Общая экономико-географическая характеристика азии. Общая характеристика азии

Политико-географический субрегион Центральной Азии объединяет 5 расположенных в глубине материка Евразия бывших союзных республик, являющихся с 1991 года независимыми государствами, – Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Общая черта экономико-географического положения этих стран заключается в том, что ни одна из них не имеет выхода к Мировому океану, то есть все они - внутриконтинентальные страны. Казахстан – крупнейшая по площади среди 44 стран мира, имеющих подобное географическое положение. Своеобразие географического положения расположенной в средней части субрегиона Республики Узбекистан заключается в том, что при отсутствии у нее собственного выхода к океану ни одна из соседних стран также не омывается Мировым океаном. Такая географическая особенность среди стран мира, кроме нашей республики, присуща только маленькому княжеству Лихтенштейн в Западной Европе.

Наличие выхода к Каспийскому морю оказывает положительное воздействие на экономико-географическое положение, транспортно-географические и природно-ресурсные возможности Казахстана и Туркменистана. Экономико-географическое положение Кыргызстана и Таджикистана, расположенных в пределах высокогорий Тянь-Шаня и Памира с их сложными транспортно-географическими условиями считается сравнительно неблагоприятным.

Положительная сторона экономико-географического положения субрегиона Центральной Азии в целом находит выражение прежде всего в его транзитности, то есть возможности связать транспортные системы различных частей Европы и Азии. Эта особенность в прошлом проявлялась при прохождении через территорию современных центральноазиатских государств знаменитого Великого Шёлкового пути. В настоящее время высокая оценка соответствующих экономико-географических возможностей субрегиона также обоснована. Геополитическое положение Центральной Азии специфично: она находится в зоне пересечения внешних интересов основных геополитических центров силы в Евразии – таких "геополитических игроков”, как непосредственные соседи стран субрегиона - Китай, Россия, Иран, а также США, Евросоюз, Турция, Саудовская Аравия, Индия, Пакистан. Также отрицательные стороны геополитического положения Центральной Азии связаны с непосредственным соседством с Афганистаном, где не прекращаются внутренние военные противостояния, и близостью к другим реальным и потенциальным конфликтным районам Евразии.

Общая площадь стран Центральной Азии составляет 4 млн км 2, а численность населения, по состоянию на 1 января 2017 г., равна 70,5 млн человек. Страны субрегиона по величине территории и численности населения существенно различаются. На различия в территории и демографическом потенциале существенное влияние оказывают особенности природных условий и ресурсов каждой из стран субрегиона. Страны Центральной Азии расположены вблизи Альпийско-Гималайского складчатого пояса, проходящего вдоль границы Евроазиатской и Индо-Австралийской литосферных плит. Поэтому юго-восточная и центральная части субрегиона сейсмически опасны. Сильные землетрясения особенно свойственны территории Кыргызстана и Таджикистана. Западная и северная часть субрегиона имеют платформенное строение.

По особенностям рельефа расположенные на юго-востоке Центральной Азии Таджикистан и Кыргызстан считаются горными государствами, а Казахстан, Узбекистан и Туркменистан – преимущественно равнинными. Однако последние три страны также частично пересекаются горными системами, которые занимают от 10 до 20 % их территории.

Страны Центральной Азии располагают огромным минерально-сырьевым потенциалом. По запасам нефти выделяются Казахстан и Туркменистан, по запасам газа Туркменистан, Узбекистан и Казахстан, каменным углём богат Казахстан, бурым – Узбекистан. Ресурсы нефти и газа сосредоточены на Прикаспийской низменности, в пустынях Каракумы и Кызылкум, на плато Устюрт и в межгорных впадинах, крупнейшие запасы каменного угля располагаются в Карагандинском и Экибастузском бассейнах в пределах Казахского мелкосопочника. Казахстан богат рудами чёрных металлов – железа, марганца и хрома. Крупные месторождения цветных, в том числе, драгоценных и редких металлов имеются во всех странах региона, кроме Туркменистана. Так, Узбекистан особо выделяется запасами золота, урана, кадмия, меди, молибдена, Казахстана – урана, вольфрама, молибдена, свинца, цинка, Кыргызстан – золота, ртути, сурьмы, Таджикистан – запасами серебра и урана. Крупными запасами минеральных солей располагают Туркменистан, Узбекистан и Казахстан.

Общие свойства климата стран Центральной Азии выражены в сочетании умеренных и субтропических элементов, резкой континентальности и засушливости. Поэтому в странах Центральной Азии наиболее распространены природные зоны пустынь, полупустынь и степей.

Фактор, оказывающий в условиях Центральной Азии решающее воздействие на развитие сельского хозяйства – водные ресурсы – характеризуются крайней неравномерностью распределения по территории. Все крупные реки субрегиона – Амударья, Сырдарья, Зарафшан, Или, Иртыш и другие - трансграничные (протекают по территории двух и более стран), начинаются с высокогорий Тянь-Шаня, Джунгарского Алатау и Памира, то есть с территорий Кыргызстана, Таджикистана и Китая. Таджикистан и Кыргызстан богаты водными и гидроэнергетическими ресурсами, а Узбекистан, Казахстан и Туркменистан испытывают их нехватку.

Население стран Центральной Азии размещено неравномерно в связи с факторами водных и земельных ресурсов (гидрографической сетью и рельефом) и сосредоточено большей частью в долинах и дельтах рек, межгорных котловинах, где развито орошаемое земледелие. Поскольку таких земель больше всего в Узбекистане, именно наша страна лидирует в субрегионе по численности населения. По плотности населения в регионе, по данным на 1.01.2017 г., лидируют Узбекистан (71,5 чел./км2 ) и Таджикистан (61,3 чел./км2 ), а Казахстан (6,6 чел./км2 ) занимает последнее место. В мировом масштабе Казахстан является одним из самых редконаселённых государств (184 место среди стран мира по среднему показателю плотности населения).

Демографической ситуации в странах Центральной Азии присущ довольно высокий уровень рождаемости и естественного прироста населения. Эти показатели наиболее высоки в Таджикистане и Кыргызстане, в Казахстане и Туркменистане находятся на весьма низком, а в Узбекистане на среднем по субрегиону уровне. Во всех пяти республиках баланс миграции отрицателен. Уровень урбанизации в Казахстане 53 %, в Узбекистане 51 %, в Туркменистане 50%, в Кыргызстане 36 %, а в Таджикистане 26 %. В Центральной Азии имеется 2 города-миллионера: Ташкент (2,4 млн чел.) и Алматы (1,7 млн чел.). Астана, Бишкек, Душанбе, Ашгабат, Шымкент, Наманган, Самарканд относятся к разряду крупнейших городов (численность жителей более 500 тысяч человек).

Из местных народов узбеки, казахи, киргизы, туркмены, каракалпаки относятся к тюркской группе алтайской семьи, а таджики и родственные им памирские народы (шугнанцы, ваханцы, ишкашимцы и др.) - к иранской группе индоевропейской семьи. Представители этих национальностей проживают как в соответствующих республиках, так и в соседних государствах. Например, узбеки являются второй по численности национальностью в соседних с Узбекистаном Кыргызстаном, Таджикистаном и Туркменистаном и третьей – в Казахстане. В свою очередь, в Узбекистане велика численность таджиков, казахов, киргизов и туркмен.

Страны Центральной Азии по классификации ООН относятся к категории стран с переходной экономикой. Общий объём ВВП этих стран по итогам 2016 года, по данным Международного валютного фонда (МВФ), составил 800 млрд. долларов США. Среди пяти стран субрегиона первое место по величине ВВП занимает Казахстан, второе - Узбекистан, третье - Туркменистан, четвёртое - Таджикистан и пятое Кыргызстан. Доля Казахстана в общем ВВП стран субрегиона составляет при этом 56,4%, Узбекистана 25,8%, Туркменистана, Таджикистана и Кыргызстана, соответственно, 11,8; 3,3 и 2,7%.

Общие черты социально-экономического развития стран субрегиона, обусловленные их существованием и развитием до недавнего прошлого в едином политическом и экономическом пространстве, выражаются в опоре преимущественно на минерально-сырьевые и земельноводные ресурсы, нацеленности на индустриализацию, создание новых промышленных объектов, отраслей и центров, схожести специализации сельского хозяйства, общей направленности внешнеэкономических связей на такие государства, как Китай, Россия, Республика Корея, Турция, страны Евросоюза. В то же время хозяйство каждой из стран Центральной Азии имеет свои специфические особенности. В связи с тем, что в Казахстане, Туркменистане и Узбекистане экономическое значение промышленности несколько выше сельского хозяйства, эти три страны относятся к разряду индустриально-аграрных государств. Экономика Таджикистана и Кыргызстана, в свою очередь, имеет аграрно-индустриальную структуру.

Топливно-энергетический комплекс наиболее развит в Казахстане, Туркменистане и Узбекистане. По запасам нефти, объёму её добычи и экспорта в субрегионе лидирует Казахстан, добывая в год более 100 млн. тонн нефти, большая часть которой экспортируется. Основой экономики и национального богатства Туркменистана является газовая промышленность. Эта страна по запасам газа занимает 4 место в мире, 2 место в СНГ и 1 место в Центральной Азии. Второе в мире по величине запасов газовое месторождение Галкыныш также находится в Туркменистане. В Казахстане, Узбекистане и Туркменистане электроэнергия в основном вырабатывается на ТЭС. В Таджикистане и Кыргызстане, не обладающих большими запасами топливных ресурсов, более 90% электроэнергии вырабатывается на ГЭС.

Чёрная металлургия среди стран субрегиона наиболее развита в Казахстане. Крупнейшие предприятия этой отрасли в Казахстане расположены в Карагандинской (г. Темиртау) и Костанайской (г. Рудный) областях вблизи месторождений железной руды. В Актюбинской области расположены крупные (в масштабах СНГ) месторождения хрома, в Карагандинской области – марганца. Цветная металлургия занимает важное место в экономике и внешней торговле всех стран Центральной Азии, за исключением Туркменистана. Так, для Таджикистана важным источником валютных поступлений в казну, стратегическим экономическим объектом является алюминиевый завод в городе Турсунзаде, а для Кыргызстана – месторождение золота Кумтар в Иссыккульской области. Узбекистан выделяется объёмами производства золота, урана, меди, кадмия, Казахстан – урана, свинца, цинка, вольфрама, молибдена, меди, Кыргызстан – золота, ртути, сурьмы, Таджикистан – алюминия. Химическая промышленность наиболее развита в Казахстане, Узбекистане и Туркменистане и специализируется в основном на производстве минеральных удобрений, серной кислоты, соды, мирабилита, переработке нефти и газа. В развитии машиностроения лидируют Узбекистан и Казахстан. В этой связи особого внимания заслуживает динамичное развитие автомобилестроения в нашей республике.

Сельское хозяйство во всех странах региона имеет большое экономическое значение. В Казахстане основными товарными отраслями сельского хозяйства являются зерноводство и животноводство. Казахстан входит в число 10 крупнейших в мире экспортёров зерна. В Узбекистане товарное значение имеют хлопководство, шелководство, садоводство, виноградарство, каракулеводство. В Туркменистане аграрный сектор специализируется на хлопководстве, зерноводстве, бахчеводстве, каракулеводстве и коневодстве. В животноводстве Туркменистана большое значение имеет разведение лошадей ахалтекинской породы. В Таджикистане сельское хозяйство специализируется на хлопководстве, садоводстве и шелководстве, а в Кыргызстане - на овощеводстве, табаководстве и многоотраслевом животноводстве. Перспективы социально-экономического развития стран Центральной Азии во многом связаны с процессами их экономической интеграции. Можно выделить следующие значимые факторы экономической интеграции центральноазиатских государств:

Необходимость совместной борьбы с землетрясениями, селями и наводнениями, снежными лавинами и другими стихийными бедствиями.

Центральная Азия, внутриконтинентальные страны, транзитное экономико-географическое положение, геополитическое положение, трансграничные реки, страны с переходной экономикой, индустриально-аграрная экономика, аграрно-индустриальная экономика, экономическая интеграция.

Внимание! Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter для уведомления администрации.

Средняя Азия сегодня включает пять республик: Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан и Таджикистан.

После распада Советского Союза странами центральноазиатского региона закономерным образом была произведена переоценка собственной роли как субъектов геополитических и международных отношений, что помимо прочего отразилось на их региональной самоидентификации. Произошел отказ от закрепленного в советский период самоназвания региона «Средняя Азия и Казахстан» в пользу определения «Центральная Азия». По прошествии 20 лет определение «Центральная Азия» стало общеупотребимым, обозначая геополитическое пространство, куда входят пять государств бывшего СССР – Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. (Впервые предложение о переименовании региона было озвучено Нурсултаном Назарбаевым, которого поддержали лидеры других стран ЦА).

Общая численность населения 65 млн чел.

Регион Центральная Азия в современном его понимании геополитически относится в евразийской цивилизации, в конфессиональном отношении преобладает исламский компонент, в этническом плане преобладает тюркский компонент, в историческом – советская идентичность, а в образовании пока преобладают западные корни.

По большому счету, стратегическим приоритетом для пяти суверенных государств является евразийская цивилизация, в противном случае регион, по мнению аналитиков, рискует потерять европейскую составляющую.

Практически все современные лидеры Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Туркменистана и Таджикистана, особенно во время региональных саммитов, подчеркивают общность истории и языков, происхождения и традиций, культуры и экономики. Более того, коллектив кыргызских ученых сделал вывод о том, что «Центральная Азия относится в большей степени к Востоку», но все-таки «сумела выработать собственное цивилизационное пространство».

Характерная особенность региона : все регионы являлись частью Советского Союза (испытали влияние советской культуры); все государства и регионы стали суверенны в один момент; на данный момент большая часть населения исповедует ислам; существует пропасть между богатыми и бедными; все республики хранят запасы золота и урана (Узбекистан 4-ый в мире по запасу золота); постоянное нарушение прав человека; слабо развита демократия. В трёх государствах власть не менялась более 20 лет (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан).

Пять стран находятся на разных этапах транзита, на разных ступенях экономического развития. Казахстан значительно обогнал остальные государства региона по темпам развития и экономическим реформам; очень медленно проходит модернизация экономики Узбекистана; Кыргызстан показывает неспособность развития без поддержки извне; это же особенно и для экономики Таджикистана; Туркменистан только в последнее время отказывается от приверженности автаркической модели развития. Аграрно-сырьевой характер сохраняют национальные экономики всех центральноазиатских стран. Даже экономика Казахстана, развивающаяся намного динамичнее, значительно более высокими темпами и обеспечившая региональное лидерство республики, сохраняет сырьевой характер.


Казахстан - самая крупная и самая потенциально сильная республика в регионе - все более ориентируется на интеграцию в рамках ЕврАзЭС (Евразийское экономическое сообщество международная экономическая организация, созданная с целью формирования общих внешних таможенных границ входящих в неё государств, выработки единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка) и Единого экономического пространства (ЕЭП).

Примечательно, что, будучи государствами Азии, страны, являются членами ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности. Она объединяет 57 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии.). И это очень большой плюс для них, так как за эти годы организация предпринимала значительные меры по улучшению положения этих стран.

Центр ОБСЕ в Ташкенте занимался самыми актуальными вопросами – новыми угрозами региональной безопасности. В данном направлении проводились семинары посвященные вопросам незаконного оборота наркотиков, борьбы с преступностью, региональной стабильности. Проблемам экологии и экономики уделялось наибольшее внимание, как к очень перспективным проектам. Решались региональные экологические проблемы – обеспечение устойчивого развития Аральского региона.

Центральная Азия рассматривается как регион, где пересекаются интересы, как минимум, трех мировых держав – России, США и в последнее время Китая. При этом принято считать, что между этими державами существует жесткая конкуренция за доминирование в регионе. Не случайно большое внимание в экспертной среде уделяется вопросу сохранения баланса между интересами трех стран, нарушение которого оценивается как угроза для стабильности ситуации в регионе. Расположение между Китаем и Россией, запасы минеральных ресурсов – эти и другие факторы гарантируют региону стабильный интерес со стороны крупных игроков.

Проблемы:

1. Межэтнические и межконфессиональные противоречия.

2. Сбалансированное потребление водных ресурсов – проблема становится с каждым годом все серьезнее. Реки являются трансграничными, экосистемы бассейнов находятся под угрозой. Решение этого вопроса важно и на сегодняшний день, и в перспективе. Если государства, располагающиеся в нижнем течении рек Амударьи и Сырдарьи (Казахстан, Узбекистан, Туркменистан), постоянно испытывают дефицит воды, то государства верхнего течения (Кыргызстан и Таджикистан) сталкиваются с проблемой обеспечения топливными ресурсами из соседних стран для загрузки электростанций в зимний период времени, что приводит к дополнительному использованию гидроэнергетических сооружений. Однако работа гидроэлектростанций зимой на полную мощность чревата рядом негативных последствий: уменьшением объемов водохранилищ, превышением объемов сброса воды в приграничные области соседних государств. Таким образом, проблема рационального использования водно-энергетических ресурсов в Центральной Азии давно вышла на уровень межгосударственных отношений. Центральная Азия – континентальная зона, максимально удаленная от океанских путей. Ее сухопутные коммуникации замкнуты на Россию, а воздушные – малоразвиты. Регион занимает периферийное положение по отношению ко многим крупным блокам мирового геополитического пространства: Западной Европе, США, Южной и Юго-Восточной Азии. Непосредственно с ним соседствуют только Россия, Китай и Средний Восток. Отчасти этим и обусловлен выбор Центральной Азии Россией и Китаем в качестве субъектов региональной политики.

3. Абсолютный недостаток инвестиционного капитала, формирующегося на основе внутренних накоплений.

4. Избыток неквалифицированных трудовых ресурсов, возникающий в результате аграрного перенаселения. Казахстан занимает 9-е место в списке ведущих стран мира, принимающих трудовых мигрантов из соседних стран, то есть, центральноазиатских.

Киргизская Республика. Преимущества: автономное сельское хозяйство. С 2000 г. частные землевладения. Экспорт золота и ртути. Гидроэнергетический потенциал. Запасы урана и наличие на территории республики возможностей обогащения для использования в АЭС. Достаточно большие запасы сурьмы, наличие редкоземельных металлов. Наличие природных объектов для развития туризма (Озеро Иссык-Куль, Мёртвое озеро, ущелье Джеты-Огуз и т. д.). Слабые стороны: коррумпированность гос. органов. Экономический спад после распада СССР.

Безработица, по официальным данным, - 73,4 тысяч человек (3,5 % экономически активного населения).

Средняя продолжительность жизни населения составила 70 лет (66 лет у мужчин и 74 года у женщин).

Подавляющее большинство верующих в Киргизии - мусульмане-сунниты. Есть и христиане: православные, католики.

Казахстан. По площади территории занимает девятое место среди государств мира. Казахстан является светской поликонфессиональной страной. Исследования показывают, что уровень религиозности населения Казахстана (43 %) самый низкий в регионе Центральной Азии. По объёму запасов полезных ископаемых Казахстан занимает первое место среди стран СНГ по хромовым рудам и свинцу, второе - по запасам нефти, серебра, меди, марганца, цинка, никеля и фосфорного сырья, третье - по газу, углю, золоту и олову. Республика Казахстан поддерживает дипломатические отношения со всеми странами ООН. Основные геополитические партнёры Казахстана - Тюркские страны, Китай, Европейский союз, США, Россия и страны Ближнего Востока.

Таджикистан - единственное ираноязычное (персоязычное) государство в бывшей советской Средней Азии. Большинство населения Таджикистана исповедует ислам суннитского толка.

Таджикистан богат природными ресурсами, но так как 93 % территории республики занимают горы, их добыча затруднена слабо развитой инфраструктурой. Таджикистан расположен вдали от основных евразийских транспортных потоков.

Преимущества: Большой гидроэнергетический потенциал. Рост экономики в 7 %-7,5 %. Богатейшие залежи минеральных ресурсов. Большой туристический потенциал.

Слабые стороны: Нестабильная политико-экономическая ситуация. Высокий уровень безработицы (более 20 %). Слабая диверсификация сельского хозяйства, для которого пригодны лишь 6 % земель. Отток квалифицированных специалистов. Таджикистан - аграрно-индустриальная страна, одна из наиболее бедных стран мира, несмотря на немалый туристический и экономический потенциал. Подавляющее большинство населения Таджикистана составляют мусульмане.

Узбекистан имеет выход к Аральскому морю, однако, является одной из двух стран мира, для выхода из которой в Мировой океан необходимо пересечь территорию двух государств - все соседние страны также не имеют выхода к морю. Узбекистан является нейтральным государством (в международном праве - неучастие в войне, а в мирное время отказ от участия в военных блоках). По числу жителей Узбекистан занимает третье место среди стран СНГ, после Российской Федерации и Украины. Но в отличие от последних, в Узбекистане до последнего времени регистрировался высокий уровень рождаемости и положительный прирост населения и, как следствие, большую часть населения составляют дети и молодёжь. По официальным данным - мусульмане - 93 % (в основном сунниты ханафитского мазхаба, численность шиитов не превышает 1), православные - 4 %. По запасам золота республика занимает четвёртое место в мире, а по уровню его добычи седьмое место.

Туркмения. Большая часть верующих исповедует ислам. Туркмения - 4-я в мире по запасам природного газа. Обладает вторым по величине газовым месторождением в мире. 23 июня 2008 года международная неправительственная организация «Международная амнистия» выпустила доклад о систематических нарушениях прав человека в Туркмении. Сапармурат Атаевич Ния́зов- руководитель Туркмении с 1985 по 2006 (в 1985-91 - первый секретарь ЦК КП Туркмении, в 1990-2006 - «пожизненный президент» Туркмении). Правление Ниязова характеризуется установлением в стране личной диктаторской власти, а также масштабного культа личности, который пошел на спад только после его смерти.

Выполнил:
учащийся 111 группы

Балашов 2010
Введение………………………………………………………… …………...……3
Глава 1. Характеристика региона Центральной Азии (географическая, экономическая, политическая)…………………….…………………… ………..4
1.1.Географическая характеристика региона Центральной Азии……………...4
1.2. Экономическая и политическая характеристика региона Центральной Азии…………………………………………………………………… …………7
Глава 2. Экономические интересы США и России……………………………14
2.1. Россия и ее интересы в Азии………………………………………….……14
2.2. США и ее интересы в Азии……………………………………… ………...21
Глава 3. Политические интересы США и России……………………………24
3.1.Политические интересы России в центральной Азии…………………….24
3.2.Политеческие интересы США в центральной Азии…......................... .......29
Глава 4. Остальные страны и их интересы…………………………………….33
4.1. Интересы Ирана с Таджикистаном, Казахстаном, Туркменистаном……33
4.2. Интересы Ирана с Узбекистаном, Кыргызстаном, Афганистаном……...37
Заключение…………………………………………….…… ……………………42
Список литературы…………………………………………………… …………45

Введение
Актуальность темы исследования - в начале 90-х гг. XX века в мировом развитии произошли кардинальные перемены, которые серьезно изменили геополитическую структуру мира. Современный мир постепенно становится все более взаимозависимым и одновременно более уязвимым.
Объектом исследования - определена Центральная Азия как единый регион со своими геополитическими, территориальными, демографическими, политическими, экономическими, социальными, ресурсными и другими параметрами, а также внешнеполитическая деятельность России и США в отношении Центральноазиатского региона.
Предметом исследования - выступают геополитические интересы России и США в Центральной Азии, формы международного сотрудничества России и Китая, а также США, Турции, Ирана, Пакистана с государствами Центральной Азии, с учетом специфики интересов каждого государства этого региона.
Целью исследования - является попытка выявить основные тенденции, которые, возможно, в дальнейшем будут определять характер развития взаимоотношений России и Центральной Азии, государств Центральной Азии и США, а также характер взаимоотношений России и США в Центральной Азии.
Для раскрытия данной цели подразумевает выполнение ряда задач:
- выявить основные направления в геополитических интересах России и США в Центральной Азии;
- проанализировать экономические и политические интересы России и США в Центральной Азии;
- рассмотреть остальные страны и их интересы.
Методы исследования, применяемыми в данной работе являются: анализ и синтез, сравнения и аналогии, изучение и анализ учебной, научной литературы, периодических изданий.

Глава 1. Характеристика региона Центральной Азии (географическая, политическая, экономическая)
1.1. Географическая характеристика региона Центральной Азии
Центральная Азия - обширный, не имеющий выхода к океану регион Азии. Включает в себя пять бывших советских республик Средней Азии: Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан, районы азиатской России южнее таёжной зоны, а также Монголию, Западный Китай, Пенджаб, северную Индию и северный Пакистан, северо-восточный Иран и Афганистан.
Однако, на постсоветском пространстве, под названием Центральная Азия в настоящее время чаще всего подразумевается именно бывшее, принятое в СССР, определение "Средняя Азия".

Регион имеет значительные запасы полезных ископаемых. Здесь разрабатываются месторождения газа, нефти, каменного угля, руд цветных металлов, особенно медных и полиметаллических, ртути, сурьмы, золота. Уникальное значение имеют запасы минеральных солей залива Кара-Богаз-Гол.
Запасы углеводородов Центральной Азии сконцентрированы в районе Каспия. Поэтому Азербайджан является основным игроком, несмотря на то, что он находится на Кавказе. Эта страна владеет значительными нефтяными и газовыми ресурсами и является центральным звеном нероссийского энергетического транзитного маршрута из Центральной Азии на Запад. Большая часть углеводородов Центральной Азии и Каспия находится в Казахстане, Азербайджане, Узбекистане и Туркмении 1 .
Нефтепроводы Центральной Азии: трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), пропускной способностью более 1 миллиона баррелей в день, идет от азербайджанского побережья Каспийского моря к средиземноморскому побережью Турции.
Самые большие запасы газа среди центрально-азиатских стран у Туркмении и Узбекистана, хотя довольно богатые месторождения есть и в Казахстане.
Территория Центральной Азии расположена в зонах степей, полупустынь и пустынь умеренного пояса. На юге поднимаются молодые горные массивы Памир, Тянь-Шань, Копетдаг, Гиссарcкий хребет, занимающие свыше трети территории региона. В степях и полупустынях традиционным занятием населения издавна было кочевое скотоводство. В оазисах южной части региона, принадлежащей к районам древнего освоения, развивалось орошаемое земледелие.
Промышленность в Центральной Азии. С топливно - энергетическим и металлургическим комплексами тесно связана химическая промышленность, являющаяся одной из ведущих отраслей в регионе. Развиты отрасли основной и горной химии, базирующиеся на запасах глауберовой соли Кара-Богаз-Гола (йод, бром), производство минеральных удобрений 2 .
Машиностроение ориентировано на отрасли, определяющие специализацию в региональном разделении труда. Это производство оборудования для угольной, нефтяной, строительной промышленности и АПК. Получили развитие среднее и точное машиностроение, особенно электротехническая промышленность (Киргизстан), что позволяет занять в

1 Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней Под ред. А.С. Орлова. М., 2008 г.
2 3адохин А.Г. Экспорт-ресурсов в:национальном развитии молодых государств Центральной Азии//Вестник Каспия. №4, 2007 г.

общественном производстве существующий избыток рабочей силы.
Агропромышленный комплекс опирается на развитое сельское хозяйство. В пределах комплекса четко выделяются два направления специализации:
а) степная, сочетающая зерновое хозяйство и молочно-мясное скотоводство, распространена в северной части;
б) оазисная, развивающаяся на монокультуре хлопчатника в южной части региона.
С выращиванием хлопчатника и переработкой хлопка связаны текстильная (хлопчатобумажная), маслобойная, машиностроительная (хлопкоуборочные комбайны) промышленность. В оазисах выращивают также овощи, фрукты, виноград, бахчевые культуры. Соответственно специализируются и перерабатывающие отрасли АПК: мукомольно-крупяная, сахарная, мясная на севере, плодоовоще - консервная, винодельческая - на юге. Животноводство представлено скотоводством и овцеводством отгонно-пастбищного типа. На высокогорьях Памира разводят яков, на Алтае - маралов. Почти повсеместно - верблюдов. Шерсть и каракуль также являются продукцией отрасли (Туркменистан).

1.2. Экономическая и политическая характеристика региона Центральной Азии
Центральноазиатский регион объединяет страны переходной экономики. Большинство из них - аграрно-индустриальные, и только Казахстан - индустриально-аграрная страна.
Сегодня Центральная Азия все больше и больше выходит на передний план в современных международных отношениях. В настоящее время в Центральной Азии переплелись в один узел локальные, региональные и глобальные интересы различных государств. К началу 2003 года в Центральной Азии имеют свои интересы как мировые (США, Россия, Китай), так и региональные державы, расположенные по периметру региона и в непосредственной близости от него. Это Иран, Пакистан, Турция и Индия 3 .
Формирование новой ситуации в Центральной Азии связано, прежде всего, с трансформацией Центральной Азии в один из ключевых регионов в системе геополитических координат Евразийского пространства. Существует ряд факторов, которые определяют новую роль Центральной Азии:
- Центральная Азия расположена в центре Евразийского континента, что стратегически имеет важное значение с точки зрения влияния Центральной Азии на безопасность и стабильность значительной части материка;
- баланс сил на огромном пространстве евразийского континента зависит от направленности развития ситуации как в каждом государстве Центральной Азии, так и во всем регионе;
- в регионе сосредоточено огромное количество природных, прежде всего углеводородных, ресурсов мирового значения.
Контроль за топливно- энергетическими ресурсами и путями их транспортировки дает возможность контролировать ситуацию в Центральной Азии.
- Центральная Азия расположена на стыке евроазиатских транспортных
______________________________ ___
3 Матяш В.Н. Россия США: нефть и геополитика (политологический анализ). М.: Научная книга, 2004 г.

коридоров и на территории региона имеются широкие транспортно- коммуникационные сети. Через Иран центральноазиатский регион имеет выход к Персидскому заливу, через Афганистан и Пакистан есть выход к Индийскому океану, а через Китай есть выход в Азиатско-Тихоокеанский регион.
- На рубеже ХХ - XXI веков мировое сообщество объявило войну международному терроризму, религиозному экстремизму и наркобизнесу. Центральная Азия оказалась в самом центре этой войны и приобрела еще одно важное значение в формирующейся новой системе международных отношений.
В широком стратегическом контексте новая геополитическая ситуация в Центральной Азии характеризуется следующими моментами:
во-первых, необходимость принятия мировым сообществом действенных и решительных мер по устранению угрозы международного терроризма, исходящей из Афганистана, привела к активному присутствию Запада в регионе Центральной Азии;
во-вторых, проявилась долгосрочная американская политика в Центральной и Южной Азии, которая увязывается ее идеологами с национальной безопасностью США в целом;
в-третьих, как результат обозначенных выше процессов, а также вследствие значительного ослабления воздействия внешних угроз, ранее исходивших из Афганистана, в Центральной Азии начинают формироваться уникальные возможности для комплексного развития и модернизации региона при действенной поддержке мирового сообщества.
Однако после проведения антитеррористической операции в Афганистане, с нейтрализацией режима «Талибан» и созданием нового коалиционного правительства с включением в него представительства практически всех заинтересованных сторон в Афганистане, открылись новые возможности для реализации пакистанских интересов в Центральной Азии.
Можно выделить две основные сферы интересов Пакистана в Центральноазиатском регионе - политическую и экономическую. Среди факторов политической привлекательности государств Центральной Азии для Пакистана - это, прежде всего, возможность их влияния на урегулирование пакистано- индийского конфликта. Как и в любом другом межгосударственном конфликте, стороны стремятся заручиться поддержкой как можно большего количества государств. Конечно, роль Центральноазиатских государств в данном случае не определяющая, но их географическая близость к зоне противостояния, господствующая религия и постепенно возрастающий международный авторитет заставляют Исламабад и Дели предъявлять свои аргументы для обоснования своих позиций с учетом мнения этих государств.
Что касается экономического сотрудничества, то главный интерес Пакистана к государствам Центральной Азии основан на сырьевом потенциале региона. Ввиду этого для Пакистана одним из основных приоритетов в экономической сфере является формирование транспортных коридоров с Центральной Азией и создание магистральных путей через Афганистан.
Для государств Центральной Азии в отношении Ирана очень важными являются следующие два момента:
- Желательно, чтобы развитие процесса либерализации и деклерикализации иранского общества шло по пути наименьшей конфронтации между реформаторскими и консервативными силами.
- Центральная Азия заинтересована в том, чтобы Иран как можно быстрее восстановил нормальные политические отношения с Западом, и прежде всего с США, что позволило бы ускорить решение каспийских проектов и в целом положительно повлияло бы на ситуацию в регионе.
В свою очередь политическая активность Ирана в Центральной Азии определяется следующими стратегическими интересами:
- Обеспечение безопасности своих северных границ;
- использование Центральной Азии как союзника для нормализации отношений с ЕС и государствами Юго-Восточной Азии (прежде всего с Китаем и Японией);
- механизмом реализации этих целей для Ирана является, прежде всего, нерешенная проблема Каспия. Для Ирана, владеющего значительной частью нефтяных запасов Персидского залива, освоение залежей каспийского шельфа не является первоочередной задачей. Всемирный интерес к Каспию дает возможность Ирану усилить свое дипломатическое значение.
Для реализации своих интересов Иран стремится максимально использовать свое выгодное геополитическое положение в качестве наиболее удобного маршрута транспортировки нефти и газа, что самым благоприятным образом может сказаться на развитии торгово- экономических отношений между Ираном и государствами Центральной Азии.
И все же основная роль в геополитике региона принадлежит России и Китаю, непосредственно граничащих с Центральной Азией, а также США, которые в результате размещения своих военных баз и активного
вмешательства в дела региона превратились сегодня в реальную военно-политическую силу в Центральной Азии.
После распада СССР позиции США в Центральной Азии стали заметно усиливаться. Заинтересованность Соединенных Штатов Америки в Центральной Азии была обусловлена тем, что регион расположен между Россией, Китаем и исламскими государствами, а также тем, что Центральная Азия обладает богатыми природными и в первую очередь углеводородными ресурсами.
В целом интересы США в Центральной Азии можно охарактеризовать следующими приоритетами:
- Установление и расширение присутствия США в регионе является элементом общей стратегии США по упрочению своего глобального лидерства в долгосрочной перспективе.
- США заинтересованы в обеспечении своего доступа к природным ресурсам Каспийского региона.
- США стремятся обеспечить доступ к политическому и. экономическому потенциалу государств Центральной Азии в целях проведения политики сдерживания Китая и влияния на Иран.
- США стремятся не допустить ситуации, когда группа держав таких, как Россия и КНР, будут доминировать в регионе, тем самым исключая в Центральной Азии присутствие США.
- США заинтересованы в использовании территории Центральной Азии для формирования (передового базирования, чтобы оказывать поддержку своим союзникам и создать угрозу для таких государств как Северная Корея и Иран, которые США относят к числу «проблемных» государств;
- США заинтересованы в Центральной Азии как в рынке сбыта промышленных товаров из США 4 .
США будут стремиться удержать государства Центральной Азии в контексте своей региональной и глобальной стратегии. Если попытаться сделать некоторые прогнозы относительно политики США в Центральной Азии, то можно говорить примерно о следующем направлении развития ситуации. США будут использовать свое военно-политическое присутствие в Центральной Азии для всестороннего укрепления отношений со всеми государствами региона. Также США будут стремиться к созданию таких условий, при которых другие заинтересованные государства не смогли бы контролировать ситуацию в Центральной Азии в ущерб американским интересам. Поэтому США будут расширять и модернизировать свои военные базы, расположенные на территории Центральноазиатского региона. В этой связи Штаты будут заинтересованы в ослаблении Шанхайской Организации.
Сотрудничества как системы региональной безопасности. Естественно, что в случае необходимости, США могут использовать свое военное
______________________________ ___
4 Стрешнев Р. В. Центральная Азия в планах США. http://w ww.redstar.ru/2009г.

присутствие в Центральной Азии для политического нажима на Китай. Для усиления своего влияния на общественное мнение жителей Центральной Азии США сделают ставку на поддержку демократических процессов в регионе. Они будут стремиться к обеспечению доступа к топливно-энергетическим ресурсам региона американскому бизнесу, и, следовательно, к открытию в Центральной Азии рынка для американских инвестиций, товаров и услуг.
Распад СССР также положил начало новому этапу развития отношений между странами Центральной Азии и Китаем. Внешняя политика Китая в отношении Центральной Азии в основном придерживается традиционной для Китая сдержанной внешнеполитической тактики. Отстаивая свои интересы на международной политической арене, Китай не проводит жесткого курса, предпочитая почти всегда выдерживать тактическую паузу. Придерживаясь этих позиций, Китай стремится реализовать свою внешнеполитическую стратегию в регионе с учетом следующих основных национальных интересов:
- Китай заинтересован в спокойной границе с государствами
Центральной Азии, общая протяженность которой составляет около 3700 км. В большей степени опасения Пекина связаны с возможным обострением проблемы уйгурского сепаратизма. И в этой связи одним из основных направлений внешней политики Китая в Центральной Азии является противодействие развитию сепаратизма.
- Китай стремится создать необходимые условия для воплощения своих планов развития западных районов Китая, а именно, снижения разрыва в экономическом развитии прибрежных и внутренних районов. Таким образом Китай надеется решить многие проблемы Синьцзян - Уйгурского автономного района (СУАР), уничтожить экономические предпосылки национального сепаратизма, в том числе и за счет усиления торгово- экономического сотрудничества своих западных провинций со странами Центральной Азии.
- Китай стремится обеспечить доступ к источникам энергии для своей растущей промышленности, так как потребность Китая в нефтяных и газовых ресурсах постоянно возрастает.
- Китай заинтересован в формировании надежных транспортных коридоров для выхода на рынки стран СНГ и Европы. Территория стран Центральной Азии является важным сухопутным коридором и одним из наилучших транспортных каналов для осуществления товарообмена со странами СНГ и Европы.
- Китай стремится распространить свое влияние в Центральной Азии для противодействия доминирующему положению США на экономическом, политическом и военном уровнях в регионе. Военное присутствие США в непосредственной близости от границы Китая создает потенциальную угрозу его национальной безопасности и территориальной целостности, в том числе и для реализации программы развития западных районов Китая.
В свете этих предпосылок Китай уделял Центральной Азии самое пристальное внимание. Можно говорить о том, что Китай будет стремиться к усилению экономических связей с государствами Центральной Азии, прежде всего в нефтяной и газовой сфере, и с целью своего политического укрепления в Центральной Азии. Китай будет продолжать активно сотрудничать с Центральной Азией в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества для сохранения своего влияния в регионе и противодействия нарастающему присутствию в Центральной Азии США и ее союзников, а также для борьбы с экстремизмом и терроризмом, прежде всего в контексте противодействия уйгурскому сепаратизму в Синьцзян - Уйгурском автономном районе Китая 5 .

______________________________ ___
5 Чернявский СИ. Политика России в Центральной Азии и Закавказье в 1992 2002 годах Южный фланг СНГ. Центральная Азия Каспий Кавказ: возможности и вызовы для России М., МГИМО (У), 2003. 49.Ян Шу. Китай и Каспий Континент. №21(34) 1 ноября 14 ноября 2006.

Глава 2. Экономические интересы США и России
2.1. Россия и ее интересы в Азии
Политика России в Центральной Азии во многом будет зависеть от характера взаимоотношений Азии и России.
Центральная Азия традиционно входит в зону интересов Российской Федерации. Основные направления российской политики в Центральной Азии базируются на следующих факторах:
- Центральная Азия для России является важных регионом в контексте обеспечения безопасности южных границ.
- Особую значимость региона для России определяет нефтяной фактор и желание России сохранить влияние на Каспии.
- Большое значение для России имеет территория Центральной Азии в качестве зоны базирования силовых средств защиты.
- Большое внешнеполитическое и экономическое значение для России имеет обеспечение контроля над основными транспортно- коммуникационными путями и трубопроводами региона.
- В центральной Азии проживает большое число русского и русскоязычного населения. Как правопреемница СССР Россия несет ответственность за русскоязычное население, сохранение русского языка и культуры.
После событий 11 сентября 2001 года геополитическая ситуация в Центральной Азии претерпела значительные изменения - возникла совершенно новая военно- политическая обстановка в регионе, при которой произошло ослабление позиций России по ряду направлений.
Во-первых, Россия перестала быть доминирующей в военно- политическом плане силой в Центральной Азии, поскольку США активно расширяют свое влияние посредством военно-политического присутствия.
Об этом свидетельствует развертывание американских военных баз в этом регионе.
Во-вторых, США все больше претендуют на выполнение функций гаранта экономического развития и модернизации региона, тем самым занимая нишу, которая до этого была закреплена только за Россией.
В-третьих, возможно, что присутствие вооруженных сил антитеррористической коалиции в регионе делает проблематичным дальнейшее развитие коллективных сил быстрого развертывания (КСБР) государств - участников Договора о коллективной безопасности на ближайшую перспективу, так как КСБР создавались именно с целью снятия угрозы из Афганистана. Со стратегической точки зрения сеть военных баз стран НАТО в Афганистане и Центральноазиатских государствах обеспечивает США достаточно полный контроль над регионом и дает возможность оперативно управлять ситуацией.
Эти новые обстоятельства, связанные с радикальными изменениями в системе международных отношений, усилили присутствие США, Пакистана, Ирана в Центральноазиатском регионе, повлекли за собой выработку новых подходов к странам Центральной Азии их ближайших соседей и традиционных партнеров России и Китая.
На сегодняшний день, ослабленные позиции России в регионе поставили Москву перед необходимостью, переосмысления своей внешней политики и нового построения отношений с партнерами в Центральной Азии уже с учетом присутствия в регионе США.
Как развиваются сегодня и будут развиваться в перспективе эти отношения - вопрос актуальный, имеющий не только теоретическое, но и практическое значение для выработки стратегии внешнеполитической деятельности российского государства. С этой точки зрения для российской дипломатии важен учет политики Китая, который может стать стратегическим союзником России в этом регионе.
Для России Центральная Азия имеет качественно иное понятие, чем для Запада. РФ связана с государствами Центральной Азии сотнями тысяч различных связей.
Именно поэтому Россия имеет широкие возможности для укрепления своего влияния в Центральной Азии. Но для этого ей необходимо не ограничиваться вопросами энергетического и военно-политического сотрудничества, а участвовать в решении всего круга актуальных для данного региона проблем. Среди проблем, которые Россия может предложить для совместного решения, необходимо выделить:
1) проблемы региональной безопасности, борьбы с международным терроризмом и сепаратизмом, наркопреступностью;
2) экологические проблемы региона.
Более активная позиция России в реализации проекта переброски части стока сибирских рек в регион Центральной Азии могла бы обеспечить серьезное продвижение в решении данного вопроса.
В свою очередь, решение проблемы дефицита воды в ЦА помогло бы снять возможные в будущем предпосылки для возникновения так называемых водных конфликтов в регионе;
3) проблемы нелегальной миграции рабочей силы, теневых капиталов;
4) освоение внешних рынков, развитие транспортных коммуникаций, транзита энергоресурсов, занятие достойного места в иерархии международных отношений;
5) эффективное развитие интеграционных связей между странами СНГ;
6) решение проблем внутреннего развития отдельно взятого государства.
Из вышеперечисленного вытекает, что Россия имеет достаточно много точек общего соприкосновения интересов со странами региона.
Россия имеет в потенциале и низкозатратные механизмы реализации задач своего влияния в ЦА. Среди них:
1) возможность использования общего информационного пространства. Россия пока не использует целенаправленно имеющийся приоритет;
2) использование потенциала пророссийски настроенной части национальных элит стран региона. Необходимо учесть, что данный фактор имеет свои временные рамки: большинство общественности в странах ЦА ещё помнит о временах совместного проживания, однако уже подрастает молодое поколение, всё больше ориентирующееся на Запад;
3) оказание Россией технической и гуманитарной помощи странам ЦА. Например, Узбекистан испытывает потребность в модернизации своих ГРЭС и других народнохозяйственных сооружений, построенных российскими специалистами ещё в советское время. В свою очередь, это позволит загрузить производственные мощности российских предприятий и обеспечить занятость населения. Для получения рентабельности данных проектов возможен вариант долевого участия России в акционировании узбекских производственных объектов. Россия оказывает техническую и гуманитарную помощь Афганистану, Ираку и др. Конкуренцию России в данной области в ЦА всё больше составляют США, Япония и другие зарубежные страны, что снижает популярность России в регионе;
4) активизация гуманитарного сотрудничества России со странами ЦА. Развитие культурных связей может явиться благодатной основой для большего взаимопонимания, что, в свою очередь, повлечет усиление политического и экономического сотрудничества между данными странами;
5) втягивание стран ЦА во все организуемые Россией культурные и экономические мероприятия. Более частое общение на различных уровнях создаст необходимый фон для реального сближения национальных интересов;
6) использование пока ещё общего для России и стран ЦА менталитета, устоявшихся традиций и привычек, присутствия в регионе большого количества русскоязычного населения (не только представителей коренной, но и русской национальности);
7) активная политическая и организационная поддержка сохранившихся кооперационных хозяйственных связей между Россией и странами региона;
8) стимулирование участия стран ЦА в интеграционных группировках на пространстве СНГ;
9) опосредованное воздействие на страны ЦА через активизацию российского сотрудничества с сопредельными с ними странами (Китаем, Ираном, Пакистаном) и использование их влияния в регионе. Крупные государства региона исходят из общности региональных проблем;
10) активное развитие военно-технического сотрудничества России с Малайзией, Индией, Китаем, Вьетнамом, Объединенными Арабскими Эмиратами и другими странами региона. Создание региональной зоны российских стандартов вооружений, охватывающей страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, позволит охватить полукольцом страны Центральной Азии, создав трудности для распространения в регионе ЦА западных стандартов вооружений;
11) стимулирование трудовой миграции из стран ЦА в Россию. Трудовые мигранты из южных государств СНГ готовы выполнять любую трудоемкую работу за весьма умеренную плату, на которую не соглашаются россияне. В практике трудовой миграции присутствует сильный политический компонент: люди, прибывшие в Россию зарабатывать на жизнь, более лояльно относятся к этой стране.
Россия ориентируется на продолжение сотрудничества с существующими властями государств ЦА, поддерживая дееспособность институтов государственной власти этих стран, и недопущение демократизации и либерализации режимов по западным стандартам. Аргументируется это тем, что в условиях наличия зон нестабильности в Центральноазиатском регионе, нередко отсутствия понимания цивилизованных демократических норм, активные либеральные процессы западного образца легко могут привести к дестабилизации положения в этих странах, что создаст широкий очаг нестабильности вдоль южных рубежей России.
Возможно, что ряд имеющихся в регионе Центральной Азии проблем
Россия будет стремиться решать совместными усилиями, особенно с участием таких влиятельных государств как Китай, Иран. Участие в региональных процессах именно этих государств, связанных друг с другом и с другими сопредельными государствами Содружества региональными интересами, может дать наибольший эффект.
Пока наибольший интерес в Центральной Азии Россия проявляет к объектам военного стратегического назначения и инфраструктуре, связанной с энергоресурсами. Экономику Узбекистана активно осваивают такие крупные российские компании как "Газпром", "Лукойл", "Итера", планирующие вложить в энергосектор республики свыше 2,2 млрд. долларов. На этом фоне мизерными выглядят инвестиции в узбекскую экономику российских компаний "Вимм-Биль-Данн", Черкизовского мясо-молочного комбината и российской компании сотовой связи Golden Telecom (в сумме - чуть больше 21 млн. долл.) 6 .
Подписанный 16 июня 2004 года Договор о стратегическом партнерстве между Россией и Узбекистаном определяет магистральные направления экономического сотрудничества: топливно-энергетический комплекс; энергетика; мирное использование атомной энергии; транспорт и коммуникации; авиастроение; банковская сфера. Что касается транспорта и коммуникаций, то Россия в первую очередь будет развивать транзитную сеть нефте - и газотрубопроводов, а также остальную коммуникационную инфраструктуру, связанную с транспортировкой энергоресурсов. Относительно авиастроения, компетентный источник в правительстве России не исключил, что, возможно, будет рассматриваться вопрос о передаче единственного в Центральной Азии авиационного завода в Ташкенте в собственность России в счет погашения государственного долга Узбекистана.
Упомянутый Договор о стратегическом партнерстве между Россией и Узбекистаном также юридически обосновывает возможное создание в Узбекистане российской военной авиабазы, которая формально будет
______________________________ ___
6 Богатуров А.Д. Центрально-Восточная Азия в современной международной политике Восток. 2005 г
считаться базой ОДКБ. Статья 8 Договора гласит: «В целях обеспечения безопасности, поддержания мира и стабильности стороны в необходимых случаях предоставляют друг другу на основе отдельных соглашений право использования военных объектов, находящихся на их территории». А ещё раньше, 16 февраля 2004 года президент РФ подписал распоряжение №65-рп, которым, в соответствии с предложением Минобороны России, согласованным с Узбекистаном, снимается пометка «Для служебного пользования» с «Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан о совместном применении Военно-воздушных сил Российской Федерации и Войск противовоздушной обороны и Военно-воздушных сил Республики Узбекистан в интересах обеспечения безопасности воздушного пространства Российской Федерации и Республики Узбекистан от 19 октября 2001 года». 16 июня того же года Владимир Путин подписал Федеральный закон о ратификации данного соглашения, принятый Государственной Думой 2 июня 2004 года и одобренный Советом Федерации 9 июня 2004 года. В начале декабря 2004 года между государствами состоялся обмен ратификационными грамотами по упомянутому Соглашению 7 .
Таким образом в целом же, политика России направлена на активизацию военно-политического сотрудничества в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Это может усилить доминирование российских военных стандартов в Центральной Азии, что не выгодно Западу. Однако, страны центральноазиатского региона, видимо, готовы пойти на такое сотрудничество, что вызвано необходимостью противостояния реальным угрозам: терроризму и экстремизму, наркобизнесу, транснациональной преступности.

______________________________ ___
7 Путин В.В. Россия на рубеже тысячелетий Независимая газета 30 декабря 1999 г. Ю.Совместная декларация Президента В.В. Путина и Президента Дж. Буша о новых стратегических отношениях между РФ и США от 24 мая 2002 г. Внешняя политика и безопасность современной России. Т. IV. М., 2003 г.
2.2. США и ее интересы в Азии
Соединенные Штаты применяют различные методы для того, чтобы отстоять свои интересы в Центральной Азии. Регион, который включает в себя пять постсоветских государств - Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан, а также Афганистан и Каспийский бассейн - играет важную роль в американской глобальной стратегии в силу его близости к России, Китаю, Индии, Пакистану, Ирану и другим ключевым региональным игрокам. Особую важность представляют этноконфессиональный состав региона и богатые запасы нефти, газа, угля и урана.
Американские интересы в Средней Азии можно выразить в трех простых словах: безопасность, энергия и демократия. Соединенные Штаты ведут настойчивую борьбу, чтобы оградить Запад вообще и Америку в частности не только от террористических угроз, исходящих из Афганистана, а также по причине неуверенности в стабильности источников углеводородов на Ближнем Востоке. Необходимо отдельно отметить, что американская внешняя политика не отдает приоритет одному из направлений в ущерб другого.
Ключевым моментом в американской национальной безопасности, вызывающим тревогу, является диверсификация источников энергии, а также Каспийский регион - важный альтернативный источник ископаемого топлива. Однако чтобы более полно представить ситуацию, необходимо сказать об объеме добычи на Каспии, который сопоставим с общей добычей Ирака и Кувейта, но намного меньше добычи всех стран-экспортеров нефти (ОПЕК).
Объем добычи, как ожидается, в 2015 году достигнет 4 миллионов баррелей в день. Для сравнения: страны ОПЕК в этом году добудут до 45 миллионов баррелей. Центральная Азия не самый крупный в мире источник нефти и газа, вдобавок их добыча затруднена. Доступу на рынки препятствуют политические и географические условия, включая продолжающееся российское влияние, ограниченный доступ к водным путям, за исключением Каспийского моря, и плохо развита экспортная инфраструктура.
Однако это регион весьма важен с геополитической и геоэкономической точек зрения. Россия контролирует большинство нефтяных экспортных маршрутов из Центральной Азии и Каспийского бассейна. Однако прежние и нынешние усилия основных западных нефтяных компаний (стоит упомянуть трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан, так же как сегодняшние запланированные инвестиции Индии и Китая в центрально-азиатский нефтяной сектор) привели к тому, что появилось множество вариантов нероссийских экспортных маршрутов и богатый выбор клиентов. Эти события могут помочь нарушить российскую монополию на транзит энергоносителей, но они также способствуют (вторжению в регион) и усилению борьбы других экономических систем, испытывающих энергетический голод.
Китай демонстрирует устойчивый интерес к энергосектору, как показывает приобретение нефтяной компании PetroKazakhstan у канадской компании Nations Energy китайской компанией China Internаtional Trust and Investment Corporation (CITIC) осенью 2006 года и подписание нескольких важных соглашений по строительству трубопроводов 8 . Россия и Китай скооперировались, чтобы ослабить американское влияние в регионе, и теперь, поскольку они аккумулируют большинство энергетических активов Центральной Азии, будут иметь больше рычагов для предотвращения американского вторжения в их потенциальные сферы влияния.
Соединенным Штатам необходимо проводить в Центральной Азии политику, которая позволит им продолжать увеличивать количество вариантов поставок энергоносителей, размещать их военные силы в непосредственной близости к районам, где существует реальная угроза (их
______________________________ ___
8 Морозов Ю.В., канд. воен. наук, ведущий научный сотрудник Центра военно-стратегических исследований ИСКРАН

Центральная (Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и частично Казахстан) .

Среди аргументов, говорящих в пользу центральноазиатской идентичности, с известной долей условности можно отметить тер­риториальную общность государств региона, их ресурсно-клима­тическое сходство, исторические параллели развития, этнолинг­вистическую и особенно конфессиональную близость местных народов.

Восточную Азию представляют Китай, Тай­вань, Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР), Рес­публика Корея (РК), Монголия, Япония.

С древних времен ведущие позиции здесь занимал Китай с его огромным населением. В XIX в. франко-британская колониальная экспансия ослабила китайское влияние здесь. В то же время дого­воры с Россией ограничили китайское присутствие на севере ре­гиона. В 1895 г., после китайско-японской войны, Китай потерял Тайвань. В 1921 г. в Монголии, которая несколько столетий находи­лась под властью Китая, произошла Народная революция. В 1924 г. была провозглашена Монгольская Народная Республика. С этого времени она развивалась в тесной связи и дружбе с Советской Россией и Советским Союзом, взяв за образец ту модель общественного развития, которая складывалась в СССР, со всеми ее позитивными и негативными сторонами.

В XX в. регион сотрясали грабительские войны, которые здесь вела Япония. Современная политическая карта ЦВА сформирова­лась после капитуляции Японии в сентябре 1945 г. В 1948 г. были образованы Республика Корея и Корейская Народно-Демократи­ческая Республика. В 1949 г. возникает Китайская Народная Рес­публика (КНР). В 1997 г. и в 1999 г. в состав КНР были возвращены владения Великобритании Сянган (Гонконг) и Португалии - Аомэнь (Макао).

В недалеком прошлом «аграрная периферия» мира - Восточ­ная Азия постепенно выходит на передовые позиции в экономике:

Во-первых, здесь расположены государства № 2 и 3 современ­ного мира по объему ВВП - КНР и Япония. Во-вторых, в Восточной (и Юго-Восточной) Азии находятся страны так называемой новой индустриализации, демонстрирую­щие высокие темпы экономического роста. В-третьих, не следует забывать и о том, что оправившаяся от «хаоса» 90-х гг. XX в. наша «евразийская» страна вышла «на траек­торию» интенсивного экономического роста.



Географическое положение стран Восточной Азии в настоящее время отражает следующие особенности региона:

Страны Восточной Азии вместе с соседней Юго-Восточной Азией а также с Южной, Россией и странами СНГ представляют пространство, где проживает более половины всего населения мира;

Широкий выход на побережье Тихого океана с одновремен­ным охватом глубинных районов Азии создают странам Восточ­ной Азии естественные предпосылки для активного участия в процессах развития соседних стран, а также Азиатско-Тихоокеан­ского региона;

Ускоренное экономическое развитие отдельных стран Вос­точной Азии во второй половине XX в. вызвала несбалансирован­ность расстановки сил в регионе, опасность которой подчеркива­ется наличием здесь большого количества спорных вопросов.

Внешнеторговый оборот Азербайджана вырос с 1,3 млрд. долл. в 1995 г. до 34,7 млрд. долл. в 2013 г. Торговый баланс активен, причём за счёт экспорта углеводородов экспорт в период наиболее благоприятной нефтяной конъюнктуры (2008 г.) превышал импорт почти в 7 раз. В 2009 г. глобальный кризис и падение нефтяных цен резко уменьшили положительный баланс азербайджанской внешней торговли: экспорт превысил импорт «всего» в 2,4 раза, а в 2013 г. – в 2,2 раза.

Объём экспорта в 2013 г. составил 24,0 млрд. долларов, импорта – 10,7 млрд. долларов. Экспорт состоит почти исключительно из нефти, нефтепродуктов и природного газа, удельный вес которых составляет порядка 95 %. Азербайджан вывозит также хлопковое волокно, недрагоценные металлы и изделия из них, пищевые продукты. Ввозятся машины и оборудование, транспортные средства, продукты питания.

Азербайджанский экспорт направлен главным образом в страны вне Евразийского региона – на его долю в 2013 г. пришлось не более 8,5 % вывоза (в 1995 г. было 45 %). Главными партнерами по экспорту являются Италия (25 %), Индонезия (12 %), Таиланд (7 %), Германия (6 %), Израиль (5 %), Франция (5 %). В последние годы список стран-покупателей азербайджанских товаров значительно расширяется, стремительно возрасла доля азиатского рынка. Среди постсоветских стран азербайджанские товары более поступают в Россию, (5 % экспорта), Грузию и на Украину. В импорте доля постсоветских стран существенно выше – в 2013 г. она составила 25 %, в т.ч. более половины приходится на долю России. Значительна торговля также с Украиной и Казахстаном. Среди стран вне СНГ ведущий импортёр в Азербайджан – Турция (14 %), которя лишь незначительно уступает России.

Страны центральной азии: киргизия, узбекистан, таджикистан, туркмения Общая характеристика региона

Страны Центральной Азии (бывшие среднеазиатские республики) после распада СССР оказались в очень трудном экономическом положении, которое нередко определяется как катастрофическое. По уровню экономического развития они отброшены в конец второй сотни стран мира. Сказались разрыв связей с Россией, прекращение дотаций (которые составляли до 1 / 5 ВНП), отток квалифицированного русскоязычного населения (титульные национальности в главных отраслях промышленности в 80-е гг. составляли не более 10% занятых); положение осложняется национальными конфликтами в приграничных районах. Главной сферой экономики во всех странах стало сельское хозяйство. Хлопководство – главная отрасль для всех них кроме Киргизии.

Во всех странах преобладает сельское население, и доля его растет. Страны располагают избыточными трудовыми ресурсами, особенно Узбекистан, а это ведет к росту безработицы и демографической экспансии в другие регионы, главным образом, в Россию.

Среди бывших союзных республик для них был характерен самый высокий естественный прирост, поэтому велика «демографическая нагрузка» на трудоспособное население, а решение социально-экономическим проблем затруднено лавинообразным ростом населения.

Страны региона располагают богатейшими минеральными ресурсами, но освоение их затруднено сложными геологическими условиями; для ресурсов, которые осваиваются и могли бы экспортироваться, существуют проблемы транспортировки.

Во внешнеэкономических связях наблюдается все большая ориентация на соседние азиатские государства, в первую очередь – на Иран и Турцию. Россия утратила позиции во многих областях сотрудничества, значительно сократился внешнеторговый оборот со всеми странами СНГ.

Своеобразием стран Центральной Азии является их самое южное расположение в СНГ (они граничат с Ираном, Афганистаном и Китаем), что важно для широких связей с азиатскими странами, однако южные границы труднопроходимы, пересекаются лишь немногочисленными железнодорожными и автомобильными магистралями.

До XVI в. страны Центральной Азии находились на перекрестке путей, идущих через весь континент («Великий шелковый путь» из Индии и Китая в Переднюю Азию), с завоеванием Константинополя турками-османами сухопутные связи между Европой и Азией затруднились и начали осуществляться через океан. С этого периода выгоды геополитического положения региона уменьшились. Негативным моментом положения ныне является окружение Центральной Азии экономически отсталыми государствами; в Афганистане несколько лет продолжалась гражданская война, что негативно сказывалось на геополитическом положении, прежде всего, Таджикистана. Удаленность от промышленно развитых стран, отсутствие общих границ с Россией еще более ухудшает геополитическое положение региона.

Природа центрально-азиатских государств отличается многообразием ландшафтов: здесь находятся и самые высокогорные хребты (Памир, Тянь-Шань и др.), и обширные низменности: Туранская и др.), и долины (уникальная Ферганская). Главными природными зонами являются пустыни и полупустыни, для горных районов характерна высотная поясность. Высока сейсмичность: крупнейшие землетрясения имели место в 1948 г. в Ашхабаде и в 1966 г. в Ташкенте; тогда в восстановлении разрушенных городов принимали участие все союзные республики.

Климат засушливый резко-континентальный с длительным безморозным периодом (200–240 дней в год), здесь наблюдается самый продолжительный период солнечного сияния (до 3000 часов в год, в Москве – 1600), максимальная сумма температур за вегетационный период (5600º на юге), позволяет выращивать культуры, которые не возделываются в других странах СНГ, прежде всего хлопчатник. Классическими почвами являются сероземы, имеются солончаки, встречаются такыры; в долинах рек орошаемые почвы формировались в течение тысячелетий, именно здесь сформировались основные очаги поливного земледелия. Годовое количество осадков незначительно – от менее 50 мм в Кызылкуме до 400 мм в предгорьях.

Маловодные реки относятся в основном к внутреннему бессточному бассейну. Самыми крупными реками являются Сырдарья и Амударья, но они практически прекратили сток в Аральское море из-за интенсивного расхода их вод для орошения. Арал – когда-то четвертое по величине озеро мира – превратилось в три небольших водоема, соленость которых сильно возросла. Акватория его уменьшилась с 64 до 18 тыс. км² (по состоянию на 2003 г.). В 1993 г. пять государств подписали Декларацию о спасении озера, но отсутствие средств не позволяет приступить к решению этой проблемы. Горные реки Таджикистана (Вахш) и Киргизии (Нарын) располагают значительным энергетическим потенциалом.

В регионе имеется обширная сеть искусственных каналов, протяженность их более 80 тыс. км, но большинство несовершенно, стенки их не облицованы, что ведет к большим потерям воды. Водоснабжение – жизненно важная проблема для среднеазиатских стран.

Страны Центральной Азии богаты минеральными ресурсами, но ни одна из них не обеспечивает свои потребности полностью. Ресурсами нефти располагают Туркмения, Узбекистан (в значительной степени исчерпаны), частично – Таджикистан. Природным газом богата Туркмения. Уголь есть в Киргизии и Узбекистане, но месторождения здесь незначительны. Самый крупный бассейн Ангрен находится в Узбекистане, он содержит бурые угли низкого качества, они могут использоваться лишь в теплоэнергетике.

В Узбекистане имеются и железные руды, но из-за низкого качества они не осваиваются. Все страны располагают богатейшими рудами цветных металлов. Наиболее известны Алмалыкское медно-молибденовое (Узбекистан) и Алтын-Топканское свинцово-цинковое (Таджикистан) месторождения, сурьмяные и ртутные месторождения в Киргизии; в Узбекистане есть золото.

Богатейшими ресурсами минеральных солей располагает Туркмения (залив Кара-Богаз-Гол Каспийского моря), на юге ее имеется сера, на полуострове Челекен – крупнейшее в мире месторождение в мире озокерита (из него вырабатывается церезин – ценный продукт для электротехнической и резинотехнической промышленности). Освоение минеральных ресурсов выявило ряд сложных проблем, важнейшие из них – отсталые технологии добычи, некомплексное извлечение полезных компонентов, отторжение земель под отходы, загрязнение среды.