Пасхальная служба в церкви: во сколько начинается.

Праздничная Пасхальная служба может разниться в отдельных приходах временем начала, также как и будние богослужения могут начинаться в различное время. Однако от повседневного это богослужение отличается особой торжественностью.

Несмотря на все изменения в современном мире, остается одним из главных и самых любимых праздников для большей части россиян. Пасхальные службы церкви начинают за неделю до Пасхи. В это время прихожане чаще ходят в храм. Есть традиция, по которой двери храмов перестают замыкать за несколько дней до Пасхи, чтобы любой верующий человек имел возможность посетить Обитель Божию во столько, во сколько ему будет удобнее.

Проходят Пасхальные службы всю Светлую седмицу (до субботы включительно). Особым днем становится суббота накануне самого праздника. Именно в этот день завершается Великий пост, и прихожане уже могут идти в церковь, чтобы священнослужители освятили святой водой куличи, яйца и другую еду к праздничному столу. В эту же субботу есть возможность помянуть своих умерших родственников и поставить свечки за упокой.

Вечером субботнего дня начинается ночное бдение, во время которого миряне идут на Всенощную.

Что и как нужно делать в доме Божием

Чтобы не вносить смятение в торжественность общего служения и ощущать себя уверенно, существуют некоторые условности, соблюдение которых необходимо. Следующие правила помогут уяснить, как вести себя на пасхальной службе.

Правила поведения

Описание

Внешний вид Женщинам нужно надеть длинный наряд и покрыть голову.Следует избегать глубоких выкатов и прозрачных тканей. От использования косметики лучше отказаться. Мужчинам при входе в храм следует обнажить голову.
Как войти и выйти из храма? На входе надо три раза осенить себя крестным знамением и поклониться.Уходя, три раза осенить себя крестным знамением и поклониться возле двери церкви и за её калиткой.
Соблюдайте тишину Следует воздержаться от громких разговоров и пользования сотовым. Детям пояснить, что нужно вести себя смирно.
Во время службы Нужно стоять лицом к алтарю.Когда батюшка осеняет мирян крестным знамением - поклониться.Осеняться крестом, слыша «Господи, помилуй», «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».Принимая благословение, сложить руки крестообразно и поцеловать благословляющую руку.
Вопросы Если требуется задать вопрос священнику, для начала нужно обратиться: «Батюшка, благословите!» и только после этого задать интересующий вопрос.

Церковь - обитель Божия, а посему следует помнить, сколько бы человек там ни находился, его пребывание должно быть овеяно благоговением и любовью.

Этапы и время начала Всенощной

Ночная Пасхальная служба является наиболее величественной и высокоторжественной из всех видов богослужений. Существует поверье, что Пасхальная ночь - самая тихая ночь в году. Белые с золотом и серебром одеяния священников, хоровые песнопения, перекатистый перезвон колоколов создают особую обстановку. Берет за душу и сакральное для всякого православного восклицание «Христос Воскресе!».

Пасхальная ночь знаменуется праздничным богослужением, которое состоит из нескольких этапов. Первый: вынесение Плащаницы. Оно происходит в Страстную пятницу в три часа пополудни - во столько, во сколько Иисус Христос умер на кресте. До момента выноса верующим запрещено в этот день веселиться, есть пищу и купаться. После возложения Плащаницы в храме постящимся будет разрешено употребление малой толики хлеба и воды. Затем происходит следующее:

  • пение стихиры в алтаре;
  • крестный ход;
  • утреня;
  • заутреня и вынос артоса (это праздничный хлеб, который потом разламывается и раздается прихожанам);
  • литургия.

Каждый этап служения важен и ни при каких условиях не игнорируется, поскольку имеет особый символизм, относящийся к истории воскрешения Господа. Ночное Пасхальное богослужение происходит непосредственно перед двенадцатью часами ночи. Начало Пасхальной службы носит название «Полунощница Пасхальная». После неё Плащаницу под пение «Восстану бо и прославлюся…» вносят в алтарь и возлагают на Великий престол, где она и будет оставаться Вознесения.

Перед двенадцатью часами раздаются три протяжных удара колокола - Благовеста, который после усиливает зычность мерных ударов, возвещая, что праздник Пасхи начался. Далее церковники три раза, вначале тихо, а далее громче поют «Воскресение Твое, Христе Спасе…».

Заутреня и крестный ход

В двенадцать часов ночи следует заутреня и крестный ход. Под звуки трезвона священники с распятьем, хоругвями, ликами Святых, благовониями и церковными светильниками шествуют процессией из алтаря к выходу. За несомыми светильником, запрестольным распятьем на кресте и иконой Богоматери парами шествуют хоругвеносцы, певцы, свещеносцы, диаконы и священнослужители. Завершающая пара церковников несет Евангелие и икону Воскрешения Господня. Замыкающим в праздничной процессии шествует настоятель. Миряне несут полыхающие свечи.

Три раза вся процессия обходит храм. Читается «Воскресение Твое, Христе Спасе…». В это же время над храмом Божиим разносится трезвон, возвещающий благую весть: ». Священники трижды приветствуют мирян: «Христос Воскресе!».

Останавливается все шествие в притворе. Звон колоколов стихает, и под пение «Христос воскресе из мертвых…» священник окропляет присутствующих святой водой. После читается «Да воскреснет Бог…», а миряне восклицают: «Христос воскресе». Как только прозвучит: «Христос воскресе из мертвых…», батюшка символически описывает кадилом на дверях крест, и они открываются.

Исход из храма и замыкание его входных врат символичны.

Христиане покидают свод Обители Бога, как и Адам с Евой покинули райский сад. Однако Господь наш, пролив свою кровь, вновь отворил для человечества врата рая. И когда на утрени снова открываются двери храма - для верующих символично отверзаются врата в жизнь вечную.

Продолжение заутрени и завершение ночного бдения

Продолжается утренняя служба, как только вся процессия снова находится в храме, где во множестве горят свечи и лампады. Оглашается великая ектения, пропевается канон и произносится малая ектения, поется светилен «Плотию уснув…», пропеваются стихиры на Хвалитех и стихиры Пасхи. По окончании оглашается Слово Иоанна Златоуста, символично напоминающее о смысле и значимости Воскресения Господня для всех верующих.

Завершает заутреню «Друг друга объимем…». После этого миряне целуют крест в руках священнослужителя и христосуются (троекратные символичные поцелуи) со священником. Идет по времени заутреня в среднем 90 минут. По её окончании православные приветствуют друг друга Благой Вестью «Христос воскресе», христосуются и обмениваются писанками. Следующим этапом является Литургия, на которой поется тропар, …», ипакой, кондак, отпуст и благословляются православные миряне. Верующие, соблюдавшие пост, идут на исповедь с причастием.

В Божьих храмах, где служба на Пасху проводится одномоментно несколькими священниками, Евангелие читается на нескольких языках. Это тоже несет определённый символизм: именно так блюдется заповедь Спасителя нести Слово Божие в мир. Этот этап длится в среднем 120 минут. После Литургии миряне идут домой, разговляются и отмечают день Пасхи в кругу семьи и близких людей.

Всенощная Пасхальная служба своей благоговейной атмосферой призвана вводить верующих в таинство общения с Господом.



Во сколько начинается пасхальная служба в церкви – это правильный вопрос, который многие верующие задают себе в Страстную субботу. Если решено посетить пасхальную службу в этом году, то заранее следует ознакомиться с тем, когда именно она начинается в конкретном храме. Хотя, тут имеются свои церковные каноны, которых во всех храмам стараются придерживаться.

Важная информация по пасхальной службе

Пасхальные моления начинаются еще в Великую субботу. Напомним, что это последний день Великого поста, который всегда бывает прямо перед Пасхой. Каждый год, соответственно, дата Страстной субботы тоже будет разной, потому что, зависит напрямую от даты Пасхи. Собираются люди на службу заранее и наступление самой Пасхи – это полночь, отмечают именно в храме. Как готовится .

В ночь с субботы на воскресенье, то есть, в ночь на Пасху, в храмах читаются Деяния святых апостолов. Они рассказывают о том, как были свидетелями светлого воскресения Иисуса Христа. Заканчивается именно субботняя служба крестным ходом, который является предвестником заутренней. Крестный ход идет вокруг церкви.

Богослужение в честь наступления Пасхи длится, как правило, с позднего вечера субботы и до 2-3 часов утра в воскресенье. Если планируете брать с собой детей, то нужно быть точно уверенными, что во время долгой службы ни не будут капризничать и отвлекать людей, которые пришли в храм помолиться.




После того, как завершается крестный ход, это происходит, как правило, около полуночи, начинается утреня. Потом она переходит в Божественную литургию, после которой можно причаститься таинствами Христовыми. Если решено причащаться после пасхального богослужения, то нужно заранее исповедаться и получить у священника на это благословление. Конечно, если проигнорировать эти правила, то никто не откажет в причастии. Но следует помнить, что истинная суть этого таинства – причащаться, будучи чистыми телом и духом, а не превращать все просто в спектакль для галочки.

Несколько важных правил, как вести себя во время пасхальной службы в храме:
Ни в коем случае в течение службы нельзя поворачиваться к алтарю спиной;
Мобильные телефоны отключить уже при входе на территорию храма;
Если берете с собой детей, то нужно следить за тем, чтобы они вели себя тихо, понимали суть происходящего, не бегали вокруг и не отвлекали людей;
Во время чтения священник часто осеняет себя крестом и Евангелием, не обязательно каждый раз тоже креститься, но обязательно нужно кланяться в такие моменты.
Обязательно креститься нужно каждому верующему, который находится на службе в храме, при словах: «Господи, помилуй», «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа», «Слава Отцу и Сыну, и Святому духу».
Осенять себя крестом нужно трижды при входе в храм, а также трижды при выходе из храма.
Во время пасхальной службы не принято троекратно целоваться и дарить друг другу крашеные яйца, это нужно сделать уже после того, как служба закончится.
Одежда должна быть чистой и скромной. Не стоит приходить в храм в брюках женщинам, без покрытой головы.
Креститься всегда обязательно нужно без перчаток.
Также обратите внимание, что нельзя в ходе богослужения громко разговаривать друг с другом или разговаривать по телефону.

Совет! Бывает так, что человек покрестился, казалось бы, невпопад. Не нужно переживать по этому поводу и нервничать, потому что, креститься можно в любой момент и общим правилам поведения в церкви, это, конечно, не противоречит. Если жест был совершен по порыву души, то ничего предосудительного в этом нет.

Когда начинается служба

Итак, во сколько начинается пасхальная служба в церкви? Это самая важная ночь для каждого православного верующего человека, готовиться к которой, начинают еще с вечера четверга. В этот день пекут куличи, красят яйца. В Страстную пятницу ничего не делают, в субботу обязательно идут с корзинкой в храм, чтобы освятить еду. Затем вечером в храм возвращаются, чтобы отстоять праздничную службу в честь Светлого Христова Воскресения. Как приготовить .

Как правило, служба начинается в субботу около 23.00 и заканчивается уже в воскресенье утром, где-то в 2-3 часа утра. После первого часа службы совершается крестный ход вокруг храма, после которого священник объявляет всем о том, что Пасха наступила и Христос Воскрес.

Во время вечерней службы в Великую субботу священники рассказывают о том, что писали святые апостолы, которые были реальными свидетелями Воскресения Христа. Богослужения начинаются уже в 23.00, так что, к этому времени можно собираться в храме. После крестного хода все возвращаются в храм, служба и молитвы продолжается.




Конечно, мирской человек, который решил провести праздничную пасхальную ночь в храме и принять участие в Богослужении, должен правильно себя вести. О таких правилах поведения, которые помогут чувствовать себя «в своей тарелке», уже рассказывалось в нашем материале. Обязательно еще раз прочтите свод правильного поведения в храме, чтобы от праздничной службы остались только приятные моменты и воспоминания. Какого числа .

Теперь вы можете сориентироваться, во сколько начинается пасхальная служба в церкви. Сама служба начинается в 23.00, но в эту ночь много верующих приходит в храмы, так что, чтобы попасть внутрь и занять там удобное место, следует прийти в храм заранее. Тем более, там всегда есть, чем заняться: помолиться, поставить свечки, подумать о предстоящей Пасхе о том, что произошло именно с вами, с вашей духовной жизнью за столь долгий пост и столь долгий период подготовки к Пасхе.

Наступила Страстная Седмица - самые важные, пронзительные и скорбные дни всего года. Службы этой недели неповторимы, кажется, что пропустишь оду из них - и потеряешь что-то очень важное, что эту службу уже не восполнить. Но совместить работу, посещение служб, заботу о семье и подготовку к Празднику - задача непростая. Мы попросили иерея Александра Ильяшенко, отца 12 детей и деда 14 внуков рассказать о том, как проходит Страстная Седмица в их семье.

- Отец Александр, читатели часто спрашивают, как успеть приготовиться к Пасхе, если ходить на службы на Страстной Седмице? Как готовятся к Пасхе в Вашей семье?

Матушка старается все приготовить к праздничному столу в первые дни Страстной Седмицы, чтобы в последние дни уже не заниматься готовкой, или заниматься делами уже по минимуму. То, что можно приготовить заранее, например куличи, готовится в начале недели, и основные продукты мы тоже стараемся купить заранее, чтобы в последние дни Страстной уже не нужно было бы на это тратить времени.

Готовить, конечно, помогают дети, например, они чистят картошку. Матушка любит еще готовить куличи, чтобы их дарить. Раньше я принимал участие в подготовке, тесто месил, но с принятием сана уже не получается, поскольку все время занимают службы.

Матушка старается ходить на службы, сколько позволяют силы: с вечера среды, Великий Четверг, Великую Пятницу. А с детьми нужно быть осторожными, чтобы не сорвать их. Маленьких детей мы обычно водим в Великий Четверг на Литургию и на Пасху утром - на детскую Литургию. Можно сходить еще к выносу Плащаницы, если храм недалеко, но с детьми нужно каждый раз решать индивидуально. Это и маме тяжело. Выдержит ребенок - хорошо, но лучше сохранить силы для Великой субботы, Пасхи, чтобы не переутомиться.

С какого возраста вы берете детей на ночную службу?

Те, кому 7 - 8 лет сами просятся.

А бывает так, что вы их берете, не спрашивая их согласия?

Нет, ребенку маленькому выстоять, не спавши ночь, - очень трудно. Он может так сорваться. Тем более, что в Николо-Кузнецком храм, куда ходит моя семья, служится детская литургия утром на Пасху. Человек 400 - 500 детей на такой литургии причащается. Такие литургии служатся во многих храмах

Часто спрашивают, не грех ли молодому человеку, не немощному, без детей, пойти на службу не ночью, а утром?

Посетить ночную службу или утреннюю - это нужно смотреть по силам. Встретить праздник ночью - конечно, это особая радость: и духовная, и душевная. Таких служб в году очень мало, в большинстве приходских храмов ночные литургии служатся только на Рождество и Пасху - особо торжественные службы по традиции совершаются ночью. А вот например, на Афоне воскресные всенощные бдения служатся ночью. И все равно таких служб не так много, чуть более 60 за год. Церковь так устанавливает, учитывая человеческие возможности: число ночных бдений в году ограничено.

Торжественные ночные службы способствуют более глубокому молитвенному переживания и восприятию Праздника.

Закончилась праздничная Литургия, начинается праздничное застолье. И здесь два вопроса нам задают. Первый - можно ли праздновать Праздник сначала в приходе, а не сразу устраивать семейное торжество?

- Обязательно ли посещение вечерней службы в сам день праздника - вечер праздника Пасхи, пасхальной вечерни?

Это каждый должен решить для себя сам. После ночной службы нужно восстановить силы. Не все, из - за возраста, здоровья и духовного уровня способны пойти в храм и принять участие в службе. Но нужно помнить, что Господь вознаграждает за каждое усилие, которое ради него человек делает.

Вечерняя служба в этот день недлинная, особенно одухотворенная, торжественная и радостная, на ней возглашается Великий Прокимен, поэтому, конечно, хорошо, если получится ее посетить.

Иногда по времени очень сложно совместить работу и службы, например. заканчиваешь работать, а уже полслужбы прошло…

Сейчас во многих храмах, если речь идет о городах, начинают служить в 7 утра, вечернюю службу начинают в 18.00, так что можно найти храм, куда можно успевать до работы и после.

В этом год Благовещение приходится на Великую Субботу. Нас спрашивают читатели, можно ли какими - то делами домашними заниматься на Благовещение?

Конечно, надо постараться все, что возможно сделать до. А что касается Великой субботы - эти события настолько велики, что события Благовещения отходят на второй план. Поэтому, если люди доделывают свои дела в Великую Субботу, то можно доделать и на Благовещение. Хотя, лучше, безусловно, все сделать заранее.

- Пасхальный канон… Многие спрашивают - можно ли подпевать хору?

Мой крестный исполнял такую частушку:

Хотя, конечно пение пасхального канона, на мой взгляд, должно быть всенародным. Хорошо иметь с собой текст службы, особенно на Страстной - тексты этой недели особенно содержательные и яркие.

- Отец Александр, можете рассказать о том, как встречали Пасху в советское время?

Помнится, как - то пришли мы с женой с сыном, сейчас он уже о.Филипп на Пасху в храм. А ехать до дома было достаточно непросто. Вокруг храма стояла милиция. Милиционер нам говорит - ребенку в храме не выстоять, путь домой едет. Мы спрашиваем как же - далеко ведь! Но все равно не пропускают.. Пришлось батюшке выйти и провести нас в храм. Кто- то из прихожан, помнится, прыгал через забор храма, потом нужно было прятаться в кустах, чтобы не заметила милиция.

Желаем нашим читателям достойно провести Страстную Седмицу и встретить светлый праздник Воскресения Христова!

С протоиереем Александром Ильяшенко беседовала Анна Данилова

Что такое Пасхальное Богослужение? Как оно происходит? Что требуется делать прихожанину? На все эти вопросы Вы узнаете ответ из статьи!

Как происходит Пасхальное Богослужение и крестный ход на Пасху?

Пасхальные Богослужения особенно торжественны. Христос бо воста: веселие вечное, – поет Церковь в каноне Пасхи.
Еще с древних, апостольских времен, христиане бодрствуют в священную и предпразднственную спасительную ночь Светлого Воскресения Христова, – ночь светозарную светоносного дня, ожидая времени своего духовного освобождения от работы вражия (Церковный Устав в неделю Пасхи).
Незадолго до полуночи во всех храмах служится полунощница, на которой иерей с диаконом исходят к Плащанице и, совершив каждение окрест ее, при пении слов катавасии 9-й песни “Возстану бо и прославлюся” подъемлют Плащаницу и относят в алтарь. Плащаницу полагают на святой Престол, где она должна оставаться до Отдания Пасхи.

Пасхальную утреню, “веселие о Воскресении Господа нашего из мертвых” , начинают в 12 часов ночи. При приближении полуночи все священнослужители в полном облачении становятся по чину у Престола. Священнослужители и молящиеся в храме возжигают свечи. На Пасху перед самою полночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. В алтаре начинается тихое пение, набирающее силу: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни льется ликующий пасхальный трезвон.
Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, – это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Крестный ход совершается вокруг храма при непрерывном трезвоне. В светлом, ликующем, величественном виде, при пении “Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити” , Церковь, как духовная невеста, идет, как говорится в священных песнопениях, “веселыми ногами во сретение исходящему Христу из гроба, яко жениху” .
Впереди крестного хода несут фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери, далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники. В последней паре священников идущий справа несет Евангелие, а идущий слева – икону Воскресения. Завершает шествие предстоятель храма с трисвешником и Крестом в левой руке.
Если в храме только один священник, то на пеленах иконы Воскресения Христова и Евангелие несут миряне.
Обойдя храм, крестный ход останавливаются перед закрытыми дверями, как перед входом в пещеру Гроба Господня. Носящие святыни останавливаются около дверей лицом к западу. Трезвон прекращается. Настоятель храма и священнослужители трижды поют радостный пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию поправ и сущим во гробех живот даровав» ().
Эту песнь подхватывают и троекратно поют другие священники и хор. Затем священник произносит стихи древнего пророчества св. Царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…», а хор и народ в ответ на каждый стих поют: «Христос воскресе из мертвых…»
Затем священнослужители поют стихи:
“Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. И да бежат от Лица Его ненавидящий Его”
“Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня”.
“Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся”.
“Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь”
.

На каждый стих певцы поют тропарь “Христос воскресе” .
Затем предстоятель или все священнослужители поют “Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ” . Певцы оканчивают “И сущим во гробех живот даровав” .
Отверзаются церковные двери, и крестным ход с этой радостной вестью шествует в храм, как и жены-мироносицы пошли в Иерусалим возвестить ученикам о Воскресении Господа.
Под пение: “Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав” – двери открываются, молящиеся входят в храм, и начинается пение пасхального канона.

За Пасхальной утреней следует Божественная литургия и освящение артоса – особого хлеба с изображением Креста или Воскресения Христова (он хранится в храме до следующей субботы, когда раздается верующим).

Во время службы священник снова и снова с радостью приветствует всех молящихся словами «Христос Воскресе!» и каждый раз молящиеся отвечают: «Воистину Воскресе!». Через короткие интервалы времени духовенство меняет облачения и и обходят храм в красных, желтых, синих, зеленых и белых ризах.

В конце службы читается . Вечером на Пасху служится удивительно красивая и радостная Пасхальная вечерня.

Празднуется семь дней, то есть всю неделю и поэтому эта неделя называется Светлая Пасхальная Седмица. Каждый день недели тоже называется светлым – Светлый Понедельник, Светлый Вторник. Царские Врата открыты всю седмицу. В Светлые Среду и Пятницу поста нет.

Весь период до Вознесения (40 дней после Пасхи) православные приветствуют друг друга приветствием «Христос Воскресе!» и ответом «Воистину Воскресе!».

Праздник Пасхи был установлен еще во времена Ветхого Завета в память избавления еврейского народа от египетского рабства. У древних евреев Пасха праздновалась 14–21 нисана – начало нашего марта.

В христианстве Пасха – Воскресение Господа Иисуса Христа, Праздник победы жизни над смертью и грехом. Православная Пасха празднуется в первый воскресный день, после весеннего полнолуния, которое происходит в день весеннего равноденствия или после него, но не ранее весеннего равноденствия.

ДО конца 16 века Европа жила по юлианскому календарю, а в 1582 году папа Григорий XIII ввел новый стиль – григорианский, разница между юлианским и григорианским календарем составляет 13 дней. Православная Церковь не переходит на григорианский календарь, так как празднование Пасхи по этому календарю, может совпадать с пасхой иудейской, что противоречит каноническим правилам Православной Церкви. В некоторых странах, например в Греции, где Православная Церковь перешла на григорианский календарь, празднование Пасхи все равно совершается по юлианскому календарю.

Что такое пасхальный канон?

Пасхальный канон, творение св. Иоанна Дамаскина, составляющий существеннейшую часть пасхальной утрени – венец всех духовных песней.
Пасхальный канон представляет собой выдающееся произведение церковной словесности не только со стороны пышности своей внешней формы, но и по своим внутренним достоинствам, по силе и глубине заключающимся в нем мыслей, по возвышенности и богатству своего содержания. Этот глубоко содержательный канон вводит нас в дух и смысл самого праздника Воскресения Христова, заставляет нас всесторонне пережить душою и понять это событие.
На каждой песни канона совершается каждение, священнослужители с крестом и кадилом, в предшествии светильников, обходят всю церковь, наполняя ее фимиамом, и радостно приветствуют всех словами “Христос воскресе!”, на что верующие отвечают “Воистину воскресе!”. Эти многочисленные исхождения священников из алтаря напоминают о частых явлениях Господа Своим ученикам по Воскресении.

О Пасхальных часах и Литургии

Во многих храмах непосредственно за окончанием утрени следуют часы и Литургия. Пасхальные часы читаются не только в храме – всю пасхальную седмицу их читают обычно вместо утренних и вечерних молитв.
Во время пения часов пред Литургией диакон с диаконской свечой совершает обычное каждение алтаря и всего храма.
Если в храме Богослужение совершается соборно, то есть несколькими священниками, то Евангелие читают на разных языках: на славянском, русском, а также на древних, на которых распространялась апостольская проповедь, – на греческом, латинском, и на языках народов, наиболее известных в данной местности.
Во время чтения Евангелия на колокольне производится так называемый “перебор”, то есть ударяют по одному разу во все колокола, начиная от маленьких.
Обычай дарить друг другу на Пасху появился еще в I веке от Рождества Христова. Церковное предание гласит, что в те времена было принято, посещая императора, приносить ему дар. И когда бедная ученица Христа, святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиверию с проповедью веры, то подарила Тиверию простое куриное яйцо.

Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: “Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным”. Тут же на глазах императора свершилось чудо – яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры.

Часы пасхальные

Трижды )
Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим. Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши. (Трижды )

Предварившыя утро яже о Марии, и обретшыя камень отвален от гроба, слышаху от ангела: во свете присносущнем Сущаго, с мертвыми что ищете яко человека? Видите гробныя пелены, тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в рай же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный.

Слава : Яко Живоносец, яко рая краснейший, воистинну и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего Воскресения.

И ныне : Вышняго освещенное Божественное селение, радуйся: Тобою бо дадеся радость, Богородице, зовущим: благословенна Ты в женах еси, Всенепорочная Владычице.

Господи, помилуй. (40 раз )

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. (Трижды )

О семидневном праздновании Пасхи

Праздник Пасхи от самого своего начала был светлым, всеобщим, продолжительнейшим христианским торжеством.
С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника.
Славя Пасху священную и таинственную, Пасху Христа Избавителя, Пасху двери райские нам отверзающую , Православная Церковь в продолжение всего светлого семидневного торжества имеет Царские Врата отверстыми. Царские двери во всю Светлую седмицу не закрываются даже во время причащения священнослужителей.
Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника Святой Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается .
В богослужебном отношении вся Светлая седмица есть как бы один праздничный день: во все дни этой седмицы Богослужение бывает то же, что и в первый день, с немногими изменениями и переменами.
Пред началом Литургии во дни Пасхальной седмицы и до Отдания Пасхи священнослужители читают вместо “Царю Небесный” – “Христос воскресе” (трижды ).
Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня – до Вознесения Господня .

9.1. Что такое богослужение? Богослужение Православной Церкви – это служение Богу чтениями молитвословий, песнопениями, проповедями и священнодействиями, совершаемыми по Уставу Церкви. 9.2. Для чего совершаются богослужения? Богослужение как внешняя сторона религии служит средством выражения христианами религиозной внутренней веры и благоговейных чувств к Богу, средством таинственного общения с Богом. 9.3. Какова цель богослужения? Цель установленного Православной Церковью богослужения заключается в том, чтобы дать христианам наилучший способ выражения обращаемых к Господу прошений, благодарений и славословий; научить и воспитать верующих в истинах Православной веры и правилах христианского благочестия; вводить верующих в таинственное общение с Господом и сообщать им благодатные дары Святого Духа.

9.4. Что означают православные богослужения по названиям?

(общее дело, общественная служба) – это главное богослужение, во время которого происходит Причащение (Причастие) верующих. Остальные восемь служб являются подготовительными молениями к Литургии.

Вечерня – служба, совершаемая в конце дня, вечером.

Повечерие – служба после вечери (ужина).

Полунощница служба, предназначенная для совершения в полночь.

Утреня служба, совершаемая утром, перед восходом солнца.

Службы часов воспоминание событий (по часам) Страстной Пятницы (страданий и смерти Спасителя), Его Воскресения и Сошествия Святого Духа на апостолов.

Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, которая называется всенощным бдением, потому что у древних христиан оно продолжалось всю ночь. Слово «бдение» означает «бодрствование». Всенощное бдение состоит из вечерни, утрени и первого часа. В современных храмах всенощное бдение чаще всего совершается вечером накануне воскресных и праздничных дней

9.5. Какие богослужения совершаются в Церкви ежедневно?

– Во имя Пресвятой Троицы Православная Церковь ежедневно совершает в храмах вечерние, утренние и дневные богослужения. В свою очередь, каждое из этих трех богослужений слагается из трех частей:

Вечернее богослужение – из девятого часа, вечерни, повечерия.

Утреннее – из полунощницы, утрени, первого часа.

Дневное – из третьего часа, шестого часа, Божественной Литургии .

Таким образом, из вечернего, утреннего и дневного церковных богослужений образуются девять служб.

По немощи современных христиан такие уставные богослужения совершаются только в некоторых монастырях (например, в Спасо-Преображенском Валаамском мужском монастыре). В большинстве приходских храмов богослужения совершаются только утром и вечером с некоторыми сокращениями.

9.6. Что изображается в Литургии?

– В Литургии под внешними обрядами изображается вся земная жизнь Господа Иисуса Христа: Его рождение, учение, дела, страдания, смерть, погребение, Воскресение и Вознесение на небо.

9.7. Что называется обедней?

– В народе Литургия называется обедней. Название «обедня» произошло от обычая древних христиан после окончания Литургии употреблять остатки принесенных хлебов и вина за общей трапезой (или общественным обедом), который проходил в одной из частей храма.

9.8. Что называется обедницей?

– Последование изобразительных (обедница) – так называется краткая служба, которая совершается вместо Литургии, когда Литургию служить не положено (например, в Великий пост) или когда ее невозможно служить (нет священника, антиминса, просфор). Обедница служит некоторым изображением или подобием Литургии, по составу подобна Литургии оглашенных и ее основные части соответствуют частям Литургии, за исключением совершения Таинств. Причащения во время обедницы не бывает.

9.9. Откуда можно узнать о расписании богослужений в храме?

– Расписание богослужений обычно вывешивается на дверях храма.

9.10. Почему не на каждой службе бывает каждение храма?

– Каждение храма и молящихся бывает на каждом богослужении. Богослужебное каждение бывает полным, когда охватывает весь храм, и малым, когда кадят алтарь, иконостас и предстоящих людей с амвона.

9.11. Для чего бывает каждение в храме?

– Фимиам возносит ум к престолу Божию, куда он направляется с молитвами верующих. Во все века и у всех народов сожжение благовоний считалось лучшей, чистейшей вещественной жертвой Богу, и из всех видов вещественной жертвы, принятых в естественных религиях, христианская Церковь удержала только эту и еще немногие (елей, вино, хлеб). И внешним видом ничто так не напоминает благодатного дыхания Духа Святого, как дым фимиама. Исполненное такого высокого символизма, каждение много способствует молитвенному настроению верующих и своим чисто телесным воздействием на человека. Благовония действуют повышающе, возбудительно на настроение. С этой целью устав, например, пред пасхальным бдением предписывает уже не просто каждение, а чрезвычайное наполнение храма запахом из поставленных сосудов с курениями.

9.12. Почему священники служат в облачениях разного цвета?

– Группам усвоен определенный цвет облачений священнослужителей. Каждый из семи цветов богослужебных облачений соответствуют духовному значению того события, в честь которого совершается богослужение. Разработанных догматических установлений в этой области не существует, но в Церкви есть неписанная традиция, усваивающая различным цветам, употребляемым в богослужении, определенную символику.

9.13. Что обозначают различные цвета священнических облачений?

В праздники, посвященные Господу Иисусу Христу, а также в дни памяти Его особых помазанников (пророков, апостолов и святителей) цвет облачения царский – золотой .

В золотых одеждах служат по воскресным дням – дням Господа, Царя Славы.

В праздники в честь Пресвятой Богородицы и ангельских сил, а также в дни памяти святых дев и девственников цвет облачения голубой или белый, символизирующий особую чистоту и непорочность.

Фиолетовый цвет принят в праздники Креста Господня. В нем соединены красный (символизирующий цвет крови Христовой и Воскресения) и синий, напоминающий, что Крест открыл дорогу в небо.

Темно-красный цвет – цвет крови. В красных облачениях проходят службы в честь святых мучеников, проливших кровь за веру Христову.

В зеленых облачениях празднуется день Святой Троицы, день Святого Духа и Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресение), так как зеленый цвет – символ жизни. В зеленых облачениях совершаются также богослужения в честь преподобных: монашеский подвиг оживотворяет человека соединением со Христом, обновляет всю его природу и ведет к вечной жизни.

В черных облачениях обычно служат в будние дни . Черный цвет – символ отречения от мирской суеты, плача и покаяния.

Белый цвет как символ Божественного нетварного света принят в праздники Рождества Христова, Богоявления (Крещения), Вознесения и Преображения Господня. В белых облачениях начинается и Пасхальная утреня – в знак Божественного света, воссиявшего из Гроба Воскресшего Спасителя. Белые ризы полагаются также для совершения Крещений и погребений.

От Пасхи до праздника Вознесения все богослужения совершаются в красных облачениях, символизирующих неизреченную пламенную любовь Божию к роду человеческому, победу Воскресшего Господа Иисуса Христа.

9.14. Что означают подсвечники с двумя или тремя свечами?

– Это дикирий и трикирий. Дикирий – подсвечник с двумя свечами, знаменующими два естества в Иисусе Христе: Божественное и человеческое. Трикирий – подсвечник с тремя свечами, знаменующими веру в Пресвятую Троицу.

9.15. Почему в центре храма на аналое вместо иконы иногда лежит украшенный цветами Крест?

– Так бывает на Крестопоклонной неделе Великого поста. Крест выносится и полагается на аналое в центре храма, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господа воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста.

В праздники Воздвижения Креста Господня и Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня в центр храма также выносится Крест.

9.16. Почему диакон стоит спиной к молящимся в храме?

– Он стоит лицом к алтарю, в котором находится Престол Божий и невидимо присутствует Сам Господь. Диакон как бы возглавляет молящихся и от их имени произносит молитвенные прошения к Богу.

9.17. Кто такие оглашенные, которых призывают выйти из храма во время богослужения?

– Это люди некрещеные, но которые готовятся принять Таинство Святого Крещения. Они не могут участвовать в церковных Таинствах, поэтому перед началом самого главного церковного Таинства – Причащения – их призывают выйти из храма.

9.18. С какого числа начинается масленица?

– Масленица – это последняя неделя перед началом Великого Поста. Заканчивается она Прощеным Воскресеньем.

9.19. До какого времени читают молитву Ефрема Сирина?

– Молитву Ефрема Сирина читают до среды Страстной Седмицы.

9.20. Когда уносят Плащаницу?

– Плащаницу уносят в алтарь перед началом Пасхальной службы в субботу вечером.

9.21. Когда можно приложиться к Плащанице?

– К Плащанице можно приложиться с середины дня Страстной Пятницы и до начала Пасхальной службы.

9.22. Бывает ли Причащение в Страстную Пятницу?

– Нет. Так как Литургия в Страстную Пятницу не служится, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву.

9.23. Бывает ли Причащение в Великую Субботу, на Пасху?

– В Великую Субботу и на Пасху служится Литургия, следовательно, бывает и Причащение верующих.

9.24. До какого часа длится Пасхальная служба?

– В разных храмах время окончания Пасхальной службы разное, но чаще всего это происходит от 3 до 6 часов утра.

9.25. Почему не на Пасхальной седмице во время Литургии всю службу бывают открыты Царские врата?

– Некоторые священники награждаются правом служить Литургию с открытыми Царскими вратами.

9.26. В какие дни бывает Литургия Василия Великого?

– Литургия Василия Великого совершается только 10 раз в году: накануне праздников Рождества Христова и Крещения Господня (или в дни этих праздников, если они приходятся на воскресенье или понедельник), 1/14 января – в день памяти святителя Василия Великого, в пять воскресных дней Великого поста (Вербное воскресенье исключается), в Великий Четверг и в Великую Субботу Страстной седмицы. Литургия Василия Великого от Литургии Иоанна Златоуста отличается некоторыми молитвами, большей их продолжительностью и более протяжным пением хора, поэтому и служится она немного дольше.

9.27. Почему не переводят богослужение на русский язык, чтобы сделать его более понятным?

– Славянский язык – это благодатный одухотворенный язык, который святые церковные люди Кирилл и Мефодий создали специально для богослужения. Люди отвыкли от церковнославянского языка, а некоторые просто не хотят его понимать. Но если в Церковь регулярно ходить, а не заходить изредка, то благодать Божия коснется сердца, и станут понятными все слова этого чистого духоносного языка. Церковнославянский язык за счет своей образности, точности в выражении мысли, художественной яркости и красоты гораздо более пригоден для общения с Богом, чем современный искалеченный разговорный русский язык.

Но главная причина непонятности заключается все же не в церковнославянском языке, он очень близок к русскому – чтобы полноценно его воспринимать, нужно выучить лишь несколько десятков слов. Дело в том, что даже если бы перевели все богослужение на русский язык, люди все равно ничего в нем не поняли. То, что люди не воспринимают богослужение, является языковой проблемой в самой меньшей степени; на первом месте – незнание Библии. Большинство песнопений – это высокопоэтическое переложение библейских сюжетов; без знания источника понять их невозможно, на каком бы языке они ни пелись. Поэтому кто хочет понимать Православное богослужение, тому надлежит, прежде всего, начать с чтения и изучения Священного Писания, а оно вполне доступно на русском языке.

9.28. Почему во время богослужения в храме иногда гасят свет и свечи?

– На утрени во время чтения шестопсалмия в храмах погашаются свечи, исключая немногих. Шестопсалмие – плач кающегося грешника пред Христом Спасителем, пришедшим на землю. Отсутствие освещения, с одной стороны, помогает размышлению о читаемом, с другой – напоминает о мрачности греховного состояния, изображаемого псалмами, и о том, что грешнику не к лицу внешняя светлость. Обставляя так это чтение, Церковь хочет расположить верующих к самоуглублению, чтоб, вошедши в себя, вступили в собеседование с милостивым Господом, не хотящим смерти грешника (Иез.33:11), о самонужнейшем деле – спасении души через введение ее в должные к Нему, Спасителю, отношения, нарушенные грехом. Чтение первой половины шестопсалмия выражает скорбь души, удалившейся от Бога и ищущей Его. Чтение второй половины шестопсалмия раскрывает состояние раскаявшейся души, примиренной с Богом.

9.29. Какие псалмы входят в шестопсалмие и почему именно эти?

– Первая часть утрени открывается системой псалмов, известной под именем шестопсалмия. В состав шестопсалмия входят: псалом 3 «Господи, что ся умножиша», псалом 37 «Господи да не яростию», псалом 62 «Боже, Боже мой, к Тебе утренюю», псалом 87 «Господи Боже спасения моего», псалом 102 «Благослови душе моя Господа», псалом 142 «Господи, услыши молитву мою». Псалмы выбраны, должно быть, не без намерения из разных мест Псалтири равномерно; этим они представляют ее всю. Псалмы выбраны однородного содержания и тона, господствующего в Псалтири; именно, все они изображают преследование праведника врагами и его твердую надежду на Бога, лишь растущую от увеличения преследований и в конце достигающую ликующего успокоения в Боге (псалом 102). Все эти псалмы надписаны именем Давида, исключая 87, который – «сынов Кореевых», и воспеты им, конечно, во время преследования со стороны Саула (может быть псалом 62) или Авессалома (псалмы 3; 142), отображая в себе духовный рост певца в этих бедствиях. Из множества псалмов подобного содержания выбраны сюда именно эти и потому, что они некоторыми местами своими имеют в виду ночь и утро (пс.3:6: «Аз уснух и спах, востах»; пс.37:7: «весь день сетуя хождах», ст.14: «льстивным весь день поучахуся»; пс.62:1: «к Тебе утренюю», ст.7: «поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя»; пс.87:2: «во дни воззвах и в нощи пред Тобою», ст.10: «весь день воздех к Тебе руце мои», ст.13, 14: «еда познана будут во тме чудеса Твоя…и аз к Тебе, Господи, воззвах и утро молитва моя предварит Тя»; пс.102:15: «дние его яко цвет сельный»; пс.142:8: «слышану сотвори мне заутра милость Твою»). Покаянные псалмы чередуются с благодарственными.

Шестопсалмие слушать в mp3 формате

9.30. Что такое «полиелей»?

– Полиелеем называется самая торжественная часть утрени – богослужения, которое совершается утром или вечером; полиелей служится только на праздничных утренях. Это определяется богослужебным уставом. Накануне воскресного дня или праздника утреня входит в состав всенощного бдения и служится вечером.

Полиелей начинается после чтения кафизм (Псалтири) с пения хвалебных стихов из псалмов: 134 – «Хвалите имя Господне» и 135 – «Исповедайтеся Господеви» и оканчивается чтением Евангелия. В древности, когда вслед за кафизмами звучали первые слова этого гимна «Хвалите имя Господне», в храме зажигались многочисленные светильники (елейные лампады). Поэтому эта часть всенощного бдения называется «многоелейной» или, по-гречески, – полиелеем («поли» –много, «елей» – масло). Отверзаются Царские врата, и священник в предшествии диакона, держащего возжженную свечу, кадит престол и весь алтарь, иконостас, хор, молящихся и весь храм. Распахнутые Царские врата символизируют отверстый Гроб Господень, откуда воссияло царство вечной жизни. После чтения Евангелия все присутствующие на богослужении подходят к иконе праздника и прикладываются к ней. В память братской трапезы древних христиан, которая сопровождалась помазанием благовонным маслом, священник начертывает знак креста на лбу каждого подходящего к иконе. Этот обычай называют помазанием. Помазание елеем служит внешним знамением участия в благодати и духовной радости праздника, сопричастности Церкви. Помазание освященным маслом на полиелее Таинством не является, это обряд, который лишь символизирует собой призывание милости и благословения Божия.

9.31. Что такое «лития»?

– Лития в переводе с греческого означает – усердное моление. Нынешний устав знает четыре вида литии, которые по степени торжественности можно расположить в таком порядке: а) «лития вне монастыря», положенная на некоторые двунадесятые праздники и в Светлую седмицу пред Литургией; б) лития на великой вечерне, соединяемой с бдением; в) лития по окончании праздничной и воскресной утрени; г) лития за упокой после будничной вечерни и утрени. По содержанию молитвословий и чину эти виды литии очень различны между собою, но общим у них является исхождение из храма. Исхождение это в первом виде (из перечисленных) литии бывает полное, а в остальных – неполное. Но там и здесь совершается оно, чтобы выразить молитву не только словами, но и движением, переменить ее место для оживления молитвенного внимания; дальнейшею целью литии является выражение – удалением из храма – нашего недостоинства молиться в нем: мы молимся, стоя пред вратами святого храма, как бы пред вратами небесными, подобно Адаму, мытарю, блудному сыну. Отсюда несколько покаянный и скорбный характер литийных молитв. Наконец, в литии Церковь исходит из своей облагодатствованной среды во внешний мир или же в притвор, как часть храма, соприкасающуюся с этим миром, открытую для всех, не принятых в Церковь или исключенных из нее, с целью молитвенной миссии в этом мире. Отсюда всенародный и вселенский характер (о всем мире) литийных молитв.

9.32. Что такое Крестный ход и когда он бывает?

– Крестным ходом называется торжественное шествие священнослужителей и верующих мирян с иконами, хоругвями и другими святынями. Крестные ходы совершаются в ежегодные, установленные для них особые дни: на Светлое Христово Воскресение – Пасхальный Крестный ход; в праздник Богоявления для великого освящения воды в память Крещения Господа Иисуса Христа в водах Иордана, а также в честь святынь и великих церковных или государственных событий. Существуют также чрезвычайные Крестные ходы, устанавливаемые Церковью по особо важным случаям.

9.33. От чего произошли Крестные ходы?

– Так же, как святые иконы, Крестные ходы получили свое начало из Ветхого Завета. Древние праведники часто совершали торжественные и всенародные шествия с пением, трубоглашением и ликованием. Повествования об этом изложены в священных книгах Ветхого Завета: Исход, Числа, книги Царств, Псалтирь и других.

Первыми прообразами Крестных ходов были: путешествие сынов Израилевых из Египта в землю обетованную; шествие всего Израиля вслед ковчега Божия, от которого произошло чудесное разделение реки Иордана (Нав.3:14-17); торжественное семикратное обхождение с ковчегом вокруг стен Иерихонских, при котором совершилось чудесное падение неприступных стен Иерихона от гласа священных труб и возглашений всего народа (Нав.6:5-19); а также торжественные всенародные перенесения ковчега Господня царями Давидом и Соломоном (2 Цар.6:1-18; 3 Цар.8:1-21).

9.34. Что означает Пасхальный Крестный ход?

– С особенной торжественностью празднуется Светлое Воскресение Христово. Начинается Пасхальное богослужение еще в Великую Субботу, поздно вечером. На утрени, после полунощницы совершается Пасхальный Крестный ход – молящиеся во главе с духовенством выходят из храма, чтобы совершить торжественное шествие вокруг храма. Подобно женам мироносицам, встретившим воскресшего Христа Спасителя вне Иерусалима, христиане встречают весть о наступлении Светлого Христова Воскресения вне стен храма – они как бы шествуют навстречу воскресшему Спасителю.

Пасхальный Крестный ход идет со свечами, хоругвями, кадильницами и иконой Воскресения Христова под непрерывный трезвон в колокола. Прежде чем войти в храм, торжественное Пасхальное шествие останавливается при дверях и входит в храм лишь только после трижды прозвучавшей ликующей вести: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!» Крестный ход входит в храм, подобно тому, как жены мироносицы пришли в Иерусалим с радостной вестью ученикам Христовым о воскресшем Господе.

9.35. Сколько раз бывает Пасхальный Крестный ход?

– Первый Пасхальный Крестный ход бывает в Пасхальную ночь. Затем в течение недели (Светлой седмицы) ежедневно после окончания Литургии совершается Пасхальный Крестный ход, а до праздника Вознесения Господня такие же Крестные ходы совершаются каждое воскресенье.

9.36. Что означает Крестный ход с Плащаницей на Страстной седмице?

– Этот скорбный и плачевный Крестный ход совершается в воспоминание погребения Иисуса Христа, когда тайные ученики Его Иосиф с Никодимом, в сопровождении Матери Божией и жен мироносиц, несли на руках умершего на кресте Иисуса Христа. Они шли от горы Голгофы до виноградника Иосифа, где была погребальная пещера, в которую, по обычаю иудейскому, положили тело Христово. В воспоминание этого священного события – погребения Иисуса Христа – и совершается Крестный ход с Плащаницей, которая представляет тело умершего Иисуса Христа, как оно было снято с креста и положено во гроб.

Апостол говорит верующим: «Помните мои узы» (Кол.4:18). Если апостол заповедует христианам помнить его страдания в узах, то насколько сильнее должно вспоминать страдания Христовы. Во время страданий и крестной смерти Господа Иисуса Христа современные христиане не жили и не разделяли тогда скорби с апостолами, потому в дни Страстной седмицы вспоминают их скорби и сетование об Искупителе.

Всякий, именуемый христианином, отмечающий скорбные минуты страданий и смерти Спасителя, не может не быть участником и небесной радости Воскресения Его, ибо по словам апостола: «Сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим.8:17).

9.37. По каким чрезвычайным случаям совершаются Крестные ходы?

– Чрезвычайные Крестные ходы совершаются с разрешения епархиальных церковных властей по случаям особенно жизненно важным для прихода, епархии или всего народа православного – при нашествии иноплеменников, при нападении губительной болезни, при голоде, засухе или иных бедствиях.

9.38. Что обозначают хоругви, с которыми совершаются Крестные ходы?

– Первый прообраз хоругвей был после всемирного потопа. Бог, явившись к Ною во время его жертвоприношения, явил радугу в облаках и назвал ее «знамением вечного завета» между Богом и людьми (Быт.9:13-16). Как радуга в небе напоминает людям о завете Божием, так и на хоругвях изображение Спасителя служит всегдашним напоминанием об избавлении рода человеческого на Страшном суде от духовного огненного потопа.

Второй прообраз хоругвей был при выходе Израиля из Египта во время перехода через Чермное море. Явился тогда Господь в столпе облачном и все воинство фараона покрыл тьмой от этого облака, и погубил в море, Израиль же спас. Так и на хоругвях образ Спасителя виден как облак, явившийся с небес для поражения врага – духовного фараона – диавола со всем воинством его. Господь всегда побеждает и прогоняет силу вражию.

Третий прообраз хоругвей было то же облако, покрывавшее скинию и осенявшее Израиль во время путешествия в обетованную землю. Весь Израиль взирал на священный облачный покров и духовными очами разумел в нем присутствие Самого Бога.

Еще один прообраз хоругвей – это медный змий, который был воздвигнут Моисеем по повелению Божию в пустыне. При воззрении на него иудеи получали исцеление от Бога, так как медный змий прообразовал Крест Христов (Ин.3:14,15). Так и неся во время Крестного хода хоругви, верующие возводят телесные очи к образам Спасителя, Богородицы и святых; духовными же очами восходят к Первообразам их, сущим на небесах и получают духовное и телесное исцеление от греховного угрызения духовных змиев – бесов, искушающих всех людей.

Практическое руководство по приходскому консультированию. Санкт-Петербург 2009 год.