Обрести внутреннюю гармонию и душевное спокойствие. Обретение душевного равновесия и спокойствия

Ерофеевская Наталья

Спокойствие, только спокойствие… Но как оставаться спокойным, если внутри все клокочет , невысказанных слов, накопившегося напряжения и грозит вот-вот вылиться на ближайшее окружение? Знакомая ситуация? А ведь оставаться уверенным в себе, спокойным и контролирующим собственное поведение человеком хочется каждому – в этом сила, в этом удовлетворение собой, в этом здоровье организма и крепкие нервы.

Что делать, чтобы снять напряжение и не чувствовать себя бочкой с порохом, для которой и искры много? Рассмотрим распространенные рекомендации и методики, которые дадут основу для создания спокойной внутренней атмосферы.

Настрой на размеренность и душевный покой

Первое, что приходит в голову, – релаксация, медитация и молитва для тех, в чьей душе есть вера. Расслабляющая регулярная практика помогает восстановить душевное спокойствие и внутреннюю гармонию в короткие сроки. И тут происходит главная ошибка: довольный результатом медитирующих методик человек прекращает занятия, и все возвращается на круги своя. Та же нервозность и та же тревога в считанные дни затягивает в тяжкие цепи душу и тело.

Каждый человек выбирает подходящий ему метод расслабления, совершая своеобразный ритуал:

верующие читают молитвы, перебирая четки;
спортивные люди бегают зимой на лыжах, а летом по паркам, песку или горным тропинкам;
прогулка перед сном или встреча рассвета, общение с животными, растениеводство, рыбалка или охота;
рукоделие, игра на музыкальных инструментах, творчество;
дают возможность почувствовать себя, услышать себя, найти состояние гармонии в себе и свое место в окружающем мире.

Главное правило: способ расслабления индивидуален, а привычка давать себе отдых должна быть такой же ежедневной, как почистить зубы или погулять с собакой – кстати, погулять с собакой тоже вариант.

В чем принцип спокойствия?

Равновесие души, здоровья и мыслей человека – основа его спокойствия. Эмоции, не входящие в этот список, способны поколебать любую «холодную» голову. Однако это вовсе не значит, что нужно быть сухарем или ржавым гвоздем, в котором не осталось ни тени живого, – эмоции любого знака, и положительные и отрицательные, украшают жизнь, делая ее ярче, интереснее, волнительнее. Вопрос в том, насколько дорого обходятся эмоции для конкретного человека: прочувствовали ситуацию и отпустило или продолжает лихорадить день, два, неделю? Мысли в голове крутятся и крутятся, не давая думать ни о чем другом, бессонница и усталость, нарастающий психоз – вот признаки .

Сохранять равновесие непросто, но возможно. Предлагаем несколько правил, как не поддаться на провокации окружающего мира и остаться верным себе, сохранив внутренний источник уверенности:

Спокойствие – это не синоним сонливости! Сонливость – это апатия и нежелание действия, которое со временем грозит перерасти в и отрешенность от жизненных проблем, не имеющих ничего общего с внутренней гармонией человека.
В состоянии нервозности сконцентрируйтесь на способности увидеть ситуацию или жизненную картину в целом, без детализации – это позволит не распыляться и не циклиться на неприятных мелочах, которые оттягивают баланс на себя.

3. Не ждите спокойствия извне: окружающий мир динамичен и не стоит на месте ни одну секунду – смешно от него ждать какой-то стабильности. Жизнь преподносит разные сюрпризы: хорошо, если они окажутся волнующими, но приятными, а если сюрприз не так хорош? Вдохнули, выдохнули и сказали себе: «Я справлюсь с этим!» — конечно, справитесь! хотя бы просто потому, что обстоятельства иногда не дают других вариантов.

4. Правило, о котором люди знают, но не пользуются: во всем искать плюсы. Уволили с работы? – больше внимания семье и шанс найти себя в другом направлении. ? – нет храпа, скандалов, в доме порядок, тишина и исключительное наслаждение покоем. Плохо учатся дети? – получившего Нобелевскую премию Эйнштейна вообще выгнали из школы. Со временем эта привычка укрепится и заработает на автомате: не успеете задуматься, а положительные стороны происходящего уже тут как тут!

5. Людей беспокоит : собственной, близких, друзей, коллег… Надо научиться принимать это как данность: жизнь такова, что никто в ней не останется навечно, – все смертны, и очередь каждого подойдет в свое время. Конечно, хотелось бы попозже, но это кому как на роду написано – немного фаталистом с верой в судьбу быть не помешает.

6. Не стоит подгонять события и окружающих нас людей: изнурение работой и жизненными скоростями – главная беда нашего века. Исключительная вера в такое нужное сопротивление всем и вся может и впечатляет – «Ты такой сильный (сильная), никакие обстоятельства тебя не сломят!», но вреда от этого гораздо больше, нежели пользы.

Иногда надо обстоятельства отпустить: возможно, возникнет еще какой-то фактор или неожиданный поворот, который в корне изменит восприятие ситуации.

Место успокоения

Это не про кладбище – хотя да, будем честны: самое что ни на есть спокойное место на планете. Но пока сердце горячо бьется в груди, стоит позаботиться об уголке личного уединения. Заветное местечко, в котором нет телефонных звонков, телевизора с пугающими новостями, засасывающего в свою бездонную утробу интернета – полчаса на балкончике или на скамейке в парке помогут привести в порядок мысли и чувства, обуздать захлестнувшие эмоции.

Не стоит обходить вниманием и любимое занятие: что бы ни случилось в этом бурном мире, полчаса-час на хобби в день выделить можно. Вязание, вышивка, лепка, моделирование, рисование – что угодно, лишь бы в эти минуты вам было комфортно, покойно и отключало мозги от имеющихся проблем. Место занятий важно и в этом случае: если детям срочно понадобилась помощь в домашнем задании, коту – консервы из холодильника, подруга вспомнила, что вы сегодня еще не отговорили положенные два часа по телефону, а муж хлопает крышками на пустых кастрюлях – затея провести полчаса в свое удовольствие провалилась с треском. Решение? Накормить всех голодных, с родными провести строгий инструктаж, а телефоны отключить – у любого человека есть право на несколько личных минут занятий любимым делом.

Огромные торговые центры – не место для расслабления. Яркий свет, гнетущий бетон, стекло и толпы народа – ни о каком комфорте и уединении даже не может быть речи. Часто замечали усталость после гипермаркетов и походов по бутикам? – вот он, сигнал организма о серьезной потере жизненной силы. Лес, река, плавание в бассейне, в ближайшем парке – целебное воздействие природы даст ощущение притока сил, энергии, позволяя полноценно отдохнуть и душе, и телу.

Научитесь постепенно расслабляться и управлять душевным покоем, помня при этом: не стоит бороться с жизнью – надо жить и получать от жизни удовольствие!

22 января 2014, 18:15

Как обрести душевный покой в бушующем мире страданий, тревог, волнений, постоянных проблем и т.п.?Как сохранить христианский душевный покой в ситуациях, когда нас раздражают люди или выводят из себя различные ситуации?

Часто мы чувствуем себя утомленными и тогда понимаем, что означают слова Христа: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (). Кто молод, тот не может ощутить этого в полной мере: на нем нет бремени, но зрелый человек и сам прошел через множество опасностей, скорбей, трудностей, неудач, бессилия, и годы добавляют ему усталости, тягот, и ему хочется отдохнуть, переложить куда-нибудь этот груз, освободиться от него.

Кто по-настоящему может дать облегчение - это Христос. Больше никто. Всё остальное, что мы делаем, - это человеческое, оно может помочь нам лишь до какой-то степени, например: мы можем отправиться в путешествие, уехать в деревню к хорошему другу, еще в какое-нибудь приятное место. Это тоже помогает и успокаивает нас, но только не глубоко. Только Христос может по-настоящему упокоить душу человека, потому что Он Сам - Покой наших душ.

Как мы говорим на Святой Литургии, «сами себя, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим». Предадим Христу всю тяжесть нашего «я» и «я» окружающих нас людей, свои заботы, тревоги, терзания, страхи, скорби, боль, жалобы - выгрузим всё это в руки Божии и предадим себя Христу Богу.

Как не раз говорил старец Паисий, мы похожи на человека, держащего на спине мешок, набитый старьем. И Бог приходит и вырывает его у нас из рук, чтобы мы не таскали этот мешок, полный всякого непотребства, мусора и нечистот, но мы его не выпускаем. Мы хотим держать его при себе и всюду, куда идем, таскать с собой. Но вот Бог приходит и вырывает его:

Да оставь ты его, выпусти, выбрось ты этот мешок, полный всякой всячины! Брось ты его, не таскай на себе. Ну что ты в него вцепился? Зачем он тебе? Чтобы ты так и терзался и мучился попусту?

Но мы - нет, ни за что не свете не выпускаем его! Как упрямые дети, крепко сжимающие что-нибудь и не желающие этого отдать.

На Святую Гору Афон пришел как-то молодой человек, чтобы стать монахом, однако терзался какими-то затруднениями. И однажды, когда он был в храме, старец посмотрел на его лицо и сказал:

Посмотри на этого молодого человека: он не дает ни одному помыслу убежать от себя!

То есть он не допускает, чтобы какой-нибудь помысл отбежал от него и он остался бы на 5 минут без помыслов.

Его ум как мельница, постоянно перемалывающая что-то. Он кладет в нее материал, кладет камни, и та выдает пыль и песок.

Он подозвал его и сказал:

Иди сюда! Ну что ты сидишь, как телевизионная антенна, принимающая все волны, посылаемые с передатчика! Оставь хоть какую-то, пускай бежит! Твой ум как мельница, которая постоянно вращается. Следи за тем, что ты вкладываешь в свой ум! Естественно, если будешь вкладывать камни, то выйдут пыль и песок и поднимется пыль столбом. Поэтому вложи хороший материал в свой ум. Вложи хорошие, благие помыслы, благие понятия, вложи молитву, потому что так ты только изводишь себя. Ведь всё, что ты без конца перемалываешь, ложится на тебя, а не на кого-нибудь, и ты изводишь себя напрасно.

Человек должен научиться следить за собой, чтобы в его уме не было беспорядка, которому нет конца и который нас разрушает: ведь наш ум может разрушить нас и создать нам множество проблем. Поэтому надо повернуться к Богу посредством молитвы, исповеди, смирения, и оставить всё, занимающее нас, в руках Божиих, и обрести мир. И вы найдете покой душам вашим.

Христос пришел в мир, чтобы утешить нас, а не чтобы запутать, привести в смятение. Дать нам покой, отдохновение, потому что Он знает, что мы утомлены, и чем больше времени проходит, тем больше устаем. Это великое искусство, и Церковь им владеет.

Как-то я говорил с одним психологом, и он меня спросил:

А сколько человек ты принимаешь в день?

Я ответил ему:

Сейчас, когда постарел, я много не выдерживаю: 50–60, до 70-ти в день. А когда жил в монастыре Махера и был помоложе, то иногда бывало по 150: начинал в 4 утра и заканчивал в 7–8 вечера или позднее.

Он мне сказал:

То, что ты делаешь с собой, - это нехорошо, это очень жестоко. Нам нельзя принимать больше десяти человек в день. Как психологи, принимающие людей, мы принимаем самое большее десятерых, больше мы не выдерживаем.

Да, но только у нас есть одно преимущество - как только мы выходим из исповедальни, всё исчезает. Это удивительное явление. Ведь мы слышим столько всего! Вы только подумайте, что слышит духовник. Ничего приятного, и прежде всего, нам никто не говорит приятных вещей. Это как у врача. Есть ли кто-нибудь из идущих к врачу, кто сказал бы ему:

Доктор, я пришел, чтобы ты посмотрел меня, а то я что-то слишком уж здоров!

Нет. Одни только болезни, раны, кровь, боль. И к духовнику мы не пойдем, чтобы изложить ему свои добродетели, достижения, радостные события в жизни, а одно только плохое, скорбное, непотребное, одни неудачи. А ты ведь человек, сколько можно без конца слушать одно только плохое и грехи?

Как-то один ребенок спросил меня:

Господин, кто-нибудь приходил к тебе сказать, что совершил убийство?

Я сказал ему:

И ты не остолбенел?

Не остолбенел.

Он удивленно посмотрел на меня:

А если серьезно?

Да я серьезно.

И если бы он был один… Многие люди сегодня обременены, и на свете так много проблем. Но мы всё это не задерживаем в себе, и поэтому наш желудок и сердце не страдают, мы не падаем под тяжестью человеческой боли, а всё это передаем Христу, потому что Христос - это Божий Агнец, берущий и несущий грех мира, и наш грех тоже. Христос - это Тот, Кто реально присутствует там и принимает весь этот груз. А мы ничего не делаем, мы просто служители, мы совершаем свое служение, ну а там - Христос, принимающий всякого человека.

Это я говорю вам не только по своему опыту человека исповедующегося, то есть верующего, исповедующегося раз в 2–3 месяца, но и как человек, исповедующий людей уже более 35 лет, исповедавший тысячи человек. И говорю вам, что это таинство, которое мы совершаем по 50 раз на день, а часто и ежедневно, до состояния полного истощения, однако я совершенно убежден, что Христос присутствует там. Мы постоянно видим это: Он принимает людей, Он выслушивает людей, Он отвечает людям, Он исцеляет человека, а мы - зрители всего этого.

Как кассир в банке, через руки которого проходят миллионы рублей за день, но они - не его. Он их берет, записывает, отправляет начальнику - просто исполняет эту работу. То же самое и с духовником. Он свидетель, он свидетельствует там о Божием присутствии, он орудие, которое использует Бог. Но совершает великое таинство исцеления человека, отвечает на то, что человек спрашивает, совершает тайну спасения человека Христос.

Это самый большой опыт, который только может быть у человека. Я это часто говорю, когда рукополагаю священников, что с этого момента ты будешь видеть, как Бог действует твоими руками. Бог для тебя будет каждодневной реальностью. Это чудо, каждодневное чудо, повторяющееся сотни раз в день, когда происходят все эти вмешательства Бога (как говорят отцы) без того, чтобы ты что-нибудь делал. Ты просто исполняешь внешнюю часть этой связи человека с Богом, а в действительности Христос, взимающий грех мира, принимает груз - наш и всего мира.

Но, чтобы почувствовать это, надо сначала понять, что Христос забирает и наши грехи - духовников, священников, епископов, а если Он берет мои грехи, то берет и грехи всех людей. И я не могу вознегодовать или усомниться в том, что Он понесет грехи брата моего. Потому что наш личный опыт - это огромное доказательство того, что Христос пришел в мир спасти грешников, как говорит святой апостол Павел, из которых я - первый ().

Если Христос терпит и спасает меня, если не отринул и не убрал меня с глаз долой, тогда я могу потерпеть какого угодно человека, ведь, без всякого сомнения, мой брат лучше меня. Что бы он ни сделал. Потому что, без всякого сомнения, ниже меня нет никого. Так должен чувствовать себя человек, что «ниже меня нет никого».

Хотя нам и кажется, что это тяжело, но на самом деле это очень облегчает, потому что чем больше человек смиряется пред Богом, тем больше признаёт, что Бог - его Спаситель, и благодарит Его за то, что Он спас его, что стал Человеком ради нас, что терпит нас. И когда я говорю «терпит», то имею в виду себя, а не других, себя, каждого из нас в отдельности.

Так, когда я это чувствую, то чем больше это чувствую, тем легче мне становится, и чем больше плачу и рыдаю о своем убожестве и окаянстве, тем большее утешение ощущаю. Это тайна Церкви. Ты находишь радость не в мирской радости, а в боли. Там, где видна боль, где видна скорбь, там, где виден крест, там, где видна усталость, там утешение. Там, на Кресте, радость. Как мы говорим, «ибо вот, Крестом пришла радость всему миру».

В скорби, в покаянии, в подвиге покаяния со смирением человек получает отдохновение. Это нечто парадоксальное. В Церкви чем больше человек плачет, тем больше радуется. Чем больше научается искусству слез, плачу на молитве, тем больше он отдыхает и очищается. Слезы в духовном пространстве - это ключ, открывающий нам тайны Божии, тайны благодати Божией. И чем больше он плачет, тем больше радуется, веселится, утешается, очищается и получает отдохновение.

Наша надежда и вера - во Христе, Он наш отдых. Без Него мы не отдыхаем. Никто не может дать нам отдохнуть. И то, что, как мы думаем, дает нам отдохнуть, утомляет нас невообразимо. Человек думает, что если он будет богат, то будет чувствовать себя приятно. Однако богатство - это беспощадный, безжалостный, жестокий тиран, в нем нет никакой радости. Оно бремя, которое, как тень, постоянно тебя преследует.

Человек может думать, будто мирская слава дает облегчение, когда у тебя в миру есть большая слава, имя, сила. Но ничего подобного, ничего абсолютно: всё это усталость, груз, обман, терзающие нас невообразимо. Ничего из этого не может принести облегчение человеку, он получает облегчение только близ Бога, только в том, что истинно, подлинно, только в том, что побеждает смерть. Всё остальное обречено на смерть, и это нас утомляет невообразимо, потому что прежде всего приносит нам неопределенность.

Что же может помочь мне? Могу ли я рассчитывать на свое здоровье? Какое здоровье? Ведь я даже не знаю, что будет со мной в следующую минуту. И, слава Богу, сегодня у нас столько болезней, подстерегающих нас. Столько опасностей, трудностей, напастей, страхов. Так кто же может дать мне определенность? Определенность - это ложное ощущение, которое вызывают в тебе эти мирские вещи.

Как говорится в Евангелии о последних временах, что на земле будет царить страх, сегодня страх, неуверенность - это огромное явление. Стоит заговорить с кем-нибудь о болезнях, он тут же скажет тебе: «Постучи по дереву, чтобы мы оставались здоровы!» Постучи по дереву. Да стучи ты по чему угодно: хоть по дереву, хоть по доске, хоть по железу, хоть по стене, по чему хочешь, но когда придет время постучаться в твою дверь болезни, тогда посмотрим, по чему ты станешь стучать. По чему бы ты ни стучал, ничего у тебя не получится.

Мы скрываем реальность, она нас ужасает. Всё это, в сущности, терзает нас, тогда как Христос реально есть Тихий Свет. Он Божий Свет, просвещающий человека, успокаивающий его, упокаивающий, дающий ему ощущение вечного Царства Божия. Когда у человека есть ощущение вечного Царства, то что может ужаснуть его, что может нарушить его настрой? Ничто его не пугает, даже сама смерть - для Божия человека всё это приобретает другое измерение.

Конечно, мы люди, и человеческое функционирует в нас, но, как говорит святой апостол Павел, у нас имеется надежда во Христе. Одно дело - мучиться безо всякой надежды, а другое - иметь надежду во Христе. Это мощная основа, на которой ты стоишь, и тебя трудно поколебать. Эта основа - Христос, наш Спаситель, к Которому мы имеем дерзновение, потому что ощущаем Его как своего: «Мой Христос», - говорили святые. И Христос, Спаситель всего мира, приводит нас к Богу. Став Человеком, Он привел весь мир к Богу Отцу.

Имея веру в Бога, во Христа, мы становимся непоколебимыми. Мы не колеблемся, не сдвигаемся с места, когда нас захлестывают волны искушений, маловерия, трудностей, когда наступают тяжкие времена. Ведь даже великим святым Бог попускает оказаться в очень трудных ситуациях, бывают невообразимо тяжелые моменты, когда Бог как будто оставляет людей и молчит, и ты чувствуешь, что ты один. И не только это, но всё зло разом обрушивается на тебя, и одно зло идет за другим, одно искушение идет за другим, одна неудача за другой, и ты уже не видишь Бога нигде. Ты Его не чувствуешь, как будто Он тебя бросил. Но у нас остается убеждение, что Бог присутствует.

Как старец Иосиф Исихаст говорил себе, когда его душили эти помыслы: «Всё то, что ты говоришь, хорошо. Есть масса логических подтверждений и доказательств, что всё это так, как ты говоришь. Но только где же тут Бог?» Где Бог? Разве Он оставит нас в таком положении? Да возможно ли, чтобы Бог оставил нас? Бог не оставляет нас никогда. И если мы жаримся в жизненных искушениях, то Бог тоже там, вместе с нами.

А потом, когда эти скорби пройдут, мы увидим, что самым плодотворным в духовном отношении периодом нашей жизни, когда Христос был реально с нами, - это был именно период многих скорбей. Там, среди многих скорбей, сокрыта Божия благодать, а не среди радостей.

Среди радостей тоже хорошо. И тут мы тоже благодарим Бога. Но только кто не скажет среди радостей: «Слава Богу»? Не правда ли, когда мы испытываем радость, то говорим: «Слава Богу! У нас всё хорошо!» Однако можем ли мы сказать: «Слава Богу, у нас всё плохо! Слава Богу, мы больны! Слава Богу, мы при смерти! Слава Богу, вокруг меня всё рушится. Но всё равно – слава Богу»? Как святой Иоанн , всегда говоривший и свою жизнь закончивший словами: «Слава Богу за всё!»

Великое дело - славословить Бога за всё: и за радостное, и за скорбное, и за легкое, и за трудное, и за успехи, и за неудачи. Но более всего за скорби. Скорби нас делают зрелыми, а когда у нас всё хорошо, то мы забываем - такова уж наша природа - мы забываем Бога, ближних, своих братьев и всех страдающих вокруг нас людей…

Митрополит Лимасольский Афанасий

Перевела с болгарского Станка Косова

Богословский факультет Великотырновского университета


«Дайте взбаламученной воде успокоиться, и она станет чистой».(Лао Цзы)
« Никогда не спешите, и вы прибудете вовремя » . (Ш. Талейран)

Очередная статья из рубрики "на Каждый день" - тема спокойствия в жизни человека . Как сохранять спокойствие, почему спокойствие так полезно для жизни и для здоровья. Мы специально поместили эту статью в рубрику "на каждый день", так как считаем, что для каждого человека будет полезным вовремя успокоиться, привести свои мысли в порядок и просто расслабиться. Вынося какое-либо поспешное или эмоциональное решение мы порой разочаровываемся, жалеем о содеянном спустя время, чувствуя себя при этом виноватыми. Что бы таких ситуаций не происходило, необходимо взять данный навык себе на вооружение. Да и в целом на здоровье и успех в жизни, - спокойствие окажет самое благоприятное воздействие. В ясном и спокойном состоянии, человек способен более трезво оценить ситуацию, ощущать себя и мир. Попробуем разобраться с тем что такое спокойствие и примерим это чувство на себя.

Твои мысли подобны кругам на воде. В волнении исчезает ясность, но если ты дашь волнам успокоиться - ответ станет очевидным. (Мультфильм Кунг Фу Панда)

И так, какие преимущества даёт спокойствие:

Спокойствие придаёт силы – для преодоления внешних препятствий и внутренних противоречий.
Спокойствие даёт освобождение – он страхов, комплексов и неуверенности в себе.
Спокойствие показывает путь – для самосовершенствования.
Спокойствие даёт благорасположение – со стороны окружающих людей.
Спокойствие даёт уверенность – в собственных силах.
Спокойствие даёт ясность – мыслей и поступков.


Спокойствие – состояние разума, в котором не возникает внутренних конфликтов и противоречий, а внешние предметы воспринимаются одинаково уравновешенно.

Проявления спокойствия в повседневной жизни; бытовых ситуациях, дискуссиях, в семьях, экстремальных ситуациях:

Бытовые ситуации. Умение погасить начинающуюся ссору между приятелями или близкими людьми – это умение спокойного человека.
Дискуссии. Умение спокойно, не горячась и не теряясь, отстаивать свою позицию – умение спокойного человека.
Научные эксперименты. Только спокойная уверенность в собственной правоте помогает ученым идти к намеченной цели через серии неудач.
Экстремальные ситуации. Ясность ума и рациональность действий – те преимущества спокойного человека, которые повышают его шансы на спасение даже в самых сложных ситуациях.
Дипломатия. Необходимое качество для дипломата – спокойствие; оно помогает сдерживать эмоции и совершать только рациональные действия.
Семейное воспитание. Родители, воспитывающие детей в спокойной обстановке, без эксцессов и громких ссор – воспитывают в детях спокойствие.

Нельзя не согласиться:

Спокойствие – это умение сохранять ясность ума и трезвость рассудка при любых внешних обстоятельствах.
Спокойствие – это готовность всегда действовать рационально, опираясь на логические выводы, а не на эмоциональный всплеск.
Спокойствие – это самообладание и сила характера человека, которые помогают выжить при форс-мажоре и добиться успеха в обыденных обстоятельствах.
Спокойствие – это выражение искреннего доверия к жизни и окружающему миру.
Спокойствие – это доброжелательное отношение к миру и дружелюбное – к людям.

Если тебе кажется что время идет слишком быстро, замедли дыхание....



Как достичь спокойствия, как успокоиться прямо сейчас, как обрести спокойствие на практике

1. Сядьте на стул и полностью расслабьтесь . Начиная с пальцев ног и постепенно поднимаясь вверх, к голове, расслабьте каждую частицу своего тела. Подтверждайте релаксацию словами: «Пальцы моих ног расслаблены... пальцы на руках расслаблены... мышцы лица расслаблены...» и т.д.
2. Представьте свой разум в виде поверхности озера в грозу, когда вздымаются волны и клокочет вода . Но вот волны утихли, и поверхность озера стала спокойной и гладкой.
3. Уделите две-три минуты воспоминанию о самых прекрасных и спокойных сценах, которые вы когда-либо созерцали : например, горный склон на закате солнца или глубокая равнина, наполненная тишиной раннего утра, или полуденный лес, или отражение лунного света на водной ряби. Оживите в памяти эти картины.
4. Повторите медленно слова спокойствия, спокойно, мелодично ряд слов, выражающих мир и покой, например : спокойствие (произносите его не спеша, вполголоса); безмятежность; тишина. Вспомните еще какие-нибудь слова подобного типа и повторите их .
5. Составьте мысленный список тех случаев в вашей жизни, когда вы сознавали, что находитесь под защитой Бога, и вспомните, как Он, когда вы были взволнованы и напуганы, привел все в норму и успокоил вас . Затем прочтите вслух эту строку из старого гимна: «Так долго сила Твоя охраняла меня, что, знаю, она ТИХО и дальше направит меня».
6. Повторите следующую строфу, имеющую удивительную силу для релаксации и успокоения разума : «Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он » (Книга Пророка Исайи 26:3). Повторите ее несколько раз в течение дня, как только у вас появится свободная минута. Повторяйте это, если есть возможность, вслух с тем, чтобы к концу дня вы успели произнести ее многократно. Воспринимайте эти слова как действенные, жизненно важные, которые проникают в ваш разум, а он посылает их оттуда в каждую область вашего мышления, как целительный бальзам. Это самое эффективное лекарство для устранения напряжения из вашего разума .

7. Позвольте дыханию привести вас в спокойное состояние. Осознанное дыхание, которое само по себе является мощной медитацией, постепенно подведет тебя к контакту с телом. Следуй вниманием за дыханием, за тем, как воздух входит и выходит из твоего тела. Вдохни и почувствуй, как при каждом вдохе и выдохе живот сначала слегка поднимается, а потом опускается. Если тебе достаточно легко дается визуализация, то просто закрой глаза и представь себя охваченным светом или погруженным в светящуюся субстанцию - в море сознания. Теперь вдохни этот свет. Чувствуй, как светящаяся субстанция наполняет твое тело и тоже делает его светящимся. Потом постепенно перенеси фокус в большей степени на чувство. Вот ты и находишься в теле. Только не привязывайся ни к какому визуальному образу.

Когда вы будете разрабатывать методы, предложенные в этой главе, тенденция к прежней манере поведения - рвать и метать - постепенно изменится. Прямо пропорционально вашему прогрессу будет нарастать сила и способность справиться с любой ответственностью в вашей жизни, что прежде подавлялось этой несчастной привычкой.

Учимся спокойствию - Как сохранять спокойствие в ответственный момент, и в трудных ситуациях, здравое рассуждение о спокойствии и эмоциях человека (местами, особенно в начале и в конце, ну и в середине местами):

Какие еще методы и способы обретения спокойствия существуют в жизни, куда идти за спокойствием, что поможет обрести спокойствие, где найти спокойствие:

Вера дает человеку спокойствие . Человек верующий всегда уверен в том, что все в жизни – и плохое, и хорошее – имеет смысл. Поэтому вера даёт человеку спокойствие. - "Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас " (Евангелие от Матфея 11:28)
Психологические тренинги . Тренинги внутреннего спокойствия могут помочь человеку сбросить оковы неуверенности в себе и избавиться от страхов; следовательно – воспитать в себе спокойствие.
Самосовершенствование . Основа спокойствия – уверенность в себе; изживая комплексы и зажатость, культивируя самоуважение – человек приближается к состоянию спокойствия.
Образование . Для спокойствия необходимо понимание – чтобы понимать природу вещей и их взаимосвязь человеку необходимо образование



Избранные цитаты и афоризмы о спокойствии:

Из каких же элементов слагается счастье? Только из двух, господа, только из двух: спокойная душа и здоровое тело. (Михаил Булгаков)
Величайшим спокойствием сердца обладает тот, кто не заботится ни о похвалах, ни о хуле. (Фома Кемпийский)
Самая высокая степень человеческой мудрости – это умение приспособиться к обстоятельствам и сохранять спокойствие вопреки внешним грозам. (Даниэль Дефо)
Душевное спокойствие – лучшее облегчение в беде. (Плавт)
Страсти не что иное, как идеи при первом своем развитии: они принадлежность юности сердца, и глупец тот, кто думает целую жизнь ими волноваться: многие спокойные реки начинаются шумными водопадами, а ни одна не скачет и не пенится до самого моря. (Михаил Лермонтов)
Всё обычно идёт хорошо, пока мы спокойны. Это – закон природы. (Макс Фрай)

Что я полезного вынесу для себя и для жизни из данной статьи:
Если в жизни будут возникать какие либо сложности, я сначала успокоюсь, а потом приму верное решение....
Запомню цитаты о спокойствии, которые мне будут помогать в трудную минуту, в минуту не спокойствия....
Буду применять способы входа в спокойное состояние на практике....

Мы должны ценить спокойствие, если хотим прожить свою жизнь счастливо!

На этом все Дорогие Друзья, оставайтесь с нами - ваш любимый - сайт

Как сохранять спокойствие, польза спокойствия для здоровья или как перестать рвать и метать.

Многие люди безо всякой надобности усложняют себе жизнь, растрачивая попусту свою силу и энергию, поддаваясь бесконтрольному состоянию, которое выражается словами «рвать и метать».

А с вами случается такое, что вы «рвете и мечете»? Если да, то я нарисую вам картину этого состояния. Слово «рвать» означает кипение, взрыв, выпускание пара, раздражение, смятение, бурление. Слово «метать» имеет подобные значения. Когда я его слышу, мне вспоминается больной ребенок ночью, который капризничает и то кричит, то жалобно хнычет. Едва стихнув, он начинает снова. Это раздражающее, надоедливое, разрушительное деяние. Метать - это детский термин, но он описывает эмоциональную реакцию многих взрослых людей.

Библия советует нам: «... не в ярости Твоей...» (Псалом 37:2). Это полезный совет для людей нашего времени. Нам нужно перестать рвать и метать и обрести спокойствие, если мы хотим сохранить силы для активной жизни. А как этого добиться?

Первый этап - умерьте свой шаг или, по крайней мере, темп ваших шагов. Мы не осознаем, насколько возрос темп нашей жизни или скорость, которую мы себе задаем. Многие люди этим темпом разрушают свое физическое тело, но что еще печальнее, они разрывают в клочки также свои разум и душу. Человек может жить спокойной физической жизнью и в то же время поддерживать высокий эмоциональный темп. С этой точки зрения даже инвалид может жить в слишком высоком темпе. Этот термин определяет характер наших мыслей. Когда разум лихорадочно перескакивает с одной позиции на другую, он крайне возбуждается, и в результате вырабатывается состояние, близкое к вспышке раздражения. Темп современной жизни необходимо снизить, если мы не хотим потом страдать от вызванного им истощающего перевозбуждения и чрезмерного волнения. Такое перевозбуждение вырабатывает отравляющие вещества в теле человека и приводит к заболеваниям эмоционального характера. Отсюда возникают усталость и чувство разочарования, поэтому мы рвем и мечем, когда заходит речь обо всем, начиная с наших личных проблем и кончая событиями государственного или мирового масштаба. Но если влияние этого эмоционального беспокойства производит такое действие на нашу физиологию, то что уж говорить о действии, на ту глубокую внутреннюю сущность человека, которая называется душой?

Невозможно обрести спокойствие души, когда так лихорадочно нарастает темп жизни. Бог не может идти так быстро . Он не будет прилагать усилия, чтобы не отставать от вас. Он как будто говорит: «Иди вперед, если ты должен подстраиваться к этому глупому темпу, а когда истощишь свои силы, Я предложу тебе Свое исцеление. Но Я могу сделать твою жизнь очень наполненной, если ты сейчас замедлишь шаги и начнешь жить, двигаться и пребывать во Мне». Бог двигается невозмутимо, медленно и в совершенной гармонии. Единственным разумным темпом для жизни является Божественный темп . Бог способствует тому, чтобы все было сделано и сделано, правильно. Он делает все без спешки. Он не рвет и не мечет. Он пребывает в спокойствии, и поэтому действия его эффективны. Это же спокойствие предлагается и нам: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам...» (Евангелие от Иоанна 14:27).


В известном смысле это поколение достойно жалости, особенно в больших городах, так как оно находится под воздействием постоянного нервного напряжения, искусственного возбуждения и шума. Но эта болезнь проникает также и в отдаленные сельские районы, поскольку воздушные волны передают это напряжение даже туда.

Меня рассмешила одна пожилая дама, которая при обсуждении этой проблемы сказала: «Жизнь такая будничная». Эта реплика очень удачно отражает давление, ответственность и напряжение, которые приносит нам повседневная жизнь. Постоянные настойчивые требования, возлагаемые на нас жизнью, провоцируют эту напряженность.

Кто-то может возразить: разве это поколение не привыкло к напряжению настолько, что многие чувствуют себя несчастными из-за непонятного для них дискомфорта, вызываемого отсутствием привычного напряжения? Глубокое спокойствие лесов и долин, столь хорошо известное нашим праотцам - непривычное состояние для современных людей. Темп их жизни таков, что во многих случаях они оказываются неспособными найти источники тишины и покоя, которые предлагает им материальный мир.

Однажды в летний полдень мы с женой отправились на длительную прогулку в лес. Мы остановились у прекрасного горного домика у озера Мохонк, расположенного в одном из чудеснейших природных парков Америки, - 7500 акров девственных гористых склонов, между которыми находится озеро, лежащее посреди леса подобно жемчужине. Слово мохонк обозначает «озеро в небе». Много веков тому назад некий великан приподнял эту часть земли, отчего и образовались отвесные утесы. Из темного леса вы выходите на величественный мыс, и ваши глаза отдыхают на обширных полянах, раскинувшихся между холмами, усеянными камнями и древними, как солнце. Эти леса, горы и долины и являются тем местом, куда следовало бы уходить от суматохи этого мира.

В этот полдень, во время прогулки, мы наблюдали, как летние ливни сменялись ярким солнечным светом. Мы промокли насквозь и начали взволнованно обсуждать это, поскольку необходимо было где-то отжать нашу одежду. А потом мы сошлись на том, что ничего страшного не случится с человеком, если его немного промочит чистая дождевая вода, что дождь так приятно холодит и освежает лицо и что можно посидеть на солнышке и обсохнуть. Мы шли под деревьями и разговаривали, а потом замолчали.

Мы слушали, слушали тишину. Откровенно говоря, в лесах никогда не бывает тихо. Там постоянно разворачивается невероятная по масштабам, но невидимая деятельность, однако природа не производит резких шумов, несмотря на гигантский объем своих трудов. Природные звуки всегда спокойны и гармоничны .

В этот прекрасный полдень природа возложила на нас свою длань исцеляющего спокойствия, и мы почувствовали, как напряжение уходит из нашего тела.
Как раз в тот момент, когда мы были во власти этих чар, до нас донеслись отдаленные звуки музыки. Это была быстрая нервная вариация джаза. Вскоре мимо нас прошли три молодых человека - две женщины и мужчина. Последний нес портативный радиоприемник. Это были городские жители, выехавшие для прогулки в лес и по привычке потащившие с собой свой городской шум. Они были не только молоды, но и приветливы, потому что остановились,

и мы очень мило с ними побеседовали. Мне хотелось попросить их выключить радио и предложить послушать музыку леса, но я понимал, что не имел права поучать их. В конце концов они пошли своей дорогой.

Мы поговорили о том, что они много теряют от этого шума, что могут пройти через это спокойствие и не услышать древней как мир гармонии и мелодий, подобных которым человек никогда не сможет создать: песню ветра в ветвях деревьев, сладчайшие трели птиц, изливающих в пении свое сердце, и необъяснимое музыкальное сопровождение всех сфер в целом.

Все это еще можно найти в деревенской местности, в наших лесах и бескрайних равнинах, в наших долинах, в величии наших гор, в шуме пенистых волн по прибрежному песку. Нам следовало бы воспользоваться их исцеляющей силой. Вспомните слова Иисуса: «Пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного» (Евангелие от Марка 6:31). Даже сейчас, когда я пишу эти слова и даю вам этот добрый совет, я вспоминаю случаи, когда необходимо было напомнить себе и применить на практике ту же истину, которая учит, что мы должны ценить спокойствие, если хотим прожить свою жизнь счастливо.

Однажды осенним днем я и миссис Пил предприняли поездку в Массачусетс, чтобы повидать нашего сына Джона, который учился тогда в Дирфильдской академии. Мы сообщили ему, что приедем ровно в 11 часов утра, так как гордились своей доброй старомодной привычкой быть пунктуальными. Поэтому, заметив, что немного опаздываем, мы понеслись сломя голову через осенний ландшафт. Но тут жена сказала: «Норман, ты видишь тот сверкающий горный склон?» «Какой горный склон?» - спросил я. «Он только что был с другой стороны, - пояснила она. - Взгляни на это чудесное дерево». «Какое еще дерево?» - Я уже был за милю от него. «Это один из самых великолепных дней, какие я когда-либо видела, - сказала жена. - Можно ли представить такие изумительные краски, как те, что расцвечивают горные склоны в Новой Англии в октябре? В сущности, - добавила она, - это делает меня счастливой изнутри».

Это замечание произвело на меня такое впечатление, что я остановил машину и повернул назад, к озеру, находившемуся за четверть мили и окруженному крутыми холмами, одетыми в осенний наряд. Мы, усевшись на траву, смотрели на эту красоту и размышляли. Бог с помощью Своего гения и непревзойденного искусства разукрасил эту сцену разнообразными красками, которые мог создать только Он один . В неподвижной воде озера красовалась картина достойная Его величия, - горный склон незабываемой красоты отражался в этом пруду, как в зеркале. Какое-то время мы сидели, не говоря ни слова, пока, наконец, моя жена не прервала молчания единственным уместным в такой ситуации утверждением: «Он водит меня к водам тихим » (Псалом 22:2). Мы прибыли в Дирфильд в 11 часов утра, но не чувствовали никакой усталости. Наоборот, мы даже как будто основательно освежились.

Чтобы помочь уменьшить это повседневное напряжение, которое, как кажется, повсеместно является доминирующим состоянием у нашего народа, можно начать со снижения вашего собственного темпа. Для этого вам необходимо замедлить движения, успокоиться. Не раздражаться. Не тревожиться. Попробуйте сохранять спокойствие. Следуйте этому указанию: «... и мир Божий, который превыше всякого ума...» (Послание к Филиппийцам 4:7). Затем отметьте, как ощущение спокойной силы бьет внутри вас ключом. Один мой друг, которого заставили отправиться на отдых из-за приобретенного им «давления», написал мне следующее: «Во время этого вынужденного отдыха я многому научился. Теперь я понял то, чего не понимал раньше: в тишине мы осознаем Его присутствие. Жизнь может стать чрезвычайно взбаламученной. Но, как говорит Лао Цзы, дайте взбаламученной воде успокоиться, и она станет чистой ».

Один врач дал довольно эксцентричный совет своему пациенту, слишком обремененному заботами бизнесмену, из категории активных приобретателей. Он возбужденно рассказывал врачу, какой невероятный объем работы он вынужден проворачивать, и что делать это он должен немедленно, быстро, а не то...

«Да еще на вечер я приношу домой работу в портфеле», - возбужденно сказал он. «А почему вы приносите каждый вечер работу домой?» - спокойно спросил врач. «Я обязан ее сделать», - раздраженно бросил бизнесмен. «А не мог ли бы кто-нибудь другой сделать ее или помочь вам справиться с ней?» - спросил врач. «Нет, - выпалил пациент. - Только я один могу ее сделать. Она должна быть сделана правильно, и только я один могу сделать ее как надо. Она должна быть сделана быстро. Все зависит от меня». «Если я выпишу вам предписание, вы последуете ему?» - спросил врач.

Хотите верьте, хотите нет, но вот каково было предписание врача: пациент должен был в течение каждого рабочего дня выкраивать два часа для длительной прогулки. Затем раз в неделю он должен был полдня проводить на кладбище.

Удивленный бизнесмен спросил: «Почему я должен проводить полдня на кладбище?» «Потому что я хочу, чтобы вы побродили и посмотрели на надгробные камни на могилах людей, которые обрели там вечный покой. Я хочу, чтобы вы поразмышляли над тем, что многие из них находятся там потому, что рассуждали точно так же, как вы, словно весь мир держится на их плечах. Подумайте над тем серьезным фактом, что когда вы попадете туда на постоянное жительство, мир останется таким, как и прежде, и другие столь же важные особы, как и вы, будут делать ту же работу, которую вы делаете сейчас. Я советую вам сесть на одну из надгробных плит и повторить следующий стих: «Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи » (Псалом 89:5).

Пациент понял эту идею. Он умерил свой темп. Он научился передавать полномочия другим, достаточно авторитетным лицам. Он пришел к правильному пониманию собственной значимости. Перестал рвать и метать. Обрел спокойствие. И следует добавить, что он стал лучше справляться с работой. Он разработал более совершенную структуру организации, и признает, что сейчас его бизнес находится в лучшем состоянии, чем прежде.

Один известный промышленник очень страдал от перегрузок. По сути, его разум был настроен на состояние постоянно натянутых нервов. Вот как он описывал свое пробуждение: каждое утро он выпрыгивал из постели и тут же заводился на полные обороты. Он находился в такой спешке и возбуждении, что «делал себе завтрак из яиц всмятку только потому, что они быстрее проскакивают». Этот лихорадочный темп утомлял и изнурял его до изнеможения уже к середине дня. Каждый вечер он валился в постель совершенно разбитым.

Случилось так, что его дом оказался расположенным в небольшой рощице. Однажды ранним утром, будучи не в состоянии спать, он встал и сел у окна. А затем стал с интересом наблюдать за только что пробудившейся птичкой. Он заметил, что птица спит, спрятав голову под крыло, плотно прикрывшись перьями. Проснувшись, она высунула из-под перьев клюв, огляделась вокруг еще затуманенными от сна глазками, вытянула во всю длину одну лапку, одновременно растянув вдоль нее и крыло, раскрыв его в виде веера. Затем она втянула лапку и сложила крыло и повторила ту же процедуру с другой лапкой и крылом, после чего опять спрятала голову в перья, чтобы еще немножко сладко вздремнуть, и опять высунула голову. На сей раз птичка напряженно посмотрела вокруг, поворачивая голову назад, еще два раза потянулась, потом издала трель - трогательную, восхитительную песнь восхваления нового дня, - после чего слетела с ветки вниз, сделала глоток холодной воды и отправилась на поиски пищи.

Мой нервозный приятель сказал себе: «Если птицам подходит такой метод пробуждения, медленный и легкий, то почему бы он не сгодился и для меня?»

И он действительно проделал то же представление, включая и пение, и заметил, что песня оказала особенно благотворное действие, поскольку она служила своего рода разгрузочным средством.Э

«Я не умею петь, - ухмыльнулся он вспоминая, - но я практиковался: сидел спокойно в кресле и пел. В основном я пел гимны и веселые песенки. Вы только представьте - я и пою! Но я делал это. Моя жена решила, что я сошел с ума. Единственное, чем моя программа отличалась от птичьей, так это тем, что я еще и молился, ну а потом, как и птичка, я начинал чувствовать, что мне не мешало бы подкрепиться, а вернее было бы сказать, съесть основательный завтрак - яичницу с ветчиной. И этому я уделял положенное время. Потом с умиротворенным разумом я отправлялся на работу. Все это действительно способствовало эффективному началу дня, без всякого напряжения, и помогало отработать день в спокойном и раскрепощенном состоянии».

Бывший член университетской команды-чемпиона по гребле рассказывал мне, что тренер их команды, человек очень проницательный, часто напоминал им: «Чтобы выиграть в этом или любом другом соревновании, гребите неторопливо ». Он указывал на то, что поспешная гребля, как правило, сбивает взмах весла, а если такое случается, то команде потом очень трудно восстановить необходимый для победы ритм. А тем временем другие команды обходят незадачливую группу. Поистине это мудрый совет - «чтобы плыть быстро, гребите неторопливо» .

Для того чтобы грести неторопливо или работать неторопливо и поддерживать постоянный темп, который приводит к победе, жертва высоких темпов поступит разумно, если скоординирует свои действия со спокойствием Бога в собственном разуме, душе и, не мешало бы добавить, также в нервах и мышцах.

Вы задумывались когда-нибудь о важности присутствия Божественного спокойствия в ваших мышцах и суставах? Возможно, ваши суставы не болели бы так сильно, если бы в них присутствовало Божественное спокойствие. Ваши мышцы будут работать взаимосвязано, если их действием будет управлять Божественная созидательная сила. Каждый день говорите своим мышцам, суставам и нервам: «... не в ярости Твоей...» (Псалом 37:2). Расслабьтесь на кушетке или на кровати, подумайте о каждой жизненно важной мышце, начиная с головы и кончая пальцами ног, и скажите каждой из них: «Божественное спокойствие нисходит на тебя». Затем научитесь чувствовать, как спокойствие проходит по всему вашему телу. В надлежащее время ваши мышцы и суставы придут в полный порядок.

Не торопитесь, потому что то, чего вы действительно хотите, будет там в свое время, если вы будете работать в данном направлении без напряжения и суеты. Но если, продолжая следовать Божественному руководству и Его плавному и неторопливому темпу, вы не получите желаемого результата, значит, надо полагать, его и не должно быть. Если вы упустили его, то, возможно, это к лучшему. Поэтому старайтесь выработать нормальный, естественный, Богом определенный темп. Вырабатывайте и сохраняйте умственное спокойствие. Научитесь искусству избавляться от всякого нервного возбуждения. Для этого время от времени прекращайте свою деятельность и утверждайте: «Сейчас я выпускаю вон нервное возбуждение - оно вытекает из меня. Я спокоен». Не рвите. Не мечите. Вырабатывайте спокойствие.

Для того чтобы обрести это продуктивное для жизни состояние, я рекомендую выработать спокойный образ мышления. Ежедневно мы выполняем ряд необходимых процедур, связанных с заботой о нашем теле: принимаем душ или ванну, чистим зубы, делаем утреннюю гимнастику. Подобным же образом нам следует уделять какое-то время и определенные усилия на то, чтобы держать в здоровом состоянии и наш разум. Вот один из способов достижения этого: сесть в спокойном месте и пропустить через свой разум ряд успокаивающих мыслей. Например, какое-нибудь воспоминание об увиденной когда-то величественной горе или долине, над которой поднимается туман, о сверкающей на солнце речке, где плещется форель, или серебристом отражении лунного света на поверхности воды.

Хотя бы раз в сутки, предпочтительно в наиболее деловой период дня, намеренно прекратите на десять-пятнадцать минут всякие дела и отрабатывайте состояние безмятежности.

Бывают моменты, когда необходимо решительно сдержать наш безудержный темп, и я должен подчеркнуть, что единственный способ остановиться - это взять и остановиться.

Как-то я отправился в один из городов читать лекцию, о которой было заранее договорено, и у поезда был встречен представителями какого-то комитета. Меня тут же стремительно потащили в книжный магазин, где я вынужден был дать автографы. Затем так же стремительно меня потащили на устроенный в мою честь легкий завтрак, после того как я с большой скоростью проглотил этот завтрак, меня подхватили и доставили на собрание. После собрания на той же скорости меня привезли обратно в отель, где я переоделся, после чего был поспешно препровожден на какой-то прием, где меня встретили несколько сотен человек и где я выпил три стакана пунша. Затем меня опять быстро привезли в отель и предупредили, что в моем распоряжении двадцать минут на то, чтобы переодеться к обеду. Когда я переодевался, зазвонил телефон и кто-то сказал: «Поторопитесь, пожалуйста, мы должны мчаться на обед». Я взволнованно ответил: «Уже мчусь».

Стремительно выбежав из комнаты, я был так взвинчен, что едва смог попасть ключом в замочную скважину. Поспешно ощупав себя, чтобы убедиться, что полностью одет, я бросился к лифту. И тут остановился. У меня перехватило дыхание. Я спросил себя: «Для чего все это? Какой смысл в этой беспрерывной гонке? Ведь это смешно!»

И тогда я провозгласил свою независимость и сказал: «Мне все равно, попаду я на обед или нет. Мне все равно, выступлю я с речью или нет. Я не обязан идти на этот обед и не обязан выступать с речью». После этого я осознанно не спеша возвратился в свой номер и не спеша же отпер дверь. Затем позвонил сопровождающему, который ждал внизу, и сказал: «Если вы хотите есть, отправляйтесь вперед. Если вы хотите занять для меня место, то через какое-то время я спущусь вниз, но больше я не намерен никуда мчаться ».

Вот так я сидел, отдыхал и молился в течение пятнадцати минут. Я никогда не забуду того чувства покоя и удовлетворения от способности владеть собой, которое я испытывал, когда вышел из комнаты. Я как будто героически преодолел что-то, взял под контроль свои эмоции, а когда прибыл на обед, приглашенные только что покончили с первым блюдом. Я пропустил только суп, что, по общему заключению, не было такой уж большой потерей.

Этот случай дал возможность убедиться в удивительном действии исцеляющего Божественного присутствия. Я приобрел эти ценности очень простым путем - остановился, спокойно почитал Библию, искренне помолился и в течение нескольких минут заполнял свой разум успокаивающими мыслями.
Врачи вообще считают, что большинство физических недомоганий можно было бы избежать или преодолеть, постоянно практикуя философскую установку - не надо рвать и метать.

Один из известных жителей Нью-Йорка как-то рассказал мне, что его врач посоветовал ему приехать в нашу клинику при церкви. «Потому что, - сказал он, - вам необходимо выработать философский образ жизни. Ваши энергетические ресурсы выдохлись».

«Мой доктор говорит, что я закручиваю себя до предела. Он говорит, что я слишком напряжен, слишком натянут, что слишком рву и мечу. Он заявляет, что единственным подходящим для меня лечением является выработка того, что он называет философским образом жизни».
Мой посетитель встал и начал возбужденно ходить взад-вперед по комнате, а потом спросил: «Но как, черт возьми, я могу это выработать? Легко сказать, да трудно сделать».

Потом этот взволнованный джентльмен продолжил свой рассказ. Его врач дал ему определенные рекомендации для выработки этого спокойного философского образа жизни. Рекомендации оказались действительно мудрыми. «Но потом, - объяснял пациент,- доктор предложил, чтобы я повидался с вашими людьми, здесь, в церкви, поскольку он считает, что если я научусь использовать религиозную веру на практике, то это даст моему разуму умиротворенность и снизит кровяное давление, после чего я буду лучше себя чувствовать физически. И хотя я признаю, что предписание моего доктора имеет смысл, - жалобно заключил он, - но как пятидесятилетний человек, такой взвинченный по натуре, как я, может внезапно изменить привычки, которые приобретал в течение всей жизни, и выработать этот так называемый философский образ жизни?»
Действительно, это казалось нелегкой проблемой, поскольку этот человек представлял собой сплошной комок взвинченных до предела нервов. Он метался по комнате, бил кулаком по столу, говорил громким взволнованным голосом и производил впечатление крайне встревоженного, сбитого с толку человека. Очевидно, его дела находились в очень плохом состоянии, но параллельно с этим раскрывалось и его внутреннее состояние. Полученная таким образом картина давала нам шанс помочь ему благодаря тому, что мы смогли лучше понять его сущность.

Слушая его слова и наблюдая его позицию, я заново понял, почему Иисус Христос неизменно сохранял свое удивительное влияние на людей. Потому что у Него был ответ на такие проблемы, как эта, и я проверил этот факт, внезапно изменив тему нашего разговора. Без каких-либо вступительных слов я начал цитировать некоторые места из Библии, например: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Евангелие от Матфея 11:28). И опять: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Евангелие от Иоанна 14:27). И еще: «Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он» (Книга Пророка Исайи 26:3).

Я процитировал эти слова тихо, не спеша, вдумчиво. Едва я умолк, как тотчас заметил, что возбужденность моего посетителя улеглась. На него снизошло спокойствие, и мы оба какое-то время сидели в тишине. Казалось, что мы сидели так несколько минут, а может быть, меньше, но вот он глубоко вздохнул и сказал: «Забавно, но я чувствую себя намного лучше. Разве это не странно? Я думаю, что это сделали те слова». «Нет, не только слова, - ответил я, - хотя они, безусловно, оказали существенное влияние на ваш разум, но и что-то непостижимое, совершившееся после этого. Минуту назад Он прикоснулся к вам - Целитель - Своим исцеляющим прикосновением. Он присутствовал в этой комнате».

Мой посетитель не проявил никакого удивления при этом заявлении, а с готовностью и порывисто согласился - и на его лице была написана убежденность. «Верно, Он определенно был здесь. Я почувствовал Его. Я понимаю, что вы имели в виду. Теперь я знаю - Иисус Христос поможет мне выработать философский образ жизни».

Этот человек нашел то, что открывает для себя все большее число людей в настоящее время: простая вера и использование принципов и методов христианства дают мир и покой, а следовательно, и новую силу телу, разуму и духу. Это совершенное противоядие для тех, кто рвет и мечет. Оно помогает человеку обрести спокойствие и таким образом открыть новые ресурсы силы.

Конечно же, необходимо было научить этого человека новому образу мышления и поведения. Это было сделано частично с помощью соответствующей литературы, написанной экспертами в области духовной культуры. Например, мы давали ему уроки навыка посещения церкви. Мы показали ему, что можно воспринимать церковную службу, как своего рода терапию. Мы проинструктировали его относительно научного использования молитвы и релаксации. И в конце концов в результате этой практики он стал здоровым человеком. Всякий, кто хочет следовать данной программе и искренне использовать изо дня в день эти принципы, я уверен, сможет выработать внутреннее спокойствие и силу. Многие из этих методов представлены в данной книге.

Контроль над эмоциями в ежедневной практике исцеляющих методов является фактором первостепенной важности. Контроля над эмоциями нельзя достичь по мановению волшебной палочки или каким-то легким путем. Вы не можете выработать это просто чтением книги, хотя это часто и помогает. Единственным гарантированным методом является регулярная, упорная, научно обоснованная работа в этом направлении и выработка созидательной веры.

Я советую вам начинать с такой основательной и простой процедуры, как регулярная практика пребывания в физическом покое. Не шагайте из угла в угол. Не заламывайте рук. Не колотите кулаками по столу, не кричите, не ссорьтесь. Не позволяйте себе работать до изнеможения. При нервном возбуждении физические движения человека становятся судорожными. Поэтому начинайте с самого простого, прекратив всякое физическое движение. Какое-то время постойте неподвижно или сядьте, или лягте. И, само собой разумеется, разговаривайте только на самых низких тонах.

При выработке контроля над своим состоянием необходимо думать о тишине, поскольку тело очень чувствительно и отвечает на тот образ мыслей, который довлеет над разумом. Действительно, разум можно успокоить, успокоив в первую очередь тело. Другими словами, физическое состояние может вызвать желаемую ментальную позицию.

Как-то в своей речи я коснулся следующего случая, который произошел на собрании какого-то комитета, где я тогда присутствовал. На одного господина, слышавшего, как я рассказывал эту историю, она произвела сильное впечатление, и он принял эту истину близко к сердцу. Он попробовал использовать предложенные методы, а потом сообщил, что они оказались очень эффективными при выработке контроля над его привычкой рвать и метать.

Как-то я присутствовал на собрании, где разгоревшаяся дискуссия под конец стала довольно ожесточенной. Страсти разгорались, и некоторые из участников находились почти на грани срыва. Последовали резкие реплики. И вдруг один человек поднялся, не спеша снял с себя пиджак, расстегнул ворот рубашки и улегся на кушетку. Все были в изумлении, а кто-то даже спросил, не заболел ли он.

«Нет, - сказал он, - я чувствую себя прекрасно, но начинаю выходить из себя, а по опыту знаю, что трудно выйти из себя лежа».

Мы все засмеялись, и напряжение спало. Затем наш эксцентричный приятель пустился в дальнейшие объяснения и рассказал, как он научился проделывать с собой «один маленький трюк». У него был неуравновешенный характер, и когда он чувствовал, что выходит из себя и начинает сжимать кулаки и повышать голос, он тут же не спеша разводил пальцы, не позволяя им снова сжаться в кулак. То же самое он проделывал и со своим голосом: при повышении напряжения или нарастании гнева он умышленно подавлял звук своего голоса и переходил на шепот. «Ведь спорить шепотом совершенно невозможно», - со смехом сказал он.

Этот принцип может оказаться эффективным при контроле эмоционального возбуждения, раздражении и напряженности, - в чем многие убедились в ходе подобных экспериментов. Следовательно, первоначальный этап в достижении спокойного состояния заключается в отработке ваших физических реакций. Вы будете удивлены тем, насколько быстро это охладит накал ваших эмоций, а когда этот накал спадет, у вас уже не будет никакого желания рвать и метать. Вы даже не представляете себе, сколько сэкономите энергии и сил. И насколько меньше станете утомляться. Кроме того, это весьма подходящая процедура для выработки флегматичности, равнодушия и даже безразличия. Не бойтесь попробовать выработать инертность. Имея такие навыки, люди меньше подвергаются эмоциональным срывам. Высокоорганизованным личностям будет полезно подобное умение переключать свою реакцию. Но вполне естественно, что человек такого типа не захочет утратить такие качества, как чуткость и отзывчивость. Однако, выработав некоторую степень флегматичности, гармоничная личность приобретает лишь более сбалансированную эмоциональную позицию.

Далее приводится метод, состоящий из шести последовательных шагов, который лично я нахожу необычайно полезным для тех, кто хочет избавиться от привычки рвать и метать. Я рекомендовал этот метод очень многим людям, которые нашли его чрезвычайно полезным.

Мантра Вселенского спокойствия

Я давно заметил, что чувствую себя более уравновешенным и уверенным, когда нахожу время для релаксации, медитации или молитвы. Вполне довольный полученным результатом, я вскоре прекращаю это делать. Постепенно жизнь моя становится все более и более напряженной, я прихожу в отчаяние. Спокойствие покидает меня. Тогда я возобновляю свои расслабляющие занятия, и жизнь постепенно налаживается.

Множество людей проходят через этот круг. Из этого можно сделать вывод: «Если у вас нет времени на релаксацию - она для вас абсолютно необходима» .

Чтобы обрести душевный покой, нужно выработать привычку ежедневно давать себе отдых. Люди, достигшие душевного равновесия, часто совершают определенные ритуалы. Одни молятся, другие медитируют, третьи прогуливаются на рассвете. Каждый находит свой способ релаксации. Это помогает нам лучше понять и настроить себя.

Душевное спокойствие – это состояние гармонии со всем миром и, прежде всего, с самим собой. Но прежде всего, спокойствие - это баланс.

Задача номер один для людей, занимающихся боевыми искусствами, - сохранять равновесие. Начав заниматься карате, вы узнаете, что сила зависит от уравновешенности и «холодной» головы. Стоит добавить эмоций, и ваша песенка спета. Равновесие и душевное спокойствие - источники нашей уверенности в себе. Спокойствие не означает сонливость! Спокойствие - это управление силой, а не противостояние ей . Спокойствие - это умение видеть полную картину, не заостряя внимания на деталях.

Если вы хотите защитить себя от всех невзгод, вы выбрали не ту планету. Покой и уверенность можно обрести только внутри себя. В окружающем мире нет стабильности, все вокруг находится в состоянии вечной изменчивости. Как мы можем справиться с непредсказуемостью жизни? Только приняв ее! Скажите себе: «Я люблю сюрпризы. Здорово, когда знаешь, что в любой момент может произойти какая-нибудь неожиданность». Примите решение: «Что бы ни случилось, я справлюсь с этим». Договоритесь с собой: «Если меня уволят, я найду работу с графиком посвободнее. Если меня собьет автобус, меня здесь больше не будет». Это не насмешка. Это правда жизни. Земля - опасное место. Люди здесь рождаются и умирают. Но это не значит, что вы должны жить как трусливый кролик.

Жизнь останется борьбой, если мы на этом настаиваем. Современная цивилизация приучила нас постоянно напрягаться. Мы выросли с верой в сопротивление. Нам свойственно подгонять события и подталкивать людей. Мы изнуряем себя, а в этом вреда больше, чем пользы.

Один юноша прошел всю Японию, чтобы встретиться с великим мастером боевых искусств. Добившись аудиенции, он спросил Учителя: «Я хочу стать самым лучшим. Сколько времени мне потребуется?»
И сэнсэй ответил: «Десять лет».
Ученик спросил: «Учитель, я очень способный, я буду работать день и ночь. Сколько времени мне потребуется?»
И Учитель ответил: «Двадцать лет!»

Приветствую тебя, пустынный уголок… Нельзя считать простым совпадением то, что в культурах всего мира существуют традиция и почитание уединения. На период инициации и американский индеец, и африканский бушмен оставляли свои племена, скрывались в горах или лесах для того, чтобы понять свое предназначение. Великие духовные учителя - Христос, Будда, Магомед - черпали вдохновение в уединении, как и миллионы их последователей. Каждому из нас нужно такое заветное место, где не звонят телефоны, где нет ни телевизора, ни интернета. Пусть это будет закуток в спальне, угол на балконе или скамейка в парке - это наша территория для творчества и размышлений.

Начиная с XVII века, у науки на вооруже­нии имеется метод сэра Исаака Ньютона: если вы хотите понять что-либо, разбивай­те это вдребезги и изучайте осколки. Если это не добавило ясности, делите на еще более мелкие части… В конце концов вы докопае­тесь до того, как устроена Вселенная. Но верно ли это? Возьмите сонет Шекспира и разделите его на существительные, предлоги и местоимения, затем разбейте слова на буквы. Станет ли вам яснее авторский замысел? Разло­жите «Мону Лизу» на мазки. Что это вам даст? Наука творит чудеса, но при этом она ана­томирует. Разум разбивает вещи на части. Сердце собирает их в одно целое. Сила и благополучие приходят, когда мы смотрим на мир как на единое целое.

Силы природы. Замечали ли вы когда-нибудь, что можете целый день бродить в лесу и ощущать приток сил? Или провести утро в торговом центре и почувствовать себя так, как будто вас переехал грузовик? От всего вокруг исходит вибрация, будь это трава, бетон, пластик или полиэстер. Мы улавливаем ее. У садов и лесов вибрация целебная - они восстанавливают нашу энергию. Вибрация бетонных торговых центров – другого типа: они высасывают энергию. Вибрация кафедральных соборов направлена вверх. В прокуренных барах и стриптиз-клубах вы оставите львиную долю своей жизненной силы.

Не надо быть гением, чтобы понять: наше здоровье и мироощущение зависят от неуловимой энергии окружающей среды. Когда мы полны энергии, нам легко удается противостоять болезням и плохому настроению окружающих. Если же энергия на нуле, мы притягиваем к себе депрессию и болезни.

Зачем нужна релаксация? Практически все, чем мы занимаемся в жизни, - это гонка за результатом. Но глубокое расслабление, медитация или молитва помогают нам по-новому взглянуть на жизнь. Мы ожидаем, что будущее подарит нам немало приятных моментов. Однако наше внимание все равно должно быть сосредоточено на настоящем. Практикуя глубокое расслабление, мы станем замечать, что некоторые качества, приобретаемые в процессе упражнений, постепенно входят в привычку и изменяют нашу повседневную жизнь. Мы становимся более спокойными, у нас появляется интуиция.

Мы все обладаем внутренним голосом, но он слаб и едва различим. Когда жизнь становится слишком беспокойной и шумной, мы перестаем слышать его. Но стоит нам приглушить посторонние звуки, все меняется. Наша интуиция всегда с нами, но часто мы не обращаем на нее никакого внимания.

Расслабление сэкономит вам больше времени, чем вы на него потратите . Введите это в привычку, – настраивайте себя, как настраивают музыкальный инструмент. Двадцать минут каждый день - для того, чтобы струны вашей души звучали чисто и слаженно. Каждое утро просыпайтесь с намере­нием быть спокойным и уравновешен­ным. В некоторые дни вам удастся продержаться до вечера, а иногда – лишь до завтрака. Но если сохра­нение душевного покоя станет целью, постепенно вы научитесь этому, пожалуй, самому важному искусству в вашей жизни.

Ментальное равновесие дается нелегко. Ваш ум контролирует мышление, влияя (иногда разрушительно) на то, что вы говорите или чувствуете. Приходится подстраховывать себя, ведя постоянный внутренний диалог с умом. А он заставляет вас слышать только то, что вы хотите услышать, что иногда полезно для концентрации, но не всегда гарантирует, что плохие вещи не вернутся опять. Ум контролирует множество вещей, и хотя он кажется нематериальным, он вполне реален. И он влияет на каждое суждение – оно будет таково, каковы ваши мысли. Поиски ментального равновесия также трудны и опасны, как попытка найти иголку в стоге сена. Вы не знаете, с какого края подступиться, и как защитить себя от укола в руку. Угрозы напоминают шипы прекрасной розы, столь же красивой, как и опасной.

Шаги

    Найдите себя. Это сложно сделать, когда со всех сторон искушают разные возможности расслабиться и успокоить сознание. Работа вызывает стресс, и она может напрягать вас ментально, чтобы искать пути выполнения задач и целей на ближайшие недели и даже годы. Обычно время является тем, что напрягает особо, хотя также нужно помнить множество мелочей, которые нельзя забыть. Иногда хочется убежать от этого, то есть жизнь воспринимается, как бедствие.

    Выделите некоторое время на отдых. Обычно лучшее решение – взять недельный отпуск или хотя бы отгул, чтобы расслабиться с помощью разных спа-процедур, имея под рукой деликатесы для гурманов. Сделайте все возможное, чтобы разгрузить свой ум, послушайте любимую музыку или проведайте родственников. Выходной нужно использовать для того, чтобы уравновесить рабочее напряжение чем-то хорошим. Ради лучшего будущего найдите возможность побыть один день в мире, не беспокоясь о том, какое очередное рабочее задание предстоит. Чтобы снять напряжение, следует очистить сознание от малейших мыслей о работе. Единственное, к чему нужно стремиться – это чувство мира.

    Получите общую оценку состояния ума: умиротворенность и чувства. Умиротворенность – это спокойствие океана, соединение солнца и луны для создания всего, благодаря чему мы видим тучи и безграничные градации цветов, которые используются, чтобы раскрасить увиденный мир. Ментальный мир – это чувственный ритм внутри сердца во время прослушивания музыки; это сложное сочетание, способное изменить нас (в данном случае любимая музыка способна вызвать релаксацию). В таком состоянии спустя некоторое время мы обнаруживаем себя в одиночестве, размышляя, как мы попали сюда, и что смогло столь резко изменить жизнь. В любом возрасте мы храним в себе маленькую часть ребенка, живущего в сердце. Но с годами и опытом мы все больше теряем былую детскую доверчивость. Стресс – это давление окружающей среды, в которой мы растем, а ментальный стресс – это воздействие на наши чувства. Чтобы вернуть умиротворенность, нужно подготовиться. Выпейте чашку кофе, расслабьтесь и отпустите ум в сферу фантазий. Помните, то что мы чувствуем и в чем мы сомневаемся, является изменчивым, но это тема для отдельного разговора.

    Постарайтесь, чтобы деньги и время не вызывали стресс. Мы беспокоимся по поводу времени и переживаем из-за тысячи мелочей, позволяя буйствовать идеализму. То, что откладывает след на сознании, находится в сердце, а ум – всего лишь небольшая слабость, необходимая для работы. Трудно ли вам найти время между работой? Многое зависит от компании и должности (количество рабочих часов, оплата, условия и т.д.), и мы привыкли, что время – это деньги. Постоянная потребность платить аренду, покупать еду и обеспечивать себя предметами первой необходимости становится причиной стресса для многих. Желание оказать впечатление на других также добавляет беспокойства. Постарайтесь воспринимать это легко. Не беспокойтесь, проблемы все равно могут найти вас, но вы способны преодолеть их. Можно выживать в школе, на работе и в жизни вообще.

    Снимите стресс: Займитесь любимым делом. В стрессовом состоянии вы постоянно беспокоитесь о работе и завтрашнем дне, и у вас растет кровяное давление, что не может не повлиять на физическое здоровье, а также на ментальное и эмоциональное состояние. Также, помимо работы нужно беспокоиться и о социальной жизни. Утешение эмоций при помощи друзей не повлияет на ментальный стресс. Более того, это может еще больше ухудшить ситуацию. Постарайтесь найти такое хобби, чтобы испытывать к нему настоящую страсть. Помните, что нужно идти маленькими шагами. Хобби помогает, но это не моментальное преображение после Апокалипсиса.

  1. Планы: порвите и выбросьте. Этот день или неделя полностью принадлежат вам. Не спешите. Фраза избитая, но именно терпение является лекарством против стресса. Отсутствие ментального спокойствия – это огорчение и даже разрушение. И такое состояние вызывается не только стрессом. Беспокойство мыслей возникает не только из-за внешних обстоятельств, внутренняя неуравновешенность и сомнения также подливают масла в огонь. Если вы начнете что-то планировать, вы можете вызвать еще больший стресс, как бы сглазив себя. Поэтому сейчас лучше выбросить все планы и заняться только собой. Вам просто нужно больше любить себя. Это кажется эгоистичным, но именно с этого нужно начать. Нужно принять, что мир вокруг не идеальный, и даже любовь не идеальна. Совершенство – это только образ, за которым скрывается реальность. Совершенство – это миф, и состояние каждого человека уже само по себе является совершенством. Мы просто не видим этого за множеством масок. Место нашей жизни – это мир, наполненный борьбой ненависти и любви, жизни и смерти, начала и завершения. В старости и в молодости нужно видеть бесчисленные оттенки серого между черным и белым. Война и мир. Что такое война, если нет мира? Наш ум в состоянии постоянной войны мыслей и эмоций, которые заходят в наше сердце и вызывают чувства. Ментальный мир – это то, что мы принимаем в своей жизни. Возможно, принимать некоторые вещи не всегда хорошо, но любой выбор вызовет последствия, которые мы можем даже не осознавать.

    • Каждый успокаивается по-своему, но очень эффективно лечь и расслабиться. Можно подремать или послушать негромкую музыку, чтобы успокоить мысли.
    • Если причина беспокойства связана с учебой, выполнение заданий или домашней работы – ваша обязанность. Учителя обычно (но не всегда) ждут от вас зрелости. Они хотят видеть прогресс, хотят убедиться, что вы сделали все, что в ваших силах, а не ленились из-за того, что задание казалось скучным. В любом случае, можете попросить о помощи после уроков. Возможно, учитель сможет дать хороший совет или подсказку для выполнения домашнего задания на завтра.
    • Не волнуйтесь, вас никто не подгоняет. Человеческий ум содержит много приятных сюрпризов, которые интересно открывать.
    • Живите в настоящем, позвольте себе чувствовать свободу.

    Предупреждения

    • Идя по тонкому льду, соблюдайте осторожность. Помните об ответственности за свой выбор и не забывайте о своей работе.
    • Каждый человек индивидуален, и не стоит действовать, как кто-то другой. Будьте собой, кем бы вы ни были. Не слишком обращайте внимание, что говорят другие люди, но если это связано с работой, сделайте свои действия максимально профессиональными.
    • Действуйте смело и не позволяйте чувствам управлять мышлением.