Т группа определяется. История т-групп

Обучающая лаборатория

Прежде всего Т-группа является обучающей лабораторией. Это не обычная лаборатория, которую мы привыкли видеть: ученые в белых халатах, ставящие сложные эксперименты. Скорее такую лабораторию можно определить как "временно размещенное в одном месте сообщество, созданное для удовлетворения потребности всех его членов в обучении" (Bradford et al., 1964, Р. 2-3). Из этого определения становится ясным, что Т-группа может функционировать не в одном помещении и все же оставаться "обучающей лабораторией". В таком контексте в термине лаборатория акцент ставится на экспериментирование и опробование новых форм поведения. При этом предполагается, что член группы является одновременно и участником, который может экспериментировать с изменениями поведения, и наблюдателем, который может контролировать результат этих изменений. Участники непосредственно вовлекаются в постановку групповых целей, наблюдение за поведением, планирование действий и анализ данных. Группа - это реальный мир в миниатюре, с теми же видами задач и межличностных конфликтов, которые встречаются на нашем жизненном пути. Отличие состоит в том, что Т-группа обеспечивает возможность для решения проблем, не всегда разрешимых в реальной жизни. Часто лабораторные встречи происходят в обстановке достаточно далекой от повседневной жизни. Эти встречи могут происходить один раз в несколько дней или даже недель. Занятия в Т-группах обычно занимают лишь часть времени лабораторного тренинга. Остальное расписание может включать лекции, дающие информацию о групповых умениях и групповых процессах, и встречи в более широком кругу.

Т-группа - это ядро обучающего опыта, а в некоторых случаях - единственный метод обучения. Все учебное сообщество обычно состоит из двух или трех Т-групг по 10-15 человек в каждой. Руководитель Т-группы называемый "тренером или фасилитатором", может на чать ее работу следующим вступлением:

Эта группа будет работать на протяжении длительног времени и станет своего рода лабораторией, где каждый смо жет расширить свое понимание процессов, влияющих на инди видуальное поведение, работу групп и организаций. Мате риалом для обучения послужат наши собственные поведений чувства и реакции. Мы начинаем, не имея определенно] структуры, установленных процедур и твердого плана. На" придется изучать нашу группу в развитии. Моя роль состоит том, чтобы помогать группе учиться на ее собственном опыте Я не буду действовать как традиционный председатель и не буд.. предлагать, как мы должны организоваться, какие методы использовать, что именно включить в повестку дня. Теперь, я думаю, мы можем выбрать тот путь, который, согласно вашим ощущениям, будет наиболее плодотворным (Seashore, 1968).

Далее перед участниками встает задача - в течение ограниченного периода времени создать социальную организацию и поддерживать ее развитие. Цели довольно общие и неопределенные. Преднамеренный отказ от четкой структуры и плана заставляет участников пола гаться на себя и развивать собственные возможности. Основным для Т-группы является обучение процессам, происходящим в группе по мере ее развития и изменения; в группах сензитивности акцент делается на личностных и межличностных вопросах. В последнем случае вступление тренера может коснуться необходимости для членов группы открыто выражать свои радости и разделять чужие чувства для более глубокого понимания человеческих взаимоотношений. В том случае, когда первостепенными являются эмоциональные вопросы и целью становятся межличностное развитие и самоактуализация, группа может быть названа группой встреч.

Обучение тому, как учиться

Особое значение в лабораторном тренинге придается созданию новых различных подходов к проблеме обучения тому, как учиться. Уоррен Беннис (Bennis, 1977) определяет ценности, лежащие в основе этого обучения, выделяя четыре "метацели" Т-группы, которые характеризуют лабораторный тренинг в целом.

Во-первых, целью Т-групп является повышение способности отдельных ее участников осознавать ситуацию. Группа стремится определить как можно больше возможностей выбора при встрече с жизненными трудностями и проблемами. Во-вторых, Т-группы поощряют исследовательское отношение к действительности. "Что происходит сейчас и почему?" - вопрос, все время стоящий перед членами группы. В-третьих, Т-группы подчеркивают значение аутентичности в межличностных взаимоотношениях. Неопределенность целей и процесса порождает разнообразие чувств. Необходимо направить свои усилия, чтобы понять эти чувства, научиться разделять их и быть восприимчивым к ответной искренней раскрывающей коммуникации. Наконец, Т-группы дают модель руководства, построенного на сотрудничестве. В соответствии с ценностями демократичного стиля руководства руководитель в Т-группах старается не прибегать к "политике силы" и принуждающему контролю. Поскольку партнеры являются основным источником обучения, участники Т-группы для получения информации больше полагаются друг на друга, чем на руководителей. Авторитет же руководителя основан на специальных знаниях и внимательном отношении к участникам.

Неопределенность группового процесса Т-групп предполагает, что привычное поведение далеко не обязательно будет эффективным. Тренер подает мало реплик, а формулируемые им цели столь общи, что у участников появляется "ощущение отсутствия цели" (Веппе, 1964). Таким образом, обучение является скорее результатом опыта, нежели восприятия разъяснений руководителей. Обучение тому, как учиться, опирается на учебный цикл, состоящий из представления самого себя - обратной связи - экспериментирования.
Представление самого себя. На протяжении всего времени развития группы ее участники раскрывают свои восприятия, действия, что и называется представлением самого себя (Blumberg & Golembiewski, 1976). Способом описания представления самого себя и соучастия других в этом процессе восприятия и познания является использование простой модели раскрытий, названной "Окном Джогари" (рис. 3) в честь ее изобретателей Джозефа Лафта и Гарри Инграма (Luft, 1970).

В соответствии с этой моделью можно представить, что каждый человек несет в себе как бы четыре "пространства" своей личности. "Арена" охватывает общие знания, те аспекты содержания (своего) "Я", о которых знаем и мы, и другие ("пространство" личности, открытое для меня и для других). "Видимость" - это то, что мы знаем, а другие нет, как, например, тайный любовный роман или невыразимый страх, испытываемый перед авторитетным лицом, а также то, о чем мы не имели возможности рассказать, скажем, о хорошей оценке на экзамене (открытое для меня, но закрытое для других). "Слепое пятно" состоит из того, что другие знают о нас, а мы не знаем, например запах изо рта или привычка перебивать говорящего на середине слова (закрытое для меня, но открытое для других). "Неизвестное" - это то, что скрыто и от нас, и от других, включая скрытые потенциальные возможности развития (закрытое и недоступное ни мне, ни другим людям).

"Окно Джогари" показывает, что открытость во взаимоотношениях помогает решению групповых и индивидуальных проблем и что расширять контакты - значит

Увеличивать "Арену". Когда участники группы встречаются впервые, "Арена" бывает небольшой, с развитием отношений взаимопомощи растет доверие к партнерам, развивается способность быть самим собой в контактах с окружающими. Степень раскрытия, которую группа может себе позволить, зависит от уровня доверия, существующего в группе.

Уровень доверия является решающим фактором в любой учебной среде (Gibb, 1978). Если в группе не создана атмосфера понимания, поддержки, уменьшается способность ее членов точно понимать мотивы, ценности и эмоции соучастников. В таких условиях участники группы создают видимость общения и взаимодействия, полагаются на жесткие ролевые структуры, используют осторожную стратегию принятия решений и применяют зависимые или противозависимые образцы поведения. На ранних стадиях развития группы, до установления в ней атмосферы психологической безопасности, для участников группы характерны защита образа собственного "Я", сохранение представления о его значимости, стремление избежать проявления чувств и конфликта, поиск одобрения у других членов группы и попытки дать им совет или принять за них решение. Гибб (Gibb, 1973) указывает два способа создания поддерживающей, Доверительной атмосферы в группе: замена оценивающей, осуждающей коммуникации на описательную и переориентация контролирующего поведения на совместное решение проблем.

Обратная связь. Второй элемент учебного цикла - эффективное использование обратной связи, полученной от группы. Термин "обратная связь" взят из технической литературы по электронике, где он относится к сообщениям об отклонениях от желаемой цели. Космическая ракета, например, посылает на Землю сигналы, которые позволяют системам центра управления корректировать при необходимости курс ракеты. По групповой терминологии, обратная связь осуществляется, когда одни участ ники группы сообщают о своих реакциях на поведение других с целью помочь им откорректировать "курс" в направлении достижения целей. Те участники, которые хотят расширить самосознание, могут получить обратную связь об особенностях своего поведения, например о том, что их привычка прерывать других создает для остальных участников трудность быть услышанными. Хотя обратная связь осуществляется во всех межличностных взаимодействиях, в Т-группе умение обеспечивать эффективную обратную связь развивается намеренно.
Процесс развития в группе обратной связи между каждым из членов группы и всей группой, возможно, связан с наиболее глубокими переживаниями ее участ ников. Обратная связь в атмосфере взаимной заботы и доверия позволяет индивидуумам контролировать и исправлять неадекватное поведение, дает информацию о "слепых пятнах". Например, активность некоторых участников в решении групповых проблем может восприниматься ими самими как желание помочь другим. а остальной группой расцениваться как попытка домини ровать в группе или желание порисоваться. Эффективная обратная связь требует от участников информировать друг друга о влиянии их поведения, помогает участникам точнее принимать и понимать получаемую инфор мацию.

Обратная связь в Т-группах обеспечивает лучшее понимание участниками группового процесса. Например, в ходе занятия группа выражает недовольство поведением участницы в связи с ее стремлением исказить и скрыть свои эмоциональные переживания и чувства. Руководитель может легко инициировать обратную связь, предлагая участникам взглянуть на то, как они помогают "закрытой" участнице стать более открытой и искренней. В качестве альтернативы руководитель может поинтересоваться, не является ли потребность участников критиковать ее способом смягчения их собственной тревоги.

Несколько приводимых ниже указаний помогут отличить эффективную обратную связь в группе от неэффективной. Важно, чтобы предоставляющий обратную связь делал это в момент наблюдения поведения, а не по прошествии времени, когда партнер сможет применить психологическую самозащиту и информация станет менее релевантной. Полезная обратная связь должна скорее являться выражением эмоциональных реакций на поведение участника, чем критикой и оценкой его поведения. ("Когда ты прервал меня, я разозлился".) Другими словами, предоставляемая участниками обратная связь обнаруживает скорее их собственные эмоциональные переживания, например гнев или плохое настроение, чем желание обвинить другого в злонамеренности или агрессивности. Выражение обратной связи высказыванием "Ты прервал меня трижды" более эффективно, значительно и приемлемо, чем замечаниями типа "Несдержанный ты человек" или "Ты не терпишь, чтобы кто-нибудь еще был прав". Очевидно, что реакций одного участника на поведение других участников недостаточно для изменения поведения. Когда же обратная связь предлагается еще несколькими членами группы, она обычно более достоверна и может оказать большее влияние. Обратная связь наиболее полезна, когда она репрезентативна и исходит от большинства участников.

Обратная связь может быть оптимально воспринята участником, который внимательно слушает и затем излагает услышанное своими словами (парафраз). Учитывая восприятие других, он может лучше научиться видеть, как другие участники группы реагировали на его сообщение, в то же время сознавая, что он не должен меняться только потому, что кто-то от него этого хочет.

Экспериментирование. Третий важный элемент учебного цикла - экспериментирование в группе - основан на активном поиске новых стратегий и видов поведения. Члены группы обучаются не только с помощью обратной связи, но и учатся использовать опыт, проводить исследования и анализировать переживания в ситуациях, когда они могут получать ясную и точную обратную связь об уместности и эффективности их поведения. Практика экспериментирования очень важна, так как гарантирует, что участник будет чувствовать себя более комфортно при использовании вновь приобретенных умений. Конечной стадией учебного процесса является применение полученных знаний в реальной жизни: в промышленности, образовании, семье.

"Здесь и теперь"

Важным условием работы Т-группы является сосредоточение внимания на принципе "здесь и теперь". Поскольку считается, что оптимальные результаты при обучении дает актуальный опыт, важно, чтобы группа, насколько возможно, оставалась деятельной и релевантной. Это значит, что погружение в повествование и личные воспоминания не представляет ценности, если не сопровождается выражением чувств и не соотносится с текущим взаимодействием членов группы. Даже если участнику предлагается изложить принципы лидерства на классной доске, это должно быть попыткой проиллюстрировать эти принципы исходя из текущей деятельности группы. Внимание к непосредственному опыту и вовлечение в него - это то горючее, которое подогревает группу, поддерживает в ней кипение. Фокусировка внимания на принципе "здесь и теперь" - центральная тема в большинстве современных групп.

(Т-группы) пронизывают, по существу, все типы группового обучения. В известном смысле Т-группа - это душа всей системы активной социально-психологической подготовки в США. В отечественной литературе этот опыт хорошо отражен в публикациях Н. Н. Богомоловой, Ю. Н. Емельянова, Л. А. Петровской и др. Хотя ситуации, возникающие при обучении в Т-группе, довольно разнообразны, количество общих признаков, стимулирующих потенциал обучения, может быть сведено к - 4 основным:

1) акцент на взаимоотношениях между участниками группы, развивающихся и анализирующихся в ситуации “здесь и теперь”;

2) объективация субъективных чувств и эмоций участников группы по отношению друг к другу, выступающих в качестве материала для анализа;

3) атмосфера раскованности и свободы обшения между участниками, которая создается для того, чтобы можно было искренне и правдиво выражать свои чувства и ощущения по отношению друг к другу, а также получать “обратную связь” в ответ на это от других членов группы;

4) климат психологической безопасности, при котором обеспечивался индивидуальный выбор как степени включения в групповой процесс, так и происходящих в ходе этого процесса изменений. Однако было бы ошибкой полагать, что группа является единственной моделью группового обучения. Существуют и другие формы группового опыта.

Прежде всего Т-группа является обучающей лабораторией. Это не обычная лаборатория, которую мы привыкли видеть. Скорее такую лабораторию можно определить как "временно размещенное в одном месте сообщество, созданное для удовлетворения потребности всех его членов в обучении". Из этого определения становится ясным, что Т-группа может функционировать не в одном помещении и все же оставаться "обучающей лабораторией". В таком контексте в термине лаборатория акцент ставится на экспериментирование и опробование новых форм поведения. При этом предполагается, что член группы является одновременно и участником, который может экспериментировать с изменениями поведения, и наблюдателем, который может контролировать результат этих изменений. Участники непосредственно вовлекаются в постановку групповых целей, наблюдение за поведением, планирование действий и анализ данных. Группа - это реальный мир в миниатюре, с теми же видами задач и межличностных конфликтов, которые встречаются на нашем жизненном пути. Отличие состоит в том, что Т-группа обеспечивает возможность для решения проблем, не всегда разрешимых в реальной жизни. Часто лабораторные встречи происходят в обстановке достаточно далекой от повседневной жизни. Эти встречи могут происходить один раз в несколько дней или даже недель. Занятия в Т-группах обычно занимают лишь часть времени лабораторного тренинга. Остальное расписание может включать лекции, дающие информацию о групповых умениях и групповых процессах, и встречи в более широком кругу.

    Группы обучения (Study - groups , S -группы).

Группы обучения (study groups) сформировались как прямая альтернатива опыту Т-групп, хотя основные цели и тех и других общие - изучение и понимание детерминант и моделей группового и индивидуального поведения в ситуации “здесь и теперь”. Вместе с тем имеются и принципиальные различия. Т-группы - это американский продукт, и основа их идеологии кроется в отношениях, существующих в американской культуре. Так, в Т-группах делается акцент на равенстве и взаимозависимости ее участников. Это положение признается решающим и помогает участникам группы прийти к самоосознанию, стать умелыми, осведомленными о движущих силах групповой и индивидуальной жизни. Подобная ориентация просматривается и в требованиях к руководителю Т-группы. Например, он должен действовать в демократической манере - в качестве образца поведения “хорошего члена” группы, непосредственно реализуя основные цели группы (в частности, сокращение защитных форм поведенческих реакций); он дает прямую, но не оценочную обратную связь; он открыт для выражения и принятия как своих собственных чувств, так и чувств других. Хотя разные руководители опираются на собственные теории группового и индивидуального развития, ведущей концептуальной основой является психологическая теория Левина с ее акцентом на взаимозависимости. С момента своего появления Т-группы эффективно используются при подготовке менеджеров самого различного ранга, для воспитания демократического лидера и руководителя. Группа обучения является британской по своему источнику и отражает иные концептуальные и структурообразующие положения. Так, в отличие от Т-групп, в S-группах одной из центральных является проблема авторитета, власти. Вопросы индивидуального отношения к авторитету здесь оказываются более значимыми и сложными, чем вопросы взаимозависимости. Стиль и цели тренеров Т-групп изменяются в зависимости от обстоятельств, их теоретические позиции более разнообразны. Консультанты из Тавистокского института, где возникли S-группы, придерживаются единой теоретической схемы; цели, стиль и методы их практической работы более консервативны, как и многое другое в культурных традициях Англии. Вместе с тем нельзя не отметить и некоторые общие моменты в этих двух видах социально-психологического обучения. Люди, занимавшиеся и в той и в другой группе, отмечали сходные субъективные последствия после окончания учебы. Неправильно было бы утверждать, что влияние S-групп ограничивается только Англией, а Т-группы популярны только в Америке; они широко представлены почти во всех западных странах и оказывают влияние друг на друга.

    Группы встреч (Encounter-groups, E- группы).

Группы встреч (encounter-groups) наиболее часто ассоциируются с Т-группами. Имеющаяся литература не способствует точному определению каких-либо существенных отличий, а практический опыт еще более разноречив. Термин “encounter” первоначально был введен К .Роджерсом Е-группы прошли определенный путь развития, что отразилось и в названиях различных “исторически” складывающихся направлений этого вида. В начале 60х гг. Е-группы часто именовались “группами тренинга сенситивности” (sensitivity training groups). Несколько позднее Роджерс дал им новое название - basic encounter. Однако термин “basic” не удержался, остался лишь “encounter”. Хотя четкие границы не были определены и многие исследователи смешивают Т и Е-группы между собой, некоторые отличия все же существуют. Так, за Е-группами признается большая эмоциональность, они более личностно ориентированы и нацелены на решение вопросов, касающихся человеческого существования (как жить более полноценно и испытывать более глубокие чувства), их концепция более экзистенциально направлена. Часто под Е-группами понимается скорее комплексная технология активного социального обучения, включающая несколько групповых методов работы, в том числе и метод Т-групп. Хотя некоторые авторы склонны идентифицировать Е-группы только с теорией гуманистической психологии, М. Либерман, И. Ялом и др. выделяют до 10 известных направлений активной социально-психологической подготовки, объединенных под общим названием “инкаунтер-группы”. Это Т-группы, гештальттерапия, группы трансактного анализа, эзален эклектик (esalen eclectic), группы личностного роста, синанон (synanon)группы, психодрама, марафон, психоаналитически ориентированные группы, инкаунтер -тейпс.

-Гештальттерапия.

Гештальттерапия (Gestalt-therapy)- довольно распространенное и популярное в США научно-практическое движение с главными центрами в Нью-Йорке, Калифорнии и Кливленде. Гештальт подчеркивает целостность психической организации личности. Изменения рассматриваются как детерминированные субинтеллектуальными, подсознательными процессами, которые являются связующим звеном между сознанием и “примитивной мудростью” тела человека. Когда основатель гештальттерапии Фриц(Фредерик) Перлс(з) перенес принципы своей теории в групповые условия, сама группа и ее динамика использовались мало. Существовал пустой стул (“горячее место”), который участники группы занимали по очереди для индивидуальной работы с психотерапевтом. В гештальт-ориентированной энкаунтер-группе основной акцент делается на создании атмосферы повышенной эмоциональности, на понимании того, что говорит нам наше тело своими движениями, позами и жестами, многочисленными автономными скелетно-мускульными изменениями как сигналами наших психических состояний. Лидер группы чаще всего помогает остальным членам группы разрешать свои внутренние конфликты посредством установления взаимосвязи и поддержания этого “диалога” между частями целостной психической организации человека. Участие и вовлеченность других членов группы в процесс являются минимальными; часто их основной функцией и основным вкладом в процесс является простое подтверждение этих устанавливаемых при интеракции терапевта и клиента представлений, подобно тому как это делает хор в древнегреческой трагедии.

-Транзанктный анализ.

Транзактный анализ (Transactional analysis) - первым ввел этот термин и особый стиль руководства, основанный на этом методе, Эрик Берн. Подобно гештальт-группам, работа и здесь проводится лидером с каждым членом группы по очереди. Берн чаще говорит о терапии в группе, а не с группой. Понятие “транзактивный анализ” предусматривает скорее исследование транзакции, отношений между состояниями “Я” (Эго), как и при психоанализе, нежели транзакцией между индивидами. Выделяются и анализируются три состояния этого “Я” как интернализованные следствия индивидуального социального опыта, обозначенные Берне как “родитель” - “ребенок” - “взрослый”. Родитель репрезентует авторитарные тенденции человека относительно самого себя и других людей. Человек в позиции “ребенок”, как правило, занимает зависимое, подчиненное положение относительно других. Наиболее оптимальным и здоровым психическим состоянием является позиция взрослого, умеющего занимать и отстаивать свое собственное мнение, организующего свои взаимоотношения с другими на основе отношений равноправного партнерства. Обсуждению и изучению доминирующих тенденций в рамках обозначенных трех субъективных позиций посвящен процесс транзактного анализа.

-Группы «эзален эклектик».

Метод “эзален эклектик” (Esalen Eclectic) разработан У. Шутцем и основан на использовании невербального поведения и невербальной коммуникации для обеспечения и группового, и личностного роста. В качестве теоретической основы этой работы выступает концептуальная модель трехкомпонентной структуры человеческих межличностных потребностей, состоящая из потребности во включении, потребности в контроле (власти) и потребности в близости и любви. Эти потребности, с точки зрения У. Шутца, одновременно являются и этапами, стадиями как личностного, так и группового развития. Для облегчения прохождения этих стадий разработан ряд специальных процедур и техник на невербальное взаимодействие, воспитывающих свободу от социально регламентированных ограничений, проявляющихся зачастую в организации телесных поз и движений; люди учатся испытывать разнообразные, более полные ощущения своего тела, правильно и всесторонне воспринимать других людей. Лидер группы ориентируется и на индивидуальные проблемы участников, и на межличностные отношения внутри группы. Он активен и часто конструктивно вмешивается в процесс, чтобы помочь освободиться кому-либо из членов группы от сдерживающих его внутренних психических тормозов, выражающихся в его телесной организации. Упор в данном методе делается на действии и экспериментировании. Вопросы о причинах этих ограничений и сопротивляемости изменениям менее важны

-Группы личностного роста.

Группы личностного роста впервые возникли на базе Национальной лаборатории группового обучения (National Training Laboratory Institute - НТЛ). Руководители групп личностного роста основываются на подходе в русле группового тренинга сенситивности в контексте концептуальных позиций НТЛ, но со смещением акцента от группового анализа к роджеровской концепции личности. Наибольшее внимание лидера группы сконцентрировано на межличностной и внутриличностной динамике, он редко фокусируется на проблемах группы. Он использует модель свободно развивающейся, самоактуализирующейся личности. К. Роджерс не возражает против приложения концепции групповой психотерапии к работе не только в клинике, но и с нормальными людьми. Таким образом, большинство лидеров, придерживающихся взглядов этой школы, видят небольшое различие между методом “личностного роста” и психотерапией.

-Синанон.

Синанон (Synanon). Данный вид групп существенно отличается от всех других групп. В синанон-группах акцентируется внимание на выражении отрицательных эмоций, гнева, агрессии. Обучение происходит в игровой форме, где каждого члена поочередно “раскладывают по косточкам” другие члены группы, “ударяя” зачастую по наиболее больным и значимым субъективным проблемам, воспитывают тем самым толерантность к отрицательным психологическим воздействиям. Данная техника иногда может создавать большую возможность для индивидуальных и групповых изменений по сравнению с психологической поддержкой.

-Психодрама или ролевая игра.

Джекобу Морено принадлежит заслуга в возникновении психодрамы. Сущность метода состоит в постановке спектаклей членами группы под руководством ведущего, являющимся одновременно и режиссёром, и терапевтом, и аналитиком. На сцене разыгрывается не чужой для участников сценарий, а его собственный жизненный опыт, его личные проблемы (психодрама) или специфические социальные роли (соцоидрама). Важное значение придаётся спонтанности и искренности, актёрские умения не играют роли. Основными этапами группировки психодраматических сессий являются:

    разминка (фаза разогрева);

    фаза психодраматического действия;

    фаза интеграции, когда участники обмениваются своими чувствами и впечатлениями.

В момент кульминации психодраматического действия эмоциональный заряд группы достигает своего пика и наступает катарсис – внутреннее очищение, момент эмоционального отреагирования, которое способствует инсайту – «озарению», необходимому для разрешения внутри- и межличностных проблем. В психодраматическом действии участвуют режиссёр, протагонист (человек, опыт которого лежит в основе инсценировки), «вспомогательные Я» (или ЭГО) – партнеры протагониста в инсценировке и аудитория (зрители – члены группы, не имеющие ролей в данном действии). Свой метод Морено назвал глубокой эмоциональной хирургией. Участники психодрамы способны испытать на сцене эмоциональное потрясение, которое оказывает сильное терапевтическое воздействие и позволяет освободиться от тревоги, преодолеть неэффективные стереотипы поведения и актуализировать свой творческий и человеческий потенциал. Сильные эмоциональные переживания испытывают и зрители: в группе происходит как бы обмен чувствами – «вчувствование людей друг в друга». В процессе ролевой игры участники получают возможность не только вновь «почувствовать» свой опыт, но и проанализировать ответные чувства и реакции, опробовать новые модели поведения.

-Марафон или «сконцентрированная во времени группа».

Марафон, или “сконцентрированная во времени” группа, впервые введенная в практику группового обучения Джорджем Бахом, стала обыденным понятием в технологии энкаунтер-групп. Участники марафонских групп непрерывно взаимодействуют в течение довольно длительного промежутка времени: двенадцать, двадцать четыре и даже сорок восемь часов подряд. Отдельные члены групп могут иметь короткий перерыв для сна, но вообще обучение группы будет продолжаться. Длительный “лицом к лицу” психический контакт в совокупности с полнейшим физическим истощением будет работать на интенсификацию темпов интеракции и спонтанность взаимных реакций друг на друга между участниками группы. Приверженцы этого метода утверждают, что силы, сгенерированные этой гиперболизированной пространственно-временной непрерывностью, обладают способностью в течение единственного “уик-энда” привести к большим личностным и межличностным изменениям, нежели месяцы и даже годы “разбавленных” во времени, менее интенсивных встреч

-Психоаналитически ориентированные группы.

Психоаналитически ориентированные группы. Обучение здесь проводят, как правило, представители ортодоксального психоанализа. Предмет исследования - движущие силы развития индивида в группе в контексте перспектив его личностного генетического развития. Этот вид групп менее эмоционально нагружен, более рационально организован, с резким акцентом на интеллектуальном сознании лежащих в основе процесса механизмов групповой динамики, а также на понимании как интерперсональных, так и интраперсональных сил, действующих в группе. В большинстве случаев в данном виде группового обучения участвуют студенты для лучшего овладения профессией психолога или психотерапевта. В отличие от S-групп данный вид группового обучения концептуально и институционально более эклектичен

-Инкаунтер-тейпс.

Инкаунтер-тейпс (энкаунтер-тайпс) (Encounter-tуpes). Отличительной особенностью данного вида групп является отсутствие на занятиях официального руководителя, они самоуправляемы; лидеры (неофициальные) выдвигаются из состава самих участников группы. Программа такого обучения представляется в виде структурированных магнитофонных записей, известных под названием “Инкаунтер-тейпс”. Элизабет Берсон, основательница этого метода, специально изучала некоторые приемы увеличения эффективности никем не руководимых групп посредством использования искусственных средств. Для этого она вначале попыталась установить точные принципы и характер вкладов лидеров в организацию группы и смоделировать их с помощью записанных на пленку структурированных упражнений. Эти программы предписывают участникам воспроизводить различные ситуации взаимодействия (групповые и парные), а также изредка отдельные размышления и толкования одного человека для того, чтобы добиться установления связи между членами групп, атмосферы теплоты и безопасности. Участники групп обучаются посредством выполнения определенных действий, а также через интерпретацию этих действий, направленную на подчеркивание конкретной специфики отношений, обеспечение обратной связи и межличностного взаимопознания.

Все перечисленные подходы к организации группового социального обучения являются отнюдь не взаимоисключающими. Общей для них является преимущественно личностная (а не групповая или организационная) направленность. Вместе с тем они могут иметь и существенные отличия как по формальным, так и по содержательным признакам. Например, гештальттерапевтическая модель строится по иным принципам, нежели Т-группа, хотя анализируемые в этих и других видах групп проблемы могут быть очень похожими. Однако решаются они различными способами и методами. Группы транзактного анализа избирают, по-видимому, иные пути для диагностики и анализа межличностных конфликтов по сравнению с синанон-группами. Широко варьируется роль лидера - от значительной, например, в гештальт-группе до безлидерской организации группового обучения в инкаунтер-тейпс. Многие исследователи группового обучения считают, что более важным является общая и прикладная концепция личности того, кто обеспечивает и руководит групповым процессом, т.е. лидера группы. Именно его имплицитная профессиональная личностная теория и направляет весь процесс работы с группой. Следовательно, если какие-то люди в состоянии принять участие в нескольких различных видах группового опыта, как делают многие, они могут наблюдать и испытать частичное совпадение отдельных элементов обучения в разных видах групп. А участники одного и того же вида тренинга могут приобрести различный опыт, переданный тренерами с различными стилями. С самого начала группового движения поднимался вопрос: не является ли происходящее в группе обучение замаскированной формой групповой психотерапии? И далее, если это все-таки терапия, то кем являются лица, руководящие тренингом, - практикующими медиками без квалификации или субъектами, выдающими себя за целителей? Важным доводом в пользу разграничения и объяснения проблем тренинга и терапии является особенность их исторического развития как активных методов психологического воздействия. Так, исходные основания для первоначального становления технологии сенситивного тренинга лежали в области социальной психологии и проблемы обучения взрослых. Интерес сторонников этого движения вначале сфокусировался на групповой динамике и развитии поведенческих навыков, потенциалов самопроникновения и осознания себя. Однако, вследствие того, что групповой подход к социальному обучению получил довольно широкое признание, им заинтересовались и профессионалы, сфера интересов которых распространялась либо на область клинической психологии, либо на область психиатрии.

Глава1.ТРЕНИНГКАКТЕХНОЛОГИЯ

ЭФФЕКТИВНОЙГРУППОВОЙРАБОТЫ

1.1.Историястановлениятренинговыхтехнологий

Известно, что первые тренинговые группы, которые получили

название Т-групп, были созданы для исследования межличностных отношений и повышения компетентности в общении еще

учениками К. Левина в г. Бетеле, штат Мэн (США). Главным

достижением Т-групп стал факт эффективности изменения личностных установок и поведения людей именно в групповом, а не в индивидуальном контексте: их участники научились преодолевать аутентичность, видеть себя глазами других. Успешная деятельность учеников К. Левина в Т-группах позволила в 1947 г.

создать в США Национальную лабораторию тренинга.

В 60-е гг. на базе идей гуманистической психологии (главным образом, на идеях К. Роджерса) начали организовываться и проводиться тренинги социальных и жизненных умений в контексте психологического развития и поддержки участников.

В 70-е гг. в Лейпцигском и Йенском университетах под руководством М. Форверга был разработан метод групповой работы, названный им социально-психологическим тренингом. В основу нового метода легли ролевые игры с элементами драматизации, в процессе организации которых создавались условия, способствующие формированию эффективных навыков коммуникации и повышающие интерперсональную компетентность участников тренинга в общении.

В настоящее время тренинговые технологии нашли свое применение в многочисленных областях человеческой жизнедеятельности: от общения и досуга до личностного развития, образования и бизнес-сферы.



К исследованию различных вопросов тренинга и тренинговых групп обращались такие российские авторы, как В. Ю. Большаков (1996), И. В. Вачков (1995, 1996, 1998, 2004, 2006, 2007), Купить книгу на сайте kniga.biz.ua Глава 1. Тренинг как технология эффективной групповой работы Ю. Н. Емельянов (1983, 1985), Л. М. Кроль, Е. Л. Михайлова (2002, 2008), А. Г. Лидерс (2004), С. И. Макшанов (1993, 1997), Г. И. Марасанов (1998), В. В. Никандров (2003), Л. А. Петровская (1982), А. С. Прутченков (2001), Е. В. Сидоренко (2001, 2002, 2004, 2007, 2008), А. П. Ситников (1996), Н. Ю. Хрящева (1993, 2006) и многие другие.

Большинство школ групповой психотерапии и тренингов возникло в русле и на стыке основных направлений мировой психологической науки - психоанализа, бихевиоризма, гештальтпсихологии, гуманистической психологии или в результате их сочетания (рис.

1), что обусловило возникновение соответствующих парадигм применения тренинговых технологий (по основанию ведущих направлений психологической науки):

yyпсихоаналитическая парадигма тренинговой работы;

yyбихевиоральная парадигма тренинговой работы;

yyгештальт-парадигма тренинговой работы;

yyгуманистическая парадигма тренинговой работы;

yyсмешанная парадигма тренинговой работы1.

Рис. 1. Тренинг как форма активной групповой работы на стыке основных направлений мировой психологической науки Однако академическая психолого-педагогическая наука долго не воспринимала групповые формы психологической работы всерьез. Соответственно не было и научных работ, посвященных Плешаков В. А. Ролевые позиции «HOMO TRENINGUS» («человекав-тренинге») // Проблемы педагогического образования: Сборник научных статей. Вып. 35 // Под ред. В. А. Сластенина и Е. А. Левановой.

М.: МПГУ, МОСПИ, 2010. С. 58–62.

–  –  –

исследованию этих процессов. Групповое движение стало развиваться в нашей стране только в последние двадцать лет (особенно активно в 90-е годы). При этом почти все отечественные школы тренинга опираются на теоретические концепции, пришедшие к нам с Запада, да и сами формы групповой психологической работы в большинстве случаев до сих пор являются модификациями зарубежных моделей. Однако групповая психологическая работа имеет в России собственные глубокие традиции. Достаточно вспомнить о своеобразном «психотехническом буме» первых послереволюционных десятилетий, когда изучались и внедрялись в практику методы профотбора и профконсультаций, психологической рационализации профессионального образования, создавались специальные тренажеры и разрабатывались приемы психологического воздействия на группу, а также вспомнить о науке педологии, в рамках которой, в лабораториях и секциях, в советское время ученые пытались разрабатывать методы и приемы развития школьных коллективов в соответствии с целями коммунистического воспитания. Данные факты также предопределили трудности определения понятий «психологический тренинг»

и «тренинговая группа». Достаточно обратиться к специализированной литературе, а также сети Интернет, представителям тренинговых компаний, тренерам, практикующим психологам, педагогам и т. д., чтобы убедиться в многообразии подходов к пониманию тренинга.

Так, Л. А. Петровская (1982) в первой в нашей стране монографии, посвященной теоретическим и методическим аспектам социально-психологического тренинга, писала о том, что тренинг как средство психологического воздействия, направленного на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения, включает в себя широкий спектр методических форм, таких как видеотренинг, ролевое обучение, групповой анализ оценок и самооценок, невербальные методики и т. д.1 Ю. Н. Емельянов (1985), четко разграничивая учебный и собственно тренинговый аспекты в работе группы, отмечает: «При этом термин „тренинг“, по нашему мнению, в структуре русской психологической речи должен использоваться не для обозначения Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социальнопсихологического тренинга. М.: Изд-во МГУ, 1982.

Купить книгу на сайте kniga.biz.ua Глава 1. Тренинг как технология эффективной групповой работы методов обучения, а для обозначения методов развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности, в частности общением»1. Действительно, с этим можно согласиться, поскольку тренинг - это не только и не столько метод развития способностей, но и метод развития разнообразных психологических структур и личности в целом.

Известный специалист в области нейролингвистического программирования (НЛП) и акмеологии А. П. Ситников (1996) дает такое определение тренинга: «Тренинги (обучающие игры) являются синтетической антропотехникой, сочетающей в себе учебную и игровую деятельность, проходящие в условиях моделирования различных игровых ситуаций…»2.

С. И. Макшанов (1997) дает такое определение: «Тренинг - многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека»3.

Расширение границ использования понятия «тренинг» в современной литературе (по нашим самым скромным подсчетам, по тематике тренингов за последние 15 лет издано более 1500 монографий, учебных пособий и методических рекомендаций) и практической работе связано прежде всего с увеличением диапазона целей (исследование и помощь в решении психологических трудностей участников группы; улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья; изучение эффективных способов межличностного взаимодействия с целью создания основы для более эффективного и гармоничного общения с людьми; развитие самосознания и самоисследование участников в целях коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе изменения внутренних и поведенческих установок; содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха и т. п.), значительно более шиЕмельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение.

Изд-во ЛГУ, 1985. С. 89.

Ситников А. П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии. М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. С. 144.

Макшанов С. И. Психология тренинга. СПб., 1997. С. 13.

–  –  –

рокого по сравнению с ранее определявшимися целями (развитие компетентности в общении).

В психологическом словаре социально-психологический тренинг определяется как «область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении»1.

В трудах зарубежных авторов также раскрыто много вопросов, связанных с определением тренинга, созданием и ведением тренинговых групп (Д. С. Витакер (2000), Дэвид Ли (2002), В. Г. Ромек (2003), С. Торп, Дж. Клиффорд (2004), М. Дэвис, П. Фаннинг, К. Палег (2008), М. Коуп (2008), Р. Кочунас (2000), Д. Маккей (2008), М. Холл (2007) и многие другие).

Так, Дэвид Ли пишет: «Что такое „групповой“ тренинг?

В определении группового тренинга нет ничего неожиданного.

Групповой тренинг - это любой процесс приобретения знаний, умений или поведенческих навыков, в котором участвуют более двух человек»2.

Позиция С. Торпа, Дж. Клиффорда такова: «Тренинг - это процесс, посредством которого некто учится новому умению или аспекту знания. В результате индивидуум овладевает инструментами для выполнения определенной работы, вследствие чего переходит от осознанного незнания к осознанной компетентности.

В конце сессии тренинга ученик может научиться выполнять соответствующую работу, но его деятельность после этого не обязательно соответствует требуемому стандарту. Тренинг может быть формальным (например, обучающие курсы) и неформальным (например, инструктаж без отрыва от производства). Подлинное обучение не происходит до тех пор, пока ученик не перенесет знание из обстановки тренинга в „реальный мир“ и не осуществит устойчивое изменение своего поведения»3.

Интересно, что еще в 1991 г. Комиссия по трудовым ресурсам Великобритании (Manpower Services Commission, MSC) предложила следующее рабочее определение: «Тренинг - это запланиПсихология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.

2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. С. 494.

Ли Д. Практика группового тренинга. СПб.: Питер, 2002. С. 12.

Торп С., Клиффорд Дж. Коучинг: руководство для тренера и менеджера.

СПб.: Питер, 2004. С. 18.

Купить книгу на сайте kniga.biz.ua Глава 1. Тренинг как технология эффективной групповой работы рованный заранее процесс, цель которого изменить отношение, знания или поведение участников с помощью обучающего опыта;

направленный на развитие навыков выполнения определенной деятельности или нескольких видов деятельности. Цель тренинга в рабочей ситуации состоит в том, чтобы развивать способности личности и удовлетворять текущие и будущие потребности организации»1 (Wilson, 1999).

Из вышеперечисленных определений видно, что современный термин «тренинг» охватывает обширную область практической психологии и педагогики, пересекающуюся с групповой психотерапией, психокоррекцией и обучением, позволяющими качественно по-новому, на высоком уровне работать с тремя взаимосвязанными феноменами: человеком (личностью), группой (коллективом) и организацией (предприятием, фирмой) (рис. 2).

Рис. 2. «Мишень» тренинговой практики

В свою очередь, в этой книге, придерживаясь технологического подхода Е. А. Левановой,2 мы будем опираться на следующее психолого-педагогическое определение тренинга, данное

В. А. Плешаковым:

Тренинг как психолого-педагогическая технология эффективной групповой работы - это упорядоченная и задачноструктурированная совокупность активных методов групповой работы (деловых, Цит. по: Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. М.: ОсьС. 13.

Леванова Е. А. Формирование практической готовности учителя к взаимодействию с учащимися во внеучебной деятельности. Автореф. дис.

на соиск. уч. степени д-ра пед. наук. М., 1995. С. 8.

–  –  –

организационно-деятельностных, ролевых и психологических игр, заданий и упражнений, психотехник и рефлепрактик, групповых дискуссий и т. д.), логично и тематически подобранных согласно поставленной цели и обеспечивающих достижение заранее запланированных и корректно диагностируемых результатов для человека, группы и организации в процессе групповой динамики1.

1.2.Типологиятренинговиспецифическиечерты тренинговыхтехнологий Анализ современной литературы, а также информационно-коммуникационных ресурсов, в том числе ресурсов сети Интернет, равно как и собственная тренинговая практика, позволяют классифицировать тренинги по ряду оснований, таких как:

yyчисло и принцип формирования состава участников;

yyпрофессиональный, статусный или возрастной уровень участников;

yyкачественный уровень тренинга;

yyместо проведения и способ организации тренинговой работы;

yyпродолжительность и интенсивность тренинговой работы;

yyпарадигма тренинговой работы;

yyцель и критерии результативности тренинга;

yyкомпозиция тренинговой группы;

yyсистема отношений личности в тренинге;

yyстепень доминирования ведущего в тренинговой группе;

yyпреимущественный способ стимулирования участников тренинга;

yyсоответствие основным психотерапевтическим направлениям, методы, техники и приемы которых используются в тренинге (табл. 1).

Плешаков В. А. О тренинге как психолого-педагогической технологии // Проблемы педагогического образования: Сборник научных статей.

Вып. 34 / Под ред. В. А. Сластенина и Е. А. Левановой. М.: МПГУ, МОСПИ, 2009. С. 53–55.

Купить книгу на сайте kniga.biz.ua Глава 1. Тренинг как технология эффективной групповой работы Таблица 1. Типология тренингов по различным основаниям

–  –  –

Разнообразие тренингов велико, однако для них характерны некоторые общие специфические черты тренинговых технологий, всегда им присущие и практически идентично описываемые у целого ряда авторов (И. В. Вачков, И. Б. Гриншпун, С. Д. Дерябо,

Н. С. Пряжников и многие другие):

1. Соблюдение ряда принципов групповой работы, таких как:

yyактивность участников тренинга (создание условий для проявления активной внутриличностной позиции в групповой работе);

yyпартнерское общение, что предполагает толерантное признание ценности личности каждого из участников тренинга;

Т-группа

(от англ. training group - группа тренинга) - малая группа , создаваемая для обучения базовым межличностным умениям. К таковым относят: умение распознавать и оценивать индивидуальные, групповые, межличностные проблемы; коммуникативные умения (см. ); развитие самопознания. Возникновение Т-г. относится к 1947 г. и связано с классическими исследованиями К. Левина в области групповой динамики . Психологи клинической ориентации в подобной групповой работе обычно акцентируют индивидуальные проблемы участников, социальные психологи - проблемы личностных ресурсов эффективной деятельности организаций. В любом случае принципиальным оказывается совершенствование понимания участниками групповых процессов, развитие чувствительности к ним (отсюда еще один используемый термин - тренинг чувствительности). Т-г. относятся к совокупности методов так называемого экспериментального обучения - т. е. обучения посредством переживания опыта . Основными составляющими подобной групповой реальности являются открытое предъявление участников друг другу, интенсивная безоценочная межличностная обратная связь, опробирование новых форм общения . ведущего, называемого тренером или фасилитатором (см. ), состоит прежде всего в создании доверительного и в этом смысле психологически безопасного, поддерживающего группового климата. Последнее делает возможным включение участников в самоисследование и исследование складывающегося группового процесса.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Т-группа

Группа, создаваемая для воздействия на ее членов в системе отношений межличностных - с целью развития у них социально-психологической компетентности, навыков общения и взаимодействия (см. ). Первые Т-группы возникли как практическое приложение школы динамики групповой К. Левина. Ныне они - одна из самых распространенных моделей исследования отношений межличностных, стадий развития группы, и пр.

Для Т-групп характерна:

1 ) кратковременность существования - от нескольких дней до недель;

2 ) отсутствие предварительной структурированности, нормированности и регламентации.

Основной метод в т-группах - свободная дискуссия без предварительно принятого плана (см. ), сочетаемая с играми ролевыми и другими приемами. Обсуждения строятся по принципу «здесь и теперь» - анализируются события, происходящие непосредственно в группе, по возможности - без обращения к прошлому опыту участников.

Условие успешной работы Т-групп - климат взаимного доверия, стимулирующий участников на установление отношений межличностных, на кои они обычно не решаются в обыденной жизни, и помогающий пониманию протекающих процессов. Создание климата доверия обеспечивается особой формой ведения группы тренером (ведущим). Обучение - развитие чувствительности к процессам групповым - происходит преимущественно через переживание участниками многогранного группового опыта.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Т-группа Этимология.

Происходит от англ. training-group - тренинг-группа.

Категория.

Форма психотерапии.

Специфика.

Ориентирована на отработку чувствительности по отношению к своим мотивам и эмоциям, к мотивам других людей, к событиям социального взаимодействия, к групповой динамике. Основным психотерапевтическим приемом выступает групповой анализ, который производится участниками (10-15 человек), которые друг с другом не знакомы. Темы для обсуждения выбираются произвольно, главным является тщательный анализ собственного поведения и поведения других участников группы и свободное обсуждение их.

Литература.

(Eds.) Brandford L., Gibb J., Benne K. T-Group Theory and Laboratory Method. N.Y., 1964


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Смотреть что такое "т-группа" в других словарях:

    Группа советских войск в Германии - Группа советских оккупационных войск в Германии, Группа советских войск в Германии, Западная группа войск. (ГСОВГ, ГСВГ, ЗГВ). Эмблема ВС Годы существования 10 июня 1945 года 31 августа 1994 года Страна … Википедия

    Группа пользователей Linux - Группа пользователей Linux, LUG (от англ. Linux User Group) некоммерческое, неформальное объединение пользователей операционных систем Linux. Основными целями группы пользователей чаще всего являются взаимная поддержка и обмен… … Википедия

    Группа советских военных специалистов в Корее - Группа советских военных специалистов в Корейской Народно Демократической Республике … Википедия

    Группа советских военных специалистов на Кубе - (ГСВСК). 200пкс Памятный знак Годы существования 1962 1993 года Страна … Википедия

    Группа советских военных специалистов в Египте - Советские военные … Википедия

    ГРУППА - множество, на к ром определена операция, наз. умножением и удовлетворяющая спец. условиям (групповым аксиомам): в Г. существует единичный элемент; для каждого элемента Г. существует обратный; операция умножения ассоциативна. Понятие Г. возникло… … Физическая энциклопедия

    Группа (математика) - Теория групп … Википедия

    группа - ы, ж. groupe m., нем. Gruppe <, ит. gruppo. 1. иск. Несколько фигур (лиц, предметов), составляющих композиционно единое целое. Сл. 18. Посредине ниш в которой группа ввиде великолепной женщины стремя гениями. 1765. МАХ 102. Мирон работник… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Группа периодической таблицы - Группа периодической системы химических элементов последовательность атомов по возрастанию заряда ядра, обладающих однотипным электронным строением. Номер группы определяется количеством электронов на внешней оболочке атома (валентных электронов) … Википедия

    Группа Ли - Группа (математика) Теория групп … Википедия

    Группа Пуанкаре - Группа (математика) Теория групп Основные понятия Подгруппа Нормальная подгруппа Факторгруппа … Википедия

История создания тренингового метода решения проблем (от англ. training - специальный тренировочный режим, тренировка, обучение, дрессировка) относится к середине 40-х годов и связана с трудами К. Левина. Он пришел к выводу, что люди в группе постоянно воздействуют друг на друга. К. Левин писал: «Чтобы выявить свои неадекватные установки и выработать новые формы поведения, люди должны учиться видеть себя такими, какими их видят другие».

Первая группа тренинга (Т- группа) возникла случайно. Несколько специалистов в области естественных наук (Брэдфорд, Липпитт, Левин) создали в 1946 году группу из деловых людей, целью которой было совместное изучение основных социальных законов и «проигрывание» различных ситуаций, связанных с применением этих законов. Помимо выработки оптимальных вариантов решений и поведения, эта группа несла в себе первый опыт самораскрытия и самосознания с помощью получения обратной связи.

Группы быстро приобрели популярность как новый эффективный метод обучения и уже в 1947 году в городе Бетеле (штат Мэн) была создана национальная лаборатория тренинга. Основными задачами Т-групп, или, как их тогда называли, «групп тренинга базовых умений», было обучение её участников основным законам межличностного общения, умению руководить и принимать правильные решения в трудных ситуациях.

Позже Т-группы по своему целевому назначению стали делиться на:

ќ группы умений (подготовка руководителей, деловых людей);

ќ группы межличностных отношений (проблемы семьи, секса и др.);

ќ группы «сензитивности» (группы, ориентированные на рост и самосовершенствование личности и др.).

Еще долгое время акцент делался на обучение здоровых людей.

Вопрос о том, нужны ли вообще практической психологии тренинговые группы, связан с уяснением тех достоинств, которые имеет групповая форма по сравнению с индивидуальной. Перечислим преимущества психокоррекционной и психотерапевтической работы в группах, выделив их сущность и снабдив необходимыми комментариями.

Групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем: человек избегает непродуктивного замыкания в самом себе со своими трудностями, обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства, - для многих людей подобное открытие само по себе оказывается мощным психотерапевтическим фактором;

Группа отражает общество в миниатюре, делает очевидными такие скрытые факторы, как давление партнёров, социальное влияние и конформизм; по сути дела в группе моделируется - ярко, выпукло - система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни участников, это даёт им возможность увидеть и проанализировать в условиях психологической безопасности психологические закономерности общения и поведения других людей и самих себя, не очевидные в житейских ситуациях;

Возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами: к реальной жизни далеко не все люди имеют шанс получить искреннюю, безоценочную обратную связь, позволяющую увидеть, своё отражение в глазах других людей, отлично понимающих сущность твоих переживаний, поскольку сами они переживают почти то же самое, возможность «смотреться» в целую галерею «живых зеркал» является, по-видимому, самым важным преимуществом групповой психологической работы, не достижимым никаким другим способом;

В группе „человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров; если в реальной жизни подобное экспериментирование всегда связано с риском непонимания, неприятия и даже наказания, то тренинговые группы выступают в качестве своеобразного "психологического полигона", где можно попробовать вести себя иначе, чем обычно, "примерить" новые модели поведения, научиться по-новому относиться к себе и к людям - и все это в атмосфере благожелательности, принятия и поддержки;

В группе участники могут идентифицировать себя с другими, "сыграть" роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения, применяемыми кем-то, возникающие в результате этого эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия способствуют личностному росту и развитию самосознания;

Взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого; этот эффект не возникает при индивидуальной психокоррекционной и психотерапевтической работе; создавая дополнительные сложности для ведущего, психологическое напряжение в группе может (и должно) играть конструктивную роль, подпитывать энергетику групповых процессов; задача ведущего - не дать напряжению выйти из-под контроля и разрушить продуктивные отношения в группе;

Группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания; иначе, чем в группе, иначе, чем через других людей, эти процессы в полной мере невозможны; открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяют понять себя, изменить себя и повысить уверенность в себе;

Групповая форма предпочтительней и в экономическом плане: участникам дешевле работа в тренинге, чем индивидуальная терапия (и для многих тренинговая работа гораздо более эффективна); психолог также получает и экономическую, и временную выгоду.