Трансперсональная психология и психотерапия. Трансперсональная психология: история развития, основные понятия и идеи

Слово «трансперсональный» (транс - первая часть сложных слов, обозначающая расположение за пределами чего-нибудь) принадлежит американскому философу и психологу Уильяму Джеймсу (1842-1910). Трансперсональная психология - одно из направлений современной психологии, которое обосновывает значимость духовных аспектов психики. Предметом исследования в ней являются «надличностные», «сверхличностные» состояния сознания. Это направление возникло в США в конце 60-х годов XX в. на базе трансперсонального проекта в культуре. Основатели этого течения - известные философы, психологи и психотерапевты: А. Маслоу, С. Гроф, А. Уотс, М. Мерфи, Э. Сутич. Что же касается проблемного поля этого течения, то здесь можно назвать многие имена психологов психоаналитического, гуманистического и трансперсонального направлений, а также видных ученых - У. Джеймса, 3. Фрейда, О. Ранка, В. Райха, К.Г. Юнга, К. Роджерса, Ч. Тарта, К. Уилбера, К. Прибрама и др.

На протяжении человеческой истории все культуры, за исключением европейского индустриального общества, высоко ценили духовные состояния сознания. Всякий раз, когда представители этих культур хотели соприкоснуться со своими божествами, с иными измерениями реальности и с силами природы, они вызывали эти состояния. Люди также использовали их для определения и лечения болезней, развития экстрасенсорного восприятия и творческого вдохновения. Так называемые «технологии священного» - методы изменения сознания, разработанные древними и туземными культурами для ритуальных и духовных целей, варьировались от шаманских техник вхождения в транс до сложных практик различных мистических традиций и духовно-философских учений Востока. У. Джеймс в начале XX в. писал: «Большинство людей живут... в весьма ограниченном круге своего потенциального бытия. Они, как правило, используют очень малую часть своего возможного сознания и ресурсов своей души, так как если бы человек, обладая телесным организмом, имел привычку пользоваться и шевелить только мизинцем» 1 .

Цит. по: Гроф С. Холотропное дыхание. М., 1996. С. 99.

Трансперсональная психология отличается от гуманистической тем, что она одушевлена стремлением преодолеть границы прежнего предметного поля, которые задаются проблемами самоактуализации, творчества и гуманистической психотерапии и педагогики. Она сделала предметом своего исследования психологические измерения религиозного и мистического опыта, стремится включить в спектр психологического знания духовный поиск мировых философских и религиозных традиций. Новое предметное поле уже не замыкается христианской культурой. Оно вбирает в себя такие системы мысли и восприятия, как суфизм, буддизм, адвайта-веданта, йога, традиции северо-американских индейцев, туземных и древних цивилизаций. Все это дает основания искать корни трансперсональной ориентации в далекой истории человечества, в шаманизме, язычестве и мировых религиях, которые явились исторически первыми образцами донаучных трансперсональных практик и идеологий.

Трансперсоналисты считают, что в первобытном мировоззрении было трансперсональное, надперсональное, в нем не было расчлененности на субъектно-объектные отношения. Индивидуальное сознание бьшо погружено в реальность природы, космоса, человеческих взаимоотношений, оно характеризовалось также нерасчлененностью потока времени, вневременностью существования индивидуальной психики.

Сфера психики, обычно проявляющаяся в эмпирической терапии, в первую очередь - уровень воспоминаний или биографический уровень, на котором мы обнаруживаем воспоминания из нашего младенчества и детства. В современной глубинной психологии обычно принято считать, что наша нынешняя эмоциональная жизнь сформирована событиями, которые относятся к «формирующим» годам нашей жизни, т.е. к тем годам, когда мы еще не умели словесно выражать свои мысли и чувства. Следовательно, в формировании нашей личности важную роль играли материнская забота, динамика семейных отношений, травматические переживания.

Биографические сферы обычно являются наиболее доступной частью психики и, разумеется, той частью, которая нам лучше всего знакома. Однако не все важные события из нашей ранней жизни можно восстановить методом ежедневного воспоминания. Можно легко припомнить счастливые времена, но травмы, заложенные в основе наших страхов и сомнений в себе, находят способ ускользнуть от нас. 3. Фрейд назвал этот механизм «подавлением». Он показал, как можно проникнуть в сферу бессознательного и освободить нас от подавленного эмоционального материала путем анализа сновидений, фантазий, невротических симптомов, оговорок, каждодневных поступков и других аспектов нашей жизни.

3. Фрейд и его последователи исследовали бессознательную часть ума посредством метода «свободных ассоциаций». Эта техника известна многим. Мы говорим все, что приходит нам в голову, позволяя словам, ментальным образам и воспоминаниям свободно изливаться и никоим образом не подвергаться цензуре. В середине XX в. новая дисциплина, получившая название «гуманистическая психология», предложила множество терапевтических методов, которые предполагают работу с телом при полном выражении эмоций в безопасной терапевтической обстановке. Эмпирические подходы увеличили эффективность исследования биографического материала, однако, как и более ранние вербальные техники, они применялись к обычным состояниям сознания.

Необычные состояния сознания позволяют по-новому понять биографический материал. При холотропном дыхании значительная часть биографического материала, который относится к первым годам жизни, часто выходит на поверхность за несколько первых сеансов. Пациенты не только получают доступ к воспоминаниям своего детства и младенчества, они часто обретают живую связь со своим рождением и пребыванием в чреве матери и начинают свое путешествие в сферу переживаний, далеко выходящих за пределы детства и младенчества.

Вместо простого припоминания ранних событий своей жизни или воссоздания из кусочков и отрывков снов и воспоминаний, в необычных состояниях сознания пациенты переживают эти события в буквальном смысле слова. Они ощущают себя двухмесячными младенцами и переживают все сенсорные, эмоциональные и физические качества такими, какими они их узнали. Они переживают свое тело как тело младенца и воспринимают обстоятельства примитивно и по- детски наивно. Это весомый довод, чтобы поверить в то, что эти переживания достигают клеточного уровня.

Люди возвращаются в своих переживаниях в детство, принимают выражения лица, позы, демонстрируют жесты и поведение, характерные для маленьких детей. В переживания раннего младенчества включаются слюноотделение и сосательные движения. Особенно замечательно то, что у этих людей проявляются неврологические рефлексы, характерные для переживаемого ими возраста. Они могут ответить сосательным рефлексом на легкое прикосновение к губам и показать другие так называемые осевые рефлексы, служащие отличительными признаками обычных неврологических реакций младенца.

Можно назвать еще одно различие между исследованием психики в обычных и необычных состояниях сознания. В необычных состояниях отбор из подсознания человека наиболее уместного и эмоционально заряженного материала происходит автоматически. При этом система внутреннего радара словно сканирует психику и тело, извлекая самые важные моменты и делая их доступными для сознательной части нашего ума. Терапевту не приходится решать, какие из переживаний, которые возникают в нашем сознании, можно считать важными, а какие нет.

Эта функция радара, обнаруженная в необычных состояниях сознания, открыла те аспекты биографической сферы, которые в традиционных исследованиях человеческого сознания, не ухватывались. В одно из этих исследований входит вопрос о том, как влияют ранние физические травмы на эмоциональное развитие человека. Оказывается, радарная система выносит на поверхность не только воспоминания об эмоциональных травма, но и те события, во время которых выживание или неприкосновенность физического тела находились под угрозой. Высвобождение эмоций и напряжения, которые до сих пор хранились в теле как результат ранних травм, оказались чрезвычайно важными. Проблемы, связанные с дыханием, такие как при дифтерии, коклюше, пневмонии или угрозе утонуть, играли решающую роль при изучении биографического материала.

Традиционная психиатрия рассматривает подобные физические травмы как потенциал, закладывающийся в органическое повреждение мозга, но она отрицает их непосредственное воздействие на эмоциональном уровне. Люди, эмпирически оживляющие воспоминания о серьезных физических травмах, приходят к полному осознаванию шрамов, оставленных этими событиями на их психике. Они также понимают, насколько велик вклад этих травм в те проблемы, которые существуют у человека сегодня. Речь идет о таких психосоматических недугах, как астма, мигрени, депрессии, фобии или даже садомазохистские наклонности. К тому же восстановление в памяти этих ранних травм и их проработка несут в себе терапевтический эффект, который приносит либо временное, либо постоянное освобождение от симптомов.

Еще одно важное открытие трансперсональной психологии - память об эмоциональных и физических переживаниях сохраняется не в виде изолированных кусочков, а в форме сложных констелляций, которые называются «системы конденсированного опыта» - СКО. Каждая СКО состоит из эмоционально заряженных воспоминаний, которые относятся к различным периодам нашей жизни. Общим знаменателем для них оказывается одно и то же эмоциональное качество или физическое ощущение. Каждая СКО имеет много слоев, пропитанных своей центральной темой, ощущениями и эмоциональными качествами. Трансперсоналисты обладают возможностью отождествлять эти индивидуальные слои в соответствии с различными периодами жизни человека.

Любая СКО имеет характерную для нее тему, например единичная констелляция может содержать в себе все основные воспоминания о событиях, которые связаны с оскорблениями, унижениями и стыдом. Общим знаменателем для другой С КО может быть ужас переживаний клаустрофобии, удушья и чувств, связанных с гнетущими и ограничивающими обстоятельствами. Отвержение и эмоциональные лишения, которые рождают недоверие к другим людям, - также весьма распространенный мотив СКО. Особо важными считаются системы, которые включают в себя переживания угрозы жизни или воспоминания о тех случаях, когда наше физическое здоровье находилось в опасности. Но это вовсе не означает, что СКО содержат лишь негативный материал. Они могут также хранить в себе констелляции положительных переживаний: ощущения безмятежного покоя, блаженства или экстаза. СКО уходят своими корнями глубже, чем индивидуальное бессознательное.

Каждая из констелляций накладывается на определенный аспект переживания рождения и закрепляется за ним. СКО служат организации не только индивидуального бессознательного, они участвуют в активности всей человеческой психики. СКО воздействуют на каждую из областей нашей эмоциональной жизни, они могут влиять на то, как мы воспринимаем самих себя, других и окружающий мир. Они являются движущими силами, которые стоят за нашими эмоциональными и психосоматическими симптомами и подготавливают почву для трудностей, складывающихся в отношениях между людьми. Между СКО внутреннего мира человека и событиями внешнего мира существует постоянная взаимосвязь.

Путешествуя за пределы биографических событий раннего детства, трансперсоналисты входят в сферу опыта, которая связана с биологическим рождением. Ступая на эту новую территорию, мы начинаем испытывать эмоции и физические ощущения необычайной силы, которые часто превосходят то, что мы привыкли считать возможностями человека. Здесь трансперсоналисты сталкиваются с эмоциями двух полярных противоположностей - со странным переплетением рождения и смерти, как будто эти два аспекта человеческого опыта некогда являли собой единое целое. Вместе с ощущением угрожающего жизни ограничения приходят решимость бороться за освобождение себя и за выживание.

Поскольку большинство людей отождествляют эти переживания с травмой биологического рождения, Станислав Гроф (р. 1931) относит их к перинатальной сфере психики. Этот термин является греко-латинским словом, состоящим из приставки реп - что значит «близко» или «около», и корнеобразующего слова natalis - что переводится как «связанное с деторождением». Слово «перинатальный» обычно используется в медицине для описания биологических процессов, происходящих незадолго до рождения, во время рождения и сразу после него. Однако поскольку традиционная медицина отвергает тот факт, что ребенок обладает способностью записывать в своей памяти связанные с рождением переживания, этот термин не используется в традиционной психиатрии. Изучение термина «перинатальный» по отношению к сознанию - это открытие трансперсоналистов.

Исследования в необычных состояниях сознания позволили получить неопровержимые доказательства того, что воспоминания о перинатальных переживаниях мы храним в своей психике, иногда на глубинном клеточном уровне. Люди, не обладающие интеллектуальными знаниями о своем рождении, могли с удивительной точностью пережить такие моменты рождения, как, например, использование щипцов, прохождение через родовой канал и самые ранние материнские ответы младенцу.

Перинатальные переживания включают в себя примитивные эмоции и ощущения, такие как тревога, биологическая ярость, физическая боль и удушье, тесно связанные с процессом рождения. Люди, переживающие опыт рождения, как правило, проделывают соответствующие движения, в точности воспроизводя положением конечностей и вращением тела механику определенных родов. Трансперсоналисты наблюдают это даже среди тех, кто никогда не изучал процесс рождения и не наблюдал его в своей взрослой жизни. Кроме того, на участках кожи, которых касались щипцы, где стенка родового канала давила на голову и где пуповина обвивалась вокруг шеи, неожиданно появлялись кровоподтеки, припухлости и другие сосудистые изменения. Все эти подробности подтверждались, если имелись записи о рождении или свидетели из персонала.

Ранние перинатальные переживания не ограничиваются процессом рождения. Глубинные перинатальные воспоминания могут помочь проникнуть в ту сферу, которую К. Г. Юнг назвал коллективным бессознательным. Переживая муки прохождения через родовой канал, мы можем отождествиться с такими же событиями, переживаемыми людьми других времен и культур, или даже с процессом рождения, переживаемым животными или мифологическими персонажами. Мы можем также почувствовать глубокую связь со всеми теми, кого в свое время кто-то оскорблял, заключал в тюрьму, мучил или еще каким-либо образом делал жертвой. Кажется, что наша связь с универсальным переживанием эмбриона, который борется за свое существование, почти мистически объединяет нас со всеми существами, находящимися или находившимися в аналогичных обстоятельствах.

Перинатальные феномены происходят в четырех различных эмпирических паттернах, которые С. Гроф называет базовыми перинатальными матрицами (БПМ). Каждая из четырех матриц связана с одним из четырех последовательных периодов биологического рождения. На каждой стадии ребенок испытывает переживания, характеризуемые особыми эмоциями и физическими ощущениями. Во всех этих стадиях прослеживается специфическая связь с символическими образами. Они представляют собой строго индивидуальные психодуховные программы, отражающие то, как мы переживаем свою жизнь. Они могут проявляться как в индивидуальной и социальной психопатологии, так и в религии, искусстве, философии, политике и других сферах жизни.

Матрица БПМ-1, которую можно назвать «амниотической Вселенной», имеет отношение к тем переживаниям, которые связаны с временем пребывания в чреве матери до начала родов. Вторая матрица БПМ-П, или «космическая поглощенность и отсутствие выхода», относится к переживанию того момента, когда схватки уже начались, но шейка матки еще не раскрылась. Третья матрица БПМ-111, «борьба смерти и возрождения», отражает те переживания, которые связаны с прохождением по родовому каналу. Четвертая и последняя матрица БПМ-IV, «смерть и возрождение», относится к переживанию момента, когда ребенок покидает тело матери. Каждая перинатальная матрица имеет свои особенные биологические, психологические, архетипические и духовные аспекты.

Развитие науки о человеке в наши дни активно продолжается – об этом свидетельствует возникновение и само существование трансперсональной психологии. Ее родоначальники заложили фундамент универсального, новаторского понимания мира и личности, методов ее развития.

Характеризуя трансперсональную психологию как подход из будущего, специалисты стремятся воссоздать целостную, гармоничную картину мироздания, где человек перемещает границы своих возможностей, сознавая общность не только с другими людьми, но и с Вселенной. Что является содержанием данного подхода, на чем он основан, как трансперсональная психология развивается сейчас? Попробуем найти ответ.

Суть термина «трансперсональная психология» (ТП) напрямую можно свести к эквиваленту психологии «вне пределов личности», «сквозь личность». Она занимается рассмотрением особенных (трансперсональных) состояний нашей психики и сознания. Здесь создаются методы, способные решить проблемы, существующие вне и внутри личности, а также – методики познания себя, самосовершенствования и самореализации, обеспечения роста духовного потенциала.

ТП имеет интересный и широкий предмет изучения:

  • особенности расширенного состояния сознания;
  • феномены парапсихологии;
  • духовные практики в разрезе психиатрии и психологии, в т.ч., религиозные (в буддизме, индуизме, христианском мистицизме, шаманизме и т.п.);
  • психофармакология и действие препаратов психоделического плана;
  • методы дыхательного воздействия на психическое состояние (холотропное дыхание, ребефинг);
    исцеляющие практики народов (индейцев и проч.);
  • медитация и практика йоги;
  • процессы старения, смерти и умирания;
  • особенности духовного роста.

ТП «замахивается» именно на охват интегративной, полной картины всего сущего: ведь парадигма и все разработки различных наук описывают лишь ограниченную часть реальности.

Отличие трансперсональной психологии от других наук

Современные направления в психологии претендуют на роль сугубо научных и объективных, их исследования подтверждаются фактами и через проведение исследовательских экспериментов. Но традиционная наука о человеке несколько игнорирует отдельные феноменологические проявления личности – трансперсональный опыт.

Трансперсональный подход в психологии более сосредоточен на специфических сферах знаний о человеке:

  • на особенном понимании психики, которая «соразмерна всей вселенной (всему сущему)» и не должна ограничиваться личностным опытом;
  • на вдохновляющих для творчества явлениях – их природе, формах, причине и следствии;
    на изучении человеческого сознания в сочетании с творческим разумом Вселенной, когда личность рассматривается в многообразии контекстов (межличностном, межкультурном, экологическом, космическом);
  • на целостности рассудка и телесности, которые неотъемлемо существуют друг от друга и по отдельности не определяют целое (личность человека), но в сочетании позволяют жить в гармонии с собой ;
  • на широте охвата и адаптивности, когда в сферу интересов ТП попадают даже диаметральные области знаний (религия и физика, к примеру).

Четко можно сформулировать чем ТП не является: ее называют скорее паранаукой, до научной дисциплины она не суживается, почти все научные общества выступают с критикой по поводу слабости научных оснований подхода и результативности применяемых в нем методов. Хотя популярность ТП от этого не уменьшается и даже растет!

Пересматривая сложившиеся традиции научного подхода, ТП удается объединять несочетающиеся с научной точки зрения психофизику и психофизиологию.

Представители трансперсональной психологии

Основатели изначально дали имя трансперсональной психологии как «четвертой силе» – поставив ее в один ряд с уже существующими традициями бихевиаризма, психоанализа и гуманистического подхода.

Истоки новой традиции закладывались уже в разработках Карла Юнга. Его архетипы – символы, сложившиеся за долгие годы существования человечества, являются интегрированным опытом людей и коллективным бессознательным. Именно с их помощью может осуществляться исследование глубинных (духовных) уровней психики.

Юнговское личностное развитие человека превращается в познание и интеграцию разрозненных смыслов коллективного бессознательного (его символов – архетипов).

Абрахам Маслоу

А.Маслоу по праву признан родоначальником – как гуманистической психологии, так и трансперсональной. Для последней он четко выписал общие принципиальные моменты. Учение про самоактуализацию личности прославило его в области гуманистического подхода.

Видя ограниченность гуманистической психологии, Абрахама Маслоу заинтересовали «пиковые переживания» личности:

  • кульминационные мгновения любовных отношений;
  • инсайты (внезапное «озарение»);
  • ситуации экстаза;
  • утрата границ своего «Я».

Эти исследования явились каркасом будущей «четвертой силы». А спустя некоторое количество времени (1968 г.), в ходе заседания по поводу создания новой научной школы, ученый Абрахам Маслоу и психотерапевт Энтони Сутич поддержали предложение своего коллеги ввести термин «трансперсональная психология». Автором названия школы психологии стал Станислав Гроф.

Про успешность начинания говорит тот факт, что уже в 1969 году трое упомянутых исследователей издали 1-й номер журнала, полностью посвященного новому направлению в психологии и с таким же названием (Journal of Transpersonal Psychology).

Станислав Гроф

Психолог чешского происхождения, С.Гроф стал известен как руководитель программы по изучению психоделиков (класс психоактивных препаратов, меняющих восприятие, эмоциональную сферу и сознание) в одном из центров психиатрических исследований в США. Хотя психоделические вещества уже в 1973 году оказались под запретом, их исследования подтолкнули Станислава Грофа к созданию авторской концепции холотропной терапии.

Данный подход автором охарактеризован как теоретическая и практическая основа психотерапевтической работы и самопознания через измененные состояния сознания. Ядром концепции является усилия и активность личности по восстановлению целостности. Здесь совмещены опыт по изучению измененных состояний сознания человека под воздействием психоактивных препаратов (например, ЛСД) с нефармакологическим влиянием на сознание личности.

С.Грофом был предложен метод холотропного дыхания, в ходе использования которого снимаются блоки, удерживающие внутренний поток энергии человека – тогда возможным становится активизировать подавленное сознание и превратить его в поток познавательных переживаний.

Владимир Майков

Отечественные представители ТП удачно адаптируют и развивают опыт западных исследований. Первый президент ассоциации трансперсональной психологии и психотерапии (АТПП) Владимир Майков инициировал распространение холотропной терапии в России.

Внедряя традиции ТП через тренинговую работу, В.Майков раскрывает возможности практик холотропного дыхания и пневмосинтеза как средства разрешения жизненных затруднений. Философия поддержки, основанная на холотропной мудрости, противопоставляется манипулятивной философии и философии управления человеческой психикой.

Лишь расширенные состояния сознания, достигаемые через дыхательные практики, проявят механизмы интеграции до того разделенных во времени и пространстве переживаний, людей, событий. Тогда раскрываются грани единого процесса исцеления и самопознания.

Многообразие трансперсонального подхода легло в основу совместного издания В.Майкова с В.Козловым (доктором психологических наук, психологом-практиком), в нем показаны фундаментальные основы ТП, представлены идеи о ее роли, функциях, значении для современного мира (в культуре и науке про особенности психики человека).

Герман Карельский

Практическую работу по обучению принципам ТП проводит еще один учредитель АТПП – Г.Карельский. Будучи соавтором программы духовного акушерства и перинатальной психологии, Герман Карельский способствовал продвижению альтернативного акушерства через многолетнюю подготовку профессионалов в этой области.

Как сертифицированный специалист международного уровня в психотерапии методами ТП, Г.Карельский реализует практику развития личности посредством интенсивных интегративных технологий. Тут психика человека рассматривается как комплекс дихотомических (дуальных, противоположных) структур, а развитие – сущностное слияние пространства Я с не-Я.

Трансперсональная психология: методы исследования

Методы исследования в ТП основаны на использовании устоявшихся и передовых подходов. К традиционно психологическим методам в ТП следует отнести: психофизиологические (активность мозга исследуется через ЭЭГ – электроэнцефалографию), психодиагностические (применяются тестовые методики и опросники – индекс базовых духовных переживаний, методика САН).

Сугубо трансперсональными можно назвать:

  • психоделические методы (использование фармакологии – психостимуляторов);
  • дыхательные психотехники;
  • работа с органами чувств (воздействие на анализаторы – зрительные, слуховые);
  • визуализация и работа с воображением.

Отдельно существуют техники инициации измененного состояния сознания (ИСС). В практике используются несколько приемов, которые берутся из различных областей (религиозных, шаманизма, мистицизма):

№ п/п Название техники ИСС Содержание техники ИСС
1 Фокусировка внимания и внезапное его переключение прикосновение предметом в момент суггестии (жезлом, символическим предметом)
2 Стимуляция через жидкостную депривацию отказ от питья на некоторое время, воздержание от жидкости при интенсивных физических нагрузках
3 Усиленная двигательная активность безостановочный бег, бесконечный танец
4 Температурное (значительное снижение/повышение) воздействие купание в ледяной воде, пробежки по снегу босыми ногами, пребывание в условиях повышенных температур
5 Акустическое воздействие непрерывное песнопение, звуковое воздействие музыкальных инструментов или предметов
6 Ограничение двигательной активности, уединение неподвижное сидение в уединенном, темном и тихом месте
7 Депривация сна создание условий, когда невозможно погрузиться в сон

Устоявшимися в ТП и применяемыми наиболее часто являются: холотропное дыхание, ребефинг, тета-хилинг.

Холотропное дыхание

Особенность холотропной терапии состоит в пробуждении бессознательной составляющей психики через холотропное дыхание (глубокое, с высокой интенсивностью и частотой), телесные упражнения и специальные музыкальные композиции. Под таким воздействием снимаются блоки, восполняется энергия жизненных переживаний в психике человека, которые до этого подавлялись.

Человек должен двигаться в потоке активированной энергии, спонтанные действия (движения, позы, звуки) не нужно сдерживать в ходе сеанса. Именно так отыщется путь к трансформирующему исцелению, энергия потечет в необходимое русло. Практика дыхания должна продолжаться до момента угасания потока энергии, полого расслабления тела.

Результатом сеанса должно стать обретение целостности Я. В измененной реальности могут возникать любые образы: нерешительный понравившейся женщине, преодолевая свои комплексы; женщина, утратившая свою идентичность из-за жизненного кризиса, вновь постигает очарование женственности и словно перерождается. Или запутавшийся в жизненных приоритетах человек обретает способность понять, что любит свою семью, что именно ей сейчас нужно уделить максимум внимания.

Главное, что реальность личности действительно меняется.

Ребёфинг

Техника словно заставляет пережить процесс рождение заново, тем самым проработать родовую травму и выплеснуть из себя негативные переживания. Последовательность реализации ребефинга включает 5 элементов:

  1. дыхание, организованное по определенному циклу (чередование вдоха и выдоха без пауз);
  2. достижение расслабленного состояния (мышц, психики в целом);
  3. особое внимание (тотальное, не пропускающее мельчайших нюансов);
  4. позитивное интегрирование (изменение контекста – от негатива к позитиву во всем);
  5. доверительное отношение к сеансу ребефинга.

Тета-хилинг

Изменение активности мозга путем сосредоточения и работы на определенной волне (тета) стало основой тета-хилинга. Через тренировки и медитативное состояние человек научается чувствовать энергетическое поле особого порядка. Тут могут возникать зрительные образы, ощущения парения в воздухе, творческие озарения.

Простейшая технология перехода в тета состояние начинается с воображения пульсирующего у себя в груди сгустка света. Дальше надо представить, что световой поток поднимается вверх (2,5 м над головой). Через короткое время поток нужно вернуть назад.

Результатом подобной визуализации должно стать ощущение необычного спокойствия в сочетании со сконцентрированным вниманием. Схему нужно повторять до состояния полного отсутствия мыслительных процессов – это и называют состоянием тета.

Обучение трансперсональной психологии

Передача и получение знаний по ТП должны носить целостный характер, активизироваться не поверхностным желанием получить диплом или формально пройти обучение («для галочки»), а скорее опираться на мотивы познания себя и мира, овладевая не только теоретическими постулатами, но и практикой трансперсональной парадигмы.

Удачным примером служит Институт интегративной психологии и психотерапии. Каждый желающий может обучаться в магистратуре по специальности «Трансперсональный психолог» и получить второе высшее образование.

Примечательной есть сама образовательная программа, опирающаяся на подходы ТП: обязательными являются дистанционное обучение и самообучение, а также практическая подготовка в виде цикла тренингов под руководством признанных специалистов в ТП, т.к. никакие книги не заменят непосредственного опыта постижения.

В заключении еще один пример проникновения традиции ТП в нашу жизнь – в культорологическую сферу.

Яркой иллюстрацией трансперсонального подхода стала одна из радиопередач – Фрэнки шоу. Она выходила на одной из российских радиостанций (около 7 лет) в виде некой биографической викторины.

Трансляция была в стиле эфира из сумасшедшего дома, а ее ведущий, умалишенный Фрэнки, каждый раз представлялся каким-либо вымышленным или реальным персонажем. В течение всей программы повествование Фрэнки велось от имени и о событиях, происходящим с персонажем. Задача слушателей – угадать, чья роль исполняется.

Подобные медиа эксперименты позволяли слушателям выйти за границы своего Я, разнообразить свою жизнь через понимание и охват другой реальности, тем самым лучше осознавать свое место в картине целостного мира.

С уверенностью можно сказать – трансперсональная психология может стать той универсальной кистью на пути самопознания, самопринятия и самосовершенствования, которая способна раскрасить любую черную полосу в жизни каждого развивающегося как личность человека.

Трансперсональная психология возникла на основе психоаналитических и гуманистических взглядов. Данное направление психологии делает акцент на бессознательной структуре психики человека и изучает измененные состояния сознания. Кроме того, обращает внимание на трансперсональные («надчеловеческие») переживания, которые существуют вне рамок обычного состояния Эго и выходят за пространственно-временные рамки.

История возникновения

Начало формирования данного течения психологии относится к концу 60-х годов XX века. Трансперсональная психология берет свои корни из психоаналитического направления (К.Юнг) и гуманистической психологии (А.Маслоу). Работы данных исследователей о существовании коллективного бессознательного, о том, что люди неосознанно (бессознательно) влияют друг на друга, о роли «пиковых переживаний» в формировании личности послужили толчком для открытия этого нового течения психологии.

Исследователи того времени всё яснее стали осознавать тот факт, что в психологии до сих пор не были учтены духовные пласты человеческой личности. Основатель гуманистической психологии А.Маслоу не был доволен тем категориальным аппаратом, который они имели на данный момент. С его точки зрения необходимо было изучать и трансперсональное, выходящее за рамки обыденного сознания человека, «надчеловеческое», космическое сознание и психоделические переживания. Так в 1967 году в США была организована группа психологов, создавшая новую психологию, изучающую необычные особенные состояния сознания, учитывающая всю широту переживаний человека. Новое течение психологии получило название «трансперсональная психология» от слова «трансперсональное» - выходящее за границы привычного Я, за рамки времени и пространства. Представителями данного направления стали А.Маслоу, Э.Сьютич, С. Гроф, Дж.Фейдиман, М.Вич, С.Маргулис.

Данными представителями была создана «Ассоциация трансперсональной психологии», а также выпущен «Журнал трансперсональной психологии». Позже (в 1975 году) Робертом Фрейджером был создан Институт трансперсональной психологии в Калифорнии. Однако признание в научных кругах трансперсональная психология долгое время не приобретала. Данное направление психологии считалось паранаучным. В 1996 году было открыто отделение трансперсональной психологии в Британском психологическом обществе. Благодаря этому трансперсональная психология всё же приобрела ограниченное признание в научных кругах .

Основные идеи трансперсональной психологии

Существует бессознательный компонент в структуре психики человека. Бессознательное действует на поведение, мысли и на всю жизнь человека. Как и психоаналитическое направление, трансперсональная психология предполагает, что в бессознательный пласт психики человека включены различные события жизни, которые были вытеснены из сознания в силу различных причин. Кроме того, данная структура психики несет в себе и воспоминания, не связанные с жизнью конкретного человека: это могут быть воспоминания о различных воплощениях себя, коллективное бессознательное и прочее.

Недвойственность (целостность): трансперсональная психология призывает обращать внимание на неразделимость духовного и психологического взглядов на человека. Но первостепенное значение данное психологическое направление отводит духовности.

Трансперсональная психология изучает сознание, которое способно в определенных состояниях выходить за границы своего обычного состояния, за границы своего Эго. Такое расширение границ Эго, происходящее в момент погружения человека в измененные состояния сознания, приводит к высвобождению человека, его оздоровлению и приобретению целостности.

Использование различных техник и практик, для обращения человеком внимания на свой внутренний мир. Испытывая определенные трансперсональные переживания, человек претерпевает изменения, которые помогают ему находить себя, ощущать целостность с миром, разрешать свои экзистенциальные проблемы.

Трансперсональная психология С.Грофа (метод холотропного дыхания)

Ученый занимался исследованием проникновения в бессознательную часть человеческой психики в измененном состоянии сознания. Данное погружение осуществлялось с помощью психоделических средств. В дальнейшем, когда психоделики оказались запрещенными, автор разработал новый метод входа в измененное состояние сознания – холотропное дыхание.

С. Гроф обнаружил, что существует несколько барьеров, с которыми сталкивается человек, перед тем как выйти на уровень бессознательного (с помощью ЛСД или с помощью метода холотропного дыхания) :

  1. сенсорный барьер: при проникновение в бессознательное, сначала активируются органы чувств;
  2. индивидуальное бессознательное: воспоминания из прошлого, то, что вытеснено из сознания (например, неразрешенный конфликт, психотравмы);
  3. «перинатальные матрицы»: переживание смерти и нового рождения;
  4. трансперсональная область психики: взаимосвязь человека с космосом, в этот момент сознание человека выходит за пределы пространства и времени.

С.Гроф утверждает, что большинство проблем в жизни человека (межличностных, внутриличностных и психосоматических) связаны с одним из представленных уровней и коренятся на одном из них. Поэтому для того, чтобы решить свои проблемы, человеку необходимо встретиться и пережить их на одном из этих уровней. Для этого и был разработан метод холотропного дыхания. Суть метода заключается в частом глубоком дыхании, в результате которого человек выходит в измененное состояние сознания. Постепенно активизируется внутренний поток энергии, при этом задача человека идти за этим потоком. Человек поддается всему приходящему: издает звуки, принимает различные непроизвольные позы, испытывает различные эмоции. Таким образом, весь накопившийся в подсознании, мешающий человек жить материал, высвобождается и человек освобождается (расслабляется).

Психосинтез Р.Ассаджиоли

С точки зрения Ассаджиоли, сторонника идей психоанализа, все проблемы человека связаны с тем, что он утрачивает внутреннюю целостность, гармонию. Некоторые стороны психики человека начинают противоречить друг другу и происходит их разъединение. Подобный процесс (отсутствие целостности, синтеза) приводит к различным заболеваниям.

Для того, чтобы осуществить объединение разрозненных частей психики, Ассаджиоли разработал метод психосинтеза.

Ассоджиоли выделяет два этапа психосинтеза:

  1. Личностный психосинтез (объединение всех разрозненных элементов личности в единое целое). На данном этапе формируется здоровая личность.
  2. Духовный психосинтез (работа с различными уровнями психики – трансперсональная область). На данном этапе человек приобретает ощущение той энергии, которая раньше была ему недоступна и учится использовать её в жизни.

Перемены в своей жизни благодаря практическому методу психосинтеза человек испытывает не сразу. С точки зрения Ассаджиоли человеку необходимо время для того, чтобы принять новый опыт, «должно состояться созревание психического плода» .

Таким образом, с точки зрения трансперсонального направления человек обладает доступом ко всей информации Вселенной и связан со всем человечеством. Представители данного направления делают упор на высвобождение новой энергии, избавление от различных проблем через измененные состояния сознания. С помощью различных техник, разработанных данным направлением психологической науки, человек исцеляется и приобретает целостность в отношениях с миром.

Литература:
  1. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001
  2. Гроф С. За пределами мозга: рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. – М., 1992.
  3. Ассаджиоли Р., Ферруччи П., Йоуменс Т., Крэмптон М. Психосинтез: теория и практика. – М.: REFL-book, 1994.

Трансперсональная психология – это научное течение в современных практиках психологии, которое базируется и прогрессируется на основах западной психологии, при этом внедряя в практику накопленные знания духовного и религиозного плана, адаптируя их под психотерапевтическую практику.

Она фокусирует свое внимание на глубинных сферах психики человека, процессах, которые развивают личность и динамику сознания, философских переосмыслениях, научно обоснованных представлений, опыты и мировые психологические технологии.

Трансперсональная психология в своем учении подразумевает нахождение в памяти человека процессов его созревания в утробе матери и последующего рождения.

Трансперсональная психология исследует предельно возможные способности и возможности каждого отдельно взятого человека, отсюда следует, что исследования проводятся в надличностной и сверхличностной сфере сознания. Здесь затрагивается тематика сверхчеловека и сверх существа. Также изучается природа возникновения эмоциональных переживаний , их форма и причинно следственные связи. На основании чего возникают переживания и эмоции, оттуда они берутся и во что способны трансформироваться, также можно продумать, куда эти эмоции можно направить, чтобы извлечь из этого максимум выгоды, в первую очередь для самого человека.

Объектом исследования трансперсональной психологии является – человек с творческой натурой, ищущий пути самосовершенствования и самопознания, со стремлением к всевозможным реализациям своих возможностей, при этом с адекватной и взвешенной стороны. Для начала необходимо эти возможности в себе раскрыть и вывести их на минимальный уровень.

В трансперсональной психологии мироздание – это гармоничная и целостная среда, в которой человек осознает свои возможности и понимает связь не только с окружающими людьми, но и со Вселенной в целом.

Подходы к самопознанию и саморазвитию

  • Психологическая терапия, основанная на телесном ориентировании . Концентрация внимания на предметах и контактах с ними.
  • Терапия искусством. Изучение новых произведений, ознакомление с творчеством различных эпох и народов.
  • Практики и техники дыхания. Холотропное дыхание, ребефинг.
  • Медитация. Достижение умиротворения, восстановление гармонии с самим собой.
  • Занятие йогой. Гармония с телом.
  • Анализ и проработка сновидений. Запоминание своих снов, попытки проанализировать их и понять для чего что-то снится и почему.
  • Активизация воображения.

Подходы и техники в трансперсональной психологии делают акцент на естественное, прямое и откровенное переживание с проявлением и выражением искренних эмоций, которые помогают человеку раскрыться и обнаружить эмоциональные проблемы, сделать открытие и прозреть. Таким же образом могут решаться межличностные проблемы в отношениях при помощи привлечения бессознательных сил человека.

Предмет изучения

  • Сознание человека, способы его расширения и изучение полученных состояний.
  • Парапсихология. Исследование явлений, которые невозможно объяснить деятельностью органов осязания и чувств.
  • Возможность сужения сознания до определенного конкретного органа. Концентрация внимания на определенном органе для его изучения или диагностики с последующим лечением.
  • Духовенственные практики и религии и их влияние на психику, относительно психиатрии и психологии.
  • Влияние и действие препаратов психоделического плана на сознание человека.
  • Дыхательные гимнастики и практики и их влияние на психическое состояние. Сюда можно отнести холотропное дыхание и ребефинг.
  • Медитации . Влияние медитаций на психику.
  • Практики йоги.
  • Духовный рост и его психологическая составляющая.

Трансперсональная психология старается охватить полную картину существования человека, в то время как остальные науки отдают предпочтение ограниченной части реалистичных процессов.


Трансперсональная психология изучает широкий спектр явлений человеческих переживаний:

  • Изменения состояния сознания, сюда можно отнести и изменения при помощи регрессивного гипноза .
  • Многообразие состояния сознания.
  • Кризис духовной сферы.
  • Предсмертные переживания и состояния.
  • Интуиция и возможности её развития.
  • Творческие способности – их проявления и развитие.
  • Высшие сферы сознания и их состояния. Достижение и анализ.
  • Ресурсы личностного плана.
  • Феномены парапсихологического характера.

У трансперсональной психологии имеется несколько представителей ученых с различными подходами и концепциями.

Первые задатки трансперсональной психологии можно найти в работах Карла Юнга. По его теории исследование глубинных сфер психики возможно через личностное познание трансформирующиеся в знание и переходящее в бессознательное положение в подсознание.

Родоначальником трансперсональной психологии принято считать Уильяма Джеймса.

  1. Абрахам Маслоу. Родоначальник учения о самоактуализации личности. Учение построено на пиковых переживаниях, таких как кульминация (оргазм) в любовных отношениях и сексе, внезапные озарения и рождение новых идей, экстаз, расширение границ сознания, потеря своего «Я». Исследования Абрахама Маслоу являются основой для трансперсональной психологии.
  2. Станислав Гроф. Исследователь психоделических препаратов и их воздействия на психику. Действие препарата основано на изменение сознания и восприятия окружающей среды, а также воздействие на эмоциональную сферу. Подход основан на психотерапевтической работе с самопознанием, через принужденное изменение сознания под воздействием психотропных препаратов. Основатель методики холотропного дыхания. Техника холотропного дыхания основана на удалении блокировок, сдерживающих внутренние ресурсы и потоки энергии, которые можно использовать для активации подавленного сознания и трансформировать его в потоки положительной энергии и переживаний, направленных на познание чего-либо. В теории Станислава Грофа выделяется два вида сознания: сознание, ориентирующееся на реальность осязания и сознание, ориентированное на внутреннюю реальность, та, что не осязаема. При этом оба состояния реальны и способны взаимодействовать между собой. Основное достижение Станислава Грофа в трансперсональной психологии – это предположение о том, что практически все болезни психологического характера, только скрываются под личиной болезни, на самом деле таковыми не являются. Все психические болезни – это в основном кризисное состояние организма в плане личностного или духовного роста. От таких случаев никто не застрахован и а группе риска может оказаться любой человек.
  3. Владимир Майков. Научный деятель, адаптирующий и развивающий трансперсональную психологию в России по методикам и опытам западных коллег. Внедрение трансперсональной психологии и её методик посредствам тренингов, семинаров и вебинаров. Одна из методик: холотропное дыхание, как разрешение жизненных трудностей. Расширение сознания и выход за рамки своего «Я» при помощи дыхательных практик и упражнений.


Трансперсональная психология дает возможность понять, что психика человека богаче и запутанней, чем она представляется изначально. В человеческом подсознании скрываются тайны, которые в обычном состоянии нет возможности раскрыть. Из подсознания можно извлечь удивительные воспоминания, о которых сознание может и не догадываться.

Методики исследований

Трансперсональная психология применяет следующие методики:

  • Психофизиологическое исследование.
  • Психодиагностические методики.
  • Методики с использованием психоделических препаратов.
  • Дыхательные практики и техники.
  • Анализ работы органов чувств и осязания.
  • Воображение и визуализация.

Техники для инициализации изменений в сознании:

  • Изначальная фокусировка внимания на определенном предмете, внезапное переключение внимания на другой предмет.
  • Стимуляция через лишение возможности удовлетворить какую-либо потребность . В данном варианте идет отказ от удовлетворения жажды и отказ от воды во время выполнения физических нагрузок.
  • Усиление двигательной активности.
  • Воздействие температурными изменениями.
  • Воздействие при помощи акустических систем.
  • Ограничения или лишения движений.
  • Уединение. Ограничение в замкнутом, тихом и темном помещении.
  • Погружение человека в условия, при которых невозможно спать.
  • Ребефинг. Основоположник методики и техники – Леонардо Орр.
  • Тета-хилинг.

Техника холотропного дыхания

Холотропная терапия направлена на пробуждение бессознательной части психики через технику дыхания, специальные физические упражнения и музыкальные произведения. Холотропное дыхание направлено на снятие блокировок, восполнение жизненных сил и энергетики, которая была подавлена или заглушена сознанием.

Техника холотропного дыхания: глубокий вдох с высокой интенсивностью, быстротой и частотой выдохов. В результате происходит гипервентиляция легких.

Дыханием активируется энергия, спонтанные неконтролируемые телодвижения открывают путь к трансформации и исцелению. Вновь приобретенная и открытая энергия пойдет по нужному направлению и в результате достигается обретение целостности своего «Я».

Итог холотропного дыхание – расслабление организма, нахождение решения для сложившейся ситуации.


Холотропное дыхание способно вызвать откровения и пробудить искренность, которое может быть невозможно или недоступно при интеллектуальном подходе и решении проблемы.

Техника ребефинга

Ребефинг помогает справиться с негативными эмоциями и выплеснуть отрицательную энергию из себя, при помощи проработки родовых травм, в течение переживания процесса рождения. Ребефинг состоит из пять этапов:

  1. Организация дыхания по определенной цикличности. Беспауное чередование вдохов и выдохов.
  2. Расслабление мышц, погружение в расслабленное состоянии психики человека.
  3. Внимательность, запоминание всего, что происходит до мельчайших подробностей. Восприятие окружающей обстановки с последовательной точностью.
  4. Трансформация восприятия и настроения. Устранение негативных эмоций и приобретение позитивных.
  5. Доверительное отношение ко всему, что происходит во время техники ребефинга.

Тета-хилинга

Основа тета-хилинга – сосредоточение и работа на обусловленной волне для достижения трансформации мозговой активности.

На помощь приходят постоянные тренировки и медитации, которые учат состояние человека прочувствовать в первую очередь свое энергетическое поле.

Техника исполнения тета-хилинга: человек визуализирует пульсирующий сгусток света и энергии у себя в груди, затем этот сгусток превращается в поток и стремиться подняться вверх над головой. Через установленное время поток необходимо вернуть назад и сгруппировать его в сгусток в изначальном положении. Техника повторяется до тех пор, пока не будет потеряна связь с мыслительными процессами – такое действие и приводитв состояние тета. Состояние тета характеризуется сосредоточенной работой на определенной волне.

Результат – спокойствие и умиротворенность от проделанных действий, наравне с этим возникает концентрация внимания.

Обучение

Получить знания по трансперсональной психологии может любой человек на эзотерических семинарах, либо пройти обучение в специализированном институте. Предпочтительнее обучатся в институте, так как информации в теоретическом и практическом плане больше, чем может предоставить семинар.

Основное требование в обучении трансперсонаьной психологии – это истинное и искреннее желание получить знания и научиться их правильно использовать, которое носит целостный характер и активизируется не поверхностным или мгновенным желанием получить сертификат или диплом, а опирается на непосредственную мотивацию изучения себя и мира, познание теоретических основ с желанием практиковаться в трансперсональной психологии.

Многие называют трансперсональную психологию не наукой, а недонаукой и открыто критикуют слабые стороны ненаучных оснований, подходов к изучению психики человека и психологии в целом, а также сомнительность полученных результатов и применение методов для их получения. Но, не смотря на все заявления, трансперсональная психология развивается и привлекает на свою сторону всё больше сторонников и единомышленников.

Применение трансперсональной психологии помогает просмотреть человека со всех сторон его жизни: поведения, реакций, эмоций и чувств, что в свою очередь дает возможность к развитию и самосовершенствованию, раскрытию в себе чего-то нового.

Трансперсональная психология раскрывает ресурс человеческого потенциала, его творческие возможности и способности к прозрению.

Московский Государственный Университет

Приборостроения и Информатики

<<Трансперсональная психология>>

Выполнил:

Студент 3 курса,ПР-7(1101)

Мискиншоев Денис Бокирович

Москва 2013

Введение.....

1. Трансперсональная психология - как новое направление в психологической науке

2. Трансперсональный подход к человеку Станислава Грофа. Ребёфинг. Понятие «родовой травмы» и ее причины

3. Вивейшн - как уникальная дыхательная техника интеграции личности

4. Психосинтез -трасперсональная система Р. Ассаджиоли

5.Заключение

6.Литература

Введение

Трансперсональная психология - новое направление в западной психологии, объясняющее психические явления «мистическими переживаниями», «космическом сознанием», т.е. формами особого духовного опыта, требующих взгляда на психику человека с нетрадиционных позиций.

Все эти направления коренным образом отличаются друг от друга, по-своему обслуживают практику деятельности и общения людей на Западе, однако их нужно всегда правильно осмысливать и принимать во внимание.

Трансперсональная психология, появившаяся в 70-е гг. XX в. ищет новую теоретическую парадигму, позволяющую описывать явления, не получившие достаточного обоснования в рамках других направлений психологии. В первую очередь это относится к предельным возможностям человеческой психики, к тому, что называется «мистическими переживаниями», «космическим сознанием» и т. п., то есть, формам особого духовного опыта, требующим, при анализе, взгляда на человека с нетрадиционных позиций.

В центре трансперсональной психологии (то есть «психологии за пределами личности») - так называемые - измененные состояния сознания, переживание которых может привести человека к смене фундаментальных ценностей, духовному перерождению и обретению целостности.

Основной целью моей работы явилось изучение трансперсональной психологии как направления современной психологической науки.

Исходя из темы и цели работы, я решил следующие задачи:

1. Рассмотреть трансперсональную психологию как направление современной психологической науки;

2. изучить трансперсональный подход к человеку Станислава Грофа;

3. проанализировать дыхательную технику Вивейшн;

4. рассмотреть трасперсональную систему Р. Ассаджиоли - психосинтез.

Для достижения намеченной цели и решения поставленных задач я использовали следующие методы: сбор и анализ литературы, метод сравнения, методы анализа и синтеза, методы дедукции и индукции.

1. Трансперсональная психология - как новое направление в психологической науке

Трансперсональная психология - это сравнительно новое направление психологии, которое, однако, имеет глубокие корни в философской и религиозной мысли человечества. К теоретическим источникам трансперсональной психологии относятся учение средневековых мистиков (особенно Иогана Экхарта, XIII-XIV вв.), восточная философия (главным образом индийская), аналитическая психология К. Юнга. Современным представителем направления является Станислав Гроф.

Сущность теоретических представлений здесь такова: источники, детерминанты человеческого поведения и источники психологических проблем находятся за пределами индивидуального, прижизненного опыта.

Человек, с его прижизненно сформированной психикой, опытом, качествами, по традиции обозначается как «persona». Кроме этого в человеке существует нечто, вне его индивидуального опыта, вне «персоны», т.е. трансперсональное. Этим «нечто» является по концепции мистиков - несотворенная частица человека, единосущная Богу; в философии веданты - атман; у К. Юнга - архетипы (первообразы) коллективного бессознательного, которое является отражением опыта прежних поколений (центральное место среди архетипов Юнг отводил архетипу «самости» как потенциальному центру личности). С. Гроф говорит также о перинатальном опыте человека (опыте процесса рождения), который является первым в жизни человека и закладывает основу для определенного типа психического развития.

Терапевтическая работа в рамках трансперсональной психологии - это работа с глубокими слоями бессознательного. Путь достижения этих глубоких слоев - главным образом через измененные состояния сознания, а именно - трансовые медитативные техники. С. Гроф первоначально использовал в терапевтических целях галлюциноген ЛСД; позднее он разработал методику, позволяющую достигать аналогичных эффектов без применения наркотика. Методика получила название «холотропное дыхание»; оно представляет собой сочетание особой техники дыхания со специально подобранной музыкой.

Российская психологическая наука придерживается диалектико-материалистического взгляда на происхождение психики. В разное время она по-разному развивалась. В советский период ее исследования носили неоднозначный характер. В них активно участвовали П.П. Блонский, Л.С. Выготский, К.Н. Корнилов, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и др. Однако с началом массовых сталинских репрессий в 30-е годы XX в. эти исследования прекратились на тридцать лет. В 60-80-е годы началось возрождение отечественной психологии. Значительный вклад в разработку ее проблем внесли Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, А.А. Бодалев, Е.С. Кузьмин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Б.Д. Небылицын, А.В. Петровский, К.К. Платонов, Б.М. Теплов и др. Крысько В.Г. Психология и педагогика: курс лекций. - М., 2004. - с. 21.

В настоящее время, отвечая потребностям практики, отечественная психология уделяет особое внимание современным проблемам: деловому общению, менеджменту, профессиональной деятельности, консультированию, различным тренингам и т.д.