Работа в игровой индустрии. Работа игровая индустрия

Мечтаете делать игры, но не знаете, с чего начать? Самый простой ответ - устроиться тестировщиком.

Игромания https://www.сайт/ https://www.сайт/

Попасть в игровую индустрию не так сложно: достаточно обладать теми знаниями и навыками, что востребованы в отрасли. Здесь всегда нужны программисты, художники, 3D-аниматоры, дизайнеры, продюсеры. Как правило, эти позиции требуют и специализированного образования.

Гораздо менее требовательны к корочкам позиции маркетологов и пиарщиков, комьюнити-менеджеров и тестеров. Именно о том, как стать тестировщиком, сегодня и пойдет речь. Статья подготовлена экспертом компании Bytex Артемом Лукьяновым на базе его многолетнего опыта работы в тестовой студии, а также лекций, которые он проводил в рамках образовательной программы «Менеджмент игровых интернет-проектов» в ВШБИ.

Итак, тестирование игр — вот с чего следует начинать обычному игроку, мечтающему трудиться в игровой индустрии, но пока не владеющему специализированными навыками. Однако это не означает, что работа тестировщика не требовательна к знаниям. Наоборот, от соискателей ждут многого, ведь тестировщик, по сути, непосредственно участвует в разработке игры.

Под знаком качества

Сразу предупредим, работа в QA-отделе (от англ. quality assurance, обеспечение качества, — это и есть процесс тестирования) имеет мало общего с «работой мечты», о которой грезят новички. Той самой, где «играй в игры и получай за это деньги».

На самом деле это очень кропотливое, монотонное и местами утомительное занятие, требующее усидчивости и концентрации. Один и тот же уровень или карту необходимо проходить много-много раз: «прошерстить» вдоль и поперек, проверить границы, освещение, физические модели, текстуры...

И так — восемь часов в день, пять дней в неделю. Хорошо, когда проект крупный, а еще лучше — мультиплеерный. Тогда там постоянно что-то меняют, добавляют, балансируют, и каждый новый день приносит новые испытания. Другое дело, если проект одиночный и небольшой. Доходит до того, что тестировщики-«старожилы» помнят не только все баги, но и кто и когда их обнаружил и оформил.

Еще одно частое заблуждение новичков связано с переоценкой своего игрового опыта. Не важно, что за тридцать тысяч боев в «Танки» вы научились не «сливаться». Гораздо полезнее, если за все это время вы досконально изучили механику . Умение разбираться в том, как и что работает, ценно не меньше, чем игровой опыт.

Принцип «чем больше играете, тем лучше» тоже никто не отменял. Проекты у тестовой студии могут быть самые разнообразные: от казуальных «браузерок» до огромных ММО. Никогда не знаешь, знание каких жанров или игровых серий пригодится. Помогает тестировщику и широкий кругозор, и увлечение, например, моделлингом, автоспортом, оружием или средневековыми доспехами — зачастую тестируемый проект так или иначе связан с подобными хобби.

Когда-нибудь, наверное, в учебных заведениях появятся специализированные курсы, на которых будут готовить первоклассных тестировщиков. Но тем не менее в профессии тестировщика будут важны не столько дипломы и сертификаты, сколько умение быстро вникать в суть вопроса, разбираться в привычных вещах и вообще разносторонне мыслить.

Попробуйте ради интереса написать так называемый тест-кейс для шариковой ручки. Он должен учитывать многие стороны изучаемого предмета. Как выяснить, что ручка пишет нужным цветом? На разных материалах? Под разными углами? При разной силе нажатия?

Как видите, даже тестирование обычной шариковой ручки может содержать (и содержит, ведь их тоже тестируют) массу аспектов. А теперь представьте, сколько всего надо проверить в игре вроде Skyrim . Одна из задач тестировщика, кстати, — не только что-либо проверять и оформлять баги, но и составлять тест-кейсы. Перед собеседованием советуем ознакомиться с профессиональной терминологией — поможет.

Вообще, нужной информации в избытке хватает в интернете. Найти все, что касается будущей работы, нетрудно. Для успешного прохождения собеседования мы с ходу порекомендуем книгу Романа Савина «Тестирование DOT COM». Это емкое, простое и живое описание профессии. Книга весьма ценна хотя бы потому, что написана не кабинетным теоретиком, а профессионалом-практиком с огромным опытом работы.

Один известный народный артист сказал, что на интервью к звездам надо приходить подготовленными. Тестовые студии, конечно, не звезды, но тоже требуют определенных приготовлений со стороны соискателя. Будьте готовы к каверзным вопросам. Вам могут сказать: «Опишите, как вы протестировали бы этот пульт от телевизора»? Или от кондиционера. Пример с шариковой ручкой выше мы привели не просто так!

Конечно, неплохо бы владеть английским языком. Кроме того, понадобится умение грамотно и подробно составлять алгоритмы. Многие, например, напрочь теряются, когда их просят описать последовательность действий, необходимых для спуска с лестницы.

Предположим, что собеседование пройдено успешно, вас приняли, и теперь вы вовсю заняты тестированием. Что ждет вас дальше? Работа в тестовой студии подразумевает в первую очередь «вертикальный» карьерный рост: сначала QA Engineer, потом Senior QA Engineer, QA Lead, продюсер, заместитель главы тестовой студии... Все выше, и выше, и выше!

Но и «горизонтальный» рост не редкость. Скажем, компания начала заниматься автоматизированным тестированием приложений, а простой тестировщик как раз знает Python и умеет писать скрипты. Сотрудника тестовой студии никто и ничто не ограничивает — все зависит исключительно от него. Тестовая студия подобна трамплину: при должном усердии сотрудник может совершить хороший карьерный прыжок как внутри этой студии, так и за ее пределами.

На этом пока всё. В следующей статье из цикла «Геймдев для игроков» мы расскажем о том, как делают игры в виртуальной реальности. Послушать лекцию на эту тему вживую можно будет в ВШБИ на конференции VR-Today 17 мая. Подробные сведения и возможность купить билеты ищите на странице конференции.

Оставляйте свои отзывы и пожелания на тему того, о чем еще вы хотели бы узнать. Мы с удовольствием расскажем, что и как устроено в игровой индустрии, чтобы и вы могли к ней приобщиться.

Главный дизайнер игры Hearthstone: Heroes of Warcraft производителя Blizzard Entertainment Бен Броуд написал в своем блоге заметку о том, как получить работу геймдизайнера в игровой компании.

Мой собственный путь в геймдизайн не был обычным. Тем не менее, есть много причин, по которым люди хотят получить мой совет, так что я претендую на некую авторитетность. Поэтому, когда вы получите работу игрового дизайнера, напишите мне письмо, чтобы я понял, что был полезен вам.

Играйте в видеоигры

«Какое оригинальное заявление», - скажете вы. А если серьезно, играйте действительно много - как в современные игры, так и в нестареющую классику. Пусть это будут Plants vs Zombies, Chrono Trigger, Frog Fractions. Но прежде всего, выбирайте продукты тех компаний, в которых вы хотите работать.

Отделы по найму сотрудников часто спрашивают, в какие игры соискатель играет сейчас и какие считает «избранными». Руководители, как правило, хотят лучше понять кандидата и удостовериться в том, что он легко вольётся в их внутреннюю культуру. Если запустить туда скучного не-геймера, он превратит команду мечты в бездушное и занудное сборище.

Не будьте ярым фанатом

Несмотря на желание попасть в команду удивительных нёрдов, большинство команд скорее всего не захотят видеть рядом с собой человека, пускающего слюни от их присутствия, который еще и яростно твитит каждый заход в туалет своих коллег. Так что приемлемо только торжественное восхищение!

Будьте разумны

Разумные люди встречаются гораздо реже, чем вы думаете. А вот от «сверхумов» отбоя нет, особенно от тех, кто думает, что они могут быть кем угодно. Вы даже не представляете, как много людей считают, что они могут подойти ко мне, объявить, что хотят работать в моей команде, а я должен сделать вид, что «О да, да, это же тот самый человек, так пусть он получит работу и еще медаль впридачу».

Соглашайтесь на любую работу в игровой индустрии

Если вы никогда не трудились в этой сфере, соглашайтесь на работу в клиентской поддержке или контроле качества на начальных позициях. Это сложная и часто интересная работа, причем рядом с такими же интересными гиками, как вы сами.

Это отличное место для того, чтобы познакомиться с культурой компании, в которой вы заинтересованы, и сделать себе в ней репутацию «разумного парня». Если вы как раз ищете работу в таких отделах, вам тем более повезло. Я сам когда-то был аналитиком департамента контроля качества и любил эту работу.

Найдите способ выделиться

Если у вас в сопроводительном письме будет тридцатисекундное видео танца, демонстрирующего ваши навыки дизайна игровых уровней, я с большей вероятностью приглашу вас на собеседование (хотя именно вот так делать уже не надо, я ведь сам это только что придумал, так что приготовьте что-нибудь другое).

Будьте технарем или художником

Понятно, что вы не единственный, кто хочет эту работу. Станьте лучше других. Научитесь рисовать 3D-модели, получите навыки программиста. Программирование - это то, что дает вам отличное конкурентное преимущество.

Не пренебрегайте удачей

Это один из самых важных и самых разочаровывающих факторов. Вы не сможете добиться ничего без удачи. Тот факт, что вы живы и можете позволить себе видеоигры, уже означает, что вам повезло больше, чем основной массе людей на этой планете.

Вот удивительный секрет: трудяги более удачливы. Порой, когда команда разработчиков думает об открытии новой вакансии, она может добавить знания фотошопа в список требований просто потому, что знает одну подходящую девушку в отделе качества со знанием фотошопа.

Таким образом, это позволяет описать вакансию более точно, зная, что кандидаты уже есть - девушка подходит под эти узкие требования и с большей вероятностью получит работу, потому что она сама выковала собственную удачу.

В 2002 году, когда я трудился в софтверной компании, подружился там с одним человеком, который позже уволился из этой фирмы и получил работу ночного сотрудника контроля качества в Blizzard, работая над игрой Warcraft III: The Frozen Throne. Он знал, что я стал работать в пиццерии, и попросил сделать заказ у нас, а я доставил пиццу.

Это позволило мне познакомиться с некоторыми людьми в команде, убедить их в своей адекватности и получить временную работу в качестве тестера игры. Только представьте, как мне повезло: я жил в нескольких минутах от офиса Blizzard и познакомился с нужными людьми в нужное время.

Это всё было удачным стечением обстоятельств за исключением тех моментов, где я должен был лично показать людям, на что способен. Используйте такие моменты, и число таких возможностей будет возрастать.

Про желание поменять свою "любимую" работу в сфере бизнес IT консалтинга на творческий и радушный геймдев.

Что ж. Не секрет, но да. Я бы хотел. И даже хочу. И даже пробовал это сделать. Увы (или ура?) - не получилось. И сейчас расскажу как и почему.

Прим. Советы и опыт подойдут должностям вроде геймдизайнера, продюсера или PM"а. Для художников есть своя методология написания резюме и подготовки портфолио.

Вступление

В августе этого года я надумал менять теплое место ведущего консультанта в компании на... должность нищеброда-геймдизайнера, младшего продюсера или комьюнити менеджера в игровой компании от мала до велика здесь, в Санкт-Петербурге.

Благодаря своим познаниям в области составления резюме я за пару часов набросал его, заделал себе отраслевой профиль на Linked In и... нет, не принялся рассылать его направо-налево. Стал просто ждать. Выслал его только в Blizzard на позицию Test Analyst (Russian), просто, так сказать, посмотреть насколько быстро меня побреют.

В опыте работы у меня не было ни одной готовой игры. Были зафиксированы следующие эпизоды моей жизни:

  • Разработка Dune: Raiders of Arrakis
  • Довольно многогранный опыт в WCR
  • Постоянные тусовки то с одними индиками, то с другими
  • Несколько мелких проектов на Unity, которые не были запущены в прод.

Два попадания в финалисты конкурсов, прямо или косвенно связанных с играми, и моя готовность быстро развиваться и добросовестно выполнять работу.

В общем итоге, на все это откликнулись около 10-12 компаний. Каким-то я отказывал почти сразу (по разным причинам), к каким-то ходил на собеседования (об этом как раз расскажу дальше). Используя прием фильма Нимфоманка , мы сохраним анонимность, дав конторам буквенные аббревиатуры.

П

Потому что первая. Компания откликнулась почти сразу на Linked In. Их профиль - удаленная работа. У них большое количество вакансий и все они в разных частях РФ и восточной це Европы. HR обрисовала вакансию и выдала тестовое задание. Но это был не геймдизайн, а дизайн уровней (правда представляется отрисовка гор, травки, камней?). Для Match-3.

Кто не знает, Match-3 = Казуальная игра.

Ликбез

Игра, предназначенная для широкого круга пользователей. Казуальные игры отличаются простыми правилами и не требуют от пользователя особой усидчивости, затрат времени на обучение или каких-либо особых навыков; они относительно дешевы в разработке и при дистрибуции. Многие подобные игры обладают также яркой привлекательной графикой и минимумом текста. Казуальным играм противопоставляют хардкорные игры со сложными правилами, рассчитанные на сравнительно узкую аудиторию опытных игроков, готовых уделить много времени освоению игры.

У них была своя среда разработки (ne Unity), свой графический редактор уровней, к которому они выдали тестовое задание и подробную документацию. Надо было придумать 10 уровней по определенным критериям. 10 уровней в игре про кристаили, рюшечки, конфетки и прочее атрибуты абзуалок. И тут случился первый мой ммм... конфликт с самим с собой.

Да, я хотел в игровую индустрию. Да, я представлял себе это иначе. Но вот дилемма. Стоит ли идти разрабатывать казуалину, если ты грезишь World of Warcraft "ами и всякими Neverwinter Night "ами. Решение в голове пришло не сразу, а только на следующий день - вспомнив слова Галенкина , примерное содержание которых было: Если вы любите жанр Shooter, не идите разрабатывать ферму. Ищите проект максимально приближенный к жанру, столь любимому вашей душой.

Итак, от этого задания я отказался.
И стал дальше ждать предложений...

Инди-студия "Л"

Эти ребята вышли на меня через Linked In. Буквально с порога, рекрутер (по совместительству ИТ директор) признался, что ему очень понравился подкаст у Галенкина и человек (минутка возвышения ЧСВ), столько корректно и грамотно формулирующий мысли сможет с легкостью ставить задачи специалистам-коллегам.

Контора оказалась самой настоящей инди-студией и, боже,. с первого шага мне там действительно понравилось. Атмосфера разумной демократии, бородатые морды разработчиков, девушка-геймдиз - все по канону жанра. Никаких суровых лиц, напущенного пафоса (типа, мы про, мы сделали ферму за 1000 рублей ) пиджаков, галстуков. Все расслаблено и по делу.

Для ребят требовался человек на три позиции:

  • Гейм-дизайнер (баланс игрового магазина)
  • Дизайнер уровней (от концепции до реализации)
  • Продюсер (управление процессами)

Большой особенностью ребят был тот факт, что ни один из интервьюеров не шарил толком ни в гейм-дизайне, ни в дизайне уровней.

Итак, первой итерацией для меня был как раз IT директор. Он стал гонять меня по математике. Нет, дорогие школьники, не умножение/сложение/вычитание. Полноценная статистика, теория вероятностей и матан (математический анализ). Будучи отличником в ВУЗе по данным дисциплинам, я казалось бы, должен был щелкать поставленные вопросы как орешки, но нет. Программа 2-3 курсов вылетела из моей головы как имена всех бывших баб. С трудом вспомнив, что такое факториал, и ответив на несколько вопросов, я взял паузу, сославшись на то, что позабывал все и необходимо время, чтобы восстановиться.

Второй итерацией был человек, который занимался 3D дизайном. Он опрашивал меня о графике построения сложности в играх, задавал вопросы о концепциях дизайна уровней и прочих прелестях работы с миром игры.

Ликбез на случай собеседования

Эффективной считается сложность в игре требует волнобразной возрастающей модели. Это необходимо для того, чтобы у игрока не взрывало пукан от постоянно возрастающей сложности, а было время немного подрасслабиться, чтобы потом с новыми силами восходить на новую вершину.

Если вы не играли в WoW, лучше скрыть кат, во избежание состояния ЯННП.

Проанализируйте текущие игры и поймете, что очень много где реализована эта самая волнообразная модель. Так, например, в World of Warcraft, система апа артефактов завязана на понятиях очки силы артефакта и знание артефакта . Первое подобно опыту используется для апа уровней пушки, второе увеличивает прирост (бонус) очков за каждый юзнутый предмет силы. Количество очков для апа уровня растет в прогрессии, в то время как знание снижает необходимое количество предметов для апа. Получается, что изучив знание вы получаете увеличенные очки до тех пор, пока следующей уровень не увеличит кап настолько, что потребует от вас гораздо больше трудозатрат. После этого вы ждете нового уровня знания , чтобы снизить сложность получения нового уровня и пошло поехало.

Прямо на собеседовании, мне поставили задачу придумать ассиметричную карту для шутана, имплементировав туда разрушаемость и придумав обоснование, почему я считаю эту карту сбалансированной. Это был успех.

После этих мучений, ребята дали мне поиграть в свой аркадный шутан. Первое впечатление - оч годный арт. Второе - хардовая сложность. Это был шутер-раннер, и его основной фичей была концентрация очковых событий на пройденный пиксель экрана. Главный герой бежит вперед, перед ним постоянно что-то взрывается, стреляет, проваливается. Честно говоря, мой пердак очень пригорел с такой сложности и я почти сразу задал вопрос: "А собственно какая у вас аудитория?" На что получил ответ: "Ну, мы делали так, чтобы нам самим было ок." Игра пестрила хардкором на протяжении всех уровней и единственное, что не отталкивало малышню - это тот факт, что в первом уровне нельзя было умереть. Позже я даже нашел ютубера, который пытался сделать Let"s Play на игру и... очень страдал:D

В общем и частном, впечатления у нас остались друг о друге положительные. Оставалось выполнить два тестовых задания - на дизайн уровня с нуля и, собственно, на расчет баланса.

Расчет баланса я с треском провалил. Мне необходимо было несколько дней, чтобы восстановить базовые знания матана и статистики, более того предстояло натянуть их на игровую математическую модель. Мне банально не хватило времени, чтобы все решить корректно. -1 очков в пользу Jusper"а .

По дизайну уровня, требовалось сформулировать концепцию и набросать схему ассиметричной карты для шутана, с максимального сетапа 5х5. Концепт где-то валяется дома, вот резюме по нашему взаимодействию (вкратце: 0 очков в пользу Jusper"а).

Внимание, мнение реального человека, МНОГОБУКОВ!

Ну не буду спорить, возможно кто-то и считает десятые доли наиболее очевидной подачей, однако нам до сих пор хотелось бы видеть более тонкую работу с масштабом, карты, которая бы в большей степени смогла раскрыть потенциал структуры карты и отдельных решений. Схема карты осталась неинформативна. Поэтому не возможно в полной мере воспринять ту информацию которую хотели бы донести. В этом бы здорово помогло соблюдение пропорций и масштабов, и более развернутое объяснение конкретных решений по левелдизайну. Дополнительные схемы и чертежи этих решений. Возможно цветовое кодирование разных структурных элементов. В общем иерархия структурная которая была бы поддержана иерархией визуальной.

Дело в том, что вопрос недопонимания возможно усугубляется и с нашей стороны. Внутри нашей команды каждый может свободно высказать свою позицию. Это огромный плюс, но так же он накладывает свои ограничения и нюансы. Одним из таких нюансов является обоснование своей позиции по высказанному предложению или вопросу и подкрепление своих рассуждений логическими умозаключениями. Это положение практически исключает возможность продавливания каких-то решений весом своего слова и поэтому мы ищем человека который бы мог вписаться в подобный подход, человека который бы мы могли договариваться имея противоречия, а соответственно человека который бы смог донести свет своей истины до нас страждущих. Вот такого парня мы ищем. Нам кажется что мы бы смогли найти общий язык, ведь вы подходите нам по многим из заявленных выше качеств.

Вы коммуникабельны, умеете разговаривать, вам не чуждо понятие логики, предлагаете интересные решения и мы не говорим, НЕТ, но мы просто не можем сказать, ДА, и быть на 100% уверены в правильности своего решения.

Общий счет Jusper vs Контора Л = -1
И я с треском пролетел.

Чему меня это научило? Тщательнее готовиться к собесам. Штудировать всю основную информацию. И не браться за задачи, которые не являются профильными.

Что представляет собой работа в игровой индустрии? Что такое оперирование онлайн-игр? Какие специалисты входят в команду оператора? Кто такой продюсер онлайн-игр и какие задачи он решает? Об этом рассказал на лекции в рамках проекта « Университет, открытый городу: лекции молодых ученых Вышки в Культурном центре ЗИЛ » директор программ подготовки кадров для игровой индустрии высшей школы бизнес-информатики НИУ ВШЭ Вячеслав Уточкин. Эта лекция стала второй в цикле «Создание онлайн-игр: геймдизайн, монетизация, оперирование и продвижение».

Оперирование игр

Оперирование онлайн-игр – это запуск и поддержка успешного функционирования онлайн-игр на рынке. Цель оператора – зарабатывать деньги. Оперировать можно как купленные по лицензии от внешних разработчиков продукты, так и продукты собственной разработки.

Достаточно сильно специфика оперирования зависит от платформы, на которой функционирует игра.

Наибольшее количество игр сейчас выходит на мобильной платформе (Android, iOS). Причем доходы игр этого сегмента часто бывают зашкаливающими. Например, игра Clash of Clans в 2015 году заработала столько же, сколько вся игровая индустрия России: $1,3 млрд.

На PC игры можно разделить на несколько платформ. Сингл-игры , распространяемые в основном через Steam. Клиентские онлайн-игры , оперированием которых долгое время занимался докладчик, в частности запускал многопользовательский танковый экшн Armored Warfare: Проект Армата, оперировал популярную русскоязычную клиентскую MMORPG Perfect World. Браузерные игры в которые можно играть непосредственно в браузере без загрузки «клиента» и которые сейчас не в тренде, но на самом деле являются «золотым дном», о чем докладчик судит по собственному опыту запуска и оперирования ряда «браузерок». Социальные игры , базируются на платформе социальных сетей таких как Facebook, ВКонтакте и др.

Платформа игровых приставок достаточно широко представлена в мире, но слабо представлена в России. Из российских компаний, плотно работающих с этой платформой, можно отметить Gaijin Entertainment.

Есть и другие платформы, менее распространенные: аркадные автоматы, SMART TV, умные часы, виртуальная реальность (VR), игры в самолетах и др. На данный момент наиболее перспективной является VR платформа.

Четыре «кита» оперирования игр


Процесс оперирования базируется на четырех ключевых направлениях: монетизация, привлечение новых игроков, удержание текущих игроков и возврат ушедших игроков. Все эти четыре «кита» должны «жить» в синергии и гармонично дополнять друг друга. Только в совокупности эти процессы позволяют эффективно поддерживать продукт, радовать игроков и зарабатывать деньги.

Монетизация

Монетизация напрямую отвечает за эффективность зарабатывания денег в процессе оперирования игр.

Под монетизацией в оперировании обычно подразумевается проведение различных акций с целью увеличения дохода игры относительно обычного среднего уровня. Монетизация в разработке игры подробно рассматривается на другой лекции цикла «Монетизация онлайн-игр: от простого к сложному ».

Но вернемся к монетизации оперирования. К примеру простейшая акция «10-20-30» может увеличить доход в два раза на время проведения. Механика проведения банальна – тем, кто вложит от 100 до 1000 руб. дается бонус 10% к платежу. При донате от 1000 до 3000 руб., бонус – 20% к платежу. Если свыше 3000 руб., то 30% к платежу. Казалось бы, один раз запрограммировать механику, согласовать с разработчиком, подготовить тексты и графические материалы для извещения игроков, и запускай ее постоянно удваивая свой доход. Но не все так просто, чтобы не «убить» свой проект монетизационные акции должны запускаться в соответствии с определенными принципами монетизационной политики оперирования, а самих акций существует множество. Они делятся на простые/сложные на пополнение счета, акции с подарками, акции на сайте и внутри игры, акции на пополнение и на вывод денежных средств и другое. Подробнее методологию проведения монетизационных акций мы разбираем со слушателями на занятиях программы «Менеджмент игровых интернет проектов ».

Удержание имеющихся игроков


Даже если игра интересная и сама по себе хорошо удерживает игроков, оператор может улучшить этот показатель.

Например, в игре Perfect World есть подземелье Иней, которое очень нравится игрокам. Но с каждым обновлением игры, награды, которые давались в этом подземелье, теряли свою ценность в связи с вводом нового контента. В конце концов обесценивание наград привело к тому, что затраты на прохождение этого подземелья превысили получаемые награды. И игроки перестали в это подземелье ходить. Чтобы фактически вернуть это подземелье в ежедневную активность игроков, реализовали акцию «Марафон в Инее». В рамках акции на сайте ввели календарь, в котором при прохождении игроком подземелья в игре закрывался один день. Если закрыли 10 дат в течение 14 дней, то получаете бонус, не только покрывающий затраты, но и выводящий в плюс. А если 14 дней из 14, то еще более жирный подарок. В результате игроки вернулись в это подземелье, с радостью стали проходить его, улучшился показатель Retention, а Оператор получил еще и дополнительный доход т.к. игроки стали активнее покупать расходники для прохождения Инея. Но при этом все довольны, т.к. акция для всех и можно пройти подземелье без использования платных расходников. Таким образом акция, реализованная полностью на стороне Оператора без привлечения разработчика, позволила улучшить показатель удержания игроков.

Привлечение новых игроков

Привлечение – важнейший «кит» оперирования. Ключевые мероприятия по привлечению игроков начинаются в процессе запуска игры. Чтобы аудитория не выгорала, в процессе оперирования ведется непрерывная работа по привлечению новых игроков как с помощью запуска прямого трафика, так и PR-активностями, и впоследствии органикой, спецпроектами, и др. Подробнее про привлечение игроков мы рассказали на третьей лекции из цикла – «Маркетинг игрового проекта с минимальным бюджетом ».

Возврат ушедших игроков

Очень важно не забывать про игроков, которые ушли из игры. К примеру, игра находится в оперировании больше года, уже есть 1 млн. зарегистрированных игроков. А активных игроков (Monthly Active Users - MAU) намного меньше, предположим 100 тыс. Чтобы вернуть в игру небольшую часть из ушедших 900 тыс., можно в честь крупного обновления сделать рассылку по ушедшим игрокам с подарком для тех, кто вернется. Полезно делать приглашение лаконичным и выделять большую кнопку «забрать подарок». Такой формат существенно увеличивает количество возвращающихся игроков.

Объединение в одной акции нескольких направлений часто дает усиление эффективности. Например, можно выбрать среди ушедших за последние три месяца игроков или переставших платить тех, кто в течение года до этого вложил в игру 10 000 руб. или более. Если сделать для них рассылку (e-mail, ретаргетинг, внутриигровые уведомления и даже смс) с уникальным предложением зайти в игру в определенный период и сделать платеж до определенной суммы, получив при этом бонус x2 или x3, то в результате можно увеличить среднемесячный доход на несколько процентов. Ведь вложив небольшую сумму и вернувшись «на путь истинный» платящие игроки, в большинстве своем продолжают вкладывать деньги и сверх бонусного лимита. А, как известно, в ряде игр несколько процентов месячного дохода превышают стоимость новенькой Lamborghini.

Участники процесса оперирования

Для того, чтобы управлять этими четырьмя китами оперирования необходима команда. Рассмотрим, кто входит в команду оперирования.


Сердцем команды является продюсер. Подходы к организации работы продюсера в разных компаниях могут различаться. Есть игровые компании, где продюсер занимается одним проектом как в части обеспечения его ресурсами, так и в части проджект менеджмента, а сами продюсеры в компании различаются по грейдам. Есть компании, где продюсер ведет определенное направление (к примеру, браузерные игры), а в каждом проекте есть project manager (ПМ). Во многих компаниях функции ПМа и продюсера разграничиваются, и продюсер отвечает за ведение проекта в целом, финансовую успешность, обеспечение ресурсами и качество оперирования, а ПМ за таскооборот, сроки и коммуникации внутри команды. В рамках данной лекции рассмотрим вариант, когда на проекте есть единый продюсер и его функции не разграничиваются с ПМом.

Продюсер

Продюсер - это человек, целью которого является обеспечить игре все необходимые ресурсы для релиза с последующей поддержкой проекта и постоянным ростом всех ключевых показателей. Продюсер является связующим звеном между командой, руководством, разработчиками и игроками. Он знает об игре все. Он единый информационный центр, в котором сходятся все нити управления проектом и информационные потоки, а он как прокси их пропускает через себя и выдает на нужные каналы.

Основные направления работы продюсера



  • Решение любых проблем на проекте.

Например, если посреди ночи, упадет один из серверов, обеспечивающих работу проекта, о чем радостно сообщит система мониторинга серверов или бодрый звонок партнера из Китая, который конечно же ни при чем, то именно продюсеру предстоит выяснить, что на стороне разработки видят проблему в Операторе, а на стороне админов Оператора уверены, что накосячили разработчики. Собрать информацию со всех источников об этой проблеме, определить того человека, кто может ее решить, поднять его с постели и организовать совместное со всеми участниками процесса поднятие сервера с одновременной активной работой с комьюнити, дабы снизить накал боли от того, что сервер упал на третьем часу прохождения данжа и весь прогресс теперь слетел, вот он один из многих примеров работы прода.

  • Внутренние коммуникации с командой оперирования, с разработчиками, с руководством.

Продюсер – это лидер, который занимается планированием, постановкой задач, мотивацией команды. Продюсер взаимодействует с разработчиками в процессе выпуска обновлений, «лечения» багов.

  • Внешние коммуникации с игроками и СМИ

Продюсер – это, часто, лицо проекта. Продюсер – это тот, кто коммуницирует с игроками и СМИ по особо серьезным вопросам, дает интервью в рамках эвентов, призванных повышать лояльность аудитории и демонстрировать открытость проекта.

  • Тактическое и стратегическое управление своим проектом, принятие решений

Обладая полной информацией о проекте, продюсер должен принимать решения начиная от самых простых, какую открытку на Новый год поставить в рассылке с поздравлением. И заканчивая стратегическими решениями, например, для повышения дохода проекта выйти на мировой рынок с франшизой по производству игрушек, изображающих героев из игры. И такое решение может дать существенный прирост дохода проекта.

  • Планирование, постановка задач и контроль выполнения планов

Любая акция, любое мероприятие или выпуск обновления подразумевают под собой выполнение большого количества шагов, работы разных специалистов. Для качественного проведения работ и запуска активностей в срок продюсер готовит планы, выполнение которых членами команды, постоянно контролирует.

Первое правило продюсера – после каждой встречи подготовить отчет, зафиксировать принятые решения, разослать информацию по всем участникам. В письме должно быть отражено кто, что и когда делает, должны быть перечислены ответственные.

  • Анализ показателей проекта, подготовка отчетов, выработка и реализация мер по улучшению ключевых показателей.

Ключевая задача продюсера – постоянно отслеживать все значимые показатели проекта. В случае их ухудшения незамедлительно реагировать и проводить комплекс мероприятий по «реанимации» проекта. Например, обычно в проект ежедневно приходит 1500 регистраций. А тут в семь часов вечера пятницы статистика показывает, что за сутки пришло 300 регистраций. Продюсеру срочно потребуется понять, в чем проблема. Возможно «отвалился» какой-то канал, приводящий трафик. И по результатам расследования решить проблему, вернув трафик на нормальный уровень.

Продюсер аккумулирует статистику на ежедневной, ежемесячной основе и на основе этой статистики представляет руководству отчеты о состоянии проекта, а также принимает стратегические решения по проекту. О работе с аналитикой на этапе разработки рассказывал преподаватель МИИП Константин Сахнов на открытой лекции «Основы геймдизайна » в культурном центре ЗИЛ.

Продюсеры бывают разные


Продюсер оперирования. Отвечает за запуск и последующее оперирование игрового проекта.

Креативный продюсер. Отвечает за игру «изнутри», за работу с геймдизайнерами и ведет проект с самого начала разработки.

Арт-продюсер. Отвечает за визуальную составляющую игры.

Генеральный продюсер. Отвечает за стратегию развития компании в целом, за выполнение миссии компании и достижение ключевых целей. У него в подчинении находятся остальные продюсеры компании.

Маркетинг и PR

Специалисты данного направления выполняют следующие задачи: управлением трафиком, работа со СМИ и блогерами, запуск партнерских спецпроектов, участие в выставках, сувенирка и партнерские призы, крупные оффлайн мероприятия для игроков.

Продюсер плотно работает с коллегами из маркетинга по направлениям привлечения новых игроков, возврата ушедших и удержания текущих.

Комьюнити-менеджемнт

Написание новостей, гайдов, анонсов для внутренних ресурсов (сайт, группа ВК); работа с модераторами (контроль качества, управление), работа с пользователями в соц. сетях и на форуме (проведение конкурсов, ответы на личные сообщения), сбор фидбека.


Ключевое направление работы – удержание игроков.

КМы растут в маркетологов или даже в продюсеров.

Гейм-мастера

ГМ – глас игровой администрации в решении проблем игроков, длань правосудия и ближайший помощник продюсера в одном лице. Кроме решения проблем пользователей может помогать с тестированием, с установкой патчей, с игровой экспертизой и др. помощью по запросу продюсера.

Зачастую в компаниях есть несколько линий гейм-мастеров. Первая линия решает стандартные проблемы игроков и фильтрует вопросы для следующих линий. Вторая линия решает более сложные вопросы. Наиболее сложные вопросы, требующие коммуникации с разработчиками, нахождения нестандартных технических решений решаются силами третей линии. Также силами третьей линии гейм-мастеров проводятся сложные расследования при возникновении различных проблем с игроками.

Именно из ГМов чаще всего вырастают продюсеры.


Локализаторы

В зависимости от типа оперирования может быть только отдел тестирования для собственной разработки на одну территорию, либо все задачи раскиданы по сотрудникам других отделов и на аутсорсе.

Если же отдел локализации все же есть, то он занимается переводом, редактированием и тестирование игры и ее обновлений.

Дизайнеры

Дизайнеры в оперировании занимаются производством баннеров, артов, деталей интерфейсов, точек входа, маркетинговых материалов и другой дизайнерской работой.

Веберы

Веберы занимаются программированием и версткой web-элементов (веб-страницы, механики для акций, аккаунтинг и др.). Верстка рассылок. Техническая реализация монетизационных акций. Выгрузка из базы данных (например, для рассылки или для анализа статистики) – тоже их зона ответственности. Создание ГМ-тулов (специальных программ, которые позволяют гейм-мастерам выполнять работы по поддержке проекта (банить провинившихся игроков, отслеживать активности, расследовать различные нештатные ситуации).

Продюсер ставит задачи дизайнерам и контролирует их выполнением.

Админы

Админы занимаются поддержкой серверной части проекта и в ряде игр установкой обновлений. На старте проекта важно изучить серверную архитектуру вашего проекта и механику установки патчей, чтобы понимать, в каких ситуациях нужно обращаться к разработчикам, а в каких проблема может быть решена собственными силами с помощью админов.

Типичные задачи админов:

    Обслуживание серверов.

    Эксплуатация платформ.

    Понять, почему упал сервер и быстро его поднять. Сделать так, чтобы сервер вообще не падал.

    Провести профилактические работы, «накатить» обновление.

Другие сотрудники

    Юристы (лицензионные соглашения, судебные процессы, договора)

    Финансисты (роялти, иные выплаты, налоги)

    Биздевы (контракты с партнерами, новые проекты)

    Аутсорсеры (арт, скриншоты, видео, etc.)

    Сотрудники платформы

Работа с разработчиками

20-30% времени продюсера уходит на коммуникации с разработчиками.

    Работа с версиями, а до запуска с ривилами (когда показывают разные фичи проекта).

    Работа с багами (аккумулирует все проблемы и отправляет разработчикам)

    Оплата роялти

    Другие вопросы (поднять сервер; взять интервью; узнать, как помочь игроку при нестандартной проблеме)

Продюсер и игроки

Продюсер – лицо проекта, игроки должны знать и верить продюсеру!

Продюсер должен решать важные вопросы взаимодействия с игроками.

  • Общается с игроками на форуме;
  • Открыт к личному общению;

    Снимает видеодневники и видеообращения;

    Ходит на встречи игроков.

Общаться с игроками нужно ради того, чтобы максимально понимать «душу» проекта и принимать взвешенные решения по развитию проекта.

Кстати, данный подход практикуется не во всех компаниях, часто если спросить комьюнити-менеджера, то можно услышать мнение, что так делать не надо и только КМ должен быть лицом игры.

Продюсер и СМИ

Продюсер – публичная личность!

    Дает интервью.

    Общается со СМИ.

    Ходит на мероприятия игровой индустрии

В отличие от геймдизайнера, у продюсера есть дополнительная ответственность по взаимодействию с прессой. Неосторожные высказывания - одна из частых причин увольнения!

Важно любить свой проект

В заключении Вячеслав отметил, что продюсер (да и любой сотрудник оператора) должен хорошо знать и любить свой проект. Поэтому следует уделять по нескольку часов в день самой игре, а также играть в нее в свободное время. Читать форум, гайды и другие информационные ресурсы по своей игре.

Особое внимание следует акцентировать на игровом магазине и экономике игры. Чтобы понимать последствия от каждой введенной вами акции, мероприятия и обновления.


Список полезных ссылок

  • Ресурсы по геймдеву: http://habrahabr.ru/post/266435/
  • Игровые ресурсы: http://habrahabr.ru/post/249993/
  • Программа Менеджмент игровых интернет-проектов:

На сегодняшний день масштабы развития индустрии видеоигр поражают даже человека, едва знакомого с этим явлением. Еще бы, на сегодняшний день в мире более миллиарда мобильных устройств, консоли продаются десятками миллионов штук, а игровые компании зарабатывают миллиарды долларов в год. Популярность киберспортивных мероприятий постоянно растет, догоняя крупные спортивные события «реального мира» по количеству аудитории и накалу страстей. Согласно данным игрового подразделения Mail.Ru Group, игровая индустрия обогнала кинопрокат в странах СНГ по скорости развития и объему рынка.

Работа в игровой индустрии является не только интересным, но и весьма прибыльным делом. Однако крупные компаний чаще всего ищут уже состоявшихся специалистов. Вот что говорит по этому поводу Константин Сахнов (преподаватель гейм-дизайна Высшей школы бизнес-информатики НИУ ВШЭ , руководитель мобильных проектов Mail.Ru Group, член экспертного совета конкурса Web&Tech Ready) «У игровой индустрии большие капиталы и много идей, не хватает только квалифицированных специалистов, способных эффективно расходовать средства и воплощать идеи в жизнь».
На текущий момент все больше и больше любителей видеоигр задаются вопросом: как начать работать в игровой индустрии, что для этого нужно уметь и где этому можно научиться? Так с чего же начать? Для начала нужно понять, что это именно то, что вам нужно. Многие любители игр, которые детально в курсе событий игровой индустрии, сознательно остаются обычными игроками, четко обозначив для себя границы. Если же ощущается острая сопричастность, непреодолимое желание создавать и развивать игровые миры, продвигать и поддерживать интересные проекты, то, скорее всего, это действительно ваш мир и стоит серьезно задуматься о своем месте в этом мире.

Путей, которыми можно прийти в игрострой, несколько. Один из возможных – экспериментальный путь. Благодаря тому, что разработчики и администрация игровых проектов так или иначе активно коммуницируют с пользователями своего продукта, создается реальная возможность проявить себя и быть услышанным теми, кто давно и серьезно крутит планету под названием «Мир видеоигр». Пишите моды для любимой игры? Пробуете себя в дизайне уровней? Создали, наполняете и вполне успешно развиваете фан-сайт? Придумали собственную игровую концепцию или у вас есть идеи как улучшить существующую? Покажите свои достижения на профильных ресурсах, попробуйте получить обратную связь, и шанс того, что с этого начнется ваш трудовой путь в игровой индустрии имеет место быть.
Другой путь, также из наиболее возможных – условно академический. Вы усердно ищите, анализируете и усваиваете информацию, строго соответствующую вашим планам на игрострой, посещаете профильные мероприятия, внимательно читаете каждое интервью профессионалов игровой индустрии, структурированно и методично изучаете и аккумулируете их опыт. Игровая индустрия, столь бурно развивающаяся и, как следствие, нуждающаяся в профессионалах, возможно, по достоинству оценит ваши стремления и примет вас на борт.

Но как же избежать всех этих «возможно»? Планомерно и наверняка построить карьеру и реализоваться в любимом деле поможет первая в России государственная программа профессиональной переподготовки в сфере разработки и управления игровыми проектами. Данная программа представляет собой вечерний курс «Менеджмент игровых интернет-проектов» . К преподаванию приглашены ведущие специалисты компаний, имеющие многолетний опыт разработки игровых интернет-проектов и работы в околоигровой индустрии. Включая представителей Mail.Ru Group, Wargaming, Gaijin Entertainment, All Сorrect, XSOLLA и руководителей собственных студий. В рамках программы даются знания о том, как сделать свою собственную игру, проработав игровой мир до мельчайших деталей и используя актуальные методы дальнейшего продвижения игры; как уметь планировать разработку проекта, как краткосрочно, так и стратегически; как понимать методологию и технические особенности разработки игровых проектов на разных платформах: мобильной, браузерной и других.

Программа готовит всех, кто хочет трудоустроиться в уже существующие игровые компании или желающих делать свои собственные игры. Программа позволяет получить полноту знаний необходимых для работы в игровой индустрии. По завершению программы выпускникам выдается диплом установленного образца Высшей школы экономики. Выпускники закрывают вакансии в крупнейших компаниях по разработке компьютерных игр и создают собственные студии.
Как видите, игровая индустрия ближе, чем вы думаете. Если вы по-настоящему стремитесь работать в игрострое, то вас никто не сможет удержать. Удачи!