Психологическое здоровье детей старшего дошкольного возраста. Психологическое здоровье как основа успешной жизнедеятельности дошкольника

Ребёнок рождается на свет со своими «особыми» врождёнными качествами. Сюда можно отнести тип нервной системы, задатки определённых способностей, особенности поведения, даже частично характер своих родителей. Существует мнение, что психологическое развитие ребёнка во многом определяется его генетическим набором. Но большинством учёных-психологов, доказано, что воспитание и среда - факторы, влияющие на развитие личности в большей степени, нежели врождённые особенности.

Главную, определяющую роль в психическом развитии ребёнка играет социальный опыт, зафиксированный в форме предметов и знаковых систем. Он его не наследует, а присваивает. Психическое развитие ребёнка протекает по образцу, существующему в обществе, определяясь той формой деятельности, которая характерна для данного уровня развития общества. Таким образом, формы и уровни психического развития заданы не биологически, а социально. Получается, что именно от нас, взрослых, зависит, каков будет путь малыша в этом сложном, но прекрасном мире. Известно, что гармоничное развитие ребенка во многом зависит от его психологического здоровья, поэтому тема формирования психологического здоровья является весьма актуальной.

Период дошкольного детства очень важен в развитии психологического здоровья ребёнка. В этот период начинает формироваться психика, закладываются основы нравственности, поведения в социуме. Педагогам дошкольных учреждений необходимо постоянно оказывать каждому ребёнку ту или иную психологическую поддержку. К сожалению, в настоящее время остро ощущается недостаток материальных и особенно духовных ресурсов, которые так необходимы для социализации детей и их полноценного развития. Неудивительно, что у каждого второго ребёнка наблюдаются психические расстройства: отсутствие усидчивости, концентрации внимания, расторможенность поведения или гиперактивность.

Термины «психическое здоровье» и «психологическое» следует различать. Психическое здоровье от психологического отличается тем, что психическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, а психологическое здоровье относится к личности в целом.

Какой человек является психологически здоровым? Если составить его обобщённый портрет, то можно отметить такие качества как жизнерадостность, любовь к своему делу, творчество, активная гражданская позиция. Этот человек нравственный, открытый, он принимает себя, как частичку этого божественного мира, признаёт ценность и уникальность других людей. Он постоянно развивается, способствует развитию окружающих его людей. Такой человек способен брать ответственность за себя и свои поступки, извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций, честен, силён духом. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, который находится в гармонии с самим собой и окружающим его миром.

Таким образом, именно «гармония» является основным термином для описания психологического здоровья. Это гармония выражается во взаимодействии с различными аспектами: физическими и психическими, эмоциональными и интеллектуальными. Каждый педагог дошкольного учреждения, прежде всего, должен ориентироваться в воспитании именно на такого человека. Он должен всеми своими силами способствовать личностному росту своих воспитанников, находя подход к каждому ребёнку.

Психологическое здоровье детей, безусловно, имеет свои особенности. Его условно разделяют на три уровня: креативный, адаптивный и дезадаптивный.

  • Креативный – самый высокий уровень. Дети этого уровня имеют достаточный запас сил, чтобы преодолевать неудачи, неблагоприятные ситуации, активны в любой деятельности, они, как правило, не нуждаются в особенной психологической помощи.
  • Адаптивный – средний уровень. К нему относится категория детей в целом адаптированных к социуму, но нуждающихся в необходимой психологической поддержке со стороны взрослых.
  • Дезадаптированный уровень включает в себя детей, поведение которых характеризуется стремлением приспособиться к существующим обстоятельствам в ущерб себе и своим желаниям, не стремясь что-то изменить. Такие дети особенно нуждаются в индивидуальной коррекционной работе.

Различают следующие факторы риска психологического здоровья детей: средовые (окружающая среда ребенка) и субъективные (его индивидуальные личностные особенности).

К средовым факторам можно отнести неблагополучную обстановку в семье (ссоры родителей, отсутствие одного из них, злоупотребление спиртными напитками, неграмотность родителей в отношении воспитания детей) или неблагоприятный для ребёнка эпизод, связанный с детским учреждением. В детском учреждении травмирующей психику может стать, например, ситуация первой встречи с воспитателем, который поведёт себя некомпетентно, и это скажется на последующем взаимодействии ребенка со взрослыми. Кроме того, в детском саду нередко бывают случаи конфликтных отношений со сверстниками, и если воспитатель не видит этого или не вмешивается в ситуацию, то нарушается эмоциональный комфорт ребёнка, что в дальнейшем может негативно сказаться на формировании его личности.

К субъективным факторам относятся характер, темперамент, воля, адекватная самооценка. Учет индивидуальных особенностей ребенка при подготовке и проведении работы в группе создаст благоприятные условия для создания психологического комфорта в детском коллективе, заложит фундамент для формирования психологического здоровья каждого конкретного ребенка.

Получается, что психологическое здоровье ребёнка формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Спокойная, доброжелательная обстановка, создаваемая взрослыми, которые внимательно относятся к эмоциональным и физическим потребностям ребенка, осуществляют за ним систематическое наблюдение, предоставляют ему больше самостоятельности и независимости, является основным условием для полноценного психического развития ребёнка.

В задачи психологической поддержки входят:

  1. Воспитание положительного отношения к себе и принятие других людей.
  2. Обучение рефлексивным навыкам (умение давать оценку своим чувствам, выявлять причины поведения, контролировать эмоции).
  1. Формирование потребности в саморазвитии (умение находить выход в непростых ситуациях, не сдаваться, если сразу не получается).

Эти задачи педагог может реализовать на групповых занятиях с детьми, в беседах, чтении художественной литературы, личном примере, а также в самостоятельных играх детей. Большинство взрослых, исключая, конечно, психологов, не придают особого значения детской игре, считая ее чуть ли не второстепенным занятием. Иногда и педагоги недостаточно серьёзно относятся к сюжетно-ролевым играм детей. В игре ребенок учится осваивать различные роли. Это уме­ние будет очень полезно ему уже при поступлении в школу, когда он будет знакомиться с новой для него ролью ученика. А во взрослой жизни ему придется включаться в новые роли: мужа, отца, представителя той или иной професссии, что не всегда удается. Но, сталкиваясь в жизни с трудностями, взрос­лые не видят их истоков в собственном детстве, поэтому не уделяют внимания ролевому развитию детей: умению проиг­рывать различные роли по статусу и содержанию.

Система работы по формированию психологического здоровья будет состоять из следующих этапов:

  1. Диагностика тревожности в семье и адаптированности детей к детскому саду; наблюдение за воспитанниками и последующее выявление их уровня психологического здоровья.
  2. Определение детей, отнесенных ко второму уровню психологического здоровья; организация для них еженедельных профилактических групповых занятий.
  3. С детьми, имеющими повышенный уровень тревожности (третий уровень), проведение индивидуальной коррекционной работы, также следить за соблюдением родителями рекомендаций воспитателя и педагога-психолога.
  • Способствовать созданию в учреждении (группе) спокойной, жизнерадостной, творческой обстановки;
  • Проявлять искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению;
  • Организовывать жизнедеятельность детей таким образом, чтобы у них накапливался положительный опыт добрых чувств;
  • Собственным поведением демонстрировать уважительное отношение ко всем детям, взрослым;
  • В подготовке и проведении обучающих занятий учитывать возрастные особенности и интересы детей;
  • Создать условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия к взрослым;
  • Учить детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей.
  • Формировать у детей умение устанавливать связь между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей;
  • При организации взаимодействия чаще пользоваться поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением;
  • Создать условия для эффективного доверительного сотрудничества с родителями воспитанников.

Как известно, личность взрослого, его профессиональная компетентность имеет огромное значение в воспитании детей. Воспитатель в процессе общения и деятельности постоянно влияет на своих подопечных, так как они почти целый день находятся в тесном контакте. Доброжелательный настрой, положительное эмоциональное состояние наставника, умение управлять собой, доводить начатое дело до конца – вот основные качества, которые необходимы каждому педагогическому работнику дошкольных учреждений. Только педагог с высоким уровнем интеллектуального, духовного, личностного развития, может достаточно профессионально найти подход к каждому ребенку и сформировать в нём те качества, которые создадут предпосылки для формирования гармоничной и успешной личности ребёнка, устойчивой к различным жизненным ситуациям.

Список использованной литературы

  1. Выготский, Л.С. Психология развития человека, Л.С. Выготский – М.: Издательство «Смысл», 2005. – 1136с.
  2. Дубровина, И.В. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы, И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Т.В. Вохмянина – 4-е изд., Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 176с.
  3. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - 5-е изд., М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336с.
  4. Хухлаева, О.М. Тропинка к своему Я. Дошкольники, О.М. Хухлаева, И.М. Первушина, www.klex.ru/ewf .

Именно в дошкольном возрасте наиболее часто встречаются дети, страдающие неврозами и другими психическими заболеваниями, весьма актуальной является проблема психопрофилактики психического состояния здоровья детей-дошкольников.

Безусловно самым лучшим профилактическим средством является хорошее отношение родителей к детям, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на место своих детей. Конечно, не существует готовых рецептов и моделей воспитания, которые можно просто взять и, не изменяя, «приложить» к своему ребенку. Однако можно дать некоторые рекомендации по воспитанию детей, отнестись к которым по-своему - право каждого родителя.

Поверьте в уникальность своего ребенка, в то, что Ваш ребенок - единственный в своем роде, не похож ни на одного соседского ребенка и не является точной копией Вас самих. Поэтому не стоит требовать от ребенка реализации заданной Вами жизненной программы и достижения поставленных Вами целей. Предоставьте ему право прожить жизнь самому.

Позвольте ребенку быть самим собой, со своими недостатками, слабостями и достоинствами. Принимайте его таким, какой он есть. Опирайтесь на самые сильные стороны ребенка.

Не стесняйтесь демонстрировать ему свою любовь, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах.

Не бойтесь «залюбить» ребенка, берите его на колени, смотрите ему в глаза, обнимайте и целуйте его тогда, когда ему этого хочется.

В качестве воспитательного воздействия чаще используйте ласку и поощрение, чем наказание и порицание.

Постарайтесь, чтобы Ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безпардонностью 11, с. 46.

Идентификация страхов

Для трехлетнего ребенка это нормально - испытывать страхи. Они часто наблюдаются у маленьких детей, поскольку те еще не способны справиться с сильными эмоциями.

В возрасте трех с половиной лет ребенок особенно подвержен страхам. В его жизни происходит много драматических событий. Взрывным образом развивается его знания языка. У него появляется чувство агрессивности. Он уже думает о будущем и не знает, что его ждет. Новые ощущения заставляют ребенка чувствовать беспокойство, неустроенности и страх.

Ребенок боится перемен. Переезд в новый дом, рождение брата или сестры, или смерть близкого человека, появление новой воспитательницы, первое посещение дошкольного учреждения - все это может быть причиной страхов.

Бывает, что страхи уходят корнями в переживания реальной жизни. Опыт враждебной встречи с человеком или животными может стать источником детских страхов.

Есть несколько типичных вещей, которых обычно пугаются трехлетние дети. Как правило, они боятся собак, громких звуков и темноты. Дети испытывают страх, когда не знают, что может произойти. Они не имеют представления, как поведет себя собака. Они не понимают, из-за чего громкий звук. Они не знают, что может скрываться в темной комнате. В этом возрасте ребенку трудно сдерживать свои собственные агрессивные инстинкты, и он боится проявления чужих злобных эмоций.

Причина страха может быть явной и скрытой. Некоторые дети ясно дают понять, чего они боятся; у других детей выявить источник страха довольно трудно. Признаком страха может быть привычка сосать большой палец, грызть ногти или крутить волосы. Ребенок ведет себя по-другому, когда играет, ест или готовиться ко сну. Он поступает глупо или слишком по-детски. Страх может проявляться в чрезмерной болтливости или в чрезмерно храбром поведении.

Если вы видите, что ребенок боится, он не может понять чего именно, поищите проявления модели страха.

Пугается ли малыш определенной деятельности или определенных людей? Хорошо ли ему дома? Как он ведет себя в детском саду? Побуждайте его говорить о своих чувствах. Совместное чтение книг поможет ребенку раскрыться. Ему будет легче признаться в своих страхах, когда он поймет, что время от времени у всех бывают такие же ощущения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

психологический ребенок эмоциональный дошкольник

Детство - время, когда закладываются основы эмоционального и психологического благополучия у дошкольника. Именно обеспечение эмоционального благополучия ребенка и является одной из основополагающих задач дошкольного воспитания. Ведь комфортность эмоционального самочувствия дошкольника является показателем эффективной работы детского сада и составляет основу психологического здоровья дошкольника.

Для ребенка нет ничего важнее эмоционального благополучия - без него не сложится нормальная личность. Поэтому одной из главных задач взрослых, принимающих участие в развитии и воспитании ребенка, является обеспечение для ребенка состояния эмоционального благополучия.

Вместе с тем, с каждым годом появляется все больше дошкольников с отклонениями в эмоциональной сфере. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. А ведь именно в среднем дошкольном возрасте происходит освоение выражения эмоций социальной направленности.

Сейчас активно идет реформирование системы дошкольного образования: появляются альтернативные дошкольные учреждения, новые программы дошкольного воспитания, методические материалы.

Все эти модификации дошкольного образования направлены, в основном, на интеллектуальное развитие детей, а вот развитию эмоционального благополучия дошкольника не всегда уделяется достойное внимание.

Проблема эта условно рассматривается в двух направлениях: правовом и педагогическом.

Правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребенка, создание системы социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений.

Педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий: соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и в образовательном учреждении. Поэтому актуальность проблемы обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста, и роль детских образовательных дошкольных учреждений в обеспечении эмоционального благополучия ребенка остается неизменно острой.

Однако, практика наблюдений, беседы с детьми, их родителями и воспитателями показывают, что у детей возникают проблемы эмоционального характера, но не все взрослые до конца понимают важность и свою ответственность в решении этих проблем.

Наш продукт направлен на то, чтобы родители и воспитатели поняли, что проблема эмоционального благополучия ребенка в семье и ДОУ - это основа его здоровья и развития.

Объект - психологическое здоровье детей дошкольного возраста.

Предмет - слагаемые эмоционального благополучия как основа психологического здоровья ребёнка.

Цель: раскрытьважность решения проблемы эмоционального благополучия дошкольников в семье и ДОУ,создать и популяризировать брошюру «Эмоциональное благополучие ребенка в семье и ДОУ как основа его психологического здоровья», для повышения ответственности и компетентности взрослых (воспитателей, родителей) в проблеме.

Задачи:

1. Раскрыть содержание понятия «психологическое здоровье». Изучить проблему эмоционального благополучия детей дошкольного возраста на основе анализа научной литературы по проблеме.

2. Диагностика состояния проблемы на примере ДОУ №12.

3. Разработка теоретической части учебно-методического пособия.

4. Подбор материала и структурирование практической части пособия.

6. Оформление обоснования проекта.

Методы реализации проекта:

1) Методы исследования: метод включенного наблюдения, беседа.

2) Методы анализа: теоретический анализ, статистический анализ; качественный анализ.

3) Практические методы: метод беседы, метод организации деятельности детей, психолого-педагогическое консультирование.

Ожидаемые результаты:

Мы предполагаем, что данный проект поможет привлечь внимание взрослых к проблеме воспитания здорового ребенка, его эмоционального благополучия и повысит уровень их компетентности и ответственности в этом вопросе.

1 . Слагаемые эмоционального благополучия как основа психологического здоровья ребенка

1.1 Понятие и особенности психологического здоровья дошкольников

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Как отмечает О.В. Хухлаева, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных, культурных ролей, с другой - обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

Проблема психического здоровья привлекает внимание исследователей из разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, социологов и др. Существует много подходов к пониманию и решению этой проблемы. Сам термин «психическое здоровье» неоднозначен, он, прежде всего как бы связывает собою две науки и две области практики - медицинскую и психологическую. В основе этого лежит понимание того, что любое соматическое нарушение всегда так или иначе связано с изменениями в психическом состоянии. Важно, что взаимовлияние «духа» и тела признается, безусловно. Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Особое внимание эксперты ВОЗ обратили на то, что именно в детстве проблемы психического здоровья имеют более прямую связь с окружающей обстановкой, чем в другие возрастные периоды. Медики, психологи, педагоги, родители отмечают у детей нарушения, отклонения, несоответствия нормам развития, в первую очередь это касается нервной системы. Известно, что именно в дошкольный период формируется здоровье и закладываются основы личности. Из детства ребёнок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. Поэтому в детском саду необходимо внедрять целенаправленную систему работы по сохранению и укреплению психического здоровья дошкольников с момента поступления ребёнка в ДОУ и заканчивая его выпуском в первый класс общеобразовательной школы.

Одной из главных задач в воспитании детей является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление их здоровья.

И.В. Дубровина в книге «Психическое здоровье детей и подростков» определяет «психическое здоровье» как нормальную работу отдельных психических процессов и механизмов, а термин «психологическое здоровье» относит к личности в целом, к проявлениям человеческого духа и позволяет отделить психологический аспект от медицинского, социологического, философского. Именно психологическое здоровье делает личность самодостаточной.

Психологическое здоровье - это состояние человека, которое характеризуется высоким уровнем личностного развития, пониманием себя и других, наличием представлений о цели и смысле жизни, способностью к управлению собой (личностной саморегуляции), умением правильно относиться к другим людям и к себе, сознанием ответственности за свою судьбу и свое развитие. (И.В. Дубровина)

Один из самых интересных и замечательных периодов в развитии ребенка - это дошкольное детство (примерно от 3 до 6 лет), когда фактически складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка.

Эти процессы в первую очередь обусловлены общим психическим развитием, формированием новой системы психических функций, где важное место начинают занимать мышление и память ребенка. Теперь он может не только ориентироваться и действовать в плане конкретных сиюминутных стимулов, но и устанавливать связи между общими понятиями и представлениями, которые не были получены в его непосредственном опыте. Таким образом, мышление ребенка отрывается от чисто наглядной основы, т.е. переходит от наглядно-действенного к наглядно - образному. Подобное развитие памяти и мышления дошкольника позволяет перейти к новым типам деятельности - игровой, изобразительной, конструктивной. Как говорил Д.Б. Эльконин, «появляется возможность идти от замысла к его воплощению, от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли».

В психологической литературе выделены и достаточно глубоко проанализированы факторы, оказывающие влияние на психологическое здоровье ребенка. Большинство из этих факторов носят социально-психологический, социально-культурный и социально-экономический характер.

Социально-культурный характер факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на психологическое здоровье, обусловлен ускорением темпа современной жизни, дефицитом времени, недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и для расслабления. Следствием этого являются чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества личностных проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутри личностных конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической помощи. Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на их психику.

На эмоциональную атмосферу в семье и на психологическое состояние ее членов влияют также социально-экономические факторы, среди которых А.И. Захаров выделяет такие, как неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, занятость родителей, ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли. Помещение детей в раннем возрасте (до 3-х лет) в детские дошкольные учреждения или привлечение няни для их воспитания является сильным психотравмирующим событием, поскольку такие дети еще не готовы к разлуке с матерью. В ситуации нормального эмоционального общения ребенка с матерью к трем годам у детей формируется чувство «Я», т.е. восприятие себя как отдельного индивида, постепенно уменьшается чувство зависимости от родителей. При частых и длительных разлуках с матерью у детей раннего возраста нарастает потребность в привязанности, что может привести к появлению невротических реакций. В среднем лишь к трем годам у ребенка появляется желание «расстаться» с матерью и стать более независимым. Кроме того, в этом возрасте уже возникает стойкая потребность в общении со сверстниками, в совместных играх с другими детьми. Поэтому ребенка в возрасте трех лет можно помещать в детский сад, не рискуя его психическим здоровьем.

Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны также со стилем родительского воспитания, зависят от характера взаимоотношений родителей и детей.

Безусловно, самым лучшим профилактическим средством от различных психологических заболеваний являются хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний.

Итак, подведём итоги вышесказанного:

Одной из главных задач в воспитании детей является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление их здоровья.

Психологическое здоровье - это состояние человека, которое характеризуется высоким уровнем личностного развития, пониманием себя и других, наличием представлений о цели и смысле жизни, способностью к управлению собой, умением правильно относиться к другим людям и к себе, сознанием ответственности за свою судьбу и свое развитие.

Одним из показателей психологического здоровья детей является их эмоциональное благополучие.

1.2 Эмоциональное благополучие как основа психологического здоровья ребенка

Эмоциональное благополучие человека - уверенность в себе, чувство защищенности, положительное самоощущение и жизненные успехи - во многом зависят от того, как складываются его отношения с окружающими людьми.

Согласно исследованиям Л.А. Абрамян, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной «эмоциональное благополучие» можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: как биологических, так и социальных.

Ключевым словом для описания эмоционального благополучия является «гармония» или «баланс». Прежде всего, это гармония между эмоциональным и интеллектуальным, между телесным и психическим благополучием.

Только согласованное функционирование этих систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Выделяются три основных уровня эмоционального благополучия: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень эмоционального благополучия формируется при эмоционально-принимающем и поддерживающем типе взаимодействия.

Высокие показатели эмоциональной отзывчивости, обнаружены в форме содействия ребенку сверстнику;

Средние показатели эмоциональной отзывчивости, обнаруживаемой в форме сопереживания или сочувствия ребенка сверстнику;

Низкие показатели эмоциональной отзывчивости или полное ее отсутствие.

Под высоким уровнем эмоционального развития принято понимать:

Желание вступать в общение, взаимодействовать длительное время;

Успешное участие в коллективных делах;

Успешное выполнение лидерских и пассивных ролей;

Умение уладить конфликт, уступить или настоять на своем;

Признание и адекватное выполнение правил, предложенных взрослыми;

Заботливое отношение к миру чувств людей и предметному миру;

Умение занять себя, владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния.

В младенчестве состояние эмоционального благополучия определяется как базовое чувство эмоционального комфорта, обеспечивающее доверительное и активное отношение к миру. Здесь важным фактором является общение ребенка с матерью.

Ранний возраст является особо значимым для формирования «Я» ребенка. Итогом развития в раннем возрасте должно стать формирование автономности, самостоятельности ребёнка.

В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи.

Таким образом, каждая ступень развития ребенка как индивида и личности должна быть прожита полноценно, тем самым закладывая основательный базис для следующей ступени развития. В противном же случае имеют место и негативные последствия.

Так, ограничение сенсорной чувствительности ребенка в раннем возрасте, или сенсорная депривация (недостаточность слуховых, зрительных и тактильных ощущений) приводит к отставанию в познании и отсутствию интереса к окружающему, снижению активности, вялости, апатичности, в том числе и в общении.

Эмоциональная депривация - отсутствие или недостаточное удовлетворение потребности в признании, любви и общении, которое выражается в дефиците ласки, любви и физического контакта - нарушает формирование самоощущения существования и границ собственного тела, эмоциональных проявлений. Нарушения взаимодействия ребенка с матерью могут привести к формированию тревожной привязанности и недоверия к окружающему миру. Несформировавшаяся самостоятельность ребенка в раннем возрасте может явиться источником проблемы выражения гнева и проблемы неуверенности.

Большинство детей дошкольного возраста основную часть своей жизни проводят в детском саду. Детский сад является необходимой и важной ступенькой, ведущей ребенка в сложный, меняющийся и противоречивый социальный мир. Насколько конструктивным будет вхождение в социум, в большей степени зависит от эмоционального самочувствия ребенка в детском саду.

Этот вопрос изучали П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева, рассматривая эмоции как процессы, осуществляющие первичную регуляцию поведения и деятельности, ориентацию ребенка в окружающем мире.

Эмоциональное благополучие ребенка в ДОУ - есть устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка в воспитательном учреждении, основой которого является удовлетворение его возрастных социальных потребностей. Следовательно, именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности в развитии детей.

Важным условием эмоционального благополучия является создание благоприятного психологического климата в группе.

Деятельность взрослых, как родителей, так и работников ДОУ должна включать в себя создание определенных условий, которые обеспечивают духовное развитие каждого ребенка, его душевный комфорт, являющиеся основой психологического здоровья.

В последние годы вопросы эмоционального благополучия ребенка стали предметом исследования продолжателей дела Запорожца А.В. Так, в работах

Г.Г. Филипповой эмоциональное благополучие рассматривается как показатель оптимального общего развития.

Компоненты эмоционального благополучия ребенка в ДОУ (по Г.Г. Филипповой ):

· эмоция удовольствия - неудовольствия как содержание преимущественного фона настроения,

· переживание комфорта как отсутствие внешней угрозы и физического дискомфорта,

· переживание успеха - неуспеха в достижении цели,

· переживание комфорта в присутствии других людей и ситуациях взаимодействия с ними,

· переживание оценки другими результатов активности ребенка.

Важно помнить, что эмоциональное благополучие зависит от различных условий, которые взаимосвязаны и взаимозависимы.

Как и любое интегральное понятие, эмоциональное благополучие зависит от многих причин.

Причины, от которых зависит эмоциональное благополучие ребёнка (по А.Д. Кошелевой ):

* состояние здоровья ребенка в период посещения детского сада;

* особенности взаимодействия ребенка со взрослыми, работающими в дошкольном учреждении;

* особенности взаимодействия с детьми группы, которую ребенок посещает;

* эмоциональная обстановка и уклад жизни в детском саду в целом;

* обстановка в семье ребенка.

Существует множество методик по выявлению эмоционального состояния, но наиболее комфортными для детей дошкольного возраста являются методики связанные с изобразительной деятельностью. Эмоциональное ощущение мира ребенком часто можно видеть в детских работах (рисунках, аппликации, лепке). Если ребенок спокоен и счастлив, то в его работах присутствует позитивный, радостный фон, если же ребенок находится под влиянием негативных эмоций, работы зачастую неаккуратны, в них прослеживается и подавленность, и агрессивность, и негативный настрой к окружающему.

Таким образом, эмоциональное благополучие в психологической науке рассматривается как компонент психологического здоровья.

Эмоциональное благополучие характеризуется как устойчиво-положительное, комфортно-эмоциональное состояние ребенка, являющееся основой отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживаний, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками.

В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие является особо актуальным, так как от эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития.

Именно эмоциональное благополучие дошкольника является тем ресурсным проявлением личности, которое раскрывает ее самодостаточность, способность адекватно воспринимать себя и окружающих.

Итак, эмоциональное благополучие детей формируется на основе:

Эмоционального поведения ребенка в семье и ДОУ;

Эмоционального отношения ребенка к семье, воспитателю, сверстникам;

Эмоционального принятия своих родителей, взрослых и сверстников.

1.3 Условия обеспечения эмоционального благополучия дошкольников в семье и ДОУ как основы его психологического здоровья

Первое место среди поставленных задач нового стандарта (ФГОС) занимает охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Однако сложность нынешней ситуации состоит в том, что, помимо часто встречающихся недочетов в воспитании и образовании, «обесчувствованию» людей способствует сама современная жизнь, в которую напрямую включен ребенок. Например, подолгу находясь у телевизора или компьютера, мальчики и девочки стали меньше взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому дети и становятся более эгоистичными, эмоционально изолированными, переутомленными и менее отзывчивыми к чувствам других. Кроме того, со стороны взрослых также не всегда встречается должное внимание к настроениям и переживаниям ребенка. Родители нередко бывают слишком заняты, чтобы тратить время на «детские» проблемы. Между тем, ростки негативных чувств и эмоций могут принести самые нежелательные плоды.

Таким образом, сейчас особенно важно объединить усилия родителей, воспитателей и всех специалистов детского сада, направив их на развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата, как в семье, так и в ДОУ.

Очень важным и необходимым условием эмоционального благополучия в любом возрасте, для всех детей является хорошее отношение к ребенку взрослых, работающих в ДОУ. Ребенок с радостью идет в детский сад, где его ждут, где проявляют к нему искренний интерес, помогают преодолевать неудачу, радуются успехам.

Рассмотрим некоторые условия, способствующие созданию положительного эмоционального фона развития дошкольников как в семье, так и в детском саду.

Для обеспечения эмоционального благополучия детей необходимо:

* безусловное принятие каждого ребенка взрослыми для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных силах;

* позитивность окружающей детей обстановки (создание поддерживающей, доброжелательной, искренней, домашней атмосферы в группах);

* равенство в отношениях между взрослым и ребенком (организация продуктивного пошагового сотрудничества, своевременное получение дошкольниками помощи, поддержки и защиты при возникновении потребности в ней);

* обеспечение детям возможности свободно перемещаться в пространстве группы и в других помещениях детского сада (в музыкальном и физкультурном залах), непосредственно общаться со сверстниками;

* гибкий, личностно ориентированный подход: отказ от любых «ярлыков», учет психических и личностных особенностей каждого ребенка, выражающийся, например, в дифференцированном подборе заданий и упражнений, а также индивидуального темпа их выполнения;

* тесное профессиональное сотрудничество педагога-психолога, воспитателей и других специалистов детского сада при планировании и организации взаимодействия с дошкольниками (в частности, при разработке индивидуальных образовательных маршрутов для детей с проблемами со здоровьем и развитием);

* создание условий для раскрытия личностной индивидуальности воспитанников, т.е. раннее выявление их творческих возможностей и способностей, своевременный мониторинг (периодическое отслеживание динамики), поощрение даже небольших достижений каждого ребенка и его стремления к самостоятельности;

* внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские проблемы, тревоги и страхи;

* тактичное общение с ребенком для совместной «переработки» чрезмерно волнующих его впечатлений (часто негативных) с целью их постепенного уменьшения и преодоления, а также повышения самооценки;

* конфиденциальность информации об участниках психолого-педагогического взаимодействия, осуществление профессиональной деятельности под девизом «Не навреди!»

Важно, чтобы и в семье, и в дошкольном учреждении требования были одинаково посильными для ребенка, согласованными между родителями и педагогами.

Конечно, значительная роль в развитии и воспитании у ребенка дошкольного возраста эмоций сопереживания и сочувствия принадлежит семье. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и к деятельности. Опыт дошкольника может быть очень разным. Как правило, он полный и разносторонний у ребенка из большой и дружной семьи, где родителей и детей связывают глубокие отношения ответственности и взаимной зависимости. В этих семьях диапазон утверждаемых ценностей достаточно широк, но ключевое место в них занимает человек и отношение к нему.

Эмоциональный опыт может быть существенно ограниченным у ребенка из неполной семьи (при отсутствии кого-то из родителей) или при отсутствии у него братьев и сестер. Недостаточная реальная практика участия в жизни других детей, пожилых людей, о которых необходимо заботиться, является важным фактором, сужающим рамки эмоционального опыта.

Приобретаемый в условиях семьи опыт может быть не только ограниченным, но и односторонним. Такая односторонность складывается обычно в тех условиях, когда члены семьи озабочены развитием в ребенке отдельных качеств, кажущихся исключительно значимыми, например развитием интеллекта (математических способностей и т.д.), и при этом не уделяется сколько-нибудь существенного внимания другим качествам, необходимым ребенку как будущему гражданину.

Наконец, эмоциональный опыт ребенка может быть неоднородным и даже противоречивым. Такое положение, как правило, имеет место тогда, когда ценностные ориентации главных членов семьи (особенно родителей) совершенно разные. Пример такого рода воспитания может дать семья, в которой мать прививает ребенку чуткость и отзывчивость, а отец считает подобные качества пережитком и «культивирует» в ребенке лишь силу, возводя это качество в ранг первостепенных.

Встречаются родители, которые твердо убеждены, что в наше время - время научно-технических достижений и прогресса - многие нравственные нормы поведения исчерпали себя и не являются для детей необходимыми; кое-кто воспитывает у ребенка такие качества, как умение постоять за себя, не дать себя в обиду, дать сдачи.

Дети должны постоянно чувствовать, что родителей тревожат не только их успехи в приобретении различных навыков и умений. Устойчивое внимание родителей к личностным качествам и свойствам детей, к взаимоотношениям со сверстниками, к культуре их отношений и эмоциональных проявлений укрепляет в сознании дошкольников социальную значимость и важность этой особой сферы - сферы эмоционального отношения к другим людям.

Выводы:

Одной из главных задач в воспитании детей является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление из здоровья;

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности;

Психологическое здоровье - это состояние человека, которое характеризуется высоким уровнем личностного развития, пониманием себя и других, способностью управлению собой, умением правильно относиться к другим людям и к себе, сознанием ответственности за свою судьбу и свое развитие;

Одним из показателей психологического здоровья детей является эмоциональное благополучие, характеризующееся как устойчиво-положительное, комфортно-эмоциональное состояние ребенка, являющееся основой отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживаний, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживаний стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками;

В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие является особо актуальным, так как от эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его социального развития;

Эмоциональное благополучие формируется на основе эмоционального поведения ребенка в семье и ДОУ; эмоционального отношения и принятия им своих родителей, взрослых и сверстников;

Необходимо объединение усилий родителей, воспитателей и всех специалистов детского сада, на развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата как в семье, так и в ДОУ.

2 . Продукт проектной деятельности

2.1 Теоретическая структура продукта проектной деятельности

Данное учебно-методическое пособие состоит из предисловия, двух глав, послесловия, списка литературы и содержания. В предисловии описывается, почему именно эмоциональное благополучие является важным условием успешности развития ребенка.

Первая глава посвящена тому, что должны знать взрослые о здоровье ребенка и его эмоциональном благополучии. В начале главы описываются важные условия эмоционального благополучия ребенка в семье. Далее следует термин эмоциональная депривация, ключевым словом для описания эмоционального благополучия является «гармония» или «баланс». Прежде всего, это гармония между эмоциональным и интеллектуальным, между телесным и психическим благополучием, и как по эмоциональному благополучию можно определить здоровье ребенка. Следующим параграфом рассматривается специфика развития и проявления эмоций у дошкольников. Далее в брошюре представлены причины эмоциональных проблем у детей, признаки негативных эмоциональных состояний ребенка, дается понятие о том, что такое психологическая поддержка и рассматриваются признаки здоровых эмоциональных состояний у детей (от 1.5 до 2 лет; от2 до 3 лет: от 3 до 4 лет: от4 до 6 лет: от 6 до 7 лет), а так же симптомы эмоциональных проблем. В последнем параграфе главы акцент сделан на роли взрослого в формировании эмоционального благополучия дошкольника, и описывается то, как воспитывать ребёнка через эмоциональное воздействие.

Во второй главе нашего продукта мы представляем практический материал для взрослых по эмоциональному развитию детей. Эта глава содержит понятие адаптационного периода, консультации для родителей по адаптационному периоду ребенка; так же здесь представлены восемь игр, снимающих эмоциональное напряжение; конспекты занятий для воспитателей, методическая разработка по эмоциональному развитию детей, где есть множество разных тем занятий и физкультминутки. Так же в этой главе предоставлены игры, этюды и упражнения на развитие эмоциональной сферы ребенка.

В послесловии акцент сделан на том, что взрослые должны обеспечить эмоциональное благополучие каждому ребенку, сохранить и укрепить его психологическое здоровье.

В пособии предоставлен список литературы (10 источников), рекомендуемый родителям и педагогам в качестве дополнительной информации.

2.2 Оценка результатов проектной деятельности

1. Апробация практической части учебно-методического пособия осуществлялась путем проведения занятий с дошкольниками.

Так, одним из них было занятие по теме: «Учимся выражать свои эмоции».

Цели занятия:

Главная - апробация практического материала нашего пособия. Создание условий для открытия ребенком средств выражения мира чувств, эмоций, настроения.

Дополнительные - закрепить знания детей об основных эмоциях человека (радость, страх, гнев, удивление); формировать эмоциональную стабильность; обогащать детей выразительными средствами общения, пластикой, мимикой, жестами.

Для занятия были подобранны игры, упражнения, этюды, такие как «Лото настроения», где дети выбирали карточку со своим настроение, игра «Комплименты», где каждый ребенок дотрагивался до соседа и говорил приятные слова. Основными целями этих упражнений было создание хорошего настроения, тренировка навыков кооперации.

Беседа-знакомство с тремя настроениями. Воспитатель рассказывал о 3-х различных настроениях (настроение, похожее на салют, спокойное настроение и серое). Показывал 3 стакана, символизирующих настроения, а также их изображение на листе. Затем вместе с детьми вспоминали те или иные ситуации, когда бывает это настроение. Затем дети изображали на листах 2 ситуации, когда у них было радостное настроение, а когда грустное.

Перед детьми выкладывались шаблоны - пиктограммы, изображающие различные эмоции (радость, огорчение, гнев, удивление, страх). Затем ведущий вместе с детьми разбирал составляющие шаблонов, то, из чего складывается каждая эмоция. По мере знакомства с отдельными эмоциями дети сами изменяли выражения лица так, чтобы оно соответствовало той или иной эмоции.

Для данного упражнения использовались наборы карточек, которые разрезались по линии, делящей условное лицо на верхнюю и нижнюю часть. Карточки перемешивались, и дети получали задание вновь собирать их. Каждый ребенок брал половину шаблона и искал свою пару для восстановления целой пиктограммы. Когда игра была завершена и всё верно выполнено, дети рассказывали, как они нашли «друг друга» и вместе с ведущим обсуждали то, какие преимущества получают люди, знающие и понимающие выражение лица другого человека.

После обсуждения значимости понимания эмоций другого человека, воспитатель предлагал детям новую загадку: «Сейчас вы получите картинки, где изображены животные с различными эмоциями. Одни из них радостные, другие грустные, третьи печальные или сердитые. Вы должны придумать, что же произошло, и почему животные испытывают те или иные эмоции».

В процессе наблюдения за детьми во время проведения таких занятий можно сделать вывод об их положительном влиянии на эмоциональное благополучие детей.

2. Апробация теоретико-практической части пособия для родителей осуществлялась на родительском собрании. Первая часть собрания проводилась в форме мини-лекции «Эмоциональное благополучие ребенка как основа его психологического здоровья» (см. Приложение А)

Вторая часть была практическая, родители принимали участие в анкетировании по проблеме здоровья и эмоционального развития детей. Многие родители проявили заинтересованность проблемой, активно участвовали в дискуссии, консультировались по некоторым вопросам эмоционального благополучия детей. В заключении родителям и воспитателям была представлена презентация составленного нами учебно-методического пособия.

Диагностический инструментарий результативности проекта

Нами были разработаны анкеты для родителей (см. Приложение Б), включающие 10 вопросов. Анкетирование осуществлялось дважды.

Первичное анкетирование проводилось в период непрерывной практики, по мере посещения родителями детского сада. Целями первичного анкетирования были: выявление отношения родителей к здоровью ребенка (1-2 вопрос); определение, на сколько, родители владеют понятием «эмоциональное благополучие», по каким признакам можно определить эмоциональное неблагополучие ребёнка; (3 - 8 вопрос). Последние 2 вопроса анкеты были направлены на выявление установок родителей на воспитательный процесс ребенка.

Итак, по результатам первичного анкетирования можно сделать следующие выводы:

1. Как отмечают родители, дети испытывают трудности в эмоциональной сфере.

2. Судя по ответам родителей, наблюдается неадекватность понимания некоторых симптомов-признаков, что отражено в разновариативных ответах на одни и те же вопросы.

3. Родители не до конца понимают свою роль в психо-эмоциональном развитии детей и формировании эмоционально-волевой саморегуляции поведения младших школьников.

Повторное анкетирование проводилось на родительском собрании после ознакомления родителей с нашим проектом. Его целью было определение изменений в уровне компетенции родителей по проблеме эмоционального благополучия детей, т.к. изменения в уровне компетенции родителей являются показателем продуктивности нашей проектной деятельности.

Сравнительный анализ диагностической анкеты «Эмоциональное благополучие ребенка в семье и ДОУ как основа его психологического здоровья».

В ответах на первые два вопроса анкеты участвовало 80 родителей ДОУ №12.

Анализ результатов показал, что у всех родителей ценность здоровья стоит на первом месте. Так 100% респондентов оценили значимость здоровья максимальной отметкой 5. Следует отметить, что при повторном анкетировании изменений в ответах на этот вопрос не было. Это свидетельствует об устойчивой положительной направленности родителей на здоровье своих детей.

Во втором вопросе анкеты: Что, по Вашему мнению, в большей степени влияет на сохранность здоровья детей? Мы попытались выявить, какие условия сохранности здоровья ребёнка выделяют их родители.

Первичное анкетирование показало, что, по мнению большинства родителей, основными условиями сохранности здоровья ребенка являются: правильная организация питания детей -25% и медицинское обслуживание - 25% (см. рис. 2.2)

Рис. 2.2. Что, по Вашему мнению, в большей степени влияет на сохранность здоровья детей? (первичное анкетирование)

Рис. 2.3 Что, по Вашему мнению, в большей степени влияет на сохранность здоровья детей? (повторное анкетирование)

После повторного анкетирования мнения родителей изменились (см. рис. 2.3).

Так, большинство родителей (25%) считают приоритетным условием сохранности здоровья детей, их эмоциональное благополучие. 24% респондентов называют одним из главных условий здоровья ребенка организацию его активного отдыха. Создание безопасной предметной среды на первое место ставят 21% опрошенных родителей, а соблюдение норм и правил гигиены - 20%. После прослушанных мини - лекций значительные изменения произошли в отношении таких условий, как правильная организация питания и медицинское обслуживание. А именно, если в первичном анкетировании им уделялось приоритетное внимание по 25% респондентов, то во вторичном анкетировании, соответственно 2.5% и 7,5%.Очевидно, причиной изменения установок родителей стало повышение их компетентности в этом вопросе за счет ознакомления с нашим проектом.

В ответах на 3 - 10 вопросы анкеты участвовало 20 родителей подготовительной группы. Родителям задавался вопрос: Что на ваш взгляд означает «эмоциональное благополучие ребенка»?

Анализ ответов родителей после первичного анкетирования показал, что, к сожалению, не все родители владеют этим понятием. Так, только 30% респондентов дают правильный ответ. 50% - отвечают не совсем точно, а 20% опрошенных и вовсе затрудняются с ответом (см. рис. 2.4 слева).

Рис. 2.4. Что на ваш взгляд означает понятие «эмоциональное благополучие ребенка»? (первичное анкетирование слева, повторное анкетирование справа)

Анализ повторного анкетирования показал, что родители, ознакомившись с проектом и прослушав лекцию, смогли более точно определить это понятие. Так, большинство (60%) респондентов дают правильный ответ; 30% - отвечают не совсем точно, и только 10% - затрудняются с ответом (см. рис. 2.4 справа)

Следующими вопросами для родителей были: «По каким признакам Вы можете определить, что ребёнок эмоционально благополучен? По каким признакам можно определить эмоциональное неблагополучие ребёнка?». Эти вопросы были направлены на выявление их уровня знаний и компетенций по данной проблеме. Последующие вопросы анкеты лишь уточняли эти знания.

Анализ ответов родителей после первичного анкетирования показал, что многие родители не владеют информацией о признаках эмоционального благополучия (неблагополучия) своих детей. Эти знания не точны, ограничены и противоречивы. Так, отвечая на вопрос: «Как часто проявляются у Вашего ребёнка признаки беспричинной обидчивости?», - мама дошкольника отвечает: «Никогда», при этом, на последующий вопрос: «Как складываются у Вашего ребёнка взаимоотношения со сверстниками?», пишет: «Часто обижается и жалуется на ребят».

Количественный анализ ответов на эти вопросы показал, что55% респондентов указали лишь по одному признаку эмоционального благополучия (неблагополучия); 30% - отметили по два признака; 5% - три признака; 10% - ни одного (см. рис. 2.5 слева)

Рис. 2.5. Как час проявляются у Вашего ребенка признаки беспричинной обидчивости? (первичное анкетирование слева, повторное анкетирование справа)

Количественный анализ ответов повторного анкетирования показал: 30% родителей указали на один признак; 45% - отметили два признака; 20% респондентов назвали три признака; 5% - отметили четыре признака (см. рис. 2.5 справа)

Качественный анализ показал, что при первичном опросе признаков неблагополучия называется мало, они однообразны (повторяются): «грустный», «вялый».

При повторном опросе признаков неблагополучия называется больше, они разнообразны: «плаксивый, агрессивный, пугливый, вспышки гнева, неуверенность, нежелание играть со всеми, конфликтный, избегает контактов» и др.

Сравнивая данные первичного и вторичного анкетирования, можно сделать вывод о том, что полученная родителями информация, в процессе ознакомления с нашим проектом, оказалась для них значимой.

Значимым для анализа нашей работы был вопрос: Хотели бы Вы получить дополнительную информацию по эмоциональному здоровью и благополучию ребенка? Он является показателем заинтересованности и направленности родителей на эмоциональное здоровье ребенка.

Как показало первичное анкетирование, всего лишь 45% родителей нуждаются в дополнительной информации о воспитании ребенка (см. рис. 2.6 слева)

Рис. 2.6. Хотели бы получить дополнительную информацию по эмоциональному здоровью и благополучию ребенка? (первичное анкетирование слева, повторное анкетирование справа)

По результатам повторного анкетирования, после родительского собрания, 65% родителей ответили, что они нуждаются в дополнительной информации (см. рис. 2.6 справа)

Данный факт можно объяснить тем, что у родителей, после ознакомления с нашим проектом, появился интерес к дополнительной информации об особенностях эмоционального развития своих детей.

Подводя итоги сравнительного анализа результатов вторичного опроса, можно сделать следующие выводы:

· Достаточно большое количество родителей ознакомились с проблемой эмоционального благополучия ребенка и хотели бы получить дополнительную информацию в форме брошюры;

· Как отмечают родители, эмоциональное благополучие это важная часть здоровья ребенка;

· Презентация методического пособия «Эмоциональное благополучие ребенка как основа его психологического здоровья» показала, что родители высоко оценили эффективность нашей проектной деятельности.

3. Экспертная оценка результатов проектной деятельности осуществлялась воспитателями-наставниками: Чалой Г.Г., Марченко А.И., методистом МБДОУ №12Галочкиной Ю. В и заведующей МБДОУ Панченко Т.А. на заседании малого педагогического совета, где состоялась презентация продукта нашего проекта.

Педагоги и методист дали высокую оценку, как продукту проекта, так и результатам проектной деятельности (см. рис. 2.7). Так, по каждой из 9 шкал был выставлен максимальный балл, а суммарная оценка за работу над проектом в итоге - 18 баллов, что соответствует отметке «5».

Рис. 2.7. Экспертная оценка результатов проектной деятельности

Таким образом, высокая оценка результативности проектной деятельности с позиции всех ее субъектов показала, что поставленная нами цель достигнута.

Заключение

Эмоции являются первым проявлением психики в онтогенезе, основой психосоматического здоровья, фундаментом мотивации и творческой активности. Соединяясь с развитием воли, эмоциональные характеристики высвечивают индивидуальность и уникальность личности. Ученые (психологи, врачи) отмечают, что тело (сома) заболевает под влиянием эмоциональных перегрузок. Директивные действия взрослых с раннего возраста блокируют у ребёнка эмоциональное самовыражение, что приводит к возникновению неврозов, фобий, дезадаптивных форм поведения.

Взрослые (родители, воспитатели) обязаны обеспечить эмоциональное благополучие каждому ребенку, сохранить и укрепить его здоровье, способствовать становлению образа «Я»; формировать базовые качества личности, обеспечивающие успешную социализацию ребенка; развивать индивидуальность ребенка через освоение общественных норм и правил поведения.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников. Научиться «читать» эмоциональное состояние другого, понимать и управлять своими эмоциями и чувствами - важный момент в становлении личности растущего человека. Наиболее сильный источник переживаний ребенка - его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает чувство эмоционального благополучия - чувство уверенности, защищенности.

В процессе работы над проектом нами были решены следующие задачи:

1. Раскрыто содержание понятия «психологическое здоровье». На основе анализа научной литературы изучена проблема эмоционального благополучия детей дошкольного возраста, и сделан вывод о том, что этот вопрос с каждым годом всё актуальней. Так как взрослые (родители и воспитатели), являясь главными субъектами воспитания и развития ребенка, должны владеть информацией, мы сделали попытку выявить уровень их компетентности и ответственности в этой проблеме.

2. Проведена диагностика состояния проблемы на примере ДОУ №12. Анализ результатов первичного анкетирования показал, что родители не достаточно компетентны и слабо заинтересованы в получении дополнительной информации об эмоциональном развитии детей. Это противоречие стимулировало нашу работу.

3. Разработаны теоретическая и практическая части учебно-методического пособия. Было составлено пособие, которое поможет родителям повысить их уровень грамотности и ответственности в проблеме эмоционального здоровья детей.

4. Проведена апробация учебно-методического пособия на базе ДОУ №12. В дополнение к пособию были разработаны и проведены занятия для детей, в ходе которых апробировалась практическая часть пособия, и проведено родительское собрание с целью привлечения внимания взрослых (воспитателей ДОУ и семьи) к проблеме эмоционального благополучия детей.

5. Оформлено обоснование проекта.

Высокая оценка результативности проектной деятельности с позиции всех ее субъектов (дошкольников, их родителей и воспитателей) показала, что все задачи решены, поставленная нами цель достигнута.

В итоге, хотелось бы подчеркнуть, что главное в деле обеспечения эмоционального благополучия ребенка - искренняя заинтересованность в успехе, а также единство взглядов значимых взрослых - родителей, воспитателей, специалистов детского сада.

Список литературы

1. Бим-Бад Б.М., Днепров Э.Д., Корнетов Г.Б. Мудрость воспитания: Кн. для родителей. - М.: Педагогика, 1987.

2. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. - М.: Класс, 1998.

3. Гальперин. П. Я, А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева. Психология. - М., 1976.

4. Голубева Л.Г., Лещенко М.В. Развитие и воспитание детей раннего возраста. - М., 2002.

5. Гордон Т.Р. Повышение родительской эффективности. - Екатеринбург, 1997.

6. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. - М., 1975.

7. Дубровина И.В. Психическое здоровье детей и подростков. - М.: Академия, 2000.

8. Дубровиной И.В. Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. - М., 2000.

9. Додонов Б.И. В мире эмоций. - Киев, 1987.

10. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб, 1997.

11. Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. - М.: Академия, 2003.

12. Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников - М.: Академия, 2003.

13. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. - М., 1985.

14. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. - М. Просвещение. 1985.

15. Кошелева А.Д. Роль семьи в становлении эмоционального отношения ребенка к миру // Детский сад от А до Я. - М., 2004.

16. Кучерова Е.В. Эмоциональное благополучие детей как показатель их психологического здоровья // А.В. Запорожец и современная наука о детях. - М., 1996.

17. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка - М.: Институт практической психологии, 1997.

18. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. - Балашов: Николаев, 2005.

19. Никифоров Г.С. Психология здоровья. - СПб: Питер, 2003.

20. Филиппова Г.Г. Эмоциональное благополучие ребенка и его изучение в психологии // Детский практический психолог. - М.: Просвещение, 2001.

21. Хухлаева. О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. - М., 2004.

22. Шнейдер Л.Б. Семейная психология. - М., 2006.

23. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1995.

24. Эйнсворт. М., Э. Эриксон. Взаимодействия ребенка с матерью. - М., 1994.

25. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М., 1960.

26. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. - СПб: М., 2002.

27. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. - М., 1998.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Психологические аспекты понятия психологического здоровья. Психологическое здоровье в различных психологических теориях. Особенности развития личности дошкольника. Разработка коррекционных упражнений для профилактики психологического здоровья детей.

    курсовая работа , добавлен 23.09.2010

    Понятие "психическое здоровье личности". Типы воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении. Исследование психического здоровья детей старшего дошкольного возраста в ДОУ № 186 г. Макеевки. Оценка результатов и разработка рекомендаций.

    дипломная работа , добавлен 23.11.2010

    Укрепление психологического здоровья детей, учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка и создавая оптимальные условия для развития личности дошкольников в детском саду. Исследование динамики интеллектуального и личностного развития.

    практическая работа , добавлен 02.10.2008

    Психическое здоровье личности. Краткий анализ теорий эмоций. Мотивационный компонент настроения. Результаты экспериментального изучения уровня психического здоровья студентов специальности "психология". Характеристика эмоционального благополучия.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2014

    Психическое здоровье личности. Диагностика самоактуализации личности. Психологические теории эмоций. Мотивационный компонент настроения. Сравнительный анализ эмоционального благополучия как фактора психического здоровья у студентов разных специальностей.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2012

    Основные структуры личности. Социальное и эмоциональное развитие дошкольника. Психическое развитие дошкольника. Основные психологические новообразования в дошкольном периоде. Нарушения психологического здоровья, нервно-психические расстройства у детей.

    реферат , добавлен 18.05.2014

    Ознакомление с типами детско-родительских отношений согласно тесту Варга-Столина. Исследование и характеристика уровня тревожности дошкольников. Рассмотрение основных направлений психологического сопровождения в дошкольном образовательном учреждении.

    отчет по практике , добавлен 20.08.2017

    Особенности психологического здоровья дошкольника. Особенности психологического здоровья детей в младшем школьном детстве и факторы, влияющие на него. Сравнительный анализ психологического здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2008

    Причины нарушения физического и психологического здоровья. Критерии нормального или деформированного становления личности педагога. Ведущие профессиогенные факторы риска (синдром хронической усталости и эмоционального выгорания). Способы снятия стресса.

    реферат , добавлен 10.01.2011

    Психологические проблемы, возникающие в неполных семьях. Эмпирическое исследование психологического здоровья одиноких матерей, взаимосвязи между их стрессоустойчивостью и нервно-психической напряженностью, депрессией, ощущением одиночества и тревогой.

Консультация для педагогов

«Психологическое здоровье дошкольников»

Подготовила:

педагог-психолог

М.Л. Дьяковская

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Важно понимать, что Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:
- улучшение памяти, внимания, мышления;

Повышение способности к произвольному контролю;

Улучшение общего эмоционального состояния;

Повышается работоспособность, уверенность в себе;

Стимулируются двигательные функции;

Снижается утомляемость;

Развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;

Стимулируется речевая функция

Одной из главных задач в воспитании детей является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление их здоровья.

В качестве одной из составляющих здоровья человека в целом выделяют психологическое здоровье . Основным условием нормального психосоциального развития признается спокойная и доброжелательная обстановка. Обобщенный портрет психологически здорового человека - это прежде всего творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, его жизнь наполнена смыслом. Он находится в постоянном развитии.

Обеспечение психологического здоровья в дошкольном возрасте возможно с помощью реализации психологической поддержки детей.
Психологическое здоровье является необходимым условием функционирования и развития ребенка в процессе жизнедеятельности; представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями человека и общества, являющихся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает ему возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

Само формирование психологического здоровья включает в себя несколько структурных компонентов:

Положительный эмоциональный фон развития, включённый во все виды деятельности;

Формирование и развитие познавательной сферы;

Чёткое определение в развитии черт характера и темперамента;

Формирование личности

Психологическое здоровье у дошкольника ассоциируется со счастьем, добром, красотой, силой ума, с весёлым, хорошим настроением. Поэтому очень важно в дошкольном возрасте формировать все аспекты душевного покоя для положительной динамики личностного роста детей.

Психологическое здоровье детей в дошкольном учреждении строится на:

Положительном эмоциональном состоянии ребёнка;

На дозволенности ребёнку самореализовываться и самоутверждаться;

На развитии у ребёнка коммуникативной и интеллектуальной сфер жизнедеятельности;

На развитии и формирование эмпатии (сопереживании);

На частичную «ликвидацию» или «подавлению» определённых черт характера: агрессивность; страхи; робость, застенчивость; эмоциональная неустойчивость; повышенная возбудимость.

в дошкольном учреждении

Развивайте у детей эмоциональную сферу

Способствуйте развитию у ребёнка правильно распознавать собственные эмоции и владеть ими

Помогите ребёнку овладеть способностями распознавать чувства и эмоции других. Развивайте у ребёнка чувство эмпатии (сопереживания).

Дайте понять ребёнку, что вы всегда готовы оказать ему личную поддержку и прийти на помощь, что бы не случилось. Так, ребёнок будет знать, что он может вам довериться и всё рассказать о своих чувствах и переживаниях. А вы, в свою очередь, сможете ему помочь!

Проникнитесь чувством искреннего уважения к тому, что создаётся самим ребёнком. Восхищайтесь инициативой, самостоятельностью - это способствует формированию и развитию у него чувства собственного достоинства и развитию в потребности личностного роста.

Развивайте у ребёнка коммуникативные способности (навыки общения). Это поможет ребёнку сплотиться с группой, а также настроит ребёнка на адекватное мировоззрение любой непредвиденной ситуации.

Повышайте самооценку ребёнка:

Хвалите ребёнка за правильно выполненную работу, за хорошее поведение.

Научите детей относиться к себе с уважением.

Окружайте детей тем, что имеет на них положительное влияние.

Постоянно выражайте вслух свою уверенность в возможностях и перспективах ребёнка.

Чаще говорите при детях и взрослых о его достоинствах.

Педагог является одним из главных звеньев в воспитании детей. Он может достаточно профессионально найти подход к каждому ребёнку и сформировать в нём те качества, которые в дальнейшем послужат более благополучному и успешному формированию личностного развития ребёнка, что приводит к формированию полноценного психологического здоровья детей!

Проблема психологического здоровья личности остается одной из актуальных на сегодняшний день. Психологическое здоровье выступает фундаментальным условием полноценного функционирования и непрерывного развития личности, обеспечивает человеку гармонию с самим собой и окружающей средой. В настоящее время активный интерес к проблеме психологического здоровья детей связан, с одной стороны, с особенностями социокультурной, образовательной, политической, экономической, экологической и т.д. ситуацией современного детства.

Изменения, происходящие в культуре современного детства, глобальны. Прежде всего, необходимо отметить наблюдаемую тенденцию поглощения детства взрослой культурой (Ковалева, 2002), вплоть до возможного исчезновения детства как элемента общества. В детскую субкультуру активно внедряются взрослые образы мысли, поведения, действия; современные дети достаточно хорошо информированы в вопросах, относящихся ранее традиционно к категории «взрослых»; детям доступны элементы материальной культуры взрослого мира. Хорошее будущее своих детей родители связывают с качеством образования, что приводит, зачастую, к неоправданной интенсификации детского развития, сокращения детства как такового за счет раннего обучения. Возрастают риски образовательной среды, связанные с новой ситуацией социального развития детства, с повышением требований к развитию личности.

Здоровье – комплексный, многоаспектный феномен, включающий в себя медицинские, психологические, педагогические и другие аспекты.

Всемирная организация зравоохранения (ВОЗ) предлагает понимать здоровье как «...состояние полного физического, духовного и социального благополучия».

Специалисты выделяют следующие признаки психического здоровья.
Признаки психического здоровья:

  • способность справляться с трудностями в сложных незнакомых ситуациях
  • чувство уверенности и доверия
  • формы проявления эмоций и поведения соответствуют ситуации и вероятным чувствам ребенка
  • достаточный диапазон чувств

Стоит отметить, что факторы риска психологического здоровья детей можно разделить на две основные группы: средовые (все, что окружает ребенка) и субъективные (его индивидуальные личностные особенности).

К средовым факторам можно отнести неблагоприятные семейные условия и неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением. В детском учреждении психотравмирующей может стать ситуация первой встречи с воспитателем, которая во многом определит последующее взаимодействие ребенка со взрослыми. Для примера: проведенные исследования показали, что педагог обычно не замечает 50 % направленных к нему обращений детей. С одной стороны, это может привести к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма. С другой – к фрустрации потребности безопасности, развитию тревожности, психосоматизации ребенка. Кроме того, в детском саду ребенок получает возможность появления конфликтных отношений со сверстниками, что нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование его личности.

К внутриличностным (субъективным) факторам относятся характер, темперамент, самооценка. Учет индивидуальных особенностей ребенка при построении работы, особенно оздоровительной, создаст благоприятную почву для эффективного созидания психологического комфорта и формирования психологического здоровья каждого конкретного ребенка.

В целом можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или воспитателей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение за ребенком. Следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости.

Всем специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста, и родителям необходимо помнить признаки психомоторного неблагополучия, которые должны вызывать особое внимание и необходимость помощи такого рода детям.

Признаки психомоторного неблагополучия у дошкольников:

  • со стороны мышечного тонуса - сгорбленность, приниженность, подавленность, напряженность поз (втянутая в плечи голова, руки прижаты к корпусу, пальцы напряжены или сжаты в кулаки);
  • со стороны походки ребенка - на цыпочках, неуверенная, вялая, спотыкающаяся или как у манекена;
  • со стороны общей моторики - бесцельные, непродуктивные движения при высокой интенсивности или психомоторная заторможенность;
  • со стороны жестикуляции и мимики - вялая, бедная, маловыразительная, возможно гримасничанье или неподвижность лица;
  • со стороны речи - невнятная, невыразительная, монотонная речь, возможны заикания.

Стоит помнить, что психологический аспект психического здоровья предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: его уверенности или неуверенности в себе, в своих силах; его отношению к людям, окружающему миру и обеспечение психологического комфорта для здоровья развивающейся личности.

Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе нашего дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, он социально и физиологически адаптирован.

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка», (п.1 ст. 18 Закона РФ)

Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат. Рекомендуем с самого начала строить взаимоотношения с ребенком на фундаменте согласия и взаимопонимания. Перебранки в присутствии ребенка в одних случаях способствуют возникновению у него невроза, а в других усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы. Все это существенно снижает защитные возможности детского организма. Учитывая это, мы всегда должны стараться быть в хорошем настроении. Многие психологи советуют: что ребенка нужно обнимать не менее 8 раз в день. Вспомните, стоит нам улыбнуться - сразу становится легче, нахмуриться подкрадывается грусть. А ведь наше раздражение механически переходит и на ребенка. Так давайте же больше улыбаться и дарить радость друг другу.
Мы должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребенка, его работоспособности. И важным здесь является правильно организованный режим дня, который оптимально сочетает периоды бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и др. Кроме этого, режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму.

Прогулка является одним из существенных компонентов режима дня. Это наиболее эффективный вид отдыха, хорошо восстанавливает сниженные в процессе деятельности функциональные ресурсы организма, и в первую очередь - работоспособность. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. После активной прогулки у ребенка всегда нормализуется аппетит и сон. Прогулка должна проводиться в любую погоду за исключением особо неблагоприятных условии. При этом одежда и обувь должны соответствовать погоде и всем гигиеническим требованиям. (Во время прогулки нельзя допускать, чтобы дети длительное время находились в однообразной позе, поэтому необходимо изменять их вид деятельности и место игры.) Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми.

Не менее важной составляющей частью режима является сон, который особенно необходим детям. Немаловажное значение имеет и режим питания, то есть соблюдение определенных интервалов между приемами пищи. Полноценное питание – включение в рацион продуктов, богатых витаминами А, В, С, Д, минеральными солями.

Таким образом, домашний режим ребенка должен быть продолжением режима дня детского сада. У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма – чем раньше ребенок получает представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, занятия спортом, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни.

При подготовке ребенка к школе важно учитывать не только его интеллектуальное развитие, но и уровень его физического развития. И нет необходимости пичкать ребенка перед школой знаниями. Принцип «не навреди» должен быть заложен в основу воспитания и развития ребенка. Следует помнить, что «раннее обучение» приводит к перегрузкам, отрицательно сказывается на здоровье, провоцирует неврозы, и другие нежелательные явления, в результате чего снижается интерес к учебе. Необходимо помнить, что игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте. В игре происходит развитие всех психических процессов, таких как память, внимание, мышление; развиваются так же творческие способности ребенка. В игре ребенок приобретает навыки общения в различных игровых ситуациях и умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Поэтому очень важно объединить усилия родителей и педагогов ДОУ для решения таких сложных задач, как укрепление психического здоровья детей и обеспечение их гармоничного развития. Только при таком условии, возможно, обеспечить эмоциональный комфорт, содержательную и интересную жизнь ребенка в детском саду и дома.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Психологическое здоровье дошкольника

1. Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат.
2. Правильно организованный режим дня - домашний режим ребенка должен быть продолжением режима дня детского сада.
3. Полноценное питание - включение в рацион продуктов, богатых витаминами А, В, С, Д, минеральными солями.
4. Закаливание ребенка в условиях семьи.
5. В выходные дни обязательно выходить с детьми на прогулку. Пусть на прогулке ребенок больше двигается, играет в подвижные игры.
6. Важно помнить, что игра является ведущей деятельностью дошкольника, так что не лишайте ребенка детства.

Создание благоприятного психологического климата в семье

1.Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с Вами спокойно и уверенно:
- слушайте своего ребенка;
- проводите с ним как можно больше времени;
- делитесь с ним своим опытом;
- рассказывайте ему о своем детстве, победах и неудачах.
2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда Вы находитесь под воздействием стресса и Вас легко вывести из равновесия:
3.Рекомендуем с самого начала строить взаимоотношения с ребенком на фундаменте согласия и взаимопонимания.
4.Постарайтесь уберечь ребенка от возможных конфликтов между взрослыми: даже если назревает какая-то ссора, ребенок не должен видеть ее, а тем более быть участником.

  • Ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
  • Ребёнка высмеивают, он становится замкнутым;
  • Ребёнка хвалят, он учится стать благородным;
  • Ребёнка поддерживают, он учится ценить себя;
  • Ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины;
  • Ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других;
  • Ребёнок растёт в честности, он учится понимать других;
  • Ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей;
  • Ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным;
  • Ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире;

Успехов Вам в воспитании детей и укреплении их здоровья!

Составила педагог-психолог Сидорович Л.А.

Литература:

  • Авдулова, Т.П. (2009): Психология игры: современный подход. Москва: Издательский центр «Академия» (2009)
  • Горлова, Н.А. (2015): Современные дошкольники: какие они? В: Обруч, № 6.
  • Ковалева, Г.А. (2002): Детство на рубеже XX – XXI веков: дис. канд. социол. наук. Санкт-Петербург
  • Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы (2000)
  • Снайдер, М., Снайдер, Р. & Снайдер-мл., Р. (1994): Ребёнок как личность: становление культуры справедливости и воспитание совести. Москва: Смысл; Санкт-Петербург: Гармония.
  • Хухлаева, О.В. (2003): Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. Москва: Академия, 172 с. (2003)
  • Шувалов, А.В. (2009): Психологическое здоровье человека: антропологический подход. В:Вестник практической психологии образования, №1 (18), с. 33-38