М. Ю

«Нищий» Михаил Лермонтов

У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!

Анализ стихотворения Лермонтова «Нищий»

Поэт Михаил Лермонтов в своем творчестве нередко обращался к духовным аспектам жизни. Известно, что он был достаточно набожным человеком, хотя и скептически относился к религии, считая, что именно она делает людей покорными, заставляет терпеть унижения и страдания вместо того, чтобы отстаивать свои интересы.

Тем не менее, доподлинно известно, что во время коротких служебных отпусков Лермонтов нередко совершал паломничества в различные монастыри, пытаясь научиться смирению, которым был обделен от природы. Летом 1830 года вместе с друзьями, среди которых была и возлюбленная поэта Екатерина Сушкова, Лермонтов побывал в Троице-Сергиевой лавре, после чего написал стихотворение «Нищий».

Существует версия, что в его основу легли реальные факты, хотя впоследствии Екатерина Сушкова неоднократно опровергала эту информацию . Так или иначе, но именно ее поступок послужил поводом для создания этого произведения, поражающего своей глубиной и жестокостью окружающего мира. В стихотворении речь идет о том, что на паперти возле святой обители поэту повстречался нищий, который действительно нуждался в подаянии. «Бедняк иссохший, чуть живой от глада, жажды и страданья» хотел получить немного денег или же пищи, однако вместо этого кто-то положил в его протянутую ладонь камень. Очевидцы этой сцены утверждают, что это сделала Екатерина Сушкова, решившая таким образом подшутить над слепым, старым и больным человеком. И именно этот ее поступок словно бы отрезвил поэта, который вдруг увидел возлюбленную в совершенно ином свете. Лермонтов вдруг осознал, что точно так же эта женщина шутила с его чувствами, давала ложные надежды и обещания, о которых с легкостью тут же забывала . Ближайшее окружение поэта было прекрасно осведомлено о том, что Лермонтов влюблен в кокетку, которая не воспринимает своего давнего поклонника всерьез. Однако никто не спешил лишать терзающегося ревностью и страстью поэта иллюзий, так как его друзья не понаслышке были знакомы со вспыльчивым характером Лермонтова. В итоге почти 5 лет автор стихотворения «Нищий» был убежден, что рано или поздно Екатерина Сушкова выйдет за него замуж, но этому не суждено было случиться. Не исключено, что на разрыв отношений повлиял безобидный, на первый взгляд, случай в Троице-Сергиевской лавре, который, тем не менее, произвел на поэта неизгладимое впечатление. Лермонтов не только сумел признаться самому себе, что «чувства лучшие мои навек обмануты тобою», но и подавить в себе болезненную любовь к той, которая оказалась этого недостойна.

Когда стихотворение «Нищий» было опубликовано, в окружении поэта ни у кого не возникло сомнений, кому именно оно адресовано. Однако эта любовная история получила свое неожиданное продолжение. Лермонтов по натуре был человеком довольно злопамятным, он не умел прощать обид и оскорблений даже тем, кого по-настоящему любил. После нелепого и возмутительного поступка Екатерины Сушковой, а также переосмысления своего отношения к ней, поэт решил отомстить избраннице за все и сразу.

Лермонтов и Сушкова не виделись несколько лет, и при очередной встрече, которая состоялась в 1835 году, поэт постарался ничем не выказать своих истинных чувство по отношению к бывшей возлюбленной. Более того, автор проявил не свойственную ему галантность и открыто восхищался красотой Сушковой. В итоге она по-настоящему влюбилась в поэта, и тогда Лермонтов нанес сокрушительный удар по самолюбию той, которая когда-то пленяла его воображение, публично заявив, что Сушкова глупа, лишена привлекательности и не может вызывать других чувств, кроме жалости.

1. История создания . Стихотворение "Нищий" было написано М. Ю. Лермонтовым в 1830 г. Оно обращено к Е. А. Сушковой, в которую в то время был влюблен поэт.

В августе 1830 г. группа молодежи (включая Лермонтова и Сушкову) направилась пешком из Середникова в Троице-Сергиеву лавру.

Некоторые современники событий утверждали, что у стен монастыря Сушкова действительно протянула человеку, просящему подаяние, камень, что оказало очень большое впечатление на окружающих. Сама женщина категорически отвергала этот факт.

Другой аспект - слепой нищий рассказал, что ему кто-то бросил вместо монет камни, потрясенный юноша написал стихи. В этом произведении он сопоставил свою любовь, мольбу о взаимности и нищего, который получил вместо подаяния камни.

2. Жанр произведения - лирическое стихотворение.

3. Основная идея стихотворения - человеческая черствость и жестокость. воплощает себя и свои любовные страдания в образе нищего, униженно просящего подаяние. Вложенный в его руку камень - отношение Сушковой к поэту.

4. Композиция . В первой строфе ярко описан образ бедняка у монастырских стен. Во второй - невероятно жестокий поступок, совершенный в шутку кем-либо из богомольцев. Заключительная строфа - сравнение влюбленного поэта с описанным нищим.

5. Размер произведения - четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой.

6. Выразительные средства . Тяжелое положение двух страдающих людей подчеркнуто эпитетами ("иссохший", "протянутую", "горькими"), метафорой ("живая мука"). В основе стихотворения лежит сравнение. Использование возвышенных устаревших слов в начале стихотворения ("у врат", "от глада") придают ему характер народного сказания.

7. Главная мысль произведения заключается в осуждении Лермонтовым ветреных и беспечных светских красавиц, которые не задумываются о своих поступках. По свидетельству современников, поэт действительно был очень сильно влюблен в Сушкову. Обожание и преклонение Лермонтова принимало болезненные формы. Женщина прекрасно понимала молодого человека, но сознательно мучила его и продолжала просто-напросто играть с ним.

Измученный любовной пыткой поэт очень точно описывает свое состояние: "чуть живой". Вряд ли изображенный в стихотворении обман действительно имел место. Монастыри в России считались святыми местами, где любой страждущий мог получить облегчение своих страданий. Добравшись до стен монастыря, нищие странники попадали под особое покровительство самого Господа. Даже отказ от подаяния таким людям расценивался в качестве большого греха.

Лермонтов специально допускает явное преувеличение, чтобы усилить впечатление от жестокого поведения своей возлюбленной. Поэт подчеркивает, что он "молил... любви". Поэтому черствость Сушковой также становится грехом. Обман самых лучших чувств влюбленного человека - настоящее преступление. Даже если Сушкова не совершала в действительности обмана нищего, посещение монастыря произвело благотворное действие на болезненную любовь Лермонтова. После него заметно явное охлаждение поэта к боготворимой женщине.

Спустя несколько лет роли поменялись. Сушкова сама влюбилась в Лермонтова, но на этот раз обманутый когда-то поэт отнесся к ней с холодным безразличием. Лермонтова было трудно назвать религиозным человеком, особенно в молодости. Обращение к христианским темам и символам происходило у поэта в наиболее тяжелые периоды жизни. Поэтому стихотворение "Нищий" можно расценить как настоящий "крик души" безнадежно влюбленного человека.

Другие материалы по творчеству Лермонтов М.Ю.

  • Краткое содержание поэмы "Демон: восточная повесть" Лермонтова М.Ю. по главах (частях)
  • Идейно-художественное своеобразие поэмы "Мцыри" Лермонтова М.Ю.
  • Идейно-художественное своеобразие произведения "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" Лермонтова М.Ю.
  • Краткое содержание "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" Лермонтова М.Ю.
  • «Пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности» В.Г. Белинский

Истерия создания. Стихотворение «Нищий», написанное в 1830 году, относится к ранней лирике Лермонтова, когда в его творчестве преобладали романтические тенденции и связанные с ними мотивы тоски, одиночества, разочарования в мире и окружающих людях. Но это не было только данью литературной моде на романтизм, во многом подобные настроения отражали реальные обстоятельства жизни юного поэта. Особенно это проявилось в лирике любви и дружбы: ее биографичность зачастую становилась причиной того, что автор не стремился публиковать такие произведения даже много лет спустя. Все это относится и к стихотворению «Нищий»: оно, как и многие другие произведения поэта, не было опубликовано им при жизни - ни как отдельное стихотворение, ни в составе собраний. Впервые оно было напечатано лишь после смерти поэта - в 1844 году в «Библиотеке для чтения».

История, положенная в основу сюжета этого произведения, известна по воспоминаниям Е.А. Сушковой - адресата этого и ряда других любовных стихотворений Лермонтова раннего периода. Знакомство поэта с этой девушкой состоялось летом 1830 года, когда большая молодежная компания стала вместе выезжать в подмосковное имение Середннково, которое принадлежало Дмитрию Алексеевичу Столыпину, покойному брату бабушки Лермонтова Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Соседями Столыпиных по имению были Сушковы, а дочь хозяина этого имения Екатерина дружила с родственницей Лермонтова Александрой Верещагиной, которая также проводила лето в Середнико-ве. Девушка двумя годами старше Лермонтова, одетая по последней модной картинке в журнале, уже побывавшая на великосветских балах в Петербурге, Сушкова была очень красива: тонкое одухотворенное лицо, великолепная коса, дважды обвивавшая голову, и огромные миндалевидные черные глаза. За эти глаза ее в компании друзей так и.звали - Блэк-айз, то есть по-английски «черноокая». Пятнадцатилетний Лермонтов пылко увлекся семнадцатилетней красавицей, но она считала его еще мальчиком и относилась к нему немного свысока.

Сушкова много лет спустя вспоминала о том, как они вместе с Верещагиной, молодым Лермонтовым и его бабушкой 14-17 августа 1830 года пошли в прославленные русские монастыри, находящиеся неподалеку от их имения: Троице-Сергиеву лавру и Воскресенский монастырь. В лавре на паперти к ним подошел слепой старик нищий со своей деревянной чашечкой. Когда компания щедро одарила его, он пожаловался на «шалунов - молодых господ», которые как-то на днях жестоко обидели его, насыпав полную чашечку камешков. Рассказ старика потряс Лермонтова, который увидел в нем своеобразную аналогию своих отношений с Суш-ковой. Вернувшись домой, он взял карандаш и тут же почти без помарок написал стихотворение, названное «Нищий».

Жанр и композиция. В отличие от многих стихотворений Лермонтова, относящихся к любовной лирике, «Нищий» не является посланием, и адресат его для читателя остается неясным. Это позволяет автору, несмотря на явное следование реальному жизненному эпизоду в сюжете стихотворения, добиться высокого уровня обобщения; он говорит не только о конкретной женщине и конкретной ситуации, а выражает через проводимое сопоставление чувство разочарования и тоски, связанное с непониманием и обманом в любви. Соответственно этому стихотворение строится как развернутое сравнение. Главный композиционный прием - антитеза. Первые два четверостишия посвящены изображению той ситуации, которая происходит «у врат обители святой». Заключительная, третья строфа выражает глубоко личные переживания лирического героя, которые в сопоставлении с предшествующим сюжетным рассказом вырастают до значения символа коварности и обмана в любви.

Основные темы и идеи.
Как и во многих стихотворениях Лермонтова о любви, в «Нищем» показано не светлое, гармоничное чувство, а полное страданий и обид, непонимания и коварства. Для юного романтика весь мир предстает как враждебное окружение, в котором он чувствует себя бесконечно одиноким. Стремление к универсализации этих тем и мотивов выражается здесь в том, что поэт соотносит вполне определенную историю своих отношений с конкретной женщиной с евангельским текстом. Не случайно действие первой части стихотворения разворачивается «у врат обители святой». Сама ситуация насмешки над нищим отсылает читателя к фрагменту из Евангелия от Матфея, где Христос проповедует о необходимости добра и милосердия - «всякий просящий получает». Он показывает эту важнейшую нравственную категорию на ярком примере: «Есть ли между вами человек, который, когда сын его просит у него хлеба, подал бы ему камень?» Ситуация из стихотворения Лермонтова служит прямым ответом на этот вопрос:

Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.

Это для поэта является убедительным свидетельством того, что мир несовершенен, в нем забыто все самое святое, а потому и любовь из светлого, высокого чувства, соединяющего близкие души, превращается в обман, несущий только разобщение, боль и страдания. Такие идеи были в целом характерны для лермонтовской любовной лирики, причем не только для ранней. Так, в стихотворении, написанном незадолго до смерти, поэт признается:

Они любили друг друга так долго и нежно,
С тоской глубокой и страстью безумно-мятежной!
Но, как враги, избегали признанья и встречи,
И были пусты и хладны их краткие речи.

Мир настолько жесток, что даже после смерти этим влюбленным не дано соединиться - «в мире новом друг друга они не узнали». Может быть, этот мотив оказывается настолько устойчивым в любовной лирике Лермонтова, потому что и в жизни ему довелось не раз испытать разочарование и разрыв с возлюбленной, не способной понять его. И тогда несбывшиеся надежды вызывали негодующие, горькие слова, которыми в стихах поэт обвинял коварных возлюбленных:

Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!

Чувства, связанные с Сушковой, вскоре прошли. Всего через четыре года Лермонтов писал: «Эта женщина - летучая мышь, крылья которой зацепляются за все встречное. Теперь она почти принуждает меня ухаживать за нею... но не знаю, в ее манерах, в ее голосе есть что-то такое резкое, издерганное, надтреснутое, что отталкивает; стараясь ей нравиться, находишь удовольствие компрометировать ее, видеть ее запутавшейся в собственных сетях». Это признание звучит жестоко, но ведь, по мнению поэта, таков весь мир. Недаром своего «героя времени» он наделяет сходными чертами. В одной из сюжетных линий романа «Герой нашего времени» эта давняя история любви нашла свой отклик: любовная игра Печорина с капризной Мери чуть" было не обернулась трагедией как для него самого, так и для девушки.

Художественные особенности. В небольшом лирическом стихотворении юного поэта поражает сила и яркость образов, созданных с подлинным мастерством. Первая часть насыщена эпитетами, которые создают не просто образ нищего, а почти евангельскую картину («у врат обители святой», «бедняк иссохший, чуть живой», «и взор являл живую муку»). Интонация этой части чуть замедленная, четырехстопный ямб хорошо передает состояние сосредоточенности и внимания. В последней части после резкого перехода, обозначенного дважды повторенным словом «так», звучат гнев и обида, которые выражены как насыщенная пафосом обвинительная речь.

Значение произведении. Стихотворение «Нищий» благодаря ярким, запоминающимся образам даже в ряду прекрасных стихотворений о любви, написанных Лермонтовым в зрелый период, приковывало внимание читателей и критиков. С такой же силой обличения коварной возлюбленной звучат и некоторые стихи других поэтов, например Маяковского. Ведь как бы ни относиться к любви, трудно отрицать, что порой она приносит человеку много разочарований и обид.

Михаил Юрьевич Лермонтов - имя, известное каждому еще со школы. А те, кто на уроках литературы чаще других поднимал руку, сейчас наверняка припоминают строчки учебника о том, что Лермонтов - великий представитель русского романтизма. Быть может, вам пока ничего эти слова не говорят, но именно это - ключ к пониманию лермонтовских произведений, в том числе, и стихотворения Лермонтова "Нищий".

"Пламенная страсть" и реальный мир

Главное условие романтического сочинения - герой, живущий двойной жизнью. С одной стороны, подобно каждому из нас, он живет в определенной обстановке и вынужден соблюдать определенные правила. Но с другой стороны, в душе романтического героя есть мечта, путеводная звездочка, "пламенная страсть". В романтизме такая мечта, чаще всего, недостижима (например, герой видит свой идеал в уже прошедшем). Поэтому реальный мир для него ужасен и отвратителен. Только внутри себя, наедине со своей путеводной звездой, герой находит утешение. Отсюда возникает конфликт между мечтой и реальностью, который и становится основой сюжетов романтических произведений.

Стихотворение "Нищий": какими красками нарисованы образы?

Стихотворение "Нищий" Лермонтов написал в 1830 году, когда ему было всего шестнадцать. Тем не менее в произведении уже звучит тема одиночества, одна из центральных у поэта (впоследствии она возникает в таких знаменитых его стихотворениях как "И скучно и грустно"; "Выхожу один я на дорогу"). Не всегда Лермонтов размышляет об одиночестве как таковом: в стихотворении "Как часто, пестрою толпою окружен..." рассматривается одиночество в социуме, а в стихотворении "Нищий" тема одиночества соединяется с любовной тематикой.

Стихотворение построено по принципу сопоставления. Отождествляются, т.е. сравниваются друг с другом два образа: нищего (первые две строфы) и безответно влюбленного лирического героя (заключительное четверостишие). Для изображения несчастного бедняка поэтом использованы красочные определения - эпитеты ("бедняк иссохший, чуть живой"; "живую муку") и перестановка слов - инверсия:

Куска лишь хлеба он просил

Лермонтов при изображении нищего моментально достигает высочайшего драматизма. Романтический конфликт мечты и действительности здесь налицо, ведь подлый, страшный, бесчеловечный обман нищего совершается "у врат обители святой". Где же эта святость? Моментально (что естественно для небольшого стихотворения) достигается кульминация. Автор приходит к ней через анафору (одинаковое начало строк) во второй строфе:

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.

И вот так, достигнув кульминации, удерживая читателя на гребне кульминационной волны, поэт резко переключает его в сферу любовных переживаний:

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою!

Здесь также использована анафора ("так" - "так"). В этой строфе она помогает создать тон вывода, резюмирующего высказывания. Нарисовать в глазах читателя ситуацию, изменить которую невозможно.

Кто же нищий?

В стихотворении изображается не просто конец отношений между мужчиной и женщиной. Автор не зря говорит о "лучших чувствах" лирического героя. Разрушено нечто большее, чем личная жизнь героя, разрушена та самая его путеводная звезда и "пламенная страсть", о которой мы говорили, еще не приступив к анализу стихотворения. Нищий у Лермонтова - это не "бедняк иссохший, чуть живой". Нет, этот образ, несмотря на весь его драматизм, использован лишь для того, чтобы провести параллель с истинным нищим. Настоящая нищета по Лермонтову - это утрата лучшей части своей души, своей мечты, своей звездочки. В данном случае - любви к некоему идеалу, который не может обмануть. Теперь героя не только окружает страшный мир (это нам ясно по первой части стихотворения), страшный мир внутри него самого, так как его лучшие чувства "обмануты навек". Так же впоследствии умрет мечта в груди известнейшего лермонтовского героя Мцыри.

Итак, стихотворение "Нищий" - образец раннего лермонтовского романтического произведения, в котором затронуты важнейшие в творчестве поэта темы.

Это небольшое стихотворение о слепом нищем, стоящем на паперти и просящим хлеба. Но вместо этого кто-то из людей дал ему камень. Произведение создано на реальной основе. Е. А. Сушкова (1812-1868) современница Лермонтова вспоминала, что летом 1830 г. они с группой молодых людей, в том числе и Лермонтов, были в Лавре. На паперти они встретили слепого нищего. Они стали бросать ему в чашку монеты. Услышав их звон, старик обрадовался, поблагодарил, а заодно и рассказал, как над ним подшутили «намедни молодые господа», наложив ему «полную чашку камешков».

Лермонтов был потрясён этой историей и по возвращении домой передал Сушковой вновь рождённые стихи. Надо сказать, что в ту пору он был влюблён, но молодая девушка только смеялась над ним. Довольно интересно продолжение этой истории. Одними из не самых лучших черт характера поэта были его злопамятность и мстительность. Спустя 5 лет судьба вновь свела вместе молодых людей. Чувства Лермонтова к тому времени уже значительно поугасли, но, тем не менее, он, притворяясь страстно влюблённым, стал вновь ухаживать за ней, пока бедняжка не влюбилась в него, причём сильно. И тогда он бросил её, объявил всем, что она ему безразлична, и вообще смешна. Унижение красавицы было прилюдным. Такова была месть той, из-за которой он страдал и унижался пять лет назад.

Главная тема стихотворения

Это безответное чувство. «Нищий» написан шестнадцатилетним поэтом в 1830 г. во время так называемого «сушковского» периода творчества, когда поэт был страстно и безответно влюблен в Е. Сушкову. Шестнадцать коротеньких строк строятся на сравнении. При сопоставлении строф третьей прослеживается связь влюблённый, молящий о взаимности и голодный, просящий хлеба и,получающий вместо него камень, возлюбленная смеющаяся над влюблённым.

Структура

Эмоциональные переживания героя передаются четырёхстопным ямбом. В композиции две части. Первая говорит о случае с нищим. Несколькими точными словами создаётся яркий его образ. Вторая часть последние четыре строки. Тут читатель видит яркую метафору, когда просящая рука ассоциируется с душой влюблённого, а образ нищего с мольбой о взаимности. Влюблённому любовь, как голодному хлеб. В реальности же, влюблённому достаётся насмешка, а нищему камень. Душа его в разочаровании.

Произведение написано в стиле байроновского романтизма, с его темой неразделённой любви. В строках читается вся безысходность влюблённого, раскрывается значение истинного чувства. «Нищий» произведение, воплотившее в себе основу русской поэзии, способной увидеть человеческие страдания людей ипризывать к милосердию.