужественность у годовалого младенца – ребенок не готов к этому психологически и недостаточно развит физически.

Во время формирования человека происходит периодическая смена процессов его роста и развития, напоминающая смену вертикального и горизонтального движения.

Период горизонтального роста, когда происходит аккумулирование знаний и навыков, сменяет стремительный вертикальный переход на новый уровень личностного развития и следующий за ним этап горизонтального роста, где человек адаптируется к новым условиям и возможностям.

Достигая своей наибольшей интенсивности в детстве, процессы роста человека замедляются с возрастом, а затем, по истечении определенного периода жизни начинают иметь ярко выраженный регрессивный характер. У большинства пожилых людей снижаются интеллектуальные способности, слабеет память, атрофируется часть мышечных тканей. Любопытно, что на фоне регресса психических и психологических способностей личностное развитие может продолжаться.

Доброго времени суток, друзья!

На тему сегодняшней статьи меня навела мысль о том, что вот я вроде упоминала несколько раз в своих статьях о том, что личное развитие очень способствует улучшению жизни в целом и отдельных её сфер в частности, а что именно подразумевается под этим понятием «личное развитие» не расшифровывала нигде подробно. Вот и решила сегодня исправить это упущение.

Личное развитие – что это?

Предположу, что многие из вас при упоминании этого понятия сразу представляют себе какие-то академические знания, которые нужно запихивать в себя, неважно, интересны они вам или нет. Однако, это совсем не так! Ваше личное развитие происходит тогда, когда вы привносите в свою жизнь нечто новое, что расширяет ваш кругозор, увеличивает багаж знаний и умений.

То есть всё то, что помогает вам не стоять на месте, а меняться, совершенствоваться. И не надо думать, что «считается» только что-то серьёзное, типа освоения новой профессии или второе высшее образование. Вовсе нет! Даже такие мелочи вроде нового способа заваривать чай или умения делать закладки в браузере, вносят свою лепту в наше развитие.

И дело тут даже не только и не столько собственно в новых знаниях (хотя, они тоже чрезвычайно важны для нас), сколько в том внутреннем ощущении «Я могу! У меня получается!», которое возникает при освоении нового. Потому что именно на это ощущение и притягиваются улучшения в вашей жизни. Ну например, если вы совершенствуетесь в вашем хобби, это тоже личное развитие.

На что влияет личное развитие

Да практически на любую сферу нашей жизни! Но пожалуй самая отзывчивая сфера в этом плане – деньги. Первое, что сигнализирует вам о том, что вы прекратили
развиваться – это снижение дохода. Деньги чрезвычайно чувствительны в этом плане и просто обожают, когда человек развивается.

Поэтому вот вам один из способов «разбудить» денежную сферу, если у вас там застой – начните осваивать что-то новое или выходите на более высокий уровень уже имеющихся у вас умений. То есть, от вас требуется рост и движение вперёд. И поверьте, деньги откликнутся и придут к вам!

Личное развитие даёт нам очень важную вещь – . А я уже не раз писала о том, что высокая самооценка просто необходима вам, если вы хотите чего-то добиться в жизни. Потому что она даёт вам веру в себя, в свои силы и знания, уверенность в том, что вы сможете добиться желаемого. А человек с таким настроем попросту «обречён» на успех.

Опять же, посмотрите на богатых людей, на тех, кто создал себе большое состояние. Они не позволяют себе останавливаться в развитии. Потому что знают о том, что в мире нет такого понятия, как остановка. Не двигается только то, что мертво. А всё живое обязательно находится в движении. Поэтому, если нет движения вперёд, то сразу же начинается движение в обратном направлении.

Понимаете? Есть или прогресс или регресс. Стояние на месте невозможно. И если вы прекращаете развиваться, то это автоматически означает, что вы сразу начинаете скатываться вниз. Пусть даже вам самим кажется, что вы просто остановились. Ну а что означает регресс? Это ведь не просто касается только лично вас, мол, подумаешь, забуду что-то и т.п. Нет, это означает и «проседание» по всем сферам жизни – регрессируете вы, ухудшается ваша жизнь.

Расслабьтесь и получайте удовольствие!

Вот пишу я всё это сейчас и думаю, а ведь некоторых читателей наверняка напряжёт эта информация. Скорее всего будут те, кто подумает «Ох, так что же это, конец спокойной жизни, если хочешь улучшений?! Теперь не расслабишься, нужно всё время бежать вперёд?» Да-да, некоторые люди почему-то сразу представляют себе, что нужно будет обязательно делать что-то сложное и неприятное, вроде нелюбимого предмета в школе или институте.

Спешу вас сразу же успокоить и обрадовать – не нужно! Если вы хотите действительно развиваться и становиться успешными, то совершенствуйтесь в том, что вам нравится. Развивайтесь в том направлении, которое вам интересно, от чего вы получаете удовольствие и кайф!

Кстати, сразу скажу тем, кто считает, что получать удовольствие можно только от лежания на диване и просмотра телевизора – вам следует задуматься об уровне своей ! Если у человека нет стремлений и все его желания лежат лишь в сфере потребления, это говорит об очень низком уровне энергии.

Ну что же, друзья, как видите, «секрет» улучшения жизни не так уж и сложен – надо просто постоянно идти вперёд. Не останавливаясь. И помните всегда, что если вы идёте к Своей Цели, то вам легко и интересно. Поэтому и личное развитие в правильном для вас направлении – процесс приятный во всех отношениях.

Поэтому мне остаётся в итоге только пожелать вам идти вперёд по жизни с удовольствием! Развивайтесь, растите, двигайтесь и насаждайтесь!

Ваша Екатерина

Подпишитесь на самые интересные новости моего сайта и ПОЛУЧИТЕ В ПОДАРОК ТРИ ВЕЛИКОЛЕПНЫЕ АУДИОКНИГИ по Достижению Успеха и Саморазвитию!

Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль.

Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения процесса формирования личности.

Несмотря на многочисленные понятийные и другие различия, существующие между ними почти все психологические теории личности едины в одном: личностью, утверждается в них, человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это фактически означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а вследствие научения, то есть они формируются и развиваются.

Формирование личности – это, как правило, начальный этап становления личностных свойств человека. Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних факторов. К внешним относятся: принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физические факторы.

Опыт социальной изоляции человеческого индивида доказывает то, что личность развивается не просто путем автоматического развертывания природных задатков.

Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность новорожденного». Фактически каждый из них – уже индивидуальность…Но еще не личность! Человек становится личностью, а не рождается ею. Мы всерьез не говорим о личности даже двухлетнего ребенка, хотя он многое приобрел из социального окружения.

Процесс развития

Процесс развития осуществляется как совершенствование человека – биологического существа.

В первую очередь, биологическое развитие, так и развитие в целом, обусловливает фактор наследственности.

Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества. Эта программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала.

Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.

Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли, Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, об уникальной субкультуре. Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами.

Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.

Наследственность проявляется в том, что человеку передаются основные биологические признаки человека (способность разговаривать, работать рукой). С помощью наследственности человеку передаются от родителей анатомофизиологическое строение, характер обмена веществ, ряд рефлексов, тип высшей нервной деятельности.

К биологическим факторам относятся врожденные особенности человека. Это такие особенности, которые ребенок получает в процессе внутриутробного развития, обусловленные рядом внешних и внутренних причин.

Мать – это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она проходит, испытывает и плод. Эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику. Именно неправильное поведение матери, ее излишние эмоциональные реакции на стрессы, которыми насыщена наша тяжелая и напряженная жизнь, служат причиной огромного числа таких послеродовых осложнений, как неврозы, тревожные состояния, отставание в умственном развитии и многие другие патологические состояния. Однако следует особо подчеркнуть, что все трудности вполне преодолимы, если будущая мать осознает, что только она служит ребенку средством абсолютной защиты, неисчерпаемую энергию для которой дает ее любовь.

Совсем немаловажная роль принадлежит и отцу. Отношение к жене, ее беременности и, конечно, к ожидаемому ребенку – один из главных факторов, формирующих у будущего ребенка ощущения счастья и силы, которые передаются ему через уверенную в себе и спокойную мать.

После рождения ребенка процесс его развития характеризуется тремя последовательными этапами: впитывание информации, подражание и личный опыт. В период внутриутробного развития опыт и подражание отсутствуют. Что касается впитывания информации, то оно максимально и протекает на клеточном уровне. Ни в один из моментов своей дальнейшей жизни человек не развивается столь интенсивно, как в пренатальном периоде, начиная с клетки и превращаясь всего через несколько месяцев в совершенное существо, обладающее удивительными способностями и неугасимым стремлением к знанию.

Новорожденный уже прожил девять месяцев, которые в значительной степени сформировали базу для его дальнейшего развития.

Пренатальное развитие несет в своей основе мысль о необходимости предоставления эмбриону и затем плоду самых лучших материалов и условий. Это должно стать частью естественного процесса развития всего потенциала, всех способностей, изначально заложенных в яйцеклетке.

Существует следующая закономерность: все, через что проходит мать, испытывает и ребенок. Мать – это первая вселенная ребенка, его «живая сырьевая база» как с материальной, так и с психической точек зрения. Мать является также посредником между внешним миром и ребенком. Формирующееся человеческое существо не воспринимает этот мир напрямую. Однако оно непрерывно улавливает ощущения и чувства, которые вызывает у матери окружающий мир. Это существо регистрирует первые сведения, способные определенным образом окрашивать будущую личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики.

Понятие развитие личности характеризует последовательность и поступательность изменений, происходящих в сознании и поведении личности. Воспитание связано с субъективной деятельностью, с выработкой у человека определенного представления об окружающем его мире. Хотя воспитание « учитывает влияние внешней среды, оно в основном олицетво¬ряет усилия, которые осуществляют социальные институты

Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение требований общества приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с об¬ществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости че¬ловека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализа¬ции полностью завершен: по некоторым аспектам он про¬должается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры роди¬телей, о выполнении человеком гражданских обязанностей, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе социа¬лизация означает процесс постоянного познания, закрепле¬ния и творческого освоения человеком правил и норм пове¬дения, диктуемых ему обществом.

Первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения. В социологии обращено внимание на тот факт, что ценность семьи как соци¬ального института долгое время недостаточно учитывалась. Бо¬лее того, ответственность за воспитание будущего гражданина в определенные периоды советской истории пытались снять с семьи, переложив на школу, трудовой коллектив, обществен¬ные организации. Принижение роли семьи принесло большие потери, в основном нравственного порядка, которые впослед¬ствии обернулись крупными издержками в трудовой и общест¬венно-политической жизни.

Эстафету социализации личности принимает школа. По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают характер пос¬ледовательности и завершенности. Так, в детстве ребенок получает первые представления о Родине, в общих чертах начинает формировать свое представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни.

Мощным инструментом социализации личности выступают средства массовой информации - печать, радио, телевидение. Ими осуществляются интенсивная обработка обще¬ственного мнения, его формирование. При этом в одинако¬ва степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач.

Социализация личности органично включает в себя пере¬дачу социального опыта человечества, поэтому преемствен¬ность, сохранение и усвоение традиций неотделимы от по¬вседневной жизни людей. При их посредстве новые поколе¬ния приобщаются к решению экономических, социальных, политических и духовных проблем общества.

Таким образом, социализация личности представляет, по сути, специфическую форму присвоения человеком тех граж¬данских отношений, которые существуют во всех сферах об¬щественной жизни.

Характеристика подросткового возраста как этап развития личности.

Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место в психологии. Подростковый - это самый трудный в сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.

Главное содержание подросткового возраста доставляет его переход от детства к взрослой. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особен¬ности личности детей подросткового возраста. Рассмотрев эти особенности, используя данные отечественной психологии, в работах Л.И. Божович., В.В. Давыдова, Т.В. Драгуновой, И.В. Дуровиной, А.Н. Марковой. Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и д.р.

Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновения у него представления о том, что он уже не ребенок (чувство взрослости); действенная сторона этого представления проявляется в стремлении быть и считаться взрослым. Специфическая социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости в усвоении норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях.

Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, - это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. Л.С. Выгодский считает, что формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста.

Подросток начинает всматриваться в самого себя, как бы открывает для себя свое “Я”, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. У него возникает интерес к себе, к качествам собственной личности, потребность сопоставления себя с другими людьми, потребность в самооценке. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности – самопознания. Основной формой самопознания подростков, по мнению Л.М. Фридмана и И.Ю. Кулагиной, является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.

Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, а, прежде всего, со сверстниками. Ориентация на сверстника связана с потребностью быть принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга, кроме того, с восприятием сверстника как образца, который ближе, понятнее, доступнее по сравнению со взрослым человеком. Таким образом, на развитие самооценки подростка влияют взаимоотношения со сверстниками, с классным коллективом.

Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей, и он обычно очень чутко реагирует на воздействие коллектива товарищей. Приобретенный опыт коллективных взаимоотношений прямо сказывается на развитии его личности, а значит предъявлении требований через коллектив – один из путей формирования личности подростка.

В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости и других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умения налаживать деловые контакты, договориться о совместных делах, распределять между собой обязанности и т.д. Подобные личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток и которые могут быть организованы на групповой основе: учение, труд, игра.

Формирование у подростков познавательного отношения к окружающему.

Останавливаюсь более подробно на характеристике особенностей процесса усвоения знаний в средних классах школы, так как это имеет значение не только для развития мышления подростков и их познавательных интересов, но и для формирования их личности в целом. Обучение в школе всегда происходит на основе уже имеющихся у ребенка знаний, которые он приобрел в процессе своего жизненного опыта. При этом знания ребенка, полученные им до обучения, не являются простой суммой впечатлений, образов, представлений и понятий. Они составляют некоторое содержательное целое, внутренне связанное с характерными для данного возраста способами мышления ребенка, с особенностями его отношения к действительности, с его личностью в целом.

Из всего сказанного следует, что усвоение знаний в школе не сводится к количественному накоплению, расширению и углублению того, что ребенок знал до обучения. Новые знания не просто заменяют собой старые, они их изменяют и перестраивают; перестраивают они также и прежние способы детского мышления. В результате у детей появляются новые особенности личности, выражающиеся в новой мотивации, новом отношении к действительности, к практике и к самим знаниям.

Скрупулезное экспериментальное изучение процесса усвоения знаний позволяет проследить, как же именно и при каких условиях школьные знания, как бы прорастая в сознание ученика, изменяют весь строй его мышления и личности.

Схематически этот процесс может быть представлен как путь от восприятия и понимания учебного материала к активной его переработке в сознании учащихся и к превращению усвоенных знаний в личное достояние ученика, т. е. в его убеждения. Отсюда ясно, что подлинное усвоение знаний завершается лишь тогда, когда знания ученика превращаются в факт его мировоззрения, т. е. изменяют взгляды ученика на окружающую действительность и отношение к ней.

Из такого понимания процесса усвоения школьных знаний следует, что это усвоение есть не только процесс образования, но и сложный процесс воспитания, непосредственно связанный с формированием личности школьника.

Вот почему так важно понять специфику усвоения знаний в средних классах школы, для того чтобы выяснить то влияние, которое оно оказывает на формирование личности подростка.

Развитие моральной стороны личности и формирование нравственных идеалов в среднем школьном возрасте.

Интерес к нравственным качествам людей, нормам их поведения, к их взаимоотношениям друг с другом, их нравственным поступкам приводит в среднем школьном возрасте к формированию нравственных идеалов, воплощенных в духовном облике человека. Нравственно-психологический идеал у подростка-это не только знаемая им объективная этическая категория, это-эмоционально окрашенный, внутренне принятый подростком образ, который становится регулятором его собственного поведения и критерием оценки поведения других людей.

Воспринятый или созданный ребенком идеал человека, которому он хочет подражать и черты которого ребенок стремится в себе воспитать, означает вместе с тем и наличие у него постоянно действующего нравственного мотива.

А это в свете данных, полученных в наших исследованиях, в частности и в только что изложенном исследовании Е. С. Махлах, является важнейшим условием формирования моральной устойчивости личности подростка.

Наблюдения и психологический анализ воспитательного процесса оказывают, что возникновение у подростка положительных нравственных идеалов является необходимым, а может быть даже и решающим условием воспитания вообще. И, наоборот, возникновение у детей чуждых идеалов создает серьезные препятствия воспитанию, так как в этих случаях требования взрослых не будут приниматься подростками, поскольку они расходятся с его собственными требованиями к себе, основанными на имеющемся у него идеале.

Несмотря на такое большое значение идеалов в развитии личности школьника, вопросу их активного формирования в педагогике не придается, как нам кажется, должного значения. Недостаточно исследуется процесс формирования идеалов и в психологии.

Развитие самооценки и ее роль в формировании личности подростка.

Только наличие положительной оценки создает у детей переживание эмоционального благополучия, что является необходимым условием для нормального формирования личности.

Понятно, почему эти явления у подростков выражаются особенно интенсивно, эти переживания связаны с целым комплексом особенностей, характерных именно для этого возраста: с интенсивным развитием самооценки, уровнем притязаний, наличием стремления к самоутверждению; а это и есть те компоненты, которые порождают аффективный конфликт и описанный нами аффект неадекватности.

Значение и роль самооценки в подростковом возрасте усиливаются еще и тем фактором, что острые аффективные переживания решающим образом влияют на формирование характера.

Однако описанные случаи антагонистического противоречия между самооценкой и уровнем притязаний ребенка, с одной стороны, и его возможностями - с другой, вовсе не являются типичными для формирования личности даже в подростковом возрасте. Напротив, появление устойчивой самооценки, так же как и устойчивых идеалов, в которых воплощаются притязания школьников, в отношении моральной сферы и качеств своей личности становятся важнейшими факторами их развития к концу подросткового возраста. А это значит, что в указанный период начинают приобретать все большее и большее значение внутренние факторы развития, определяющие собой новый тип взаимоотношений между ребенком и средой: подросток уже становится способным к самостоятельному развитию через самовоспитание и самосовершенствование. Установление этого типа развития подготавливает переход подростка к новой возрастной ступени, к старшему школьному возрасту, где внутренние факторы развития становятся доминирующими.

Основные принципы изучения индивидуальных особенностей детей?

Изучение личности ребёнка через его деятельность – один из важнейших принципов, которому должен следовать учитель. Многие особенности личности вскрываются непосредственно на уроке, другие – в работе дома.

Индивидуализация учения предполагает, что для каждого ученика есть своя мера трудности, нижний её предел, который каждый ученик должен в силу своих повышающихся возможностей стремится превзойти.

Индивидуализация учения в начальных классах состоит в том, чтобы увидеть не только недостатки подготовки ребёнка к школе, но и особенности его психофизиологического развития и строить учебный процесс, исходя из этих возможностей и особенностей.

Каковы же основные пути и способы работы с детьми?

Перевоспитание подростков и старших школьников должно осуществляться в соответствии со следующими принципиальными положениями:

Во-первых, поскольку деформации в развитии есть в следствие комплекса причин:

а). Отрицательного влияния неблагоприятных семейных условий.

б). Неудач в школе, отрыва от школьной жизни и школьного коллектива.

в). Асоциального окружения.

То общая стратегия воспитательного воздействия должна иметь ввиду и семью, и школу, и ближнее окружение. Надо сравниться, насколько это возможно, воздействовать на родителей, побуждать их перестроить характер внутренних отношений, больше внимания уделять трудному ребёнку, посоветовать родителям ряд конкретных мер в отношении его, сообща определить линию поведения. Необходимо, чтобы и школа изменила своё отношение к трудному ученику, перестала считать его неисправимым нашла пути индивидуального подхода к нему, вовлекла его в общие дела коллектива. Более того, если разлад в семье зашёл так далеко, то существенные изменения там невозможны, школа должна компенсировать недостатки семейного воспитания. Наконец, следует воздействовать и на ближайшее окружение трудного школьника попытаться перестроить направленность его компании, привлечь её к общественно полезным делам, а если этого не удастся, то отвлечь школьника от компании, оградить его от дурного влияния.

Во-вторых, ликвидировать педагогическую запущенность. Корректировать личность невозможно силами одних лишь учителей, силами только школы. К этой работе, помимо школы, должны быть привлечены семья, детские организации, внешкольные учреждения, актив классов, общественные организации. И при всех условиях надо лишь опираться на здоровый детский коллектив, действовать сообща с ним, через него. Только совместными усилиями при единстве воспитательных воздействий можно решить указанную задачу.

В-третьих, основным средством перевоспитания должна быть правильная организация жизни и деятельности трудного ребёнка. Надо помнить, что нравоучения, нотации не очень действенные средства воспитания педагогически запущенного ребёнка, так как у него давно уже выработалось предубеждение, недоверчивое отношение и скепсис по отношению к словам воспитателя. Это не исключает того, что задушевный разговор в атмосфере искренности, доверия и благожелательности может принести большую пользу.

В-четвёртых, перевоспитание нельзя понимать только как устранение искоренение чего-то, борьбу с недостатками и пороками. Перевоспитание – это и формирование развития положительных привычек, черт и качеств, тщательное культивирование здоровых нравственных тенденций.

В-пятых необходимо вовлечь трудного школьника в процесс самовоспитания, организовать борьбу его самого с собственными недостатками.

Индивидуальный подход и воспитание в коллективе, через коллектив не противоречат друг другу. А.С. Макаренко, призывая строить учебно-воспитательную работу с учётом индивидуальных особенностей учащихся, говорил о педагогике «индивидуального действия», рассчитанной на каждую конкретную личность со всем её индивидуальным своеобразием. Вместе с тем он подчёркивал, что индивидуальный подход – это не «парная педагогика», не камерное воспитание, не «разрозненная возня с каждым воспитанником». Индивидуальный подход осуществляется в коллективе и с помощью коллектива и в этом смысле гармонично дополняет общий воспитательный процесс.

Педагогу, прежде всего, необходимо хорошо знать детей, видеть в каждом из них индивидуальные, своеобразные черты. Чем лучше разбирается воспитатель в индивидуальных особенностях школьников, тем правильнее он может организовать учебно-воспитательный процесс, применяя воспитательные меры в соответствии с индивидуальностью воспитанников.

Индивидуальный подход предполагает в первую очередь знание и учёт индивидуальных, специфических условий, которые повлияли на формирование той или иной черты личности. Это нужно знать потому что, только понимая природу того или иного личностного проявления, можно правильно реагировать на него.

Осуществляя индивидуальный подход, следует помнить, что на учащихся по-разному влияют поощрения. Одного ученика полезно похвалить, так как это укрепляет его веру в свои силы; по отношению к другому от похвалы лучше воздержаться, чтобы не привести его к самоуспокоению, самоуверенности. Равно и подчёркивание недостатков ученика может сыграть отрицательную роль по отношению к неуверенному в себе ребёнку и положительную, если школьник слишком самоуверен и несамокритичен.

Индивидуальный подход выражается и в применении меры и формы наказания. На одних школьников действует простое осуждение, на других подобные формы осуждения впечатления не производят и воспринимаются как снисходительность или мягкотелость воспитателя. По отношению к таким школьникам следует применять более строгие меры взыскания. Но при этом необходима ясная мотивировка более высокой меры взыскания (чтобы у школьников не возникло мнения о непоследовательности и несправедливости учителя).

Особое значение в работе со школьниками имеют три момента:

1) в общении с ними очень важно тёплое, сердечное, доброжелательное отношение. Озлобленности, подозрительности, недоверчивости подростка надо противопоставить доброту, душевную теплоту и мягкость;

2) воспитателю необходимо уметь выявлять то положительное, что имеется в личности каждого школьника, даже самого трудного, самого педагогически запущенного и стараться опереться на это положительное в работе по его перевоспитанию. О необходимости педагогического оптимизма (который позволяет видеть что-то хорошее у любого плохого ученика) и опоры на «положительный фонд личности»

Выявить и использовать то положительное, что имеется в личности любого трудного подростка, не всегда легко, зато этот приём воспитания весьма эффективен и полностью вознаградит учителя за затраченный труд. Психологическое действие этого приёма двусторонне. Во-первых, трудный школьник часто искренне убеждён в том, что он плохой, что у него ничего хорошего не выйдет. Сознание своей неисправимости и неполноценности отрицательно влияет на его поведение. Когда же с помощью взрослых ребёнок открывает в себе что-то положительное, хорошее, то это сознание благотворно действует на его поступки. Увидев у себя что-то хорошее, уже не хочется продолжать делать дурное. Во-вторых положительные стороны личности трудного ученика открывают возможность приобщить его к соответствующей интересной для него деятельности, а это не оставляет у него ни времени, ни желания заниматься предосудительной деятельностью;

3) нередко хорошие результаты дает, открыто выражаемое доверие к нравственным силам трудных подростков. Подростки очень ценят то, что им доверяют, несмотря на их плохую славу, дурную репутацию, доверяют им, которым ещё никто ничего не доверял! Впрочем, подозрительные подростки иногда с трудом верят в то, что им действительно доверяют, что это доверие искренно. Они относятся к оказанному доверию настороженно, как к очередной попытке воздействовать на них, к очередному воспитательному приёму. А если у трудного подростка уже сложилась установка противодействовать всякому воспитанию, то и доверие подвергается той же участи.

Проблема формирования личности – проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований.

В ходе теоретического анализа педагогической и психологической литературы по теме данной работы я поняла, что личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды в которой она взращивается. У каждого родившегося ребенка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерывное единство биологических и социальных качеств показывает, что человек существо биологическое и социальное. Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности.

Работая над темой: «Проблема индивидуального подхода в обучении детей» я установила, что основными средствами педагогической коррекции дисгармоний развития, эмоциональной нестабильности, неразвитости произвольности поведения, является понимание, сочувствие со стороны педагога, снятие напряжения, рационализация воспитательно-образовательного процесса, выравнивание культурно-образовательных возможностей детей. И при этом важную роль играет метод личной перспективы, создающий у ребёнка веру в свои возможности. Доверие к ребёнку, формирование реально осознаваемых и реально действующих мотивов его поведения, анализ конфликтных ситуаций, в которые он часто попадает, личный пример педагога, дальнейшее позитивное воздействие педагога своим авторитетом на отношения ребёнка со сверстниками, помогает корректировать высокую тревожность запущенных детей, преодолевать трудности общения, неадекватность поведения и повышает тем самым социальный статус ребёнка.

В арсенале педагога обязательно должны быть такие коррекционные методы, как наглядные опоры в обучении, комментируемое управление, поэтапное формирование умственных действий, опережающее консультирование по трудным темам. В силу особенностей учебной деятельности запущенных школьников нужны учебные ситуации с элементами новизны, занимательности, опора на жизненный опыт детей, а также щадящая учебная нагрузка.

Решающая роль принадлежит методу ожидания завтрашней радости, к которому прибегают многие опытные педагоги.

Я считаю, что воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход заключается в управлением человека, основанном на глубоком знании черт его личности и его жизни. Когда мы говорим об индивидуальном подходе, то имеем в виду не приспособление целей и основного содержания и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого ученика. В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития.

1.Божович Л. И. "Личность и её формирование в детском возрасте" М. Просвещение,1968.

2. "Возрастные и индивидуальные особенности младших подрост¬ков" под редакцией Эльконина Д. Б., Драгуновой Т.В.-М. Просвещение, 1967.

3.Лисина М.И. "Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии", М, 1978.