Родовое пение. Пение во время беременности Пение в родах

В ранний период формирования христианского богослужения святые отцы вы-сказывали различные мнения относительно роли музыки и певческого испол-не-ния псалмов и гимнов. Так, святитель Афанасий Александрийский считал, что церковное пение не способствует духовной сосредоточенности. Напротив, святители Василий Великий и Иоанн Златоуст рассматривали цер-ковные мело-дии как способ лучшего постижения церковной поэзии. Действи-тельно, наряду со становлением различных богослужебных чино-последований склады-ваются и развиваются различные стили распева-ния текстов, и церковная музы-ка ста-новится одной из главных составляю-щих христианского богослу-жеб--но-го обря-да. На протяжении нескольких столетий в разных Церквях, при-дер-жи--ваю-щих-ся византийской богослужеб-ной тради-ции, формировались свое-об-раз-ные на-прав-ления в области церковной музы-ки. Это происходило и под влия--нием пре-образований в культуре в целом, и из-за изменений эсте-ти-че-ских представле-ний о церковном пении. Но при всем разнообразии взгля-дов и подходов музы-ка, «озвучивание» гимногра-фи-ческих текстов, является неиз-менной частью единого целого — церков-ного богослужения.

Византийское пение

Византийская певческая традиция сложилась главным образом на основе ан-тич-ного наследия. Так, есть основания полагать, что разнообразные звуко-ря-ды (последовательности звуков, построенные таким образом, что это отра-жается на интонационной окраске мелодии), существовавшие в древне-гре-че-ской му-зы-ке, сохранились. По крайней мере, об этом можно судить на основе совре-менной греческой певческой традиции, в которой разные песнопения поются в различных «звуковых красках».

Несмотря на это предположение, нужно сказать о том, что Отцы Церкви, веро-ятно, могли и не поддерживать «вторжение» некоторых античных ладов в цер-ковную музыку, основываясь на учении об их воздействии на слушателя. Так, святитель Климент Александрийский отмечал:

«Мелодии мы должны выбирать проникнутые бесстрастием и целомуд-рием; мелодии же, душу разнеживающие и расслабляющие, не могут гармонировать с мужественным нашим и великодушным образом мыслей и расположением. <…> Разнежи-вающие звуки музыки хромати-ческой посему мы предоставим людям, устраи-вающим грязные кутежи, и гетерам, имеющим обязанность украшать себя всем цветным». Климент Александрийский, святитель. Педагог. М., 1996.

Зато с большей степенью уверенности можно говорить о том, что такие харак-терные черты языческого периода, как игра на авлосе и кифаре, были реши-тель-но отвергнуты.

Развитие церковной музыки было связано с крупнейшими литургическими цен-трами — Иерусалимом и Константинополем. Именно там складывались но-вые жанры церковной поэзии, создавались формы записи церковных мело-дий, формировались разные стили распевания текстов (простой или более сложный, пространный). Наконец, к VII веку была оформлена система визан-тий-ского осмогласия, то есть система распевов церковных текстов на восемь разных «напевов» (гласов), мелодий. Точно представить себе, как именно исполнялись песнопения даже в тот период, когда появилась форма записи мелодий, то есть с X века, к сожалению, нельзя. Причина в том, что многие особенности церковного пения сохранялись в течение долгого времени в уст-ной форме и на письме не отражались. Однако консервативность церковной музыки позволяет с осторожностью предположить, что современные распевы Церквей, следующих византийской богослужебной практике, сложены на осно-ве византийского певческого наследия и отражают традиции церковной музы-ки Византийской империи.

Кондак святому Нилу Гроттаферратскому (византийский распев) Исполнение: ансамбль Cappella Romana, руководитель — Александр Лингас. Cappella Romana

Знаменный распев

Древнерусская богослужебная традиция — так называемый знаменный распев (название происходит от знаков, по-славянски «знамен», которыми записыва-лась музыка) — в силу обстоятельств Крещения Руси сложилась на основе визан-тийской церковной культуры, несмотря на возможный и отчасти под-твер-жден-ный контакт с традицией западного григорианского одноголосного пе-ния Григорианское пение — литургическое одно-голосное пение, принятое в Римско-католи-ческой церкви. Название получило благода-ря папе Григорию I Великому (590-604), со-бравшему песнопения литургического оби-хода воедино. на самом раннем этапе. Первоначально службы в Русской церкви совер-шались на греческом языке и греческими певчими. В Повести временных лет говорится о прибытии в Киев после официального принятия христианства «епископа корсуньского с попы царицины», то есть духовенства и клира грече-ского происхождения.

Вплоть до XI века, по всей вероятности, древнерусское церковное пение разви-ва-лось в устной форме. Во всяком случае, первая рукопись, в которой записа-ны песнопения на славянском языке со знаками нотации, указываю-щими на опре-деленные мелодии, датируется только рубежом XI-XII веков «Типографский Устав: Устав с кондакарем» (конец XI — начало XII века) — самая древняя славянская певческая рукопись. . Вос-при-няв и усвоив основные черты византийской церковно-певческой тради-ции (система осмогласия, форма нотации, разнообразные стили распе-вания и тек-стов и особые жанры), древнерусское церковное пение с течением време-ни пре-образилось по содержанию, поскольку развивалось в другой культурной среде. По этой причине классический знаменный распев, который сложился к XV ве-ку (и песнопения которого, в отличие от более древних образцов, могут быть расшифрованы), имеет существенные отличия от своих византийских прототипов. Например, появились своеобразные, присущие русской музыкаль-ной традиции, интонации; некоторые знаки нотации были переосмыслены, или их значение поменялось.

Пасхальные стихиры (знаменный распев) Исполнение: Константин Павлов. Рижская старообрядческая община (запись Татьяны Владышевской, 1969 год). Т. Ф. Владышевская

Важная особенность знаменного пения, заимствованная из византийской тра-ди--ции, заключалась в использовании корпуса определенных мелодических формул — «попевок», музыкальных фраз, характерных для определенного гласа (напева). Из них, как в стихотворении, которое состоит целиком из строк дру-гих стихотворений (центон), складывалась собственная композиция песно-пений.

До середины XVI века все сочинения знаменного распева оставались аноним-ными, однако на протяжении XVI-XVII веков появляются разнообразные варианты уже сложившихся традиционных песнопений знаменного распева с указанием «ин роспев», «ин розвод» (то есть «другой распев», «другое тол-кование») или даже с надписанием происхождения распева («троицкий», «кириллов», «усольский») или имени распевщика («Христианинов», то есть свя-щенника Феодора Крестьянина; «Исайи Лукошко»; «Варла-амово», то есть архимандрита Варлаама (Рогова). Несмотря на то что роль авторского начала сводилась либо к изменению композиции (смене традиционной последова-тель-ности «попевок»), либо к вариантному пропеванию некоторых мелоди-че-ских оборотов, эти изменения в певческой культуре свидетельствуют о посте-пенном переходе от средневековой эпохи к Новому времени.

Путевой распев

Со временем музыка становится более сложной, наполняется украшениями и в конце XV века оформляется в новые стили распевов — большой (простран-ный, богатый продолжительными распевами каждого слога), демественный (вероятно, от слова «доместик» — руководитель хора и учитель церковного пения, — поскольку стиль зародился в среде велико-княжеских и архиерейских певчих, знатоков церковно-певческого искусства), путе-вой Точное происхождение термина неизвестно. По одной из наиболее распространенных версий, название могло быть связано с тем, что он формировался в пути — например, когда государевы певчие дьяки сопровожда-ли царя в походах. Так называемая казан-ская нотация, которой записывались песно-пе-ния этого стиля, возможно, сложилась в пе-риод казанских походов Ивана Грозного. . Происходит это, возможно, не без влияния начавшегося с XIV века в Ви-зантии расцвета калофо-нического (от гр. kalos — «прекрасный» и phone — «го-лос, звук») искусства, требую-щего уже очень высокого уровня подготовки испол--нителей.

Так, выросший из знаменного, путевой распев отличается значительной про-дол-жительностью композиции и большим количеством музыкальных укра-шений.

«Достойно есть» (путевой распев) Исполнение: А. Е. Малышев, Е. И. Малышева, И. И. Кривоногова. Старообрядческая община села Раюши (запись Татьяны Владышевской, 1971 год). Т. Ф. Владышевская

Троестрочие

Уже с XVI века и на протяжении по крайней мере первой половины XVII века в бого-слу--жении Русской церкви распространяется своеобразный многоголос-ный певческий стиль, называемый строчным или троестрошным: он со-стоял и записывался в виде трех мелодических строк, которые пелись одновре-менно. (Напомним: до этого господствовало одноголосье.) Для троестрочия хара-ктер-но особое соотношение голосов, которые не образуют стройных аккор-дов, а, слов-но переплетаясь, образуют оригинальную диссонантную (от лат. dissonantia — «неблагозвучие, нестройное звучание») гармонию. Ее можно срав-нить со звоном русских колоколов — похожие терпкие, необычные созвучия.

«Господу Исусу рождшуся» (стихира на Рождество Христово, глас 2-й; троестрочие)

Партесный концерт

Этот стиль сложился в период «русского барокко» под влиянием западной музы--кальной традиции, пришедшей к нам через южнорусскую традицию, преимущественно через Киев. К концу XVII века самобытный русский много-голосный стиль (троестрочие) был заменен на западный тип многоголосия — так называемый партесный стиль, то есть пение по партиям. Интересно, что апологеты нового стиля оценивали предшествовавшие ему троестрочное мно-гоголосие негативно, говоря о несогласованности голосов, «неграмотными мужиками составленное» «…Разногласие составление некоим древним мужем состав-ленное, веду-щим мало грамма-тики. Тем же и гласове суть три, кождо чин имущим: низ, и путь, и верхь, и во едино несогласующии“» (А. Рогов. Музыкальная эстетика России XI-XVIII веков. М., 1973). .

Партесное пение развивалось в двух направлениях. Во-первых, создавались гармонизации традиционных одноголосных распевов: к основному голосу мелодии добавлялись голоса — как правило, один верхний и два нижних. При-чем гармонизовали не только знаменный, но и южнорусские способы распева, также использовавшиеся в богослужебной практике — киевский, болгарский, греческий. Во-вторых, авторы писали так называемые партесные концерты а капелла (на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 12 голосов), созданные под влиянием и по образ-цу барочных хоровых концертов немецких, итальянских и польских компози-торов XVII века.

Постепенно происходила переориентация эстетических вкусов в исполните-льстве. Так, Павел Алеппский, сопровождавший патриарха Антиохийского в путешествии через Украину в Москву, отмечал в своем пространном описа-нии всего увиденного и услышанного, что украинцы, в церковно-певческой культуре которых уже был развит новый многоголосный стиль, «пели сладо-стным и протяжным напевом», в то время как у русских певчих «голос грубый, густой, басистый, который не доставляет удовольствия слушателю» Путешествие антиохийского патриарха Мака-рия в Россию в половине XVII века, описан-ное его сыном, архидиаканом Павлом Алеп-пским. М., 1986. . Наибо-лее известным композитором этого периода стал певчий дьяк Василий Титов, для сочинений которого характерна особая многоголосная грандиозность и вели-чественность.

«Царю Небесный» (глас 6-й, раннее партесное многоголосие) Исполнение: ансамбль «Сирин», руководитель — Андрей Котов. «Сирин» Василий Титов. «Достойно есть» (партесный концерт) Исполнение: ансамбль Rose, руководитель — Джордан Срамек. Ансамбль Rose

Авторские композиции и гармонизации церковных песнопений в XVIII-XIX веках

Во второй половине XVIII века церковно-певческая культура Русской церкви испытывает влияние итальянской многоголосной традиции, что связано с расц-ветом ее в Европе в целом и русской модой на всё европейское в частности.

В течение нескольких десятилетий Придворную певческую капеллу — хоровую школу, ведущую свое происхождение от хора государевых певчих дьяков, — возглавляли именно итальянские музыканты: Бальтассаре Галуппи, Джузеппе Сарти и др. Кроме того, русские композиторы, например Максим Березовский, Дмитрий Бортнянский, получали музыкальное образование в Италии. Всё это привело к формированию итальянского стиля в церковной хоровой музыке. Преобладающим жанром в творчестве этих композиторов и их современников стал хоровой концерт, который мог исполняться, напри-мер, во время литургии, в паузе перед причастием (несмотря на указ Святей-шего синода 1797 года, запрещавший исполнение песнопений в жанре такого концерта на литургии).

Дмитрий Бортнянский. «Херувимская» Исполнение: объединенный хор Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии и семинарии, регент — архимандрит Матфей (Мормыль). Троице-Сергиева лавра

В XIX веке получили распространение гармонизации (напомним, это когда к основному голосу мелодии добавляются верхние и нижние голоса) тради-цион-ных одноголосных распевов — киевского, греческого (например, создан-ные композитором Федором Петровичем Львовым и, позднее, Николаем Ива-новичем Бахметевым).

Особым стилем гармонизации древних одноголосных распевов уникален по-след-ний директор Синодального училища, готовившего певчих Синода-льного хора, Александр Дмитриевич Кастальский. В отличие от своих предше-ствен-ников он отводил главную роль оригинальной древней мелодии, не изме-няя ее и не искажая традиционный напев в угоду установившимся нормам гармо-низации.

Александр Кастальский. «Всемирную славу» (догматик, глас 1-й) Исполнение: мужской хор под управлением иеромонаха Амвросия (Носова).
Догматик — краткое песнопение догматического содержания, посвященное Богородице. ВГТРК «Культура»

Развитие же собственной церковно-певческой традиции практически законсер-вировалось, поскольку Придворная певческая капелла обладала правом цензу-рирования всех духовно-музыкальных сочинений.

Ситуация изменилась только после судебного процесса Капеллы с издателем Петром Ивановичем Юргенсоном, который осмелился опубликовать свобод-ную от установленных правил общепринятого гармонического языка «Литур-гию» Петра Ильича Чайковского без позволения директора Придворной пев-ческой капеллы (Юргенсон выиграл дело, и монополия Капеллы закончилась).

Певческие стили в современной Русской церкви

Сейчас в Русской церкви господствующим направлением в церков-ной музыке является многоголосное пение, представляющее собой, как прави-ло, гармони-за-ции песнопений киевского распева (южнорусская ветвь знамен-ного распева, формировавшаяся на территории Украины) с включением автор-ских композиций.

В последние пару десятилетий в церковно-певческой практике снова распро-стра-няются традиционные одноголосные распевы. В этой области присутст-вуют две школы, первая из которых полностью ориентирована на возрождение знаменного распева в Русской церкви (эта традиция сохранилась в богослу-же-нии старообрядческих церквей), вторая же представляет опыт переложения песно-пений современной греческой традиции на церковнославянский язык. Связано это с интересом к истории церковной культуры и певческой традиции в частности, который был утерян в годы СССР. Кроме того, одноголосный стиль считается более углубленным, способствующим молитвенному состоя-нию, а текст, распеваемый одноголосным распевом, более понятен, чем испол-ня-емый в многоголосном стиле (в некоторых авторских композициях нередко с подголосками или повторениями слов).

См. также материалы: « » и « » из курса « ».

«Пение во время родов помогает снизить болевые ощущения», - утверждают организаторы эксперимента, проводившегося в роддоме итальянского города Мантуя.

Итальянские врачи-акушеры совместно с доктором музыковедения Элизой Бенесси исследовали влияние пения на уровень боли во время схваток. Оказывается, если петь в любом периоде родов, боль заметно уменьшается.
По утверждению Элизы Бенасси, наблюдение за роженицами показало, что пение способно облегчить состояние женщин в весьма значительной степени.

" Во время пения в организме вырабатывается большое количество эндорфина, так называемого "гормона радости", который оказывает успокаивающее, уравновешивающее воздействие на организм, помогает расслабить мышцы.

Пение при родах издавна используется в индийской и марокканской культурах.

Конечно, тем, кто регулярно занимается вокалом или, тем более, поет профессионально, исполнить что-то и во время родов наверняка будет не слишком сложно. А что же делать, если вокальные данные подкачали? Ученые считают, что это не помеха - пение может быть совсем негромким.

" А вот к выбору мелодий стоит подойти внимательно - ведь этими звуками мама встречает малыша, приходящего в мир, и важно, что он слышит в эти минуты.

Пение - это, согласитесь, неплохая замена анестезии! Тем более, что отрепетировать весь репертуар можно заранее, на это у будущих мам есть целых 9 месяцев.

Кстати, ученые изучают и другие возможности «медицинского» использования пения: существуют гипотезы о его профилактической роли в предупреждении рака и болезни Альцгеймера.

Эта методика рекомендовалась роженицам еще бабками повитухами. Не ведая о точной технике влияния голосового сопровождения родов на организм рожающей, они советовали не кричать, а петь или молиться. На Руси было поверие, что беременным и роженицам вообще не стоит много разговаривать. Особенно тщательно требовалось соблюдение обета молчания в родах. Зато приветствовалось голосовое сопровождение родов в виде речитативов, песен или молитв.

Без шума и пыли

Хорошо известны научные факты о том, как крик воздействует на роженицу и родовой процесс. При этом женщинам по-прежнему разрешается голосить, а вот кричать (сильно, натужно) настоятельно не рекомендуется. И вот почему.

Роды - достаточно энергоемкий процесс, требующий от женщины немалых сил. Равно как и сильный крик. Не стоит выбрасывать драгоценную энергию на воздух. Она жизненно необходима вашему ребенку - вам предстоит помогать ему продвигаться по родовым путям во время потуг.
Кроме того, когда вы кричите изо всей силы, создается дополнительное напряжение в брюшной полости, а также в мышцах малого таза, что только увеличивает болевые ощущения от схваток.

Если вы продолжаете голосить и во время непосредственного рождения ребенка, это может мешать вам сконцентрироваться и слушать указания акушерки, которые направлены на скорейшее окончание родов, обеспечение их безопасности для вас и ребенка.

Говорят, что первородящие боятся родовой боли потому, что с ней еще не знакомы, а рожающие повторно - потому, что знают о ней не понаслышке. Стремление избежать неприятных ощущений толкает женщин на принятие самых разных медикаментозных обезболивающих процедур, вплоть до кесарева. Но мало кто знает, что умение родить легко заложено в каждой женщине. Нужно им пользоваться!

Пой, мамочка, пой!

Легкий обезболивающий эффект голосового сопровождения родов обеспечивается за счет расслабления мышц, участвующих в звукоизвлечении (как при звучном выдохе, а не на сильном крике). Это, в свою очередь, приводит к расслаблению тела, что помогает расслаблению родовых путей.

В родах очень важны раскрепощение, открытие сознания, что помогает открыться и телу, в данном случае родовым путям. Обращение к голосовым упражнениям часто помогает снять телесную зажатость и тем самым достичь большей раскрепощенности.

При резком крике диафрагма (перепонка между пространством для легких и брюшной полостью) словно ударяет матку, что может привести к сбою ритма схваток, что в акушерстве называется дискоординацией родовой деятельности. А при постепенном, монотонном пении этого не происходит: звук уходит в пространство звуковой (механической) непрерывной волной перпендикулярно силе напряжения матки, ослабляя ее и тем самым уменьшая боль.

Страх и стресс могут способствовать развитию слабости родовой деятельности, что сделает необходимым проведение стимуляции. При применении стимулирующих средств схватки становятся более частыми и болезненными.

Напевы

Чтобы освоить вокализацию - родовое пение, - важно знать, что оно должно происходить созвучно с работой вашего тела. Все звуки пропеваются на выдохе во время схватки, что называется на одном дыхании. Проще говоря, вы дышите со звуком. Для достижения максимального расслабления используются гласные звуки «а-а-а», «о-о-о», «у-у-у», «э-э-э» в любом удобном для вас положении тела. Пропевая звук, направляйте его в глубину своего тела. Он получится глубокий, мягкий, вибрирующий.

Дыхание осуществляется животом, а не грудью.
В повивальном искусстве рекомендовалось пропевать не только отдельные гласные звуки, но и речитативы (определенным образом сложенные короткие песенки - фрагмент напевной речи из вокально-музыкального произведения), а также молитвенные тексты, или, в восточной практике, мантры. Последние также являются одним из современных видов голосового сопровождения родов.

Во время расслабления родовой процесс протекает правильно, уменьшается кислородный дефицит, который малыш испытывает во время схватки, нормализуются гемодинамические показатели и эмоциональное состояние женщины. При правильном течении родового процесса (а это на 80 % зависит от самой женщины!) уменьшается вероятность осложнений, в том числе и родового травматизма.

Роды надо любить

С психологической точки зрения, сильные, громкие крики свидетельствуют о негативном отношении женщины к родовой боли, а страх, стресс и неприятие естественных процессов, происходящих в теле во время родов, вызывают еще большее напряжение и тем самым еще больше усиливают боль. Мягкие, но мощные, идущие из глубины тела, низкие звуки расслабляют челюстно-лицевую мускулатуру, мышцы гортани.
Эти звуки, издаваемые спонтанно женщиной во время родов, свидетельствуют о концентрации на происходящих внутри процессах, на вхождении в поток ощущений, принятии их и способствуют успешному родоразрешению. Они могут смягчать неприятные ощущения и обезболивать схватки.

Скажите "Ом!"

Чтобы выполнить эту родовую мантру правильно, сядьте на краешек стула, широко расставьте ноги. Руками лучше упереться в колени, чуть наклонив расслабленное тело вперед.

После интенсивного вдоха - «о-о-о!» следует длинный замедленный выдох с пропеванием низкого загрудинного звука - «м-м-м», даже с небольшой хрипотцой. Следите, чтобы звук концентрировался не в носовых пазухах, а за грудиной. В трахее при этом возникает характерная мелкая вибрация. И по мере вашего плавного, спокойного выдоха тело расслабляется и успокаивается. Приходит ощущение, что дышит и поет все тело, каждый его сантиметр.

Когда вы почувствовали, что выдох закончился, спокойно повторите вдох - «о-о-о!» и следующий за ним продолжительный, беспрепятственный, спокойный, щадящий выдох с тихим мычащим грудным свободным звуком - «м-м-м!».

Лучше хором

В некоторых странах существуют «поющие» родильные дома, где практикуется хоровое пение будущих мам и пап. Музыка и пение обеспечивают психологическую и мышечную релаксацию, что приводит к нормализации процессов торможения и возбуждения в головном мозге, а на электроэнцефалограмме отражается в виде появления устойчивого альфа-ритма, характерного для состояния покоя и внутренней гармонии.

«Укачивание»

После того как вы освоили мантру-медитацию «ом-м-м-м-м», присоедините к пропеванию однообразные покачивания тела вперед-назад. Ритмичные движения и звуки приводят к измененному состоянию сознания, так называемому трансу, в котором ресурсы тела возрастают, что важно для рожающей женщины. Во время беременности такие движения полезны при напряжении матки. Живот «отвисает», и малыш оказывается как будто висящим в гамаке. При сочетании с брюшным дыханием матка быстро расслабляется. Практикуйте в любом сроке беременности и во время родов в качестве динамической медитации.

Учиться вокализации стоит еще во время беременности. Они действуют расслабляюще и успокаивают. К тому же это способ общения с ребенком, которому нравятся спокойные мамины песни и регулярные поглаживания живота.

Вам понравилась публикация?

Конечно, речь не идет о том, чтобы распевать Гимн России во время схваток или участвовать в Фабрике Звезд. Суть в том, чтобы научиться с помощью пренатального пения издавать звуки, которые положительно влияют на течение беременности и родов.

Еще во времена античности пение широко применялось в качестве обезболивающего средства. Платон писал, что в свое время акушерки во время родов распевали специальные песни, без которых никакие терапевтические процедуры не имели эффекта. В Египте женщины во время схваток пели псалмы. Но потом эта мудрость, как и многие другие, была забыта, и лишь в 1960 году, благодаря певице Мари-Луизе Ошер, мы вновь открыли для себя благотворное влияние пения.

После долгого изучения влияния звуков на тело человека, Ошер пришла к выводу, что голос можно использовать в терапевтических целях. Дело в том, что вибрации, вызываемые голосом, распространяются по костям скелета, которые являются идеальными проводниками звуков. Ее метод, названный психофонией, основан на влиянии издаваемых звуков на различные части тела и имеет одновременно физический и психологический эффект.

Акушерка Шанталь Вердьер, продолжившая работу Ошер, пришла к выводу, что пение помогает будущей маме установить более тесную связь с еще не родившимся малышом. Более того, пение во время беременности помогает справиться с токсикозом или понизить тонус матки. При дальнейших исследованиях удалось установить что пение благотворительно влияет и на течение родов. Когда женщина умеет правильно направлять свое дыхание и энергию, издавая все более низкие звуки, роды проходят легче, так как пение способствует расслаблению поперечных мышц матки, облегчает раскрытие шейки и делает схватки более продуктивными. Таким образом, пение является прекрасной альтернативой медикаментозному ведению родов, наряду с гомеопатией, ароматерапией, акупунктурой итд.

Сеанс начинается с расслабления и легкого самомассажа. Кончиками пальцев необходимо массировать костные участки тела, которые играют роль «резонатора» – лицо, грудная клетка, таз. Будущая мама расслабляется, зевает. Это стимулирует кровообращение и позволяет звуку лучше резонировать. Затем начинается непосредственно работа с голосом: сначала пропеваются вокализы, позволяющие расслабить челюсть, потом звуки направляются в другие части тела – они как бы «массируют» тело изнутри. Основная цель – сделать дыхание более спокойным и глубоким, способствуя лучшему снабжению кислородом мышц матки и непосредственно плода. Такие упражнения, кстати, помогают женщинам справиться с одышкой, часто присущей беременным. Кроме того, можно даже научиться как бы «опьянять» себя кислородом, что помогает отключаться на время схваток.

Последняя часть сеанса проходит собственно в пении, причем песни могут быть совершенно разные. В пении женщины эмоционально разряжаются, оно помогает им справляться с волнениями, страхами и переживаниями. Установлено, что женщины, которые поют во время беременности, эмоционально более уравновешены, менее подвержены резким перепадам настроения, так как они переносят свои эмоции в пение. Дело в том, что звуковые вибрации на уровне мозга увеличивают производство эндорфинов, знаменитых гормонов удовольствия.

Кстати, пренатальное пение можно практиковать и тогда, когда малыш уже родится, чтобы продолжить эмоциональный контакт, установленный еще до рождения. Это поможет вам сохранить ту связь с малышом, которая была, когда вас еще связывала пуповина.

РАСПЕВ, ВОЛНУЮЩИЙ ГЛУБИНЫ

В мистических культурах мира большое значение уделялось песнопениям и ритуальным распевам.

Исполнение духовных гимнов, молитвенных песнопений всегда считалось одним из важнейших компонентов отправления различных обрядов и ритуалов.

Звук, как известно, - это колебания, вибрации.

Кроме эмоциональной волны, которая рождается во время песнопений, важна еще и тонкоэнергетическая составляющая молитвы - вибрации, которые сопровождают пение духовных гимнов и молитв, значительно отличаются от аналогичных вибраций простых песен.

Не будем анализировать звуковые обряды разных мистических культур и народов, остановимся сразу на певческих традициях наших предков.

Для большинства людей русские народные песни в исполнении ансамбля «Золотое кольцо» или других популярныхартистов являются обычными эстрадными номерами, украшенными псевдонародными костюмами и нехарактерными для современной эстрады голосовыми руладами. Они так же далеки от истинно народного песенного творчества, как тяжелый рок далек от классической музыки.
Привычно считается, что хороводы , пришедшие к нам из глубокой древности, удел женщин и девиц. Однако в те давние времена хороводами пользовались для достижения конкретных целей. Водили их мужчины: воины, охотники, пахари, добытчики. Встав в круг, они закольцовывали энергию коллективного желания, создавали энергетическую волну и с ее помощью воздействовали на окружающий мир.

Могли вызывать дождь в засуху или прекращать дожди. Психоэнергетическими импульсами, усиленными кольцом хоровода, пробуждали души стихий и обращали их силу себе в помощь. Формировали условия для победы в сражении или наполняли пашню силой роста зерна. Словом, хоровод был одним из народных средств разрешения житейских проблем.

Женщины также водили свои хороводы, но цели при этом были другие. В женском хороводе лечили от недугов и бесплодия, благословляли беременных на вынашивание и рождение здорового и сильного потомства, укрощали страсти и разжигали любовь.

До нас дошло описание снятия женщинами порчи и колдовских наговоров в хороводе . Адаптированное для современного восприятия, оно, вероятно, даст пищу для размышления и творческого анализа:

«Вперед вышли девушки с охапками трав и цветов. Они складывали их в одну кучу, и скоро посередине поляны поднялся небольшой зеленый холм из травы... Двое стариков вывели из-за ограды капища больную ведунью в простой белой рубахе до пят... Они помогли ей взойти на травяной холм и уложили на самой макушке. Девочка подошла к больной и надела ей на голову венок из мелких голубых цветов. Юные девушки встали в круг и запели ритуальную песню... Следом девушки постарше встали кругом пошире первого и пошли хороводом в другую сторону. Потом завели свой хоровод молодые женщины. Последним кругом ходили крепкие женки...

Мужики стояли поодаль, им не позволялось участвовать в этом обряде. Только женская материнская сила могла очистить от насланной порчи.

Первый круг - юницы - двигался все быстрее, и скоро девочки уже бежали вокруг травяного ложа. Девушки постарше в стремительном хороводе неслись им навстречу. Третий круг вертелся в том же направлении, что и первый. Хороводы женщин крутились навстречу друг другу, будто жерновами перетирая между собой невидимые зерна.

Старики возле капища запели глубокими грудными голосами и замахали веточками, и над больной повис черный, клубящийся шар. Это лесные комары, неведомой силой согнанные в клубок, повисли над ней. Комариный шар медленно опустился к порченой и завис над нею. Комары растеклись широкой полосой, облепили ведунью и потом стремительно взмыли вверх, снова собрались в шар. Комариная туча вдруг начала оплывать, таять на глазах и пролилась на землю черными маслянистыми каплями. Там, где упали темные капли, земля вспучилась и зашипела».

Какая мощь концентрируется в кольце хоровода, полагаем, читателю понятно. Достаточно вспомнить о практике колец и той энергии, которую кольца могут собирать из пространства. Но только ли кольцом были сильны хороводы? Кроме энергетической силы хоровода применялось еще и ритуальное пение. Распевы, которые поднимали из глубин внутреннего космоса неведомые силы.
Много было распевов, на все случаи жизни. До нас дошло малое их количество. Однако даже эта малость показывает, какая сила заключается в ритуальном распеве.
Прежде чем продолжить разговор о распевах, расскажу реальный случай. В одном из больших южных городов я проработал несколько лет. Вел группы по разным направлениям личного саморазвития. В том числе исследовал и мощь старинных распевов.

Одна из занимавшихся, весьма серьезная женщина, доктор философии, профессор, заведующая кафедрой в одном из вузов, познакомившись с распевами, хмыкнула: «Неужели вот так пропел, и все изменилось?..» Не поверила. Но рассказала об этих приемах соседке, объяснила технику распева. Да скоро и забыла о разговоре. Не до того было.

И вот примерно через месяц ее соседка, женщина далекая от саморегуляции и внутреннего самосовершенствования, зашла в гости. Поведала, что она серьезно отнеслась к рассказанному и каждый день по нескольку раз исполняла распев оздоровления. Через неделю прошли боли в суставах, потом улучшилось общее самочувствие, повысился тонус, меньше беспокоили хронические болячки.

Свидетельство этой женщины-соседки для нас особенно ценно тем, что она никогда не занималась ничем и результат, достигнутый ею, более объективен, нежели у того, кто наряду с распевами овладевает другими направлениями искусства самооздоровления.

Сила древних распевов напрямую связана с умением создавать мыслеобразы и генерировать телесные ощущения.
Распев физического оздоровления «Здрава».

Казалось бы, ничего особенного и волшебного в этом слове нет. С точки зрения современного языка искаженное, стилизованное под старину слово «здоровье». Не будем спешить с выводами. Кто может объяснить само понятие «здоровье» во всех глубинных тонкостях и нюансах, которые мы не проговариваем, поскольку понимаем, что они подразумеваются глубинным смысловым наполнением понятия «здоровье».

Когда мы произносим «здоровье», никто же не задумывается над тем, что оно обеспечивается равновесием между процессами распада и восстановления, выверенной и четко работающей системой обменных реакций, безупречной работой всех систем и внутренних органов тела и многое, многое, многое другое мы подразумеваем за коротким словом «здоровье».

Если проговаривать словами все процессы, которые обеспечивают здоровье человека и его хорошее самочувствие, это может занять не один день и даже не один год. Вся практика обучения мединститутов рассказывает о том, как обеспечивается здоровье человека, какие глубинные реакции соответствуют здоровому организму, какие болезни могут изменить течение внутренних процессов и как бороться с негативными изменениями.

Если мы произнесем распев «Здрава» просто, как мы разговариваем друг с другом, то, скорее всего, никаких внутренних ощущений это не вызовет. Ну сказал и сказал. Мало ли какие слова мы произносим.

Хитрость в том, что распев надо именно распевать , и не как обычную песню, а создавая определенный мыслеобраз.

Итак, практика первого распева.

Начнем с того, что произнесем это слово без всяких эмоциональных реакций. Проговорим его, как обычное, вроде «здрасьте» или «доброе утро». Внимательно слушаем свои внутренние ощущения. Ничего не происходит.

А теперь повторим распев, но уже растягивая, плавно, длинно: «Здра-а-а-ва...» . Что-то внутри отреагировало, какая-то неясная тень глубинной вибрации возникла, только объяснить это трудно.

Следующий шаг. Вновь повторяем распев плавно и длинно, но уже представляем, что он звучит не из горла, а рождается в верхней части живота (вершине котла Силы).

После нескольких повторений возникнет ощущение, что в животе появилась опора, от которой отталкивается распев во время звучания. Сейчас уже не скажешь, что внутри никаких реакций не происходит. Но внутренние ощущения пока недостаточно сильны, чтобы их можно было идентифицировать.

После создания опоры в животе снова повторяем распев и одновременно представляем, что поем не горлом, а каждой клеточкой кожи. Глубокая и нежная вибрация пронизывает все тело.

Снова повторяем распев и представляем, что волны трепета рождаются в мышцах, костях. Появляется внутренняя дрожь. Она приятна и не вызывает негативных эмоций. Наоборот, кажется, что все тело пронизано вибрациями, которые восстанавливают нарушенные биологические процессы, выравнивают энергетические потоки, делают кровоток устойчивым и равномерным.

Для того чтобы почувствовать благотворное влияние распева, нужно повторять его многократно, добиваясь ощущения того, что волны звука и голоса пронизывают тело. На первых порах задача может показаться сложной, но как только уровень вибраций достигнет нужной глубины, все пойдет как бы само собой.

Конечно, сразу добиться выздоровления или улучшения самочувствия невозможно. Для этого требуется время. Кто чувствует себя неплохо - может получить оздоравливающей эффект быстро. А если человек страдает запущенным недугом, то для его коррекции понадобится время. Важно поверить, что распев реально помогает и не оказывает никакого вредоносного воздействия, поэтому даже сомневающиеся могут пробовать без всякого риска.

После того как удалось включить вибрации распева в мышцах, костях, внутренних органах, начнем углубляться своим сознанием во внутренний мир, к кольцу жизни. Практика этого проникновения описана выше, и мы уже набрались опыта, который позволит почувствовать структуру кольца.

Начнем распев, представляя, что он звучит из внутреннего пространства кольца жизни . Это очень важный этап всей работы.

Во-первых, мощь распева возрастает многократно, а во-вторых, в процесс вибрационного очищения и позитивной коррекции включаются глубинные энергетические структуры тела.

Когда распев прозвучит из кольца жизни, появится ощущение, что вибрирует пространство вокруг тела, что мы окружены дрожащим, как марево в летний день, облаком. Все негативные блоки, зажимы, нарушения проводимости ветвей кольца жизни растворяются в вибрациях распева, и нормальная жизнедеятельность восстанавливается.

Жаль, что не так быстро, как хотелось бы. Неделя, две, может быть, месяц - но благотворные перемены обязательно проявятся.

Нужно набраться терпения. Тем более что повторять распев каждый день скоро станет насущной потребностью, так как он устраняет вялость, сонливость, повышает тонус не хуже биостимуляторов. А вреда никакого. Не секрет, что любое химическое лекарственное средство кроме лечебного воздействия имеет еще и побочные влияния. Распев не дает вообще никаких побочных реакций, он прост, гармоничен и помогает человеку исцеляться за счет активизации естественных сил организма.

С каждым этапом проникновения в глубины внутренних структур распев будет звучать все выше. Это происходит независимо от желания человека. Уровень вибраций меняется, изменяется и тембр звучания голоса. Иной раз распев может прозвучать так высоко, что человек сам себе не верит: никогда раньше так не пел. В этом проявляются внутренние невостребованные возможности.

Мы уже говорили выше, что регулярное повторение распева скоро принесет свои плоды .

Лучше всего начинать распев утром, а потом можно проделать несколько упражнений из комплекса, что описан в начале книги, и тогда целый день самочувствие будет хорошим. В течение дня можно повторять распев, сколько хочется. Главное - не заставлять себя, не насиловать, а петь естественно, спокойно.

Поначалу распев звучит с опоры в верхней части котла Силы. Потом углубляется, и в него включаются кожа, мышцы, кости, внутренние органы. Далее сознанием проникаем в пространство кольца жизни. Распев звучит во внутреннем пространстве кольца и одновременно заполняет энергетическое пространство вокруг тела. В вибрационную коррекцию включается оболочка.

Мы предложили только схему распева «Здраво». Попробовав прием на себе, каждый откроет какие-то особенности и сможет создать что-то свое, и оно станет самым главным инструментом распева для человека.

Кроме общего воздействия на организм можно научиться влиять распевом на отдельные органы и участки тела. Сложностей в этом нет, важно накопить опыт, и тогда появится умение концентрировать вибрации распева на локальном участке или каком-то внутреннем органе. Во время написания этой книги приходилось часами сидеть перед экраном монитора, и глаза уставали. Распев, пропущенный через глаза, быстро восстанавливал их, снимал усталость, приносил отдых и облегчение.
Следующий распев затрагивает более глубокие уровни организма и влияет непосредственно на энергетику, каналы, меридианы и котлы силы. Это распев «Жива» .

Повторим все действия, что проделывали, когда знакомились с первым распевом. Пропоем голосом, без всяких ухищрений, потом создадим опору в верхней части котла Силы. Но особых изменений нет.

Дело в том, что распев «Живо» должен опираться на нижний управляющий центр котла Разума. Мы строим для него опору в нижней части шеи, в области щитовидной железы.

Поём: «Жива а а» , представляя, что звук льется прямо из основания шеи. Глаза закрыты, и внимание сосредоточено на ощущениях, которые возникают во время пения. Вибрации распева растекаются от основания шеи по плечам, потом поднимаются вверх и заполняют пространство вокруг головы. В нем распространяются волны движения снизу вверх, которые встречаются вверху, над макушкой и проникают сквозь костную броню внутрь черепа.

Теперь чувствуем движение в голове. Впечатление такое, что там что-то переливается, перемещается, течет, приносит облегчение и расслабление. На этот распев практически всегда первой реагирует голова, мозг. Он останавливает поток информации, убирает напряжение, расслабляет энергетические структуры мозга. После нескольких повторений распева голова становится пустой и приятно легкой.

Продолжим. Новые повторения распева «Жива» струятся внутри тела, прокатываются нежными волнами от плеч к пяткам и по пути движения устраняют все физиологические и энергетические шероховатости.

Мы уже говорили, что этот распев воздействует на систему каналов, меридианов и котлов силы организма. Многократное повторение распева снимает блоки с энергетических магистралей, открывает путь свободному течению жизненной силы, стабилизирует работу котлов и энергетических аккумуляторов тела.

Особенность распева «Жива» в том, что, исполняя его, мы мысленно создаем опору в нижнем управляющем центре котла Разума. Помните, его называют тло. Мысленная опора в этой области меняет голос. Неожиданно для себя человек начинает петь высоким чистым голосом, какого раньше не было. В чем секрет таких перемен?

На наш взгляд, распев меняет систему энергетических взаимодействий, проявляет те возможности голоса, которые законсервированы и могут остаться невостребованными всю жизнь. Но если регулярно практиковать распев с опорой на тло, то голос может поменяться. И вместо, скажем, глуховатого, дребезжащего прорежется ровный, чистый, сильный.

После того как исполнение распева «Живо» изменит самочувствие к лучшему, появится ощущение, что с помощью распевов можно проникать в более глубокие уровни организма и психики.

Если мы попробуем распев «Живо» исполнить из кольца жизни, как делали это с распевом «Здраво», неожиданно почувствуем, что звучание исходит не из плоскости кольца, а откуда-то из глубины. Вспомним, как пробирались сквозь плоскость кольца жизни в другую пространственную мерность, как очищали проход для энергии внутреннего космоса, которая наполнила кольцо и очистила его от наслоений нездоровья.

Распев «Живо» звучит из глубины кольца, из другого измерения, куда мы пробирались при помощи раздвоения сознания и других сложных приемов. Сразу нужно подчеркнуть, что прежние приемы не теряют своей эффективности и начинать работу с кольцом жизни нужно с них, так как, пройдя трудным и сложным путем в первый раз, мы открываем дорогу другим, более простым способам проникновения.

Распев «Жива» - один из них. Исполнив его несколько раз на уровне кольца жизни, мы ощутим, как распев звучит из другой мерности. А многократное повторение распева в кольце жизни соединит просторы внутреннего космоса со структурой кольца, и установится постоянная питающая связь микрокосма и кольца жизни.

Для того чтобы она не прерывалась более, нужно каждый день повторять распев «Жива» в структуре кольца. Такое воздействие на основу нашей жизнедеятельности, несомненно, окажет благотворное влияние на самочувствие, избавит от болезней, раскроет могучие внутренние резервы.

Освоив два первых распева «Здрава» и «Жива», мы готовы познакомиться с последним, доступным нам сегодня. Поем Жива Матушка Богородица

И в конце поём Лада - Ладо , Лада матушка Богородица , тепло и радость проникают в сердечную чакру и оздоровление и энергия идет в сердце. энергия ладиной любви проникает в тебя.