Переход в новый класс.

Иногда страшно переходить в новую школу, но эта статья поможет вам продержаться первое время Вы не будете новеньким всегда. Самое время познакомиться.

Шаги

    Для начала уделите день на оценку окружающей среды. Вы не вольетесь в коллектив, если не будете знать школу. Спросите, что где находится или где висит карта школы.

    Ведите себя умеренно мило со всеми. Одинаково хорошо относитесь ко взрослым, подросткам и детям, потому что они могут оказаться вашим следующим учителем или другом.

    Познакомьтесь со своими учителями. Поговорите и больше узнайте о них. Определите, насколько они строги или снисходительны, проверьте их границы. Но не заходите слишком далеко, иначе вы можете попасть в неприятности (плюс к вашей репутации, но вам все равно придется разбираться с неприятностями).

    Вам нужно завести друзей. Говорите с разными людьми, но не игнорируйте определенную группу. Будьте собой и не обманывайте. Теперь это ВАША школа...воспользуйтесь шансом стать тем, кем вы никогда не были в своей старой школе.

    Будьте внимательны на уроках. Учителя всегда обращают внимание на новых учеников.

    Если ваш первый день в школе – это первый день нового учебного года, некоторые люди вас заметят, особенно, если это небольшая школа. Когда люди с вами говорят, не нервничайте, но не ведите себя слишком громко. Будьте уверены в себе и смотрите людям в глаза. Хотя иногда приходится громко о себе заявлять, чтобы быть замеченным, но старайтесь не привлекать к себе внимание всегда. Не слишком переживайте о том, что о вас подумают другие; излишний анализ ситуации не всегда полезен, люди могут осудить вас за это. Будьте искренни, будьте собой, хорошо ведите себя со всеми, независимо от того, какими неприятными вам кажутся некоторые люди поначалу. Обычно "девушка или парень, которых я ненавижу в новой школе" со временем становятся моими лучшими друзьями после того, как между нами становится больше искренности. Но опять-таки, не бойтесь постоять за себя, если крайне очевидно, что вы должны это сделать.

    Не переживайте слишком о том, что вам нужно хорошо знать школу. Запомните, где находится ваш шкафчик, и обзаведитесь картой на случай непредвиденной ситуации, но когда это возможно, спрашивайте человека, сидящего рядом с вами, где что-то находится. Это хороший способ поговорить с людьми и встретиться со многими в свой первый день – теперь вы новый ребенок – скажите людям, что вам все в новинку на случай, если вам понадобится помощь.

    Когда вы говорите с людьми противоположного пола, не флиртуйте слишком интенсивно, пока не убедитесь, что человек не состоит в отношениях. Как только вас возненавидит один человек, вся их группа будет испытывать к вам такие же чувства. Помните, что эти люди выросли вместе, поэтому их обязанность – защищать своих друзей на всю жизнь. Будьте приятны в общении и исполнены оптимизма, даже если кто-то специально надоедает вам. Они могут даже позволить вам надоедать другому новенькому когда-нибудь, обычно это занимает года полтора, но мнение о вас как о новеньком не будет прежним. Всегда помните о хорошем первом впечатлении, но еще важно быть собой.br>

    Перед первым обедом говорите с многими людьми в классе. Обычно они могут спросить вас, сидите ли вы с кем-то, но если нет, направьте разговор в сторону обеда (как, хорошая ли здесь еда и т. д.). Если никто конкретно не упоминает совместный прием пищи, но вы идите в кафе вместе, подразумевается, что вы будете вместе есть ланч.

    В первую неделю в школе хорошо обращайтесь со всеми и со всеми говорите, даже если кто-то кажется вам странным. Они могут знать людей, с которыми вы подружитесь, или представить вас большему количеству людей. Тем не менее, если все их ненавидят, мы советуем не становиться их лучшими друзьями, если только вы действительно не хотите этого. Не слишком зацикливайтесь на ком-то, гуляйте со всеми и узнавайте человека или группу достаточно, прежде чем считать их друзьями. Обычно наиболее коварные и увлекающиеся манипуляциями люди говорят с вами сначала, а те, с кем вы общаетесь позже, становятся вашими настоящими друзьями.

    Будьте внимательны на уроках и прилежно учитесь в школе. Если кто-то передает вам записку или что-то вам шепчет, игнорируйте их, обращая внимание на учителя.

    Запишитесь в несколько кружков или спортивных секций и подружитесь с другими таким способом. Серьезно относитесь к своему участию в этих клубах по интересам.

    После того, как вы говорили с кем-то несколько раз, узнайте у них контактную информацию. Еще лучше, предложите им заняться чем-то на выходных.

    Будьте добры к другим детям. Хотя вы не хотите быть полным подлизой, детям нравятся те, кто будет с ними сотрудничать. Если вас просят об услуге, окажите ее. Не будьте слишком доверчивым – иногда люди даже будут провоцировать вас, чтобы проверить ваши границы – для разведки обстановки. Просто уверенно (может даже с широкой улыбкой на лице)...отвечаете "рассудительно". Как, если вас назвали "придурком", – спросите, почему они назвали вас придурком. Если вас обвиняют в том, чего вы не делали, скажите, что вы никогда не делали того, в чем вас обвиняют, и после этого спросите, кто такое сказал.

  1. Будьте последовательно уравновешенны внутри и снаружи, не задумывайтесь слишком глубоко о людях или ситуации. Работайте над стремлением влиться в коллектив, но, в то же время, будьте собой. Первые пару недель всегда сбивают с толку.

    • Если вы переехали во время учебного года, то получите больше внимания на более длительный период. Но не удивляйтесь, что все будут о вас говорить (необязательно плохо), потому что из интересного вокруг – только вы.
    • Люди будут задавать вам много вопросов. Отвечайте на них, но не тараторьте. В свою очередь, спросите о школе и об учениках. Если кто-то говорит о том, кого вы не знаете, задайте вопросы, чтобы прояснить основные моменты, но слушайте то, что они говорят.
    • Одежда, которую вы носите, не должна обязательно подходить под моду вашей школы! Людей притягивает то, что отличается, но это может принести вам как хорошее, так и плохое внимание. Всегда будьте интуитивно понятны людям вокруг, и некоторое время сдерживайте свой стиль. Но и не одевайтесь под копирку! Если в вас не будет ничего выдающегося, никто не почувствует желания узнавать вас.
    • В свой первый день носите одежду, которая вам нравится, но если у вас очень отличающийся стиль, немного приглушите его. Одевайтесь просто, вы не хотите отдалиться от людей только из-за своей одежды.
    • Если ваш шкафчик расположен рядом с тем, с чьим владельцем у вас возникли разногласия во время первой встречи, попытайтесь поговорить еще раз, может, у человека просто был плохой день.
    • Если вы это сделаете, у вас могут появиться новые друзья. Даже если это не первый ваш день в школе, стремитесь к общению с людьми, но не слишком, иначе вы не очень им понравитесь.
    • Основное в положении нового ребенка в том, что вы – новенький. У всех уже есть друзья. Вы не нужны им в качестве друга. Единственный ваш козырь – это новизна от положения новенького. Под конец первого месяца этот эффект испарится, поэтому возьмите от него все возможное.
    • Вам нужно втиснуться в группу; даже если вам неудобно, продолжайте попытки.

    Предупреждения

    • Если в старой школе у вас сложилась плохая репутация, не говорите об этом в новой школе. Просто притворитесь, что этого не случалось и не повторяйте старые ошибки в новой школе.
    • Не будьте беспардонны. С наскока показать людям себя – это отлично, но позвольте им вставить свое слово.
    • Постарайтесь, если можете, избегать скандалов.
    • Не будьте отрицательным героем. Люди не любят унылых особ. Как избежать этого? Думать положительно о каждой ситуации.

Вы перевели ребенка в новую школу и переживаете за его психическое состояние во время адаптации к новому коллективу – 10 простых правил помогут школьнику быстрее адаптироваться.

Правило №1 – Подготовка

Прежде, чем идти в новую школу, узнайте, в каком классе вы будете учиться, и найдите будущих одноклассников в соцсетях. Общение поможет узнать их интересы и найти общие точки пересечения. Вы сможете определиться, с кем сможете быстро завести дружбу, а к кому нужен особый подход. Виртуальное общение проходит легче, чем реальное, поэтому даже если вы застенчивый и малообщительный человек – это не помешает вам найти новых друзей и заочно познакомиться с большинством будущих одноклассников.

Адаптация ребенка доподросткового возраста в новой школе пройдет быстрее, если родители заранее познакомятся с классным руководителем и расскажут ему о ребенке. Учитель сможет подготовить класс к приходу нового ученика, назначит подходящих ребят для шефства над новичком, учитывая его интересы и черты характера.

Правило №2 – Естественность

Будьте собой и не тратьте время на показную дружбу. Отдавайте предпочтение общению с людьми, которые вам интересны и с которыми вам легко. Не старайтесь выглядеть лучше, чем вы есть. Все люди имеют недостатки, которые вы можете принять или не принять.

Правило №3 – Постоянство

Не рвите контакт с бывшими одноклассниками. Вы провели с ними много времени, хорошо их знаете, а они знают вас. Это те люди, которые поддержат вас в трудные дни адаптации в новой школе. Вам будет легче привыкать к новой обстановке, если вы расскажете старым друзьям об отличиях от старой школы.

Правило №4 – Новая жизнь

Переход в новую школу дает вам возможность начать жизнь с чистого листа. Вы можете перечеркнуть старые недостатки и вести себя по-новому. Никто не знает, какими вы были в старой школе – это возможность стать лучше и избавиться от комплексов.

Правило №7 – Обращение к одноклассникам

Запомните имена ребят и обращайтесь к ним по имени. Такое обращение располагает к себе и настраивает на дружеский лад.

В младших классах для быстрого запоминания имен, дети носят бейджи с именами на форме. При поступлении нового ученика, учитель просит детей называть свое имя при общении с ним, чтобы он быстрее всех запомнил.

Правило №8 – Поспешные выводы

Не спешите делать выводы про одноклассников. Они могут стараться выглядеть лучше, чем являются на самом деле, чтобы заинтересовать вас. Дайте им время проявить себя, наблюдайте со стороны и молча делайте выводы. Самой сложной считается первая неделя в новой школе.

Правило №9 – Личное достоинство

Не позволяйте себя унижать. В каждом классе есть неформальный лидер, который наверняка будет проверять вас «на прочность». Не поддавайтесь на провокации и не теряйте чувство личного достоинства. Постарайтесь быть независимым в суждениях, иметь личное мнение и не принимать навязанные мысли или поступки, которые вам не нравятся.

Правило №10 – Отсутствие страха

Не бойтесь перемен. Любые перемены – опыт. Новая школа даст вам новых друзей, новое понимание себя, стратегию поведения в новом коллективе, которая пригодится вам во взрослой жизни.

Адаптация подростка в новой школе происходит сложнее, чем ученика младших или средних классов. Психика ребенка подросткового ребенка пребывает в процессе трансформации. Этот сложный период перехода из детства в юность, сопровождаемый нестабильностью гормонального фона, провоцирует возникновение ряда комплексов и недовольство собой, особенно у девочек. В этот период важно мнение окружающих. Остро воспринимается критика и неприятие коллективом.

Оксана Владимировна КУЗНЕЦОВА

1 сентября часть школьников пошла не в свой привычный класс, а в новый коллектив. Переход в новую школу может состояться по разным причинам: желание повысить уровень образовательного учреждения, переезд, конфликт на старом месте. Новая обстановка и люди – это всегда стресс для человека, особенно маленького. Как родителям помочь своему ребенку справиться с волнением и показать себя на новом месте, «Эксперту здоровья» рассказала школьный психолог, клинический психолог, заведующая кафедрой психолого-медико-педагогической службы школы-лицея «Туран» Оксана Владимировна КУЗНЕЦОВА. Специалист по работе с детьми, подростками, семейными парами, в своей работе использующая нейропсихологические и арт-терапевтические методики, также расскажет о специфике работы школьного психолога.

Чем занимается школьный психолог?

Школьный психолог всегда находится на передовой, его задача – решить возникшую проблему очень срочно. В конфликтных ситуациях штатный психолог учебного заведения нередко выступает медиатором. Также нередко ему приходится разбираться, почему конкретный ребенок не осваивает программу. Если частный психолог направлен на более глубинный анализ и длительную форму работы, то школьный психолог должен работать быстро. И если вопрос находится за границей его компетенции, то он обязан перенаправить к сведущим специалистам.

У школьного психолога три направления работы: психодиагностика, коррекционная и развивающая работа, консультативно-просветительская деятельность. Работа школьного психолога строится по модели ученик-учитель-родитель. Психолог не обособленно сидит у себя в кабинете и по отдельности разговаривает с родителем, учителем и ребенком. Психолог соединяет все компоненты для того, чтобы ребенку было легче и лучше реализовать свой внутренний потенциал, помочь справляться с возникающими при учебном процессе сложностями.

Надо ли давать разрешение на работу психолога?

В нашей школе работа построена следующим образом. 1 сентября все дети проходят психодиагностику. Мы получаем письменное разрешение родителей на психодиагностику, коррекционные индивидуальные и групповые занятия, как того требует законодательство. И тестируем ребенка при поступлении/переводе, в начале и конце каждого учебного года. Тест выявляет уровень развития познавательных процессов (мышление, память, внимание, мелкая моторика), мотивационную сферу (то есть желание ребенка учиться или не учиться) и состояние эмоционально-волевой сферы (настроение и ощущения ребенка). В конце года после повторной диагностики данные сопоставляются, чтобы отследить динамику развития ребенка.

Бывали случаи, что родители отказывались от работы психолога с их ребенком. Это нормально. Психолог изучает внутренний мир человека, не все родители в силу своих личных взглядов готовы разрешить впускать кого-то во внутренний мир своего ребенка.

Как работает школьный психолог?

Нормотипичный ребенок, у которого нет сложностей, в кабинете школьного психолога почти не бывает. Обычно дети приходят сюда, если возникают сложности в учебе. Например, стало сложно осваивать материал, беспокоят взаимоотношения с учителями или одноклассниками. По результатам диагностики, наблюдения по запросу родителя или педагога проводится индивидуальная либо мини-групповая работа. Психолог может взять ученика сначала в индивидуальную работу, чтобы натренировать коммуникативные навыки, а потом подключить его к группе из 3–4 участников, где ребенок на большем количестве человек начинает опробовать свои вновь приобретенные навыки.

Это довольно распространенная ситуация. Когда в классе частной школы 25 человек, а государственной – до 40, не всегда получается гармонично выстраивать коммуникации со всеми. Многие современные дети не посещали детсад, находясь дома под присмотром бабушек-дедушек. Когда они приходят в школу, встречают здесь очень много разных людей, каждый со своими особенностями. И ребенок порой не готов воспринимать эту разность, не имеет схем, как общаться с людьми: уступать, стоять на своем, конфликтовать…

В силу нашего времени многие дети не играют во дворе, не получают опыта общественных игр, таких как салки, догонялки, «больница», казаки-разбойники. Таким образом, они нередко к школьному возрасту не научились взаимодействовать со сверстниками и взрослыми не из числа родных.

Например, девочки зачастую не понимают, что мальчики сильнее. Девочка ударяет мальчика, он дает сдачу, она плачет и удивляется, почему ей больно, а ему нет. Что говорить, многие взрослые женщины этого не понимают.

Как психолог помогает адаптироваться?

В нашей школе при поступлении/переводе ребенок проходит собеседование: учитель оценивает его актуальный уровень знаний, затем подключаются психолог и логопед. У всех, кто приходит не в 1-й, а переводом, психолог обязательно спросит причину перевода. Быть максимально честными – в интересах родителей и ребенка. Потому что от причины перевода зависит стратегия адаптации.

Ребенку надо объяснить причину смены школы

Ребенку обязательно надо объяснить, почему он идет в новую школу. Представьте, вас сейчас без объяснений переведут в другую сферу деятельности, где вас будут окружать незнакомые люди, при этом ничего не сказав. У здорового человека возникнет вопрос: «А почему так? Я не видел никаких препятствий, сложностей на старом месте. А меня без моего согласия переводят».

Младшие школьники более спокойные к социальным правилам. В 1–4 классах идет упор на учебу. Ребенок в восторге от того, что может учиться, читать, писать. Это нормальная реакция при переходе от игровой деятельности (до 6–7 лет) к учебной.
Но если переводят подростка, то ни в коем случае нельзя его лишать общения с бывшими одноклассниками. Для подростка (11–16 лет) коммуникация со своими ровесниками – один из главных стимулов. У всех подростков один мотив – общение со сверстниками, проверка границ. Они сами себе задают вопросы: «Кто я?», «Что я?», «На что я способен?», «Как я могу предъявлять себя этому миру?», «Что со мной происходит?»

Особенно большая трагедия для школьника будет, если в старой школе останется его первая любовь, отношения с которой в самом разгаре. Стоит задуматься: настолько ли сильны родительские мотивы, чтобы так резко менять жизнь ребенка?

Я придерживаюсь мнения, что если есть возможность, то ребенка в рамках одного города лучше вообще не переводить из школы в школу. Организовать его доставку в школу на автобусе, такси, еще как-то.

Важно дать ребенку право выбора. Это его жизнь, это ему ходить в эту школу, учиться и общаться там. К сожалению, не всегда бывает, что перевод в другую школу решит какие-то мотивы родителей. Поэтому всегда надо учитывать мнение самого ребенка.

Сменить школу из-за качества образования

Основной мотив родителей: не устраивает качество образования в предыдущей школе. Например, в классе много детей и ребенок не получал ответы на свои вопросы. Или учителя не смогли донести, что математика или русский язык – это прекрасно, в результате у ребенка ухудшились отметки и пропали желание и интерес вникать в предметы.

В этом случае мы всегда рекомендуем ознакомиться с нашей программой. Потому что даже просто при переходе из одной госшколы в другую госшколу могут быть различия в изученном материале. Ребенок может знать где-то больше, где-то меньше. И родителям стоит задуматься: «А чем отличается программа той школы, куда мы переходим? Что нам надо подтянуть, подучить?» Ознакомление с программой школы, во-первых, даст понимание, не меняется ли шило на мыло, а во-вторых, родитель будет знать, чем именно следует позаниматься с ребенком летом и в начале учебного года.

Сменить школу из-за неуспеваемости

К сожалению, случаев, когда ребенок не усваивает программу, очень много. Многие родители думают, что цифра 7 (возраст, в котором детей рекомендовано отдавать в школу) взята с потолка. А ведь именно к 7 годам завершается формирование мозговых структур, которые отвечают за регуляцию поведения, усидчивость, импульсивность.
У нас были случаи, когда приводили в 1-й класс детей в возрасте 5 лет. Ребенок «брал» программу. Но у него из-за перегруза часто случались истерики или начиналась психосоматизация. Ребенок может часто болеть из-за того, что ему сложно учиться, общаться. Дети не справляются не потому, что они отстающие, а потому, что родители поторопили события, отдав их в школу до 7 лет. Неокрепший организм принимал ту информацию, которую должен был принимать позже. В 7 лет и старше он бы справился легко и просто.

Приведу в пример девочку, которую родители отдали в 1-й класс в возрасте 5 лет 7 месяцев. Она вместе со всеми участвовала в обучении, а потом засыпала. Учителя ее не будили, понимая, что ей этот сон нужен сейчас: ее организм восстанавливается от переизбытка информации.

Именно поэтому на этапе подготовки к школе школьные психологи и педагоги разговаривают с родителями, объясняя, что всему свое время. Лучше пусть будет спокойный успевающий ребенок, начавший обучение в 7 или даже в 8 лет, чем невротик с различными психосоматическими заболеваниями, который закончит школу в 14–15 лет. Также это чревато проблемами с самооценкой. Ребенок сам себе задает вопрос: «Почему у них так легко получается, а у меня нет?»

Если такой ребенок уже учится, то мы педагогам даем рекомендации по нагрузке конкретно для этого ученика. Сказать, что это непоправимо, не сгладится с годами, нельзя. Детская психика очень пластичная, ребенок может подстроиться, но надо ли? У нас есть ранние дети, у которых познавательные процессы развиты на очень высоком уровне даже по сравнению с 7-летними нормами, а вот в эмоциональной сфере у них появляются сложности: они более обидчивые, ранимые, восприимчивые. Они сильно тянутся к своим старшим одноклассникам. Это плюс, но это и минус. Надо тянуться к самому себе в первую очередь.

Сменить школу из-за переезда

У нас много случаев, когда детей переводят в нашу школу из-за переезда из других городов Казахстана, из России. В этом случае – особая стратегия. Мы советуем родителям пройтись по школе вместе с ребенком, показать, что есть вокруг школы, дать понять, что вы всегда рядом с ним. Без перегибов, но это действительно важно.

Дело в том, что ребенок может почувствовать себя брошенным в новой школе, в новом городе, в новой стране. Переход в новую школу – всегда стресс: надо изучить новые правила, войти в новый коллектив, придумать, как с кем выстраивать взаимоотношения, определить, кто на что реагирует. У ребенка пока уходят силы на это. А если еще и в новом городе, то у всей семьи стресс. Я стараюсь объяснить родителям, что в этот момент семье надо сплотиться, больше времени проводить вместе. Тогда уровень стресса от нового места и у детей, и у взрослых будет значительно меньше.

Сменить школу из-за конфликта

Смена школы из-за и/или учителями – нечасто, но и такое бывает. Сотрудники школы особенно настораживаются, когда перевод происходит в середине года.

Я считаю, что переход в другую школу в конфликте – это самый крайний вариант из возможных. Выбирая этот вариант, какой стратегии мы обучаем ребенка? Мы не учим его решать конфликт – мы учим его избегать, переходя в другую школу. Да, есть ситуации, когда переходить надо – чтобы обеспечить безопасность ребенка, но сначала надо испробовать все остальные варианты. Довольно часто это свидетельствует о том, что сами родители не умеют решать конфликтные ситуации и выбирают новую школу как самый простой вариант.

Ребенок, переходивший по этой причине 2–3 раза, будет не способен решать конфликтные ситуации. Он их или избегает, или не находит конструктивных вариантов решения.

Сменить школу из-за отсутствия контакта

Бывает еще и такая ситуация, что ребенок ни с кем особенно не конфликтовал, но не нашел себя в старом классе. Тогда задача психолога – понять, почему не случился контакт. Была достаточно агрессивная среда, в которой ребенок не смог прижиться, или причина в самом ребенке, что он не умеет устанавливать контакт?
Если дело в среде, то мы тесно работаем с ребенком, наблюдаем, как он будет реагировать на коллектив, как одноклассники примут его. При необходимости помогаем.

А бывает и так, что родители сами довольно интровертированы, то есть не нуждаются в обществе. Интроверты – не замкнутые, они ничем не уступают экстравертам. Просто у них нет потребности в общении с большим количеством людей, они достаточно насыщены своим внутренним миром. И дети по модели своих родителей растут, не нуждаясь в большом количестве контактов.

Тогда мы придерживаемся следующей тактики: объясняем ребенку, что в школу мы приходим в первую очередь учиться, брать знания. Конечно, большим плюсом будет налаживание хороших контактов. Но если нет потребности, если отношения с одноклассниками не приносят радость, то можно строить отношения по формальному типу: мы взаимовежливы, здороваемся, не делаем гадостей-пакостей, но при этом не лезем друг другу в душу. Скажем так, общаемся спокойно, нейтрально, не особо близко.

У родителей других детей такая модель поведения вызывает панику. Они живут иллюзией, что ребенок, придя в новый класс, срочно должен со всеми подружиться, родители тоже должны подружиться и дружба должна длиться до конца жизни. Это ошибка! Если взять любого среднестатистического человека и спросить, со сколькими одноклассниками он общается, то выйдет 2–3, максимум 5. Мы оказались в ситуации, когда мы сидим в одном кабинете под одной крышей и учимся одним и тем же предметам. Но не обязательно, что мы должны быть супердружными, душа в душу. Я прошу родителей представить, что их сейчас поместят в компанию из 25 незнакомых человек. Возможно ли быть близким с каждым из них?

Это нормальный социальный процесс, когда в классе появляются группировки: по интересам, мальчики и девочки отдельно (1–5 класс). Мальчики и девочки вновь сблизятся в 5–6 классах, когда появится интерес к общению с противоположным полом, и в 9–11 классах, когда наступит период первых романтических влюбленностей.

3 6 766 0

Каждый третий ребенок становится жертвой травли одноклассников. Чаще всего насмешки и издевательства касаются новеньких.

Ситуация, когда приходиться переводить ребенка в другой класс или школу – не редкость. Причины перевода могут быть разные:

  1. Родители меняют место жительства.
  2. Серьезные конфликты ребенка с одноклассниками.
  3. Смена обычной школы на профильную.
  4. Неподходящая для уровня развития ребенка программа.

В новой школе ребенок часто сталкивается с непринятием в коллектив. Из-за этого нарушается процесс нормальной социализации школьника.

В конечном итоге ребенок не может найти друзей, ощущает психологический дискомфорт, который будет только расти.

Обязанностью родителей является поддержка ребенка в этот нелегкий период и предоставление помощи. Рекомендации нашей статьи помогут принимать посильное участие в школьной жизни чада, чтобы вовремя замечать все изменения в поведении и избежать конфликтов.

Сложности во время адаптации в новом коллективе

Одноклассники не принимают

Это не всегда так. Дети могут присматриваться к новичку прежде, чем вступить с ним в тесный контакт. Новенькие вначале находятся под протекцией учителя, что может сковывать одноклассников в желании как-то проявить себя по отношению к новому другу.

Настоящее неприятие ребенка может произойти лишь в том случае, если школьник проявит себя с нехорошей стороны, начнет задирать других, насмехаться.

Приучите ребенка к объективному восприятию окружающей действительности. Не только он приспосабливается к новому классу, но и класс тоже приспосабливается к нему.

Ребенок не умеет наладить контакт

Новички не знают, как наладить контакт со сверстниками и держатся в стороне. Это нормальное явление, поскольку лишняя навязчивость может отпугнуть друзей. Общение между детьми сводиться к уровню рабочих отношений: «Передай, пожалуйста, дневник», «Одолжи ручку». Весь коллектив или группы детей сами проявляют интерес к новичку. Они первыми идут на контакт и вовлекают ребенка в общеклассную жизнь.

Если же класс отторгает ребенка, нужно обратиться к школьному психологу для дальнейшего разбора причин, которые привели к данному исходу.

Борьба за лидерство

В устоявшемся коллективе уже есть свои лидеры и заводилы, которые составляют классное самоуправление.

Перейдя в новый класс, не стоит сразу заявлять свои намерения перетянуть на себя лавры первенства. Нужно пытаться органично смотреться в коллективе и предлагать свои услуги по мере возможности.

Также не стоит забывать, что всеми процессами в классе должен руководить учитель. Если у вашего ребенка есть лидерские качества, он обязательно их заметит и направит в нужное русло.

Не знаете, как ? Тогда читайте нашу статью.


Ребенок много душевных и физических сил тратит на то, чтобы успешно влиться в коллектив, привыканием к новому учителю. У него не остается энергии на учебу.

Все учителя по-разному преподают один и тот же предмет. Чтобы привыкнуть к новому педагогу и его манере, тоже нужно определенное время. Не судите ребенка слишком строго за его неудачи.

Адаптация длится до 2 месяцев. Если ситуация продолжается, это повод посетить педагога или классного руководителя для выяснения причин плохой успеваемости.

Пообщайтесь с учителем

Переход ребенка в другую школу несет колоссальный стресс и для родителей. Это связано с перестройкой привычного уклада жизни.

Чтобы снизить негативные последствия перехода в другую школу к минимуму, психологи советуют делать это в начале учебного года.

Обязательно перед этим нужно встретиться с классным руководителем, познакомиться, задать волнующие вопросы, узнать о правилах школы, дресс-коде, расписании уроков.

Чем больше информации вы сможете получить, тем больше вероятность, что вашего ребенка с порога не воспримут белой вороной.

Также важно как можно больше рассказать учителю о ребенке:

  • черты характера;
  • успеваемость в предыдущей школе;
  • какие предметы даются легко, а какие с трудом;
  • хобби и посещения секций и кружков.

Чем больше информации получит от вас учитель, тем легче ему будет ввести чадо в коллектив и сплотить его.

Подготовьте школьника

После разговора с учителем вы сможете объяснить ребенку все ключевые моменты в новой школе, какие предметы будут преподаваться, в какое время начинаются переменки, какую форму одежды носить.

Переход должен активно обсуждаться в семье. Ребенку следует понимать, что вы интересуетесь его жизнью и переживаете за него.

Нужно обязательно говорить с ним, оговаривать все возможные ситуации и устанавливать доверительные отношения настолько, насколько это возможно. От доверия школьника к родителям зависит успешность адаптации.

Интересуйтесь школьной жизнью ребенка

Дети, столкнувшиеся с необходимостью покинуть старую школу, чувствуют себя одинокими и брошенными.

Так происходит из-за отсутствия внимания со стороны родителей к сложившейся ситуации. Это приводит к таким проблемам:

  • Неспособность адаптироваться к новым правилам и требованиям;
  • падение успеваемости;
  • депрессивное состояние;
  • частые болезни.

Ваша поддержка важна для школьника. Необязательно постоянно выспрашивать у ребенка все, он должен сам хотеть делиться с вами. Также можно искать пути решения проблем за просмотром мультиков, чтением сказок, проводить параллели между сложившейся ситуацией и другими случаями из жизни. Это предоставит ребенку бесценный опыт и даст возможность увидеть результат при разных вариантах решения проблемы. Искренность вашего участия в школьной адаптации поможет облегчить переход в новый коллектив.

Поддерживайте и заботьтесь, но не кудахтайте над чадом

Относитесь к ребенку как к равному, уважать его предпочтения и взгляды, мягко их корректировать, направлять в правильное русло. Но не забывайте, что из-за отсутствия жизненного опыта ребенок может совершать ошибки и не критикуйте его строго.

Вы можете помочь малышу сделать поделку для школьного конкурса или выставки. Или устройте праздник для детей и пригласите одноклассников, подготовьте конкурсную программу с командными или коллективными играми.

Такие мероприятия помогают наладить общение между детьми в неформальной обстановке. Ребенок будет чувствовать себя не так скованно, поскольку остальные будут находиться на его территории. Дайте ребенку понять, что стремление нравиться всем никогда не увенчается успехом. Достаточно и уважение к другим.

Как ребенку произвести правильное впечатление на одноклассников

    Подготовьте одежду

    Она должна быть чистой и выглаженной. Лучше одеться нарядней.

    Сложите портфель заранее

    Не оставляйте этот процесс на утро, поскольку из-за переживаний вы можете что-то забыть.

    Откройтесь новым впечатлениям

    Заходите в школу с гордо поднятой головой и ровной спиной. Никто не должен заметить вашего переживания. Будьте спокойны и уверенны в том, что все получится.

    Вежливость

Иногда так складываются жизненные обстоятельства, что ребенку приходится переходить в другую школу: переехали на другое место жительства, перевелись в более сильную школу, конфликт с одноклассниками или учителями, не устраивают методы обучения и т.д. В любом случае для ребенка (да и для родителей) смена школы – это сильный стресс.

Чем могут помочь ребенку родители в этой ситуации?

Прежде всего, вопрос о переезде и переводе в другую школу с самого начала должен обсуждаться на равных всеми членами семьи. Рассказывайте, что послужило причиной этому, каких положительных результатов ожидаете. Ребенок должен принимать участие в принятии решения. В этом случае он будет чувствовать себя увереннее на новом месте, так как он сам выбрал этот путь, а не выполнил приказ родителей.

По возможности лучше перейти в другую школу в сентябре, когда в класс приходят и другие новенькие, да и старожилы не виделись целое лето.

Особенно тяжелое в плане адаптации первое время. В прежней школе и учителя, и одноклассники хорошо знали вашего ребенка. А теперь придется все начинать с нуля, завоевывать авторитет, доказывать на что способен.

Если ребенок общительный, легко контактирует со всеми людьми, то он быстро найдет общий язык с новыми одноклассниками. А вот если, наоборот, молчаливый, замкнутый, от вас потребуется постоянная поддержка. Спрашивайте у него, как прошел день, какие внешкольные мероприятия планируются и каким образом можно принять участие в них. Выслушайте его внимательно, дайте выговориться, затем, при необходимости, посоветуйте, посочувствуйте. Ведь он попал в класс, где уже выстроены отношения, есть свои лидеры и отверженные, и ему приходится вновь утверждаться как личность. А сделать это очень непросто.

Он потерял привычный коллектив, реже видится с друзьями, знакомыми. Объясните, что они же не исчезли, не забыли его. Он может с ними часто созваниваться, переписываться, посещать кружки, секции, курсы, проводить свободное время. Плюс появятся новые друзья.

Расскажите, как вы налаживали отношения в новом коллективе, что чувствовали, как действовали. Пусть ребенок видит, что не только для него это некомфортное, трудное время, но и для всех, меняющих место работы, учебы. Всем нужно время для акклиматизации в новом коллективе.

Не лишне будет напомнить и о ребятах, которые едут учиться по обмену вообще в другую страну. Каково им? Новая страна, язык, класс. Да еще и одни, без родителей.

Первое время не требуйте от ребенка хорошей успеваемости, возможно, что поначалу она и снизится. Убеждайте его, что все будут хорошо, все получится, и вы даже не сомневаетесь в этом.

Если ребенок замкнут, постоянно расстроен, не делайте вид, что не замечаете этого. Проблема сама собой не исчезнет, не решится. Расспросите о причине такого состояния, заверьте, что вы всегда на его стороне. И если отношения с ребятами, учителями в новой школе не сложатся, вы все вместе обязательно придумаете, как решить эту проблему, потому что для вас очень важно, чтобы ему было комфортно учиться и хотелось идти в школу.

А как себя вести ребенку? Ведь он оказался один среди чужих? Как стать своим?

Не стоит сразу всех новых одноклассников считать своими врагами и относится ко всем с недоверием, предвзято. Ведь в этом случае любое их слово или действие можно расценить как проявление недружелюбия. Но и ждать всеобщего признания, что примут как долгожданного друга в первое время не стоит. Ребята будут присматриваться к новичку, проверять, как он поступит в том или ином случае.

В каждом коллективе, естественно, имеются свои устоявшиеся правила и порядки. Нужно попытаться их понять и считаться с ними. И если начать сразу устанавливать свои правила игры, можно остаться в одиночестве.

Сначала, конечно, необходимо познакомиться с ребятами из класса, постараться запомнить их имена (людям всегда приятно, когда называют по имени).

Приходя утром в класс, обязательно поздороваться (вполне достаточно сказать «Привет!» всем).

Присмотреться, как принято одеваться, какая манера общения, как выстраиваются отношения.

Будь приветлив, улыбчив (но в нужный момент). Угрюмых, насупившихся, вечно сердитых обычно стараются обойти стороной.

Если кто-то забыл какой-нибудь школьный предмет (ручку, линейку и т.д.), а у тебя есть – одолжи. Но не торопливо, угодливо, а спокойно, с достоинством (но не заносчиво и высокомерно).

Спрашивай, если не знаешь чего-то, рассказывай о себе (но ненавязчиво), о том, как было в прежней школе (но без сравнений с этой), о своих увлечениях. Всегда найдутся ребята, увлекающиеся тем же (той же музыкой, искусством, видом спорта и т.д.). Наладьте с ними отношения. Но не делайте это слишком напористо.

Естественно, ни о ком не сплетничай, резко не высказывайся. Злословие – самый легкий способ нажить себе врагов.

Вообще первое время не стоит быть особенно активным, нужно посмотреть на жизнь класса как бы со стороны, понять, как расставлены силы, и кто есть кто. Надо быть самим собой, не заискивать, не стараться во всем услужить, предугадывать все желания. Таких ребят в школе обычно не любят.

От того, как ребенка примут в новом коллективе, зависит комфортность обучения. Вряд ли хочется учиться в напряженной обстановке.

Успешная адаптация в новом коллективе запомнится, и этот жизненный опыт пригодится в будущем при обучении в других учебных заведениях, при устройстве на новое место на работы.