Первые русские цари. Каким был самый первый царь на Руси

В январе 1547 года в Успенском соборе Кремля состоялось венчание на царство великого князя Московского Ивана Васильевича…

Царский венец и трон. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» / РИА Новости

Иван Васильевич первым из русских государей стал царем всея Руси, а Русское государство во всеуслышание заявило о себе как о наследнике великой Византийской империи.

«Невозможно христианам иметь Церковь и не иметь царя»

Со времени Крещения Руси Византия была для русских своеобразным эталоном, которым поверяли политическое устройство, развитие культуры и искусства. Так, по словам великого князя Московского Симеона Гордого , царство ромеев «есть источник всякого благочестия и училище законодательства и освящения».

Даже накануне падения Константинополя авторитет византийского императора в глазах русских был чрезвычайно высок. Византийскую идею царя раскрыл в письме великому князю Московскому Василию I Дмитриевичу (1389) патриарх Константинопольский Антоний IV: «Святой царь [имеется в виду византийский император. – Т. С. ] занимает высокое положение в Церкви, но не то, что другие поместные князья и государи. Цари вначале упрочили и утвердили благочестие во вселенной; цари собирали Вселенские соборы, они же подтвердили своими законами соблюдение того, что говорят божественные и священные каноны о правых догматах и благоустройстве христианской жизни, и много подвизались против ересей. <…> На всяком месте, где только имеются христиане, имя царя поминается всеми патриархами и епископами, и этого преимущества не имеет никто из прочих князей и властителей. <…> Невозможно христианам иметь Церковь и не иметь царя. Ибо царство и Церковь находятся в тесном союзе и общении между собой и невозможно отделить их друг от друга. <…> Один только царь во вселенной, и если некоторые другие из христиан присвоили себе имя царя, то все эти примеры суть нечто противоестественное и противозаконное».

Впитав уроки византийских учителей, на Руси хорошо усвоили саму идею царя как некой от Бога данной и Богом утвержденной силы, призванной в согласии со священством охранять и укреплять правоверие во вселенной…

Уния и падение Второго Рима

Василий Темный в 1440 году отвергает соединение с латинскою церковью, принятое митрополитом Исидором на Флорентийском соборе. Гравюра Б.А. Чорикова. XIX век

Московские князья никогда не забывали, что они связаны с императорским домом узами кровного родства. Как было написано в инструкциях, данных в 1489 году Иваном III русскому послу, направленному к императору Священной Римской империи Фридриху Габсбургу , князья на Руси «по изначальству были в приятельстве с передними римскими цари… да и государь наш в братстве и любви был с ними…».

Однако образ вселенского владыки на протяжении многих десятилетий оставался для московских правителей недостижимым, хотя и влекущим идеалом. Известно, что еще со времен Дмитрия Донского отдельные князья в некоторых случаях именовали себя царями. Но это был титул «для внутреннего пользования»: он лишь подчеркивал значение князей как независимых правителей, получивших такой статус по праву наследства. Общаясь же с внешним миром, русские князья не требовали от владык других стран называть их царями.

Ситуация резко изменилась в середине XV века. В 1439 году во Флоренции была подписана уния православной церкви с католической, а спустя несколько лет, в 1453-м, под ударами турок пал Константинополь. То, что византийский император, от Бога призванный охранять основы веры, решился на подписание унии, произвело неизгладимое впечатление на русских. А еще большее впечатление произвело на них падение Второго Рима под ударами «неверных»: в Москве оно воспринималось как «наказание Божье» за союз греков с латинянами.

В сложившейся ситуации впервые в новой для русских правителей роли блюстителя православия выступил Василий Темный. В одном из полемических сочинений, направленных против унии, – «Сказании о Флорентийском соборе» – великий князь Московский уже назван «всея русския земли утверждением, а греческой веры подтверждением и поддержанием».

Венчание на царство

Тем ощутимее для русских было значение венчания на царство Ивана IV в январе 1547 года, демонстрировавшего всему миру право наследования Россией той роли, которую некогда играли на международной арене Византия и ее император, почитавшийся царем всех православных христиан.

Одни историки (в частности, этой точки зрения придерживался Василий Ключевский ) считают, что инициатива венчания на царство исходила непосредственно от молодого великого князя Ивана Васильевича, которому к тому моменту не исполнилось и 17 лет. Однако большинство исследователей (вслед за Николаем Карамзиным ) полагают, что первым с такой идеей выступил тогдашний глава Русской церкви – митрополит Макарий, один из наиболее близких советников будущего царя и его духовный наставник.

Известно, что Иван IV венчался на царство не получив благословения патриарха Константинопольского и, следовательно, незаконно согласно средневековым канонам. Венчание молодого государя проходило в соответствии с чином и ритуалом, которые специально по этому случаю разработал, вероятнее всего, митрополит Макарий.

Как отмечают исследователи, составленный тогда чин имел ряд отличий от византийского. Так, в русский чин не вошло возглашение царя святым, которое следовало сразу после миропомазания. По-видимому, сам ритуал миропомазания не был совершен над Иваном IV. Дело в том, что подробный текст византийского чина был прислан из Константинополя лишь в начале 1560-х годов, когда после долгих переговоров Ивану Грозному post factum удалось добиться патриаршего благословения на уже свершившееся венчание и тем самым обеспечить законность своего царского титула.

Митрополит Макарий возложил на великого князя знаки царского достоинства – крест, бармы и шапку Мономаха – и благословил его. Затем он обратился к нововенчанному государю с наставлением, которому отводилась очень важная роль в церемонии. Пастырь увещевал царя: «Братию свою по плоти люби и почитай… Бояр же и вельмож жалуй и береги по их отечеству; ко всем же князем и княжатам, и детем боярским, и ко всему христолюбивому воинству буди приступен, и милостив, и приветен по царскому своему сану и чину; всех же православных христиан блюди и жалуй и попечение о них имей от всего сердца…»

Почему Иван – Четвертый?

Интересно, что Иван Грозный не всегда обозначался как Четвертый. Во-первых, в допетровскую эпоху цифрового обозначения монархов вовсе не существовало. А во-вторых, известно, что в 1740 году Иван Антонович был провозглашен императором под именем Иоанна III.

Таким образом, Иван Грозный считался Иоанном I, поскольку именно он первым был венчан на царство. И только Николай Карамзин в своей «Истории государства Российского» начал отсчет с великого князя Ивана Калиты: тогда Иван Грозный и стал Четвертым. В дальнейшем в историографии утвердилась именно эта традиция.

Иван I (Калита)

Иван II (Красный)

Иван III (Великий)

Иван IV (Грозный)

«Великое православное самодержство»

В Европе изменение титула московского правителя было воспринято болезненно: если ранее великий князь по своему значению был равен принцу или великому герцогу, то теперь царь становился на один уровень с императором Священной Римской империи.

Католическая Европа провозгласила Ивана «самозванцем», а вот протестантские страны достаточно быстро признали его царское достоинство – первыми в этом ряду стали Англия и Дания. Позже к этой позиции присоединился и император Священной Римской империи Максимилиан II . Польские же короли, опираясь на поддержку папского престола, не признавали московских правителей царями вплоть до XVII века. Эта проблема явилась одним из узловых пунктов дальнейших русско-польских конфликтов…

Православные поместные церкви вскоре после венчания на царство Ивана Васильевича признали его новый титул, и даже патриарх Константинопольский поминал русского царя по обряду, ранее применявшемуся только к византийским императорам. В новых исторических условиях, когда Русь оказалась единственным неподвластным турецкому султану православным государством, страны-единоверцы начали воспринимать ее как «великое православное самодержство». Именно в ней отныне видели оплот православия. Многочисленные посольства просителей милостыни и защиты из Константинополя и монастырей Афона исподволь внушали русским правителям мысль об их долге «избавить угнетенных христиан от агарянского племени».

Несмотря на то что в Москве к этим идеям относились с большой осторожностью, они ложились на хорошо подготовленную почву. Уже в 1548 году братия Хиландарского монастыря в послании к Ивану IV титуловала его «единым правым государем, белым царем восточных и северных стран… святым, великим благочестивым царством, солнцем христианским… утверждением седми соборных столпов». А в 1557 году посланные от патриарха Константинопольского с просительной грамотой именовали в ней русского царя «святым царством» и заявляли о соборном уложении «молить Бога о царе и великом князе Иване Васильевиче, яко же о прежних благочестивых царях».

Трудно сказать точно, было ли это соборное уложение результатом политики Ивана IV, требовавшего признания своего царского титула, либо это было одним из направлений политики восточного духовенства, доказывавшего русским, что их долг – защищать восточную церковь. Очевидно лишь то, что Иван Грозный воспринял эти идеи весьма непосредственно.

Венчание Ивана IV на царство. Миниатюра Лицевого летописного свода. XVI век

Венчавшись царским венцом, он действительно почувствовал себя самодержцем, равным византийским императорам – повелителям восточной половины мира. Однако в реальной политике ему пришлось столкнуться с резким непризнанием его нового статуса государями европейских держав и с «неповиновением подданных». Отныне вся деятельность царя – политическая, литературно-публицистическая – была посвящена построению изощренной системы доказательств его законного права на царский венец.

Мономахов трон

Несмотря на враждебное отношение со стороны западных правителей, сам Иван Грозный ощущал себя помазанником Божиим, противиться воле которого – все равно что противиться воле Бога. Одну из важнейших своих задач он видел в том, чтобы изменить традиционное для Руси отношение к правителю как к первому среди равных. Всеми доступными ему средствами венчанный государь проводил в жизнь идею о том, что царь – фигура священная. Это нашло отражение не только в политических шагах, предпринятых им вскоре после венчания на царство, и литературных произведениях, вышедших из-под его пера, но и в своеобразной художественной «программе», осуществленной царем.

Одним из пунктов этой «программы» было появление в Успенском соборе Кремля в 1551 году, то есть по прошествии четырех лет после венчания на царство, знаменитого Мономахова трона. Ивану Грозному было хорошо известно о существовании особого императорского моленного места в Святой Софии Константинопольской: оно называлось митаторием и располагалось в юго-восточной экседре храма. Идея «трона» в Успенском соборе была явно навеяна византийским образцом.

Царское моленное место и поныне стоит вблизи алтаря на южной стороне храма. Это монументальное сооружение имеет форму четверика с шатровым покрытием. Сюда, под сень шатра, венчанный царь, как некая святыня, восходил для молитвы в дни торжественных служб в Успенском соборе.

Заметим, однако, что если сама идея митатория была заимствована из Византии, то форма и декор «трона» весьма оригинальны. Его боковые стенки украшены барельефами, на которых воспроизведены легендарные сюжеты из русской истории. Здесь рассказывается о том, как русский великий князь Владимир Мономах получил в дар от византийского императора знаки царского достоинства – венец и бармы, венчался ими на царство и заслужил право именоваться царем. Эта легенда в годы правления Ивана Грозного имела огромное политическое значение. Она использовалась для доказательства законности права великого князя на царский венец и упоминалась практически во всех официальных документах того времени.

Резная надпись на подзоре (фризе) Мономахова трона представляет собой библейский текст, восходящий ко Второй и Третьей книгам Царств. Это обетование Господне израильским царям Давиду и Соломону, утверждающее божественный характер царской власти: «Аз избрах тя царя, взях тя за десницу твою и устроих тебе обладати людьми моими во вся дни живота твоего…»

В сочетании с сюжетами барельефов, где главным действующим лицом был русский великий князь, библейский текст воспринимался как обетование царскому роду Рюриковичей и русскому царю как преемнику ветхозаветных царей и византийских императоров. Не случайно в одном из своих посланий Иван Грозный, основываясь на родословии «дозаконных» царей, происшедших от Авраама, так объяснял возникновение института царской власти: «И сице обетова Бог Аврааму: яко отца многим языком сотворю тя, и царие из тебе изыдут».

Митрополит Макарий

Одним из наиболее значительных церковных деятелей эпохи Ивана Грозного был митрополит Московский и всея Руси Макарий. Уроженец Москвы, он принял постриг в монастыре преподобного Пафнутия Боровского. В 1526 году Макарий стал архиепископом Новгородским и Псковским, а в 1542-м был возведен на московскую митрополичью кафедру. Ряд историков считают, что именно он предложил Ивану венчаться на царство. Он же благословил царя на поход против Казанского ханства в 1552 году, завершившийся взятием Казани.

При нем получило продолжение прославление (канонизация) русских святых, для чего было созвано два больших церковных собора – в 1547 и 1549 годах, а в 1551-м проходил Стоглавый собор, решения которого были зафиксированы в сборнике, известном под названием Стоглав. Под руководством митрополита Макария были составлены «Великие Четьи-Минеи» – первый полный свод житий святых, святоотеческих поучений и других богословских текстов (впоследствии он был переработан святым Димитрием Ростовским). Сборник, выстроенный по месяцам, состоял из 12 томов.

Макарий покровительствовал первопечатнику Ивану Федорову: Печатный двор на Никольской улице в Москве был открыт при деятельном участии митрополита. После падения «Избранной рады» Макарий оказался единственным ее членом, избежавшим царской опалы. Скончался он в последний день 1563 года. В 1862 году его образ был увековечен среди скульптурных изображений крупнейших деятелей церкви на знаменитом памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде, а в 1988-м на Поместном соборе Русской православной церкви митрополит Макарий был причислен к лику святых.
Митрополит Макарий венчает на царство Ивана IV. Гравюра с оригинала К.В. Лебедева

Портретная галерея Архангельского собора

Существовал еще один византийский обычай: при восшествии на престол императоры отдавали распоряжения об устройстве своей будущей гробницы, им даже приносили куски мрамора, чтобы они выбрали материал для саркофага. Смысл этой церемонии состоял в том, чтобы напомнить царю о его человеческой, смертной и греховной природе.

Следуя византийским примерам, Иван Грозный проявил особую заботу об украшении московского Архангельского собора – усыпальницы Рюриковичей, где в алтарной части, в диаконнике, приготовили место для царского погребения. Сам собор был расписан по царскому указу в 1564–1565 годах.

Главной отличительной чертой программы росписи храма, в разработке которой Иван IV, вероятно, принимал участие, стали надгробные портреты покоящихся в нем князей московского дома, предков венчанного царя. Примечательно, что все князья были изображены с нимбами над головой как представители династии, породившей царя-помазанника, каким себя ощущал Грозный. Их святость подтверждала и узаконивала его право на царский венец.

Не случайно и появление на стенах Архангельского собора портрета византийского императора Мануила Палеолога (в росписи, обновленной в XVII веке, Мануил превратился в Михаила), который был помещен на юго-восточном столпе среди изображений русских князей. Его портрет в этом ряду лишний раз подтверждал, что имперская традиция не умерла с падением Византийской империи, но нашла свое развитие при дворе русского царя.

В системе росписи Архангельского собора портрет императора уже не демонстрировал идею власти главы христианского мира, а символизировал верность русских князей имперской идее и тем традициям, которые были восприняты ими от Византии. Он служил напоминанием о праве московской державы – нового Рима – наследовать статус христианской империи.

Для доказательства царского происхождения кроме демонстрации святости рода необходимо было и детальное знание генеалогического древа, причем чем глубже в века уходили его корни, тем больше оснований находилось для подтверждения величия династии.

Византийский император Михаил Палеолог. Фреска юго-восточного столпа в Архангельском соборе Московского Кремля

Об актуальности этой идеи свидетельствует переписка Ивана Грозного с европейскими монархами. В письме шведскому королю Юхану III , не желавшему признавать русского великого князя царем, Иван IV высказывал сомнения относительно царского происхождения самого Юхана и указывал на то, что шведский государь не аргументировал свои претензии генеалогическими построениями: «Всего же достовернее будет, если ты пришлешь запись о своем государском роде, о котором ты писал, что ему 400 лет, – кто и какой государь после кого сидел на престоле, с какими государями были в братстве, и мы оттуда уразумеем величие твоего государства». С этой точки зрения княжеские портреты в Архангельском соборе не только подтверждали законность власти царствующего самодержца, но и были призваны демонстрировать мощь и величие державы.

Сакрализация власти

За долгие годы правления первый русский венчанный царь Иван Васильевич пережил многое – от радостного и бодрого упоения величием своей власти, по праву наследованной от византийских императоров, до мрачного разочарования и ощущения бессилия изменить что-либо в собственной судьбе и судьбе своего государства, что обернулось для его подданных невиданными по жестокости казнями.

В одном лишь царь был всегда последователен: на протяжении всей своей жизни самыми разными способами – сочинением литературных произведений, введением в обиход ритуалов византийского императорского двора, созданием художественных ансамблей со сложной идеологической программой, раскрывавшей идею царства, – он проповедовал воспринятую от Византии концепцию харизматической, то есть наделенной особыми благодатными дарами, царской власти.

На этом поприще Иван IV преуспел. Благодаря его стараниям традиционные для Руси представления о власти в значительной мере изменились. Отныне в царе видели не просто личность, которой полагается воздавать определенного рода почести, а предмет священного чувства и веры. С этого момента стал набирать силу процесс сакрализации царской власти, уже через столетие сформировавший специфически русское отношение к самодержавию как к понятию, принадлежащему не столько к области права, сколько к области веры.

Татьяна Самойлова,
кандидат искусствоведения (при участии Никиты Брусиловского)

Разногласия по вопросу кто был первый русский царь в истории России, наблюдаются, если нет конкретного определения – «кого можно считать царём». Но и период Российского царства, продолжался чуть более 170 лет.

Историческая справка

Русское царство, являлось временным образованием, между Московским княжеством и Российской империей. Обозначить строгую дату зарождения Российского царства достаточно сложно, так как необходимо привязаться к какому-то решающему эпизоду истории.

Московское княжество

При Иване Великом, произошёл ряд значимых событий, которые поднимают статус Московского княжества. В частности:

· В несколько раз увеличилась территория страны;

· Выход из-под татаро-монгольской зависимости (после стояния на р. Угра);

· Начат процесс формирования жёсткой вертикали власти и создания органов гос. управления;

· Создан первый сборник законов – «Судебник».

В дополнении ко всему, Иван Великий женился на византийской принцессе – Софье Палеолог. А она была наследницей императорской крови. Это ещё более поднимало статус правителя. Но Иван третий не был первым русским царём, хотя и любил себя так называть.

Сейчас мало кто про это знает, но в 1498 году, внук Ивана Великого, Дмитрий Иванович, был венчан на царство по полному византийскому чину. Это была не только прихоть деда, но и предсмертная просьба сына (Ивана Молодого).

В течение 5 лет, он был соправителем деда. И можно считать, что имя первого русского царя – Дмитрий. Хотя в документах он имел титул Великого Князя.

Но внутрисемейный раздрай отчасти затеянный Софьей Палеолог, привёл к тому, что Дмитрий Внук был отстранён от правления ещё при жизни деда, не смотря на свой царственный статус.

Другими словами, это был спорадический элемент в системе русских правителей, без начала и продолжения.

Как звали первого русского царя?

Год венчания на царство первого русского царя, который положил начало царской династии – 1647. 16 января был проведён полный византийский чин поставления на царство. На монарший престол воссел царь Иван Грозный.

Иван Грозный


По странному стечению обстоятельств, звали первого русского царя, как и последнего – Иван. Но последний царь, Иван V, был соправителем Петра Великого. И так как он умер раньше Петра, то Иван V«почил в бозе» с царскими регалиями. А вот Пётр Великий, умирая, был уже императором.

И по факту получается, что последние царские похороны были у Ивана V.

Но разночтения в этих хитросплетениях исторических фактов возникают из-за разных точек зрения на один и тот же эпизод.

Пётр Великий родился царевичем, был царём, стал императором и умер как император.

А вот Иван V, и в заупокойных литиях поминался как царь.

Нюансы престолонаследия России

До принятия императором Павлом акта о престолонаследии, при кончине царя (а позднее и императора), постоянно возникали разночтения с определением следующего монарха.

Подковёрная борьба в монаршем окружении, разрушала стабильность и вносила смутьянские мысли в властолюбивое сознание родственников.

Именно Павел Первый законодательно закрепил полусалическую промогенитуру. Её принцип был предельно прост, и престолонаследие получило следующую последовательность:

1. Старший сын и его потомство. Если таковых нет, то -

3. Престолонаследие переходит на этих же принципах в женское поколение, к старшей дочери и т.д.

Но это было уже с императорами, а вот царей ещё выбирали. Хотя, выборы эти очень сильно напоминали аналогичный процесс с выбором губернаторов в современной России.

По факту, претендент на царский престол был известен, это сын последнего монарха. Но его требовалось формально избрать.

Для этого созывался специальный, «избирательный на царство», Земский Собор, и его участники принимали единогласное решение.

В некоторых критических ситуациях, обходились без Собора. При этом обязательно требовалось чтобы закулисное решение, подтвердил народ. Может быть, это был некий отголосок древней формулы: «Voxpopuli - voxDei» (Глас народа – глас Божий). Но такие цари правили недолго, и наследников не оставляли.

Иван Грозный, хотя и был первым русским царём, избежал процедуры выборов. А вот первым избранным на русский престол царем был его сын – Феодор Иоаннович.

Царь Феодор Иоаннович

По запискам современников, Феодор Иоаннович был слаб здоровьем и умом. Особой тяги к управлению страной он не питал. Жил по принципу «ни Богу свечка, ни чёрту кочерга».

И что особенно важно, будучи последним, прямым потомком Рюриковичей, у него не было детей. А значит, наследник престола должен был выбираться из непрямых родственников.

Со смертью первого избранного русского царя, началась чехарда со сменой правителей. Исторически это совпало с пиком «Малого Ледникового Периода», что привело к чудовищным неурожаям и голоду. Сюда же присовокупилось крайнее недовольство православного народа, появлением питейных домов, которое не раз приводило к бунтам. И в итоге, этот период между смертью Феодора Иоанновича и воцарением первого царя из династии Романовых, Михаила Фёдоровича, назвали эпохой Смутного времени.

Кстати, опять любопытное совпадение. Если не знать историю смутного времени, и судить по отчеству, то несведущий человек может подумать что царь Михаил Фёдорович, был сыном Феодора Ивановича.

Вот такие странные совпадения случались в русской истории.

Им стал на Руси Иван Грозный. Его трудно однозначно назвать созидателем. Он блестяще начал и трагично для себя и страны закончил. Кем он был?

Конец XV - начало XVI века - время значительного укрепления идеи самодержавия в Русском государстве. Ведь "царь" и "самодержец" - это титулы такого правителя, который способен и свою державу, и весь мир привести к победе истинной веры.

Убеждение в том, что именно московский государь способен взять на себя исполнение божественных предначертаний, повести народ русский к всемирному величию и тем самым спасти остальной, духовно "изрушившийся" мир, утвердилось не в одночасье.

Именно в первой трети XVI века в России рождаются и утверждаются в качестве официального духовно-политического учения, легенды о происхождении рода Рюриковичей от римского императора Августа, о наследственном характере власти русских государей от византийских императоров, нашедшие выражение в "Сказание о князьях Владимирских".

При этом русские государи фактически объявлялись наследниками как "Первого", так и "Второго Рима". В послании великому князю, приписываемому старцу Филофею, на основе мистического образа "Третьего Рима" формулируются конкретные религиозно-политические задачи, стоящие перед русским государем, - русский государь обязан принять на себя обязанности вселенского православного государя. А сам царь и великий князь объявлялся "браздодержателем Святой Руси".

В такой напряженной духовно-политической обстановке в 1533 году вступил на престол новый великий князь Иван IV Васильевич, которому суждено было прослыть на Руси Иваном Грозным. Было ему тогда всего три года, а правил он Русской державой более полувека – 51 год…

Царский выбор

С малых лет Иван Васильевич воспитывался в духе ожидания восшествия на российский престол великого православного государя, истинного Помазанника Божиего. В годы малолетства великого князя государством управляла его мать Елена Глинская с Боярской думой. Но в 1538 году Елена Глинская внезапно умерла, и власть захватили бояре. Маленький Иван IV оказался в центре интриг и ожесточенной борьбы между различными боярскими группировками. Этот факт оказал значительное влияние на формирование характера молодого государя. Чуть позже, в 1551 году, в речи на Стоглавом соборе, Иван Васильевич скажет, что после смерти матери, когда "боляре наши улучиша себе время сами владеша всем царством самовластно", и сам государь поддался их влиянию "и навыкох их злокозненныя обычаи, и тояжде мудрствовах якоже и оне". "И от того времени и доднесь, - сокрушался Иван IV, - каких зол не сотворих пред Богом, и каких казней не послал на нас Бог, приводя нас на покаяние".

В качестве "казней Божиих" Иван Грозный приводит множество несчастий, постигших государство, в том числе и стихийных бедствий. Но главным событием, вернувшим Ивана на путь истинный, стали грозные события 1547 года, когда в Москве произошли три страшных пожара, последний из которых вылился в восстание горожан. Дело, как представляется, в том, что бедам, обрушившимся на Москву весной-летом 1547 года, предшествовало событие не только исторического, но и религиозно-мистического характера - 16 января 1547 года великий князь Иван IV Васильевич принял царский титул, а Московское великое княжество превратилось в Российское царство.

С исторический точки зрения, Иван IV решился на поступок, который не позволили себе совершить ни его дед, ни его отец. Став первым русским царем, он оказался приравненным к величайшим государям прошлого и настоящего и наконец-то исполнил долгожданную мечту, лелеемую в русском сознании, - Русское царство теперь стало полновластным наследником величайших христианских государств. Наверное, сам юноша-царь не понимал этого поначалу в полной мере. И только страшные события, последовавшие сразу же за венчанием на царство, убедили Ивана Васильевича в том, что он обязан покаяться в грехах и начать исполнять свое высочайшее предназначение неуклонно и ревностно. Иначе и он сам, и царство, ему вверенное, будут ввергнуты Господом в еще более страшные испытания.

Избранные и избранный путь

Озаботившись и приняв на себя этот груз ответственности, Иван IV приблизил к себе и новых советчиков. В первые годы царствования Ивана IV вокруг него образовался круг приближенных, которых с легкой руки современника царя и одного из его ближайших советников Андрея Курбского, стали называть "Избранной радой". "Избранной радой" руководили молодой боярин А.Ф. Адашев и священник Сильвестр. Активными ее участниками был митрополит Макарий, ближние бояре Д.И. Курлятев, И.В. Шереметев, М.Я. Морозов.

Душой "Избранной рады" был пресвитер Благовещенского собора и духовник царя Сильвестр. Влияние, которое оказывал Сильвестр на Ивана Васильевича, было велико, ведь беседы с Сильвестром образовывали у Ивана Васильевича определенную систему религиозных воззрений. А в силу того, что сам Сильвестр был близок к "нестяжателям", то и воззрения эти строились на фундаменте нестяжательского учения. Во всяком случае, во многих речах и делах Ивана Васильевича в первые годы царствования прослеживаются "нестяжательские" мотивы.

Сильвестр пытался привить Ивану Васильевичу и "нестяжательское" понимание сути царской власти. По убеждению "нестяжателей", "благочестивый царь" обязан править государством только с помощью "мудрых" советников. При исполнении этого условия и станет реальностью вековая мечта об "истинном" православном царстве, глава которого - "благочестивый царь" - понесет свет истины по всем земным пределам. И, судя по всему, Иван Васильевич поначалу поддавался такому влиянию, следуя советам своих духовных наставников из "Избранной рады". Именно в этот период и свершились важнейшие реформы, которые значительно укрепили Российское царство: военная, земская, приказная, законодательная, частично было отменено местничество в армии.

При этом "Избранная рада" старалась опираться на широкое народное представительство - именно в ее правление на Руси начали созываться Земские соборы, которые утверждали самые важные решения правительства. Таким образом, в политическом отношении "Избранная рада" стремилась возродить древнюю русскую традицию - плодотворное сочетание "Власти" с "Землей", сильной центральной власти с развитым местным самоуправлением. Иначе говоря, самодержавные основы российской государственной власти были укреплены поддержкой широкого земского самоуправления. И, кстати говоря, именно земское самоуправление, устроенное при царе Иване IV Грозном, спасет Россию через полвека, в страшное Смутное время.

Зримым следствием деятельности "Избранной рады" стала великая Казанская победа - завоевание Казанского царства в 1552 году. Сам смысл Казанского похода виделся и государю, и всему его окружению не только в его политическом значении, но и в значении религиозном - это был поход православного народа против "агарян". И здесь следует помнить, что завоевание и покорение Казанского царства было не только делом жизни Ивана IV, но делом всех его предков, московских государей. Более того, взятие Казани не только ознаменовало собой исполнение трехвекового чаяния русского народа, но и стало началом нового этапа в жизни России. Поэтому многим людям того времени и самому Ивану Васильевичу виделся в этом событии глубочайший мистический смысл - это был знак Божий, свидетельствующий об особом расположении Господа к русскому царю.

Смена курса

Но Казанская победа положила начало будущей пропасти, все более расширяющейся меж царем и его советниками. Ведь именно тогда Иван Васильевич заявил своим приближенным: "Теперь оборонил меня от вас Бог!". А это означало, что все больше и больше царь стал тяготиться советчиками. И все больше и больше приходил к убеждению, что только он, царь Иван, может быть исполнителем Божией воли. Недаром, несколько позднее, в первом послании Курбскому, Иван Васильевич писал о том, что никого не видит над собою, кроме Бога и Пресвятой Богородицы…

И вот, в конце 1550-х годов, между царем Иваном IV и его "Избранной радой" наступает явное охлаждение. В 1560 году и Сильвестра, и Адашева удалили из Москвы, а после смерти царицы Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой, обвиненные в ее отравлении, Сильвестр и Адашев были заочно осуждены и отправлены в ссылку. Тогда же начались и первые гонения Ивана Васильевича на "бояр и вельмож", многие из которых пытались скрыться от царского гнева за границей. Бежал за границу и бывший царский советник и воевода Андрей Курбский. В 1564 году, уже из Литвы, он написал свое первое послание царю, в котором публично обвинил его во всех грехах. В ответ Иван IV пишет свое послание, известное сегодня под названием "Первое послание А.М. Курбскому". И именно в нем царь формулирует уже совершенно устойчивую религиозно-мистическую концепцию царя-Помазанника Божиего, облеченного Высшей Благодатью на труды свои. Причем важно отметить, что эта концепция появилась, во-первых, еще до введения опричнины и, во-вторых, стала религиозно-мистическим обоснованием ее введения.

Принципы власти

Послания Ивана Грозного Андрею Курбскому - это уникальный религиозно-философский памятник, ибо в них впервые в русской истории сам государь полностью, в законченном виде сформулировал и религиозно-философски, духовно-политически обосновал основные принципы самодержавной власти русских монархов. Один из важнейших принципов - полнота самодержавной власти. Неслучайно в первом послании Курбскому государь Иван Васильевич приводит немало исторических доказательств того, что полная самодержавная власть намного более эффективна в достижении стоящей перед Россией великой мистической цели. Основываясь на этом историческом опыте, Иван Грозный и утверждает необходимость и возможность только неограниченно самодержавного, единовластного правления в России, если Российское царство хочет исполнить возложенную на него вселенскую миссию по утверждению истинного православия. В этом заключался кардинальный политический разрыв Ивана Грозного и с "Избранной радой", и с "нестяжательской" традицией.

Но главное место в рассуждениях Ивана Васильевича занимает осмысление собственной роли в борьбе за спасение мира. И здесь государь формулирует второй принцип - божественное происхождение самодержавной власти. Более того, Иван Грозный обосновывает тезис богоизбранности самого государя. С этой же точки зрения следует оценивать позицию Ивана Грозного по отношению к любым покушениям на его самодержавство. И это вовсе не жалкая попытка оправдать жажду власти, непомерно раздутое желание повелевать людьми. Власть в данном случае - это не прихоть царя, а обязанность, возложенная на него Господом. И воспринимает он эту власть не как способ самоутверждения, но как тяжелейшую повинность Божию, как подвиг служения Господу. И вот здесь Иван Грозный формулирует третий принцип самодержавной власти: главный смысл власти русского самодержавного государя состоит в том, чтобы нести свет истины по всему миру, устроить и свою страну, а то и весь мир по Божественным заповедям.

Словом, в первом послании Курбскому Иван Грозный впервые свел в единую систему основные принципы самодержавной власти русских государей. Но понимание методов воплощения этих принципов в реальную историческую практику связано уже исключительно с личными качествами Ивана Грозного, с его личным мировоззрением, как политическим, так и религиозно-мистическим.

Методы властвования

Важнейший из этих методов - внушение страха Божьего. По сути дела, программа действий Ивана Грозного заключалась в одной идее - страхом Божиим обратить людей к истине и свету, а значит, спасти их души. И в этом смысле русский царь вполне серьезно считал, что он должен исполнять и мирские, и духовные обязанности, ибо царская власть объединяет их в одно целое и неразрывное. Иван Грозный понимал суть царской власти в мистическом духе как разновидность монашеского подвига. Недаром в одном из посланий он говорит о себе - "наполовину я уже чернец...". Вот это мироощущение - "наполовину я уже чернец..." - и определяло избранную Иваном Грозным линию поведения в мирской жизни. Иван Грозный, судя по всему, возродил на Руси идею древнего аскетизма в том виде, как ее понимали самые первые русские монахи, - в виде "истязания плоти", и попытался перенести ее основы на мирскую жизнь. Создается впечатление, что, считая себя воплощением Божественного Замысла на земле, Иван Грозный внутренне уверился и в том, что он имеет полное и несомненное право относиться к собственному государству и к собственному народу, как к "телу", которое просто необходимо истязать, подвергать всяческим мучениям, ибо только тогда откроются пути к вечному блаженству. И только пройдя через страх Божий в его самом непосредственном выражении, Российское государство, ведомое своим государем-иноком, придет к "истине и свету".

Поэтому казни и преследования, совершаемые государем, вовсе не плод его больной воспаленной фантазии, не следствие самодурства и нравственной распущенности. Это - совершенно сознательная борьба с изменниками Богу, с теми, кто, по его мнению, предал истинную веру. Иван Грозный, карая измену, последовательно и целенаправленно отсекал от "плоти" Русского государства все греховное. И тогда открываются причины многих позднейших поступков царя. Так, осуществленное в 1565 году разделение государства на две части - земщину и опричнину - объясняется помимо всего прочего еще и тем, что земщина представляет собой часть "плоти" единой Русской земли, которую государь подверг жесточайшему истязанию, дабы проучить врагов православия и поселить в их душах страх Божий. Потому и войско опричное изначально строилось по принципу военно-монашеского ордена, главой которого является сам царь, исполнявший обязанности игумена.

Можно сказать, что уже в 1564 году в первом послании Курбскому Иван Грозный сформулировал собственную идею "богоизбранного инока-самодержца", которую выдвинул взамен идеи "благочестивого царя", столь трепетно лелеемой его бывшим окружением, близким к "нестяжательским" традициям.

Фактически сформулировав принципы российской самодержавной власти, Иван Васильевич довел их до крайнего предела, до абсолюта, и даже перешел некую таинственную грань, поставив лишь самого себя в центр чуть ли не всего мироздания. А в результате он начал войну с собственной страной, ибо не верил, что подданные его способны понять и исполнить его устремления. Однако если опричнина во много раз усилила личную самодержавную власть государя, то многочисленные и беззаконные погубления, совершенные как самим царем, так и простыми опричниками, нанесли государству огромный вред. И здесь следует помнить, что разорения времен опричнины и Ливонской войны значительно подорвали мощь Российского государства. Именно этими разорениями было вызвано и усиление крепостничества в конце XVI века, ибо люди во многих землях были или уничтожены, или бежали на вольные земли. Например, к концу XVI века только в Московском уезде пустовало 84% всей обрабатываемой земли. А у российского правительства не было иной возможности содержать дворянское поместное войско, кроме как наделять дворян землей. Но кому нужна земля без крестьян, на ней работающих? Усиление же крепостничества стало, в свою очередь, одной из причин крестьянских восстаний в начале XVII века, ставших прологом Смутного времени.

В конце жизни Иван Васильевич признал беззаконность убийств, совершенных по его приказу в годы опричнины. Свидетельством тому стал "Синодик опальных царя Ивана Грозного", составленный в начале 1580-х годов. В этот "Синодик" по личному распоряжению царя включили 4 тысячи имен казненных - для поминовения во всех монастырях. Этот факт говорит о многом, и в первую очередь о том, что к концу жизни Иван Грозный глубоко раскаялся в совершенных грехах.

Но дело, конечно, не в том, чтобы в который уже раз только осудить Ивана Васильевича. Важнее другое: понять, что Иван Грозный - это великая и трагическая фигура русской истории. И тайна Ивана Грозного скрывается в его духовной и душевной трагедии, подлинной трагедии человека, истово стремящегося к истине и свету, но так и не обретшего их в земной жизни.

Специально для Столетия

Рюриковичи являются княжеским родом на Руси, который идет от Рюрика. Семейство Рюриковичей было большим и многие из его представителей были правителями государства и княжеств, образованных после того, как русские земли были разделены.

Биография Рюрика

Началом правления Рюриков считают 862 год. Это великие князья новгородские, киевские, владимирские, московские. Потомками Рюрика считают всех русских царей до 16 века. Последнего из этой династии звали Федором Иоанновичем. Рюрик стал князем в 862 году. В период его правления установились феодальные отношения.

Одни из историков говорят о том, что Рюрик был скандинавом. Основанием этому является этимология имени, которое переводится с латинского как Король. Также известно, что имя Рюрик очень распространено в таких странах, как Швеция, Финляндия и другие. Но другие историки предполагают, что Рюрик все-таки исходит от славян.

Если верить летописям, то можно говорить о том, что княжеские земли получил не только Рюрик, но и его братья. Но многие из исследователей единогласно утверждают, что никаких братьев у него не было.

В летописях очень мало описано о его стремлениях в укреплении границ государства и возведении городов. Положительным моментом в отрезок времени его правления было - умение подавить мятеж. Тем самым он подкрепил свой царский авторитет. Еще из положительного можно сказать и о том, что на Руси была централизована власть.

В 879 г. Рюрик скончался, и князем стал Олег, опекун Игоря - сына Рюрика.

Список князей, правителей Руси

  • Игорь
  • Ольга «Святая»
  • Святослав Игоревич
  • Ярополк I, Святославович
  • Владимир Святославович «Святой»
  • Святополк I Владимирович «Окаянный»
  • Ярослав I Владимирович «Мудрый»
  • Изяслав I Ярославович
  • Всеслав Брячиславович Полоцкий
  • Изяслав I Ярославович
  • Святослав Ярославович
  • Изяслав I Ярославович
  • Всеволод I Ярославович
  • Святополк II Изяславович
  • Владимир Всеволодович «Мономах»
  • Мстислав Владимирович «Великий»
  • Ярополк II Владимирович
  • Всеволод II Ольгович Новгород–Северский
  • Игорь Ольгович
  • Изяслав II Мстиславович Владимиро–Волынский
  • Юрий Владимирович «Долгорукий»
  • Изяслав III Давидович Черниговский
  • Ростислав Мстиславович Смоленский
  • Мстислав Изяславович Владимиро–Волынский

Кто был первым русским царем на Руси?

Иван IV Васильевич по прозвищу «Грозный» первый царь Государства

Все мы изучали историю за школьной скамьей. Но не все мы помним, кто первый царь на Руси. Этот громкий титул в 1547 году стал принадлежать Ивану IV Васильевичу. За нелегкость своего характера, за крутость нрава и жестокость ему было дано прозвище «Грозный». До него всех, кто правил Русью, называли князьями. А Иван Грозный - 1-ый царь Государства.

Первый царь венчался на царство в 1547 г.

Биография

Год появления на свет Ивана - 1530. Его отцом был князь Москвы Василий III, а матерью - Елена Глинская. Очень рано Иван стал сиротой. Он - единственный наследник престола, у него был брат Юрий, но так как он умственно отсталый, возглавить княжество не мог. Править землями на Руси стал Иван Грозный. Это был 1533 год. Фактически правительницей считали его маму, так как сын был еще маленький. Но через пять лет не стало и ее. Став сиротой в возрасте восьми лет, Иван жил с опекунами, которыми были бояре Бельские и Шуйские. Их интересовала только власть. Он вырос, каждый день видя лицемерие и подлость. Стал недоверчивым, ожидая везде и во всем подвох и предательство.

Положительные итоги правления

1547 год стал тем временем, когда Грозным было объявлено намерение венчаться на царствование. Титул царя он получила 16 января. Местом, где было проведено венчание - Успенский собор Кремля. При царствовании Ивана Васильевича отмечено значительное усиление влияния православной церкви. Отмечалось и улучшение жизни духовенства.

Через девять лет после начала царствования на Руси, Иваном вместе с Избранной Радой было разработано «Уложение о службе». Благодаря этому документу, увеличилась численность русской армии. В этом документе говорилось о том, что за каждым феодалом стоит обязанность в выставлении со своей земли определенного количества солдат, имеющих при себе и коней и вооружение. Если помещиком было поставлено воинов больше, чем необходимо, то поощрение для него было денежное вознаграждение. Но в случае, если феодал, по каким бы то причинам не предоставлял то количество солдат, которое необходимо согласно документу, то ему приходилось выплачивать штраф. Благодаря этому документу улучшилась боеспособность армии. Это немаловажно, так как Иван Грозный вел активную внешнюю политику.

Отрицательные стороны правления

Страшный деспот на троне!

Так называли царя за жестокость, пытки, расправы над неугодными людьми его правлению и воли.

Список правителей Руси после царствования Ивана Грозного

  • Симеон Бекбулатович номинально Великий князь всей Руси Фёдор I Иванович
  • Ирина Фёдоровна Годунова
  • Борис Фёдорович Годунов
  • Фёдор II Борисович Годунов
  • Лжедмитрий I (предположительно, Григорий Отрепьев)
  • Василий IV Иванович Шуйский
  • Мстиславский Фёдор Иванович
  • Дмитрий Тимофеевич Трубецкой
  • Иван Мартынович Заруцкий
  • Прокопий Петрович Ляпунов
  • Дмитрий Михайлович Пожарский
  • Кузьма Минин

Первый русский царь из рода (семьи) династии Романовых

За династией Рюриковичей последовала династия Романовых. Как и в первой, так и в этой династии было много ярких представителей правительства. Одним из них был первый представитель Михаил Романов.

Биография Михаила Федоровича Романова

В 1613 году его избрали русским царем. Его мамой была Ксения Шестова, а папа - Федор Романов. После того, как Москва была освобождена Мининым и Пожарским. будущий царь и его мама стали жить в Ипатьевском монастыре.

Поляки, когда узнали о том, что избрали царя, хотели всячески помешать. Так, это дело стояло за небольшим отрядом, двинувшимся в сторону монастыря с целью устранения Михаила. Но Иван Сусанин проявил мужество и отряд поляков погиб, не найдя верной дороги. А Ивана они изрубили.

Положительные итоги правления

Хозяйство русских земель, находившихся в упадке после тех неудач, которые произошли в 7 веке, постепенно восстанавливалось. 1617 год стал годом заключения мирного договора с Швецией.

Далее следует возврат Новгородской области, которая была захвачена годами ранее. После того, как был подписан договор в 1618 году с Польшей, польским войскам пришлось уйти с русских земель полностью. Однако территории Смоленской, Черниговской и Смоленской областей стали утраченными.

Королевичем Владиславом не признавалась законность прав Михаила Романова. Он убежденно говорил, что именно он и есть русский царь.

Этот период известен и дружескими отношениями с персами. За счет того, что была покорена Сибирь, наметилось расширение русских территорий.

Посадские люди стали облагаться большими налогами. Также можно отметить попытку формирования регулярной армии. Во главе встали иностранцы. Последние годы правления Михаила Романова ознаменованы формированием драгунских полков, как одной из армейских единиц быстрого развертывания.

Список царей России после первого царя династии Романовых

В каком соборе проходила коронация русских царей?

Успенский собор в Кремле считают одним из древнейших храмов. Он находится на Соборной площади Кремля.

Со времен Руси Успенский собор - место, в котором проводились важнейшие государственные церемонии. Одной из таких церемоний, проходивших там, является коронация царей России.

Последний русский царь в истории России

Биография

Последним императором был Николай II, его отцом был Александр Третий. Николай отличался великолепным образованием, обучался разным иностранным языкам, изучал юриспруденцию, военное дело, экономику, историю и литературу. Так как его отец рано умер, ему пришлось еще в молодом возрасте взять в руки бразды правления.

Коронация Николая состоялась в Успенском соборе 26.05.1896 года. Эта дата ознаменована и плохими событиями. Этим ужасным событием были «Ходынки». В результате их погибло огромное количество людей.

Положительные итоги правления

Период правления Николая отличается множеством положительных событий. Наблюдался подъем экономики. Шло существенное усиление аграрного сектора. В этот период Россия была экспортером сельхозпродукции в Европе.

Также было отмечено введение золотой устойчивой валюты. Развитие индустрии было весьма интенсивным. Постройка предприятий, рост больших городов, стройка железных дорог - это все положительное влияние правления Николая Второго.

Введение нормированного дня для рабочих, обеспечение страховкой, проведение отличных реформ, касательно армии и флота оказали хорошее влияние на развитие государства в целом. Императором Николаем полностью поддерживалось развитие наук и культуры. Но, несмотря на то, что было столько положительного, что жизнь народа улучшалась, - волнения в народе не прекращались.

И в январе 1905 года Россия переживает революцию. Этому событию послужило событие, известное всем под названием «Кровавое воскресенье». 17.09.1905 года идет речь о принятии манифеста, в котором защищалась гражданская свобода. Было формирование парламента, включавшего в себя Госдуму и Государственный совет.

Отрицательные итоги правления и конец династии Романовых

После июньского переворота, который изменил правила выбора в Госдуму. Каждая неудача, которая случалась в войне, подрывала престиж Николая. С началом восстания в марте этого же года в Петрограде, народное восстание обрело грандиозные масштабы. Не желая, чтобы кровопролитие достигло еще больших масштабов, Николай отрекается от престола.

9 марта временным правительством наблюдается арест всей семьи Романовых. Затем они отправляются в царское село. В Екатеринбурге 17 июля Романовых в подвальном помещении приговаривают к смерти, и происходит расстрел. На этом завершается правление династии Романовых.


Вот вроде бы простой вопрос, а так сразу и не вспомнишь, кто же был первым царем. Для меня царь - это правитель . А правителей ведь было много. И Владимир Красное Солнышко, Олег, и так далее. Но я поподробнее почитала историю и кое-что выяснила. Об этом вам и расскажу.

Первый царь всея Руси

Оказалось, что раньше на Руси правителей называли великими князьями , не было титула царь. Тогда как в других странах титулы царь, король, император вовсю использовались и означали самодержавную власть. Наших же князей воспринимали как принцев или как герцогов. Острая необходимость в «царе» появилась в 16 веке, когда князь Иван IV оказался втянутым в борьбу за власть . Иван был сыном Василия III, прямым наследником. Когда ему было три года, отец умер, опекуном мальчика стала мать, но она тоже умерла, спустя пять лет. Опекунами стали бояре Шуйские и Бельские. Между ними и разгорелась нешуточная борьба. Мальчик с малых лет наблюдал насилие, жестокость , интриги, коварство. Именно это и привело к тому, что он стал недоверчивым, ожесточённым, и уже тогда решил стать царем, иметь ничем не ограниченную власть.


В возрасте 16 лет Иван , которого потом нарекли Грозным , был венчан на царство всея Руси . Духовенству в то время было также выгодно назначить царя, так как это способствовало укреплению православной церкви в стране. Итак, первым царем стал Иван Грозный.

Правление Ивана Грозного

Об этой исторической личности существует множество легенд. Но само прозвище его говорит о том, что он имел крутой, своенравный и даже жестокий характер . Ему были свойственны вспышки агрессии , в момент одной из которых он убил своего сына .


Но что же он сделал для России? Вот основные его заслуги:


Но самое страшное, что было при Иване Грозном, это его опричное войско, которое долгие годы грабило и убивало население. Народ боялся и ненавидел царя.