Phorum устные народные творчества сказки. Устное народное творчество — источник вековой мудрости



Это проявляется в волшебных сказках. «Сказка - ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!" - сказал А.С. Пушкин, а чтобы разгадать этот намек, нужно потрудиться - почувствовать сказку всей душой.


«Скоро сказка сказывается…» ─ отсюда и возникло название «сказка», что значит устный рассказ.

В стародавние времена сказку называли «басень». От глагола «баять» говорить.


Сказочников называли «бахари», иногда «баутчики», «баяны». Ходили по Руси бахари, ходили скоморохи, носили по земле сказки.



Главными и самыми искусными сказочниками остались крестьяне. Древняя сказка жила в крестьянской избе; отец дарил её сыну, бабушка внучке





Герои сказок – это обычные люди и животные. Характерная черта любой сказки – счастливый финал. Сказки бывают о животных, волшебные и социально-бытовые

Объект исследования: сказки.

Предметом исследования: поступки героев русских народных сказок, литературных сказок, а также мнение учащихся и взрослых нашей школы.


Гипотеза:

Проект даст возможность учащимся познакомиться с традициями и обычаями русского народа,

со старославянскими словами и поговорками,

с незнакомыми сказками, несущими ценность. И это будет способствовать развитию личности ребенка и воспитанию интереса к предмету литературного чтения и русской национальной культуре.



Цели учебного проекта:

  • Ознакомиться с историей происхождения русской народной сказки, с разными видами сказок, уметь их различать, глубже изучить сказки о животных, дать художественный анализ героям сказок о животных;
  • развивать творческий потенциал активной, самостоятельной, эмоционально – отзывчивой, социально – компетентной и развивающейся личности как субъекта деятельности через знакомство с русскими народными сказками;
  • расширять читательский и культурный кругозор учащихся;
  • планировать и реализовывать проектную деятельность в школе;

Методические задачи учебного проекта:

Обучающие:

  • Научить школьников различать виды русских народных сказок;
  • познакомить учащихся с основными сказочными героями русских народных сказок.

Развивающие:

  • Развивать у учащихся познавательный интерес;
  • развивать творческие способности учащихся;
  • совершенствовать словарный запас учащихся.

Воспитательные:

  • Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре через русские народные сказки;
  • совершенствовать навыки работы в коллективе, добрые отношения в группах, сотрудничество.


Первые сказки были посвящены явлениям природы, и их главными персонажами были Солнце, Ветер и Месяц.

Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом





Складываясь веками, народная сказка стала настоящей энциклопедией народного быта и всей жизни наших предков.

Классификация сказок.

Выделяются сказки, посвященные животным, сказки о необычных и сверхъестественных событиях, приключенческие сказки, социально-бытовые, сказки-анекдоты, сказки-перевертыши и другие.


На сегодняшний день принята следующая классификация русских народных сказок:

1. Сказки о животных; 2. Волшебные сказки; 3. Бытовые сказки.

Сказки о животных.

Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, но в то же время фиксирует и характеризует повадки, "образ жизни" и т.д.



Сказки о животных выделяются в особую группу по характеру действующих лиц. Подразделяются они по типам животных. Сюда примыкают и сказки о растениях, неживой природе (мороз, солнце, ветер), о предметах (пузырь, соломинка, лапоть).

В сказках о животных человек: 1) играет второстепенную роль (старик из сказки "Лиса крадёт рыбу из воза"); 2) занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки "Старая хлеб-соль забывается").


Возможная классификация сказки о животных является классификации по признаку целевой аудитории. Выделяют сказки о животных на:

1. Детские сказки. - Сказки, рассказанные для детей. - Сказки, рассказанные детьми.

Волшебные сказки.

Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир. Чудесный мир – это предметный, фантастический, неограниченный мир


Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку.

В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В экспозиции сказки присутствуют стабильно 2 поколения - старшее(царь с царицей и т.д.) и младшее - Иван с братьями или сёстрами. Также в экспозиции присутствует отлучка старшего поколения


Усиленная форма отлучки - смерть родителей. Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствую мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Здесь начало противодействия, т.е. отправка героя из дома.

Развитие сюжета - это поиск потерянного или недостающего.

Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (эквивалент сражения - разгадывание трудных задач, которые всегда разгадываются).


Развязка - это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце "воцаряется" - то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.


Бытовые сказки.

Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть).

Сказки расширяют кругозор, пробуждают интерес к жизни и творчеству народов, воспитывают чувство доверия ко всем обитателям нашей Земли, занятым честным трудом.


7. Структура сказки:

Сказка состоит из небольших эпизодов ─ частей, связанных между собой. Исследователь русской сказки В.Я. Пропп разработал схему построения сюжета:

  • зачин («В некотором царстве, в некотором государстве…»
  • существование запрета,
  • нарушение запрета,
  • наказание,
  • отправление в путь (испытания героя),
  • чудесные помощники,
  • достижение цели (битва, схватка),
  • погоня (использование чудесных элементов),
  • приезд домой (предательство, не узнавание),
  • признание героя,
  • концовка

Присказка ─ это шутливое вступление или концовка сказки. Начиная рассказывать длинную сказку, сказитель приговаривал: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «Это ещё не сказка, а только присказка. Сказка будет впереди, после обеда, поевши мягкого хлеба», «На море, на океяне, на острове Буяне, стоит дерево ─ золотые маковки. Это ещё не сказка, а присказка, а сказка вся впереди»


8. Художественный анализ героев сказок о животных:

История « животной » сказки как художественного явления началась с момента, когда прежние рассказы стаи терять связи с мифическими представлениями. Мир животных в сказке стал восприниматься как иносказательное представление человеческого. Животные олицетворяли реальных носителей тех нравов, которые были чужды народу и осуждалось им.

Излюбленным героем русских сказочных историй о животных сделалась лиса – Лиса Патрикеевна, лисица – маслена губица, лиса – кукумушка, Лисафья.


9. Показ поступков сказочных героев:

Через сказку воспринимаются первые и главные понятия нравственности: что такое "хорошо" и что такое "плохо". Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие

Сказка прививает добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания - не быть злодеем. Как пел мультяшный сказочный герой кот Леопольд: "Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот-трудно".


Сказка«Репка».

Сказка«Колобок».


Сказка «Гуси–лебеди»

Сказка «Кот, лиса и петух».


Сказка «Заяц-хвастун» .

Сказка «Теремок».

Сказка «Курочка Ряба».


Сказка учит человека быть патриотом своего государства, иметь представления о настоящей любви и дружбе, внушает уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом, помогает детям ориентироваться в окружающем мире.

Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости.

Сказки любят и дети и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты. Сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты.

Сказка - один из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.

Сказка - произведение, в котором главной чертой является "установка на раскрытие жизненной правды с помощью возвышающего или снижающего реальность условно-поэтического вымысла".

Сказка - абстрагированная форма местного предания, представленная в более сжатой и кристаллизованной форме: Изначальной формой фольклорных сказок являются местные предания, парапсихологические истории и рассказы о чудесах, которые возникают в виде обычных галлюцинаций вследствие вторжения архетипических содержаний из коллективного бессознательного.

Авторы почти всех трактовок определяют сказку как вид устного повествования с фантастическим вымыслом. Связь с мифом и легендами, на которую указывает М.-Л. Фон Франц, выводит сказку за пределы простого фантастического рассказа. Сказка - не только поэтический вымысел или игра фантазии; через содержание, язык, сюжеты и образы в ней отражаются культурные ценности ее создателя.

В русских сказках часто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли…

Часто в русских сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная…

Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил;- и глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо пойди.

Языку сказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно - ласкательное значение: мал-еньк -ий, брат-ец, петуш-ок, солн-ышк-о…Все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным. Этой же цели служат и различные усилительно-выделительные частицы: то, вот, что за, ка…(Вот чудо-то! Пойду-ка я направо. Что за чудо!)

Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Не случайно А. С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Композиция сказки:

  • 1. Зачин. (“В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…”).
  • 2. Основная часть.
  • 3. Концовка. (“Стали они жить - поживать и добра наживать” или “Устроили они пир на весь мир…”).

Любая сказки ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее идейно-художественной значимости.

С социально-педагогической точки зрения важны социализирующая, креативная, голографическая, валеолого-терапевтическая, культурно-этническая, вербально-образная функции сказки.

Необходимо использовать перечисленные функции в практике обыденно-бытового, педагогического, художественного и других видов использования сказки.

Социализирующая функция, т.е. при общении новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту, аккумулированному в интернациональном мире сказок.

Креативная функция, т.е. способность выявлять, формировать, развивать и реализовать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление.

Голографическая функция проявляется в трех основных формах:

  • - способность сказки в малом являть большое;
  • - способность представлять мирозданье в трехмерном пространственном и временном измерениях (небо - земля - подземный мир; прошлое - настоящее - будущее);
  • - способность сказки актуализировать все органы чувств человека, быть основой для создания всех видов, жанров, типов эстетического творчества.

Развивающее - терапевтическая функция, т.е. воспитание здорового образа жизни, охрана человека от пагубных увлечений, пристрастий.

Культурно-этническая функция, т.е. приобщение к историческому опыту разных народов, этнической культуре: быт, язык, традиции, атрибутика.

Лексико-образная функция, т.е. формирование языковой культуры личности, владение многозначностью и художественно-образным богатством речи.

От других прозаических жанров сказка отличается более развитой эстетической стороной. Эстетическое начало проявляется в идеализации положительных героев, и в ярком изображении "сказочного мира", и романтической окраске событий.

Сказки на Руси известны с древних времен. В древней письменности есть сюжеты, мотивы и образы, напоминающие сказочные. Рассказывание сказок - старый русский обычай. Еще в давние времена исполнение сказок было доступно каждому: и мужчинам, и женщинам, и детям, и взрослым. Были такие люди, которые берегли и развивали свое сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе.

В первой половине XVII века были записаны 10 сказок для английского путешественника Коллинга.

В XVIII веке появилось несколько сборников сказок, в которые включены произведения с характерными композиционными и стилистическими сказочными особенностями: "Сказка о цыгане"; "Сказка о воре Тимашке".

Важное значение получил общерусский сборник А.Н. Афанасьева "Народные русские сказки" (1855 - 1965): в него входят сказки, бытовавшие во многих краях России. Большая их часть записана для Афанасьева его ближайшими корреспондентами, из которых необходимо отметить В.И. Даля. В конце XIX - в начале XX веков появляется целый ряд сборников сказок. Они дали представление о распространении произведений этого жанра, о его состоянии, выдвинули новые принципы собирания и издания. Первым таким сборником была книга Д.Н. Садовникова "Сказки и предания Самарского края" (1884 г.). В ней были помещены 124 произведения, причем 72 записаны только от одного сказочника А. Новопольцева. Вслед за этим появляются богатые собрания сказок: "Севеные сказки", "Великорусские сказки Пермской губернии" (1914 г.). Тексты сопровождаются пояснениями и указателями. В русских сказках богатство никогда не имело собственной ценности, и богатый никогда не был добрым, честным и порядочным человеком. Богатство имело значение как средство достижения других целей и теряло это значение, когда важнейшие жизненные ценности были достигнуты. В связи с этим, богатство в русских сказках никогда не зарабатывалось трудом: оно случайно приходило (с помощью сказочных помощников - Сивки-Бурки, Конька-Горбунка…) и часто случайно уходило.

Образы русской сказки прозрачны и противоречивы. Всякие попытки использовать образ сказочного героя как образа человека приводят исследователей к мысли о существовании в народной сказке противоречия - победы героя-дурачка, "низкого героя". Это противоречие преодолевается, если рассматривать простоту "дурачка", как символ всего того, что чуждо христианской морали и осуждение ею: жадность, хитрость, корысть. Простота героя помогает ему поверить в чудо, отдаться его магии, ведь только при этом условии власть чудесного возможна.

Еще одна важная особенность народной духовной жизни находит свое отражение в народных сказках - соборность. Труд выступает не как повинность, а как праздник. Соборность - единство дела, мысли, чувства - противостоит в русских сказках эгоизму, жадности, всему тому, что делает жизнь серой, скучной, прозаической. Все русские сказки, олицетворяющие радость труда, кончаются одной и той же присказкой: "Тут на радостях все они вместе в пляс-то и пустились…". В сказке отражаются и другие нравственные ценности народа: доброта, как жалость к слабому, которая торжествует над эгоизмом и проявляется в способности отдать другому последнее и отдать за другого жизнь; страдание как мотив добродетельных поступков и подвигов; победа силы духовной над силой физической. Воплощение этих ценностей делает смысл сказки глубочайшим в противовес наивности ее назначения. Утверждение победы добра над злом, порядка над хаосом определяет смысл жизненного цикла сущего живого. Жизненный смысл трудно выразить в словах, его можно ощущать в себе или нет, и тогда он очень прост.

Таким образом, мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом. С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с точки зрения жизненного смысла - глубока и неисчерпаема.

Настоящее исследование акцентирует внимание на психологический механизм смыслопожертвования в процессе восприятия и переживания сказки ребенком. По этому поводу не существует единства мнений специалистов. В.А. Бахтина утверждает, что ребенка может занимать только внешнее повествование, связанное с героем - радость, переживание, страх. Но сама такая возможность сопереживания при столкновении с условным миром сказки имеет место потому, что сказка переносит самые невероятные события так, как будто они постоянно имеют место в действительности. И ребенок охотно верит сказке, доверчиво следует за ней. Но при таком сопереживании неизбежно и более углубленное постижение сказки, извлечение из нее своей детской мудрости, что способствует четкому эмоциональному различию доброго и злого начал.

Механизм смыслопознания в процессе восприятия и переживания сказки ребенком исследуются А.В. Запорожцем. Он писал о существовании особого вида эмоционального познания, при котором человек отражает действительность в форме эмоциональных образов. У детей порождение образов этого эмоционального познания часто происходит в процессе восприятия художественного произведения. Под влияния слушания у ребенка возникает сочувствие к герою и складывается эмоциональный образ воспринимаемых событий и взаимоотношений. В определенных условиях у детей эмоциональные образы начинают предвосхищать то, что должно случиться с героем.

Эмоция образа отражает внутренние изменения, происходящие в глубине сущностных характеристик человека. В детском сознании внешняя картина ситуации, отраженная в сказке совмещается с картиной тех волнений, которые вызывает у ребенка эта ситуация. Сопереживание герою сказки сначала складывается как внешняя развернутая действительность соучастия в непосредственно воспринимаемых и переживаемых событиях. Лишь потом она переходит во внутренний план - план эмоционального воображения. В формировании предчувствия результатов действия другого лица и эмоционального предвосхищения последствий собственных действий большое значение имеют образы словесного описания и наглядного изображения событий, как бы моделирующих их смысл для самого ребенка и близких ему людей. Эти выразительные средства имеют социальное происхождение.

Таким образом, сказка для ребенка является не просто фантазией, но особой реальностью, помогающей установить для себя мир человеческих чувств, отношений, важнейших нравственных категорий, в дальнейшем - мир жизненных смыслов. Сказка выводит ребенка за рамки обыденной жизни и помогает преодолеть расстояние между житейскими и жизненными смыслами.

Процесс самостоятельного осмысления сказки ребенком оставляет его на уровне житейского смысла и не рассказывает подлинной их нравственной сущности. Очевидно, что эту работу ребенок не может совершить без помощи взрослых. Интеллектуализация эмоций происходит в процессе познавательной эффективной деятельности по толкованию жизненных смыслов, отраженных в сказке. Этот процесс не открывается ребенком, а формируется по пути социального наследования.

Образовательные области:

1. «Познание»;

2. «Коммуникация»;

3. «Физическая культура»;

4. «Здоровье»;

5. «Социализация».

Тема: Устное народное творчество: сказки.

Задачи НОД:

Обучающие: уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках: вспомнить названия сказок, героев сказок (П) ; учить узнавать сказку по заданию (П) ; учить передавать структуру сказки с помощью моделирования (П) ; вспомнить порядок появления героев в сказках (П) ;

Развивающие: развивать умение действовать согласованно (С) ; развивать речь детей как средство общения (К) ; развивать логическое мышление, память, мелкую моторику (З) ;

Воспитательные: воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству (С) ; воспитывать навыки сотрудничества, инициативности (С) ; воспитывать эмоциональные чувства (С) ; снятие мышечного и нервного напряжения (ФК) .

Реализация детских видов деятельности в НОД:

Познавательно-исследовательская;

Двигательная;

Игровая;

Коммуникативная;

Продуктивная;

Музыкально-художественная;

Планируемые результаты уровня интегративных качеств:

Проявляет интерес к участию в физических упражнениях;

Проявляется интерес к исследовательской деятельности;

Способен собирать разрезные картинки;

Имеет навыки организованного поведения;

Может участвовать в беседе, высказывает свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища;

Проявляет любознательность;

Эмоционально отзывчивый;

Способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Материал и оборудование: письмо от домовёнка Кузи; сказочная дверь; 3 ключика; корзинка; рисунки, изображающие вещи сказочных героев (перо Жар – птицы, хрустальная туфелька, полотенце, мыло, зубной порошок, щетка, медицинский сундучок, золотой ключик, лук и стрела, печка, горшок мёда, гармошка ); пазлы с изображением сюжетов сказок («Лягушка-путешественница», «Двенадцать месяцев», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Кот в сапогах», «Пузырь, соломинка и лапоть»); настольный театр по сказке «Теремок»; цветик-семицветик (загадки); медали; сундучок; маски для драматизации сказки «Репка» (дед, бабка, внучка, собака, кошка, мышка) , фланелеграф.

Предварительная работа: ч тение русских народных сказок, заучивание потешек, народных игр, показ сказок на фланелеграф, беседа о дружбе и взаимопомощи.

Методика проведения:

I.Вступительное слово воспитателя.

II.Сюрпризный момент.

III.Путешествие по сказкам

1.1. Изготовление ключика;

2.1. «Волшебная корзинка»;

3.1. «Собери сказку из пазлов».

Физминутка

4.1. «Сказочное лото»;

5.1. «Найди место сказочному герою»;

6.1. «Закончи сказку»;

7.1. «Сказочные загадки»;

8.1. Подарки от домовёнка Кузи.

IV.Подведение итогов

1.1. Рефлексия;

2.1. Чтение стихотворения.

I. Вступительное слово воспитателя

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться – доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

Давайте улыбнёмся друг другу и подарим всем хорошее настроение.

Ребята, у нас сегодня занятие не обычное, а сказочное! И к нам пришли гости, чтобы посмотреть за вашей активной работой и поведением. Поздоровайтесь с ними и тоже подарите им свои улыбки!

Сказку дети очень ждали,

Сказку дети в гости звали!

Сказка здесь уже, друзья,

Сказка вновь пришла сюда!

II. Сюрпризный момент

(Стук в дверь). Ребята, пришло письмо. Я вам его сейчас прочитаю:

«Дорогие ребята! Я – домовёнок Кузя! Живу в вашем детском саду, охраняю его по ночам. А днём мне так нравится слушать, как вы поёте добрые песни, слушаете сказки!

Вот я и решил сделать вам подарок.

Подарок мой лежит на дне

В моём волшебном сундуке

Открыть сундук поможет, дети,

Волшебный цветик-семицветик.

Кто загадки отгадает, тот подарок получает!

Но, прежде чем найти этот волшебный сундук, я вам предлагаю выполнить несколько заданий, которые для вас приготовил в мире сказок».

Ребята, ну что, вы хотите найти подарки, которые подготовил для нас домовёнок Кузя? Тогда вперёд в путешествие по сказкам.

III. Путешествие по сказкам

3.1. Изготовление ключика

Много сказок есть на свете,

Сказки очень любят дети,

Все хотят в них побывать

И немножко поиграть.

Перед нами – в сказку дверь,

Открывай её скорей.

Чтобы открыть дверь, нам нужен ключик. Давайте его отыщем среди других.

Как вы решили, что именно этим ключиком можно открыть сказочную дверь? (Ответы детей.)

Дверь мы в сказку открываем,

В мире волшебный попадаем!

3.2. «Волшебная корзинка»

Смотрите, ребята, корзина и еще какая-то записка. Давайте её прочитаем.

«Перед вами корзина, в которой лежат сказочные вещи. Они принадлежат героям различных сказок. Этих героев вы хорошо знаете. Угадайте, из каких сказок эти предметы».

(Перо Жар – птицы – «Сивка-бурка» , хрустальная туфелька – «Золушка» , полотенце, мыло, зубной порошок, щетка – «Мойдодыр», медицинский сундучок – «Доктор Айболит» , золотой ключик – «Золотой ключик или приключения Буратино», лук и стрела – «Царевна – лягушка», печка – «По щучьему велению», горшок мёда – «Вини - Пух» , гармошка – «Чебурашка». )

Какие у вас любимые сказки? (Ответы детей.)

3.3. «Собери сказку из пазлов» (Приложение 1)

Смотрите, ребята, еще одно задание и записка.

«Был Кощей вчера в гостях,

Что наделяла, просто – ах!

Все картинки перепутал,

Сказки все мои он спутал,

Пазлы вы должны собрать,

Сказки детские назвать».

(«Пузырь, соломинка и лапоть», «Лягушка-путешественница», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Кот в сапогах», «Двеннадцать месяцев».)

Молодцы, сложить сумели! Проделки Кощея преодолели!

Физминутка

А теперь в круг вставайте,

Дружно поиграйте!

Мы ногами топ – топ,

Мы руками хлоп – хлоп,

Мы глазами миг – миг,

Мы плечами чик – чик,

Раз - туда, два – сюда,

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали,

Сели, встали,

Руки кверху все подняли,

А потом пустились вскачь,

Словно мой весёлый мяч.

Раз, два, раз, два,

Вот и кончилась игра!

Быстро сделать всё успели и на место тихо сели.

3.4. «Сказочное лото»

Следующее задание, которое подготовил для вас домовёнок Кузя, называется «Сказочное лото». Я буду вам называть первое слово названия сказки, а вы отгадываете полное её название.

Гуси - … (лебеди)

Кощей … (бессмертный)

Конёк - … (горбунок)

Аленький … (цветочек)

Бременские … (музыканты)

Заюшкина … (избушка)

Гадкий … (утёнок)

Золотой … (петушок, ключик)

Мальчик … (с пальчик)

Крошечка - … (хаврошечка)

Федорино … (горе)

Белоснежка и … (7 гномов)

3.5. «Найди место сказочному герою»

Переходим к следующему заданию.

Сейчас будете в сказки вы играть,

Будете сказки вспоминать.

Вы на репку посмотрите

И себе вы помогите.

Репку нужно вам достать,

Кто за кем, где должен встать?

(Распределение ролей. Драматизация сказки «Репка».)

(Дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка).

Это сказка «Теремок»

Он не низок, не высок,

И жильцов своих всех ждёт.

Кто за кем сюда придёт?

(Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок – серый бочок, медведь косолапый.)

3.6. «Закончи сказку»

А теперь вы посидите,

И внимательно смотрите,

Чтобы слова не пропустить

И верно сказочку сложить.

Как-то раз в лесу густом

Вырос домик под … (кустом)

Очень рады мышь-норушка

И зеленая … (лягушка)

Рад и побегайчик –

Длинноухий … (зайчик)

Ничего, что ростом мал

Меховой домишко –

И кабан туда попал,

И лиса, и … (мишка)

Всем хватило места в нем –

Вот какой чудесный … (дом)

«Дзинь-ля-ля!» - поёт синичка.

Маша в коробе сидит,

Далеко она … (глядит)

Кто несет её, ответь,

Быстрыми шагами?

А несет её … (медведь)

Вместе с пирогами.

Путь не близкий,

Дальний путь,

Хочет мишка … (отдохнуть)

В сказке той … («Лиса и гуси»)

3.7. «Сказочные загадки» (Приложение 2)

Ну вот мы и добрались до цветика-семицветика. Если мы отгадаем все загадки, то сможем открыть сундук и достать подарки.

В этой сказке именины,

Много было там гостей,

Но на этих именинах

Появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку,

Чуть её не погубил,

Но коварному злодею

Кто-то голову срубил. («Муха-Цокотуха»)

Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три ложки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? («Три медведя»)

Девочка спит и пока что не знает,

Что в этой сказке её ожидает:

Жаба под утро её украдёт,

В нору упрячет бессовестный крот,

Впрочем, довольно.

Нужна ли подсказка?

Кто эта девочка?

И что же за сказка? («Дюймовочка»)

У этого друга простые предметы:

Живёт он на крыше

И любит конфеты.

Весёлым пропеллером тихо жужжа,

Он часто влетает в окно Малыша. («Карлсон, который живёт на крыше»)

Хрю-хрю-хрю – каких три братца,

Больше волка не боятся,

Потому что зверь тот хищный

Не разрушит дом кирпичный. («Три поросёнка»)

Что за девочка такая –

Как снежинка в небе тает? («Снегурочка»)

Эта девочка мала,

Но с корзинкой в лес пошла.

Пирожки несла старушке,

Проживающей в избушке!

Волку встречному она

Доверяться не должна,

Но, однако, проболталась, -

Ей от серого досталось! («Красная шапочка»)

3.8. Подарки от домовёнка Кузи (медали) (Приложение 3)

Вот мы и добрались до волшебного сундука. Давайте же скорее откроем и посмотрит, какие подарки заготовил для нас домовёнок Кузя.

Спасибо домовёнку за подарки!

IV. Подведение итогов

4.1. Рефлексия

Ребята, вам понравилось путешествие? А подарки? Чтобы наш домовёнок на нас не обиделся, мы тоже должны отправить ему подарки, правда? Вот сейчас каждый из вас подумает над тем, что можно подарить ему. Но для начала попрощайтесь с нашими гостями.

Чему учат сказки? (Добру, товариществу, быть трудолюбивым, смелым, помогать в беде и т.д.)

О каких сказках мы сегодня говорили?

4.2. Чтение стихотворения

Со сказками все дружат,
И сказки дружат с каждым
Они необходимы,
Как солнышка привет.
Кто любит слушать сказки,
Тому они расскажут
О том, что может было,
А может быть и нет.

Приложения к работе можно .

Цель: Познакомить учащихся с новым жанром УНТ-сказка.

Задачи:

  • Познакомить со сказкой как фольклорным жанром, с видами сказок, их строением;
  • Развивать творческие способности учащихся, память, речь, артистические способности,
  • Умение определять жанр сказки;
  • Воспитывать интерес к УНТ. (слайд 1)

Сегодня у нас будет необычный урок. Думаю, что вы мне во всем будете помогать. Улыбнемся друг другу и пожелаем друг другу хорошего настроения и удачи. Замечательно, приступаем к работе.

По какому разделу мы с вами работаем? - Разноцветная ярмарка. УНТ.

Что такое УНТ? (слайд 2)

  • Устное - из уст в уста.
  • Народное - авторство народа.
  • Творчество - создание нового.

Как появились произведения устного народного творчества?

Какие жанры устного народного творчества вы можете назвать? (слайд 3)

Выходят два зазывала:

Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

Песнями да считалками побалуйте!

Давно мы Вас ждем - поджидаем.

Ай, да, загадочки Вам загадаем.

Делу - время, а потехе - час объявляем.

И весёлую ярмарку начинаем.

Ой, народ, честной не зевай,

Хороводную запевай. (слайд 4)

Девочки выходят становятся в хоровод (в костюмах) исполняют песню-хоровод "Во поле берёза стояла".

Какие виды малого фольклорного жанра вы знаете? Проверка домашнего задания.

Прибаутка. (слайд 5)

Пошла Маня на базар,
Принесла домой товар:
Родной матушке платок,
По серёдочке цветок.
Братьям - соколам
По козловым сапогам
Сестрицам лебедицам -
Да по белым рукавицам.

Пестушка. (слайд 6)

Ай, не плачь, не плачь,
Я куплю тебе калач.
Если будешь плакать -
Куплю худой лапоть.

Потешка (Из казахского фольклора)

На жару, жару зерно! (слайд 7)
Дайте курам заодно!
Большой - старшой,
Утка голосистая,
Тополь серебристый,
Беленький пальчик
Да проворный мальчик.
Ты встань - пойди к козлятам!
Ты встань - пойди к ягнятам!
Ты встань - пойди к телятам!
Ты к жеребятам!
А ты держи казан,
Дно оближи, дома лежи!
Масло и курт здесь отыщу:
Защекочу!

Считалка. (слайд 8)

Аты-баты, шли солдаты
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.

Небылица (инсценировка) (слайд 9)

Я медведя поймал!
- Так веди сюда!
- Не идёт.
- Так сам иди!
- Да он меня не пускает.

Загадки. (слайд 10)

Сильнее солнца
Слабее ветра
Ног нет, а идёт,
Глаз нет, а плачет. (дождь)

Посмотри на колобок,
Он румян и краснобок.
Но не рви его до срока -
От него не будет прока. (яблоко)

Пословицы. (слайд11)

  • Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Послушайте созвучную пословицу на казахском языке.

  • Бiрлiк болмай,
  • Тiрлiк болмас.

Поговорки. (слайд 12)

  • Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.

И созвучная ей поговорка на казахском языке.

  • Мейiрiмдi адам - барлыгы yшiн жаркырайтын кyн мен ай саякты.

Физминутка. (слайд 13)

Поднимайте плечики
Прыгайте кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок,
Сели травушку покушать,
Тишину послушать.
Тише, тише, высоко.
Прыгай на носках легко!

Учитель надевает платок сказочницы. Догадайтесь, о чем мы сегодня будем говорить.

Сказка по лесу идёт- (слайд 14)
Сказка за руку ведёт,
Из реки выходит сказка!
Из трамвая! Из ворот!
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
Сказка-умница и прелесть,
С нами рядышком живёт.

Молодцы, правильно, мы будем говорить о сказках.

Сказка - необыкновенный, занимательный рассказ о волшебных историях, событиях, приключениях людей, зверей, предметов. Она начинается с присказки, зачина и заканчивается концовкой.

С каких слов начинается сказка? Правильно, бывает и присказка сказки.

Присказка

Ой, ду-ду!
Грянул ворон во трубу.
И пошли чудеса:
Засинели небеса,
Вышли в море паруса,
Встали темные леса,
А в лесной избушке
Затопилась печь -
Пироги с морошкой
Начал зайка печь.
Пирогов покушай,
Сказочку послушай.
Послушайте зачин.

Зачин

Жили себе дед да баба. Дед и говорит бабе:

Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, поеду за рыбой:

В старые годы у одного царя было три сына. Вот, когда сыновья стали на возрасте, царь собрал их и говорит:

Сынки мои любезные, покуда я ещё не стар, мне охота бы вас женить, посмотреть на ваших деточек, на моих внучат:

Какими словами заканчивается сказка?

Концовка

Вот и стали они жить-поживать да добра наживать.

И я там был. Мёд-пиво пил по усам текло, а в рот не попало.

Сказки делятся на волшебные, бытовые и сказки о животных. (слайд 15)

В волшебных сказках происходят превращения, в них есть вымышленный герой, персонаж

(помощник, советчик).

Сказки бытовые. Герои: умник, хитрец, "дурак", шут.

Словарная работа (бытовые - общий жизненный уклад)

Сказки о животных герои-животные, птицы, иногда растения.

Особым видом являются докучные сказки, при помощи которых успокаивали и развлекали детей, требующих рассказывать сказки.

Словарная работа (докучные-наводящие скуку)

Сегодня мы познакомимся с докучными сказками и поиграем, мы с вами составляли сказки и много сказок вы уже знаете и читали.

Игра: "Узнай, из какой сказки?" (Определи жанр сказки. Слайды)

"Лиса и тетерев", "Гуси-лебеди", "У страха глаза велики", "Каша из топора"

Работа с книгой с.56 (чтение докучных сказок)

Физминутка.

Мы работали отлично.
Отдохнуть не прочь сейчас
И зарядка по привычке
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнитесь веселей!
Мы попрыгаем как зайки
Сразу станем всех бодрей.
Потянулись и вздохнули,
Отдохнули?
Отдохнули.

Сейчас мы с вами будем составлять интересные сказки по опорным схемам карт Проппа.

Составление и рассказывание сказки "Теремок"

Итог урока.

Что нового узнали?

Рефлексия.

Покажите рисунок, который соответствует вашему настроению.

Назад Вперёд

Дети познакомились с инструментом фагота, послушали его звук. Музыкант, г-жа Агата, сыграла различные музыкальные стили и показала структуру инструмента. В конце встречи дети повторили слово «Фагот» в песне того же названия. В четверг, 17-го. в Общественном питомнике в Смолеке был открыт день для всех новоприбывших детей вместе с их родителями. В этот день были организованы игры, конкурсы и другие сюрпризы для дошкольников. В 00 ждали первые гости, которым было любопытно, как выглядит здание, залы и площадь детского сада .

Они обошли дошкольные залы, смотрели оборудование залов, играли с интересными игрушками. В то же время дети из детского сада и 0 групп играли с аниматором детских игр г-жой Юстиной Мадер, которая также поощряла новопринятых детей и их родителей играть вместе. Родители были счастливы воспользоваться приглашением и участвовали в различных играх на дошкольной площади со своими детьми. Были шоу танцевальной школы из Вроцлава, 2р. Танцоры танцевали: хип-хоп, брейк-данс, поппинг, танцевальный зал. В конце открытого дня дети участвовали в спектакле, в котором они разоблачили неожиданность один за другим.

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа , пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: расширить знания учащихся об устном народном творчестве.

Задачи:

  • познакомить учащихся с истоками сказки и её основными видами;
  • развить и укрепить стремление к чтению фольклорных произведений;
  • привить любовь к чтению;
  • систематизировать знания учащихся.

Форма: познавательный час

С этим удивлением - детская конфета вернулась в дошкольные комнаты и пригласила гостей в свои дома. В пятницу, 17-го. дети из детского сада и 0 групп провели День защиты детей, организованный Советом родителей детского сада и родителями наших дошкольников. Родители подготовили множество развлечений для своих детей. Дошкольники вместе с воспитателями детских садов и работниками детского сада, в установленном порядке , использовали: надувные замки и горки, плавающие шары, массаж с помощью надувного шара.

Дети смотрели огонь и полицейские машины, а также пожарные и полицейские в форме. С помощью родителей можно было вызвать в воображении животных и различные предметы цветных шаров. Между тем, эти замечательные достопримечательности детей ели кексы, хлопковые конфеты и питьевую воду.

Оборудование.

  • Компьютер, проектор, сканер, принтер, экран.
  • Электронная презентация, переход слайда к слайду по щелчку.

Мир сказок удивителен. Разве можно представить себе нашу жизнь без сказки?

Что такое сказка? Подберём однокоренные слова: сказка, сказывать, рассказывать. Получается сказка - это устный рассказ о чем-либо.

Дети были счастливы и сказали, что это был их самый счастливый день. Во время семинара г-жа Юстина Джареммус-Мадер пригласила всех в волшебный мир «лаборатории». Дети охотно участвовали в экспериментах и ​​внимательно прислушивались к сообщениям, которые учитель пытался передать. Они играли с дымом, поймали его, образовывали пузырьки и пены, окрашивали воду в цвет, которая позже начинала «кипеть». Им также удалось раздуть воздушный шар только сухим льдом. Дошкольники были очень впечатлены и благодарили всех людей, вовлеченных в это начинание всем сердцем.

Чем же отличается рассказ от сказки и всякий ли рассказ является сказкой? (Выслушать мнения учащихся).

Сказка или казка, байка, побасенка (древнейшее её название “басень”- от слова “баять”, “говорить”) - это устный рассказ о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, потому что они невероятны и фантастичны. Если собеседнику не верят, ему так и говорят: “Не рассказывай мне сказки”. Получается, что сказки говорят не правду, обманывают. А нас с детства учат, что обманывать нехорошо.

Дети познакомились со следующими инструментами: тенор-гитарой и банджо, их структурой и звучанием. Кася пела песню, известную всем. «Если бы у меня была гитара». Дети со свинством пели песню хора - баллады: Приглашаем всех, мы приглашаем всех; и мать и папа, и мать и папа; давайте играть на гитаре, давайте играть на гитаре; зимой и летом, зимой и летом; давайте поем песни, давайте поем песни; детский, народный, детский, народный; песни песни, песни подшучивания; рок-баллады, рок-баллады.

Когда Касия пел стих песни, дети «играли на гитаре». Г-н Лукас сыграл «Ирландский полюс» на банджо, затем он пел и играл на старой английской народной балладе . Последняя песня на этой встрече была «Прощальная песня», потому что скоро будут праздники, и мы встретимся в сентябре. День семьи - самый ожидаемый праздник для детей. Каждый год дошкольники смело готовятся сделать родителей неожиданностью. В конце мая все группы предложили родителям выступить, сыграть и перекусить. Родители встали на поводу и с улыбкой участвовали в том, что дети приготовили для них.

Сказка - это не просто развлечение. Она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, учит быть добрыми и справедливыми, защищать слабых, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Сказка учит быть преданным, честным, высмеивает наши пороки: хвастовство, жадность, лицемерие, лень... Учит без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести. Вспомним пословицу “Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок ”.

Среди аттракционов для родителей были театральные представления, совместные танцы с детьми, песни и спортивные соревнования. Спасибо Дорогие родители за бодрость, улыбку, поддержку и прекрасные дети, которые с нами каждый день. Ждем следующих совместных встреч.

Во вторник, 17-го. дети из детского сада и групп 0 смотрели спектакль под названием «Между нами планеты». Дети с интересом наблюдали за приключениями главных героев. Солнце двигало необычным поведением планет. Меркурий был первой планетой от солнца, а не кругом, хмелем. Венера очень жаркая планета съела мороженое, и стало холодно. С утра эти планеты не сохранились. Четвертая планета Марс красная, одетая в розовый плащ. Солнце не оставалось там, и оно ловлялось. Пятая планета Юпитер - газовый гигант , громадный шторм, бушующий в течение 300 лет, вокруг него блуждают 60 лун.

На протяжении столетий сказки передавались устным путем. Один человек придумал сказку, рассказал другому, тот человек что-то добавил от себя, пересказал третьему и так далее. С каждым разом сказка становилась все лучше и интереснее. Получается, что сказку придумал не один человек, а много разных людей , народ, поэтому её и стали называть - “народная”.

Планеты: Сатурн и Уран, узнали о побеге солнца, хотели заменить его и решили организовать выборы. Уран и Нептун - ледяные гиганты. Уран превращается в арбуз. Эти планеты не сияют и не нагревают, как они могут заменить солнце? Нептун вместе с детьми совершил гравитационный маневр, и все вернулось к норме.

Солнце пело песню о себе и других планетах. Дети подсчитали планеты до семи и повторили имена отдельных планет. Они узнали, что каждая планета имеет свой собственный цвет, и вы не можете обещать, если мы знаем, что мы этого не сделаем. Дети узнали струнный инструмент скрипки, ее структуру и звук. Музыкант миссис Ханна показал детям разные способы играть на скрипке: стаккато, пикикато, легато, глиссандо, так что, арпеджио. Дети вместе с хозяином госпожи Каси обменялись именами инструментов, принадлежащих к семейству струнных инструментов.

В сказке всегда хороший конец. Побеждает тот, кто любит свой народ, почитает родителей, уважает старших, хранит верность любимому человеку, тот, кто добр, справедлив, скромен и честен.

2. Слайд. Возникли сказки в глубокой древности.

Возникли сказки в глубокой древности. Они представляли собой рассказы охотников, звероловов и рыбаков. В сказках - звери, деревья и травы разговаривают как люди. Почему они разговаривают? Почему брошенный гребень превращается в лес? Почему отец, умирая, завещает сыну Сивку-бурку?

Г-жа Ханна сыграла скрипку в меню Бизе, вальс Штрауса. «Вена» и очень сложная песня Николо Паганини «Кармен». Дети слушали этюд и пытались угадать название песни. Во время встреч с музыкой в ​​этом учебном году детям было предложено поесть здоровыми. Колючки и неприятности лесной пчелы.

Во вторник, 17-го. дети из детского сада и групп 0 наблюдали за выступлением Театра Кропы под названием «Шалости и проблемы лесных существ». Детям понравилось представление и актеры, появляющиеся в нем. Лесной зверь хотел убедить грабителя быть хорошим, но он действительно хотел взять наушники из божьей коровки. В Лесной команде были: божья коровка и сороконожка, а в противоположной команде: гриб и головорез. У Пташиско была большая задача, он должен был поощрять детей смотреть и подбадривать. Он нашел способ, показал буквы на языке жестов, дети с радостью присоединились, а также показали буквы на языке жестов.

Древний человек не мог объяснить явления природы. Он не понимал, почему день сменяет ночь, а ночь сменяет день. Почему светит солнце, а потом вдруг льет дождь? Ветер ему казался живым - то плачущим, то стонущим, то жалующимся на судьбу, то безудержно весёлым. Казалось, что в раскатах грома звучит чей-то грозный голос, а молния - это стрела, как те стрелы, которыми охотники убивают зверя, но только огненная и направленная рукой неведомого существа. Возможно светлячки, кружащиеся в вечернем воздухе, представлялись им крылатыми феями. В бескрайних, дремучих лесах древнего человека подстерегали дикие звери . Всё наводило страх и заставляло думать, что всё в природе живет и движется, имеет свой разум.

Гриб по настоянию убийцы дал сороконожке и божьей коровке гнилое варенье. Это неприемлемое вещество помешало игрокам участвовать в матче. Дети в спектакле узнали о очень важных вещах . Вы не должны брать что-либо от незнакомцев, потому что они могут быть незаконными и вредными продуктами. Помощь соседу и сотрудничество очень важны. Семинары, Увлекательный мир пчел.

С наступлением весны дети познакомились с миром пчел. Во время красочной презентации дошкольники узнали о привычках пчел и узнали путь, который они берут от цветка к меду. Во время занятий дети заглядывали в современный улей, а также из ствола дерева и соломы, касались сотов, пробовали мед и пыльцу и сами делали свечу, сделанную из настоящего пчелиного воска. Во время презентации они обогатили свои сообщения о здоровом питании и уважении к природе.

Человек отождествлял (тождество - полное сходство) себя с природой и считал, что животные могут разговаривать, деревья двигаться, что солнце, луна, тучи тоже живые существа, а значит, могут приносить как пользу, так и вред. Будучи бессильным перед природой, он стал поклоняться огню, солнцу, деревьям, животным. Ощущая себя частицей природы, человек искал защиты у неё, но в тоже время стремился защититься от неё.

В конце концов, каждый дошкольник получил памятный знак Братьев пчеловодства и мед из клевера. Многие люди присоединились к пальме. Все цветы, как и в предыдущие годы , были сделаны дворниками, а родители детских садов и наставника пожертвовали самши. Впечатляющая пальма произвела большое впечатление и начала готовиться к Пасхе. На встрече дети слушали песни, связанные с предстоящим сезоном - весной. По этому поводу мальчики из всех групп сделали красочные открытки с цветочным мотивом, с наилучшими пожеланиями , и с улыбкой на лице они дали своим друзьям и дамам цветы.

Древний человек поклонялся своим умершим предкам. Смерть была необъяснимой загадкой. Считалось, что человек не умирает, а лишь переселяется (он или его душа) в другой мир. Поэтому умерший человек в представлении древних людей - это живой человек, обладающий сверхъестественной силой. Поэтому и ведёт разговор умерший отец со своим сыном в сказке “Сивка-Бурка”.

Девушки могли чувствовать себя принцессами и в тот день приехали в праздничные костюмы. Каждая из них также украшала корону. В непринужденной обстановке все участвовали в любимых играх. В течение дня мальчики старались быть добрыми и добрыми. Группа «Пчелы» дополнительно приняла участие в коротком шоу с использованием сухого льда, организованного г-жой Юстиной Джареммус-Мадер.

В пятницу, 17-го. дети из детского сада и групп 0 принимали участие в «Театре с большим путешествием». Дети и актер рассеяли поезд, и вдруг Берсия остановилась на открытом поле. Оказалось, что есть провал, и город очень далеко, и там вы можете найти помощь. Водитель должен сделать разминки, чтобы преодолеть дорогу в город. Дети помогли построить замок, кирпичи устроили ритм мелодии, а другие выполнили свои действия, пока не был построен замок, в котором жил рыцарь. Водитель был в дороге, дети пели песню, и наш герой остановил большое озеро.

3. Слайд. Виды сказок.

Сказки можно поделить на несколько видов (типов):

  • Волшебные.
  • О животных.
  • Социально-бытовые.
  • Докучные.

Волшебные сказки начинаются обычно так: “В некотором царстве, в некотором государстве...”, “Жили да были...”. Кончается сказка богатым свадебным пиром и присловьем: “Я там был, мед - пиво пил, по усам текло, а в рот не попало” или “Стали они жить - поживать и добра наживать”.

  1. Microsoft Office PowerPoint - программа для создания презентаций.
  2. Audacity- простой в работе, а также абсолютно бесплатный звуковой редактор для Windows и других операционных систем.
  3. VirtualDub - программа для работы с видео. Несмотря на свои относительно скромные размеры, является качественным и бесплатным видео редактором с удобным пользовательским интерфейсом.
  4. FormatFactory - небольшая и простая в использовании программа, позволяющая конвертировать видео, аудио и графические файлы в большое количество форматов.
  5. АудиоМАСТЕР - многофункциональный аудиоредактор для работы с звуковыми файлами всех популярных форматов. Кроме стандартных функций, позволяет записывать голос, создавать рингтоны для мобильных, захватывать музыку с CD.

Русская народная сказка “Не рой другому яму”

Раз повздорила Лягушка с Мышью; Мышь Лягушку крепко побила, и Лягушка с той поры на нее злобу затаила. Прошло времени немало. У Мыши та ссора - из головы вон. Вот раз понадобилось ей зачем-то через речку переправиться. Как быть? Плавает-то она не лучше топора.

Сидит Мышь на бережку и думает; вдруг вылезла из воды Лягушка:

Чего задумалась?

Да вот, не знаю, как на тот берег переправиться.

Садись на меня, я тебя перевезу. Да чтобы тебе в воду не упасть, привяжись ко мне покрепче.

А сама думает: “Ладно, привяжись, я нырну и тебя с собой утащу под воду, вот тебе за старое и будет”. Мышь ничего худого не подумала, села на Лягушку, привязалась к ней веревочкой - и поплыли они. Только было Лягушка нырнуть собралась - заприметил Мышь Ястреб, кинулся на нее, ухватил, а за ней и Лягушку уволок.

Детям читают сказки. Фото: Игорь Зарембо / РИА Новости


190 лет назад родился Александр Николаевич Афанасьев. Именно он собрал и издал любимые многими поколениями жителей России «Народные русские сказки» и «Народные русские легенды». Воронежский литературный музей Афанасьева и воронежских сказительниц Барышниковой и Корольковой, их личные вещи и предметы быта.

– Идея выставки определилась в связи со 190-летием со дня рождения Александра Николаевича Афанасьева. У нас в музее хранятся его прижизненные издания. Ведь Афанасьев не только фольклорист, он -литературовед и философ. И его труды просто бесценны при изучении истории культуры Воронежской области , народного фольклора в целом. Очень важны рисунки художника Сергея Павловича Павлова, который изображал типы жителей Воронежской области и их костюмы. И Афанасьев, и Павлов входили в известный литературный и архивно-исторический кружок Второва Николая Ивановича, археографа, этнографа, общественного деятеля Воронежской губернии . С кружком Второва сотрудничал и Иван Саввович Никитин. Надо упомянуть и Алексея Андреевича Хованского, учителя русской словесности воронежского Михайловского кадетского корпуса , издававшего журнал «Филологические записки». В нем публиковался Афанасьев.

– Расскажите об истории издания «Народных русских сказок».

– Собирать русские народные сказки Александр Николаевич начал еще в юном возрасте. Он изучал их как явление народной культуры. А в 1851 году Афанасьев стал договариваться с Русским географическим обществом об издании сборника сказок. Их свод выпускался восемь лет, начиная с 1855 года. Русское географическое общество наградило Афанасьева золотой медалью за этот труд. В свод вошли более 600 текстов.

– Известно, что есть два вида сказок Афанасьева: оригинальные народные, записанные Афанасьевым, и отредактированные…

– Первый вариант - это вариант для литературной, исследовательской, научной работы . Второй - для чтения. Еще был выпуск «Русские детские сказки». Но больше всего, по утверждению самого Александра Николаевича, он любил сказки «Волшебные», обязательно с хорошим концом , где добро побеждает зло.

– У другого сборника Афанасьева «Народные русские легенды» судьба не такая счастливая…

– Да, после выхода первого издания «Легенд» церковные власти добились его запрета. В «Народных русских легендах» сплелись христианские мифы и языческие представления народа о взаимоотношении природы и человека, о вере и безверии, чего Церковь не приняла. Хотя в своих комментариях к книге Александр Николаевич подробно анализирует и объясняет, откуда у народа такое понимание веры.

«Легенды» потом были изданы в Лондоне в типографии Герцена и отложены на полвека. Только в 1913 году вышло второе издание.

«Сказки бабушки Куприянихи» и «Финист - ясный сокол»

– Если выставка так много рассказывает о сказочнике, она, конечно, не может не рассказать о сказителях, вернее, о сказительницах…

– Две известные воронежские сказительницы - Анна Куприяновна Барышникова и Анна Николаевна Королькова - явление уникальное и, пожалуй, в своем роде, непревзойденное. Так, как они рассказывали сказки, не рассказывал и не рассказывает никто. «Сказки бабушки Куприянихи» -книга известная. А у нас, кроме того, целый фонд вещей Барышниковой. Их передала в музей ее дочь. Свидетели рассказывали, что слушать сказки в исполнении «Куприянихи» было все равно, что спектакль смотреть. Ведь чтобы сочинить и рассказать сказку, надо особый дар иметь. Правительство молодой тогда еще советской республики искало самородные таланты. И творчество Анны Куприяновны не могло остаться незамеченным. С 1928 года ее сказки записываются, передаются по радио. Корни таланта Барышниковой, как и второй, известной на весь мир воронежской сказительницы Анны Николаевны Корольковой, - в семьях. У обеих еще деды и прадеды слыли известными сказочниками и сказителями. А ведь обе Анны из крестьянских семей, жизнь которых складывалась очень непросто.

Анна Николаевна Королькова - личность настолько разносторонняя, что просто диву даешься. Очень музыкальная, она во время эвакуации создала хор, с которым выезжала в прифронтовую полосу. Писала для хора песни, частушки, рассказывала солдатам сказки.

И, кстати сказать, хор Корольковой вошел в созданный К. И. Массалитиновым «Воронежский русский народный хор». Ну, а после того, как в Москве были выпущены сказки Анны Николаевны, она стала известна и за рубежом: сказки были переведены на немецкий и японский языки .

– Ольга Викторовна, на открытии была довольно взрослая публика, а как вы думаете, детям будет интересно узнать, кто сочинял их любимые сказки?

– Сказки Корольковой мы все знаем с детства: «Финист - ясный сокол», «Кот, петух и лиса», «Бова королевич», «Мальчик с пальчик»… Их очень много. С них начинается детство. Дети очень любопытны. Если им интересно рассказать, как сказка сочинялась и сказывалась, они это запомнят. А старшие школьники, те, кто любит и интересуется литературой, литературоведением, историей, безусловно, не пройдут мимо биографий из знаменитых земляков. И мимо их книг.

Сказки, легенды, былины - отражение жизни народа. Его представление обо всем происходящем. И если Александр Николаевич Афанасьев, как ученый, исследовал через сказки народную культуру , то Анна Куприяновна Барышникова и Анна Николаевна Королькова в своих сказках метко и хлестко определяли все, что мешает, и что помогает народу жить. А выставка «Воронежские сказочники и сказители» рассказывает об этом.