Мать люцифера, его отец и дети в библии. Люцифер – кто это по Библии

Люцифер – это одна из самых противоречивых и загадочных фигур, как в религии, так и в мифологии. В одних источниках – он воплощение зла, в других – носитель светлой энергии, эпический герой.

Согласно Библии , Люцифер, как и все ангелы, не имел матери. Их сотворил Господь Бог.

Кто такой Люцифер по Библии

Другие Легенды о Люцифере

Мать Люцифера

В Средние века часть теологов считала, что ангелы не взялись из пустоты, а были созданы из энергии, излучаемой звёздами. Эта энергия называлась Люцидой. Поэтому во многих религиозных текстах именно Люциду отождествляют с матерью Люцифера. Однако такое видение трактуется церковью, как еретическое.

Позже, в эпоху Возрождения , наблюдалось стремление рассматривать Люцифера не как дьявола, а как последователя своей матери, являющейся источником добра и света. То есть Люциферу приписывалась миссия Возрождения человечества.

Дьявол, Сатана и Люцифер в Ветхом Завете

В Ветхом Завете силы зла описывались в разных аспектах .

Люцифер в Новом Завете

В Новом Завете Люцифер также предстаёт в разных видах, но везде является олицетворением злых сил.

Некоторые трактовки

В иудейской традиции

Согласно иудейским верованиям, Сатана, как и в христианстве, по своей силе не равен Богу. Он служит Ему как обвиняющий ангел, и не имеет своей воли. Создатель позволяет Сатане присутствовать в мире людей для того, чтобы была возможность выбирать между добром и злом.

Иногда у иудеев Сатана выступает как обезличенное зло, а иногда – в более заметной роли. Нередко его именуют Самаэль или Сатанаил. Его ассоциируют с ангелом смерти и с плохими качествами людей. Но иногда его наделяют собственной индивидуальностью.

В христианстве

Христианское учение рассматривает всякое обращение к сатане в гаданиях и в колдовстве, как большой грех и безумие. Оно считает все дерзости демонов немощными, то есть бессильными против веры, подкреплённой молитвами. И в православии, и в католичестве отречение от Сатаны происходит во время обряда . Небольшое количество христиан считает, что притча о Люцифере не что иное, как просто аллегория. К ним, например, относятся Гоббс и Ньютон.

В исламе

В исламе сатану называют Иблис. В данной религии история Иблиса очень напоминает историю Люцифера в христианстве. Он был очень умным джинном, и Всевышний вознёс его до чина ангела и присоединил к этому кругу. Сначала Иблис был верующим, но затем перестал слушаться приказов Бога и был проклят им.

В сатанизме

Среди приверженцев сатанизма существуют следующие мнения. Сатана является олицетворением тёмных сторон человека, его худших качеств. Он «сидит» в каждом из нас . Перед людьми стоит задача, узнать его и «вытащить» на свет. Сатанинская сущность является главной для человека, она несёт в себе мощь и силу. За него нужно испытывать гордость, а не стесняться его. Нужно культивировать зло в себе, поклоняясь ему в сатанинских храмах, произнося магические заклинания и принося жертвы. Для большинства сатанистов Дьявол является символом, олицетворяющим природную силу, противостоящую Богу.

Кто такой Люцифер: видео, иконы, литература

Иконы

В Средние века образ Сатаны выписывался очень детально. Он имел огромные размеры, сочетал в себе черты человека и животного. Его пасть ассоциировалась с воротами ада. Войти в ад обозначало быть съеденным Сатаной. Среди сюжетов иконописи существует изображение, именуемое «Падение денницы». В основе – глава из книги пророка Исаии . Ангелы превращаются в демонов, а среди них сам Люцифер. Он и есть денница, в этом случае отождествляемый с Сатаной.

Литература

Видео

О Люцифере снимается много фильмов и сериалов. Почти все из них можно посмотреть на видео в интернете. Но в них он обычно рассматривается не с религиозной точки зрения, а как герой забавных приключений. Например, в американском телевизионном сериале «Люцифер», главное действующее лицо – Король демонов, который скучает, находясь на троне. Он решает спуститься на землю и попадает в Лос-Анджелес. Там устраивается на работу в качестве директора ночного клуба и начинает вести разгульный образ жизни, а впоследствии занимается раскрытием запутанных преступлений, используя свои сверхъестественные способности.

Почти все фильмы о Люцифере носят отнюдь не религиозную или философскую окраску, а являются скорее развлекательными, что не способствует духовному развитию молодёжи.

Кто такой Люцифер

Как показывает история, Люциферу как поклонялись, так и боялись. Противоречивость данной фигуры объясняется тем, что она сумела побывать как на стороне добра, так и перейти на сторону зла.

Люцифер является ангелом Божьим, которому была приписана судьба предателя. Для того, чтобы понять, кто такой Люцифер, необходимо более подробно рассмотреть его историю.

Кто такой Люцифер по Библии?

В подчинении Бога Люцифер был самым совершенным ангелом. Он являл собой безупречность во всем. Но проявлял больше благосклонности к своему сыну Иисусу Христу. И эта ситуация посеяла семя зависти у Люцифера.

Со временем Люцифер начал настолько явно проявлять свое недовольство, что у него получилось завербовать на свою сторону несколько сообщников. В результате, между силами справедливости и предательства произошло столкновение, и Люцифер со своими слугами вынужден был покинуть небо.

Люцифер как демон поклонения

Образ Люцифера впитал в себя все самые плохие качества человека, среди которых можно выделить следующие: гордыня, восстание, познание, предательство и тд.

Некоторыми людьми эти качества принялись как основополагающие для человека. Есть такая вера, что добропорядочность человеку навязана, и на самом деле, в своих решениях он должен руководствоваться только лишь своими интересами.

В итоге, Люцифер как воплощение всего плохого, был принят в качестве универсального образа зла. Этому образу поклоняется много различных современных сект, которые считают, что таким образом могут обрести сверхчеловеческие способности.

Демонская культура действительно более близка человеку, так как легче вести себя эгоистичным образом, чем постоянно учитывать чужие интересы. Но в тоже время такое поведение может привести только к разрушению, когда как человеку ближе созидательное существование.

Как выглядит Люцифер?

Что касается Ветхого Завета, то внешний облик Люцифера или Сатаны (более собирательный образ зла) имеет несколько трактовок.

Его изображали как змеем, так и огромный морским чудовищем, но наиболее известный образ все же закрепился за падшим ангелом. Так, чаще всего, Люцифера изображают, ангелом без крыльев.

Новый Завет еще более сильно расширил образ Сатаны, и теперь он может принимать любой облик, который только пожелает.

Знак Люцифера

Основой символизма Сатаны выступает его, так называемая, печать. Она являет собой пентаграмму, в середину которой помещена голова козла. Возле каждого острого угла пятиугольной звезды должно находиться слово «Левиафан». Это слово является одним из множества имен Люцифера.

Что интересно, впервые символ Сатаны встречается в шестидесятых годах двадцатого века. То есть, до этого единого знака для прославления сил зла не наблюдалось, а использовалась лишь система демонических символов.

Образ Люцифера в современном мире

Если раньше ко всем проявлениям демонизма относились очень строго, то на сегодняшний день Люцифер довольно удачно вписался в культуру современного общества.

Довольно часто его можно встретить в телевидение, как воплощение земного зла, книгах и видеоиграх.

Символика Сатаны сейчас продается даже в некоторых магазинах как обычные аксессуары для дополнения своего образа.

Стоит отметить, что для современного общества характерна тенденция отсутствия веры во что-либо, поэтому и образы воспринимаются просто как увеселительный элемент.

Рассуждениям о том, кто такой Люцифер, нет конца, ведь его образ очень неоднозначен. Он во все времена привлекал не только богословов, но и представителей искусства, пытавшихся осмыслить - так кто же этот падший ангел? И вправду Божье творение или самостоятельно существующее бесконечное Зло? Давайте попробуем понять это.

Кто такой Люцифер

В христианстве о Сатане, Люцифере существует легенда как об ангеле, созданном Господом в чине херувима. Он, по преданию, был совершенен в своей красоте и мудрости, но, проживая в Эдеме, возгордился и решил стать равным Богу (Иез.28:17; Ис.14:13-14). За это был низвержен с небес и стал князем тьмы, а также человекоубийцей и отцом лжи.

Ангельское имя Сатаны взято из пророчества Исаии (см. Ис. 14:12), а переводится оно как «светоносный», что на латыни звучит как Люцифер.

Интересна двойственность его сущности: он, с одной стороны, на Земле упорный и изобретательный искуситель, который ввергает людей в грех, а с другой - владыка ада, наказывающий тех, кто все-таки поддался его искушению. Что же это? Для чего подобное происходит в мире?

Для чего Сатана действует на Земле

Сатана Люцифер по многим верованиям - основной антагонист Бога, являющийся олицетворением всего зла. Кстати, существует мнение, что имя Сатана берет начало от еврейского слова «сатан» (satan), которое означает противоречие, препятствование и подстрекательство.

И по многим философским воззрениям господь позволяет Люциферу

действовать на Земле для того, чтобы у каждого человека был выбор между добром и злом, ведь именно это даст возможность тем, кто выстоял, укрепиться в вере и получить бессмертие души. Если рассуждать так, то появление Люцифера было неизбежным и даже целенаправленным.

Как имя Люцифер стало наименованием Сатаны

Впервые упоминание Люцифера появляется в Книге Исаии (Ис.14: 12-17), которая была написана на древнеарамейском языке. В ней Вавилонское царство сравнено с падшим ангелом, чья история приводится там же. В оригинале при этом было употреблено слово «хейлель» («денница», или «утренняя звезда»). Но обратите внимание, что здесь утренняя звезда - это символ яркости и блеска, который не имеет негативного смысла.

Иудеи и христиане не пользовались словом «хейлель» как именем Сатаны. В Но вом Завете «утренней звездой» был назван и сам Иисус.

А Иероним, при переводе указанного места из книги Исайи, применил слово Lucifer, обозначающее «несущий свет» и использующееся для обозначения утренней звезды. К этому добавилось и общее представление о том, что Сатана, подобно царю Вавилона, низвергнут с высот славы, и со временем падшего ангела стали назвали Люцифером. К тому же данное представление подкреплялось и высказыванием апостола Павла о дьяволе, временами приходящем к нам как «луч света» (2 Кор.11:4).

Так что кажущаяся для верующих немыслимой «светоносность» Люцифера имеет под собой обоснования - он может искусить нас, приходя с надеждой и радостью, но они будут лживыми, как и все, что он предлагает нам.

Кто такой Люцифер по Библии

Кстати, поначалу образ Сатаны не имел конкретных черт и являлся скорее абстрактным воплощением зла. В Священном Писании это был противник Бога, который мог обладать как человеческими, так и ангельскими чертами. Он испытывал честность людей, и только во власти Всевышнего было не позволить ему творить зло.


А в Новом Завете он обрел свой облик. Его стали изображать в виде дракона или змея. Кстати, окончательно понять его образ можно по одному нюансу - во всех Писаниях он признан как часть целого. То есть дьявол, являясь частью общего замысла, не имеет возможности сокрушить Бога и вынужден подчиняться ему.

Так, например, в книге Иова Сатана не верит в праведность этого человека и предлагает Богу проверить его. Здесь очень заметно, кто такой Люцифер по Библии - он подчинен Богу и входит в число его слуг, что не дает ему возможности действовать самостоятельно. Да, пусть он может насылать беды на Землю, руководить народами, но тем не менее никогда ему не выступить равносильным соперником Богу!

Ни иудаизм, ни христианство не приемлет равного противопоставления добра и зла, так как это нарушило бы их основной принцип единобожья. Дуализм, кстати, прослеживается лишь в некоторых религиозных учениях - в персидском зороастризме, в гностицизме и манихействе.


Образ сатаны в разных религиях.

В древних религиях не существовало единого образа дьявола. У этрусков, например - это демон потустороннего мира Тухулк, который по своей сути был лишь духом мести, наказывающим за грехи.

В христианстве сатана Люцифер - это искуситель, властвующий над падшими ангелами и исполнитель наказания над заблудшими душами, но он будет обязательно повержен, как только придет царствие Божие.

В исламе также есть схожие с христианством концепции в отношении Сатаны. Его можно обнаружить в Коране в виде аль-Шайтана или Иблиса (демона-искусителя). В данной религии, как и в христианстве, он связан со всем низменным, что может быть в человеке, и обладает даром уводить людей с истинного пути, искусно маскируясь и толкая их к злу. Он пытается развращать человека, делая ему лживые предложения или искушая его.

Но и в исламе Сатана не изображен как равный противник Бога, так как Господь является создателем всего на Земле, а Иблис - это лишь одно из божьих созданий.

Вера в ограниченность пребывания Сатаны на Земле

Наряду с рассуждениями о том, что пребывание дьявола - это тоже своего рода промысел Божий, так как оно позволяет человеку учиться, расти духовно и совершенствоваться. Постоянно стоя перед выбором между добром и злом, люди все же не оставляют надежд на ограниченность пребывания Сатаны в этом мире.

И это объяснимо - понимая, кто такой Люцифер, простые смертные хотят быть уверенными, что их решения продиктованы лишь Богом. А подобное возможно только в мире, лишенном Искусителя. Так случится ли такое когда-нибудь?


Люцифер и Михаил

В христианстве говорится о последней битве дьявола с архангелом Михаилом (в Апокалипсисе, Откр. 12:7- 9; 20:2,3, 7- 9). Его имя, кстати, с иврита дословно переводится «кто как Бог», а это значит, что Михаил - высший ангел, возвещающий неискаженную волю Господа.

Апостол Иоанн говорит о падении Сатаны, побежденного архангелом Михаилом в тот момент, когда нечистый попытается поглотить посланного на Землю младенца, который должен стать пастырем всех народов (Откр. 12:4-9). За ним падут и темные ангелы, называемые в Библии «нечистыми духами». После второй битвы Люцифер будет навеки ввергнут в «огненное озеро».

Но кроме самого Люцифера на наш мир будет зариться и его последователь - Антихрист.

Кто такой Антихрист

Антихрист в религиозных учениях является главным противником Христа и искусителем рода человеческого. Он входит в так называемую «дьявольскую троицу» (Сатана, Антихрист, Лжепророк).

Антихрист - это не дьявол, а человек, получивший его силу. И, по некоторым версиям, - сын Люцифера. Легенда гласит, что он будет иудеем, родившимся от кровосмесительной связи в колене Дановом, или же от совокупления блудницы с дьяволом. Он поначалу завоюет мир мнимыми чудесами и кажущимися добродетелями, а затем, захватив мировое господство, превратит себя в объект поклонения.

Продлится его власть 3,5 года, после чего он будет убит, как предрекается, «духом уст Христовых», так что никакое покровительство Сатаны ему не поможет.

Образ Люцифера в литературных произведениях

Образы Сатаны в средние века в произведениях художников и писателей принимал всегда одну форму - получеловек-полузверь, безжалостный и творящий зло. Но уже к 18 в., а особенно 19-20 вв., он становится сложным и неоднозначным. Впрочем, и в религиозной культуре, несмотря на всю кажущуюся простоту восприятия Сатаны как носителя зла, за ним все время стоит образ Бога, зачем-то допустившего его на Землю. Так кто такой Люцифер?

В искусстве дьявол чаще всего воплощает бунтарский дух, который основан на неприятии существующей жизни, на отрицании всего хорошего и доброго в ней. Он желает зла, но при этом, обратите внимание, способствует сотворению добра. Особенно ярко представлен этот дух противоборства с существующим порядком в образе падшего ангела из поэм Дж. Милтона «Потерянный рай» и М. Лермонтова «Демон».

Дьявол Люцифер - это и Мефистофель у Гете, и Воланд у Булгакова, которые, по мнению своих создателей, пребывают в нашем мире с одной миссией - уравновесить противостояние между добром и злом и в итоге воздать каждому «по вере его». Так они делают все тайное и постыдное в человеческой душе явным. Ведь, не видя тени, трудно понять, что свет - это свет!

Составляющая человеческой культуры

Демон, Люцифер, Вельзевул, Мефистофель - человек может привести множество имен, обозначающих сущность, которая с древнейших времен являет собою персонифицированное зло. Этот образ стал не только религиозным, но и мирским. Причем он настолько вошел в массовую культуру, что познать человеческую природу, не поняв представлений о воплощении зла, вряд ли возможно.

Ведь изображение Сатаны как зверя с течением веков претерпело такие сильные изменения, что ныне Дьявол - это состоятельный буржуа, которому совсем нетрудно затеряться среди людей.

Такое отождествление сатаны и человека говорит, что, к сожалению, зло в наше время приобрело черты повседневности, и ничто не мешает любому из нас подталкивать человечество к гибели.

Как христиане должны относиться к сатанинским учениям

Чрезмерное увлечение образом привело к возникновению сатанинских организаций, которые пытаются следовать учению Антона Ла Вея, пытавшегося в свое время трактовать образ Сатаны как двигателя прогресса и вдохновителя всех достижений человека.

Для укрепления своей церкви Ла Вей создал красочные обряды и умело играл на тяге людей к таинственности и величественности. Но, тем не менее, данный культ чрезвычайно беден и держится не на четкой концепции и цельности своего учения, а лишь на яркости ритуалов, подражающих «черным» обрядам из прошлого.

Следует помнить, что сатанисты не опираются на реальный образ Люцифера, а лишь рассчитывают на шок со стороны христиан, поэтому доброжелательное отношение последних обязательно собьет с толку приверженцев «темных сил». Кроме того, сатанистами чаще всего становятся люди, имеющие и психологические, и психические проблемы, и помощь в решении их, конечно же, поможет заблудшим душами изменить свой взгляд на мир.

Надеемся, читатели смогут сделать для себя более четкий вывод относительно того, кто такой Люцифер. Фото этого образа помещены в статье. В них тоже в немалой степени видны меняющиеся преставления о дьявольской сущности и бесконечный интерес, который он вызывает как у верующих, так и у провозгласивших себя атеистами.

С сайта:

http://www.syl.ru/article/186768/new_kto-takoy-lyutsifer-po-biblii

Иллюстрации на Викискладе К:Википедия:Ссылка на категорию Викисклада отсутствует в Викиданных‎ Люцифер Люцифер

Древнее название планеты Венеры

Слово Lucifer состоит из латинских корней lux «свет» и fero «несу». Люцифером называли планету Венера , видимую только во время утренней или вечерней зари , когда Солнце уже неярко светит. В древности считалось, что это две разные планеты. Собственно, Люцифером римляне называли «утреннюю звезду» , тогда как «вечерняя звезда» называлась Веспер (греч. Геспер или Фосфор - «светоносец» ) . В этом же значении Люцифер присутствует в румынской культуре [ ] и топонимах [ ] (рум. Luceáfăr - Лучафэр). Греки называли «утреннюю звезду» Эосфором («зареносец») , и поэтически считали сыном богини зари Эос и титана Астрея .

Мужское имя

Люцифер в христианстве


Первое упоминание утренней звезды с негативным оттенком встречается в Книге пророка Исаии , написанной на древнееврейском. Здесь династия вавилонских царей сравнивается с падшим ангелом, благодаря чему читатель узнаёт историю о том, как один из херувимов возжелал стать равным Богу и был за это низвергнут с небес. В оригинале использовано еврейское слово ‏הֵילֵל‎ ‏‎ («хейлель» - утренняя звезда), которое в библии короля Якова было переведено как англ. Lucifer (в синодальном переводе - «Денница »):

Иудеи и ранние христиане не использовали «хейлель» как имя Сатаны, для них это слово не имело негативного оттенка. Для сравнения, в Новом Завете с утренней или предрассветной звездой сравнивали Иисуса Христа (Отк. ; 2Пет. ).

Византийская церковная поэзия уподобляет и деву Марию «звезде, являющей солнце» («Акафист богородице», VI или VII век) .

Однако у самого Иеронима слово «светоносный» не использовалось как имя собственное, а лишь как метафора. Создатель Вульгаты использовал это слово и в других фрагментах Писания, даже и во множественном числе . Однако именно перевод Иеронима, который пользовался огромным авторитетом в христианском мире, в конечном итоге послужил основой для придания латинскому эквиваленту еврейского «хейлель» значения личного имени Сатаны. В Библии короля Якова (1611 год) фраза обрела иной смысл: «How art thou fallen from heaven, O Lucifer, son of the morning!». Написанное с большой буквы, обращение больше не воспринималось, как метафора. Слова эти уже нельзя было воспринять, как песнь о победе над царем Вавилона, это было прямое обращение к Сатане.

Люцифер в современном сатанизме

Образ Люцифера сохраняется более или менее неизменным в источниках, авторы которых принадлежат к различным традициям. Характеристики этого образа:

Inferion - система знаков демонов и кратких описаний, издаваемая Vox Inferni Press, описывает Люцифера как духа Восстания и отца Гордыни . В Liber Azerate Люцифер описывается, как «доброжелательный аспект Сатаны, который своим светом освещает надёжный путь и указывает дорогу к свободе и божественной власти по ту сторону границ творения». В Luciferian Witchcraft Люцифер описан как «Чёрное пламя разума и воли». Список демонов Антона Шандора ЛаВея приводит следующее описание Люцифера: «Люцифер - (лат.) носитель света, просвещения, утренняя звезда, Властелин воздуха и Востока».

В других религиозных учениях

  • Е. П. Блаватская в Лондоне была издателем и главным редактором теософского журнала «Люцифер ».
  • Люцифер в мифологии Розы мира - великий демон , богорождённая монада , поднявшая бунт против замысла Бога, ставший причиной отпадения множества меньших монад - демонов .
  • Люцифер в Книге Урантии - падший и низложенный Сын в иерархии вселенской власти. Он пал в объятия греха, поддавшись эгоистическим побуждениям и софистике ложной личной свободы, - отрицанию вселенской преданности, неуважению к братским обязанностям, забвению космических взаимоотношений.

См. также

Напишите отзыв о статье "Люцифер"

Примечания

  1. // Большой энциклопедический словарь
  2. // Энциклопедия мифологии
  3. , с. 393.
  4. // Большой энциклопедический словарь
  5. Ефремова Т. Ф. // Современный толковый словарь русского языка, 2000
  6. , с. 166.
  7. , с. 154.
  8. Плиний Старший . Естественная история. II, 36-37
  9. Гигин .
  10. «Luceáfăr - название Венеры» в
  11. Гомер . Илиада XXIII 226 (Эосфор)
  12. Нонн. Деяния Диониса VI 18. (ἑωσφόρος, Эосфор)
  13. Гесиод . / пер. В. В. Вересаева . - Вересаев, В. В. Полное собрание сочинений: в 16 т. - М . : Недра, 1929. - Т. 10: Эллинские поэты. ;
    (греч.)
  14. Аверинцев С. С.
  15. // Энциклопедия Кругосвет
  16. «numquid producis luciferum in tempore suo et vesperum super filios terrae consurgere facis» - «Можешь ли выводить созвездия в своё время и вести Ас с её детьми?» Иов.
  17. The Complete Book of Demonolatry, S.Connoly, ISBN 978-0-9669788-6-5
  18. Liber Azerate, TOTBL (Орден Черного Пламени)
  19. Liber HVHI, Форд М, Succubus Publishing, 2005
  20. Luciferian Witchcraft, Форд М, Succubus Publishing, MMV
  21. Сатанинская Библия , Антон Шандор ЛаВей

Литература

  • Аверинцев С. С. // «Мифы народов мира ».
  • Ботвинник М. Н., Коган М. А., Рабинович М. Б., Селецкий Б. П. Геспер, Люцифер, Фосфор, Эосфор // Мифологический словарь . - 4 изд.. - М .: Просвещение , 1985. - С. 45-46, 83, 154, 166. - 176 с.
  • // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . - СПб. , 1908-1913.
  • (англ.) в «Еврейской энциклопедии » (изд. Funk & Wagnalls)
  • // Атеистический словарь / Абдусамедов А. И., Алейник Р. М., Алиева Б. А. и др.; Под общ. ред. М. П. Новикова . - 2-е изд., испр. и доп. - М .: Политиздат , 1985. - С. 393. - 512 с. - 200 000 экз.

Ссылки

  • // Иллюстрированная полная популярная Библейская Энциклопедия
  • // Энциклопедия «Кругосвет ».

Отрывок, характеризующий Люцифер

Пьер долго не мог заснуть в этот день; он взад и вперед ходил по комнате, то нахмурившись, вдумываясь во что то трудное, вдруг пожимая плечами и вздрагивая, то счастливо улыбаясь.
Он думал о князе Андрее, о Наташе, об их любви, и то ревновал ее к прошедшему, то упрекал, то прощал себя за это. Было уже шесть часов утра, а он все ходил по комнате.
«Ну что ж делать. Уж если нельзя без этого! Что ж делать! Значит, так надо», – сказал он себе и, поспешно раздевшись, лег в постель, счастливый и взволнованный, но без сомнений и нерешительностей.
«Надо, как ни странно, как ни невозможно это счастье, – надо сделать все для того, чтобы быть с ней мужем и женой», – сказал он себе.
Пьер еще за несколько дней перед этим назначил в пятницу день своего отъезда в Петербург. Когда он проснулся, в четверг, Савельич пришел к нему за приказаниями об укладке вещей в дорогу.
«Как в Петербург? Что такое Петербург? Кто в Петербурге? – невольно, хотя и про себя, спросил он. – Да, что то такое давно, давно, еще прежде, чем это случилось, я зачем то собирался ехать в Петербург, – вспомнил он. – Отчего же? я и поеду, может быть. Какой он добрый, внимательный, как все помнит! – подумал он, глядя на старое лицо Савельича. – И какая улыбка приятная!» – подумал он.
– Что ж, все не хочешь на волю, Савельич? – спросил Пьер.
– Зачем мне, ваше сиятельство, воля? При покойном графе, царство небесное, жили и при вас обиды не видим.
– Ну, а дети?
– И дети проживут, ваше сиятельство: за такими господами жить можно.
– Ну, а наследники мои? – сказал Пьер. – Вдруг я женюсь… Ведь может случиться, – прибавил он с невольной улыбкой.
– И осмеливаюсь доложить: хорошее дело, ваше сиятельство.
«Как он думает это легко, – подумал Пьер. – Он не знает, как это страшно, как опасно. Слишком рано или слишком поздно… Страшно!»
– Как же изволите приказать? Завтра изволите ехать? – спросил Савельич.
– Нет; я немножко отложу. Я тогда скажу. Ты меня извини за хлопоты, – сказал Пьер и, глядя на улыбку Савельича, подумал: «Как странно, однако, что он не знает, что теперь нет никакого Петербурга и что прежде всего надо, чтоб решилось то. Впрочем, он, верно, знает, но только притворяется. Поговорить с ним? Как он думает? – подумал Пьер. – Нет, после когда нибудь».
За завтраком Пьер сообщил княжне, что он был вчера у княжны Марьи и застал там, – можете себе представить кого? – Натали Ростову.
Княжна сделала вид, что она в этом известии не видит ничего более необыкновенного, как в том, что Пьер видел Анну Семеновну.
– Вы ее знаете? – спросил Пьер.
– Я видела княжну, – отвечала она. – Я слышала, что ее сватали за молодого Ростова. Это было бы очень хорошо для Ростовых; говорят, они совсем разорились.
– Нет, Ростову вы знаете?
– Слышала тогда только про эту историю. Очень жалко.
«Нет, она не понимает или притворяется, – подумал Пьер. – Лучше тоже не говорить ей».
Княжна также приготавливала провизию на дорогу Пьеру.
«Как они добры все, – думал Пьер, – что они теперь, когда уж наверное им это не может быть более интересно, занимаются всем этим. И все для меня; вот что удивительно».
В этот же день к Пьеру приехал полицеймейстер с предложением прислать доверенного в Грановитую палату для приема вещей, раздаваемых нынче владельцам.
«Вот и этот тоже, – думал Пьер, глядя в лицо полицеймейстера, – какой славный, красивый офицер и как добр! Теперь занимается такими пустяками. А еще говорят, что он не честен и пользуется. Какой вздор! А впрочем, отчего же ему и не пользоваться? Он так и воспитан. И все так делают. А такое приятное, доброе лицо, и улыбается, глядя на меня».
Пьер поехал обедать к княжне Марье.
Проезжая по улицам между пожарищами домов, он удивлялся красоте этих развалин. Печные трубы домов, отвалившиеся стены, живописно напоминая Рейн и Колизей, тянулись, скрывая друг друга, по обгорелым кварталам. Встречавшиеся извозчики и ездоки, плотники, рубившие срубы, торговки и лавочники, все с веселыми, сияющими лицами, взглядывали на Пьера и говорили как будто: «А, вот он! Посмотрим, что выйдет из этого».
При входе в дом княжны Марьи на Пьера нашло сомнение в справедливости того, что он был здесь вчера, виделся с Наташей и говорил с ней. «Может быть, это я выдумал. Может быть, я войду и никого не увижу». Но не успел он вступить в комнату, как уже во всем существе своем, по мгновенному лишению своей свободы, он почувствовал ее присутствие. Она была в том же черном платье с мягкими складками и так же причесана, как и вчера, но она была совсем другая. Если б она была такою вчера, когда он вошел в комнату, он бы не мог ни на мгновение не узнать ее.
Она была такою же, какою он знал ее почти ребенком и потом невестой князя Андрея. Веселый вопросительный блеск светился в ее глазах; на лице было ласковое и странно шаловливое выражение.
Пьер обедал и просидел бы весь вечер; но княжна Марья ехала ко всенощной, и Пьер уехал с ними вместе.
На другой день Пьер приехал рано, обедал и просидел весь вечер. Несмотря на то, что княжна Марья и Наташа были очевидно рады гостю; несмотря на то, что весь интерес жизни Пьера сосредоточивался теперь в этом доме, к вечеру они всё переговорили, и разговор переходил беспрестанно с одного ничтожного предмета на другой и часто прерывался. Пьер засиделся в этот вечер так поздно, что княжна Марья и Наташа переглядывались между собою, очевидно ожидая, скоро ли он уйдет. Пьер видел это и не мог уйти. Ему становилось тяжело, неловко, но он все сидел, потому что не мог подняться и уйти.
Княжна Марья, не предвидя этому конца, первая встала и, жалуясь на мигрень, стала прощаться.
– Так вы завтра едете в Петербург? – сказала ока.
– Нет, я не еду, – с удивлением и как будто обидясь, поспешно сказал Пьер. – Да нет, в Петербург? Завтра; только я не прощаюсь. Я заеду за комиссиями, – сказал он, стоя перед княжной Марьей, краснея и не уходя.
Наташа подала ему руку и вышла. Княжна Марья, напротив, вместо того чтобы уйти, опустилась в кресло и своим лучистым, глубоким взглядом строго и внимательно посмотрела на Пьера. Усталость, которую она очевидно выказывала перед этим, теперь совсем прошла. Она тяжело и продолжительно вздохнула, как будто приготавливаясь к длинному разговору.
Все смущение и неловкость Пьера, при удалении Наташи, мгновенно исчезли и заменились взволнованным оживлением. Он быстро придвинул кресло совсем близко к княжне Марье.
– Да, я и хотел сказать вам, – сказал он, отвечая, как на слова, на ее взгляд. – Княжна, помогите мне. Что мне делать? Могу я надеяться? Княжна, друг мой, выслушайте меня. Я все знаю. Я знаю, что я не стою ее; я знаю, что теперь невозможно говорить об этом. Но я хочу быть братом ей. Нет, я не хочу.. я не могу…
Он остановился и потер себе лицо и глаза руками.
– Ну, вот, – продолжал он, видимо сделав усилие над собой, чтобы говорить связно. – Я не знаю, с каких пор я люблю ее. Но я одну только ее, одну любил во всю мою жизнь и люблю так, что без нее не могу себе представить жизни. Просить руки ее теперь я не решаюсь; но мысль о том, что, может быть, она могла бы быть моею и что я упущу эту возможность… возможность… ужасна. Скажите, могу я надеяться? Скажите, что мне делать? Милая княжна, – сказал он, помолчав немного и тронув ее за руку, так как она не отвечала.
– Я думаю о том, что вы мне сказали, – отвечала княжна Марья. – Вот что я скажу вам. Вы правы, что теперь говорить ей об любви… – Княжна остановилась. Она хотела сказать: говорить ей о любви теперь невозможно; но она остановилась, потому что она третий день видела по вдруг переменившейся Наташе, что не только Наташа не оскорбилась бы, если б ей Пьер высказал свою любовь, но что она одного только этого и желала.
– Говорить ей теперь… нельзя, – все таки сказала княжна Марья.
– Но что же мне делать?
– Поручите это мне, – сказала княжна Марья. – Я знаю…
Пьер смотрел в глаза княжне Марье.
– Ну, ну… – говорил он.
– Я знаю, что она любит… полюбит вас, – поправилась княжна Марья.
Не успела она сказать эти слова, как Пьер вскочил и с испуганным лицом схватил за руку княжну Марью.
– Отчего вы думаете? Вы думаете, что я могу надеяться? Вы думаете?!
– Да, думаю, – улыбаясь, сказала княжна Марья. – Напишите родителям. И поручите мне. Я скажу ей, когда будет можно. Я желаю этого. И сердце мое чувствует, что это будет.
– Нет, это не может быть! Как я счастлив! Но это не может быть… Как я счастлив! Нет, не может быть! – говорил Пьер, целуя руки княжны Марьи.
– Вы поезжайте в Петербург; это лучше. А я напишу вам, – сказала она.
– В Петербург? Ехать? Хорошо, да, ехать. Но завтра я могу приехать к вам?
На другой день Пьер приехал проститься. Наташа была менее оживлена, чем в прежние дни; но в этот день, иногда взглянув ей в глаза, Пьер чувствовал, что он исчезает, что ни его, ни ее нет больше, а есть одно чувство счастья. «Неужели? Нет, не может быть», – говорил он себе при каждом ее взгляде, жесте, слове, наполнявших его душу радостью.
Когда он, прощаясь с нею, взял ее тонкую, худую руку, он невольно несколько дольше удержал ее в своей.
«Неужели эта рука, это лицо, эти глаза, все это чуждое мне сокровище женской прелести, неужели это все будет вечно мое, привычное, такое же, каким я сам для себя? Нет, это невозможно!..»
– Прощайте, граф, – сказала она ему громко. – Я очень буду ждать вас, – прибавила она шепотом.
И эти простые слова, взгляд и выражение лица, сопровождавшие их, в продолжение двух месяцев составляли предмет неистощимых воспоминаний, объяснений и счастливых мечтаний Пьера. «Я очень буду ждать вас… Да, да, как она сказала? Да, я очень буду ждать вас. Ах, как я счастлив! Что ж это такое, как я счастлив!» – говорил себе Пьер.

В душе Пьера теперь не происходило ничего подобного тому, что происходило в ней в подобных же обстоятельствах во время его сватовства с Элен.
Он не повторял, как тогда, с болезненным стыдом слов, сказанных им, не говорил себе: «Ах, зачем я не сказал этого, и зачем, зачем я сказал тогда „je vous aime“?» [я люблю вас] Теперь, напротив, каждое слово ее, свое он повторял в своем воображении со всеми подробностями лица, улыбки и ничего не хотел ни убавить, ни прибавить: хотел только повторять. Сомнений в том, хорошо ли, или дурно то, что он предпринял, – теперь не было и тени. Одно только страшное сомнение иногда приходило ему в голову. Не во сне ли все это? Не ошиблась ли княжна Марья? Не слишком ли я горд и самонадеян? Я верю; а вдруг, что и должно случиться, княжна Марья скажет ей, а она улыбнется и ответит: «Как странно! Он, верно, ошибся. Разве он не знает, что он человек, просто человек, а я?.. Я совсем другое, высшее».
Только это сомнение часто приходило Пьеру. Планов он тоже не делал теперь никаких. Ему казалось так невероятно предстоящее счастье, что стоило этому совершиться, и уж дальше ничего не могло быть. Все кончалось.
Радостное, неожиданное сумасшествие, к которому Пьер считал себя неспособным, овладело им. Весь смысл жизни, не для него одного, но для всего мира, казался ему заключающимся только в его любви и в возможности ее любви к нему. Иногда все люди казались ему занятыми только одним – его будущим счастьем. Ему казалось иногда, что все они радуются так же, как и он сам, и только стараются скрыть эту радость, притворяясь занятыми другими интересами. В каждом слове и движении он видел намеки на свое счастие. Он часто удивлял людей, встречавшихся с ним, своими значительными, выражавшими тайное согласие, счастливыми взглядами и улыбками. Но когда он понимал, что люди могли не знать про его счастье, он от всей души жалел их и испытывал желание как нибудь объяснить им, что все то, чем они заняты, есть совершенный вздор и пустяки, не стоящие внимания.
Когда ему предлагали служить или когда обсуждали какие нибудь общие, государственные дела и войну, предполагая, что от такого или такого исхода такого то события зависит счастие всех людей, он слушал с кроткой соболезнующею улыбкой и удивлял говоривших с ним людей своими странными замечаниями. Но как те люди, которые казались Пьеру понимающими настоящий смысл жизни, то есть его чувство, так и те несчастные, которые, очевидно, не понимали этого, – все люди в этот период времени представлялись ему в таком ярком свете сиявшего в нем чувства, что без малейшего усилия, он сразу, встречаясь с каким бы то ни было человеком, видел в нем все, что было хорошего и достойного любви.

Люцифер овеяно таинственностью и двойственностью отношения к нему. Для кого-то оно ассоциируется с богоборчеством, для кого-то - непозволительно даже для произнесения, так как концентрирует в себе само зло. И все же, раз существует имя Люцифер, - кто это или что за этим названием скрывается, знать должен каждый. В последнее время вместе с возрождением христианских традиций, как грибы в лесу, появляются какие-то новые, доморощенные религии, направленные на безоговорочное поклонение чему-то или кому-то, а не на воспитание и возвышение души. Даже у скандально известного Сергея Мавроди вышла книга, где в названии упоминается сын Люцифера.

Немного истории

В Древнем Риме Люцифер - это самое обыкновенное мужское имя. В переводе с латинского и греческого языков значение его понималось приблизительно одинаково: «первый утренний свет». И свет этот был связан с Именно она являлась на нашем небосклоне самой яркой "утренней звездой" после Луны и Солнца, и такое ее название встречается у Вергилия в «Энеиде». И все же впервые Люцифер упоминается в (книга Исайи) по отношению к династии вавилонских царей, которые в гордыне своей уподобились падшему ангелу.

Бывший ангел

Это ни кто иной, как сам дьявол. Всем известна легенда о том, как был низвергнут с небес могущественный архангел. И имя ему - Люцифер. Кто это оспаривает, тот должен понимать тщетность таких попыток. Если даже в древние времена и ошибочно был истолкован отрывок Библии, то теперь реабилитировать имя Люцифера все равно невозможно - оно навсегда останется синонимом сатаны. А вот то, как он, призванный нести свет, оказался правителем зла, несомненно, требует понимания и правильного толкования. Бог - это любовь, бесконечное созидание и совершенствование. Бог дает право каждому на самоопределение. Бог сам подчиняется законам, по которым творит. Так что наказывать он никого не может по определению, впрочем, как и дьявол Люцифер. Кто это не осознает, первый может оказаться на крючке утешающего самообмана, не способного ни возвысить, ни спасти, это та дорога, ведущая в ад, которая устлана добрыми намерениями. Никто не властен над человеком - решения он принимает сам: сам себя наказывает, сам себя и возвышает, подчиняясь тем же законам, что и все небожители. Правда, выбранный путь может вести к Богу, а может сделать пособником зла. То искушение, которому когда-то поддался Люцифер, гложет всех, без исключения. Вот так и продолжается, не утихая ни на секунду, борьба за каждую душу в каждой душе.

Не ведают, что творят

Этап богоборчества как наследие Люцифера проходит (осознанно или нет) каждая личность. Это можно назвать поиском пути к Богу. Правда, некоторые теряются на этой дороге и заходят в тупик, а потом в беспомощности своей выбирают себе в кумиры сатану, думая, что тем самым бросают вызов несправедливому устройству мира, забывая, что все слезы и горе на земле - дело рук человеческих, а не чей-то промысел. Люди самонадеянны в своем желании создать другой мир так же, как когда-то Люцифер. Кто это выдумал, что мир может переделать одна, пусть даже самая И все же зло притягательно. Многие художники, даже будучи творцами от Бога, пытались постичь его природу. И некоторым это удавалось. Об этом, например, свидетельствует история полотна «Демон» Врубеля и то, какое воздействие изображенный на нем прекрасный юноша имеет на людей (было несколько попыток уничтожить эту картину). Практически все мировые классики хотели в своих произведениях препарировать зло, показать всю его зловонную изнанку, чтобы выработать у людей иммунитет. Но не получилось. Тем более, вряд ли это под силу современному режиссеру фильмов-ужасов с говорящим псевдонимом - Люцифер Валентайн (а ведь это женщина). Показывать немотивированное зло - это порождать его многократно.