Почвенные ресурсы Японии весьма ограничены: более одной трети почв. Географическое положение японии

Я выбрала тему реферата «Япония и её ресурсы», потому что мне интересна эта страна. Мне интересно изучить её более подробно. Япония уникальна своими ресурсами. Она расположена отдельно от всех остальных стран и в её состав входит много маленьких островов. Ещё страна имеет свои отличия от других стран: у них своя религия и свои обычаи. И ещё меня заинтересовало хозяйство этой станы, как страны изолированной от других стран.

Общая характеристика.

1)Географическое положение.

Япония – страна – архипелаг, расположенная на четырёх крупных и почти на четырёх тысячах мелких островов, вытянувшихся дугой в 3,5 тыс. км с северо-востока на юго-запад вдоль восточного побережья Азии. Крупнейшие острова Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку. Государство расположено вблизи побережья Восточной Азии. Площадь территории составляет 372 тыс. км2. Население составляет 127 млн. чел. Берега архипелага сильно изрезанны и образуют много заливов и бухт. Омывающие Японию моря и океан имеют для страны исключительное значение как источник биологических, минеральных и энергетических ресурсов.

Главные сооружения, построенные в Японии (подводные тоннели, мосты) способствуют связям между главными островами страны.

Япония омывается на юге и востоке Тихим океаном, на западе Восточно-Китайским и Японским морями, на севере омывается Охотским морем. От других стран Япония отличается островной изоляцией. Столица Японии - Токио. Столица расположена на острове Хонсю.

2)Рельеф, водные ресурсы.

Свыше ¾ территории занимают возвышенности и горы; низменности (Канто, или Токийская) расположены отдельными участками вдоль побережий. В средней части о. Хонсю пересекает зона разломов – Фосса-Магна (длинна около 250км) над этой зоной возвышается ряд вулканов, в том числе и самый высокий вулкан Фудзияма (3776м). Всего в Японии на о. Хонсю насчитывают 16 вершин превышающих 3000м.

Страна имеет густую сеть горных рек (крупнейшие реки: Синано, Тоне, Китаками на о. Хонсю, Исикари на о. Хоккайдо). Воды многих рек используют для орошения.

3) Фауна и флора.

Разнообразен растительный и животный мир страны. В фауне около 270 видом млекопитающих, около 800 видов птиц, 110 видов пресмыкающихся. В морях более 600 видов рыб, более 1000 видов моллюсков. Во флоре насчитывают 700 видов деревьев и кустарников, около 3000 видов трав. На о. Хоккайдо преобладают хвойные леса (ель, пихта). В южных районах (дуб, бук, клён, грецкий орех и другие деревья).

В фауне преобладают пресмыкающиеся. Самые распространённые животные островов Хонсю и Хоккайдо: волки, лисы, зайцы и другие.

4) Столица– Токио.

Столицей Японии является город Токио, возникший как город-столица в 1869г. Название этого города обозначает «Восточная столица». Токио – крупнейший город мира, расположен на самой обширной равнине Канто. Токио – один из самых перенаселённых городов. Общая длинна улиц города составляет 22 тыс. км. , что превышает половину длинны экватора. В городе около 4 млн. домов. Город растет как вверх (50-60-этажные небоскрёбы), так и вниз (подземные торговые центры), так и вширь.

5) Население, религия и культура.

По численности населения Япония занимает одно из первых мест в мире. Япония – нация здоровых людей с самым низким показателем детских смертностей и самым высоким показателем средней продолжительности жизни(79-80 лет) в мире. Большое влияние оказала также государственная демографическая политика. Эта политика занимается увеличением численности населения. Занятия по основам планирования семьи ведутся уже в старших классах школы.

Национальный состав Японии можно сказать, однородный. Это типичная однонациональная страна, где японцы составляют более 99% населения. Также встречают иммигрантов: корейцы, китайцы, Ия, оя, мяо, монголы и другие. На о. Хоккайдо сохранились остатки древнейшего населения страны – айны (около 20 тыс. человек.).

Две основные религии страны – синтоизм и буддизм. Обычно верующие исповедуют обе эти религии. Синтоизм – от слова «синто», значит «божественный путь». Обслуживает основные религиозно-бытовые обряды, и, прежде всего свадебные церемонии. Буддизм, наоборот, берёт на себя погребальные и заупокойные обряды.

Япония – страна высокой культуры и сплошной грамотности, где воспитанию и обучению детей уделяется больше внимания с самого раннего возраста. В Японии больше университетов, чем во всей Западной Европе. Эта страна давних культурных, художественных и бытовых традиций. К числу таких традиций относятся: икебана – искусство составления букетов и расстановки цветов и веток деревьев в вазах; бонсай – выращивание карликовых деревьев; каллиграфия красивое письмо кистью и тушью; музыка; живопись на бумаге и шёлке; оригинальная архитектура; театр теней; чайная церемония; женская одежда – кимоно; борьба тяжеловесов – сумо; дзюдо; особенности кухни и многое другое.

К числу важнейших традиций относят (заключение брака по сговору родителей, вера в разные предметы, много государственных праздников). Одна из традиций – прогулка по природе (весной наблюдение за сакурой).

II Хозяйство страны.

1)Основные условия для ведения хозяйства.

В Японии благоприятные условия для ведения хозяйства. Страна расположена на островах, расположенных в окружении Тихоокеанских морей, что даёт Японии выход к другим странам (морские пути) и занятия рыболовством.

Страна обеспечена водными ресурсами (реки Кисо, Тоне и другие), они используются в промышленности (для выработки энергии – гидроэлектростанции), и в сельском хозяйстве для орошения полей. Также реки используют как транспортные пути, которые соединяют города и по каналу реки можно попасть в моря окружающие Японию.

В стране большой состав населения, что хорошо влияет на развитие хозяйства. Много рабочих рук, как в сельском хозяйстве, так и в промышленности.

Также в Японии много плодородных почв, благодаря чему сельское хозяйство больше занято растениеводством. Очень большая территория занята лесом.

В стране мало полезных ископаемых, что тормозит развитие промышленности. Но для развития промышленности страна завозит необходимое сырьё из других стран.

В общем, в Японии благоприятные условия для развития, как промышленности, так и сельского хозяйства.

2) Общая характеристика хозяйства.

По размерам внешнеторгового оборота Японии занимает третье место среди капиталистических стран(после США и ФРГ). Её доля в мировом и капиталистическом экспорте и импорте в послевоенные годы неуклонно возрастала и достигала соответственно 7,5%.

Основными факторами способствовавшими высоким темпам экономического роста, были: коренная реконструкция промышленности и других отраслей экономики на базе новейшей техники и технологии; высокий уровень валовых внутренних инвестиций в государственных расходах; относительное уменьшение затрат на социальные нужды; высокая доля личных сбережений; наличие высококвалифицированных рабочих; сказывался также низкий уровень мировых цен на импортируемые сырьевые и топливно-энергетические ресурсы.

Япония – высокоразвитая индустриально-аграрная страна. основные отрасли промышленности: черная металлургия, радиоэлектроника, судостроение, автомобилестроение, нефтехимия и другие.

Япония бедна природными ресурсами. Промышленность работает на импортном сырье. В настоящее время проводится структурная перестройка японской промышленности с целью снижения её зависимости от сырья за счёт переноса за рубеж, прежде всего в развивающиеся страны, металлоемких производств и развития в самой Японии технологически сложных отраслей.

Благодаря новым технологиям Япония начинает использовать ресурсы океана.

3)Промышленность.

Промышленность Японии развивалась сначала по эволюционному пути. На импортном сырье почти заново были построены такие отрасли, как энергетика, металлургия, автомобильная и судостроительная, нефтехимическая, химическая, строительная промышленности.

Если раньше символами были священная гора Фудзияма, сакура, а сейчас самые крупные АЭС, металлургические комбинаты, мосты, туннели.

После энергетического и сырьевого кризиса в 70-тых годах в промышленности стал преобладать революционный путь развития. Страна начала всё больше ограничивать рост энергоёмких металлоёмких производств, зависящих от импорта топлива и сырья и ориентироваться на новейшие наукоёмкие отрасли. Она стала лидером в области электроники, робототехники, биотехнологии, приступила к использованию нетрадиционных источников энергии. По доле расходов на науку, Япония занимает среди развитых стран первое место, а по числу научных работников превосходит ФРГ, Великобританию и Францию.

Сказывается также высокий уровень образования, профессиональной квалификации, трудолюбие, самодисциплина трудящихся, их стремление к постоянному техническому совершенствованию, что свидетельствует об очень высоком уровне качества населения Японии. Кроме того, японский рабочий обычно нанимается на определённую фирму и очень редко меняет место работы. Это повышает его заинтересованность в производстве какой-либо продукции, так как от стажа работы зависит зарплата. (табл. №1 приложения).

Добывающая промышленность в послевоенные годы сокращается. Наибольшее значение имеет угледобывающая промышленность. Начата добыча природного газа. Добыча нефти в стране незначительна. За счет собственных запасов железной руды покрывается менее 10% потребностей. Имеются значительные запасы меди (на о. Хонсю в районе Акита), пиритов, цинка, свинца, талька, серы. В небольших количествах добывается марганец, хромиты, висмут, платина и другие полезные ископаемые. В основном Япония импортирует полезные ископаемые.

В структуре энергетического баланса источники получения энергии уголь и гидроэнергия отошли на второй план. В 70-ых годах доля различных источников в энергетике составляла: нефть 75%, каменный уголь 18. 5%, природный газ 1. 5%, остальное 5%. В связи с энергетическим кризисом возросло использование угля, строились АЭС, ТЭС и ГЭС.

Обрабатывающая промышленность. Черная металлургия Японии занимает по объёму производства 2-е место среди стран, кроме США. От всего потребления, импортная железная руда составляет 90%. Железную руду ввозят из разных стран: Австралии, Индии, Канады и других. Главными центрами чёрной металлургии являются: г. Китакюсю, г. Осака, г. Ногая, г. Тиба.

Цветная металлургия занимается производством меди, цинка, свинца. По производству алюминия Япония занимает 2-е место в мире. Производится выплавка других металлов (магний, титан, никель, редкие металлы).

Машиностроение одна из отраслей, которая развивается быстрыми темпами. Значительное развитие получило приборостроение, изготовление точных инструментов и механизмов.

По судостроению и экспорту судов Япония занимает 1-е место в мире. Производится много бытовой аппаратуры, широко идущей на мировые рынки. Машиностроение располагается в районах городов Токио, Нагой, Осаки.

Химическая промышленность характеризуется большим разнообразием продукции. Производится: минеральные удобрения, искусственные волокна, синтетические материалы (пластмасса, каучук). Значительное развитие получила нефтепереработка. По размерам производства химической продукции Япония уступает США и ФРГ. Развито изготовление лекарственных препаратов, средств для защиты сельскохозяйственных растений. Основные районы химической промышленности – побережье Токийского залива, район Нагои.

Деревообработка. Ежегодно заготавливаются большие количества древесины. Ресурсы леса обеспечивают 40-45% потребностей. Большинство лесопилен, работающих на местном сырье, не велики по размерам. Крупные лесопильные предприятия расположены на юге о. Хонсю – г. Хиросима, на севере о. Хонсю и на О. Хоккайдо.

Целлюлозно-бумажная промышленность достигла значительных размеров, её продукцию составляют разные виды бумаги и картона. По производству этих товаров Япония занимает 2-е место в мире. Основные районы целлюлозно-бумажного производства – о. Хоккайдо и север о-ва Хонсю.

Велико значение текстильной промышленности по количеству предприятий. Особенно развито производство продукции из синтетических волокон, а также из хлопчатобумажной и шерстяной ткани. Япония сохранила позиции крупнейшего в мире производителя тканей из натурального шёлка. В результате конкуренции на мировом рынке со стороны развивающихся стран, японская текстильная промышленность переориентировалась на выпуск высококачественных тканей, что позволило сохранить стране позицию на мировом рынке.

В пищевой промышленности занято около 600 тысяч человек, и даже больше, так как и для деревни, производство продуктов питания является частым занятием. Различают две группы отраслей пищевой промышленности: традиционные (обработка риса и рыбы, изготовление саке, чайная промышленность) и новые (изготовление сахара, табака, консервы и другой продукции). Предприятия первой группы встречаются везде, они преимущественно мелкого и среднего типа.

4)Сельское хозяйство.

Сельское хозяйство также подверглось после второй мировой войны коренной перестройке. Но после аграрной реформы в конце 40-х годов ликвидации помещичьего землевладения и превращение крестьян в земельных собственников основными производителями продукции стали фермеры.

Изменилась и структура сельского хозяйства. Япония всегда была чисто земледельческой страной. И хотя основной зерновой культурой, главным японским хлебом оставался рис, посевы, которых занимают большую часть обрабатываемых земель, большее развитие получило садоводство, огородничество и особенно разведении крупно рогатого скота, свиней, птицы. В результате рацион питания японцев стал больше походить на европейский и американский.

В сельском хозяйстве Японии занято около 4 миллионов человек, а обрабатываемые земли составляют лишь 14% территории, но они обеспечивают основную часть потребностей страны в продовольствии, в том числе – в рисе и овощах.

Ещё одна важная традиционная отрасль Японии – рыболовство. По улову рыбы Япония занимает одно из первых мест в мире. В стране более трёх тысяч рыболовных портов. Богатая и разнообразная фауна прибрежных морей способствовала развитию не только рыболовства, но и марикультуры. Рыба и морепродукты занимают очень важное место в пищевом рационе Японцев. Также в стране развит жемчужный промысел.

Животноводство получило значительное развитие лишь в послевоенные годы, что было вызвано увеличением внутреннего спроса на мясо молочные продукты. Главным районом животноводства стал север страны – о. Хоккайдо; здесь производится до 80% всей молочной продукции страны. Поголовье скота увеличивается с каждым годом.

Шелководство традиционная отрасль Японии в сельском хозяйстве, она находилась долгое время в упадке: производство шёлкосырца 20,6 тысяч т. в 1977году.

Лесной фонд составляет 23,3 миллиона га. , значительная часть его приходится на горные районы. Велико значение лесозащитных насаждений (5,6 миллионов га.).

5)Транспорт.

В Японии получили развитие все виды транспорта, за исключением речного и трубопроводного. По характеру своей транспортной сети эта страна напоминает страны Западной Европы, но по размерам перевозок грузов она на много превосходит любую из них. А по густоте пассажирских железнодорожных перевозок она занимает первое место в мире. Япония обладает также очень крупным и самым современным морским торговым флотом. Она широко использует и «дешёвые флаги», под которыми плавает почти ¾ её тоннажа.

Из-за горного рельефа преобладают однопутные узкоколейные дороги. Многочисленны тоннели и мосты. Магистральные железнодорожные пути проходят преимущественно вдоль морского побережья о. Хонсю, опоясывая его кольцом. Подводный тоннель Каммон (3614 м) через пролив Симо-носеки соединяющий острова Хонсю и Кюсю. В 1970-1975 гг. построен второй подводный тоннель Син-Каммон между городами Симоносеки и Кокура. В 1978 г. строится самый большой в мире подводный тоннель Сейкан(36,4 км.) у пролива Цугару, между островами Хонсю и Хоккайдо. Новым направлением в реконструкции железнодорожного транспорта является сооружение путей для сверхскоростных поездов (свыше 200 км/ч.); первая линия Токайдо (515км) открылась в 1964 г. и связала Токио с Осакой; в 1975 г. эта магистраль протянулась на юг до города Фукуока (1090 км.). В автопарке 19,7 млн. легковых машин, 11,3 млн. грузовых машин, 0,2 млн. автобусов.

Морской торговый флот, обслуживающий в основном внешнюю торговлю, почти непрерывно увеличивался. Рост японского морского флота в значительной мере обусловлен огромными масштабами перевозок грузов. В морском судоходстве господствует 6 компаний: «Ниппон юсэн кайся», «Осака сёсэн кайся», «Ямаиста-Син-Нихон кисэн» и другие.

Воздушное сообщение заметно расширилось в послевоенные годы, особенно с большим ростом иностранного туризма. Главная японская авиакомпания – «Ниппон коку». Международные рейсы обслуживает новый аэропорт Нарита, к северо-востоку от Токио, а также аэропорты международного значения близ городов Осака и Ниигата. Внутренние воздушные линии связывают почти все крупные города страны.

IV Внешние экономические связи.

Очень важная особенность хозяйства Японии – её исключительно сильная втянутость в международные экономические связи. Слабая обеспеченность страны собственным топливом и сырьём привела к тому, что она на 9/10 ориентируется на их импорт. С другой стороны, экономика страны чрезвычайно зависит от экспорта готовых изделий. Япония имеет активный торговый баланс. В большинстве стран мира можно купить японские фотоаппараты, видеомагнитофоны, калькуляторы, часы, автомобили, мотоциклы и другое. Япония главный торговый партнер почти всех стран Азиатского-Тихоокеанского региона. Но в последнее время Япония всё более переориентировалась с экспорта товаров на экспорт капиталов. Японские прямые инвестиции направляются главным образом в Северную Америку, Европу и другие страны Азии.

Япония занимает ведущее место в мире в области развития информационных технологий и робототехники, является одним из крупнейших в мире производителей автомобилей.

На внешнем рынке реализируется значительная часть продукции обрабатывающей промышленности Японии. В структуре экспорта самая большая доля (72%) приходится на машины и оборудование, среди которых значатся автомобили (16,8%), полупроводники (7,4%), офисное оборудование (5,8%), научные и оптические приборы (3,6%), силовые установки (3,4%), суда (2,2%), аудио- и видеотехника и другое. Доля готовых промышленных изделий превышает 80% стоимости экспорта. В то же время японская экономика в сильной степени зависит от импорта топлива и сырья, которое составляет около 70% импорта Японии. Размеры внешнеторгового оборота страны быстро растут.

В течение первого послевоенного двадцатилетия характерным для внешней торговли был пассивный баланс. Однако баланс внешней торговли со временем становился положительным.

Основные торговые партнёры Японии – США, Китай, Европа. Внешнеэкономические связи Японии и СССР осуществляются по линии торговли, рыболовства, организации сухопутных, воздушных и морских перевозок. Совместного участия в проектах разработки природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока. Из России Япония получает лес, уголь, нефть, калийные соли, цветные металлы, хлопок и другую продукцию.

Япония также закупает некоторые виды современного оборудования, транспортные средства (в том числе и судовое оборудование), потребительские товары. Новой формой торговли стала прибрежная торговля между районами Дальнего Востока и западными районами Японии.

Сельское хозяйство играет существенную роль в экономике страны, хотя его доля в национальном доходе составляет около 2,2%. В сельском хозяйстве занято около 5,7миллионов человек. По улову рыбы Япония занимает первое место в мире.

Япония стала второй промышленной страной в мире, заняла 3-место по экспорту товаров после США и ФРГ, её торговый баланс все последние годы отличался огромным перевесом экспорта над импортом. Лидирующее место Японии в мировой экономике связано с тем, что она энергично заимствовала многие научно-технические изобретения на Западе и исключительно быстро внедряла их в производство. Низкая заработная плата рабочих позволила японским монополиям конкурировать на мировом рынке.

Очень важным фактором роста являются большие капиталовложения в научные исследования и разработки. Исключительную роль играет и японская система образования, считающаяся одной из лучших в мире.

Япония является ярким примером того, как отсутствие или малое количество природных ресурсов не является препятствием на пути к экономическому развитию и процветанию. В основном страна развивается в непроизводственном секторе, например, в финансах или в сфере услуг, и достигает огромных успехах в этих направлениях. Но, несмотря на это и множество стоп-факторов, Япония использует те немногочисленные природные ресурсы, что у нее есть, очень умело.

Водные ресурсы

Япония изрезана множеством рек, протекающих по ее территории. Они не пригодны для судоходства, но являются незаменимым источником для искусственного орошения сельскохозяйственных земель и для использования их в нуждах гидроэнергетики. В Японии можно встретить большое количество озер и подземных вод, влияющих благотворно на развитие сельскохозяйственного и промышленного сектора.

Земельные ресурсы

Несмотря на то, что 80% этого островного государства покрыто горными массивами, сельское хозяйство довольно неплохо развито благодаря грамотному использованию и уходу за землей. Страной обрабатывается всего около 15% территории, что не так уж и мало, учитывая гористую местность островов. Япония самостоятельно обеспечивает свои потребности в производстве продовольствия на 70%.

Лесные ресурсы

Южные острова Японии покрыты субтропическими лесами. Центральную часть страны занимают смешанные леса, а северная часть страны засажена хвойными лесами. Около 65-70% территории занимают лесные массивы, половина из которых были посажены искусственным путем. Страна не способна полностью обеспечить себя древесиной, поэтому и здесь прибегает к импорту товара. За последние десятилетия были значительно отодвинуты лесные границы для сельскохозяйственных нужд, именно поэтому правительство прибегло к решению искусственной посадки деревьев.

Минеральные ресурсы

Количество добываемых и хранящихся на территории страны полезных ископаемых крайне мало. Япония может лишь похвастаться небольшим количеством шахт по добыче свинцовых и цинковых руд, известняка, каменного угля, серы. Также, имеются небольшие запасы нефти, и ведется ее добыча. Именно из-за малого количества минеральных ресурсов Япония является одним из крупнейших импортеров сырья.

Альтернативные источники энергии

Пытаясь сократить зависимость от импорта сырья, Япония активизируется в сфере разработки и применения источников альтернативной энергии. Страна обладает всеми необходимыми данными для этого. Количество солнечных дней в году составляет подавляющее большинство, а, учитывая географическое расположение, в ветрах недостатка не возникает. Экология страны заметно ухудшилась с момента индустриального бума, поэтому японцы всячески пытаются восстановить ее, прибегая к использованию энергии солнца и ветра. Эти ресурсы бесконечны и рассредоточены по территории всей страны.

Цель занятия: дать оценку обеспеченности Японии природными условиями и ресурсами.

Оборудование: физическая и экономическая карты Японии, атласы, контурные карты Японии.

повторить раздел, касающийся Японии из курса «Физической географии материков» и «Общей экономической географии».

1.Пользуясь физической карты Японии ответить на вопросы:

Назвать наиболее крупные острова, на которых расположена Япония, выделив самых крупный;

Дать оценку рельефа страны с точки зрения развития транспорта.

Назвать высочайшую вершину Японии;

Где расположена самая большая равнина Японии, как она называется?

Дать оценку агроклиматических условий страны;

Каково хозяйственное значение морей, омывающих берега Японии, а также внутренних водных ресурсов?

Что вы знаете об искусственных территориях страны?

Дать оценку обеспеченности полезными ископаемыми Японии;

рассказать о проблеме «Северных территорий» (вопросы раздаются студентам заранее, занятие проходит в форме семинара)

Япония оказалась первой страной в Азии, в которой произошел демографический переход от второго к первому типу воспроизводства населения.

Занятие 23.

География населения Японии.

Цель занятия: выявить отличительные черты населения Японии от других высокоразвитых стран.

Оборудование: стенная экономическая карта Японии, карты атласа, учебное пособие под ред. Максаковского В.П.

Задание для домашней подготовки: найти дополнительную литературу, касающуюся характеристики населения Японии: одежды, семьи, питания, образования и т.п.

Задания для работы в аудитории:

Пользуясь учебным пособием под ред. Максаковского В.П. и табл.№1(приложение):

1. Проанализировать естественное движение населения Японии с 1950 по 2012 годы.

Составить таблицу по образцу:

Доказать, что страна перешла от второго типа воспроизводства населения к первому типу.

2. Отметить на контурной карте городские агломерации:

а). Кейхин (города: Токио, ЙОКОГАМА, Кавасаки, Тиба)- численность примерно 27 млн. человек.

б). Хансин (города: Осака, Киото, Кобе)- численность примерно 25 млн. человек.

в). Тюкё (города: Нагоя с пригородами)- численность примерно 10 млн. человек.

г). гг. Китакюсю- Фукуока- численность 3 млн человек

д). г. Саппоро – 2 млн. человек

Произвольной линией отметить мегаполис «Токайдо» («дорога восточного побережья»), дать его характеристику.

3. Пользуясь учебным пособием под ред. Максаковского В.П. (стр.235) проанализировать динамику городского и сельского населения Японии. Сделать выводы.

Вопросы для собеседования:

1. Рассказать о японских традициях.

2. В чем особенности образования в Японии?

3. Токио – самый большой город мира.

Современная Япония – один из общепризнанных лидеров мировой экономики. По таким показателям, как ВВП, технологический уровень производства, производительность труда, золотовалютные резервы и многим другим, она опережает многие страны мира.

На мировом рынке Япония – поставщик продукции сложных наукоёмких отраслей промышленности, современных конструкционных материалов.

Занятие 24.

Размещение отраслей промышленности Японии.

Цель занятия: рассмотреть размещение отраслей промышленности Японии, проанализировать динамику производства основных видов промышленной продукции.

Оборудование: географические карты, стенная экономическая карта Японии, статистический сборник « Россия и страны мира»- М, Росстат, 2014 г.; «Географическая картина мира»- вторая книга под ред. Максаковского В.П, -М., Дрофа,2004 г.

пользуясь дополнительной литературой и изданиями периодической печати, найти новые факты, касающиеся отраслей промышленности Японии.

1Проанализировать динамику роста выработки электроэнергии с 1950 г. до 2012г. Сделать вывод. Высчитать производство электроэнергии на душу населения.

(млрд. кВт.ч)

2. Пользуясь учебным пособием « Географические карты мира» отметить на контурной карте:

АЭС: Фукусима (мощность- 8,8 млн. кВт).Крупнейшая в мире.

Такахама (3,4 млн. кВт)

Доля выработки электроэнергии на АЭС – 29,8 % (2004 г.)

ТЭС: Касима, Содегаура, Анегасаки, Химедзи (по 3-4 млн. кВт)

Доля выработки электроэнергии на ТЭС- 60% (2004 г.)

3. Проанализировать динамику выплавки стали с 1950 по 2012 гг. Сделать выводы. Объяснить причины спада производства в 80-х годах.

(млн. тонн)

4. Отметить на контурной карте центры черной металлургии: Китакюсю, Фукуяма, Кимицу, Муроран, Хиросима, Нагоя, Токио, Йокогама, Осака.

Стрелками показать импорт коксующегося угля, железной руды, металлолома (смотреть «Географическая картина мира» под ред. Максаковского В.П (стр.244).

Пользуясь картами атласа, учебным пособием «Географическая картина мира» (стр.244-246), лекционным материалом, отметить на контурной карте центры машиностроения Японии, выделив судостроение, автомобилестроение и электронику (выделить самостоятельно).

Вопросы для собеседования:

1. Выделить приоритетные отрасли промышленности Японии.

2. Привести примеры современных достижений в этих отраслях.

Занятие 25.

Внутренние различия Японии.

Цель занятия: изучить экономическое районирование Японии, выделить специализацию каждого района.

Задания для домашней подготовки: изучить экономическое районирование Японии по учебнику «Социально- экономическая география зарубежного мира» под ред. Вольского В.В и лекционному материалу.

Задание для работы в аудитории:

1. На контурной карте Японии подписать экономические районы с крупными городами.

2. Уметь объяснять экономическую специализацию каждого из них.

В административном отношении Япония делиться на 47 префектур.

Исторически сформировались и имеют большие различия две части страны:

1-«лицевая» («Тихоокеанский промышленный пояс») и 2- «тыльная»- остальная территория страны.

1- занимает 1/3 территории, сосредоточено 2/3 населения, производиться 45 промышленной и ½ сельскохозяйственной продукции, осуществляется больше ¾ торгово-финансовых операций.

3.группы экономических районов:

I/Высокоразвитые многофункциональные районы центральной Японии.

В их пределах находится основная часть промышленные пояса:

1. Канто: 1/10 территории страны, ¼ населения, больше ¼ промышленной продукции.

а). основное индустриальное ядро - Южный Канто (южная часть равнины Канто)- на 1/25 территории страны проживает ¼ и производится больше ¼ промышленной продукции и больше 1/3 торгово-финансовых операций.

Здесь находиться агломерация Кейхин (7 тыс.км- больше 26 млн.чел)

Центр- Токио

Города: Йокогама, Кавасаки- крупнейшие порты, Тиба- разнообразная промышленность.

б). Северный Канто - преобладает машиностроение (филиалы токийских предприятий). Самый крупный в стране нефтехимикометаллургический комбинат Касима , центр атомный исследований Токаймура.

в). Тосан- западная часть района Канто- энергетическая база Токио (ГЭС), шелководство.

2. Кинки- второй по значению район Японии. Развиты текстильная промышленность, черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая промышленность.

Равнина Кинки – область древний культуры, земледелия- здесь выращивают лучшие сорта ржи, овощи, фрукты. Животноводство- мясомолочное, рыболовство, искусственное выращивание жемчуга. Здесь агломерация Хансин (S- 4,5 тыс.км, население больше 121 млн. чел. Центр- Осака.

3.Токай - между Канто и Кинки вдоль транспортной оси.

Специализация: транспортное машиностроение (автомобили), нефтехимия, целлюлозно- бумажная и текстильная промышленность.

Ядро района- агломерация Тюкё (примерно 5,5 млн. жителей).

Центр- Нагоя. Г. Тоёта- город- спутник.

4.Хокурику- наименее развитый из центральный районов. Здесь размещена ГЭС.

Энергоемкие производства: спец.сталей, ферросплавов, алюминия, химическая промышленность.

На побережье Японского моря- главная рисовая житница.

Центр- Ниигата (город- побратим Хабаровска).

II. Районы Юго-Западной Японии:

1.Тюгоку. Центр- Хиросима (больше 200 тыс. жителей погибло и ранено после атомной бомбардировки 1945 г.)- машиностроение, химическая промышленность и металлургия.

Порт Симоносеки- конец подводного тоннеля Хонсю и Кюсю.

2.Остров Кюсю. Центры- Итакюсю и Фукуока (угольная промышленность, металлургия, нефтехимическая промышленность и машиностроение), Нагасаки. Эти три города срастаются в агломерации.

3.Остров Сикоку- цветная металлургия, нефтехимия, машиностроение. Перспективный район- внутри Японское море.

Ниихама- центр тяжелого машиностроения.

4.Архипелаг Рюкю- тропическое земледелие и рыболовство. о.Окинава- ВМ и ВВ база США.

III. Районы Северной Японии:

1.Тохоку- север острова Хонсю: разнообразные природные ресурсы. Долго был ржоводческой областью, но сейчас- электротехническое машиностроение, целлюлозно- бумажная, химическая промышленность. Центр- Сендай.

2.Хоккайдо- горнодобывающая промышленность, металлургия, лесная, целлюлозно- бумажная, пищевая промышленность, рыболовство, нефтехимия. Выращивают: лён, свеклу, фасоль, картофель, кукурузу. Животноводство молочное.

Саппоро - центр (порт Отару). В 1972 г. Были олимпийские игры.

Муроран - центр тяжелой металлургии.

Томакомая- тяжелая промышленность (иск.Гавань), целлюлозно-бумажная, химическая промышленност

Тема 6: Экономико-географическая характеристика стран Западной Европы .

Западноевропейские страны на мировом уровне выделяются сложной и в целом неблагоприятной демографической ситуацией: низкой рождаемостью и низким естественным приростом населения.

Демографические прогнозы свидетельствуют о том, что в перспективе проблемы воспроизводства здесь вряд ли станут более простыми- в первую очередь из-за дальнейшего повышения средней продолжительности жизни людей и увеличения доли лиц старших возрастов.

Западная Европа представляет собой крупнейший в мире рынок притяжения рабочий силы.

Именно этот регион является родиной городских агломераций. В настоящее время число агломераций с населением более 1 млн. человек составляет: в Германии- 8, в Великобритании и Италии- по 4, во Франции- 3, в Испании-2, в других странах- по 1. Уровень урбанизации – 74%.

Япония — гористая страна (3/4 ее площади составляют горы и возвышенности). Это молодые горы, много вулканов (200, из них 40 действующих). Вулкан Фудзияма (3776 м) — высшая вершина Японии. Низменности расположены вдоль побережья островов, наибольшая из них — Канто, она находится в восточной части о. Хонсю. На островах Рюкю преобладают низкогорья и плато.

Реки Японии — короткие, горные, полноводные (Синано, Тоне, Китанами). После прохождения тайфунов бывают наводнения. В Японии много озер, крупнейшее — Бива (716 км2). Реки - источник гидроэнергии и орошения полей. Страна богата минеральными и термальными источниками.

На севере Японии распространены подзолистые и лугово-болотные почвы, на юге умеренного пояса преобладают бурые лесные; в субтропической и тропической части - желто- и красноземные. По речным долинам аллювиальные почвы. Благоприятность агроклиматических ресурсов позволяет снимать по два урожая в год.

2/3 территории страны занято лесами и кустарниками. 37% площади лесов состоят из хвойных пород. На севере Хоккайдо елово-пихтовая тайга с присутствием бамбука, зарослей рододендрона и кедрового стланика. На юге Хонсю -широколиственные леса (дуб, клен, бук, каштан, ольха, липа). Сикоку и Кюсю покрыты субтропическими лесами из магнолии, камфорного дерева, японского кипариса, бамбука, вечнозеленого дуба, японской сосны, туи. На Окинаве растут тропические леса (сахарная и саговая пальмы, банан, фикус, древовидные папоротники, лиана-ротанг, многочисленные эпифиты).

Лесные ресурсы страны очень ограничены, только 27% лесов дают промышленную древесину. Это результат вырубок, неудовлетворительного ведения лесного хозяйства, длительной хищнической эксплуатации, эрозии почв. Леса сильно истощены.

Животный мир разных частей очень различный. Так, на Хоккайдо обитают бурый медведь, горностай, соболь, ласка, енотовидные собаки. На Хонсю — японский макак, черный медведь, саламандра. Для южных островов характерна тропическая фауна: обезьяны, летучие мыши, шерстокрыл, японский олень, черный заяц, синяя птица. Разнообразные ресурсы моря — рыба, моллюски, крабы, водоросли.

Полезные ископаемые Японии очень разнообразны, но крупных месторождений промышленного значения почти нет. Достаточные запасы только серы, известняка, очень мало угля, марганца, свинцово-цинковых, медных руд, золота, серебра, ртути и хромитов. В стране значительные рекреационные ресурсы.

Природно-ресурсный потенциал Японии википедия
Поиск по сайту:

Япония - архипелаг Восточной Азии, который составляют более 6800 островов разного размера. Среди них выделяются крупнейшие Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку.

Острова

Острова связаны друг с другом паромным сообщением, туннелями и мостами. Со всех сторон территория государства омывается морями: с западе - Восточно-Китайским и Японским, с севера - Охотским, с востока и юга - Тихим океаном. Столицей страны является Токио, самыми большими городами - Осака, Иокогама.

Природа страны

Необыкновенно красива и разнообразна природа страны. Здесь есть водопады, ущелья, горячие источники и горные вершины, покрытые снегом. Они гармонично сочетаются с небоскребами и множественными высокоскоростными магистралями и древнейшими храмами и средневековыми дворцами.

Рельеф, преимущественно, гористый, высочайшие вершины находятся на северных островах. Горные массивы Японии имеют сходство с европейскими Альпами. Равнинные ландшафты можно увидеть только вдоль побережья. В Японии немало потухших и действующих вулканов. Одним из действующих является знаменитая священная гора Фудзияма. Это - один из главных символов Японии. Высота Фудзи - 3776 метров. Она расположена на острове Хонсю.

Горные, в основном, реки многоводны и коротки. На многих из них построены электростанции. Крупнейшим озером страны является Бива.

Расположение

С севера Страна Восходящего Солнца граничит с Россией.

Южная граница проходит с Филиппинами, и северо-запад и запад рубежей - граница с Южной Кореей и Китаем.

Сложно назвать расположение Японии выгодным.

С нем особенно ярко заметно преобладание ярко выраженных неблагоприятных, порой катастрофичных факторов.

Сильно изрезанная береговая линия протяженность превышает длину всей береговой линии Африки. Япония имеет выход к мировым торговым путям, оставаясь вместе с тем островным государством, довольно обособленным и закрытым.
Созданию крупных портов способствовало наличие немалого числа глубоководных, вдающихся в сушу заливов и бухт. Страна имеет три порта, которые входят в группу самых больших сооружений мира.

Страна расположена в зоне Тихоокеанского сейсмического пояса. В течение года она испытывает более 2000 землетрясений. В большинстве случаев они почти неощутимы, но случаются и весьма сильные, с катастрофическими последствиями. В результате подводных землетрясений возможно образование цунами Япония расположена на трассе тропических тайфунов. Часто они становятся причиной сильных наводнений.

Географическое положение страны является одним из важных факторов, которые влияют на ее экономическое развитие, историю, культуру и менталитет народа этой страны.

Географическое положение Японии само по себе довольно специфично, что не в последнюю очередь определило и специфичность ее культуры.

Япония, расположенная на островах Японского Архипелага (всего их 6852) в северо-западной части Тихого Океана, у восточной оконечности Евразии, изолирована от континента морями. На юге и востоке это Тихий Океан (часть Тихого Океана к западу от островов Огасавара также называют Филиппинским морем), на северо-западе – Японское море, которое отделяет Японию от Корейского полуострова, на западе – Восточно-Китайское море, отделяющее архипелаг от Китая и Тайвани, на северо-востоке – Охотское море.

Природные условия Японии. Природные ресурсы Японии (таблица)

Через негоЯпония граничит с Россией. Таким образом, у Японии нет сухопутных границ с другими странами. Самая ближайшая морская граница — с Россией.

Море между островами Кюсю и Сикоку также называют Внутренним Японским морем (или Сэто-найкай), и в нем расположено большое количество мелких островов.

Береговая линия островов сильно изрезана, особенно в юго-западной ее части, и составляет 29 751 км.

Если говорить о морских течениях, то с южной стороны Японских островов проходит теплое течение Куросио, течение Японского моря, а с севера –холодное течение Оясио.

Сам Японский архипелаг представляет собой узкую и длинную цепь островов, по форме напоминающих лук. Среди них 4 крупных острова, составляющих основную территорию (с севера на юг):

Хоккайдо,

а также 6848 мелких. Они состоят из

Островов Идзуи

— островов Огасавара, расположенных на юге от основной территории,

Островов Нансэй, или Рюкю,на юго-западе. Самым крупным из них является остров Окинава

Кроме того, в японских справочниках в территорию Японии включают четыре острова южных Курил (называемые «северные острова» или «северные территории»),которые фактически находятся под контролем Российской Федерации.

Площадь территории Японии составляет 378 000кв. км, из них 374 744 кв. км занимает суша, а остальное — вода. По площади страна на 61 месте в мире. 70% ее территории занимают горы, 67% покрыто лесами, то есть львиную долю территории Японии составляет лесистый горный ландшафт.

Японию считают маленькой страной. Однако по площади она больше Англии, Германии,Новой Зеландии, Малайзии, Италии или Кореи. Но из-за того, что большую часть ее территории занимают горы, для расселения пригодны лишь узкое побережье и немногочисленные равнины (самая большая из них — Канто, равная 13 тыс. кв. км). Это определяет высокую плотность населения страны.

Реки здесь короткие, опять же, из-за обилия гор. Ни одна из них не является сквозной артерией, которая соединяла бы запад и восток страны, поэтому японские реки никогда не играли роли важных транспортных путей, которую играют реки в континентальных странах. При этом они располагаются в дождливых районах, поэтому их течение очень мощное и быстрое, и они образуют долины в горных районах и наносы в устье.

Большая протяженность страны с севера на юг определила разнообразие ее климата в различных районах: от холодного климата Хоккайдо до тропического на южных островах.

Климат восточной части Японии, обращенной к Тихому океану, сильно отличается от климата западной части, обращенной к Японскому морю, так как страна разделена вдоль горными массивами в центральной части архипелага.

Зимой в северо-западной части Японии, где дуют холодные сезонные ветра, выпадает много снега, тогда как для восточной части характерна ясная и сухая погода. Разница температур постепенно повышается к северу. Для климата Японии характерна четко выраженная смена времен года.В начале лета бывает затяжной период дождей, после которого наступает жаркая и влажная погода. Во второй половине августа жара спадает, и приходит сухая осень. Осенью часто бывают тайфуны, представляющие большую опасность.

Еще одной опасной особенностью является высокая сейсмичность Японского архипелага. Здесь много вулканов (самая высокая точка страны и «национальный символ» Японии – гора Фудзи – также является вулканом), часты землетрясения, которые могут вызывать разрушительные цунами.

Япония бедна минеральными ресурсами, что определяет интенсивный, ресурсосберегающий характер экономического развития страны. Животный мир из-за островного положения Японии также беден. Особенности ландшафта не дают возможности для разведения и выпаса скота. Вместе с тем, морские течения создают благоприятные условия для обитания огромного количества видов рыб.Это повлияло на традиционный рацион питания обитателей Японского архипелага, большую долю которого составляют морепродукты.

Сайт yuki-onna.ru

« Налоговая система ЯпонииПричины русско-японской войны »

Площадь –372 тыс. км2.

Население – 125 млн человек.

Столица – Токио.

Подобно Великобритании, в Японии сложилась форма правления, называемая конституционной монархией. Верующие исповедуют буддизм и синтоизм.

Географическое положение. Природные условия и ресурсы

Япония – островное государство на крайнем востоке Азии.

Государственный строй Японии. Природные условия и ресурсы. Население

Не случайно японцы называют свою родину «Страной восходящего Солнца». Япония занимает цепь островов (их около 4 тысяч), самые крупные из них Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю.

Япония – горная страна, где ощущается острая нехватка земельных ресурсов. Плодородные низменности занимают лишь треть островов. В стране практически отсутствуют главные виды минерального сырья. Поэтому значение приобрели другие природные ресурсы: например, климат, который на южных островах дает возможность стабильно получать два урожая в год. Особую ценность имеют горные леса, о чем говорит даже японская пословица: «Горы ценны не тем, что высоки, а тем, что богаты лесом». Очень интенсивно используются разнообразные ресурсы океана, в этом Япония является признанным лидером.

Много поколений японцев существенно изменяли природу островов. Особенно это заметно на побережьях, где промышленность и сельское хозяйство, развитая транспортная сеть нарушили природные комплексы. Однако в многочисленных национальных парках природа сохранилась в полной неприкосновенности.

Население

Япония – однонациональная страна, 99 % ее населения составляют японцы. К национальным меньшинствам относятся прежде всего айны – потомки коренных жителей Хоккайдо.

Для населения страны характерен низкий естественный прирост. По продолжительности жизни (почти 80 лет) Япония занимает первое место в мире, поэтому здесь немало пожилых людей.

Япония – густонаселенная (300 чел. на 1 км2) и высокоурбанизированная страна (86 % населения – горожане). Три четверти горожан сконцентрировано в агломерациях, образующих гигантский мегалополис Токайдо, простирающийся от Токио до Кобе.

Успехи Японии на международной арене связаны отчасти с тем, что население, принимающее активное участие в производстве, составляет половину нации. Это очень высокий показатель.

Транспорт. Внутренние различия. Международные связи

Во внутренних перевозках около 90 % грузов в Японии осуществляет автомобильный транспорт. Средняя скорость пассажирских железнодорожных экспрессов достигает 120 км в час. В Японии построен самый большой в мире туннель «Сейкан» между островами Хонсю и Хоккайдо, который только под водой протянулся на 23 км. Морской транспорт обеспечивает почти все внешнеторговые связи. Именно он, если не считать флот стран «дешевых флагов», является мировым лидером по грузоподъемности.

Внутренние различия в размещении хозяйства определяются тем, что государство состоит как бы из двух «стран» – столицы и остальной территории Японии.

Главный политический, финансовый (крупнейший в мире), промышленный и научный центр Японии – столица Токио. Вместе с Иокогамой он образует огромную городскую агломерацию.

Местная пословица гласит: «Япония начинается с Токио». Город, который в 1923 г. был полностью уничтожен землетрясением и пожарами, насчитывает сейчас 8,5 млн человек населения и 6 млн автомобилей. Только ресторанов в городе 70 тыс. В Токийской агломерации сосредоточено 2/3 населения страны и 85 % обрабатывающей промышленности.

Япония вкладывает крупные средства в создание производств в других странах, где японская технология и дешевая рабочая сила значительно снижают себестоимость продукции. Главные торговые партнеры Японии – США и страны Западной Европы.

Выводы:

Япония – островная страна с ограниченными природными ресурсами.

Япония – высокоразвитое индустриальное государство, один из мировых лидеров в машиностроении.

Высокоинтенсивное сельское хозяйство удовлетворяет большую часть потребностей в продуктах питания.

Высокотехнологический транспорт обеспечивает интенсивные внутренние и международные связи.

Читайте в разделе

Быстрый рост промышленности, углубление межрайонного и международного разделения труда, увеличение зависимости от экспорта и импорта, возрастание подвижности населения – все это предъявляло и предъявляет повышенные требования к транспортной системе Японии. По характеру транспортной системы она напоминает страны Западной Европы, но по размерам перевозок грузов и пассажиров намного превосходит любую из них. В Японии хорошо развиты все виды транспорта, за исключением внутреннего водного и трубопроводного.

Во внутренних перевозках грузов ведущую роль играет каботажный флот, заметно возросло и значение автомобильного транспорта. А вот по железным дорогам грузы почти совсем не перевозят. Изменилась и структура внутреннего пассажиро-оборота, в котором на первое место вышел автомобильный, на втором остался железнодорожный, а третье занял воздушный транспорт. Внешние грузоперевозки обеспечиваются почти исключительно морским транспортом.

Характеристику транспортной системы Японии логичнее всего начать с железнодорожного транспорта. Прежде всего потому, что именно железные дороги по-прежнему формируют ее костяк.

Главные магистрали проходят вдоль северного и особенно южного побережья о. Хонсю. Более короткие поперечные дороги пересекают центральную часть гористого острова, связывая между собой береговые магистрали. Дополнением к этой системе служат дороги на островах Хоккайдо, Кюсю и Сикоку. Со временем почти все они были продублированы автомобильными магистралями.

Общая длина железных дорог Японии за последние десятилетия заметно сократилась, составив в 2005 г. 20 тыс. км (18-е место в мире). По грузообороту железных дорог она тоже занимает только 10-е место. Но по их пассажиро-обороту (380 млрд пасс. км) Япония долгое время соревновалась за первое место с огромным Советским Союзом и лишь недавно уступила лидерство Китаю и Индии – странам с миллиардным населением. Не менее наглядны и такие цифры: каждый японец за год в среднем проезжает по железной дороге 1900 км, тогда как француз – 1235 км, немец – 1170, русский – 1060, а англичанин – 670 км.

Железные дороги Японии имеют очень высокий технический уровень. Все основные магистрали электрифицированы. Широкое распространение получили монорельсовые дороги, дороги для движения поездов на магнитной подвеске. Благодаря этому Япония наряду с Францией занимает лидирующее положение в мире по развитию высокоскоростных железных дорог, обеспечивающих движение пассажирских поездов со скоростью 200–300 км/ч.

Экспериментальный вагон на электромагнито-динамической подвеске еще в 1979 г. преодолел «барьер мечты» – скорость 500 км/ч. А в 1999 г. уже пятивагонный поезд с пассажирами, тоже на магнитной подвеске, развил скорость 552 км/ч, а в 2008 г. – 581 км/ч.

Успехи Японии в области создания высокоскоростных железных дорог нагляднее всего можно продемонстрировать на примере магистрали «Синкансен» («линия новой колеи»), которая была открыта в 1964 г., накануне Токийской олимпиады. Эта линия соединила между собой «большую тройку» городских агломераций Японии, т. е. Токио, Нагою и Осаку, образующие вместе мегалополис Токайдо.

Длина магистрали «Синкансен» составляла поначалу 515 км. По ней стал курсировать бело-голубой экспресс «Хикари» («свет»), вмещающий от 1200 до 2000 пассажиров. Расстояние между Токио и Осакой он покрывает за 2,5 ч. И это несмотря на сложнейшую трассу с 300 мостами и 66 туннелями. В 1996 г. по этой магистрали стал курсировать суперэкспресс «Нодзоми» («надежда»), скорость которого достигает 300 км/ч. Для «Синкансен» характерна также исключительная густота движения, достигающая 285 поездов в сутки. Подсчитано, что за 35 лет существования этой линии по ней было перевезено 3,5 млрд пассажиров, причем за все это время ни один из них не пострадал по причине каких-либо происшествий на железной дороге. А среднее опоздание за год составляет всего 0,4 мин, включая и задержки из-за таких причин, как тайфуны, землетрясения, снегопады, лавины и другие стихийные бедствия.

С течением времени, однако, понятие «Синкансен» вышло далеко за пределы мегалополиса Токайдо. Сначала эту магистраль продлили до г. Фукуока, расположенного на севере о. Кюсю, при этом ее протяженность увеличилась до 1100 км. Затем была построена целая сеть высокоскоростных (до 270 км/ч) железнодорожных магистралей, которые связали между собой разные части о. Хонсю (рис. 119). К 2025 г. их общую длину намечено довести до 14 тыс. км.

Более молодой автомобильный транспорт уже давно успешно конкурирует с железнодорожным. По протяженности автодорог Япония занимает пятое место в мире, уступая только таким странам-гигангам, как США, Индия, Бразилия и Китай. Зато по густоте автодорожной сети (3130 км на 1000 км 2 территории) она уступает только Бельгии и Сингапуру, а по грузообороту автомобильных дорог и по размерам автомобильного парка (75 млн машин) – только США.

Большие, эффективные грузовые автомобили приняли на себя перевозку генеральных грузов, став основным конкурентом железных дорог. А по размерам пассажиро-оборота автомобильный транспорт Японии уже вдвое опережает железнодорожный.

Автомобильные трассы обычно проходят параллельно железным дорогам, образуя так называемые полимагистрали. Шоссейные дороги (хайвэи) Японии обеспечивают двухрядное, а то и многорядное движение в обоих направлениях. Через каждые 15–20 км в наиболее живописных местах на них располагаются площадки отдыха – с кафе, столовыми, телефонами междугородной и аварийной связи, заправочными станциями, киосками сувениров. А через каждые 40–60 км оборудованы станции техобслуживания, работающие круглосуточно.

Исключительно велика в Японии роль морского транспорта, который берет на себя каботажные и почти все внешнеторговые перевозки. Морской флот Японии занимает второе место после Панамы по количеству судов (более 2,5 тыс.). Правда, по его тоннажу страна теперь уступает двенадцати другим государствам, но если учесть японские суда, плавающие под «дешевыми флагами», то его тоннаж составит не 11, а почти 90 млн бр. – рег. т.

Рис. 119. Сеть высокоскоростных железных дорог «Синкансен»

Очень важное место в транспортной системе Японии занимают ее морские порты, обеспечивающие как каботажные, так и международные перевозки. Всего в стране насчитывается более тысячи портов, 19 из них имеют международное значение, в том числе 9 принадлежат к категории мировых портов, т. е. имеют грузооборот более 50 млн т в год (см. таблицу 150 в книге I). Они образуют три портовых комплекса.

Главный из них – Кейхин, расположенный на побережье Токийского залива и включающий в себя четыре крупнейших порта. Центральное место в этом комплексе занимает Токио, где построен крупный контейнерный терминал и расположены причалы для генеральных грузов. Более 2 / 3 всего грузооборота порта Токио приходятся на каботажные перевозки, но он участвует и в международных перевозках. Токийский порт доступен для судов с осадкой до 12 м. Аванпортом Токио служит Иокогама, расположенная в 30 км от столицы и связанная с ней судоходным каналом. В ее грузообороте преобладают массовые грузы – нефть, железная руда, химические продукты, продовольствие, но важное место занимают и готовые изделия. В прошлом Иокогама была и главным пассажирским портом страны, но теперь эта ее функция почти совсем отмерла. Между Токио и Иокогамой расположен порт Кавасаки, к причалам которого примыкают предприятия тяжелой промышленности, а на противоположном берегу Токийского залива – порт Тиба, специализирующийся в основном на нефтегрузах.

Второе место занимает портовый комплекс Ханшин, находящийся на берегу пролива Акаси, который соединяет Внутреннее Японское море с Осакским заливом. В этот комплекс входят порты Осака и Кобе. Первый из них выполняет примерно такие же функции, как порт Токио, а второй– как порт Иокогама в комплексе Кейхин. Большая часть территории порта Кобе создана искусственно, путем отсыпки грунта, и глубина здесь достигает 12–15 м. Как и Иокогама, Кобе раньше был одним из главных в Азии центров регулярного пассажирского судоходства, но в наши дни основу его деятельности составляют каботажные и международные грузовые перевозки.

Третий портовый комплекс – Токай – сложился на берегах залива Исе. В нем выделяется Нагоя, причалы которой имеют глубину 5-15 м и приспособлены для приема наливных, насыпных и генеральных грузов.

Природно-ресурсный потенциал Японии

А вывозят через этот порт автомобили, минеральные удобрения, металлы, различное оборудование.

По уровню развития воздушного транспорта Япония также находится на одном из первых мест в мире. По размерам его пассажиро-оборота она уступает, хотя и с большим отрывом, только США. Воздушный транспорт обеспечивает и внутренние, и международные перевозки. А самые крупные в стране аэропорты находятся в Токио (Ханеда, Нарита) и в Осаке.

В Японии, как гористой стране, особенно актуальна проблема преодоления разного рода природных преград. Достаточно сказать, что на ее железных дорогах насчитывается 3,5 тыс. туннелей общей длиной 1500 км. Из десяти самых длинных железнодорожных туннелей мира половина находится в Японии. Едва ли не наибольшую трудность для этой страны-архипелага представляет обеспечение надежных морских и сухопутных связей между четырьмя главными ее островами.

Для этой цели очень широко используется Внутреннее Японское море (Сэто), протягивающееся на 450 км и являющееся одной из самых оживленных судоходных акваторий Мирового океана. Кроме того, острова соединены друг с другом мостами и транспортными туннелями. Еще в 1942 г. был открыт подводный туннель «Канмон» под узким Симоносекским проливом, разделяющим острова Хонсю и Кюсю. Этот туннель трехъярусный и приспособлен для железнодорожного, автомобильного и пешеходного движения. В послевоенное время, когда пропускная способность его стала недостаточной, был построен второй туннель – «Синканмон» – длиной почти 19 км. В конце 1980-х гг. было завершено сооружение системы мостов Сэто – Охаси, соединившей острова Хонсю и Сикоку. Движение по ним происходит на двух уровнях – нижнем (железнодорожное) и верхнем (автомобильное). Это самые большие двухъярусные мосты в мире.

Но, естественно, еще более сложным делом было соединение островов Хонсю и Хоккайдо, разделяемых проливом Цугару, который протягивается почти на 100 км при наименьшей ширине около 20 км. В течение длительного времени железнодорожные и автомобильные перевозки через пролив Цугару обслуживало специальное судно-паром. Однако в 1954 г. оно перевернулось, и при этом погибло более тысячи пассажиров. Тогда и возникла идея сооружения туннеля «Сэйкан». Строительство его продолжалось более 20 лет. После начала мирового энергетического кризиса возникали даже сомнения в его рентабельности и предлагались другие варианты его использования: для прокладки линий электропередачи, для устройства туристических аттракционов, гигантского подземного нефтехранилища и даже… плантации для выращивания шампиньонов. Но в 1980-х гг. он все же был достроен. Самый длинный в мире туннель «Сэйкан» имеет длину 54 км, из которых 23 км проходят на глубине 100 м под водой. Благодаря этому туннелю скорый поезд теперь проходит от Токио до Саппоро не за 16, а за 6 ч.

⇐ Предыдущая73747576777879808182Следующая ⇒

Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 876 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

2.4 Непроизводственная сфера

2.4.1 География путей сообщения и транспорт

Япония славится хорошо развитой транспортной инфраструктурой. Её совершенствование, основанное на последних достижениях науки и техники, давно стало одной из важнейших государственных задач. Наибольшая плотность объектов транспортной системы отличается Тихоокеанское побережье острова Хонсю, где находятся главные промышленные центры и сосредоточена большая часть населения страны. В начале нового столетия пассажиропотоки значительно выросли за счёт автомобильного и воздушного транспорта. Автомобильный транспорт также лидирует и в грузоперевозках. Протяжённость автомобильных дорог – 1203777 км .

Протяжённость железных дорог составляет 26435 км, из них 15895 км электрофицированы. На скоростных линиях «синкасэн» поезда развивают скорость до 300 км/ч.

Большая часть морских перевозок приходится на зарубежные линии. На каботажных маршрутах выполняется примерно 40% внутренних грузовых перевозок. В стране насчитывается несколько десятков крупных морских портов. Крупнейшие и важнейшие из них: Иокогама (средний товарооборот 9 трлн йен), Осака (4 трлн йен), Токио (8,9 трлн йен), Кобе (6,1 трлн йен), Нагоя (8,9 трлн йен), Симидзу (2,2 трлн йен), Нагасаки (182 млрд), Модзи (767 млрд) .

На долю воздушного транспорта приходится до 80% международных пассажирских перевозок, а также срочных грузов. 176 аэропорта (2010 г.) разбиваются на три класса. В первый входят два международных аэропорта в Токио – Нарита и Ханэда и один в Осака – Кансайский. Во второй – крупные аэропорты для внутренних перевозок, а в третий – малые аэропорты для внутренних перевозок.

2.4.2 Туризм

Ежегодно страну посещают более 5 млн туристов. Япония славится высоким уровнем сервиса. В Японии насчитывается 3,5 тыс. гостиниц европейского типа, а также большое количество национальных гостиниц Рёкан.

Япония привлекает туристов своеобразными и неповторимыми традициями своего народа, живописной и уникальной природой.

В Японии созданы Совет по туристической политике и Межведомственный координационный совет по туризму, координирующие политику правительственных органов по вопросам туризма, а также Департамент по туризму Министерства транспорта Японии, пропагандирующий туризм и регулирующий деятельность туристических организаций.

Наиболее влиятельными туристическими компаниями в Японии являются «Японская ассоциация туристических агентств» и «Японская национальная туристическая организация». Всего же в Японии существует более 500 турфирм, имеющих лицензию Министерства транспорта, и более 2000 организаций, ведающих внутренним туризмом.

2.4.3 Торговля и финансы

Денежная единица Японии – йена (¥). Инфляция – -0,9% (2010 год).

Финансовый год в стране начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта следующего года. В доходной части государства бюджет формируется в основном из налоговых поступлений (57%), другие поступления составляют незначительный процент. Крупнейшие статьи расходной части государственного бюджета: расходы на социальное обеспечение, обслуживание государственного долга, нужды префектур, общественные работы, образование и науку.

Главную роль в кредитно-денежной системе играют центральный банк, десятка городских банков, несколько десятков региональных банков первого и второго разряда, траст-банки, банки досрочного кредита. Центральный банк – единственный в стране эмитент валюты, он осуществляет денежную политику .

Япония является развитой постиндустриальной страной, несмотря на скудность запасов минерального сырья. Во многих отраслях обрабатывающей промышленности Япония занимает лидирующие позиции в мире. В стране хорошо развита сфера услуг, транспортная инфраструктура одна из лучших в мире. Страна привлекает множество туристов ежегодно, своей загадочностью и своеобразием. В последние годы значительно увеличены расходы на НИОКР. Также по масштабам использования наиболее прогрессивных видов промышленного оборудования Япония значительно опережает все страны мира. Можно сказать, что Япония является примером того, как не имея достаточно территорий, сырья и благоприятных условий, можно стать одной из самых передовых стран мира.

2.5 Внешнеэкономические связи страны

2.5.1 Торговля товарами, услугами и финансами

Япония – одна из крупнейших мировых торговых держав.

Импорт: $ 636 800 000 000 (2010 год). Партнеры: Китай 22,2%, США 10,96%, Австралия 6,29%, Саудовская Аравия 5,29%, ОАЭ 4,12%, Южная Корея 3,98%, Индонезия 3,95% (2009). В импорте преобладает топливо и промышленное сырьё. В последнее время возрастает импорт готовых товаров из НИС Азии. Наиболее важные статьи японского импорта – продукция машиностроения – 23%, промышленное сырьё и топливо – 14%, продовольствие – 7%, одежда – 5%.

Экспорт: $ 735 800 000 000 (2010 год). Партнеры: Китай 18,88%, США 16,42%, Южная Корея 8,13%, Тайвань 6,27%, Гонконг 5,49% (2009). В экспорте готовых промышленных изделий 64% приходится на машины и оборудование. Международной специализацией Японии на мировом рынке является торговля продукцией наукоёмких высокотехнологичных производств .

Важным направлением внешнеэкономической деятельности Японии является экспорт капитала. По объёму иностранных инвестиций страна превратилась в одного из мировых лидеров наряду с США и Великобританией. Причём растёт доля вложения капитала в развитые страны. Япония вкладывает свои капиталы в обрабатывающую и добывающую промышленность разных стран мира. Япония по-прежнему остаётся главным кредитором в мировой экономике и у неё самые большие в мире зарубежные активы .

3.2 Сотрудничество Беларуси и Японии

Сотрудничество Беларуси и Японии развито по следующим направлениям:

1.Сотрудничества в пограничной сфере.

В Минске 11 декабря 2010г. состоялась рабочая встреча первого заместителя председателя Государственного пограничного комитета генерал-майора Андрея Горулько и временного поверенного в делах Японии в Беларуси Киёси Мацудзаки. Стороны рассмотрели вопросы реализации проекта международной технической помощи "Модернизация системы противодействия незаконному обороту ядерных и радиоактивных материалов на Государственной границе Беларуси" (РАДБЕЛ), а также наметили направления дальнейшего развития сотрудничества двух стран по пограничным вопросам.

В соответствии с проектом планируется создание мобильных лабораторий оперативного и оперативно-стратегического реагирования на факты незаконного оборота ядерных и радиоактивных материалов на границе. Кроме того, предполагается создание ведомственного центра и региональных пунктов реагирования на радиационные инциденты на границе Беларуси .

2.Гуманитарное сотрудничество. Государственные и общественные структуры Республики Беларусь и Японии активно взаимодействуют в вопросах преодоления последствий катастрофы на ЧАЭС .

3.Финнсовые отношения. В Токио 9 — 10 ноября 2010 года состоялась конференция «ОАО «АСБ Беларусбанк» открывает инвестиционные и деловые возможности Республики Беларусь».

Выступающими была отмечена важность подписанного в декабре 2009 года Меморандума о сотрудничестве межу NEXI и ОАО «АСБ Беларусбанк» для развития торговли между Беларусью и Японией, а также хорошие предпосылки для развития белорусско-японских деловых отношений в таких областях, как нефтехимия, легкая, пищевая промышленность и машиностроение .

Таким образом, можно сделать вывод, что Япония занимает лидирующие позиции по торговле товарами и услугами, занимает важное положение в международных финансовых отношениях. Япония развивает свои международные контакты, как политические, так и экономические. Также прослеживается многовекторное развитие отношений Беларуси и Японии.

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЯПОНИИ

4.1 Наука и образование

Научными разработками занимаются в Японии специализированные научно-исследовательские учреждения, частные компании, а также университеты и другие высшие учебные заведения.

Япония - одна из лидирующих стран в области научных исследований, в особенности в высоких технологиях, биомедицине и роботехнике. Национальный бюджет НИОКР составляет 130 млрд долларов США и в исследованиях задействовано почти 700 тыс. учёных. Япония занимает третье место по средствам, затрачиваемым на науку. Она лидирует в фундаментальной науке: среди японцев 13 нобелевских лауреатов по физике, химии или медицине, три лауреата Филдовской премии и лауреат премии Гаусса. Япония занимает первое место по производству и использованию роботов. В этой стране придумали таких роботов как QRIO, ASIMO и AIBO.

Основные научные центры Японии: Цукуба, Номура, Мицубиси, Торэй, Токийский, Осакский и Нагойский университеты .

В стране действует закон 1947 года об обязательном бесплатном 9-летнем образовании. Он был введён американскими оккупационными властями и внёс неоценимый вклад в экономические успехи страны.

Нынешняя система образования включает начальные школы (6 лет), средние школы первой ступени (3 года), средние школы второй ступени (3 года), университеты (4 года). Также имеются сады, технические колледжи (5 лет) для выпускников средних школ и школ для инвалидов. Образование до уровня средней школы первой ступени – обязательное. 95% начальных и средних школ первой ступени – государственные.

Природные ресурсы Японии: описание и оценка

На частные учебные заведения приходится 24% средних школ второй ступени и 73% университетов.

97,8% выпускников начальных школ продолжают учиться в средних школах обеих ступеней. 40% выпускников средней школы поступают в университеты, 10% в другие учебные заведения.

Крупнейшие государственные университеты: Токийский, Киотский, Осакский, Хоккайдский, Тохоку. Среди частных наиболее известны Нихон, Васэда, Кэйо, Тюо, Мэйдзи, Токай, Канасайский .

4.2 Культура

Япония – страна древней и непрерывно обновляющейся культуры, которая всегда впитывала зарубежные веяния, приспосабливаясь к ним и не лишаясь своей уникальности. Культура Японии таит в себе массу загадочных понятий для человека, выросшего в лоне европейской или так называемой западной культуры. Утонченная чайная церемония, хрупкая и изящная, оригинальное и своеобразное, непохожее больше ни на что в мире театральное искусство, традиционная, характерная лишь для Японии поэзия и литература, живопись. Все это весьма таинственно, но вместе с тем и очень маняще для европейского человека .

Сумо считается национальным видом спорта в Японии и является третьим по популярности видом профессионального спорта. Некоторые виды боевого искусства, такие как дзюдо, кэндо и карате также собирает большое количество зрителей. Бейсбол - самый популярный профессиональный вид спорта. В современной Японии развит и футбол. Другими популярными видами спорта являются гольф, бокс, моторные виды спорта и реслинг.

В стране насчитывается 15 государственных праздников, называемых сюкудзицу. Эти дни официально являются выходными, их перечень устанавливается законом о государственных праздниках. Помимо государственных, в Японии существуют неофициальные праздники, называемые мацури. Другим широко известным праздничным событием является цветение сакуры .

4.4 Здравоохранение

По уровню здравоохранения Япония занимает одно из первых мест в мире. В расчёте на 10 тыс. жителей Япония располагает самым высоким показателем числа койко-мест в больницах (128) среди всех других развитых стран мира.

Медицинские услуги в Японии предоставляются государственным и местными правительствами. Оплата за личные медицинские услуги производится через универсальную систему медицинского страхования, которая обеспечивает относительное равенство доступа, сборов, установленных правительственным комитетом. Люди, не имеющие страховку, через работодателя могут участвовать в национальной программе медицинского страхования в ведении местных органов власти. С 1973 года финансируемое правительством страхование распространяется на всех пожилых людей. Пациенты имеют право выбирать врача, а также средства обслуживания.

Мы видим, что Япония является прогрессивной страной, в сфере социальных отношений и социальной политики. Государство ежегодно старается всё больше развивать так называемый «социальный пакет» для граждан страны. Несмотря на самобытную и древнюю культуру, японцы хорошо уживаются с достижениями европейской цивилизации. Нельзя не отдать должное тому, что их культура от этого не страдает, а лишь всё больше развивается, при этом не копирую стандарты западных стран.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате работы были сделаны следующие выводы:

Во-первых, территория Японии имеет не очень благоприятное географическое положение. Практически отсутствуют полезные ископаемые, основное минеральное сырьё импортируется. В общем, страна не вполне приспособлена для ведения сельского хозяйства, вследствие малых размеров страны. Однако следует отметить благоприятный климат, который импонирует развитию сельского хозяйства и туризма.

Во-вторых, следует отметить относительную однородность населения страны. Основу составляют японцы, это связано и с тем, что Япония всё ещё относительно закрыта для иностранцев. В последние годы действует политика по сокращению рождаемости, для уменьшения численности населения. Следует отметить, что данная политика приносит результаты.

В-третьих, Япония является развитой постиндустриальной страной. Обрабатывающая отрасль является основой всей промышленной структуры. Основные отрасли промышленности: машиностроение, производство оборудования. В настоящее время взят курс на приоритетное развитие наукоёмких отраслей, производящих высокотехнологичную продукцию с высокой добавленной стоимостью.

В-четвёртых, Япония – один из лидеров внешнеэкономических отношений. У Японии очень разнообразные внешнеэкономические связи, страна имеет множество партнёров. По показателям импорта и экспорта страна занимает лидирующие позиции. Япония по-прежнему остаётся главным кредитором в мировой экономике, у неё самые большие в мире зарубежные активы. Следует отметить и самобытность культуры Японии. Также хорошее социальное развитие страны, что благоприятно сказывается и на её экономическом развитии.

Страницы:← предыдущая1234следующая →