«поучение», «поучение детям» владимира мономаха. Поучение, поучение детям владимира мономаха

нравоучительное сочинение кн. Владимира Мономаха (1053-1125), отражало те христианские идеалы, на основании которых должна была жить великокняжеская семья:
«Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они; ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию...
В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам, ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте, и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, - то пищей и питьем: ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым...
Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь - как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему плохому мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал отец мой блаженный и все добрые мужи совершенные. На заутрене воздавши Богу хвалу, потом на восходе солнца и, увидев солнце, надо с радостью прославить Бога и сказать: «Просвети очи мои, Христе Боже, давший мне свет твой прекрасный». И еще: «Господи, прибавь мне год к году, чтобы впредь, в остальных грехах своих покаявшись, исправил жизнь свою»; так я хвалю Бога и тогда, когда сажусь думать с дружиною, или собираюсь творить суд людям, или ехать на охоту или сбор дани, или лечь спать. Спанье в полдень назначено Богом; по этому установленью почивают ведь и зверь, и птица, и люди...»

Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"

  • - 1) - жанр древнерусской литературы дидактическо-проповеднического характера...

    Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • - - памятник древнерусской литературы и педагогической мысли. "П." написал великий князь киевский Владимир Мономах...

    Педагогический терминологический словарь

  • - журнал детских игр и воспитательных пособий; основан в 1880 г. в СПб., но вышел только один выпуск. Издателем и редактором был И. И. Горбунов...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - ПОУЧЕ́НИЕ, -я, ср. 1. см. поучать. 2. Наставление, назидательный совет. Родительские поучения...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ПОУЧЕ́НИЕ, поучения, ср. 1. Назидательный совет, наставление. «И твои останки людям милы, и укор, и поученье в них.» Некрасов. Надоели мне твои поучения. 2. Проповедь, речь, содержащая в себе наставления о жизни...

    Толковый словарь Ушакова

  • - поуче́ние ср. 1. процесс действия по гл. поучать 2. Назидательный совет, наставление. 3. Проповедь, речь, содержащая в себе наставление о жизни. отт. Жанр древнерусской литературы, включающий в себя такую проповедь...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - поуч"...

    Русский орфографический словарь

  • - @font-face {font-family: "ChurchArial"; src: url;} span {font-size:17px;font-weight:normal !important; font-family: "ChurchArial",Arial,Serif;}  I сущ. поручительство.     . II сущ. размышление...

    Словарь церковнославянского языка

  • - Живи всяк своим добром да своим горбом! См. СВОЕ -...
  • - Своим горбком, своим домком да своим умком...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. УМ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - ...

    Формы слова

  • - детьми,...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 2 не свойственный детскому возрасту недетский...

    Словарь синонимов

  • - наставление, назидание, нравоучение, мораль, проповедь, нотация, урок...

    Словарь синонимов

"ПОУЧЕНИЕ СВОИМ ДЕТЯМ" в книгах

Дать своим детям…

Из книги Там, где всегда ветер автора Романушко Мария Сергеевна

Дать своим детям… В отрочестве меня согревала мечта: дать когда-нибудь своим детям то, чего мне не дали мои родители. Постепенно это стало моей навязчивой идеей: я должна дать своим детям то, чего не дали мне мои родители. А иначе как разорвать цепочку нелюбви? Точнее:

автора Гимельфарб Натан

ДЕТЯМ И ВНУКАМ СВОИМ ПОСВЯЩАЮ.

Из книги Записки опального директора автора Гимельфарб Натан

ДЕТЯМ И ВНУКАМ СВОИМ ПОСВЯЩАЮ. Дорогие мои дети и милые внуки!После того, как мы с Вами отметили моё семидесятилетие, и пошёл отсчёт годам восьмого десятка, я стал ощущать приближение своего жизненного финала. Оглядываясь на прожитые годы, я всё отчётливее понимаю, что

«Актриса не может составить счастья своим детям…»

Из книги автора

«Актриса не может составить счастья своим детям…» В год, когда в городе Бостоне, штат Массачусетс, родился Эдгар По, в далеком от Америки английском Бирмингеме вышли мемуары известной английской актрисы Энн Холбрук. Она писала:«Актриса не может составить счастья своим

Народ дает бессмертие своим детям

Из книги Анатолий Серов автора Чалая Зинаида Акимовна

Народ дает бессмертие своим детям «Правда» писала в эти дни: «Имена Анатолия Серова и Полины Осипенко знала вся страна, знал мир. Они были знамениты, окружены славой. На них смотрели с восторгом и любовью всюду, где они появлялись. Но большевистская скромность и простота

Глава VI Как помочь своим детям преуспеть в жизни

Из книги Как уцелеть среди акул автора Маккей Харви

Глава VI Как помочь своим детям преуспеть в жизни Тот, кто сидит напротив вас за обеденным столом, враждебно на вас уставившись, в недалеком времени окажется в кабинете своего возможного работодателя, который будет сидеть напротив него за своим письменным столом.Возможно,

Из книги Квадрант денежного потока автора Кийосаки Роберт Тору

Самый худший совет, какой вы можете дать своим детям Если вы родились до 1930 года, то для вас слова «учись, получай хорошие отметки и найди стабильную работу» были хорошим советом. Но для большинства читателей данной книги это плохой совет.Почему? Отвечу в двух словах:

10 вещей, которые нужно перестать говорить своим детям

Из книги Как поработить мир за 6 месяцев. 101 понятный совет для решения проблем при помощи фэншуй автора Покровский Дмитрий

10 вещей, которые нужно перестать говорить своим детям 1. Отличная работа!Почему плохо так говорить: при частых похвалах за пустяковые дела, которые дались ребенку без особых усилий, возникает привыкание к «легкой награде». А это приводит к тому, что теряется мотивация

«Поучение детям» Владимира Мономаха

Из книги Восточные славяне и нашествие Батыя автора Балязин Вольдемар Николаевич

«Поучение детям» Владимира Мономаха Особое место в жанре поучений занимает сочинение, принадлежащее перу Великого Киевского князя Владимира Всеволодовича Мономаха (1053–1125).В 1078 году отец Владимира Мономаха занял киевский великокняжеский престол, а своему

Как делать подарки своим детям

Из книги Тайное значение денег автора Маданес Клаудио

Как делать подарки своим детям Вы можете делать подарки своим детям таким образом, что это будет помогать им расти, но можете делать подарки и так, что они принесут больше вреда, чем пользы. Вот несколько советов, которые нужно иметь в виду, когда дарите что-то своим

Родители внушают чувство вины своим детям

Из книги Говорить «нет», не испытывая чувства вины автора Шейнов Виктор Павлович

Родители внушают чувство вины своим детям Манипуляция «Несчастная женщина» Мать регулярно дает понять ребенку, что именно из-за него она не устроила личную жизнь: «Я бы не раз могла выйти замуж, но боялась, что отчим будет плохо к тебе относиться» или «Кому я нужна с

85. Чем родители реально могут помочь своим детям?

Из книги Ваш билет на экзамене жизни. 102 ответа на жизненно важные вопросы автора Некрасов Анатолий Александрович

85. Чем родители реально могут помочь своим детям? Каждая душа приходит в этот мир реализовать себя, а не жертвовать собой ради другого. Чтобы не бояться за детей, нужно использовать одно средство – пространство любви между родителями. Это поистине универсальное средство

Почему родители завидуют своим детям

Из книги Искусство жить [Реальные истории расставания с прошлым и счастливых перемен] автора Гросс Стивен

Почему родители завидуют своим детям Несколько лет назад у меня была пациентка, которую я назову Амирой. В двадцатисемилетнем возрасте она попала в серьезную автомобильную аварию – машину, которой управляла Амира, занесло и выбросило на разделительную полосу на трассе

«Исповедуйтесь детям своим»

Из книги Литературная Газета 6459 (№ 16 2014) автора Литературная Газета

«Исповедуйтесь детям своим» Священник Владимир НЕЖДАНОВ МАТЕРЬ БОЖИЯ Матерь Божия тихо склонила Над землёю небесный покров, Вздоха даже не проронила, И молитва осталась без слов. И во веки веков сохранила Русь святую, Родительский Кров. ...И страдает Она о ночлеге Всех

Различные наставления детям своим, монахам

Из книги Поучения автора Великий Антоний

Различные наставления детям своим, монахам 1Если придет к тебе брат и откроет тебе свои мысли, то не сообщай их никому, но молись о себе и о нём, чтобы обоим вам быть свободными от нечистых мыслей.Если какой брат будет униженно просить тебя, чтобы ты помог ему в делах его, то

Памятник древнерусской литературы и педагогической мысли. "П." написал великий князь киевский Владимир Мономах (1053-1125). Произведение состоит из собственно "Поучения", "Автобиографии" и письма ("Грамотицы") князю Олегу Святославовичу.

Жанр поучений детям был широко распространён в европейской культуре Средневековья. Автор адресовал произведение своим детям и всем, кто захочет его выслушать. Обращённый в первую очередь к князьям и правителям текст имел значение политического завещания; его сентенции Владимир Мономах подкрепил обращением к опыту собственной жизни. Он стремился уберечь государство от княжеских междоусобиц и, опираясь на авторитет христианского вероучения, пытался силой морального убеждения повлиять на своих потомков.

Большое место в памятнике отведено прославлению труда и борьбе с леностью. Князь учил своих детей честно и достойно исполнять гл. мужское дело - защищать родную землю и не давать в обиду своих подданных, указывал на необходимость разностороннего книжного учения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 209)

Ч426.21,6(2)313

  • - 1) - жанр древнерусской литературы дидактическо-проповеднического характера...

    Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • - - памятник древнерусской литературы и педагогической мысли. "П." написал великий князь киевский Владимир Мономах...

    Педагогический терминологический словарь

  • - дочь Владимира Мономаха. Около 1120 г. была выдана замуж за Коломана венгерского, но через год, обвиненная в неверности, отослана к отцу, где родила сына Бориса, долго беспокоившего Венгрию своими притязаниями...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - свод юридич. постановлений, дошедший в составе Русской правды Пространной редакции...

    Советская историческая энциклопедия

  • - дочь Владимира Мономаха. Около 1120 г. была выдана замуж за Коломана венгерского, но через год, обвиненная в неверности, отослана к отцу, где родила сына Бориса, долго беспокоившего Венгрию своими притязаниями...
  • - князь, сын Владимира Мономаха, убит 6 сентября 1096 г. В 1095 г., в борьбе с Олегом черниговским в. кн. Святополк и Владимир Мономах отняли Смоленск у Олегова брата Давида, послав его на княжение в Новгород, и отдали...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - сын Владимира Мономаха. Год его рождения неизвестен, и вообще о жизни его сохранилось мало сведений, из которых некоторые даже подвергаются сомнению учеными...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - нравоучительное сочинение кн. Владимира Мономаха, отражало те христианские идеалы, на основании которых должна была жить великокняжеская семья: «Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки...

    Русская энциклопедия

  • - ПОУЧЕ́НИЕ, -я, ср. 1. см. поучать. 2. Наставление, назидательный совет. Родительские поучения...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ПОУЧЕ́НИЕ, поучения, ср. 1. Назидательный совет, наставление. «И твои останки людям милы, и укор, и поученье в них.» Некрасов. Надоели мне твои поучения. 2. Проповедь, речь, содержащая в себе наставления о жизни...

    Толковый словарь Ушакова

  • - поуче́ние ср. 1. процесс действия по гл. поучать 2. Назидательный совет, наставление. 3. Проповедь, речь, содержащая в себе наставление о жизни. отт. Жанр древнерусской литературы, включающий в себя такую проповедь...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - поуч"...

    Русский орфографический словарь

  • - @font-face {font-family: "ChurchArial"; src: url;} span {font-size:17px;font-weight:normal !important; font-family: "ChurchArial",Arial,Serif;}  I сущ. поручительство.     . II сущ. размышление...

    Словарь церковнославянского языка

  • - ...

    Формы слова

  • - наставление, назидание, нравоучение, мораль, проповедь, нотация, урок...

    Словарь синонимов

"Поучение, Поучение детям Владимира Мономаха" в книгах

«Поучение детям» Владимира Мономаха

Из книги Восточные славяне и нашествие Батыя автора Балязин Вольдемар Николаевич

«Поучение детям» Владимира Мономаха Особое место в жанре поучений занимает сочинение, принадлежащее перу Великого Киевского князя Владимира Всеволодовича Мономаха (1053–1125).В 1078 году отец Владимира Мономаха занял киевский великокняжеский престол, а своему

«Поучение» Владимира Мономаха

Из книги Древние славяне, I-X века [Таинственные и увлекательные истории о славянском мире] автора Соловьев Владимир Михайлович

«Поучение» Владимира Мономаха …Помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а

ПОУЧЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА{73} (извлечение)

Из книги Допетровская Русь. Исторические портреты. автора Федорова Ольга Петровна

ПОУЧЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА{73} (извлечение) ...А всего походов было 80 и 3 великих, а остальных и не упомню меньших. И миров заключил с половецкими князьями без одного 20, и при отце и без отца, а раздаривал много скота и много одежды своей......убогую вдовицу не давал в обиду

35. ПОУЧЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА

Из книги Хрестоматия по истории СССР. Том1. автора Автор неизвестен

35. ПОУЧЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА Отрывки из «Поучения Владимира Мономаха» даются из «Лаврентьевской летописи».О ПОВЕДЕНИИ КНЯЗЯВ дому своемь не ленитеся, но все видите; не зрите на тивуна, ни на отрока, да не посмеются приходящий к вам и дому вашему, ни обеду вашему. На

1.1.7. Тяжела ли «шапка Мономаха»? (государственная деятельность Владимира II Мономаха)

Из книги Российская история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

1.1.7. Тяжела ли «шапка Мономаха»? (государственная деятельность Владимира II Мономаха) Наиболее известны читающей публике такие персонажи, как Иван Грозный, Петр Первый, Иосиф Грозный и т. п. Рядовые «труженики престола» в нашей стране привлекают куда меньшее

«ПОУЧЕНИЕ» ВЛАДИМИРА МОНОМАХА

автора Мономах Владимир

«ПОУЧЕНИЕ» ВЛАДИМИРА МОНОМАХА

Д. С. Лихачев. «Поучение» Владимира Мономаха

Из книги Русская правда. Устав. Поучение [сборник] автора Мономах Владимир

Д. С. Лихачев. «Поучение» Владимира Мономаха «Поучение» Владимира Мономаха читается только в Лаврентьевской летописи. Здесь оно искусственно вставлено между рассуждением о происхождении половцев и рассказом о беседе летописца с новгородцем Гюрятой Роговичем. В

Поучение Владимира Мономаха

Из книги Голоса времени. От истоков до монгольского нашествия (сборник) автора Акунин Борис

Поучение Владимира Мономаха Подготовка текста О. В. Творогова, перевод Д. С. Лихачева Автор «Поучения» князь Владимир Всеволодович Мономах (1053–1125) – один из самых талантливых и образованных русских князей домонгольской поры. Прозвание Мономаха получил по матери –

Поучение 3-е. День тезоименитства Его Императорского Высочества Наследника престола Михаила Александровича (О почитании родителей. Это поучение предназначается для внебогослужебных собеседований)

автора

Поучение 3-е. День тезоименитства Его Императорского Высочества Наследника престола Михаила Александровича (О почитании родителей. Это поучение предназначается для внебогослужебных собеседований) I. В этот высокоторжественный день, возлюбленные братия, когда св.

Поучение 7-е. Третий день Пасхи (О значении воскресения Иисуса Христа. Это поучение по некоторой отвлеченности изложения может быть произнесено только пред более или менее образованными слушателями)

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Поучение 7-е. Третий день Пасхи (О значении воскресения Иисуса Христа. Это поучение по некоторой отвлеченности изложения может быть произнесено только пред более или менее образованными слушателями) Христос воскресе!I. «Воскресение Господа нашего Иисуса Христа, –

Поучение 2-е. Преп. Паисий Великий (В чем должна выражаться родительская любовь к детям?)

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том II (апрель – июнь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Поучение 2-е. Преп. Паисий Великий (В чем должна выражаться родительская любовь к детям?) I. Преп. Паисий, память коего ныне, живший в V веке, был сын богатых и благочестивых родителей, щедро благотворивших всем нуждающимся. Еще будучи отроком, он лишился отца и жил под

Поучение 2-е. Преображение Господне (Духовное преображение наше есть достойный плод Господу. Поучение по благословении плодов)

автора Дьяченко Григорий Михайлович

Поучение 2-е. Преображение Господне (Духовное преображение наше есть достойный плод Господу. Поучение по благословении плодов) I. Настоящее празднество, как сами видите, братия мои возлюбленные, имеет между прочим и ту особенность, что ныне приносятся в храм и освящаются

Поучение 5-е. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (О величии Голгофской жертвы. Это поучение весьма уместно будет произнести пред несколько образованными слушателями)

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том III (июль – сентябрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Поучение 5-е. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (О величии Голгофской жертвы. Это поучение весьма уместно будет произнести пред несколько образованными слушателями) I. В день воздвижения Честного и Животворящего Креста уместно будет, братия христиане,

Поучение князя Владимира Мономаха

Из книги Русская религиозность автора Федотов Георгий Петрович

Поучение князя Владимира Мономаха У Владимира Мономаха (ум. 1125) русская мирянская религиозность предстает в цаилучшем виде. Его «Поучение» написано мирянином для мирян, князем для своих сыновей, но оно преследовало также и другие цели. Автор, несомненно, самый мудрый

Поучение Владимира Мономаха и его письмо Олегу Святославичу

Из книги Библия и русская литература (хрестоматия) автора Автор неизвестен

Поучение Владимира Мономаха и его письмо Олегу Святославичу Владимир Всеволодович Мономах (1053 - 1125) - князь Смоленский, Черниговский, Переяславский, великий князь Киевский; внук по материнской линии Византийского императора Константина Мономаха (отсюда и прозвание,

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 59 VIII вида

ОТКРЫТОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

ПО ВАЛЕОЛОГИИ

«ПОУЧЕНИЕ ДЕТЯМ»

ВЛАДИМИРА МОНОМАХА

Учитель: Е.В. Дреманович

2013 год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока


«Поучение детям» Владимира Мономаха

Цель урока:

воспитание уважения к культуре русского народа, приобщение к его обычаям и традициям, формирование желания их сохранять и приумножать.

Задачи урока:

- формировать мировоззрение о жизни русского народа и великих людей в период становления русского государства;

Расширение словарного запаса воспитанников;

Способствовать нравственному развитию личности посредством изучения и осмысления «поучения» великого князя киевского Владимира Мономаха;

Воспитывать нравственные качества личности, чувство патриотизма, национальной гордости и уважения к славным деяниям предков.

Ход урока:


I. Организационный момент.


Вступительное слово учителя

Начать наш урок я хотела словами одного из лучших знатоков древнерусской литературы в нашей стране – Дмитрия Сергеевича Лихачёва, его переводы древних произведений точны и понятны современному читателю.

Слайд:
«Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предков, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины».

(Д.С. Лихачев)

Как вы понимаете слова Лихачёва?

Согласны ли вы с его мнением?

II. Сообщение темы урока.

Сегодня вы узнаете о древнерусском князе - Владимире Мономахе, познакомитесь с его «поучением детям».


III. Приём «Продвинутая лекция».

Прежде чем мы начнём знакомиться с «Поучением Владимира Мономаха», мы должны иметь представление о жизни и деятельности самого князя Владимира Мономаха.

Перед вами находятся вопросы, попробуйте ответить на них, отметив знаками «+» - знаете ответ, «-» - не знаете. Прослушав сообщение, попробуйте ответить на них, заполнив колонку «Узнал».

Вопросы

Знаю +

Не знаю -

Узнал

Время правления Владимира Мономаха:

1113-1125

Самостоятельная жизнь Владимира Мономаха началась с:

13 лет

В каком возрасте Владимир Мономах становится князем?

В 60 лет

Основные достижения в государственной деятельности:

подчинение Полоцкой земли;

объединение русских князей;

дополнение свода законов «Русская Правда»;

создание «Поучение».

Когда умер Владимир Мономах?

Рассказ о Владимире Мономахе


1 слайд:

Владимир Мономах (1113 – 1125 великий князь киевский)
«Слава о его доблести сияла как солнце и прошла по всем странам».

2 слайд:

Это был 18-й Киевский князь

Рождение

Смерть

Похоронен

Софийский собор в Киеве

Династия

Рюриковичи

Отец

Всеволод Ярославич


3 слайд:

В 1113г. в Киеве умер князь Святополк Изяславич и в Киеве вспыхнуло
восстание горожан. Погромы продолжались несколько дней и никому не удалось остановить их.

4 слайд:

В этой ситуации киевские бояре решили пригласить на престол самого
авторитетного на Руси князя – Владимира Мономаха.

5 слайд:

В то время Владимир Мономах правил в Переяславле и ему уже было 60
лет. Он успел проявить себя и как талантливый полководец, и как государственный деятель, и как человек высокой культуры. Его уже давно знала Русская земля.

6 слайд:

Владимир Мономах больше всех был заинтересован в прекращении княжеских междоусобиц и способствовал сплочению сил Руси для отпора половцам. Эту мысль он высказывал на княжеских съездах.

7 слайд:

После одного из таких съездов Владимир Мономах стал руководить военными походами. Половцы потерпели поражение. Они надолго оставили русские земли.

8 слайд:

Таковы были итоги военных походов.

9 слайд:

Политика Владимира Мономаха была направлена на:
- сохранение единой власти в государстве;
- борьбу против разделения Руси;
- защиту от половцев;
- реформирование внутри жизни государства.

10 слайд:

Он издал добавления к «Русской Правде», которые получили название «Устав Владимира Мономаха».

11 слайд:

Таким образом, «Устав Владимира Мономаха» определял разные отношения: политические, социальные, денежные.
В конце своей жизни Владимир Мономах написал «Поучение», в котором не
только рассказал о своей трудной жизни, но и поделился размышлениями о смысле жизни, об отношениях между людьми.

12 слайд:


«Поучение Владимира Мономаха» - это одно из выдающихся произведений древнерусской литературы.

Владимир Мономах предназначал своё «Поучение» не только для своих детей. Он придавал ему более широкое общественное значение.

IV. Подготовительный этап чтения.

Учитель: А какой же был Мономах в детстве?
Летописец пишет: «Он рано привык выполнять сложные, недетские поручения. С детства Владимир отличался отчаянной храбростью».


Выразительное чтение воспитанниками по цепочке :
«… Любя охоту, часто ловил зверей с отцом. Своими руками в густых лесах вязал я диких коней сразу по несколько. Два раза буйный вол метал меня на рогах, олень бодал, топтал ногами, вепрь сорвал меч с бедра моего. Медведь пронзил седло. Лютый зверь однажды бросился и повалил коня вместе со мной. Сколько раз я падал с лошади!
Дважды я разбивал себе голову, повреждал руки и ноги, не дорожа жизнью в юности и не щадя головы своей…»

Текст «Поучения Владимира Мономаха» - это своеобразное собрание сочинений князя, состоящее из 3-х частей. Первая часть - само Поучение детям, вторая часть – автобиография, третья часть - письмо Мономаха князю Олегу Святославичу. Поучение явилось политическим и нравственным завещанием князя, адресованным не только его сыновьям, но и широкому кругу читателей.

Словарная работа:

Поучение – один из жанров древнерусской литературы.

Как вы понимаете значение слова «поучение»?

(Поучение – совет, наставление, проповедь, речь,содержащая в себе наставления о жизни).

Подберите однокоренные слова.

(Учить, выучить, заучить, изучить, научить, обучаться, обучение, поучать, поучительный, поучить, приучать, учащийся, учёба, учебник, учение, ученик, учитель, учиться).

Поучение = побуждение к учению.

Определение жанра. Поучение – жанр, в котором излагались правила жизни, которые автор хотел донести до читателя; он поучал его.

Это произведение нравственного характера.

Поэтому наставления Мономаха и воспринимаются как мудрая заповедь, призывающая к состраданию, уклонению от зла, покаянию, молитве, усердию, справедливости, милосердию и попечению о слабых.

Слайд:

- Что мы нового узнаём о Владимире Мономахе? (имя при крещении - Василий )

Когда он пишет «Поучение»? Как вы понимаете фразу «Сидя на санях»? (Оно может иметь значение: «в преклонных годах», «на краю смерти». Значение его основывается на обрядовой стороне похорон. Перевозка тела умершего на санях была существенною частью древнерусского погребального обычая.)

Кому оно адресовано?

V. Физкультминутка.

Мы узнали много интересного о личности великого князя Владимира Мономаха. Сделаем перерыв: проведём физкультминутку.

Физкультминутка

Славный князь Мономах правил на Руси. (Повороты туловища.)
Кто не слышал о нём, послушай, уясни:
Был он честен, и смел, и исполнен сил (Махи руками.)
Русь святую собрать, избавить от войны.
От половецких племён он избавил Русь. (Наклоны туловища.)
Подружил всех князей и возглавил их.
Сыновьям Мономах дал такой наказ: (Вращения глазами.)
В дружбе жить, уважать старых и больных,
Не лениться, учиться, дружбой дорожить. (Вращения кистями рук.)
И тогда вспомнит Русь сыновей своих.

VI. Актуализация урока.

Учитель: Владимир Мономах был неординарной личностью, мудрым человеком, если создал «Поучение», которое актуально и по сей день. Попробуем разобраться, в чём же заключается его актуальность.

Владимир Мономах старается внушить своим детям правила нравственности, укорененной в христианской вере, а также дает им чисто практические советы.

Вот какие основы православной веры выделяет Владимир Мономах:

Слайд:

Основы православной веры:

  • Победить врага нужно покаянием, слезами и милостынею.
  • Малым делом можно получить милость Божию.
  • Не клянитесь Богом.
  • Священников чтите.
  • Основа всему – страх Божий имейте.
  • Посещайте церковь.
  • Прославляйте Бога.

Вот какие советы даёт христианским людям Владимир Мономах:

Слайд:

Советы христианским людям:

  • Убогих не забывайте.
  • Подавайте сироте.
  • Не губите христианской души.
  • Гордости не имейте
  • Чтите старых.
  • Не ленитесь.
  • Остерегайтесь лжи, пьянства, блуда.
  • Чтите гостя.
  • Навестите больного.
  • Поприветствуйте человека.
  • Учитесь всему.
  • Творите добро.

… Не ленитесь, но за всем наблюдайте.

… Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью.

… Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.

… напоите и накормите просящего…

… убогих не забывайте и подавайте сироте…

… Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его.

… выражением нашего сердечного горения могут быть и малые дела, которые в глазах Божиих не отличаются от таких великих, как монашество, затворничество или голодание, если они творятся с чистым сердцем…

… соблюдайте своё слово…

… Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью.

… Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.

… Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны.

… Не пропустите человека, не приветив его.

… Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.

«Поучение Владимира Мономаха» адресовано княжеским детям. Между тем в нем содержатся рекомендации по утверждению в жизни общечеловеческих ценностей, добродетелей, не теряющих своего значения во все времена.

  1. Этап контроля и самоконтроля

Работа в группах «Восстановите цитату»

1 группа: вставить пропущенные слова и восстановить цитату из «Поучения Владимира Мономаха»

2 группа: вставить пропущенные слова и восстановить отрывок из «Поучения Владимира Мономаха»

Взаимопроверка цитат.

  1. Этап подведения итогов урока

Повторительно-обобщающая беседа

Что мы узнали о Владимире Мономахе?

Что мы можем сказать о «Поучении Владимира Мономаха»?

Не кажется ли вам, что «Поучение» устарело в наши дни?

А советы только детям? Или они обращены и к взрослым?

- Какое поучение своим детям оставил князь Владимир?
- Что он завещал?

Какое наставление вы бы взяли для себя? Для своих друзей?

  1. Этап информации о домашнем задании

Составить поучение (брату, сестре, однокласснику) по плану:

1. Обращение.

2. Советы.

  1. Этап рефлексии.

Выберите то высказывание, которое вы хотели бы произнести в конце нашего урока. Свой ответ обоснуйте.

Кто слишком много думает о том, чтобы делать добро, тому не хватает времени быть добрым.

Лень, как ржавчина, разъедает быстрее, чем труд изнашивает.

Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков.

Владимир Мономах

Как видим, представления о человеческих ценностях не меняются на протяжении многих веков. И во времена Владимира Мономаха, и в наше время они одинаково чтимы и значимы. Вот почему и сейчас, спустя много веков, мы обращаемся к произведениям прошлого, осмысливаем их содержание и суть, обогащая свой внутренний мир.

И пусть добрым напутствием вам прозвучат слова Д.С.Лихачева:

«Будем любить все русское, исконно русское … но будем неустанно учиться ценить и то…что таится нового в нас самих».

8.Образование и воспитание в Древнерусском государстве.

В Древней Руси система образования имела свои особенности. В киевский период произошло становление древнерусской народности и государственности, в качестве официальной рели­гии принимается православие (988), что наложило свой отпечаток на воспитание и образование. Выбор веры в пользу православия определил и выбор характера образования. Византийское влия­ние способствовало расцвету школьного дела в Киевской Руси, хотя Русь переняла от Византии образец монастырской образо­ванности, негативно относящейся к светским знаниям. И так как то был период расцвета Византии, то смешение славянской языческой культуры со зрелым восточным христианством дало любопытный сплав древнерусского православия с оригиналь­ной концепцией воспитания человека.

Разделение Церкви на православную и католическую (1054) способствовало росту враждебного, настороженного отношения к католицизму, перенесенного и на западноевропейскую культуру. Как следствие, в Московской Руси она оказалась невос­требованной. Позже, когда Византийская империя заключила унию с Католической церковью (1439), это отношение распро­странилось и на позднюю византийскую культуру. В результате на Руси оформился особый, замкнутый культурный мир, отли­чающийся языковой изолированностью и религиозной нетер­пимостью. Латинский и греческий языки не получили развития в качестве языков богослужения и науки. Древнерусское госу­дарство не унаследовало ни традиций античного образования, ни систему светского воспитания, сложившуюся в Византии.

Главным очагом воспитания и обучения была семья. Воспи­тание осуществлялось с раннего детства в соответствии со сло­жившимися в каждом сословии традициями. Начальное образо­вание получали либо в семье, либо обучаясь индивидуально у грамотного лица. Церковь контролировала домашнее воспита­ние. Как правило, в богатые семьи в качестве домашних учите­лей приглашались священники. Важнейшей стороной воспитания ребенка было его приобщение к православию. Основы христи­анского вероучения распространялись в народе устным путем или через деятельность духовенства. Родители должны были воспитывать детей в строгости и «страхе Божием». Дети с ранних лет участвовали в церковных обрядах. Педагогические усилия направлялись на нравственное и духовное совершенствование человека. Дети простых людей в семье приучались к сельскохо­зяйственному труду, работе по дому. Их отдавали к мастерам учиться ремеслу. Нередко наряду с ремеслом их обучали чте­нию, письму, церковному пению.

Начальное обучение осуществляли также мастера грамоты, которые занимались обучением детей, часто совмещая педаго­гическую деятельность с другой профессией. Учителями грамоты были монахи, принадлежащие к низшему духовенству (дьячки, певчие), а также светские лица. Грамоте обучали следующим образом: сначала учили писать и произносить буквы, затем чи­тать молитвы по Псалтырю. Тексты псалмов и молитв не толь­ко читались, но заучивались наизусть и пелись. На занятиях по математике изучали нумерацию, удвоение, раздвоение и четыре арифметических действия. Мастера грамоты появились в Киев­ском государстве в XII в., однако наибольшее распространение данная практика обучения получила в XIII-XIV вв. Церковь настороженно относилась к мастерам грамоты, однако была вы­нуждена мириться с этим явлением.

Вторая ступень обучения на Руси традиционно называлась «школы учения книжного». В XI-XIII вв. они открываются по всей Руси при княжеских дворах, церквах, монастырях, как мужских, так и женских. Их основная задача - «освоение книжной мудрости». Наряду с чтением, письмом, счетом учени­кам сообщались сведения из истории различных стран и окру­жающей природы.

Образование повышенного типа можно было получить само­стоятельно, через чтение и беседы с духовными наставниками. Монастыри в своих стенах нередко имели собрания рукописей, включавших сочинения отцов Церкви, иногда светские произ­ведения. Они привлекали книжников - лиц духовного звания, занимавшихся перепиской и исправлением книг, переводами .

В X-XI вв. в Киевской Руси появляется ряд рукописных сборников как переводных, так и оригинальных, включавших и тексты педагогического содержания. В педагогической лите­ратуре того времени содержались советы по воспитанию у детей таких качеств, как послушание, благочестие, почитание старших. Одной из наиболее известных книг, дошедших до нас, является

«Изборник Святослава» (1073), который содержал элементы зна­ний, входивших в курс семи свободных искусств, а также круг христианских идей и представлений. Материал, изложенный в ясной и доступной форме, помогал овладеть знаниями в духе византийской образованности.

Оригинальным педагогическим памятником XII в. считается «Поучение князя Владимира Мономаха детям», которое пред­ставляет собой своеобразный кодекс, свод правил нравственно­го воспитания того времени. Князь дает советы своим детям, как жить, призывает любить родину, защищать ее, быть гуман­ными и справедливыми к людям, защитниками сирот и вдов, воспитывать в себе отвагу, мужество.

3. Система начального воспитания и обучения в Киевской Руси X – XIII вв. выглядела не как совокупность регулярных учебных заведений, а как определенные формы общественно-педагогической практики (в семье, в училище, в приходе, в монастыре, мастерами грамоты и др.). Грамотность в Раннесредневековой Руси была распространена повсеместно. История древнерусского просвещения открывается летописными известиями о том, что киевские князья Владимир и Ярослав начали строить по городам церкви, стали собирать в них для учения детей и обязали новоприбывших из Византии священников учить детей. Первая школа учения книжного открылась при князе Владимире Святославиче в Киеве в 988 г. Это событие предваряло быстрый расцвет школьного дела, религиозно-педагогической мысли в Киеве, Новгороде и центрах других древнерусских княжеств (Переяславле, Суздале, Чернигове, Полоцке, Муроме, Владимире, Турове, Галиче, Ростове и т. д.). Училища создавались на княжеских, церковных и монастырских подворьях. Учили церковному пению, чтению, письму, занимались нравственным воспитанием («учили чести»). Поначалу устройством школ занимались лично князья, затем их организацией стала заниматься церковь. Несмотря на то, что дети занимались в школах группами, обучение носило индивидуальный характер. С каждым учеником учитель занимался отдельно. Обычно родители отдавали ребенка в школу с семи лет, и сами платили за его образование (давали «мзду»). Обучение детей было тяжелым делом, требовавшим большого времени и затраты сил. Чтению учились по азбукам и букварям. Способ обучения чтению был буквослагательным и малопонятным. Все книги были рукописные, причем все слова писались слитно, каждая буква писалась по-разному, часто сокращенно. И только постепенно письмо упорядочилось, и появилась определенная орфография. Учение книжное давало элементарное и повышенное образование, что позволяло ученикам достичь высокого социального положения. Наряду с чтением, письмом и счетом ученики получали некоторые сведения из математики, истории различных стран, географии и др. Обучением детей вначале было возложено на прибывших греков, потом их заменили выучившиеся у них русские священники, а впоследствии педагогической практикой занялись перенявшие у священников учительскую науку дьячки и миряне – «мастера» грамоты . Мастера грамоты были главными деятелями народного просвещения, и подготовки духовенства того времени. Это были крестьяне, иногда монахи и дьячки, которые сделали из обучения грамоте определенный промысел. Они учили детей всех сословий чтению, письму и счету подобно тому, как мастера учили своих подмастерьев профессии. Для обучения использовались особые дощечки, на которых вырезалась азбука. Сначала учили произносить буквы, потом – писать молитвы по Псалтырю. В качестве писчего материала использовали бересту. На бересте «писалом» выцарапывали тексты. Первые берестяные грамоты относятся к X – XIII вв. Школы мастеров были чрезвычайно низкого уровня. Вследствие низкой степени образования в народе стало распространяться мнение о том, что грамота не только трудна, но и вредна для простого мирянина. Считалось, что благодаря ней, можно сойти с ума или впасть в ересь. Поэтому грамотным людям и ревнителям просвещения, того времени, приходилось с трудом защищать книги и школьную ученость и доказывать их пользу. Но, несмотря на все объективные и субъективные трудности данного периода можно заключить, что грамотность в Киевской Руси X – XIII вв. была распространена повсеместно. Об этом свидетельствуют как летописные источники, так и результаты археологических раскопок (берестяные грамоты, книги, деревянная азбука и мн. др.) в Новгороде, Пскове, Смоленске, Витебске и других городах. Это доказывает, что грамотность не была исключительно церковной или княжеской привилегией, а могла быть доступна и простым гражданам, и посадским людям, и ремесленникам. 4. Православная педагогическая традиция Древней Руси конденсировалась в церковной литературе, в поучениях, которые содержали в себе не только комплекс знаний о мире, человеке, его жизни, но и нравственные ориентиры для праведного богоугодного поведения. Молитвы помогали вырабатывать нужный душевный настрой; исповеди приучали к самоанализу, к мысли о неотвратимости наказания за грехи (проступки); посты, епитимьи, телесные наказания помогали обуздать плоть, смирить гордыню, выработать стойкость. Это были эффективные средства русской православной педагогики; воздействуя на эмоции и волю человека, они создавали благоприятную почву для восприятия «сердцем» божественной мудрости религиозных текстов. Древнерусская педагогическая мысль отводила эмоциональному началу значительную, если не доминирующую (по сравнению с рассудком) роль. При этом она требовала от самого человека проявления воли, активной проверки своего «нрава», «помыслов» и поведения. Человек в Древней Руси заимствовал педагогическую систему из Библии. Но Библия – это собрание многих различных книг с неодинаковыми педагогическими началами. Так в педагогике Ветхого Завета царит суровый патриархат, где все члены семьи должны были строго подчиняться главе дома. Отношение родителей к детям было суровым, подавляющим любую самостоятельность и свободу. Утверждая власть родителей над детьми, ветхозаветная педагогика рекомендовала широко использовать наказания: «родительские побои дают здоровье», «Кулаком в спину – поученье сыну», «Бьют не ради мученья, а ради ученья», «Лелей дитя, и оно устрашит тебя; играй с ним, и оно опечалит тебя. Не смейся с ним, чтобы не горевать с ним и после не скрежетать зубами» и т. п. В новозаветной христианской педагогике господствуют другие начала – любовь, кротость, ценность каждой человеческой личности. Дети в такой семье имеют не только обязанности, но и права. Христианская семья организуется не на началах подчинения и строгости, а на началах любви, взаимной помощи, относительного равенства и свободы всех членов семьи. Многовековой народный опыт позволял представить все возможные издержки применения наказаний, особенно физических. Наказания порождали страх, мешали установлению нормальных доброжелательных отношений между родителями и детьми, воспитывали жестокость: «Где страх, там принуждение», «Он забит и смолоду запуган», «Не груби молодому, не вспомнят старому», «Малый вырастает, все выместит», «Не бей батька сына, побереги свою спину» и т. п. Кроме книг Ветхого Завета, педагогический идеал излагается в книгах отцов церкви, преимущественно ^ Иоанна Златоуста . Выдержки и пересказ его поучений оказались основой многих сборников, имевших педагогическую направленность («Измарагды», «Златоусты», «Пчелы»). Его педагогические идеалы более прогрессивные и широкие чем ветхозаветные. Отвергая врожденность в человеке зла, он прямо заявлял, что зло вкореняется вследствие дурного воспитания и высказывает свою непреклонную веру во всемогущество воспитания. Он замечает, что родить детей – дело природы, но воспитать их в добродетели – дело ума и воли. Если бы отцы старались дать своим детям доброе воспитание, считал Златоуст, то не нужны были бы ни суды, ни судилища, ни наказания. Цель воспитания, по его мнению, - добродетель или страх Божий, что может быть достигнуто аскетизмом, суровостью либо монашеством. Такая воспитательная цель может быть достигнута только насилием над детьми. Юность, поучает он, подобна зверю неукротимому, коню необузданному, и ее необходимо обуздать. Не нужно позволять детям, считал он, делать то, что им приятно, потому что приятное есть и вредное. Необходимо действовать страхом и иметь полную власть над детьми. Таковы источники церковных педагогических идеалов в Киевской Руси. И хотя были известны поучения о любви христианской, в древности господствовал ветхозаветный идеал. Важные сведения о воспитательных идеалах Киевской Руси содержит «Поучение Владимира Мономаха детям» (1096). Это произведение было написано уже престарелым князем, за плечами которого остались долгая трудная жизнь, десятки походов, битв, скитания, небывалый почет и слава. Князю было, что рассказать своим потомкам, чему научить. В своем «Поучении» ^ Владимир Мономах требовал соблюдать христианскую мораль – быть «кротким», не обижать вдов и сирот, покоряться старшим, жить в мире с другими князьями, не притеснять младших сородичей, избегать кровопролития, не поддаваться гордыне и не предаваться лени, во все дела вникать сам, не полагаться на других. «Поучение» Владимира Мономаха – единственный в древнерусской литературе пример политического, морального и педагогического наставления, написанного не духовным лицом, а князем, т. е. государственным деятелем. Многие потомки Владимира продолжали заниматься устройством школ учения книжного и оставляли литературные памятники. Одним из таких великих русских князей был Ярослав Мудрый (1019 – 1054). Как отмечают летописцы, князь велел ставить по городам и весям новые церкви, а их священникам – «учить детей». Так, в Новгороде в 1028 г., была открыта школ, где обучались учению книжному до 300 детей. Сам Ярослав мудрый знал несколько языков. Он создал мастерские по переписке и переводу греческих книг на русский язык. Сам князь любил читать книги, по словам летописи, «в нощи и в дне». Сын Ярослава Всеволод владел пятью иностранными языками. Дочь ^ Анна Ярославна , королева Франции, умела читать и писать, в отличие от своего мужа, короля, ставившего в документах вместо подписи крестик. Ею в 1089 г. в Киеве было открыто женское училище, где около 300 «младых девиц» учились «писанию, ремеслам, пению, швению и иным полезным ремеслам». Будучи разносторонне образованным человеком и понимая необходимость распространения просвещения на Руси, Ярослав Мудрый организовал первую библиотеку при Киевском Софийском соборе, «где собрал летописцев множество», которые написали и переписали много полезных книг. Ярослав Мудрый положил начало составлению старейшего древнерусского свода законов – Русской Правды (около 1016 г.). Этот документ создавался на протяжении XI – XII вв. и в последствии был дополнен сыновьями Ярослава. Несмотря на то, что Русская Правда была, в первую очередь, памятником древнерусского законодательства, в ней запечатлены социально-педагогические и морально-нравственные ценности и идеи того времени. Как уже отмечалось выше, христианская литература, пришедшая на Русь из Византии, оказала огромное влияние на развитие национальной литературы: по образцу переводимых памятников стали создаваться свои собственные оригинальные произведения. В XI в. стали появляться и первые исторические сочинения. Древнейшая из дошедших до нас русских летописей – «Повесть временных лет». Ученые считают, что и до «Повести временных лет» существовали летописи, но они, не сохранились до наших дней. В начале XII в. монах Киево-Печерского монастыря Нестор использовал их для составления новой летописи, получившей свое название по первым словам: «Се повести времяных (прошедших) лет, и откуду русская земля, кто в Кыеве нача первее княжити, и откуду Русская земля стала есть». Над составлением «Повести временных лет» работало в разное время несколько монахов. В составе летописи мы находим и первые договоры Руси и Византии, и жития святых, и сочинения византийских авторов, и народные легенды. Люди, научившиеся читать и писать, еще долго не представляли себе, что наука и поэзия могут существовать раздельно, поэтому летописец был одновременно и ученым, и сказителем. Выдающимся памятником древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве». Единственная дошедшая до Нового времени рукопись «Слова…» погибла в пожаре Москвы во времена нашествия Наполеона в 1812 г. В произведении рассказывается о походе князя Игоря Святославича в апреле 1185 г. против половцев. Неизвестный автор «Слова…» сумел воспеть в этом произведении великую силу любви к родному отечеству и высокие морально-нравственные идеалы воспитания Древней Руси. В результате княжеской междоусобицы и нашествия татаро-монгол (1237 – 1241) общий уровень образования на Руси резко упал. В результате ожесточенных битв, пожаров и разорений в упадок пришли все древнерусские центры культуры и просвещения. В огне погибли многие культурные ценности и книги, были убиты или угнаны в плен мастера грамоты и ученые люди.

] ПОУЧЕНИЕ [пр.1] Владимира Мономаха (1099 г.) I

2. Сидя на санях, помыслил в душе своей и похвалил бога, который меня, грешного, сохранил до сих дней. [пр.6]

3. Да, дети мои или кто­-либо иной [пр.7] , кто прочтет мое поучение, не посмейтеся, но кому из детей моих будет оно любо, пусть запечатлеет его в сердце (своем) и начнет неленостно трудиться.

Прежде всего, бога ради и ради души своей, страх божий имейте в сердце своем и творите милостыню неоскудную: в этом - начало всякому добру. Если же кому не любо это поучение, пусть не погневается, но скажет: вот на далеком пути да на санях сидя, молвил «безлепицу» (неправильно).

4. Встретили меня на Волге послы от братьев моих и сказали: поспеши (соединиться) с нами: выгоним Ростиславичей и волость их отнимем; если же ты не пойдешь с нами, то мы будем сами по­ себе, а ты сам по­ себе. - Я отвечал: «Хоть вы и будете гневаться, не могу с вами идти и нарушить крестного целования» [пр.8] .

5. Отпустив их и взяв в печали псалтырь [пр.9] , я разогнул ее, и вот­ что мне выпало: «Что унываешь, душа моя, и что смущаешься» [пр.10] и пр.

6. Собрав потом эти драгоценные слова, я расположил их по порядку и написал: «Если вам последнее (в поучении) не будет любо, то примите хоть первое.»

7. а. Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на бога, ибо я буду еще славить его. [пр.10]

б. Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие; - ибо делающие зло истребятся, уповающие же на господа наследуют землю. - Еще немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, - и нет его; - а кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира. - Нечестивый злоумышляет против праведника и скрежещет на него зубами своими; - господь же посмеивается над ним, ибо видит, что приходит день его. - Нечестивые обнажают меч и натягивают лук свой, чтоб пронзить идущих прямым путем. - Меч их войдет в их же сердце, и луки их сокрушатся. - Малое у праведника лучше богатства многих нечестивых. - Ибо мышцы нечестивых сокрушатся, а праведников подкрепляет господь. [пр.11]

Когда он будет падать, не упадет, ибо господь поддерживает его за руку. - Я был молод, и состарился, и не видал праведника оставленным, и потомков его просящими хлеба. - Он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет. - Уклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек. [пр.16]

в) Помилуй меня, боже! ибо человек хочет поглотить меня; нападая всякий день, теснит меня. - Враги мои всякий день ищут поглотить меня, - ибо много восстающих на меня, о всевышний! [пр.17]

г) Возрадуется праведник, когда увидит отмщение; омоет стопы свои в крови нечестивого. - И скажет человек: подлинно есть плод праведнику! И так есть бог, судящий на земле! [пр.18]

д) Избавь меня от врагов моих, боже мой! защити меня от восстающих на меня. - Избавь меня от делающих беззаконие; спаси от кровожадных. - Ибо вот, они подстерегают душу мою. [пр.19]

е) Ибо милость твоя лучше, нежели жизнь. Уста мои восхвалят тебя. - Так благословлю тебя в жизни моей; во имя твое вознесу руки мои. [пр.20]

ж) Укрой меня от замысла коварных, от мятежа злодеев. [пр.21]

з) Возвеселитеся все праведные сердцем. [пр.22]

и) Благословлю господа во всякое время; хвала ему непрестанно в устах моих, [пр.23] и пр.

8.а) Так и Василий Великий, собрав юношей, учил их иметь душу чистую, неоскверненную, тело худо, беседу кроткую и в меру слово господне; пить и есть без шума великого; при старых молчать, мудрых слушать; высшим покоряться, с равными и меньшими жить в любви; беседовать без лукавства, (стараясь) многому научиться; не оскорблять (никого) дерзким словом, не хулить (не пререкаться), не смеяться много; уважать старших, с женщинами безнравственными не беседовать; очи иметь долу, а душу горе; [пр.25] (искать) от всех чести, а не легкой власти. [пр.26]

б) Если кто из вас иным чем может угодить богу, - пусть ожидает от него награды и насладится вечными благами.

в) О владычица-­богородица! отними от убогого сердца моего гордость и дерзость, да не возношусь суетою мира сего в этой бренной жизни.

г) Научись, истинный христианин, быть делателем благочестия, научися, по евангельскому слову, управлять очами, удерживать язык, смирять ум, порабощать тело, обуздывать гнев, иметь помысл чистый и побуждение к добрым дедам, господа ради. Если обижают тебя - не мсти, ненавидят или гонят - терпи, если хулят - благословляй. [пр.27]

9. Умертви (в себе) греховные помыслы. Дайте суд сироте и право вдовице. - Тогда приидите и рассудим, говорит господь: «Если грехи ваши будут, как багряное, - как снег убелю», [пр.28] и пр.

10. Воссияет весна постная и цвет покаяния; очистим себя, братия, от всякой крови телесной и душевной. Светодавцу возопием: слава тебе, человеколюбче!

11. Разумейте, дети мои, сколь поистине милостив и многомилостив к нам человеколюбец бог (наш): мы, человеки, грешны и смертны: кто сделает нам зло, того мы готовы уничтожить и тотчас пролить кровь его; а господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши выше главы нашей терпит, - и терпит до конца дней наших, как отец, который, любя свое чадо, хотя и наказывает, но потом снова привлекает его к себе.

12. Так и господь наш указал нам избавление от греха и победу над ним тремя добрыми делами [пр.29] - покаянием, слезами и милостынею; так вот, дети мои, не тяжка заповедь божия, если этими тремя делами можно избавиться от грехов своих и не лишиться царства небесного. Умоляю вас, ради бога не ленитеся, не забывайте этих трех дел: они не тяжки; это - не одиночество, не чернечество или голод, как иные добрые терпят, - но дела не трудные, которыми вы можете снискать милость божию [пр.30] .

13. Что есть человек, что Ты помнишь о нем [пр.31] ?

14. Велик ты, господи, и чудны дела твои! Разум человеческий не может постигнуть чудес твоих. И снова скажем: велик ты, господи, и чудны дела твои, и благословенно и достойно хвалы имя твое вовеки по всей земле! И кто не восхвалит, не прославит могущества твоего и твоих великих чудес и благ, устроенных на сем свете! Как чудно устроено небо, и солнце, и луна, и звезды, тьма и свет, и земля, на водах положенная твоим, господи, промыслом! Звери различные, птицы и рыбы украшены твоим промыслом, господи! И тому чуду дивимся, как, создав человека из праха, дал различные образы человеческим лицам: если даже собрать (людей) со всего света, то не найдется совершенно похожих (друг на друга), но у каждого, по божией мудрости, свое особое лицо. И тому дивимся, как птицы небесные спускаются из воздушных пространств, попадая в наши руки, и не остаются на одной земле, но как сильные, так и слабые разлетаются по всем землям, по божию по­ велению, чтобы наполнились поля и леса: и все то дал бог на пользу людям - на снедь и веселие. Велика, господи, милость твоя на нас, что сотворил ты это угодье ради грешного человека. И те же птицы небесные умудрены тобою, господи: когда повелишь, - запоют и веселят человека, а не повелишь, и, голос имея, онемеют. [пр.32]

15. Благословен еси, господи, и хвален зело, сотворивший все те чудеса и красоты! И кто не восхвалит тебя и не уверует всем сердцем и всею душою во имя отца и сына и святого духа, да будет проклят!

16. Дети мои! прочитав эти божественные слова, похвалите бога, давшего нам милость свою, и послушайте от худого моего разума наставления: если не все примете, то (хоть) половину.

17. Если бог смягчит сердце ваше, пролейте слезы о грехах своих, [пр.33] говоря: как блудницу, и разбойника, и мытаря помиловал, так и нас, грешных, помилуй! - и в церкви так молитесь, и ложася.

18. Если можете, ни одной ночи не пропускайте без земных поклонов; если же вам занеможется, то поклонитесь хоть трижды: не ленитесь и не забывайте, что ночным поклоном и пением человек побеждает диявола и избавляется от соделанных за день грехов. [пр.34]

19. В пути, на коне, если не будет ни с кем дела (беседы), [пр.34а] и не знаете иных молитв, повторяйте беспрестанно и втайне: «Господи, помилуй!» Лучше (на устах) эта молитва, нежели размышлять о чем-­нибудь суетном. [пр.35]

20. Всего же прежде - убогих не забывайте, но по силе­ возможности кормите их, наделяйте сироту, вдовицу судите [пр.35а] сами, а не давайте сильным погубить человека. [пр.36]

21. Ни правого, ни виноватого не убивайте и не повелевайте убивать: если и будет повинен смерти, (все-таки) души христианской не губите. [пр.37]

22. Слово молвив, лихое или доброе, не клянитесь (в подтверждение) богом, не креститеся: нет в том никакой нужды; если же будете крест целовать к братьям или к иному - кому, [пр.38] спросите (сперва) сердце ваше, на чем можете устоять, - и на том целуйте, и, целовавши, блюдите, чтобы нарушением (клятвы) не погубить души своей.

23. С любовию принимайте благословение от епископов, священников и игуменов и не устраняйтесь от них, но любите ихъ и по мере силъ наделяйте, чтобы получить чрез нихъ милость божию [пр.39] .

24. Главное же - не имейте гордости ни в уме, ни в сердце [пр.40] ; говорите: мы смертны: сегодня живы, а завтра в гробе; и все, что ты дал нам, - не наше, а твое; ты поручил нам лишь на краткое время. И в землю (сокровищ) не хороните: то - великий грех [пр.41] .

25. Старого чтите, как отца, а молодых, как братьевъ [пр.42] .

26. В дому своем не ленитесь, но за всем наблюдайте сами; не полагайтесь ни на тиуна, ни на отрока [пр.43] , чтобы посетители ваши не посмеялись над домом вашим и над обедом вашим.

27. На войну вышед, не ленитесь и не полагайтесь на воевод; не предавайтесь ни питью, ни еде, ни спанью; стражу расставляйте сами и, все устроив около войска, на ночь ложитесь и раньше вставайте; оружия не торопитесь снимать с себя: не предусмотрев (опасностей) по лености, внезапно человек погибает.

28. Блюдите себя от лжи, пьянства и разврата: в них погибаетъ душа и тѣло [пр.44] .

29. Во время объезда земель своих не позволяйте бесчинствовать ни своим, ни чужим слугам ни въ селах, ни на полях, чтобы вас не проклинали [пр.45] ; (напротив) куда пойдете и где остановитесь, - напойте и накормите нуждающихся [пр.46] ; особенно же чтите иноземного [пр.47] гостя, откуда бы он ни пришел и кто бы он ни был: простой ли человек, или знатный, или посол: если не можете почтить его подарком, то хоть кушаньем и питьем: странствуя по всем землям, гости разносят о нас или добрую, или худую славу.

30. Больного посетите; проводите усопшего: все мы смертны; не минуйте чедовека, не приветив его и не сказав ему доброго слова [пр.48] .

31. Жен своих любите, но не давайте им власти над собою [пр.49] .

32. Главное же: превыше всего имейте страх божий (в сердце своем). [пр.50]

33. Если всего не запомните, чаще прочитывайте: и мне будет приятно и вам добро.

34. Что знаете доброго, того не забывайте; чего не знаете, тому учитесь: отец мой, например, дома сидя, изучил пять языков, [пр.50а]  - и в этом честь от других земель. Леность всему мать: что умеет, то забудет; чего не умеет, тому не научится. [пр.51]

35. Если хотите быть добрыми, не могите лениться ни на что доброе, и прежде всего - к церкви: да не застанет вас солнце в постели: так делал блаженный отец мой и все добрые христиане. Воздав богу утреннюю хвалу, потом, когда увидите восходящее солнце, опять прославьте бога с радостью и скажите: «Просвети очи мои, Христе боже, давший мне свет твой красный», - и еще: «Господи, приложи мне лето к лету, дабы я, раскаявшись во грехах и исправив жизнь мою, мог восхвалить тебя». [пр.52]

36. Потом садитесь думать с дружиною или судить людей, или отправляйтесь на охоту, или по своим землям, (а в полдень) ложитесь спать: полуденное спанье присуждено от бога: в эту пору почивают и звери, и птицы, и люди. [пр.53]

37. А теперь, дети мои, расскажу вам о трудах моих, походах и ловах, с тринадцатилетнего возраста. [пр.54]

38. а. Первый поход мой был к Ростову; шел через землю вятичей; меня послал отец, сам же он пошел к Курску… [пр.55] На зиму (1077 г.) ходил с Святополком под Полоцк; обожгли этот город; он пошел к Новгороду, а я с половцами на Одреск (р. Одров?), воюя; потом к Чернигову…

б. Всеслав пожег Смоленск; я бросился с черниговцами о двуконь, но не застал его в Смоленске; шел следом за Всеславом, пожег землю и, повоевав до Лукомля и Логожска, (повернул) воюя на Дрютеск к Чернигову…

в. В туже зиму половцы повоевали весь Стародуб; я пошел (против них) с черниговцами п половцами, захватили на Десне князей их - Асадука и Саука, а дружину их избили…

г. …Осенью (спустя три года после описанного) пошли с черниговцами и половцами (с Читеевичами) к Минску: изъездили весь город и не оставили в нем ни челядина, ни скотины…

д. Потом ходил к Стародубу на Олега (наказать его) за то, что он соединялся с половцами…

е. И вот ныне иду к Ростову

ж. После Рождества (спустя несколько лет после описанного) заключили мир с Аепою (половецким князем) и, взяв у него дочь [пр.56] , пошли к Смоленску, а потом к Ростову…

з. И потом, не стерпев злобы Ярослава, ходил на него к Владимиру (- Волынскому) [пр.57] .

и. Из Чернигова (многократно) ездил в Киев к отцу и делал переезд с утра до вечерен [пр.58] .

39. Всех походов совершил 83 больших, а прочих, меньших, не упомню; заключил 19 миров с половецкими князьями при отце и после отца .

40. А вот как я трудился на охоте… и вот что делал в Чернигове: коней диких в лесных дебрях вязал своими руками, по десяти и по двадцати живых коней; кроме того, и по Роси охотясь, ловил своими руками диких коней; два буйвола метали меня на рогах вместе с конем; бодал олень; два лося - один ногами топтал, а другой бодал рогами; кабан с бедра меч сорвал; медведь у колена подклад прокусил, волк (лютый зверь) вскочил на меня и опрокинул коня вместе со мною, - и бог невредимо меня сохранил [пр.60а] .

41. Много раз падал с коня; дважды разбивал голову, ранил руки и ноги, и вообще в юности много раз ранил себя, не берег жизни и не щадил головы своей.

42. Что нужно было делать моему отроку (слуге), то делал я сам, на войне и на охоте, ночью и днем, в зной и холод, не давая себе покоя; [пр.61] на посадников и на бирючей не полагался, а делал сам, что было нужно; все распорядки в дому чинил сам и сам наблюдал за конюшнями, за псовой, соколиной и ястребиной охотой.

43. Последнего простолюдина и убогой вдовицы не давал в обиду сильным; сам следил за исполнением церковных обрядов и служб.

44. Не осудите меня, дети мои или иной кто, прочитавший (эти строки), - я не кичусь своей отвагой, но восхваляю бога и прославляю милость его за то, что он меня, грешного и худого, столько лет сохраняет от смертного часа, что он создал меня, худого, неленивым и на всякое дело способным.

45. Прочитав это поучение, поспешите на добрые дела, славя бога и святых его.

46. Не боясь смерти ни на войне, ни от зверя, делайте, дети, свое «мужеское дело», какое пошлет вам бог: и как я - и на войне, и от зверя, и от воды (подвергался опасности) и с коня падал (но не вредим остался), - так и из вас никто не может ни пострадать, ни погибнуть, если не будет повелено от бога; а если от бога будет назначена смерть, то ни отец, ни мать, ни братья отнять (из рук ее) не могут: хорошо беречься самому, но еще лучше полагаться на бога.

во всём мире, поскольку автор умер по крайней мере 100 лет назад.

Общественное достояние Общественное достояние false false