Религиозная безопасность как ключевая сфера национальной безопасности российской федерации. Религиозная ситуация в россии, ее влияние на безопасность страны

Понятие «безопасность человека» тесно связано с религиозным мировоззрением. Религия, вера в Бога, в сверхестественное являются ответом человека на многочисленные вызовы и опасности окружающего мира. Прежде всего, страх смерти, болезней, потери близких приводит человека к Богу. Поэтому религия была и будет главной мировоззренческой сферой жизни человека. Только вера в Бога позволяет обрести человеку смысл своего земного бытия. Поэтому, с одной стороны, вопросы веры всегда являются «спасительным кругом» человека в океане житейских проблем и бессмысленности материальной жизни, с другой - эти же вопросы являются опасным оружием в руках тех, кто с помощью поисков истинного Бога пытается манипулировать людьми и решать тем самым свои задачи. В годы Советского государства борьба с религией была официальной задачей власти, что привело к религиозному невежеству и возникновению различных угроз религиозной безопасности личности, общества и государства. Среди этих угроз и деятельность многочисленных иностранных деструктивных религиозных объединений, целью которых является дифференциация, раздробление общества на мелкие группы по религиозному принципу, спонсируемая иностранными спецслужбами, а также сбор информации, создание агентурной сети; религиозные организации, стремящиеся к построению теократии, глобального религиозного тоталитаризма; распространение и пропаганда оккультизма, каббаллистики, белой и черной магии, различных астрологических учений, учений об астральных энергиях, сверхъестественных событиях, о деятельности экстрасенсов, гадалок и колдунов. В комплексе все эти квазирелигиозные идеи и доктрины наносят существенный урон традиционным устоям и нравственным ценностям общества. Например, каждый год в России регистрируются случаи тяжких преступлений против личности со стороны каких-нибудь очередных сата- нистов. В 1941 г., при разработке планов по разрушению СССР, Геббельс писал: «Мы можем раздавить Красную Армию, мы можем оттяпать у них огромные территории, мы можем остановить их заводы, но пока мы в каждой деревне не посадим своего священника, пока их не разделим по вере, этот народ в любом случае сумеет встать из пепелища». В современной юридической литературе можно встретить различные подходы и определения религиозной безопасности. Однако угроз религиозной безопасности столь много, что большинство определений не охватывают всех признаков религиозной безопасности. Наиболее правильным следует признать такое определение: религиозная безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз в религиозной сфере общественной жизни, обеспечиваемое государственной конфессиональной политикой и общественно-политической деятельностью традиционных конфессий. Следует обратить внимание на то, что государство без помощи традиционных религий не в состоянии обеспечить религиозную безопасность нации. Дело в том, что государство бессильно в таких вещах, как религиозное образование, поддержание благочестивых и миролюбивых религиозных традиций, проведение религиозных праздников, богословских конференций и т.д. Именно вмешательство в религиозную традицию часто сопровождает угрозы национальной безопасности. Поэтому религиозная безопасность России может пониматься как состояние стабильного и самобытного развития конфессиональных традиций всех народов России, составляющих российскую нацию. В таком случае одним из основных объектов защиты становится религиозная традиционность и идентичность этносов, народов России, исторически сложившаяся в условиях многоконфес- сиональности и полиэтничности. В противном случае потеря авторитета традиционных религиозных организаций приводит к нарушению религиозного суверенитета нации, к пропаганде различных радикальных религиозных учений, деятельности сект, расколам и конфликтам. В итоге религиозные конфликты кладут начало революциям и гибели государств, наций, народов. Не случайно в Стратегии сказано, что укреплению национальной безопасности в сфере культуры будут способствовать сохранение и развитие самобытных культур многонационального народа Российской Федерации, духовных ценностей граждан. В некоторых странах законодательство о национальной безопасности рассматривает государство не только в качестве субъекта, обеспечивающего безопасность в религиозной сфере. Например, согласно ст. 4 Закона Украины «Об основах национальной безопасности Украины» объединения граждан, а следовательно, и религиозные организации являются полноправными субъектами системы обеспечения национальной безопасности. Во внутриполитической сфере эти субъекты должны предотвращать возможности возникновения конфликтов в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений, сотрудничая с соответствующими государственными органами. Кроме того, в социальной и гуманитарной сферах религиозные организации могут способствовать социальной политике государства и предотвращать различные социальные болезни. Причинами межконфессиональных конфликтов могут являться различные обстоятельства: этническая исключительность религиозного мировоззрения; юридическое закрепление неравенства конфессий; политизация религии, то есть вовлечение верующих в политическую борьбу; нетепер- пимость отдельных конфессий к иноверцам; конфликтогенный прозелитизм, то есть деятельность, направленная на обращение иноверцев в свою веру, основанная на критике религиозной идентичности их; наличие спорных по принадлежности храмов и культового имущества; пренебрежение со стороны государства религиозных верований национальных меньшинств. Для России в силу ее особой полиэтничности и поликонфессионально- сти характерны напряжения и конфликты между: РПЦ и иными христианскими конфессиями (католиками, протестантами); христианами и неоязычниками; традиционными для России религиями христианского направления и деструктивными религиозными течениями нового типа; внутренние противоречия в религиозных структурах. С целью предотвращения религиозных конфликтов следует и государству, и религиозным объединениям проводить линию деполитизации религии; совершенствовать отечественное законодательство в данной сфере; пропагандировать и проповедовать религиозную терпимость; совершенствовать формы и содержание религиозного образования. Религиозное образование особенно важно для борьбы с распространением сект и радикальных экстремистских идей. Официальный текст выступления Президента Российской Федерации В.В. Путина на открытии Всемирного саммита религиозных лидеров в г. Москве 3 июля 2006 г: "Незнание элементарных основ религиозной культуры делает человека, а в особенности молодого человека, уязвимым перед лицом опасных экстремистских течений". Поэтому одним из важнейших средств обеспечения религиозной безопасности является религиозное образование, обеспечение религиозной грамотности, которое может осуществляться как в светских школах, так и силами духовных школ, семинарий, академий, представителями традиционных религий. В светских школах - это организация изучения «Основ православной культуры», «Основ исламской культуры» и так далее, в зависимости от региона и выбора учеников и их законных представителей. Принцип светскости образования, часто упоминаемый как преграда на этом пути, не может препятствовать, так как светское образование - любое образование, не связанное с обучением или навязыванием какой-либо религии или нерелигиозных идеологий. Светское образование не направлено на узкопрофессиональную подготовку служителей культа, а также катехизацию, воцер- ковление, на привлечение обучаемых в религиозное объединение. Это образование, не включающее в себя проведение богослужений, религиозных обрядов и церемоний. Образовательные цели ставятся следующие: преодоление духовного невежества (сектанство, неоязычество, оккультизм, экстремизм и т.д.); понимание глубинных духовных смыслов и истоков национальной политической, правовой, художественной культуры; привитие духовных ценностей; профилактика агрессивности, озлобленности, нигилизма, депрессивности, неспособности создать семью, алкоголизма и наркомании среди молодежи. Зарубежный опыт организации изучения религиозных знаний показывает огромное внимание государства к этому процессу. Например, в Швеции в школах существуют обязательные курсы государственной Евангелической лютеранской церкви; в Греции - обязательное изучение православных знаний; в Ирландии, Дании, Германии, Норвегии, Польше, Португалии - факультативное изучение «курса христианских знаний» или внеконфессионального «курса нравственности»; в Бельгии - обязательное религиозное образование (католицизм, протестантизм, ислам, иудаизм) закреплено в ст. 24 Конституции Бельгии; в Великобритании - обязательное религиозное образование в государственных школах (Акт об образовании от 1944 г.). Так как в России 75% называют себя православными; 8% - мусульманами; 14% - атеистами и затрудняющимися ответить, а 3% - последователями других вероисповеданий, большинство школ Российской Федерации выбирают для изучения либо основы православной культуры, либо основы светской этики. Несет угрозу религиозной безопасности и глобализм, который предусматривает унификацию ценностей и мировоззрений, в том числе религиозных, что негативно отражается на системах традиционных религиозных ценностей, индивидуальности религиозного самосознания этносов, но главное - отрицается значение традиционных религий в жизни различных народов и культур. В религиозной сфере однополярная глобализация представлена в форме экуменизма, то есть либеральное религиознофилософское движение в защиту объединения всех религий. Кроме того, массовая культура, ценности общества потребления, предлагаемые глобалистами в качестве замены религиозной системы ценностей, более универсальны по сравнению с ними, более комфортны с точки зрения угождения и потакания так называемым «человеческим слабостям», то есть страстям, поэтому в силу адекватности провозглашаемому глобальному мировому порядку несет секуляризацию, бездуховность, разрушает традиционные религиозно-нравственные ценности. Таким образом, принципами обеспечения религиозной безопасности следует считать: признание социально-конструктивного значения религии для консолидации общества; особую роль традиционных конфессий для этой консолидации нации. Следует иметь ввиду, что современное законодательство не определяет термина «традиционная конфессия». Об особой роли традиционных конфессий вскользь говорится в преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»: «Федеральное Собрание Российской Федерации..., признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, . принимает настоящий Федеральный закон». Между тем, в научной литературе давно предлагаются модели юридического закрепления данного термина. Один из аргументов звучит вполне справедливо: силовая борьба с религиозным экстремизмом не приводит к результату, следовательно, необходима государственная поддержка тех религиозно-мировоззренческих, общественнополитических идеалов, которые не оставят места в общественном сознании радикальным, экстремистским религиозным взглядам. Эти идеалы культивируют именно традиционные конфессии - православие, ислам, буддизм, иудаизм. Другие аргументы также практически все весомы: Русская православная церковь в истории отечественной государственности сыграла государствообразующую, а в отношении русского народа и культуроформирующую роль; православие и ислам представлены в России крупнейшими общественными группами, составляющими большую часть гражданского общества; ни в российском законодательстве, ни в международном праве нет барьеров, препятствующих юридическому признанию особой исторической роли традиционных конфессий или признанию религиозных традиций; право должно учитывать существенное фактическое неравенство и разное фактическое влияние на жизнь государства; традиционные религии могут оказать фундаментальную роль в обеспечении духовнонравственной безопасности государства, обеспечении общественного порядка, демократии и образования; многие государства на конституционном уровне закрепили особый статус традиционных религий.

предлагаемой статье автором дается определение религиозной безопасности Российской Федерации. Так же автором статьи выдвигается идея о необходимости исследования места религиозной безопасности в системе национальной безопасности Российской Федерации, а также ее конституционно-правовых основ.

In offered article the author makes definition of religious safety of Russian Federation. Тhe author of article also puts forward idea about necessity of research of a place of religious safety for system of national safety of the Russian Federation, and also its konstitutsionno-legal bases.

Ключевые слова (Criterions):

конституционно-правовой - constitutional

религиозные преступления - religious crimes

религиозная безопасность - religious safety

религиозная сфера - religious sphere

национальная безопасность - national security

Впервые о религиозной безопасности в контексте национальной безопасности законодатели в России заговорили в середине 90-х годов прошлого века. Примером может служить обращение Государственной Думы Российской Федерации «К Президенту Российской Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России» от 15 декабря 1996 года . В данном обращении предлагалось «считать религиозную безопасность российского общества важным приоритетом национальной безопасности наряду с военной, политической, экономической, экологической и социальной ». Поводом к такому обращению послужили многочисленные факты антиобщественной и антигосударственной деятельности некоторых религиозных объединений, что является прямой угрозой национальной безопасности Российской Федерации.

На сегодняшний день имеются многочисленные данные, что некоторые религиозные объединения активно используются в качестве прикрытия и часто как инструмент деятельности иностранных, в частности западных, спецслужб на территории Российской Федерации.

В подтверждение того, что религиозной сфере на Западе всегда придавалось высокое значение при стратегическом планировании, в том числе при планировании военных операций, могут служить следующие высказывания.

В 1941 г., при разработке планов по разрушению СССР, Геббельс писал: «Мы можем раздавить Красную Армию, мы можем оттяпать у них огромные территории, мы можем остановить их заводы, но пока мы в каждой деревне не посадим своего священника, пока их не разделим по вере, этот народ в любом случае сумеет встать из пепелища» . Бывший помощник президента США по национальной безопасности З. Бжезинский заявлял: «После того, как мы покончили с коммунизмом, главный наш враг — Православие…» .

В 1997 г. состоялась встреча Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и госсекретаря США Мадлен Олбрайт. Единственная задача, которую Олбрайт ставила перед собой на встрече, было обеспечение зарубежным религиозным объединениям полной свободы действий в России, что является доказательством того, что и сегодня западные государства в своей антироссийской деятельности не в последнюю очередь делают ставку на религиозную сферу .

И в этом нет ничего удивительного, так как, по нашему мнению, религиозная мотивация в деятельности человека является самой устойчивой и сильной, именно от нее, зачастую, зависят судьбы целых народов. Мы убеждены, что в современном обществе недооценивается геополитический потенциал религии, что грозит подойти совершенно неподготовленными к тому моменту, когда религиозный фактор будет решать судьбу всего мирового сообщества.

Таким образом, на сегодняшний день можно с уверенностью говорить, что система национальной безопасности России является уязвимой без выделения религиозной безопасности в качестве обособленного института .

В последние годы к проблемам религиозной безопасности различные авторы обращаются все чаще. В частности, исследовались политические, социальные, философские, военные аспекты этой проблематики. Предпринимались попытки исследования юридических механизмов обеспечения религиозной безопасности. В тоже время, сам термин религиозная безопасность до сих пор не был введен в научный оборот и не имеет официального определения , что представляет собой сложную и полемическую проблему. Кроме того, никто из исследователей практически не изучал место религиозной безопасности в системе национальной безопасности Российской Федерации, а также ее конституционно-правовые основы.

В ст. 6 «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» содержится следующее определение национальной безопасности: «национальная безопасность» - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства» .

В Федеральном законе РФ «О безопасности» от 05.03.1992 N 2446-1 (ред. от 26.06.2008) в ст. 1 содержится юридическое определение безопасности, согласно которому безопасность - это «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». Далее законодатель поясняет, что жизненно важные интересы - это «совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства».

К объектам безопасности законодатель относит: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность.

Таким образом, законодатель выделяет три уровня объектов безопасности - личность, общество, государство, соответственно и религиозная безопасность должна обеспечиваться на всех вышеприведенных уровнях - на уровне отдельной личности, общества и государства в целом.

Кроме того, в Федеральном законе РФ «О безопасности» в ст. 3 дается и определение угрозы, под которой понимается «совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства». Мы считаем, что в данную совокупность условий и факторов необходимо включать и религиозные.

Необходимо отметить, что при исследовании всех проблем безопасности, в том числе и религиозной, как основополагающая встает проблема угрозы безопасности. Анализ нормативно-правовых актов посвященных безопасности показывает, что «угроза» является отправной точкой всех рассуждений и определений.

На этом основании мы считаем, что объекты религиозной безопасности необходимо рассматривать в связи с угрозами, которые создают для данных объектов опасность.

Угрозы в данном случае можно определить как совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства в религиозной сфере. К религиозной сфере можно отнести все общественные отношения, где религия является условием или фактором их возникновения и существования .

В ст. 37 «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» в качестве основных источников угроз национальной безопасности особо выделяется религиозный экстремизм, а также рост преступных посягательств, направленных против личности.

В Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ [по состоянию на 29 апрель 2008 г.] религиозный экстремизм определяется как: «…возбуждение религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его религиозной принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его религиозной принадлежности или отношения к религии; воспрепятствование законной деятельности религиозных объединений, соединенное с насилием либо угрозой его применения; совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;...».

Анализируя, приведенное выше определение, мы можем заключить, что религиозный экстремизм в большей степени касается сферы нетерпимости по отношению к представителям той или иной религии, но тогда за «скобками» остается деятельность многочисленных сатанистских объединений, члены которых совершают массу различных преступлений, в частности жертвоприношения животных и людей, которые мы считаем целесообразным называть религиозными преступлениями.

Что касается религиозных преступлений , в частности, человеческих жертвоприношений, то для сатаниста не имеет значения, кто станет предметом покушения верующий человек, или даже атеист, жертвой может стать любой. Отсюда можно сделать вывод, что религиозные преступления , в частности, человеческие жертвоприношения остаются вне поля религиозного экстремизма, но также представляют существенную угрозу обществу.

Необходимо оговориться, что разработка перечня угроз религиозной безопасности само по себе представляется чрезвычайно сложной задачей, которой должно быть посвящено отдельное исследование.

Также угрозы по смыслу Федерального закона РФ «О безопасности» можно подразделить на внешние и внутренние.

К внешним по отношению к личности угрозам в религиозной сфере традиционно относят нарушения свободы вероисповедания. Как мы уже отмечали выше, личности может грозить опасность в религиозной сфере и в том случае, если данная личность никакого отношения к религии не имеет. В частности, люди могут пострадать при совершении религиозным объединением экстремистской направленности террористического акта, или, например, последователи сатанистского объединения могут использовать в качестве жертвы практически любого человека. В том и другом случае пострадавшие могут быть людьми никакого отношения к религии не имеющими, что, однако, является несущественным для субъектов преступления. Или, например, в некоторых религиозных объединениях могут нарушаться такие права граждан, как право на физическое и психическое здоровье, на рождение и воспитание в семье детей, достойное образование, право на собственность и т.д. Но тем не мене, данные правонарушения будут относится к религиозной сфере, так как условия, мотивы и факторы их совершения будут сугубо религиозными.

Но, кроме того, по нашему мнению, личности угрожают и внутренние эндогенные опасности. Например, опасность неправильного понимания законов духовной и религиозной жизни, что может вылиться в появление очередного деструктивного по своей сути религиозного объединения .

Профилактикой и устранением такого рода опасностей должно заниматься государство, так как согласно ст. 2 Федеральный закон РФ «О безопасности» именно оно является основным субъектом обеспечения безопасности.

В частности, государство может решать эту задачу посредством организации качественного религиозного образования для всего населения страны или в отдельных случаях посредством изоляции от общества лиц, которые понимают религиозную жизнь извращенно.

Обществу могут угрожать различного рода опасности в религиозной сфере. Это, в частности, деятельность различных религиозных объединений экстремистской и деструктивной направленности зарубежного и отечественного происхождения. При этом особое внимание необходимо обратить на то, что Федеральный закон РФ «О безопасности» особо выделяет среди объектов безопасности духовные ценности общества. Примечательно, что в немногочисленных работах, касающихся проблем религиозной безопасности, чаще всего рассматривается в качестве объекта безопасности исключительно общество в узком понимании этого термина, но зачастую такие объекты безопасности как государство и личность вообще не рассматриваются.

В частности, С.В. Козлов определяет религиозную безопасность как «состояние стабильного существова-ния, воспроизводства и самобытного развития конфессиональных традиций всех народов России » . И далее он поясняет, что «основным объектом защиты в ходе обеспечения рели-гиозной безопасности является конфессиональная идентичность, которая ба-зируется на устойчивых системах морально-нравственных ценностных пред-почтений . Потеря авторитета традиционных религиозных организаций при-водит к тому, что деструктивный религиозный опыт получает неограничен-ное влияние на социум. В этой связи должна быть не только признана бес-спорная значимость религиозных традиций как социальной конструктивной составляющей, но и исключительность религиозного опыта той нации, о безопасности которой идет речь» .

Несмотря на неприемлемо узкое для нас понимание религиозной безопасности, предложенное С.В. Козловым мы полностью согласны с ним в части того, что утрата существова-ния, воспроизводства и самобытного развития конфессиональных традиций представляет для России серьезную опасность. Данная опасность может быть вызвана как внешними по отношению к российскому обществу, так и внутренними факторами. При этом негативное воздействие на российское общество в религиозной сфере может быть двояким.

С одной стороны, это деятельность многочисленных иностранных деструктивных религиозных объединений, которая может привести к расколу общества на мелкие группы по религиозному принципу, а с другой - это деятельность светских по своей сути структур иностранных государств, которые, используя религиозные факторы, активно способствуют процессу максимальной поляризации российского общества в данной сфере . Но этот вопрос касается следующего объекта безопасности - государства.

На сегодня можно однозначно констатировать тот факт, что опасности, рождающиеся в религиозной сфере, могут угрожать конституционному строю, суверенитету и территориальной целостности любого государства и, в частности, Российской Федерации. Изучение внутренних документов некоторых религиозных объединении показывает, что многие из них стремятся к общемировому господству или к созданию новых теократических государств на территории существующих. В этом смысле последователь такой религии ни в коем случае не будет отстаивать интересы Российского государства.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что у религиозной безопасности те же объекты, как и у безопасности вообще: личность, общество, государство. При этом государство выступает основным субъектом обеспечения религиозной безопасности.

Перед тем как сформулировать окончательное определение религиозной безопасности обратимся в частности к предлагаемым дефинициям, существующим на этот счет.

А.И. Казанник предложил под религиозной безопасностью рассматривать «систему гарантий свободы совести и вероисповедания внутри страны, состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от религиозного экстремизма и духовной агрессии » . Но, система гарантий свободы совести и свободы вероисповедания - это составная часть правовой основы религиозной безопасности, в связи с чем, данное определение можно считать не совсем корректным.

Е.М. Шевкопляс предлагает использовать следующее понятие религиозной безопасности: «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общности и государства от религиозного экстремизма, оккультизма и духовной агрессии » . В данном случае, по нашему мнению, автор сужает перечень угроз религиозной безопасности, в частности, не учитывает религиозную преступность, от которой объекты безопасности нуждаются в защите.

По мнению Е.С.Сусловой религиозную безопасность - это «Безопасность от угроз и защита общенациональных интересов в духовной сфере » . В данном случае, как, впрочем, и у Е.М. Шевкопляса, в предлагаемых дефинициях предполагается защищать объекты религиозной безопасности в духовной сфере, что рождает у нас ряд вопросов, в частности, что указанные авторы понимают под термином «духовный».

Как мы упоминали выше, в законодательстве Российской Федерации имеется термин «духовный». В частности он используется при определении одной из сфер национальной безопасности в Федеральном законе «О безопасности» при определении объектов безопасности на уровне общества. В связи с чем, возникает вопрос о тождественности терминов «духовный» и «религиозный» и вопрос о целесообразности использования термина «религиозная безопасность», не корректнее ли было бы использовать термин «духовная безопасность»?

Нужно сказать, что указанные термины не тождественны. Термин духовный более объемен по содержанию, чем термин религиозный. К религиозной сфере (от латинского religio — набожность, святыня, предмет культа) принято относить мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование Бога или богов, сверхъестественного . К духовной же сфере кроме собственно религиозной составляющей обычно относят музыку, изобразительное искусство, философию и другие объекты мира культуры , которые, по сути, составляют объекты безопасности других сфер, в частности информационной. Поэтому нам представляется более приемлемым использование термина не духовная, а именно религиозная безопасность.

Соответственно, Е.М. Шевкоплясу и Е.С. Сусловой было бы корректнее в предлагаемых ими дефинициях использовать термин «религиозный».

Кроме того, Е.М. Шевкопляс отмечает в своем определении, что объекты безопасности должны быть защищены от оккультизма, с чем мы согласны. Но оккультизм и различные оккультные направления являются частью угроз в религиозной сфере, и выделять их особо в определении религиозной безопасности нет необходимости.

Ю.В. Сластилина предлагает следующее определение религиозной безопасности: «состояние защищенности права на свободу вероисповедания от неправомерного воздействия со стороны других лиц, религиозных объединений и государства» . Данным определением Ю.В. Сластилина неоправданно сужает перечень объектов религиозной безопасности до права на свободу вероисповедания, которое нуждается в защите.

Но, в большинстве проанализированных выше определений присутствуют выделенные нами объекты религиозной безопасности - это личность, общество и государство.

Таким образом, отталкиваясь от вышеприведенных рассуждений можно сформулировать понятие религиозной безопасности. Религиозная безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз в религиозной сфере.

В заключение необходимо отметить, что различные сферы национально безопасности тесно взаимосвязаны и взаимно до-полняют друг друга. Каждый из видов национальной безопасности может достаточно ярко проявляться в сфере действия другого. Не является исключением и религиозная безопасность.

Так, не может быть военной безопасности при проникновении в вооруженные силы последователей религиозных объединений, использующихся иностранными спецслужбами в разведывательных целях. Личность никогда не будет в безопасности, если в данном обществе открыто действуют сатанистские организации. Или нельзя говорить об информационной безопасности, если в обществе действуют религиозные объединения, утверждающие, что телевизор и компьютер являются орудием дьявола. Подобных примеров можно привести достаточно много.

Мы отмечали, что безопасность предполагает и возможность развития объекта безопасности. И в этом случае религиозный фактор также может быть решающим. Так, современная экспериментальная наука могла появиться исключительно в обществах, в которых господствовало христианство . Тогда как в обществах с иной религиозной ориентацией, например, в языческих необходимые предпосылки зарождения экспериментальной науки отсутствовали. И в современном обществе можно наблюдать определенную корреляцию между господствующим религиозным мировоззрением и уровнем развития науки и техники. Подобную ситуацию можно наблюдать и в экономике .

Таким образом, религиозная сфера охватывает огромный объем общественных отношений, от безопасности которых зависит национальная безопасность в целом. Современный мир рождает новые угрозы религиозной безопасности, которые нуждаются в комплексной нейтрализации. В этом смысле религиозная безопасность является одним из ключевых элементов национальной безопасности и нуждается в выделении в отдельный институт.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вебер М. Избранные произведения / Пер. с нем. Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П.П. Гайденко. - М.: Прогресс, 1990. - 808 с.

2. Козлов, С.В. Юридические механизмы обеспечения религиозной безопасности: дис. ... канд. юрид. наук: 23.00.02. - Ростов н/Д: РГБ, 2007. - 138 с.

3. Кураев А., диакон. Традиция, Догмат, Обряд. Апологетический очерк. - М.: Изд-во Братства Святителя Тихона, 1995. - 416 с.

4. Никифоров А.К. Молчанием предается Бог. Воронеж: Издательский отдел Воронежско-Липецкой епархии, 2002. - 210 с.

5. Сластилина, Ю.В. Свобода вероисповедания в Российской Федерации: правовое регулирование и обеспечение религиозной безопасности: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. - Омск: РГБ, 1999. - 215 с.

6. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1983. - 1600 с.

7. Суслова, Е.С. Религия и проблемы национальной безопасности на Северном Кавказе: дис. ... канд. философских наук: 09.00.13 - Москва: РГБ,2004. - 152 с.

8. Шевкопляс, Е.М. Уголовно-правовая охрана свободы совести в России: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. - Омск: РГБ, 1999. - 194 с.

Постановление ГД ФС РФ от 15.12.1996 N 918-II ГД «Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «К Президенту Российской Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 1. Ст. 52.

Цит. по: Никифоров А.К. Молчанием предается Бог. Воронеж: Издательский отдел Воронежско-Липецкой епархии, 2002. С. 60.

Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // "Собрание законодательства РФ", 18.05.2009, N 20, ст. 2444.

Нужно отметить, что данное определение носит гораздо более конкретный характер, чем, то, что давалось в «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», в которой говорилось: «Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации». См.: Указ Президента РФ от 10.01.2000 N 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 2. Ст. 170; Кроме того, в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» устранены многие недостатки предыдущего документа - «Концепции национальной безопасности Российской Федерации». Так, уже не говорится о вредных последствиях для России экспансии только зарубежных религиозных объединений, в результате чего за скобками оставались опасные для общества религиозные объединения отечественного происхождения. В новом документе идет речь об опасности, которую могут нести религиозные объединения вообще, не ограничивая их круг только зарубежными.

Сластилина, Ю.В. Свобода вероисповедания в Российской Федерации: правовое регулирование и обеспечение религиозной безопасности: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. - Омск: РГБ, 1999. - С. 75.

Наука рождается на рубеже XVI - XVII веков в христианской Западной Европе. Несмотря на то, что отдельные донаучные знания были в других культурных общностях, тем не менее, наука там не родилась. Это было обусловлено отсутствием в них необходимых условий. И только в христианстве были все необходимые условия для рождения научной картины мира. В христианстве было засвидетельствовано, что мир создан Богом, поэтому он реален и доступен для изучения, что мир не является злом, так как он создан Богом Милосердным, Богом Любовью. В то же время сам мир не является Богом, поэтому и изучение мира не кощунство и не надругательством над святыней, как это могло бы трактоваться, например, в античном обществе. Мир един, ибо он создан единым Богом, что дает уверенность в единстве законов, действующих во Вселенной.

Но и всех перечисленных предпосылок оказалось недостаточно. Все они наличествовали и в некоторых других религиях, но, тем не менее, наука не могла там развиваться. В них не хватало веры в то, что мир достаточно независим от Бога. Для рождения науки необходима вера в Бога Любовь, Который дарит миру свободу быть самим собой. Такая вера в полной мере существовала только в христианстве.

Предпосылки зарождения науки были и в античности. Но и здесь сакрализация природы, ее обожествление, сделали невозможным научную деятельность. Человек и здесь не был свободен в своих действиях по отношению к окружающей действительности.

Подобное же произошло и в китайской традиции. Утрата веры в единого Творца привела к тому, что человеческий разум уже не мог предъявлять своих прав на познание природы.

И только в христианстве у мира, в том числе и у мира человека, существует гораздо большая степень свободы, чем в других традициях. См. подробнее: Кураев А., диакон. Традиция, Догмат, Обряд. Апологетический очерк. М.: Изд-во Братства Святителя Тихона, 1995. 416 с.; Тарасевич И.А. Христианство и возникновение европейской науки. Тобольск, 2002. 68 с.

См. подробнее: Вебер М. Избранные произведения / Пер. с нем. Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П.П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. 808 с.

Российский законодатель предусмотрел возможность различных угроз и вызовов религиозной безопасности. В Основном законе четко определено: «свобода вероисповедания может быть ограничена федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (Ч. 3, ст. 55 Конституции РФ). Также законодатель продублировал данную норму в ст. 3 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Таким образом, государство предоставляет гарантии безопасности своим гражданам в религиозной сфере общественной жизни. Согласно п. 2 ст. 9 «Конвенции о защите прав человека и основных свобод», ограничения прав и свобод возможны, если это необходимо в интересах общественного спокойствия, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности или для защиты прав и свобод других лиц. В Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 23 ноября 1999 г. № 16-П по делу о проверке конституционности абзацев третьего и четвертого ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» указывается, что «государство вправе предусмотреть определенные преграды, с тем чтобы не предоставлять статус религиозной организации автоматически, не допускать легализации сект, нарушающих права человека и совершающих незаконные и преступные деяния, а также воспрепятствовать миссионерской деятельности, если она несовместима с уважением к свободе мысли, совести и религии других и к иным конституционным правам и свободам...». Таким образом, важным барьером на пути угроз религиозной безопасности является легализация религиозных объединений. Согласно ст. 6 Закона «О свободе совести и религиозных объединениях» религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Следует учесть, что отсутствие государственной регистрации у религиозных групп часто приводит к тому, что их деятельность вне контроля, хотя юридически объем их прав существенно ограничен. Как правило, религиозные сообщества, разделяющие экстремистские или иные противоправные, идеи не идут на государственную регистрацию и стараются не именоваться религиозными, прячась под вывесками образовательных, культурных, этнонациональных, психологических центров, чтобы иметь доступ к школам, вузам и иным структурам. Как заметил диакон Андрей Кураев, именуя себя наукой и философией, эти «кружки» легче получают симпатии людей и чиновников46. В то же время согласно ст. 3 п. 5 упомянутому выше Закону «никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии». Поэтому, обязывать все религиозные группы проходить государственную регистрацию нельзя. В целях обеспечения религиозной безопасности необходимо, как считают специалисты, ограничить объем прав религиозных групп, исключив возможность распространения, то есть, пропаганды, своего религиозного учения47. В связи с тем, что законодатель предоставляет одинаковую возможность распространения своего учения как религиозной группе, так и религиозной организации, невозможно одновременно соблюсти право на свободу вероисповедания и обеспечить религиозную безопасность общества. Возможно на этот шаг когда-нибудь пойдет законодатель. На сегодняшний день следует иметь в виду, что распространение учения в СМИ, Интернете, публичных лекциях осуществляется такими группами часто под вывесками нерелигиозного характера. Особую опасность для религиозной безопасности представляют секты. По оценкам Центра религиоведческих исследований, в России насчитывается от 300 до 500 различных сект общей численностью 600-800 тыс. человек48. Количество сект в каждом из регионов напрямую связано со степенью влияния ведущих религий. Там, где в советское время были утрачены православные традиции и обряды, где недостаточное количество приходов, сектанты чувствуют себя вольготно, а где религиозные традиции сильны - ситуация прямо противоположная. В результате наибольшее количество сект действовало в Москве, Приморском и Хабаровском краях, Еврейской автономной области, Таймыре, Республике Коми, Архангельской, Мурманской, Пензенской и Сахалинской областях, Северной Осетии, Хакасии. Во Владимирской, Кировской, Костромской, Курской, Смоленской и Ярославской областях, Мордовии, Дагестане, Татарии, Чувашии, Башкирии, Калмыкии сект было немного. В законодательстве отсутствует определение секты. Под сектой специалисты понимают закрытую религиозную группу, противопоставляющую себя основной культурообразующей религиозной общине (или основным общинам) страны или региона. Особую опасность представляют тоталитарные секты, представляющие собой закрытую организацию с авторитарным руководством, которое, стремясь к власти над своими последовате- лями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, философскими, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, экономическими, образовательными, научно-познава тельными, культурологическими и иными идеями. В специальной литературе используется также понятие «деструктивное религиозное объединение» - это авторитарная иерархическая организация, разрушительная по отношению к естественному внутреннему миру личности (внутренняя деструктивность), а также к культуре и традиционным ценностям общества (внешняя деструктивность). Как правило, такие объединения практикуют скрытое психологическое насилие, которое выражается в целенаправленном установлении отдельным лицом (лидером) или группой лиц (руководством) в своих узкоэгоистических целях незаконного контроля над сознанием, поведением и жизнью других личностей без их добровольного и осознанного согласия для формирования и поддержания у них состояния неестественной и противозаконной зависимости и покорности доктрине и лидерам. А лидеры в свою очередь стремятся через неинформированное использование преданных им и зависимых от них адептов к незаконному обогащению и/или незаконной власти49. Общеизвестно, что тоталитарные секты - это всегда обман при вербовке (ввести в секту до того, как человек что-либо узнает о ней); иерархия членов секты; наличие вожака; собственный язык, терминология и т.п. Тоталитарная секта - это пользующаяся манипулятивными приемами группа, которая эксплуатирует своих членов, нанося им эмоциональный, психологический, финансовый и физический вред. Секта в значительной степени контролирует поведение, мысли и эмоции своих членов и использует различные методы для превращения новозавербованного человека в лояльного, послушного члена. Современные сектанты используют новейшие технологии манипуляции сознанием, знают достижения психологии и психоанализа, контролирования сознания людей, методы пропаганды и вербовки. Если учесть, что многие секты обладают мощными финансовыми структурами и поддержкой спецслужб некоторых государств и частных кампаний с бюджетом транснациональных корпораций, бесконтрольная деятельность «новых религиозных движений» может не только нанести серьезный вред здоровью людей, и урон традиционным ценностям, но и причинить вред национальной безопасности. Для того чтобы воспрепятствовать деятельности сект и деструктивных религиозных объединений, законодатель внес в 2013 году в ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» следующие запреты: не может быть учредителем (участником, членом) религиозной организации: иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации; лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»; религиозная организация, деятельность которой приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»; лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности. Правительство Германии разработало памятку с признаками тоталитарных сект. Наиболее частыми являются следующие признаки. Во- первых, руководители и адепты внушают новичкам «в группе ты найдешь именно то, что до сих пор искал». Во-вторых, этому способствует простота учения секты: мировоззрение группы ошеломляюще просто и объясняет любую проблему. В-третьих, как правило, тоталитарная секта всегда имеет своего учителя или гуру, который один знает истину. В-четвертых, апока- липтичность учения: мир катится к катастрофе, и только группа знает, как можно спасти его. В-пятых, адептам очень сложно остаться в одиночестве, кто-то из группы всегда рядом с ними. Следует учесть, что не все секты имеют ярко выраженную религиозность. В сектах коммерческих есть лишь культ успеха, благополучия и богатства, которые принесет вступление в организацию, компанию, клуб. Эти секты религиоведы называют коммерческими (или индустриальными) культами50. Типичные примеры подобных сект - “Гербалайф”, «Эм-Уэй» («Am-way»), «Ипсум» («Ipsum») Фабриса Керерве и другие подобные им организации, функционирующие по принципу пирамиды, или, как они сами это называют, «многоуровневого маркетинга». Согласно ст. 14 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» основаниями для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются: нарушение общественной безопасности и общественного порядка; действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности; принуждение к разрушению семьи; посягательство на личность, права и свободы граждан; нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий; склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии; воспрепятствование получению обязательного образования; принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения; воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения; побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий. Правом внесения представлений в суд о ликвидации религиозной организации либо о запрете деятельности религиозной организации или религиозной группы обладают органы прокуратуры Российской Федерации, федеральный орган государственной регистрации и его территориальные органы, а также органы местного самоуправления. Кроме того, деятельность религиозного объединения может быть приостановлена, религиозная организация может быть ликвидирована, а деятельность религиозного объединения, не являющегося религиозной организацией, может быть запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности». Государственная религиоведческая экспертиза позволяет определить наличие признаков секты в деятельности религиозного объединения. В ходе проведения религиоведческой экспертизы существует возможность распознать и отсечь секты и квазирелигиозные организации, преследующие только коммерческие или незаконные цели. (Приказ Министерства юстиции Российской Федерации «О государственной религиоведческой экспертизе» от 18 февраля 2009 г.) В сфере религиозной безопасности нормы международного права также играют большую роль. В частности, ст. 9 «Конвенции о защите прав человека и основных свобод» (Рим, 04.11.1950) позволяет ограничивать свободу исповедовать свою религию или убеждения в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц. Иными словами, государство имеет право не предоставлять статус религиозной организации любому обществу верующих с целью недопущения легализации сект, нарушающих права человека и совершающих незаконные и преступные действия. Кроме того, основанием для отказа может быть и миссионерская деятельность, когда она несовместима с уважением к свободе мысли, совести и религии других и к иным конституционным правам и свободам, а именно сопровождается предложением материальных или социальных выгод с целью вербовки новых членов в церковь, неправомерным воздействием на людей, находящихся в нужде или в бедственном положении, психологическим давлением или угрозой применения насилия и т.п. Об этом говорится в Постановлении Европейского парламента от 12 февраля 1996 года «О сектах в Европе» и в Рекомендации Совета Европы № 1178 (1992) «О сектах и новых религиозных движениях», а также в Постановлениях Европейского суда по правам человека от 25 мая 1993 года (Series А, № 260-А) и от 26 сентября 1996 года (Reports of Judgments and Decisions, 1996-IV), разъяснивших характер и масштаб обязательств государства, вытекающих из статьи 9 названной Конвенции. В Стратегии религиозная безопасность отдельно не рассматривается. Указывается лишь на то, что основными источниками угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности является экстремистская деятельность религиозных организаций и структур. В Концепции общественной безопасности отмечается, что условия для религиозного экстремизма создаются незаконным пребыванием в Российской Федерации иностранных граждан, а религиозная рознь связывается в том числе с переселением мигрантов с востока страны в центр, в том числе в Московский регион. Следует инициировать принятие Федерального закона «О религиозной безопасности» вместо давно устаревшего ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», в котором подчеркнуть историческое и культурное значение РПЦ и других традиционных религий в формировании Российского государства; определить и перечислить угрозы религиозной идентичности народам России; описать методику проведения религиоведческой экспертизы; перечислить признаки сект; закрепить принципы взаимодействия и сотрудничества церкви и государства; формы их взаимной поддержки; механизмы правового обеспечения жизнедеятельности церкви в современном российском обществе; закрепить гарантии независимости РПЦ и ее участия в политической и правовой жизни общества. В этом же законе следует указать на сохранение особой роли в формировании культуры и истории Российского государства Русской православной церкви, а также традиций и культуры ислама, буддизма, иудаизма.

Важнейшая функция любого правового демократического государства - защита личности, в том числе и государственно-правовыми средствами. Только государство и его органы обладают необходимыми властными полномочиями по осуществлению на территории Российской Федерации мер по защите прав и свобод граждан. Несмотря на наличие в Российской Федерации значительного числа правозащитных общественных организаций, целью которых также выступает восстановление нарушенных прав и предупреждение противоправных посягательств на них, все же следует признать, что они в настоящее время не в состоянии обеспечить полноценную защиту и охрану конституционных ценностей. В связи с этим в первом параграфе второй главы курсовой работы, особое внимание уделено специально созданным государственным органам, их роли в защите права на свободу вероисповедания, в обеспечении религиозной безопасности России.

Гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, в том числе предусмотренной статьей 28 Конституции Российской Федерации свободы вероисповедания, является Президент Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года - официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу. В соответствии с пунктом 37 Стратегии к числу основных источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности является, в том числе экстремистская деятельность религиозных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране. В целях обеспечения государственной и общественной безопасности: Стратегия предполагает совершенствование структуры и деятельность федеральных органов исполнительной власти, развитие системы выявления и противодействия глобальным вызовам и кризисам современности, включая религиозный экстремизм. Кроме того религиозная нетерпимость признается одним из основных факторов, оказывающих негативное воздействие также и на состояние национальной безопасности в сфере культуры.

Почему Стратегия уделяет так много внимания вопросам противодействия религиозному экстремизму и нетерпимости? Полагаем, что причина кроется в одном из феноменов современного этапа развития мировой цивилизации - усилению разнонаправленных процессов всемирной секуляризации с одновременным расцветом религиозного радикализма. Корни этих взаимоисключающих процессов являются предметом многочисленных философских, психологических, теологических и этнополитических исследований. Усиливающееся социальное и экономическое неравенство вкупе с традиционными национальными, этническими и расовыми противоречиями вызывают в эпоху всемирной глобализации эффект "конфликта цивилизаций", частью которого и являются межрелигиозные противоречия.

Законодательство Российской Федерации не содержит определения понятия "религиозная безопасность", вместе с тем термины "религиозная безопасность России" или "религиозная безопасность российского общества" достаточно широко используются не только в юридической литературе, но и в актах органов государственной власти Российской Федерации См. постановление ГД ФС РФ от 15.12.1996 № 918-II ГД "Об Обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Президенту Российской Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России". , что дает основание использовать его в данном контексте и в настоящее работе.

Как уже говорилось первостепенное значение для обеспечения национальной безопасности и государственной защиты личности имеет деятельность органов исполнительной власти, систему которых возглавляет Правительство Российской Федерации.

Подпунктом "е" части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 21.07.2014 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. N 237. . В сфере защиты прав и свобод граждан полномочия Правительства Российской Федерации предполагают:

участие в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;

осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями;

осуществление мер по обеспечению деятельности органов судебной власти Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. от 23.05.2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 декабря 1997 г. N 51 ст. 5712. .

Статьей 25 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ"О свободе совести и о религиозных объединениях" предусмотрены надзор и контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях. Осуществление надзора возложено на органы прокуратуры. Целью осуществления контроля является обеспечение органом, принявший решение о государственной регистрации религиозной организации, соблюдения ею устава относительно целей и порядка ее деятельности Контроль за соблюдением религиозными организациями учредительных документов относительно целей и порядка их деятельности возложен в настоящее время на органы юстиции (см. Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" .

Определение религиозной организации, содержащееся в статье 8 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", выделяет две цели ее создания: совместное исповедование веры и ее распространение, в связи с чем для религиозной организации существуют ограничения, несоблюдение которых является нарушением осуществляемой деятельности. К числу таких ограничений относятся:

Отсутствие у религиозной организаций признаков ей соответствующей (совместное совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии, религиозное воспитание и др.);

Осуществление деятельности, противоречащей законодательству;

осуществление деятельности юридически заверенного разрешения (лицензии);

осуществление деятельности, не предусмотренной уставом религиозной организации;

осуществление деятельности с сокрытием наименования и вероисповедной принадлежности религиозной организации;

осуществление деятельности, сопряженной с посягательствами на личность и права граждан и с иным нарушением Конституции и действующего законодательства Российской Федерации.

Так, например, религиозная организация не может осуществлять ряд видов деятельности не только потому, что они не предусмотрены Уставом, но и запрещены законом. Религиозной организации запрещено участвовать в пожертвованиях политическим партиям (подпункт "л" пункта 3 статьи 30 Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (в ред. от 23.05.2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 июля 2001 г. № 29 ст. 2950.); осуществлять предвыборную агитацию (пункт 4 части 7 статьи 48 Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".), вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, фонды референдума (подпункт 9 пункта 9 статьи 48 Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (в ред. от 06.04.2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 июля 2004 г. N 27 ст. 2710.); создавать структурные подразделения в муниципальных и государственных учреждениях (пункт 3 статьи б Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Вместе с тем установление факта нарушения права на свободу вероисповедания со стороны религиозного объединения (религиозной группы, религиозной организации) возможно и допустимо только в суде. В тоже время необходимо отметить известные сложности при формировании доказательственной базы в таких процессах, что связано со спецификой нарушенных прав.

Наличие хотя бы одного из предусмотренных пунктом 2 статьи 14 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" оснований для ликвидации и запрета деятельности религиозных организаций свидетельствует о нарушении права на свободу вероисповедания. Рассматривать вопрос нарушения свободы вероисповедания, необходимо вкупе с другими конституционными ценностями и правами, посягательство на которые будет являться неопровержимым фактом в судебном процессе. К их числу относятся свобода, личная неприкосновенность, собственность, семья, честь, достоинство, здоровье и даже жизнь. Основная роль в установлении нарушений указанных прав принадлежит суду, делающему также вывод о наличии необходимой причинно-следственной связи.

Для надежной реализации защитной функции в рамках судебного процесса является необходимым определение границы, разделяющую желанный и вынужденный выбор, свободное действие (бездействие) от принуждения и давления. Следует помнить, что свобода любого человека не абсолютна. Она имеет как свои физические (пространственные) границами, так и иные границы - пределы свободы других лиц.

Вынужденный выбор предполагает такое принуждение, которое угрожает жизни или другим жизненно важным интересам конкретного человека. При наличии такой угрозы личность не может считаться свободной. Грань между "свободой" и "несвободой" пролегает именно здесь.

Цель создания всякий религиозной организации должна заключаться в совместном исповедании веры, а также ее распространении. Запрещена реализация других видов деятельности, в случае их ненаправленности на осуществление уставных задач, целей. В законодательстве содержатся ограничения, направленные на религиозные организации. Их несоблюдение является нарушением исполняемой деятельности.

Таким образом, используя закрепленное Конституцией Российской Федерации и гарантированное каждому право на свободу вероисповедания, религиозная организация в лице ее членов попирает и нарушает не только право гражданина осуществлять самостоятельный выбор веры и то, каким образом ее исповедовать, но также и право на свободу, личную неприкосновенность, информацию, тайну личной жизни. Посягательство на эти права происходит опосредованно, через злоупотребление свободой вероисповедания, в связи с чем именно судебная защита свободы вероисповедания, с учетом статуса суда как органа, имеющего существенное значение в механизме государственно-правовой защиты личности, является особенно актуальным. Это приобретает особую ценность в связи с тем, что затрагивается целый комплекс конституционных ценностей и благ, гарантированных государством, которые подлежат восстановлению при их нарушении с помощью суда.

В качестве примера злоупотребления свободой вероисповедания рассмотрим посягательство со стороны деструктивных религиозных организаций на такую защищаемую Конституцией Российской Федерации ценность как семья В соответствии со статьей 38 Конституции Российской Федерации семья находится под защитой государства. Эта норма также воспроизводится и в статье 1 Семейного кодекса Российской Федерации. . На практике весьма многочисленны случаи, когда человека заставляют отказаться от семьи, изолируют от внешнего мира, как правило, увозя для принятия веры далеко от дома и т.п. Все это возможно при условии приведения человека в состояние повышенной внушаемости путем физического или психологического истощения.

Следствием такого негативного воздействия может являться разрушении семьи (как фактически, так и юридически), возникновение конфликтных ситуаций между членами семьи, нарушении благоприятного семейного климата. Для заключения брака и его расторжение требуется взаимное добровольное согласие его участников. Семейный Кодекс Российской Федерации, предусматривая процедуру расторжения брака, не предусматривает выяснение мотивов развода Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (в ред. от 13.07.2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. № 1 ст. 16. . Однако разрушение семьи - это конкретный факт, а понуждение к разрушению посредством оказания давления (как правило психологического) есть лишение человека права самостоятельного выбора. Один из методов установлению в данном случае факта понуждения к разрушению семьи, - изучение, исследование учения религиозной организации. Полученные результаты могут служить основанием для ликвидации и запрета деятельности религиозного объединения. Разрушение семейных связей было подтверждено и служило одним из оснований ликвидации и запрета деятельности "Религиозной общины Свидетелей Иеговы в городе Москве" См. подробнее: материалы Постановления Европейского суда по правам человека от 10.06.2010 "Дело "Свидетели Иеговы" в Москве и другие (Jehovah"sWitnessesofMoscowandothers) против Российской Федерации" (жалоба № 302/02). .

Вывод по параграфу. Таким образом, можно с уверенностью, что из-за деятельности, которую осуществляют деструктивные религиозные организации, наносится значительный вред личности и обществу, посягая на личную и общественную безопасность в части, касающейся религиозной безопасности.

Нарушая закрепленные в Конституции Российской Федерации права и свободы, и в частности свободу вероисповедания, религиозными организациями. Осуществляется попытка завладением сознанием личности, а значит и ее вещественными ценностями. Данное возможно, в первую очередь, при условии незащищенность человека со стороны государства, которое обладая необходимыми силами и средствами в области, которая заключается в обеспечении религиозной безопасности и создании условий, когда не будет таких нарушений или же на стадии зарождения они будут пресекаться. В подобном плане в сфере деятельности государственных органов для достижения постоянного баланса интересов отдельного человека с правом на свободу вероисповедания и религиозным объединением приобретает особо ценное значение для государственно-правовой защиты людей.

Выявление признаков деструктивности религиозной организации, проявляющихся в процессе ее деятельности, вреда, причиняемого личности, и приводящих к нарушению, которые установлены Конституцией ценностей и благ (прав и свобод), свидетельствует о нарушении законодательства Российской Федерации, возникновении угрозы религиозной безопасности российского общества и является основанием ликвидации и запрета деятельности религиозной организации.

В настоящее время реальная угроза безопасности многих стран исходит от религиозной формы терроризма. Особенность религиозной - исламской - формы терроризма, действующего на постсоветском пространстве, заключается в следующем.

Во-первых, религиозный терроризм начал распространяться прежде всего в регионах, где cилен религиозный фактор (например, Центральная Азия и Кавказ). Основная его цель заключается в вовлечении в свои ряды как можно большего количества людей, начиная с элиты и кончая беднейшими слоями населения. Это кардинальное отличие, например, от радикальных экстремистских организаций Западной Европы, таких, как «Рота армии Фраксон», «Красные бригады», «Аксен Дитрек». В Европе в террористические организации в основном привлекались средние слои общества.

Во-вторых, следует обозначить высокий уровень образованности среди идеологов террористических групп. Наиболее яркий пример – это религиозно-радикальные организации в Ближневосточном регионе. У них существует четко разработанная «концепция героя», шахида, в которой шахид, герой-фундаменталист, сознательно противопоставляется атеистическому, технологизированному, анонимному и антигероическому западному обществу, в котором отсутствует значение героя, в котором нет необходимости в этих героях, нет личностного начала. Вообще Запад как таковой является цивилизационно-ценностным врагом исламских террористов с его глобализацией и транснациональными корпорациями, и религиозный фактор здесь представляет собой очень эффективный инструмент мотивации членов экстремистских групп, чей фанатизм, тщательно развитый и поддерживаемый руководством группы, позволяет им предпринимать такие рискованные и часто самоубийственные акции, на которые вряд ли решились бы не религиозно мотивированные террористы. Гибель шахида в ходе джихада - а именно так расценивают свою деятельность эти группы - является, с их точки зрения, прямой дорогой в рай и неудивительно, что многие экстремисты не только готовы, но и стремятся погибнуть во время выполнения задания. Проведение силовых операций Соединенными Штатами в Афганистане и Ираке только способствуют распространению религиозно-радикальных движений в Южной и Центральной Азии.

Третья особенность религиозной формы терроризма – это четко выраженный социальный аспект. Все религиозно-радикальные движения и организации выступают за социальную справедливость, за социальное равенство. Тем самым они создают притягательность среди религиозно неграмотных и безработных категорий населения. Накопившиеся социально-экономические (процесс имущественного расслоения), политические (идеологическое размежевание и неконструктивная борьба за власть), демографические, экологические, межэтнические проблемы и неравномерное распределение водных и энергетических ресурсов способствуют популяризации религиозного терроризма путём усиления социальных противоречий в обществе и снижения эффективности функционирования защитных механизмов в сфере нравственности, морали и ориентиров в воспитательной работе (в первую очередь, среди молодежи).

Наконец, религиозный терроризм для его последователей – это и концепция освободительной борьбы, которая во многих случаях имеет конфессиональный характер (в Палестине, Кашмире, Алжире, Чечне, Афганистане она является элементом тотальной войны с «неверными»).

В целом в отдельных странах СНГ образовался идеологический и религиозный вакуум, который эффективно используются религиозно-радикальными группами.

В дополнение ко всему, данные группы стали получать из дальнего зарубежья мощную финансовую и техническую поддержку для безвозмездного распространения и пропаганды радикального исламского учения (особенно в молодежной среде – так будущие шахиды рекрутируются из числа безработной молодежи в возрасте от 18 до 25 лет). Для финансирования экстремисткой деятельности военизированные религиозные группы также участвуют в незаконной торговле наркотиками и оружием, что подрывает основы устойчивого развития не только стран Евразии, но и в целом всего мирового сообщества.

По данным экспертной группы ООН, после 10-летней войны СССР в Афганистане в руках террористических групп оказались от 600 до 1000 стингеров; помимо этого в Афганистане незаконно циркулируют более 10 миллионов единиц стрелкового оружия.

Сегодняшние террористические организации, действующие в регионах Кавказа и Центральной Азии – это не индивидуальные группировки плохо обеспеченных и слабо вооруженных заговорщиков прошлого столетия, а целые концерны с многомиллиардными доходами, с внутренним разделением труда и специализацией, с тренировочными лагерями, мастерскими, складами, убежищами, госпиталями, лабораториями, широко использующие новейшие типы оружия, средства связи и транспортировки, практикующие самые разнообразные и в значительной мере новаторские методы и приемы борьбы. В определённом смысле их можно характеризовать как негосударственные военизированные системы, которые в начале XXI века находятся в состоянии непрерывной динамики, трансформации, клонирования, мутации. По уровню организации и боевой подготовки они постепенно выходят на уровень регулярных армий отдельных стран, а также активно проникают в политическую и экономическую систему государств (располагают клонированными структурами прикрытия в виде партий и общественных организаций, имеют собственные парламентские фракции и контролируемые средства массовой информации) и осуществляют скрытное представительство в международных организациях