Тема рассказа пересолил. Чехов, анализ произведения пересолил, план

Землемер Глеб Гаврилович Смирнов приехал на станцию Гни­лушки. Он был вызван в усадьбу генерала Хохотова для межева­ния. До места назначения Смирнову оставалось около тридцати- сорока верст. На его просьбу о почтовых лошадях станционный жандарм только развел руками: «Тут за сто верст путевой соба­ки не сыщешь, а не то что почтовых…». Однако он посоветовал землемеру подойти к мужикам, которые иногда возили пасса­жиров. И действительно, он нашел «здоровеннейшего мужика, угрюмого, рябого, одетого в рваную сермягу и лапти». С четвер­того удара только мужику удалось тронуть с места тощую свою лошаденку. Когда телега выехала со двора, были сумерки. Землемер только и видел замерзшую равнину с одного бока да темные бугры - не то стоги, не то деревня - с другого. Все остальное от зоркого глаза Глеба Гавриловича скрывала недюжинная мужи­чья спина. Темно. Зябко. И стало землемеру страшно. «Да и возница нена­дежный». И он начал разговаривать с мужиком. Как будто случай­но, поинтересовался, а не было ли в этой местности каких напа­дений разбойников. Клим, так звали возницу, был немногословен. Это еще больше отпугнуло землемера. Он стал привирать, что у него, дескать, за пазухой револьвер и что, не дай бог, кто на него нападет - так пожалеет. Тут телега повернула налево, и Смирнов окончательно стру­сил. Он стал безбожно храбриться и говорить, что его медом не корми - дай с разбойниками подраться. В жизни, говорит, был случай, что на него три разбойника напали. Так он с ними тут же расправился: один сразу богу душу отдал, а два других на катор­гу пошли. Клим боязливо оглянулся на Смирнова и подстегнул лошаденку. Дорога уходила в лес. Беспокойный взгляд Клима и темные лесные заросли совершенно запугали землемера: «Куда ты меня везешь? - Да нешто не видите? Лес». И чем дальше в лес, тем подозрительнее казалось все вокруг: и то, что Клим стал так часто оглядываться, и то, что лошадь бежит так быст­ро, и что так темно и пустынно. Смирнов придумал, что за ним еще едут четыре товарища, и что они должны догнать их именно в этом лесу, при этом он стал рыться в карманах, обещая пока­зать Климу свой револьвер… И в это время случилось то, чего не мог ожидать при всей своей трусости землемер. «Клим вдруг вы­валился из телеги и на четвереньках побежал к чаще. «Караул! - заголосил он. - Караул! Бери, окаянный, и лошадь, и телегу, только не губи ты моей души!» Землемер остановил лошадь и стал думать, как ему быть. Как ни звал Смирнов Клима, тот не отзывался. Часа два кричал землемер. И когда уже совершенно осип, то ветерок донес до него слабый стон. Насилу допросился землемер Клима, чтобы тот вернулся, и они продолжили путь. «Бог с тобой, барин, - проворчал Клим. Если б знал, и за сто целковых не повез бы. Чуть я не помер от страха!..» Телега трону­лась. Землемер сидел, задумавшись. Дорога и Клим ему уже не казались опасными

Ранние рассказы А. П. Чехова, полные искреннего, зарази­тельного, беззаботного смеха, - это не только дань эпохе, но и часть особого восприятия мира писателем. Чехову была чужда приверженность некоторых его современников какой-либо идее, пусть самой незначительной. Писатель не выносил догматичнос­ти, «ярлыков», поэтому все чаще и чаще он обращался к «про­стой» жизни, к «простому» человеку, «простому» событию. Чехов видел избитость «общих» идей, их необоснованность, неоправданность. Этим объясняется его пристальное внимание к вопросам о смысле жизни, к самой жизни во всей ее наготе. И сколько души, сколько обаяния в этих рассказах! Предметом изображения писа­теля становятся незначительные на первый взгляд сцены. Чехов умел с беглым и вместе с тем предельно точным лаконизмом выхватить из жизни самую суть ее. Однако уже в ранних рас­сказах Чехов начинает присматриваться к действительности как мудрый художник. Он начинает воспринимать жизнь не только как источник радости, но видит в ней и те застойные, косные явления, которые впоследствии обыгрываются в его сатиричес­ких рассказах.

Чехова, как и многих других его современников, не могла не интересовать жизнь народная. Не раз обращается он к ней на стра­ницах своих произведений. Писатель прекрасно понимал, что от­мена крепостного права не принесет мгновенного облегчения, что потребуется еще много времени, чтобы в народе зародилось чув­ство самосознания, национального достоинства. Более того, он замечал, что происходящие исторические перемены вызывали к жизни новые формации общественного зла. Это и доведенная до крайних проявлений вековая привычка подчиняться и прислужи­ваться («Унтер Пришибеев»), и чинопочитание, больше похожее на идолопоклонство («Толстый и тонкий», «Смерть чиновника»), и рабское мироощущение («Пересолил»). «Выдавливать из себя по каплям раба» - жизненный девиз Чехова. Именно раб в каждом из нас - первая и основная мишень сатиры писателя. Этому подчинен и художественный замысел рассказа «Пересолил».

На первый взгляд, это ничем не примечательная история, но стоит приглядеться, и мы увидим, что за ничтожными события­ми скрывается целый пласт русской действительности. Землемер Глеб Смирнов, совершающий поездку в. усадьбу, просит мужиков о помощи: подвезти его до места назначения. На помощь ему при­ходит Клим, мужик здоровенный и угрюмый. По дороге, испугав­шись темноты леса, да и самого Клима, Смирнов начинает храб­риться. Но в своем стремлении он перегибает палку. Он пугает до смерти самого Клима, так что мужик вываливается из телеги и убегает в лес. После долгих уговоров Клим возвращается, и они продолжают путь. В этих событиях, как и во многих деталях, есть много символичного. Благодаря этим мелочам Чехову удает­ся выйти на масштабные обобщения и выводы. Так, Глеб Гаврило­вич Смирнов приезжает на станцию «Гнилушки». Здесь писатель использует говорящее название. Станция «Гнилушки» - вся со­временная Чехову Россия - это вопиющая нищета, косность, запустение. Такая же запущенность и в хозяйстве: «лошаденка была молодая, но тощая, с растопыренными ногами и покусан­ными ушами». С каким трудом удалось мужику заставить ее тро­нуться с места: «Когда возница приподнялся и стегнул ее вере­вочным кнутом, она только замотала головой, когда же он выбра­нился и стегнул ее еще раз, то телега задрожала, как в лихорад­ке. После третьего удара телега покачнулась, после четвертого она тронулась с места». Здесь Чеховым в аллегорической форме обыгрывается особенность русского национального характера: лень и нерасторопность. «До-о-едем!» - только и сказал Клим на взвол­нованные вопросы Смирнова. Так повелось в России - надеяться на «авось».

События рассказа, казалось бы, должны сосредоточить вни­мание читателя на фигуре Смирнова. Предметом осмеяния здесь как будто должна быть человеческая трусость. Однако на самом деле Чехов показывает нам, насколько глубоко в человеке из народа может сидеть Раб. Особое внимание следует обратить на образ Клима. Писатель постоянно подчеркивает, что Клим был огромен, угрюм, «этакое дитя природы». И этот детина с его не­дюжинной физической силой испугался тщедушного землемера. Почему же так происходит? Это явление русского менталитета корнями уходит в историю. Вековое господство крепостного пра­ва с его подчинением одних другими, привело к формированию особого склада ума - рабского. У Клима даже не возникает сомнения в том, что у Смирнова на самом деле есть револьвер. А уж о сопротивлении ему и вовсе не может быть и речи! Не­укоснительное подчинение, слепое повиновение, рабская по­корность - и ни одной мысли против. Сатирически обыгрывает Чехов тот факт, что здоровый, сильный Клим добровольно ос­тавляет свое добро, быть может, последнее у него, и убегает в лес. Но не только сатира слышна в рассказе. Здесь присутству­ет и едва уловимое чувство жалости автора к человеку из народа.

Характерно, что образ Клима в рассказе имеет черты типич­ного. Это собирательный образ русского народа, веками приучав­шегося к подчинению. В рассказе практически нет надежды на выздоровление от этой болезни, произведение полно драматизма. Проблески живой души, пробуждение собственного «Я», первые ростки протеста появятся в более поздних рассказах Чехова. А пока это лишь сатирическое освещение существующих обще­ственных пороков.

Таким образом, тема этого рассказа - влияние крепостного права на мысли, поведение и мироощущение простых людей из народа.

1. Землемер Глеб Гаврилович Смирнов тщетно ищет почто­вых лошадей до усадьбы.

2. Станционный жандарм советует ему поспрашивать у мужи­ков - может, кто подвезет.

3. Смирнов едет со здоровенным мужиком на тощей лоша­денке.

4. От страха землемер начинает запугивать мужика.

5. Испугавшись, мужик Клим выпрыгивает из телеги и убега­ет в лес.

6. Смирнов в течение двух часов умоляет мужика вернуться.

7. Продолжение пути. Дорога и Клим уже не кажутся земле­меру такими опасными.

На этой странице искали:

  • анализ рассказа чехова пересолил
  • чехов пересолил
  • пересолил чехов
  • чехов пересолил анализ
  • пересолил чехов анализ

Тема урока : "Пересолил" А.П.Чехова как образец юмористического рассказа

Класс: 5

время: 40 мин

Цели урока:

Предметные: создание условий для формирования представлений об особенностях жанра юмористического рассказа, повторение литературоведческих понятий: композиция рассказа, идея произведения.

Метапредметные:

Личностные: формирование умения вести диалог, договариваться в группе; формирование потребности в самовыражении, самореализации, социальном признании; воспитание гордости за культурное наследие малой родины.

Регулятивные: создание условий для формирования целеполагания, умения планировать последовательность своих действий.

Коммуникативные: формирование умения слушать и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, эффективно сотрудничать.

Познавательные: умение работать со словарями и другими источниками информации, анализировать предлагаемый материал с целью выделения существенных признаков, умение строить доказательное, логически завершенное высказывание, формирование смыслового чтения, умение сжато выборочно передавать содержание текста, выбирать наиболее эффективные пути решения поставленной задачи.

Ход урока:

1. Орг. момент

2. Постановка целей и задач урока

Домашним заданием у вас было чтение юморичтического рассказа А. П. Чехова "Пересолил". как вы думаете0 чем сегодня на уроке мы с вами займемся?

3. Словарная работа

Чтобы нам лучше понять содержание произведения, давайте объясним некоторые слова. толкование слов, которые я вам раздала на листиках: землемер, межевание, возница, почтовые лошади, жандарм, верста.
4.
Изучение нового материала .

Итак, теперь мы готовы к тому, чтобы проникнуть в мастерскую великого писателя и попытаться приоткрыть тайну его творчества

    пересказ рассказа.

    Работа с текстом Карточка №1
    Найдите в тексте рассказа описание героев: их имена, внешний вид, одежда. Кто описывает возницу? А землемера? Подготовьте рассказ о них. подтвердите свои слова словами из текста.
    .
    Карточка №2 Проследите по тексту, как менялись поведение и настроение землемера? От чего они зависели? Как вел себя Клим? Составьте небольшую сравнительную таблицу: что делают герои, как их поступки взаимосвязаны

Землемер

Клим


Карточка №3 Мы говорили о роли несоответствий в юмористическом рассказе - именно на них строится смешное в таких произведениях. Найдите такие несоответствия в рассказе «Пересолил» и прокомментируйте их.

Они отметили прежде всего фамилии, использованные Чеховым (землемер Смирнов, генерал Хохотов), названия станции Гнилушки и деревни Девкино. Привлекли внимание ребят и несоответствия, связанные с возницей. Во-первых, у здоровеннейшего мужика Клима, оказывается, не лошадь, а молодая тощая лошадёнка с растопыренными ногами и покусанными ушами. Во-вторых, казалось бы, богатырского телосложения Клим должен быть спокойным и бесстрашным, а он, испугавшись россказней землемера, не просто убежал, но вдруг вывалился из телеги, на четвереньках побежал к чаще и заголосил: “Караул! Караул!” На смешном несоответствии строится и сюжет рассказа: обычная поездка землемера в усадьбу генерала Хохотова для межевания земель превратилась в целое приключение из-за того, что Смирнов неверно оценил ситуацию, в которой оказался.

Вывод учителя : писатель-юморист использует несоответствия как приём создания комического эффекта в произведении . Чем больше несоответствий, тем смешнее оказывается произведение.

Карточка №4 Обычно в юмористических рассказах не бывает пейзажа; действие должно идти быстро, а пейзаж его замедляет. Однако в рассказе «Пересолил» пейзаж есть. Найдите его,выразительно прочитайте и определите, какую роль он играет в рассказе, какие мысли он рождает в голове землемера. Проведите языковой эксперимент: замените пейзаж на прямо противоположный. Что получится?

Чтобы убедить учеников в том, что пейзаж играет в этом рассказе ключевую роль, предлагаем провести стилистический эксперимент: заменить “чеховское” описание природы, например, таким: “Когда телега выехала со станции, стало уже рассветать… Кругом простиралась яркая, цветущая равнина. На горизонте… уже вовсю разгоралась жаркая, летняя заря… Кругом пели птицы, было тепло, солнечно”. Что изменилось бы в произведении, если бы действие происходило на фоне такого пейзажа? Ребята постепенно приходят к выводу, что не только изменилось бы настроение землемера, но и самого рассказа не было бы: герой бы не испугался, что его ограбят, не стал бы врать, возница бы не убежал - исчез бы сюжет рассказа, построенный автором на неумении героев правильно сориентироваться в сложившихся обстоятельствах.

Карточка № 5 Какой знак препинания конца предложения Чехов использует чаще всего? С какой целью? подтвердите примерами из текста.

В одном случае многоточие показывает, что землемер на ходу придумывает свои небылицы и в данную секунду ещё не подозревает, что скажет в следующую. Например: “Я люблю с разбойниками драться… на вид-то я худой, болезненный, а силы у меня, словно у быка… Однажды на меня напало три разбойника… так что ж ты думаешь? Одного я так трахнул, что… что, понимаешь, Богу душу отдал, а два другие из-за меня в Сибирь пошли, на каторгу. И откуда у меня сила берётся, не знаю… Возьмёшь одной рукой какого-нибудь здоровилу, вроде тебя, и… и сковырнёшь”. В этих случаях значение многоточий усиливается и лексическими повторами: “так трахнул, что… что, понимаешь, Богу душу отдал”, “здоровилу, вроде тебя, и… и сковырнёшь”.

Когда же герой прямо обращается к вознице, многоточие передаёт страх землемера : “Везде по дороге за кустиками урядники да сотские понатыканы… По… по… постой!” или “Что это ты всё время оглядываешься и движешься, как на иголках? Я, брат, тово… брат… На меня нечего оглядываться… интересного во мне ничего нет…” И повторы здесь играют другую роль, показывая, как землемер от страха даже заикается

Физкультминутка:

1. Вертим головой, как землемер осматривался по сторонам.

2. Клим боится и все быстрее стегает лошадей то правой, то левой рукой (вращательные движения руками)

3. Землемер говорит о пистолетах - Клим в страхе поворачивается всем корпусом вправо и влево.

5. Знакомство с литературоведческими терминами.
Определите элементы композиции рассказа А.П.Чехова «Пересолил»: завязку, развитие действия, кульминацию, развитие действия, развязку.

1 . Землемер приехал на станцию Гнилушки. Землемер ищет лошадей для поездки в имение. (Завязка)

2. Землемер и возница отправились в путь. Землемер испугался и начал врать. (Развитие действия)

3. Землемер врёт всё больше и больше, и возница убегает. (Пересолил.) Кульминация

4. Землемер уговаривает сбежавшего возницу вернуться.(Развитие действия)

5.Землемер и возница продолжают путь. (Развязка)

6. Этап закрепления изученного материала
- Ребята, конечно, вы знаете, что литературное произведение нас чему-то учит. Подумайте, чему учит нас рассказ Антона Павловича «Пересолил»?
Подумайте, могли бы вы оказаться в такой ситуации, как герои рассказа Чехова?
-Вам было бы смешно? А почему же когда вы читали рассказ, вам было смешно?
- Как называются рассказы, которые высмеивают недостатки характера людей?

Кто быстрее найдет определение Юмористического рассказа.

7. Рефлексия

на листочках, которые лежат у вас на столах, оцените свою работу на уроке.

5- работал на уроке старательно. отвечал на вопросы, добавлял ответы.

4- работал на уроке скромненько. два-три раза добавлял ответы

3. - работал на уроке очень скромно. ответил один раз (или добавил ответ один раз)

2- не работал на уроке. не отвечал и не добавлял ответы.

мне понравился урок тем, что....

мне не понравился урок, потому что...

8. Домашнее задание:

    Нарисовать иллюстрацию к рассказу "Пересолил"

«Осколки» - это журнал, в котором опубликовал свой рассказ Чехов. «Пересолил», таким образом, относится к раннему периоду творчества писателя, полностью соотносясь по проблематике и поэтике с другими произведениями, написанными на этом этапе («Толстый и тонкий», «Хамелеон»).

Начало

Рассказ Чехова «Пересолил» имеет чрезвычайно простой сюжет. Однажды Глебу Смирнову, землемеру, для межевания необходимо было приехать к генералу Хохотову. На станции с очень говорящим названием «Гнилушки» он пытается отыскать возницу. Помочь ему доехать до генерала соглашается мужик Клим. Глебу не нравится ехать в телеге («Не разберешь, где зад, где перед...», - недовольно отмечает он). Но делать нечего, худо-бедно тронулись. И тут в душе героя, который наблюдал за бесконечной равниной - по ней, кажется, можно к черту на кулички добраться - начала зарождаться тревога...

Смешное недоразумение

Продолжается краткое содержание рассказа «Пересолил». Чехов забрасывает своего героя в ужасную глушь, и это заставляет Глеба относиться с большим подозрением к Климу. «Дитя природы... - с отвращением размышляет про себя землемер, - такой пальцем тронет - и дух вон». Глеб начинает храбриться: сначала «вспоминает», как отбился от несуществующих трех разбойников, затем упоминает вооруженных товарищей, которые должны вот-вот их нагнать, и, наконец, делает вид, что у него самого спрятан револьвер. Бедный возница испугался оружия и с криком бросился наутек. Два часа Глеб звал беглеца, пока тот не поверил ему и не согласился везти дальше. Больше главный герой не боялся своего возницу - так заканчивает свой рассказ Чехов. «Пересолил» малость герой, не совладал с собственными страхами.

Незамысловатости сюжета полностью отвечает такая же простая композиция рассказа. Так, повествование ведется в хронологическом порядке. Кульминация рассказа - бегство Клима - снимает напряжение в душе персонажей, заставляя доверять друг другу.

Тема рассказа «Пересолил» Чехова

Пусть читателя не вводит в заблуждение очень простой сюжет этого произведения, даже таким несколько нелепым приключением Глеба Смирнова мастер малой прозы мог сказать многое. Итак, какова тема рассказа «Пересолил» Чехова? Прежде всего, это изображение (и осуждение в комической форме) того, как социальная принадлежность, внешний облик человека может затемнять его внутреннее, подлинное содержание.

Обратимся к тексту...

Рассмотрим еще раз то, что написал Чехов, - «Пересолил». Анализ рассказа показывает, что страх у Глеба возникает, по сути, из-за штампов - конечно, необразованный человек, занимающий должность возницы, обязан быть хладнокровным убийцей или, по крайней мере, воришкой.

С другой стороны, почему Клим так легко верит фантазиям Смирнова о револьвере и вооруженных товарищах? Для возницы главный герой - это, прежде всего, житель города, существо неведомое, а значит таящее опасность. Эти страхи оказываются настолько сильными, что возница даже бросает на произвол судьбы свое нехитрое имущество - лошадь. И только пережитое происшествие заставило героев увидеть друг в друге людей, способных к сочувствию.

Страх Клима имеет под собой социально обусловленное основание. У него рабское мышление, которое формировалось веками крепостным правом. Это обрекло людей, подобных вознице, на ощущение собственного полного бесправия, которое даже заставляет поверить, что у попутчика есть револьвер, и он им не преминет воспользоваться. А надежд на справедливость высших инстанций и вовсе нет. По сути, образ Клима - сборный, типичен для России тех времен. Лень и нерасторопность - вот, пожалуй, отрицательные черты Клима, который делает все «на авось». «Доедем!» - с полной беспечностью говорит он, когда Глеба начинает трясти на ужасной дороге.

Оценка окружающей жизни

Рассказ Чехова «Пересолил» касается осмеяния не только конкретных человеческих недостатков. Его проблематика захватывает и осуждение окружающей мещанской, бездуховной жизни, причем всего лишь несколькими короткими фразами. Так, в упомянутой Гнилушке за сто верст не сыщешь путевую собаку. Зевающий лениво жандарм, угрюмый Клим, одетый в рваную сермягу и лапти (похоже, тоже не лучшего состояния), неудобная телега, тощая кобылка... Все это удивительно точно передает беспросветность и мрачность здешней жизни, которая сопоставима с остальными «городами N». Неудивительно, что на такой «благоприятной» почве растут трусость и ужасающее недоверие к другому человеку.

Стилевые особенности

Первая стилевая особенность произведения Антона Павловича - крайняя простота изложения материала. Рассказ «Пересолил» Чехов начинает без длительных вступлений, размышлений автора или пейзажных зарисовок. Напротив, сразу приступает к поискам землемера возницы. Проза Антона Павловича также подчеркнуто беспристрастна, автор только фиксирует происходящее, а вывод должны сделать сами читатели.

Исследователи также отмечают, что свой рассказ Чехов «пересолил» разнообразными деталями, которые гораздо красноречивей прямых авторских оценок. К таким деталям относятся упомянутая уже телега, одежда Клима, «говорящее» название. Последняя особенность в качестве средства комического часто встречается в ранних юмористических новеллах Антона Павловича. Вспомним хотя бы чиновника Червякова из «Смерти чиновника» или Очумелова из «Хамелеона». Смешные фамилии позволяют писателю дать непрямую характеристику своим героям, обратить внимание читателя на их недостатки.

Средства комического

Любой юмористический рассказ Чехов («Пересолил» - произведение из того же ряда) насыщает различными средствами комического. К ним относится, например, несовпадение внешнего вида главного героя и его состояния. Так, Смирнов во время поездки пытается храбриться, даже пугать Клима. Хотя время от времени трусость землемера иногда давала о себе знать: когда возница повернул в лес, землемер закричал не своим голосом. А ведь, по словам землемера, для обеспечения безопасности на каждом шагу урядники и сотские «понатыканы»!

Другое средство комического - новеллистически неожиданный финал: после бегства возницы и двухчасового бесплодного ожидания Смирнов почти ласково («голубчик» и т. д.) уговаривает Клима вернуться. Это также заставляет читателя волей-неволей рассмеяться.

Особенности жанра

Жанровую природу рассказа «Пересолил» определить достаточно непросто - равно как и всей малой прозы Чехова, созданной в 80-х годах. Ю. Тюпа предлагает говорить об анекдоте как о доминирующем жанре в творчестве Антона Павловича. Напротив, А. П. Чудаков обозначает ранние произведения писателя как комические новеллы. В подтверждение своих слов исследователь называет ряд особенностей поэтики малой прозы писателя, включая двойную композицию, несоответствующий ожиданиям финал (согласитесь, что сцена примирения Клима и Смирнова никак не вяжется с мрачными предчувствиями землемера вначале). Кроме того, литературоведы склонны определять малую прозу Чехова как юморески, сцены и рассказы. Последнее жанровое обозначение употребляется и в данной статье.

Рассказ «Пересолил» Чехов создавал как юмористическую прозу, а значит смех в ней мягкий, доброжелательный. Ему далеко до едкого сарказма и тем более гротеска. В то же время в произведении заметны сатирические краски, когда дело касается конкретных недостатков в личности или несовершенном обществе. Но, как утверждал сам писатель, человек станет лучше только тогда, когда вы укажете, каков он есть сейчас.