Самопознание кратко. Самопознание как процесс: внутренние барьеры и эмоциональность

Самопознание человека является одной из самых актуальных и обсуждаемых тем в мире. Вне зависимости от пола и возраста, всем мы стремимся понять смысл своего существования. И осознание приходит лишь к тем, кто смог разгадать собственные мысли и чувства. Для того, чтобы достичь взаимопонимания и гармонии с самим собой, а также знать, в каком направлении развиваться, необходимо исследовать собственную личность. Поэтому потребность в самопознании на протяжении многих столетий остаётся актуальной темой для рассуждений во всём мире.

Самопознание человека

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Самопознание – способность человека к собственному изучению, выявлению у себя тех или иных психофизических особенностей. Также к самопознанию относят осмысление своих желаний и идей, личностных качеств и реакций. Даже если разобрать сам термин с морфологической точки зрения, получится 2 слова: “сам” и “познание”. По ним можно сделать несложный вывод о прямом значении данного понятия.

Каждый существующий на Земле человек, хотя бы раз да задумывался о собственном предназначении. Возможно, некоторые личности уже с рождения видят своё место в этом мире, но большинство людей занимаются его поискам на протяжении долгих лет. Чтобы ответить на этот вопрос, придётся для начала узнать себя и свои особенности, так вы сможете в дальнейшем понимать, как их можно использовать для саморазвития и пользы социуму.

Роль самопознания в жизни человека

Самопознание человека играет в его жизни значимую роль, ведь проходит оно на протяжении всего его существования, начиная с самого младенчества и заканчивая глубокой старостью. Благодаря постоянному росту и развитию, личность узнаёт на что она способна и как себя ведёт в различных ситуациях по мере взросления.

Знания о собственном “Я” складываются по мере изучения окружающего мира и его основных особенностей. То есть, человек со временем узнаёт себя в новых житейских ситуациях, принимает различные решения, формирует мнение. Каждый такой выбор определяет его, как полноценную самостоятельную личность, а к формированию этой личности ведёт самопознание.

История появления термина

Ещё в далеком VI веке до н. э. выдающийся философ и мыслитель Платон говорил: “Познай себя сам”. То есть, самопознание это не новшество для нашего мира, ведь первые речи Платона на данную тему высечены ещё на колонне Дельфийского храма.

Учения Древней Греции в принципе были построены на философской тематике, на познании окружающего и внутреннего мира. В древневосточных учениях достижением истинной человеческой сущности считался путь саморазвития, который был попросту невозможен без собственного познания. Есть множество исторических примеров, где самопознание человека выступало в качестве главного двигателя духовного развития и процветания.

Значение самопознания в современном мире

Как мы выяснили, многие учения различных духовных школ и даже целые религии построены на процессе познания самого себя. Что же касается современности, то и здесь исключений в важности самопознания не существует.

Психологические и гуманистические науки и по сей день изучают влияние самопознания на человеческую сущность и её дальнейшее развитие. Только с помощью самоактуализации человек способен на обретение смысла жизни, постановку целей своего существования и становление тем, кем он способен стать.

В большинстве случаев, человек сам определяет своё будущее, главное –правильно разобраться в себе, мыслях и желаниях, чтобы знать, в каком направлении расти дальше.

Потребность в самопознании

Потребность в самопознании возникает у каждого из нас, независимо от пола, возраста и расы человека. Самое интересное, что процесс этот сопутствует нашей жизни постоянно, поэтому на каждом этапе взросления, мы вновь и вновь возвращаемся к глубинному изучению собственного “Я”.

Если человек желает расти и развиваться, то, в любом случае, ему придётся познакомиться с собой и своими привычками. Не зная собственных возможностей, вы никогда не придёте к саморазвитию, которое, между прочим, является важной человеческой потребностью.

Только узнав все свои предпочтения, качества и недостатки, определив искренние желания и расставив цели можно двигаться дальше в нужном направлении. Иначе вас ждёт неприятный тупик.

Бывают случаи, когда человеку навязывают правила, по которым он должен жить. Например, у ребёнка отличные способности и интерес к музыке, а родители отдают его заниматься в спортивную секцию, мотивируя это необходимостью должного физического развития.

В итоге: ребенку становится не интересно заниматься, он понимает, что способностей к спорту у него мало, и он разочаровывается в себе. Такой же случай может произойти и с взрослым человеком, который плохо знаком со своими талантами, и не замечает собственных задаток и предрасположенностей к чему-либо.

Потребность в самопознании это неотъемлемая часть нашего жизненного пути, не стоит ему противиться!

Виды самопознания:

1. Биологическое ознакомление.

К данному виду относится исследование организма на биологическом уровне. То есть, анализ физических возможностей и психических характеристик.

2. Социальная проба.

Исследование своего поведения в рамках общества. Предрасположенность к подчинению правилам поведения и способность к обучению.

3. Личностное исследование.

Выявление у себя способности совершать выбор, прокладывать жизненные ориентиры, пользоваться накопленными знаниями и контактировать с другими людьми. Сюда также относится подчинение общественным нормам, правилам и законам.

Виды самопознания бывают разными: от низшего биологического до высшего личностного уровня. Но это не все деления, изучаемые опытными психоаналитиками. Существует ещё 2 вида изучения себя: “сознательное” и “бессознательное”.

  • Сознательное изучение.

Сознательное исследование собственных реакции и возможностей вполне естественный процесс. Мы стремимся познакомиться со своим телом и психикой, познать, что они могут нам предоставить, и как их использовать для дальнейшего саморазвития.

  • Бессознательное познание.

Познание и рост на бессознательном уровне происходят с младенчества, когда мы ещё не способны чётко мыслить и не осознаём происходящей действительности. К примеру, в раннем детстве, мы прикасаемся к огню, узнавая на себе, что он больно жжётся. Или пытаемся выговаривать звуки, осознавая свою способность воспроизводить речь.

Духовное самопознание

Духовное самопознание это часть нашего пути становления, как личности. В человеке существует душа, прикрепленная к телесной оболочке. Именно овладение таинствами души является истинным духовным самопознанием.

Если тело больше привязано к плотским утехам, таким, как еда, вода и прочие низменные потребности, то душа требует к себе куда больше внимания. Самопознание человека и его духовное развитие воспитываются путём внутренней веры, выбором между добром и злом, распределением вещей на “хорошее” и “плохое”.

Самопознание в философии

Что касается философских и гуманитарных наук, тут большее внимание уделяется становлению самой личности через все виды исследования своего внутреннего “Я”.

Самопознание человека это отдельная тема в философии, посвящённая учениям многих известных мыслителей. Например, первые упоминания о познании самого себя были найдены в произведениях Древней Греции.

Одной из значимых фигур философских суждений на тему самопознания стал Сократ. Сократовская установка модернизировала насущные проблемы в мысли о смысле бытия и собственной нужности этому миру. Благодаря такой актуальной тематике, он смог занять высокую нишу в мире философии.

Что такое самопознание? 5 интересных фактов:

1.Самопознание влияет на вашу самооценку.

Крепкая связь между самопознанием и самооценкой складывается с раннего детства, когда малыша ругают за проступки или, наоборот, хвалят за успехи. Такой же принцип работает во взрослой жизни. Адекватная оценка своих качеств и характеристик способствует поднятию самоуверенности и осознания ценности своей индивидуальности. Если персона обладает завышенной или заниженной самооценкой, то её личностное восприятие нарушено.

2. Изучение своего “Я” может проявляться и через негативные поступки.

Самопознание проявляется не только через поиск талантов и черт характера. Существует и обратная сторона процесса. Иногда люди начинают проверять себя на прочность с помощью саморазрушения. Да, действительно, это неотъемлемая часть прогресса в личностном росте. Всё “хорошее” и “плохое” познаётся в сравнении, так же, как и наши предрасположенности.

3. Не существует людей, не способных познавать себя.

Противиться программе самостоятельного исследования своей личности бесполезно. Порой это случается на бессознательном уровне. Даже если мы не особо хотим разбираться в своих особенностях, то рано или поздно мы с ними столкнёмся лицом к лицу.

4. Процессом самопознания можно манипулировать.

Действительно, любое вмешательство со стороны тут же отразится на самоактуализации персоны. Например, если сказать кому-то, что он хороший юморист (пусть даже это и не так), он наверняка поверит и начнёт постоянно шутить рядом с вами, акцентируя внимание на своём таланте.

Хотим мы этого или нет, но узнавать себя придётся. Первые симпатии, поведенческие особенности, всё это вскрывается с раннего детства.

Обратимся теперь к самому процессу самопознания как последовательной смене действий, позволяющей достичь целей самопознания. Постараемся ответить на вопрос: какие средства можно использовать в ходе организации самопознания?

К наиболее распространенным способам самопознания относятся следующие: самонаблюдение, самоанализ, сравнение себя с некоторой «меркой», моделирование собственной личности, осознание противоположностей в каждом качестве, поведенческой характеристике.

Самонаблюдение. Это способ самопознания путем наблюдения за собой, своим поведением, действиями, событиями внутреннего мира. Человечество давно знакомо с самонаблюдением, которое одно время выступало как основной метод психологии и называлось «интроспекцией» (заглядывание внутрь), а сама психология получила название «интроспективной». В последующем от этого метода отказались как от основного, поскольку он очень субъективен и не дает точной картины психики человека, но как способ самопознания он имеет огромное значение.

Самонаблюдение бывает попутным малоосознанным и целенаправленным. Как попутное малоосознанное самонаблюдение осуществляется постоянно и тождественно функционированию нашего сознания. Мы что-то делаем, общаемся, отдыхаем и как бы одновременно наблюдаем за собой, осуществляем самоконтроль. Как только поведение выходит за рамки норматива, установленного другими или нами самими, мы вносим в него коррективы. В ходе нецеленаправленного самонаблюдения тем не менее осуществляется процесс накопления фактов, некоторые из них в силу значимости или повторяемости становятся объектом нашего сознания, т.е. обнаруживаются, фиксируются, подвергаются анализу.

Целенаправленное самонаблюдение имеет место тогда, когда мы ставим цель обнаружить и зафиксировать в себе проявление того или иного качества, свойства личности, поведенческой характеристики. Для этого нередко человек намеренно ставит себя в соответствующие ситуации или даже сам создает их, проводя над собой своеобразный эксперимент. Хорошие возможности для такого экспериментирования создают специально организованные психологические тренинги, позволяющие обнаружить и зафиксировать в себе определенные свойства и качества.

Из сказанного понятно, что и попутное, и целенаправленное самонаблюдение дают возможность обнаружить и зафиксировать свойства личности, черты характера, особенности общения и многое другое.

Самоанализ. То, что обнаруживается с помощью самонаблюдения, подвергается анализу (расчленению, расщеплению), в ходе которого черта личности или поведенческая характеристика расчленяется на составляющие части, устанавливаются причинно-следственные связи, идет процесс размышления о себе, о данном конкретном качестве.

Пример. Вы установили или обнаружили путем самонаблюдения и фиксации неприятных эмоций, что застенчивы. Путем самоанализа уточняем, действительно ли это так, т.е. каковы признаки застенчивости. Вы можете себе сказать: «Я стесняюсь, я краснею (или бледнею), не могу внятно ответить на поставленные вопросы». Но если остановиться только на этом, то вас могут захлестнуть неприятные чувства и переживания, может возникнуть комплекс неполноценности. Однако это только первичный самоанализ. Далее, размышляя об этом, можно поставить вопросы: всегда ли это проявляется? Застенчив ли я в общении с близкими и родными людьми? - Нет. Проявляю ли я застенчивость, отвечая урок? - Нет. А в общении с незнакомыми людьми? - Да. Со всеми ли? - Нет, только с представителями противоположного пола. Таким образом, выясняется, что вы застенчивы, но не вообще, а с представителями противоположного пола. Чем это вызвано? Можно додумать, что это или стремление понравиться, или незнание, как себя вести в разных ситуациях, или неуверенность, проявляющаяся в общении с чужими людьми противоположного пола, которая возникла еще в детстве в результате насмешек и иронии по поводу вас. Вот мы и подходим к гипотетической истине в нашем гипотетическом примере. Оказывается, причиной застенчивости взрослого человека может быть затаенная обида, пережитая в детстве, как результат насмешек над ним.

Как видим, приведенный здесь алгоритм самоанализа довольно прост, он лишь требует внимания к себе, некоторого времени и умения правильно задать себе вопросы и, привлекая жизненные факты, правильно на них ответить.

Сравнение себя с некоторой «меркой». Слова «мерка» и «шкала» - это условные понятия, однако они позволяют достаточно точно передать суть данного способа. Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми, или с идеалами, или с принятыми нормативами. Прием сравнения дает возможность выстроить самооценку как важный компонент самопознания. Такое сравнение осуществляется шкалой, полярными полюсами которой являются противоположности, например: умный -глупый, добрый -злой, справедливый - несправедливый, внимательный - невнимательный, трудолюбивый-ленивый. И мы обязательно в этой шкале находим себе место.

Пример. Вы говорите: «Я достаточно умный, но не очень обязательный, очень добрый человек, но иногда неуверенный в себе». Такие мерки формируются в вас на протяжении всей жизни, зачастую бессознательно, на основе постоянного сравнения себя с другими людьми или с общепризнанными нормативами. Мерки бывают разные: в виде шкалы, как в данном случае, или в виде рангов, когда вы ранжируете людей по степени выраженности того или иного качества, находя в этом ряду место и себе, например: вы можете выделить в себе сильные качества, которые дают вам силы жить, трудиться, взаимодействовать с другими людьми, и слабые качества личности, которые, наоборот, затрудняют жизнь, вносят дисгармонию, порождают отрицательные эмоции.

Однако в любом случае, сравнивая себя с некоторым «эталоном», мы даем себе самооценку как в целом, так и по отдельным качествам и поведенческим характеристикам. Это в конечном итоге приближает нас к познанию и построению Я-концепции.

Моделирование собственной личности относится уже к довольно специальным методам самопознания, и лучше всего его использовать, опираясь, например, на помощь психолога. Но, к сожалению, общение с психологом доступно далеко не каждому, поэтому элементы самомоделирования можно использовать и самостоятельно. Моделирование - это отображение отдельных свойств и характеристик в символах, знаках, объектах реальных процессов (в данном случае своей личности, своих отношений с другими).

Простейшим приемом моделирования является, например, рисование себя: «Я в настоящем», «Я в будущем», «Я как друг», «Я как учащийся» и многое другое. Рисунок облегчает самоанализ: какой я, какие у меня черты, качества, чего я хочу, что я могу и т. д. Эффектным является и такой прием, когда символами (например, кружочками) обозначаются Я и другие значимые люди, прописываются и осмысливаются связи между собой и другими: симпатии, антипатии, доминирование, подчинение, конфликты и т.д. Так можно обозначить и качества собственной личности: какие-то из них расположить в центре, какие-то - на периферии, сгруппировав их по степени близости друг к другу (одни - помогают жить, строить отношения с окружением, другие - мешают, делают личность слабой). После этого аналогичным образом проводится анализ, идет процесс размышления над собой, своим поведением и поступками. Практика показывает, что такие приемы значительно облегчают процесс самопознания, так как дают возможность вынести свой внутренний мир вовне, смотреть на него как бы со стороны.

Возможны и более сложные способы моделирования как структуры своей личности, так и своих отношений, например, с помощью ролевых игр и психодрамы, но эти способы требуют включения других людей и могут быть реализованы только под руководством опытного психолога.

Осознание противоположностей относится к способам, которые применяются на более поздних этапах процесса самопознания, когда та или иная личностная характеристика уже выделена, проанализирована, оценена и дает возможность безболезненно осуществить акты самопринятия. Суть заключается в том, что наша личность в целом, ее отдельные качества одновременно имеют позитивные и негативные стороны. Поэтому самопознание будет неполным, если мы фиксируемся только на одной стороне, воспринимая ее или как безусловно позитивную, или как безусловно негативную.

Пример. Ответственность - это сильное качество. Нередко мы говорим о необходимости воспитания ответственности, желаем, чтобы люди проявляли это качество. Но высокий уровень ответственности или сверхответственности мешает человеку, вызывает отрицательные переживания, так как быть ответственным везде и во всех ситуациях невозможно. Возьмем другое свойство, относимое людьми обычно к отрицательным характеристикам, - агрессивность. Во многих культурах и обществах агрессивность не поощряется в силу своей разрушительности и рассматривается как показатель слабости личности, ее незрелости, как неумение держать себя в руках, как отсутствие выдержки и самообладания. Но агрессивность - это одновременно и способность «выпустить пар», разрядиться, освободиться от накопившейся отрицательной энергии, способ катарсиса, очищения. Поэтому речь в плане воспитания и самовоспитания пойдет не о том, чтобы человек вообще не проявлял агрессивности, а об овладении приемлемыми способами ее выражения, например, важно научиться переводить деструктивную агрессию в конструктивную, овладеть замещающими действиями, не приносящими вреда другим людям, животным, вещам, а также способами сдерживания, самообладания, терпения, терпимости и т.д.

Обычно человек, обнаружив и даже проанализировав то или иное качество, испытывает чувство удовлетворенности, если оно положительное и отвечает его потребности быть на уровне своих притязаний, или неудовлетворенности, если это качество относится к категории отрицательных, слабых. Такой подход является однобоким. Важно в позитивном (положительном) сильном качестве найти слабые стороны, а в отрицательном - положительные и сильные стороны. Именно такая внутренняя работа нередко позволяет провести переформулирование, замену качеств, в результате чего свойство принимается как собственное достояние, а его отрицательные последствия сводятся к минимуму. Разберем это положение на примере застенчивости.

Пример. Некоторые воспринимают застенчивость у себя как отрицательное качество, которое мешает в общении с другими людьми, и могут этот факт переживать очень сильно. Переживания, в свою очередь, усиливают подозрительность по отношению к окружающим. Подозрительность усиливает застенчивость. Круг замыкается. Застенчивость не принимается, с ней начинают бороться. Борьба на деле сводится только к усилению переживаний. Однако достаточно в застенчивости выделить сильную позитивную сторону, как она может быть безболезненно принята. Такой сильной стороной может быть, например, чувствительность к отношению людей, что выступает показателем тонкой душевной организации и внутреннего мира. Принять в себе чувствительность, тонкую душевную организацию легче, чем застенчивость, хотя по большому счету (за исключением нюансов) это одно и то же.

В целом необходимо заметить, что самопринятие - важный момент заключительной части самопознания, оно же является и отправной точкой для самосовершенствования, саморазвития, выступая одновременно и как этап самопознания, и как способ достижения единства и гармоничности личности, и как механизм саморазвития.

Самым широким и доступным способом самопознания является познание других людей. Давая характеристики своим близким, друзьям, разбираясь в мотивах их поведения, мы переносим эти характеристики, нередко бессознательно, на самих себя, сравнивая себя с другими. Такое сравнение дает возможность выделить общее и особенное, понять свое отличие от других и то, в чем конкретно оно заключается.

Обратимся к средствам самопознания.
Одним из распространенных средств самопознания является самоотчет, который может осуществляться в разных формах. Устный самоотчет может проводиться в конце недели, месяца и т.д. Здесь важно воспроизвести события дня или недели: проанализировать свое поведения в разных ситуациях; отметить все позитивы и негативы; причины, которые побудили поступать так или иначе; проиграть модели более эффектного поведения; выделить в себе качества и черты личности, проявившиеся в «отчетном» периоде.

Другой формой самоотчета является ведение дневника. Преимущества этой формы несомненны, хотя она и требует временных затрат и волевых усилий. Во-первых, когда человек записывает события, то происходит интенсивная работа ума, особенно в тех случаях, когда надо выразить в словесной форме различные переживания, в результате чего происходит процесс осознания как событий, так и переживаний. Во-вторых, ведение дневника позволяет зафиксировать в письменной форме самое уникальное, что у нас есть, - свой жизненный опыт, который выступает в качестве важного результата нашей жизни и учения. В-третьих, в дневнике можно описывать свое прошлое, тем самым более глубоко осознать его, обнаружить динамику развития своей личности. В-четвертых, дневник позволяет давать себе самохарактеристику, где описание сочетается с анализом.

Следующими средствами самопознания являются просмотр кинофильмов, спектаклей, чтение художественной литературы. Известно, что писатели, особенно классики, - непревзойденные психологи, более того, они нередко поднимают такие вопросы, к решению которых научная психология только начинает подходить. Читая художественную литературу, обращая внимание на психологические портреты и характеристики героев, их поступки, отношения с другими людьми, вы невольно сравниваете себя с этими героями. Просмотрев фильм, спектакль, прочитав художественное произведение, постарайтесь задать себе ряд вопросов: каковы поступки главных героев? Какие факторы сыграли ведущую роль в формировании характера главного героя? Что побудило человека стать именно таким? Мог ли он поступить иначе? Как бы я повел себя в данной ситуации? Что нужно сделать этому герою, с моей точки зрения, чтобы быть другим, измениться? И т.д. Хорошо известна истина, что чем больше начитан человек, тем более он эрудирован, в том числе и в вопросах самопознания.

И, пожалуй, самые широкие возможности для самопознания предоставляет изучение психологии, в частности таких ее разделов, как психология личности, групп; социальная психология; психология познавательной деятельности. В настоящее время во многих средних и высших учебных заведениях психология стала обязательным предметом, что, несомненно, является положительным фактором. В связи с этим значительно увеличился объем популярной психологической литературы, где можно почерпнуть массу полезных сведений, повысить свою психологическую грамотность, расширить сферу самопознания.

Полезно использовать психологические тестирования, но надо иметь в виду, что лучше пользоваться серьезными, апробированными тестами, внимательно читая инструкции и способы интерпретации. Если есть возможность, интерпретацию лучше осуществить совместно со специалистом-психологом. К развлекательным тестам надо и относиться соответственно, не принимая их всерьез.

К специальным средствам самопознания следует отнести различные современные формы работы психолога. В ходе индивидуального консультирования психолог строит работу с пациентом таким образом, чтобы тот максимально раскрылся, понял свои проблемы, нашел внутренние ресурсы для их разрешения, осуществил акты самопознания. Хорошие результаты дает и работа в группе социально-психологического тренинга. Здесь контакт строится таким образом, что группа, являясь своеобразным зеркалом, в котором отражается каждый ее участник, интенсифицирует процессы познания других и себя. Непременным условием взаимодействия группы и психолога является создаваемая руководителем атмосфера доверия и взаимопринятия. В психологии существует большое количество разного рода психотерапевтических методов и приемов, которые позволяют личности не только более глубоко познать себя, но и выработать направления саморазвития, свои собственные решения различных жизненных проблем и трудностей.

Человек, в отличие от животных, – существо, себя познающее и сознающее, способное себя поправлять и совершенствовать.

Самопознание изучение личностью собственных психических и физических особенностей.

Самопознание может быть опосредованным (совершается путем анализа собственной деятельности) и непосредственным (выступает в форме самонаблюдения).

По сути дела, человек занимается самопознанием всю свою жизнь, но не всегда отдает себе отчет в том, что он осуществляет этот вид деятельности. Самопознание начинается в младенчестве и заканчивается нередко с последним вздохом. Оно формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.

Познание себя путем познания других . Ребенок вначале не выделяет себя из окружающего мира. Но в возрасте 3–8 месяцев он постепенно начинает различать себя, свои органы и тело в целом среди окружающих его предметов. Этот процесс называется самоузнавание . С него и начинается самопознание. Взрослый является основным источником знаний ребенка о самом себе – он дает ему имя, приучает откликаться на него и т. д.

Известные слова ребенка: «Я сам…» означают его переход к важному этапу познания себя – человек учится словами обозначать признаки своего «Я», характеризовать себя.

Познание свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения.

В общении люди познают и оценивают друг друга. Эти оценки сказываются на самооценке личности.

Самооценка эмоциональное отношение к собственному образу.

Самооценка всегда субъективна, но в ее основе лежат не только собственные суждения, но и мнения других о данной личности.

На формирование самооценки влияют следующие факторы:

– сопоставление образа реального «Я» с образом того идеала, каким личность хотела бы быть;

– оценка других людей;

– отношение личности к собственным успехам и неудачам.

Как полагают психологи, существуют три мотива для обращения человека к самооценке:

1. Понимание себя (поиск точных знаний о себе).

2. Повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе).

3. Самопроверка (соотнесение собственных знаний о себе с оценками своей личности окружающими).

Чаще всего люди руководствуются вторым мотивом: большинство хотят повысить свое самоуважение.

Уровень самооценки связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человека самим собой, своей деятельностью.


Самооценка

Реалистическая (у людей, ориентированных на успех).

Нереалистическая : завышенная (у людей, ориентированных на избегание неудач) и заниженная (у людей, ориентированных на избегание неудач).

Самопознание путем анализа собственной деятельности и поведения . Анализируя и оценивая достижения в определенной области, учитывая затраченные на работу время и усилия, можно определить уровень собственных способностей. Оценивая свое поведение в обществе, человек познает нравственно-психологические особенности собственной личности.

Более широкий круг общения с другими людьми дает большую возможность сравнивать и познавать положительные и отрицательные свойства собственной личности.

Самопознание путем самонаблюдения . На основе ощущений и восприятия начинает формироваться образ «Я». У молодых людей этот образ складывается прежде всего из представлений о собственной внешности.

Образ «Я» («Я»-концепция) относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе.

Важным средством познания является самоисповедь – полный внутренний отчет человека перед самим собой о том, что происходит с ним и в нем . Исповедь человека перед самим собой помогает ему оценить собственные качества, утвердиться или изменить оценку своего поведения, получить опыт на будущее.

Основные формы самонаблюдения: личные дневники с записями размышлений, переживаний, впечатлений; анкеты; тесты .

Самопознание тесным образом связано с таким явлением, какрефлексия (лат. reflexio – обращение назад), отражающим процесс размышления индивида о происходящем в его сознании . Рефлексия включает не только собственный взгляд человека на себя, но и учитывает то, каким видят его окружающие, особенно значимые для него отдельные личности и группы.

Для постижения собственного «Я» не обязательно проводить психологические эксперименты. Самопознание может осуществляться через самонаблюдение, самоанализ и в процессе общения, игры, труда, познавательной деятельности и т. д.


Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. Процесс самопознания не характеризуется

1) самооценкой

2) формированием отношения к своей внешности

3) познанием общественных норм и ценностей

4) определением своих способностей

Ответ: 3.

Что такое самопознание?

Это ключевой процесс личностного роста: только познав себя, человек может обеспечить себе лучшее качество жизни. По сути это практика, направленная на выявление и устранение внутренних противоречий. Конечная цель - раскрыть своё внутреннее «Я» , обеспечить целостность собственной личности. Для многих людей этот процесс выражается в поиске ответов на вопросы «Кто Я?», «Для чего я пришёл в этот мир?» и т.д.
Находя ответы на эти и другие важные вопросы, человек по-другому выстраивает систему жизненных приоритетов, благодаря чему меняет свой образ жизни к лучшему.
Надо понимать, что это не столько «прокачка», сколько оптимизация внутренних ресурсов. Повышению качества жизни есть вполне логичное объяснение: когда человек сосредотачивается на себе, начинает понимать что ему действительно нужно, концентрируется на своих целях, ему становится легче достигать их, отчего он получает большое удовольствие и возможность двигаться дальше.

Самопознание и самосознание в психологии

Самопознание тесно связано с самосознанием . В свою очередь, самосознание - самый высокоорганизованный психический процесс , обеспечивающий единство, целостность и постоянство личности. Отправной точкой этого процесса является осознание собственного «Я» индивидуума и вписывание его в контекст окружающего мира. Принятие внешнего окружения и самосознание развиваются параллельно, так как это взаимозависимые процессы.

Одной из наиболее популярных концепций самосознания стала концепция И.М. Сеченова , которая опирается на «системные чувствования» - именно на них строится самосознание. «Чувствования» , в свою очередь, являются не чем иным, как психосоматическими реакциями на внешние раздражители, которые проявляются ещё в младенчестве и уже тогда закладывают основу будущей личности человека. Часть их имеет объективный характер и исходит из восприятия мира, другая часть - субъективна, она возникает из восприятия своего тела.

Этапы самопознания

Как уже было сказано, самопознание - сложный и продолжительный процесс. Чтобы лучше представлять его, следует выделить основные этапы, которые по-разному влияют на отношение индивидуума к самому себе и к окружающему миру:

    • Первичный.

На этом этапе самопознание зачастую происходит неосознанно. Человек оценивает себя пассивно, с точки зрения мнения окружающих, как бы по отражению в зеркале общества, и таким образом формирует образ собственного «Я». Чем дальше продвигается формирование, тем больше возникает несоответствий между внешней оценкой и внутренними ощущениями. Когда накапливается критическая масса противоречий, на этом этапе возникает первый серьёзный кризис, который можно назвать когнитивным диссонансом. Разрешение этого кризиса - очень важная веха на пути самопознания, но отнюдь не его завершение.

    • Вторичный.

На этом этапе роли меняются. Теперь человек оценивает себя сам, сравнивая с другими людьми, но, не опираясь на их мнение. Окружающий мир становится пассивной стороной, лекалом и эталоном, соответствие которому вовсе не обязательно. Снимаемые мерки накапливаются, превращаясь в стройную (или не очень) картину внутреннего мира. На данном этапе процесс самопознания напоминает работу архитектора, который создает не только красивый, но и устойчивый проект.

Методология или техники самопознания

Самопознание - это процесс , и он состоит из множества практик, используя которые можно значительно продвинуться в сторону разрешения своих внутренних противоречий. Все используемые приемы можно разделить на несколько крупных направлений, каждое из которых по-своему важно:

    1. Максимально отстранённая и беспристрастная оценка своего прошлого опыта , как личного, так и профессионального. Объективно оценивать себя очень сложно, поэтому неудивительно, что с первого раза добиться прогресса в упражнении почти никому не удаётся. Тем не менее, регулярно практикуясь, человек постепенно учится выявлять свои сильные и слабые стороны, над которыми впоследствии будет работать. Здесь важно то, насколько разнообразен его опыт, и для его расширения очень полезно выходить из своей зоны комфорта. Погружая себя в разные обстоятельства, принимая разные вызовы, человек проявляет те или иные качества - смелость или осторожность, решительность или инертность, спонтанность или вдумчивость; и вместе с этим получает богатую пищу для размышлений и возможность дать себе оценку, максимально приближенную к истине.
    2. Разнообразные групповые тренинги, деловые игры, компьютерное тестирование . Здесь в процесс включаются другие люди и коллективные методики, ведь, как и другие дела, самопознание удобно осуществлять при помощи товарищей. Все предложенные практики подразумевают коммуникацию, а именно в коммуникации раскрываются многие важные качества человека. Тесты позволяют ответить на вопросы, которые сам индивидуум может просто не догадаться задать себе (в данном контексте рекомендован тест Айзенка). Интерпретацию ответов здесь лучше предоставить специалистам.
    3. Включение самопознания в повседневную деятельность , в отличие от первого пункта, здесь предлагается оценивать себя не «в вакууме» спокойных размышлений, а на фоне привычных повседневных дел. Эта среда тоже является индикатором внутреннего состояния человека. Нужно только отслеживать событие не только с позиции «Что происходит?», но и с попыткой ответить на вопросы «Почему это происходит?» и «Что это значит?».

Следует понимать, что универсального рецепта не существует. Каждая личность уникальна, и то, что идеально подходит одному человеку, может оказаться совершенно бесполезным для другого. Поэтому все представленные направления лучше комбинировать, находя в каждом удобные и полезные практики.

Кризисные моменты самопознания

Практически всегда, когда индивидуум встречается с определенными жизненными трудностями:

    • неудовлетворённость работой;
    • неурядицы в отношениях;
    • творческий кризис;
    • проблемы со здоровьем и т.д.,

он обращается внутрь себя в поиске ответа на вопрос «Что со мной не так?». Случается, что поиски эти похожи на пресловутый поиск черной кошки в тёмной комнате: не зная, как и что искать, человек может копаться в себе годами без особой пользы, не улучшая свое подавленное состояние.

Цели поиска

Самопознание - не процесс ради процесса, у него есть конкретные цели. Они заключаются также и в развитии личностных качеств человека, которые нужны для успешной деятельности во всех жизненных сферах:

    • Энергичность - способность сохранять силы и энтузиазм даже при напряженной работе. Многие сотрудники современных предприятий жалуются на повышенную утомляемость, и даже появился специальный диагноз - синдром хронической усталости, который сводит на нет кропотливые старания. Чтобы не пасть его жертвой, человеку следует научиться правильно распоряжаться своими внутренними ресурсами.
    • Коммуникативность - умение вступать в диалог с людьми, располагать их к себе, находить с ними общий язык ради обоюдной выгоды. Многим людям трудно выходить из комфортной зоны личного пространства, чтобы вступить в общение с собеседником, а причина этого кроется как раз в неразрешенных внутренних противоречиях.
    • Воля - одно из ключевых качеств успешного человека, сотрудника или руководителя. Оно подразумевает способность выполнять задачи наперекор собственной лени или внешним обстоятельствам, а также умение защитить собственную точку зрения реализовать свой проект.
    • Честность - в первую очередь, перед самим собой. Без этого качества нельзя добиться объективной оценки своих действий, успехов и неудач. Честность в плане бизнес-отношений также следует культивировать - так можно выстроить по-настоящему действующие связи, которые принесут выгоду всем участникам рабочего процесса.
    • Обучаемость - способность постоянно получать новую информацию, обрабатывать её и ставить себе на службу. Непрерывное повышение своего интеллектуального уровня - едва ли не самая приоритетная задача современного человека. В век информации главный капитал каждого из нас - собственные знания, навыки и умения, и расширять этот багаж никогда не бывает лишним.

С точки зрения бизнеса, развитие данных качеств само по себе не гарантирует немедленного карьерного роста, однако существенно повышает самоценность человека как работника, а также улучшает его мироощущение. Гармоничное сосуществование со своим внутренним «Я» - залог получения удовольствия от жизни и работы, инвестирования себя в действительно важные дела.

Для чего нужно пройти этот путь

Все мы хотим удовольствия от жизни, быть счастливыми, реализовать себя и прийти к собственному целостному успеху. Познавая себя, человек открывает в себе скрытые резервы и через это улучшает качество собственной жизни. Он удивляется, как легко начинают даваться дела, которые раньше казались трудными, и сколько удовольствия и новой энергии они приносят, чтобы расти дальше, делать более сложные успешные проекты, отчего появляется творчество и радость жизни каждый день, вместо грустного выживания. Все духовные ресурсы больше не расходуются в бессмысленных направлениях на ненужные вещи, они оптимизируются и направляются на достижение главных жизненных целей конкретного человека, согласно его внутреннему потенциалу: построение карьеры, воплощение амбициозного проекта, развитие и гуманизация общества, реализации себя в искусстве или спорте.

Человек, познавший себя, становится истинным хозяином своей жизни : отныне он сам решает, по какому пути она пойдёт и какими темпами. Во многих восточных философских школах это состояние является высшей ценностью, к которой можно стремиться до самой смерти. К счастью, сегодня успеха в самопознании можно добиться гораздо быстрее.

Самопознание - это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Формируется постепенно по мере отражения, как внешнего мира, так и познания самого себя. Самопознание присуще только человеку.

Если объяснить языком простых, обычных людей самопознание – это познание самого себя для того чтобы знать что ты хочешь. Т.е. кто я? Зачем живу? Есть ли идеальная работа для меня, идеальная семья, идеальный партнер по жизни, идеальный мир и идеальная жизнь для меня? Почему меня не любят? Почему у меня не складываются отношения со сверстниками или с коллегами по работе, или с родителями и т.д.

Познание самого себя должно происходить не только на физическом, а и на духовном уровне. Большинство людей в наше время, часто даже не думают ставить цели духовного порядка, наш мир стал очень, если так можно сказать «оденежен, одоллорен», все можно купить за деньги, простите за богохульство, даже священников. Все людские цели чаще всего сводятся к тому, чтобы что-то приобрести, купить.

Человек – изначально существо духовное само низвело себя до материальных потребностей, и оттого страдает, ведь дух угнетён, словно в темнице.

Самопознание зарождается и развивается по мере созревания и взросления человека, по мере развития его психических функций и расширения контакта с внешним миром. Самопознание тесно связано с самооценкой личности.

Самопознание реализуется с помощью восприятия и осмысления своего поведения, действий, переживаний, результатов деятельности. Сложность самопознания в его ориентированности на внутренний мир, богатый индивидуально-субъективными, самобытными моментами. Как показывают наблюдения и исследования, зарождается самопознание в детском возрасте. Нарастает вместе с умственным развитием ребенка. Процесс самопознания развивается постепенно, часто неосознанно, и ученик, например, поначалу объясняет факт успешного усвоения данного предмета своим отношением к нему (нравится или не нравится). Развитие самопознания позволяет человеку, познавая свой внутренний мир и переживая внутренние ощущения, понимать его и определенным образом относиться к самому себе, т. е. самопознание - не только рациональный, но и эмоциональный процесс, зачастую неосознаваемое отношение к себе.

Чаще всего муки самопознания терзают мыслящих, ищущих, творческих людей. Но не только, многие обычные люди обращаются к самопознанию после переживания кризисной ситуации, например конфликт на работе, в институте, неудачи в личной жизни, потеря контакта с родителями или детьми. Одни пытаются найти готовый ответ, читая разнообразную литературу, просматривая фильмы, советуясь с друзьями, ища поддержки в своей правоте. Другие более зрелые и адекватно оценивающие ситуации (способные посмотреть на нее со стороны) будут стремиться разобраться в себе, понять собственные желания и мотивы своего поведения, отношения к другим. Анализируя себя в конфликтной ситуации будут стремиться найти положительные точки соприкосновения и достичь того положения чтобы в дальнейшем избежать полностью или смягчить конфликтную ситуацию, которая произошла. А кому-то потребуется помощь специалиста по собственному желанию или по совету близких или друзей, в процессе общения с которым будет проводиться работа направленная на самопознание собственного внутреннего мира, для продвижения по пути самосовершенствования, личностного роста, для того чтобы строить гармоничные отношения с самим собой, окружающими людьми и миром.


Если вспомнить все выше изложенное и данные психологической литературы, то процесс самопознание как попытка ответить на вопрос «Кто я?» – есть творение собственной идентичности, индивидуальности.

Самопознание – это встреча со своим бытием, увиденным через знаки и символы культуры. Только благодаря им собственное существование становится понятным и доступным как самому человеку, так и его окружению. Так, через язык самоопределения (дискурсивные концепты) человек обретает самобытие-в-мире: встроенность в мир, сознание себя частью мира.

В заключении следует сказать, что обычно муки самопознания начинаются, когда нет счастья в любви, раз. Не устраивает работа (нет любимого дела), два. Человек утратил здоровье, способность двигаться или узнал о неизбежности скорой смерти, три, и т.п. А самое главное в кризисные периоды развития ребенка, иначе не было бы развития и совершенствования ЧЕЛОВЕКА с большой буквы. Муки самопознания жестоко терзают творческих людей и людей науки, т.к. без них не было бы великих актеров, художников, ученых, великих открытий и жили бы мы в пещерах и т.п.

С раннего детства человек задается вопросом о том, кем он является, пытается разобраться в себе, в своем внутреннем мире. Так начинается процесс самопознания. И это не только созерцание себя, но и наблюдение за своими поступками, мыслями с целью их совершенствования. Ведь познание себя без внутренней работы лишено смысла.

Одним из главных требований к этому является признание собственного невежества и желание обрести это знание. Одним самоанализом невозможно познать себя. Недостаточно и логических рассуждений или иной умственной деятельности. Необходимо пробудить сознание своей природы и делать это лучше под руководством опытного наставника или Учителя, обладающего знаниями.

Каждый человек - это отдельный мир, который хранит в себе множество загадок. И как сложно постичь внешний мир, так же непросто познать внутренний мир человека. Это очень увлекательная, сложная, но достижимая задача.

Интересен тот факт, что это не разовый процесс, а постепенный. Открывая в себе одну какую-то часть, постепенно человек узнает ещё что-то новое. И в конечном итоге это может занять всю жизнь, делая её невероятно увлекательной.

Для того чтобы понимать себя, необходимо так же отдавать себе отчёт в том, что движет поступками, каковы внутренние мотивы. Такая оценка должна быть объективной.

С каждым этапом самопознания человек меняет себя, меняет своё отношение к жизни. Он открывает в себе всё новые и новые стороны, новые возможности, о которых не догадывался ранее.

В древних учениях под самопознанием понималось познание своей глубины, в которой открывалась божественная природа человека. Оно объединялось с проработкой душевных состояний. Такое самопознание выводило человека за пределы познания собственного Я.

Чтобы заниматься самопознанием, человек должен иметь не только желание, но и узнать, какие способы самопознания существуют. Это может быть религия, философия, психология, различные медитативные техники или телесные. Важно понимать, к какому результату приводит тот или иной способ познания себя.

Человек должен постоянно развиваться - это ещё одно из важных условий для познания себя. Самопознание постоянно отстаёт немного от объекта познания.

В процессе познания себя важно не принижать свои качества, а также не преувеличивать их. Именно трезвая оценка и принятие себя таким, как есть является залогом для правильного развития личности. В противном случае могут проявиться высокомерие, самоуверенность или наоборот робость, замкнутость, стеснительность. Эти качества станут непреодолимым барьером на пути к самосовершенствованию.

Некоторые философы высоко ценили самопознание. Так Сократ говорил о том, что оно является основой всякой добродетели. Лессинг и Кант утверждали, что это начало и центр человеческой мудрости. Гёте писал: "Как можно познать самого себя? Благодаря созерцанию это вообще невозможно, оно возможно только при помощи действия. Пытайся выполнить свой долг - и тогда ты узнаешь, что в тебе заключено".