Свойства перцепции. Восприятие как целостное отражение предметов и явлений

Целостность восприятия - свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы (например, тыльная часть вещи). Проблема Ц. в. впервые была экспериментально исследована представителями гештальтпсихологии. Однако здесь Ц. в. выступала как изначальное его свойство, определяемое законами сознания. Отечественная психология рассматривает Ц. в. как отражение целостности, объективно присущей воспринимаемому. Образ, формирующийся в процессе отражения действительности, обладает высокой избыточностью. Это значит, что некоторая совокупность компонентов образа содержит информацию не только о самой себе, но и о других компонентах, а также об образе в целом. Так, наблюдатель, который по условиям восприятия мог наблюдать голову и плечи прохожего, воспринимает положение его рук, туловища и даже характер его походки. Степень отчетливости этого восприятия зависит от предвосхищения отсутствующих в данный момент частей объекта.

Б.М. Величковский

Определения, значения слова в других словарях:

Психологический словарь

Свойство восприятия - . Характеризуется тем, что отдельные признаки какого - либо объекта, которые актуально не воспринимаются, все же оказываются интегрированными в целостный образ - этого объекта. Этот эффект основан на вероятностном прогнозировании динамики объекта...

Психологическая энциклопедия

(англ. wholeness of perception) - свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация, воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не м. б. наблюдаемы (напр., тыльная...

То видели, что их содержание не выходит за пределы элементарных форм отражения. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы наиболее элементарных форм. Человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций, т.е. что бы человек ни воспринимал, он неизменно имеет дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами. Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений, опираясь на совместную работу органов чувств, синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности (рассматривая картину, мы объединяем отдельные зрительные впечатления в целый образ), так и в пределах нескольких модальностей (воспринимая апельсин, мы фактически объединяем зрительные, осязательные, вкусовые впечатления, присоединяем к ним и наши знания о нем). Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения, превращаются в целостное восприятие , переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций.

Процесс восприятия

Было бы глубоко ошибочным думать, что такой процесс (от относительно простых ощущений — к сложным восприятиям) является простым суммированием отдельных ощущений или, как часто говорили психологи, результатом простых ассоциаций отдельных признаков. На самом деле восприятие (это отражение) целых предметов или ситуаций гораздо сложнее. Оно требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, осязательные свойства, вес, вкус и т.п.) основных ведущих признаков с одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных. Он требует объединения группы основных существенных признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете.

При восприятии знакомых предметов (стакан, стол) узнавание их происходит очень быстро — человеку достаточно объединить два-три воспринимаемых признака, чтобы прийти к нужному решению. При восприятии новых или незнакомых предметов узнавание их гораздо сложнее и протекает в гораздо более развернутых формах. Полное восприятие таких предметов возникает как результат сложной аналитико-синтетической работы, выделяющей одни существенные признаки, тормозящей другие, несущественные и комбинирующей воспринимаемые детали в одно осмысленное целое.

Существуют теории, посвященные процессу распознавания образов . В этих теориях “основное внимание уделено вопросу: как внешние сигналы, воздействующие на органы чувств, преобразуются в осмысленные перцептивные впечатления? Как правило, мы опознаем окружающие нас предметы и события легко и быстро; поэтому может создаться впечатление, что связанные с распознаванием операции просты, и непосредственны. Опыт инженеров показывает, что такое представление весьма далеко от истины. Нет машин, которые были бы способны распознавать символы и звуки, обычные для окружающей нас среды. Системы восприятия животных, даже самых примитивных, по своим возможностям далеко опережают подобные машины.

Восприятие является очень сложным и активным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Этот сложный, активный характер восприятия проявляется в целом ряде признаков, требующих специального рассмотрения. Прежде всего, процесс информации ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждений от периферически воспринимающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз, выделяющие наиболее информативные точки; пропевание или проговаривание соответствующих звуков, играющих существенную роль в определении наиболее существенных особенностей звукового потока). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта.

Естественно поэтому, что воспринимающая деятельность почти никогда не ограничивается пределами одной модальности, но складывается в совместной работе нескольких органов чувств (), результатом которой являются представления, сформировавшиеся у субъекта. Наконец, важно и то обстоятельство, что восприятие предмета никогда не осуществляется на элементарном уровне: оно захватывает высшие уровни психической деятельности, в частности речь. Воспринимая часы и мысленно называя их этим именем, он отвлекается от таких несущественных признаков, как их цвет, размеры, форма, и выделяет основной признак — функцию указания времени. Одновременно он относит воспринимаемый предмет к определенной категории, отделяет от других, близких по внешнему виду Предметов, но относящихся к другим категориям (например, барометр). Все это еще раз подтверждает, что воспринимающая деятельность субъекта по своему психологическому строению может приближаться к наглядному мышлению. Сложный и активный характер воспринимающей деятельности человека определяет ряд особенностей его, в одинаковой степени относящихся ко всем его формам.

Виды восприятия

Различают восприятие непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). При непреднамеренном восприятии мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей — воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное восприятие , напротив, с самого начала регулируется задачей — воспринять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения. Но иногда восприятие может выступать и как относительно самостоятельная деятельность.

Восприятие как самостоятельная деятельность особенно ясно выступает в наблюдении, которое представляет собой преднамеренное, планомерное и более или менее длительное (хотя бы и с промежутками во времени) восприятие с целью проследить течение какого-либо явления или те изменения, которые происходят в объекте восприятия.

Наблюдение - это активная форма чувственного познания человеком действительности. При наблюдении как самостоятельной целенаправленной действительности уже с самого начала предполагается словесная формулировка целей и задач, направляющих наблюдение на определенные объекты.

Длительные упражнения в наблюдении приводят к развитию наблюдательности, т.е. умения подмечать характерные, но малозаметные, на первый взгляд, кажущиеся малосущественными особенности предметов.

Чтобы развить наблюдательность, нужна такая организация восприятия, которая соответствовала бы всем необходимым условиям его успешности: ясность задачи, предварительная подготовка, активность наблюдения, его систематичность, планомерность и т.д. Наблюдательность необходима во всех областях жизни и деятельности человека. Развитию наблюдательности, точности и многогранности восприятия необходимо уделять серьезное внимание уже в детском возрасте, особенно в процессе игры и обучения.

Итак, восприятие - это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.

Свойства восприятия

Предметность

Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Предметность, не будучи врожденным качеством, выполняет ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности. И. М. Сеченов говорил, что предметность формируется на основе процессов, в конечном счете всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т.е. отнесенностью к объектам внешнего мира.

Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения. Обычно мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с их практическим назначением или их основным свойством.

Целостность

В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный его образ. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта (бархат, мрамор). Впечатления эти возникают условнорефлекторно вследствие образовавшейся в жизненном опыте связи между зрительными и тактильными раздражениями.

Структурность

С целостностью восприятия связана и его структурность . Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.

Если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в уме, когда поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь, т.е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что последняя из услышанных нот сама по себе не может быть основой для такого понимания — в уме слушающего продолжает звучать вся структура мелодии с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов. Аналогичен процесс восприятия ритма.

Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов.

Константность

Константностью восприятия называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении его условий. Благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы (совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия) компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

Константность восприятия цвета — относительная неизменность видимого цвета при изменении освещения (кусок угля в летний солнечный полдень посылает примерно в 8-9 раз больше количества света, чем мел в сумерки). Явление, константности цвета обусловливается совокупным действием ряда причин, среди которых большое значение имеют адаптация к общему уровню яркости зрительного поля, светлостный контраст, а также представления о действительном цвете предметов и условиях их освещенности.

Константностью восприятия величины предметов называется относительное постоянство видимой величины предметов при их различной (но не очень большой) удаленности. Например, размеры человека с расстояния 3,5 и 10 м отражаются сетчаткой глаза одинаково, хотя изображение на ней меняется, видимая величина его остается почти неизменной. Это объясняется тем, что при сравнительно небольших удалениях предметов восприятие их величины определяется не только величиной образа на сетчатке, но и действием ряда дополнительных факторов, среди которых особенно большое значение имеет напряжение глазных мышц, приспосабливающихся к фиксированию предмета на разных расстояниях.

Константность восприятия формы предметов заключается в относительной неизменности ее восприятия при изменении их положения по отношению к линии взора наблюдателя. С каждым изменением положения предмета относительно глаз форма его изображения на сетчатке меняется (смотрит прямо, сбоку) благодаря движению глаз по контурным линиям предметов, и выделению характерных сочетаний контурных линий; известных нам по прошлому опыту.

Каков же источник происхождения константности восприятия? Может быть, это врожденный механизм?

В ходе исследования восприятия людей, постоянно живущих в густом лесу, которые не видели предметов на большом расстоянии, обнаружено, что они воспринимают их как маленькие, а не как удаленные. Строители же постоянно видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров.

Действительным источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Многократное восприятие одних и тех же предметов при разных условиях обеспечивает постоянство (инвариантность — неизменную структуру) перцептивного образа относительно изменчивых условий, а также движений самого рецепторного аппарата. Таким образом, свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования. Без константности восприятия человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире.

Осмысленность восприятия

Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением. Сознательно воспринимать предмет — значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, обобщить его в слово. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство со знакомыми.

Восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, но представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования, имеющихся данных.

Апперцепция

Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек, и поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, называется апперцепцией.

При предъявлении испытуемым незнакомых фигур уже на первых фазах восприятия они ищут эталоны, к которым можно было бы отнести воспринимаемый объект. В процессе восприятия выдвигаются и проверяются гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории. Таким образом, при восприятии активизируется следы прошлого опыта. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми.

К основным свойствам образа восприятия относятся предметность, константность, целостность и категориальность. Всеми эти­ми свойствами образ восприятия изначально, с момента рождения человека, не обладает, они появляются в процессе жизни по мере накопления опыта восприятия и проверки соответствия образа реально существующим в мире предметам и явлениям. Предметностью образа восприятия называется его отнесенность как внутреннего, субъективного, психологического явления к реально существующим в мире предметам и явлениям.

Предметность образа проявляется в том, что набор входящих в его состав разнообразных ощущений мы связываем вместе, в единый, целостный образ и относим этот образ к вполне определенному, конкретному предмету. Иными словами, образ без предмета, к которому он относится, за исключением случаев некоторых иллюзий, не существует. Константность образа восприятия можно определить как его постоянство при изменениях условий восприятия. Точнее, речь в данном случае идет об относительном постоянстве отдельных, существенных свойств образа, например его формы, величины, цвета. Известно, что характер ощущений человека непосредственно зависит от условий, в которых эти ощущения формируются. Например, ощущение цвета зависит от освещенности; восприятие величины зависит от расстояния до предмета; восприятие формы зависит от того, в какой плоскости по отношению к органу зрения располагается воспринимаемый предмет.

Константность образа проявляется в том, что даже при значительных изменениях подобного рода условий в сознании человека образ остается более или менее постоянным по таким его характеристикам, которые позволяют всегда узнавать соответствующий ему объект. Если бы образы не обладали свойством константности, они бы постоянно менялись при малейших изменениях условий восприятия - так, как обычно меняются отдельные ощущения. Благодаря константности восприятия человек способен сохранять свои образы и хорошо ориентироваться в тех предметах и явлениях, к которым эти образы относятся.

Категориальность образа проявляется в том, что он почти всегда нами обозначается определенным словом и относится к той категории, которая соответствует данному слову как понятию. Если, например, мы обозначили образ фигуры как треугольник, это значит, что мы включили предмет, соответствующий данному образу, во множество других, называемых треугольниками, предметов и наделили воспринятый объект всеми признаками, которые присущи всем объектам данной категории. Благодаря приобретению образом восприятия указанных выше свойств восприятие человека становится связанным с человеческой культурой, оно присуще именно человеку и отсутствует у животных. У животных, по крайней мере, у высших, также есть восприятие, но его образы не обладают теми свойствами, которые присущи восприятию человека. Поэтому, говоря о развитии человеческого восприятия, мы также имеем в виду процесс приобретения им тех специфических свойств, которые были перечислены и определены выше.

Свойства восприятия:

  • Избирательность (видим то, на что обратили внимание)
  • Предметность (объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущения, а составляют образы конкретных предметов)
  • Целостность (целое больше суммы частей)
    • структурность (мозг спонтанно организует стимулы)
    • близость (близко расположенные элементы распознаются вместе)
    • сходство (одинаковые элементы, входящие в одну структуру, воспринимаются вместе)
    • направление (элементы, образующие непрерывное плавное направление, распознаются вместе)
    • принцип заполнения пробелов
  • Константность (неизменность параметров восприятия при реальном физиологическом изменении)
  • Категориальность (включение мыслительного процесса при отражении)
  • Апперцептивность (восприятие с учётом предшествующего опыта)

Предметность - это способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения.

Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходит и в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются.

Константность определяется как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия.

Категориальность человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу. В соответствии с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса и выраженные в объеме и содержании этого понятия.

Описанные свойства предметности, целостности, константности и категориальности восприятия с рождения человеку не присущи; они постепенно складываются в жизненном опыте, частично являясь естественным следствием работы анализаторов, синтетической деятельности мозга.

Чаще и больше всего свойства восприятия изучались на примере зрения - ведущего органа чувств у человека. Существенный вклад в понимание того, как из отдельных зрительно воспринимаемых деталей предметов складывается их целостная картина - образ, внесли представители гешталыппсихологии - направления научных исследований, сложившегося в начале XX в. в Германии. Одним из первых классификацию факторов, влияющих на организацию зрительных ощущений в образы в русле гештальтпсихологии предложил М.Вертгеймер.

Предметностью образа восприятия называется его отнесенность как внутреннего, субъективного, психологического явления к реально существующим в мире предметам и явлениям. Предметность образа проявляется в том, что набор входящих в его состав разнообразных ощущений мы связываем вместе, в единый, целостный образ и относим этот образ к вполне определенному, конкретному предмету. Иными словами, образ без предмета, к которому он относится, за исключением случаев некоторых иллюзий, не существует.

Константность образа восприятия можно определить как его постоянство при изменениях условий восприятия. Точнее, речь в данном случае идет об относительном постоянстве отдельных, существенных свойств образа, например его формы, величины, цвета. Известно, что характер ощущений человека непосредственно зависит от условий, в которых эти ощущения формируются. Например, ощущение цвета зависит от освещенности; восприятие величины зависит от расстояния до предмета; восприятие формы зависит от того, в какой плоскости по отношению к органу зрения располагается воспринимаемый предмет. Константность образа проявляется в том, что даже при значительных изменениях подобного рода условий в сознании человека образ остается более или менее постоянным по таким его характеристикам, которые позволяют всегда узнавать соответствующий ему объект. Если бы образы не обладали свойством константности, они бы постоянно менялись при малейших изменениях условий восприятия - так, как обычно меняются отдельные ощущения. Благодаря константности восприятия человек способен сохранять свои образы и хорошо ориентироваться в тех предметах и явлениях, к которым эти образы относятся.

Целостность восприятия можно определить так: это способность восприятия к созданию целостного образа воспри­нимаемого предмета или явления на основе неполной, ограниченной информации о нем. К примеру, мы можем узнать буквы родного для нас алфавита, ознакомившись только с некоторыми, наиболее информативными фрагментами этих букв, которых достаточно для того, чтобы определить, какая буква находится перед нами, и далее в нашей голове автоматически складывается полный, целостный образ соответствующей буквы. По нескольким буквам мы можем догадаться, что за слово перед нами. По фрагментам геометрической фигуры мы можем точно определить и восстановить в памяти соответствующую фигуру.

Категориальность (осмысленность) образа проявляется в том, что он почти всегда нами обозначается определенным словом и относится к той категории, которая соответствует данному слову как понятию. Если, например, мы обозначили образ фигуры как треугольник, это значит, что мы включили предмет, соответствующий данному образу, во множество других, называемых треугольниками, предметов и наделили воспринятый объект всеми признаками, которые присущи всем объектам данной категории. Благодаря приобретению образом восприятия указанных выше свойств восприятие человека становится связанным с человеческой культурой, оно присуще именно человеку и отсутствует у животных. У животных, по крайней мере, у высших, также есть восприятие, но его образы не обладают теми свойствами, которые присущи восприятию человека. Поэтому, говоря о развитии человеческого восприятия, мы также имеем в виду процесс приобретения им тех специфических свойств, которые были перечислены и определены выше.

Целостность восприятия (англ. wholeness of perception) - свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация, воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не м.б. наблюдаемы (напр., тыльная часть предмета). Проблема Ц. в. впервые была отчетливо сформулирована и экспериментально исследована гештальт -психологами - М. Вертгеймером, В. Кёлером и др. Однако в гештальт -психологии Ц. в. понималось как изначальное свойство, определяемое имманентными законами сознания.

Отечественная психология рассматривает Целостность восприятия как отражение целостности, присущей воспринимаемому миру объективно. Образ, формирующийся у человека в процессе отражения действительности, обладает высокой избыточностью признаков. Это значит, что некоторая совокупность компонентов образа содержит информацию не только о самой себе, но и о др. компонентах, а также образе в целом. Так, человек, который по условиям восприятия мог наблюдать только голову и плечи прохожего, воспринимает положение рук, туловища, ног прохожего и даже характер его походки. Степень отчетливости этого амодального восприятия зависит от вероятности предвосхищения отсутствующих в данный момент частей объекта, что определяется в процессе формирования образа.

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Целостность восприятия - свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если нек-рые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы (например, тыльная часть вещи). Проблема Ц. в. впервые была экспериментально исследована представителями гештальтпсихологии. Однако здесь Целостность восприятия выступала как изначальное его свойство, определяемое законами сознания.

Отечественная психология рассматривает Целостность восприятия как отражение целостности, объективно присущей воспринимаемому. Образ, формирующийся в процессе отражения действительности, обладает высокой избыточностью. Это значит, что нек-рая совокупность компонентов образа содержит информацию не только о самой себе, но и о других компонентах, а также об образе в целом. Так, наблюдатель, к-рый по условиям восприятия мог наблюдать голову и плечи прохожего, воспринимает положение его рук, туловища и даже характер его походки. Степень отчетливости этого восприятия зависит от предвосхищения отсутствующих в данный момент частей объекта.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

нет значения и толкования слова

предметная область термина

Восприятие является базовой категорией психологии. Человек в процессе познавательной деятельности имеет дело не с отдельными элементами явлений или их характеристиками, а с комплексным представлением предмета. Свойства и части объекта, их габарит, вкус и запах позволяют воссоздать единую картину происходящего. Процесс слияния подобных пазлов и называется в психологической науке восприятием.

Что такое процесс восприятия?

Перед тем как раскрыть тему "Основные свойства восприятия", следует особое внимание уделить физиологическим механизмам данного процесса. Восприятие — это сложный процесс отражения явлений и предметов в подсознании человека, который протекает при непосредственном воздействии на органы чувств.

Механизм отображения объектов в сознании человека достаточно сложен, так как имеет непосредственную взаимосвязь с иными процессами — мышлением, речью, вниманием и памятью. Личность вполне объективно оценивает видимый предмет, может использовать определенную дефиницию для его обозначения. Можно сделать вывод о том, что восприятие — это осмысленный акт, протекающий в сознании человека.

Процесс восприятия имеет эмоциональную окраску, колоссально мотивирован. Из-за этого может возникнуть нарушение восприятия, когнитивный диссонанс. Исправить возникшие противоречия можно, лишь прибегнув к профессиональной психологической помощи. В ином случае подобные отклонения чреваты развитием серьезных заболеваний.

Отличия восприятия и ощущений

Неопытные исследователи очень часто путают свойства ощущения и восприятия, сводя их к единому процессу. Это является грубейшей ошибкой, так как две указанные дефиниции имеют существенные различия.

Любой предмет, воздействуя на органы чувств человека, вызывает определенный эффект, который несет лишь субъективный оттенок, так как ощущается внутри. При этом реакция от субъекта, на который оказывается подобное воздействие, не следует. В отличие от ощущений при восприятии человеком предмета происходит процесс объективизации, иными словами, объект отражается в пространстве.

Другое важное отличие ощущения и восприятия заключается в окончательных формах, которые складываются после завершения процесса. При ощущении предмета человек испытывает определенное чувство: сладкий вкус, громкий звук и др. При восприятии объекта в сознании человека всплывает образ, который имеет уникальную конструкцию. Иными словами, существуют определенные свойства образа восприятия.

Подобные факты позволяют говорить о том, что восприятие и ощущение — это два совершенно разных процесса, несмотря на их взаимодействие в процессе социализации человека.

Основные свойства восприятия

Говоря о восприятии, необходимо знать, что в его структуре ученые выделяют два взаимосвязанных элемента: виды и свойства. Основной упор сделан на свойства восприятия в психологии, так как именно данная дефиниция позволяет понять суть указанного процесса.

Итак, основными свойствами восприятия являются:

  • историчность;
  • активность;
  • предметность;
  • целостность;
  • осмысленность;
  • константность.

Окружающий мир состоит из множества предметов, однако человек воспринимает лишь некоторые. Понять избирательность подсознания личности поможет детальное изучение каждого свойства восприятия в психологии.

Историчность восприятия

В научной литературе по психологии восприятие обозначается как перцептивное действие, формирование которого требует определенного количества времени. Говоря о данном свойстве, следует отметить, что перцептивное действие не является статичным, наоборот, образ формируется со временем с учетом самой человеческой деятельности и опыта. Адекватное выстраивание представления о предмете возможно лишь при последовательном изучении субъекта, а значит, историчность — это ключевое свойство восприятия.

Активность восприятия

Восприятие объектов невозможно без эффекторных компонентов. Каждый человек познает окружающий мир в соответствии с собственным мировоззрением, способностями, потребностями и нуждами. Иными словами, восприятие напрямую зависит от прошлого личности, его настоящего. Подобная зависимость жизненного опыта и познавательной деятельности получила научное название апперцепции, что является основой важнейшего свойства восприятия в психологии — активности.

Предметность восприятия

Каждый человек, воспринимая информацию с помощью органов чувств, соотносит сведения с тем или иным предметом. Данное свойство позволяет структурировать информацию, изучать ее в виде полноценного образа, а не как разнообразный набор характеристик или ощущений. Таким образом, предметность является первоосновой для нормального восприятия человеком окружающего мира.

Целостность восприятия

Важность данного свойства восприятия в психологии состоит в том, что благодаря целостности у человека появляется возможность воспринимать раздражители как совокупность определенных характеристик или особенностей, а не как разрозненные отрывки и элементы единой картины. Выстраивание целостного образа происходит во время мыслительной деятельности, когда в подсознании достраивается конструкция из отдельных элементов.

Осмысленность восприятия

Человек в отличие от животных обладает разумом, поэтому восприятие у личности - это не просто биологический процесс. Познание предмета осмысленно, иными словами, человек в полной мере осознает функции того или иного объекта, его предназначение. Благодаря осмыслению информации удается достичь максимального объективного перцептивного действия во время познания окружающего мира. Образ предмета становится объективным, что не нарушает психическое здоровье личности.

Константность восприятия

Константность тесно взаимосвязана с иными свойствами восприятия. Благодаря этому человек осознает не только целостный образ предмета, но и его постоянство. Объект обладает постоянными формами, размерами, цветом и весом. Примером константности восприятия является машина. Человек воспринимает автомобиль как предмет одинаково, несмотря на то, движется он или нет.

Восприятие является одной из главнейших категорий современной психологической науки. Всестороннее изучение данного процесса позволяет понять сущность человеческого подсознания, а также избежать многочисленных психических заболеваний.