Тренинги и виды тренингов. Социально-психологический тренинг: виды, принципы, технология

В отечественной психологической практике групповые формы работы получили распространение в конце XX века. Положительную роль здесь сыграл зарубежный опыт ведения групповых форм работы, который трансформировался благодаря контактам с зарубежными специалистами и ознакомления с их научно-методическим заделом.

В науке существует большое количество классификаций психокорекційних и психотерапевтических групп, которые нашли свое отражение в трудах таких авторов, как А.Е. Айви , Л. Александр , В.Ю. Большаков .Ф. Бондаренко .В. Вачков , Ю.М. Емельянов , П. Кіппер , Г. Лейтц , Ормонт Г. Луи , Ф. Перлз , С.В. Петрушин , Н. Пезешкиан , К. Роджерс, К. Рудестам , С. Харин . Ялом , Т.С. Яценко и других.

Разнообразие тренингов побуждает к тому, чтобы осуществить их классификацию по определенным основаниям. Проще всего это осуществить с целью проведения того или иного тренинга. Так, их можно условно разделить на тренинговые группы конкретных умений, личностного роста, продаж, формирования команды и тому подобное.

Тренинговые группы существуют давно, но до сих пор нет их четкой классификации. Каждый из подходов предлагает свои критерии. Так, Дж. Коттлер и Г. Браун описали следующие виды групп:

1. "Группы встречи" - наиболее неопределенная категория групп для формирования человеческих отношений; сюда относят группы по раскрытию потенциала, Т - группы, тренинговые группы, группы встреч и группы личностного роста.

2. "Тематическая группа" - по сравнению с предыдущей группой здесь есть четкий план работы. Такие группы имеют дидактический и педагогический характер, а не ориентированные на переживания и чувства. В целом их цель заключается в профилактике возможных проблем в будущем с помощью стимулирования личностного роста, оказания помощи в принятии решений, обучение важным жизненным навыкам и предоставление полезной информации.

3. "Группы консультирования" - такой разновидность групповой работы, которая направлена, прежде всего, на решение проблем межличностного общения ее участников. Эти группы ориентированы преимущественно на работу с настоящим, а не на анализе прошлого.

4. "Психотерапевтические группы" чаще проводятся в больницах, клиниках с пациентами, которые имеют такой диагноз, как психоневроз, личностные расстройства или психоз. Работа в них требует соответствующей квалификации и предполагает длительного и интенсивного лечения.

5. "Группы самопомощи и группы поддержки" отличаются также целью, которая четко отражена в их названии (самопомощь, поддержка). Прежде всего, это касается оказания эмоциональной и социальной поддержки, развития новых представлений о том, как можно справиться с распространенными проблемами, и обеспечения конструктивного направления для развития членов группы. Поэтому ее руководителем может быть не специалист, а опытный член такой группы. Такие группы ориентированы на решение какой-либо одной проблемы, в частности политической и тому подобное. В современных профессиональных энциклопедиях перечислены такие разновидности тренинга, как тренинг самоутверждения; тренинг сенситивності; тренинг ассертивности; тренинг межличностных отношений; тренинг руководителей; тренинг социальных навыков и тому подобное.

1. "Я - Я" - группы, направленные на изменение на уровне личности, личностный рост участников; основным источником преобразований является внутриличностные изменения.

2. "Я - Другие" - группы, направленные на изменение в межличностных отношениях и исследования процессов межличностного влияния и воздействия в зависимости от использованных способов взаимодействия.

3. "Я - Группа" - группы, направленные на исследование особенностей и стилей взаимодействия личности и группы как социальной общности и развитие эффективности этого взаимодействия.

4. "Я - Организация" - группы, ориентированные на изучение и развитие опыта межличностного и межгруппового взаимодействия в организациях.

5. "Я - профессия" - группы, ориентированные на развитие субъектов конкретной профессиональной деятельности.

К. Рудестам осуществил классификацию психокорекційних групп по функции руководителя и эмоциональной стимуляции.

Таблица 1

I. B. Вачков выделил четыре парадигмы тренинга:

1) тренинг как своеобразная форма дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного подкрепления "стираются" ненужные, по мнению руководителя;

2) тренинг как тренировка, в результате которого происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения;

3) тренинг как форма активного обучения, целью которого является, прежде всего, передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков;

4) тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

Свой подол тренингов осуществила В.В. Сидоренко , которая попыталась определить, чем отличаются друг от друга разные названия тренингов.

Таблица 2

Все тренинги имеют в виду интеракцию, т. е. взаимодействие участников с тренером и между собой. Там, где есть взаимодействие между людьми, - это уже психология. Поэтому, как бы не называли тренинги, все они в своей основе являются психологическими, а уже потом - бизнеса, продажи, командообразование и др.

А.А. Горбатова для классификации тренинговых групп определила два критерия:

1. Главная цель группы. Этот аспект позволяет не разочаровывать участников тренинга, когда тренер ставит перед ними задачи, которые можно решить и подбирает для этого адекватные методы. Также выделение цели тренинговой группы позволяет сделать ее более гомогенной, а значит, в некоторых случаях и более эффективной.

2. Теоретические основы группы. Этот критерий дает тренеру возможность сориентироваться в методических разработках, которые предлагаются различными психологическими школами, и выбрать из них то, что перекликается с его мировоззрением. На основе этих критериев она выделила три разновидности групп:

1. Группы поддержки.

2. Учебные группы.

3. Развивающие группы.

Группы поддержки создаются для молодых людей, людей среднего возраста и пожилых. С учетом этого деления тренер должен строить работу своей группы.

Потребности участников учебной группы можно разделить на три сферы: личностную, межличностную и деловую.

Обучающие тренинги личностной направленности могут концентрироваться вокруг задач:

Повышение уверенности в себе;

Обучение асертивній поведении;

Приобретение умения говорить "нет";

Развитие навыков саморегуляции;

Повышение способности к принятию решения;

Обучение контролировать свое внимание и прочее.

Примером обучающих тренингов межличностной ориентации могут быть:

Тренинг коммуникативной компетентности;

Тренинг семейной терапии;

Тренинг повышения эффективности батьківсько-детских отношений.

В деловых учебных тренингах возможные темы:

Повышение лидерских способностей;

Создание эффективной команды;

Тренинг продаж;

Тренинг педагогического мастерства;

Методический тренинг для психологов и другие.

Участники развивающих групп нацелены на осознание себя, освобождение скрытых чувств, расширение самосознания и ликвидацию препятствий в процессе самосовершенствования личности. Этот тип группы, в отличие от двух предыдущих, предусматривает, что состав участников может быть гетерогенным: разный возраст и опыт, разные задачи и уровень осознания проблем - все это может неожиданно обогатить участников. Продолжительность групп, которые развиваются, поведение тренера и набор техник зависит от теоретических основ тренинга. На сегодня наиболее распространены следующие варианты групп: личностно-ориентированные, психоаналитические, гештальтські, транзактного анализа, психодраматические, психосинтетичні, арттерапии, сказкотерапии и телесной терапии.

Же. Годфруа предложил свою классификацию тренинговых групп, за методами психотерапии и выделил две категории: інтрапсихічна и поведенческая. Інтрапсихічна терапия направлена на решение психологических проблем деструктивного поведения человека из-за неадекватной интерпретации им своих чувств, потребностей и побуждений, то есть неадекватности самосознания. Поведенческая терапия основывается на том принципе, что любое поведение человека является приобретенным, пытается с помощью методов обусловливания или моделей заменить неадекватное поведение человека другим, которое позволило бы ему действовать более адекватно.

Если інтрапсихічна терапия предполагает воздействие на восприятие, мысли и побуждения человека, то поведенческая стремится только изменить или ликвидировать в нее те формы поведения, которые будут считаться неадаптированными.

Итак, единой классификации тренингов не существует. Все зависит от автора и критериев, по которым он классифицирует тренинги. В основу классификации тренингов могут быть положены различные критерии. Поскольку тренинг всегда создается для кого-то и для чего-то, то первым критерием может быть аудитория (клиенты): тренинги отличаются по контингенту участников, на который они рассчитаны. С одной стороны, в основу классификации может быть положен возраст, с другой - социальный или профессиональный статус участников. В этом случае можно выделить такие виды тренингов, как:

Подростковый тренинг;

Детско-родительский тренинг;

Тренинг для студентов;

Профессиональный тренинг (для продавцов, менеджеров, управленцев);

Тренинг тренеров, цель которых - научить уже непосредственно самих тренеров анализировать, выбирать оптимальную программу, проводить и оценивать различные мероприятия краткосрочного обучения. В отличие от большинства других, тренинги тренеров обычно имеют больший объем методической части, а также включают освоение навыков рефлексии.

За очень редким исключением, тренинги проводятся в групповой форме. По размеру группы могут быть выделены тренинги, ориентированные на проведение в малых (ориентировочно 4-8 участников), средних (10-16 участников) и больших группах (30 и более участников).

По степени сходства-различия участников в группах тренинги разделяют на гомогенные (группа состоит из участников, сходных по возрасту, по социальному статусу, иногда по полу) и гетерогенные (участники различаются по этим параметрам). В системе образования часто проводятся гомогенные тренинги (группа состоит из тех, кто учится в одном классе, студентов одного потока и тому подобное), в других сферах группы обычно являются гетерогенными.

По типам проведения различают тренинги открытые и корпоративные. Открытые - тренинги, в которых могут принять участие все желающие. Обычно они проходят в сборной группе из 15-20 человек, состоящая из представителей различных организаций, а также людей, которые самостоятельно приняли решение о необходимости получения знаний и навыков по этой теме. Говорят: если у тебя есть идея, и у меня есть идея, и мы обменяемся ими, то у каждого из нас будет по две идеи.

Поэтому, если тренинг направлен на выполнение творческих заданий, лучше выбрать открытый формат его проведения. Обмена опытом будет способствовать то, что участники открытых тренингов друг с другом не знакомы и в дальнейшем вряд ли будут пересекаться. Поэтому они ведут себя естественно, не боятся показать свою некомпетентность в некоторых вопросах.

в Зависимости от того, на какую цель делается акцент в СПТ, их условно делят на два типа: инструментально-ориентированные и личностно-ориентированные тренинги.

Различают численность классификаций групп СПТ: за психологическими ориентациями, целями и задачами, за техниками, которые используются, структурой, составом участников, ролями руководителя, длительностью проведения и тому подобное.

Свой подход к классификации тренингов имеет.Г. Грецов , который пишет: "Если классифицировать психологические тренинги в зависимости от целей, то их можно условно разместить на континууме от тренингов конкретных умений (их цель - выработка поведенческих навыков) до тренингов личностного роста (в их основе - цель создания условий для саморазвития участников, развития рефлексивных способностей, повышения открытости к новому опыту). В первом случае основной акцент делается на внешний, поведенческий эффект, который впоследствии может вызвать и изменения личности. Во втором случае основной эффект наблюдается во внутреннем плане - сначала происходят внутриличностные изменения (самооценка, мотивация, ценностные ориентации и т. др.), а потом, как следствие, может изменится и поведение. Соответственно различаются и критерии результативности тренингов - в первом случае они преимущественно объективные (уровень развития тренинговых умений), во втором - субъективные, получаемые путем самоанализа, самоотчетов участников о том, что дал тренинг лично им. Заметим, что в отдельных случаях, близкое окружение может фиксировать в участника личностные изменения на тренингах личностного роста, которые для него остались незамеченными".

Распространенными разновидностями психологического тренинга являются так называемые Т-группы (Human-relation training group) или группы тренинга человеческих отношений.

Еще один распространенный направление групповой тренинговой работы и позамедичної психотерапии, группы встреч, учредителем которых является известный представитель гуманистической (клиент-центрированной) психотерапии Карл Роджерс (США).

Кроме этого, в психологии сформировались другие направления групповой работы: бихевиорально-ориентированные группы, гештальт-группы, транзактный анализ в группе, психодраматические подход, телесно-ориентированный подход, нейролингвистическое программирование, арт-терапия и др. В подавляющем большинстве тренинги имеют эклектичный характер, то есть сочетают в себе технологии, которые присущи разным направлениям.

В практической психологии тренинги классифицируют по четырем группам.

Первая группа - тренинги, направленные на повышение эффективности работы команды и организации в целом: построение команды; эффективные коммуникации.

Вторая группа - тренинги по развитию навыков, связанных с конкретными бизнес-процессами: управления проектами; навыки продаж; продажи по телефону; маркетинг; финансы; подбор персонала.

Третья группа - тренинги, направленные на повышение личной эффективности менеджеров и сотрудников: навыки личной эффективности; управление временем, стрессом, командой, мотивацией, конфликтами; лидерство; навыки проведения эффективных собраний; навыки публичного выступления.

Четвертая группа - тренинги по развитию персонала: тренинг для тренеров; наставничество (коучинг); навыки передачи полномочий (делегирование). Считаем нужным выделить пятую группу - тренинги личностного роста, емпатійності, креативности, сенситивності и др.

Конечно, в основе классификации тренингов могут быть положены различные критерии (признаки), например, возраст, пол, профессиональная деятельность, численность, продолжительность и тому подобное.

Итак, тренинговая группа - это не место, где обмениваются проблемами, это место, где каждый участник может лучше понять и принять себя. Психологический тренинг открывает участникам широкое поле для того, чтобы вступить в общение с самим собой, с той решающей частью себя, которая в обыденной жизни не замечается или откровенно игнорируется, той частью себя, которая спрятана за внешними масками и ролями. Постоянная поддержка внешних "Я" требует больших затрат, истощает и опустошает личность. ПТ активизирует стремление участников к познанию себя и самосовершенствованию, позволяет каждому из них принять личную ответственность за то, кто он есть, и дает им возможность стать "мастерами" собственной личности.

В настоящий момент в связи с многообразием видов и форм тренингов не существует их единой классификации. В данном пособии мы приводим ряд классификаций, имеющих прикладное значение.

Существует типология, согласно которой различные программы тренинга разделяются в зависимости отобращения к конкретной проблематике личности, целей, которые ставятся перед группой . В ней выделены пять типов групповой работы (Журавлев Д.В .):

1. «Я - Я» – группы, направленные на изменения на уровне личности, личностный рост; главные источники преобразований внутриличностные.

2. «Я - Другие» – группы, направленные на изменения в межличностных отношениях, исследование того, как про­исходит процесс межличностного влияния в зависимости от того или иного способа поведения.

3. «Я - Группа» – группы, направленные на взаимодействие личности и группы как социальной общности, стили взаимодействия с группой.

4. «Я - Организация» – группы, ориентированные на изучение и развитие опыта межличностного и межгруппового взаимодействия в организациях.

5. «Я - профессия» – группы, ориентированные на субъектов конкретной профессиональной деятельности.

Существует также классификация, согласно которой в зависимости от целей тренинги можно разделить на 4 группы.

1. Коррекционные тренинги.

Их цель - решить психологическую проблему обратившегося человека; помочь ему разобраться в себе и начать «новую жизнь». Коррекционный тренинг включает в себя психологическую диагностику клиента, но не в привычном виде (прохождение тестов, длительные беседы с психологом), а в тренинговой форме. Далее следуют коррекционные упражнения, где опять же не на словах, а на деле, клиент вместе с психологом решает свою проблему и вырабатывает новое конструктивное поведение. В адаптационной части тренинга клиент приучается переносить свои достижения на реальную жизнь, т.е. быть успешным и счастливым не только в условиях тренинга, но и в отношениях с другими людьми и самим собой в жизни.



2. Образовательные тренинги.

Цель этого вида тренингов максимально быстро и эффективно научить человека какому-либо навыку, умению, профессии. Прохождение образовательного тренинга в считанные дни и недели адаптирует человека к реальности его новой профессии, делает адекватно уверенным, конкурентно способным, нацеленным на профессиональное развитие и карьеру. Результат от такого тренинга сохраняется от полугода до нескольких лет. Далее желательно участие в тренинге нового уровня.

3. Личностно-развивающие тренинги.

Эти тренинги не имеют такой конкретной, прагматической направленности, как коррекционные и образовательные. Их цель выявить индивидуальность человека, слабые и сильные стороны его личности, то, что ему мешает жить и то, что помогает. А затем гармонизировать внутренний мир человека, скорректировать слабые стороны личности и подчеркнуть сильные; при этом тренинг не скрывает недостатки (то, чем человек в себе не доволен), а трансформирует их в достоинства.

Очевидно, что личностно-развивающие тренинги относятся к области высокого искусства и предъявляют серьезные требования, как к психологу, так и к клиенту. К сожалению, не все это понимают. Однако, при всей своей якобы неконкретности и простоте, талантливо проведенный психологом и серьезно проработанный клиентом личностно-развивающий тренинг способен изменить внутренние ценности человека, его взгляды на себя, окружающих, весь мир.

4. Бизнес-тренинги.

Бизнес-тренинг, с точки зрения традиционного образова­тельного подхода, это курс повышения квалификации, как правило, очень короткий, насыщенный раз­ными формами и методами занятий, предназначенный для обу­чения сотрудников и руководства компаний. Идея дополнитель­ного бизнес-образования появилась потому, что образование в высших учебных заведениях дает знания, которые, будучи адекватны реалиям современного бизнеса и производства, со временем устаревают (Солтицкая Т.А .)..

Цель бизнес-тренинга – помочь человеку или группе людей (например, работникам корпорации) достичь успеха именно в бизнесе и карьере. В этой группе очень популярны тренинги эффективных продаж (имеются в виду, как продажи товаров, так и продажи услуг). В результате такого тренинга клиент (человек или корпорация) изменяет психологический подход к потребителю и значительно поднимает уровень продаж и, соответственно, прибыли. К этой группе относятся также некоторые коммуникативные тренинги. Их цель – совершенствование навыков взаимодействия и общения человека таким образом, чтобы клиент тренинга достиг социального успеха. Эти тренинги чрезвычайно эффективны везде, где «человеческий фактор» в бизнесе и карьере имеет первостепенное значение. К бизнес-тренингам относят и тренинги тайм-менеджмента, а также многие другие.

Еще одна классификация построена наспособе создания программы тренинга (Петровская Л.С.). В этом случае тренинги делятся на:

1. Проблемно-ориентированные тренинги – тренинги, при составление программы которых все строится вокруг одной конкретной коммуникативной проблемы и способов ее решения (тренинги эмоциональной саморегуляции, тренинги эффективного поведения в конфликте, тренинги супружеского взаимодействия, тренинги родительского поведения и т.д.)

2. Возрастно-ориентированные тренинги – тренинги, при составлении программы которых ориентируются на конкретную возрастную группу участников, учитываются особенности данного возраста, в том числе содержание и специфика нормативных возрастных кризисов (коммуникативный тренинг для подростков, тренинг для преодоления кризиса среднего возраста и т.д.).

Последняя из представленных здесь классификаций является нашим обобщением и основана нанаправленности тренингового воздействия.

С этой точки зрений тренинги делятся на следующие категории:

1. Тренинги умений:

а) общих умений – формируются коммуникативные умения и навыки, которые могут быть использованы в любом виде общения, как профессиональном, так и дружеском (тренинг общения, тренинг эффективной коммуникации, тренинг уверенности, тренинг принятия эффективных решений, тренинг стрессоустойчивости, тренинг сензитивности и т.д.)

б) частных умений – формируются узконаправленные навыки и умения, область применения которых чаще всего ограничена одним видом деятельности (тренинг продаж, тренинг телефонных переговоров, тренинг по управлению, тренинг самопрезентации, тренинг проведения деловых переговоров и т.д.).

2. Тренинги развития:

а) развития личности – направлены на личностный рост, позволяют преодолеть собственные барьеры и ограничения, максимально развить свои способности и возможности

б) развития группы (предназначены для реально существующих на протяжении некоторого времени коллективов и организаций)

· тренинги сплочения – направлены в первую очередь на эмоциональный аспект взаимоотношений в группе, на формирование благоприятного психологического климата в коллективе

· тренинги командообразования – направлены на деловой аспект взаимоотношений в коллективе, на создание команды, способной максимально эффективно достигать поставленной цели

· тренинги развития корпоративной культуры – направлены на формирование и внедрение в сознание сотрудников коллектива элементов корпоративной культуры (общих целей, ценностей, миссии организации, корпоративных стандартов и т.д.)

Таким образом, выбор основания для классификации (отнесения тренинга к той или иной категории) обусловлен в первую очередь контекстом, в котором этот тренинг рассматривается.

Таким образом, под психологическим тренингом мы будем понимать особый вид преобразующего воздействия, производимого в рамках специально организованной для этой цели группы и направленного на формирование навыков и умений (в первую очередь коммуникативных), позволяющих участнику изменить собственные стратегии поведения и таким образом повысить свою личностную компетентность и эффективность в какой-либо сфере жизни и деятельности.

Тренинговыми группами являются все специально созданные малые группы, участники которых при содействии ведущего-психолога включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании (в частности, в развитии самосознания и коммуникативных навыков).

Большинство психологов отмечают тот факт, что тренинговая работа имеет ряд преимуществ по сравнению с индивидуальной работой по формированию и развитию коммуникативных навыков.

Психологический тренинг часто путают с другими формами групповой работы (групповой психотерапией, групповой психокоррекцией и методами активного социально-психологического обучения), в то время как он имеет ряд специфических особенностей, отличающих его от всех других форм групповой работы (см. Таблицу 1). В то же время элементы тренинговой работы (как одна из форм активного социально-психологического обучения) могут использоваться и в других контекстах, в частности, в учебном.

В настоящий момент в связи с многообразием видов и форм тренингов не существует их единой классификации; выбор основания для классификации обусловлен в первую очередь контекстом, в котором этот тренинг рассматривается.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое “психологический тренинг”?

2. Назовите несколько определений тренинга.

3. Раскройте понятие «психотехнический потенциал».

4. Каковы цели психологического тренинга?

5. Что является специфическими чертами тренингов?

6. Назовите преимущества тренинговой (групповой) работы.

7. Общее психологического тренинга и других видов групповой работы.

8. Отличие психологического тренинга от других видов групповой работы.

9. История возникновения тренинговых групп.

10. Виды тренингов: варианты классификации.

11. Какие виды тренингов выделяют в зависимости от обращения к конкретной проблематике личности?

12. Какие виды тренингов выделяют в зависимости от целей, которые ставятся перед группой?

13. Какие виды тренингов выделяют в зависимости от способа создания программы тренинга?

14. Какие виды тренингов выделяют в зависимости от направленности тренингового воздействия?

Раздел II. Организация тренинга

1.5. ВИДЫ И УРОВНИ ТРЕНИНГА

Есть как минимум три направления , по которым можно классифицировать тренинги:

  • тема;
  • целевая аудитория;
  • уровни проблем организации. Рассмотрим каждое из них в отдельности.

Наиболее часто тренинги подразделяются по темам , например:

  • «Эффективные продажи»;
  • «Ведение переговоров»;
  • «Проведение совещаний»;
  • «Управление инициативой сотрудников»;
  • «Мотивация»;
  • «Тренинг управленческих навыков»;
  • «Управление конфликтами»;
  • «Формирование команды»;
  • «Развитие креативности» и др.

Тем может быть бесконечное количество в зависимости от потребностей заказчика. Тема определяет рамки содержательной области тренинга, из нее в общих чертах должно быть понятно, о каком предмете пойдет речь. Разумеется, название открытого тренинга должно звучать привлекательно для потенциального клиента, быть позитивным, художественно и эмоционально выразительным. Сравните, что, по вашему мнению, звучит интереснее?

Возможные альтернативы типичным названиям тренингов:

Помимо темы важно точно определить целевую аудиторию, чтобы точно знать, для кого проводится обучение.

Целевая аудитория (участники)

В организациях принято разделять сотрудников в зависимости от их места в статусной иерархии:

  • рядовые сотрудники;
  • линейные менеджеры;
  • менеджеры среднего звена;
  • высшее руководство и т. д.

Помимо разделения по положению в организации существует разделение по специализации и профессиональным признакам, что особенно важно при отборе участников на открытые тренинги. Например, это могут быть:

  • практические психологи;
  • менеджеры по управлению человеческими ресурсами (HR);
  • управляющие магазинами;
  • специалисты отделов логистики;
  • секретари;
  • начальники складов и т. д.

В соответствии с целевой аудиторией разделяются и тренинги. Это деление дополняет тематическое. В результате одна и та же предметная область будет рассматриваться под разным углом зрения. Так, например, стандартный тренинг коммуникативных навыков может иметь неожиданные ракурсы для разных целевых аудиторий.

А название и, следовательно, внутреннее содержание самого распространенного тренинга продаж в зависимости от направленности на конкретную аудиторию может претерпевать различные метаморфозы.

Уровни проблем в организации

Потребности и связанные с ними проблемы, существующие в организации, могут располагаться на различных уровнях: индивидуальном, системном или стратегическом.

Индивидуальный уровень

Проблемы, находящиеся на индивидуальном уровне, связаны с недостаточными умениями и навыками отдельных сотрудников компании. Потребность организации состоит в обучении ее сотрудников. Соответственно, если тренинг проводится на этом уровне, его целью становится формирование и развитие недостающих умений и навыков.

Это может быть тренинг, на котором участники осваивают различные психотехники. Список тренируемых навыков может быть самым обширным. Например, формировать и развивать можно навыки аргументации, задавания открытых вопросов, контроля, делегирования, получения обратной связи и т. д., передавая участникам соответствующие техники.

Соответствующий вид тренинга — навыковый.

Системный уровень

Проблемы, находящиеся на системном уровне, касаются внутри- и межгруппового взаимодействия внутри организации. Основная потребность организации состоит не только и не столько в обучении, сколько в создании возможностей для налаживания эффективного взаимодействия между взаимозависимыми подразделениями и людьми. Этой потребности будет соответствовать такая цель тренинга: развитие способностей участников к созданию гармоничных межличностных взаимоотношений, необходимых для эффективного взаимодействия. Здесь также потребуется тренировка отсутствующих навыков, являющихся причиной межличностных и межгрупповых проблем, но это уже более глубокий уровень, и здесь, помимо освоения простых алгоритмов, потребуется научить участников анализировать ситуации и свое собственное поведение для его последующей коррекции. На таком тренинге участники могут научиться методам управления конфликтами, конструктивному поведению в стрессовых ситуациях, эффективному проведению совещаний, методам мотивирования персонала, формирования команды, анализа противоречий и т. д.

Соответствующий вид тренинга — процесс-ориентированный.

Стратегический уровень

Проблемы, находящиеся на этом уровне, являются еще более сложными и комплексными. Они не связаны напрямую с навыками и умениями отдельных сотрудников или проблемами взаимодействия, а касаются самой организации работы в компании, стратегий ее продвижения на рынке и суперординатных целей. На тренинге такого уровня решаются стратегические задачи компании и обслуживается ее потребность в развитии и изменениях. Это может быть тренинг стратегического планирования и постановки целей, разработки миссии компании или системы мотивации, корректировки корпоративной культуры или создания необходимого имиджа и т. п.

Соответствующий вид тренинга — инновационный.

Таким образом, любой корпоративный тренинг делается «под заказ» с учетом потребностей организации. Для того чтобы правильно подобрать тренинг для конкретной компании и грамотно составить программу-предложение, тренер может опираться на взаимосвязанные параметры — это:

  • участники (целевая аудитория);
  • тематика (предметная область работы);
  • уровень (масштаб) проблем в организации.

Однако, не каждого тренера допускают до решения проблем системного и, тем более, стратегического уровня, и связано это не только со способностями тренера и уровнем его профессионализма, но и с готовностью руководителей компании решать те или иные проблемы.

Статистика показывает, что чаще всего, вместо того чтобы решать свои проблемы на родительском тренинге, мамы и папы отправляют к психологу своих детей. Точно такая же картина наблюдается и в большинстве организаций: вместо того чтобы корректировать свои действия и учиться управлять компанией профессионально, руководители отправляют на тренинг своих подчиненных и «крайними» в коммерческих компаниях обычно становятся сотрудники отделов продаж. А рыба, как известно, гниет с головы… И иногда болезни организации настолько серьезны, что тренинг продаж в качестве средства избавления от организационных проблем напоминает пурген, прописанный для лечения мигрени.

К счастью, такие запущенные случаи встречаются нечасто, поэтому тренер вполне может работать на том уровне проблем организации, который ему доверен, и достигать существенных результатов. Поскольку компания — единый организм, то позитивные изменения в одном звене могут оказать влияние на всю систему. Если вопрос стоит ребром: «То be or not to be» — «быть или не быть» тренером для компании, браться ли за решение поставленной задачи, не имея доступа к тому уровню, где коренятся причины имеющихся проблем, то я бы выбрала все же активную позицию. Я верю в то, что даже незначительные позитивные сдвиги и пусть медленное, но развитие лучше, чем полный уход от решения проблем. Хочется вспомнить историю, которую я иногда рассказываю начинающим тренерам…

Как построить храм (легенда о Франциске Ассизском)

Франциск Ассизский был увлекающимся и впечатлительным юношей, сыном богатого торговца. Однажды он увидел сон, в котором ему явился ангел и сказал, что призвание молодого человека состоит в том, чтобы построить храм. Проснувшись, Франциск обдумал свой сон и решил дождаться отъезда отца, чтобы воспользоваться в его отсутствие семейными накоплениями.

Так он и сделал: стоило отцу отлучиться из дома на некоторый срок, как Франциск взял отцовские деньги, заказал на них строительные материалы, нанял рабочих и начал строительство прекрасного Храма в лесу. Храм рос до того ужасного для юноши момента, пока вернувшийся из дальних странствий отец не обнаружил пропажу своих денег и не перекрыл финансовые поступления великому юному подвижнику, заморозив стройку.

Опечаленный Франциск, не выполнивший миссии своей жизни, с горя уснул и — о счастье! — увидел второй сон. И в этом сне к нему опять явился ангел. Выслушав жалобы юноши на ограничения, наложенные отцом, ангел сказал: «Чтобы построить Храм, его нужно просто строить». Франциск проснулся. Поднялся со своего ложа. Вышел во двор. Увидел камень, лежащий у обочины дороги. Поднял его и отнес в лес, чтобы положить в стену своего Храма.

Так день за днем по камешку строил он свой Храм в полном одиночестве и без какой-либо помощи со стороны. Именно этот Храм и это деяние оставили в веках его имя. И до сих пор, вспоминая о Франциске Ассизском, люди говорят: «Чтобы построить Храм, его нужно просто строить».

1.6. ЧТО ВОЛНУЕТ ЗАКАЗЧИКА. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИНТЕРВЬЮ

Для того чтобы точно определить вид тренинга и учесть потребности и интересы заказчика в полной мере, тренер может использовать в переговорах приемы диагностического интервью, которое складывается из осваивающего и развивающего интервью.

Осваивающее интервью

В осваивающем интервью происходит общее знакомство тренера с организацией — с ее историей, сферой деятельности, персоналом и конкурентами, рыночной ситуацией и препятствиями на пути к успеху. Получив первичную информацию о компании (будучи сродни обычной презентации, в которой желаемое зачастую выдается за действительное, она является поверхностной и весьма приблизительной), тренер переходит к следующей части — более глубокой диагностике уровня проблем организации в развивающем интервью. Основная функция осваивающего интервью — знакомство, вовлечение заказчика в совместную деятельность, создание доверительных отношений, создание готовности к сотрудничеству и открытому обсуждению проблем.

Развивающее интервью

В развивающем интервью производится более детальный анализ полученной информации. Здесь речь идет о целях организации и результативности их достижения, о проблемах на различных уровнях, о трудностях и препятствиях, с которыми организация сталкивается, их причинах и путях преодоления. Определяются ключевые персоны и лица, принимающие решения, от которых зависит успешность деятельности компании, формальные и неформальные лидеры. Отличительной чертой развивающего интервью является его проблемная направленность: тренер активно взаимодействует с заказчиком, задает вопросы, высказывает свое мнение о ситуации, помогает выявить проблемы. Будучи независимым лицом, не включенным в деятельность фирмы, он может дать заказчику непредвзятую обратную связь и помочь сориентироваться в имеющихся проблемах, а также найти причину их возникновения.

Развивающим интервью называется потому, что уже в процессе беседы заказчик несколько изменяет точку зрения на ситуацию, начинает занимать более активную позицию. Он перестает ощущать себя жертвой обстоятельств и внешних причин, осознавая возможности выхода из кризиса или сложной ситуации, анализируя причины и взаимосвязи проблем. При этом рассматриваются только управляемые проблемы, решение которых зависит от участников интервью. Например, самой большой проблемой организации, как это ни парадоксально, заказчик нередко считает управляющего или учредителей. Если тренер проводит интервью не с ними, а с менеджерами более низкого звена, то предлагает ограничиться анализом ситуации только на более низких организационных уровнях, не включающих топ-менеджмент и владельцев бизнеса. Вынеся их «за скобки» и отнеся к факторам внешней среды, не пытаясь воздействовать на тех, на кого у тренера нет права влиять, он имеет возможность остаться в рамках разумного и избежать возникновения нереалистических планов. Никому в голову не придет пытаться изменить температуру за окном — люди сетуют на погоду, но смиряются с ней, принимая как данность. Если на улице дождь, человек берет зонт, а не выкрикивает магические заклинания. Точно так же стоит отнестись и к существованию даже видимых ошибок со стороны тех руководителей компании, на уровень которых тренер не допущен. Кесарю — кесарево, Цезарю — цезарево, тренеру — тренерово.

Безусловно, вся полученная в диагностическом интервью информация является строго конфиденциальной!

Результатом диагностического интервью должно быть адекватное понимание тренером организационных проблем, точное определение темы и целевой аудитории, общее с заказчиком видение целей тренинга, грамотная постановка задач развития и, соответственно, возможность создания корректной программы. А хорошая программа — основа для достижения запланированного результата.

Программа тренинга

Программа тренинга, представляемая на согласование заказчику, выглядит примерно следующим образом:

  • тема;
  • аудитория;
  • цель тренинга;
  • задачи;
  • планируемый результат;
  • продолжительность;
  • цена;
  • ведущий.

Продолжение следует...

_____________________________________________________________________________________

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Упражнение для тренингов "10 000$"


    Первоклассный пример упражнения-вызова , способного повысить энергетику группы, активизировать ее творческий потенциал и настроить на максимально заинтересованное восприятие теории. Это упражнение для тренинга - реальное испытание способности участников тренинга договориться между собой.

    Упражнение для тренинга "$10 000" прекрасно справляется с задачей «погружения» участников в условия, где им нужно договориться не формально, а по-настоящему . В результате тренер имеет не только готовых к обучению участников, но и прекрасный пример для анализа проигрышных и выигрышных стратегий переговоров.
    Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская.ру. и содержит массу уникальных рекомендаций, подсказок и тренерских "фишек", позволяющих провести упражнение с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!
    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц.

Тренинг - слово, которое в наше время у всех на слуху. Тренинг - это модно. Это современно. Это уже неотъемлемая часть жизни в целом, и образования в частности. Так что такое тренинг?

История тренинга

Сам термин «тренинг» пришел к нам из англоязычного мира. Одним из его влиятельных сторонников и распространителей, как метода преподавания, стал Дейл Карнеги, создавший в начале XX века тренинговый центр имени самого себя, где более чем успешно обучал желающих ораторскому искусству и другим социально-значимым навыкам.

Но настоящее рождение в психологии тренинг получил благодаря деятельности небезызвестного Курта Левина, который со своими сторонниками создал в 40-х годах прошлого столетия тренинговые группы для людей, жалующихся на низкие коммуникативные способности. Формат его занятий показал настолько впечатляющие результаты, что вскоре в США была создана целая академия тренинга. С тех пор этот метод является неотъемлемой частью как образовательного процесса, так и развития личности в разных сферах жизни, например, в семейных отношениях и в бизнесе.

Особенности тренинга

Что такое тренинг и чем он отличается от других методов обучения? Во-первых, нужно понять, что тренинг - это не просто тренировка или лекция, это - нечто большее. Но при этом он включает в себя их элементы. Программа тренинга такова, что включает в себя и теоретический материал, и практическую часть, призванную привить и развить у человека определенные навыки и умения. Причем последней уделяется основное внимание. Тренинг всегда практичен, его задачи жизненны, предназначены для воплощения в повседневной реальности. Этим он отличается от лекции, где только рассказывается «как надо». В тренинге же моделируется ситуация, которая тут же разыгрывается участниками, а затем обсуждается. Благодаря этому теоретическая информация прорабатывается в условиях реального времени, в результате участник кроме знаний выносит реальный опыт.

Важной особенностью тренинга является также то, что он всегда проводится в группе. Такая категоричность в обязательном взаимодействии людей имеет под собой основания в ряде психологических законов. Группа - это не просто несколько человек, это единый организм, обладающий своей коллективной памятью. Поэтому, благодаря методам, которые предполагает тренинг, развитие и рост личности протекают быстрее. Это объясняется законом синергии, что делает обучение в разы эффективнее, чем при индивидуальном обучении.

Классификация тренингов

В современной науке нет единой системы классификации тренингов. Здесь мы последуем наиболее распространенным концепциям и разделим тренинговую систему на три группы по видам их направленности. Кроме того, тренинги можно разделить по целям, которые они ставят перед своими участниками.

Итак, тренинги бывают следующих видов:

Бизнес-тренинги.

Психологические тренинги.

Личностные тренинги.

Что касается целей, то по этому критерию можно выделить всего две категории:

Инструментальные тренинги.

Фундаментальные тренинги.

Три вида тренингов

Первый тип тренинга связан с бизнесом. В его задачу входит обучение предпринимателей, директоров и менеджеров коммерческих предприятий различным техникам и секретам успешного ведения дел, выживаемости в условиях конкуренции, решения конфликтов, мотивации персонала и тому подобного.

Что такое тренинг психологический? Это тренинг, задача которого проапгрейдить человека в области коммуникативных навыков, социальной адаптации и вообще, привить личности социально-полезные индивидуальные навыки. Например, тренинг общения с сотрудниками государственной автоинспекции или тренинг по техникам продаж будут называться психологическими, так как в отличие от первого работают на индивидуальность, а не на компанию. Однако в их компетенции находятся все-таки такие качества, которые проявляются в общественной, профессиональной, либо в какой-нибудь иной социальной деятельности. Поэтому существуют также личностные тренинги или тренинги по личностному росту. Эти тоже направлены на апгрейд индивидуального человека, но работают с внутренним миром человека - комплексами, психологическими блоками, страхами и прочим «добром», которое мы таскаем с собой каждый день как ненужный груз и не можем его сбросить. Среди таких тренингов также может быть тренинг общения, к примеру, с лицами противоположного пола - чтобы преодолеть какой-либо внутренний барьер, возможно боязнь или смущение.

Две цели тренингов

Что такое тренинг не с точки зрения формата, а с точки зрения цели? Это метод обучения, который помогает человеку решить определенную задачу. И делает он это двумя способами. Во-первых, предоставляя человеку инструментарий, позволяющий с его помощью достичь нужного эффекта, преодолев все препятствия. В таком случае тренинг будет называться инструментальным. Во-вторых, тренинг может ставить своей целью привитие навыков общего видения проблемы и усвоение базовых механизмов ее появления и решения для самостоятельного адекватного выбора конкретного инструментария. Другими словами, человеку дается не одна конкретная «таблетка» от проблемы, а понимание концепции - знание того, как, когда и какую именно «таблетку» в каждой отельной ситуации нужно изготовить и принять. Вот что такое тренинг, носящий наименование фундаментального.

Тренинг является наиболее эффективным и быстрым инструментом развития и внутренних изменений.

Отличие от семинаров и обычного обучения.

Тренинг является отдельной формой образовательного процесса, его особенностью является высокая интенсивность поведения занятий и использование разных способов достижения заявленного результата прямо в ходе тренинга.

Например, существует такая форма обучения, как семинар. В ходе семинара вам могут дать большой объем информации, но ведущий не ставит перед собой целью сделать так, чтобы вы практически усвоили то, что он вам рассказал. Вы получили информацию, а дальше либо сами усваивайте ее, либо обращайтесь к специалистам, чтобы они вас проконтролировали и помогли усвоить услышанное - на ваш выбор.

С тренинга люди уходят, получив практические навыки использования того, чему был посвящен тренинг. Или решив какую-то вою личную проблему, с которой не мог справиться самостоятельно длительное время.

Понятно, что обычно это невысокий уровень освоения навыков - из-за ограниченности времени проведения тренинга. Но первый опыт практического использования содержания тренинга вы обязательно получите.

Виды тренингов по

В целом все тренинги можно разделить на пять больших групп. В качестве критерия для деления используются различные цели, которые должны быть достигнуты в ходе тренинга.

1. Тренинги навыков.

Цель тренинга - дать конкретный навык для последующего использования в работе или личной жизни.
Таких тренингов множество.

Прежде всего, сюда относится большинство бизнес-тренингов, где дают различные навыки, которые затем можно будет использовать в своей профессиональной деятельности. Например, сюда относятся навыки продаж, проведения переговоров, ораторское мастерство, таймменеджмент, коучинг, и так далее.

В сфере личностного роста к тренингам навыков относятся тренинги знакомств, коммуникаций, приготовления блюд, скорочтения, макияжа и так далее.

Это тренинги ментальные, поскольку направлены на закладывание в память человека определенной информации, которая затем будет реализована через его тело (речь, движение, поведение и так далее).

Личностные изменения появляются здесь не как результат полученных навыков, а вследствие изменения самооценки человеком, который стал владеть какими-то дополнительными навыками. Например, юноша, боявшийся познакомиться с девушкой, после прохождения тренинга по технологии знакомств может легко решить эту прежде неразрешимую для него задачу. Естественно, при этом произойдут его позитивные внутренние изменения.

Виды тренингов по принципам набора

По принципам набора участников групп все тренинги делятся на открытые и корпоративные.

Открытые тренинги - это тренинги, на которые собираются совершенно различные люди, заинтересованные в получении соответствующих навыков и оплатившие тренинг из собственных средств.

Корпоративные тренинги проводятся с персоналом какой-то организации (группы организаций) по заказу ее руководства. То есть сотрудники этой организации обязаны пройти тренинг в порядке повышения своей квалификации. В большинстве случаев это тренинги навыков (бизнес-тренинги).
Оплата работы тренера проводит компания.

2. Трансформационные тренинги.

Цель тренинга - выйти из проблемной ситуации.
К трансформационным относятся тренинги, которые позволяют человеку открыть, понять или осознать что-то новое в своей жизни. Прямо в ходе тренинга у человека происходят сильные внутренние изменения (прорыв, инсайт, озарение, прощение и т.д.), поэтому он называется «трансформационным».

Естественно, что в большинстве трансформационных тренингов человек тоже получает какие-то навыки, но они не являются главной задачей тренинга.

В некоторых случаях в ходе тренинга человек не получает никаких новых навыков, которые он затем смог бы использовать в обычной (вне тренинга) жизни. Сюда относятся многие тренинги, связанны с преодолением страхов и других внутренних барьеров. Например, тренинг хождения по углям или битому стеклу. У человека, прошедшего такой тренинг, обычно резко повышается самооценка, и он становится более позитивным и эффективным человеком. Хотя навык хождения по углям ему вряд ли пригодится в будущем.

На трансформационные тренинги люди ходят, чтобы решить какие-то свои задачи. Полностью удовлетворенные люди, либо люди, не желающие получать внешнюю помощь, либо не верящие, что эта помощь им поможет, на тренинги не ходят.
Оплачивая тренинг, человек тем самым подтверждает важность получения для себя новых знаний или навыков. Он уже смотивирован на личностные изменения, и тренер всего лишь должен дать ему то, зачем он пришел.

Виды тренингов по степени жесткости

Трансформационные тренинги могут иметь различную степень жесткости используемых процессов.

К мягким тренингам относятся такие, в ходе которых его участники получают новую информацию, выполняют задания, участвуют в играх, анализируют по предложенным тренером правилам свои и чужие ситуации. И в итоге понимают, каким образом возникла та ситуация, которая привел их на тренинг. И каким образом из нее нужно выбираться. Внутренняя трансформация произошла.

В тренингах средней жесткости используются более провокативные методы - ролевые игры (игры, где нужно принимать сложные решения, ломающие устоявшиеся убеждения типа «Воздушный шар»), задания на взаимодействия с неприятными людьми (например, попросить деньги у прохожего), совершение несложных, но ранее неприемлемых или осуждаемых поступков, и так далее. Эти тренинги обычно дают лучшие результаты, но для людей с тонкой психикой они могут стать источником сильного стресса.

Таких тренингов существует тысячи, и они могут быть направлены на улучшение отношений между людьми (Мир начинается с тебя), повышение самооценки, создание семьи (Как выйти замуж), повышение сексуальности (Школа гейши), изменение отношений с деньгами (Как стать магнитом для денег), поиск призвания (Как найти вое дело) и так далее.

В тренингах высокой жесткости используются еще более провокативные приемы, которые сначала выводят человека из привычного состояния закрытости и контроля над ситуацией (например, путем прямых оскорблений). А затем, когда человек сбрасывает привычные защитные оболочки, с ним проводится работа, приводящая к сильным внутренним изменениям. Сюда относятся тренинги по американской методике «Лайф спринг» и производные от них.

Чаще всего трансформационные тренинги проводятся в форме открытых тренингов.
Иногда компании заказывают корпоративные трансформационные тренинги для своих сотрудников. Обычно это тренинг командообразования, проводимый в форме коллективного преодоления сложных препятствий (например, «Веревочный курс»).

3. Психотерапевтические тренинги.

Цель тренинга - устранить неприятное психическое состояние.

Эти тренинги предназначены для устранения каких-то устойчивых психологических отклонений - чувства вины, повышенной тревожности или мнительности, недовольства собой, страхов, неуверенности и так далее.

В ходе тренинга его учащиеся выполняют ряд заданий, смысл которых может быть для них непонятен или неочевиден (интенсивно дышат, рисуют, разыгрывают ситуации), но в совокупности проведенные процессы дают желанный результат - изменения психического состояния на более спокойное и радостное.

Сюда относятся тренинги по Арт-терапии, расстановки по Хелингеру, трансперсональная психотерапия, телесная психотерапия, танцевально-двигательная терапия и так далее.

В ходе этих тренингов люди обычно получают некоторые навыки, которые они затем могут использовать. Но получение конкретных навыков является дополнительной функцией тренинга.

4 Тренинги духовного развития

Цель тренинга - дать новое мировоззрение, новую систему ценностей.

В ходе тренинга дается некоторая новая философская или философско-религиозная модель мироустройства и практические навыки по существованию в рамках этой модели.

Например, йога, даваемая в финес-центрах - это обычные оздоровительные упражнения. А йога, которую дают Учителя, прошедшие обучение в Индии и получившие благословление на проведение обучение, дают своим ученикам не только комплекс физических упражнений, но и.целостную картину мироустройства и рекомендации по проживанию в мире, включая систему питания, поведения, систему целей и все остальное.

Тренинги, относимые к тренингам духовного развития, легко определить по их названиям. Обычно в названиях заложены некоторые высшие цели, которые резко отличаются от целей вполне прикладных тренингов навыков, например. Типичные названия тренингов духовного развития: «Система Эволюционного Развития», тренинг "Путешествия вне тела. Обучение практическим навыкам", тренинг «Третий путь» и так далее.

5. Оздоровительно-развивающие тренинги

Цель тренинга - дать навыки по повышение возможностей нашего тела.

Сюда не относится подготовка спортсменов - она ставит своей целью победу в соревнованиях.

В ходе оздоровительно-развивающих тренингов его участники выполняют ряд заданий и или осваивают упражнения по работе со своим телом, которые затем можно будет выполнять самостоятельно.

В принципе, обычно это разновидность тренинга навыков, но имеющая специфическую сферу приложения - свое тело. Иногда оздоровительно-развивающие тренинги не дают навыков для последующего самостоятельного использования, поскольку упражнение можно выполнять только в группе.

К оздоровительно-развивающим тренингам можно отнести различные дыхательные практики, динамические медитации Раджниша, энергетические практики, сексуальные тренинги (Мужская сила) и так далее.

На этом классификация тренингов завершается. С одной стороны к рассмотренным тренингам примыкают различные обучающие программы типа отдельных семинаров, программ подготовки по специальности или по повышению квалификации. В этих программах тренинги могут быть использованы как отдельный элемент интенсивного обучения и привития практических навыков.

С другой стороны к тренингам могут примыкать различные религиозно-духовные учения, которые не являются тренингами, но могут использовать тренинговую терминологию и названия - для привлечения к себе людей, изначально не готовых заниматься религиозными или духовными практиками.

Еще возможный вариант - людей привлекают на необычные трансформационные тренинги, в ходе которых проводится сильная работа по привлечению работать в структурах сетевого маркетинга. То есть истинной целью мероприятия является не сам по себе тренинг, а набор участников для работы в структурах МЛМ.