Стратегии мышления лидера в условиях неопределенности. Семь самых опасных типов лидерского мышления

Я много раз видел это.

Лидер может делать всё правильно, но один лишь ошибочный настрой способен затмить – и даже поставить под удар – все известные нам положительные лидерские принципы.

Одно постоянно повторяющееся действие. Одна характерная черта. Одна привычка. Одна особенность мышления.

Увы, зачастую дело даже не в том, что человек не является хорошим лидером. Просто один неверный настрой сбивает его с верного пути. Посему я считаю, что лидеры должны постоянно работать над неудовлетворительным мышлением, мешающим им достигать того успеха, которого они могли бы достичь.

Вот семь самых опасных типов лидерского мышления, которые мне довелось наблюдать.

Если быть предельно откровенным, некоторые из них я замечал и у себя – иногда в течение какого-то времени, пока кто-нибудь не помогал мне понять, что неудовлетворительный лидерский тип мышления появился у меня самого.

За деревьями не видеть леса.

Всегда найдутся мелочи, которыми придется заниматься, но чем мелочнее будут мысли лидера, тем меньше он или она сможет концентрироваться на видении перспективы. Я могу увязнуть в частностях, на которые попусту потрачу свою энергию, и которые истощат мои силы. Иногда это системная проблема, отнимающая слишком много времени, а иногда это просто неумение делегировать полномочия. И что интересно, я сам за собой заметил, что, когда отсутствует ответственность за множество деталей, я скорее замечу вещи менее заметные, но в значительной степени требующие моего внимания.

Негативный лидер практически никогда не сможет быть успешным в долгосрочной перспективе, просто потому, что никто не захочет за ним следовать. У некоторых подобный настрой сохраняется постоянно (и я лично полагаю, что лидерство – не их стезя), но иногда такое настроение может длиться лишь некоторое время – особенно при наличии многочисленных неудач либо в личной жизни, либо в той области, где мы как раз и являемся лидерами. Подобно может произойти и во времена быстрых перемен, когда число жалобщиков превышает число льстецов. Если мы не будем соблюдать осторожность, может случиться так, что мы позволим негативному образу мышления проникнуть и во все прочие сферы нашей жизни и начнем видеть свой мир в таком свете. Очень трудно следовать за лидером с негативным складом ума.

Не получать удовольствия от пути.

Не уделять времени празднованию. Лидеры высоких достижений часто попадают в эту ловушку. Я сам иногда туда попадаю, и приходится либо напоминать об этом самому себе, либо ждать напоминаний от других. Я всегда стараюсь смотреть вперед и не пропустить следующий большой шанс, стремясь к постоянному совершенствованию. Я могу не заметить текущий успех, находясь в непрерывном поиске будущего потенциала. Проблема заключается в том, что непрерывное стремление вперед не является устойчивым в долгосрочной перспективе. Оно приводит к выгоранию людей, заставляет их чувствовать себя недооцененными, и приводит к очень низкому уровню командного духа. Людям необходим отдых; им нужно остановиться, отдохнуть, перевести дыхание и отпраздновать уже достигнутые победы.

Ожидать от других больше, чем готовы отдать сами.

Как-то раз мне довелось работать с лидером, который многого ожидал от всех, причем не только по качеству работы, но и по количеству рабочих часов. Проблема заключалась в том, что, как оказалось, к себе он не предъявлял такие же высокие требования. Он появлялся на работе исключительно для того, чтобы прорычать несколько распоряжений, а потом исчезал. И, поскольку он был в основном «отсутствующим» лидером, даже если и работал, не будучи на рабочем месте (а я лично знал, что он часто работает вне офиса), никто в это не верил. Он создавал ощущение лени. Все, кто пытался следовать за ним, испытывали разочарование. Людям казалось, что их используют. Те, кто следует за лидером с таким типом мышления, работают в основном ради зарплаты.

Особенно, если образ мышления лидера предполагает, что он или она этого заслуживает. Успеха команды не бывает без усилий других людей. Когда лидер принимает все почести и награды на свой счет, команда превращается в наемных работников босса, а не в последователей лидера. Творческая деятельность становится наемной работой, а не карьерой. Это может выражаться просто в языке лидера. Если все сделал «Я» сам, если все это было благодаря «мне» — тогда «они» в ближайшее время могут – пусть даже только в мотивации – позволят «мне» делать все самому. Общий успех имеет первостепенное значение для долгосрочного успеха лидера.

Никогда не прекращать работать.

Вы не можете сделать это. Не можете. Вы можете думать, что можете постоянно сохранять активность — делать все – быть везде — но вы не сможете. Супермен не мог. И Иисус. Не пытайтесь. (Кто-то из тех, кто сейчас читает меня, все еще думает, что сможет — ладно – я вас предупредил!) И должен честно признаться, для меня это был один из самых трудных моментов. Такое, как правило, происходит, когда мне не хватает силы воли, чтобы сказать нет, когда я слишком беспокоюсь о том, что обо мне думают люди, ожидающие, что я как раз окажусь повсюду, или когда я не сделал того, чего и не должен был делать. К счастью, я достиг того уровня зрелости, когда для меня стало возможным осознанно ограничивать период активной деятельности. (А для меня это обычно означает уехать за город. Там всегда есть чем заняться.)

Подписывайтесь:

Изолировать себя от других.

Одной из самых опасных особенностей мышления лидера, которые мне довелось наблюдать, является уверенность в том, что нельзя подпускать других к себе слишком близко. Лидерство может быть работой, требующей уединения. Но это не должна быть работа одиночки. Нам нужны люди. Лидер должен быть подотчетным. Нам нужно сообщество и те, кто способен обращаться к потаенным местам в наших сердцах и жизнях. И так часто я видел подобное в неудачах лидеров — даже у многих пасторов. Когда мы становимся островами в душе своей, мы тем самым навлекаем на себя атаки противника.

Вот те несколько опасных особенностей мышления лидеров, которые я наблюдал. Не хотите ли добавить что-нибудь к списку?

Статья называется: Ключевые компетенции лидера: мышление лидера или лидерство в мышлении. Критичный читатель может совершенно справедливо заметить: «А не одно ли это и то - же?» И будет совершенно прав в своих сомнениях – так уж устроен наш язык, что простая перестановка слов, может вызвать серьёзное искажение смысла. Так давайте разбираться в этой ситуации

Поводом для появления этой статьи, стал отзыв одного знакомого. Я отослал ему на рецензию статью из июльского номера «Компетенций». Статья о теоретическом обосновании лидерства, как явления. Суть его критики, в общем, сводилась к тому, что должен ли лидер уметь казаться лучшим среди своих людей, или на самом деле необходимо быть лучшим. Тогда появляется и вопрос о подлинном лидерстве или его изображении. То есть, переведя этот вопрос на управленческий язык, мы получаем: лидер должен обладать специальной компетенцией лидера в области продажи идей (в том числе идеи собственной высокой компетентности в любой области) достаточно ли только этого навыка, или необходимо действительно обладать высокой компетентностью во всех сферах действия группы.

Ключевые компетенции лидера - быть или казаться?

Вернемся к понятийному аппарату, использованному в уже упомянутой статье:

Лидерство – положение индивида в группе, определённое признанием высоких результатов деятельности другими членами группы

Лидерство – процесс внутреннего управления, основанный на инициативе членов группы

Итак, очевидно, что 1 определение это «…казаться…», 2 –«…быть…». Потому что – 1. это продажа идеи о собственном превосходстве, а 2.- это управлением состоянием инициативности (направленности и качество) членов группы - это что мы привыкли считать истинным лидерством.

Как ни странно, но при таком подходе изначальное противоречие сливается в единую ключевую компетенцию лидера под условным названием «убедительность» и означает умение продать идею. Причём совершенно неважно какую, о собственной «богоподобности», как это делали фараоны Древнего Египта, или необходимости пожертвовать собой в борьбе за чужие идеалы, как это делают современные лидеры, призывая митингующих на баррикады.

Компетенции лидера - мышление или восприятие?

Вернемся к нашему частному случаю с которого начали, и разберёмся с ним. Присвоим дефиниции:

1.Мышление лидера – мышление, при котором все решения обладают позитивной (конструктивной) направленностью – мышление при котором анализ ситуации приводит к заключению о возможностях.

2.Лидерство в мышлении – превосходство в мышлении.

Первое определение широко распространено, и критично уже давно не воспринимается, хотя для человека,знакомого с когнитивными процессами, налицо понятийная путаница.

Разберёмся: когнитивных процессов 5: внимание, восприятие, мышление, воображение, память – всё: ни больше, ни меньше. Убавить или прибавить - значит пойти против современной науки.

Так вот, определение №1 это определение восприятия, как когнитивного процесса, не мышления - плохое неточное определение, но именно восприятия. В итоге все тренинги в парадигме этого определения учат лидерскому восприятию, а не мышлению. Это тоже открывает свои большие перспективы, это тоже весьма полезно - и это неоспоримо. С практической же точки зрения, для нас (HR и T@D менеджеров), это не позволяет развивать лидерство, как компетенцию целиком – поскольку кроме этого есть ещё что-то кроме этой составляющей. Полезный итог этого построения – лидер должен иметь особое лидерское восприятие действительности, то есть воспринимать сложившуюся ситуацию, как поле будущей деятельности – оперативное пространство, и видеть окружающий мир, как набор возможностей для достижения целей (его лидера).

Что же касается определения №2, то здесь всё достаточно просто – лидер должен, хотя бы периодически демонстрировать окружению своё превосходство в мышлении. Для этого уже очень давно человечеством разработаны и разрабатываются интеллектуальные инструменты, которые позволяют без воздействия на мозг, с целью усилить его производительность, получать превосходные (относительно средних) результаты при решении задач на мышление. Тренинги на эту тему на рынке хоть и редко, но встречаются и нам (HR и T@D менеджерам) решить задачу по развитию мыслительного аппарата руководителей всех уровней на данный момент несложно.

В модели компетенций лидера обычно эта область называется «Системное мышление», «Инновационное мышление», «Креативность» (мне не понятно почему, но почему-то так), «Мышление руководителя» и тому подобное. Вывод: лидеру необходимо обладать превосходством в мышлении, но только лишь для того, чтобы демонстрировать своё процессное превосходство в решении задач группы.

Итак, ключевые компетенции лидера:

1.Уметь продавать идеи.

2.Видеть окружающий мир как набор возможностей для достижения целей.

3. Обладать превосходством в мышлении.

И это ещё не всё…..

«Стань позитивным. Неважно, насколько страшными кажутся вещи, или
такими являются, поднимите ваш взгляд и увидьте возможности – они
всегда видны, ибо они всегда есть»

Норман Винсент Пил

По-моему, отличительной особенностью, которая существует в сознании лидера, его жизненной установкой можно назвать то, что лидер способен . Он умеет создавать положительные образы и из самой негативной, на первый взгляд, ситуации, извлекать пользу. Среднестатистический человек, как правило, видит лишь поверхность ситуации или события, реагируя эмоционально.

Лидерами не рождаются...

Для обычного человека характерно принижать собственные достоинства и преувеличивать недостатки. Перспектива благоприятного будущего видится такому человеку тусклой, а проблемы, напротив, воспринимаются всерьез. Такой человек, конечно, опасается и не хочет негатива в своей жизни, но, при этом, верит, что ничего хорошего он в будущем не встретит. А лидер, напротив, воспринимает ситуацию разумно, умеет видеть ее такой, какая она есть на самом деле. Свои возможности и перспективы лидер видит в более радужном свете.

В этом и кроется секрет: если относиться к проблеме, не придавая ей излишней значимости, то она решается быстрее и проще . Все зависит от восприятия: если принимать все близко к сердцу, преувеличивать негативное значение той или иной ситуации, бросать все силы на ее решение, то эта проблема приведет за собой другие, которые способны еще более усложнить ситуацию.

Лидер в принципе не использует слово «проблема» . Само по себе это слово вызывает в человеческом мозге негативный импульс, который способен притянуть к себе, как магнитом, отрицательнее ситуации. Для того чтобы обозначить что-то неприятное, лидер использует слово «ситуация» . Вместо того, чтобы произнести: «у меня проблема» , лидер скажет «возникла интересная ситуация, которую я решу» . Эти два предложения означают, по сути, одно и то же. Но то, как они звучат, совершенно меняет восприятие возникшего вопроса.

Лидер следит за своей речью и старается не использовать в своем словаре слова и фразы, способные вызвать негативные ситуации и образы. Разум человека мыслит образами. Словами человек передает эти мысли окружающим. Эмоциональные слова не способны точно передать ощущение о восприятии конкретного человека. Поэтому, когда происходит подобный обмен информацией, необходимо закодировать образ правильными словами и передать его другому, который сможет раскодировать этот образ так, как нужно лидеру.


один из важных навыков любого Лидера - позитивное мышление

Слова – это посредник. Для передачи образа можно использовать множество слов. Лидер передает свои образы, используя те слова, которые представляют ситуацию в положительном свете. Один и тот же образ способен, как разрушать веру людей, так и мотивировать их на поступки. Все зависит от того, какими словами он передан. Когда лидер заявляет тем, кого ведет за собой: «у нас серьезные проблемы», что бы он ни сказал после этой фразы, у людей отложится негатив. А если сказать «Мы использовали возможность, которая сработала не совсем так, как мы ожидали. Мы используем другой метод» , то такая постановка, скорее всего, подвигнет к действию.

Ниже приведены варианты описания той или иной ситуации обычным человеком и лидером.

Обычный человек Лидер так изменяет типичные фразы
У нас возникли проблемы У нас возникла интересная ситуация
Это не сработает Нам следует приложить чуть больше усилий, чтобы получить результат
Очень сложная ситуация Ситуация проста: нам необходимо определить план по ее решению
Ниша заполнена на 85 процентов У нас есть 15 процентов свободного пространства
Я слишком стар (молод) Мое преимущество в моем возрасте
У них серьезные преимущества перед нами Да, они обладают преимуществами, но никто не может быть совершенен
Я сделал ошибку Я приобрел хороший опыт
Я проиграл Я проиграл эту схватку, но следующий шаг за мной

Вот несколько пунктов о том, как лидер думает?

  1. Лидер мыслит исключительно положительными образами , так как знает, что разум воспринимает мысленные образы, стараясь создать благоприятное поле для деятельности. В состоянии тревожности или неуверенности невозможно добиться эффективности осуществляемого мероприятия.
  2. Лидер, вникнув в суть проблемы , старается представить ее перед окружающими в более упрощенном виде , чтобы иметь возможность проще ее решить. «У страха глаза велики». Если руководствоваться этой пословицей и отбрасывать преувеличение проблемы, то ее решение не будет казаться таким уж сложным.
  3. Лидер использует улыбку . Лидеру свойственно с улыбкой встречать любую проблему. Вы можете испытать это на собственном опыте. Если вы, улыбаясь, подумаете о чем-либо негативном, то улыбка превратится в гримасу. Настоящая улыбка позволяет мыслить позитивно. Научитесь улыбаться и ваши мысли изменятся на положительные.
  4. Внешне лидер может выглядеть серьезно, но в его душе есть место расслабленности. Чересчур серьезное восприятие вещей усложняет и преувеличивает размер проблемы. А улыбка способна внести некую разрядку, преуменьшить значимость, тем самым открыть пути для простого и эффективного решения. Слишком серьезное отношение блокирует изворотливость мысли. Чем более серьезно вы относитесь к полученному заданию или возникшей проблеме, тем больше будете переживать. Это, в свою очередь, повлияет на принятие быстрого и адекватного решения. Понимая это, лидер, преподнося проблему своему окружению, несколько преуменьшает и упрощает ее значимость.
  5. Лидер применяет глобальные образы. Лидер способен видеть все в перспективе. Лидеру свойственно строить грандиозные планы вместо незначительных. Большой образ способен дать людям гораздо более сильную мотивацию, нежели мелкий.
  6. Лидер не говорит о том, сколько ему осталось преодолеть, он указывает на то, сколько уже пройдено и сделано . Это отлично работает, когда человек стремится достичь цели. Если все время думать о том, сколько еще предстоит сделать для того, чтобы прийти к цели, возможно, что вам так никогда и не удастся ее достичь. Когда вы думаете о том, чего еще не достигли, вы трансформируете позитивную энергию в негативную, а это отнимает у вас силы. А когда вы смотрите на то, сколько уже проделано, то от осознания совершенной работы, мысленно вы подбадриваете себя, добавляя позитивной и конструктивной энергии. Лидер, зная это, постоянно напоминает своему окружению о том, какая значительная часть работы уже проделана.
  7. Лидер обращает внимание не на то, как обстоят дела в настоящее время, а на то, как изменится ситуация в будущем. Каждый успешный предприниматель, начиная свое дело, видит вершину своего расцвета. Именно уверенность в том, что он достигнет этой вершины, помогает ему справляться с трудностями и решать сложные задачи. То, что «сейчас» — это лишь ступень к тому, что будет «потом», когда цель будет достигнута.
  8. Лидер положительно воспринимает любую возникающую ситуацию. Лидер умеет воспринимать любые обстоятельства как позитивные события, даже если они таковыми не являются.

Мне кажется, что в любой ситуации заложен стержень успеха. Человеческая жизнь состоит из постоянной необходимости делать выбор. Человек не может выбирать ситуацию, в которую он попадет, но он может выбрать свою реакцию на то или иное событие. Если человек реагирует негативно и видит только отрицательные стороны, таким образом, он усиливает плохую энергию, усугубляя положение. А положительная реакция, напротив, способна преобразовать негатив в позитив.

Такое свойство мышления и характеризующее настоящего лидера.

Свои мнения и изыскания по вопросу мышления лидера пишите в комментариях.

Интеграция различных культур, национальностей,
возрастов и стилей в компаниях по всему миру оказывает огромное влияние на бизнес. Сегодня лидерам нужны новые навыки для того, чтобы добиться успеха.

Благодаря социальным сетям и технологиям глобаль ное взаимодействие становится повседневной реальностью бизнеса. Доступ к практически любым данным и знаниям сейчас можно получить через устройства, которые умещаются на ладони. Джим Коузес, известный специалист по управлению, недавно так описал этот сдвиг: «суть управления остается неизменной на
протяжении последних 20 лет, контекста – нет».

Руководители, которые стремятся к успеху, должны теперь развить три новых компетенции:

  • Глобальная деловая хватка: новые финансовые, промышленные, функциональные и технические навыки, необходимые для того, чтобы ориентироваться на рынке, для которого характерны быстрые изменения бизнесмоделей и продуктов, слияния и поглощения.
  • Глобальное мышление: способность участвовать в постоянном процессе генерации нового через распознавание возможностей в многосоставной и сложной среде.
  • Мировое гражданство: восприимчивость и находчивость в географии, политике, экономике, праве, культуре, технологиях, котоые помогает создавать и внедрять корпоративную стратегию.

Глобальное мышление VS Мировое гражданство

Глобальное мышления включает в себя способность видеть за пределами компании, национальной культуры, функциональных обязанностей, осмыслять результаты деятельности как вклад в общество и устойчивое развитие.

  • Лидерство, Менеджмент, Управление компанией

Ключевые компетенции лидера: мышление лидера или лидерство в мышлении.

Критичный читатель может совершенно справедливо заметить: «А не одно ли это и то же?» И будет совершенно прав в своих сомнениях – так уж устроен наш язык, что простая перестановка слов, может вызвать серьёзное искажение смысла. Так давайте разбираться в этой ситуации на этом примере.

Поводом для появления этой статьи, стал отзыв одного знакомого. Я отослал ему на рецензию статью из июльского номера «Компетенций». Статья о теоретическом обосновании лидерства как явления. Суть его критики, в общем, сводилась к тому, что должен ли лидер уметь казаться лучшим среди своих людей, или на самом деле необходимо быть лучшим. Тогда появляется и вопрос о подлинном лидерстве или его изображении. То есть, переведя этот вопрос на управленческий язык мы получаем: (в том числе идеи собственной высокой компетентности в любой области) достаточно ли только этого навыка, или необходимо действительно обладать высокой компетентностью во всех сферах действия группы.

Ключевые компетенции лидера - быть или казаться?

Вернемся к понятийному аппарату, использованному в уже упомянутой статье:

Лидерство – положение индивида в группе определённое признанием высоких результатов деятельности другими членами группы
Лидерство – процесс внутреннего управления, основанный на инициативе членов группы
Итак, очевидно, что 1 определение это «…казаться…», 2 –«…быть…». Потому что – 1 это продажа идеи о собственном превосходстве, а 2 это управлением состоянием инициативности (направленности и качество) членов группы - это что мы привыкли считать истинным лидерством.

Как ни странно, но при таком подходе изначальное противоречие сливается в единую ключевую компетенцию лидера под условным названием «убедительность» и означает умение продать идею. При чём совершенно неважно какую, о собственной богоподобности как это делали фараоны Древнего Египта, или необходимости пожертвовать собой в борьбе за чужие идеалы как это делают современные лидеры, призывая митингующих на баррикады.

Компетенции лидера - мышление или восприятие?

Вернемся к нашему частному случаю с которого начали, и разберёмся с ним. Присвоим дефениции:

1.Мышление лидера – мышление при котором все решения обладают позитивной (конструктивной) направленностью – мышление при котором анализ ситуации приводит к заключению с возможностях.
2.Лидерство в мышлении – превосходство в мышлении.
Первое определение широко распространено и критично уже давно не воспринимается хотя для человека знакомого с когнитивными процессами на лицо понятийная путаница. Разберёмся- когнитивных процессов 5: внимание, восприятие, мышление, воображение, память – всё не больше, не меньше. Убавить или прибавить значит пойти против современной науки. Так вот определение №1 это определение восприятия как когнитивного процесса, не мышления - плохое неточное определение, но именно восприятия. В итоге все тренинги в парадигме этого определения учат лидерскому восприятию, а не мышлению. Это тоже открывает свои большие перспективы, это тоже весьма полезно - и это неоспоримо. С практической же точки зрения для нас (HR и T@D менеджеров) это не позволяет развивать лидерство как компетенцию целиком – поскольку кроме этого есть ещё что-то кроме этой составляющей. Полезный итог этого построения – лидер должен иметь особое лидерское восприятие действительности, то есть воспринимать сложившуюся ситуацию как поле будущей деятельности – оперативное пространство, и видеть окружающий мир как набор возможностей для достижения целей (его лидера).

Что же касается определения №2 то здесь всё достаточно просто – лидер должен, хотя бы периодически демонстрировать окружению своё превосходство в мышлении. Для этого уже очень давно человечеством разработаны и разрабатываются интеллектуальные инструменты, которые позволяют без воздействия на мозг с целью усилить его производительность, получать превосходные (относительно средних) результаты при решении задач на мышление. Тренинги на эту тему на рынке хоть и редко, но встречаются и нам (HR и T@D менеджерам) решить задачу по развитию мыслительного аппарата руководителей всех уровня на данный момент несложно.

В модели компетенций лидера обычно эта область называется «Креативность» (мне не понятно почему, но почему-то так), «Мышление руководителя» и тому подобное. Вывод: лидеру необходимо обладать превосходством в мышлении, но только лишь для того, что демонстрировать своё процессное превосходство в решении задач группы (обоснование ищите, в статье о лидерстве в июльском номере «Компетенций»).

Общее резюме всех наших построений:

Ключевые компетенции лидера:

1.Уметь продавать идеи.
2.Видеть окружающий мир как набор возможностей для достижения целей.
3. Обладать превосходством в мышлении.
И это ещё не всё…..