Развитие второго полушария. Развиваем левое полушарие головного мозга

«Интуитивный дух - священный дар, рациональный дух - лишь верный слуга. Мы создали такое общество, которое хвалит слугу, позабыв про святой дар».
Альберт Эйнштейн

Некоторые люди очень хорошо рисуют, но им трудно перемножить, к примеру, восемь на девять. Задумывались ли вы, почему? Или почему некоторым людям трудно написать хотя бы страницу сочинения, в то время как они могут с легкостью решать сложные проблемы? Это связано с тем, какая часть мозга является доминирующей, левая или правая.

Наш мозг напоминает ядро грецкого ореха двумя половинами и морщинистой поверхностью.

Известно, что левое полушарие мозга отвечает за рациональность, аналитику, имеет склонность управлять личностью в целом. Язык этого полушария линеен, слова логически выстраиваются в цепочке на основе разумности и обоснованности. Как правило, у юристов, химиков, математиков и бухгалтеров доминирует левое полушарие мозга, потому что эти профессии требуют логики и аналитического склада ума.

Правое полушарие мозга - источник эмоций, интуиции, художественных зарисовок и творчества. Оно разрешает проблемы с помощью предчувствий и прогнозов, ищет аналогии в различных структурах, склонно реагировать спонтанно, непредсказуемо. Это полушарие предпочитает равенство, нежели власть. В основном у музыкантов, актеров и художников доминирует правое полушарие мозга, которое также отвечает за чувство ритма, восприятия цвета, изображения и т.д.

Все значительные достижения исходят из гармоничного взаимодействия этих двух полушарий и являются результатом духовного подъема. Решение проблемы возникает во время внезапного интуитивного прорыва (доминирование правого полушария), предшествовал которому разумный логический анализ данных (доминирование левого полушария).

В конце этого процесса левое аналитическое полушарие начинает анализировать и уравновешивать все озарения. Без правого полушария мозга не было бы полезных идей, без левого полушария - практического пояснения пользы таких идей.

Правое полушарие мозга специализируется на нашей безопасности, означающей защиту, а левое полушарие - на агрессии и новых испытаниях, означающих атаку. Оба полушария могут функционировать как в гармонии, так и в конфликте.



Люди, которые способны думать и реализовывать идеи лишь по-научному и вовсе не знают о творческих подходах к жизни, живут только левополушарным мозгом. Люди, которые подчеркивают лишь правое полушарие мозга, живут в своем нереальном мире личных ощущений и фантазий. Но есть люди, которые уравновешены в этом плане и интегрировали в себе реалии обоих полушарий. Они живут в рациональном и эмоциональном.

Если допустить доминирование одного из полушарий, другое полушарие становится слабым и пассивным. В таких случаях, человек решает свои проблемы лишь половиной мозга. Но мозг человека построен таким образом, что работает как единое целое.

Эти знания существовали еще в древнем Египте и Индии. Святая Геометрия подтверждает, что древних египетских мистиков обучали двум аспектам всего сущего, соответствующих левому и правому полушариям мозга.

Сегодня ученые считают, что человеческий мозг имеет гораздо больший потенциал, чем используется. Особенно правое полушарие нашего мозга имеет исключительную визуальную память, мощное воображение и креативность. Однако этот потенциал остается необработанным, неактивным и не используется у большинства людей. По этой причине, мы должны стремиться к развитию нашего правого полушария мозга и использовать его огромный потенциал и, таким образом, использовать оба полушария нашего мозга параллельно.

Человеческий мозг называют самым сложным биологическим механизмом, который создала природа. Он регулирует и координирует все жизненные функции человека и контролирует его поведение.

Мозг покрыт тонким серым слоем с бороздками и извилинами – это кора головного мозга. Здесь находится его мыслительный центр. Кора представляет собой нервную ткань, состоящую из нескольких миллиардов нейронов 70% мозга составляют большие полушария – правое и левое.

Как помочь мозгу работать эффективнее?

1. Переработку всей информации: ее получение, проведение и передачу другим клеткам осуществляют нейроны, находящиеся в коре головного мозга. У новорожденного количество нейронов больше, чем у взрослого, но несмотря на это, он практически не умеет ни слышать, ни видеть.

Его глаза видят свет, но его мозг этого не понимает, потому что еще не образовались связи с другими нейронами, чтобы информация поступила дальше – в кору больших полушарий. По мере их образования ребенок будет различать сначала свет, затем силуэты, цвета и пр. Чем разнообразнее и ярче будут предметы вокруг него, тем быстрее образуются такие связи и тем лучше будет работать та часть мозга, которая связана со зрением.

Это же относится и к слуху и к другим способностям: осязанию, обонянию, способности говорить, ориентироваться и др. То есть, очевидно, существует определенный период, когда образуются нейронные связи, необходимые для развития зрения, слуха и пр.

Таким образом, чтобы заставить мозг эффективно работать, его нужно тренировать с самого детства. Чем мозг моложе, тем он восприимчивей. И чем меньше его нагружать, тем хуже он будет работать. Мы все знаем, что если не тренировать мышцы, то они со временем станут дряблыми и начнут атрофироваться. То же касается и мозга: если его перестать нагружать, клетки, отвечающие за мыслительные процессы, начнут отмирать. У людей, которые тренируют свой мозг, ухудшение его работы отмечается лишь в глубокой старости.

2. Не стоит забывать и о питании – мозг нуждается в продуктах, содержащих жирные кислоты Омега-3 (это жирная морская рыба – лосось, семга, скумбрия, грецкие орехи). А вредны для него продукты, в состав которых входят трансжиры (маргарин, чипсы, крекеры, пирожные и т. п.).

3. Для мозга полезны физические нагрузки, ведь при тренировке тела тренируется и мозг. Достаточно получаса один раз в два дня.

4. Чтобы напрягались не только мышцы, но и мозг, его нужно тренировать играми, требующими запоминания, головоломками, кроссвордами и пр.

5. Для мозга необходим полноценный сон – он использует его для обработки воспоминаний и переноса их в долгосрочную память.

Этапы формирования мозга

Согласно данным нейропсихологии, созревание мозга человека происходит вплоть до 15-летнего возраста. Формирование мозга осуществляется поэтапно:

  • с рождения до 3х лет

    У ребенка формируются отделы мозга, контролирующие познавательное, эмоциональное и физическое развитие.

  • с 3 до 7 лет

    Образуются зоны, ответственные за речь, слуховое, кинестетическое и зрительное восприятие. Также в этот период начинают формироваться базовые нравственные ценности.

  • с 7-8 лет и далее

    Происходит организация сознательной психической и логической деятельности.

Многочисленные научные исследования показали, что мозг человека обладает уникальным качеством - пластичностью, то есть способностью развиваться и изменяться под воздействием обучения.

Интересно, что в возрасте с 6 до 12 лет активно развиваются сразу оба полушария головного мозга. Этот период идеален для двуполушарного обучения. Происходит параллельная активизация работы обоих полушарий и развитие как логического, так и образного мышления.

Левополушарные и правополушарные - в чем отличие?

Правое полушарие доминирует у людей творческих и обладающих интуицией. Такие личности больше всего увлечены дизайном, формой и пропорциями. Правое полушарие связано с музыкой и поэзией.

Левое полушарие является более рациональным и аналитическим. Люди с развитым левым полушарием добиваются успехов в точных науках.

Восприятие новой информации - функция правого полушария. А анализ и распределение этой информации - зона ответственности левого полушария.

Зачем развивать оба полушария головного мозга?

Широко известно, что за работу логики отвечает левое полушарие мозга. Это было выявлено в ходе не одного научного эксперимента. Левое полушарие «отвечает» и за такие важные функции, как язык, чтение, письмо, счет, перечисление, дробление окружающей действительности, способность к математическим действиям, линейное мышление, зависимость от времени, анализ, интеллект. Все эти действия и операции знакомы каждому из нас – о них мы получаем представление со школьной скамьи и начинаем активно развивать и тренировать. Все описанные способности находятся исключительно в ведении левого полушария. Таким образом, люди высокого интеллекта, хорошо владеющие математикой или искусно владеющие речью, – это люди с доминирующим левым полушарием.

Выявив функции и особенности левого полушария, ученые много времени потратили на поиски функций правого полушария – ведь по объему речь шла о половине головного мозга, но за какие функции отвечает эта часть, стало понятно далеко не сразу, можно сказать, почти «случайно». В ходе экспериментов было выявлено, что правое полушарие отвечает за образное восприятие, целостность, пространственное мышление, архаичные языковые формы, музыку, запахи, образцы, целостную картину мира, мышление аналогиями, символику, синтез и интуицию. Одним словом, все то, что было противоположно функциям и компетенциям левого полушария. У каждого из нас есть знакомые, которые мыслят образами, символами, живут ощущениями. Это люди с доминирующим правым полушарием.

Если мы хотим развить интуицию, нам надо научиться активнее задействовать в повседневной жизни правое полушарие, научиться мыслить по-другому – не так, как мыслит логика, рассудок. Поэтому для развития интуиции одной из основных задач является стимуляция работы правого полушария. Нам надо научиться успешно существовать в режиме включенного правого полушария. Как же этого достичь?

Самый простой и естественный путь – те виды деятельности, которые «включают» правую часть мозга. Это все виды творчества: рисование, пение, танец, другое активное самовыражение, слушание музыки, восприятие запахов, оперирование символами, образами. Все это мы не так уж часто делаем в нашей обычной повседневной жизни – на работе, в семье, с друзьями.

Самый главный инструмент для развития мозга – это руки. Действуя двумя руками, человек развивает оба полушария. У человека, который одинаково хорошо пишет и правой, и левой рукой, обе половинки серого вещества развиты одинаково хорошо. Синхронизация работы обоих полушарий головного мозга – прекрасный способ для правши развить творческие способности и интуицию. Человек, научившийся писать левой рукой, может открыть в себе доселе не свойственные ему таланты.

Кроме того, развитие мелкой моторики посредством обучения письму или изготовлению картин из природных материалов обеих рук способствует развитию координации движений.

Все считают важным тренировать свою память и интеллект, делать что-то для совершенствования тела. Но лишь немногие уделяют внимание тренировке мозга, а ведь именно от мозга изменение всего вышеназванного и зависит. Ведь тело не станет меняться, если мозг к этому не будет готов!

Мозг сформирован из двух полушарий, отвечающих за совершенно разные функции. У одних людей сильнее развито левое полушарие, у других правое, а есть и такие счастливчики, у которых хорошо работают оба. Таких людей действительно можно назвать счастливчиками, ведь они могут максимально использовать все природные возможности своего мозга.

Левое полушарие несёт ответственность за логическое мышление, а правое – за творческое мышление. Но ведь встречаются математики, у которых прекрасно функционирует левое полушарие, но которые так и смогли придумать ничего уникального.

А есть «творцы», которые выдают множество идей, но никак не могут реализовать ни одной из них, все их поступки непоследовательны и нелогичны. И всем этим людям нужно совершенствовать собственный мозг, настраивать его на гармоничное и согласованное функционирование – только тогда они смогут чего-то достичь в этой жизни.

Как сделать работу обеих полушарий мозга согласованной и гармоничной?


Психофизиологи смогли сформировать целый комплекс упражнений, способствующих гармоничной работе обеих полушарий мозга человека. А основным инструментом для повышения активности мозга являются руки. Когда человек действует обеими руками, равномерно развиваются оба полушария его мозга.

Что же это за упражнения? С большинством из них все мы давно знакомы.

1. «Ухо-нос» . Правой рукой нужно держать левое ухо, а левой рукой надо держаться за кончик носа. Руки нужно убрать одновременно, хлопнуть в ладоши, после чего поменять положение рук на противоположное.

2. «Зеркальное рисование». На чистом листе нужно двумя руками в одно и то же время рисовать картинки, зеркально отображающие друг друга. При этом глаза и руки должны расслабиться, ведь когда работают сразу оба полушария, существенно возрастает эффективность работы мозга в целом.

3. «Колечко» . По очереди перебираем пальцы рук, образуя кольцо из большого пальца и указательного, затем среднего, безымянного и мизинца. Для начала можно проделывать такое упражнение по очереди левой и правой рукой, затем сразу двумя руками.

4. Упражнения со школьных уроков . К примеру, такое: достать левой рукой до колена правой ноги и наоборот.

Техники НЛП, помогающие согласовать работу обеих полушарий мозга

Заставить мозг функционировать более эффективно, а его полушария действовать согласованно, поможет нейролингвистическое программирование (НЛП). Существует специальная техника НЛП под названием «Скорая помощь» – она способствует снятию психического напряжения и усталости, повышению работоспособности, улучшению памяти и внимания.

Упражнение «Скорая помощь» хотя и тяжёлое, но очень интересное. Действия такие.

На бумаге написана большая часть букв алфавита, а под каждой из них указаны буквы Л, П или В. Верхнюю букву нужно проговаривать, а по указанию нижней буквы двигать руками: Л – надо поднимать левую руку, П – соответственно, правую руку, В – поднять надо обе руки сразу. Казалось бы, это очень легко, тем не менее, говорить и поднимать при этом руки оказывается не так уж и просто. Проделывать упражнение надо от первой буквы до последней, потом в обратном порядке.

Запись выглядит так:

А Б В Г Д

Л П П В Л

Е Ж З И К

В Л П В Л

Л М Н О П

Л П Л Л П

Р С Т У Ф

В П Л П В

Х Ц Ч Ш Я

Л В В П Л

Тренируйтесь с удовольствием, развивайте и совершенствуйте свой мозг! Совсем скоро вы сможете ощутить разницу между тем, какой вы были прежде, и тем, какой стали после тренировок.

Эффективная гимнастика для развития мозга поможет оздоровить организм и развить левое и правое полушарие.

  • Человек — это разумное существо. Он по-другому, чем, например, животные, воспринимает окружающий мир и обладает особым мышлением и логикой. Чтобы понять, как развить свой мозг, необходимо знать его функции
  • Мозг можно назвать компьютером, ведь его возможности безграничны. На протяжении всего отрезка жизни, человек познает что-то новое, в его голове может храниться много информации. Он запоминает только то, что ему нужно, а то, что никогда не пригодится, «убирается» навсегда
  • Мозг состоит из двух полушарий — правого и левого. Каждой стороне отведены свои функциональные особенности — все анализируется в строгом порядке, запоминается или удаляется

Как развить левое полушарие мозга?

Левая сторона отвечает за логику. Языковые способности, решение логических схем, математические действия, вычисления целых чисел и дробей, учет времени — все это работа левой половины мозга.

Поэтому для повышения успеваемости детей в школе или для улучшения общего развития, мы должны развивать левую часть нашего «компьютера».

Так, как развить левое полушарие мозга? Необходимо выполнять следующее:

  • Работайте над развитием логики — изучайте математические алгоритмы, упражняйтесь в логическом мышлении
  • Решайте сложные геометрические задачи. Изучение такой науки, как математика, невозможно без хорошо развитого левой половинки нашего мозга
  • Разгадывайте ребусы и кроссворды — анализируя действия и составляя слова, левое полушарие работает лучше, чем правое
  • Человеку-левше необходимо делать все правой рукой: писать, рисовать, кушать. Необходимо задействовать именно правую сторону тела
  • Принимайте для улучшения работы мозга

Важно: Старайтесь не зацикливаться на развитии одной из половинок мозга. Ценным является именно работа обеих половинок нашего мозгового «компьютера». Развивайте одновременно левое и правое полушарие мозга.

Как развить правое полушарие мозга?



Выше мы разобрались, за что отвечает левая половинка мозга, теперь нужно работать над развитием интуитивных способностей и творческого мышления.

Правая сторона мозга занимается обработкой данных, которые поступают от органов чувств. Она позволяет производить синтез имеющихся данных в голове, поэтому человек может решать головоломки и действовать по своим задуманным планам, а не по составленным шаблонам.

Развивая правую половинку, мы воспитываем в себе целостный взгляд на мир и реальность. Как развить правое полушарие мозга? Выполняйте следующее:

  • Прослушивайте музыку — это должна быть классическая музыка, а не рок или попса
  • Мечтайте, медитируйте в одиночестве. Лучше выполнять медитацию на берегу моря или в лесу, где происходит соединение с природой
  • Рисуйте, пишите стихи, сочиняйте музыку. Любое творчество помогает развитию правой половинки мозга

Совет: Настройтесь на творчество, поверьте в свои возможности, и результат не заставит себя долго ждать.



Мозг младенца с самого рождения настроен на то, чтобы познавать что-то новое. Поэтому даже такие обычные действия, как кормление, прогулка и смена памперсов, являются обучающими.

Совет: Не изобретайте ничего нового для того, чтобы развивать мозг своей крохи. Не зацикливайтесь на выполнении каких-то особенных занятий.

Для того чтобы правильно развивать мозг ребенка, необходимо обеспечить ему только должный уход.

Важно: Разговаривайте со своим малышом, даже когда забираете почту из ящика или заваривает чай. Такие комментарии помогают заинтересовать ребенка, а значит, он начинает мыслить и развиваться.

Хорошо помогает в развитии совместное чтение книг, игры, мамины песни, танцы с крохой на руках. Даже обычный массаж и покачивание перед сном, будут развивающими для мозга ребенка.



Психофизиологи много работают над созданием методик гармонизации и развития головного мозга.

Каждое полушарие отвечает за свою руку, поэтому музыканты и пианисты усовершенствуют оба полушарии головного мозга. Ведь они играют на музыкальных инструментах двумя руками, что помогает хорошо развить две половинки головного мозга.

Очень эффективны упражнения для головного мозга для взрослых и детей дошкольников, в которых задействованы две руки:

УПРАЖНЕНИЕ : Возьмитесь левой рукой за кончик носа, а правой за мочку левого уха. Затем опустите руки, и сделайте хлопок в ладоши. Поменяйте руки, и повторите упражнение

УПРАЖНЕНИЕ :Сядьте за стол и положите перед собой лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу, и начинаете рисовать симметрично-зеркальные рисунки. Пусть они будут сначала простыми, например, буквы или цифры. Если обеими руками сложно это делать, придется сначала выполнять упражнение с каждой рукой по отдельности

УПРАЖНЕНИЕ: Возьмите лист бумаги обеими руками и помашите им, задействуя не только кисти, но и локти, и плечи

УПРАЖНЕНИЕ: Левую руку положите на правое плечо, поверните голову в эту сторону, сосредоточив взгляд на каком-либо предмете. Медленно поверните голову в сторону левого плеча, и взгляните через него. Повторите упражнение, переложив правую руку на левое плечо

УПРАЖНЕНИЕ: Поставьте руки на спинку стула — это опора. Отставьте одну ногу назад. Корпус пододвиньте вперед, сгибая другую ногу. Перенесите на нее вес тела. Чуть приподнимите пятку сзади стоящей ноги. Теперь плавно переместите весь вес на ногу, которая находится сзади. Ее пятку опустите, а носок другой ноги приподнимите. Повторите 5 раз, затем смените ноги.

УПРАЖНЕНИЕ : Напишите на бумаге слова разными цветами. Максимально быстро повторяйте их, и без запинки



В развитии мозга помогают шахматы, шашки, головоломки, кубик Рубика, ребусы и кроссворды.



Гимнастика для мозга — Ольга Троицкая

Программа систем упражнений была разработана еще в 70-х годах. Ученые того времени проводили исследования со своими учениками, каждый из которых выполнял гимнастику каждый день. С того времени система распространяется по всему миру и приносит отличные результаты.

Ольга Троицкая — это успешный психолог. Она большое значение уделяет развитию мозга, ведь благодаря ясному уму человек может быть счастливым и успешным.

Важно: Упражнения увеличивают тонус коры головного мозга, а массаж биологически активных точек позволяет заставить работать обе половинки мозга.

УПРАЖНЕНИЕ №1 «КРОСС КРОЛЫ» :

  • Ползайте по полу, как ребенок. Можно просто маршировать, когда вялость и ничего не хочется делать. Чувство бодрости придет мгновенно

УПРАЖНЕНИЕ №2 :

  • Встаньте ровно, ноги на ширине плеч
  • Наклоняйтесь, неся плечо к бедру, а не локоть к коленке
  • Голова немного поворачивается по ходу действий
  • Рот не зажимается, губы свободны. Зажаты только все мышцы и нижняя часть лица

УПРАЖНЕНИЕ №3 «КНОПКИ МОЗГА» :

  • Два пальца поставьте под ключицы (в том месте есть 2 ямки). Вторая рука расположена на пупке
  • Слегка массируйте ямки
  • Поменяйте руки
  • Также нужно массировать ямочки, расположенные между 1 и 2 ребром под ключицами. Это мощная нейро-лимфатическая зона с крупными сосудами, идущими от сердца


УПРАЖНЕНИЕ №4 «КОЛПАК ДЛЯ ДУМАНЬЯ» :

  • Возьмитесь за верхнюю часть уха, и мягко массируйте, как бы растягивая назад и выворачивая каждую точку уха
  • Поверните голову влево до предела. Массируйте себе уши, позволяя голове глядя назад, уходить все дальше и дальше. Массаж делайте сверху вниз. Когда голова повернется до предела — прекратите выполнять упражнение
  • Поверните голову вправо и снова повторите все действия, как с поворотом головы влево

УПРАЖНЕНИЕ №5 «СОВА» :

  • Возьмитесь правой рукой за левое плечо посередине
  • Немного поверните голову влево
  • Начинайте разминать — на выдохе сжимайте пальцы и говорите «УХ». Глаза расширьте и смотрите как сова
  • Голову немного поворачиваете из стороны в сторону
  • Затем возьмитесь левой рукой за правое плечо и повторите упражнение

УПРАЖНЕНИЕ №6 «ЛЕНИВЫЕ ВОСЬМЕРКИ» :

  • Поставьте ноги на ширине плеч, стопы параллельны, колени ровно и слегка согнуты. Тело расслаблено
  • Согните одну руку в локтевом суставе и выставите вперед. Большой палец смотрит наверх. Зафиксируйте на нем взгляд. Большой палец руки на серединной линии тела.
  • Представьте перед собой круг, в котором рисуйте лежащую восьмерку
  • Поменяйте руки и повторите упражнение
  • Потом выполните его двумя руками вместе — влево и вверх


УПРАЖНЕНИЕ №7 «КРЮКИ ДЭНИСОНА» :

1 часть упражнения :

  • Ноги переплетите
  • Руки вытяните вперед ладонями наружу
  • Сложите ладони, переплетая пальцы и выворачивая руки к груди
  • Язык поднимите и прижмите к небу
  • Глаза поднимите вверх. Нужно выполнять упражнение столько времени, сколько вам будет комфортно

2 часть упражнения :

  • Ноги расставьте на ширине плеч
  • Руки опустите вниз и сцепите лодочкой на уровне низа живота
  • Глаза опустите вниз, язык прижмите к небу

Ниже представлено видео с гимнастикой для мозга Ольги Троицкой. В нем представлены только сами упражнения.

Видео: Гимнастика мозга — станьте успешным в любом возрасте! Ольга Троицкая.Только упражнения



Фитнес-система для мозга — это специально разработанные упражнения, которые помогают развить и синхронизировать работу обоих полушарий мозга и выработать моторику рук.

Пальцевая гимнастика для мозга приносит много пользы. Ее необходимо выполнять ежедневно.

Видео: Что такое Фитнес для Мозга и Пальцевая Гимнастика?

Видео: Фитнесс для мозга

Видео: Фитнес для мозга. Упражнение #2 Карты Деньги Два СТВОЛА

Видео: Фитнес для мозга. Упражнение #3 Безумные Крокодилы

Видео: Фитнес для мозга. Упражнение #4 Завяжи пальцы в узел



Гимнастика для сосудов головного мозга — Ниши

Японский целитель Кацудзо Ниши создал систему упражнений для оздоровления организма. Это производится через тренировку капилляров.

Гимнастика для сосудов головного мозга Ниши :

  • Самое простое упражнение для улучшения состояния капилляров и циркуляции крови называется «Вибрация» . Утром, не поднимаясь с постели, поднимите кверху ноги и руки и потрусите ими 2 минуты. Этот своеобразный массаж капилляров помогает также перераспределить лимфатическую жидкость, что позволяет очистить организм от шлаков
  • Упражнение «Золотая Рыбка» . Лежа на ровной поверхности, положите руки под шею, на уровне четвертого шейного позвонка. Подтяните к себе носки ног. Сильно напрягитесь и воспроизводите вибрирующие движения всем телом, ка рыбка

Такие упражнения помогают уменьшить тонус нервной системы, и поднять тонус сосудов. Во всем теле начинается активное кровообращение, сосуды активно работают и укрепляются.

Вот еще эффективные упражнения для укрепления сосудов и улучшения работы мозга:

Видео: Упражнения для укрепления сосудов



  • Пожилые люди также должны много своего организма, если они хотят прожить в здравии свою жизнь
  • Поэтому необходимо начинать уже сегодня выполнять гимнастику для мозга и упражнения для пожилых. Очень хорошо действуют на работу головного мозга упражнения от Ольги Троицкой, которые представлены выше
  • Пожилым людям подходят все упражнения, что людям помоложе и детям. Только выполняйте их, не торопясь и делайте столько повторений, сколько сможете
  • Благодаря постоянным занятиям исчезнет вялость, лень, активизируется вестибулярный аппарат. Пожилой человек сможет добиться полноценного функционирования мозга

Синхронизация мозга — 25 упражнений



Чтобы начать развивать свой мозг, придерживайтесь нижеприведенных советов:

Совет : Избавьтесь от гиподинамии — это проблема малоподвижных людей. Больше двигайтесь — не проводите много времени за компьютером и телевизором. Если вы не будете двигаться, сосуды забиваются холестериновыми бляшками, что приводит к проблемам мозговой деятельности.

Совет : Откажитесь от употребления спиртных напитков. Спирт убивает нейроны. Но, если выбирать между водкой, вином и пивом, то пиво оказывает значительно меньше вреда на наш мозг.

Совет : Употребляйте 2 литра воды в день. Людям, которые имеют избыточный вес, должны выпивать до 4-х литров чистой негазированной воды в сутки. Она помогает вывести шлаки и токсины.

Совет : Выполняя любую домашнюю работу, делайте это весело и с иронией! Мозг любит хорошие эмоции.



Весело делаем уборку — работают оба полушария мозга

Как человек работает над развитием мышц, так же он и должен развивать свой мозг. Если мозгу не давать ежедневную работу, он будет дряхлеть.

Важно: Если присутствуют ежедневные нагрузки, тогда количество серых клеток увеличивается, появляются новые капилляры и образуются новые синапсы между нейронами.

Выполняя эти советы, вы поможете своему мозгу: он «не заскучает» и будет постоянно развиваться:

  1. Ходите по дому с закрытыми глазами — это помогает развить координацию движений
  2. На ощупь определяйте номинал монет, которые находятся у вас в кармане
  3. Освойте шрифт Брайля — чтение и письмо для слепых
  4. Пишите левой рукой, если вы правша, и правой, если левша.
  5. Купите необычную для себя одежду и носите ее
  6. Смените цвет волос или сделайте короткую стрижку, если у вас до этого были длинные волосы
  7. Путешествуйте, узнавайте новые города и страны
  8. Чаще меняйте интерьер в доме и офисе
  9. Придумывайте новые фразы для ответа на вопросы: как дела, что нового?

Важно: Зачем это делать? Привычки надоедают мозгу, и он устает от обыденности. Все новое ему интересно: эмоции, слова, действия и места.

РАЗМИНКА ДЛЯ МОЗГА: Делайте упражнения закрытыми глазами:

  • Спокойно и глубоко вдохните 10 раз
  • Не торопясь посчитайте вслух от 1 до 100, и наоборот, от 100 до 1
  • Представьте в своей голове розовый круг, потом, при помощи разворота, мысленно переделайте его в квадрат, треугольник, трапецию и ромб
  • Проговорите алфавит, придумывая к каждой букве слово, например, «А — арбуз»
  • Мысленно посмотрите на себя со стороны. Приглядитесь ко всем деталям одежды и аксессуаров. Подумайте о том, что вы улыбаетесь
  • Прочитайте любой текст задом наперед


Синхронизация мозга — разминка

УПРАЖНЕНИЕ «СКОРАЯ ПОМОЩЬ» : На листе бумаги напишите буквы алфавита, а под ними Л, П или В. Буквы из верхних строк проговариваются вслух, а из нижних — выполняются руками (Л — левая рука поднимается вверх, П — правая рука поднимается вверх, В — обе руки поднимаются вверх). Сделать это все одновременно сложно, хотя кажется на первый взгляд просто.

А Б В Г Д

Л П П В Л

Е Ж З И К

В Л П В Л

Л М Н О П

Л П Л Л П

Р С Т У Ф

В П Л П В

Х Ц Ч Ш Я

Л В В П Л

Теперь вспомним упражнения из уроков физкультуры , которые, как оказалось, помогают развить мозг и заставляют работать его синхронно:

ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ :

  • Достаньте локтем правой руки до колена правой ноги, и локтем левой руки до колена левой ноги — повторите 12 раз

ПЕРЕКРЕСтНОЕ УПРАЖНЕНИЕ :

  • Достаньте локтем правой руки до колена левой ноги, и локтем левой руки до колена правой ноги

На выполнение этих упражнений понадобится всего 2 минуты, а эффект почувствуется сразу — голова станет «свежей» и «посветлевшей».

Специалисты и эксперты в области развития мозговой деятельности дают очень ценные советы тем людям, которые работают над синхронизацией своего мозга. Если их выполнять хотя бы раз в неделю прогресс появится обязательно.



Синхронизация мозга — часы на другой руке
  • Совет : Нейронную работу мозга помогает развить гимнастика пальцев. Разжимайте и соединяйте пальцы, усложняя задачу и делая упражнение через один палец
  • Совет : Поменяйте предметы местами на вашем рабочем столе. Это заставит мозг искать новые решения. Но не делайте так слишком часто, чтобы мозг не привык к этому
  • Совет : Назовите вслух двадцать женских или мужских имен. Мысленно представьте этих людей и то, как они вам улыбаются. Пожелайте им всем доброго дня
  • Совет : Один раз в неделю ложитесь спать головой к другому концу кровати. Для мозга это непривычно и он не сможет быстро заснуть, но надо постараться.
  • Совет : Поменяйте руку, на которой носите часы. Сначала вы будете испытывать неудобства, но потом уже не будете этого замечать. По истечение 7 дней снова поменяйте руку
  • Совет : Во время уборки дома складывайте вещи красиво, но не на свои места. После этого мозгу придется работать и вспоминать, где лежат вещи и предметы после уборки
  • Совет : Решайте различные логические задачи. Их можно найти в сборниках, детских журналах или в сети
  • Совет : Один раз в неделю думайте о том, чего вы достигли за неделю. Стройте планы на будущую неделю, выделяя основные события
  • Совет : Иногда пишите письма самому себе, в которых будет говориться об ошибках, совершенных за неделю. Не жалейте себя, записывайте даже мелкие неприятности, чтобы на следующей неделе стать еще лучше


СЛОЖНОЕ УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ МОЗГОВ :

  • Сядьте на кресло и положите ногу на ногу
  • Ногой, которая находится сверху, рисуйте в воздухе круги по часовой стрелке
  • После этого начертите пальцем правой руки круг против часовой стрелки — нога продолжает двигаться по часовой стрелке

УПРАЖНЕНИЕ «ЦВЕТ» :

  • Возьмите чистый лист бумаги и красками, фломастером или карандашом разукрасьте его полностью одним цветом
  • Перечислите все ассоциации, которые возникают у вас с этим цветом. Например, красный — вишня, арбуз, флаг и так далее

УПРАЖНЕНИЕ «СЧЕТ»:

  • Сосчитайте до 20 и обратно, но пропуская цифру, в которое есть, например, 3 или которое делится на 3

УПРАЖНЕНИЕ «СЛОВО» :

  • Возьмите в руки газету и прочитайте любое первое попавшееся слово
  • Составьте с этим словом десять разных предложений, быстро и не раздумывая
  • Положите обе ладони на живот — левая рука на правой
  • Сделайте выдох, как будто задуваете свечу
  • Выполнять такое упражнение нужно в течение одной минуты

УПРАЖНЕНИЕ «ПОДЪЕМ БЕЗ ПОМОЩИ РУК» :

  • Сядьте на пол и разведите широко ноги
  • Теперь резко поднимитесь, не используя руки
  • Во время этого упражнения согласованно начинают работать оба полушария мозга. Важно чувство равновесия. ОСТОРОЖНО: Во время выполнения этого упражнения можно упасть


УПРАЖНЕНИЕ «БУКВА» :

  • Закройте глаза и представьте в голове любую букву
  • Назовите в слух до двадцати предметов на эту букву, например: один — танк, два — трактор, три — трон, четыре — толокно и так далее. Чем быстрее вы будете называть слова, тем лучше

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ КРОВООБРАЩЕНИЯ:

  • Вытяните одну руку вперед, распрямите большой палец и начертите в воздухе 8
  • Сделайте 4 таких повторений. Смените руку
  • В конце сделайте гимнастику с обеими руками

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ РАБОТЫ МОЗГА :

  • Поднимите обе руки вверх
  • Рисуйте в воздухе — одной рукой квадрат, а другой звезду
  • Как только упражнение начнет получаться, поменяйте руки. Для его усложнения, придумайте рисунки других форм

Теперь научимся делать физические упражнения на синхронизацию мозга. После выполнения такой гимнастики, оба полушария мозга научатся работать одновременно.

УПРАЖНЕНИЕ «СВЕДЕНИЕ ПАЛЬЦЕВ РУК И НОГ» :

  • Сядьте на высокий стол, чтобы ноги свободно качались
  • Растопырьте пальцы рук и приложите кончики пальцев друг к другу, держа руки перед собой
  • Выполняйте маховые движения руками. Кончики пальцев должны встретиться друг с другом

Важно: Если хотите усложнить это упражнение, соедините пальцы ног. Совершайте махи руками и сведя кончики пальцев, разведите ноги. Разведя руки, соедините ноги вместе.



Синхронизация мозга — скрещивание рук и ног

УПРАЖНЕНИЕ «СКРЕЩИВАНИЕ РУК И НОГ» :

  • Сначала выполняйте маховые движения руками впереди туловища на уровне плеч. Ладони должны быть обращены к полу
  • Через время, начинайте делать махи и перекрещивания позади туловища — на уровне ягодиц
  • Продолжайте выполнять упражнение, присоединяя движение ног
  • При движении вправо, ведите левую ногу перед правой, и правую ногу перед левой при движении влево

Еще одно подобное упражнение :

  • Сделайте скрещивание ногами во время движения
  • Шаг в сторону — заведите левую ногу за правую
  • Еще один шаг правой и приставьте левую ногу
  • Повторите движение в обратную сторону

УПРАЖНЕНИЕ «МАРИОНЕТКА НАОБОРОТ» :

  • Встаньте прямо, ноги вместе. Руки сложите над головой. Сделайте прыжок и мах руками в стороны назад, расставляя ноги. Прыжком вернитесь в исходное положение
  • Ногами выполните предыдущие движения, а руки вытяните перед туловищем, двигая ими вверх-вниз
  • Руками выполняйте движения в стороны, ногами — прыжки вперед-назад с ноги на ногу, как во время ходьбы

УПРАЖНЕНИЕ «ВЕЛИКИЙ ДИРИЖЕР» :

  • Включите любую классическую музыку
  • Встаньте в позицию, как дирижер стоит перед оркестрантами
  • Поднимите руки на высоте плеч, при этом одна рука должна быть выше другой
  • Рисуйте в воздухе лежащие восьмерки: левая рука выписывает влево, правая — вправо
  • После этого рисуйте внутреннюю дугу и повторите все упражнения в противоположную сторону

УПРАЖНЕНИЕ «ПУТАНИЦА» :

  • Правая рука на голове, левая — на животе. Похлопывайте себе по макушке и поглаживайте живот по кругу одновременно
  • Поглаживайте левой рукой живот по часовой стрелке, а правой рукой делать поглаживания в области левой ключицы в другую сторону

УПРАЖНЕНИЕ «РИСУНОК НОСОМ» :

  • Представьте на кончике своего носа карандаш
  • Нарисуйте в воздухе восьмерки
  • Когда это упражнение будет получаться, пишите в воздухе имена и фамилии

УПРАЖНЕНИЕ «ПЕРЕКАТ С ЛИМОНОМ» :

  • Приготовьте лимон и стул
  • Лягте на спину, стул поставьте за головой. Лимон зажмите между ступней
  • Поднимите ноги так, чтобы можно было положить лимон на стул
  • Опустите ноги, потом поднимите, и возьмите лимон со стула, возвращаясь в исходное положение

Совет: Молодые люди в хорошей физической форме могут класть лимон не на стул, а на пол за головой.

Важно: Хорошо вместе с этим упражнением выполнять «березку» и стойку на голове. Такая гимнастика поможет стимулировать мозговое кровообращение.

УПРАЖНЕНИЕ «ДЫХАНИЕ ЙОГОВ» :

  • Сядьте на стул и расслабьтесь, спина прямая. Положите указательный и средний пальцы правой руки на область переносицы
  • Безымянным пальцем слегка закройте левую ноздрю и медленно вдыхайте через правую ноздрю, считая до 8
  • Задержите дыхание на 4 секунды. Затем надавите большим пальцем и закройте правую ноздрю, медленно выдыхая через левую ноздрю, считая до 8
  • Задержите дыхание на 4 секунды, и снова сделайте вдох, считая до 8, но теперь через левую ноздрю

УПРАЖНЕНИЕ «РАССЛАБЛЕНИЕ И КОНЦЕНТРАЦИЯ» :

  • Сядьте на пол по-турецки и закройте глаза
  • Сделайте несколько вдохов, направляя поток воздуха глубоко вниз живота. Должна работать диафрагма
  • Сконцентрируйте внимание на своем дыхании. На вдохе вслух произносите «ОМ», а на выдохе — «АХ»


Укрепляем память — зеваем широко

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ПАМЯТИ :

  • Закройте глаза и широко зевните
  • Одновременно массируйте напряженные зоны в области нижней и верхней челюсти
  • Зевок должен быть долгим и звучным. Повторите упражнение 3-6 раз

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИКИ :

  • Лягте на пол, согните ноги в коленях, ступни на полу. Руки положите под голову и сплетите пальцы. Не разжимая руки, поднимитесь и одновременно повернитесь, опираясь локтем на пол
  • Левый локоть — к правому колену, правый локоть — к левому колену. Повторите это упражнение по 5 раз в каждую сторону

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННОЙ СПОСОБНОСТИ (помогает повысить точность движений):

  • Найдите впадинки на лбу, над бровями
  • Слегка надавливайте кончиками пальцев в течение одной минуты. Повторите упражнение 3-4 раза

Будьте здоровы, и не забывайте делиться полезной информацией со своими знакомыми и родственниками. Ведь, возможно, это поможет им продлить жизнь, и прожить ее счастливо и успешно!

Видео: 3 минуты урок на всю жизнь! Гармонизация правого и левого полушария мозга

Видео: Как развить мозг?! Как стать намного умнее окружающих?!

Что делает человека человеком? Ответов на этот вопрос можно отыскать немало, но один из самых распространенных и верных заключается в том, что человек обладает высоким самосознанием, способен мыслить и имеет мозг, многократно превосходящий по своему развитию мозг любого другого известного науке живого существа. За тысячи лет эволюции разум и мозг человека претерпели огромное количество существенных изменений, а сам этот прогресс основывается на способности к развитию. Именно по этой причине люди перешли в своем мышлении на качественно новый уровень.

Но несложно догадаться, что и человечество в целом, и каждый из нас в отдельности еще не пришел к вершине своих возможностей. А это значит, что мозг до сих пор постоянно развивается. Но более интересно то, что на развитие своего главного органа мы в состоянии повлиять самостоятельно. Мало того – это еще и обязанность каждого, ведь в первую очередь от степени развития мозга зависят личные жизненные результаты, эффективность работы, успехи в обучении, овладении новыми навыками и общении с другими.

Беря во внимание все вышесказанное, сегодня мы хотим побеседовать на тему развития мозга. Далее вы узнаете интересную информацию о мозге человека, его функции и особенности развития, полезные советы, упражнения и способы тренировки. Из всего этого может сложиться эффективная система , которая может применяться вами каждый день. И для начала мы скажем несколько слов о мозге человека в целом, чтобы лучше понять, как развить его максимально.

Коротко о мозге человека

Мозг человека – самый загадочный и таинственный орган, и многие проводят аналогию между ним и компьютером. На протяжении всей своей жизни человек что-то узнает и , а вся информация, обладающая для него той или иной полезностью, переходит в его память и хранится там, пока ему это нужно. Если же какие-то данные становятся неактуальными, мозг просто-напросто стирает их.

Функции мозга можно перечислять очень и очень долго, но главное – это то, что от него зависит мышление, память, воображение, речь, чувства, восприятие, самосознание. Естественно, этот список намного больше, и если вам хочется узнать о мозге человека и его развитии еще, вы можете найти и почитать специализированные книги (Роджер Сайп, Джон Медина, Дмитрий Чернышев и другие авторы).

Мозг представляют правое и левое полушария, связанные друг с другом мозолистым веществом, служащим для передачи информации между ними. Если повреждается одно полушарие, как правило, повреждается и второе. Но известны случаи, когда, например, при разрушении левого полушария его функции брало на себя правое, и наоборот, благодаря чему человек мог продолжать жить полноценной жизнью. Что же касается этих самых функций, они различны.

Левое полушарие отвечает за логическое мышление и работу с числами. Оно обрабатывает и анализирует информацию в конкретной, строгой последовательности. А правое полушарие ответственно за чувственное восприятие и творческое мышление – с его помощью воспринимается музыка, запахи, цвета, искусство и т.д. Это же полушарие помогает человеку ориентироваться в окружающем его пространстве. А благодаря его свойству синтезировать имеющуюся информацию, человек получает возможность креативно мыслить, находить нестандартные решения, решать головоломки, выполнять всевозможные упражнения и играть в игры на развитие мышления и воображения (кстати, говоря о развитии мышления, не будет лишним упомянуть про , пройдя который вы сможете овладеть двенадцатью различными мыслительными техниками).

В принципе, рассмотренной информации более-менее достаточно для приблизительного понимания устройства работы мозга человека. И остается лишь заметить, что благодаря специальным упражнениям мозг можно развивать и делать более мощным. Однако очень важно обратить внимание на так называемые подготовительные мероприятия, ведь неважно, будет тренироваться мозг ребенка или мозг взрослого, он в любом случае должен быть подготовлен к этому.

Как подготовить мозг к тренировкам

Существует три основных правила, которые следует принять во внимание, чтобы сделать свой мозг более эластичным, податливым и готовым к восприятию и усвоению новой информации, а также последующему ее воспроизведению и грамотному применению.

К этим правилам относятся:

  • Устранение гиподинамии. Это означает, что вы должны обеспечивать себя необходимым количеством физической активности. Гиподинамия свойственна людям, ведущим пассивный образ жизни или просто мало двигающимся, например, тем, чья деятельность предполагает провождение большого количества времени в сидячем положении, к примеру, школьникам и студентам, любителям часами играть в компьютерные игры или . А негативные последствия гиподинамии выражаются в том, что она не дает расщепляться жировым кислотам, находящимся в организме, что приводит к возникновению холестериновых бляшек на сосудах, препятствующих нормальному кровообращению. Кровь же обеспечивает органы, в том числе и мозг человека, нужным им количеством кислорода, и, если этот процесс нарушен, функции мозга тоже нарушаются, вследствие чего ухудшается и эффективность его работы (в особенности гиподинамия отрицательно воздействует на мозг ребенка и пожилого человека).
  • Обеспечение организма фосфатами и углеводами. Здесь мы скажем лишь о том, что, во-первых, нужно включить в свой рацион продукты, богатые фосфором (тыква, зародыши пшеницы, мак, соевые бобы, кунжут, плавленый сыр, орехи, овес, фасоль и другие), а также продукты с высоким содержанием полезных углеводов (рис, кукурузные хлопья, отруби, макароны, кефир, молоко, креветки, рыба и другие). Кстати, вы можете почитать о правильном питании. А во-вторых, вам следует минимизировать или полностью отказаться от употребления алкоголя, губительно воздействующего на нейроны головного мозга. Помимо зловредного спирта, в состав алкоголя входит углекислый газ, и вместе со спиртом он оказывает на клетки мозга очень мощное разрушающее влияние.
  • Употребление воды. Подробно о пользе воды мы , а сейчас только напомним, что чистая вода помогает организму очищаться от токсинов и шлаков, а также способствует , поддерживая нейронную связь. Чтобы обеспечить себя оптимальным количеством воды, вы должны выпивать литр воды в сутки в расчете на 30 кг собственного веса. Если же вы подвержены чрезмерному воздействию стрессов, то количество употребляемой воды желательно увеличить еще больше.

Следуя этим трем правилам, вы создадите серьезный фундамент для тренировки мозга. И любая система развития должна основываться на них – мозг ребенка и мозг человека взрослого требует особого «ухода» и внимания к себе. А еще немало полезной информации на представленную тему содержат в себе тематические книги (Роджер Сайп, Марк Уильямс и Денни Пенман, Алекс Ликерман и другие авторы).

Развитие обоих полушарий мозга

Вспомним: левым полушарием обрабатывается речевая и численная информация, логика, выводы, анализ, линейность и т.п. Правое полушарие обеспечивает пространственную ориентацию, цветовое восприятие, восприятие форм, звуков, цветов, ритмов, сновидений и т.д. Вообще, конечно, данные воспринимаются обоими полушариями, но каждое из них преобладает именно в своей области (о функциональной асимметрии вы можете почитать в ).

Отсюда вывод: развивая какое-то одно полушарие, можно, например, «поднатаскаться» в способности воспринимать образы и стать суперкреативным, но в то же время испытывать серьезные трудности с решением арифметических задач. Или, наоборот, можно стать профи в аналитике, но быть неспособным видеть красоту в картинах или не уметь составить банальный стишок из четырех строк.

Поэтому в учебных заведениях зачастую преподаются не только профилирующие дисциплины, но и те, что совершенно не связаны со специальностью. Вспомните тех же математиков, изучающих литературу, историю и другие гуманитарные предметы, или филологов, в расписании которых есть технические дисциплины. Это служит еще одним доказательством того, что развития требуют оба полушария. И для этого вы можете прибегнуть к выполнению следующих упражнений:

Упражнение 1

Для выполнения первого упражнения вам понадобится напарник. Пусть он чем-то завяжет вам глаза. Как только это будет сделано, прогуляйтесь немного по помещению или территории, где вы находитесь в данный момент. После этого дайте ответы на следующие вопросы:

  • Увеличилась ли активность ваших органов чувств, и если да, то как?
  • Что помогало вам преодолевать неуверенность из-за невозможности видеть?
  • Какие звуки вы успели запомнить?
  • Было ли что-то, что вас настораживало?
  • Было ли что-то, что вас успокаивало?

Основываясь на этих ответах, вы поймете, как реагирует организм на отключение одного из органов чувств. А само упражнение поможет вам активизировать дополнительные ресурсы обоих полушарий.

Упражнение 2

Посредством второго упражнения вы научитесь синхронизировать работу обоих полушарий своего мозга. Выполняется оно так:

  • Встаньте прямо и вытяните вперед или вверх обе руки;
  • Нарисуйте в воздухе левой рукой круг, а правой – квадрат;
  • Выполняйте упражнение, пока не добьетесь успеха, а затем поменяйте руки.

Также это упражнение можно усложнить, рисуя в воздухе руками более сложные фигуры. А на основе идеи этого же упражнения есть даже специальная система развития обоих полушарий. Смысл ее состоит в том, чтобы выполнять привычные вещи нестандартными способами. Можно, к примеру, мыть посуду, чистить зубы или кушать другой рукой, держать телефон у другого уха, носить сумку или рюкзак на другом плече (под словом «другой» понимается для правшей – левая сторона, а для левшей – правая).

Упражнение 3

Банальное и простое на первый взгляд упражнение, но в действительности оно отлично помогает синхронизировать работу правого и левого полушарий. Выполняется следующим образом:

  • Поглаживайте правой рукой живот по часовой стрелке;
  • Теперь левой рукой легонько постукивайте по голове вертикальными движениями;
  • Немного потренировавшись, выполняйте указанные движения одновременно.

Интересно, что очень часто руки как бы сами начинают путать движения: левая рука делает то, что должна правая, а правая – то, что должна левая. Упражнение очень интересно, а после того как первый вариант будет освоен, просто поменяйте руки.

Очень эффективно использовать три этих упражнения, когда требуется оказать воздействие на мозг ребенка. Но и для взрослых они будут крайне полезны – при кажущейся простоте, они прекрасно тренируют мозг, вследствие чего улучшается мышление, память, воображение и т.д. Но будет еще лучше, если вы совместите свои тренировки с развитием мышления, например, с прохождением .

Упражнения двух последующих групп можно выполнять отдельно и совместно друг с другом, а также в комплексе с уже рассмотренными. Зависит этот ваших личных потребностей и предпочтений.

Развитие левого полушария мозга

Здесь мы также рассмотрим три упражнения:

Упражнение 1

Смысл очень прост – всего лишь нужно выполнять все действия и манипуляции с объектами окружающего мира при помощи правой руки. Несмотря на то, что для правшей это естественно, даже для них это будет крайне необычно, а левши получат превосходную практику.

Упражнение 2

Это упражнение не намного сложнее предыдущего – для развития левого полушария ежедневно уделяйте немного времени на и решение арифметических задач.

Упражнение 3

Опять же очень простое упражнение – каждый день по 30-40 минут разгадывайте кроссворды и сканворды. Их разгадывание считается по большей части аналитическим, нежели интуитивным процессом, а значит, и задействовано в нем левое полушарие.

Развитие правого полушария мозга

В этой группе представлено четыре упражнения:

Упражнение 1

Систематически прослушивайте любимую музыку, и фантазированию, т.к. именно за это отвечает правое полушарие мозга. Чем раскованнее вы будете себя чувствовать, тем лучше.

Упражнение 2

Для развития правого полушария выполняйте все действия и манипуляции с объектами окружающего мира левой рукой. Если в предыдущем блоке неудобства испытывали левши, то в этом случае постараться придется правшам. Кстати, будет классно, если и читать и писать вы будете учиться справа налево, для чего очень эффективно заниматься арабским письмом. Заодно вы будете и тренировать память.

Упражнение 3

Т.к. правому полушарию в больше степени свойственно синтезировать, а не анализировать данные, уделяйте время рисованию, ведь именно во время рисования развивается абстрактное мышление. Выделяйте ежедневно по 30 минут для этого. Кроме того, рисование можно заменить или совместить с дизайном интерьера или одежды. Дополнительным плюсом это упражнения можно назвать .

Упражнение 4

Развивайте в себе эмпатию. Это означает, что нужно развивать в себе способность к сопереживанию и восприятию мира глазами других людей. Учитывая это, правое полушарие развивается просто прекрасно, а подробно о развитии эмпатии вы можете узнать, перейдя по .

Все упражнения, о которых мы поговорили, при регулярном выполнении сделают ваш ум более острым и гибким, а мозг – натренированным и способным на серьезные достижения. Самое главное – это не забывать уделять внимание обоим полушариям.

И напоследок еще несколько хороших советов для развития мозга:

  • Занимайтесь спортом ( , ходите в бассейн, совершайте пробежки и т.д.);
  • Общайтесь с окружающими людьми на интересные темы;
  • Обеспечивайте себя полноценным сном и хорошими условиями для отдыха;
  • Правильно питайтесь и ешьте больше витаминных продуктов;
  • Развивайте стрессоустойчивость и позитивное мышление;
  • Играйте в развивающие игры и шахматы;
  • Читайте познавательную литературу и развивающие книги (Роджер Сайп, Кэрол Дуэк, Артур Думчев и т.д.);
  • Занимайтесь самообразованием и проходите курсы по развитию мышления (курс по когнитивистике ).

Такая система развития позволит вам всегда личностно расти, тренировать интеллект и иметь активный, здоровый и сильный мозг. Желаем вам успехов и возможности использовать свой потенциал по максимуму!