С чего начать заниматься личностным ростом? Методики развития личностного роста. Личностный рост и саморазвитие

С течением времени взгляды людей меняются, связано это с разными причинами, основной из которых является личностный рост. Это он заставляет переосмысливать жизненный опыт, находить более удачные выходы из проблемных ситуаций и выигрывать там, куда раньше и не зашли бы.

Что такое личностный рост?

Исходя из заманчивых приглашений на тренинги, можно подумать, что личностный рост – это волшебная техника, которая поможет достигать желаемого без особых усилий. Такое определение в корне неверно, трудиться придется очень напряженно. Личностный рост подразумевает работу над своими недостатками, чтобы улучшить собственные показатели относительно предыдущего периода. Это всестороннее развитие человека, победа над страхами и расширение горизонтов, которое способствует в любом деле.

Психология личностного роста

Само понятие личностного роста не подразумевает приятной увеселительной прогулки. Это трудоемкий процесс, а зачастую и неприятный. Его начало может быть связано с завистью, которую потом придется устранять, поэтому в психологии всегда рассматривается, как серьезное испытание, при прохождении через которое может потребоваться помощь. Во время него есть шанс увлечься самобичеванием. В результате появляется стремительная деградация и потеря веры в собственные силы.

Для чего нужен личностный рост?

Прежде чем начать движение в этом направлении, нужно понять, в чем польза личностного роста. Многие поколения наших предков ни о чем таком не думали, растили детей и были счастливы, а современные люди постоянно усложняют свою жизнь. Рассмотрим, что толкает их на этот шаг.

  1. Остановок нет . Можно или двигаться вперед, или катиться вниз. Связано это и с утратой навыков из-за их неиспользования, и с развитием окружающей среды. Даже для поддержания своего уровня придется трудиться.
  2. Цели и мечты . Чтобы достичь успеха необходимо постоянно учиться, приобретать новые профессиональные навыки и оттачивать .
  3. Жизнь . Существование без самосовершенствования возможно, если загрузить себя тяжелой работой и неподъемными обязательствами. Только в момент отдыха будут проскакивать мысли об упущенных возможностях, которые в конечном итоге приведут к затяжной депрессии.

Признаки остановки личностного роста

  1. Неумение принимать новое . Человек старается окружать себя только привычными вещами (книги, музыка, фильмы), не пуская в свою жизнь новых знакомств и идей.
  2. Непринятие себя . Попытка самообмана, желание подстроиться под чужие ориентиры.
  3. Отсутствие гармонии . Нет умения соответствовать среде проживания и попыток как-то ее изменить.
  4. Отсутствие гибкости . Способность действовать только по выверенным шаблонам, малейшее отступление видится невозможным.
  5. Внутриличностный конфликт . Есть несоответствие реального положения своему идеальному «Я».
  6. Нет ответственности за свою жизнь . За наступивший кризис личностного роста несут вину другие люди и неблагоприятные обстоятельства, а не сам человек.
  7. Неадекватная оценка себя . Люди впадают в самобичевание или возносят себя над другими. Для любой из реакций хватит самой незначительной причины.

С чего начать личностный рост?

Тренировки любого рода начинаются постепенно, чтобы не перегрузить организм слишком большим напряжением. Личностный рост и саморазвитие не будут исключением, прежде чем взяться за обучение, нужно хотя бы понять, что планируется изучать. Начинать рекомендуется со следующих последовательных действий.

  1. Понимание . Если нет осознания необходимости дальнейшего развития, но ни одно хитрое упражнение или умная книга не поможет.
  2. Свое мнение . Ошибаются даже признанные авторитеты, поэтому все суждения желательно рассматривать через призму собственного опыта и разума.
  3. Фронт работ . Необходимо без скромности и сожаления определить свои сильные стороны и черты, которые требуется улучшить. Сюда относится и личная привлекательность.
  4. План . На следующем этапе нужно наметить способы работы на своими недостатками.

Личностный рост: мотивация

Без желания ничего не получится, и в процессе самосовершенствования его наличие тоже необходимо. Мотивация, как условие личностного роста, разделяется на следующие виды.

  1. Самоутверждение . Желание выглядеть лучше перед близкими людьми, и статус.
  2. Подражание . Стремление быть похожим на успешного человека.
  3. Власть . Получение удовольствия от управления другими людьми толкает на улучшение своих навыков в этой области.
  4. Работа ради работы . Удовлетворение от выполнения своих обязанностей, человек увлечен своей деятельностью.
  5. Саморазвитие . Покорение каждого этапа может приносить радость, это ощущение и является мотивацией к дальнейшему движению.
  6. Совершенство . Желание достигнуть высот в определенной сфере.
  7. Компания . Потребность стать частью какой-то компании, увлеченной тем же процессом.

Способы личностного роста

Перейти на новый уровень развития можно при помощи нескольких подходов. Некоторые основаны на личном упорстве, другие способы предполагают помощь специалистов. Принято выделять следующие методы личностного роста.

  1. Литература . Нужно выбрать и изучить лучшие книги по личностному росту. Метод отличается невысокой скоростью продвижения. Придется самостоятельно разбираться со всеми тонкостями, выискивая правильные шаги среди множества противоречивой информации.
  2. Комплексный подход . В этом случае используются следующие инструменты личностного роста: книги, видеоуроки, консультации психологов. Эффективность выше, чем у предыдущего подхода. На высокую скорость рассчитывать не приходится, так как объективно оценивать результат будет сложно.
  3. Тренинги и курсы . При наличии опытных тренеров можно быстро получить результаты, вся информация будет структурирована и подробно пояснена. Есть опасность попасть под влияние мошенников.
  4. Личный тренер . По результативности этот подход оптимален, но он и самый дорогой. В этом случае подход будет индивидуальным, чтобы создать сбалансированную модель обучения.

Упражнения для личностного роста

  1. В чем повезло . Желательно выполнять в паре. Сначала пара по очереди рассказывает о положительных моментах в своей жизни. Затем нужно обсудить полученные впечатления.
  2. Ступеньки . Для этой техники личностного роста нужно нарисовать лестницу с 10 ступенями и обозначить свое положение на ней. Заниженной самооценке соответствует 1-4 ступенька, нормальной – 5-7, а завышенной – от 8 ступени.
  3. Воскресный вечер . Необходимо найти время для себя, о котором будут знать все близкие. В эти несколько часов предоставляется абсолютная свобода действий без каких-либо обязательств. Это нужно, чтобы вспомнить о своих интересах, которые часто забываются под гнетом долга.

Книги по личностному росту

Без изучения литературы вырасти над собой не выйдет. Хороший результат помогут достичь следующие книги для личностного роста и развития.

  1. Д. Эйкафф. «Начни» . Рассказывает о сложности выделиться из толпы и плюсах такого поступка.
  2. Д. Рон. «Сезонность Жизни» . Поможет разобраться с внутренними противоречиями.
  3. А. Лакейн «Искусство планировать» . Расскажет об эффективном планировании своей жизни, это очень полезно во время личностного роста.
  4. Б. Трейси «Выйди из зоны комфорта» . В книге описаны способы выхода из сложных ситуаций, связанных с непривычными решениями.
  5. К. Макгонигал. «Сила воли» . Поможет стать духовно сильнее, все советы имеют научное подтверждение.

Опасность тренингов для личностного роста

Чуть выше было сказано, что такие занятия способны существенно ускорить процесс. Но есть и немало примеров, как тренинги личностного роста калечат психику. Такой результат происходит, если люди попадают к мошенникам, которые готовы применять самые низкие способы для получения прибыли. После подобных уроков люди выходят с уверенностью в собственной ничтожности, преодолеть которую поможет только новый курс.

Вред тренингов личного роста не всегда связан с преступной деятельностью. Дело в том, что развитие возможно только при отсутствии серьезных нарушений. Если человек находится в депрессии, то такие занятия способны только усугубить его состояние. В этом случае сначала необходимо избавиться от нездорового состояния, а потом заниматься самосовершенствованием.

Эта статья написана специально для тех людей, которые обожают личностный рост или которые только недавно начали интересоваться этим увлекательным занятием. Первая половина статьи написана для второй группы людей. Вторая половина статьи для тех, кто сильно увлекается личностным развитием , но так и не получает видимых результатов. Мы с Вами разберемся, почему так происходит и в чем же дело, почему нет результатов?

Что такое личностный рост?

Личностный рост – это саморазвитие личности, а – это регулярная работа над собой, развитие и совершенствование новых и уже имеющихся качеств. Личностный рост и саморазвитие или даже – это синонимы. Все эти термины подразумевают одно и то же. Человек, который занимается личностным ростом – старается привнести позитивные изменения в себе, укрепить свой внутренний стержень и увеличить собственный потенциал.

Даже если человек ничего не знает о личностном развитии, по закону развития он все равно развивается. Личностный рост может быть как осознанным, так и неосознанным. В большинстве случаях человек развивается исходя из событий, требований, месторасположения, окружения и собственных . Два человека будут абсолютно разные, если одного поместить в одну среду, а второго в другую. Например, первого отправят учиться в военное училище, а другого в обсерваторию. Род деятельности и окружающая среда формирует личность и делает его таким, каким он становится. Так происходит неосознанное личностное развитие, и я бы даже сказал вынужденное.

Согласитесь, если один человек занимается боями без правил, а другой балетом, то и уровень будет абсолютно разным. Первый привык к постоянной борьбе и маханию кулаками, а другой к обтягивающим штанам и шпагатам. Один в ходе своей деятельности воспитал в себе такие-то черты характера, второй совершенно другие черты. Отсюда вывод – род деятельности формирует личность.

И, конечно же, окружение оказывает на человека существенное воздействие. Если человек вырос среди бедных людей, то у него формируется философия бедности. Если другой человек вырос в богатом окружение, его философия соответствует данному ему окружению – философию богатства. У первого человека личностный рост отобразился в виде деградации, у второго личностный развитие в виде развития. Так что личностный рост бывает и со знаком + и со знаком - .

Личностный рост бывает осознанным только тогда, когда человек самостоятельно берет свою жизнь под собственный контроль, и занимается развитием тех навыков и качеств, которых ему не хватает. Такое определение личностного роста подходит больше всего, потому что начинается от слова "лично", самим человеком, а не его окружением и обстоятельствами. Такие люди впоследствии становятся победителями. Они сами вырываются из своих ячеек, в которые их запихнула судьба, окружение и род деятельности, и начинают стремиться к своим ячейкам, где они будут теми, кем хотят стать.

В наше время осознанным личностным развитием просто необходимо заниматься. В противном случае оно будет неосознанным. Возможно, Вы будете развивать не те навыки и качества, которые хотели бы иметь. Для того чтобы этого избежать, человеку необходимо понять, что конкретно ему не хватает для приобретения желаемого образа жизни, а потом начать любыми способами приобретать те недостающие компоненты.

Личностное развитие

Те люди, которые занимаются личностным ростом, иногда сталкиваются со следующей ситуацией – НЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ. В наш 21 первый век личностное развитие стал видом бизнеса. В интернете и в реальной жизни, сейчас полно так называемых коучей, которые за конкретную сумму денег готовы помочь Вам решить ряд некоторых проблем. И многие люди, после прохождения живых тренингов по личностному росту задаются следующим вопросом: «Почему у меня нет результатов?» . Ну понятно что после прохождения тренинга человек воодушевлен, он восклицает себе лично: «Теперь моя жизнь точно изменится!» , но проходят месяца, а все как было, так и осталось. Некоторые люди даже повторно приходят на те же тренинги и проходят их заново, но в дальнейшем снова ничего не меняется. Это как фильм смотреть по двести раз и надеется на чудо.

И потом многие начинают думать, что личностный рост – это развод, лохотрон и полная фигня. А для чего нужен личностный рост? Зачем им заниматься? В первую очередь, люди, которые занимаются личностным развитием, хотят . Их не устраивает нынешнее положение, и они идут к коучам, которые якобы помогут им. Другие люди с помощью личностного роста хотят . Я не о коучах, которые наживаются на этом, я о простых людях, которые считают, что личностный рост поможет им . Личностное развитие может помочь людям добиться всего, чего они захотят. Вот только статистика всегда против людей. Например, после прохождения тренингов, неважно по какой тематике, только 2-5% получают реальные результаты. Все остальные остаются ни с чем.

Однажды моему знакомому пришло письмо от одной женщины:

«Я всю свою молодость потратила на личностный рост. Сейчас мне 51 год я по-прежнему нищая. И теперь меня интересует один вопрос – » .

Так какой вывод отсюда напрашивается? Понятно, что личностный рост не поможет Вам . Для того чтобы стать богатым – нужно учиться у богатых людей зарабатыванию денег.

Проблема людей после прохождения тренингов по личностному развитию заключается в том, что они сначала загораются, то есть люди начинают действовать и очень много действовать, а потом гаснут после того, как не видят видимых результатов. Потом человек приходит на другой тренинг к другому человеку и все повторяется вновь.

Чтобы такого избежать, Вам нужно найти практика. Настоящему практику всегда есть что показать и рассказать. Практик принесет Вам те результаты, которые Вы хотите иметь. Вы же не будете учиться водить машину у Вовочки, который только недавно слез с четырехколесного велосипеда? Найдите себе наставника в той области, в которой Вы хотите преуспеть и в которой преуспел лично он. Тогда вопроса: «Почему у меня нет результатов???» не будет.

Ну что ж!!! В этой статье я рассказал Вам, что такое личностный рост или личностное развитие , для чего он нужен, почему нет результатов после прохождения тренингов по личностному росту и, что нужно делать, чтобы такого не было. Успехов Вам во всем – мои дорогие читатели.

личностный рост, личностное развитие

Нравится

3. Важные годы

Кто-то называет годы с двадцатого по тридцатый второй молодостью, кто-то - началом взрослой жизни. Доктор Мэг Джей, клинический психолог, утверждает, что это самое важное десятилетие в жизни человека.

По ее мнению, в этот период стоит всерьез задуматься о работе, любви, физическом и интеллектуальном развитии. Умная и конструктивная книга о годах, которые нельзя тратить впустую.

Вас ждут реальные истории из жизни и свежие научные исследования. А также наблюдения психологов, социологов, неврологов, экономистов и топ-менеджеров, занимающихся кадровой политикой.

4. Мечтать не вредно

Бестселлер с 35-летним стажем о том, как претворять мечты в жизнь. Эта легендарная книга поможет обнаружить свои сильные стороны и скрытые таланты, а потом наметить путь к цели и осуществить задуманное.

Барбара Шер уверена: стать творцом собственной жизни легче, чем кажется. Просто надо быть смелее: мечтать, читать, делать.

Книга действительно достойна восхищения (не зря она вышла в 1979 году и до сих пор популярна). Она написана, чтобы сделать вас победителем. Человеком, который получает то, что хочет.

5. Развитие силы воли

Книга для тех, кто хочет научиться самоконтролю и стать хозяином своей судьбы.

Известный американский психолог Уолтер Мишел рассказывает, как развить силу воли и применять ее, сталкиваясь с повседневными вызовами: необходимостью сбросить лишний вес, отказаться от курения, подготовиться к увольнению и другими важными проблемами.

Издание входит в топ-100 Amazon.com в разделе «Когнитивная психология».

6. Майндсайт

Многие люди страдают от «ментальных ловушек»: навязчивых состояний, колебаний настроения, тревожности, неприятных воспоминаний. Как избавиться от этих проблем и стать счастливым человеком?

Психиатр Дэниел Сигел рассказывает о важном навыке, способном изменить к лучшему вашу жизнь. Этот навык - способность фокусироваться на своем внутреннем мире и абстрагироваться от «автопилота» - укоренившихся иррациональных привычек.

Реальные истории из книги доказывают: мы в силах менять себя, свой мозг и свою жизнь.

7. Память не изменяет

Нейробиологи утверждают, что не бывает хорошей или плохой, короткой или долгой памяти. Есть память хорошо или плохо тренированная.

«Улучшить память не только возможно, это еще и интересно», - говорит психолог Анхельс Наварро. Вы согласитесь с этим утверждением, когда увидите увлекательные упражнения для тренировки мозга из этой книги.

Выполняя их, вы будете не только тренировать память, но и развивать другие когнитивные способности, в число которых входят внимание и мышление.

8.

Эта книга поможет избавиться от переутомления и стресса. Автор, эксперт по продуктивности, рассказывает, как оставаться энергичным на протяжении 15–19 часов бодрствования и не испытывать чувства усталости.

Рабочие дни больше не покажутся вам слишком тяжелыми и загруженными, а по вечерам вы будете достаточно активны, чтобы заняться личными целями.

Книга для всех, кто хочет успевать больше на работе и находить время на семью, отдых и увлечения.

9. Легкий способ перестать откладывать дела на потом

Эта книга будет полезна всем, кто постоянно откладывает сложные и неприятные занятия, а потом пытается сделать невозможное за один день.

Известный психолог Нейл Фьорк избавляет своих клиентов от прокрастинации вот уже 30 лет; и он считает, что склонность откладывать дела на потом - симптом более глубинных явлений, а именно: потери мотивации и перфекционизма.

10. Никогда не ешьте в одиночку

Автора этой книги журнал Forbes назвал «одним из самых общительных людей в мире». И не зря: Кейт Феррации - нетворкер № 1. Он, как никто другой, знает, что самый важный навык в бизнесе (и не только) - умение строить отношения.

Так называемый личностный рост – это совокупность всех процессов самосовершенствования любого индивида, которые направлены на воплощение в нем того человека и идеала, к которому стремится его собственно «Я».

Говоря иными словами, развитие и рост личности – это стремление к своему идеальному образу. Все сопутствующие этому движению факторы, комфортные для развития условия, которые делают приближение к цели максимально активным, также называются личностным ростом.

Совершенствование представляет собой наиболее значимый смысл жизни и деятельности любого человека. Как процесс, развитие делает возможными какие-то определенные изменения в своем характере, опыте, навыках и умениях. Совершенно понятно, что личностный рост у каждого субъекта является уникальным и неповторимым, так как представление об идеальном «Я» у каждого индивидуума свое.

Личностный рост в психологии

Саморазвитие в качестве инструмента личностного роста заключается в постоянном и непрерывном повышении субъектом собственного потенциала. Потенциалом при этом принято считать определенную систему личностных характеристик и ценностей индивидуума.

То есть, речь идет о конкретном наборе индивидуальных способностей человека сохранять определенные внутренние ценностей, содержать свою мотивацию и целеустремленность в соответствии друг с дружкой. Потенциал – это тот показатель, который дает возможность принимать определенные решения и не только регулировать свою деятельность самостоятельно, но исходить при этом из личных критериев возможностей ее применения.

В первую очередь рост личности подразумевает победу над определенными качествами своей индивидуальности, которые рассматриваются как «слабости». Это может быть определенный страх, фобия, комплекс, нерешительность… Все то, что представляет собой преграду на пути к достижению и формированию «Я» идеального. Личностный рост в психологии рассматривается как самостоятельное развитие индивидуума, целью которого является потребность стать лучше, чем в настоящее время. При этом стоит отметить, что данный процесс является своеобразным эмоциональным трудом, задающим постоянный темп работы индивидуума над самим собой.

Конечно, эффективность развития и роста личности во многом зависит от собственных усилий индивидуума. Однако, одних только этих усилий недостаточно, так как требуется еще доброжелательная атмосфера вокруг индивидуума, который задается определенной целью. Внешние факторы, а также настроение и оценка окружающих, могут подавить мотивацию и целеустремленность субъекта к формированию идеального «Я», буду настроенными критично в отношении его идеалов.

Человек, который ставит перед собой целью увеличение своего потенциала, стремится не только к обычному общению и контакту с окружающими его людьми, а всячески добивается совместного взаимодействия. В общении с окружающими такой субъект становится достаточно открытым, выражает непринужденность и раскованность. При этом он также не утрачивает взгляда на реальность, демонстрирует активные позиции и гибкость в разрешении возникающих проблем или конфликтов.

Теории личностного роста

В настоящее время существуют различные теории личностного роста. Все они рассматривают не только процесс развития и формирования «Я» идеального, но также влияющие на него факторы и различные предпосылки.

К примеру, существует теория, в основе которой лежит «бихевиоризм». Она рассматривает концепцию того, что изначально у всех людей наблюдается одинаковый потенциал с момента рождения. Это сводит на «нет» определение врожденных талантов и уникальности, а все наблюдаемые индивидуальные черты зависят от того, в каких условиях развивался субъект.

Также отмечают экзистенциональную теорию, заключающуюся в том, что любой рост личностных характеристик субъекта основывается на процессе самопознания. Как результат – индивидуум достигает определенной внутренней гармонии, посредством которой меняются его взгляды на мир и свое поведение.

Тем не менее, наиболее популярной в настоящее время является теория «неизбежного позитива». Она базируется на постулате о том, что каждый субъект изначально наполнен бесконечным потенциалом. Из-за такого количества потенциал буквально рвется наружу, однако его реализация возможна только при наличии определенных факторов и условий.

При этом нет разницы, являются ли эти события положительными или отрицательными. Название теории подразумевает тот факт, что с ее точки зрения позитивные изменения в личности происходят при любых условиях и событиях.

Процесс саморазвития

Саморазвитие представляет собой самостоятельный процесс, который всегда осуществляется в каждом человеке. Оно делает возможным формирование адекватной самооценки субъекта, которая позволяет принимать верные решения в случае столкновения с определенной жизненной преградой. Процесс саморазвития – это анализ самого себя, создание новых стратегий для достижения индивидуальных целей и выполнение всех требований, нужных для их воплощения в жизнь.

Саморазвитие и личностный рост неразрывно связаны между собою, представляя главный смысл жизни каждого индивидуума. Только благодаря этим двум процессам, человек совершает некоторое развитие, переходит на новый виток. Если они не осуществляются по каким-либо причинам, происходит обратный процесс, именуемый деградацией.

По сути, самопознание и саморазвитие осуществляется индивидуумом на протяжении всей его жизни с момента формирования понятия личного «Я». По мере протекания этих двух процессов. С личностью происходят некоторые изменения, которые заключаются в расширении его кругозора, мышления, навыков. Постепенно формируется понимание, что саморазвитие представляет собой бесконечный уникальный процесс, который не только позволяет видеть мир и происходящее в нем целиком, а не в частности. Он делает жизнь интересней и насыщенней.

Методики личностного роста

Конечно же, первым делом на путь к саморазвитию толкает осознание и принятие того факта, что текущее положение дел и состояние субъекта не устраивает его самого. Отмечается колоссальное отличие «Я» реального от «Я» идеального и появляется желание изменить себя. Так какие методики личностного роста позволят добиться приближения к своему идеальному образу?

Среди всех доступных методов зачастую отмечают ознакомление со специализированной литературой или видеоматериалами. Несмотря на некоторую «банальность» способа, он является достаточно эффективным. В настоящее время специалистами создано большое множество обучающих материалов, которые могут представлять собой постоянное целенаправленное воздействие на мотивацию личности. А ведь это лежит в основе успешной работы над самим собой.

Если самостоятельного обучения недостаточно, рекомендуется посещать специализированные тренинги и курсы, проводимые в вашем городе. Такой метод может быть достаточно эффективным, однако, не стоит забывать о его главной отрицательной черте: коллективные занятия лишены специфической индивидуальности подхода, которая очень важна в данном случае. Исходя из этого, можно отметить, что наиболее оптимальным вариантом представляются индивидуальные занятия со специалистом – психологом или психотерапевтом.

Не стоит забывать, что любой этап жизненного роста базируется на конкретной цели. Говоря иными словами, правильно поставленная и четко видимая цель является одним из решающих факторов для движения вперед. Существующие методики и даже индивидуальные занятия представляют вам стандартные модели развития личности. Необходимо понимать, что они эффективны лишь на первых этапах, а дальнейшее саморазвитие возможно лишь в условиях сочетания их с вашими личными идеями и стремлениями.

Это совокупность признаков, принципов, особенностей и способностей, определяющих уровень полезности системы и успешности ее взаимодействия в различных областях

Они являются частью характера человека, неким подмножеством особенностей, позволяющих наиболее эффективно реагировать на определенные воздействия, действовать и успешно достигать целей в определенной предметной области. Подробнее о характере и особенностях написано в методе Определение характера и темперамента .

Наличие определенных личных качеств является важнейшим признаком успешности, а их развитие – основным способом ее повышения. Рассмотрим подробнее основные качества успешного человека и методы их развития.

Интеллект

Это сложная модель поведения системы, использующая сознание, предсознание и подсознание для организации, управления, контроля и планирования деятельности , сохранения и использования воспринятой и синтезированной информации в памяти, личного развития и реализации предназначения , ограничиваясь совестью.

Позволяет определять действия и ресурсы на основе личного опыта и сгенерированных идей и объединять их в план для достижения целей.

При низком уровне развития интеллекта человек не способен заниматься полезной деятельностью, не может ее организовать, контролировать и управлять ею. Также не способен осознанно ставить цели, составлять план их достижения, преодолевать препятствия и действовать в их направлении.

При высоком уровне развития интеллекта человек полностью управляет своей жизнью, определяет оптимальные пути развития и достижения целей, осознает себя , занимается творчеством и непрерывно самореализуется.

Повышает успешность за счет определения оптимального пути достижения целей и наилучших способов преодоления препятствий.

Развивается с помощью накопления опыта и улучшения таких способностей как самосознание, постановка целей , планирование , воображение и т.п.

Подробнее это качество рассмотрено в методе Генерация полезных идей и .

Самодисциплина

Это способность начинать и завершать выполнение действий, получать ожидаемые результаты и достигать поставленных целей независимо от возникающих препятствий.

Препятствиями могут быть проблемы, потребности, вредные воздействия, лень, страх, отсутствие мотива или стимула и т.п. Причем подавляющее большинство из них являются внутренними.

Требует наличия воли для того, чтобы начать действовать, упорства для доведения дел до конца и целеустремленности для концентрации только на делах, приближающих к цели.

Воля

Это способность сознательно начинать выполнение действий, управлять ими и организовывать их для достижения целей.

Проявляется в начале выполнения действий для преодоления инертности и при возникновении препятствий.

Позволяет стать независимым от мнения и манипулирования других людей, а действовать только на основе личных решений, т.е. избавиться от реактивности при взаимодействии и стать более проактивным.

Быстрота принятия и реализации решений зависит от силы воли , на которую влияет самодисциплина, самостоятельность, решительность, самоуверенность и мужество. Чем лучше развиты эти качества, тем больше сила воли.

При низком уровне развития воли человек не начинает действовать самостоятельно, а только реагирует на внешние воздействия. Не может преодолевать препятствия, а просто прекращает достижение цели или переключается на другую цель.

При высоком уровне развития воли человек действует только на основе личного опыта и целей. Он мгновенно начинает действовать при принятии решения о достижении цели или при появлении препятствий на пути к ней.

Повышает успешность за счет преодоления все более трудных препятствий, выполнения все более сложных дел и достижения все более полезных целей.

Развивается аналогично самодисциплине – с помощью прогрессивного усложнения выполняемых действий и достигаемых целей.

Упорство

Это способность продолжать и завершать выполнение начатых действий для достижения поставленной цели независимо от возникающих препятствий.

Часто используется при поражениях, когда нужно «встать на ноги» и продолжать двигаться к цели.

Проявление упорства, завершение всех дел и успешное достижение целей повышает мотивацию и уверенность в себе.

При низком упорстве человек завершает мало дел, причем только те, при выполнении которых не было препятствий. Если будет хоть что-то мешать, то человек сразу откажется от его выполнения или переключится на другое дело.

При высоком упорстве человек завершает все дела, получает необходимые результаты и преодолевает с помощью воли любые препятствия на пути к цели.

Повышает успешность за счет завершения всех запланированных дел, получения ожидаемых результатов и достижения всех поставленных целей.

Развивается также с помощью пошагового усложнения выполняемых действий и достигаемых целей.

Целеустремленность

Это способность концентрироваться только на достижении текущей цели, не отвлекаясь на неважные дела, не поддаваясь лени и спонтанным желаниям.

При низкой целеустремленности человек часто отвлекается от текущего дела и целей, начинает выполнять другие дела, не связанные с текущей целью. Это значительно увеличивает срок и расходы на достижение цели.

При высокой целеустремленности человек выполняет только те дела, которые приближают к цели, и тратит личные ресурсы только на такие дела.

Повышает успешность за счет постановки и успешного достижения все более сложных целей, концентрации только на самых важных из них и минимизации затрат и времени на дела, не относящихся к цели – поглотителей времени.

Развивается с помощью сознательной концентрации на запланированном деле и постепенном увеличении продолжительности этой концентрации. Например, сначала можно концентрироваться только на текущем деле в течение 10-ти минут, затем 15, 20, 25… А затем делается эффективный перерыв на 5-10 минут для быстрого восстановления сил.

При этом важно найти оптимальное соотношение между концентрацией на деле и отдыхом, чтобы сохранить максимальную эффективность, не переутомиться и не перегореть.

Интенсивность

Это способность в течение определенного периода концентрироваться на одной цели и прикладывать максимум усилий для ее скорейшего достижения.

Позволяет ускорить процесс достижения цели, но требует большей затраты ресурсов в единицу времени, что обычно является оправданной мерой для более быстрого получения результатов.

Предотвращает ведение деятельности в расслабленном, спокойном состоянии, ради получения удовольствия от процесса, которое значительно замедляет достижение целей и увеличивает затраты.

При низкой интенсивности человек может действовать очень медленно, часто делать перерывы, тратить ресурсы без пользы для текущих целей, что ухудшает состояние и значительно увеличивает срок достижения цели.

При высокой интенсивности человек выполняет действия на максимальной для себя скорости и с оптимальной тратой личных ресурсов. Делает минимум перерывов только для отдыха и восстановления сил, а не отвлекается на другие, бесполезные дела.

Повышает успешность за счет более быстрого достижения целей, хотя и с большими, но окупаемыми, затратами.

Развивается с помощью прогрессивного увеличения периода концентрации и максимального приложения усилий на одну цель.

Уверенность

Это состояние системы, в котором у нее есть знания о своей ответной реакции и реакции другой системы при оказании определенного воздействия.

Появляется при развитии и осознании как результат получения истинных знаний о себе, своих действиях и их последствиях. Минимизирует неопределенность, стресс, страхи и риски.

Необходима для понимания результатов, которые будут получены при выполнении определенных действий и оказании воздействия на себя или окружающую среду. Помогает сделать первый шаг к цели, снижает риск вредного воздействия и последствий, которые могут ухудшить состояние.

Уверенность в себе проявляется в речи, внешнем виде, одежде, походке, физическом состоянии.

При низкой уверенности человек может тратить много времени на определение безопасного и полезного воздействия, которое он может оказать на себя или другие системы, чтобы достичь определенной цели. При этом высока вероятность нанесения вреда, что может ухудшить состояния и отношения с другими системами.

При высокой уверенности человек может быстро определить необходимое воздействие, которое гарантированно приведет к необходимым последствиям и даст ожидаемые результаты. При этом риск нанесения вреда и ухудшения отношений будет минимальным.

Повышает успешность за счет точного определения, какое воздействие будет полезным, а какое вредным, что помогает воле сделать первый шаг к цели, который часто бывает самым трудным, т.к. нужно преодолеть свою инертность и внутренние препятствия.

Развивается с помощью осознания себя и окружающей среды, своих способностей, позитивного отношения к себе, веры, что при выполнении правильных действий обязательно достигнешь успеха.

Организованность

Это способность упорядочивать личную деятельность и определять важность целей и дел для повышения вероятности успеха и минимизации затрат.

Проявляется при появлении большого количества неупорядоченных, хаотичных дел, выполнение которых может быть неэффективным из-за траты ресурсов на менее важные дела. Такие дела подробно описываются, определяются связи между ними, определяется их важность и полезность для самореализации и достижения цели жизни .

Главными средствами для организации являются планирование и систематизация своей деятельности. Для этого можно применять различные системы списков, папок, категорий и т.п. Также можно делегировать выполнение важных дел более компетентным специалистам. Подробнее инструменты для организации описаны в методе Организация личных целей и дел . Также вы можете прямо сейчас начать пользоваться мощным, бесплатным онлайн органайзером .

При низкой организованности человек имеет много дел, полезность и зависимость которых ему неизвестна. Он принимает решения хаотично, обычно в зависимости от настроения и желания выполнить наиболее интересное, но не обязательно полезное дело.

При высокой организованности у человека все важные цели и дела подробно описаны, структурированы и организованы в единую систему. С ее помощью он может быстро находить нужную информацию и принимать правильные решения в зависимости от текущих условий и имеющихся ресурсов. Но эта система требует траты дополнительных ресурсов для ее создания и актуализации информации в ней.

Повышает успешность за счет ясного представления того, что нужно сделать для достижения цели, и быстрого получения необходимой информации для принятия решений и выполнения действий.

Развивается с помощью прогрессивного усложнения системы организации деятельности для самореализации и непрерывной актуализации информации в ней. Этому способствует развитие целеустремленности и самодисциплины.

Мужество

Это способность сохранять текущее состояние или улучшать его при возникновении опасности или страха, препятствующих выполнению действий и достижению поставленной цели.

Страх – хороший помощник для определения правильности принимаемого решения. Чем больше человек боится что-то сделать и это точно не принесет вреда, тем это дело полезнее для его самореализации. Тогда нужно мужественно сделать первый шаг, который обычно является самым трудным, а дальше все пойдет как «по маслу».

При низком мужестве человек может полностью прекращать действовать при возникновении страха, даже если его причина не нанесет вреда. При этом он может переключиться на другие, менее полезные цели, отказавшись от тех, которые вызывают страх, но способных принести больше пользы (организовать компанию, занять более высокую должность, построить дом и т.п.)

При высоком мужестве человек преодолевает любой страх, и при его возникновении начинает и завершает все дела для достижения цели. При этом, чем сильнее страх, тем больше энергии он дает для выполнения действий.

Повышает успешность за счет преодоления все более сильных страхов, возникающих при достижении все более сложных, великих и полезных целей.

Развивается с помощью осознания источников страха, определения их вредности, путей ее минимизации и пошагового увеличения сложности выполняемых действий и достигаемых целей, которые вызывают страх.

Решение проблем

Это способность приобретать недостающие ресурсы для выполнения определенных действий и преодолевать препятствия для достижения целей.

Воображение

Это способность создавать мысленные образы в сознании независимо от окружающей среды, комбинировать их с реальными объектами, моделировать их взаимодействие и определять возможные последствия.

Используется для генерации оригинальных идей, которые могут быть реализованы в виде материальных (новый дом, машина, инструмент...) или идеальных (знания, теории, процессы, методы...) объектов.

Применяется системой в творческой деятельности для создания новых, уникальных объектов, используемых ею самой или окружающей средой и улучшающих состояние системы, среды или надсистемы.

При низком воображении человек использует только ту информацию, которую воспринял извне: увидел, услышал, попробовал. Это позволяет использовать в своей деятельности только то, что уже существует.

При высоком воображении человек непрерывно формирует мысленные образы новых и существующих систем, соединяет их вместе, моделирует их взаимодействие и оценивает полезность последствий этого. Если образ оценивается как полезный, то человек может реализовать его в реальном мире, создав что-то новое, улучшив существующее или уничтожив вредное.

Повышает успешность за счет определения новых возможных состояний, оригинальных путей достижения целей и преодоления препятствий.

Развивается с помощью накопления знаний о существующих системах, расширения парадигмы и прогрессивном усложнении формируемых мысленных образов реальных и возможных систем.

Генерация идей

Это способность с помощью воображения формировать новые идеи на основе личного опыта и уже имеющихся идей.

При низкой способности генерировать идеи человек использует только шаблоны и проверенные способы для достижения целей. Может использовать технологии, которые кто-то изобрел, но плохо адаптирует их к своей деятельности, поэтому они приносят мало пользы.

При высокой способности генерировать идеи человек легко придумывает и реализует новые, уникальные объекты, изобретает новые инструменты и методы. Разрабатывает новые и улучшает существующие технологии и внедряет их в свою деятельность, что позволяет успешнее и эффективнее достигать личных целей.

Повышает успешность за счет определения оригинальных путей к целям, использования новых технологий и создания уникальных объектов, которые могут дать преимущество или будут использованы как личные ресурсы.

Развивается с помощью накопления опыта, непрерывного поиска более подходящих способов выполнения действий и достижения целей, разработки и внедрения более сложных и полезных технологий, инструментов и методов. Этому способствует улучшение воображения.

Креативность

Это совокупность способностей системы, позволяющих генерировать принципиально новые, оригинальные идеи и использовать ранее не применяемые средства для преодоления препятствий и достижения целей.

Позволяет находить оригинальные средства для выполнения определенных действий, которые еще никто не пробовал использовать.

Может привести как к понижению, так и к повышению затрат на достижение цели, но, как правило, скорость выполнения действий значительно увеличивается при применении оригинального средства.

Является основным средством для творческой деятельности, создания чего-то нового, уникального и улучшения окружающей среды.

При низкой креативности человек может выполнять действия только на основе известных решений, использует только проверенные технологии и никогда не применяет что-то новое.

При высокой креативности человек старается для каждого нового дела, новой цели найти более подходящий путь, чем тот, что известен. Он генерирует много идей для определения наилучших способов достижения успеха. Непрерывно ищет, создает и внедряет новые технологии в свою деятельность.

Повышает успешность за счет создания новых, уникальных систем, которые могут дать преимущества, достижения целей оригинальным, нешаблонным путем, который может быть менее затратным и более быстрым, чем известные.

Развивается с помощью постоянного поиска новых способов и средств выполнения действий и прогрессивного усложнения целей, достигаемых оригинальным способом, а не шаблонным. Этому способствует улучшение воображения и способности генерировать идеи.

Самосознание

Это способность анализировать и оценивать свое текущее состояние, мыслительные процессы в сознании и .

Позволяет сравнить текущее состояние с желаемым, определить разницу и с помощью интеллекта определить действия для перехода в него.

Также помогает определить внутренние мотивы, дающие энергию для начала и завершения выполнения действий.

При низком самосознании человек для принятия решения использует только внешнюю информацию. Он очень восприимчив к мнению других людей, не учитывает свои мысли и эмоции.

При высоком самосознании человек принимает решения только на основе личных мыслей, . Четко представляет, чего хочет, какой цели достичь и легко определяет то, чего ему для этого не хватает.

Повышает успешность за счет определения разницы между текущим и целевым состояниями, использования внутренних мотивов, мыслей и эмоций.

Развивается с помощью периодической концентрации на мыслях и эмоциях, определения их сути, причин и последствий и прогрессивном усложнении достигаемых целей, имеющих все большую разницу с текущим состоянием.

Это наиболее значимые качества успешного человека, развитие которых позволяет успешно достигать любых поставленных целей.

Причем многие из качеств связаны друг с другом и развитие одних улучшает другие. Например, воля, упорство и целеустремленность улучшают самодисциплину, а мужество и уверенность – решительность.

Развитие этих качеств и навыков позволяет подсознательно, автоматически взаимодействовать, быстро и адекватно реагировать на внешние воздействия и корректировать свою деятельность в зависимости от новых возможностей.

Рассмотрим более подробно, как можно развивать любое из качеств, чтобы оно как можно больше влияло на жизнь и помогало достигать успехов.

Метод развития личных качеств

Для успешной самореализации необходим достаточно высокий уровень развития личных качеств. Можно улучшать одновременно несколько качеств. А лучше выбирать те качества, которые наиболее полезны для достижения текущих целей, и концентрироваться только на их улучшении.

Все эти качества являются врожденными – они есть у каждого человека. Но изначально они находятся в пассивном состоянии и практически не влияют на деятельность. Для того чтобы они приносили больше пользы при достижении целей, их нужно непрерывно развивать.

Главное при развитии качеств – это понимание того, что они не могут мгновенно улучшиться. Их следует развивать прогрессивно и регулярно в зависимости от текущих целей. А при прекращении развития они будут ухудшаться, деградировать.

Улучшение любого качества основано на постепенном, пошаговом усложнении действий, которые выполняются с его применением. Для развития качеств можно применять следующий метод:

1. Нужно выбрать качество и узнать о нем, как можно больше, чтобы появилось его четкое понимание: его определение, как оно проявляется, что происходит с состоянием, как реагируешь на внешние воздействия, как влияешь на окружающую среду и т.п. Для этого можно воспользоваться их описанием в этой главе и поискать дополнительную информацию в Интернете.

Например, интенсивность - это способность концентрироваться на конкретной цели и прикладывать максимум усилий для ее скорейшего достижения. Позволяет ускорить процесс достижения цели, но требует больших затрат, что обычно является оправданной мерой за более быстрое получение результатов. Предотвращает ведение деятельности в расслабленном состоянии, ради получения удовольствия от процесса, которое значительно замедляет достижение целей и увеличивает затраты.

2. Описать идеальный уровень развития этого качества на 10 баллов из 10: каким может быть это качество лично для меня, каким будет мое поведение, в каких ситуациях его можно использовать…

Например, применять при выполнении любых дел. Действовать максимально быстро, не отвлекаться на посторонние дела. Иметь поддерживающую среду. Уделять немного времени на анализ дел, выяснять поможет ли оно достичь цели. Если появится намерение его выполнить, то решительно приступать к нему. Устанавливать сроки на выполнение дела. Заранее определять награду за его завершение в срок.

3. Определить текущий уровень развития этого качества по шкале от 1 до 10. Для этого достаточно спросить себя: «Насколько я доволен этим качеством в себе по шкале от 1 до 10» и прислушаться к возникающим эмоциям, они подскажут субъективный, но самый точный ответ.

Например, 4

4. Описать несколько простых шагов , действий, которые можно выполнить для развития этого качества на 1 балл. Описать, что конкретно можно делать, в каких ситуациях, что для этого использовать и т.п., чтобы качество немного улучшилось. При этом достаточно основываться на личном опыте и своем представлении об этом качестве в идеальном виде.

Например, перед началом выполнения дела определять его срок и награду. Организовывать поддерживающую среду, чтобы ничего не мешало его делать.

5. Затем описать шаги для развития качества еще на 1 балл, и еще на 1, и еще… И так дойти до таких шагов, которые улучшат качество до 10 баллов из 10, т.е. до идеального уровня.

Например, выполнять фактические действия с максимальной скоростью (быстро ходить, быстро печатать, быстро говорить и т.п.). Немного времени тратить на анализ дела, отвечать на вопрос «Зачем его делать?». Сразу выполнять дела, которые нужны для достижения целей и которые сам хочешь выполнить. Делегировать нужные дела, но которые не хочется выполнять. Решительно действовать, чтобы не упускать возможностей.

6. Выбрать шаги, с которых можно начать развитие качества в ближайшее время и начать выполнять эти шаги.

Например, устанавливать сроки и награды, организовывать поддерживающую среду и не отвлекаться на посторонние дела.

7. Периодически повторять этот метод и актуализировать свои ответы.


Этот метод нужно выполнить для каждого качества, которое полезно развивать в ближайшее время для текущих целей. Можно составить список качеств, нарисовать шкалу рядом и отметить на ней текущий уровень этого качества. Например, так:

Периодически, например, раз в неделю, можно актуализировать этот список, отмечать текущий уровень развития и анализировать динамику изменений. Можно выбирать то качество, которое стало самым приоритетным и выполнять те действия, которые помогут улучшить именно его.

Это поможет определить, каких качеств сейчас больше всего не хватает или какие нужно улучшить для достижения текущих целей.

Можно повесить этот список в нескольких видных местах, регулярно просматривать его, вспоминать те шаги, которые решено было выполнить первыми для их улучшения и выполнять их при подходящих условиях.

Уважаемый гость, Это Самая Ценная Часть Метода!!!

Чтобы ее прочитать, РАССКАЖИТЕ ДРУЗЬЯМ об этой странице.
Нажмите на одну из кнопок соц.сетей и добавьте пост на свою страницу.
Для получения подсказки как это сделать, наведите курсор на знак вопроса под кнопками

Сразу после этого под этими кнопками откроется ПОТРЯСАЮЩИЙ ТЕКСТ !