Основные законы диалектики. Закон перехода количественных изменений в качественные

Развитие объекта происходит путем количественных изменений, которые, накапливаясь, превышают определенную меру и вызывают качественные изменения, а они, в свою очередь, порождают новые возможности количественных изменений.

Основные понятия и характеристики закона перехода количественных и качественных измений:

Свойство (исходное понятие данного ) — наличие и характер изменчивости объекта, которая проявляется в отношениях с другими объектами. Свойства показывают сходство или различие объектов. Любой объект обладает множеством разнообразных свойств;

Качество — совокупность основных необходимых свойств объекта, благодаря которой он существует как таковой и отличается от других. Эта совокупность свойств определяет его состояние совместимости со своим исходным статусом. С потерей хотя бы одного из таких свойств объект утрачивает исходную определенность и приобретает другой статус. Например, студент, не сдавший экзамены, перестает быть студентом;

Количество — объем изменения объекта. Часто, но не всегда этот объем можно выразить численно, как в случае с оценкой знаний студента на экзамене;

Мера — это граница, при переходе которой количественные изменения вызывают изменения качественные. Внутри границ меры качество остается неизменным, а количество меняется. Например, студент, прошедший все испытания, переводится на следующий курс;

Скачок — переход от одного качества к другому.

Таким образом, через связь количественных и качественных изменений происходит развитие всех объектов мира . Если хотят добиться качественных изменений в общественном устройстве, технике или формировании собственных свойств, то нет другого пути, кроме как соответствующие количественные изменения, т. е. постепенное изменение культуры общества, накопление научных знаний, личная тренировка и упорный . А для достижения высоких количественных показателей в любой нужно сначала выйти на определенный качественный уровень развития. Например, хочешь быстро бегать — научись сначала ходить, хочешь накопить научные знания — научись сначала читать. Развитие — это выход на новый качественный уровень, иначе это не развитие, а просто количественное изменение свойств объекта.

Закон перехода количественных изменений в качественные в диалектическом материализме, материалистической диалектике а также ряде близких философских концепций -- всеобщий закон развития природы, материального мира, человеческого общества и мышления. П. Кикель. Краткий философский словарь

Впервые он был сформулирован на объективно-идеалистической основе Г. Гегелем. Творческое развитие на базе диалектического материализма получил в трудах классиков марксизма-ленинизма.

Закон П. к. и. в к. носит объективный и всеобщий характер. Его содержание раскрывается с помощью всех категорий диалектики и прежде всего категорий качества, количества и меры. Любое количественное изменение выступает как изменение элементов системы. Степень различия между старым и новым качеством зависит от количественных изменений в рассматриваемом объекте. «... Качественные изменения -- точно определенным для каждого отдельного случая способом -- могут происходить лишь путем количественного прибавления либо количественного убавления материи или движения (так называемой энергии)». Появление нового качества по существу означает появление предмета с новыми закономерностями и мерой, в которой заложена уже иная количественная определённость. При этом глубина качественных изменений может быть различной; она может ограничиваться уровнем данной формы движения, а может выходить за его пределы: наш предок, антропоид, например, с биологического уровня поднялся до социального.

Процесс коренного изменения данного качества, «надлом» старого и рождение нового есть скачок. Он является переходом от старого качества к новому, от одной меры к другой. «Чем отличается диалектический переход от недиалектического? Скачком. Противоречивостью. Перерывом постепенности» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 256). Переход явления из одного качественного состояния в другое есть единство уничтожения и возникновения, бытия и небытия, отрицания и утверждения (см. Единство и борьба противоположностей). Скачок включает в себя момент снятия прежнего явления возникающим; при этом качественные и количественные изменения взаимно обусловливают друг друга.

Неверно представлять, что сначала происходят лишь количественные изменения, а вслед за ними только качественные, потом снова лишь количественные и т.д. В действительности же переход одного явления в другое есть взаимодействие количественных и качественных изменений, проходящих через ряд промежуточных фаз. При этом различные фазы изменения данного качества означают изменение степени данного качества, то есть по сути дела количественное изменение. «... Промежуточные звенья доказывают только, что в природе нет скачков именно потому, что она слагается сплошь из скачков». Со стороны количественных измерений этот переход выступает во времени как нечто постепенное, а со стороны качественных -- как скачок.

Начало скачка от одного явления в другое характеризуется началом коренного преобразования всей системы связей между элементами целого, самой природы элементов. Завершение скачка означает образование единства качественно новых элементов и иной структуры целого. Большими скачками в развитии объективной реальности являются образование звёзд, в частности Солнечной системы с её планетами, возникновение жизни на Земле, образование новых видов животных и растений, происхождение человека и его сознания, возникновение и смена общественно-экономических формаций в истории человеческого общества. Особым видом скачка, характерным для общественного развития, является революция.

В процессе развития можно выделить два основных вида скачков: скачок как «точечное» во времени изменение, то есть резкий переход от одного качества к другому, и скачок как некоторый процесс определённой длительности. Скачок может длиться миллиардную долю секунды в микропроцессах, миллиарды лет -- в космических процессах и сотни тысяч лет -- в образовании видов животных. Отличительной особенностью скачка является лишь то, что возникновение нового качества означает конец имевшей место ранее закономерности количественных изменений. Для скачков первого типа характерны резко выраженные границы перехода, большая интенсивность, скорость процесса самого перехода, целостная перестройка всей системы как бы разом. Примерами такого рода скачков являются атомный взрыв или политическая революция в обществе.

Исходя из природы качества как системы свойств, следует различать единичные или частные скачки, связанные с появлением новых отдельных свойств, и общие скачки, связанные с преобразованием всей системы свойств, то есть качества в целом.

Скачки можно различать и по характеру процессов, предваряющих качественное преобразование. В одной форме скачков резко выражена граница перехода, например рождение и смерть организма. Предварительные изменения постепенно нарастают до границы меры без коренного преобразования данного качества. В скачках иного рода процесс коренного преобразования качества не предваряется постепенными количественными изменениями, которые включаются в сам процесс перестройки данной системы. Так, переход одного электрона с внешней орбиты атома на внутреннюю существенно влияет на химические свойства атома или молекулы.

Изменение качества также влечёт за собой изменение количества. В общей форме это выражается в том, что по мере повышения уровня организации материи убыстряется темп её развития.

Закон взаимного П. к. и. в к. имеет важное методологическое значение, обязывая учёного изучать объект и с качественной, и с количественной сторон в их единстве, так чтобы количественные характеристики не затмевали качественные определённости фактов и закономерностей. Этот закон предостерегает как от всех форм плоского эволюционизма, реформизма, так и от разновидностей катастрофизма, а в общественном развитии -- от субъективистского авантюризма. http://bse.sci-lib.com/article088189.html

Так звучит второй закон диалектики. С понятием "количества" все довольно просто: все физические законы выражаются количественно. Понятие "качества" значительно более размыто. Обычно в данном случае подразумевается резкий, скачкообразный переход или изменение. Когда чего-то не было и вдруг есть. Закон подразумевает, что если какой-то процесс развивается достаточно долго, то рано или поздно произойдет качественный скачок. Рассмотрим это утверждение с разных сторон.

Во-первых, нам придется исключить якобы качественные изменения, связанные с переходом произвольно установленной границы. Например, мы можем назвать какой-то ничем не примечательный момент в будущем "часом Икс" и начнем отсчитывать время по нему. Тогда произойдет резкий переход от времени "до часа Икс" ко времени "после часа Икс". Такой переход, несмотря на резкость, нельзя назвать качественным. Ведь в этот момент в природе не произошло никакого знаменательного явления. Оно произошло только в наших вычислениях: отсчет достиг нуля.

Во-вторых, совершенно резкие скачки в природе обнаружить крайне трудно. Например, при нагревании воды происходит не мгновенный переход из жидкого состояния в газообразный. Есть некоторый промежуток закипания. А до того вода постоянно испаряется сама по себе. Таким образом, к качественным изменениям мы должны относить не мгновенные изменения, а всего лишь более резкие, чем обычно.

Если бы все на свете происходило идеально плавно (линейно), это было бы странно. Вряд ли будет ценен закон, который замечает, что не все происходит плавно. Это наблюдение тривиально и не более ново, чем закон: "Солнце светит". Обычно философия претендует на знание "наиболее общих" законов, справедливых всегда и везде, или, по крайней мере почти всегда и везде. Если мы посмотрим на закон перехода количественных изменений в качественные, мы обнаружим, что этот закон не выполняется сплошь и рядом.

Во-первых, он не выполняется для равновесных процессов. Пример: котел стоит на огне, в него подводится холодная вода и откачивается горячая. Такой процесс может происходить сколь угодно долго. Несмотря на то, что увеличивается количество истраченной энергии и увеличивается количество протекшей через котел воды, никаких качественных изменений не происходит. Во-вторых, закон не выполняется для циклических процессов. Тикают часы, время от времени их заводят, а они так и тикают себе. В-третьих, закон не выполняется для асимптотических процессов. Например, мы начинаем охлаждать камень. Но чем больше падает температура, тем труднее охладить его еще хоть немного. Несмотря на то, что все большее количество энергии уходит на работу холодильника, это количество не переходит в качество: абсолютный ноль температуры оказывается недостижим.


Вот еще один пример, придуманный Пью Чай Ли:

Допустим, решили мы опровергнуть закон ПКК [примечание: ПКК - перехода количества в качество] таким примером. Рассмотрим распад радиоактивного ядра. Качественное изменение (распад) происходит спонтанно и без каких либо предварительных изменений количественных характеристик ядра. Означает ли это, что закон ПКК не верен? Вовсе нет! Изменяющимся количественным параметром можно считать само время - прошло время и качественный переход произошел. Тут можно попытаться поймать диалектика на слове и привести пример стабильного ядра - время (количественное изменение) идет, а качественного изменения нет. Но он опять вывернется! Скажет, - количественных изменений в ядре не происходит, - вот и нет качественного скачка!

Таким образом, имея некоторый атом, диалектик не сможет предсказать, произойдут ли с ним качественные изменения с течением времени. Только если дополнительно привлечь знания из физики, можно будет это сделать. С другой стороны, можно взять одну только физику и получить те же самые результаты - то есть, диалектика не дает никаких дополнительных сведений по сравнению с физикой.

Итак, мы приходим к выводу, что данный "закон" является надуманным. Некоторые процессы ему подчиняются, а некоторые - нет. Произойдет ли качественное изменение - зависит от физических законов, а не от философских.

22.05.2018 16:25

Качество ― философская категория, выражающая совокупность существенных признаков, особенностей и свойств, которые отличают один предмет или явление от других и придают ему определенность. Качество предмета или явления, как правило, не сводится к отдельным его свойствам. Оно связано с предметом как целым, охватывает его полностью и неотделимо от него. Поэтому понятие качества связывается с бытием предмета. Предмет не может, оставаясь самим собой, потерять свое качество. А если теряет свое качество, то как предмет перестает существовать. Часы, если у них прогнил механизм, перестают существовать, ибо не могут показывать время. Они превращаются в лом. Качество отвечает на вопрос какое? , а количество на вопрос сколько?

Количество ― философская категория, отображающая общее в качественно однородных вещах и явлениях. Чтобы выявить в них это общее, необходимо, во-первых, установить их однородность, т.е. показать, в каком именно отношении они эквивалентны между собой, во-вторых, выделить то свойство или отношение, по которому рассматриваемые вещи сравниваются, и абстрагироваться от других их свойств.

Возьмем, например, то же понятие часы . Когда мы хотим узнать, сколько часов имеется на свете, то должны в класс часов ввести те предметы, которые являются измерительными приборами, показывающими время, и абстрагироваться от таких несущественных признаков как форма, величина, материал, из которого они сделаны. И тогда количество часов будет состоять из механических, электрических, солнечных, песочных и пр. Все это часы, ибо они являются измерительными приборами, показывающими время. Поскольку количественная сторона мира стала предметом исследования математики, то в дальнейшем философские представления о количестве связывались именно с результатами изучения тех видов или форм количества, которые существовали в математике. Друзья логики, вы наверное уже заметили, как трудно дать определение такой категории, как количество. Приходится ее сопоставлять с категорией качества. Количество является величиной и его можно измерить. Но качество можно только описать.

Предметом закона перехода количественных изменении в качественные является переход от незначительных и скрытых, постепенных количественных изменений к изменениям коренным, открытым ― качественным, где качественные изменения наступают не случайно, а закономерно, вследствие накопления незаметных и постепенных количественных изменений. Однако не постепенно, а быстро, внезапно, в виде скачкообразного перехода от одного состояния к другому, через ломку линейного закона изменения и перехода к нелинейным законам и формам изменения. Закон перехода количественных изменений в новое качество - момент закона развития.

Основой закона является взаимосвязь двух свойств - качества и количества.

И здесь нам придется ввести еще одну категорию - меры . Когда что-то появилось, оно начинает развиваться, увеличиваться в своем качестве, а потом придет время, когда количество перерастет свою меру и перейдет в другое качество. Кстати, и закон деградации тоже подчиняется закону перехода количественных изменений в качественные. Те же часы, если за ними не следить, рано или поздно начнут изнашиваться и перейдут, казалось бы, внезапно в другое качество. Это уже будет утиль. Ведь и болезнь не возникает внезапно. Просто мы не замечаем незначительных и скрытых, постепенных количественных изменений. И нам кажется, что мы внезапно заболели. Да и эротическая любовь внезапно не возникает. Просто мы не замечаем незначительных и скрытых, постепенных количественных изменений.

Мера ― это то количество, при котором данное качество остается самим собой. Когда нарушится мера, то скачкообразно данное качество перейдет в другое качество. Например, мерой жидкого состояния воды является температура от 0 до 100°С. Если мера нарушена, то при дальнейшем нагревании вода превращается в пар, а если охлаждение будет продолжаться ниже нуля, то вода превратится в лед. Период постепенных количественных накоплений ― это эволюционный путь развития. А переход количественных изменений в качественные происходит скачком, быстро. Например, бутон несколько дней постепенно увеличивается в своих размерах, и вдруг довольно быстро раскрывается и превращается в цветок.

Переход количественных изменений в качественные является революционным этапом в развитии. Еще раз хочу сказать, что это всеобщий закон природы, он действует в живой и неживой природе, социальных явлениях и исключений не знает. Необходимы достаточные количественные изменения, чтобы старое качество превратилось в новое. И оно произойдет само собой. Конечно, кое-что можно предпринять. В примере с цветком растение можно удобрить, прикрыть пленкой, и превращение бутона в цветок может пойти быстрее. Но нельзя механически раскрывать бутон.

Насильственная попытка преждевременного перевода недостаточно накопленного количества в новое качество называется переворотом . Поэтому революции почти бескровны, а перевороты кровавы. Февральскую революцию 1917 года считали с самого начала революцией, а Октябрьскую революцию вначале называли переворотом.

Действие этого закона можно проследить повсеместно. Когда женщина беременеет, у нее вначале плод имеет размеры одной клетки, потом идут количественные накопления, клетка превращается в развитый плод. Наконец, наступает революция - роды, и плод становится новорожденным. А это уже совсем другое качество.

Какую пользу приносит знание и использование этого закона? Огромную. Те, кто ведет себя, как материалисты (спортсмены, музыканты, отличники учебы, писатели и пр.), систематически и много тренируются, репетируют, повторяют, что-то пишут. Понимают, что если не будет этих многократных повторений, то не будет и качественных квалификационных скачков. Дети могут до бесконечности слушать одну и ту же сказку, делать одно и то же дело, играть в одни и те же игры. Ведь для того, чтобы сдать экзамен, нужно повторить материал два-три раза, ну пять раз. А для того, чтобы все это превратить в навык, нужно повторять 10 тысяч раз одно и то же.

Ко мне за помощью часто обращаются невротические личности, которые, хотя и слышали об этом законе и даже объявляют себя приверженцами этого закона, но в реальной жизни ведут себя как субъективные идеалисты. Они очаровываются каким-то делом и начинают им заниматься. На первых порах наблюдаются даже некоторые успехи. Проходит какое-то время, и репетиции, тренировки, повторения продолжаются, но успехов нет. Результаты не растут, и они, не достигнув в этом деле прочных навыков и высоких результатов, разочаровываются в нем, им это все надоедает. Они берутся за что-нибудь другое. Вначале что-то начинает получаться, но достигать вершин трудно. Они разочаровываются, бросают и это дело. Законов философии они не знают, так как если бы знали закон перехода количественных отношений в качественные, то продолжали бы заниматься одним и тем же делом. И рано или поздно, но достигли бы вершин мастерства. Про таких людей Эрик Берн говорил, что они находятся в сценарии Сизифа. Тот тоже до вершины камень не дотягивал.

И когда такой человек, перепробовав и бросив бухгалтерию, юриспруденцию, медицину, торговлю, менеджмент, портняжное дело, заявляет мне, что хотел бы быть дизайнером, писателем, актером и пр., то я ему рекомендую заняться тем, что ему больше всего нравится, и уже это дело не бросать до тех пор, пока не станет в нем профессионалом экстра-класса.

Не хочу сказать, что это легко. Наоборот, это очень трудно. Сужу по себе. Ибо сам был в таком сценарии. Будучи в институте, я посещал массу кружков, и везде были успехи, делал хорошие доклады на студенческой научной конференции. А вот и список кружков: анатомический, акушерско-гинекологический, хирургический, инфекционный. Откуда-то сам уходил, где, как я думал, обстоятельства не позволили дело довести до конца. Так, например, занятия хирургией прервал мой призыв в армию на кадровую службу, где я стал фактически администратором с небольшим количеством медицинской работы, клинической и санитарно-гигиенической. И там у меня получалось. Стал даже заместителем начальника госпиталя с хорошей перспективой стать начальником. Ну и доводи дело до конца. Так нет, я добился того, что из армии меня через шесть лет уволили. Когда же я проникся философскими идеями, и в мою душу запал первый закон философии - переход количественных изменений в качественные, мне захотелось бросить и третью, незаконченную диссертацию. Как всегда, я довольно быстро набрал необходимый материал, в голове пробегали светлые мысли, но на бумагу ничего не ложилось. И я тогда сказал сам себе, что лучше умереть, чем не завершить начатое. С большими муками я продолжал писать диссертацию. Но со временем писать становилось все легче и легче. Работу я закончил. Теперь нужно было еще и защитить ее. Два ученых совета отвергли мою работу. Лишь в третьем удалось успешно защититься. Кстати, именно в этой диссертации были заложены все идеи, которые я потом разворачивал в своих книгах. Пишу об этом спокойно, ибо для себя нашел нечто положительное в этой ситуации. Конечно же, повысилась моя самооценка. Ведь обычно защищаются с первого раза и в молодом возрасте. А я защитился с третьего раза и сразу стал известным в своем круге. То, что я достиг первого успеха в 51 год, до сих пор мне помогает. Тем более, что я добился и всех остальных регалий еще позже. И до сих пор я продвигаюсь вверх. Я из «поздних». Поскольку на тренингах меня у присутствует молодежь, то утверждение «мне уже поздно» не проходит. А многих моя биография и поздние успехи вдохновляют. С тех пор я стараюсь завершить начатое.

Вот и некоторые из своих книг я вынашивал по несколько лет. Много раз проговаривал их содержание на семинарах, а когда начинал писать, то не мог написать и слова. Так, например, первые две страницы книги «Религия и прикладная философия» я писал 3 месяца. Я было хотел и вовсе отказаться от идеи написать эту книгу, однако, незавершенный замысел не давал мне спокойно заниматься другими делами.

Развитие бесконечно. Однако нельзя все время заниматься одним и тем же делом, ибо когда-нибудь придется бросить и то дело, которым ты сейчас занимаешься. Всё имеет предел. Например, сейчас я пишу книгу. Я делаю это с увлечением и почти что легко. Но я знаю, что когда-нибудь и с ней придется расстаться и начать делать что-то другое. Если этого не сделать, то можно безнадежно отстать от постоянно развивающегося мира.

Я вспоминаю, с каким увлечением я занимался психиатрией, но и она мне вдруг надоела. Однако у меня уже была высшая психиатрическая категория к тому времени. Я помню, как снова расширился мир, когда я начал заниматься педагогической деятельностью. Я стал преподавать психиатрию, да еще и на факультете усовершенствования врачей. И вновь все изменилось для меня в этом мире. Другие люди, другие задачи, другие обстоятельства. Меня опять увлекла психиатрия. Когда и она через какое-то время стала надоедать, я увлекся психотерапией, которая является частью психиатрии. Не думаю, что у меня снизилась квалификация психиатра. Скорее, возросла. Ведь мне нужно на начальных этапах развития заболевания определить, психоз это или невроз, ибо большинство методов психотерапии для больных психозами не подходят, а иногда и противопоказаны. И опять изменилось все мое окружение, а психотерапевтические приемы оказались полезными и для здоровых людей. Потом и психотерапией надоело заниматься. Я стал писать книги и проводить семинары по всей России и за рубежом. Но сейчас мне и от этого придется отказаться и заняться чем-нибудь другим, хотя все идет более чем успешно. Но нельзя же делать все время одно и то же. Сейчас я стараюсь подготовить учеников, которые бы превзошли меня. И у меня это получается. Но те места, откуда я ухожу, пустыми не останутся - их займут мои ученики.

Конечно, этим путем многие идут и неосознанно. Но когда осознаешь путь, идешь быстрее. Итак, я хотел бы подвести итог по изложению первого закона философии. Вы познакомились с категориями количество, качество, мера, эволюционный этап развития, революция, переворот. Если будете подчиняться этому закону, то вы не станете торопиться в пути, будете усердными, знать меру, будете сами меняться не только в количественном отношении, но и в качественном, т.е. будете развиваться бесконечно, переходя от одного предела к другому.

Законы развития

Процессы природы и общества всегда находятся в состоянии «обновления и развития, где всегда что-то возникает и развивается, что-то разрушается и отживает свой век». Когда возникающее и развивающееся достигает зрелости, а разрушающееся и отживающее окончательно исчезает, возникает нечто новое – то, чего раньше не было. Процессы не повторяют все время один и тот же цикл изменений, они переходят от одной стадии к другой по мере того, как появляется новое. Таков действительный смысл слова «развитие» .

Простое изменение не есть развитие. Мы говорим о развитии только тогда, когда постепенно, шаг за шагом возникает нечто новое. Развитие - это изменение, происходящее от одной ступени к другой в соответствии со своими собственными внутренними законами.

Но развитие это не рост. Различие этих понятий – «рост» и «развитие» хорошо известно, например, биологам. Рост это увеличение, т.е. чисто количественное изменение. Развитие же означает не увеличение, а переход к качественно новой ступени, приобретение иного качества. Например, гусеница растет, делаясь длиннее и толще, – это рост. Но когда подросшая гусеница окукливается и превращается в бабочку, это уже развитие, поскольку имеет место качественное изменение – гусеница становится куколкой, а потом бабочкой.

В природе и обществе имеют место все эти процессы – простое перемещение, изменение, рост и самое для нас главное и важное — развитие.

К примеру, сейчас у буржуазных политиков и идеологов принято говорить «экономика развивается», «развитие экономики». Но на самом деле никакого развития нет, изменения есть, может иметь место и рост (например, рост производства в межкризисные периоды), а вот появления нового, более высокого качества в экономике не наблюдается. Это значит, что ни о каком развитии мы говорить не можем.

Или другой пример — гибель СССР. Здесь качественное изменение налицо: был социализм — стал капитализм. Но развития общества тоже нет, ибо произошло движение назад, не скачок на более высокий уровень, а падение. Произошла деградация общества во всех его проявлениях — от экономики до социальной сферы. Следовательно, этот процесс мы также не можем считать «развитием».

А вот изменения, произошедшие в российском буржуазном обществе с 90-х годов по настоящее время это развитие, ибо российский капитализм двигался по возрастающей, приобретая новые качества: переходя от «дикого» капитализма начальной стадии к капитализму умирающему и загнивающему, т.е. империализму, и далее — к государственно-монополистическому капитализму.

Материалистическая диалектика как раз и стремится познать общие законы развития. Это одна из ее задач - установить, какие общие законы проявляются во всяком развитии, и, следовательно, дать метод подхода к пониманию, объяснению и контролированию самого процесса развития, чтобы иметь возможность, так или иначе, воздействовать на него.

Закон перехода количества в качество

Одним из таких общих законов развития является «закон перехода количественных изменений в качественные» .

Что он означает?

Всякое изменение имеет количественную сторону, то есть сторону, которая характеризуется простым увеличением или уменьшением, которое не меняет природы того, что изменяется. Но количественное изменение — увеличение или уменьшение, не может продолжаться бесконечно. В определенный момент оно всегда ведет к качественному изменению, и тогда в этой критической точке (или «узловой точке», как называл ее Гегель) внезапно скачком наступает качественное изменение.

Например, если нагревать воду, то она не будет бесконечно становиться все горячее и горячее; при определенной температуре она начинает превращаться в пар, претерпевая качественное изменение – жидкость вдруг становится газом. Точно так же к веревке, на которой подвешен груз, можно добавлять все больший и больший груз, но в какой-то момент веревка не выдержит и оборвется. И в паровом котле невозможно бесконечно увеличивать давление пара, на каком-то этапе он обязательно взорвется — стенки котла не выдержат внутреннего давления пара.

Аналогичные процессы наблюдаются и в биологии. Скажем, разновидность какого-либо растения может подвергаться на протяжении ряда поколений воздействиям более низкой температуры. В результате чего в растении накапливаются изменения, которые в определенный момент приводят к качественным изменениям – его наследственность изменяется. Таким образом, например, яровая пшеница была превращена в озимую.

Закон перехода количественных изменений в качественные в полной мере действует и общественных процессах.

Например, в Англии до появления капиталистической промышленности шел процесс накопления богатства, получаемого путем грабежа колоний, в немногих частных руках. Параллельное ему шло образование неимущего пролетариата, который сознательно создавался путем проведения в стране политики огораживания и изгнания крестьян с земли. На определенной стадии этого процесса, когда был накоплен значительный капитал, необходимый для широкой промышленной деятельности и когда было пролетаризировано достаточное количество людей, способных трудиться за мизерную плату, созрели условия для возникновения нового общественного строя — капитализма. Накопление количественных изменений привело к возникновению качественной ступени в развитии общества – из феодализма Англия шагнула в капитализм.

Другой пример — социальные революции. В обществе постепенно появляются и растут новые производительные силы — новая техника и технологии. Одновременно растет и недовольство угнетенных общественных классов старыми производственными отношениями, которые не позволяют использовать эти новые производительные силы в полной мере, не дают им развиваться дальше. В определенный момент, когда чаша терпения угнетенных классов переполняется, они путем вооруженного восстания свергают старую власть, обеспечивающую сохранение старых производственных отношений. Политическая власть в обществе переходит в руки нового общественного класса. Он уничтожает исторически изжившие себя старые производственные отношения и устанавливает новые, удобные ему, производственные отношения, которые дают простор для развития новых производительных сил общества. Таким путем происходили все буржуазные и социалистические революции.

Качественные изменения происходят всегда внезапно , в виде скачка. Новое рождается как-то вдруг и сразу, хотя его возможность содержится уже в постепенном эволюционном процессе непрерывного количественного изменения, происходившем до того. Получается, что непрерывное, постепенное количественное изменение в определенной точке приводит к прерывному, внезапному качественному изменению.

Рассказывая об истории развития философии, мы уже говорили, что большинство из прежних философов видели развитие природы и общества только с непрерывной стороны. Это значит, что они рассматривали развитие лишь со стороны процесса роста, количественного изменения, и не замечали его качественной стороны — того, что в определенной точке постепенного процесса роста внезапно появляется новое качество, происходит качественное превращение.

Но в реальной жизни наблюдаемые нами процессы происходят именно так — через приобретение нового качества. Разогревая чайник, мы видим, что вода внезапно закипает, стоит ей только достичь точки кипения – 100 С. Если мы жарим яичницу, то жидкая яичная смесь на сковородке, постепенно зажариваясь, вдруг становится твердой консистенции, т.е. готовым к употреблению блюдом. Еще нагляднее этот процесс наблюдается, когда мы печем блины – жидкое тесто под действием высокой температуры становится плотным и твердым продуктом. Только что была какая-то невкусная жижа, и вдруг возник вкуснейший блин — появилось новое качество.

Внезапное появление нового качества в определенный момент постепенного процесса роста происходит и при преобразовании общества. Феодальное общество скачком (через буржуазную революцию) перешло в капиталистическое. Точно также и капиталистическое общество, накапливая внутри себя свои противоречия, будет преобразовано в социалистическое общество радикальным изменением — социальной революцией, скачком к новому состоянию общества, когда господство одного класса – буржуазии будет заменено господством другого, ныне угнетенного класса, пролетариата.

С другой стороны, качественные изменения всегда возникают в результате накопления количественных изменений, и качественные различия основаны на количественных различиях.

Поскольку количественные изменения должны в определенной точке привести к качественному изменению, то мы, если хотим добиться качественного изменения, должны изучать его количественную основу и знать, что нужно увеличить и что уменьшить, чтобы произвести требуемое нам изменение.

Естествознание учит нас, каким образом чисто количественное различие - прибавление или убавление - приводит к качественным различиям в природе. Например, прибавление одного протона в ядре атома приводит к превращению одного элемента в другой. Атомы всех элементов образуются из комбинаций одних и тех же протонов и электронов, и лишь различие в количестве протонов и электронов, комбинируемых в атоме, дает различные виды атомов, а значит и различные элементы с различными химическими свойствами. Так, атом, состоящий из одного протона и одного электрона, - это атом водорода, но если добавить еще один протон и один электрон, то это будет атом гелия, и т. д. Точно также в химических соединениях прибавление одного атома к молекуле приводит к различию между веществами, обладающими различными химическими свойствами. Различные качества коренятся всегда в количественных различиях.

Энгельс в «Диалектике природы» выразил это в следующих словах: «…в природе качественные изменения - точно определенным для каждого отдельного случая способом - могут происходить лишь путем количественного прибавления либо количественного убавления материи или движения

Все качественные различия в природе основываются либо на различном химическом составе, либо на различных количествах или формах движения… либо, - что имеет место почти всегда,- на том и другом. Таким образом, невозможно изменить качество какого-нибудь тела без прибавления или отнятия материи либо движения, т. е. без количественного изменения этого тела».

Эта черта диалектического закона, связывающая качество с количеством, знакома по атомной бомбе, принцип действия которой многим известен. Для производства атомной бомбы необходимо иметь изотоп урана с атомным весом 235. В природе же уран на урановых месторождениях состоит из изотопов с атомным весом 238, который не обладает требуемыми для бомбы свойствами. Разница между этими двумя изотопами чисто количественная — число нейтронов, имеющихся в каждом изотопе. Но эта количественная разница атомных весов 235 и 238 приводит к качественному различию между веществами, одно из которых имеет свойства, необходимые для бомбы, а другое – лишено таких свойств. Далее, для того, чтобы произошел взрыв, необходима определенная «критическая масса» урана-235. Если его масса недостаточна, то цепная реакция, вызывающая взрыв, не произойдет, но если «критическая масса» достигнута, то реакция происходит обязательно.

Таким образом, мы видим, что количественные изменения в определенный момент переходят в качественные изменения и что качественные различия основываются на количественных различиях, и это всеобщая черта развития .

Закон единства и борьбы противоположностей

Но почему количественные изменения приводят к качественному изменению? Что является причиной развития?

Причина развития заключена в самой природе, она — в содержании всех этих отдельных процессов. При наличии достаточных знаний можно в каждом отдельном случае объяснить, почему данное качественное изменение является неизбежным и почему оно происходит в тот, а не в какой-то другой момент.

Но чтобы дать такое объяснение, нужно изучить фактические обстоятельства данного случая . Это объяснение нельзя найти при помощи одной только диалектики — знание диалектики только указывает нам, где искать объяснение. О каком-либо отдельном случае мы можем еще не знать, как и почему происходит изменение. Но мы можем выяснить это путем исследования фактических обстоятельств дела, путем изучения явления или события. Это вполне возможно, потому что возникновение нового качества не содержит в себе чего-либо непознаваемого и таинственного.

Рассмотрим, например, случай качественного изменения, происходящего при нагревании воды.

Когда нагревается масса воды, находящаяся в чайнике, то в результате увеличивается скорость движения молекул, из которых состоит вода. До тех пор, пока вода сохраняет жидкую форму, силы притяжения между молекулами остаются достаточными для того, чтобы вся масса молекул удерживалась в жидком состоянии, хотя отдельные молекулы, находящиеся на поверхности воды, могут постоянно отрываться от общей массы жидкости и улетучиваются. Но при достижении 100С (точки кипения) движение молекул становится слишком сильным, они уже не способны удерживаться вместе. Вода бурно закипает, и вся масса жидкости быстро превращается в пар.

Что мы видим? Что качественное изменение вещества происходит в результате борьбы противоположностей, действующих внутри массы воды – сил отталкивания и притяжения. Молекулы отрываются друг от друга вопреки силам притяжения, действующим между ними. Первая тенденция усиливается до той точки, когда она способна преодолеть вторую — в результате внешнего добавления тепла, которое передается молекулам воды и ускоряет их движение, они становятся способными преодолеть силы притяжения, силы отталкивания становятся больше, чем силы притяжения.

Другой пример - с веревкой, рвущейся, когда груз, висящей на ней, становится слишком большим. Здесь опять качественное изменение происходит в результате действия противоположности, возникающей между крепостью веревки и силой тяжести груза.

Далее, когда яровая пшеница превращается в озимую, то это тоже результат действия противоположности между «консерватизмом» растения и изменяющимися условиями роста и развития, которые воздействуют на это растение; в определенный момент воздействие второго преодолевает первое.

Эти примеры позволяют сделать общий вывод, что внутреннее содержание процесса развития, внутреннее содержание превращения количественных изменений в качественные составляет борьба противоположностей — противоположных тенденций или сил в рассматриваемых вещах и процессах.

Таким образом, закон о том, что количественные изменения переходят в качественные изменения и что качественные различия основываются на количественных различиях, приводит нас к закону единства и борьбы противоположностей .

Вот как формулирует Сталин этот закон, эту черту диалектики: «В противоположность метафизике диалектика исходит из того, что предметам природы, явлениям природы свойственны внутренние противоречия, ибо все они имеют свою отрицательную и положительную сторону, своё прошлое и будущее, своё отживающее и развивающееся, что борьба этих противоположностей, борьба между старым и новым, между отмирающим и нарождающимся, между отживающим и развивающимся, составляет внутреннее содержание процесса развития, внутреннее содержание превращения количественных изменений в качественные.

Поэтому диалектический метод считает, что процесс развития от низшего к высшему протекает не в порядке гармонического развёртывания явлений, а в порядке раскрытия противоречий, свойственных предметам, явлениям, в порядке «борьбы» противоположных тенденций, действующих на основе этих противоречий». (И. Сталин «Вопросы ленинизма»)

Чтобы понимать развитие, чтобы понимать, как и почему количественные изменения ведут к качественным изменениям, как и почему совершается переход от старого качественного состояния к новому, нужно понимать противоречия, внутренне присущие каждой рассматриваемой вещи и каждому рассматриваемому процессу, выясняя, каким образом на основе этих противоречий возникает «борьба» противоположных тенденций.

Понимать это мы должны конкретно , в каждом отдельном случае руководствуясь указанием Ленина, что «основное положение диалектики» состоит в том, что «истина всегда конкретна». Нельзя выводить законы развития в каждом конкретном случае из общих принципов диалектики: в каждом отдельном случае их нужно открыть заново путем фактического исследования. А диалектика лишь подсказывает нам, что искать.

Диалектическое понимание развития - учение о единстве и борьбе противоположностей - наиболее полно разработано в марксистском учении об обществе. Здесь, с точки зрения борьбы рабочего класса, на основе опыта рабочего движения можно очень хорошо увидеть все противоречия капитализма и их развитие.

Принципы, характеризующие развитие общества, те же самые, что и принципы, характеризующие развитие природы, хотя форма их проявления в каждом случае различна. Так, Энгельс в «Анти-Дюринге» пишет, что у него не было никаких сомнений в том, что «в природе сквозь хаос бесчисленных изменений пробивают себе путь те же диалектические законы движения, которые и в истории господствуют над кажущейся случайностью событий».

Вот как он в той же работе разъясняет марксистское понимание противоречий капитализма и их развитие.

Основное противоречие капитализма заключается не просто в антагонизме двух классов, которые противостоят друг другу, как две внешние силы, вступившие в непримиримое противоречие (антагонизм). Нет, это противоречие внутри самой общественной системы, на основе которого возникает и действует классовый антагонизм.

Капитализм осуществил концентрацию «средств производства в больших мастерских и мануфактурах, превращение их по сути дела в общественные средства производства. С этими общественными средствами производства и продуктами продолжали, однако, поступать так, как будто они по-прежнему оставались средствами производства и продуктами труда отдельных лиц. Если до сих пор собственник орудий труда присваивал продукт, потому что это был, как правило, его собственный продукт, а чужой вспомогательный труд был исключением, то теперь собственник средств труда продолжал присваивать себе продукты, хотя они производились уже не его трудом, а исключительно чужим трудом.

Таким образом, продукты общественного труда стали присваиваться не теми, кто на самом деле приводил в движение средства производства и в действительности был производителем этих продуктов, а капиталистом».

Это очень важная мысль, в которой отражена вся соль капиталистического способа производства, не поняв которую невозможно до конца понять капитализм.

Говоря научным, марксистским языком, основное противоречие капитализма - это противоречие между обобществленным производством и капиталистическим (т.е. частным) присвоением. Именно на основе этого противоречия развивается и борьба между классами, исторический исход которой предопределен самой ее сутью.

«Это противоречие… заключало в зародыше все коллизии современности… Противоречие между общественным производством и капиталистическим присвоением выступает наружу как антагонизм между пролетариатом и буржуазией», — пишет Ф. Энгельс там же в «Анти-Дюринге».

Это противоречие может быть разрешено лишь победой рабочего класса, когда рабочий класс установит свою собственную диктатуру и вместо частной собственности и частного присвоения введет общественную собственность и общественное присвоение в соответствии с общественным характером производства.

Классовая борьба существует и действует на основе противоречий, свойственных самой общественной системе . Именно в результате борьбы противоположных тенденций, противоположных сил, возникающих на основе противоречий, свойственных общественной системе, происходит общественное преобразование, скачок к качественно новой фазе общественного развития. Этот процесс имеет свою количественную сторону. Рабочий класс растет численно и организационно. Капитал все более концентрируется и централизуется.

«Централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается. Бьет час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют», — писал К. Маркс в 1 томе «Капитала».

Вот каким образом законы диалектики — перехода количественных изменений в качественные и единства и борьбы противоположностей действуют в развитии общества.

Следовательно, для того чтобы осуществить преобразование общества, рабочий класс должен научиться понимать социальную обстановку в свете законов диалектики . Руководствуясь этим пониманием, он должен основывать тактику и стратегию своей классовой борьбы на конкретном анализе действительного положения на каждой стадии борьбы .

Противоречие

Борьба противоположных тенденций, завершающаяся определенным коренным преобразованием, качественным изменением, не является внешней и случайной. Эту борьбу нельзя правильно понять, если мы будем считать, что речь идет о силах или тенденциях, возникающих совершенно независимо друг от друга, которые случайно встречаются, сталкиваются и приходят в конфликт друг с другом.

Напротив, эта борьба является внутренней и необходимой, ибо она возникает и проистекает из природы процесса в целом. Противоположные тенденции не являются независимыми друг от друга, напротив, они неразрывно связаны между собой как части или стороны единого целого. И они действуют и приходят в конфликт на основе противоречия, внутренне присущего процессу в целом.

Т.е. движение и изменение происходит на основе причин, внутренне присущих вещам и процессам, на основе внутренних противоречий .

Так, например, в соответствии со старой механистической концепцией движение происходит только тогда, когда одно тело сталкивается с другим. Для механистов не существует никаких внутренних причин движения, то есть «самодвижения» , а существуют только внешние причины. Однако в действительности противоположные тенденции, которые действуют в ходе изменения состояния тела, действуют на основе противоречивого единства сил притяжения и отталкивания, внутренне присущего всем физическим явлениям.

Подобно этому, классовая борьба в капиталистическом обществе возникает на основе противоречивого единства обобществленного труда и частного присвоения, внутренне присущего капиталистическому обществу. Она возникает не в результате внешних причин, а в результате противоречий, заключенных в самой сущности капиталистического строя. В противоположность этому теоретики буржуазного общества доказывают, что классовая борьба вызывается внешним вмешательством - «коммунистическими агитаторами» или «красной заразой». Они полагают также, что если только можно было бы остановить это внешнее вмешательство, то капиталистический строй мог бы прекрасно существовать в том виде, как он есть, сколь угодно долго.

Как пример, очень распространенный ныне в российском обществе тезис о том, что якобы Великая Октябрьская социалистическая революция совершалась на немецкие деньги. А, мол, не было бы немецких денег, то всё в Российской империи было бы распрекрасно — она бы существовала до сих пор, и все бы сейчас «хрустели французскими булками». Интересно, что при этом из виду совершенно упускается тот факт, что до Октябрьской революции вообще-то была Февральская, по своей классовой сущности — буржуазно-демократическая революция, которая как раз и свергла российское самодержавие и в результате которой политическая власть в стране перешла в руки буржуазии. А Октябрьская революция потому и произошла, что буржуазное Временное правительство не сделало того, что обязано было сделать, и чего требовал революционный народ — уничтожить остатки старых феодальных отношений (дать крестьянам землю, т.е. уничтожить помещичье землевладение) и остановить войну. То есть истинные причины Великой Октябрьской социалистической революции вовсе не внешние, не «немецкие деньги», а накопившиеся и обострившиеся до крайних пределов в России внутренние противоречия между эксплуатируемыми и эксплуататорами, которые требовали своего разрешения.

Внутренняя необходимость борьбы противоположных сил, понимание, что она должна завершиться тем или иным результатом, не является просто тонкостью философского анализа. Она имеет очень большое практическое значение.

Например, буржуазные теоретики вполне могут признавать факт классовых столкновений в капиталистическом обществе. Однако они не признают необходимости такого столкновения — они не признают того, что это столкновение основывается на противоречиях, присущих самой природе капиталистического строя, и что поэтому классовая борьба, может завершиться только крушением самой системы и заменой ее новой, более высокой общественной системой. Они пытаются смягчить классовую борьбу, ослабить ее и примирить противоположные друг другу классы или затушить эту борьбу в надежде сохранить капиталистическую систему целой и невредимой. Именно такой буржуазный взгляд на классовую борьбу вносится в рабочее движение социал-реформистами (сторонниками реформирования капитализма в «капитализм с человеческим лицом» или «капитализм XXI века»).

Именно в противоположность такому узкому, метафизическому способу понимания классовой борьбы Ленин указывал: «Главное в учении Маркса есть классовая борьба. Так говорят и пишут очень часто. Но это неверно… Ограничивать марксизм учением о борьбе классов - значит урезывать марксизм, искажать его, сводить его к тому, что приемлемо для буржуазии. Марксист лишь тот, кто распространяет признание борьбы классов до признания диктатуры пролетариата. В этом самое глубокое отличие марксиста от дюжинного мелкого (да и крупного) буржуа. На этом оселке надо испытывать действительное понимание и признание марксизма» .

Коренным представлением в диалектике является представление о противоречии как явлении, внутренне присущем самой природе вещей. Движущая сила качественных изменений лежит в противоречиях , находящихся внутри всех процессов природы и общества. Потому, для того чтобы понять вещи и явления, контролировать их и господствовать над ними на практике, мы должны исходить из конкретного анализа их противоречий.

Согласно метафизической концепции, противоречия возникают в наших понятиях о вещах, а не в самих вещах. Мы можем высказывать противоречивые положения о вещи, и, следовательно, в том, что мы говорим об этой вещи, имеется противоречие, однако в самой вещи не может быть никакого противоречия.

При такой точке зрения противоречие рассматривается просто и исключительно как логическое отношение между отдельными положениями, и при этом оно не берется как действительное, реально существующее между вещами отношение. Такая точка зрения основывается на рассмотрении вещей в статике, как «затвердевших и замороженных», и не принимает во внимание их движений и динамических взаимосвязей.

Если мы будем рассматривать реальные сложные движения и взаимосвязи действительных, сложных вещей, то мы увидим, что противоречивые тенденции действительно существуют в реальных вещах, явлениях и процессах. Например, если силы, действующие в теле, сочетают в себе тенденции притяжения и отталкивания, то это есть реальное противоречие. И если движение общества объединяет в себе тенденцию к обобществлению производства с тенденцией к сохранению частного присвоения продукта, то это также является реальным противоречием.

Существование противоречий в вещах представляет собой очень хорошо знакомое нам явление.

Например, мы говорим о человеке, что у него «противоречивый» характер, или что он «полон противоречий». Это означает, что этот человек проявляет противоположные тенденции в своем поведении, как, например, мягкость и жестокость, отвагу и трусость, эгоизм и самопожертвование. Или еще: противоречивые отношения являются предметом будничных сплетен, когда мы говорим о супружеской паре, которая вечно ссорится, но никогда не будет счастлива порознь.

Подобные примеры указывают на то, что, марксисты, рассуждая о «противоречиях в вещах», не изобретают некую искусственную философскую теорию, а имеют в виду нечто такое, что хорошо известно каждому, что реально существует. Они не употребляют также слова «противоречие» в каком-то новом, необычном, особом, понятном только им одним смысле, а используют его в обычном, повседневном значении.

Действительное противоречие есть единство противоположностей. Реальное противоречие, внутренне присущее самой природе вещи, процесса или отношения, существует тогда, когда в этой вещи, процессе или отношении объединяются вместе противоположные тенденции таким образом, что ни одна из этих тенденций не может существовать без другой. В единстве противоположностей обе противоположные стороны находятся в отношении взаимной зависимости, где одна противоположность является условием существования другой противоположности.

Например, классовое противоречие между рабочими и капиталистами в капиталистическом обществе является как раз таким единством противоположностей, потому что в капиталистическом обществе ни рабочие не смогут существовать без капиталистов, ни капиталисты - без рабочих. Природа капиталистического общества такова, что эти противоположности присутствуют в нем вместе и состоят в неразрывной связи между собой. Это единство противоположностей принадлежит самой сущности общественной капиталистической системы. Капитализм есть такая система, при которой капиталисты эксплуатируют рабочих, а рабочие эксплуатируются капиталистами.

Именно единство противоположностей в противоречии делает неизбежной и необходимой борьбу противоположностей . Борьба между ними возникает как раз потому, что противоположные стороны неразрывно объединены. Например, из-за того, что противоположные классы объединены в капиталистическом обществе, развитие этого общества происходит и не может не происходить в форме классовой борьбы.

Можно также говорить о взаимопроникновении противоположностей в противоречии. Ибо в любой фазе борьбы каждая из противоположных тенденций, объединенных между собой в процессе борьбы, по своему действительному характеру и действию во многих отношениях подвержена влиянию, изменению или проникновению со стороны другой тенденции. На каждую сторону противоречия всегда воздействует ее связь с другой стороной противоречия.

КРД «Рабочий Путь»

Следующее занятие

В. И. Ленин, Соч., т. 25. стр. 383, 384