Сущность, функции и виды чувств и эмоций. Эмоции

Метки: Медитативные упражнения и техники, Управление эмоциями, Психотехники и упражнения

Здравствуйте, дорогой читатель. Для того чтобы показать актуальность нашего сегодняшнего разговора, хочу, чтобы Вы на несколько мгновений остановили чтение статьи и ответили на вопрос: «Какие эмоции Вы в данный момент испытываете?»
Подумали? Ответили?

А теперь давайте разберемся, какие проблемы часто возникают при ответе на этот вопрос.

  • Многие люди на такой вопрос отвечают следующим образом: «Да никаких особенно эмоций я сейчас не испытываю, все нормально». Значит ли это, что эмоций действительно нет? Или это означает всего лишь то, что человек плохо осознает свое эмоциональное состояние? Дело в том, что эмоции человек испытывает всегда, каждое мгновение своей жизни. Когда-то они достигают высокой интенсивности, а когда-то их интенсивность низкая. Многие люди обращают внимание только на сильные эмоциональные переживания, а эмоциям низкой интенсивности не придают никакого значения и даже совсем их не замечают. Однако, если эмоции не очень сильные, это не значит, что они отсутствуют.
  • Другой возможный ответ на поставленный вопрос таков: «Как-то мне неприятно. Я испытываю дискомфорт». Мы видим, что человек осознает, что внутри присутствуют неприятные эмоции, но какие именно, назвать не может. Может быть, это раздражение, а может разочарование или чувство вины, а может еще что-то.
  • Часто на наш вопрос отвечают подобным образом: «Я чувствую, что мне пора встать из-за компьютера и заняться делом» или «Я чувствую, что эта статья мне может быть полезна». Многие люди путают свои эмоции с мыслями и стремлением что-то сделать. Пытаясь описать свое эмоциональное состояние, они описывают все что угодно, кроме эмоций.

Медитативное упражнение для понимания эмоций

В работе с клиентами я часто использую медитативное упражнение, помогающее лучше понять собственные эмоции. Оно настолько эффективное, что я решила сделать аудиозапись для того, чтобы любой желающий мог воспользоваться этой техникой. Механизм действия упражнения основан на связи эмоций и телесных реакций. Любая, даже самая незначительная, эмоция имеет свое отражение в теле (подробнее об этом читайте ). Научившись прислушиваться к собственным телесным реакциям, можно лучше познакомиться со своими эмоциями.

Вы можете выполнить упражнение прямо сейчас. Вот запись:

После того, как Вы узнали, какие бывают эмоции, и с легкостью научились описывать свое внутреннее состояние, Вас может заинтересовать более глубокое исследование себя. Например, Вы можете захотеть разобраться, какой позитивный смысл могут нести в себе эмоции, которые, на первый взгляд, абсолютно бессмысленны и даже вредны. Об этом читайте в следующей

Мне сложно разобраться в своих чувствах - фраза, с которой сталкивался каждый из нас: в книгах, в кино, в жизни (чьей-то или своей собственной). А ведь это очень важно, уметь разбираться в своих чувствах.

Колесо эмоций Роберта Плутчика

Некоторые считают - и возможно, они правы, что смысл жизни в чувствах. И в самом деле, в конце жизни с нами остаются только наши чувства, реальные или в воспоминаниях. Да и мерой происходящего тоже могут быть наши переживания: чем они насыщеннее, разнообразнее, ярче, тем полнее мы ощущаем жизнь.

Что такое чувства? Самое простое определение: чувства - это то, что мы чувствуем. Это наше отношение к тем или иным вещам (объектам). Существует и более научное определение: чувства (высшие эмоции) - особые психические состояния, проявляющиеся социально обусловленными переживаниями, которые выражают длительные и устойчивые эмоциональные отношения человека к вещам.

Чем чувства отличаются от эмоций

Ощущения - это наши переживания, которые мы испытываем через органы чувств, а их у нас пять. Ощущения бывают зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые и ощущения запахов (наше обоняние). С ощущениями все просто: раздражитель - рецептор - ощущение.

В эмоции и чувства вмешивается наше сознание - наши мысли, установки, наше мышление. На эмоции влияют наши мысли. И наоборот - эмоции влияют на наши мысли. Об этих взаимосвязях подробнее поговорим обязательно чуть позже. Но сейчас давайте вспомним еще раз один из критериев психологического здоровья, а именно пункт 10: мы в ответе за свои чувства, от нас зависит какими они будут. Это важно.

Фундаментальные эмоции

Все эмоции человека можно различать по качеству переживания. Наиболее ярко этот аспект эмоциональной жизни человека представлен в теории дифференциальных эмоций американского психолога К. Изарда. Он выделил десять качественно различных «фундаментальных» эмоций: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние. Первые три эмоции К. Изард относит к положительным, остальные семь - к отрицательным. Каждая из фундаментальных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности. Например, в рамках такой одномодальной эмоции как радость можно выделить радость-удовлетворение, радость-восторг, радость-ликование, радость-экстаз и другие. Из соединения фундаментальных эмоций возникают и все другие, более сложные, комплексные эмоциональные состояния. Например, тревожность может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес.

1. Интерес - положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес-возбуждение - это чувство захваченности, любопытства.

2. Радость - положительная эмоция, связанная с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого была невелика или неопределенна. Радость сопровождается самоудовлетворенностью и удовлетворенностью окружающим миром. Препятствия к самореализации являются препятствиями и для появления радости.

3. Удивление - не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на новый объект и может переходить в интерес.

4. Страдание (горе) - наиболее распространенное отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной (или кажущейся таковой) информации о невозможности удовлетворения важнейших потребностей, достижение которых до этого представлялось более или менее вероятным. Страдание имеет характер астенической эмоции и чаще протекает в форме эмоционального стресса. Наиболее тяжелая форма страдания - горе, связанное с безвозвратной утратой.

5. Гнев - сильное отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаще в форме аффекта; возникает в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей. Гнев имеет характер стенической эмоции.

6. Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое или коммуникативное) вступает в резкое противоречие с эстетическими, нравственными или идеологическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.

7. Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с таковыми объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и этическим критериям. Человек враждебно относится к тому, кого он презирает.

8. Страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от страдания, вызываемого прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого прогноза (часто недостаточно достоверного или преувеличенного). Эмоция страха может иметь как стенический, так и астенический характер и протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде устойчивого настроения подавленности и тревожности, либо в виде аффекта (ужас).

9. Стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

10. Вина - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувств и выражающееся в сожалении и раскаянии.

Таблица чувств и эмоций человека

И еще хочу показать вам сборник чувств, эмоций, состояний, которые испытывает человек в течение своей жизни - обобщенная таблица, которая не претендует на научность, но поможет лучше понять себя. Таблица взята с сайта «Сообщества зависимых и созависимых», автор - Михаил.

Все чувства и эмоции человека можно разделить на четыре вида. Это страх, злость, грусть и радость. К какому типу относится то или иное чувство можно узнать из таблицы.

  • Злость
  • Гнев
  • Возмущение
  • Ненависть
  • Обида
  • Сердитость
  • Досада
  • Раздражение
  • Мстительность
  • Оскорбленность
  • Воинственность
  • Бунтарство
  • Сопротивление
  • Зависть
  • Надменность
  • Неповиновение
  • Презрение
  • Отвращение
  • Подавленность
  • Уязвленность
  • Подозрительность
  • Циничность
  • Настороженность
  • Озабоченность
  • Тревожность
  • Страх
  • Нервозность
  • Трепет
  • Обеспокоенность
  • Испуг
  • Тревога
  • Волнение
  • Стресс
  • Боязнь
  • Подверженность навязчивой идее
  • Ощущение угрозы
  • Ошеломленность
  • Опасение
  • Уныние
  • Ощущение тупика
  • Запутанность
  • Потерянность
  • Дезориентация
  • Бессвязность
  • Ощущение ловушки
  • Одиночество
  • Изолированность
  • Грусть
  • Печаль
  • Горе
  • Угнетенность
  • Мрачность
  • Отчаяние
  • Депрессия
  • Опустошенность
  • Беспомощность
  • Слабость
  • Ранимость
  • Угрюмость
  • Серьезность
  • Подавленность
  • Разочарование
  • Отсталость
  • Застенчивость
  • Чувство отсутствия к вам любви
  • Покинутость
  • Болезненность
  • Нелюдимость
  • Удрученность
  • Усталость
  • Глупость
  • Апатия
  • Самодовольство
  • Скука
  • Истощение
  • Расстройство
  • Упадок сил
  • Сварливость
  • Нетерпеливость
  • Вспыльчивость
  • Тоска
  • Хандра
  • Стыд
  • Вина
  • Униженность
  • Ущемленность
  • Смущение
  • Неудобство
  • Тяжесть
  • Сожаление
  • Укоры совести
  • Рефлексия
  • Скорбь
  • Отчужденность
  • Неловкость
  • Удивление
  • Поражение
  • Остолбенение
  • Изумление
  • Потрясение
  • Впечатлительность
  • Сильное желание
  • Энтузиазм
  • Взволнованность
  • Возбужденность
  • Страсть
  • Помешательство
  • Эйфория
  • Трепет
  • Дух соперничества
  • Твердая уверенность
  • Решимость
  • Уверенность в себе
  • Дерзость
  • Готовность
  • Оптимизм
  • Удовлетворенность
  • Гордость
  • Сентиментальность
  • Счастье
  • Радость
  • Блаженство
  • Забавность
  • Восхищение
  • Триумф
  • Удачливость
  • Удовольствие
  • Безобидность
  • Мечтательность
  • Очарование
  • Оцененность по достоинству
  • Признательность
  • Надежда
  • Заинтересованность
  • Увлеченность
  • Интерес
  • Оживленность
  • Живость
  • Спокойствие
  • Удовлетворенность
  • Облегчение
  • Мирность
  • Расслабленность
  • Довольство
  • Комфорт
  • Сдержанность
  • Восприимчивость
  • Прощение
  • Любовь
  • Безмятежность
  • Расположение
  • Обожание
  • Восхищение
  • Благоговение
  • Любовь
  • Привязанность
  • Безопасность
  • Уважение
  • Дружелюбие
  • Симпатия
  • Сочувствие
  • Нежность
  • Великодушие
  • Одухотворенность
  • Озадаченность
  • Смятение

И для тех, кто дочитал статью до конца. Цель данной статьи - помочь разобраться в своих чувствах, в том, какие они бывают. Наши чувства во многом зависят от наших мыслей. Иррациональное мышление часто лежит в основе негативных эмоций. Исправив эти ошибки (поработав над мышлением) мы сможем быть счастливее и добиться большего в жизни. Предстоит интересная, но упорная и кропотливая работа над собой. Вы готовы?

Это Вам будет интересно:

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

Чтобы разобраться с тем, какие бывают чувства, нужно понять по каким критериям их можно оценить. Критерии – еще одно основание для классификации.

Критерии служат для того, чтобы переживания можно было измерить, охарактеризовать и назвать словом, то есть определить.

Выделяют три критерия чувств:

  1. валентность (тон);
  2. интенсивность (сила);
  3. стеничность (активность или пассивность).

Таблица чувств №1 позволяет охарактеризовать любое сложное переживание:

Например, человек может испытывать положительное сильное стеническое переживание. Это может быть любовь. Если интенсивность ощущений слабая, это просто симпатия.

Таблица чувств, характеризуя переживания, не позволяет назвать их словом. Название можно только предположить. У человека не всегда достаточно знаний и опыта, чтобы определиться как правильно назвать испытываемое душевное волнение. Это не удивительно, так как их очень много. Однако некоторые люди не могут назвать даже десяти чувств, а ведь столько, в среднем, испытывает человек ежедневно.

Третье основание для классификации социально обусловленных переживаний – в зависимости от базовой эмоции.

Американский психолог Пол Экман выделил семь базовых эмоций:

  • радость;
  • печаль;
  • гнев;
  • страх;
  • удивление;
  • отвращение;
  • презрение.

Таблица чувств №2 предполагает поиск названия испытываемого душевного переживания, отталкиваясь от первых четырех базовых эмоций:

БАЗОВАЯ ЭМОЦИЯ ПРОИЗВОДНЫЕ
Страх Беспокойство, замешательство, паника, нервозность, недоверие, неопределенность, неуверенность, опасение, смущение, тревога, сомнение и другие.
Грусть Апатия, отчаяние, вина, обида, озабоченность, печаль, подавленность, разбитость, стыд, скука, тоска, угнетенность, усталость и другие.
Злость Агрессия, ярость, брезгливость, бешенство, гнев, зависть, ненависть, недовольство, омерзение, нетерпимость, отвращение, презрение, пренебрежение, ревность, досада, циничность и другие.
Радость Бодрость, блаженство, восторг, достоинство, доверие, любопытство, облегчение, оживление, оптимизм, покой, счастье, умиротворенность, уверенность, удовлетворение, любовь, нежность, сочувствие, эйфория, экстаз и другие.

Вторая таблица чувств дополняет первую. Воспользовавшись ими двумя, можно понять, что за сила овладела разумом и сердцем, как ее описать и назвать. А это первый верный шаг к осознанности.

Список моральных, интеллектуальных, эстетических чувств

На вопрос: «какие бывают чувства», каждый человек может дать свой ответ. Кто-то чаще испытывает сильные и глубокие переживания, а у кого-то они легкие и непродолжительные. Способность чувствовать зависит от темперамента, характера, принципов, приоритетов и жизненного опыта личности.

Чаще всего чувства классифицируют в зависимости от сферы, в которой находится объект переживаний:

  • Моральные

Это симпатия и антипатия, уважение и презрение, привязанность и отчужденность, любовь и ненависть, а также чувства благодарности, коллективизма, дружбы и совести. Они возникают по отношению к действиям других людей или собственным.

Обусловлены нравственными нормами, принятыми в обществе и усвоенными личностью в процессе социализации, а также его взглядами, убеждениями, мировоззрением. Если чужие или свои поступки соответствуют моральным нормам, возникает удовлетворение, если нет – негодование.

  • Интеллектуальные

У человека есть и такие переживания, которые возникают в процессе умственной деятельности или в связи с ее результатом: радость, удовлетворение от процесса и результата работы, открытия, изобретения. Это также и вдохновение, и горечь от неудач.

  • Эстетические

Душевные волнения возникают при восприятии или создании чего-либо красивого. Невероятные ощущения человек испытывает, когда видит красоты Земли или мощь природных явлений.

Человек ощущает чувство прекрасного глядя на маленького ребенка или на взрослого гармонично сложенного человека. Прекрасные произведения искусства и другие творения рук человека способны вызвать восторг и душевный подъем.

Так как эта классификация не раскрывает всю палитру чувств, их принято классифицировать еще по нескольким основаниям.

Чем отличаются чувства от эмоций

Все люди испытывают душевные переживания и волнения, но не все умеют их называть и выражать в словах. А ведь именно знание того, какие бывают чувства, помогает не только правильно определять, но и контролировать, управлять ими.

Чувства – комплекс переживаний, связанных с людьми, предметами или событиями. Они выражают субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам.

Люди в быту и некоторые психологи употребляют слова «чувства» и «эмоции» как слова-синонимы. Другие говорят что чувства – вид эмоций, а именно высшие эмоции. Третьи разделяют эти понятия: эмоции относят к классу психических состояний, а чувства к психическим свойствам.

Да, между ними есть прямая взаимосвязь, ведь они являются переживаниями человека. Без душевных волнений индивид бы не жил, а существовал. Они наполняют жизнь смыслом, делают ее разнообразной.

Но все же между чувствами и эмоциями есть существенные отличия:

  • Эмоции – врожденные и инстинктивные реакции организма на изменения окружающей среды, чувства – социальные, развитые в процессе воспитания и обучения переживания. Чувствовать человек учится, выражать эмоции все умеют с момента рождения.
  • Эмоции сложно контролировать усилием воли, чувствами легче управлять, несмотря на их сложность и неоднозначность. Их большая часть возникает у человека в сознании, эмоции часто не осознаются, так как связаны с необходимостью удовлетворить инстинктивную потребность.
  • Чувство меняется, развивается и угасает, варьируется по силе, по-разному проявляется, может перерасти в свою противоположность, эмоция – определенная реакция. Например, если человек испытывает ненависть к другому лицу, не исключено что это переживание перерастет в любовь, а эмоция страха всегда страх, независимо от объекта (она может быть и беспричинной). Страх либо есть, либо его нет.
  • Эмоции не имеют предметной соотнесенности, чувства – имеют. Они переживаются по отношению к чему-то или кому-то по-разному. Например, любовь к ребенку не то же самое, что любовь к супругу. А к примеру, недоумение всегда выражается одинаково вне зависимости от того что конкретно его вызывает.
  • Чувства – более сильный мотиватор, чем эмоции. Они побуждают, вдохновляют, толкают на совершение поступков в отношении объекта, на который они направлены. Эмоции лишь рождают действия в виде ответных реакций.
  • Эмоции – непродолжительные и поверхностные, хоть и яркие проявления, а чувства всегда сложные и сильные душевные волнения.

Бывает сложно определить, когда сочетание эмоций породит чувство, и какое высшее переживание выражается в той или иной череде эмоциональных проявлений. Это близкие, сопутствующие друг другу явления, но все же их нужно различать. Личность в ответе за свои высшие эмоции и за те поступки, которые они повлекут за собой.

Как управлять своими чувствами

Когда сильные переживания и волнения овладевают человеком, даже если они позитивные, психологический баланс нарушается.

Для психологического здоровья и благополучия нужно уметь в меру как радоваться позитивным чувствам, так и огорчаться от негативных.

Чтобы справиться с чрезмерными, мешающими адекватно реагировать и разумно поступать сантиментам, нужно:

  1. Охарактеризовать душевные ощущения: определить валентность, интенсивность, стеничность (Таблица чувств №1).
  2. Определить базовую эмоцию. Выбрать на что в большей мере похоже переживание: на страх, грусть, злость или радость (Таблица чувств №2).
  3. Определиться с названием и постараться разобраться в переживаниях самостоятельно.

Иногда душевные порывы настолько овладевают человеком, что он в прямом смысле не может ни спать, ни есть. Длительные сильные переживания являются стрессом для организма. Не зря природой задумано, что даже яркий период влюбленности, когда кровь перенасыщена адреналином, окситоцином и дофамином, длится недолго, перерастая в спокойную и основательную любовь.

У каждого человека должна быть собственная таблица чувств, если он хочет быть осознанной личностью.

Вечный спор между разумом и сердцем это вопрос об умении регулировать эмоциональные, чувственные порывы посредством разума.

Испытывая глубокие и сильные переживания, человек проживает жизнь в полной мере. Ограничивать свою чувствительность неразумно, а порой просто невозможно. Все дело в том, какие переживания выбирает человек: позитивные или негативные, глубокие или поверхностные, настоящие или поддельные.

Все, что с нами бы не происходило вызывает определенную реакцию, чувства. Это особый вид отношения каждого из нас на явления. И в зависимости от того, соответствуют они нашим потребностям или нет, выражаются и разного рода чувства человека, эмоции. Они позволяют выяснить, какие эмоции ощущает человек по отношению к нам. Выявляем его мысли, моральные устои и внутренние особенности. И все происходящее с нами, или вокруг нас, касательно других людей мы выражаем через свои эмоции и чувства.

Без формирования эмоций и чувств невозможно развитие ни одного человека. Даже у умственно отсталых людей все равно проявляются хоть какие-то виды эмоций, чувства. Ведь они тоже могут плакать, смеяться, быть равнодушными – что тоже представляет собой определенную эмоцию. Формируются описываемые нами качество в процессе развития сознания каждого индивида, при воспитании, обретении образования, развития культуры и многих других факторов.

Основные функции чувств

У нас существуют разные чувства, и каждое из них обладает определенными функциями, с которыми всем нужно ознакомиться более детально.

  1. Сигнальная – как только организму что-нибудь нужно, есть потребность – тут же происходит сигнализация, стимулирующая деятельность человеческого организма.
  2. Мотивационная – данный тип чувств является мотиватором к действию, в поведении каждого человека.
  3. Оценочная – благодаря этим чувствам мы может понять, насколько значимо для нас или нет то, что происходит в окружающем мире.
  4. Экспрессивная – невербальные типы коммуникаций.
  5. Синтезирование основ образа – раздражители цельные и структурные, отражаются нашими чувствами.

Мы обладаем модальными, осознанными, глубинными, продолжительными чувствами и отличаем их по интенсивности, наследственному происхождению, условиям и формам развития, выполняемым функциям. Мы их различаем по способу воздействия на наш организм, процессам в психике, с которыми связаны чувства, предметному содержанию, согласно нашим потребностям и т.д.

  1. У каждого человека в обязательном порядке (если он нормальный) имеются в наличии два вида чувств – низших и высших. К низшим относятся те, что связаны с удовлетворением физиологических, физических потребностей.
  2. Высшие чувства это те, что сопровождают нашу эмоциональную, интеллектуальную и нравственную сущность. Благодаря им, мы проявляем свой духовный мир и анализируем, осмысливаем смысл бытия, даем оценку окружающему миру и отдельным личностям.

Виды чувств

Как мы уже знаем, у человека есть два основных вида и их подвиды. Изучим каждый из основных внимательно.

Моральная, нравственная сущность человека. Благодаря им, каждый из нас переживает разные ценности или противоположные им явления, намерения. Степень переживаний, их результат зависит от того, насколько соответствуют моральные чувства нашим потребностям, насколько они интересны нам и обществу. Такие чувства могут проявиться при определенном соотношении поступков и действий людей согласно нормам, которые приемлемы в современном обществе.

К ним относятся те, что знакомы каждому из читателей с детских лет: товарищество, дружба, любовь, привязанность к конкретным людям, обществу. Каждый из перечисленных чувств мы должны проявить по отношению к другим, что называется долгом. Если же мы перестаем соблюдать данные качества – уважение, товарищество, дружелюбие и т. д., то обязательно испытываем определенные отрицательные ощущения – стыд, обиду, злость, угрызение совести. К негативным ощущениям морального, нравственного плана также относятся жалость, ревность, зависть, жадность и т.д.

Эстетические ощущения представляют собой переживания о прекрасном. Самый типичный пример – восприятие культурных произведений искусства – природные явления, люди, растения. Такие чувства развиваются благодаря развитию искусства. Мы слушаем красивую музыку и развиваем в себе музыкальные ощущения. За счет чувств красоты, прекрасного, мы также развиваем свое отношение к уродливому, так как знаем разницу между первым и вторым и понимаем гармонию, что такое возвышенное и трагическое. К этим же чувствам относятся злоба, ирония, юмор, драматизм, трагизм, издевка.

Интеллектуальные чувства развиваются за счет желания человека познавать мир, его деятельностью. При развитии познавательных навыков, удовлетворения собственных амбиций в плане любознательности, с решением сложных задач, поисками истины каждый из нас «обрастает» интеллектуальными чувствами.


Существует мнение о том, что настроение каждого из нас можно сравнить с линзами для очков, причем разноцветными, в которых реальность отражается в деформированном виде. В зависимости от настроения, мы может или преувеличивать значимость происходящих событий, или напротив, приуменьшать. И что примечательно, все мы понимаем, что просто так избавиться от определенного настроя на данный момент мы попросту не способны.

Единственное, что подвластно нам – учиться влиять на принимаемые решения, на их качество в моменты перепадов настроя. Но давайте все же разберемся, что же это такое – настроение.

По данным специалистов по психологии, настроение – это определенный процесс, при котором мы проявляем свое отношение к существующей на данный момент жизненной ситуации. Оно может быть продолжительным и влиять на эмоциональный фон. Порой для человека достаточно мельчайшей неурядицы, слова, взгляда, как его настроение может быть испорченным на целый день, неделю. Но, как правило, с течением времени настрой приходит в норму, если не провоцировать. Однако упускать порчу настроения безо всяких на то причин и поводов нельзя.

Судя по всему, в нашей жизни возникают моменты, из-за которых портится качество нашего существования. То есть, негативный настрой представляет собой индикатор, на который необходимо обратить внимание.

Какова психология человеческого настроения

Сразу хотим отметить тот факт, что большинство из нас идет на «поводу» у своего негативного настроя. Более того, мы чувствуем себя в таком состоянии комфортно и ищем оправдания. Почему так происходит? Потому что это намного легче, чем бороться с отрицательным настроением и прийти в норму.

Мало кто знает, что слово «настроение происходит от древнеславянского «нас Трое ние». То есть, слово отражает единство души, духа и тела человека. И если каждый из них по отношению друг к другу находится в гармонии, резонансе, то у человека на душе «птички поют». Как только один из компонентов настроя выпадает – настроение портится.

5 этапов настроения

Чтобы у человека проявилось то или иное настроение, необходимо 5 этапов его формирования.

Оцениваем действительность. Данный момент происходит в один миг и зависит от того, каковы наши внутренние ориентиры, задачи и ценности. По этой причине мы чаще всего не можем понять, почему погрустнели, расстроились, начали беспокоиться. Часто мы говорим себе «шестое чувство», «интуиция» и конечно же, часто ошибаемся, но иногда попадаем «в точку».

Способы интерпретации реальности. Ощутив определенный настрой, мы тут же ищем момент, которым подтверждаем перемены в ощущениях. Ведь не зря говорят, что «имеет значение не то, что происходит с нами, а то, как мы все это интерпретируем».

Доминирующая эмоция. Каким бы ни было наше настроение, в его основе чаще всего лежит доминирующая эмоция, которая и влияет на общий эмоциональный фон. Она полностью соответствует данной нами интерпретации. Пример: «За окном дождь, который не дает нам спокойно отправиться на пляж и позагорать». То есть, мы интерпретируем момент как негативный и весь день будем в плохом настроении. Если же скажем: «За окном дождь, мы можем приятно провести день дома, посмотреть любимый сериал, попить теплого грога». Здесь основа – позитив, из-за которого настроение далее будет только хорошим.

Физические моменты. Настроение, как мы знаем, отражается на эмоциональном фоне. И если оно плохое, то возникает ощущение тяжести, головная боль, нарушается темп дыхания, биение сердца и т.д. При позитиве каждый из нас чувствует легкость, прилив бодрости, энергии, комфорт.

Стимул к действию. Настроение побуждает человека совершать какие-то ошибки, принимать решения, то есть действия. Или же, определенный настрой побуждает бездействовать, ничего не делать. Как и в случае с дождем за окном. Если настроение из-за него испортилось – мы никуда не идем. А в противном случае, тут же накрываем на стол, готовим, веселимся, играем, развлекаемся.

Перечисленные этапы настроения весьма подвластны нашему руководству. И если мы научимся хоть чуточку влиять на собственный настрой, то сможем контролировать и свои действия. Конечно, такое подвластно мало кому. Для этого необходимо быть очень сильным, волевым человеком со стальным «стержнем» внутри. Попробуйте и вы. Начните с того, чтобы реагировать на простые проблемы позитивно. «Пусть идет дождь, зато как прекрасна природа, омытая чистыми каплями с небес. А какой воздух, он же попросту кружит голову и побуждает думать о чем-то хорошем».


Эмоции человека

Вокруг нас возникают различные явления и наше отношение к ним, ощущения и являются эмоциями. До сих пор нет точного утверждения о том, что же это такое. Так как явление изучено не до конца. Но большинство психологов сводится во мнении к тому, что – это своего рода регуляторы нашей с вами деятельности, они отражают резон ситуаций, которые складываются в течение всей жизни. Из-за них мы страдаем, злимся, переживаем, беспокоимся, боимся, получаем удовольствие, раздражаемся, удовлетворяемся и т.д. Чаще, они контролируют внутреннюю деятельность человека.

Откуда взялись эмоции

Изучаемые нами ощущения развивались с течением эволюции человека. И из простейших инстинктов наших пращуров, как двигательных, так и органических, они стали сложным процессом. Причем многие из них уже не имеют привязку к какой-либо ситуации. Они выражаются как индивидуальные оценки отношения к обстоятельствам и участия индивида в них. Например, ярость, страх, боль и другие обеспечивают каждому из нас выживание на Земле и являются сигналом к действию.

Значение эмоций в жизни человека

Они очень важны для каждого из нас. Именно благодаря эмоциям мы может проявлять радость, удовольствие, удовлетворение, обиду, грусть, тревогу, страх, беспокойство, удивление, восхищение и т.д. Они могут сопровождаться мимикой и телесными сигналами, например покраснением, бледностью кожи, жестикуляцией. Если у человека нет эмоций, то это социально пассивное существо, не видящее смысл в своих действиях. Из-за этого возникает , безучастие, отрешенность. Бывает так, что период апатичности наступает практически у каждого человека, но он связан со сложившимися определенными ситуациями. Как только все приходит в норму, человек становится опять таким же, как и положено – неравнодушным, активным и т.д.

Эмоции – сигналы

Мы бы не смогли прожить и дня, если наши эмоции не давали бы нам сигналов. Так мы узнаем, в каком состоянии наш организм. То есть, если мы чувствуем себя хорошо, радостно, удовлетворенно, то есть позитивно, в нас живут положительный тип эмоций. Неудовлетворенность, досада, раздражение, обида, злость и другие негативные эмоции «говорят» о том, что мы недовольны. Благодаря эмоциям мы защищаем себя от перегрузок, способствуем сохранению в теле необходимой для жизни энергии.


Виды эмоций

Существует несколько видов эмоций: позитивных, негативных и нейтральных, а также аффект.

  1. К позитивным относятся: радость, восхищение, удивление, любовь, добро, сопереживание, милосердие, мечтательность, любознательность и т.д.
  2. Негативные – злоба, ненависть, досада, раздражение, неприязнь, негодование, обида, страх, стыд и другие.
  3. К нейтральным относятся любопытство, изумление, безразличие и другие.

Важно отметить, что любая эмоция вызывает некий резонанс и в процесс эмоционирования включаются и другие моменты. Ранее полагалось, что на такое способны только люди. Но как оказалось, точно также себя ведут некоторые виды растений, животные.

Базовые эмоции заложены в каждом из нас, но широкий спектр ощущений доступен не всем. Все мы слышали о таком типаже людей, как «толстокожие», «непробивные». Они не обладают остротой эмоций, и реагируют на события, которые вызывают у других радость, слезы совершенно равнодушно. Нельзя судить за это – просто так устроена их психика. Они бы и рады радоваться также, как и другие, реагировать на события со всеми одинаково, но их внутренняя деятельность скована.

Аффект – отдельный вид человеческих эмоций. Это сильное, мощное эмоциональное состояние человека, влияющее на рациональность мышления. Единственное, на что он способен – действовать по стереотипу – становится агрессивным, бежит или цепенеет.

Природа наделила нас определенными ощущениями и инстинктами, когда возникают непредвиденные опасные ситуации. Кто-то убегает от большого льва, другой стоит от страха на месте, а третий накидывается на заведомо более чем он сильное животное.

У грустного меняется походка – она становится вялой, медленной. На лице гримаса – уголки рта опущены, глаза «потухшие». В состоянии агрессии тело тут же превращается в защитный предмет – выпрямляется, напрягается.

Интересный факт: учеными доказано, что в экстремальные моменты, когда возникает серьезная угроза жизни человека, сгущается кровь. По этой причине, можно избежать большой кровопотери и спастись.

Сильная радость также может быть виновной в скачке давления. Но организм и в этом случае подстраховался и у радостного человека, как правило, укрепляется тонус, защищающий организм.

Существует также явление, называемое алекситимия. В данном случае человек совершенно не испытывает никаких эмоций. Более того, такие типажи не способны даже не то что на проявление, но и обладание чувствами. Он заменяет их размышлениями. Для них главное – это выяснить смысл жизни, а не тратить время на переживания. Откуда берется такая «патология»?

Здоровые люди обладают эмоциями и чувствами. Все происходит из-за воздействия на нас внешнего мира, а человек отвечает, то есть реагирует. Он проявляет свои мысли, внутренний мир и окрашивает их эмоциями. И если в детские годы ребенок наблюдал за взрослыми, которые были «скупы» на эмоции и чувства, он перенимает «заразительный» пример. Также это может быть определенный склад характера, полученный в «наследство» от родителей.

Чаще всего алекситимией страдает сильный пол. Причиной тому – обучение с детских лет уметь сдерживать свои порывы, чувства, быть «мужиком». Им не позволяют плакать, страдать, грустить, настоящие мужчины так не поступают. И с возрастом, у мужчин данная черта развивается и превращается в то, что называют «бесчувственным чурбаном».

Чувства и эмоции человека

Два понятия очень связаны между собой. И все, что происходит у каждого из нас внутри, отображается именно эмоциями и чувствами. Но бывают моменты, когда нам трудно или мы боимся проявить эмоцию, и по этой причине путаем ее со своими чувствами. Или же есть типажи, неспособные в определенные моменты выразить – что они чувствуют. Почему же так происходит? Это что, бесчувственный человек или же есть причины для такого поведения?

Сразу отметим, не способный идентифицировать свои ощущения и эмоции человек не может принимать важные для его жизни решения. Причиной неспособности могут быть различные факторы, но первое место занимают социальные.

Чувства и эмоции могут в одно и то же время выражать одно и то же. Например, есть эмоция радость и есть чувство радости. Друг без друга они не существуют. В крайнем случае, человек может сдерживаться, но внутренний мир все же радуется с «двух сторон». Радость возникает тогда, когда есть чувство удовлетворения своих потребностей. Например, человек радуется, когда вкусно поест, прогуляется, встретит дорого человека, получит подарок и т.д. Удовлетворение напрямую связано с объектом, альтернативы которому нет. То есть, если человек хочет пить чай, а есть только кофе, то он будет неудовлетворен.

Страсть – плохо контролируемое чувство, с которым не каждому удается справиться. Здесь играет роль физиология. Она «диктует», как вести себя мужчине или женщине и если к ней прибавляется эмоциональный фон, побуждающий к страсти, то вопрос «закрыт».

Отвлекёмся от чувств с Яндекс Музыкой:

Сколько чувств у человека

Нет ни секунды, чтобы мы с вами не испытывали определенные чувства. Благодаря им, мы можем ориентироваться по жизни и удовлетворять свои потребности, чувствовать опасность и получать удовольствие. Еще в древние времена великий Аристотель выделил главные 5 чувств человека и никто до сих пор их так и не опроверг:

  • обоняние;
  • слух;
  • зрение;
  • осязание;
  • вкус.

Единственное, чего достигли некоторые ученые, так это увеличить их численность до 30. То есть, они выявили подвиды всех пяти чувств человека. Например, такое чувство как вкус имеет еще отдельные «разветвления»: вкус сладкого, соленого, кислого, горького. Также есть разветвления зрения согласно рецепторам – колбочки и палочки. Первые воспринимают свет, вторые цвет.

Но помимо пяти главных органов чувств, было присоединена также:

  1. Термоцепция – ощущение кожей тепла или холода.
  2. Нациоцепция – ощущение боли.
  3. Эквибриоцепция – ощущение движения, скорости и равновесия. В этом смысле задействован вестибулярный аппарат, находящийся внутри человеческого уха.
  4. Проприоцепция – ощущение своего тела, его положения и отдельных составляющих.

Существует также консервативный подход к определению органов чувств у человека. К ним относится:

  • световое – зрение;
  • механическое – слух, осязание человека;
  • химическое – обоняние, вкус.

Изучая короткий список, мы понимаем, что чувств намного больше. Иначе мы были бы скучными и неинтересными существами. Особенно всех интересует «шестое» чувство, называемое интуицией. Согласитесь, оно неоднократно спасало людей от гибели и спасало человечество. Например, в 80-е годы в центр по мониторингу неба над РФ поступил сигнал о том, что США направили ракету с ядерной боеголовкой. По правилам, офицер обязан был информировать руководство и конечно же, нажать на кнопку ответа. Но что-то его удержало, и, слава Богу! Как оказалось, информация была ложной. Если бы не его интуиция. Природа наделила всем, что нас защищает, позволяет сопереживать, получать удовольствие и радоваться жизни.

Всем пока.
С уважением, Вячеслав.

Эмоции составляют неотъемлемую часть человеческого существования, без эмоций человек действовал бы как бесстрастный автомат, не способен был бы печалиться и радоваться, испытывать волнение и восхищаться. Человек переживает то, что с ним происходит и им совершается, он относится определенным образом к тому, что его окружает, и к самому себе. Эмоции и чувства - процесс отражения субъективного отношения человека к объектам и явлениям окружающего мира, другим людям и самому себе в форме непосредственного переживания. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Эмоции отличаются от познавательных психических процессов и имеют определенные отличительные признаки. Во-первых, они характеризуются Полярностью , то есть обладают положительным или отрицательным знаком: веселье - грусть, радость - печаль; счастье - горе и т. д. В сложных человеческих чувствах эти полюсы часто выступают как противоречивое единство (любовь к человеку сочетается с тоской и беспокойством за него). Второй отличительной характеристикой эмоций является их Энергетическая насыщенность . Именно в связи с эмоциями Фрейд ввел в психологию понятие энергии. Энергетика эмоций проявляется в противоположностях напряжения и разрядки. Различают эмоции стенические, характеризующиеся повышением активности (восторг, гнев) и астенические, - сопровождающиеся понижением активности (грусть, печаль). Еще одной важнейшей характеристикой эмоций является их Интегральность , целостность : в эмоциональном переживании участвуют все психофизиологические системы человека и его личность, они моментально охватывают весь организм и придают переживаниям человека определенную окраску. Поэтому индикаторами эмоционального состояния могут служить психофизиологические изменения: сдвиги частоты пульса, дыхания, температуры тела, кожно-гальваническая реакция и пр. (Например, английские психофизиологи регистрировали изменения КГР у испытуемых в процессе воспоминания ими воздушных налетов на Лондон).

Наконец, необходимо отметить еще одну особенность эмоций - Неотделимость Их от других психических процессов. Эмоции как бы вплетены в ткань психической жизни, они сопровождают все психические процессы. В ощущениях они выступают как эмоциональный тон ощущений (приятное - неприятное), в мышлении - как интеллектуальные чувства (вдохновение, интерес и пр.).

Эмоции не являются познавательным процессом в собственном смысле этого слова, так как не отражают свойства и характеристики внешней среды, в них отражается субъективная значимость объекта для человека. По поводу функций эмоций в психологии существуют разные точки зрения. В частности, эмоции рассматривают как рудимент, аффективный след инстинкта (Мак-Дауголл), и, как всякий рудимент, эмоция обречена на постепенное угасание, отмирание. С этой проблемой связана дискуссия о роли эмоций, которая развернулась между «физиками» и «лириками» в наши дни. Первые утверждают, что развитому мышлению эмоции не нужны, они выступают как помеха. Действительно, в ряде случаев сильные эмоции мешают достижению цели, искажают восприятие, затрудняют регуляцию. Так нужны ли современному человеку эмоции? Каковы их функции? Эмоции человека тесно связаны с потребностями, они возникают в деятельности, направленной на удовлетворение потребностей, перестраивают поведение человека в направлении удовлетворения потребностей, в этом проявляется их Регулирующая Функция.

Соотношение эмоций и потребностей наиболее отчетливо представлено в информационной теории эмоций Симонова. Согласно этой теории эмоции рассматривают как производное от качества и интенсивности актуальной потребности и вероятностной характеристики среды. Эта зависимость выражается формулой:

Э = П (Ис - Ин),

Где Э - эмоция, ее сила и знак;

П - величина актуальной потребности;

Ис - информация, существующая в данный момент времени;

Ин - информация, необходимая для удовлетворения существующей потребности.

Таким образом, если П = 0, то есть потребность отсутствует, то эмоции не возникают; в случае, если Ис = Ин, человек обладает всей необходимой для

Удовлетворения потребности информацией, эмоции также не возникают (человек просто удовлетворяет насущную потребность). Эмоция достигает максимальных значений при отсутствии информации, при этом она имеет отрицательный знак (всем знакомо состояние страха, тревоги перед неизвестностью, или состояние неудовольствия в случае невозможности удовлетворения пищевой потребности). При избытке информации, когда Ис > Ин, возникают положительные эмоции, либо успокоение, расслабление. Таким образом, человек постоянно сравнивает информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает, и в зависимости от этого испытывает различные эмоции, которые осуществляют регуляцию поведения.

Важнейшей функцией эмоций является Оценочная , эмоции оценивают значимость объектов, ситуаций. Причем очень часто такая оценка осуществляется в условиях дефицита времени или информации об объекте или ситуации. Эмоционально окрашенное отношение возмещает невозможность полного логического анализа. Действительно, часто в ситуациях отсутствия информации возникающий эмоциональный фон помогает человеку сориентироваться и принять решение о том, полезен или вреден внезапно возникший объект, следует ли его избегать и пр. На эту функцию эмоций обращает внимание Симонов, который пишет, что возникновение эмоционального фона восприятия позволяет решать ряд жизненных задач (например, задача выбора спутника жизни, если бы мы решали эту задачу путем анализа всех сторон, достоинств и недостатков претендента, мы ее не решили бы никогда), наслаждаться произведениями искусства, выживать в условиях незнакомой среды.

Эмоции выполняют функцию Побуждения к деятельности и стимуляции . Так, интерес «приковывает» внимание и удерживает его на объекте, страх заставляет избегать опасных объектов и ситуаций. Благодаря особой энергетической насыщенности эмоции стимулируют протекание остальных психических процессов и деятельности. С этим связана мобилизация всех сил организма в сложных, ответственных ситуациях (в условиях экзамена, ответственного выступления, чрезвычайных ситуациях и т. п.).

В то же время чрезмерное эмоциональное напряжение может отрицательно сказаться на результатах деятельности. Влияние эмоционально-мотивационных (энергетических) характеристик на продуктивность деятельности отражает закон Йеркса-Додсона (по имени американских исследователей Йеркса и Додсона), согласно которому по мере увеличения силы эмоционального подкрепления продуктивность деятельности, ее успешность, качество сначала повышается, но затем, после достижения максимальных показателей, дальнейшее усиление эмоционально-мотивационного фактора ведет к ухудшению показателей деятельности (рис. 6).

Рис. 6. Графическое отображение закона Йеркса-Додсона.

Любое взаимодействие между людьми всегда сопровождается эмоциональными проявлениями; мимические, пантомимические движения позволяют человеку передать информацию о своем отношении к другим людям, явлениям, событиям, о своем состоянии. Таким образом, эмоции выполняют Коммуникативную Функцию.

Эмоции - сложный психический процесс, который включает в себя три основных компонента.

1. Физиологический - представляет изменения физиологических систем, возникающие при эмоциях (изменение частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, сдвиги в обменных процессах, гормональные и др.).

2. Психологический - собственно переживание (радость, горе, страх и др.).

3. Поведенческий - экспрессия (мимика, жесты) и различные действия (бегство, борьба и пр.).

Первые два компонента эмоций - это внутренние их проявления, которые «замыкаются» внутри организма. Выход вовне и разрядка чрезмерной эмоциональной энергии осуществляется благодаря третьему компоненту - поведению. Так как культурные нормы современного общества, как правило, требуют сдержанности в проявлении чувств, для физического и душевного здоровья человека необходим отсроченный во времени сброс излишней энергии. Он может происходить в виде любых приемлемых для самого человека и для общества движений и действий: подвижные игры, ходьба, бег, шейпинг, танцы, бытовые действия (стирка, уборка и пр.). В связи с этим Бойко вводит такое понятие, как формула преобразования внешних и внутренних воздействий в положительную, отрицательную или нейтральную энергию состояний и поведенческих актов. Он выделяет устойчивые индивидуальные стереотипы эмоционального поведения - «эйфорическая активность вовне», «рефрактерная активность вовнутрь», «дисфорическая активность вовне». «Эйфорическая активность вовне» характеризуется тем, что эмоциональная энергетика преобразуется в позитивные психические состояния и поступки, направленные на дело, на окружающих. «Рефрактерная активность вовнутрь» - энергетический потенциал обращается на самого индивида и блокирует или затормаживает его поведение или некоторые психические проявления. «Дисфорическая активность вовне», энергетика внешних воздействий выливается в негативные поведенческие акты и психические состояния, направленные на окружающую среду, на других людей. Для каждого из этих стереотипов характерными являются определенные поведенческие проявления. Так, «эйфорическая активность вовне» проявляется в созидательной конструктивной активности, партнерстве, дружеском взаимодействии, открытости положительных эмоций, умении радоваться, веселиться. «Рефрактерная активность вовнутрь» проявляется в стремлении к размеренному образу жизни, избирательности контактов, застревании на аффективных состояниях, мнительности, недоверчивости, нежелании показать свои переживания. «Дисфорическая активность вовне» характеризуется проявлением негативных и деструктивных чувств (злости, ненависти, враждебности) в отношениях с окружающими. В зависимости от обстоятельств и оценки ситуации у человека может срабатывать одна из трех форм преобразования эмоциональной энергии, в то же время у каждого есть доминирующий стереотип.

Классификация эмоций. В процессе развития психологической науки неоднократно предпринимались попытки классификации эмоций. Одна из первых попыток принадлежит Декарту, который выделял 6 чувств: радость, печаль, удивление, желание, любовь, ненависть. Декарт полагал, что эти б чувств являются основными, базовыми, их сочетание порождает все многообразие человеческих эмоций. Американский исследователь Изард выделяет 11 базовых эмоций: удовольствие-неудовольствие; интерес-волнение; радость; удивление; горе-страдание; гнев; отвращение; презрение; страх; стыд; вина. Следует отметить, что указанные классификации представляют скорее перечисление. Попытки классифицировать эмоции, опираясь на конкретные основания, принадлежат другим исследователям. Так, Вундт выделил триаду направления чувств, разделяя удовольствие и неудовольствие, напряжение и разрешение, возбуждение и спокойствие. В ней отражены знак эмоции, уровень ее стеничности и динамическая характеристика: от напряжения к разрядке. Исходя из этой триады можно охарактеризовать любую эмоцию. Шлозберг (рис. 7) положил в основу своей классификации эмоций тоже 3 основных переменных: одна из них - ось удовольствия-неудовольствия - определяет полюс эмоционального переживания, вторая отражает уровень активации с полюсами: сон - напряжение. Третья (основание) - принятие - непринятие.

Рис. 7. Классификация эмоций (по Шлозбергу).

Представляет интерес классификация эмоций, разработанная Симоновым. В этой классификации также учтены три основные переменные. Это, во-первых, величина потребности, во-вторых, информационная характеристика среды и, в-третьих, характер взаимодействия с объектом (табл. 4).

Таблица 4. Классификация эмоций человека в зависимости от соотношения величины потребности и информационной характеристики среды (по Симонову)

Величина потребности

Информационная характеристика среды

Контактное взаимодействие

Дистанционное взаимодействие

Овладение, обладание

Избегание, защита

Преодоление, борьба

Удовольствие, наслаждение

Восторг, счастье, радость

Бесстрашие, смелость, уверенность

Торжество, чувство преодоления, превосходство, воодушевление, бодрость

Спокойствие

Расслабление

Невозмутимость

Неудовольствие, отвращение, страдание, шок (запредельное торможение)

Беспокойство, печаль, горе, отчаяние, депрессия

Настороженность, тревога, страх, паника, оцепенение

Нетерпение, негодование, злость, гнев, ярость, бешенство, исступление, переходящее в депрессию

Примечание. Ис - информация существующая; Ии - информация, необходимая для удовлетворения потребности.

Данная классификация включает гораздо большее разнообразие эмоций, учитывает влияние внутренних и внешних факторов на характер и силу эмоциональных переживаний. Главное достоинство этой классификации заключается в том, что она позволяет прогнозировать характер и силу эмоционального переживания, исходя из анализа исходных оснований (величины потребности, информационной характеристики среды, характера взаимодействия с объектом).

Существуют и другие подходы к классификации эмоций человека, в то же время необходимо признать, что ни одна из классификаций не является окончательной, неизменной, завершенной.

Эмоциональные феномены. Эмоции представлены в психике человека в виде четырех основных феноменов: эмоциональные реакции, чувства, эмоциональные состояния, эмоциональные свойства.

Эмоциональные реакции - Непосредственное переживание, протекание какой-либо эмоции. Они базируются на первичных потребностях, как правило, связаны с действующими обстоятельствами, кратковременны и обратимы (например, испуг в ответ на резкий звук, радость при встрече).

Чувства - Более стойкие психические образования, их можно определить как Сложный вид устойчивого эмоционального отношения человека к различным сторонам действительности . Чувства формируются, как правило, на основе вторичных, духовных потребностей, характеризуются большей длительностью. Чувства дифференцируются в зависимости от предметной сферы, к которой они относятся. В соответствии с этим, они подразделяются на: интеллектуальные, эстетические, нравственные.

Интеллектуальные чувства - переживания, возникающие в процессе интеллектуальной деятельности, такие, например, как любознательность, удивление, сомнение и др.

Эстетические чувства возникают и развиваются при восприятии и создании прекрасного и представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве (например, чувство любви к музыке, чувство восхищения картиной).

Нравственные чувства - эмоциональное отношение личности к поведению людей и к своему собственному. При этом происходит сравнение поведения с нормами, выработанными обществом (например, чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружба, сочувствие и др.).

Эмоциональные состояния Более длительны и устойчивы, чем эмоциональные реакции. Они согласовывают потребности и устремления человека с его возможностями и ресурсами в каждый конкретный момент времени. Для эмоциональных состояний характерно изменение нервно-психического тонуса.

Эмоциональные свойства - наиболее устойчивые характеристики человека, характеризующие индивидуальные особенности эмоционального реагирования, типичные для конкретного человека. К ним относится целый ряд особенностей, таких как эмоциональная возбудимость, эмоциональная лабильность, эмоциональная вязкость, эмоциональная отзывчивость и эмпатия, эмоциональное огрубление, алекситимия.

Эмоциональная лабильность - Изменчивость эмоций и настроения, по разным, зачастую самым незначительным причинам. Эмоции колеблются в очень широком диапазоне от сентиментальности и умиления до слезливости и слабодушия.

Эмоциональная монотонность Характеризуется однообразием, неподвижностью эмоциональных реакций, отсутствием эмоционального отзвука на события.

При Эмоциональной вязкости Реакции сопровождаются фиксацией аффекта и внимания на каких-либо значимых объектах. (Вместо того, чтобы отреагировать, личность сосредоточивается на обидах, неудачах, волнующих темах).

Эмоциональная ригидность - негибкость, жесткость и ограниченный диапазон эмоционального реагирования.

Эмоциональное огрубление - неспособность определять уместность и дозировать эмоциональные реакции. Проявляется в том, что личность утрачивает сдержанность, деликатность, такт, становится назойливой, расторможенной, хвастливой.

Одним из проявлений эмоциональных свойств является Алекситимия - Сниженная способность или затрудненность в вербализации эмоциональных состояний. Алекситимия характеризуется трудностью в определении и описании собственных эмоциональных состояний, переживаний; затруднениями в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями; снижением способности к символизации; фокусированности личности в большей мере на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях. Существует гипотеза, согласно которой ограниченность осознания эмоций и когнитивной переработки аффекта ведет к фокусированию сознания на соматическом компоненте эмоционального возбуждения, усилению физиологических реакций на стресс.

Перечисленные эмоциональные свойства могут проявляться как индивидуальные особенности человека, в основе которых лежат особенности свойств нервной системы и темперамента, но могут быть и следствием патологических изменений мозга, результатом перенесенных травм или психосоматических заболеваний.

Эмоциональная отзывчивость и эмпатия. Эмоциональная отзывчивость проявляется в том, что человек легко, гибко и быстро эмоционально реагирует на воздействия внешней среды. Когда объектом эмоциональной отзывчивости становятся люди, у человека проявляется особое свойство - Эмпатия . Под эмпатией понимают способность входить в состояния другого человека, сопереживать, сочувствовать ему. Основу эмпатии составляет эмоциональная отзывчивость, важна общая сенситивность, чувствительность, а также интуиция и внимание, наблюдательность. Эмпатические способности составляют основу профессионально-важных качеств в социальных профессиях, то есть везде, где общение, понимание, взаимодействие являются неотъемлемой частью профессиональной деятельности (врачи, педагоги, социальные работники и пр.).

Психофизиологические механизмы эмоций. В формировании эмоций принимают участие разнообразные физиологические механизмы в их очень сложном взаимодействии. На примере эмоций ярко проявляются психосоматическое единство и взаимодействие, взаимные влияния и интеграция нервных и гуморальных механизмов. Это связано с тем, что развитие эмоций меняет тонус симпатического и парасимпатического отделов нервной системы, происходят изменения в деятельности эндокринной системы (передней доли гипофиза, надпочечниках, половых желез, вилочковой железы и др.). Все это вызывает выраженные изменения в деятельности внутренних органов: изменяется состав крови, показатели кровообращения, дыхания, пищеварения, терморегуляции, выделения и др. Эти изменения, в свою очередь, вторично влияют на состояние психики. Данные современной психофизиологии позволяют считать, что субъективное выражение эмоций связано с деятельностью неспецифической активирующей системы мозга, гипоталамусом, лимбической системой, базальными ганглиями; передними и височными отделами новой коры. При этом отражательно-оценочная функция реализуется при ведущем участии лобно-височной коры; подкрепляющая функция связана с деятельностью гиппокампа; переключающая - с миндалевидным комплексом; активационно-интегративная - с гипоталамусом. Установлена также определенная зависимость между модальностью эмоций и нейрохимическими процессами в мозговых структурах. В формировании эмоции участвуют также мнемические, познавательные процессы, личность в целом.