Методы управления социальным развитием организации. Социальное развитие организации

Управление социальным развитием организации представляет собой целенаправленное воздействие на ее социальную среду с целью совершенствования социальных процессов, взаимоотношений и взаимодействия людей.

Управление социальным развитием является частью управления персоналом организации, которое в свою очередь следует рассматривать как часть социального управления. Основанием для такого подхода является конкретизация объекта данных наук.

Объектом социального управления, как видно из определения, являются взаимоотношения и взаимодействия людей в ходе совместной деятельности, в том числе в сфере социально-трудовых отношений.

Отсюда становится ясным предложенное выше соотношение понятий.

Таким образом, рассмотрение круга понятий, являющихся основными для изучения дисциплины, приводит нас к выделению базового понятия - социальные отношения. Богдан Н.Н. Управление социальным развитием организации: учеб. Пособие / Н. Н. Богдан, Т. В. Климова; СибАГС. - Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2007. - 204с.

Специфика социальных отношений, отличающая их от других типов общественных отношений (экономических, политических и др.) проявляется не только в разновидности субъектов, но и в объекте - в том, по поводу чего они складываются.

Смысл управления социальными отношениями и социальным развитием организации состоит в создании благоприятных условий для возможного удовлетворения людьми жизненных потребностей, формирования у них позитивных социальных качеств, проявляющихся в трудовой деятельности и приводящих, в свою очередь, к удовлетворению общественных потребностей.

Пример развитых стран, ставших передовыми в области внедрения достижений научно-технического прогресса в деятельность организации, и опыт российских организации, добившихся высокой эффективности труда, показывает, что такие результаты могут быть обеспечены созданием научно обоснованной системы управления социальным развитием организации. Богдан Н.Н. Управление социальным развитием организации: учеб. Пособие / Н. Н. Богдан, Т. В. Климова; СибАГС. - Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2007. - 204с.

Любая система представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов, эффект от действия которых превышает суммарное действие ее отдельных компонентов. Система управления социальным развитием организации включает следующие компоненты:

  • - Информационное обеспечение, которое представляет собой подсистему индикаторов социальной ситуации в организации, а также подсистему сбора и обработки информации, необходимой для постановки обоснованных целей, стратегического и текущего планирования социального развития, оценки эффективности управления;
  • - Организационное обеспечение составляет подсистема менеджмента трех уровней: руководители высшего и среднего звена управления организацией, специалисты в сфере управления социальными процессами, структурные подразделения и социальные службы организации, наделенные компетентностью для решения социальных проблем, а также общественные объединения работников и их органы, вовлеченные в деятельность по социальному развитию организации;
  • - Материальное обеспечение правильнее назвать ресурсным, так как оно включает в себя финансовые ресурсы, позволяющие достичь улучшения социальных показателей в планируемой перспективе, и материально-технические ресурсы, предназначенные для организации социально ориентированной деятельности;
  • - Нормативно-правовое обеспечение включает подсистему локальных нормативных актов, создающих правовую основу для управления социальным развитием. Богдан Н.Н. Управление социальным развитием организации: учеб. Пособие / Н. Н. Богдан, Т. В. Климова; СибАГС. - Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2007. - 204с.

В системе управления социальным развитием организации важнейшее значение имеет цель социального развития.

В трактовке понятия «цель» у исследователей не достигнуто полного согласия. Философ Гегель В.Ф. дает такое определение: «Цель есть... субъективное понятие, существенное стремление и влечение как положить себя во вне».

В процессе управления организацией цели призваны отражать основные направления деятельности и конкретизировать, уточнять работу на каждом этапе функционирования и развития.

Цели являются для организации и ее членов ориентиром, мобилизующим фактором в конкурентной борьбе с другими организациями, способствуют координации действий и поступков в интересах миссии и общей стратегии.

В условиях демократизации управления общие цели организации определяются коллективно в процессе обсуждения представителей коллектива и профсоюзов (если речь идет о социальных целях). Цели подразделений разрабатываются их руководителями с приглашенными представителями первичных коллективов. Обычно они являются конкретизацией общих целей и охватывают средне- и краткосрочный период.

В современных условиях необходима гуманизация целей развития организации. В их основу следует положить представление о ценности личности, уважении, признание приоритетной роли работника как интеллектуального актива организации. На первый план должны быть выдвинуты социальны цели:

  • - обеспечение возможностей для повышения доходов,
  • -постоянное улучшение сервиса и комфорта рабочей среды, укрепление здоровья,
  • -создание условий для саморазвития и творческого совершенствования личности,
  • - предоставление широких перспектив для самореализации в труде,
  • -обеспечение высокого качества жизни работающим и пенсионерам.

Содержание любого вида управленческой деятельности находит свое конкретное воплощение в выполняемых функциях. При этом имеются в виду не общие функции, - планирование, организация, мотивация и контроль, являющиеся универсальными для управления, где бы оно не осуществлялось (в управлении производством, войсками, учебным процессом и др.), а функции, именуемые конкретными или специальными, набор которых различен в зависимости от специфики объекта управления. Так, экономическое управление производством складывается из таких конкретных функций, как организация материально-технического снабжения, маркетинговых исследований и сбыта продукции, финансовой деятельности и т.д.

Управление развитием социальной сферы складывается из своих, присущих данному виду деятельности, функций. Их система определяется совокупностью явлений и процессов, образующих объект рассматриваемой разновидности управленческой деятельности.

Все процессы социальной сферы - идет ли речь об обществе в целом или небольших организациях, трудовых коллективах - можно свести в следующие три группы, которым соответствуют три группы конкретных функций управления социальным развитием:

1) изменения в условиях труда и жизни людей, к которым приводит решение их социальных проблем;

2) формирование и развитие социальных качеств людей и обусловленные этим изменения в их образе жизни;

3) формирование и развитие социальных общностей на основе отношений партнерства и взаимной ответственности.

Прежде всего управление социальным развитием организации направлено на создание благоприятных условий труда и жизни работников и последовательное улучшение этих условий. Тем самым обеспечиваются возможности для удовлетворения социальных потребностей членов трудового коллектива. Соответствующие направления деятельности и образуют первую группу функций .

В первой рассматриваемой группе функций следует назвать функцию обеспечения условий, гарантирующих соблюдение трудовых и иных, связанных с ними, прав работников как самую важную. Так, к системе условий жизни людей относится экономическая среда их производственной деятельности - тип собственности, на которой базируется предприятие, организация. В процессе перехода к рыночной экономике происходят существенные изменения в этой области, в частности, связанные с приватизацией предприятия. Этот процесс затрагивает интересы работников. Поэтому в качестве самостоятельной должна быть выделена функция обеспечения интересов работников при проведении приватизации предприятий. Другая не менее важная функция связана с тем, что для удовлетворения своих жизненных потребностей человек должен иметь источник средств существования, возможность получать доход, достаточный для жизни, а в идеале - обеспечивающий достойную жизнь и перспективы последовательного роста. Поэтому среди рассматриваемой группы функций большое значение принадлежит функции создания условий и помощи людям в обеспечении источниками средств к существованию и благоприятных возможностей для повышения их доходов. Применительно к работникам организации это означает обеспечение возможно более полной рациональной занятости и роста заработной платы на основе повышения эффективности труда.

Остальные функции этой группы можно просто перечислить, так как суть процессов изменения тех компонентов системы жизненных условий людей, на которые оказывается воздействие, в особых комментариях не нуждается: -охрана труда и улучшение его условий;

  • -обеспечение адаптации людей к меняющейся социально-экономической ситуации;
  • -развитие социально-бытовой инфраструктуры организации;
  • -создание и совершенствование условий участия работников в управлении организацией.

Рассмотренная группа функций заключается в изменениях во внешних условиях труда и жизни людей. Вместе с тем, необходимо отметить, что создание благоприятных условий во многом зависит от собственных усилий человека. Поэтому вторая группа функций охватывает процессы изменений в самом содержании образа жизни людей и их социальных качествах. К данной группе относятся следующие функции:

  • -обеспечение роста профессионального, образовательного и культурного уровня людей, что является причиной формирования и следствием удовлетворения соответствующих потребностей;
  • -обеспечение трудовой дисциплины, соблюдения норм и правил труда, поведения;
  • -развитие трудовой, общественной, творческой и других видов активности;
  • -формирование восприимчивости к инновациям, развитие инновационной готовности.

Третья группа функций охватывает целенаправленные воздействия на трудовой коллектив. Предметом управления социальным развитием выступает здесь сам процесс превращения группы людей в коллектив как целостность и процессы его функционирования не как производительной силы, а субъекта социальных отношений. Управление здесь направлено, в частности, на то, чтобы обеспечить социально-психологическую совместимость и сплоченность членов коллектива, повысить уровень социальной зрелости работников, совершенствовать социальную структуру коллектива. Одна из функций этой группы направлена на создание, развитие и изменение содержания деятельности разного рода общественных структур и объединений работников (профсоюзная организация, совет трудового коллектива, совет акционеров и др.) на основе социального партнерства. Рассмотренные функции всех трех групп осуществляются в той или иной степени в любой организации. Конечно, в разных организациях деятельность по управлению социальным развитием имеет различный характер; специфика сферы деятельности организации, ее социальной среды и другие характеристики организации накладывают свой отпечаток. Но в любом случае целенаправленная деятельность по управлению социальным развитием организации реализуется посредством перечисленных специфических функций. Богдан Н.Н. Управление социальным развитием организации: учеб. Пособие / Н. Н. Богдан, Т. В. Климова; СибАГС. - Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2007. - 204с.

Социально-экономическая среда организации

Организации в социальной среде

Социальная среда организации - совокупность факторов, определяющих качество трудовой жизни работников:

Социальная инфраструктура организации;

Условия работы и охрана труда;

Социальная защищенность работников;

Социально-психологический климат коллектива;

Материальное вознаграждение труда и семейные бюджеты;

Внерабочее время и использование досуга.

Подсистема социального развития - в системе управления персоналом - подсистема, осуществляющая:

Организацию общественного питания;

Управление жилищно-бытовым обслуживанием;

Развитие культуры и физическое воспитание,

Обеспечение охраны здоровья и отдыха;

Обеспечение детскими учреждениями;

Управление социальными конфликтами и стрессами;

Организацию продажи продуктов питания и товаров народного потребления;

Организацию социального страхования.

Служба социального развития организации - функциональное подразделение организации, ответственное за социальную организацию предприятия.

Изменения в материальных, общественных и духовно нравственных условиях, в которых работники организации трудятся и живут.

Управление социальным развитием организации - совокупность способов, приемов, процедур, позволяющих решать социальные проблемы. Управление социальным развитием организации ориентируется на создание для работников организации надлежащих условий труда и быта.

Социальная среда организации - среда, образуемая самим персоналом с его различиями по демографическим и профессионально-квалификационным признакам; социальная инфраструктура организации и все то, что так или иначе определяет качество трудовой жизни работников, т.е. степень удовлетворения их личных потребностей через посредство труда в данной организации. С.с.о. органически взаимосвязана с технической и экономической сторонами функционирования организации, составляет вместе с ними единое целое. Всегда, а на современном этапе развития общества особенно, успешная деятельность любой организации зависит от высокой результативности совместного труда занятых в ней работников, от их квалификации, профессиональной подготовки и уровня образования, от того, насколько условия труда и быта благоприятствуют удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.

Социальное развитие организации - изменения к лучшему в ее социальной среде - в тех материальных, общественных и духовно нравственных условиях, в которых работники организации трудятся, вместе с семьями живут и в которых происходят распределение и потребление благ, складываются объективные связи между личностями, находят выражение их морально-этические ценности. Соответственно этому социальное развитие, в первую очередь, должно направляться на: совершенствование социальной структуры персонала, его демографического и профессионально-квалификационного состава, в т.ч. регулирование численности работников, повышение их общеобразовательного и культурно-технического уровня; улучшение эргономических, санитарно-гигиенических и иных условий работы, охраны труда и обеспечения безопасности работников; стимулирование средствами как материального вознаграждения, так и нравственного поощрения эффективного труда, инициативного и творческого отношения к делу, групповой и индивидуальной ответственности за результаты совместной деятельности; создание и поддержание в коллективе здоровой социально-психологической атмосферы, оптимальных межличностных и межгрупповых связей, способствующих слаженной и дружной работе, раскрытию интеллектуального и нравственного потенциала каждой личности, удовлетворенности совместным трудом; обеспечение социального страхования работников, соблюдения их социальных гарантий и гражданских прав; рост жизненного уровня работников и членов их семей, удовлетворение потребностей в жилье и бытовом устройстве, продуктах питания, промышленных товарах и разнообразных услугах, полноценное использование досуга

    Механизмы управления СРО

    Система управления СРО

1.Внешние и внутренние факторы социального развития организации

Внутриорганизационные факторы СРО

Социальные факторы изменения в организациях:

    Изменения в численности и составе работников по социально-демографическим, профессиональным, квалификационным признакам, образованию, стажу работы;

    Изменения личностных свойств работника, обусловленные групповой принадлежностью к разным социальным классам, слоям, группам, участием в политических, общественных объединениях, движениях;

    Изменения в признаках организации – в ценностях, потребностях, интересах, изменения в отношениях между сотрудниками, в социально-психологическом климате;

    Изменения в социальной инфраструктуре организации материально-вещественного характера, влияющие на степень удовлетворенности потребностей, качество жизни работников.

Изменения складываются в социальные процессы. Социальный процесс в организациях обусловлен взаимодействием внешних и внутренних факторов. На макроуровне они отражают процессы в обществе. На микроуровне – они следствия деятельности сотрудников организации, ее руководства.

Соотношение воздействия внешних и внутренних факторов на социальные процессы в организации зависит от особенностей, фактических значений и взаимосвязи ее технических, экономических, социальных параметров (признаков). Чем крупнее организация и стабильнее ее положение на рынке, тем устойчивей и более предсказуем ход социального развития, процессов.

Ухудшение рыночной конъюнктуры, состояния политической системы, законодательства, приводят к внутренней нестабильности даже крупных организаций (Например, снижение конкурентоспособности – уменьшение прибыли, снижение заработка, стимула работников, рост текучести кадров, политическая нестабильность влияет на экономические связи).

ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ. Социальные процессы внутри организации складываются под воздействием социальных действий работников, под влиянием комплекса материальных (технических, экономических) и социальных параметров организации.

Фактические значения (величины) механических, экономических и социальных параметров организации образуют организационную среду личности работника, субъективно воспринимаемую им в качестве личного образа организации .

Личный образ организации влияет на удовлетворенность работником трудом, работой, отношение к труду. Из личных образов складывается коллективный образ – интегральная совокупность представлений об основных чертах организации, разделяемых большинство коллектива.

Коллективный образ служит отправной точкой в процессе определения целей ее развития в целом и целей социального развития. Цели социального развития организации – это желательные с точки зрения субъекта управления и возможные с точки зрения обеспеченности ресурсами изменения параметров ее социальной подсистемы.

Выделяют цели поставленные и достигнутые . Поставленные – результат управленческого решения. Достигнутые – результат коллективной деятельности руководителей, специалистов, рядовых работников организации как социальной общности. Достигнутая цель имеет большое воспитательное значение в качестве мотива для последующей трудовой деятельности.

Поставленные цели становятся внутренним фактором социального развития организации, воплощаясь в частные задачи структурных подразделений, задания исполнителей, стимулы, мотивы повседневной деятельности.

Достигнутые цели СРО – выступают в качестве количественных характеристик его нового, более совершенного по сравнению с предыдущим состоянием.

Более высокое состояние, достигнуто в результате социального управления действует как материальный, интегральный фактор прогрессивных последующих изменений, т.е. развития.

Ее местом в более широкой социальной системе,

Составом функций, выполняемых организацией в качестве структурного элемента этой системы.

Социальные цели организации делятся на общие и частные.

ОБЩИЕ социальные цели:

    Интеграции.

    Социализации.

    Социального контроля.

Они реализуются в силу самой природы трудовой организации как целевой группы функционирующей в рамках экономических институтов общества согласно определенным правовым нормам.

Цели интеграции. Предприятие, организация являются институтом и социальной общностью. Поэтому выполняют функцию социальной интеграции: вследствие труда в конкретной организации происходит включение работника в социальную структуру общества. Индивид участвует в системе общественного разделения труда. Связь проявляется в том, что человек удовлетворенный работой, как правило, удовлетворен и жизнью в целом (социсследования показывают высокую корреляцию между данными показателями).

Цели социализации. Индивид усваивает социальные нормы. Усвоение ценностей происходит главным образом благодаря участию индивида в социальных общностях в качестве исполнителя определенных социальных ролей. Ведущую роль выполняют организационные институциональные общности, т.е. общности, являющиеся составным элементом базовых социальных институтов. Включение в социальную общность организации, предприятия как экономического института играет определяющую роль в социализации индивида. Освоение и выполнение роли работника организации важный этап в социализации индивида. Роль требует овладения профессией, определенного уровня самостоятельности и ответственности, психологической готовности к конкуренции. Далее требуется обновление профессиональных навыков, социальных связей. Практические навыки повышают конкурентоспособность работника на рынке труда, где спрос превышает предложение.(студенты старших курсов работают для приобретения индивидуального профессионального капитала).

Цели социального контроля. Общество создает определенные механизмы поддержания порядка посредством норм и санкций. Неспособность социальной общности, в том числе организации формулировать и поддерживать социальный контроль через адекватные санкции – признак дезорганизации, ведущей к саморазрушению системы.

Устойчивый порядок отношений между индивидами на микроуровне организуется и в организации. Социальная общность каждого предприятия, исходя из своих целей и культуры, создает собственную систему контроля поведения сотрудников, поскольку участвует в поддержании общественного порядка на микроуровне. Выполнение функции социального контроля поддерживает общество в целом.

ЧАСТНЫЕ социальные цели организации обусловлены частными, локальными задачами, возможностями экономического субъекта, диктуются его условиями социальной среды. Это конкретные, опирающиеся на прогнозы и основанные в них расчеты, значения параметров социальной общности и социальной инфраструктуры предприятия, которые должны быть достигнуты в течение планируемого периода в результате управляющих воздействий.

На СРО влияют факторы технического, экономического порядка. Технические параметры организации характеризуют особенности ее производственной подсистемы, где главную роль играют технологии и выпускаемая продукция (производственный процесс, состав и система разделения трудовых функций). Модернизация производства или изменения характера продукции порождают социальные процессы, связанные со сменой рабочего места, квалификации, установлением новых структурных связей между работниками (влияют условия труда – санитарно-гигиенические, физические условия). Экономические параметры – прибыль, рентабельность производства, экономические нормы, производительность труда, качество и конкурентоспособность продукции, размер зар.платы, объем льгот и компенсаций.

Социальные параметры организации – это основные характеристики социальной подсистемы или показатели социальной общности и социальной инфраструктуры организации. Количественные значения социальных параметров организации выступают в качестве индикаторов состояния организации как объекта социального управления или объекта управлением СРО. Параметры социальной общности и социальной инфраструктуры организации при определенных условиях становятся факторами ее социального развития. Интенсивность и характер действия социальных факторов обуславливают уровень трудовой активности работников.

Их использование не связано с привлечением дополнительного персонала. Оно предполагает знание состава, содержания, особенностей каждого фактора, позволяет рационально использовать имеющиеся ресурсы.

Труд реализуется в физических и психических возможностях работника, которые составляют общую трудоспособность. А социальные возможности включают уровень профессиональной подготовки и желание выполнять работу. Им соответствуют три группы факторов.

    Факторы, влияющие на физические возможности работников организации (факторы трудоспосбности):

Наличие и объем тяжелых, вредных работ в совокупном фонде рабочего времени;

Наличие санитарно-бытовых помещений и уровень их оснащенности,

Санитарно-гигиенические и психофизиологические условия труда:

Эстетическое оформление рабочих мести производственных помещений;

Использование вспомогательных средств, способствующих поддержанию работоспособности в течение рабочего дня (кабинеты психологической разгрузки, музыка, производственная гимнастика);

Культура содержания рабочих мест;

Уровень охраны труда и обеспечения безопасных условий работы;

Наличие, объем и уровень медицинского обслуживания;

Возможности полноценного питания на работе;

Проведение лечено-оздоровительных мероприятий;

Наличие условий для занятия работников спортом.

Недостаточный учет данной группы факторов приводит к потере производительности труда от 4 до 6% (на примерах предприятия по производству средств связи). Интенсивное использование повышает показатель примерно на 2,5%. При этом срок окупаемости материальных затрат на реализацию мероприятий составляет примерно 1 год.

    Факторы, влияющие на умение работать (профессиональные умения, знания, навыки):

Работа по профориентации;

Уровень организации по найму, отбор по квалификации;

Обучение рациональным приемам труда;

Распространение передовых методов труда, управления;

Организация систематического обучения работников предприятия и повышение квалификации.

За счет повышения уровня образования и квалификации можно получить годовой рост производительности труда от 1 до 3 %.

    Факторы отношения работников к труду (желание работать качественно и производительно)

Фактор культуры организации (корпоративная культура).

Это важнейшая характеристика социальной организации, которая заключается в устойчивых представлениях ее сотрудников о назначении (миссии) организации как социального целого в широком социальном контексте, разделяемых и реализуемых в поведении большинства сотрудников, их ценностях, целях, средствах, традициях, нормах отношений между коллегами, руководителями и исполнителями, другими организациями, поставщиками и потребителями. Культура организации – задает вектор происходящих изменений и в итоге СРО.

Культура организации определяет цели и приоритеты социального управления, характер связей между работниками. От нее зависит социально-психологический климат, удовлетворенность, мотивация.

Наличие управления процессом адаптации вновь принятых сотрудников;

Организация помощи молодым и недостаточно квалифицированным сотрудникам со стороны наставников, кураторов;

Сплоченность первичного трудового коллектива,

Иерархия трудовых ценностей;

Морально-психологический климат;

Характер отношений между руководителем и подчиненным;

Характер отношений между коллегами;

Участие работников в принятии управленческих решений;

Участие работников в доходах организации (его справедливость).

Данный фактор проявляется в объективных показателях:

Выполнение норм выработки;

Соблюдение трудовой дисциплины;

Отношение к состоянию оборудования и рабочих помещений;

Стремление к экономии сырья, расходных материалов, энергоресурсов;

Стремление к совершенствованию трудовых навыков, рационализации;

Уровень текучести персонала.

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ производства отражаются в технико-экономических показателях:

Объем и качество выпускаемой продукции,

Размер и динамика роста прибыли;

Частота выходи из строя оборудования; продолжительность и качество его ремонта;

Динамика затрат на производство;

Рост производительности труда;

Снижение себестоимости продукции.

Совокупность социальных параметров организации как факторов СРО служит средством описания социальной общности работников организации. Измеряя данные факторы, можно судить о качестве хозяйственной целевой группы.

Внешние факторы СРО

Внешние факторы социального развития организации - это совокупность условий деятельности организации, оказывающих су- щественное влияние на возможности ее социального развития, но изменить которые самостоятельно она практически не в состоя- нии. Организация лишь может (в большей или меньшей степе- ни) учесть, спрогнозировать их действие при формулирова- нии и достижении целей социального развития.

Рассматривая внешние факторы социального развития, це- лесообразно различать факторы непосредственного окружения, связанные с месторасположением организации, особенностя- ми территории, где она находится, и макрофакторы, относя- щиеся к особенностям страны, общества и государства.

Организация как социальная система является прежде всего органической частью региона, в котором она расположена, с его природным комплексом, населением, экономикой, культурой, соци- альной инфраструктурой. Отсюда следует, что решение соци- альных проблем организации едва ли возможно без учета всего комплекса местных условий ее деятельности: природно-климати- ческих, экономических и социально-культурных. От этих факторов зависят приоритеты, цели и задачи управления социальным развитием организации.

Особого рассмотрения заслуживают ситуации, когда сама организация (предприятие) выступает в качестве главного фактора развития территории, на которой она расположена. Как правило, это очень крупное предприятие, насчитывающее до десятков тысяч работающих. В этом случае трудно провести границу между социальным развитием организации и соответ- ствующего населенного пункта, между работниками предприя- тия и территориальной социальной общностью.

Природно-климатические факторы тесно связаны с геогра- фическими координатами. Они непосредственно определяют температурный режим, продолжительность светлого времени суток, стабильность и характер погодных условий, среднего- довое количество осадков, сейсмичность и вероятность сти- хийных бедствий. Все вместе это обусловливает образ жизни местного населения и соответственно работников предприятия и членов их семей, особенности их быта, заболеваемость, тру- доспособность и работоспособность, минимальный объем по- требительских благ, структуру семейного бюджета, особеннос- ти проведения досуга. В конечном счете от природио-климати- ческих факторов во многом зависят размеры и характер затрат на создание, эксплуатацию и развитие социальной инфраструкту- ры. Например, работникам предприятий, расположенных в север- ных районах страны, требуется более калорийное и насыщенное витаминами питание, они нуждаются в более продолжительном отдыхе и разнообразном досуге для восстановления работоспособ- ности. Чтобы создать такие условия, нужны соответствующие средства. Показателем важности фактора природно-климати- ческих условий является государственное регулирование зара- ботной платы путем утверждения системы зональных коэффи- циентов Соответствующие надбавки к зарплате колеблются от 10 до 100% размера заработка. При установлении общего раз- мера заработной платы работников учитывается также продол- жительность их работы в этих регионах.

К местным экономическим условиям социального развития организации относятся наличие спроса на ее продукцию (услу- ги) среди местного населения и необходимых ресурсов для ее производства (сырьевых, энергетических, информационных, рабочей силы), а также (или) наличие путей сообщения, по- зволяющих завозить необходимые ресурсы и обеспечивать сбыт продукции в другие регионы.

Социально-культурные факторы, или социальная среда орга- низации, - это совокупность социально-культурных характерис- тик местной социальной общности населения и объектов социаль- ной инфраструктуры.

К социально-культурным характеристикам относятся; численность населения, демографический и этнический со- став, социальная дифференциация, образованность, ценно- сти, нормы поведения, культурные и духовные запросы, при- верженность традициям, обычаи, образ жизни, основные фор- мы досуга.

Наличие объектов социальной инфраструктуры обусловли- вает возможности удовлетворения потребностей работников организации и членов их семей в житье, одежде, продуктах питания, транспорте, бытовых услугах, охране здоровья, духовном росте, повышении образовательного и культурного уровня, полноценном отдыхе и здоровом досуге.

Возможности социального развития организации в немалой степени зависят от действия макрофакторов, отражающих ис- торически сложившиеся особенности общества и государства. Действие макрофакторов носит длительный, устойчивый, практически постоянный характер. К ним относятся общий уровень социально-политического и экономического развития, наличие институтов гражданского общества, степень участия населения в реальном политическом процессе, в принятии важных для него решений, касающихся его безопасности, здо- ровья, уровня благосостояния, доступа к качественному обра- зованию и ценностям культуры.

Механизм регулирования экономической активности. Для социального развития хозяйственной организации решающее значение имеют особенности действующего механизма регулиро- вания экономической активности населения. Теоретически ры- ночные механизмы создают максимальные возможности для самостоятельной деятельности предприятия как экономическо- го субъекта. В реальности многое зависит от качества соответ- ствующих законов и правоприменительной практики, опреде- ляющей границу их применения. Не меньшую роль играют ин- вестиционная, налоговая и таможенная политика государства.

Социальная политика государства определяет условия вос- производства и формирования рабочей силы, задает минимальный уровень потребления. Отдельная организация, особенно круп- ная, может создавать для своих сотрудников более комфортные социальные условия труда и быта по сравнению с основной массой хозяйствующих субъектов. Но если в обществе в течение длительного периода времени сохраняется высокий уровень бедности населения, увеличивается дифференциация доходов, то это ведет к нарастанию нестабильности, ухудшению общего социально-психологического климата в стране, что не может не сказываться и на работе самого благополучного предприя- тия.

Социальная политика государства является главным факто- рам макроуровня, от которого зависит социальное развитие орга- низации. Она проявляется в первую очередь в размерах той части национального дохода и бюджета, которая направляется на со- держание и развитие социальной сферы. Объем средств, выделяемых на эти цели, определяет законодательно установленный минимум заработной платы (МРОТ), минимальный размер трудовой пенсии, размеры средств, выделяемых на социальное страхование, различных льгот, предоставляемых ветеранам тру- да. Многое зависит от общего механизма начисления пенсий, порядка и размеров налогообложения доходов. Последняя ини- циатива правительства по замене натуральных льгот на ком- пенсационные выплаты - это одно из наглядных проявлений реальной социальной политики сегодняшнего государства. Это решение вызвало в основном негативную реакцию населения, поскольку в условиях постоянного роста цен на товары и услу- ги, инфляции, по крайней мере неясно, как эти меры реально скажутся на фактическом уровне и качестве жизни.

Социальная политика государства отражается в конечном счете на размерах доходов семей и структуре семейных бюдже- тов работников организаций. Для большинства работников и членов их семей заработная плата является единственной фор- мой получения дохода. В связи с этим размер минимальной ставки заработной платы, устанавливаемый ежегодно трехсто- ронней комиссией, состоящей из компетентных представите- лей правительства, предпринимателей и наемных работников (профсоюзов), выступает в качестве одного из главных инди- каторов социальной политики государства. Начиная с 2000 г. и по сегодняшний день здесь произошли заметные сдвиги в луч- шую сторону. За это время ставка минимальной заработной платы увеличилась более чем в 13 раз, с 83,5 руб. до 1000 руб. Однако разрыв между последней цифрой и средней величиной прожиточного минимума (2940 руб.) составляет более двух раз, а в Москве и других крупных городах - еще больше. На- мечаемое в 2007 г. увеличение ставки минимальной заработной платы до 1400 руб. едва ли существенно скажется на сокраще- нии данного разрыва, поскольку согласно прогнозу Минфина прожиточный минимум на этот год составит 4014 руб.

Трудовое законодательство. Еще одним важным фактором социального развития организации, действующий на макроуровне, является законодательство, регулирующее трудовые отношения между наемными работниками и работодателями, определяющее возможности и объем участия работников в принятии управлен- ческих решений, касающихся заработной платы, социальных гарантий, других условий труда. В характере этих отношений многое зависит от уровня развития профсоюзного движения в стране, от роли, которую играют профсоюзы в формировании социальной по- литики государства. Отечественные профсоюзы, унаследовав- шие навыки работы и представления о своих задачах, сложив- шиеся в советский период, когда они были одним из каналов партийного влияния на рядовых рабочих и служаших пока не играют серьезной роли в выработке социальной политики, от- вечающей интересам основной массы занятого населения. Главная причина этого кроется в слабости профсоюзного дви- жения как реальной социальной силы, опирающейся на мас- совые, активные целенаправленные действия и инициативу рядовых членов профсоюза.

Два направления развития социальной среды в организации:

1. Социальное управление производством. Формирование сотовых оргструктур современных предприятий, участие работников в доходах, акционерная собственность, кружки качества, демократизация производства подтверждают, что характер социальных изменений в системе современного менеджмента изменился коренным образом в направлении глубокой, всеобъемлющей социализации.

2. Борьба работников за свои социальные блага как внутри организации, так и за её пределами.

Качественное развитие системы управления производством стало возможным после осознания руководящими субъектами отдельных предприятий и всего национального хозяйства того, что «стабильность» - состояние обманчивое, чреватое противоречиями, временными деструкциями и кризисами. Но после кризиса структурных преобразований должен наступить либо коллапс, либо катарсис, а беспечное накапливание проблем запаздывающей технической модернизации, как уже не раз случалось в российской истории, приводит общество к критическому порогу развития, вызывая необходимость тотальной социальной мобилизации.

Управление - непременное внутренне присущее социальной сфере свойство. Это свойство имеет всеобщий характер и вытекает из признания, что человек есть явление социальное, всегда принадлежит к определенной общественной системе, классу, социальной группе, которые предъявляют к нему определенные этические, правовые и другие требования, ставят его поступки в известные рамки господствующих в нем экономических и общественных отношений.

В социальной сфере действуют два типа механизмов регулятивных воздействий - спонтанный и сознательный. Соотношение сознательного и стихийного в управлении бывает различным.

Спонтанный механизм управления социальной сферой проявляется в неупорядоченном воздействии сложной и противоречивой совокупности факторов, условий на процессы воспроизводства населения, их переплетения, столкновения. Эти воздействия пробивают себе дорогу как общая тенденция, имеющая вероятностный, стохастический, характер (например, демографические процессы рождаемости, смертности, брачности и т.д.).

Сознательные факторы управления связаны с целенаправленной социальной деятельностью людей, которая осуществляется через специфические общественные институты (субъекты управления) - систему органов и организаций, обеспечивающих сознательное воздействие на социальную сферу с целью достижения определенных результатов. На федеральном уровне это министерства социального профиля (здравоохранения, образования, социальной защиты, труда и др.). На региональном уровне - соответствующие органы управления. На местном - городские и районные комитеты, отделы, департаменты, различные учреждения и службы социальной помощи на местах. На уровне организации - структурные подразделения. На социальные процессы в обществе на всех его уровнях оказывают свое влияние также политические, общественные и религиозные организации.

Сознательное управление осуществляется в интересах класса или социальной группы, господствующих экономически. В соответствии со своими интересами господствующая общность создает систему общественных институтов, органов и организаций, призванных осуществлять управленческие, регулятивные воздействия на общество.

Изменения в социальной сфере находятся в тесной связи с изменениями в других сферах жизнедеятельности общества. Тенденции этой взаимосвязи, их причинно-следственные зависимости не просто разнообразны и сложны, но и в определенной степени взаимообусловлены и регулируемы.

Развитие материальной сферы нередко вступает в противоречие с развитием других сфер и прежде всего политической. В тоже время на социальную сферу влияют политические и культурные факторы. При этом социальная сфера, оставаясь, в свою очередь, относительно самостоятельной, оказывает влияние на все другие сферы жизнедеятельности общества и социальную среду многих организаций.

Группы факторов социального развития:

Экономические, связанные с уровнем социально-экономического развития страны и каждого конкретного региона, особенностями развития социальной инфраструктуры, характером и типом собственности на предприятиях, распределительных отношений;

Политические, характеризующие сущность и влияние социальной политики на повышение потенциала социальной сферы, реализацию правовых гарантий в области социального воспроизводства населения, социальную поддержку и помощь различным слоям населения, а также социально-политической ситуации на ее развитие;

Правовые, обусловливающие законодательные нормы и правоотношения в области регулирования социальных отношений, уровень правосознания населения;

Культурные, определяющие воздействие системы нравственных и культурно-духовных ценностей, норм и традиций, господствующих в обществе, их региональных особенностей на социальные отношения;

Природно-климатические, подчеркивающие особенности естественной среды обитания населения и экологическую ситуацию в регионе и влияющие на стандарты и образ жизни населения;

Социально-демографические, учитывающие численность населения по социальным группам и их половозрастной состав, рождаемость и смертность, миграцию, занятость, профессионально-квалификационную структуру;

Национально-этнические, определяющие воздействие на социальные процессы в обществе и регионе национального менталитета, интересов, традиций и обычаев;

Социально-психологические, представляющие особенности проявления в социальных отношениях настроений, переживаний, ожиданий населения, их устремлений, личностных и групповых установок.

Замечено, что объективной основой деятельности индивидов, групп в социальной сфере, субъектов управления социальными процессами является противоречие между потребностями людей и материальными условиями, обеспечивающими их удовлетворение. Кроме того, многие объективные законы и закономерности социальной сферы пока не известны и их познание является задачей специальной социологической теории, потому что постоянно изменяется отношение людей к труду в организации и за её пределами. В ходе самоорганизации социальной сферы большую роль играет случайность, которая не может игнорироваться в управлении социальной сферой. Одним из мощных регуляторов такого воздействия является рынок, его конкурентные механизмы, соотношение спроса и предложения, получение прибыли. Другим регулятором является механизм, представленный обычаями, традициями, нормами морали, религиозными верованиями, идеологическими установками.

Целенаправленное управление опирается на следующие принципы:

Наличие целей;

Обеспечение уменьшения рассогласования между заданным значением управляемого параметра и его фактическим значением (отрицательная обратная связь);

Непрерывная циркуляция текущей информации о состоянии объекта управления, а также управляющей информации со стороны субъекта управления;

Согласование скоростей изменения заданного и фактического значений управляемого параметра;

Замкнутость контура управления.

Управленческий процесс цикличен. Кроме целеполагания, он включает в себя также:

Планирование, связанное с разработкой планов социального развития и социального проектирования;

Организацию действий участников совместной деятельности;

Распределение между ними функций, задач;

Обеспечение выполнения принятых планов или решений;

Координацию деятельности взаимодействующих субъектов;

Стимулирование людей путем формирования соответствующих мотивов и установок;

Обеспечение контроля за ходом реализации принятого постановления или другого управленческого документа.

В реальной практике социальная сфера на федеральном уровне является объектом управления всех социальных Министерств труда и социального развития, образования, здравоохранения и т.д. На региональном уровне представлены соответствующие комитеты и департаменты социального профиля, на местном - управления и отделы. Однако, несмотря на такую достаточно развернутую управленческую структуру, эффективность управления социальной сферой оставляет желать лучшего.

Социальные процессы

Процесс представляет собой последовательность определенных операций организованных по определенному психологическому циклу.

Концепция управления социальными процессами в организации - это

системное представление о целях и средствах управленческого воздействия на базовые социальные процессы, протекающие в организации, опирающие на понимание их сущности и характера взаимосвязи с основной деятельностью организации и социальными процессами в непосредственном и более широком окружении.

Стратегия управления социальными процессами в организации

представляет собой последовательность имеющих долгосрочный характер мер воздействия на социальные процессы в организации. Они разрабатываются в соответствии с основными положениями концепции и стратегическими целями организации. Стратегия управления социальными процессами в организации определяет тактику - способы решения текущих задач социального развития.

Особенность социальных процессов в организации заключается в том, что операции проводятся с людьми в коллективе. Для формирования социальных процессов в организации необходимо весь процесс:

Разложить.

Посмотреть на значимость каждое составляющее.

Описать каждое составляющее.

Выбросить неэффективное.

Собрать в единую цепочку.

Социальные процессы в организации которыми необходимо управлять: Процесс адаптации к новой должности.

Процесс карьерного роста.

Процесс повышения квалификации сотрудников.

Процесс создания и поддержания корпоративной культуры.

Процесс создания и поддержания морально психологического климата в организации.

Процесс создания социального партнёрства и социальных сетей и групп в организации.

Процесс обеспечения социальных гарантий сотрудникам. Процесс адаптации к новой должности.

В целом адаптация - процесс вхождения нового работника в организацию, включающий усвоение работником норм и правил, по которым живет организация, вхождение в коллектив, принятие установленных норм взаимоотношений, овладение новым работником системой профессиональных знаний и навыков и эффективное их применение на практике. Приспособление, привыкание организма к изменяющимся условиям среды.

Одни адаптируются быстрее, другие медленнее. В любом случае это время, когда организм менее эффективен и более уязвим. Именно в таком положении находится сотрудник, пришедший в новую компанию или перешедшей на новую должность. Цели адаптации новых работников

Адаптация человека к должности и организации предполагает:

На обеспечение более быстрого вхождения в должность нового работника;

На уменьшение количества возможных ошибок, связанных с включением в работу;

Максимально быстрое достижение им профессиональных показателей;

Привыкание к коллективу, к организации, ее неформальной структуре;

Освоение основных требований организационной культуры иправил поведения;

снижение тревожности, дискомфорта и неуверенности, испытываемых новичком;

Экономию времени непосредственного руководителя и сослуживцев;

Развитие у нового сотрудника позитивного отношения к обязанностям, содействие появлению у него реальных ожиданий, удовлетворенности работой.

Сегодня коллектив и отдельные сотрудники, которые сопричастны к работе вновь принятого работника, не только не заинтересованы в его успешности, а наоборот видят в нём конкурента продвижения по карьере, поэтому передавать знания и опыт в организации, никто не заинтересован. А вновь пришедший сотрудник тоже не заинтересован в скорейшем вхождение в должность, чтобы не нагружать себя.

Система управления персонала должна с руководителем подразделения разработать план для новичков.

Процесс адаптации проходит независимо от того, знаем мы о нем или нет. Если это стихийная адаптация, то на нее может уйти до 1-1,5 лет в зависимости от уровня занимаемой должности и сложности задач, поставленных перед работником. Поэтому ради сокращения затрат и ускорения выхода сотрудника на оптимальный уровень выполнения работы, процесс адаптации к новой должности лучше не пускать на самотек, а взять под контроль.

Переход с одной должности на другую внутри компании проще для сотрудника, чем переход на новое место работы. Сотрудник знает, чем занимается компания, общие корпоративные нормы и ценности, требования, предъявляемые к работе сотрудников. Для компании так же лучше «растить» своих сотрудников, чем нанимать новых, так как сотрудник, уже работавший в компании, скорее останется в ней после перевода на новую должность, чем абсолютно новый для компании человек. Сотрудник и компания уже знают, что можно ожидать друг от друга и их ожидания более или менее согласованны. К тому же не придется тратить время и силы на знакомство сотрудника с компанией. Если сотрудник уже давно работает в компании, то вряд ли у него есть черты, о которых не знает компания, и которые смогут ее неприятно удивить. Все вышеперечисленное может вызвать ощущение, что все уже есть и никаких дополнительных усилий прилагать не надо. Сотрудник не малый ребенок, все основные настройки у него грамотно отлажены, сам во всем разберется.

Во-первых, процесс адаптации к новой должности включает в себя два равнозначных и взаимосвязанных направления:

Производственную адаптацию - включение человека в

непосредственно производственный процесс отдела, изучение новых для него бизнес-процессов, освоение технологий и процедур деятельности;

социально-психологическую адаптацию - включение человека в новый коллектив, выстраивание отношений с новыми коллегами, новым начальством, сотрудниками которые взаимодействуют с новым отделом и т.д.

Существует еще один аспект - организационная адаптация (усвоение писанных и «неписанных» норм и правил компании), но для сотрудника, который перешел из отдела в отдел, а не в новую компанию, все это является уже пройденным и хорошо усвоенным знанием.

В целом процесс адаптации к новой должности может выглядеть следующим образом:

Это примерный перечень действий. Менеджеру по персоналу необходимо сформировать свой перечень действий по каждому направлению, а линейным менеджерам адаптировать под специфику своих отделов. В случае перевода сотрудника не придется лихорадочно думать, что же сделать еще, кому представить, какие документы дать на изучение. Потребуется только подкорректировать необходимые действия в зависимости от позиции, на которую пришел новый сотрудник.

Во-вторых, адаптация к новой должности включает в себя следующие основные стадии:

Ознакомление: на этой стадии происходит первичное знакомство сотрудника с отделом, со своими непосредственными обязанностями, с писанными и неписанными правилами отдела.

Привыкание: на этой стадии происходит усвоение сотрудником норм и правил, принятых в отделе;

Ассимиляция: основная задача этой стадии - приспособление человека к новой среде, ее принятие;

Идентификация: завершающая стадия адаптации, характеризующаяся максимальным сближением целей сотрудника в новой должности и организации. Если первые две стадии по сути своей конечны, т.е. новые условия рано или поздно становятся знакомыми, привычными, то принятие и идентификация происходят далеко не сразу и нуждаются в постоянном подкреплении.

Именно по этому нельзя думать, что адаптация сотрудника к новой должности заканчивается вместе с испытательным сроком.

В-третьих, для процесса адаптации важно грамотно распределить обязанности между менеджером персоналу и линейным руководителем переводимого сотрудника.

Например:

Менеджер по персоналу должен подготовить для сотрудника документы о переводе (приказ, трудовая книжка), информировать будущего начальника и его отдел о новом сотруднике, а самого сотрудника о будущих коллегах, (их успехах, увлечениях, задачах в рамках отдела), познакомить его с должностной инструкцией, представить отделу, участвовать в обсуждении плана адаптации и т.д.

Начальник отдела должен продумать, чем будет заниматься сотрудник в отделе, что ему потребуется, хотя бы в первое время для выполнения задач, организовать рабочее место, познакомить с коллегами, ввести в должность, назначить наставника, разработать совместно с сотрудником план адаптации и затем контролировать его выполнение.

В четверых, система адаптации должна быть продуманной, взвешенной, оптимальной по средствам достижения, по используемым процедурам и методам.

В пятых, большую роль в адаптации персонала играет моральная поддержка и мотивация сотрудника на преодоление трудностей вхождения в новую должность и отдел.

Моральная поддержка необходима потому, что если при переходе на новую должность человек остается один на один со своими проблемами, то он может не выдержать психологического груза и просто уйти из компании, или остаться, но его уверенность в собственных силах и самооценка могут сильно упасть. Мы это прекрасно видели на приведенных выше примерах.

Первый рабочий день - один из самых важных и ответственных моментов в процессе адаптации к новой должности. Первое впечатление часто оказывается самым сильным, поэтому желательно, чтобы оно было благоприятным, а не наоборот. Лучше если первый день работы в новой должности придется на начало рабочей недели, когда все сотрудники приходят отдохнувшими и в хорошем настроении. Хорошо, если в конце предыдущей недели все уже были проинформированы о перестановках в компании с помощью приказов, совещаний, Интранет. Как мы уже видели, рабочее место для нового сотрудника лучше подготовить заранее, так же как и материалы для инструктажа. Желательно заранее разработать ритуал вхождения сотрудника новый для него коллектив. По очереди представить нового сотрудника коллегам, вкратце рассказать о распределении функций в подразделении. Завершить взаимное представление можно неформальным мероприятием, например, совместным чаепитием.

Большую роль в адаптации нового сотрудника играет управление процессом адаптации. Управление процессом адаптации, как и управление чем-либо другим, включает в себя те же функции: планирование и организация, мотивация, контроль, оценка.

План адаптации сотрудников к новой должности позволяет выстроить все необходимые действия по каждому направлению в определенном порядке, определить формы их проведения, исполнителей и сроки. Это позволяет лучше организовать процесс адаптации, оптимально распределить время и ответственность.

Пример плана адаптации сотрудников

Очень важно чтобы в плане были представлены конкретные действия, сроки и исполнители. Кроме того, в плане должны быть прописаны цели, задачи сотрудника на период адаптации и критерии оценки прохождения адаптации к новой должности.

Но одного плана адаптации недостаточно. В процессе адаптации необходим промежуточный контроль, оценка работы и мотивация сотрудника на преодоление трудностей вхождения в новую должность. Хорошим инструментом для осуществления перечисленных функций является обратная связь о проделанной работе: что получилось хорошо, что можно сделать лучше и каким образом. Кроме того, регулярная обратная связь позволяет отслеживать настроения новых сотрудников, их впечатления от работы, коллектива, понять насколько совпадают ожидания нового сотрудника от компании и реальность и т.д.

Осваивая новые обязанности, сотрудник постепенно становится все более самостоятельным в новой должности. Завершается период адаптации проведением аттестационного собеседования. На этом собеседовании подводятся итоги адаптационного процесса. Перед проведением собеседования необходимо заранее разработать критерии оценки профессионального уровня сотрудника. Затем на основании полученных результатов планируются дальнейшие мероприятия по повышению эффективности деятельности сотрудника.

При переводе сотрудника отдела на должность руководителя отдела необходимо отдельное внимание уделить выстраиванию новых отношений со своими коллегами. Здесь необходимо выдержать баланс, не свалиться в роль авторитарного руководителя и не оставаться «рубаха- парнем», «подружкой» для подчиненных. Поддержку и дополнительные

знания в такой ситуации можно получить у своего непосредственного руководства, менеджера по персоналу, у коллег по разуму в интерактивных форумах и т.д. Консультанты тоже могут быть полезны в такой ситуации, особенно если переводимому сотруднику, кроме отношений с подчиненными, предстоит перестроить систему работы отдела.

Итак, мы увидели, что адаптация к новой должности является важной и нужной системой в управлении персоналом компании. Даже «прирученного» компанией сотрудника можно потерять, если не уделить ему необходимого внимания в процессе адаптации к новой должности. Хороший результат в этом не легком, но благодарном деле является совместным успехом менеджера по персоналу и линейного менеджера. Ну и самого сотрудника, конечно, персональной ответственности еще никто не отменял.

Процесс карьерного роста

Карьерный рост - это постоянно разворачивающийся процесс запланированных и направленных на достижение жизненных целей и реализацию личной занятости действий. Развитие обозначает рост, овладение индивидом навыками и их применение. Карьерный рост есть итог сочетания индивидуального планирования карьеры и обеспечения организацией поддержки и возможностей и представляет собой процесс сотрудничества между работником и работодателем. Карьера сотрудника в организации складывается из желания самого сотрудника реализовать собственный профессиональный потенциал и заинтересованности компании в продвижении именно этого сотрудника.

Организации, руководители которых понимают важность управления деловой карьерой своих сотрудников, делают серьезный шаг на пути к собственному процветанию. Управление карьерой дает возможность «вырастить» специалиста или руководителя в стенах своей организации. Многие руководители приступают к планированию карьеры своих сотрудников, как правило, после аттестации. Аттестация позволяет определить наиболее перспективных членов команды, способных достичь наибольших успехов в профессиональной деятельности. Управление карьерой сотрудника заключается не только в постановке целей его профессионального развития, но и в определении средств достижения этих целей.

Затраты на планирование карьеры и обучение, повышение квалификации надо рассматривать как капиталовложения в сотрудников, а значит, в успех компании.

С одно стороны, сотрудник, который прошел все этапы профессионального роста в одной организации, лучше знает ее специфику, сильные и слабые стороны. Именно это и делает его работу более продуктивной. В отличие от

того, кто придет в организацию «с улицы», ему не потребуется время на усвоение корпоративной культуры: он уже является ее частью. С другой стороны, поведение такого сотрудника, легче предугадать.

Можно с уверенностью сказать, что управление деловой карьерой сотрудника это активное взаимодействие трех сторон: работника, руководства и службы управления персоналом.

Руководитель формулирует потребности компании в развитии того или иного сотрудника, часто выступает в роли наставника в процессе управления его карьерой. На самого сотрудника ложится основная ответственность за успешное развитие собственной карьеры. Ведь именно он ежедневно претворяет в жизнь свой план. А служба управления персоналом координирует весь процесс управления карьерой.

Этапы управления деловой карьерой.

Процесс планирования деловой карьеры сотрудника начинается в момент его найма. Новому сотруднику необходимо определить перспективы его развития в данной организации, возможности карьерного роста. Это и есть первый этап управления его деловой карьерой.

Второй этап - составление плана индивидуального развития карьеры сотрудника. Другими словами, составляется перечень тех позиций, которые сотрудник может занимать в процессе карьерного роста.

Стоит отметить, что карьера в организации - это не обязательно непрерывное восхождение вверх. Она подразумевает и перемещения по горизонтали - из одного структурного подразделения в другое.

На этом этапе происходит сопоставление возможностей сотрудника с требованиями, предъявляемыми к той или иной должности. Нельзя забывать о том, что каждый сотрудник - личность. При составлении планов карьерного роста следует учитывать индивидуальные особенности каждого. И здесь требуется самое активное вмешательство непосредственного руководителя. Именно он может наиболее объективно оценить достоинства и недостатки претендента, его потенциал.

Логично было бы предположить, что следующим этапом управления деловой карьерой сотрудника станет реализация плана развития карьеры. Такой план подразумевает ротацию по должностям, различные стажировки и индивидуальное наставничество (коучинг).

На этом этапе предполагается постоянно оценивать результаты работы. Сотрудник должен не только получать новые знания и навыки, но и успешно использовать их в своей ежедневной работе. Следовательно, нужны некие инструменты контроля за этим процессом.

Оценку можно проводить параллельно с обычной аттестацией или как отдельное мероприятие. Полученные результаты показывают, насколько сотрудник был успешен за истекший период времени, на что стоит обратить внимание, планируя его дальнейшую карьеру. Как правило, оценка проводится совместно непосредственным руководителем и службой управления персоналом.

Периодическая оценка продвигаемого сотрудника позволяет понять, какие дополнительные знания и навыки ему необходимы. Следовательно, более эффективным становится и формирование учебных программ. Главное при формировании программ обучения - это четко сформулировать его цели. Иначе трудно избежать неоправданных затрат времени персонала и денег организации. Существует множество методик и форм обучения. Главным критерием выбора здесь является их соответствие поставленным ранее целям.

Каждый процесс в организации должен оцениваться с точки зрения его эффективности и управление карьерой не исключение. Последний этап управления деловой карьерой сотрудника - оценка эффективности данного процесса. Оценивать эффективность управления деловой карьерой сотрудника можно, используя следующие показатели.

Повышение эффективности управления компанией;

Повышение производительности;

Снижение текучести персонала;

Соотношение сотрудников, принятых на ключевые должности извне, с теми, кто «вырос» до такой должности в стенах организации;

Работа над новыми проектами, как фактор создания инновационной атмосферы в организации.

Управление деловой карьерой сотрудников - одно из приоритетных направлений в работе с персоналом. И если в западных компаниях работа в данной области ведется постоянно и уже довольно давно, то для российского бизнеса это понятие еще довольно новое. Управление карьерой сотрудников - мероприятие, требующее определенных материальных затрат со стороны компании. Но эти затраты с лихвой окупаются конкурентными преимуществами, которые компания получает взамен. Персонал, пожалуй, самый важный вид ресурсов из имеющихся в распоряжении любой организации, следовательно, затраты на его развитие являются не чем иным как инвестициями в стабильное и успешное «завтра» компании.

Процесс повышения квалификации

Под повышением квалификации понимается формальное и неформальное обучение, необходимое для того, чтобы штат учреждения или коллектив, задействованный в некоторой программе, был способен выполнять полный спектр своих служебных обязанностей. Такая подготовка является центральным компонентом развития организации и может включать формальное обучение, получение второго образования, перенимание опыта коллег и другие виды деятельности, ведущие к изменениям в навыках и умениях, которые затем будут использованы на практике.

Повышение квалификации трудового коллектива предполагает его обучение выполнению новых задач и полноценному применению современных технологий, а также выработку профессиональной надежности и развитие имеющихся умений. В ходе повышения квалификации необходимо научиться не просто выполнять работу принятым в настоящее время образом (профессиональный тренинг, направленный на выполнение конкретных задач), а постоянно изменять и совершенствовать методы работы, улучшая ее качество.

Повышение квалификации является результатом самой производственной деятельности. Специально организованное обучение позволяет достичь цели за более короткий срок.

Повышение квалификации направлено на последовательное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, рост мастерства по имеющейся у работника профессии. В зависимости от внешних обстоятельств потребности в повышении квалификации персонала определяются разными путями с разной степенью детализации.

Можно выделить пять основных причин того, почему развитие и повышение квалификации персонала в настоящее время приобрело особенно большое значение.

1. Век информации - быстрые технологические изменения.

2. Изменения требований к рабочей силе.

3. Недостаток навыков, особенно в высокотехнологичных и наукоемких областях.

4. Постоянные организационные изменения.

Повышение квалификации работников дистанционного образования может быть организовано множеством разных способов:

Внутри организации (Неформальный тренинг)

«взятие на буксир»: новичок работает в паре с опытным сотрудником, выполняющим ту же работу. Тьютор показывает, что должно быть сделано и объясняет, как выполнять необходимые действия

вводный опыт работы: новый член коллектива проводит непродолжительное время в каждом отделе, чтобы получить представление о работе организации в целом работа в команде с более или менее опытными сотрудниками Формальный тренинг

Организованные учебные семинары, секции и краткосрочные курсы продолжительностью от нескольких часов до нескольких недель

Самообразование: использование самоучителей (печатных и/или других средств обучения), подобранных и одобренных для применения внутри организации

Обучение на курсах профессиональной подготовки, организованных учебным заведением

В сотрудничестве с другими учебными заведениями

Неформальный тренинг

Товарищеская помощь: работа в другой организации в паре с опытным сотрудником, выполняющим аналогичные функции, либо приглашение эксперта из другой организации, который будет работать с отдельными сотрудниками или группой в вашей организации;

Учебные экскурсии: посещение нескольких учреждений для ознакомления с их работой; использование полученных знаний на своем рабочем месте.

Формальный тренинг

Организованные учебные курсы: семинары, секции, краткосрочные курсы продолжительностью от четырех часов до нескольких месяцев;

Обучение на курсах профессиональной подготовки, организованных другим образовательным учреждением стационарно или на расстоянии.

Организация должна обеспечить своему персоналу возможность выбора, чтобы удовлетворить потребности различных категорий работников. Каждая организация обязана разработать стратегию повышения квалификации своего персонала на основе долгосрочного учебного плана.

Преимущества повышения квалификации персонала для организации

Повышение квалификации персонала поможет по следующим ключевым направлениям.

Подбор и расстановка кадров. Перспектива обучения и повышения квалификации привлекает хороших специалистов. Текучесть кадров снижается, поскольку должным образом подготовленные сотрудники получают больше удовлетворения от работы, так как могут полнее себя реализовать, а их усилия получают признание.

Использование новых технологий и производственных систем. Во многих компаниях имеется широкий спектр технологических возможностей, однако некоторые из них не используются из-за отсутствия квалифицированных кадров. Повышение квалификации на рабочем месте, когда начальник организует обучение отдельных сотрудников или небольших групп, служит кратчайшим путем к применению новых технологий.

Качество продукции и услуг. Обучение и повышение квалификации персонала, особенно неформальных лидеров команд и сотрудников, работающих с клиентами, позволяет полнее удовлетворять потребности клиентов.

Выявление потенциальных руководителей и управленческого персонала. В процессе повышения квалификации проявляют себя сотрудники с потенциальными способностями к руководству и менеджменту, в связи с чем можно строить долгосрочные планы на будущее в масштабах всей организации.

Способность организации действенно реагировать на меняющиеся обстоятельства. Прошедший обучение и повышение квалификации персонал расширяет возможности реагирования на меняющиеся требования клиентов.

Преимущества повышения квалификации персонала для руководителей

Личное участие в повышении квалификации сотрудников способствует самосовершенствованию в следующих направлениях.

Текущие дела. Концентрируя внимание на повышении квалификации персонала, вы тем самым заботитесь о том, чтобы ваши сотрудники учились на ошибках, а не повторяли их. Если вы сами или кто-либо из опытных работников научите людей, что и как нужно делать, у работников появятся новые навыки, круг их обязанностей можно расширить, что сэкономит вам время в будущем.

Потенциальные возможности сотрудников. В отличие от оборудования ценность кадров повышается со временем, благодаря приобретению новых знаний и опыта. Постоянно совершенствуя свои навыки, вы и ваши сотрудники никогда не отстанете от требований времени и сумеете справиться с изменившейся рабочей нагрузкой. Развитие собственных возможностей гарантирует в будущем независимость от других подразделений и консультантов.

Собственные перспективы карьерного роста. Типичная ошибка, когда человек, желая стать незаменимым, стремится сделать все сам. Позаботившись о повышении квалификации своих сотрудников и возложив на них больше ответственности, вы сэкономите силы и время и сможете расширить круг своих обязанностей.

Преимущества повышения квалификации для сотрудников

Гарантированная занятость. Сотрудники, владеющие многочисленными навыками, больше востребованы, поскольку могут приспособиться к меняющемуся характеру работы. Развитие универсальных навыков повышает ценность сотрудника, который может выполнять разную работу в данной организации.

Рабочий потенциал. Персонал, занимающийся развитием своих навыков и желающий их улучшить, может брать на себя дополнительные обязанности. У таких сотрудников больше возможностей для продвижения по службе.

Ослабление стресса. Адекватная подготовка, соответствующая рабочим требованиям, ослабляет стресс и повышает способность приспосабливаться к изменениям и работе в сложных условиях.

Мотивация и удовлетворение от работы. Повышая свою квалификацию, сотрудники ощущают заботу руководства, что способствует повышению мотивации и удовлетворения от работы.

По данным опросов, размер оплаты имеет гораздо меньшее значение, чем принято считать. Исследователи сделали важное наблюдение: люди хотят интересной и увлекательной работы, хотят работать с удовольствием и гордиться результатами своего труда. Менеджеры и руководители имеют большое влияние на работу своих сотрудников и их отношение к ней. Следует больше заботиться о повышении удовлетворенности работой.

Многие исследователи дают трактовку социального развития, как процесса, в ходе которого происходят существенные количественные и качественные изменения в социальной сфере общественной жизни или отдельных ее компонентах - социальных отношениях, социальных институтах и т.д.

В настоящее время понятие «социальное развитие», по мнению С. Э. Майковой и Д. В. Окунева в полном объеме включает в себя :

1) социальные процессы, связанные с функционированием общественных отношений;

2) социальные процессы, обусловленные развитием общественных отношений;

3) процессы преодоления негативных социальных явлений;

4) процессы улучшения жизненных условий трудящихся.

Многие исследователи сводят социальное развитие к повышению благосостояния работников, социальных групп. Так, И.Е. Ворожейкин считает, что социальное развитие организации - это изменение к лучшему в ее социальной среде, достижение желаемых перемен в условиях труда, быта и досуга работников, которое осуществляется по следующим направлениям:

1. Создание единого статуса для всех работников, равенство в отношениях.

2. Социальное партнерство, создание тождественности интересов руководителя и сотрудников.

3. Равенство в возможностях продвижения по карьерной лестнице.

4. Забота о нуждах работника.

5. Повышение профессионализма менеджеров .

По мнению А.Я. Кибанова, социальное развитие организации означает все изменения в ее социальной среде - в тех материальных, общественных и духовно-нравственных условиях, в которых работники организации трудятся и в которых происходят распределение и потребление благ, складываются объективные связи между личностями, находят выражение их морально-этические ценности . Соглашаясь с точкой зрения А. Я. Кибанова, отметим, что социальное развитие организации представляет собой развитие социальной среды и сферы социальных отношений, основанное на законах практической деятельности людей, проявляющееся во всестороннем улучшении качества жизни работников трудового коллектива. Управление социальным развитием организации представляет собой совокупность приемов, процедур и правил целенаправленного воздействия субъекта управления на объект на основе научных подходов, знания закономерностей протекания социальных процессов и реальной практики управления.

Выявление сути и специфики управления социальным развитием имеет важное практическое значение и требует теоретического осмысления. Прежде всего, необходимо обратить внимание на объект управления социальным развитием предприятия - социальную среду организации.

Как считают Девяткин Е.А., Корсакова А.А., к основным факторам непосредственной социальной среды организации относятся :

потенциал и социальная инфраструктура организации;

условия работы и охрана труда;

социальная защищенность работников;

социально-психологический климат коллектива;

материальное вознаграждение труда и семейные бюджеты;

внерабочее время и использование досуга.

Михалева Е. А. под социальной средой понимает сам персонал с его различиями по демографическим и профессионально-квалификационным признакам, социальная инфраструктура организации, и все то, что, так или иначе, определяет качество трудовой жизни работников, то есть степень удовлетворения их личных потребностей посредством труда в данной организации .

На наш взгляд, к основным составляющим социальной среды организации относятся: потенциал организации, социальная инфраструктура, условия работы и охрана труда, социальная защищенность работников, социально-психологический климат в коллективе, стимулирование трудового поведения, внерабочее время и использование досуга.

Основу социальной среды организации образует персонал. Он обладает рядом характеристик, оценивая которые можно установить соответствие качественных характеристик персонала требованиям должности или рабочего места. Кроме различия людей по возрасту, полу и национальной принадлежности они отличаются по своим потребностям, интересам, возможностям, поведению, вкусам. У каждого из них - свои физические и интеллектуальные способности, свое мировоззрение, образ и стиль жизни. В трудовой жизни реализуются присущие работнику свойства - его квалификация, опыт, знания, работоспособность, отношение к труду и ряд других, совокупность которых должна обеспечить такой процесс труда, который будет соответствовать определенным правовым нормам, характеризующим эталон трудовой деятельности.

Социальная среда организации тесно взаимосвязана с технической и экономической сторонами функционирования организации, составляет вместе с ними единое целое. Успешная деятельность любой организации зависит от результативности совместного труда занятых в ней работников, от их трудового потенциала, от того насколько условия труда и быта благоприятствуют удовлетворению материальных и духовных потребностей людей.

По мнению А.А. Ослопова, основными субъектами управления социальным развитием организации являются организационно оформленные общности людей, формируемые ими органы управления; руководящий состав, наделенный управленческими функциями и осуществляющий управленческую деятельность .

Л. Н. Коновалова считает, что субъектами управления могут быть и неформальные группы во главе с неформальными лидерами, причем эффективность влияния таких групп иногда может быть выше, чем формальных образований .

Основной целью управления социальным развитием предприятия является повышение качества трудовой жизни. Этого можно достичь путем создания благоприятных условий труда и отдыха работников; повышения их образовательного уровня; повышения трудовой активности рабочих; обеспечения им безопасности на производстве, в быту, местах отдыха; удовлетворения и развития потребностей работников; укрепления здоровья и увеличения продолжительности их жизни, а также стабилизации отношений в трудовых коллективах и совершенствования социально-психологических отношений.

Достижение всего комплекса целей обеспечивает повышение качества трудовой жизни работников организации. Оно может быть достигнуто в процессе решения целого комплекса взаимосвязанных задач, таких как повышение благосостояния членов трудового коллектива, улучшение условий трудовой деятельности, создание благоприятного и стабильного социально- психологического климата в коллективе.

Основными задачами социального развития предприятия являются: стимулирование средствами, как материального вознаграждения, так и морального поощрения эффективного труда, инициативного и творческого отношения к делу; оптимизация структуры персонала; улучшение эргономических, санитарно-гигиенических и иных условий работы, охраны труда; соблюдение социальных гарантий и гражданских прав работников, социальное страхование; улучшение социальной инфраструктуры; рост жизненного уровня работников и членов их семей; создание и поддержание в коллективе здоровой социально-психологической атмосферы, оптимальных межличностных и межгрупповых связей, способствующих раскрытию интеллектуального и нравственного потенциала каждой личности, удовлетворенности совместным трудом .

В соответствии с этими целями и задачами формируется комплексная система управления социальным развитием организации.

Управление социальным развитием организации является сложным и многогранным процессом. Наиболее характерными особенностями этого процесса являются, прежде всего, то, что он осуществляется только там, где имеет место совместная деятельность людей. Не менее значимым является планирования социального развития коллективов предпринимательских фирм, придающее взаимодействию людей сплоченность и организованность.

Управление социальным развитием, выступая в роли регулятора поведения людей, достигает этой цели в рамках общественных связей, являющихся, по сути, управленческими отношениями. Возникают они, прежде всего, между субъектом и объектом в связи с практической реализацией функций управления. А.Н. Аверин выделил три группы функций управления социальным развитием предпринимательских фирм . К первой группе относятся функции, направленные на формирование и оптимизацию социальной организации коллектива, и на совершенствование его социальной структуры, то есть на прогрессивное развитие имеющихся в нем социально-профессиональных и других групп и отношений между ними (функция обогащения содержания труда, предполагающая чередование производственных функций, увеличение информационной насыщенности трудового процесса, нестандартные режимы труда, обеспечение профессионального роста работников).

Вторую группу составляют функции, направленные на удовлетворение материальных и духовных потребностей сотрудников трудового коллектива и создание благоприятных возможностей для реализации работниками своих социальных прав. Третья группа функций управления социальным развитием предприятия включает в себя решение задач развития социально значимых качеств людей, к ним можно отнести формирование системы материальных и духовных потребностей работников, развитие трудовой, творческой и других видов общественной активности членов коллектива.

В процессе управления социальным развитием организации Ф. А. Мустафаева выделила ряд последовательно связанных этапов, каждый из которых имеет самостоятельное значение . Такими этапами являются:

1) формирование информационной базы о состоянии объекта управления социальным развитием организации;

2) оценка состояния (уровня социального развития) объекта, его социального потенциала и выявление существующих проблем;

3) проведение специальных исследований (социологических, социально-экономических, социально-психологических) с целью определения эффективных путей использования социальных ресурсов организации и решения социальных проблем;

4) выработка управленческих решений, направленных на повышение уровня социального развития объекта, разработка плана социального развития;

5) реализация управленческих решений и контроль.

Управление социальным развитием организации есть совокупность способов, приемов, процедур, позволяющих решать социальные проблемы на основе научного подхода, знания закономерностей протекания социальных процессов, точного аналитического расчета и выверенных социальных нормативов, которые невозможны без осуществления такой функции управления, как планирование.