Урок по географии на тему:Народы России. Языковая классификация народов

Термин языковая семья я впервые услышал от своего соседа. Самое интересное было то, что он сам не знал, что это такое и обратился за справкой ко мне. Почувствовав неловкость, я ответил, что сам не знаю что такое языковая семья, но пообещал разобраться.

Что такое языковая семья

Языковая семья, а точнее сказать – языковые семьи (поскольку их много) это объединенность родственных языков . И все эти большие группы родственных языков берут начала от одного языка (языка – предка ). Родственность языков стали изучать в восемнадцатом веке и начали с исследования древнего языка Индии – санскрита. Языковая семья делится на подсемьи и группы.


Специальная наука сопоставительная лингвистика обнаруживает исторические связи языков. Вполне вероятно, что тысячи лет назад существовал всего лишь один язык, на котором говорили люди того времени. Существует специальная карта языковых семей всего мира. Ученые-лингвисты нашли около сотни языковых семей. Итак, к главным из них относятся:

  • Индоевропейская (самая большая, от Европы до Индии, включает порядка четырехсот языков).
  • Афро-Азиатская (Афганистан, Египет, ).
  • Алтайская (Россия, ).
  • Китайско-Тибетская ( , Кыргызстан).
  • Уральская (Венгерский, Финский, Эстонский).
  • Австроазиатская ( , ).

Возможно, что в этом списке еще не все семьи, но, по крайней мере, основная их часть. Ученые до сих пор не могут определиться по этому вопросу.


Языки-изоляты или изолированные языки

Это язык с недоказанной принадлежностью ни к одной семье . Их называют еще сиротливым языком. Например, жители Испании и Франции разговаривают на баскском языке. Это отличный от всех европейских языков диалект. Ученые-лингвисты сравнивали его со всеми возможными языками, на которых разговаривает Европа, Америка и Кавказ, но абсолютно никакой связи не было найдено.


В конце ответа хочется рассказать про пиджин. Этот язык еще называют креольским. Он являет собой результат колонизации, когда местные дети начинают разговаривать на двух языках сразу . На родном и на языке страны-колонизатора. В результате появляется один смешанный язык .

языковые семьи мира

Нижеследующие классификации (+карты) основаны на книге Меррит Рулен «Путеводитель по языкам мира » (A Guide to the World’s Languages), выпущенной издательством Стэндфордского университета в 1987г.), которая в свою очередь опирается в большей степени на работу великого лингвиста Джозефа Гринберга, умершего 7 мая 2001г. Карты и статистические данные – это лишь приблизительное соответствие действительности. Допустимы ошибки.

Койсанская семья

В этой семье около 30 языков, на которых говорят около 100 000 человек. Койсанская семья включает народы, которые мы называем бушменами и готтентотами.

Нигер-кордофанская семья

Самая большая суб-сахарская африканская семья языков, в нее входят 1 000 языков с количеством носителей до 200 миллионов человек. Самые известные языки: мандинка, суахили, йоруба и зулу.

Нило-сахарская семья

В этой семье ок. 140 языков и 10 млн. носителей. Самый известный язык: маасай, на котором говорят воинственные кочевники восточной Африки.

Афро-азиатская семья

Это большая языковая группа, в которую входит 240 языков, на которых говорят 250 млн. носителей. В нее входят: древнеегипетский, иврит и арамейский, а также известный нигерийский язык хауса. На одних говорит ок. 200 млн. человек!

Индоевропейская семья (включая изоляты: язык басков, бурушаски и нахали)

Единственная крупная языковая семья, индоевропейская, в которую входит ок. 150 языков с 1 млрд. носителей. Среди языков этой семьи: хинди и урду (400 млн.), бенгальский (200 млн.), испанский (300 млн.), португальский (200 млн.), французский (100 млн.), немецкий (100 млн.), русский (300 млн.), и английский (400 млн.) в Европе и Америке. Число говорящих на английском языке по всему миру возможно достигает 1 млрд. человек.

В регионе распространения этой семьи языков представлены 3 изолята, которые нельзя отнести к какой-либо семье: язык басков , проживающих на территории между Францией и Испанией, бурушаски и нахали , что находятся на Индийском полуострове.

Кавказская семья

Всего существует 38 кавказских языков , на них говорит примерно 5 млн. человек. Самые известные: абхазский и чеченский.

Картвельские языки рассматриваются многими лингвистами как отдельная семья, возможно относящаяся к индоевропейской семье. Сюда входит грузинский язык.

Дравидийская семья

Это древние языки Индии , всего ок. 25, количество носителей 150 млн. человек. Самые известные из языков этой семьи: тамильский и телугу.

Уральско-юкагирская семья

К этой семье относится 20 языков с количеством носителей 20 млн. Самые известные из языков: финский, эстонский, венгерский, саами - язык лапландцев.

Алтайская семья (включая изоляты кетский и гилятский языки)

В алтайскую семью входит около 60 языков, на которых говорят около 250 млн.человек. К этой семье относятся турецкий и монгольский языки.

Много дискуссий ведется в отношении этой семьи. Первый спорный вопрос: как классифицировать алтайские и уральские языки (см.выше), поскольку у них похожая грамматическая структура.

Второй спорный вопрос: многие лингвисты сомневаются в том, что корейский, японский (125 млн. носителей), или айну должны быть включены в эту семью, или даже в том, что эти три языка родственны между собой!

Здесь также представлены изоляты: кетский и гиляцкий языки.

Чукчи-камчатская семья («палеосибирская») семья

Возможно это самая маленькая семья, в которой только 5 языков, на которых говорят 23 000 носителя. Ареол распространения этих языков – северо-восточная часть Сибири. Многие лингвисты считают, что это две разные семьи.

Сино-тибетская семья

Очень значимая языковая семья, включающая в себя около 250 языков. Только на говорит 1 млрд. человек!

Языки мяо-яо, австро-азиатская и дайская семья

Австро-азиатская (языки мунда в Индии и мон-кхмерские языки в юго-восточной Азии) включает в себя 150 языков, на которых говорят 60 млн. человек, включая вьетнамский язык.

Семья языков мяо-яо состоит из 4 языков, на которых говорят 7 млн. человек, проживающих на юге Китая и Юго-восточной Азии.

В Дайской семье 60 языков и 50 млн. носителей, сюда входит тайский язык (сиамский).

Эти три языковые семьи иногда объединяются с австронезийской семье (ниже) в гиперсемью, называемую австрическая (аустрическая ). С другой стороны, некоторые лингвисты считают семьи мяо-яо и дайскую родственной китайским языкам.

Австронезийская семья

В эту семью входит 1000 различных языков, на которых говорят 250 млн.человек. На малайском и индонезийском (в сущности это один и тот же язык) говорят ок. 140 млн. Среди других языков этой семьи можно отметить: мадагаскарский в Африке, тагалог на Филиппинах, языки аборигенов о.Формозы (Тайвань) — теперь почти вытесненные китайским языком — и многие языки островов Тихого океана, от гавайского на севере Тихого Океана до маори в Новой Зеландии.

Индийско-тихоокеанская и австралийская семьи

В индийско-тихокеанскую семью входит ок. 700 языков, большинство из них распространены на острове Новая Гвинея, количество говорящих на этих языках – примерно 3 млн. Многие лингвисты не считают, что все эти языки родственны между собой. Фактически, некоторые из них даже не были изучены! С другой стороны, некоторые полагают, что в эту семью может также входить тасманский язык – ныне вымерший.

Возможно, что к этой семье также относятся 170 языков австралийских аборигенов. К сожалению, осталось сегодня только 30 000 носителей этих языков.

Эскимосско-алеутская семья

Эскимосско-алеутская семья языков состоит из 9 языков, на которых говорят ок. 85 000 человек. Язык инуит играет сегодня ключевую роль в администрировании в Гренландии (Kalaallit Nunaat) и канадской территории Нунавут.

Семья языков на-дене

В эту семью входит 34 языка с количеством носителей ок. 200 000 человек. Самые известные примеры: тлингит, хайда, навахо и апачи.

Америндская семья (Северная Америка)

Хотя многие лингвисты не признают идею объединения всех северо (кроме языков на-дене и эскимосско-алеутских) и южноамериканских индейских языков в одну семью, их часто объединяют для удобства. Америндская семья включает в себя почти 600 языков, на которых говорят более 20 млн. человек. В Северной Америке самые известные языки это: оджибве, кри, дакота (или сиу), чероки и ирокез, хопи и науатль (или ацтекский), а также языки Майя.

Америндская семья (Южная Америка)

Языковая карта Южной Америки включает в себя некоторые из Северо-Американских подсемей и другие. Самые известные языки: кечуа (язык индейцев Инка), гуарани и карибский. Андская подсемья языков (куда входит кечуа) насчитывает почти 9 млн. носителей!

Тема урока: Народы России. Языковая классификация народов. Языковые семьи группы. Этнический и религиозный состав России

Цели:

1. Познакомить с особенностями национального и религиозного состава населения России, с размещением народов по территории страны.

2.Воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории своей страны и населяющих её народов.

3.Отработать умения обобщать и систематизировать знания.

УУД: Личностные - готовность к самообразованию и самовоспитанию, воспитание толерантной личности, чуткой и ответственной, открытой к восприятию других культур, способной ценить, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.

Коммуникативные - умение работать в парах, группах.

Познавательные умение работать с учебником, картами атласа, анализировать статистический материал, работать с дополнительными источниками информации. Регулятивные - осуществлять познавательную рефлексию в решении учебных задач.

Оборудование:

Стенные карты: «Политико-административная карта России», «Народы России», словари, атласы России, презентация, лист учета (для учащихся).

1.Организационный момент.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

1-2 минуты;

Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Что вы видите? Зима, холод, мороз, как-то зябко. А посмотрите вдалеке дома, окна светятся. В доме, наверное, уютно, тепло. И вот я хочу, чтобы сегодня у нас на уроке было тепло, уютно и комфортно всем.

Девиз

Проверка домашнего задания: Какую тему мы изучаем в последние несколько уроков?

У вас на столах имеются тесты. Попробуйте в течение 1 минуты ответить на вопросы теста. Тест очень легкий, он настроит вас на работу на уроке.

Слайд. №1.Тестирование

Численность населения России (млн.) а) 280 б) 354 в) 142

2.Место России по числу жителей а) 3 б) 9 в) 7

3. Естественный прирост а) умершие б) родившиеся в) разность

4.Воспроизводство а) убыль б) возобновление в) рост

5. Демографический кризис: а) резкое уменьшение населения, б) резкое увеличение населения, в) рождаемость.

II. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

1. 1-2 минуты;

2. Возникновение проблемной ситуации.

Уважаемые ребята! Мы снова сможем погружаться в головокружительное многообразие нашей России. Если бы какой-нибудь добрый волшебник сумел вылепить из России шар и запустил его в космос, Россия стала бы вращаться вокруг Солнца, не испытывая недостатка ни в воздухе и воде, ни в металлах и топливе ни в технологиях и знаниях. Мы с вами знаем, что по красоте и разнообразию ландшафтов, природных ресурсов равных России нет.

Но как вы думаете, каково самое главное богатство нашего государства?

(это народ, это российский народ, населяющий необъятные просторы нашей Родины).

III. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

4-5 мин;

Прочитайте, пожалуйста, слова, записанные на слайде №2:

ЭТНОС ТОЛЕРАНТНОСТЬ АССИМИЛЯЦИЯ

Кто из вас может объяснить значение этих слов? (Дети высказывают свое мнение)

Если затрудняетесь объяснить значение этих слов, где можно найти эту информацию?

(У учителя на столе лежат 3 толковых словаря. 3 ученика ищут толкование слов)

С чем связаны эти понятия?

Кто из вас догадался, какую тему мы сегодня будем изучать? Где можно найти и узнать тему урока? (В содержании учебника). Назовите тему урока. (Слайд №3)

Как вы думаете, каковы цели сегодняшнего урока?

(узнаем: каков этнический и религиозный состав населения России, как он менялся.

Ребята, вы уже изучили большой материал по теме «Население России». Запишите в первую колонку, что самое главное для себя вы запомнили и узнали, а во вторую колонку, запишите вопросы, на которые можете получить ответы на сегодняшнем уроке.(Дети записывают в таблицу данные). А третий столбик вы будете заполнять в течение урока, если вы нашли ответ на вопрос.

Итак, что же вы хотите узнать? (зачитывают). К этой таблице мы вернемся в конце урока и выявим, смогли ли вы ответить на все поставленные вопросы.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). Этап изучения новых знаний и способов действий

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.

7-8 мин;

1.Запишите тему урока: «Этнический, национальный состав населения России». (на слайде №3)

2.Мы с вами будем работать по следующему плану: (на слайде №4)

    Этнический состав населения России.

    Религиозный состав населения.

    Особенности национального состава населения Ставропольского края.

3.Работа в парах

Прочитайте 1 пункт параграфа 13. Посовещайтесь со своим соседом по парте и ответьте на вопросы: Какие народы России по численности являются крупнейшими? В каком регионе страны наиболее сложный этнический состав?(Наиболее сложный этнический состав характерен для Северного Кавказа)

Почему вы так думаете?

А вы знаете, какие народности проживают на территории нашего поселка Солнечнодольск?. Перечислите их.

Назовите, какие национальности можно отнести к малым народам.

4. Работа с атласом

Откройте атлас - на странице 8-9 «Народы России». Все народы объединены в языковые группы, а группы - в семьи.

Прочитайте, какие языковые семьи представлены в России. Давайте подробнее с ними познакомимся. Внимание на слайд №5.

Языковая семья-

Языковая группа-

Народы, относящиеся к этой семье –

Самые многочисленные народы-

Самые малочисленные –

Ареал проживания -

Назовите самую большую языковую семью. (Индоевропейская)

Какие языковые группы и какие народы входят в состав индоевропейской семьи?

5. Работа в группах

А сейчас, вы по этому же плану (у каждого на парте) с помощью таблицы и карты дайте характеристику другим языковым семьям самостоятельно. 1 группа- алтайская семья, 2 группа - уральско-юкагирская, 3 группа - северокавказская (ответы)

V. Физминутка –Релаксация. (С.Ротару «Я, ты, он, она вместе целая страна!)

V. Первичное закрепление. Этап закрепления знаний и способов действий

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

4-5 минут;

Мы познакомились с разными народами, сейчас еще раз выделим самые многочисленные семьи, составив кластер «Этнический состав населения России».

Кластер



(Слайд №6)

Посмотрите на флаг России. Бело-сине-красный. Почему Петр 1 выбрал эти цвета, есть разные версии. Я хочу предложить еще одну символическую версию. Красный - имел обрядовое значение у славянских народов, синий - цвет неба, священный для тюркских народов, белый - цвет снега - традиционный для уральских народов, а долголетие флага сродни кавказскому народу.

Славяне, тюрки, представители уральско-юкагирской семьи и семьи северо-кавказской, как мы только что выяснили, составляют большинство, 95% населения России, бело-сине-красный флаг нашей Родины можно назвать своеобразной этнографической картой.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

Этап применения знаний и способов действий

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

4-5 минут;

А каков национальный состав населения нашего Ставропольского края? (на отдельном листе)

Назвать самые многочисленные народы и самые малочисленные

Русские

2 231,8

Армяне

149,2

Украинцы

45,9

Даргинцы

40,2

Греки

34,1

Ногайцы

20,7

Цыгане

19,1

Карачаевцы

15,1

Азербайджанцы

15,1

Туркмены

13,9

Чеченцы

13,2

Татары

13,0

Белорусы

11,3

Грузины

8,8

Немцы

8,0

Осетины

7,8

Турки

7,5

Аварцы

7,2

Корейцы

7,1

Наш Ставропольский край, как и вся наша Россия, многонациональный.

Чтобы жить в многонациональной стране, нужно воспитывать в себе ТОЛЕРАНТНОСТЬ, УВАЖЕНИЕ. "Единственно верный девиз устойчивого сосуществования народов в полиэтническом государстве "В мире, но порознь"" Л.Н.Гумилев. В мире, но сохраняя свою самобытность. Равноправие людей разных национальностей, конфессий, проживающих в нашем государстве, закреплено Конституцией РФ.

Статья 19 Конституции РФ

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Огромное количество народов населяют Россию. Чем же народы друг от друга отличаются? Каждый народ самобытен, имеет свою культуру, традиции, даже характерные черты. Любой народ неповторим, талантлив. Мы все разные, и вместе и с тем у представителей разных национальностей есть много общего.

(Подготовленный ученик читает стихотворение В.Степанова «Живут в России разные народы»)

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия,

2 ученик: И в мирное время, и в годы Великой Отечественной войны, 70-летие со Дня Победы которой будем отмечать в мае 2015 года, все народы России стараются жить в согласии, дружбе и сплоченности. Одним из решающих факторов всемирно-исторической победы Советского Союза в Великой Отечественной войне над фашистской Германией явилось единство и сплоченность народов нашей многонациональной и многоконфессиональной страны. В суровые годы войны все народы нашей страны сплотились вокруг героического русского народа, вынесшего на своих плечах основную тяжесть войны. Хранить честь нашей многонациональной страны и делать все для обеспечения безопасности - долг каждого россиянина, независимо от национальности.

VII.Включение нового знания в систему знаний и повторение.

7-8 минут;

Как вы думаете, что еще мы не рассмотрели и не узнали по сегодняшней теме? (Религиозный состав)

Сейчас я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент «Религиозный состав России» и ответить на вопрос: «Какие мировые религии исповедуются на территории России и Ставропольского края»?

VIII.Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель:осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

1.Вернемся к таблице, которую мы заполняли в начале урока. На какие вопросы вам удалось получить ответы?

Что нужно сделать ещё?

Где можно применить новые знания?

2. Игра «Верю, не верю»

1. Россия - многонациональное государство.

2. Национальный состав сформировался под влиянием исторических, экономических и политических факторов.

3. На территории Ставропольского края проживает мало различных национальностей

4. Отношения должны строиться на уважении языка, традиций, культуры, обычаев народов.

5. Народы, проживающие на территории Ставропольского края, исповедуют только одну религию.

Дома: §13, составить сенквейн «Народ»

Языковые семьи - это термин, применяемый при классификации народов по языковому признаку. В языковую семью входят языки, обладающие родственными связями между собой.

Проявляется в сходстве звучания слов, обозначающих один и тот же предмет, а также в сходстве таких элементов, как морфемы, грамматические формы.

Согласно теории моногенеза, языковые семьи мира образовались из праязыка, на котором разговаривали древние народы. Разделение произошло из-за преобладания племен и их отдаленности друг от друга.

Языковые семьи подразделяются следующим образом.

Название языковой семьи

Языки, входящие в семью

Регионы распространения

Индоевропейская

Индия, Непал, Бангладеш, Пакистан, Фиджи

Индия, Пакистан

Страны бывшего СССР и Восточной Европы

Английский

США, Великобритания, Страны Европы, Канада, Африка, Австралия

Немецкий

Германия, Австрия, Лихтенштейн, Швейцария, Бельгия, Люксембург, Италия

Французский

Франция, Тунис, Монако, Канада, Алжир, Швейцария, Бельгия, Люксембург

Португальский

Португалия, Ангола, Мозамбик, Бразилия, Макао

Бенгальский

Бенгалия, Индия, Бангладеш

Алтайская

Татарский

Татарстан, Россия, Украина

Монгольский

Монголия, КНР

Азербайджанский

Азербайджан, Дагестан, Грузия, Иран, Ирак, Средней Азии

Турецкий

Турция, Узбекистан, Казахстан, Азербайджан, Болгария, Румыния, США, Франция, Швеция

Башкирский

Башкорстан, Татарстан, Урдмутия, Россия.

Киргизский

Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, Афганистан, КНР

Уральская

Венгерский

Венгрия, Украина, Сербия, Румыния, Словакия, Хорватия, Словения

Мордовский

Мордовия, Россия, Татарстан, Башкорстан

Эвенкский

Россия, Китай, Монголия

Финляндия, Швеция, Норвегия, Карелия

Карельский

Карелия, Финляндия

Кавказская

Грузинский

Грузия, Азербайджан, Турция, Иран

Абхазский

Абхазия, Турция, Россия, Сирия, Ирак

Чеченский

Чечня, Ингушетия, Грузия, Дагестан

Китайско-тибетская

Китайский

КНР, Тайвань, Сингапур

Лаосский

Лаос, Таиланд,

Сиамский

Тибетский

Тибет, КНР, Индия, Непал, Бутан, Пакистан

Бирманский

Мьянма (Бирма)

Афро-азиатская

Арабский

Арабские страны, Ирак, Израиль, Чад, Сомали,

берберийские

Марокко, Алжир, Тунис, Ливия, Нигер, Египет, Мавритания

Из данной таблицы видно, что языки одной семьи могут быть распространены в самых различных странах и частях света. Да и само понятие «языковые семьи» введено для облегчения классификации языков и составления их генеалогического древа. Самой распространенной и многочисленной является индоевропейская семья языков. Народы, говорящие на языках индоевропейской семьи, можно встретить в любом полушарии Земли, в любой на любом материке и в любой стране. Существуют такиже языки, которые не включает в себя ни одна языковая семья. Это и искусственные.

Если говорить о территории России, то тут представлены самые различные языковые семьи. Страну населяют люди более 150 различных национальностей, которые могут считать своим родным язык практически из каждой языковой семьи. Распределяются территориально языковые семьи России в зависимости от того, с какой страной граничит тот или иной регион, какой язык наиболее распространен в граничащей с регионом стране.

Некоторые народности издревле занимали определенную территорию. И на первый взгляд может показаться странным, почему в этом регионе преобладают именно эти языковые семьи и языки. Но ничего странного в этом нет. В древности миграции людей обуславливались поиском новых охотничьих угодий, новых земель для земледелия, а часть племен просто вела кочевой образ жизни.

Немалую роль играют и принудительные переселения целых народов во времена СССР. Наиболее полно в России представлены языки из индоевропейской, уральской, кавказской и алтайской семей. Индоевропейская семья занимает Западную и Центральную Россию. Представители проживают преимущественно на северо-западе страны. Северо-восток и южные регионы занимают преимущественно алтайские языковые группы. Кавказские языки представлены в основном на территории, лежащей между Черным и Каспийским морями.

Языки и народы. Сегодня народы мира разговаривают более чем на 3 000 языках. Забытых языков насчитывается около 4000, некоторые из них еще живы в памяти человечества (санскрит, латынь). По характеру языка многие исследователи судят о степени родства народов. Язык чаще всего используют в качестве этнодифференцирующего признака. Языковая классификация народов наиболее признана в мировой науке. Вместе с тем язык не является непременным признаком, отличающим один народ от другого. На одном испанском языке говорят несколько различных латиноамериканских народов. То же самое можно сказать о норвежцах и датчанах, имеющих общий литературный язык. В то же время жители Северного и Южного Китая говорят на различных языках, но относят себя к одному этносу.

Каждый из больших литературных языков Европы (французский, итальянский, английский, немецкий) господствует на территории, лингвистически гораздо менее однородной, чем территория русского, украинского и белорусского народов (Л. Гумилев, 1990 г.). Саксонцы и тирольцы почти не понимают друг друга, а миланцы и сицилийцы не понимают друг друга совсем. Англичане Нортумберленда говорят на языке, близком к норвежскому, поскольку они потомки осевших в Англии викингов. Швейцарцы говорят на немецком, французском, итальянском и ретороманском языках.

Французы говорят на четырех языках: французском, кельтском (бретонцы), баскском (гасконцы) и провансальском. Языковые различия между ними прослеживаются с начала романизации Галлии.

С учетом своих внутриэтнических различий французы, немцы, итальянцы, англичане должны сравниваться не с русскими, украинцами и белорусами, а сразу со всеми восточноевропейцами. В то же время такие системы этносов, как китайцы или индусы, соответствуют не французам, немцам или украинцам, а европейцам в целом (Л. Гумилев, 1990 г.).


Все языки народов мира относятся к определенным языковым семьям, каждая из которых объединяет сходные по лингвистическому строю и происхождению языки. Процесс формирования языковых семей связан с обособлением различных народов друг от друга в процессе расселения человечества по земному шару. Вместе с тем в одну языковую семью могут войти народы, изначально генетически отстоящие друг от друга. Так, монголы, покорив многие народы, принимали чужие языки, а переселенные работорговцами в Америку негры разговаривают на английском.

Человеческие расы и языковые семьи. По биологическим характеристикам люди распадаются на расы. Французский ученый Кювье выделил в начале XIX века три человеческие расы - черную, желтую и белую.

Идея, что человеческие расы вышли из разных центров, утвердилась еще в Ветхом Завете: «Может ли ефиоплянин переменить кожу свою и барс пятна свои». На этом основании среди англоязычных протестантов была создана теория «нордического, или индоевропейского богоизбранного человека». Такой человек был возведен на пьедестал французским графом де Гобино в книге с провокационным названием «Трактат о неравенстве человеческих рас». Слово «индоевропейский» со временем трансформировалось в «индогерманский», а прародину первобытных «индогерманцев» стали искать в районе североевропейской равнины, входившей в то время в пределы королевства Пруссии. В XX в. представления о расовой и национальной элитарности обернулись самыми кровавыми войнами в истории человечества.

К середине XX в. сложилось множество классификаций человеческих рас - от двух (негроидной и монголоидной) до тридцати пяти. Большинство ученых пишут о четырех расах человека с такими центрами возникновения: Большие Зондские острова - родина австралоидов, Восточная Азия - монголоидов, Южная и Центральная Европа - европеоидов и Африка - негроидов.


Все эти расы, их языки и центры происхождения некоторыми исследователями соотносятся с разными исходными гоминидами. Предки австралоидов - яванские питекантропы, монголоидов - синантропы, негроидов - африканские неандертальцы и европеоидов - европейские неандертальцы. Генетическая связь тех или иных древних форм с соответствующими современными расами прослеживается с помощью морфологических сопоставлений черепных коробок. Монголоиды, например, похожи на синантропа уплощенным лицом, европеоиды сближаются с европейскими неандертальцами сильно выступающими носовыми костями, а широконосость роднит негроидов с африканским неандертальцем (В. Алексеев, 1985 г.). В палеолите люди были такими же черными, белыми, желтыми, как и в наши дни, с той же дифференциацией черепов, скелетов. Значит, межцивилизационные различия восходят к глубокой древности, к началу человеческого рода. К ним следует отнести и межязыковые различия.

Древнейшие находки представителей негроидной расы были обнаружены не в Африке, а в Южной Франции, в пещере Гримальди близ Ниццы, и в Абхазии, в гроте Холодный. Примесь негроидной крови обнаруживается не только у испанцев, португальцев, итальянцев, жителей юга Франции и Кавказа, но и у жителей северо-запада - в Ирландии (Л. Гумилев, 1997 г.).

Классические негроиды принадлежат к нигеро-кордофанской языковой семье, начавшей заселять Центральную Африку из Северной Африки и Передней Азии довольно поздно - где-то в начале нашей эры.

До прихода в Африку негроидов (фульбе, банту, зулусы) территорию южнее Сахары населяли капоиды, представители недавно выделенной расы, к которой относятся готтентоты и бушмены, принадлежащие к койсанской языковой семье. В отличие от негров капоиды не черные, а бурьые: у них монголоидные черты лица, разговаривают не на выдохе, а на вдохе и резко отличаются как от негров, так и от европейцев и монголоидов. Их считают остатком какой-то древней расы южного полушария, которая из главных районов своего расселения была вытеснена негроидами (Л. Гумилев, 1997 г.).. Затем много негроидов было перевезено в Америку работорговцам

Другая древняя раса южного полушария - австралоидная (австралийская семья). Австралоиды живут в Австралии и Меланезии. У них при черном цвете кожи огромные бороды, волнистые волосы, и широкие плечи, исключительная быстрота реакции. Ближайшие их родственники жили на юге Индии и относятся к дравидийской языковой семье (тамилы, телугу).

Представители европеоидной (белой расы, принадлежащие в основном к индоевропейской языковой семье, населяли не только, как сейчас, Европу, Переднюю Азию и Север Индии, но и почти весь Кавказ, значительную часть Средней и Центральной Азии и Северный Тибет.


Крупными по численности этнолингвистическими группами индоевропейской языковой семьи в Европе являются романская (французы, итальянцы, испанцы, румыны), германская (немцы, англичане), славянская (русские, украинцы, белорусы, поляки, словаки, болгары, сербы). Они заселяют Северную Азию (русские), Северную Америку (американцы), Южную Африку (выходцы из Англии и Голландии), Австралию и Новую Зеландию (выходцы из Англии), значительную часть Южной Америки (испаноязычные и португалоязычные латиноамериканцы).

Крупнейшим представителем индоевропейской семьи является индоарийская группа народов Индии и Пакистана (хиндустанцы, бенгальцы, маратхи, пенджабы, бихарцы, гуджары). Сюда же относятся народы иранской группы (персы, таджики, курды, белуджи, осетины), балтийской группы (латыши и литовцы), армяне, греки, албанцы..

Самая многочисленная раса – монголоиды. Они разделяются на подрасы, относящиеся к различным языковым семьям.

Сибирские, центральноазиатские, среднеазиатские, поволжские и закавказские монголоиды образуют алтайскую языковую семью. Она объединяет тюркскую, монгольскую и тунгусо-маньчжурскую этнолингвистические группы, каждая из которых в свою очередь делится на этнолингвистические подгруппы. Так, тюркские монголоиды делятся на булгарскую подгруппу (чуваши), юго-западную (азербайджанцы, туркмены), северо-западную (татары, башкиры, казахи), юго-восточную (узбеки, уйгуры), северо-восточную (якуты) подгруппы.

К сино-тибетской языковой семье принадлежит наиболее распространенный в мире язык - китайский (свыше 1 млрд человек). Его используют в письме северокитайские и южнокитайские монголоиды (китайцы или хань), существенно различающиеся между собой антропологически и разговорной речью. К этой же языковой семье принадлежат и тибетские монголоиды. Монголоидов Юго-Восточной Азии относят к паратайской и австроазиатской языковым семьям. К монголоидам близки также народы чукотско-камчатской и эскимосско-алеутской языковых семей.


Существуют еще подрасы, с которыми обычно соотносятся группы тех или иных языков, то есть система человеческих рас устроена иерархически.

К представителям перечисленных рас относятся 3/4 населения земного шара. Остальные народы принадлежат к малым расам или микрорасам со своими языковыми семьями.

На контакте основных человеческих рас встречаются смешанные или переходные расовые формы, нередко образующие свои языковые семьи.

Так, смешение негроидов с европеоидами породило смешанно-переходные формы народов афразийской, или семито-хамитской семьи (арабы, евреи, суданцы, эфиопы). Народы, говорящие на языках уральской языковой семьи (ненцы, ханты, коми, мордва, эстонцы, венгры), образуют переходные формы между монголоидами и европеоидами. Очень сложные расовые смеси сложились в северокавказскую (абхазы, адыгейцы кабардинцы, черкесы, чеченцы, ингуши народы Дагестана) и картвельскую (грузины, мегрелы, сваны) языковые семьи.

Подобное расовое смешение происходило и в Америке, только шло оно гораздо интенсивнее, чем в Старом Свете, и, в общем, не сказалось в языковых различиях.