Менеджмент и управление – соотношение понятий. Функции менеджмента

Контроль нельзя путать с надзором и

выражением недоверия к персоналу.

Постулат менеджмента

В конце XX - начале XXI в. в России наряду с понятием «управление» стало активно использоваться понятие «менеджмент», причем менеджмент воспринимается или тождественным управлению, или как часть управления.

В современной науке менеджмент рассматривается с двух точек зрения.

С одной стороны, это - управление организацией, самостоятельно действующей в условиях рынка, часто принимающей рискованные решения в самых неожиданных обстоятельствах.

С другой стороны, менеджмент - это управление самостоятельным видом деятельности, необязательно предполагающее создание предприятия и руководство подчиненными.

При этом цель менеджмента и в том и другом случае - до­стижение объектом управления некоего желаемого состояния, качественно или количественно отличающегося в лучшую сторону от существующего.

Термин «менеджмент» употребляется и для обозначения учебной дисциплины. С этой точки зрения менеджмент существует и как одно из самых распространенных направлений высшего и среднего профессионального образования, и как важнейший элемент подготовки любого специалиста.

Менеджмент представляет собой совокупность научных знаний и практического опыта междисциплинарного характера из таких областей, как экономика, организация, социология, пси­хология, педагогика, право.

Менеджмент выделился в самостоятельную науку в конце XIX - начале XX в. Одним из основоположников школы научного управления был американский инженер Ф.У. Тейлор. Английское слово management (управление) означало умение вести домашнее хозяйство, управляться с лошадьми, оружием и другими средствами. Со временем понятие «менеджмент» трансформировалось и стало употребляться в более широком смысле для обозначения различных аспектов управления организациями.

Образовательный менеджмент - развивающаяся комплексная наука, изучающая проблемы управления в образовании. В образовательном менеджменте действуют общие законы, принципы, функции, методы и средства управления; однако главной

его целью в большинстве учебных заведений, как правило, является не извлечение прибыли, а удовлетворение потребностей людей в образовании и самоактуализации.

Теория менеджмента относится к теории управления как часть к целому. Разновидностями социального управления являются государственное, военное, хозяйственное и др. Менеджмент - разновидность хозяйственного управления в рыночных условиях, в отличие от такого же управления в условиях административно-командной, плановой системы регулирования экономики.

В теории менеджмента различают три принципиально различных инструмента управления:


Первый - это организация, иерархия управления, где основное средство - воздействие на человека сверху (с помощью основных функций мотивации, планирования, организации и контроля деятельности, а также распределения материальных благ);

Второй - культура управления (т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом, образовательным учреждением, группой людей ценности, социальные нормы, установки, особенности поведения);

Третий - это рынок, рыночные (т.е. основанные на купле-продаже продукции и услуг, на равновесии интересов продавца и покупателя) отношения.

В социальных и экономических системах эти три компонента всегда сосуществуют, а облик социально-экономической организации общества определяется тем, какому из названных инструментов отдается преимущество.

Успешное развитие управления образовательными учреждениями невозможно без опоры на общие основы менеджмента организаций. Менеджмент не дает готовых рецептов идеальной организации и самых лучших методов решения проблем, так как постоянно меняются условия деятельности людей, их цели, задачи. Он учит думать, правильно ставить вопросы и искать на них ответы, а также дает людям некоторые простейшие правила игры.

Таблица 2 Их главные особенности

На фазах промышленного развития формируются различные подходы к управлению (рис. 1).

С развитием менеджмента развивались следующие школы и направления.

Классическая школа . Фредерик У. Тейлор, Ф. и Л. Гилбрет, Г.Гантт.

Административный подход . Формулирует системы мер по рационализации не только производства, но и управления. Введение в практику функций управления: предвидение, организация, руководство, контроль (А. Файоль).

Бюрократические модели . Главная идея - четкое разделение задач, обязанностей и компетенций работников (менеджеров), специализация функций, строго иерархическое построение служб, руководство по четко установленным правилам. Высокая роль документооборота (М. Вебер).

Психотехнический подход .Исследование физиологических, психологических и эргономических факторов влияния на производительность персонала (В. Вундт).

Школа человеческих отношений . Идея - изучить, как формируются социальные группы и как они становятся производственным сообществом (Э. Мэйо).

Новая школа .В рамках формального и системного подхода ставит задачу внедрения в науку управления кибернетики, методов и аппарата точных наук (М. Бир).

Школа социальных систем .Идея - природа организации ставит определенные преграды на пути личности. Отсюда конфликты. Для того чтобы найти выход, надо изучить природные потребности человека (Саймон).

Эмпирическая школа . По мнению сторонников этой школы главная задача ученых - это сбор и обобщение материалов практики и разработка на этой основе рекомендаций управляющим.

На базе классического менеджмента получили развитие различные школы управления, в том числе промышленная инженерия- составная часть классического менеджмента. Содержит систему мер по научной организации производственных процессов на основе углубленного разделения труда и применения специальной техники и технологии (Ф. Гилбрет).

Методы и формы менеджмента постоянно изменяются и совершенствуются. Изменения происходят в тесной связи с фазами промышленного развития.

Различают три основных фазы (табл. 2.2):

§ эпоха массового производства;

§ эпоха массового сбыта;

§ постиндустриальная эпоха.

Методы и формы менеджмента на фазах все более связанных с проблематикой продвижения товара на рынок. Усиливается стратегическая ориентация менеджмента.

По мере изменения уровней нестабильности управленческая практика выработала ряд методов организации деятельности фирмы в условиях растущей непредсказуемости, новизны и сложности окружения.

Фаза массового производства (начало ХХ в. до 30-х гг.) Фаза массового сбыта 1930-1960 гг. Постиндустриальная фаза с середины 1960-х гг.
§ Выпуск стандартной продукции § Рынок неограничен § Критерий - низкая себестоимость § Все внимание внутрь фирмы Генри Форд: «Пусть машины будут любого цвета, лишь бы они были черные», т.е. дешевые § Выпуск дифференцированной продукции § Всплеск конкуренции § Развитие маркетинга, чтобы уравновесить производство и сбыт § Внимание на имидж формы Состояние общества: «Машина в гараже и курица в кастрюле» § Жесткая конкуренция § Быстрое устаревание основного капитала § Интернационализация предпринимательства § Курс - решение стратегических целей П. Друкер: «Наступившие времена - эпоха без закономерностей»

Раздел 1. Основные понятия

Тема 1.1. Сущность и категории менеджмента

1.1.1 Понятие и содержание менеджмента

Менеджмент представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей путем рационального использования имеющихся ресурсов

Управление более широкое понятие, чем менеджмент. Например, можно управлять и коллективом, и автомобилем. Менеджмент более широкое понятие, чем руководство. Руководство как часть менеджмента отражает поведение менеджера в системе «начальник – подчиненный».

Цель менеджмента:

Основная цель менеджмента – достижение заранее определенного результата при условии согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов объекта, то есть достижения гармонии в развитии объекта менеджмента.

Менеджмент определяется в нескольких содержательных аспектах (с нескольких точек зрения):

Ø Наука управления

Ø Искусство управления

Ø Вид деятельности

Ø Аппарат управления

Определение взаимосвязи управления и менеджмента занимает значительное место в трудах ученых в области управления.

Понятие менеджмента

Менеджмент существует только в рыночной экономике, он требует:

  • ориентирования фирмы на потребности рынка и спрос конкретных потребителей;
  • ориентирования фирмы на развитие‚ рост эффективности деятельности;
  • самостоятельности фирмы и менеджера в принятии решений и ответственности за их последствия.

Бизнес представляет собой вид экономической деятельности, требующий привлечения собственных средств, принятия на себя ответственности и хозяйственного риска. Среди основных форм организации бизнеса можно отметить:

  • индивидуальное предпринимательство;
  • партнерство;
  • корпорация.

Чаще всего, менеджер имеет дело с корпорациями, являющимися юридическим лицом, отделенным в отношении хозяйственного права от ее владельцев. Владение корпорацией определяется правами отдельных лиц, выраженных количеством акций-долей капитала. Владельцы несут ответственность по долгам корпораций, определенную их вкладом в акции. Необходимо уточнить, что акционер, купивший акции, с юридической точки зрения не является собственником вложенного капитала, является держателем права получать дивиденды и принимать участие в управлении компанией.

Необходимость управления коллективом людей существовала всегда. Ф. Тейлор в 1911 г. опубликовал свою книгу: "Принципы научного управления", где исследовал приемы выполнения отдельных видов труда рабочих и показал, что знание этих приемов, а также управление рабочими в отношении их обучения может внести значительный вклад в успех организации.

Понятие управления

Управление подразумевает под собой способность эффективно применять данные науки управления в определенной ситуации.

В управлении выделяют оперативное управление текущими событиями, определяемое как совокупность мер, воздействующих на конкретные отклонения от обозначенных заданий производства. В оперативном управлении можно выделить оперативное планирование, оперативный учет и оперативный контроль.

Органы управления – это подразделения организаций, которые обладают правом принимать решения в пределах их компетенций и следить за исполнением этих решений.

В процессе управленческой деятельности возникают различные отношения управления, заключающиеся в отношениях между людьми, отражающие организационные связи между субъектом и объектом управления.

В контексте своего содержания отношения управления бывают экономические, организационные, социальные и др. Различают еще формальные и неформальные отношения управления.

  • установление целей и планирование;
  • исполнение, координация, мотивация и стимулирование деятельности исполнителей;
  • учет и контроль исполнения.

Основная цель управления организацией – это обеспечение согласованной работы всех звеньев системы управления с целью выполнения обязательств при целесообразном использовании всех видов ресурсов.

Взаимосвязь менеджмента и управления

Самое простое определение менеджмента можно обозначить как умение добиваться целей, при помощи труда, интеллекта, мотивов поведения других людей. Менеджмент по-русски, т. е. «управление» – это функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях.

Менеджмент как собирательное от менеджеров – это категория людей, осуществляющих работу по управлению.

Управление рассматривается как процесс, т. к. работа по достижению целей с помощью других лиц – это не единовременное действие, это серия взаимосвязанных и непрерывных действий. Каждое действие, являющееся само по себе процессом, очень важно для успеха организации. Эти действия называют управленческими функциями, каждая их которых также является процессом, т. к. тоже состоит из серии взаимосвязанных действий. Таким образом, процесс управления – это сумма всех функций.

Рассуждая о понятиях «менеджмент» и «управление» возникает вопрос: можно ли считать английское понятие «менеджмент» тождественным русскому «управлению» и, соответственно, «менеджер» тождественным «руководителю». Можно сказать, что и да, и нет. Есть и сходство, и различия.

Определение

Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, направленный на то, чтобы сформулировать и достичь цели организации, а менеджмент – это эффективное и производительное достижение целей организации с помощью планирования, организации, лидерства и контроля над организационными ресурсами.

В нашем определении заключены две главные идеи, отличающие менеджмент от управления:

  1. основные функции управления, а именно планирование, организация, лидерство и контроль,
  2. эффективное и производительное достижение целей организации.

Выполнение функций управления предполагает применение менеджерами различных навыков и умений.

Вывод

Таким образом, менеджмент – это искусство, и наука. Искусство, т. к. необходимым менеджеру навыкам невозможно научиться (менеджмент требует практики) и наука, т. к. постоянно пополняющаяся база знаний и данных о процессе управления и методах управления может быть усвоена с помощью учебников. Из этого следует, что менеджер должен иметь формальное образование и практический опыт, умело сочетать искусство и науку.

Термин «менеджмент» означает профессиональную деятельность - эффективное управление организациями.

Менеджмент (от англ. management - управление, руководство, администрирование) - это профессиональная деятельность по управлению организациями, обеспечивающая высокую результативность и эффективность их работы в ближайшей и долгосрочной перспективе, а также целенаправленное и устойчивое развитие.

Что же в самом общем случае означает понятие «управление»?

Управление - это целенаправленное воздействие на управляемый объект (организацию, подразделение, сотрудников, процессы) со стороны субъекта управления (менеджеров, руководителей) в условиях ограничений и в соответствии с выбранным критерием эффективности.

Управленческое воздействие на организации (группы людей или отдельных сотрудников) может реализовываться посредством приказов, распоряжений, планов, норм, регламентов, контрольных функций, мотивационных процедур, межличностного общения и т.п.

Под критерием эффективности управления понимается какой-либо показатель, характеризующий успешность работы организации после того или иного управленческого воздействия на нее. Так, например, в результате грамотных действий менеджеров может значительно повыситься объем производства и продаж продукции, увеличиться выручка компании, +снизиться текучесть кадров, улучшиться морально-психологический климат в коллективе и т.п. Часто, говоря об успешности управленческих решений, принимаемых менеджментом, используют понятия «результативность» и «эффективность».



Результативность - это достижение организацией поставленной цели (например, удвоение объема выручки компании). А эффективность - это способ достижения цели, образно говоря, - путь, который пришлось пройти компании. Например, достижение поставленной цели (удвоение объема выручки) вряд ли будет считаться эффективным, если это произошло в течение трех лет, в то время как конкурентам удалось добиться этого за полгода, или если это привело к массовым увольнениям квалифицированных сотрудников, не согласных с новыми условиями труда. Иначе говоря, эффективность - это отношение ценности полученного результата к затратам на его достижение.

Под ограничениями понимаются те условия (ситуация), в которых в данный момент принимается управленческое решение. Так, например, решение оборудовать производство новыми станками может быть ограничено отсутствием необходимых финансовых ресурсов, а решение применить штрафных санкций по отношению к сотрудникам - законами государства и т.п.

Важным элементом процесса управления является обратная связь - передача информации (результатов работы, уточнений, предложений, отчетов и т.п.) от объекта к субъекту управления. Обратная связь - это осуществление менеджером контроля за работой подчиненных, а также возможность узнавать их мнения и предложения. Без обратной связи менеджер лишается возможности эффективно управлять объектом.

Итак, управлять целой организацией, ее отдельным подразделением или одним сотрудником - это значит оказывать на них управленческое воздействие, т.е. отдавать распоряжения, формировать требования и планы, убеждать или просто беседовать с людьми. При этом важно, чтобы субъект управления - тот, кто управляет - имел четкие ответы на следующие вопросы:

· Какова цель управления? Что требуется сейчас от организации? Чего я хочу добиться от своих подчиненных? К чему мы должны придти?

· Каково сегодняшнее состояние организации (подразделения)? Каких результатов мы уже достигли?

· Каковы критерии эффективности управления? Какой результат нашей работы мы будем считать успешным?

· Какие ограничения накладываются на управление? Какие приказы и распоряжения я могу издавать, а какие нет? Уместно ли сейчас вообще приказывать людям или лучше просто побеседовать с ними? Хватит ли у нашей организации денег, времени, людей и т.п. на то, чтобы реализовать задуманное?

Конечной целью деятельности менеджмента любой фирмы является обеспечение прибыльности или доходности ее деятельности путем рациональной организации процесса управления. Эта деятельность включает не только управление производством и развитие технико-технологической базы, но и рациональное использование кадрового потенциала, повышение квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

Иногда для объяснения, что такое управление, используется вот такое определение.

Управление - это процесс рационального распределения ресурсов организации с заданной целью, по разработанному плану, с непрерывным контролем результатов.

Какими же ресурсами управляет менеджер в организации? При всем разнообразии их можно разделить на пять групп:

I. Материальные ресурсы(здания, оборудование, расходные материалы, сырье, необходимое для производства продукции и т.п.).

II. Финансовые ресурсы (наличные деньги, ценные бумаги, счета в банках и т.п.).

III. Человеческие ресурсы (работники, персонал организации).

IV. Информационные ресурсы (базы данных, сведения, знания, технологии, инструкции и т.п.)

V. Временные ресурсы (рабочее время).

Как мы видим, управление - это довольно сложный процесс, требующий от менеджера знаний, навыков, опыта, уверенности в себе, а также - такта, чувства меры и доброго отношения к людям. Но зато, если управление осуществляется профессионально и эффективно, то появляется результат - продукция, которую производит предприятия или услуги, оказываемые клиентам.

Кстати, как Вы думаете, можно ли считать слова «менеджмент» и «управление» синонимами? Давайте проверим. Мы можем, например, сказать: «управление автомобилем» или «дистанционное управление космическим кораблем»? Применимо ли в этих случаях слово «менеджмент»? Очевидно, нет. Ведь менеджмент - это управление особого рода, управление деятельностью организаций.

Часто менеджмент определяют следующим образом.

Менеджмент - это система принципов, методов и средств управления организациями с целью обеспечения высокой эффективности их работы.

Это определение указывает на то, что менеджмент представляет собой не разрозненные принципы и правила управления, а упорядоченную совокупность (систему) взаимосвязанных и взаимно влияющих друг на друга элементов: знаний, навыков, принципов и методов управления, подготовленных специалистов, средств коммуникации и обработки информации, финансовых, материальных и иных ресурсов и т.п.

Прочитайте приведенные ниже другие определения менеджмента. Подумайте, на какие особенности указывает каждое из них?

Менеджмент - это искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом (Ф. Тейлор).

Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект и мотивы поведения других (работающих в организации) людей.

В современном языке термин «менеджмент» означает:

· вид профессиональной деятельности;

· аппарат управления организации (предприятия, фирмы, учреждения и т.п.);

· процесс управления организацией;

· науку (имеющую свой понятийно-категорийный аппарат, научные труды, методы, методики и т.п.)

· искусство (систему специфических требований, предъявляемых к творческим способностям, личностным качествам, навыкам, манере поведения и имиджу специалиста в области управления - менеджера).

Менеджмент характеризуется четырьмя аспектами: экономическим, социально-психологическим, правовым и организационно-техническим .

Экономический аспект представляет собой управление процессом производства, за счет грамотной координации материальных и трудовых ресурсов, необходимых для эффективного достижения целей.

Социально-психологический аспект характеризует деятельность по управлению усилиями персонала фирмы для достижения поставленных целей. Этот аспект включает в себя такие понятия, как система власти, посредством которой регулируются отношения между руководителем и подчиненными, и социальная функция менеджмента, отражающая культуру общества, его традиции, ценности и обычаи.

Правовой аспект менеджмента отражает структуру и принципы государственных, политических и экономических институтов общества, проводимую ими политику и определяемое ими законодательство.

Организационно-технический аспект менеджмента состоит в рациональной оценке ситуации и систематическом выборе целей и задач; разработке стратегии достижения этих задач; подборе и использовании требуемых ресурсов; проектировании, организации и контроле за действиями, необходимыми для достижения целей.

Итак, мы определили понятие «менеджмент». Осталось понять, кого же можно называть менеджером?

Менеджер - наемный специалист, занятый профессиональной управленческой деятельностью в аппарате управления организации, обладающий специальными компетенциями и наделенный для этого властными полномочиями.

Для того чтобы организация была успешной, конкурентоспособной и развивающейся, ею должна управлять команда профессионалов - менеджеров. А это, в свою очередь, означает, что в государстве должна существовать система профессиональной подготовки менеджеров. Как Вам известно, профессию менеджера можно получить, обучаясь в колледжах, институтах, университетах и т.п.

Понятие «организация»

Что же такое организация? В менеджменте этот термин употребляется в двух значениях:

1) организация как объект или система (предприятие, фирма, компания и т.п.);

2) организация как процесс или функция (деятельность по обеспечению эффективности и результативности совместной деятельности людей).

Вспомним самое простое определение организации как объекта.

Организация -это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей .

Другими словами, менеджеру всегда (или почти всегда) приходится управлять группами людей. Его задача состоит в том, чтобы эти люди понимали цель своей совместной работы и действовали сообща наиболее эффективно, используя преимущества совместного труда.

Эффективно организовать совместную работу группы людей - это значит:

1) определить цель деятельности;

2) подобрать исполнителей;

3) исходя из общей цели деятельности рационально (т.е. исходя из способностей, опыта, должностей, квалификации, условий работы и т.п.) распределить между ними задачи, ресурсы, полномочия и ответственность;

4) обеспечить взаимодействие (координацию) их совместной работы.

Говорят гуру...

Каждый человек в течение всей жизни, так или иначе, связан с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру. В рамках организации повсеместно осуществляется человеческая деятельность. Нет организаций без людей, равно как и нет людей, которым не приходится иметь дело с организациями.

Борис Мильнер, «Теория организации»

Как правило, любая работа - и простая, и, тем более, сложная - требует управления. Далеко не всегда исполнители в состоянии сами грамотно спланировать свою совместную деятельность, распределить между собой задачи. Решить, кто кому, и по каким вопросам будет подчиняться. Кто и как будет контролировать работу. Какую заработную плату назначить за ту или иную работу и т.п.

Исполнители не смогут сделать это не потому, что они не способны к такой деятельности. Просто у них - другие задачи. У каждого - своя должность, своя профессия. Так, например, токарь умеет работать на токарном станке, а водитель автобуса - управлять автобусом; продавец умеет торговать, а дизайнер - создавать креативные изделия. Они делают это очень хорошо, возможно, лучше других. Но как только деятельность определенного количества людей становится совместной, когда работа каждого из них зависит от работы другого, появляются особенности совместного труда и даже трудности.

Двадцать или тридцать высококлассных токарей не смогут самостоятельно выполнить производственный план завода, потому что кто-то должен составить график их работы, обеспечить обслуживание станков, своевременную подачу материалов и отгрузку готовых изделий. Кто-то должен нанимать новых рабочих, обучать их и решать, как оплачивать труд. Кто-то должен знать, кому продавать продукцию завода и что нужно производить в следующем месяце, чтобы продукция пользовалась спросом и т.п.

Всю эту сложную, многогранную деятельность и называют организацией деятельности или в общем - управлением. А, значит, необходимы особые, профессионально подготовленные специалисты, умеющие управлять.

Говорят гуру...

Организации существуют лишь по одной причине: чтобы помочь людям сделать то, что в одиночку каждому было бы не под силу.

Р. Уотермен

Часто менеджмент определяют как профессиональное управление социально-экономическими системами, указывая тем самым на то, что объектом управления в менеджменте являются организации, характеризующиеся сложными социальными (связанными с человеком) и экономическими аспектами.

Практически во всех современных языках термин «менеджмент» (management) употребляется для обозначения профессионального управления хозяйственными (рыночными) организациями (предприятиями, компаниями, фирмами).

Хозяйственными принято называть такие организации, которые предназначены для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества путем производства продукции и оказания услуг.

Хозяйственная деятельность современных организаций (фирм, компаний, предприятий) требует такого стиля работы управленческого персонала, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, умение привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы из разнообразных источников, добиваясь повышения эффективности производства и получать максимально возможные результаты при минимальных затратах.

Таким образом, менеджмент - это профессиональное управление хозяйственными организациями, действующими в условиях рынка. Иногда, правда, словом «менеджмент» обозначают любую управленческую деятельность. Говорят, например, о «менеджменте в государственных и муниципальных организациях» или о «менеджменте общественных организаций». Это не совсем корректно. Возможно, со временем это станет нормой языка, но в наше время все же грамотнее применять для этого термины «управление» или «администрирование» (в английском языке, например, для обозначения государственного управления применяется термин «government administration», а общественного - «public administration»). Итак, Вы познакомились с понятием «организация», в дальнейшем Вы подробнее изучите принципы организационной деятельности менеджеров, а также типы и особенности организационных структур управления.

Теория и практика управления как наука.

(основные понятия ТИПУ; приниципы управления; история развития ТиПУ; основные концепции современного менеджмента)

Соотношение понятий менеджмент и управление.

В отечественной науке сейчас происходит путаница при обозначении понятий "менеджмент" и "управление".

Первая т.з.:

Менеджмент

а) умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения др. людей;

б) по-русски “управление” - функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях;

в) это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию.

Вторая т.з.

1. Управление – элемент, функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.

2. Менеджмент:

а) способ, манера общения с людьми;

б) власть и искусство управления;

в) особого рода умелость и административные навыки;

г) орган управления, административная единица.

3. Искусство – высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.

(П.Друкер - термин "менеджмент" включает в себя и определенную функцию, и социальный статус людей, ее выполняющих, и учебную дисциплину, и область научного исследования.)

Следовательно, понятие "менеджмент" по отношению к понятию "управление", надо рассматривать, как часть, по отношению к целому.

Различия:

1. М. содержит разработку межличностных коммуникаций.

2. "М" в отличие от "управления" возникает там, где управляемый объект, выступает в качестве субъекта рыночных, коммерческих отношений. (В понятие менеджмента так же входит постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка (а результаты этой деятельности проявляются уже на рынке в процессе обмена) и необходимость использования современной информационной системы с компьютерной техникой) .

В дальнейшем мы с вами будем говорить именно об управлении.

Предметную область теории управления как комплекса можно определить, рассматривая управление как всеобщий вид человеческой деятельности во всех сферах общества. Предметная область теории управления в широком аспекте охватывает социально-экономические, социально-психологические и организационно-технические категории, отражающие свойства субъекта и объекта управления и отношений между ними. Управление невозможно без системы управления – механизм, обеспечивающий процесс управления (элементы объединяются в систему при помощи информационных связей).

Элементы, на которые направлена эта деятельность, составляют объект управления. Направитель управленческой деятельности называется субъектом управления, которым может быть как отдельный человек, так и группа людей.

Субъект управленческой деятельности - физическое лицо, живой человек, через которого реализуются управленческие отношения.

Управленческая деятельность представляет собой специфическую разновидность трудового процесса, и характеризуется предметом труда, средствами труда, самим трудом, а так же его результатами.

Предметом труда в управлении является информация. Вся собранная и полученная информация из разных источников в результате управленческой деятельности анализируется и на ее основе создаются варианты решений, то есть информация, исходя из которой объект управления может предпринимать конкретные действия.

Средствами управления являются все, что будет способствовать осуществлению операций с информацией - от компьютеров, телефонов, авторучки и бумаги до органов человеческого тела.

Управление относится к категории умственного труда, который осуществляется человеком в виде нервно - психологических усилий (слушание, чтение, говорение, контактирование, наблюдения, мышления и тому подобное).

Все управленческие действия различаются по назначению, конкретному содержанию, формам и методам осуществления, по степени сложности.

Сложность управления определяется масштабами, количеством и структурой решаемых проблем, связей между ними, разнообразием применяемых методов, организационных принципов. Сложность характеризуется и степенью новизны принимаемых решений, объемом требуемых изменений, поиском нетрадиционных подходом, а так же определяется степенью оперативности, самостоятельности, ответственности, рискованности решений, которые необходимо принимать.

Для того чтобы управленческая деятельность осуществлялась хорошо, необходимо выполнение ряда условий:

1) Субъект и объект управления должны соответствовать друг другу. Если они не смогут понять друг друга в процессе работы, то они не реализуют свои потенциальные возможности. Так, если руководитель и подчиненный не будут совместимы психологически, то между ними начнутся конфликты, которые окажут плохое влияние на результаты работы.

2) Субъект и объект управления должны обладать самостоятельностью. Субъект управления не в состоянии предусмотреть все интересы объекта и возможные варианты его действий в разных ситуациях. Когда в качестве объекта управления являются люди, обладающие своими взглядами, на ситуацию, стремлением, мышлением они должны иметь возможность, реализовать свои возможности на практике. При отсутствии такой возможности люди либо подавляют свою активность, либо стараются добиться своего мнения.

3) Субъект и объект управления должны быть заинтересованы в четком взаимодействии; один - в отдаче необходимых команд, другой - в их своевременном исполнении. Возможность субъекта управлять обусловлена готовностью объекта, выполнять поступающие команды. Степень достижения участниками управленческой деятельности своих целей должна находиться в прямой зависимости от степени достижения целей самого управления. И это составляет целую проблему управления в том случае, когда его субъект и объект не связаны отношениями собственности.

Можно выделить следующие виды управления: техническое, биологическое и социальное.

Социальному управлению присуще:

а) властность. Власть – способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства. Источники: контроль за распределением ресурсов; служебное положение; сила личности; доступ к информации. Способы реализации управленческой власти: принуждение; авторитет; материальное стимулирование; вовлечение в процесс принятия решений.

Власть может принимать разнообразные формы. Френч и Рейвен. исследователи в области власти и руководства. разработали удобную классификацию основ власти. Согласно их классификации, имеется пять основных форм власти:

1. Власть, основанная на принуждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказать таким образом, который помешает удовлетворению какой-то насущной потребности, или вообще может создать какие-то другие неприятности.

2. Власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или помочь в каком-либо деле.

3. Экспертная власть. Исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность.

4. Эталонная власть (власть примера) . Характеристики или свойства влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же как влияющий.

5. Законная власть. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания и что его или ее долг – подчиняться им. Он или она выполняют приказания влияющего, так как традиция учит, что подчинение приведет к удовлетворению потребностей исполнителя. Поэтому законную власть часто называют ”традиционной властью” . Все руководители пользуются законной властью, потому что им делегированы полномочия управлять другими людьми.

б) организованность (потребность регулирования деятельности людей, установления стандартов);

в) наличие технологий управления (сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и иных знаний, необходимых для осуществления желаемых изменений в материалах, информации, людях).

Принципы управления определяют закономерности формирования управляемой системы: ее структуры, методы воздействия на коллектив, формируют мотивацию поведения его членов, учитывают особенности технологии и технического оснащения управленческого труда.

Принцип системности и комплексности.

Неаддитивность - эффективность деятельности системы варьируется во времени и далеко не всегда равна алгебраической сумме эффектов частей в нее входящих.

Эмерджентность - означает несовпадение цели организации с целями входящих в нее частей.

Синергичность - однонаправленность действий, интеграция усилий в системе, которые приводят к возрастанию (умножению) конечного результата.

Мультипликативность - это управляющие действия или стихийные процессы, направленные на умножение эффективности системы. Таким образом, мультипликативность может быть как положительной, так и отрицательной. Отрицательная мультипликативность означает быстрое развитие деструктивных организационных процессов, система стремится к состоянию хаоса и постепенно саморазрушается. Положительной мультипликативности системы способствуют следующие факторы: относительная простота организации (и ее систем управления), соответствие коммуникативной структуры организации целям и задачам, качество персонала.

Устойчивость. Устойчивость системы может быть нарушена при обоснованном усложнении или упрощении организационной структуры.

Адаптивность - способность организации приспосабливаться к новым внешним условиям, возможности саморегулирования и восстановления устойчивой деятельности.

Централизованность - речь идет о свойстве системы быть руководимой из какого-то единого центра, когда все части организации руководствуются командами из центра и пользуются заранее определенными правами.

Совместимость - взаимоприспособляемость и взаимоадаптивность частей системы.

Свойство "обратных связей" . информация (ресурсы, энергия) с выхода системы (или входящих в нее подсистем) поступает на вход этой системы (или подсистем, в нее входящих).

Принцип правовой защищенности управленческого решения.

Принцип оптимизации управления

Эффективность управляемой системы зависит и от степени ее открытости, восприимчивости к внешней информации (известный принцип парашюта - он действует только в открытом состоянии).

Теория управления дает четкие, однозначные рекомендации: руководитель должен взять всю организационно-распорядительную власть в свои руки и делегировать значительную часть своих полномочий опытным заместителям, специалистам своего дела. И при этом не мешать их работе мелкой опекой, постоянным контролем, если они в основном успешно выполняют свои служебные обязанности. "Не сломано - не чини!".

Принцип делегирования полномочий

Принцип делегирования полномочий состоит в передаче руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам.

Принцип соответствия

Выполняемая работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям исполнителя

Принцип автоматического замещения отсутствующего

Замещение отсутствующих (болезнь, отпуск, командировка) должно решаться автоматически на основе действующих служебных должностных инструкций и регулироваться формально.

Принцип первого руководителя

Принцип первого руководителя гласит - при организации выполнения важного производственного задания контроль за ходом работ должен быть оставлен за первым руководителем предприятия.

Принцип повышения квалификации

Принцип управления настоятельно требует обязательного повышения квалификации всех сотрудников, занятых в производственном процессе, независимо от занимаемой должности.

Принцип "монтера Мечникова"

любое управленческое решение должно быть обеспечено документально (включая при необходимости и финансовые документы) или материально.

Принцип цели

Если рассматривать возникновение управления, как области научного исследования, то, как отмечает А.В.Попов, в зарубежной историографии единодушно называется 1911 год. В этом году вышла книга Ф.У.Тейлора "Основы научного менеджмента". Эта дата является точкой отсчета, с которой стала развиваться наука управления.

Однако в развитии управленческой мысли это не начало, а определенный качественно новый этап. Первые элементы примитивной управленческой деятельности можно встретить уже в первобытном обществе.

1. Практика менеджмента

Согласно концепции Р.Ходжеттса, менеджмент, как вид деятельности, сложился в результате трех революций древности, которые пробили определенную "нишу" для его существования.

Первую революцию автор назвал религиозно-коммерческой. Она произошла в Шумерии в третьем тысячелетии до н.э. Суть ее заключается в трансформации шумерских жрецов в менеджеров по роду своей деятельности. Так как на определенном этапе они отказались от приношения кровавых жертв богам, а стали взымать дань продуктами. Они накапливались, обменивались и пускались в дело. Таким образом, стали осуществляться первые коммерческие операции при помощи посредников.

Вторая связана с деятельностью вавилонского правителя Хаммурапи Изучив опыт своих предшественников, Хаммурапи счел недостаточным управлять только на основе неписаных законов, народного права и обычаев. Знаменитый свод Хаммурапи, содержащий 285 законов управления государством, является определенным этапом в развитии менеджмента.

Также Хаммурапи, по мнению автора, был первым, из тех, кто стал целенаправленно работать над созданием своего образа "заботливого покровителя народа". То есть это был первый опыт формирования имиджа правителя. Эту революцию в менеджменте Р.Ходжеттс охарактеризовал как светско-административную.

Третья революция произошла также в Вавилоне во времена нового расцвета этого государства. Она связана с правлением царя Навуходоносора 11 (605-562 гг. до н.э.), который явился автором проектов не только Вавилонской башни, но и значительно усовершенствовал организацию труда на текстильных фабриках и зернохранилищах. Это позволило Р.Ходжеттсу выделить третью революцию в менеджменте и охарактеризовать ее как производственно-строительную.

2. Наука управления

Платон называл управление "наукой о питании людей", тем самым, подчеркивая ее важнейшее значение в обеспечении материального существования общества, "жизнеобеспечения". Философ считал, что управлять страной должны законы, но они слишком абстрактны и поэтому осуществлять надзор за их исполнением должен политик, владеющий искусством управления. Суть его управленческой деятельности должна заключаться в преломлении этих догматических законов к реально складывающейся ситуации. Причем в зависимости от обстоятельств Платон выделяет два стиля управления: политический и тиранический. Если граждане выполняют свои функции в обществе и соблюдают законы, то стиль управления государством должен быть мягкий (политический); если же в обществе нет должного порядка и гармоничных взаимоотношений, то используется стиль управления, основанный на силе (тиранический).

Себя исчерпала промышленная революция. Нужно было искать новые способы роста производительности труда.

В науке – несколько подходов:

1. Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций. Планирования, организации, коммуникации и контроля. Объединены связующими процессами коммуникации (обмен информацией) и принятия решений (выбор из альтернатив).

2. В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких, как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

3. Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

Первым в истории возникло рациональное направление в науке управления, то есть стремление организовать производство наиболее рациональным способом. Родоначальником этого движения явился Ф.У.Тейлор. Во-первых, он выделил сам вид управленческой деятельности, как определенную профессиональную область, требующую специальной, целенаправленной подготовки. Во-вторых, выделил два ведущих принципа управления:

Разделение труда на труд исполнительский и труд распорядительский;

Соответствие работников видам выполняемых ими работ.

Второй принцип выделял такое соотношение как вид работы и внутренние склонности и способности исполнителя. Систематическое стимулирование!

Административная школа (А. Файоль). Выделены принципы управления: разделение труда: полномочия и отвественность, дисциплина, единоначалие, единство направления, подчиненность личных интересов общим, вознаграждение персонала; централизация, скалярная цепь, порядок, справедливость, стабильность кадров, инициатива, корпоративный дух.

Следующее направление, возникшее в 30-е гг. ХХ века, как реакция на недостатки рационального, развивалось параллельно и оспаривало право на абсолютную истину - это психологическое направление .

А) движение за человеческие отношения, то есть против деперсонализации производства и управление сотрудничества между администрацией и коллективом (М.Фоллетт, Э. Мэйо, Н.А. Витке и др.).

Б) поиск средств, направленных на управление поведением людей, так называемый поведенческий подход (Д. Мак-Грегор, Г. Саймон, Д. Карнеги и др.).

Третье, более позднее направление развития науки управления, связано с использованием достижений точных наук в управлении, а также компьютеров, как средств обработки информации и разработки соответствующих технологий; оно получило название информационное или кибернетическое (С. Бир, Н. Винер, А. Ершов, К. Шеннон, У. Эшби и др.).

В современной науке управления сейчас стали ярко проявляться тенденции к интеграции. Процесс интеграции осуществляется в двух основных направлениях:

ü интеграция достижений национальных моделей управления, характеризующихся универсальностью использования (японский и американский менеджмент);

ü интеграция достижений рационального и психологического подходов в управлении на базе научных разработок информационного направления.

Японскую систему управления можно рассматривать как синтез импортированных идей и культурных традиций. Поэтому, чтобы понять природу современной управленческой мысли Японии, необходимо коснуться некоторых черт традиционной культуры этой страны. Применительно к различным видам деятельности, в самой среде работающих здесь людей сложилось предпочтение групповых ценностей перед индивидуальными, отождествление интересов индивидуума с интересами группы; предпочтение гармонии и компромисса перед разрешением противоречий через конфликт; принцип самосовершенствования и долга, почтение к старшим, необходимость трудиться с полной отдачей сил и способностей.

1. Гарантия занятости и создание обстановки доверительности. Такие гарантии ведут к стабильности трудовых ресурсов и уменьшают текучесть кадров. Стабильность служит стимулом для рабочих и служащих, она укрепляет чувство корпоративной общности, гармонизирует отношения рядовых сотрудников с руководством. Освободившись от давящей угрозы увольнения и имея реальную возможность для продвижения по вертикали, рабочие получают мотивацию для укрепления чувства общности с компанией. Стабильность так же способствует улучшению взаимоотношений между работниками управленческого уровня и рядовыми рабочими, что, по мнению японцев, совершенно необходимо для улучшения деятельности компании. Формула «предприятие есть люди» является искренним убеждением работодателей. Японские управляющие прививают своим работникам не только технические навыки, но и моральные и нравственные ценности. Как порождением концепцией «человеческого потенциала» можно рассматривать систему группового принятия решений Ринги. Согласно ей ответственность за принятие решения не персонифицирована. За принятое решение несет ответственность все группа. Предполагается, что ни один человек не имеет права единолично принять решение. Можно рассмотреть более подробно процесс принятия решения группой. Сущность системы Ринги в том, что решения должны приниматься путем консенсуса. Система требует, чтобы решение было принято всеми. Если кто-то против, предложение возвращается к его инициатору. Этот подход все еще сохранен, хотя процедурная часть системы Ринги претерпела изменения. Каждое предложение обсуждается в неофициальных группах. Решение никогда не выносится на официальное обсуждение без неформального. Японский служащий очень тесно отожествляет себя с нанявшей его корпорацией. Как высшие должностные лица, так и рядовые исполнители считают себя представителями корпорации. В Японии каждый работающий убежден, что он важное и необходимое лицо для своей компании - это одно из проявлений отожествления себя с фирмой. Другим проявлением является то, что японский работник в ответ на вопрос о его занятии называет компанию, где он работает. Многие служащие редко берут дни отдыха, и часто не полностью используют свой оплачиваемый отпуск, так как убеждены, что их долг работать, когда компания в этом нуждается, тем самым проявляя свою преданность компании.Теоретически, чем дольше человек работает в организации, тем сильнее должно быть его само отождествление с ней. Японские корпорации гарантируют своим служащим работу и используют систему вознаграждений, основанную на трудовом стаже, для того, чтобы предотвратить уход работника в другую фирму. Перешедший в другую компанию лишается трудового стажа и начинает все сначала. Вся система пожизненного найма основана на гарантии занятости работника и на гарантии его продвижения. В свою очередь, каждый служащий или рядовой работник получает удовлетворение от собственной эффективности в работе, зная, что его действия когда-нибудь будут обязательно оценены. Занятость в Японии имеет особое значение. Это не только вопрос контракта между работодателем и работником. Она имеет эмоциональный и моральный подтекст.

2. Гласность и ценности корпорации. Когда все уровни управления и рабочие начинают пользоваться общей базой информации о политике и деятельности фирмы, развивается атмосфера участия и общей ответственности, что улучшает взаимодействие и повышает производительность. В этом отношении встречи и совещания, в которых принимают участие инженеры и работники администрации, дают существенные результаты. Японская система управления старается также создать общую для всех работников фирмы базу понимания корпоративных ценностей, таких, как приоритет качественного обслуживания, услуг для потребителя, сотрудничество рабочих с администрацией, сотрудничество и взаимодействие отделов. Управление стремится постоянно прививать и поддерживать корпоративные ценности на всех уровнях.

3. Управление, основанное на информации. Сбору данных и их систематическому использованию для повышения экономической эффективности производства и качественных характеристик продукции придается особое значение.

4. Управление, ориентированное на качество. Президенты фирм и управляющие компаний на японских предприятиях чаще всего говорят о необходимости контроля качества. При управлении производственным процессом их главная забота - получение точных данных о качестве. Личная гордость руководителя заключается в закреплении усилий по контролю за качеством и, в итоге, в работе порученного ему участка производства с наивысшим качеством. Для сохранения дисциплины и улучшения качества работы японский менеджмент больше полагается на вознаграждение, чем на наказание. Вознаграждения выдаются за полезные предложения, за спасение жизни при авариях, за выдающиеся результаты в учебных курсах, за отличное выполнение обязанностей и за «преданность своему делу как образец для коллег». Эти вознаграждения бывают разных типов: грамоты, подарки или деньги и дополнительный отпуск Существуют также особенности японской системы управления качеством, отличающая ее от западной системы:

Основные идеалы воплощенные в QC, можно кратко охарактеризовать так:

Естественной потребностью каждого человека является достижения совершенства в работе. Если на ним осуществлять правильное руководство и поощрять, он может совершенствовать свою работу бесконечно.

Люди, выполняющие индивидуальную работу, - настоящие в ней специалисты. Существует множество деталей в работе, выполняемых неправильно, и профессионалы могут внести ценное предложение по устранению трудностей и улучшению системы производства.

Рабочие наделены умом и воображением. Они обладают доскональным знанием работы и соответственно мастерством. Они стремятся к успеху и не боятся ответственной работы. Если их обучать непосредственной ответственности за качество своей работы, можно получить взрыв творческой активности в организации.

Кружек качества - это не механическая машина, а непрерывный процесс. Он имеет две отличительные, но дополняющие друг друга черты. С одной стороны, это образовательный и познавательный процесс. С другой стороны, это процесс, который содействует участию рабочих в мероприятиях, затрагивающих их повседневную работу. Это обеспечивает основу для взаимного сотрудничества менеджмента и рабочих

5. Постоянное присутствие руководства на производстве. Чтобы быстро справится с затруднениями и для содействия решению проблем, по мере их возникновения японцы зачастую размещают управляющий персонал прямо в производственных помещениях. По мере разрешения каждой проблемы вносятся небольшие нововведения, что приводит к накоплению дополнительных новшеств. В Японии для содействия дополнительным нововведениям широко используется система новаторских предложений и кружки качества.

6. Поддержание чистоты и порядка. Одним из существенных факторов высокого качества японских товаров являются чистота и порядок на производстве.

* люди получают удовлетворение от зависимости, определяемой тесной вертикальной связью в структуре коллектива, которая воспринимается как гарантия защищенности и безопасности;

* основной задачей менеджера является поддержка в коллективе духа корпоративности, объединении работников общими интересами и пониманием общих целей работы;

* когда создана обстановка, обеспечивающая групповое принятие решений, все члены коллектива могут вносить вклад в достижение цели в полную меру своих способностей.

Американский менеджмент

Индивидуальный характер принятия решения; индивидуальная ответственность, строго формализованная структура управления и процедура контроля; ускоренное продвижение по службе; ориентация управления на отдельную группу; формальные отношения с подчиненными; узкие специалисты; наем на работу на короткий период.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12