Невроз страха симптомы причины лечение. Невроз страха_ навязчивый невроз_Лечение невроза страха

Когда человеку угрожает опасность, это нормально — испытывать чувство страха и тревоги. Ведь таким способом наш организм готовится действовать более эффективно – «сражаться или убегать».

Но к несчастью, некоторые люди склонны переживать тревогу либо слишком часто, либо слишком сильно. Также бывает, что проявления тревоги и страха появляются без особой причины или по пустяковому поводу. В тех случаях, когда тревога мешает вести нормальный образ жизни, считается, что человек страдает тревожным расстройством.

Симптомы тревожных расстройств

По данным ежегодной статистики, 15-17% взрослого населения страдает от той или иной формы тревожного расстройства. Наиболее распространены следующие симптомы :

Причина появления тревоги и чувства страха

Повседневные события часто связаны со стрессом. Даже такие, казалось бы, обычные вещи как стояние в машине в час пик, празднование дня рождения, нехватка денег, проживание в тесноте, перенапряжение на работе или конфликты в семье – все это стресс. И это мы не говорим о войнах, несчастных случаях или болезнях.

Для того, чтобы справиться со стрессовой ситуацией эффективнее, мозг дает команду нашей симпатической нервной системе (см. рисунок). Она приводит организм в состояние возбуждения, заставляет надпочечники выбрасывать гормон кортизол (и другие), учащает сердцебиение и вызывает ряд других изменений, которые мы ощущаем как страх или тревогу. Эта, скажем так — «древняя», животная реакция, помогала нашим предкам выжить в сложных условиях.

Когда опасность миновала, активируется парасимпатическая нервная система. Она нормализует сердечный ритм и прочие процессы, приводя организм в состояние покоя.

В норме эти две системы уравновешивают друг друга.

А вот теперь представьте себе, что по какой-то причине произошел сбой. (Подробный анализ типичных причин представлен ).

И симпатическая нервная система начинает возбуждаться, реагируя чувством тревоги и страха на столь мизерные стимулы, которых другие люди даже не замечают…

Люди тогда испытывают страх и беспокойство по поводу и без. Иногда их состояние – постоянная и непреходящая тревога. Иногда же они чувствуют взвинченность или нетерпеливость, нарушения концентрации внимания, проблемы со сном.

Если такие симптомы тревоги наблюдаются достаточно длительно, то, согласно DSM-IV, врач может поставить диагноз «генерализованное тревожное расстройство » .

Или другой вид «сбоя» – когда симпатическая нервная система гиперактивирует организм без особой на то причины не постоянно и слабо, а сильными всплесками. Тогда говорят о панических атаках и, соответственно, паническом расстройстве . Мы довольно много писали об этой разновидности тревожно-фобических расстройств в других .

О лечении повышенной тревожности лекарствами

Вероятно, прочитав текст выше, вы подумаете: что ж, если у меня произошла разбалансировка нервной системы, значит, нужно ее привести в норму. Выпью-ка я соответствующую таблетку, и все наладится! Благо, современная фармацевтическая индустрия предлагает огромный выбор средств.

Некоторые из противотревожных лекарств – типичные «фуфломицины», которые не проходили даже нормальных клинических испытаний . Если кому и помогают, то за счет механизмов самовнушения.

Другие – да, действительно снимают тревожность. Правда, не всегда, не до конца и временно. Мы имеем в виду серьезные транквилизаторы, в частности, бензодиазепинового ряда. Например, такие как диазепам, гидазепам, ксанакс.

Однако их применение потенциально опасно. Во-первых, когда люди прекращают прием этих лекарств, тревожность обычно возвращается. Во-вторых, эти препараты вызывают самую настоящую физическую зависимость. В третьих, такой грубый способ воздействия на мозг не может остаться без последствий. Сонливость, проблемы с концентрацией внимания и памятью, а также депрессия – обычные побочные эффекты лечения тревоги лекарствами .

И все же… Как лечить страх и тревогу?

Мы считаем, что эффективным, и в то же время бережным для организма способом лечения повышенной тревожности является психотерапия .

Вот только не устаревшие разговорные методы, вроде психоанализа, экзистенциальной терапии или гештальта. Контрольные исследования свидетельствуют о том, что данные разновидности психотерапии дают весьма скромные результаты. И то, в лучшем случае .

То ли дело современные психотерапевтические методы: EMDR-терапия, когнитивно-поведенческая психотерапия, гипноз, краткосрочная стратегическая психотерапия! С их помощью можно решать множество терапевтических задач, например, менять неадекватные установки, которые лежат в основе тревоги. Или учить клиентов «держать себя в руках» в ситуации стресса более эффективно.

Комплексное применение этих методов при тревожных неврозах эффективнее, чем лечение медикаментами. Посудите сами:

вероятность успешного результата — около 87%! Эта цифра — не только результат наших наблюдений. Есть множество клинических испытаний, подтверждающих результативность психотерапии.

заметное улучшение состояния уже после 2-3 сеанса.

краткосрочность. Другими словами, не нужно ходить к психологу годами, обычно требуется от 6 до 20 сеансов. Это зависит от степени запущенности расстройства, а также прочих индивидуальных особенностей обратившегося человека.

Как происходит лечение страха и тревоги?

Психологическая диагностика — основная цель первой встречи клиента и психотерапевта (иногда двух).Глубокая психодиагностика — то, на чем строится дальнейшее лечение. Поэтому она должна быть максимально точной, а иначе ничего не получится. Вот чек-лист хорошей диагностики:

найдены настоящие, глубинные причины тревоги;

составлен четкий и рациональный план лечения тревожного расстройства;

клиент полностью понимает механизмы психотерапевтических процедур (уже одно это дает облегчение, ведь виден конец всех страданий!);

вы чувствуете искреннюю заинтересованность и заботу о вас (вообще, мы считаем, что это условие должно присутствовать в сфере услуг повсеместно).

Эффективное лечение , на наш взгляд, это когда:

применяются научно доказанные и клинически апробированные методы психотерапии;

работа проходит по возможности без медикаментов, а значит, без побочных эффектов, без противопоказаний для беременных и кормящих мам;

применяемые психологом техники безопасны для психики, пациент надежно защищен от повторного психотравмирования (а к нам иногда обращаются «жертвы» дилетантов всех мастей);

специалист способствует повышению самостоятельности и уверенности своего клиента, а не стремится сделать его зависимым от терапевта.

Устойчивый результат — это следствие интенсивной совместной работы клиента и психотерапевта. Наша статистика показывает, что в среднем для этого необходимо 14-16 встреч. Иногда попадаются люди, которые достигают отличных показателей за 6-8 встреч. В особо запущенных случаях и 20 сеансов бывает мало. Что мы мы понимаем под «качественным» результатом?

Устойчивый психотерапевтический эффект, нет рецидивов. Чтобы не получилось так, как это часто бывает при лечении тревожных расстройств лекарствами: перестаешь их принимать — страх и прочие симптомы возвращаются.

Нет остаточных явлений. Вновь обратимся к медикаментозному лечению. Как правило люди, принимающие лекарства, все равно чувствуют тревогу, хотя и через некую «пелену». Из такого «тлеющего» состояния может разгораться пожар. Так быть не должно.

Человек надежно защищен от возможных стрессов в будущем, которые (теоретически) могут провоцировать появление симптомов тревоги. То есть обучен методам саморегуляции, обладает высокой стрессоустойчивостью, способен правильно заботиться о себе в сложных ситуациях.

Как уже описывалось выше, навязчивые страхи, или фобии, разнообразны и встречаются чаще всего. Поведение больных принимает соответствующий характер.

Симптомы. Больной со страхом некоторых предметов просит родственников убрать их подальше от него, а больной, который боится закрытого пространства, будет избегать оставаться в комнате, транспорте, особенно один. При навязчивом страхе загрязнения больные целый день моют руки, несмотря на то, что кожа на руках стала изменяться. Постоянно кипятят тряпочки, полотенца, белье, чтобы они были «стерильными». Больная инфарктофобией боится, что инфаркт случится у нее на улице и ей никто не поможет. Поэтому она выбирает маршрут на работу, пролегающий мимо больниц и аптек, но в кабинете врача она сидит без опасений и страха, понимая его необоснованность.

Таким образом, фобия - это страх, связанный с определенной ситуацией или группой представлений.

Навязчивые действия носят чаще всего характер ожидаемых выше мер по преодолению фобий (часто моет руки, обходит открытые площади, не остается в закрытой комнате и т.
д.). Нередко возникают навязчивые стремления пересчитать предметы или окна, или женщин в красных тапочках, и др.

Сюда же относятся и некоторые тики, особенно сложные, но не насильные. Разделение навязчивых состояний на навязчивые представления, мысли, страхи и действия является весьма условным, так как в каждом навязчивом явлении в той или иной степени содержатся представления, чувства и влечения, тесно между собой связанные. У больного может быть ряд навязчивых явлений и ритуалов.

Невроз навязчивых состояний у психастенических психопатов можно рассматривать как особую форму невроза - психастению. Основными чертами характера психастеников являются нерешительность, боязливость, склонность к сомнениям, тревожно-мнительное состояние. Им свойственны повышенное чувство долга, склонность к беспокойству, страху. В основе этого лежит понижение «психического напряжения», вследствие чего высшие полноценные психические акты заменяются более низшими.

Невроз ожидания выражается в затруднении выполнения той или иной функции вследствие навязчивого опасения неудачи (речи, ходьбы, письма, чтения, сна, игры на музыкальном инструменте, половой функции).
Может возникнуть в любом возрасте. Например, нарушение речи может возникнуть после неудачного публичного выступления, во время которого под влиянием взволновавшей больного обстановки наступило торможение функции речи. В дальнейшем развилось чувство тревожного ожидания неудачи при необходимости публичного выступления, а затем и при выступлениях в необычной обстановке.

Аналогичным образом развивается невроз ожидания при неудачном половом акте, где тот или другой партнер почувствовали себя не на высоте.

При неврозе страха основным симптомом является чувство тревоги или страха. Страх не зависит от какой-либо ситуации или каких-либо представлений, является немотивированным, бессодержательным - «свободно витающий страх». Страх является первичным и психологически понятным образом, не выводимым из других переживаний.

Нередко под влиянием страха появляются психологически с ним связанные тревожные опасения, которые зависят от силы страха. Большую роль в возникновении невроза страха играет наследственная предрасположенность.
Большую роль в формировании болезни имеет первый приступ страха, который положил начало болезни, это может быть как соматический фактор при различных заболеваниях, так и психотравмирующий, психогенный фактор.

Особым вариантом невроза страха является аффективно-шоковый невроз, или невроз испуга, который подразделяется на следующие формы:

Простая форма, которая характеризуется замедленным течением психических процессов и рядом соматовегетативных расстройств. Заболевание наступает остро, вслед за действием шоковой психической травмы, которая сигнализировала о большой опасности для жизни. Наблюдается бледность лица, тахикардия, колебания артериального давления, учащенный или поверхностный характер дыхания, учащение актов мочеиспускания и дефекации, сухость во рту, потеря аппетита, похудание, дрожание рук, коленей, чувство слабости в ногах. Отмечается заторможенность мыслительных процессов и словесно-речевых реакций, нарушение сна. Постепенно происходит восстановление, но длительнее всех держится нарушение сна;

Асенситированная форма характеризуется развитием тревоги и двигательного беспокойства с замедлением словесно-речевых реакций, мыслительных процессов с вегетативными нарушениями, свойственными простой форме;

Ступорозная форма в сочетании с мутизмом, т.
е. оцепенение и онемение;

Сумеречная форма (появляется сумеречное состояние сознания, неосознание бормотания, непонимание местонахождения).

Особенно легко возникает невроз испуга у детей. Он чаще всего возникает у детей инфантильных и детей раннего возраста. Заболевание могут вызвать новые, необычного вида раздражители, например резкий звук, яркий свет, человек в шубе или в маске, неожиданное нарушение равновесия. У более старших детей испуг может быть связан со сценой драки, видом пьяного человека, угрозой физической расправы.

В момент испуга наблюдаются кратковременные ступорозные состояния («оцепенение» и «онемение») или состояние психомоторного возбуждения с дрожью. Далее этот страх может закрепиться. У маленьких детей может наступить утрата ранее приобретенных навыков и умений. Ребенок может утратить функцию речи, умение ходить и навыки опрятности. Иногда дети начинают мочиться при виде пьяного человека, грызть ногти и т. д.

Течение заболевания в большинстве случаев благоприятное, нарушеннные функции восстанавливаются. У детей старше 5-7 лет, перенесших испуг, может дать начало формированию фобий, т. е. невроза навязчивых состояний.

Обычно возрастные страхи существуют после возникновения в течение 3-4 недель. Это можно считать нормой. Если же в течение этого времени интенсивность страха возрастает, то речь уже идет о страхе невротическом. Для него характерны большая эмоциональная интенсивность, напряжение, длительность. Страхи могут существовать и расти вплоть до преклонного возраста. Разумеется, это неблагоприятно влияет на формирование характера и приводит к возникновению защитного поведения: избегание объекта страха, а также всего нового и неизвестного. На фоне невротического страха возможно проявление других неврозов, астении: повышенная утомляемость, нарушение сна, учащенное сердцебиение и др.

Наиболее существенные отличия невротических страхов от возрастных:

  • бо’льшая эмоциональная интенсивность и напряженность
  • длительное или постоянное течение
  • неблагоприятное влияние на формирование характера и личности
  • болезненное заострение
  • взаимосвязь с другими невротическими расстройствами и переживаниями (невротические страхи — это один из симптомов невроза как психического заболевания формирующейся личности)
  • отражение на поведении посредством не только избегания объекта страха, но и всего связанного с ним нового и неизвестного, т.е. развитие защитного типа поведения
  • более прочная связь с родительскими страхами
  • относительная трудность их устранения

Невротические страхи не являются какими-либо принципиально новыми видами страхов. В том или ином виде они встречаются и у здоровых в нервно-психическом отношении детей. Невротическими эти страхи становятся в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений.

Наличие многочисленных страхов является признаком недостаточной уверенности в себе, отсутствие адекватной психологической защиты, что все вместе неблагоприятно сказывается на самочувствии ребенка, создавая еще большие трудности в общении со сверстниками.

Страх за свою жизнь в виду его распространенности в старшем дошкольном возрасте не имеет существенных различий у детей с неврозами и у здоровых сверстников. Различия здесь скорее носят качественный характер и сводятся к боязни нападения, огня, пожара, страшных снов, болезни, стихии. Все эти страхи имеют выраженный и устойчивый, а не просто возрастной характер, и в их основе лежит . Этот страх означает боязнь «быть ничем», то есть не существовать, не быть вообще, поскольку можно бесследно исчезнуть в огне, при пожаре, погибнуть во время стихийных бедствий, подвергнуться смертельной опасности во сне или получить увечье в результате нападения или болезни.

Чаще подобные страхи испытывают чувствительные, имеющие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями дети. Их представление о себе искажено эмоциональным непринятием в семье или конфликтом и они не могут полагаться на взрослых как на источник безопасности, авторитета и любви. Поэтому боязнь смерти всегда свидетельствует о наличии серьезных эмоциональных проблем во взаимоотношениях с родителями, проблем, которые не могут быть разрешены самими детьми.

Ближе к 7-8 годам при большом количестве неразрешимых и идущих из раннего возраста страхов можно уже говорить о развитии тревожности с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-то не то,не так, опоздать, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам, опасением быть не тем, кого любят и уважают. Страх быть не тем» чаще всего встречается не просто у эмоционально чувствительных детей с развитым чувством собственного достоинства, но именно у тех из них, кто внутренне ориентирован на социальные нормы и стремится соблюдать их.

При неврозе страха основным симптомом является чувство тревоги или страха. Страх не зависит от какой либо ситуации или каких либо представлений, является немотивированным, бессодержательным — "свободно витающий страх". Страх является первичным и психологически понятным образом, невыводимым из других переживаний.

Нередко под влиянием страха появляются психологически с ним связанные тревожные опасения, которые зависят от силы страха. Большую роль в возникновении невроза страха играет наследственная предрасположенность. Большую роль в формировании болезни имеет первый приступ страха, который положил начало болезни, это может быть как соматический фактор при различных заболеваниях, так и психотравмирующий, психогенный фактор.

Особым вариантом невроза страха является аффективно-шоковый невроз или невроз испуга , который подразделяется на следующие формы:

1. Простая форма, которая характеризуется замедленным течением психических процессов и рядом соматовегетативных расстройств. Заболевание наступает остро, вслед за действием шоковой психической травмы, которая сигнализировала о большой опасности для жизни. Наблюдается бледность лица, тахикардия, колебания АД, учащенный или поверхностный характер дыхания, учащение актов мочеиспускания и дефекации, сухость во рту, потеря аппетита, похудание, дрожание рук, коленей, чувство слабости в ногах. Отмечается заторможенность мыслительных процессов и словесно-речевых реакций, нарушение сна. Постепенно происходит восстановление, но длительнее всех держится нарушение сна.

2. Анситированная форма характеризуется развитием тревоги и двигательного беспокойства с замедлением словесно-речевых реакций, мыслительных процессов с вегетативными нарушениями, свойственными простой форме.

3. Ступорозная форма в сочетании с мутизмом, т.е. оцепенение и онемение.

4. Сумеречная форма (появляется сумеречное состояние сознания, неосознание бормотания, непонимание местонахождения).

Особенно легко возникает невроз испуга у детей. Он чаще всего возникает у детей инфантильных и детей раннего возраста. Заболевание могут вызвать новые, необычного вида раздражители, например, резкий звук, яркий свет, человек в шубе или в маске, неожиданное нарушение равновесия. У более старших детей испуг может быть связан со сценой драки, видом пьяного человека, угрозой физической расправы.

В момент испуга наблюдаются кратковременные ступорозные состояния ("оцепенение" и "онемение") или состояние психомоторного возбуждения с дрожью. Далее этот страх может закрепиться. У маленьких детей может наступить утрата ранее приобретенных навыков и умений. Ребенок может утратить функцию речи, умение ходить и навыки опрятности. Иногда дети начинают мочиться при виде пьяного человека, и т.д.

Течение заболевания в большинстве случаев благоприятное, нарушеннные функции восстанавливаются. У детей старше 5-7 лет перенесшие испуг может дать начало формированию фобий т.е. невроза навязчивых состояний.

Невроз страха , как форма невроза, впервые описана 3. Фрейдом в 1892 г., проявляется чувством тревоги или страха самого различного содержания. Однако и до настоящего времени в детской и общей психиатрии существуют противоречивые точки зрения на целесообразность выделения данного вида общего невроза. Большинство отечественных и зарубежных психиатров выделяют невроз страха как самостоятельную форму психического заболевания (Г. Е. Сухарева,1959; А. М. Свядощ, 1971,1982; В. В. Ковалев, 1974, 1979; К. Джаспер, 1946; Л. Каннер,19бб). В то же время С. Н. Доденко (1953), Г. К. Ушаков (1973) отрицают самостоятельность невроза страха, считая его простым, неразвернутым вариантом невроза навязчивых состояний или проявлением неврастенического, ипохондрического и других видов неврозов.

Этот вопрос довольно сложный не только в плане нозологической самостоятельности, но и в отличии страха вообще от болезни. Известно, что каждый человек на протяжении жизни, в том числе и в детском возрасте, испытывает страх, как чувство болезни, опасения различных предметов, явлений и действий, которые могут принести вред здоровью. Это фактически реакция защиты организма от опасности, которая требует срочного принятия конкретного решения. Обычно с исчезновением причины опасности вскоре проходит и чувство страха. Применительно к неврозу страха последний рассматривается как беспредметная (беспричинная) отрицательно окрашенная эмоция, сопровождающаяся напряженностью, чувством непосредственной опасности для жизни и разнообразным вегетативными нарушениями.

У детей, особенно раннего и дошкольного возраста, страх нередко связан с испугом. В этой связи в рамках невроза страха Г. Е. Сухарева (1959) выделяла, как разновидность, «невроз испуга ».

Установлено, что клинические проявления невроза страха имеют некоторые возрастные особенности. По данным А. М. Свядоща у взрослых невроз страха носит некондиционный характер, т.е. он не зависит от какой-либо ситуации или представлений в прошлом (в том числе причины, вызвавшей страх, если она устанавливается), является немотивированным, бессодержательным. Он как бы «свободно витающий». Для наглядности А. М. Свядощ приводил описание страхов по рассказам наблюдаемых им больных. «Состояние страха меня все время не покидает. Я испытываю весь день то чувство неопределенной тревоги, то страха. При этом чего я боюсь, чего я жду - сама не знаю». Это может быть чувство неопределенной опасности, несчастья, которое должно или может случиться. Иногда чувство страха охватывает все действия больного. Например, он боится взять в руки нож, чтобы не ударить кого-то другого, боится выйти на балкон, а вдруг выбросится с него, опасается включить газовую плиту, а вдруг забудет ее зажечь или выключить и т.д.

Причиной невроза страха в детском возрасте могут быть шоковая и подострая психотравмы, вызывающие испуг; факторы эмоциональной депривации (особенно длительная разлука с родителями), тяжелые заболевания близких людей, неправильное воспитание типа гиперопеки.

Содержание страхов, их внешние проявления у детей различных возрастных групп, как пишет В. В. Ковалев (1979), обычно связаны с характером психотравмирующей ситуации. Так, в первые 6 лет жизни преобладают страхи животных, персонажей телепередач, кинофильмов, от «страшных» сказок или запугивания ребенка событиями, чтобы вызвать послушание. Нередко пугают детей доктором, который сделает укол, бабой-ягой, милиционером или «вредным дядькой», который заберет непослушного ребенка. А если затем приходится обращаться к врачу, может быть истерика. В дошкольном и младшем школьном возрасте часто бывает страх темноты, разлуки с близкими, одиночества. Нередко приходится видеть, как ребенок раннего и дошкольного возраста не отпускает от себя мать, держась руками за подол ее юбки, и ходит всюду за ней следом. А как часто слышат мамы от детей такого возраста, особенно от девочек, «мама, ты не умрешь?». Причиной тому может быть состояние матери, когда ей было плохо то ли от невроза, то ли от органической болезни, и она принимала лекарства.

В период полового созревания содержание неврозов страха часто касается представлений о болезни и смерти.

Течение невроза страха может быть как кратковременным - несколько недель - 2-3 месяца, так и затяжным - несколько лет. В случае затяжного течения возможны периодически наступающие обострения. Длительное течение невроза страха часто обусловлено особенностями преморбидного развития личности в виде тревожности, мнительности, ипохондричности и различных видов астенизации.

В подростковом возрасте постепенно теряется связь невроза страха с тематикой психотравмирующей ситуации, т.е. его проявления приближаются к таким, которые наблюдаются у взрослых.

Возникший в детстве невроз страха может продолжаться многие годы и перейти в невротическое развитие личности. Отмечено также, что невроз страха у детей и подростков, в отличие от навязчивых страхов, не сопровождается признанием их необычности и чуждости, отсутствует также стремление к их преодолению.

В зарубежной (западной) литературе в рамках невроза страха выделяется особая форма - «школьный невроз ». Суть его заключается в том, что дети, особенно начальных классов, боятся посещать школу из-за страха перед ней: строгость, дисциплина, требовательность учителей. В связи с этим ребенок ищет повод чтобы не пойти в школу, ссылаясь на болезнь или другие причины. Это может быть и категорический отказ ребенка, невротическая рвота, возможен уход из школы и даже из дому, возникновение системных неврозов, например недержание мочи и кала.

Отказ от посещения школы может быть обусловлен не только необычностью требований к ребенку, который воспитывался по принципу вседозволенности, но также и боязнью разлуки с матерью.

В русскоязычной литературе прошлых лет, да и настоящего времени не выделяется школьный невроз как разновидность невроза страха. О нем не упоминается ни в БМЭ, ни в Энциклопедическом словаре медицинских терминов. В. В. Ковалев (1979) писал «об относительной редкости страхов школы у детей в нашей стране, что, очевидно, связано, во-первых, с иными, более благоприятными социальными условиями, а во-вторых, с широким распространением в нашей стране общественного дошкольного воспитания детей, которое способствует преодолению эгоистических установок и боязни разлуки с родителями».

Конечно, эту форму или разновидность невроза страха можно выделять или не выделять. Дело в другом. Встречаются ли подобные состояния в нашей действительности? Встречаются, но довольно редко, в том числе и по типу межличностных конфликтов. Ведь учителя, как и учащиеся, подвержены различным заболеваниям, в том числе и неврозам. А если у учителя есть невроз, а к нему в первый класс поступило 30-40 человек, из которых у 4-5 повышенная невротичность, т.е. сформировавшаяся склонность к неврозу, то от встречи невротика с невротиком можно ожидать всего. Один другого будут индуцировать. Мне приходилось видеть таких детей, в том числе недавно был один характерный случай.

Девочка 9 лет категорически отказалась ходить в школу из-за того, что учительница (пенсионного возраста) упорно не называет ребенка ни по имени, ни по фамилии, а просто «телка». Смотрел эту девочку. Не такая уж она полная для такой клички, хотя и «не совсем худая». Странно, что родители ребенка не могли найти управу на данного педагога. Девочку перевели в другую школу, и все стало на свои места.