Сколько уровней управления имеет ваше предприятие. Типы организационных структур управления

Уровень управления

− часть организации, где могут приниматься самостоятельные решения без их обязательного согласования с выше- или нижестоящими звеньями.

В менеджменте определены три основных уровня управления.

Три основных уровня менеджмента (по Талкотту Парсонсу)

1. Технический уровень

Ежедневные текущие операции и действия, необходимые для обеспечения производительной работы без срывов в производстве продукции или оказании услуг.

2. Управленческий уровень

Координация и согласование внутри организации разнообразных действий и форм деятельности разных подразделений, разработка и выполнение производственных программ и бюджетов.

3. Институционный уровень

Разработка долгосрочных планов, формулировка целей, адаптация организации к разнообразным переменам, регулирование взаимоотношений с окружающей средой.

Иерархия управления

Три основных уровня менеджеров

Менеджеры нижнего звена

· осуществление контроля выполнения производственных заданий;

· непосредственное руководство рабочими, сотрудниками;

· соблюдение требований технологических процессов и техники безопасности;

· обеспечение информацией руководителей высшего уровня о выполнении производственных заданий.

Ответственность

· непосредственное использование выделенных ресурсов: сырья, энергии, оборудования;

Особенности

· напряженность;

· разнообразие действий;

· частые перерывы;

· переход от одного задания к другому;

· короткое время для принятия и выполнения решений;

· много общения с руководством и коллегами.

Менеджеры среднего звена

· координация и контроль деятельности менеджеров нижнего звена;

· разработка производственных программ и планов;

· подготовка информации для принятия решений высшими менеджерами;

· обеспечение связи между менеджерами высшего и нижнего уровней.

Ответственность

· эффективность использования ресурсов соответствующего подразделения.

Особенности

· значительные отличия для разных организаций;

· участие в принятии решений высшими менеджерами;

· работа с документами;

· ведение бесед;

· участие в заседаниях;

· устное общение.

Менеджеры высшего звена

· стратегическое управление организацией;

· формирование корпоративной культуры;

· общее руководство организацией.

Ответственность

· конкурентные позиции организации;

· достижение организацией своих целей;

· выплата дивидендов акционерам.

Особенности

· деятельность не имеет четкого завершения;

· напряженный и длинный рабочий день;

· общение с правительственными организациями, поставщиками, потребителями, банками.

Менеджеры − это руководители, имеющие непосредственно подчиненных им работников.

Типы менеджеров по уровням управления

Уровень управления

Тип менеджера

Основные задачи менеджеров

Руководитель организации и его заместители

Формулирование целей организации и подразделений, разработка долгосрочных планов, адаптация организации к различным переменам, взаимодействие организации с внешней средой

Руководители организации, не отнесенные к высшему и низовому уровням

Координация работы нижестоящих руководителей, руководство отдельными специализированными подразделениями и функциями

Руководители, не имеющие в подчинении руководителей

Непосредственная организация и руководство работниками, занятыми основной деятельностью, контроль за использованием сырья и оборудования

Задачи и роли менеджеров

Общие задачи менеджеров:

· Определение перспективных и текущих целей и задач, планирование.

· Распределение функций, заданий, установление норм, инструктаж подчиненных, создание необходимых условий, мотивация.

· Установление и поддержание коммуникационной связи между подчиненными, между собой и подчиненными, как в прямом, так и в обратном направлении.

Не у всех менеджеров работа одинакова; одни отвечают за выпуск продукции, другие - за исследование спроса, третьи - за сбыт, поставки и т.п. Различия между деятельностью бригадира грузчиков и генерального директора одной компании совершенно очевидны, причем их гораздо больше, чем между деятельностью бригадиров или директоров фирм разных профилей. Причинами различий является горизонтальная и вертикальная дифференциация управленческой деятельности внутри организации.

В крупных организациях объем управленческой работы столь велик, что она требует разделения. Руководители вынуждены координировать работу других менеджеров, те в свою очередь координируют деятельность других и т.д. до уровня, на котором руководители работают непосредственно с исполнителями.

Традиционно управленческую вертикаль делят на три части.

Такое разделение, согласно категорированию Т. Парсонса, предопределяется функциями управленцев. Менеджеры технического уровня заняты текущими операциями и действиями, необходимыми для обеспечения бесперебойной работы (выпуска продукции, оказания услуг). На управленческом уровне менеджеры в основном заняты управлением и координацией внутри организации, они согласовывают различные виды деятельности и усилия различных подразделений организации. Лица, представляющие институциональный уровень, обеспечивают разработку перспективных планов, формулирование целей организации, адаптацию последней к подвижкам среды, управляют отношениями между организацией и обществом, в котором она существует.

Более распространенным является структурирование иерархии менеджмента по уровням управления, с выделением высшего уровня (top-management ), среднего (middle ) и линейного (supervisors) или уровня непосредственных руководителей. Поскольку уровни управления имеют четко определенную подчиненность, они составляют иерархию, в которой руководители высшего уровня управляют работой менеджеров среднего уровня, которые в свою очередь обеспечивают координацию деятельности линейных руководителей. Этим управленческая иерархия исчерпывается; далее, за пределами иерархии, располагаются исполнители, получающие четкие задания, координируемые, направляемые и контролируемые (рис. 5.3) .

Менеджеры высшего уровня управления отвечают за принятие решений. Они устанавливают цели, которых должна достигать организация.

Рис. 5.3.

Пунктирная линия на рис. 5.3 разграничивает высшее руководство на руководителя - первое лицо организации (CEO - Chief executive officer) и директорат, состоящий из первых заместителей. Сила и власть на этом уровне ведут к тому, что отпечаток личности руководителей ложится на весь облик компании. Но и ответственность здесь чрезвычайно высока. По мнению Г. Минцберга, работу, связанную с руководством большинством организаций, можно назвать крайне изматывающей. Количество работы, которое приходится выполнять таким менеджерам в течение дня, огромно, а темп выполнения очень напряженный. И после долгих часов работы главный руководитель не в состоянии расслабиться ни физически, ни в своих мыслях. Одна из причин этого - незавершенность работы, которая для живущей и действующей организации не может считаться законченной; соответственно, и руководитель не может быть уверен, что он успешно завершил свою работу. Высокие оклады на этом уровне в то же время предполагают рабочую неделю в 60-80 ч, отпуска продолжительностью не более 10 дней, подчинение всего распорядка жизни проблемам существования организации.

На среднем уровне управления менеджеры играют роль буфера между выше- и нижестоящими руководителями. Главное их предназначение заключается в обеспечении выполнения различными подразделениями задач, порождаемых разделением единой, задаваемой топ-менеджментом цели. Разделение единого на части без утраты целостности - задача весьма непростая, требующая постоянной координации деятельности элементов организации, работающих над различными частями.

В крупных организациях складывается дифференциация внутри среднего уровня управления; на рис. 5.3 пунктиром показано возможное деление на среднее высшее и среднее звенья. Первое составляют главы дивизионов, региональных отделений, стратегических зон хозяйствования; второе представлено руководителями функциональных подразделений. Менеджеры среднего звена получают цели от высшего уровня, делят их на задачи в соответствии с профилем подразделений и трансформируют их в задания, имеющие конкретные технологические спецификации, для передачи следующему уровню управления. Менеджер среднего звена возглавляет крупное подразделение или отдел в организации. Его можно назвать буфером, потому что все недовольство и сверху (от неверно выполненных задач), и снизу (по поводу нереалистичных и неадекватных заданий) достается ему. Большую часть рабочего времени на этом уровне занимает общение (2/3), преимущественно в форме бесед с коллегами среднего звена и линейного уровня.

Уровень линейных руководителей , непосредственных менеджеров (иногда встречается некорректное название «низовой уровень») обеспечивает выполнение конкретных сформулированных заданий. Получая их от руководителей среднего звена, имея определенные ресурсы для выполнения заданий, менеджеры небольших отделов, служб, участков отвечают за правильность использования сырья, оборудования, трудовых ресурсов, распределяют и контролируют деятельность исполнителей, находящихся в их подчинении. Большинство руководителей начинают карьеру в этом качестве. Непосредственный менеджер большей частью находится в своем коллективе, взаимодействует со своими подчиненными, для которых является одновременно направляющей, контролирующей инстанцией и защитником интересов группы, подразделения. Основное время линейный руководитель тратит на контакты с подчиненными, немного на общение с равными по уровню управленческой иерархии и совсем мало на беседы с начальством. Деятельность супервайзера характеризуется напряженностью, большим разнообразием, частой сменой задач, которые в среднем занимают от 1 до 9 мин. Задания, поставленные перед линейным менеджером, имеют конкретный законченный вид и практически всегда реализуются в пределах двух недель.

Различие задач, стоящих перед руководителями разных уровней, в обобщенном виде, безотносительно специфики организаций, отражено Р.А. Фатхутдиновым в учебнике «Система менеджмента». Менеджеры высшего уровня тратят 60% своего времени на стратегические задачи, 25% - на тактические и 15% - на операционные; для руководителей среднего звена эти показатели составляют соответственно 25, 50 и 25%; у линейных менеджеров - 10, 25 и 65% .

Доминанту стратегии в деятельности высшего звена управления, именуемого институциональным уровнем или стратегическим эшелоном, можно объяснить через рассмотрение навыков, требующихся менеджерам на различных уровнях управления.

Руководитель отдела сбыта (любой другой линейный руководитель) использует технические навыки, поскольку участвует в процессе продаж и сам в течение дня осуществляет некоторое количество сделок. От него требуются навыки человеческого общения для мотивации работников и обеспечения того типа лидерства, который необходим в данной организации. Технические навыки позволяют ему работать с предметами, тогда как навыки человеческого общения помогают иметь дело с людьми. В некотором объеме требуются и концептуальные навыки, позволяющие менеджеру соотнести сферу ответственности своего подразделения с другими сферами в организации. Хотя на последние времени уходит немного.

При перемещении руководителя отдела сбыта по служебной лестнице на уровень среднего звена управления технические навыки используются уже не так часто. То, что касается человеческого общения, не утрачивает актуальности и на новом уровне, так как большую часть времени теперь менеджер затрачивает на мотивацию, координацию, поддержание контактов. Для успешного функционирования менеджмента среднего уровня необходимо умение эффективно работать с руководителями других функциональных единиц, поэтому к социальному мастерству добавляются повышенные требования к концептуальным навыкам и их развитию.

Когда менеджер поднимается на вершину иерархической структуры, его технические навыки становятся полезными лишь в редких случаях. Остается прежняя потребность в навыках общения с людьми, и неизмеримо возрастают требования к владению навыками концептуального характера. Задача руководителя на этом уровне заключается в обеспечении единства усилий в сфере производства, исследований, сбыта, финансов, кадров для достижения общей организационной цели. Поэтому на первое место среди управленческих навыков выходит умение сознавать, создавать, поддерживать и развивать эффективную целостность, состоящую из множества разнородных, сложно связанных друг с другом элементов.

На рис. 5.4 показана связь между требуемыми от менеджера навыками и уровнями в управленческой иерархии 1 . Высший уровень руководства в равной мере активно задействует концептуальные и человеческие навыки, оставляя техническим совсем небольшую долю. С переходом на нижележащие уровни растет востребованность технических навыков, которые на уровне исполнителей становятся доминирующими. Навыки человеческого общения имеют особое значение для менеджеров всех уровней, утрачивая ведущую роль на исполнительском уровне. А концептуальные навыки оказываются необходимыми, хотя и в разной мере, всем без исключения работникам организации - от генерального директора до ведущего инженера-исследователя и простого грузчика.

Уровни

Навыки

Линейный

Исполнительский

Концепту

альные


Рис. 5.4.

управления

  • Лифта Дж. К. Менеджмент: учеб, пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Вебли, 2004.
  • Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента: учеб, пособие. М.: Бизнес-школа Интел-Синтез, 1996. Дафт Р.Л. Менеджмент: учебник. 6-е изд., доп. и перераб. СПб.: Питер, 2007. 864 с.

Процесс и функции управления

Менеджмент - это система методов управления в условиях рынка или рыночной экономики, которые предполагают ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими затратами, с целью получения оптимальных результатов.
Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации (Мескон М. Х.). Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей.
Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций:
планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля.

Планирование. С помощью этой функции определяются цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей. Важным элементом этой функции являются прогнозы возможных направлений развития и стратегические планы. На этом этапе фирма должна определить, каких реальных результатов она может добиться, оценить свои сильные и слабые стороны, а также состояние внешней среды (экономические условия в данной стране, правительственные акты, позиции профсоюзов, действия конкурирующих организаций, предпочтения потребителей, общественные взгляды, развитие технологий).

Организация. Эта функция управления формирует структуру организации и обеспечивает ее всем необходимым (персонал, средства производства, денежные средства, материалы и т.д.). То есть на этом этапе создаются условия для достижения целей организации. Хорошая организация работы персонала позволяет добиться более эффективных результатов.

Мотивация - это процесс побуждения других людей к деятельности для достижения целей организации. Выполняя эту функцию, руководитель осуществляет материальное и моральное стимулирование работников, и создает наиболее благоприятные условия для проявления их способностей и профессионального "роста". При хорошей мотивации персонал организации выполняет свои обязанности в соответствии с целями этой организации и ее планами. Процесс мотивации предполагает создание для работников возможности удовлетворения их потребностей, при условии надлежащего выполнении ими своих обязанностей. Прежде, чем мотивировать персонал на более эффективную работу, руководитель должен выяснить реальные потребности своих работников.

Контроль. Эта функция управления предполагает оценку и анализ эффективности результатов работы организации. При помощи контроля производится оценка степени достижения организацией своих целей, и необходимая корректировка намеченных действий. Процесс контроля включает: установление стандартов, измерение достигнутых результатов, сравнение этих результатов с планируемыми и, если нужно, пересмотр первоначальных целей. Контроль связывает воедино все функции управления, он позволяет выдерживать нужное направление деятельности организации и своевременно корректировать неверные решения.

Руководитель и его роли

Руководитель - человек, наделенный полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять их выполнение. Под ролью руководителя понимается "набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности" (Минцберг). Выделяют десять основных ролей руководителя. Эти роли руководитель выполняет в различные периоды своей работы.
Укрупненно роли руководителя разделяют на три группы:

  1. Межличностные роли. Руководитель выполняет роль лидера, то есть он отвечает за мотивацию, набор, подготовку работников и т.д. Также руководитель является связующим звеном между своими работниками. Главный руководитель выполняет роль единоначальника - главного верховного руководителя.

    Информационные роли. Являясь приемником информации, руководитель получает разнообразную информацию и использует ее в целях организации. Следующая роль руководителя- распространение информации среди членов организации. Руководитель выполняет так же представительские функции, то есть передает информацию об организации при внешних контактах.

    Роли по принятию решений. Руководитель выступает в роли предпринимателя, разрабатывает и контролирует различные проекты по совершенствованию деятельности организации. Также он выступает в роли человека, устраняющего нарушения в работе организации. Руководитель является распределителем ресурсов своей организации. К тому же он является лицом, ведущим переговоры с другими организациями от имени своей организации.

Все эти роли руководителя, в своей совокупности, определяют объем и содержание работы менеджера любой организации.

Уровни управления

Крупные организации нуждаются в выполнении очень больших объемов управленческой работы. Это требует деления управленческого труда на горизонтальный и вертикальный. Горизонтальный принцип разделения труда - это расстановка руководителей во главе отдельных подразделений, отделов. Вертикальный принцип разделения труда - это создание иерархии уровней управления, чтобы скоординировать горизонтально разделенную управленческую работу для достижения целей организации.

Руководителей делят на три категории:

    Руководители низшего звена (операционные руководители). Самая многочисленная категория. Они осуществляют контроль за выполнением производственных заданий, за использованием ресурсов (сырья, оборудования, кадров). К младшим начальникам относятся мастер, заведующий лабораторией и т.п. Работа руководителя низшего звена является самой разнообразной, характеризуется частыми переходами от одного вида деятельности к другому. Степень ответственности руководителей низшего звена не очень высока, иногда в работе присутствует значительная доля физического труда.

    Руководители среднего звена. Они контролируют работу руководителей низшего звена и передают обработанную информацию для руководителей высшего звена. К данному звену относятся: заведующие отделом, декан и т.д. На руководителей среднего звена ложится существенно большая доля ответственности.

    Руководители высшего звена. Самая малочисленная категория. Они отвечают за разработку и реализацию стратегии организации, за принятие особо важных для нее решений. К руководителям высшего звена относятся: президент компании, министр, ректор и т.д. Работа руководителя высшего звена является весьма ответственной, так как фронт работы большой, а темп деятельности напряженный. Их работа, в основном, заключается в умственной деятельности. Они постоянно должны принимать управленческие решения.


Современный управляющий

Изменения в обществе, экономике, технологиях заставляют по новому осмыслить понятия управления в современной организации, переформулировать профессиональные характеристики управляющего, необходимые для успешного управления организацией в современных условиях.

В современных условиях все большее значение приобретают отрасли, связанные с интеллектуальной деятельностью. В России, в период переходной экономики, возникает повышенный спрос на менеджеров в обслуживающих сферах - торговля, финансы, информационные технологии.
Таким образом, современный менеджер должен обладать способностями по управлению подобным бизнесом, и владеть навыками принятия решений в условиях неопределенности.
В статье "Менеджер 21-го века: кто он?" (журнал "Менеджмент в России и за рубежом") экономисты Поршнев А. Г. и Ефремов В. С. говорят об управлении в современном обществе так:
"В обществе, где управление опирается на интеллектуальное сотрудничество людей; на их сетевую кооперацию, подразумевающую многосвязность и участие каждого человека во многих производственных процессах, требующих его знаний и умений; на интеграцию процессов планирования и исполнения; на создание динамичных, проблемно-ориентированных коллективов тружеников отношения найма труда уступают место отношениям купли-продажи продукта труда. И это есть революция."

Современный управляющий должен руководствоваться следующими принципами:

  1. Ориентация на людей, так как люди - это самый жизненно важный ресурс организации.
  2. Дух соперничества, то есть умение добиваться успеха в условиях острой конкуренции.
  3. Внешняя перспектива, то есть способность вступать в союзы и добиваться поддержки извне, в том числе у ключевых фигур.
  4. Ориентация на системы, то есть системное управление как решение задачи дирижирования "информационным оркестром".
  5. Гибкость и способность принимать решения в условиях неопределенности.
  6. Ориентация на будущее.

Уровни управления.

Менеджер - ϶ᴛᴏ человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделœенный полномочиями принимать решения по определœенным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условия.

Термин ʼʼменеджерʼʼ может употребляться применительно:

К администратору любого уровня управления

К руководителю предприятия в целом или его подразделœению

К организатору конкретного вида работы

К руководителю по отношению к подчинœенному

К менеджеру предъявляются требования высокого профессионализма и компетентности. В нём должны соединяться качества высококвалифицированного специалиста͵ обладающего техническими и экономическими знаниями, и организатора производства, выполняющего административные функции. В условиях рыночной экономики наибольший взгляд должен быть направлен на природу, роль, сущность и значение труда руководителя. Сейчас на первое место выдвигаются в основном организаторские качества.

1. Адаптационная мобильность: склонность к творческим формам деятельности, непрерывному углублению знаний; инициативность; стремление учить других; желание качественных изменений в организации; готовность к обоснованному риску; стремление к нововведениям; расширение круга своих полномочий; самообладание и предприимчивость.

2. Контактность: общительность; интерес к людям; высокий уровень притязаний в сфере межличностных отношений; способность располагать к себе людей и видеть себя со стороны, выслушивать; способность понимать и убеждать людей; уметь взглянуть на конфликтную ситуацию глазами собеседника.

3. Стрессоустойчивость: интеллектуальная и эмоциональная защищённость в проблемных ситуациях, самообладание и трезвость мышления при принятии коллективных решений.

4. Доминантность: властность, честолюбие, стремление к личной независимости, лидерство в любых обстоятельствах и любой ценой, готовность к бескомпромиссной борьбе за свои права; игнорирование авторитетов; самоуважение; завышенный уровень притязаний, смелость, волевой характер.

В управлении менеджер должен быть наиболее важным, чем ученый. Менеджер должен быть менее образованным, чем ученый, но зато он должен обладать таинствами управления как искусством в силу своих личных качеств, таланта͵ опыта͵ навыков и здравых суждений. Качества менеджера, умноженные на научные знания, дают возможность добиться эффективных результатов в управленческой практике.

Уровень управления - ϶ᴛᴏ вертикальное разделœение труда.

В любой организации вся управленческая работа строго разделœена по горизонтали и по вертикали. По горизонтали происходит расстановка конкретных руководителœей во главе отдельных подразделœений, а по вертикали – вышестоящие руководители координируют работу нижестоящих руководителœей до такого уровня, пока не будет взаимодействия с рабочими. Количество уровней управления должна быть различным. Множество уровней ещё не определяет эффективность управления. Количество уровней иногда определяется величиной организации и объёмами управленческой работы.

Независимо от количества уровней управления, всœех руководителœей делят на три категории, исходя из функций, которые они выполняют в организации.

3 уровень: руководители низового звена.

2 уровень: руководители среднего звена.

1 уровень: руководители высшего звена.

По Парсансу: низовой уровень – технический уровень; средний уровень – управленческий уровень; высший уровень – институциональный уровень.

Руководители низового звена - ϶ᴛᴏ управленческий уровень, находящийся непосредственно над рабочими. Данные руководители обеспечивают непрерывность производственного процесса и отвечают за использование оборудования, сырья и трудовых ресурсов. К ним относятся мастер смены, старший мастер, начальник бригады.

Руководители среднего звена координируют и контролируют работу руководителœей низового звена. Перед этими руководителями лежит большая ответственность по переводу стратегических целœей и задач высшего руководства на уровень производственного процесса, они отрабатывают и анализируют информацию о поэтапном достижении миссии предприятия. Примеры: начальник смены, главный инженер, начальник цеха, отдела, директор филиала и так далее.

Руководители высшего звена принимают ответственное решение на предприятии, утверждают миссию и стратегии предприятия, являются обликом любой организационной структуры. От их управленческих навыков зависит эффективная связь внешней среды с предприятием. Примеры: директор предприятия, генеральный директор, президент, вице-президент, ректор, проректор.
Размещено на реф.рф
В течение рабочего времени 70% уходит на запланированные заседания, 12% на работу с бумагами и документами, 6% на телœефонные разговоры, 3% на поездки осмотра встречи, 9% на незапланированные встречи.

Уровни управления. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Уровни управления." 2017, 2018.

  • - Уровни управления.

  • - Уровни управления в организации

    Уровень управления – часть организации, где могут приниматься самостоятельные решения без их обязательного согласования с выше- или нижестоящими звеньями. Фактическое количество уровней на предприятиях колеблется от 1 – 2 в малых фирмах до 8 – 9 в крупных объединениях и... .


  • - Уровни управления

    Как уже говорилось в разделе «Внутренние переменные организации», в менеджменте различают два вида разделения труда: по горизонтали и по вертикали. Однако, мы возвращаемся к рассмотрению принципов разделения труда из-за того, что оно связано с таким важным понятием как... .


  • - Уровни управления организацией.

    Туризм - это не только важная отрасль экономики, но и сложная организационная структура. Не всегда можно точно определить, что же относится к туризму: потребители не замечают тесного взаимодействия туристских структур, а представители туристских предприятий выделяют в... .

    Уровни управления - это проявление разделения труда в орга­низациях. В настоящее время все более и более явной становится тенденция к специализации профессиональной деятельности, при кото­рой каждый работник (или каждое подразделение) выполняет предпи­санные ему... .


  • - Уровни управления и системы контроля

    Стратегический выбор на функциональном, СЗХ и корпоративном уровнях естественным образом определяет структуру управления и системы контроля. Первый - функциональный уровень. На этом уровне системы управления характеризуются вертикальной дифференциацией.... .


  • - Уровни управления

    Хотя все руководители играют определенные роли и выполняют определенные функции, это не значит, что большое число руководителей в крупной компании заняты выполнением одной и той же работы. Организации, достаточно крупные для того, чтобы обеспечить четкие разграничения в... .