Суть метода 6 шляп заключается. Белая шляпа: факты и цифры

Метод «6 шляп мышления Эдварда Де Боно» позволяет рассмотреть задачу под разными плоскостями, с разных точек зрения. Также, за счет практики переключения между разными типами восприятия, тренируется гибкость мышления, способность организовывать свою мыслительную деятельность и преодолевать творческий кризис описанным нестандартным способом!

План действий

Вариант 1. Один или несколько человек
1. Сформулировать задачу, проблему.
2. Последовательно рассмотреть задачу с разных позиций. Каждая позиция обозначена цветом шляпы. Описание шляп дано ниже по тексту. Пробуйте применять разные последовательности использования шляп. Если в обсуждении участвуют несколько человек, пусть каждый попробует примерить разные шляпы.
3. Подвести итог проделанной работы.

Вариант 2. Участвуют несколько человек
В этом случае каждому участнику достается своя шляпа или набор шляп. Желательно чтобы тип шляпы не соответствовал характеру человека.

Этот метод предложен доктором Эдвардом Де Боно , известным исследователем в области особенностей человеческого мышления. Эдвард Де Боно внёс значительный вклад в разработку и систематизацию креативных методик мышления. Метод «шесть шляп» является, по сути, модифицированной техникой мозгового штурма. В то же время очень удачной и продуктивной модификацией.

В чём заключается метод «6 шляп мышления»?

В методе дано описание шести способов (или особенностей) мышления . Каждый способ мышления характеризуется своим восприятием.

Человек поочередно примеряет на себя шляпы и старается мыслить таким способом, который описан для этой шляпы. Разумеется, вам не обязательно иметь под рукой настоящие шляпы разного цвета – достаточно использовать 6 маленьких кружочков бумаги, раскрашенных в соответствующие цвета . Пусть эти кружочки и символизируют 6 шляп, а соответственно и шесть способом мышления.

Итак, какие это шляпы (способы мышления)?
Белая шляпа – рациональный способ мышления. Вы сосредотачиваетесь на информации, которая есть у вас относительно вашей задачи. Если у вас на голове эта шляпа – спросите себя: «А какая информация нам еще нужна для решения задачи?»

Красная шляпа

— это шляпа эмоций и чувств. Надевая эту шляпу вам надо почувствовать те эмоции, которые возникают у вас при соприкосновении с задачей. Что у вас пробуждается внутри, когда вы слышите о задаче: страх, гнев, беспокойство, лень, смех, возбуждение, стыд? Если вы сможете быть предельно искренними на этом этапе, то вы сможете включить интуитивный компонент своего мышления.

Желтая шляпа

– шляпа хорошего, позитивного настроения. Для того чтобы решить задачу, а главное найти эффективное и полезное решение, нужен энергетический заряд. Вам необходимо настроиться на позитив. Даже если задача вызывает у вас негативные, пессимистические ощущения – постарайтесь найти позитивную сторону в происходящем. Итак, решаем задачу в этой шляпе бодро, весело и с энтузиазмом.

Зеленая шляпа

– самая весёлая из всех шляп!. Это шляпа шута, человека который умеет развеселить всю компанию. Также эта шляпа выдает самые оригинальные, нелепые, смешные и творческие идеи. Здесь вы можете совершенно освободить ваш поток фантазии!

Черная шляпа

– шляпа критика. Находясь в позиции черной шляпы вы надеваете на себя маску пессимиста. Такой человек способен критически оценивать предлагаемые решения. Только он сможет отсеять из горы мусора и обнаружить в этой горе золотой слиток! Критически оценивать решения черной шляпе помогают ум, обширные знания, скрупулезность в оценке и, разумеется, соответствующий критический настрой. Обратите внимание, что черной шляпы (если в обсуждении принимают участие несколько человек) достаточно одной. Также черную шляпу желательно «выпускать в бой» ближе к завершению обсуждения, чтобы успело накопиться достаточно вариантов решения задачи, среди которых ей и придется искать самое ценное.

Синяя шляпа

– это человек, который организует процесс обсуждения задачи. То есть – это организатор (координатор) сессии мозгового штурма. Он – раздаёт шляпы участникам, выбирая кому- какую шляпу надеть. Выбирает последовательность «появления» шляп на сцене. Начинает и подводит итоги в конце обсуждения.

Как применять технику креативности

Использовать метод вы можете в любой ситуации, где для поиска решения надо хорошенько поразмыслить. Области применения могут быть совершенно любые – наука, обучение, творчество, бизнес, программирование. Уверяем вас, что рассмотрение ситуации с разных сторон в любом случае улучшит ваши шансы на то, что задачу вы сможете решить максимально эффективно.

ТЕХНОЛОГИЯ «ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ»

Тазетдинова Анастасия Николаевна

Выступление на педагогическом совете

Основная задача российского образования – повышение качества обучения. Обучение должно быть не простой передачей знаний, а творческим процессом, позволяющим ученику раскрыть свои познавательные способности. Для достижения этой цели вводятся современные технологии: проблемное обучение, технология развития критического мышления, «Кей-стади», «Шесть шляп мышления», игровые технологии, личностно-ориентированное обучение и др. В школе учитель работает с группой учеников, а приёмы групповой познавательной активности всегда вызывают затруднения в реализации. Это и сложность управления группой, и возрастные особенности учеников, и специфика предмета. Приём «Шесть шляп мышления» привлекателен тем, что он позволяет более рационально организовать мыслительный процесс. Данный метод позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную. Технология универсальна - её используютна уроках, совещаниях, тренингах, чтобы структурировать групповую работу и сэкономить время. Она применяется и индивидуально, ведь бурные дебаты идут и в голове каждого человека. Фактически её можно использовать для структурирования любого креативного процесса, где важно отделять логику от эмоций и придумывать новые оригинальные идеи.

Автор технологии «Шесть шляп мышления», известный британский психолог, эксперт в области творческого мышления и писатель, Эдвард де Боно, родился на Мальте. Он рос скромным мальчиком, не отличался крепким здоровьем и силой, и товарищи по играм обычно игнорировали его предложения. Эдвард очень расстраивался и хотел, чтобы все его идеи выслушивались, и дело никогда не доходило бы до споров и драки. Но когда мнений много, а спорящие находятся в разных весовых категориях (у детей обычно прав тот, кто сильнее, а у взрослых – тот, кто выше рангом), сложно найти такой способ обсуждения, при котором все предложения будут услышаны, а принятое решение всех удовлетворит. Эдвард де Боно занялся поиском такого универсального алгоритма. Когда он повзрослел, то придумал оригинальный метод, позволяющий повысить эффективность мыслительного процесса.

Что обычно происходит в голове человека, когда он думает? Мысли роятся, сбиваются в кучу, одна идея противоречит другой и проч. Де Боно решил разделить все эти процессы на шесть типов. По его мнению, любая проблема обязательно вызывает у человека всплеск эмоций, заставляет его собирать факты, искать варианты решений, а также анализировать положительные и отрицательные последствия каждого из этих решений. Еще один тип мышления связан с упорядочением идей. Если хаос, царящий в голове, привести в порядок, разложить мысли по полочкам и заставить их течь в строгой последовательности, то поиск решения станет более быстрым и продуктивным. Методика де Боно позволяет последовательно «включать» разные типы мышления, а значит, ставит крест на спорах до посинения.

В основе данного метода лежит идея параллельного мышления. Традиционное мышление основано на полемике, дискуссии и столкновении мнений. Однако при таком подходе часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии. Параллельное мышление - это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.

Обычно, когда мы пытаемся думать над решением практической задачи, мы сталкиваемся с несколькими трудностями. Во-первых, мы часто вообще не склонны думать над решением, вместо этого ограничиваясь эмоциональной реакцией, которая предопределяет наше дальнейшее поведение. Во-вторых, мы испытываем неуверенность, не зная, с чего начать и что делать. В-третьих, мы пытаемся одновременно удерживать в уме всю информацию, относящиеся к задаче, быть логичными, следить, чтобы наши собеседники были логичными, быть креативными, быть конструктивными и так далее, и всё это обычно не вызывает ничего, кроме путаницы и смятения.

Чтобы методика лучше запоминалась, нужен был яркий образ. Эдвард де Боно решил связать типы мышления с цветными шляпами. Дело в том, что в английском языке шляпа обычно ассоциируется с видом деятельности - шляпа кондуктора, полисмена и т.д. Словосочетание "надеть чью-либо шляпу" означает заниматься конкретной деятельностью. Человек, мысленно надевая шляпу определенного цвета, выбирает в данный момент тип мышления, который с ней ассоциируется. каждой из шести шляп соответствует свой собственный, индивидуальный цвет, делающий ее легко различимой среди всех остальных и наделяющий ее характерными, присущими только ей одной чертами и качествами – цветовое различие делает каждую шляпу особенной, неповторимой. Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления и деятельности.

Белая шляпа . Белый цвет беспристрастен и объективен, как чистый лист бумаги. Факты, информация, вопросы - вот что ляжет ровными строчками на белый лист. Какой мы обладаем информацией? Какие существуют факты, подтверждающие или опровергающие определенное мнение? Какая нам нужна информация?

Красная шляпа . Красный цвет символизирует эмоции, внутреннее напряжение. В красной шляпе человек отдает себя во власть интуиции, чувств. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

Желтая шляпа . Желтый цвет солнечный, жизнеутверждающий. Человек в желтой шляпе полон оптимизма, он ищет преимущества. Почему это стоит делать? Каковы преимущества?

Черная шляпа . Черный цвет мрачный, словом – недобрый. В черной шляпе человек проявляет осторожность. Сработает ли это? Что здесь неправильно? В чем недостатки?

Зеленая шляпа . Зеленый цвет – это цвет свежей листвы, изобилия, плодородия. Зеленая шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей.

Синяя шляпа . Синий цвет – это цвет неба. Синяя шляпа связана с организацией и управлением. Чего мы достигли? Что нужно делать дальше?

Шляпу очень легко надеть и снять. Это важно всегда, во всех ситуациях, когда человек должен уметь применять все ресурсы своего мышления, уметь менять тип мышления и деятельности в зависимости от поставленной задачи. Надевание «мыслеварительной» шляпы призвано помочь человеку обрести нужное состояние сознание, сосредоточиться на выполнении определенных операций.

«Шляпы мышления» дают структуру для использования параллельного мышления и ухода от споров, в большинстве ситуаций отнимающих время без всякой пользы. Как правило, каждый человек имеет свой взгляд на предмет, и чем выше интеллектуальные способности человека, тем сильнее он будет защищать свою позицию, свое представление о предмете. Использование «мыслеварительных» шляп открывает возможность договориться с собеседником, прийти к согласию. Заключенная в шляпах символика удобна для того, чтобы попросить кого-нибудь «развернуть» поток своих мыслей в нужном направлении. Можно попросить человека надеть черную шляпу и подумать о минусах, которые содержаться в его собственной идее, или, под полями желтой шляпы подумать о плюсах, которые, с той же очевидностью, содержаться в идеях других людей.

Важное преимущество метода в том, что каждый педагог, решая определенную образовательную задачу, может строить свою последовательность деятельности на занятиях под полями шести шляп, комбинируя их в нужной последовательности. Например, идея родилась. Следующий этап ее развития - проверка на жизнеспособность с использованием мышления в желтой шляпе, в конструктивном развитии идеи, ее позитивной оценке и выявлении всех преимуществ. После этого на сцену выходит мышление в черной шляпе. Мышление в белой шляпе берет слово в тот момент, когда появляется необходимость в предоставлении фактов, отражающих сущность данной идеи. На заключительном этапе слово передается мышлению в красной шляпе, призванному на уровне эмоций ответить на вопрос: нравиться ли нам эта идея?

Ну, и наконец, самое главное достоинство метода в том, что он дает возможность определять правила игры. Люди хорошо распознают, по каким правилам ведется та или иная игра. Изучение правил является одной из самых перспективных форм накопления знаний в детские годы. С помощью шести шляп устанавливаются определенные правила игры: «человек, в данный момент думающий и поступающий именно так».

Естественно, никаких шляп в реальности иметь не нужно – человек лишь виртуально надевает головной убор того цвета, который лучше всего подходит на данной стадии решения задачи.

Белая шляпа (информация): белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить. Белая шляпа учит человека работать только с конкретными фактами, цифрами, событиями. Благодаря ей можно стать беспристрастным, освободиться от эмоций, которые, как известно, «туманят разум».

Красная шляпа (чувства и интуиция): в режиме красной шляпы у участников появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Красная шляпа дает возможность человеку увидеть событие, явление, проблему в ярких эмоциональных красках. Тем самым создаются условия для отреагирования эмоций, благодаря чему они больше не будут мешать работе.

Черная шляпа (критика): ч ерная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Польза от такого мышления несомненна, если, конечно, им не злоупотреблять. Черная шляпа помогает человеку увидеть все негативные стороны события, явления, проблемы, она позволяет оценить риски.

Желтая шляпа (логический позитив) : желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Желтая шляпа помогает раскрыть ресурсы, положительные стороны ситуации; увидеть «плюсы» ситуации, явления, проблемы.

Зеленая шляпа (креативность) : находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет. Зеленая шляпа актуализирует творческое мышление человека, позволяет осуществлять нестандартный подход к решению задачи, искать новые способы и приемы.

Синяя шляпа (управление процессом) : синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале работы для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели.Синяя шляпа помогает человеку находить смысл в том, что он делает, продуктивно управлять процессом мышления, обобщать накопленный опыт, вписывать проблему в контекст глобальных событий в экономике, политике, мироустройстве; философски осмыслять события и явления, понимая, что одна проблема есть проявление более общих механизмов и сил, действующих во Вселенной...

Например, в ходе педагогического совета можно работать по такой схеме:

Руководитель коротко знакомит собравшихся с концепцией шляп и обозначает проблему. Например, так: «Педагоги отказываются принимать участие в конкурсах педагогического мастерства. Что делать?». Начинать обсуждение целесообразно в белой шляпе, то есть надо собрать и рассмотреть все имеющиеся факты (педагогам не платят за это, не хватает времени и т.д). Затем исходные данные рассматриваются в негативном ракурсе – разумеется, в черной шляпе. После этого наступает очередь желтой шляпы, и в обнаруженных фактах находят позитивные стороны. После того как проблема рассмотрена со всех сторон и собран материал для анализа, пора надевать зеленую шляпу, чтобы генерировать идеи, которые могут усилить положительные моменты и нивелировать отрицательные. Руководитель, мысленно сидящий в синей шляпе, внимательно контролирует процесс – не отклонилась ли группа от заданной темы, не ходят ли участники в двух шляпах одновременно, а также периодически разрешает им выпустить пар в красной шляпе. Новые идеи опять-таки анализируются в черной и желтой шляпе. А в конце подводится итог дискуссии. Таким образом, мыслительные потоки не пересекаются и не запутываются, как клубок шерсти.

Аллегория со шляпами имеет еще одно очень важное преимущество: методика позволяет избежать перехода на личности. Вместо привычного: "Что ты кричишь и все критикуешь?" участник услышит нейтральную, но обладающую не меньшим эффектом фразу: "Снимите, пожалуйста, свою красную шляпу и наденьте зеленую"». Это снимет напряжение и позволяет избежать ненужных отрицательных эмоций. К тому же на совещаниях обычно кто-то отмалчивается, но технология, когда все одновременно надевают шляпу одного цвета, вынуждает каждого высказать свои соображения. Методика «Шесть шляп мышления» помогает сделать совещание в несколько раз эффективнее. В отличие от других концепций групповой работы метод Эдварда де Боно настолько образный, что хорошо запоминается, и основные его идеи можно изложить за полчаса. Все остальные системы требуют обученного модератора, причем во время совещания он один знает, что делает, а те, кем он управляет, фактически превращаются в слепых исполнителей и не понимают, что происходит. Правда, методика «Шесть шляп мышления» все равно требует отработки навыков и контроля со стороны синей шляпы - руководителя.

Вот некоторые преимущества метода, найденные Эдвардом де Боно во время пребывания под желтой шляпой.

    Обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать ее красочным и увлекательным способом управления своим мышлением.

    Цветные шляпы - это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять.

    Метод шести шляп можно использовать на любом уровне сложности, от детских садов до советов директоров.

    Благодаря структурированию работы и исключению бесплодных дискуссий мышление становится более сфокусированным, конструктивным и продуктивным.

    Метафора шляп является своего рода ролевым языком, на котором легко обсуждать и переключать мышление, отвлекаясь от личных предпочтений и никого не обижая.

    Метод позволяет избежать путаницы, поскольку только один тип мышления используется всей группой в определенный промежуток времени.

    Метод признает значимость всех компонентов работы над проектом - эмоций, фактов, критики, новых идей, и включает их в работу в нужный момент, избегая деструктивных факторов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    АсмоловА.Г.,.Бурменская Г.В, И.А.Володарская и др«Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий» – 2-е изд. – М.: Просвещение. 2011.

    Кучина Т. Н. «Мастерство учителя – успех ученика»: Сборник методических материалов семинара учителей Томской области. Томск, 2006.

    Информационный банк современного учителя. Режим доступа http://www.kmspb.narod.ru./posobie

Приём критического мышления 6 шляп – это игра с применением разных ролей. В качестве актёра может выступить любой желающий, а если речь идёт о компании – все управляющие коллективом. Каждый участник попеременно одевает на себя незримый головной убор (обувь, маску и т.д.) различных цветов.

Люди должны работать головой, это спасает мозг.

Чем больше он включен, тем дольше сохранен.

Т. Черниговская.

Особенность методики заключается в том, что ситуацию можно не спеша рассмотреть со всех сторон. Логическое решение формируется очень быстро, человек не осознаёт данного процесса. При этом в голове одновременно анализируются накопленные знания, опыт, возникают позитивные и негативные эмоции. Расцветка позволяет выделить из всего оркестра только один инструмент, и проанализировать его сознательно.

Технология мышления 6 шляп помогает справиться с 3 основными проблемами при разрешении вопросов:

  • путаница;
  • беспомощность;
  • эмоциональность.

Главное отличие такого образа мыслей в том, чтобы не спорить с участниками дискуссии, а выслушивать их. Так же вы можете быть уверены, что выслушают вас. После этого проводится анализ всех мнений.

Метод применяется в индивидуальной программе для развития творческой мысли. При групповом исследовании ситуации он помогает воссоздать полную картину происходящего. В последние годы технику активно используют учителя российских школ на уроках.

Породнитесь мыслью с вашим сценическим образом,

и пусть он ведет вас по сцене, а не вы – его.

К. Станиславский.

Атрибуты одеваются попеременно. Порядок их применения значения не имеет. При индивидуальном использовании, человек сам следит за ходом мыслей. Коллектив возлагает эту обязанность на организатора.

Пользователь должен отключить своё «Я» и довериться той маске, которую он одел. Это позволяет избавиться от устоев и убеждений, действовать открыто. В случае чего, вся ответственность лежит на шляпе, а не на её носителе.

Запрещается:

  • смешивать образы мыслей (эмоции с фактами, позитив с негативом и т.д.);
  • вступать в полемику.

Шляпы мышления применяются для решения конкретных вопросов и снимаются сразу после обсуждения. Рекомендуется ограничивать время пребывания участников в чёрном и красном цилиндрах.

Описание гардероба

Чей образ на себя мы примеряем,

С той гаммой черт роднимся мы душой.

А. Захарченко

Каждый цвет головного убора соответствует одному из мыслеварительных процессов. Остановимся подробно на каждой из 6 шляп мышления и приведём примеры их использования.

Белая

Цвет символизирует объективность. Нужно сосредоточиться на том, что известно о данной ситуации.

Выясняются реальные обстоятельства: цифры и факты. Разрешается подчёркивать вероятность события сравнительными выражениями («в большинстве случаев», «иногда происходит так…», «реже всего»).

Примеры высказываний:

  1. Я убеждён, что Черчилль восхищался политикой Гитлера.
  2. Согласно сведениям ВЦИОМ, 88% избирателей верят, что выборы президента в 2018 г. прошли честно.
  3. 8 из 10 онкологов утверждают, что химиотерапия мало эффективна при лечении рака.

Как видно из списка, метод шести шляп мышления допускает использовать факты 1-го (доказанные) и 2-го (убеждения) порядка.

Красная

Красный цвет – символ раздражения, напряжения, гнева. Задача головного убора состоит в том, чтобы показать чувства, переживания, эмоции, интуицию.

  1. У меня ощущение, что вы отстаиваете свою позицию, а не интересы компании.
  2. Я против повышения Смирнова в должности. У него мало опыта, чтобы стать моим начальником.
  3. Меня раздражает одна мысль об этом менеджере, потому что он всегда всех обманывает.

В повседневности человек старается абстрагироваться от проявления всего вышеперечисленного. Эдвард де Боно убеждён, что эмоциональность играет значительную роль в принятии решения. Если не дать ей ход, то она проявится в самый неподходящий момент. Выплеснуть наружу эмоции, значит получить шанс трезво оценить обстановку.

Чёрная

Расцветка указывает на темноту, негатив, отрицание, мрачность. Выясняется, где и почему дела пойдут плохо. Отличие образа мыслей под тёмным цилиндром от простого проявления эмоций в том, что здесь необходимы доводы. Они складываются из статистических данных и собственных соображений – не принципиально.

  1. Снижение стоимости проезда приведёт к падению прибыли.
  2. Проект не оправдает надежд из-за низкого спроса на аналогичные услуги.
  3. Сотрудничество с этой компанией пошатнёт репутацию нашей фирмы.

Так по методу мышления 6 шляп выявляются недостатки, недоработки, ошибки.

Жёлтая

Это символ позитива. Высказываются только те мысли, которые говорят исключительно о положительных последствиях. Приветствуются обоснования для благоприятного настроя. Но они не всегда нужны.

  1. Из-за снижения цен клиентов станет больше.
  2. Мы заполоним рынок дешёвыми и качественными аналогами.
  3. Может случиться, что политика наших конкурентов приведёт их к разобщённости в коллективе.

Под сводом жёлтого колпака допускается проявление здоровой фантазии и рассказ о невероятном успехе. Методика шесть шляп мышления предполагает оценку мнений после окончания обсуждения.

Зелёная

Зелёный цвет означает зарождение новой идеи. Это головной убор творца, который ищет нестандартные пути. Но вовсе не обязательно использовать новшество непосредственно сейчас. Важно проанализировать все поступившие предложения и почерпнуть из каждого максимум пользы. Рекомендуется задавать новатору наводящие вопросы.

Например:

  1. Следуя вашему предложению, мы потратим много времени на изучение нового для нас материала. Подумайте, как трансформировать идею, чтобы этого избежать?
  2. Компания не может выделять деньги на дополнительное оборудование. Сможем ли мы обойтись имеющимися ресурсами?

Полностью исключается тривиальный подход к решению задач. Необходимо придерживаться двух основных требований: идея должна быть пригодна для существования и донесена до людей, способных её оценить.

Синяя

Расцветка сродни небосводу символизирует холодное отчуждённое суждение. Здесь выбирается образ мыслей, наиболее подходящий для решения проблемы.

Итогом рассуждений становятся:

  • выявление фактов;
  • вычисление преимуществ и недостатков;
  • оценка рисков и поиск способов их нейтрализации;
  • принятие решений.

В организации этот колпак надевает председатель собрания. Он следит за своевременной сменой головных уборов, соблюдением изложения мыслей в «компетенции» одетой маски. Руководителю разрешается прерывать процесс, если разговор переходит в споры или не касается предмета обсуждения.

Модификации метода

Последователями идеи предлагается использовать 7 шляп мышления. Дополнительная модель бесцветна и предназначена для невербального выражения мыслей.

Прозрачность символизирует скотч. Человек с данным атрибутом может танцевать, рисовать, посылать телепатические сигналы другим участникам, но ему запрещено говорить. Такие знаки каждой личностью воспринимаются по своему, что толкает людей на размышления и новые идеи. Эстафета передаётся другим участникам дискуссии по завершению одного круга обсуждения.

Можно использовать семь шляп мышления или больше. Данная модификация – единственная, что заслуживает внимания. Сам Эдвард де Боно убеждён: шесть – оптимальное количество элементов гардероба.

Пример использования

Строительная организация планирует возведение нового здания под офисы. Но руководство неуверенно в успехе проекта. Чтобы расставить все точки над «i» решено использовать методику 6 шляп мышления.

Цилиндр белого цвета дал понять, что:

  • наблюдается тенденция снижения количества аналогичных застроек;
  • растёт спрос съёмщиков офисных помещений.

После примерки красного колпака выяснились опасения некоторых работников по поводу:

  • эстетики здания;
  • не актуальности вопроса.

Под чёрным сводом участники дискуссии выявили следующее:

  • прогнозы о прибыли могут не оправдаться;
  • подсчитаны возможные убытки.

Находясь под жёлтым колпаком, участникам удалось доказать необоснованность негативных переживаний:

  • дизайн легко заменить;
  • отчёты, статистика, исследования рынка говорят о минимальных рисках.

В зелёном одеянии был изменён облик застройки:

  • спланировано здание в несколько этажей;
  • продумана VIP-зона.

Организатор встречи находился в синем атрибуте и следил за процессом.

Преимущества и недостатки

К плюсам метода Эдварда де Боно 6 шляп мышления относят:

  • развитие внимания;
  • простота в достижении согласия с участниками дискуссии;
  • возможность разговорить молчунов;
  • проведение подробного анализа ситуации.

Среди недостатков выделяют:

  • длительный срок обучения взрослых;
  • сложность внедрения в российские коллективы из-за традиционного подхода к решению проблем.

Итого

Метод 6 шляп мышления позволяет рассмотреть ситуацию со всех сторон. Есть определённые сложности его использования. Но сейчас, он считается наиболее эффективным способом мозгового штурма. Кроме того, саморазвитие – длительный процесс на пути к совершенству. Не останавливайтесь на достигнутом, и попробуйте применить данную технику.

Сегодня я расскажу вам, как увеличить продуктивность соей мыслительной деятельности, развить гибкость ума и научиться принимать наиболее верные решения при помощи методики, которая получила название Метод шести шляп мышления Эдварда де Боно . Вы узнаете, что представляет собой метод 6 шляп, в чем он может помочь, и как его можно применять для повышения личной эффективности и . Обо всем этом далее по порядку.

Метод шести шляп мышления Эдварда де Боно.

Метод 6 шляп был разработан и описан в книге “Шесть думающих шляп” английским автором – психологом, специализирующимся на исследовании процессов творческого мышления, Эдвардом де Боно ближе к концу прошлого века. Впоследствии книга стала очень популярной, была переведена на разные языки и разошлась большими тиражами по всему миру.

Метод шести шляп мышления интересен тем, что он:

– Способствует развитию умственных способностей, креативности, творческого мышления;

– Помогает выйти из творческого кризиса;

– Помогает найти лучшее решение проблемы;

– Помогает точно направлять свои мысли для достижения ;

– Активизирует мыслительный процесс в целом.

Метод шести шляп может применяться как для единоличного обдумывания какого-либо вопроса, так и для коллективного обсуждения методом мозгового штурма. Его можно использовать как для решения каких-то конкретных задач, так и просто для общего развития своих умственных способностей и мыслительной деятельности.

К слову сказать, метод 6 шляп преподается студентам многих ведущих ВУЗов мира, и используется на практике ведущими мировыми корпорациями IBM, PepsiCo и др.

В контексте тематики сайта Финансовый гений метод 6 шляп будет особенно полезен при разработке и анализе бизнес-идей, принятии инвестиционных и финансовых решений, постановке финансовых целей и следовании к их достижению.

Метод 6 шляп мышления Эдварда де Боно позволяет наиболее объективно рассмотреть любую ситуацию со всех сторон, с разных точек зрения, сопоставить все положительные и отрицательные аспекты для выработки лучшего решения.

Суть метода 6 шляп.

Всем, наверное, известно выражение “В споре рождается истина”. Это действительно так: только анализируя разные, даже диаметрально противоположные мнения, принципы и подходы, рассматривая проблему с разных точек зрения, дискутируя и полемизируя, можно прийти к принятию оптимального решения. Однако, здесь есть и существенный недостаток: зачастую в споре человек принимает не то решение, которое действительно было бы оптимальным, а то, которое наиболее грамотно успешно продвигалось в дискуссии.

Метод шести шляп мышления Эдварда же Бого исключает этот недостаток. Он основан на концепции параллельного мышления, при которой разные идеи, мнения и взгляды не противопоставляются друг-другу, а сосуществуют параллельно, что является более конструктивным.

Использование метода шести шляп на практике помогает побороть трех главных врагов человека при принятии решения:

1. Эмоции и чувства. Очень часто люди принимают решения, руководствуясь эмоциями, а не здравым смыслом, что совершенно недопустимо.

2. Неуверенность и сомнения. Когда человек сталкивается с решением сложной или новой для него задачи, он всегда испытывает неуверенность и сомнения, которые мешают ему принять верное решение.

3. Путаница в голове. Анализируя огромный поток информации, рассматривая проблему с разных сторон, человек путается в своих мыслях, в результате не может быть конструктивным.

Суть метода 6 шляп заключается в том, что он позволяет разделить сложный мыслительный процесс на 6 разноплановых простых режимов. Эдвард де Боно представил эти режимы в виде шляп разных цветов. Примеряя на себя эти шляпы, человек как бы входит в разные роли, рассматривая проблему с точки зрения разных людей:

– Ученого;

– Художника;

– Оптимиста;

– Критика;

– Креативщика;

– Руководителя.

Примеряя эти “шесть думающих шляп”, тем самым, входя в роль разных по образу мышления людей, можно сосредотачивать свои мысли по очереди на каждом из аспектов, чтобы в результате добиться максимальной конструктивности и оптимального решения.

Шесть думающих шляп.

Итак, рассмотрим все 6 думающих шляп Эдварда де Боно по очереди.

1. Белая шляпа (Ученый). Надевая шляпу ученого, вы должны сфокусировать свои мысли на проблеме исключительно с научной точки зрения. То есть, анализировать только имеющиеся факты и цифры, а также искать информацию, которой вам не хватает для полного научного анализа. Будучи в шляпе ученого, ответьте себе на следующие вопросы:

– Что вам известно об этом вопросе?

– На какую информацию (цифры, исследования, статистика и т.д.) опирается ваше мнение?

– Какой информации вам не хватает для полноты анализа? Где ее можно раздобыть?

Оценка ситуации с позиции ученого должна быть абсолютно беспристрастной, основанной только на точных фактах! Никаких предположений или эмоций!

2. Красная шляпа (Художник). Надевая шляпу художника, вы должны дать полную волю своим чувствам, ощущениям и эмоциям. То есть, проанализировать именно то, что вы ощущаете, без какого-либо фактического подтверждения. Ответьте себе на вопросы:

– Какие переживания вы испытываете?

– Какие догадки строите?

– Что подсказывает ваша интуиция?

– Какие сомнения вас терзают?

Примеряя красную шляпу, будьте максимально честными с самим собой и с окружающими (если это коллективное обсуждение). И не пытайтесь как-то обосновать свои эмоции: принимайте во внимание только то, что чувствуете, безо всяких обоснований.

3. Желтая шляпа (Оптимист). Шляпа оптимиста в методе шести шляп Эдварда де Боно означает анализ только положительных сторон проблемы. Поразмышляйте над выгодами и перспективами, которые вам может принести обсуждаемый вопрос:

– Какие здесь есть положительные стороны?

– В чем заключаются преимущества и достоинства обсуждаемой проблемы?

– Каков наиболее благоприятный исход событий?

– Почему стоит это сделать?

Примеряя шляпу оптимиста, акцентируйте свое внимание только на плюсах обсуждаемого вопроса. Даже если их там, на первый взгляд, нет – обязательно попытайтесь их найти! Никакого негатива, только позитив!

4. Черная шляпа (Критик). В методе 6 шляп черная шляпа представляет собой полную противоположность желтой. Надевая ее, попробуйте оценить проблему с позиции критика, выявить в ней все недостатки и отрицательные моменты. Ответьте себе на вопросы:

– Что здесь может пойти не так?

– Почему не стоит это делать?

– Какие подводные камни здесь подстерегают?

– Каков самый неблагоприятный исход событий?

Надевая черную шляпу критика, постарайтесь максимально раскритиковать идею, выявить в ней весь негатив, который она в себе несет, который может случиться в будущем при ее реализации. Будьте крайним пессимистом!

5. Зеленая шляпа (Креативщик). Среди шести думающих шляп эта представляет наибольший интерес. Примеряя ее, попробуйте взглянуть на проблему как-то нестандартно, рассмотреть альтернативные варианты ее решения, сгенерировать новые идеи, даже самые сумасшедшие и провокационные. Ответьте себе на вопросы:

– Какие есть альтернативные пути решения проблемы?

– Как можно связать этот вопрос с инновационными идеями?

– Как эту проблему не решал еще никто?

– Какой метод решения проблемы вам кажется наиболее безумным?

Будучи креативщиком, старайтесь разрушить стереотипы, мыслить нестандартно, искать новые, нетрадиционные и провокационные методы решения вопроса.

6. Синяя шляпа (Руководитель). И, наконец, последняя и очень важная шляпа в методе 6 шляп мышления Эдварда де Боно – шляпа руководителя. Она отличается от всех предыдущих тем, что используется не для обсуждения вопроса, а для руководства этим обсуждением, для управления всем процессом. Эту шляпу целесообразно надевать дважды: сначала самой первой, чтобы сформулировать перед остальными “участниками” цели и задачи, а затем самой последней, чтобы подвести итоги и принять решение. Надевая, шляпу руководителя:

– Возьмите на себя управление всем мыслительным процессом и остальными “шляпами”;

– Поставьте перед ними задачу: что нужно делать?

– Контролируйте их работу, ее качество, собирайте и анализируйте результаты;

– В конце обдумайте отчеты других “участников” и примите решение.

Именно от действий руководителя будет зависеть весь процесс и его конечный результат. Поэтому будьте мудрым руководителем и примите верное решение.

Теперь вы знаете, что представляет собой метод шести шляп мышления Эдварда де Боно. Попробуйте применить его при обдумывании какого-то ближайшего решения – вот увидите, будет интересно! Я надеюсь, что метод 6 шляп поможет вам принять правильное решение и во всех начинаниях!

Оставайтесь на – здесь вы найдете множество другой интересной и полезной информации. До новых встреч!

Метод шести шляп мышления был разработан английским психологом и экспертом в области креативного мышления Эдвардом Де Боно. Эдвард Де Боно является автором одноименной книги, которая называется «Шесть шляп мышления». Британский психолог известен в мире как консультант в сфере творческого мышления.

Что такое метод шести шляп?

Метод шести шляп – это способ структурировать мышление, который подходит как для упорядочивания мыслей в своей голове, так и для организации коллективного обсуждения. Может использоваться как дополнение к .

Метод шести шляп мышления помогает структурировать мыслительный процесс, что помогает эффективно выявлять самые интересные идеи не смотря на весь хаос, который происходит в голове каждого человека. Обычно, про метод шести шляп мышления знают только психологи, но согласно википедии, метод шести шляп помогал решать реальные творческие задачи, требующие интеллектуального подхода. Метод шести шляп позволяет оценить креативные и нестандартные идеи с различных точек зрения.

Суть метода шести шляп мышления

Коротко суть метода шести шляп заключается в том, что идея или инновационная задача рассматривается в шести разных плоскостях по отдельности. Рассмотрение проблемы последовательно с шести разных точек зрения позволяет избежать путаницы и помогает более детально обдумать пути решения. Каждый режим или плоскость рассмотрения задачи условно обозначают шляпой соответствующего цвета.

  1. Белая шляпа мышления условно обозначается как режим «Ученого». Тут рассматривается вся доступная информация по проекту. Какая у нас есть информация и знания о задаче? Статистика, факты, исследования, достоверные данные? Какой информации не хватает для полноты картины? Наподобие того, как это принято в научных статьях, при рассмотрения проблемы в режиме белой шляпы нужно сохранять беспристрастность и достоверность при рассмотрении обсуждаемого вопроса. Тут важно отключить эмоции и опираться только на подтвержденные цифры и факты. Желательно, с обобщением большого количества источников и умного анализа статистики. Фокусируемся на фактической информации и полностью абстрагируемся от эмоционального аспекта.
  2. Красная шляпа мышления – напротив рассматривает вопрос с точки зрения эмоционального подхода, . В «эмоциональном» режиме предлагается обозначать все свои мысли и ощущения, что ты чувствуешь на подсознательном уровне. В том числе приветствуется, когда на мозговом штурме участники обсуждения будут говорить, что они чувствуют. Почему им нравится или не нравится новый проект и так далее. Что мы переживаем по этому поводу? Какие у нас есть догадки и что подсказывает интуиция? Какие у нас есть ощущения и смутные предположения? Акцент делается именно на интуицию и чувства без необходимости их рационально обосновывать.
  3. Желтая шляпа мышления делает акцент на положительных сторонах. Когда включается этот «позитивный режим», мы должны думать исключительно о плюсах нового проекта. Яркие перспективы и возможности, которые может принести новая идея. Рассмотрение любого вопроса или проблемы с положительной точки зрения помогают выработать , который является важным фактором успеха. Даже если ты не видишь радужных перспектив в том вопросе, о котором идет речь, ты все равно должен хотя бы на то время пока находишься в желтой шляпе мышления. Какие у этого проекта имеются положительные стороны? Какие преимущества, достоинства и сильные моменты? Акцент на радужных перспективах. Почему это все-таки стоит сделать? Фокусируемся на всех плюсах.
  4. Черная шляпа мышления – как можно догадаться является полной противоположенностью желтой шляпе мышления. Здесь при рассмотрении любого вопроса акцент нужно делать на негативных сторонах. Что может пойти не так? Почему это не стоит делать? Все опасения и самые пессимистичные сценарии. Возможные подводные камни и возможные неблагоприятные варианты развития события. Черная шляпы мышления пробуждает нашего и призывает к критическому мышлению. Оценка возможных рисков, принятие мер предосторожности – все это крайне полезно на этапе запуска любого стартапа или проекта.
  5. Зеленая шляпа мышления отвечает за креативность. Здесь приветствуется высказывание самых смелых, творческих и необычных идей. Новые идеи, видоизмененные старые идеи, изучение опыта конкурентов. В данном случае приветствуются самые нестандартные подходы. Ищите альтернативы, связанные идеи. Как эту задумку еще никто не делал? Поиск в том числе и безумных идей. Как можно сломать стереотипы в данном проекте? В данном случае акценты нужно фокусировать на самых нестандартных решениях в том числе и на провокационных.
  6. Синяя шляпа мышления – нужна для того, чтобы управлять обсуждением. обсуждения и подводить итоги. Синяя шляпа мышления нужна, чтобы управлять процессом мозгового штурма. В самом начале определяется, что именно нужно сделать. Цель этой шляпы мышления – скоординировать работу обсуждения, зафиксировать и проанализировать результаты. В самом конце обсуждения ставятся конкретные задачи на будущее.

Зачем нужны шесть шляп мышления?

На практике шесть шляп мышления могут применяться как для решения как личностных целей, так и для обсуждения корпоративных проектов. По сути, шесть шляп мышления можно назвать структурированным мозговым штурмом.

Метод шести шляп мышления широко применяется в крупных транснациональных корпорациях вроде IBM или Pepsi Cola. — пишет Википедия и другие крупные сайты по саморазвитию.

Плюсы и минусы метода шести шляп мышления.

Несомненное достоинство метода шести шляп заключается в том, что оно позволяет рассмотреть новый проект с разных точек зрения и структурирует хаотичное мышление всех участников данного обсуждения. В итоге, бизнес-партнеры обсуждая новый проект будут рассматривать идею стартапа не только с оптимистичной стороны, но уделят внимание также возможным рискам и снимут розовые очки. Теперь обсуждение будет не таким однобоким, каким бы могло стать без метода шести шляп. Кроме того, процесс обсуждения становится управляемым.

Метод шести шляп позволяет рассмотреть практически любую проблему более спокойно без излишних эмоций. Кроме того, метод помогает начать мозговой штурм с конкретных шагов. При этом не возникает характерной путаницы при мозговом штурме. Людям проще какой-то масштабный вопрос рассмотреть по частям. Метод хорошо помогает, чтобы разговорить не самых общительных участников команды, а также он способствует тому, чтобы расширить мышление. Метод помогает находить интересные идеи, а противоборствующие точки зрения мирно расходятся благодаря тому, что плюсы и минусы, а также неординарные идеи, факты и угрозы рассматриваются по-отдельности.

К минусам метода шести шляп Эдварда де Боно можно считать некоторую избыточную сложность. И, на мой взгляд, такой подход к мозговому штурму может быть чрезмерно скучным. И большинство российских компаний, вероятно, не готовы даже попробовать столь сложные методы проведения мозгового штурма. В штыки такой подход может быть воспринят как непосредственно сотрудниками фирмы, так и руководством. Во многом, эффективность метода шести шляп будет зависеть от ведущего мозговой штурм.

Основные правила метода шести шляп мышления

  • В случаи использования метода в коллективе, обязательно должен быть модератор, который будет вести обсуждение. Это нужно, чтобы избежать хаоса. Ведущий должен фиксировать результаты и обобщать их. Для этого может понадобиться маркерная доска для наглядности или хотя бы лист бумаги. Как вариант можно использовать
  • Во время обсуждения все коллеги одевают шляпу одного и того же цвета и по очереди рассматривают ситуацию в соответствии с цветом шляпы. Порядок, в котором одеваются шляпы разного цвета может быть произвольным.
  • Предлагается такой порядок: белая (факты), черная (негативные сценарии), желтая шляпа (позитивные аспекты). И уже далее можно рассмотреть творческие сценарии (зеленая шляпа). Периодически одевая красную шляпу, вы дадите участникам возможность высказать свои ощущения и эмоции. Красную шляпу одевают редко и ненадолго, чтобы не превратить корпоративное обсуждение в истеричный коллективный психоз. В конце обсуждения модератор подводит итоги.
  • Можно использовать разные программы последовательностей надевания шляп, которые подходят под разные типы обсуждений. В целом, последовательность стоит подбирать в соответствии со здравым смыслом, т.к. цели обсуждения всегда уникальны.

Метод шести шляп был придуман для того, чтобы избежать стереотипного мышления, нарушить привычный ход мыслей, который есть у каждого из нас. Метод шести шляп – интересная психологическая игра и способ по-новому взглянуть на привычные проблемы с непривычной для человека стороны. При классических совещаниях часто принимается решение, которое лучше всего отстаивается, а не то, что будет лучше всего подходить для решения проблемы в интересах фирмы. Метод шести шляп предлагает нам использовать параллельное мышление, которое не сталкивает идеи друг с другом «в лоб», а позволяет всесторонне взглянуть на проблему, чтобы выбрать наиболее рациональное решение.

Метод шести шляп мышления может помочь найти оптимальное решение проблемы, выйти из творческого тупика, направить свои мысли для достижения целей, структурировать мыслительный процесс и помочь в решении интеллектуальных задач.