Схиархимандрит Серафим Глинский (Романцов). Глинские старцы в грузии

Революцией в Рождества Богородицы Глинской пустыни, расположенной в Сумской области в нескольких километрах от российско-украинской границы, было разрушено почти всё. Схимитрополит Серафим (Мажуга), схиархимандриты Андроник (Лукаш), Серафим (Романцов) и Серафим (Амелин) и другие старцы прошли через множество испытаний: изгнание из обители, лишения и мытарства в советских лагерях. Но, несмотря на все трудности, на многочисленные расколы в обществе и Церкви, глинские подвижники своим поведением и служением подавали личный пример, как правильно жить и молиться.

Дорога в пустынь

Отрок Захария Мажуга, ставший спустя многие годы митрополитом Зиновием и за два года до смерти принявший схиму под именем Серафим, после смерти родителей жил в семье своей двоюродной сестры Параскевы. В это время он часто тайно бегал в монастырь и был уже знаком с некоторыми насельниками. Поскольку семья, в которой он жил, была бедной, вскоре его отдали обучаться в пошивочную мастерскую при Глинской пустыни. А в 1912 году 16-летним юношей он был зачислен в Глинскую пустынь послушником.

Юноша Алексей Лукаш, впоследствии старец Андроник, впервые переступил порог Глинской обители в 1906 году. Братия произвели на него сильное впечатление. Впоследствии он вспоминал: «Овеяло меня великой радостью, дух мой встревожился, и умом я с воздыханиями обратился к Царице Небесной, прося принять меня в число равноангельских иноков, которое Она стяжала к непрестанному славословию Сына Своего. Дал Матери Божией таинственное обещание служить Ей, всё переносить, терпеть до конца своих дней, после чего ощутил радость на сердце и надежду на Ее милосердие».

Об отце Серафиме (Романцове), который по скромности своей мало что о себе рассказывал, известно немного: в святом крещении он получил имя Иоанн, а по окончании церковноприходской школы и смерти родителей в 1910 году тоже поселился в Глинской пустыни.

Отец Серафим (в миру Симеон Амелин), ставший в 1943 году настоятелем пустыни, родом из простых курских крестьян. После смерти матери отец Симеона стал настаивать, чтобы тот женился, но юноша стремился к духовному подвигу. В 1893 году, в возрасте 19 лет, он ушел из дома и поступил в Глинскую пустынь. Отец вначале был этим недоволен, но, приехав в обитель, смягчился и сказал сыну: «Раз ушел в монахи, так уж и живи, не уходи отсюда».

В монастыре жили по Афонскому уставу и каждого новоначального вручали богомудрым старцам, которые должны были научить недавно пришедших духовной жизни. Послушники, в свою очередь, обязаны были руководствоваться наставлениями старца.

Преподобный Филарет (Данилевский) (настоятель Глинской пустыни с 1817 по 1841 год), написавший устав пустыни и заложивший основы ее монашеской жизни, считал, что духовное возрождение обители возможно только при полном доверии к нему как к пастырю, который все свои наставления и советы основывал на евангельских заповедях и святоотеческом опыте. Он ввел строгие иноческие порядки: удалил из обители женщин, которые до этого присматривали за скотом, строго следил за тем, чтобы иноки не ходили в гости, не пустословили, не теряли времени даром, не приобретали лишнего, не увлекались предметами роскоши, иногда попадавшими в их обиход от знакомых или родных.

В трудные годы общей разрухи, когда вся страна переживала страшные гонения на веру и Церковь, традиции и школа старчества Глинской пустыни не прерывались. С самого начала Первой мировой войны Глинская пустынь старалась деятельно помогать всем пострадавшим. Монастырь отсылал в Красный Крест денежные и материальные пожертвования, а также книги о святых подвижниках, укреплял боевой дух воинов. Все трое будущих старцев, кроме Серафима (Амелина), вместе с другими послушниками Глинской пустыни были мобилизованы и воевали. Во время войны отец Андроник попал в плен и был отправлен в лагерь в Австрию. Вернулся в родную обитель он только через три с половиной года после освобождения.

Получается, что все старцы не только примерно в одно время поступили в Глинскую пустынь, но и несли вместе послушания. Кроме того, все они приняли монашеский постриг в Глинской пустыни уже после революции, но до ее закрытия в 1922 году. Обычно в то непростое время настоятель монастыря архимандрит Нектарий перед постригом предупреждал желающих равноангельского жития о том, что обитель в ближайшее время могут закрыть. «Если кто хочет, — сказал он, — может принять постриг, а кто не готов к предстоящим испытаниям, тот может отказаться». Но никто из юношей не отказался.

Пустынножители Кавказских гор

После закрытия Глинской пустыни в 1922 году отец Зиновий (Мажуга) и отец Серафим (Романцов) перебираются в благословенную Иверию. Их принимают в Драндовский Успенский монастырь близ Сухуми.

Кавказские горы, подобно Египетской пустыне, издавна служили местом аскетических подвигов хрис-тиан, посвятивших себя Богу. Этот край был освящен апостольской проповедью и мученической кончиной ученика Христа святого апостола Симона Кананита, святителя Иоанна Златоуста и мученика Василиска. Шли годы, сменялись столетия, но эти горы всегда были желанным прибежищем для тех, чья душа жаждала уединенной молитвы. Не имея возможности открыто исповедовать веру, монахи и миряне, стремившиеся следовать заповедям, уходили из городов в горы, где еще много веков назад поселялись подвижники. Здесь пустынножители обустраивали кельи и, подражая своим великим предшественникам, совершали монашеское делание и окормляли верующих из ближайших селений и всех с верой к ним приходящих.

Но в то тяжелое время монахам не давали покоя даже в горах. На них постоянно устраивали облавы, поэтому священнослужители были вынуждены оставить свои кельи. В 1928 году был закрыт Драндовский монастырь. Вскоре многие из монахов были арестованы, в их числе были и глинские старцы.

Исповедники веры

Удивительно, что пути глинских подвижников постоянно пересекались в разных уголках страны. Отца Зиновия арестовали в 1930 году и семь месяцев продержали в ростовском распределителе, где он встретился с отцом Серафимом (Романцовым) и другими отцами Глинской пустыни. Отец Серафим был отправлен в Ташкент, туда же хотели отправить и отца Зиновия. Находясь в изоляторе, иеромонах Зиновий заболел малярией. Его положили в лазарет. Один молодой доктор дважды созывал консилиум врачей и доказывал им, что отца Зиновия из-за болезни нельзя отправлять в Среднюю Азию. Он сказал своим коллегам: «Вам в Ташкенте нужна рабочая сила или мертвецы? Если Зиновий Мажуга поедет туда, его ожидает смерть». И случилось так, отца Зиновия отправили на Урал.

Отец Андроник отбывал заключение c 1923 года сначала в сибирском Мариинске, а затем на Урале. Однажды в лагерь привезли едва живого епископа Иринарха (Синькова), который вскоре скончался. Отец Андроник в то время был санитаром и, чем только мог, помогал другим. Повязав на шею полотенце, на котором углем начертал крест, что и заменило епитрахиль, он отпел почившего, предал его тело земле, похоронив архипастыря в отдельном гробу. За это в 1936 году заместителем Патриаршего местоблюстителя Блаженнейшим митрополитом Сергием отец Андроник был награжден наперсным крестом.

Филиал Глинской пустыни

В лагере у отца Зиновия здоровье сильно пошатнулось, и после освобождения в 1942 году он отправился на лечение в Грузию, где у него украли документы. По Промыслу Божию там он познакомился с Католикосом-Пат-риархом всея Грузии Каллистратом, который разрешил ему служить сверхштатным священником при Сионском соборе Тбилиси с 1942-го по 1944 год. Всё дальнейшее служение иеромонаха Зиновия проходило на территории Грузии.

Когда в 1942 году Глинская пустынь вновь распахнула свои двери, оставшиеся в живых старцы возвратились в свой родной монастырь. В их числе были отец Серафим (Амелин), который после закрытия Глинской пустыни жил в селе Ковенки Курской (а после 1938 года — Сумской) области и занимался столярно-слесарными работами. В 1943 году иеросхимонах Серафим был утвержден в должности настоятеля Глинской пустыни и возведен в сан игумена.

Уже после войны — в 1947 и в 1948 годах — в пустынь вернулись отец Андроник с Колымы и отец Серафим (Романцов) из Ташкента. Иеромонаху Зиновию не суждено было вернуться в Глинскую пустынь. Но впоследствии получилось так, что после вторичного закрытия обители в 1961 году глинские подвижники нашли приют у отца Зиновия, ставшего на тот момент архиереем в Грузии. В Тбилиси не приехал только отец Серафим (Амелин), который скончался за три года до этого.

Александро-Невский храм в Тбилиси стал настоящим «островком России». Владыка Зиновий объединял вокруг себя всех. Весь людской поток, который раньше направлялся в Сумскую область, теперь направился в столицу Грузии. К владыке приезжало столько братии, духовных чад и верующих, что Святейший Патриарх Илия говорил: «Владыка, у вас филиал Глинской пустыни».

Протоиерей Михаил Диденко, клирик Александро-Невского храма Тбилиси, в своих воспоминаниях о старцах пишет: «Три старца, но у всех разный подход к людям и делу. Владыка Зиновий выделялся своим административным положением и своей архиерейской властью. Отец Андроник — всем раб. У него на устах, как и у Серафима Саровского, мой милый, мой дорогой — Христос воскресе! К кающемуся грешнику обращался с любовью и с большой снисходительностью, давал посильную епитимию, а остальное брал всё на себя. Таким он был в монастыре, в заключении и вне монастыря. Старец Серафим к кающемуся грешнику подходил более строго, более требовательно. Но простой народ всех их любил одинаково и воздавал им своею любовью каждому по достоинству».

Чудотворцы

Подобно древним старцам, подвизавшимся в Египетской пустыне, преподобные отцы глинские были удостоены от Бога даров чудотворения и прозрения будущих событий. Они многое предвидели в судьбах своих духовных чад, предостерегали их от возможных неприятностей.

Будучи членом Священного Синода Грузинской Церкви1, отец Зиновий однажды участвовал во встрече с Предстоятелем Александрийской Церкви. Это было в 1950-е годы. Высокую делегацию сопровождал епископ Пимен (впоследствии Патриарх Московский и всея Руси). После Литургии в одном из тбилисских храмов делегации выстроились для взаимных приветствий. Внезапно старец Зиновий подошел к Предстоятелю Александрийской Церкви и попросил его уступить ему место, причем очень настойчиво (позднее владыка вспоминал, что действовал в этот момент не по своей воле и понимал всю неуместность своего поведения). Это чрезвычайно всех удивило, но, учитывая обстановку, не стали выяснять причины, а подчинились его требованию. Через некоторое время после того, как настойчивому архимандриту уступили место, из верхнего ряда иконостаса вдруг выпала икона и упала точно на голову отца Зиновия. Удар был столь сильным, что клобук на пострадавшем весь разорвался. Сам старец Зиновий отделался легким обмороком, без каких-либо осложнений. Очевидцами этого события были все присутствовавшие в храме. Возмущение и недовольство гостей архимандритом сменились искренним уважением и признательностью — все понимали, что благодаря отцу Зиновию удалось избежать больших неприятностей. Никто из присутствовавших не сомневался в чудесности происшедшего. Сам владыка говорил позже, что Промысл Божий и ангел-хранитель через него обезопасили жизнь главы Александрийской Церкви.

Господь заранее открыл прозорливому старцу день его кончины. Святитель Зиновий в последнюю ночь своей земной жизни сказал келейнику такие слова: «Я от вас завтра ухожу». Келейник в горести воскликнул: «Владыка, как же я буду без вас? Я без вас погибну». Владыка ласково утешил его: «Я ухожу, но и там (указывая на небо) буду за вас молиться». Этот ответ смягчил прощальные слова старца и подбодрил его келейника2.

Во всех воспоминаниях близких старцу людей видна не только прозорливость владыки Зиновия, но и его любовь к своей пастве, забота о каждой вверенной ему душе. Например, как-то, находясь в селе Бурдине вместе со своим келейником Александром, он ему сказал: «Как было бы хорошо, если бы ты тоже пошел по духовной линии». На что келейник возразил, что он очень стеснительный, а пастырское служение требует постоянного общения с людьми. Святитель Зиновий ответил: «Следует поехать в семинарию. Они там всему этому учат». В 1985 году, через несколько лет после смерти владыки, Александр поступил в Московскую духовную семинарию, был рукоположен архиепископом Александром (Тимофеевым) во диакона, а на следующий год Святейшим Католикосом-Патриархом Илией II в Сионском соборе — во священника. После окончания Московской духовной академии остался там преподавателем и помощником инспектора. Ныне протоиерей Александр Чесноков — клирик Екатеринодарской и Кубанской епархии.

По молитвам старца Андроника (Лукаша) также происходило много удивительного в Глинской пустыни. Как-то долго стояла жара, и отец Андроник стал всех собирать на молебен в поле. Богомольцы поставили в поле список чтимой иконы Рождества Пресвятой Богородицы, зажгли свечи. Отец Павлин читал ектении, отец Андроник просил у Господа дождя. Просил теми же словами, что в Требнике: «Даждь дождь земле жаждущей, Спасе!» — с уверенностью обращаясь к Богу, Который рядом присутствует и не может не услышать и не исполнить просьбы. На небе не было ни единого облачка. Казалось бы, нет никакой надежды, но Бог услышал молитвы страждущих и даровал дождь.

В святой обители запомнился и такой случай. В пустынь принесли образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Икона была порезана ножом. Отец Андроник, увидев ее, пал на колени: «Прости, Владычица, тех, кто дерзнул так сделать!» Ни жалоб, ни возмущения на хулителей святыни, ни угроз судом Божиим, но молитва за сотворивших беззаконие.

Отец Андроник отличался необыкновенной кротостью и смирением. Архиереев он почитал как Самого Христа и, когда правящие епископы посещали Глинскую обитель, сам им прислуживал: подносил еду, топил печки, протирал полы.

Отец Серафим (Романцов), наз-наченный настоятелем отцом Сера-фимом (Амелиным) духовником пустыни, старался в разговоре не столько сам говорить, сколько отвечать на вопросы. Учил молиться всегда, как только позволяют условия. Принимая множество людей, он разбирался в каждом, давал совет по любому вопросу, сообразуясь со Священным Писанием и творениями святых отцов. В зависимости от душевного состояния каждого человека, его жизненных условий, он индивидуально налагал молитвенное правило. Одним добавлял к ежедневным обязательным молитвословиям акафисты и каноны или советовал чаще читать Псалтирь, а другим, наоборот, благословлял сокращать до минимума утренние и вечерние молитвы, но с условием, чтобы в течение дня или по дороге на работу и обратно нашли время и прочитали всё остальное. Говоря о великой пользе молитвы в ночное время, отец Серафим в то же время предупреждал, чтобы этим не злоупотребляли и соразмеряли свои силы. Ни непосильных правил, ни трудных послушаний отец Серафим не давал, соотносил их со способностями и возможностями человека. Он говорил, что в горах Абхазии вместо пятисотницы было обязательным вычитывать 30 четок: 20 — Иисусова молитва и 10 — «Пресвятая Богородица, спаси нас, грешных».

Старцев очень любили и почитали. В последние годы жизни владыка Зиновий часто сидел в своей келье у окошка. Если старца не было на месте, то люди, проходя мимо, целовали решетку его окна.

Теперь мощи преподобных Андроника (Лукаша) и Серафима (Романцова) перенесены в Глинскую пустынь, а мощи преподобного схимитрополита Серафима (Зиновия Мажуги) покоятся в Александро-Невском храме города Тбилиси. Все эти преподобные отцы вошли в Собор глинских старцев, но пока являются местночтимыми святыми. Однако их духовные чада, проживающие не только на Украине, но и по всему миру, очень надеются, что всеобщее прославление старцев состоится в ближайшее время.

Зиновий Чесноков

К лику святых глинские старцы были причислены в 2009 году Синодом Украинской Православной Церкви. Дата памяти — 9 сентября (22 сентября по н. ст.). 21 августа 2010 года состоялось торжественное их прославление в Глинской пустыни при стечении многих богомольцев, священнослужителей и мирян. Чин прославления совершил по благословению Святейшего Патриарха Кирилла Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Присутствовали архиереи и духовенство Украинской, Русской и Грузинской Церквей.

Примечания:

1 Архимандрит Зиновий был включен в состав Священного Синода Грузинской Церкви по предложению Католикоса-Патриарха всея Грузии Мелхиседека III (Пхаладзе) 11 июня 1952 г. См.: Архив Грузинской Патриархии. Папка № 365. Документ № 3999 (Личное дело митрополита Зиновия). Л. 15.

2 Чесноков А. , прот. Великий старец-святитель митрополит Тетрицкаройский Зиновий // Православный голос Кубани. 1995. № 7 (55). С. 6.

Многих святых подвижников помнит Рязанская земля. С некоторыми из них Господь судил и мне встретиться. Хорошо было бы собрать жизнеописания недавно ушедших от нас. Еще хотелось бы, чтобы были разысканы и переизданы жизнеописания Глинских старцев. Особенно полезно было бы переиздать жития схиархимандрита Илиодора (Память Глинского схиархимандрита Илиодора (Голованицкий; † 1879) совершается 28 июня) и иеросхимонаха Макария (Память Глинского иеросхимонаха Макария (Шаров; † 1864) совершается 21 февраля). Я читал их в келье у отца Серафима (Романцова)(Память схиархимандрита Серафима (Романцов; † 1976) совершается 19 декабря), когда был у него в Сухуми. А в Глинской я ни разу не был, к сожалению. И с отцом Андроником (Лукашем)(Память схиархимандрита Андроника (Лукаш; 1974) совершается 8 марта) я познакомился уже в Тбилиси. Многих еще я видел там, но мне их никто, конечно, не представлял, и я не знаю их имен.

А у нас в Касимове жил великий старец, иеросхимонах Макарий (Еременко)(Иеросхимонах Макарий (Еременко) почил о Господе 24 февраля 1963 г.). И вот о нем мне очень хотелось бы рассказать поподробнее. Он похоронен в Рязани, рядом со схимонахиней Анной, делательницей Иисусовой молитвы. Позже еще здесь монахиню Марию похоронили, которая за ним ухаживала последние годы его жизни. И завещал отец Макарий, чтобы крест на его могиле без надписи был, а его имя и даты рождения и смерти были нанесены на дощечку, которая будет прибита к крышке гроба изнутри, видимо предвидел открытие мощей после уничтожения кладбища и крестов на нем.

В Касимов отец Макарий попал таким образом. Где-то то ли в Казахстане, то ли в Средней Азии он был в ссылке, и туда же были сосланы наши монахини – Матреша и Дуня, две послушницы (в постриге Мария и Елена), они жили вместе и в ссылке, и здесь, еще до ссылки, когда разогнали касимовский Казанский монастырь. Он с ними подружился и попросил разрешения, когда его освободят, приехать в Касимов. Матушки с любовью и радостью его приняли.

У матушек был сарайчик: столбушки, и к ним прибиты доски. Сделали внутреннюю обшивку, заполнили пустоты паргой – это отходы от овчинно-мехового производства, чем-то их обрабатывают, химией какой-то, и вот эта стриженая шерсть называется парга, она в опилках древесных, – этим забили и сверху тоже положили эту паргу. Внутри сделали глиняную штукатурку. В этом сарайчике отец Макарий и жил. Такая маленькая келейка была. Точно такое же жилье я видел у отца Серафима. И знаете, я заходил в эту келью уже после кончины отца Макария: какая-то особенная атмосфера там, необыкновенная. Кстати, когда старец Макарий скончался, отец Серафим (Романцов) очень хотел, чтобы келья отца Макария сохранилась. Он говорил, что отец Макарий был великим старцем. Но послушница Татиана, которая унаследовала от матушек Марии и Елены дом, продала его. Этот сарайчик снесли, и место теперь можно только приблизительно указать.

Ну вот, жил старец в этом домике, а потом у нас появился такой батюшка, который возревновал, что к отцу Макарию народ ходит. Он властям нажаловался – и отца Макария из Касимова удалили. Нигде ему не давали места. У него какой-то непорядок с паспортом был, вообще положение его было какое-то непонятное. И взялся за это дело тогдашний владыка Рязанский Николай (Чуфаровский)(Архиепископ Николай (Чуфаровский; † 1967) возглавлял Рязанскую кафедру в 1951–1963 гг.) – выхлопотал, чтобы отца Макария поселили у Скорбященской церкви на территории Скорбященского кладбища в Рязани, пообещав, что к старцу народ ходить не будет. И была табличка на двери, ведущей в его келью: «Посторонним вход воспрещен! ». Но мы-то себя посторонними не считали и под эту табличку ныряли. А немножко погодя и у властей другие заботы появились, и приказание это уже не так строго исполняться стало. И, кстати говоря, один наш уполномоченный говорил: «Вы имейте в виду: нужно очень следить – каждый момент меняются установки ». Намек такой: мол, умей!

Отец Серафим (Романцов) мне говорил: «Касимов – святой город. Держись его и спасешься». К отцу Серафиму после смерти отца Макария перешли его духовные дети, они с ним были в переписке. И отец Серафим тоже приезжал сюда.

Вспоминается один интересный момент. Мне нужен был его совет. И я спрашиваю матушек Марию и Елену: «Как отец Серафим-то, когда приедет? ». «Да, – говорят, – хотел вот, да что-то не едет ». Проходит еще какое-то время – нет отца Серафима. И вот наконец он приехал, и при нашей первой встрече, когда никто ему ничего еще не успел рассказать, я здороваюсь, а он говорит: «Слышь, я не мог приехать-то, я занят был, меня в Москве задержали. Не мог приехать, хотел поскорее, да не смог ». Видимо, он ощущал мое беспокойство.

А с матушкой Марией связана интересная история. Когда отец Серафим уже не смог выезжать за пределы Сухуми, здесь духовные его дети написали ему письма, и я поехал к нему в Сухуми как посол от Касимова. Надо сказать, это была моя первая поездка на юг.

Январь месяц, бьет колючий снег в лицо на Ленинградском проспекте, где аэровокзал московский, оттуда идет экспресс во Внуково. В самолете говорят: «За бортом –50°, в Сухуми +10° ». И вот я в зимних одежках шагаю по Сухуми: дождь идет, и ароматы необыкновенные, южные. Там разводят травки такие ароматические и деревья – лавр, эвкалипт, мирт – все это благоухает.

Нахожу по адресу дом отца Серафима. Меня ужасно удивляет, что дом совершенно похож на сараюшку отца Макария – такой же убогий. И отец Серафим при встрече говорит, что, вот, поселились мы, но здесь очень неудобно. Дом стоял между рынком главным и морем. Говорит: «На штык возьмешь землю – и вода ». Весьма нездоровое место. Пришел я к отцу Серафиму, отдал ему письма, точнее, не отдал, а он взял у меня их читать. Кратко отвечал на вопросы. Он всегда очень краток был в своих ответах. А письмо матушки Марии отложил в сторону и говорит: «На это письмо я отвечать не буду ». Говорю: «Батюшка, она ждет ». – «Скажи, что не написа л». В общем, поговорили, я тут же вышел, меня сопровождает матушка Мария, которая за ним ухаживала, – другая Мария. Около крыльца растет дерево, очень похожее на иву. Я сломал веточку от этой ивы. Мария говорит: «Батюшка, это вы чего? » – «Хочу показать своим детям, где я был среди зимы », – отвечаю. Она говорит: «Такую-то дрянь! » Подошла к лавровым деревьям и давай их рвать, огромный пучок лавровых веток нарвала. «Батюшка, благословите отцу Владимиру взять с собой эти вот лаврушки ». Он взял, благословил, выбрал самую красивую и говорит: «А вот это передай матушке Марии ». Раздали мы всем духовным детям эти веточки, и я с указанной веточкой пошел к матушке Марии. Она: «Ой, как я рада! Спаси Господи! Только на письмо-то он мне не ответил. Чего мне теперь делать-то? ». Понимаете ли, она через пять дней умерла. «Вот тебе лавровая ветка в увенчание подвига – иди в Царство Небесное » – так я понял эту лавровую веточку, выбранную и посланную специально для матушки Марии.

И еще любопытная история вспоминается. Была такая матушка Евфимия, до пострига Фрося, которая еще девочкой каким-то образом помогала отцу Серафиму в ссылке в Средней Азии. А потом, после смерти своих родителей, когда Глинская открылась и отец Серафим поселился в обители, она продала все свое имущество и переехала в Глухов, купила себе домик и помогала глинцам в восстановлении монастыря. И вот отец Серафим послал ее с большой суммой денег в Москву, чтобы она закупила и привезла кровельное железо. При этом он сказал ей: «Ты никому это дело не поручай, делай сама ». А в это время в Москву из Глинской ехал какой-то подмосковный батюшка, который слышал, что ей надо купить железо. Он и говорит: «Давай я тебе помогу ». И она ему, дурочка, эти деньги-то отдала. («Дурочка » – это она сама себя так называла, я не должен ее так называть.) Ну вот, постеснялась противоречить батюшке – и не послушалась отца Серафима. А этот батюшка протянул дело – оно и с места не сдвинулось. Она еле-еле добилась от него назад этой суммы денег, взялась сама, у нее как по маслу все пошло: и железо приобрела, и загрузили сразу. Она приехала, отец Серафим встречает: «Ты где была? Ведь Макарий был! Ты где была? ». «Так, – говорит она, – я отца Макария никогда и не видела ». Вот такие у них отношения были.

Есть письмо отца Серафима, в котором он пишет, что отец Макарий говорил: «Отец мой в пустыни, иду и я к нему ». Вот, говорит, как настоящие молитвенники любят пустыню. Но отцу Макарию нельзя было никуда вырваться из Рязани, он в Глинскую наезжал только побыть там немножко. Непорядок у него был с паспортом, и только в Рязани его держали под табличкой: «Посторонним вход воспрещен ».

Очень интересное свойство было у отца Макария: он не дерзал учить священнослужителей. И это мы выяснили таким образом. У меня старший брат – священник, а я был студентом. Когда я приду к отцу Макарию, он очень душеполезные вещи говорит, а когда отец Анатолий идет к отцу Макарию, он ему рассказывает, как он был полковым священником, почему кагор называется кагором (он производил это от Кавказских гор) и так далее. Отец Анатолий обижался: почему так?

И вот я рукоположился в диакона в Рязани и пришел после рукоположения к отцу Макарию. Старец меня очень радушно принял, угостил (всегда у него была рюмочка кагора) и начал рассказывать о том, как он был полковым священником… Я слушаю, а про себя думаю: «Мне ж завтра в священники рукополагаться, подготовил бы ты меня ». Ну а он все про кагор и про еще что-то там, потом говорит: «Тебе деваться-то некуда, я отдохну, а ты вот почитай ». Вынул разрозненные листочки, а там краткие поучения на текст Послания к евреям: «Терпением да течем на предлежащий нам подвиг: взирающе на Начальника веры и Совершителя Иисуса » (Евр. 12: 2) . Каждое такое поучение начинается словами: «Взирай на Иисуса ». Я очень внимательно прочитал, но в памяти у меня осталось только одно: «Взирай на Иисуса и не говори себе “Что я могу?! ”. Ты прав – ты ничего не можешь. Но Он-то, Он все может. Поэтому говори: “Все могу о укрепляющем меня Иисусе (Флп. 4: 13) ». Вот такое назидание мне дал отец Макарий. Не сам, а через этот листочек. На всю жизнь это запомнилось.

И еще эпизод со старцем Макарием вспоминается, немножечко комический. Отец Анатолий, мой брат, был благочинным и настоятелем в городе Спасске Рязанской области. Дело в том, что нашего отца, по требованию уполномоченного, перевели в Лебедянь, самый отдаленный край Рязанской области (сейчас он к Липецкой области относится). А владыка Иероним (Епископ Иероним (Захаров) возглавлял Рязанскую кафедру в 1947–1948 гг.; скончался 14 декабря 1966 г. в сане архиепископа Ростовского и Новочеркасского.) боялся, что отец Сергий обидится, и, чтобы сгладить эту обиду, он его сына, диакона Анатолия, рукоположил, поставил настоятелем и благочинным. И вот этот настоятель-благочинный в отпуск пароходом едет в Касимов. А путь занимал чуть ли не сутки пароходом по Оке. «Гуляю, – говорит, – по палубе и разные думы в голове роятся: и проповеди составлял, и пустые мысли всякие ходили, в частности, догадались бы прихожанки пояс вышить. Вторая мысль была такая, что пора бы владыке меня скуфейкой наградить, ведь я благочинный.

И вот, приехав в Касимов, идет он к отцу Макарию. Старец угостил, поговорили, и, уже прощаясь, он говорит: «Погоди, погоди! Подарочек, подарочек! » У него на полке скуфейки. Снял красивую фиолетовую скуфью, необыкновенно красивую. А у Анатолия была большая голова. Отец Макарий примерил ее и сказал: «Не по голови! » Потом достал порыжевшую от времени черную на вате, нахлобучил, говорит: «О це по голови! Постой, постой, постой – еще подарочек ». Из-под коечки достал чемодан, вынул оттуда пояс шитый: «Препояши меч Твой по бедре Твоей, Сильне, красотою Твоею и добротою Твоею » (Пс. 44: 4) , то есть не от прихожанок жди пояса, а от схимника – вот тебе пояс, на! Отец Анатолий закончил митрофорным протоиереем, но скуфьей его так и не наградили, и он не дерзал ее надевать.

Второй такой случай был. Отец Макарий говорил, что отец Серафим – великий старец, для него нет расстояний: «Мы с тобой здесь в Рязани разговариваем, а он в Сухуми нас слышит ». Ну, я, конечно, об этом отцу Анатолию рассказал. Отец Анатолий не преминул говорить и своим прихожанам об этом. И был такой случай. Я был у отца Макария, он поднимает рюмку и говорит: «Дадим знать брату нашему Анатолию – выпьем за его здоровье ». Чокнулись, выпили. Мне показались странными его слова. Я вытащил из кармашка часы, глянул – два часа дня. И вот при встрече я с отцом Анатолием говорю ему: «Что ты в такой-то день в два часа дня делал, не вспомнишь? » Вспомнил. Он был на поминках по какому-то знакомому хорошему, в доме чуть ли не у старосты своей. И когда расходились, ему староста говорит: «Батюшка, вы погодите. Пусть они разойдутся, а мы пока здесь посидим, чайку попьем ». И вот он там, в какой-то боковой комнатке, за чаем и рассказывал, что есть старцы, для которых нет расстояний. То есть отец Макарий слышал, что о старцах говорил отец Анатолий.

Еще одна история. Почему-то именно с отцом Анатолием комические такие случаи происходили. Он был у отца Макария и спешил на пароход из Рязани в Спасск. Ему надо к службе успеть. Он говорит: «Отец Макарий, мне надо уже на пароход, он уж, поди, стои т». – «Пароход стоит, да не знаю… » И дальше разговаривает. А Анатолия словно подмывает: «Отец Макарий, ну пароход-то стоит уж, поди… » – « Пароход стоит, да не знаю… » В конце концов отпустил его. Тот берет такси, мчится через всю Рязань на пристань. Видит – пароход стоит и дым до неба из трубы. Он подбегает, а пароход, оказывается, сломался и будет еще сутки стоять. Надо ждать следующего. «Пароход стоит, да не знаю… »

Отец Макарий не скрывал своей прозорливости, а отец Серафим очень старался укрывать. Только проговаривался: «Слышь, я не мог приехать-то… »

Вспоминается история про рязанскую старушку.

Одна женщина из Рязани, очень пожилая, старенькая, была на богомолье в Глинской пустыни. У отца Серафима было послушание принимать паломников и провожать. И вот, провожая их, он кого-то отправил с лошадкой монастырской, а ей говорит: «А ты иди к святым воротам, может, тебя какая машина подвезет до станции ». Она идет и про себя ворчит: «Вот, богатеньких-то на лошадке отправили, а меня, бедную старуху, – к святым воротам ». Выходит из святых ворот – едет машина. Она поднимает руку – машина останавливается. Она садится, и уже в машине опомнилась, что про святого старца так плохо подумала, и очень этим терзалась. А вскоре отец Серафим приехал к отцу Макарию. Он тоже не «посторонний», поэтому они там посидели, чайку попили. Отец Макарий говорит: «Иди, отче, у тебя на кладбище дело есть ». Отец Серафим спокойненько-покорненько идет. А монахини, которые там были кругом, залюбопытствовали: что это за дело у отца Серафима на кладбище? И вот отец Серафим вышел, а эта самая старушка ему навстречу идет: «Ой, батюшка, как вы сюда попали? Батюшка, простите меня, я про вас плохо подумала! » Он: «Бог простит, Бог простит ».

Вообще, взаимоотношения этих святых людей очень характерны. Вот, например, матушка Евфимия тоже рассказывала, что когда отец Андроник (Лукаш) при смерти был, отец Серафим хотел его поприветствовать, но не мог к нему поехать и послал ее. И дал ей подарочек для него – полотенчико и платочек. Она рассказывает, что ей было стыдно с этим подарком ехать: «Батюшка, у нас ведь всего полно. Какой можно было хороший подарок собрать, а это ведь такое убожество ». Но послушание есть послушание. Приехала, робко говорит: «Батюшка, вот отец Серафим вас приветствует, платочек сказал вам передат ь». – «Дай сюда ». Взял и держал у сердца до кончины своей.


(схиаржимандрит Андроник Лукаш крайний справа).

И еще мне хотелось бы рассказать о том, какое отношение друг к другу было у этих святых людей.

Вот немного о старце Кукше (Память преподобного Кукши Одесского († 1964) совершается 16 сентября). Дело в том, что от имени схиигумена Кукши распространялись в народе вопросы к старцу и его ответы. Дичайшие, жуткие! Я, как мог, разъяснял неправильность этих ответов, старался убедить людей, что они неподлинные. Но все-таки эту тетрадку я оставил у себя, а когда к отцу Серафиму поехал, прочитал ему кое-что оттуда. «Не верь! не верь! В печку! Кукша не мог такого написать, он святой был человек, от него чудеса были. В печку! Не верь! ».

А теперь – Кукша про отца Серафима. Дело в том, что при Глинской пустыни была портновская мастерская, которая обшивала монахов, – женщины шили. Руководила этой мастерской матушка, которая приняла там постриг, матушка Мария. И все время она просилась в женскую обитель, а старцы ее не отпускали. И вот матушка Мария услышала, что в киевском монастыре вакансия есть. Она к отцу Серафиму: «Батюшка, благословите, я попытаюсь поступить в монастырь, женский ». Он долго ее отговаривал, а потом говорит: «Ну поезжай, спытай ». Она поехала в Киев, и игуменья встретила ее такими словами: «Ты всю молодость проработала там, в мужском монастыре, а под старость к нам, как в инвалидный дом хочешь. И еще неизвестно, как ты там жила ». Матушка Мария не столько расстроилась, что ее отругали и не приняли, сколько огорчилась из-за поношения Глинского монастыря, глинских старцев, перед которыми она благоговела. Идет она понурая по монастырскому двору, а туда как раз старец Кукша вышел, и около него народ со всякими вопросами. Вдруг он через головы ей кричит (сам он небольшого роста был): «Что, Мария, уморилась? Ступай под дубок, там отдохнешь! » Представляете себе, как выглядел отец Серафим? Он такой коренастый был, действительно похож на дубок.

Вот такое у них было взаимное уважение и взаимное согласие, это очень характерно. А сейчас иногда что бывает: когда рядом с каким-то авторитетным батюшкой оказывается другой авторитетный батюшка – между ними искры летят.


(Современный вид на Касимовский собор).
Продолжение следует...

Преподобный схиархимандрит Серафим (Романцов, 1885-1976) входит в плеяду великих старцев Глинской Рождества Богородицы пустыни наравне с схимитрополитом Зиновием (Мажугой) схиархимандритом Андроником (Лукашем), схиархимандритом Серафимом (Амелиным) и другими. От юности избравший иноческий путь, будущий святой пришел в монастырь в 1910 году. После закрытия обители в 1922 году преподобный подвизался в горах Кавказа, где в труднейших условиях молитвой и бдением возрастал духовно, укрепляя свой дух для будущих испытаний. И в ссылке, и в лагере молитва и благодать Божия поддерживали старца, учили видеть и понимать страдающее человеческое сердце. В 1947 году старец вернулся во вновь открытую Глинскую пустынь и был назначен духовником. Отец Серафим помогал многим, пребывающим в скорбях и печалях, обрести радость о Господе и душевный мир. Свой земной путь старец окончил в Сухуми, до последнего дня продолжая окормлять многочисленных духовных чад, помогая им советом и молитвенным предстоянием. В настоящем издании содержится не только рассказ о жизненном пути преподобного Серафима (Романцова); особенный интерес представляют выдержки из писем и советы старца, бережной с любовью собранные авторами в данной книге.

Любите скорбный путь

«Иисус Христос, призывая всех в радость вечную, приветствует сими словами: Приидите ко мне вcu труждающиеся и обременении, и Аз упокою Вы (Мф. 11, 28). Как же к Нему идти? Деланием заповедей Его: верою, надеждою, любовью. Любите прискорбный путь, а пространный ведет в пагубу. Многими скорбями подобает внийти в Царствие Небесное. Которые не хотят претерпевать безропотно, те удаляются от Бога. Желаю Вам благоприятностей. Благодарный за усердие Ваше».

Ищи душевного мира

«Мир душевный выше всего, выше поста и молитвы. За обидчиков молись, они твои друзья, через них тебе Господь дает венцы, а если ропщешь, то лишаешься венцов. Следовательно, избегай любопытства, пересудов и всего лишнего, не относящегося к тебе. Каждый день готовь себя к искушениям, скорбям и всякого рода обидам, клеветам и тому подобному. Знай, это к тебе милость Божия идет. За претерпение всего станешь в ряды мучеников и без других подвигов сподобишься Царствия Небесного. Помни главное: считай каждый день последним и проводи его в страхе Божием и сокрушении сердечном. Сокращай суету, избегай празднословия. Памятуй о Боге и взывай к нему с покаянием. Не суди и не осуждай никого, иначе себя осудишь. Не разбирай чужих мыслей, дел, кляуз и сплетен, проходи мимо: это враг старается рассеять тебя и отвлечь от молитвы. Знай Бога, храни Его заповеди, слушай духовного отца, от ближних в душу принимай только доброе, что согласно с заповедями Божиими».

Предисловие

Введение

Часть 1

Глава 1. Первые годы жизни преподобного схиархимандрита Серафима (Романцова)

Служба в армии

Возвращение в обитель. Постриг в мантию

Закрытие Глинской пустыни

Глава 2. Служение в Иверии

Драндский Успенский монастырь

Рукоположение в иеромонаха

Начало пустыннической жизни в горах Кавказа

Пустыня на Сухой речке

Быт и условия жизни пустынников

Разгон насельников пустыни

Глава 3. Жизнь в Средней Азии

Глава 4. Открытие Глинской пустыни

Бедственное положение братии

Возвращение духоносных старцев в обитель

Схиархимандрит Андроник (Лукаш)

Назначение отца Серафима духовником обители

Дар прозорливости и духовного утешения

Письма духовным чадам

Глава 5. Второе закрытие Глинской пустыни

Ликвидация монастыря

Епископ Зиновий (Мажуга)

Схиархимандрит Серафим (Амелин)

Переезд на Кавказ. Новая волна гонений

Глава 6. Духовник пустынножителей

Игумен Андрей (Машков)

Отец Мардарий и другие подвижники

Глава7. Единство Глинской братии

Глава 8. Духовник Сухумского кафедрального собора

Глава 9. О силе молитв старца

Духовник отца Иоанна (Крестьянкина)

Глава 10. Последние годы жизни

Духовное завещание схиархимандрита Серафима

Часть 2

Глава 1. Из наставлений отца Серафима

О празднике Пасхи Христовой

В искушениях укрепляется человек

Слава Богу за все

Сердцем моим страдаю о Вас

Неси свой крест

Слезы очищают сердце

Господь нас спасет

Укрепляйся в терпении

О молитве

Любите скорбный путь

Принимай все благодушно

Не воздавайте злом за зло

Ищи душевного мира

Спасительный путь

Учитесь смирению

Уповайте на помощь Божию

Познайте свои немощи

Проснись, душа

Угождайте Богу

Господь сохранит от зла

О терпении

Предай себя воле Божией

Бойтесь внутренней похвалы

Об Иисусовой молитве

Перед началом Великого поста

Внимайте своему спасению

Царский путь

О грехе осуждения

Смирение — величайший дар

Христос рождается — славите!

Поздравление с принятием иеромонашества

Из писем монашествующей братии

Р. Б. Марии о достоинстве целомудрия

Р. Б. Марии о несении скорбей

Имейте мир между собою

Поздравления с праздником Богоявления и Новым годом

Молитва — дыхание человека

Всегда благодарите Господа

Земля везде Божия

Наставления отца Серафима, записанные Галиной Пыльневой

Письма к игумении Евфалии († 1962) и сестрам Лебединского Свято-Николаевского монастыря

Глава 2. Воспоминания об отце Серафиме

Воспоминания архимандрита Илии (Рейзмира)

Воспоминания Ольги Владимировны Павловой

Обзор источников и литературы

Источники и литература

Список сокращений

Именной указатель

«Сколько ни пиши о старцах, сколько книг ни издавай, тайна останется тайной», - говорят опытные люди. Правда, одному из авторов новинки книжной серии «Подвижники благочестия ХХ века» посчастливилось много лет провести в самой непосредственной близости к ныне прославленному старцу Глинской пустыни , в схиме Серафиму, - сначала в качестве иподиакона, а затем келейника. О своем общении с будущим святым и о старцах вообще размышляет протоиерей Александр Чесноков, который в соавторстве с сыном Зиновием, названным в память прославленного митрополита, написал книгу .

Отец Александр, вы лично были знакомы с тремя ныне прославленными Глинскими старцами: митрополитом Зиновием (Мажугой), в схиме Серафимом, схиархимандритом Андроником (Лукашем), схиархимандритом Серафимом (Романцовым). Какие у них были общие качества?

Все молитвенники, делатели непрестанной Иисусовой молитвы. Беседуют с вами и перебирают четочки: умная молитва идет постоянно. До этого дойти надо! Не каждый доходит, чтобы одновременно беседовать и продолжать молитву в сердце через ум.

Что еще общего? Доброта. Всегда старались помочь сами, не дожидаясь просьб. Любвеобильные. И что замечалось: прошли большую, очень трудную жизнь, через ссылки, гонения, разного рода оскорбления. Но никогда об этом не говорили, только иногда рассказывали, больше для назидания, о случаях из жизни в ссылке. Всегда в проявлении любви, и больше рассказывали о хороших случаях.

Вот что интересно: пройдя ссылки, они сохранили любовь к Богу, любовь к ближнему. Никакой озлобленности, никакой жестокости. Старались вспоминать только хорошее и о жизни в заключении, и о повседневной жизни, то, как Господь их вел.

Еще честность. Честность к Богу, честность к службе - тоже характерная черта. Даже вдали от обители служили по монастырскому чину, что никого не тяготило, потому что благодатность молитвы, которую они несли, передавалась окружающим. Люди старались как можно больше бывать у старцев и на богослужении, и просто приходя к ним. Получали дары, становились какими-то облагодатствованными, как говорил , постриженик митрополита Зиновия. Он вспоминал, что, даже коротко пообщавшись со старцами, люди уже получали благодатные дары, которые давали им силы на дальнейшую жизнь, на дальнейшее преодоление препятствий и надолго оставались в памяти. Так происходило потому, что за того, с кем соприкасались, старцы потом и молились.

- Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II - постриженик митрополита Зиновия?

При постриге будущего патриарха владыка Зиновий сказал в приветственном слове: «Я постриг будущего патриарха», - хотя Блаженнейший Илия был тогда еще семинаристом. Католикос-Патриарх сам вспоминал об этом в нашей беседе при встрече и говорил, что до сих пор ощущает небесную помощь владыки.

- Блаженнейший Илия также утверждал, что митрополит Зиновий устроил в Тбилиси «филиал» Глинской пустыни…

В 1961 году Глинская пустынь была окончательно закрыта, и старцы объединились вокруг владыки Зиновия. Трое из них: сам митрополит Зиновий, в схиме Серафим, схиархимандрит Андроник (Лукаш), схиархимандрит Серафим (Романцов) - в будущем пошли к Богу общим прославлением и вместе были причислены к лику святых в 2009 году.

Владыка Зиновий многим помогал. Мог, выйдя в храме и увидев стоящего монаха, подойти к нему с благословением и тихонечко оставить деньги на дальнейшее проживание. И кругом знали, что он всех поддерживает. Время было очень тяжелое, можно сказать - богоборческое, но у него каждый мог найти приют. И впоследствии, уже епископом, правящим архиереем, он много о чем мог попросить Грузинского патриарха: многих назначали на приходы, и они служили в Грузинской Церкви. А там были послабления по сравнению с Русской Церковью, хотя тоже и уполномоченные и прочее.

- Вы ведь с детства знали владыку Зиновия?

Мы приходили с мамой в храм, где служил митрополит Зиновий. Он всех замечал, всех одарял. У него в кармане всегда находилась или конфетка, или «рублик» - монетка в 50 копеек, которые он откладывал и потом раздавал (тогда эта денежка имела цену). Естественно, дети, когда его видели, бежали, чтобы получить подарок. Но не было никакой ревности, потому что он одарял всех одинаково.

На богослужении мы становились поближе во время чтения Евангелия, когда он снимал митру и давал кому-то из детей подержать. Вот тут среди нас даже немножко была борьба, потому что каждый этого хотел. Однако он сам указывал, кому держать.

Его келья находилась возле храма; на окошке сеточка, в ней прорезано небольшое отверстие, и всегда от владыки было утешение, подарочек: соседи ли подходили или детишки подбегали. Когда его не было дома - целовали даже створки оконца, получая такое благословение от самого старца. По его молитвам совершалось много чудесного.

- Почему владыка так щедро стремился поддержать всех?

Это тоже общая тенденция всех Глинских старцев: они очень щедрые. Старались всем по необходимости раздавать сообразно с нуждами каждого. Владыка всегда говорил, даже мне: «Будьте щедрыми, не будьте жадными, и всегда Господь пошлет. Чем больше отдаешь, тем больше Господь посылает». Рассказывал, как, например, утром отдал материальные ценности, и к вечеру принесли в четыре раза больше: «Вот, вам на нужды, сами распределите».

Я своими глазами видел, как владыка помогал всем людям, которые обращались с просьбами, а некоторые даже и не обращались, а он сам провидел их нужды.

- Откуда же старцы черпали духовные силы?

Получали при рукоположении. В таинстве священства Господь дает такие благодатные дары, что, если человек правильно молится, правильно совершает богослужение, правильно совершает таинство Евхаристии, - тогда Господь, оскудевающее Восполняющий, пополняет те дары.

Отцы, возле которых мы тогда окормлялись, сейчас причислены к лику святых: Господь их забрал в райские обители. Они прошли через трудный период гонений, испытаний и много чего претерпели в жизни, а «претерпевый до конца, той спасен будет» (Мф. 10: 22). Так произошло и с этими старцами, которые никогда никого не ругали, ни своих гонителей, ни своих обидчиков, но во всем полагались на волю Божию. Раз так происходит, значит это - Промысл Божий. С таким настроением, с таким воодушевлением, конечно, легче жить, легче пронести свой крест, несмотря на трудности, которые встречаются на жизненном пути.

- Сейчас старцы есть?

И сейчас старцы есть. И сейчас к ним очереди, не приступишься. Люди нуждаются в окормлении. Хотя иногда, может, и старца не надо? Просто обратись к священнику, у которого исповедуешься, или помолись хорошо, обратись к первому встречному и получишь ответ на свой вопрос. Надо, чтобы ты сам потрудился, сам помолился, и уже по твоему внутреннему сердечному состоянию Господь даст и ответ. Точно так же и здесь. Узнаешь ты старца, не узнаешь - это какое будет твое внутреннее состояние и желание.

Даже в период гонений, когда церкви рушились, закрывались, многие были в изгнании, даже тогда души, стремящиеся к Богу, кто хотел и искал старцев, находили, приезжали со всего мира, несмотря на закрытые границы, когда не впускали и не выпускали. О Союзе я просто не говорю: со всех концов и приезжали, и окормлялись, и не было такого, чтобы владыка Зиновий кого-то не принял. Кого-то с рассуждением, кого-то с объяснением, всех встречали, и говорили, и старались накормить, чтобы они уезжали утешенными. А другие спрашивали: «Куда? Где старцы? Какие сейчас старцы?!»

Когда закрытая в 1922 году Глинская пустынь была ненадолго открыта в 1942 году, многие приезжали, в том числе одна женщина, которая оставила потом свои воспоминания. А старцам, кроме того что они занимались духовным окормлением, нужно было чисто по-человечески возрождать пустынь, нужно было заниматься хозяйственными делами, нужно было кормить и себя, и многочисленных паломников. И вот эта женщина остановилась посреди двора и внутренне вопрошает - родился такой мысленный вопрос: «Где же найти этих старцев?!» Тут мимо пробегает будущий схиархимандрит Андроник (Лукаш) и вдруг говорит ей: «Книги надо читать». Вот так. Ответ на ее вопрос уже получен. Она даже не успела спросить, а он уже отвечает.

Сейчас издается много литературы. И в нашей книге «Подвиг святой жизни. Святые старцы Глинской пустыни. ХХ век» собран очень богатый духовный материал, потому что это воспоминания не одного человека, а сборник. Конечно, это капля в море тех, кто приходил, приезжал, окормлялся, находил духовную поддержку. Но эта капелька тоже может стать великим утешением.

На одной из тихих улочек старого Тбилиси расположена русская православная церковь, освящённая во имя святого благоверного князя Александра Невского. В день его памяти, 6 декабря нынешнего года, приход отмечает 150-летие со дня основания храма. Мы продолжаем рассказ об истории этой церкви, где нашли свое прибежище последние глинские старцы.

Святейший Патриах Грузии Илия II неслучайно назвал Александро-Невскую церковь « филиалом » Глинской пустыни, древнего монастыря, основанного в XVI веке.

Глинская пустынь не раз закрывалась в богоборческие времена. Впервые это произошло в 20-е годы прошлого века. Старцы, которыми славился монастырь, спаслись в Грузии, которая стала их второй родиной. В Александро-Невской церкви служили Господу глинские старцы: митрополит Зиновий (Мажуга), в схиме Серафим; схиархимандриты Серафим (Романцов), Андроник (Лукаш) и Виталий (Сидоренко).

Почти четыре столетия Глинская обитель оказывал мощное воздействие на духовную жизнь всей России. Пустынь славилась строгостью истинно подвижнического устава и высотой духовной жизни насельников. Иерархи Русской Православной Церкви считали Глинскую пустынь истинной школой монашеского делания, « школой Христовой », а старцев – « украшением монашества ». Это была одна из тех редких на Руси обителей, в которой старческое окормление было утверждено уставом. Жизнеописания только наиболее известных глинских подвижников составляют трехтомный Глинский Патерик. Своей подвижнической жизнью и деятельностью Глинские старцы оказывали нравственное влияние на все слои русского общества. Многочисленные паломники со всех концов России устремлялись к ним с целью укрепления своих духовных сил.

Наступили богоборческие времена. В 1922 году монастырь закрыли в первый раз. Старцы спаслись на Кавказе, продолжая поддерживать тесные связи с Глинской пустынью, которая в 1942 г. была открыта, но ненадолго, в 1961-м году ее вновь упразднили.

Благословенная Иверия, первый удел Божией Матери, приняла старцев. К ним постоянно приезжали верующие из России за духовной поддержкой, а в Грузии их называли ласково « дедушками ». Здесь, в Грузии, бережно сохранили православие. Власти не обращали внимания на общину Александро-Невской церкви, и это было во благо.

Вспоминает схиигуменья Елизавета, духовная дочь схиархимандрита Виталия: « Шел 1975 год, мне исполнилось 24 года. Отец Серафим (Романцов) благословил меня переехать в Грузию и служить в русской Александро-Невской церкви. В монашество меня постригал отец Виталий, ставший моим духовным наставником.

Схиархимандрит Виталий, глинский старец, перебравшись в Тбилиси, 20 лет служил в нашем храме. Он был чудотворцем, по милости Божией творившим исцеления духовные и физические, поддерживавшим высокую духовность в обители.

Господь сподобил меня быть при последних минутах жизни и владыки Зиновия, и отца Виталия. Отец Виталий в последние дни жизни не мог разговаривать, но что за сила была в нем! Он горячо молился и полностью предавал себя Богу. На могилы старцев постоянно приходят верующие и получают духовную поддержку.

Я помню страшные 90-е годы, когда в Тбилиси не было света, газа, иногда и пропитания. В это время церковь поддерживала людей, давала не только физическую пищу, но и духовную, помогала обрести точку опоры и не впасть в озлобление и отчаяние. Наш храм и сегодня подкармливает неимущих, для этого открыта столовая.

Святитель Игнатий Брянчанинов в « Приношении к монашеству » описал суету нашего времени и то, как враг будет отбирать любовь и веру у людей. Люди будут метаться и безуспешно искать истину. А истина – в вере, послушании, смирении, уповании на волю Божию.

В наш храм приходят многие, даже те, кто не знает русского языка. Как-то вижу: к могилке отца Виталия подошла женщина и обращается к нему по-грузински. Мы с ней разговорились, и она сообщила, что старец позвал ее, обещал помочь. Спрашиваю, на каком же языке вы общаетесь? И слышу в ответ: « На грузинском! »

Мы должны уметь понимать и беречь друг друга – это основа любви. Нашему храму полтора века, и все это время здесь звучат молитвы о мире и взаимопонимании.

Мой наставник скончался 1 декабря 1992 года. Гроб с его телом стоял в храме до 6 декабря, дня памяти святого благоверного князя Александра Невского. Люди шли и шли, чтобы поклониться почившему старцу. И вот в тот день, 6 декабря, случилось чудо. Когда прозвучала разрешительная молитва, отец Виталий раскрыл ладонь и принял молитву. Есть видеозапись этого чуда. За несколько лет до кончины старец предсказал это событие: « За молитвою своих чад я выброшу руку из гроба ».

Я счастлива, что 18 лет была духовным чадом отца Виталия при его жизни. Но и после кончины старца наша духовная связь не прервалась. Я всегда чувствую его молитву ».

На могиле отца Виталия около Александро-Невского храма в Тбилиси в знак благодарности всегда лежат цветы…

Татьяна ЕРОХИНА,

специально для газеты « Благовест »

На фото: схиигуменья Елизавета на могиле отца Виталия, Глинская пустынь.